Автопутешествие на Байкал и обратно с маленькими детьми

13.04.2018 | 42587 просмотров

Идея такой поездки родилась внезапно. Имеем за спиной небольшой опыт турпоходов и довольно острое шило в заднице, поэтому идея не показалась чересчур сумасбродной, даже имея двоих маленьких детей и беременную последними сроками жену.

Итак, состав участников:

1. Водитель, планировщик, закупщик и спонсор поездки 39 лет отроду Артём.
  2. Штурман, мама троих детей (старшую 15-летнюю дылду с переходным возрастом оставили дома), повар, психолог, любящая жена и бортпроводница Юлия 39 лет.
  3. Трехлетка Соня, наша ходячая эмоция, которой всё и везде надо.
  4. Полуторагодовалый Вовка, здоровый бутуз, в основном спокойный как танк, пока у него ничего не отбирают или не заставляют есть. Главная радость начала поездки то, что он стал проситься на горшок.

За год до того, уже планируя данное путешествие, а так же ввиду растущей семьи куплен наш первый семейный автобус Honda Stepwgn. Изучая отчеты о подобных поездках, решил морду авто покрыть жидкой резиной от сколов из спрея. На крышу авто установил багажник Inno, теперь места для вещей точно хватит. В него сложены: походная кухня, складной стол, походные табуретки-треноги, газовая печка, баллоны к ней, чайник, старый тюль (противомоскитная сетка), удочки и снасти, топор и канистра с 10 литрами резервного бензина. В задний багажник пошли спальники, самонадувающийся матрас, комплект постельного белья, средства от комаров: спрей и спирали, памперсы, веревка с прищепками. Взяли с собой все наши три термоса: чай, компот и просто горячая вода. Так же закуплено детское питание (половину привезли назад) и соки, сублимированная лапша, тушенка, несколько других консервов, семечки, цукаты с орехами, пирожки — необходимый минимум продуктов на случай остановок вне населенных пунктов, две шестилитровые бутыли технической воды и две питьевой. Очень помог, кстати, китайских монитор для мультиков, который решено использовать в случае крайней необходимости.

Решено, что гнать вперед смысла особого нет, ведь поездка на авто это уже и есть путешествие, которым нужно наслаждаться. Заранее запланировали ночевки в Хабаровске, Белогорске, где-то между крупными городами, Чита, Улан-Удэ, Иркутск. Конечной точкой путешествия решено сделать Ольхон. При этом нужно обязательно заехать в Листвянку. Очередность последних решили определить по обстоятельствам на месте. Гостиницы заранее не бронировал, оставив это дело на потом. Заранее узнали, что посмотреть в городах на пути следования, составили список достопримечательностей для посещения.

Конечно, с детьми было ехать страшновато, но решили, что справимся: гнать не будем, а горшок, игрушки, книжки и мультики помогут преодолеть трудности.

Перед дорогой впервые за пару лет сбрил бороду. Теперь можно ехать.

Итак, 16 июня 2017 года выехали, прокопавшись, вместо запланированных 10:00 в 11:30. Погоды стояли отличные, настоящее лето, совсем, кстати, не типичное для начала июня во Владивостоке. А в 13:30 мы уже обедали в кафе «У Полковника» за поселком Кировский. Два борща, четыре порции котлет с картошкой , компот и 770 рублей денег. Юлька моя готовит вкуснее.

Дети вели себя, можно сказать, отлично: Вовка спал по три-четыре раза, Софья по паре раз за перегон. Убаюкивает дорога. Очень помогли развивающие книги с наклейками, старшая много времени провела за ними. Книжки, машинки, конструктор Лего.

В 19:45 въехали в Хабаровск и на закат успели на набережную Амура у речного вокзала.

Въезжаем в Хабаровск.

Катер с дачниками возле речного вокзала. У нас на дачи на электричке ездят.

Закат на Набережной.

Хабаровск поразил нас широкими проспектами, чистотой, зеленью улиц, многочисленными скверами, цветниками. Дневная жара уже спала, настало самое комфортное время для прогулок, температура воздуха 28 градусов. Здесь же мы увидели, как пассажирские катера причаливают прямо в песок и из них сходят на берег дачники! На той стороне Амура, оказывается, расположен дачный массив, и хабаровчане ездят на них на катере, а не как у нас на электричке. Побродив по набережной, дав детям вволю напрыгаться на надувных батутах, вышли на Комсомольскую площадь к Успенскому Собору.

Собор Успения Божьей Матери.

Стела «Город воинской славы Хабаровск».

Как же здесь красиво! Смеркалось. Наши пустые желудки требовали еды, нужно было где-то спать, в общем, нам нужна столовая с вай-фаем. Первое рекомендованное кафе «В дрова» нас не устроило: мест не было, ждать не хотелось, да и детских кресел нет... К счастью, рядом нашлась пиццерия «Синьор Помидор». Заказав наскоро еду (830 руб.), срочно стал бронировать номер через букинг. Самый бюджетный вариант вышел 1800 руб. на окраине города. Наконец-то! Трехэтажное здание гостиницы в промзоне... Красные простыни, уют дома свиданий...

Мини отель Эконом, Хабаровск, ул. Горького 37.

Ну да ладно, уже не до выбора. Помылись. Дети отрубились сразу. Мы следом. К счастью, не было никаких ночных хождений по коридорам с криками, чего я, признаться, боялся. Итого в первый день пройдено 723 км.

17 июня. Утро. Доширак да хлеб с паштетом.

Первый завтрак путешественников.

Багажник укомплектован, готовы ехать.

За окном солнце, дымка и тополиный пух. Позавтракали и в путь. По пути нужно заехать в аптеку купить Соне антибиотик: еще дома она стала кашлять и Юля пыталась обойтись БАДами, не помогло. Пока я сидел с детьми в автобусе, Юля пошла в аптеку, но Сумамед без рецепта врача не продают! Юльке пришлось проявить весь свой талант переговорщика, чтобы заполучить его: ругань не помогла, только теплые слова и жалость как-то работают. Наконец, провизор вошла в наше положение и сжалилась над проезжими путешественниками.

Следующая остановка Биробиджан. Решили заехать в столицу Еврейской АО, благо крюк не большой. За окном пейзаж преимущественно лесной. Кое-где посадки. Сильно стали докучать слепни. Во время остановок они тысячами слетаются к машине. Сфотографировались на фоне стелы Биробиджан вдвоем, дети спали крепким сном. За окном 30 градусов и ни облачка.

Памятник первым переселенцам, Биробиджан.

Набережная реки Бира, Биробиджан.

Но полуденный зной и оводы не дали насладиться малолюдным пейзажем. Престарелая рыбачка Соня в каталке с удочкой и садком полным мелких гальянов оказалась разговорчива и поведала о своей ежедневной рыбачьей привычке.

Улов рыбачки Сони.

Прощевай, Бирабиджан. Едем дальше.

Памятная стела Москва—Владивосток.

Вечереет, и мы решили сделать остановку на большой поляне возле речки Дикан, это приток Буреи. Я не удержался, снарядил удочку, взял блесна и спустился к реке поудить рыбу. Но ни одной поклевки. Рыба не реагирует на приманку. Стали ощутимо покусывать комары. Ну да ладно, размялись, перекусили и едем дальше. Кстати, здесь же впервые увидели новый тип одуванчиков.

Одуванчики в сравнении: разница очевидна.

Крупный план местного одуванчика.

Проехали Бурейскую ГЭС. Грандиозное сооружение.

Только к вечеру второго дня Юля приноровилась распределять своё время между всеми. Все-таки одновременно быть мамой, бортпроводницей, беременной женой и штурманом сложновато, нужен навык.

На свороте в Белогорск Юлия нашла нам гостиницу через гугл карты. Усталость и позднее время не дает долго выбирать, селимся в первую работающую со свободными номерами.

За второй день пройдено 667 км. В 22:30 заселились. И сами незаметно для себя впервые пересекли часовой пояс, ибо местное время оказалось 21:30. То-то я удивился, что столовая при гостинице еще работает, хотя режим работы был указано до 22:00. Итак, номер 1800 руб. Ужин 680 руб. Спали в двухместном номере с отдельными односпальными кроватями, дети валетом и мы в обнимку всю ночь. Тесновато.

Стела Белогорск.

Односпальные кровати в двухместном номере гостиницы «Восток 2000», Белогорск.

18 июня. Завтрак 680 руб. Чтобы детям побегать, решили посетить с утра Городской парк культуры и отдыха с аттракционами и сосновым бором.

Парк, сосны, вид вверх.

Дети нагуливаются перед дорогой.

Нас, приморцев, он поразил в буквальном смысле. Такой красоты мы еще не видели: парк без подлеска, двадцатипятиметровые ровные строевые сосны в центре города. Почти на всех аттракционах мы были первыми, вместе прокатились на 40-метровом колесе обозрения. Все аттракционы стоят дешево. Для примера, колесо обозрения 70 руб. билет, а дети бесплатно. 750 руб. на развлечения с такими ценами не жалко. И да: гор в Белогорске НЕТ!

Тут же в Белогорске заехали в первую деревянную церковь. В итоге выехали поздно. Старт в 13:20. По дороге много венков в память о погибших. Бьются дальнобои, засыпают на дороге.

Первая и единственная авария по дороге.

Нужно ехать внимательно и к себе, при первых признаках сна в глазах за рулем нужно останавливаться, отдыхать или меняться за рулем. Амурская область вся распахана, сельское хозяйство процветает.

Едем вперед, не зная, где будем ночевать: городов по пути нет. Заранее прикидывал как варианты придорожное кафе с гостиницей. Ерофей Павлович? Может, заночуем на берегу реки в машине. Главное согласие в паре, любые трудности преодолимы в согласии.

Федералка. Отличная дорога, колоссальное вложение денежных средств... Вся она поднята на каменной отсыпке, устроены высокие и широкие рукава торможения. Каждые 100 км стоит вышка связи, так что мобильный интернет МТС медленно, но работает! И это на безлюдье.

К тому же примерно каждые 100 км встречаются отлично обустроенные стоянки отдыха. Эстакада, туалет, лавки со столиком, мусорки, и это все вдали от цивилизации. У нас в Приморье таких по пальцам пересчитаешь. Тем не менее, вечная мерзлота вкупе с суровыми зимами и жарким коротким летом сделали ее волнистой. Но крейсерская скорость 100-110 км/ч выдерживается вполне сносно. А вот если разогнаться сильнее, начинает ощутимо потряхивать. Периодически за сотни километров от любых населенных пунктов встречаются дорожные рабочие, которые что-то подправляют, подстригают, подкрашивают...

Всё меньше машин, часто можно ехать полчаса и не встретить ни одной. И да, фуры встречаются едва ли не чаще легковых авто. Началась наша двухдневная езда по безлюдным местам, за окном бескрайняя тайга, лиственницы, березы, болота, разнотравье. С периодичностью в несколько часов встречаются заправки и кафе-гостиницы с большими стоянками, платными душами и туалетами. Излюбленные места дальнобойщиков. ХуторОК один из них.

Парковка перед «Хуторком».

Фотография хозяина с Путиным на почетном месте. Шиномонтаж с втрое завышенными ценами на запаски. За 591 руб. получили бедра куриные с картофельным пюре и салат из морковки. Еда бюджетная, невкусная, но питательная.

Это царство лиственницы, березы тоже распространены, но гораздо меньше, а вот сосны в явном меньшинстве. Довольно часто встречаются сухие мертвые участки леса, это последствия низовых пожаров.

Наглядные следствия низовых лесных пожаров.

Двухсантиметровые оводы докучают сильно. Они везде. Разгоряченный автобус их моментально привлекает на редких остановках.

Постоянно наблюдаем сильнейшие ливни, которые как назло проходят стороной. Очень хочется освежить лобовое стекло от клякс размазанных насекомых. Стекломой не справляется. Температура за бортом доходит до 33 градусов.

В семь вечера проезжаем огромную развязку федералки. Отворот на Якутию. Трасса сделана с запасом на большой трафик. А мы одни. Сколько же тут денег затрачено... Грандиозно.

Вечереет, мы как раз проезжаем живописную речку с большой широкой прибрежной полосой. Решено, это и будет место нашей ночевки. Съезжаем под мост и обнаруживаем вагончик и рядом мужик. Здороваюсь, он довольно прост и дружелюбен. Опасности никакой не вижу, проезжаем к месту ночевки мимо. Выбираю место повыше и подальше от речки, Устанавливаю Степку на ночевку поровнее, ставлю кухню.

Наш лагерь на реке Большой Ольдой.

В конце крупно-галечного пляжа реки Большой Ольдой стоит машина и сидит рыбак. Иду узнать, что ловит. Вода в речке весьма мутная, течение быстрое. Как я узнал позже, речка стала мутной не так давно, просто выше по течению стоит завод, моют золото... Николай ловит чебаков. Клев обещают в сумерках. Как я понял, это типа нашей красноперки. Только речной. Снасть такая же. Предупреждает о том, что если ночью в верховьях реки пройдет ливень, вода может сильно подняться.

Начинают покусывать комары. Взял лопатку и пошел к лесу за червями. Сушь стоит страшная, земля очень суха. Под первыми же кустами на свежее мясо слетелся огромный рой комаров. Вот где я пожалел об отсутствии москитных сеток. Найдя три несчастных червячка, пулей выбегаю на простор к реке. Здесь ветерок и комаров в разы меньше. И да, спрей от комаров и оводов, купленный во Владивостоке, против них НЕ РАБОТАЕТ!

Река Большой Ольдой.

Оборвав грузило, возвращаюсь без улова на бивак. Температура воздуха упала до 15 градусов. Ужин готов, на ужин тушеная картошка и салат помидоры с огурцами. Москитные сетки не дают залететь вездесущим комарам. Фонарик подвешен над столом, еда вкусна, мы на полпути к мечте. Стемнело, и тишину ночи нарушает пение птиц. Мы были уверены, что ночью певчие птицы спят, а тут такой концерт... В этот день пройдено всего-то 585 км.

19 июня. С первыми лучами солнца в машине стало нестерпимо душно и жарко. На часах нет семи. На улице зябко, но солнце греет хорошо. Последние комары улетают в тень леса. Начинается идеальное время: комаров уже нет, оводы еще не прилетели. Оно весьма кратковременно. Завтрак: сублимированная лапша, чай. Едва закончив есть, обнаружили оживших оводов, которые с гулом стали набиваться в нашу кухню, которую я беспечно оставил открытой. Завтрак заканчивался спешной эвакуацией. Выехали в 8:24 утра.

Где-то впереди, как нам сказали, участок в 400 км без заправок. С собой везем в багажнике 10-литровую канистру на всякий случай. И, как и всю дорогу, полбака топлива — сигнал к заправке.

ННК безоговорочный лидер ДВ региона. Его современные заправочные станции закончились где-то в Амурской области. Следующая современная АЗС в Чернышевске. Но между ними не все так плохо: все-таки редко, но встречаются старенькие советские заправки с доисторическими заправочными колонками и дорогим бензином, примерно до пяти рублей на литр в гору.

За окном все тот же пейзаж, волнистая дорога, малое число автомобилей, преимущественно фуры.

Внезапно осознал, что у меня температура: стал быстро утомляться за рулем, стекленеть, хочется спать. Юля достала припасенные БАДы. Пару раз менялся с Юлей, пытался спать, все больше пребывая в забытьи. Тогда же поняли, что лучшее средство от сонливости за рулем — это СЕМЕЧКИ! Да, в машине на сиденье срач, но зато сон как рукой снимает. Тонус возрастает!!!

Здравствуй, Забайкальский край!

Заехали в часовню Николая Мирликийского Чудотворца, помощника и покровителя всех путешествующих. Часовня посвящена предпринимателю и депутату Иркутска Юрию Тену, находится на самой высокой точке одноименного перевала. Одинокая часовенка с покосившимся крестом и облагороженной территорией. Погуляли, размялись, отдышались и снова в путь.

Часовня Николая Мирликийского Чудотворца.

Вид с часовни им. Юрия Тена.

Перед Чернышевском природа изменилась до неузнаваемости: на смену глухой лиственничной тайге пришли лесостепи, а затем и степи. Полное отсутствие вездесущих досаждающих оводов. Ветер, степь и огромные стада коров, лошадей. Приволье! Температура 27 градусов, но духоты нет.

Перед заправкой в Чернышевске.

Заправились на следующей современной заправке Нефтемаркет уже в Чернышевске. Бензин 92 по 41 руб., против 39 в Амурской области ННК.

Очень хотелось есть и, конечно, остановились в первом кафе у дороги. Заведение заняло целиком деревянную избу.

Первая Позная.

В углу алтарь с изображением Будды, ленточки. Хозяйка бурятка традиционно немногословна и на расспросы Юли отвечает неохотно, а затем вообще резко обрывает не в меру разговорчивых гостей. Заказали позы (пуузы, бузы, буузы) и бухлер (суп с большими кусками мяса и крупно порезанные овощи). Казалось, ничего вкуснее я не ел. В кафе двое дальнобойщиков научили правильно есть позы: главное — не пролить бульон внутри ( точь-в-точь как хинкали из грузинского ресторана). Весь обед нам встал в 660 руб. Здесь же у заправки возле кафе 92 бензин уже стоил рекордные 43 руб./литр, хорошо заправили полный бак.

Впереди Чита! Чем ближе к столице Забайкальского края, тем дешевле топливо. Традиционные хутора бурят — это дом, а вокруг загоны скота: коровы, лошади, бараны. Держат до 1000 голов скота. Русские деревни выглядят серо и уныло, чувствуется нужда.

В Читу въехали уже в девятом часу. Решили поискать жилье тут же, через букинг. Нашли апартаменты (квартиру посуточно). 1800 за двушку со стиральной машинкой: грязное бельишко поднакопилось. Неприятно удивило отсутствие горячей воды, а я и не думал, что это нужно уточнять, так что мылись в тазиках. Ужинали дома, Юлька расстаралась. Спали с открытыми окнами, комаров нет! Позади за день 702 км.

С этого дня решил заказывать жилье за сутки. В Улан-Удэ заранее забронировал гостиницу за 1950 руб.

20 июня. Утром Юля удивила азербайджанскими завертонами: вареное яйцо, свежий огурец, брынза, зелень и все заворачиваем в лаваш. Пальчики оближешь!

Те самые азербайджанские завертоны.

Пока ждали арендодателей, собирались и наводили порядок, я вышел с детьми погулять на дворовую площадку.

Детская площадка перед домом.

Вовка покорил местную мамашку, принеся ей цветочек... Молодец Вован, знает подход к женщинам!) Стало жарко, 29 градусов, на небе ни облачка.

С утра поехали в местный парк Одора, детям нужно бегать. За пару часов облазили все танки, пушки и, конечно, аттракционы.

На входе в Одора-парк, Чита.

Виды с колеса обозрения, Чита, парк Одора.

А Сахарная вата и коктейли помогли покинуть парк без уже традиционного концерта «НЕХОЧУУУ!»

Заехали в офис арендодателя за залогом (они так и не приехали за ключом, и мне пришлось ножками самостоятельно ехать за залогом в 2000 руб.) и в путь. Навигатор Яндекс рулит! Впереди Улан-Удэ.

На выезде проехали самый дешевый бензин на АЗС Анторус — 36,10 руб.

Типичная деревня за Читой.

Всю дорогу степь переходит в лесостепь и обратно. Пейзаж совершенно нетипичный для Приморья. Здравствуй, Бурятия.

Здравствуй, Бурятия.

Только здесь впервые столкнулись с первым капитальным ремонтом дороги: восточная часть перевала — щебень, большое число спецтехники и дорожных рабочих, примерно 5 км протяженность. С вершины уже идеальный новенький асфальт. Где-то боком ходит туча с ливнем. Нам бы освежиться...

Ливни проходят стороной.

Бурятия поразила красотой ландшафтов. В местах пешеходных переходов на загородной трассе появились необычные столбы освещения с солнечными батареями и мини-ветряками. Плюс, естественно, разметка. Так же поразили старообрядческие деревни. «Край земли, Тарбагатай» писал классик. Это древние (по 260 лет) деревянные избы с разрисованными наличниками, очень ухоженные, похожи на игрушечные. Журавли-колодцы во дворах. Не чета замухрышным читинским.

Едем дальше и перед нами волшебная гора Омулевая в заходящих лучах солнца. У подножья Арка с краткой историей старообрядцев и дорожка на гору.

Подножье горы Омулевая.

А оттуда открывается завораживающая картина. Это место обязательно к посещению. Его красота не даст просто проехать, это очередной повод размять засидевшиеся косточки. Вершина вся увешана ленточками, в камнях монетки. Мы тоже бросили несколько.

Вершина Омулевой.

Виды с горы.

Река Селенга, вид с горы.

Улан-Удэ поразил красотой иллюминации торговых центров. Мост через реку Уду и мы в гостинице. Перед входом два больших пыльных туристических эндуро с европейскими номерами и огромными металлическими кофрами. Не без труда нашли место для парковки. Здесь куча иностранцев: китайцы, европейцы… Приветливый вышколенный персонал, ковры на полу и малюсенький номер без кондиционера, душно... На комфорте нельзя экономить. Сегодня проехали 627 км и попали в следующий часовой пояс. Местное время 22:00.

Ужин лапша. И спатеньки. Да, перед сном забронировал шикарные апартаменты с видом на реку Ангара в Иркутске, где решено передохнуть с дороги и хорошо отоспаться лишний денек.

21 июня. Завтрак включен в стоимость номера. Поели и на осмотр достопримечательностей. Прямо под боком Одигитриевский собор 1741 года постройки.

Одигитриевский собор.

Это первое каменное здание Верхнеудинска, как тогда назывался город.

Арбат в Улан Удэ.

Затем музей истории Улан-Удэ. 100 руб. с человека, дети бесплатно плюс 200 руб. экскурсовод. Молодой бурят провел очень интересную экскурсию. Как приятно беседовать с душевными, умными, увлеченными людьми!

Тематическая карта Байкала.

А солнце жарит не на шутку, 35, однако! Погуляли по центральной пешеходной улице, поели позы. 46 руб. штука. Очень вкусно!

Триумфальная арка «Царские ворота».

Обнаружили старые бревенчатые деревянные дома, чешуйчатый дом.

Старые вросшие в землю деревянные дома в диковинку .

Улан-Удэ хорош, нужно на обратном пути еще погулять, съездить в центр буддизма России Иволгинский Дацан. А сейчас пора в путь, нас ждет Иркутск! Навигатор рисует семь с лишним часов ходу при каких-то 460 км.

Дорога на выезде из Улан-Удэ долго идет вдоль Селенги.

Примерно через час с небольшим остановились возле Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря.

Стены и башни Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря.

Проезжая башня монастыря.

Церковь внутри монастыря.

Половина крепостной стены и западная башня в лесах. Центральная крепостная башня с воротами отреставрированы. Архитектура древняя. Монастырь действующий. Строительство начато на месте Никольской деревянной церкви 1675 года. Строительство начали в 1681, закончили в 1685 году. Он еще старше Одигитриевского собора, таких древностей мы еще не встречали... Атмосфера величественная. Прониклись. Едем дальше.

Из наблюдений поделюсь обилием церквей, куполов и соборов во всех крупных городах начиная с Хабаровска. На въезде буквально в каждый населенный пункт по пути нашего следования деревянный крест, символ православной веры. Их (кресты) ставили еще казаки первопроходцы в знак принадлежности поселения русскому царю. С тех пор обычай этот здесь почитаем и свято сохраняется. Кресты везде. Нижняя косая перекладина православного креста символизирует двух преступников, что висели по сторонам Христа распятые. Одного Исус благословил, и он пошел на Небо, другой хулил Христа и отправился в Ад. На обычных церквях косая перекладина, а на Соборах вместо перекладины полумесяц: это лодочка или колыбель младенца Исуса. Кстати, имя Исус — дораскольное, древнее, после реформ середины XVII века Христа стали звать Иисусом на греческий лад. Множество раскольников после гонений осели в этих метах. И сейчас они не вывелись.

Скоро дорога пошла вдоль Байкала.

Вот он, наконец, Байкал-батюшка.

Слева величественные пики гор хребта Хамар-Дабан в снежных шапках (позже они совсем растают), справа Море Байкал, как его здесь называли первопоселенцы. Противоположный берег виден вдали. Сейчас три с лишним часа ехать вдоль Байкала.

Поселок Култук.

Еще немного и мы в Слюдянке. Крупный поселок, транспортный узел железной дороги. Здесь впервые купили местную гордость и достояние — ОМУЛЯ горячего копчения. Запах, я вам скажу, на всю машину. Хорошо, дети спят.

Проехали Култук, и дорога резко пошла вверх. Впереди горный серпантин.

Теперь едем по настоящей сибирской тайге. Нас окружает настоящий строевой лес: 20-метровые ровнёхонькие сосны и настоящие белоснежные березы, реже лиственница. Долгие и затяжные перевалы с обилием едва ползущих фур. Хорошо автобус низко летит и управляется очень хорошо. Перегрузки все пассажиры выдержали хорошо.

Традиционно на закате въезжаем в Иркутск. Очень красиво. Это зеленый город мостов, красивейших деревянных домов, парков и куполов.

Квартиру нашли быстро. Яндекс-навигатор работает на отлично. Заселились. Высыпали все на балкон: вид из окна отличный закат. Нам всё очень нравится.

А из нашего окна...

22 июня. Сегодняшний день решено посвятить осмотру Иркутска.

Типичный образчик иркутской улицы.

Памятник основателям Иркутска.

Собор Богоявления Господня.

Храм Казанской Иконы Божьей Матери.

Сколько здесь вросших в землю старых деревянных домов! Одновременно нигде не видели столько! Начали с одетой в гранит набережной Ангары с памятником русскому императору Александру III, затем краеведческий музей с занудными бабками-смотрителями, Соборы и Церкви, коих здесь великое множество, они видны с любой точки, ну и ледокол «Ангара» на закуску.

Ледокол «Ангара».

На корме «Ангары».

Смотритель ледокола, хриплый дядька, очень нам обрадовался и расстарался для нас с экскурсией. Это, оказывается, самый старый сохранившийся ледокол в мире, 1900 года постройки. Здесь же на набережной Ангары дети с удовольствием занырнули на батутики. Вкуснейшее мороженое в тридцатипятиградусную жару очень кстати. Здесь же я наконец-то зашел в воду — студеная она очень. На обратном пути сделали небольшой крюк и мы возле Ажурного дома. Это настоящий шедевр деревянного зодчества. Нам всё очень понравилось.

Ажурный Дом.

Там же, но другой ракурс.

Теперь домой кушать и спать. Да, воду из-под крана в Иркутске можно и нужно пить: она прямо вкусная. Добывают ее с глубины 400 метров в озере Байкал.

23 июня. На этот день решено ехать на курорт Листвянку, конечно, через Тальцы.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы заслуживает отдельного рассказа. Сказать, что он нас впечатлил, ничего не сказать. Он расположен в сосновом бору. Всё начинается с примитивных образцов строений местных народностей до прихода русских, затем охотничьих зимовий русских промысловиков, припасников, устройство ям на зверя. Каскад водяных мельниц.

Потом попадаем на казацкую улицу с домами с малюсенькими окнами-бойницами и надворными постройками, полностью реконструированным бытом казаков-переселенцев. Простые крестьянские дома ничем не уступают казацким, а за счет больших окон еще и выигрывают у первых.

Потом попадаем к Илимскому острогу. К слову сказать, все деревянные здания музея — это не новодел. Их собирали со всей области. Все постройки настоящие разобраны, перевезены сюда и вновь собраны. Например, Проезжая башня Илимского острога вместе с Казанской церковью, построены в 1667 году. Но при строительстве Ангарского каскада ГЭС село Илимск попало в район затопления. Спасская башня и Казанская церковь из острога были перевезены в Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Илимский острог — замечательный образец деревянного зодчества русских мастеров, достойная достопримечательность России.

Проезжая башня Илимского острога.

Казанская церковь, башня Илимского острога.

Замене подвергались только нижние венцы, сгнили они, конечно, за 350 лет... Проезжая башня Илимского острога — визитная карточка Тальцов. Подходя к ней, услышали мужское хоровое пение. От него, да в таком месте, я испытал невероятные эмоции. Как будто мои предки внутри меня ожили. Мурашки по коже. Зайдя внутрь Башни, мы увидели троих мужчин, ряженых в казацкие одежды. Это ансамбль «Ло́дья», исполняют древнерусскую народную и богослужебную музыку. Внутри башни прохлада и очень легко дышится. На улице пекло страшное. Да и акустика великолепна. Насколько все-таки хорош деревянный дом: дышится всегда легко, летом прохлада, зимой тепло. Мудрые наши предки. Аудиодиски увезли с собой сувениром. Провели в Тальцах мы четыре часа. В завершение, к радости ребятни, мы зашли в контактный зоопарк, расположенный здесь же. В общем, впечатления на всю жизнь.

Лужайка клевера.

Еще немного и мы в Листвянке. Здесь дышится значительно легче. Как мы узнали впоследствии, здесь летом всегда температура ниже на 10 градусов, чем в Иркутске: освежающее дыхание Байкала. За окном 22 градуса! Без труда нашли наш отель «Байкал Хан Листвянка». Сонных детей на руках по одному я перенес из машины в прохладу номера.

Наш номер в отеле «Байкал Хан Листвянка».

3500 руб. сутки, самое дорогое жилье во всем путешествие. Но оно того стоит. Хотя бы за дизайн, который захотелось воплотить у себя дома. Сочетание крашеного дерева, дизайнерских обоев, светлого кирпича и обилия декора — очень уютно и стильно. Отель совсем новый. Не реклама)

Стойка регистрации отеля.

Столовая-кухня отеля.

Сразу решили здесь провести еще денек, но все оказалось занято. Ну да ладно. Завтра тогда едем на Ольхон, как и планировали ранее.

Наконец дети проснулись. Хочется шашлыка. Решили поехать на машине разведать обстановку и найти кафе с мясом. Впервые с начала поездки, не считая ночевки на речке, мы накинули кофточки. Решено ехать в конец курорта, попытать счастья. Дорога идет вдоль побережья: справа Байкал, слева кафешки, магазины, гостиницы и бары.

Набережная улица Горького, Листвянка.

Пешеходная туристическая улица. Очень много иностранцев. Все очень чисто и на хорошем уровне. Весьма многолюдно. В самом конце дороги, практически в тупике, слева от дороги в редком сосновом бору на косогоре видим многочисленные деревянные беседки со столиками и внизу у дороги одинокий горец с шашлыками и небольшим магазинчиком. Заказываем, занимаем место в беседке и предвкушаем сочное мясо. Дети бегают по травке, радуясь приволью, а мы переживаем, как бы не упали: склон довольно крут. Тут нарисовывается хозяин беседок, и мы как миленькие платим аренду в 300 руб. Скидок многодетным не предусмотрено). По нашей просьбе шашлычник жарит на шампуре нам нашу же картошку, очень удивился этому и денег не взял. Прохладно. 18 градусов. Едем спать.

Отель шикарен. Все добротное, кровати удобные и широкие. В номере красиво и уютно. Нам очень нравится. Спали без задних ног.

24 июня. Утро. Завтракаем и снова в путь. В Листвянке решено посетить Нерпинарий и пик Черского.

Нерпинарий находится на нашей же улице у дороги. Представление очень веселое, зажигательное, все в восторге. Потраченных денег не жаль. Фотографирование запрещено.

На пик Черского ведет канатная дорога 600 руб. за двоих, дети бесплатно. С верхушки открывается прекрасный вид на Байкал и поселок Байкальск. Отстояли небольшую очередь на видовую площадку. Фотографировала нас китаянка.

На обратном пути хватились, что Вовка потерял ботиночек. Он сидел в кенгуру и на землю не спускался. Дважды обошел везде — безрезультатно. Закусили наверху в блинной. Блины маленькие, но вкусные 840 руб. на толпу. Хорошо, что сгоряча не выбросил второй ботинок: внизу на подъемнике работник вернул нам потерю.

Чтобы проехать на Ольхон, нужно сначала вернуться в Иркутск, а затем по другой дороге ехать еще 3 часа 20 минут до парома. Навигатор рисует почти шесть часов пути с Листвянки до Хужира, поселок в центре острова. Но до парома по моим подсчетам ехать часов пять, не больше. Ну да посмотрим, может удастся приехать раньше.

Когда проехали Иркутск, я непредусмотрительно выключил навигатор, решив, что здесь одна дорога. Едем-едем, и тут меня начинают терзать смутные сомнения, что мы сбились с пути: дорога стала очень сильно волниться, ехать быстрее 80 уже никак не получается, машин все меньше, интернета нет, навигатор не грузит. Принимаю решение разворачиваться и ехать в обратную сторону искать пропущенный поворот. В Баяндае появляется интернет, грузится карта, и мы как раз видим широкий поворот с указателями, который мы проскочили.

В итоге потеряно 80 минут и пройдено лишних 100 км пути. А за окном сосновая тайга постепенно переходит в лесостепь, а затем в степь. Она довольно пустынна, но очень колоритна. Здесь открываются совершенно необычные для нас монгольские пейзажи.

Зачарованные пейзажи Тажеранской степи.

Одно из соленых озер Тажеранской степи.

Еще степи.

Тажеранские степи изолированы от приангарских обширным таежным пространством. Это самое северное местонахождение степей дауро —монгольского типа в Восточной Сибири. Здесь сохраняется особый засушливый микроклимат и древний доледниковый растительный мир. Ботаники определили 58 видов эндемичных растений. То тут, то там виднеются каменные останцы, напоминающие каких-то идолов, озера, деревьев и даже кустарников практически нет, настоящий монгольский пейзаж.

Ну вот и переправа на Ольхон, о которой много прочитано страшилок: будто бы машин, желающих попасть на остров, великое множество, и вследствие этого многокилометровые очереди на паром, в которых люди проводят по полдня. Следуя рекомендациям, нужно ехать в будни, чтобы избежать паломничества иркутян на выходные, но мы едем в субботу!

Я обгоняю все попутные машины, которых, к слову, практически нет, ибо знаю, что все они едут туда же, в эту злосчастную очередь. Обсуждая с Юлей перспективу простоять много часов в очереди в очередной раз удивился ее выдержке, у нее один ответ: главное мы все вместе, вода и перекус есть, прорвемся. Приезжаем на паром и... мы первые в очереди. Её нет! Мы видим отплывший 10 минут назад паром и прибывающий через 10 минут следующий, «Ольхонские Ворота». К моменту погрузки накопилось на причале 5 машин. Как мы выяснили, еще не сезон: 24.06 еще рано, и паломничество будет позже, в конце июля. И еще главное: паром абсолютно бесплатный!

Расписание паромов 2017-2019 г.г.

Наш паром на подходе.

30 минут и мы на другой стороне. Солнце село. Сумерки. Ехать до Хужира 40 минут. Дорога отвратительная гребенка. Пылища страшная. Едем искать гостиницу. Заезжаем в первую приглянувшуюся, «Караванка». 3000 руб. простейший деревянный домик-будка с верандой, туалетом и душем, двумя узкими шконками в номере и одной пошире на веранде. Есть негде, кафе на территории нет, только кухня для самостоятельной готовки. После номера в «Байкал Хан Листвянка», мы решаем, что это очень дорого и под предлогом отсутствия кафе, решаем прокатиться поесть и посмотреть что-нибудь еще. По пути встретили огромный стилизованный под острог гостиничный комплекс с соответствующим названием «Байкалов Острог». Номера в домиках из соснового бруса. Стойка регистрации, вышколенный приветливый персонал. Двухкомнатный номер 7200 руб./сутки. Спасибо, не подходит. В Хужире не без труда в поздний час находим Позную. Мы единственные посетители. Здесь самые дорогие позы: 50 руб. штука. Зато с голодухи они самые вкусные! Дети устали, немного капризничают и клюют носом. Итого 680 руб. ужин. Возвращаемся в нашу бюджетную «Караванку».

25 июня. С утра вскипятив чайник на общей кухне и заняв одну из беседок, завтракаем лапшой из пачек с тушенкой. Юля между дел влезает в куст крапивы, похожей на нашу полынь, которая очень больно жалит. Сразу появляются волдыри. Но есть хорошая новость: они проходят через 10 минут.

Местная жгучая крапива.

Панорама Караванки.

Немного справочной информации: крупнейший остров озера Байкал.

Длина острова — 73,5 км, ширина — до 15 км, площадь — 730 км². Постоянное население — 1682 чел. (на 2017 год). Расстояние от Иркутска по автодороге — 256 км. Отделён от материка проливами Малое море и Ольхонские ворота. К востоку от острова находится глубочайшее место Байкала — 1642 м. Территория Ольхона вместе с прилегающими островками входит в Прибайкальский национальный парк. Русифицированное название Ольхон происходит от бурятского слова «ойхон» — «лесочек» или «немного лесистый», поскольку леса занимают немногим более трети поверхности территории острова.

Итак, сегодня решено ехать на мыс Хобой, это крайняя северо-восточная точка острова. Там же где-то находим место и становимся на бивак. По пути, конечно, заезжаем на Шаманку. Это жемчужина Байкала, место силы. Мыс Бурхан — самая популярная достопримечательность острова Oльxoн и озера Бaйкaл. Эта необыкновенная скала издревле свято почитается коренным населением острова, посетить это место едут люди со всего мира. Это великолепное творение Бaйкaла имеет много названий: мыс Пещерный, мыс Шаманский, скала Шаманка, мыс Бурхан. Исторически первым было название мыс Шаманский, Шаманка. После вытеснения шаманизма буддизмом появилось и новое название святого для верующих бурят места — Бурхан (по-бурятски «Ойхон-эхэ-бабай»). В настоящее время мыс имеет статус государственного природно-исторического памятника. Шаман-скала одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась камень-храм), стала своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Бaйкaла: без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Бaйкaле.

В Хужире купили черешни, дети в восторге. По пути встретились самые колоритные туристские авто: два одинаковых стареньких москвича с байдарками на крышах, с прицепом, да еще все в наклейках.

Хиппи-путешественники.

Пешеходная дорога к Шаманке.

Шаманка, мыс Бурхан, о. Ольхон.

Сарайский пляж за Хужиром.

Столбы сэргэ у места поклонения возле мыса Бурхан.

При свете дня осмотрелись. Первые впечатления от острова — это большая Шамора! Кругом песок: дороги, берег, земли нет, один песок и скалы. За Хужиром начинается лиственничный лес. Вот и шаманский угол, мыс Бурхан. Деревянные истуканы все повязаны разноцветными лентами. Волшебные виды скалы Шаманка и куча туристов с фотоаппаратами. Здесь вообще перевязанные ленты встречаются повсеместно. На выходе лавка с сувенирами. Отоварились на рекордные 2650 рублей.

Пенёк...

По пути на наше место стоянки встретили настоящих яков.

Сэргэ — столб для коновязи. Установление сэргэ имело символическое значение: это моя земля, это место имеет хозяина. Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека — в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, «ибо пока стоит сэргэ — жива семья». Нельзя было разрушать сэргэ, пока оно само не придет в негодность. Сэргэ символизировало «древо жизни», «мировое дерево», объединяющее три мира. На столб наносились три кольцевых канавки. Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя — для лошадей обычных земных людей, нижняя — для лошадей представителей подземного мира. Сэргэ встречаются на бариса, вблизи дорог и у юрт.

Едем дальше. Дорога ведет через лес к другому поселку поменьше. Это улус Харанцы. Там обед из традиционных поз, которые, кажется, просто не могут надоесть. Дорога переходит в степь, затем опять в лес, где мы натыкаемся на кордон. Дальше проезда нет. Во-первых, нужно было заранее в Иркутске брать разрешение на посещение Прибайкальского национального парка. А сейчас в связи с пожароопасной обстановкой дальше кордона проехать нельзя. Запрещается установка палаток, разведение костров. Вот уж приехали... Ну, не обратно ж в Караванку нам ехать. Делать нечего, разворачиваемся и едем обратно.

Дерево-бык возле кафе в поселке Харанцы.

Заезжаем в ближайший поворот направо, спуск и мы на берегу озера, на отличном пикниковом месте. Но нужно его еще отбить у коров, которые как раз сюда пришли на выпас.

Пустынный пляж.

Я в нерешительности, Юлька же с пузом на седьмом месяце беременности с криками принялась выгонять коров. Я на подмогу со шлепками в руках для острастки. Стучу ими друг об друга. Коровы испугались нашего напора и отступили с миром. Полянка у нас шикарная: она выше уровня Байкала на четыре метра, крутоватый спуск, зато она имеет оборудованное место под костер, умывальник прибит на дерево, веревка натянута для сушки белья.

Наш лагерь на Ольхоне.

Вот уж повезло так повезло. Ближайшая палатка соседей находится за сто метров, и ее не видно за изломом горы. Пятнадцать минут и кухня стоит, мебель расставлена, чайник на плите. Иду рыбалить, дети со мной. Раздобыл Вовке удочку из хворостины, привязал веревочку. Сын доволен, Соня тоже. Рыбачат по очереди. Потом эта хворостина очень пригодилась отгонять коров, которые в этот день еще предприняли попытку отвоевать плацдарм. Очень они боятся свист хворостины в воздухе. Температура воды в Байкале градусов 11. Студеная вода. И прозрачная. Рыбы я не поймал, зато выхватил из воды Вовку, который залез по колено, спасая папкино пиво в полторашке, которое норовило уплыть. Дожил!)

Рыбалка в разгаре.

Мистический момент заката на Ольхоне.

Наступил вечер. Наплевав на запреты, в соседних лагерях зажглись костры. Мы тоже жарим на сетке курицу с картошкой. Душевно.

26 июня. С утра на завтраке заметили местных сурикатов. Это длиннохвостые суслики. Они встают на задние лапки, а при опасности сразу прячутся в свои норки-ходы, коих, как оказалось, вокруг великое множество.

Логово суслика.

Вот он, суслик!

А сверху их высматривают орлы. Теперь я понял, почему здесь столько хищных птиц. Воду для питья брали в магазине, а техничку из озера. Хотя многие берут и питьевую из Байкала.

Лиственницы составляют 90% деревьев Ольхона.

На второй день все-таки мне суждено было искупаться в озере. Ветер раздул боковую волну, и моя наполовину полная полторашка уплыла. Я побежал искать ее вдоль пляжа и нашел ее плывущей в двадцати метрах от берега. После коротких раздумий об экологии и судьбе последнего пива, я раздеваюсь догола (ближайшие люди метров за 500 от меня) и плыву. Вода ледяная. Жесть. Пиво спасено, экология не нарушена. Я мокрый, довольный, иду, обсыхая на ветру.

После обеда приехала машина с пожилой супружеской парой. Они из Иркутска. Как оказалось, они много лет подряд ездят на это место. Не нашли ничего лучше, как встать поодаль от нас метров за 60. Мне показалось, они целый час ставили свою походную кухню. То-то было их удивление на следующий день, когда мы собирали свою за 5 минут.

Еще днем я съездил в поселок и привез бутылку 5-летнего коньяка «Гугули» и вечером после захода солнца, положив детей спать, мы с женой ещё долго сидели у костра.

Чайка очень удачно попала в кадр.

27 июня. Вторая ночь прошла хорошо. После зарядки я таки решил искупаться в Байкале. Бодрость моментальная! После, позавтракав, мы потихонечку стали собираться в дорогу. Жена вышла из леса с полными руками лиственничных молодых шишечек. Сказала, что будет варить из них бешено полезное варенье. Интересно, что получится в итоге.

Шишки лиственничные.

Выехали сразу после обеда. Еще по пути на Ольхон, в степи, приметили цепь озер вдоль дороги. Заехали. Это Тажеранские минеральные озера,

расположенные цепью в северо-восточном направлении в продольной долине на 93-95 км дороги. Наиболее крупное Дабахтай-Нур — «соленое озеро» (ширина 0,5 км, глубина до 3 м). На берегах — соленая грязь с заметным сероводородным запахом. Раньше в соленых озерах добывали сульфат и вывозили его для стекольного завода в Улан-Удэ. Эти озера известны как целебные и используются местным населением для лечения, хотя специальных гидрохимических исследований не проводилось. Мы купаться не стали.

К вечеру без происшествий были в тех же апартаментах в Иркутске. Ночевка все те же 1800 руб. Хозяйка вернула забытые дорогие часы. Я поменял масло в двигателе хонды. А на Юльке стирка, варенье.

То самое целебное варенье.

Дети же целый час смотрели мультики, соскучились по цивилизации. С вечера забронировали в Улан-Удэ квартиру.

28 июня. Конечно, ночевка в машине не сравнится по комфорту с полноценной кроватью: земля и небо. Хорошенько отоспались, отлежались. После завтрака хотели поехать на батуты, детей выгулять перед дорогой, но начался дождь и мы сразу двинули в Улан-Удэ. Где-то перед перевалами страшно заскрипели задние колодки. В Слюдянке заезжали в несколько магазинов запчастей и в сервисы, нет у них в каталоге моей машины Honda Stepwgn 2013 год кузов RK2. Поскрипели дальше, надежда на крупный город Улан-Удэ. По пути звоню товарищу во Владивосток, чтобы он по каталогам нашел этот злосчастный номер задних колодок. Помог. По пути во время остановки в лесу наткнулись на заросли дикой жимолости. Только-только начинают спеть ягоды. У нас в Приморье в это же время она уже отошла.

Дикая жимолость.

Заселились в столице Бурятии вечером. Квартира с хорошим ремонтом 1600 руб. Колодки отставил на следующий день.

29 июня с утра завез Юлю с детьми в центральный парк с аттракционами, а сам поехал в магазин автозапчастей. И, о чудо, первое же место, куда я приехал, оказалось автомобильным рынком, а место для парковки как раз осталось возле шиномонтажки. Паркуюсь, узнаю, что колодки они меняют, и иду покупать их. В первом же ларьке их не оказалось, но парень подсказал мне, где они есть. Продавец был рад мне их продать, так как они уже год валялись у него невостребованные. И заплатил я за них дешевле, чем во Владивостоке. Итог 2000 руб. с заменой.

Памятник беркуту.

К тому времени, когда я приехал за семьей в парк, время уже подходило к обеду. Кстати, все мосты через реку Уда украшены фигурами воинов бурятов.

Все мосты Улан-Удэ под вооруженной охраной.

Времени уже не оставалось, и мы, вместо экскурсии в центр буддизма России Иволгинский Дацан, едем в Читу.

Немного предыстории: еще по дороге на Ольхон, обсуждая обратную дорогу, Юля была расстроена, что мы поедем по одной и той же дороге Р-258, и я решил поискать другой путь. Яндекс-навигатор упорно выдавал тот же путь, хотя по карте я видел, что есть другой и он, похоже, короче по километражу. Мне на помощь пришел Гугл-навигатор. Он-то и повел меня неизведанным путем, через Онохой, Заиграево и Ильинку. Соединяются две трассы после Петровск-Забайкальского. Выигрыш по расстоянию составил почти 50 км. Но это в теории, на практике все получилось с точностью до наоборот.

Сначала вполне приличный асфальт, но постепенно дорога стала сужаться: асфальтовое покрытие разрушилось по краям, и я ехал посередине. Машин стало мало. Очень мало. Начали попадаться грузовики с породой, с которыми расходиться на узкой дороге то еще удовольствие, ведь приходилось обоим съезжать на бровку. Затем плохонький асфальт кончился совсем, и началась грунтовка. Скорость ощутимо упала до 60 км/ч. Пыль столбом, но благо машин стало еще меньше. Проехали несколько маленьких тихих деревушек. Прощай, Бурятия, мы въехали в Забайкальский край.

Ну вот, наконец, и Петровск-Забайкальский. К этому городку мы заехали с заднего двора: сначала появился очень разбитый асфальт с многочисленными выбоинами, затем дорога немного улучшилась. Проехали пятиэтажную застройку, и перед нами на возвышении наша трасса Р-258! Ура!!! Это как попасть в другой мир. Насколько она идеальна! Скорость снова легко 120. Едем дальше. На глазном источнике остановились в кафе. Котлеты с картошкой наше все. Набрали целебной воды из источника и едем дальше.

Немного о наших наблюдениях за детьми: всё наше путешествие они не воспринимают как что-то временное. Они просто живут сейчас, ничего не ожидая. Настроение у них разное. Им вдвоем, конечно, веселее, нежели бы ехал один ребенок. Они постоянно между собой общаются: играют, что-то делят, смеются, дерутся. Их настроение очень зависит от нашего взрослого общения друг с другом. Во время дороги стараемся их чем-нибудь завлечь, например: «смотрите какой поезд с вагонами!» Так же повторю, что у нас с собой два конструктора, машинки, книжки с наклейками, просто книжки с картинками, мультики.

В Читу въехали засветло, кое-как нашли парковку возле дома. В магазине на первом этаже дома купили хлопьев с молоком для детей. В этот раз с горячей водой повезло, стоял бойлер. С балкона многоэтажки открывался вид на реку. Здесь мы и ужинали вдвоем после отбоя детей.

30 июня с утра в Агору-парк желания особо ехать не было, так что решили просто прокатиться по городу. Тем более закончились салфетки и нужно в магазин. Но не тут-то было: обыкновенные салфетки-дергушки в обычном магазине не купишь, этого барства тут нет. Едем в хозяйственный. Попадается Фикс Прайс, магазин низких цен, где все товары по 50, 100 или 150 руб., и при этом довольно большой ассортиментный ряд товаров. По мелочи набрали на вполне приличные 1850 руб. На выезде из города проехали мимо танкового училища, насчитав более 20 танков.

Танковое училище — кузница офицерского корпуса.

С трудом узнаем окружающую местность: две недели назад здесь везде была жухлая прошлогодняя трава и только распаханные поля без всходов, а сейчас свежая зелень повсеместно. Это сибирское короткое лето.

Чем дальше от Читы, тем дороже бензин. Запланировал заправку в Чернышевске, но не доезжая его, чуть в отдалении, найдена заправка Роснефть с бензином на 3 рубля дешевле, чем в округе.

Следующая заправка на старенькой АЗС на повороте в Амазар, с прошлой заправки на Роснефти проехали 467 км. 680 км всего за сегодня. Сегодня ночуем на большой парковке АЗС. Здесь уже встали на отдых две большие фуры.

1 июля. Утром проснулись сразу, как стало жарко в машине. Еще только начало восьмого утра, как раз есть еще час, пока комары улетели, а оводы еще не прилетели. На деревьях, похожие на иней, горят на солнце крупные капли росы!

Росное утро.

А мы работаем как команда, роли давно распределены: Юлька занимается детьми, а я ставлю походный стол, стулья, ставлю чайник, вместе заправляем сиденья и завариваем лапшу.

Наш дом на колесах.

Завтрак на заправке.

Что бы мы без нее делали. Тайм аут насекомых окончен, и мы отработанными движениями все раскладываем на исходные места и в дорогу!

Обедаем в придорожном кафе. Путешественники быстро завязывают знакомства, и здесь мы знакомимся с семьей из Благовещенска, которые возвращаются домой из Новосибирска, где гостили у друзей. Они на стареньком Опеле типа Ипсума. Муж, жена и трое детей (12, 8 и 6 лет) заказали по борщу с хлебом. Едут практически без остановок. Спят все время в машине (как они там все помещаются?), потому что придорожные гостиницы до́роги. Сегодня вечером уже будут дома. Между собой поняли, что мы едем очень в хороших условиях, спим, вытянувшись во весь рост, даже если ночуем в машине. Вот главное преимущество автобуса!

Только сейчас в полной мере стали пользоваться придорожными оборудованными площадками для отдыха. Как я писал выше, они расположены в среднем через каждый час пути. За время дороги заметили, что лучшее решение по преодолению детских капризов в пути, это и есть остановка. Здесь дети могут побегать и размяться. Итак, теперь мы становились в круг и устраивали зарядку. Потом бег наперегонки, потом я подбрасывал их по очереди вверх. Вот восторга-то было! 15 минут активности дают спокойствия на пару-тройку часов. Сегодня ночуем в Белогорске.

Квартиру арендовали прямо возле парка с соснами и вечером мы там. Белогорцев полный парк, все с детьми, на некоторые аттракционы даже очередь. Но детям главное надувной городок — батутик. На закате появилась мошка. Поели мороженое и домой кушать и спать. Вода из-под крана идет мутная, желтая, но без запаха. Особенно большая разница с прозрачной покупной.

Вода из-под крана в Белогорске для сравнения с покупной.

Сегодня мы проехали 778 км.

На 2 июля каша на завтрак. Решили заехать по пути на минеральный курорт Кульдур, туда пять часов ходу, это уже Еврейская АО. С балкона шестого этажа, смотря сверху на нашу машину, заметил, что багажник на крыше сместился и встал боком. Чтобы исправить это, его пришлось полностью разгрузить. Предположил, что это могло произойти из-за перевеса: все-таки, положа руку на сердце, думаю, что там не 50 килограмм, а больше. Наверное, все 60 есть. Слава Богу, он не отвалился где-нибудь на повороте, и я вовремя заметил это. Исправил. По пути на выезд из города заехали к памятнику вежливым людям. Сфотографировались.

За горами, за долами, за дремучими лесами, за глубокими озерами, за горными реками лежит прекрасная страна. Там от края до края стоит могучий лес, и бродят в нем диковинные звери, и вьют гнезда невиданные птицы. Высоко в небо поднимаются горы, а в горах тех спрятаны бессмертные сокровища. Но самое главное богатство той страны — живая подземная вода, которая лечит болезни все возможные, дарит жизнь и материнство. Зовется та страна — «Курорт Кульдур». Аналогов того курорта нет в стране во всей, а водица живительная творит чудеса волшебству подобные! Принимает на лечение курорт круглый год и потоки водицы не иссякнут, для нужд страждущих!

В нем мы и устроились по 500 руб. койка, дети бесплатно. Сами же уже вечером, принеся из машины самонадувающийся матрас и постельное белье, с комфортом устроились на полу. Из-под крана холодная вода водопроводная, а горячая вода — минеральная, природная.

Сам курорт пребывает в состоянии повсеместной разрухи: старые корпуса с советским ремонтом уже ветхие, остатки асфальтовых дорожек, полуразрушенные памятники на территории, где общественная купальня, которую нам подсказали отдыхающие. Печальное зрелище. Туда мы и направились, ведь детям мы обещали бассейн, в котором мы будем купаться. Каково же было наше разочарование, когда мы увидели «купальню». Сесть можно было максимум по пояс, а вода такая горячая, что даже мочить ноги горячо. Из купальни вода вытекает в горную студеную реку, где ноги ломит от холода. Стали спрашивать у отдыхающих, которых здесь хватало, куда бы нам податься искать обещанный бассейн. Посоветовали частный санаторий «Санус». Здесь территория маленькая, ухоженная, но бассейн минеральной воды уже закрыт. И туда детей малого возраста не пускают совсем по медицинским показаниям. С такой водой шутки плохи. Осознав серьезность, едем дальше. Санаторий «Горняк» имеет бассейн, в который можно попасть по предварительной записи. С детьми можно, вода обычная. Записываемся на 11:00 завтрашнего дня. Кушаем в кафе на улице возле санатория «Санус».

Перед сном с опаской принимаем душ минеральной водой. Необычно очень: мыло не мылится плюс запах минералки специфический сероводородный. Водя «тяжелая», сразу спать хочется.

3 июля. На завтрак мы проспали, и столовая уже закрыта. Разница во времени дает о себе знать: мы уже в родном владивостокском времени, но это 2 часа разницы с байкальским. Адаптируемся. Узнать, где можно еще позавтракать, не удается: кафе работают в лучшем случае с обеда, магазины, где можно купить закончившийся газовый баллон, еще не работают. Наконец нашли хозяйственный магазин, который открылся прямо перед нами. Жизнь на курорте неспешная и поздняя. Решаем завтракать лапшой в беседке той же кафешки, где и ужинали накануне. Благо все с собой.

Санаторий «Горняк», курорт Кульдур.

Детское счастье.

Бассейн откровенно порадовал. Начнем с цены: аренда бассейна 300 руб. час за всех. На это время он полностью наш: раздевалка, комната отдыха, душевая и сам бассейн длиной около пяти метров и шириной в три. Дети счастливы, плавают в нарукавниках. Отдохнули после бассейна в беседке возле санатория. Жарко, оводы. Выезжаем в Хабаровск. Навигатор показывает 321 км и 4 часа 8 минут пути.

На въезде в Хабаровск заезжаем в кафе «Левый Берег». Самсы вкусней и нарядней я не едал и не видывал. 60 рублей штука. Купили с собой в Хабаровск.

Та самая самса.

Ресторан «Левый Берег».

С вечера я забронировал квартиру в хабаровской многоэтажке через букинг.ком и, как оказалось, ошибся с датами. День аренды уже заканчивается. При этом я вводил данные карты, с которых должны были списать 2100 денег. Звоню в компанию и описываю ситуацию с моей ошибкой. Арендодатели пошли навстречу и никаких денег сверху не взяли. Устроившись на новом месте, отправляемся в парк аттракционов на Амурский бульвар 1А.

Один велик — вся семья!

Путь туда проходил по широкой аллее Амурского бульвара, которая идет практически через весь город. Вот раздолье. Везде продают вкуснейший квас. Много отдыхающих и прогуливающихся людей. Жара уже спадает, но появился гнус. Мелкие невидимые мошки, которые больно кусаются. А хабаровчане на них не обращают никакого внимания. Привыкли. На набережной в парке открыли 60-метровое новейшее колесо обозрения. Полностью прозрачные кондиционированные кабинки, очередь, 900 руб. на двоих, дети бесплатно. Круто внутри, все новое, как за границей. Виды Хабаровска с обилием куполов и красивых зданий. Прокатились на четырехколесном четырехместном велосипеде. Парк большой и зеленый. Детские батуты мы тоже не прошли. 20 минут и 400 руб. на двоих сорванцов.

4 июля. Утро, завтракаем самсой. Решено посетить памятник Муравьеву- Амурскому, видовую площадку Утес и Хабаровский Краеведческий Музей. Амур приволен и широк, но вода, конечно, как в Ханке, мутная и глинистая.

Вид на Амур с Утеса.

Муравьев-Амурский собственной персоной (на заднем плане).

Ничего такой размерчик…

Дата выпуска — за год до отмены крепостного права.

Механизация сельского хозяйства пришла с советской властью.

Памятник графу Муравьеву-Амурскому огорожен вкопанными пушками 18-19 веков. А самое большое впечатление от музея у меня — это пушки, а у Вовки это огромный динозавр в холле музея. Музей огромный, оснащен 3D техникой, везде стоят плазмы. Внутри здания очень комфортно, везде кондиционирование. Большие группы туристов из разных стран водят экскурсоводы. Очень приветливый и дружественный персонал. В нашем Арсеньевском я не встречал такой толкучки. Здесь понравилось всем! Температура на улице 33 градуса. Жарища. У нас на родине все наше отсутствие шли дожди да туманы. И мы, возвращаясь, везем во Владивосток СОЛНЦЕ! Ждите нас, мы уже скоро!

Спасо-Преображенский Кафедральный Собор.

Время к обеду, беру пирожков в магазине на выезде и в путь, обедаем на ходу. Домой! Остались 754 км и 9 с половиной часов в пути. Дорога хорошая, но связь пропадает на значительные промежутки времени, я молчу об интернете, которого мало где есть.

Вот уже приморские закаты, скоро дома.

Вот и Сибирцево, еще чуть-чуть.

Поздно вечером приехали к дому. За время поездки отмотали 8673 км.

Общий пробег на Байкал и обратно, средний расход 92 бензина 10 км/л.

Машина показала себя отлично. Усталые, но счастливые, мы вернулись домой.

Итого затраты на поездку:

Итого расход за поездку 131801 руб. Средний расход на 19 дней составил 6937 руб., или 1734 рубля в день на человека. В пересчете на четверых выходит очень даже бюджетно!

Молодцы! Хороший отчёт. Пятёрочка. Приезжайте ещё в Иркутск

Екатеринбуг
Как можно лапшу каждый день есть? Уж лучше кашку какую нибудь сварганить на плитке с утречка. По времени тоже самое и выйдет. А в целом зачетная поездка.
Водка не бензин, за городом расход выше
Мои отзывы: Honda Stepwgn 1999, Toyota Dyna 1995

Приятное повествование.
Всё никак не найду времени съездить на Байкал.
Зачем нам такой мир, если там не будет России?

Очень здорово!

классная поездка.
в след.раз садитесь на кораблик и дуйте в Б.коты, это рядом с Листвянкой там не будет машин и множества людей, будете Вы и Байкал.
О спорт, ты мир (жизнь) !!!

семечки клёвое средство против сна за рулём, язык только потом болит!

Отличная поездка!
Благодаря таким отчетам многие получают прекрасный путеводитель для своего путешествия!

Ну а вот: "Да, воду из-под крана в Иркутске можно и нужно пить: она прямо вкусная. Добывают ее с глубины 400 метров в озере Байкал." Эт вряд ли)
Rat

Усть-Илимск-Холмог
Отличный и позитивный отчет.
Молодцы, вам точно могу сказать- вы опра нашей страны.
Вкусный сочный и интересный язык.

Хороший отзыв легко читается.
Сами путешествовали на Байкал в августе 2016 года, по такому же маршруту, только паромов было два и в очереди мы простояли 6 часов...
За гибридами будущее... причём не важно за какими (бензин/электро/газ/водород/солнечая энергия)

Большая страна
Иркутский водозабор недалеко от плотины.

Есть три горных географических объекта связных с именем Черского.
- Камень Черского
- Пик Черского
- Гора Черского

Вы были на Камне Черского, а не на Пике.

Большая страна
Имею ввиду в Байкальских окрестностях ))) Ибо есть и Хребет Черского )) Но он не тут .

А машину где оставить?
А в Котах палатки только? Там кемпинги какие то? Подробнее можно?

классная поездка.
Где катера искать? Явки, пароли...
Кроме Котов может места ещё есть какие?

А тёплая вода для купания на Байкале вообще где нибудь и когда нибудь бывает?
Здоровско:) живём на Байкале (Бурятия), планируем летом в Приморье:) полезно было почитать, так как состав экспедиции будет примерно такой же: 12-летнюю дылду берём с собой, и два мелких пацана- 3 года и год:)
кукурузовод
В прошлом году в конце июля классно отдохнули в Масимихе. Из воды не вылазили

кукурузовод
В прошлом году в конце июля классно отдохнули в Масимихе. Из воды не вылазили
В Максимихе конечно. :))

А тёплая вода для купания на Байкале вообще где нибудь и когда нибудь бывает?
Бывает. )))) каждое лето.
2017016
хороший отпуск!

Отличная поездка и рассказ. А главное - замечательная, крепкая и позитивная семья. Всего вам хорошего и новых путешествий!

Хороший семейный отчёт о путешествии) только вас неверно информировали насчёт проезда на север Ольхона. Во первых разрешение можно взять в Хужире, по ул. Байкальская 50, а во вторых на Степвагоне до мыса Хобой доехать не реально... Там нужны несколько другие машины. https://travel.drom.ru/35164/

А тёплая вода для купания на Байкале вообще где нибудь и когда нибудь бывает?
со стороны Байкальска как раз, там мелководье - прогревается. Мы прошлым летом возле Утулика были - дети из воды часа два не вылазили
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский

класс. а я все хочу в вашу сторону, в Японском море ноги помочить, и потом всем рассказывать что был на Тихом океане :)

Вот здесь. Бухта Барун-Хагун

СФО
Отец-молодец)
colya
Это Владивосток - 30 лет дошираку, пожелание "чтобы ты доширак всю ипотеку ел" и всё такое. я, например, имея доширак и кружку с подогревом могу вообще по маршруту Иркутск-Владивосток на еду не останавливаться, но я и еду без семьи, останавливаясь на 2 часа в сутки на сон.
Классный отзыв! Здоровье семье и машине. Ждем новых отзывов об автопутешествиях.
француз
Прочел от начало до конца. Легкий познавательный и весьма поучительный. Спасибо за повествование и успехов Вашей Семье.

Екатеринбуг
jky
К твоему разочарованию ипотеки у меня нет, как нет и кредитов. А вот из за таких ездунов, которые жрут из кружки лапшу на ходу и спят по два часа порой погибают совсем невинные люди, а то и целые семьи.
Водка не бензин, за городом расход выше

colya
Да не не каждый день. Утром за всю поездку раз 5-8, а так всегда варили. У нас 20 завтраков было.
Мой отзыв: Subaru Outback 2005

Ждем в Приморье. Можно вместе на нашем море отдохнуть. Давайте сострелкуемся. У нас родился Федя. Ему 7 месяцев сейчас

Анютыч :)
Спасибо. Приятно. В этом году планируем на Алтай

kislota
СПАСИБО

Magadanec
А кто родился, м как назвали?
У нас Федя родился. Дядя ФЁДОР,. Как в Простоквашено. 8 апреля исполнилось 7 месяцев. В этом году у него будет первое путешествие на Алтай и хотим его поднять на гору Педан. Пока уговариваю мужа )

борис воеводин
Пацан у нас
Федя

jky
Ребята, вы видели наш расход на еду. Первое место в рейтинге. Это тона доширака))

Хороший рассказ. Этим летом тоже поеду на Байкал.

Спасибо. Приятно. В этом году планируем на Алтай
В какой месяц планируете? Ездили с женой 10 лет назад в Барнаул, потом много раз самолетом до Толмачево а там машину на прокат и в Горный, Белокуриху, Шерегеш. Сейчас уже двое детей, младший на месяц старше Федора, рассматриваем вариант поездки в этом году

Ой, какие вы молодцы! Очень приятно было читать! Удачной вам поездки на Алтай!!!

ахаха :)
судя по описанию "Утром Юля удивила азербайджанскими завертонами: вареное яйцо, свежий огурец, брынза, зелень и все заворачиваем в лаваш. Пальчики оближешь!", жена такая же упоротая любительница готовить как и моя и тоже бессменный штурман :)

Al.exe
Класс! Надо тоже такую диаграммку сделать с расходами о поездке))

Кавалерово Приморского кра
Отличный рассказ ! Кое что сгодится мне, т.к. планирую почти точно такую поездку (только вместо Ольхона будет Братск) с выездом из дома 16 июня ! Беру на заметку комаров и оводов ! Хочу по дороге заехать в Благовещенск. Уже прибронировал по маршруту гостиннички.
Немного не понял с затратами на бензин - на 8700 км при 10 л/100 км это 870 литров и всего 30000 рублей !?...

Классно Этим летом тоже планируем на Байкал

filatich
Где катера искать? Явки, пароли...
Кроме Котов может места ещё есть какие?
в Коты ходят рейсовые корабли
посмотри сайт Восточно Сибирского речного пароходства.
Места где остановиться есть.
На 3-4 дня однозначно имеет смысл заехать и пожить наедине с природой и Байкалом.

А машину где оставить?
А в Котах палатки только? Там кемпинги какие то? Подробнее можно?
А машину оставишь или в Иркутске на стоянке около Речного вокзала в Солнечном или в Листвянке на стоянке.

Марк Юрьевич
Вам в помощь! По бензину все расходы записывала Юля, старались быть аккуратны в этом. Тут два варианта: или автокомпьютер врет, или мы какую то заправку не записали..

псевдоним
семечки клёвое средство против сна за рулём, язык только потом болит!
это да. Но плюсов жизненно больше)

Александр_1972
Отличная поездка!

Нам так сказали. Мы впечатлились.

Alex-real
Молодцы! Хороший отчёт. Пятёрочка. Приезжайте ещё в Иркутск
Обязательно! Бог даст через три месяца будем у вас проездом на Алтай!

colya
Самое простое и сытное решение завтрака. Да, и детей вообще не нужно уговаривать. Внутрь банка тушенки на три порции обязательна!

классная поездка.
Благодарю. В следующий раз так и сделаем!

Rat
Отличный и позитивный отчет.
Молодцы, вам точно могу сказать- вы опра нашей страны.
Вкусный сочный и интересный язык.
Благодарю Вас!

MAXSIM2012
Хороший отзыв легко читается.
Благодарю. Впечатления на всю жизнь. В августе на пароме совсем другая история.

paul-irkut
Иркутский водозабор недалеко от плотины.

Есть три горных географических объекта связных с именем Черского.
- Камень Черского
- Пик Черского
- Гора Черского

Вы были на Камне Черского, а не на Пике.
Наверное. Видимо про камень речь и вел. Фото места прилагаю.

Молодцы! Дорогу осилит идущий! и ничего не бойтесь. Главное авто проверьте перед дорогой, чтобы не подвел нигде.
В Бурятию влюбился. Планируем поездку на Алтай в этом году. Так что побываем еще в ваших краях. А к нам милости просим! Самое лучшее время это июль-сентябрь. У нас хороших мест много.

Анютыч :)
Благодарю Вас! Добрые слова.

Aids42
Милости просим! Лучшее время Июль- Сентябрь!

kislota
Спасибо Вам!

Magadanec
А кто родился, м как назвали?
Фёдор родился! Ползает уже кое-как. Теперь трое карапузов у нас, если старшую не в счет.

борис воеводин
... а кого родили то? Добра вашей семье!
Благодарю! Фёдор у нас родился 8 сентября. Все здоровы!

Александр Бутаков
Спасибо! Будем еще писать. Летом планируем на Алтай двинуть.

француз
Спасибо на добром слове!

Мы планируем в тех же числах примерно: середина июня-середина июля плюс-минус неделя. А У Вас богатый опыт путешествий ро Алтаю, Таких бы попутчиков нам!

ахаха :)
Нам повезло, Чувак!))

Марк Юрьевич
Сначала я старался ехать в эконом режиме и расход был около 11 км на 1 литре (это 9л/100км), потом расход по прибытии во Владивосток показывал уже 10 км на литре (10/100). Наверное это компьютер сбился или мы заправку не посчитали.

Tores 33
Вот здесь. Бухта Барун-Хагун
А где это?

Молодцы! С ребятишками малыми и беременной супругой не испугались! Мы сами семьей на Алтлай 2 года уже ездим (местные байкальские красоты уже поднадоели немного), в этом году в третий раз махнем - на Алтае тоже очень красиво, а через год как мост достроят уже в Крым соберемся.чего и Вам желаем!... Расход у Степа великоват немного, может потому что 4WD? Масло не расходовал, в рестайлинге вроде не должен? У меня на Серене примерно 7,5-7,8 л/100 км получался. Себе сейчас тоже Степу RК-5 13 г. в. взял с аукциона (на таможню в понедельник должна встать) дорого блин обходится: из-за утиля нового придется на физика таможить, да и курсы валют подскочили не кстати, блин в России же живем...теперь такие микрики неподъемно дорогие будут(((

Артем 1978
Наверное. Видимо про камень речь и вел. Фото места прилагаю.
Так я вам сразу и написал про Камень Черского. ))))

Камень Черского (Листвянка, точнее Никола)
Пик Черского (25 км от Слюдянки в горы, маршрут выходного дня (2-3 дня, 1 день в спортивном режиме)
Гора Черского ( 70км от Северобайкальска категорийный спортивный маршрут 2А)
Кстати у вас там Приморье бывал не раз - машинки перегонял, у Вас там тоже красиво, правда если уж циклон налетит, то либо снегом все позасыпет, то с неба льет так, что по улицам реально реки текут! Вот и Степа своего как растаможат опять погоню, я правда в одного побыстрее вас еду за 3 дня с 2-мя ночевками до Иркутска добираюсь. Хочется как нибудь с семьей до Владивостока на поезде добраться, а обратно уже на машине не торопясь с заездами в крупные города как вы в Иркутск вернуться.

Evgenii Ostrovskii
Пора бы этой семье на Сахалин съездить.
Думали про Сахалин. Всё таки ближе. Отпугнул нас пока непредсказуемый и дорогой паром Ванино-Холмск, плюс не везде хорошие проезжие дороги для нашего степана. Туда на Крузере надо бы ехать, но расход бензина там совершенно другой. так что пока отставили идею.

Evgenii Ostrovskii
Пора бы этой семье на Сахалин съездить.
Думали мы про Сахалин. Я родился там, в Арково. Мне недавно сказали что и поселка такого уж нет.. Отпугивает непредсказуемость, ранняя запись и дороговизна парома Ванино-Холмск, плюс не всегда проезжие дороги для нашего Степана. Туда на крузере нужно ехать, только расход по бензину будет совсем другой..
Al.exe
Артем 1978
А что с дорогами то у нас не так? Не хуже чем на материке. Или цель ездить по бездору?)

А где это?
Не доезжая километра четыре до поворота на МРС Сахюрта, где паром на Ольхон, сворачиваете налево, там проселочные дороги. Пара перевалов, правда довольно крутых))) мы на Хитриле (X Trail), обратно кое-как поднялись)))
На гугл картах видно дороги.
В конце июля вода была там около 20 градусов и за счет небольших сопок, метров по 600 с трех сторон, в бухте практически не дует ветер. Аренда домика 800 рублей сутки.

А где это?
Вот поворот на МРС, можно и через эту дорогу. В 2016 её ремонтировали, сейчас, наверное, сделали.
Ну и тягун в перевал)))

Краснокаменск
Вам несказанно повезло, что летом 17-го не было дыма. В 2016 смог от пожарищ лесных испортил напрочь всё, особенно поездку на Аршан, что в предгорьях Восточных Саян.
За отчет спасибо, прочитал с удовольствием.

Усть-Ордынский
Aids42
На западном берегу в заливах малого моря, самое лучшее время с конца июля до 15 21 го августа и на восточном берегу

Отличная поездка! Сам планирую пробный пробег с семьёй на Байкал через 3 месяца.
Вольному - воля...!!!

Молодцы! Классно прокатились не взирая на возможные проблемы.

Прекрасная поездка и отчет очень хороший.
Мой отзыв: Mitsubishi Lancer 2007

Коченёво
Почет и уважение Вам! Отчёт на отлично, душевно (будто дома побывал)! Спасибо вам за пережитые воспоминания, читается на одном дыхании! Пример для многих родителей на из оправдание "у нас же дети"!

Очень понравился ваш рассказ о поездке! Такой лёгкий и понятный слог! Фото просто сказочные и яркие... Счастья и понимания вашей семье! Мы поедем с дочкой из Владивостока в Иркутск в конце апреля - начало мая. Прочитав ваш рассказ, уже и не так страшно ехать.

Отлично все написал,да и сам молодец семейный.
из озера вода чище чем в магазине
томск
Северск
Молодцы!!! рад за вашу замечательную семью 5+

Костанай. Калуга. Омск
Замечательная поездка! Молодцы! Возможно, как-нибудь и мы соберёмся на Байкал...
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

Португалия
Плодить без передыху спиногрызов, чтоб потом их кормить дошираком.)))

Костанай. Калуга. Омск
Hukk
Плодить без передыху спиногрызов, чтоб потом их кормить дошираком.)))
А как это относится к автопутешествию?

Максим
Рассказ отличный, хотя про сам Байкал по факту мало, больше дорога. ) Сам был там же в том же году в августе, но поактивней, всё не могу собраться написать отчёт )

Борис Карлоич
там народу много :) в это время
я когда увидел в районе Утулика сколько народу на берегу хотел даже не заворачивать к Байкалу, благо тропу через лес и болотину нашли и выехали на пустой пляж :)

Братск, Иркутская область.
Удивительно, но в июле 2018 года тоже едучи в сторону Ольхонской переправы, тоже выключил навигатор, заболтались и проехали лишних 80-100 км. :))

Замечательный отчет.
Одно не понятно. Почему с таким меню, еда занимает первое место по расходам.
Почему то думал читая отчет, что первое место займет проживание.
И где то на равных ГСМ и еда.
На youtube - Sanych NSK

mr-sanych
Замечательный отчет.
Одно не понятно. Почему с таким меню, еда занимает первое место по расходам.
Почему то думал читая отчет, что первое место займет проживание.
И где то на равных ГСМ и еда.
На самом деле дошираком питались раз пять- шесть. Остальное время другое. Жена у меня очень хорошо готовит. Но в рассказе действительно акцент на него-проклятого сделал) По отзывам это понял. Хотя основным блюдом в меню были у нас ПОЗЫ. Их родимых съедено без счета. Каждый обед/ужин в кафе ими заканчивался. На Ольхоне жарили курицу на углях, макароны по-флотски, и Обязательно салаты. В Иркутске омуля горячего копчения брали...

KarmenKortez
Благодарю Вас. Ничего не бойтесь. Вам немного осталось до поездки. Хорошей дороги и приятных впечатлений Вам!

Да тема питания полностью не раскрыта. И подана однобоко.
В остальном прекрасный отчет. Рекомендую добавить не много фото и вообще будет на 9.5 баллов из 10 возможных.
По тексту, читается легко, восприятие нормальное.
Я бы так же добавил не много видео.
На youtube - Sanych NSK

Молодцы. За отчёт респект. Всё изложено просто и с юмором. Хороших путешествий Вам.
Хороший отчет о поездке, думаю каждый должен хотя-бы раз в жизни совершить путешествие по своей стране, хотя за границу приятней и дешевле.

Молодцы что прокатились с детьми не побоялись .Вот только местами что то не сходится .пишете ,, Решено, что гнать вперед смысла особого нет, ведь поездка на авто это уже и есть путешествие " - и ниже выехали в 11-30 обедали за Кировским в 13-30 это что за два часа проехали 305 км средняя скорость 150 км в час . И далее " В 19:45 въехали в Хабаровск " это в пути были 8 часов час на обед ушло и 7 на движение и пройдено 723 км это получается средняя за весь прогон составила 100км . Да вот это вы решили не гнать особенно с ДЕТЬМИ .

Артем 1978
Спасибо за пожелания! Всё таки с нами решил поехать мой муж. Оформляет на работе отпуск БС, летим во Владивосток и домой на машинке уже. С ним мне вообще ничего не страшно, да и за нас у него меньше переживаний будет.)))

Ханты-Мансийск
Прекрасный отзыв! интеллектуальный! спасибо! в том числе за любовь к родным просторам и Байкалу.
езжу на Байкал каждый год, в прошлом году были и на Ольхоне.
вода в Иркутске из под крана бррр, пить не советую. А вот в Байкальске да! А ехать лучше ближе к концу июля, в Байкал не так страшно заходить) и можно попробовать самую вкусную на свете клубнику - байкальскую.)

сама мечтаю прокатиться (с севера уральских гор) до байкала за рулем авто, но без мужчины страшновато.
хотелось бы найти отзыв о подобных путешествиях дам за рулем.

Здравия желаю!
Часовня Николая Мирликийского Чудотворца.
Проезжал ее в 13 году видел крест и все:) не понял, даже - что часовня
И на видео тоже есть - места такие приметные и красивые (сквозь холмы дорога пробита)
Спасибо за подсказку (собираюсь в июне на Байкал)
Надо добавить место к маршруту
Подскажите, может координаты остались в навигаторе, а то проскочу и в этот раз

Артем 1978
Сто лет не заглядывала сюда. Спасибо за добрые слова, обязательно напишем, как поедем:)))

Федору привет:)))

Артем 1978
Сигнальте, когда соберётесь. Посоветуем, что у нас поглядеть. Да и вообще, мало ли что в дороге может приключиться:)

Планируем поездку в среду, через три дня. То есть через пару недель будем на Алтае.

Вы все таки спланировали поездку этого года на алтай? Мы собираемся 20.06 выезжать. Делитесь опытом куда заехать. Автобус по клиренсу не высокий. Как серена ваша примерно.

Спасибо за отзыв) Планируем через месяц семьей В Хакасию к бабе с дедой))

2519856
Зачётно съездили, молодцы! 5
Небольшая поправка: под Читой не танковое училище, правильнее назвать танковой учебкой -учебный центр подготовки младших специалистов (сержантов,в общем, готовят).

Хороший отчет. Нужен совет. Собрался из Иркутска в Благовещенск. Каким оператором сотовой связи пользоваться на трассе Амур? Что-бы интернет максимальео был доступен.

Богдан
Отличный отзыв! в планах в середине июля 19го года по маршруту Магадан-Байкал то же с семьей, но по восточной стороне...с заездом в Иркутск.