Владивосток — Севастополь — Владивосток. Тридцать лет и четыре года спустя

10.04.2017 | 34318 просмотров

Мысль о повторном путешествии на машине в Севастополь зародилась у Виталия Петровича, я думаю, не сегодня и не вчера. Когда он ее озвучил, то я тихо ошалела, но не сказала ни да, ни нет. Первый и главный аргумент против, это наш возраст, ведь нам уже за 70, и это очень весомый аргумент. Дело в том, что в 1982 году мы совершили путешествие, конечным пунктом которого был Севастополь. Правда, началось путешествие не из Владивостока, а из Новосибирска, так как дороги от Читы до Хабаровска не было, да и дорога до Новосибирска (особенно Красноярск, Иркутск) была такая, как тогда, когда по ней везли декабристов, это выяснилось на обратном пути. Я-то с детьми улетела домой, а муж ехал на машине. О том путешествии можно прочесть на сайте drom.ru в разделе путешествий под названием: «Все познается в сравнении» https://travel.drom.ru/8824/ и https://travel.drom.ru/8828/. То путешествие мы совершили вчетвером: Витя (Виталий), я его жена и наши дочери Марина 16 лет и Наташа 8 лет.

Некоторое время было затишье, и я даже успокоилась. Но как оказалось, мысль эта не умерла, она жила и, когда после очередного озвучивания нашлись единомышленники в лице нашего младшего внука и Витиной двоюродной сестры, я окончательно поняла, что не надо себя тешить мыслью, как беременная институтка, что все рассосется. И я стала морально и физически готовиться к путешествию. Наши дочери были в шоке, ведь 70 это даже не 60. Но они знали своего отца, что назад дороги нет, ведь отважился он пуститься в первое путешествие, несмотря на отказ наших компаньонов, на чисто женский состав, и все прошло отлично.

В общем, в это путешествие тоже отправились вчетвером: Виталий Петрович, он же дедушка, я — жена Цецилия Борисовна (бабушка), наш младший внук Александр (Санечка) и Валя, она же Пряха, кузина Виталия Петровича. Дочери активно помогали в подготовке. Валя заказала всем нам футболки с надписью « Владивосток — Севастополь», активно закупала продукцию нашей кондитерской фабрики в подарок севастопольцам, а также кое-какие продукты для нас. Отъезд назначен на 6 июня. 5 июня пришла Наташа и помогла упаковать вещи, у нее просто дар Господний.

Заметки водителя буду помещать в квадратные скобки.

[Я немного занимался родословной, по линии деда (по материнской линии) 444 человека, 7 поколений, а по линии бабушки 385 человек 7 поколений. Почему Севастополь? Дело в том, что получилось так, что ветка нашего рода разделилась на две части, одна живет во Владивостоке, а вторая — в Севастополе, и кроме того хотелось познакомиться с другими родственниками, которые живут в других городах.]

[Немного о средстве передвижения. Toyota ipsum 2007 с пробегом на начало путешествия 145000, кроме замены масел и небольших профилактических работ, типа проверки развала-схождения, ничего не делал, так как машину стараюсь содержать в рабочем состоянии все время. Да, поставил инвертор на 220 вольт 2 Квт, пригодился для питания компьютера и зарядки телефонов. Штатно стоит инвертор на 110 вольт. В машине установлено газовое оборудование, так что машина может ехать как на бензине, так и на газе. И еще на одном колесе был прокол заделанный шнуром, как оказалось, не очень надежный ремонт, время от времени колесо слегка приспускало, заделывал его пеной и подкачивал. В Севастополе на это колесо поставили латку, и на обратном пути никаких проблем с колесами не было.]

6 июня

Первый день пути

Все готово к выезду, Валя ночевала у нас, приехала Наташа, позвонила Марина, ждем Санечку с работы. Пришел Саня, присели на дорожку и поехали. По пути увидели Яну (жена моего крестного сына), вернее она нас, помахали ручкой на прощание. Довезли Наташу до Центрального магазина, попрощались и в путь. Честно говоря, страшно.

Саня с ночной смены, пытается уснуть, но не получается, сначала мы с Валей трещали, но когда затихли, сон все равно не шел, видно тоже волнуется. Выехали в девятом часу. Пока идут места, по которым мы ездим каждую субботу на дачу. 9:30 проскочили Сиреневку. Речка Чертовка, село Боневурово. Дорога пока хорошая, и мы летим со скоростью 120км\час и выше, потому что регистратор кричит: «Сбавьте скорость». 10:05 объезжаем Уссурийск. Села Глуховка, Михайловка в стороне. Встретили крест у дороги, не поняли, что к чему. Речка Скотская, интересно с чего такое название. Светлое — небольшая деревушка, Высокое — маленькая деревушка, Черниговка, Дмитриевка — большие солидные деревни или села. Майское в стороне, дорога пошла как стиральная доска. 11:19 Спасский район Малые ключи. Саню все же сморил сон, он лег и спит, несмотря на то, что дорога не очень гладкая, вроде асфальт, а трясет и бросает в стороны, как на самой поганой грунтовке. Правда скорость 90км/час, но до этого была значительно выше. Прохоры, Спасский цемзавод, Красный кут, все в стороне. 11:30 город Спасск-Дальний, тоже в стороне. Река Одарка. Снова пошла хорошая дорога, дедушка несется со скоростью выше 120 км/час, не внимая предупреждениям видеорегистратора. 12:03 начался Кировский район, где мы не одно лето отдыхали всей семьей на берегу Уссури в палатках. Руновка, Увальное. В Увальном я была в колхозе, мы собирали помидоры, молодые сейчас не знают такого, сейчас студентов и молодежь с предприятий не посылают помогать колхозникам, да и колхозов нет, а, в общем-то, было весело.

12:20, поселок Кировка, ищем газовую заправку. Интернет врет бессовестно, говорит направо, а оказалось налево, работники СТО сказали, что заправка там, где и была раньше, но газа нет, точнее есть, но машины не заправляют. Ну что ж, едем обедать, пора. Кафе «Кристина», мы одни посетители, заказываем 2 шашлыка, 2 порции котлет с картофельным пюре, 4 чая, все стоит 1180 руб. Обед очень даже приличный, все остались довольны. Звоню зятю Жене, он после операции, голос болезненный, подбадриваю, да операция не из легких. Звонит Наташа, она отслеживает наш путь по компьютеру.

Едем дальше, 13:42 курорт Шмаковка, река Уссури, широкая, полноводная, сколько мы купались в ней, сколько рыбы половили, воспоминания только позитивные. 13:59 Лесозаводск, Ружино, Елизаветовка, Невское, все остается в стороне. Не перестаю удивляться качеству дорог. Ну, все, сглазила, кончилась хорошая дорога, делают мост и дорога жуть, раздолбанный асфальт, здесь не поедешь 120 км/час. Стоят знаки 60, 50, а реально можно ехать 20-30 км/час.

14:36 Дальнереченск, дорога стала получше. Река Большая Уссурка, очень полноводная. Дорога пошла приличная, и папенька снова несется за 120 км под стенания видеорегистратора. Совхоз Пожарский, 15:10, оказывается, еще сохранились совхозы. Пожарское, Никитовка, Ласточка. В Ласточке источник минеральной воды, но это совсем не та ласточка, которую продают в бутылках в городе. В источнике она так воняет сероводородом (мы набирали из источника в одну из поездок в Хабаровск), что пить ее невозможно, мы не смогли даже почистить зубы и умыть лицо.

Пошел какой-то странный асфальт, гул такой, что слышно через закрытые окна.15:27, Лучегорск. Едем хорошо, только большегрузы осложняют движение. Объехать их очень сложно, так как дорога однополосная, по одной полосе в каждую сторону. Федосеевка, Бурлит. Вдоль дороги с двух сторон стоят березки стройные молоденькие и не очень. Красиво!

16:00 река Бикин и населенный пункт Бикин, мы в Хабаровском крае. Свернули в поселок на заправку. Едем мимо горы, на ней памятник, я думаю, погибшим в Великой Отечественной войне.

Газовая заправка, но она уже не работает, заправляют газом только до 15:30, очень смешной рабочий день. А сейчас был уже пятый час, ну что, надо ехать дальше. Но к нам проявили снисхождение, вышел мужчина и сказал, что сейчас приедет заправщик. Несмотря на то, что мы не ругались, не возмущались, нам организовали заправку, газ по 22,35 руб. Точно, приехал заправщик, и в 16:20 мы уже были в пути. [Этот газ я оставил как резервное топливо, зная, что до Читы могут быть проблемы с заправками.]

В Хабаровском крае дороги хуже наших приморских. Лермонтовка, Аван, Котиково, Отрадное остаются в стороне от дороги, по которой мы едем. Вяземский большой поселок, многоэтажек, правда, не видно. 17:38 Садовый, Дормидонтовка, Хор. Пора начинать искать ночлег. Саня уже ищет, но пока ничего найти не может. На улице пасмурно, такое впечатление, что уже часов 8 вечера. 18:10 Переяславка в стороне, заправляемся бензином 92 по 38,5 рублей. Зоевка, Владимировка, слева видим очень оригинальную церковь деревянную, Чирки, Корфовский.

18:44 Хабаровск. Ура! Ура! Ура! Но это только начало, чтобы его проехать надо еще пилить километров 50. Ну, посмотрим. Какой-то городок за забором со своей церковью, похоже, военный. Едем по Хабаровску. Улицы широкие, снова пробка, правда, с нашими не сравнить. Машины носятся, как угорелые, раньше такого не было в Хабаровске, как мне кажется. Едем по Краснореченской улице, справа трамвайные пути, ходят трамваи. Саня звонит в Приамурский, заказывает номер в гостинице, 2500 руб. на четверых. Едем медленно, в Хабаровске теперь тоже море машин, да еще ДТП. Наконец-то, выехали из Хабаровска, едем по мосту через Амур, мост солидный, впечатляет.

19:50, Приамурский. Устраиваемся в гостиницу. Машина под присмотром. Номер хороший. Две двуспальные кровати, телевизор, душ, горячая вода, туалет, разовые зубные щетки с пастой, мыло, набор полотенец. За все 2650 рублей из них 150 за машину. Пошли в кафе при гостинице, поужинали. Эскалоп, картофель фри, чай, за четверых за все 900 рублей.

Вернулись в гостиницу, немного поиграли в карты и спать. Первая ночевка и весьма удачная. Да, на территории гостиницы есть скульптуры, одна из них горилла, очень огромная, стоит задом к гостинице, мы сфотографировались возле этого зада.

06.2016 г., пос. Приамурский.

Второй день пути

Все проснулись от какого-то звука, думали, будильник. За окном темно, на часах 2:30 ночи. Оказалось, вопил Санин телефон, у которого кончилась зарядка. Поставили на зарядку, и снова все легли спать. Утром я проснулась около 6 часов утра. Все еще спали, Саня в спальнике на полу, настоящий турист. Потом проснулась Валя и все остальные. Ночью была сильная гроза, я слышала, как лил дождь, но подумала, что мне приснилось. Хорошо, что мы не в палатке ночуем, эта мысль будет часто приходить мне в голову, у меня в памяти еще живы воспоминания о том путешествии. Все быстренько собрались и в 7:00 выехали.

Поселок Ключевое, небо серое, хмурое. Кругом просторы, населенных пунктов нет, едем по Еврейской автономной области. У меня вертится на языке только один вопрос: «А есть ли здесь евреи?». Дорога хорошая, папенька летит, как птица, а регистратор поет свою песню: «Сбавьте скорость». Волочаевка 1 — обычная российская деревня, есть школа двухэтажная, есть добротные дома, а рядом совсем развалюхи. Снова пошел дождь, думаю, что завтрак на траве отменяется.

7:26 Партизанское, в нем гостиница и таверна, но мы едем дальше. Вдоль дороги с обеих сторон березовые рощи, очень красиво. Дорога пошла не очень, но это небольшой кусочек и опять дорога отличная. Не знаю, как в Сибири, но здесь на дороги грех жаловаться. Снова небольшой участок убитой дороги. Ольгохта, какая-то Богом забытая деревня. Какие у нас бескрайние просторы, едем, едем, селений нет. Справа у дороги какой-то разрушенный домик, на нем надпись «Туалет платный». В юморе нашему народу не откажешь. 7:59 Семидович, в стороне Белгородское. Заправляемся, бензин 92 по 37,50. Заправка перед въездом в Аур. 8:23 останавливаемся у кафе «Пельмешки от Иваныча». Заказали пельмени, кофе, чай. За всех заплатила 500 руб. Все очень вкусно, но самое замечательное, что чем дальше, тем дешевле.

Пошел дождь, нам он не нужен, но нас он не спрашивает, а идет, а вернее льет и льет. И вокруг все небо обложено, ни кусочка голубого неба. Район Бира, в стороне Биробиджан, проезжаем реки Икура, Трек, Азерак. Дождь стал потише, но шоссе мокрое, разгоняться опасно, хотя дорога хорошая, не говорю отличная, чтобы не сглазить. Поселок Семисточный, круглосуточное кафе «Транзит». Река Никита. Дождь идет и идет, такое впечатление, что весь земной шар в дожде. Немного посветлело, и дождь начал стихать, или мы выехали из зоны дождя и только вокруг на горизонте горы в тумане. Дорога практически пустая, только грузовой транспорт. 10:05 Будукан, Лондоко. Аварийный участок дороги 2км. Слева Теплоозерск, интересно, что за теплые озера там? Ура! Появились кусочки голубого неба, но дождь еще капает.

Указатель «Кульдур» и река Кульдур. Дождь прекратился, асфальт сухой. Поселок Известковый в стороне. Дорога идет то вверх, то вниз, но дорога хорошая, и папенька снова несется с недозволенной скоростью, о чем его предупреждает видеорегистратор. Ну, вот и солнышко выглянуло, природа сразу стала более привлекательной. Проезжаем горы песка у дороги желтого и бордового цвета. Валя ждет Облучье, ну вот и указатели Облучье, Ядрино. Бензиновая заправка, заезжаем, не заправляют — нет света, а без света, как и без воды, «и ни туды и ни сюды».

Едем дальше. Амурская область, 11:18 Хинган. Дорога неплохая, но с выкрутасами, то вверх, то вниз, то поворот, прямо крымский серпантин, а по сторонам те же необъятные просторы. На горизонте горы в голубой дымке и редкие населенные пункты, ну очень редкие. Дорога идет среди скал, подъемы и спуски все круче и круче. Заправка, бензин 92 по 38,20 рублей. Широка страна наша родная, уже больше часа едем, а вокруг леса, поля и горы.12:34 река Бурея, очень большая река, где-то должна быть Бурейская ГЭС. 13:06. Стела «Москва — Владивосток», надеваем фирменные футболки и идем фотографироваться.

Сфотографировались, сели в машину, только отъехали — пост ГАИ, нас остановили. Гаишник придрался, что пассажиры сзади не пристегнуты, штраф по 1 500 руб. с человека. Мы так и обалдели, у нас впереди-то не все пристегиваются, но чтобы второй ряд?! Витя ушел с ним в будку, долго не было, я уже собралась идти за ним, но тут Витя появился с бумагами. Гаишник, дай Бог ему здоровья, выписал штраф всего на 1000 руб. В общем, по-Божески. Едем дальше, решив, что пусть это будет самая большая потеря за все наше путешествие.

Переехали часовой пояс, разница с Владивостоком 1 час, дальше местное время будет в скобках. 13:18 (12:18) Радионовка, кафе «Максим», впечатление, что оно в процессе постройки. Действительно, там строится мотель. Поскольку время поменялось, и еще нет 13:00, то решаем ехать дальше. Дорога не из лучших, но видим ремонтные бригады, и это радует. Романовка в стороне, 14:28, Саня садится за руль, дедушка доверил. Слева у дороги часовня и кладбище. Едем, а впереди небо соединилось с землей, черно, идет дождь, а мы едем именно туда. Пейзаж вокруг напоминает степи Казахстана. У дороги крест, видно, кто-то разбился, царство ему небесное. Кафе «Удача» у дороги.

Дождь полил с громом и молнией. Ищем, как подъехать к кафе, все вокруг огорожено. Подъехали, но очень заковыристо, вспомнились слова Бармалея: «Настоящие герои завсегда идут в обход». Под дождем бежим в кафе. Заказываем окорочок, котлеты, Сане вареники и всем чай с лимоном. За все 530 рублей, покушали без особого восторга, только Сане вареники понравились. Кажется, дождь закончился, выходим, точно, так и есть. Едем дальше, дедушка сам сел за руль. Река Зея, большая река, полноводная, и мост очень мощный. Заправка, бензин 92 по 38,2рубля. Селение Гащенко, возле дороги пасутся коровы, как бы они бензином не стали доиться.

Снова светит солнышко, красота. 16:44 (15:44) Углегорск. По обеим сторонам горелый лес, причем не километр, не два, а десятки, особенно от пожара пострадали хвойные. 17:14 (16:14), селение Базисное в стороне. Я все время пытаюсь выяснить, где новая дорога, по которой ехал Путин на Ладе. Оказывается, мы давно по ней едем. Дорога, как лента, летим за 120, потому что регистратор стенает: «Сбавьте скорость!», а в машине такое ощущение, что не больше 60-80 км/час. В Амурской области еще больше неосвоенных мест, чем в Приморском и Хабаровском краях.

17:35(16:35) пошел нормальный лес, деревья стоят зелененькие, любо дорого посмотреть. Недолго глаз радовался, опять пошел горелый лес. 17:50, Магдагаченский район. Дорога, покрытая новым асфальтом, тянется несколько километров. Впереди и справа небо черное, слева еще светло. Ну, вот и слева потемнело, и начал капать дождь. А сейчас мы явно въехали в эпицентр, так как дождь полил стеной. Сразу от окон потянуло холодом. Дождь кончился почти внезапно. 18:42(17:42) Тыгда, заправка, бензин 92 по 39 рублей. Папенька, видимо, плохо пообедал и сейчас потихоньку грызет сухарики. Машина на бензине, водитель на сухариках, вперед и только вперед. Снова начался дождь, или мы доехали до дождя. Не люблю я дождь, но ему все равно, поливает не слабо. Все еще Магдагачинский район, Магдагачи в стороне. Отель «777», останавливаемся, дают четырехместный номер, в нем 4 кровати, гардероб, стол, 4 стула, туалет, потолок в номере, как в мансарде, с наклоном, столкновения с ним не избежал никто, благо не больно.

Умывальник и душ на этаже, раковины и унитазы чистенькие. Ужинаем в кафе рядом, очень приличное заведение. Взяли: плов, тушеные овощи, пюре картофельное, сырники, салаты, пирожные, чай, кофе, за все заплатили 950 руб. Пришли в номер и позвонили в Севастополь, что мы едем, там были в шоке, слабенькие они, дальневосточники крепче. Дедушка сразу спать, еще бы, он проехал сегодня по спидометру — 989 км, а по Саниным данным — 1027 км. Чьи данные достовернее, не знаю, но и то и другое впечатляет. [Разница, видимо, из-за того, что у меня стоят колеса большего диаметра 205 70 15, я, после покупки этой машины, ее поднял и поставил колеса большего диаметра, за счет чего поднял машину еще на сантиметр.]

8.06.2016г. Магдагачи.

Третий день пути.

Выехали в 7:37 (местное 6:37). Сильный туман, как у нас на Патрокольской трассе. На улице свежо, даже очень, надели свитера, водолазки. Все пристегнули ремни и мы с Валей тоже, дай Бог здоровья тому гаишнику. Опять фуры у нас на пути, но объезжать их в туман сложно, нет обзора, тащимся за ними. Туман стал редеть, 8:02(7:02), село Удачи. Дорога с выбоинами и весьма приличными, по такой не поедешь 120 км/час. Путешественники в интернете предупреждали об этой дороге. Пасмурно. Снова туман, то ли он сгустился, то ли мы поднялись выше. Ну а здесь уже не дорога, а направление, как сказал один сатирик: «Дорога такая, как будто ее прицельно бомбили». Пошел участок с заплатками, заплатка на заплатке, ну одеяло лоскутное, да и только. Дедушка ухитряется ехать со скоростью 90 км/час. Асс, что еще скажешь. Р. Талдан 8:26 (7:26). Дорога пошла хорошая, дедушка набрал скорость, летим явно за 120, судя по тому, что регистратор запел свою песню. Вплотную к дороге подступил смешанный лес, пожаром нетронутый.

Начался мелкий дождь или морось, сидя в машине сложно определить. Опять нет населенных пунктов, нет даже указателей. Какие неосвоенные бескрайние просторы. Появились горы, и дорога идет то вверх, то вниз. 9:00 (8:00), решаем вопрос о завтраке, по пути ничего нет. Сковородино, опять местами горелый лес и выщербленная дорога. Ольдой, 9:32 (8:32). Где же мы будем завтракать? В интернете восторженно писали о гостиничном комплексе «Ерофей Павлович». Доедем, увидим. Ну, вот и он долгожданный «Ерофей Павлович».

Сам поселок в стороне, а у дороги гостиница и кафе. Но сначала туалет (15 руб.), а затем завтрак. Позавтракали, разнообразно и достаточно съедобно, за всех заплатила 1030 рублей. Сфотографировались на фоне кафе и машины и в 11:06 (10:06) продолжаем путь. Дорога далека от идеала, плюс еще дождь или это скорее минус.

11:26 (10:26) Забайкальский край. Дождь усиливается, станция М. Ковали, Потайка, и опять пошел горелый лес, очень печальное зрелище. Красавка, заправка, бензин 92 по 41,6 рублей. Цена нас удивила, такой мы еще не встречали. Едем дальше, противно моросит дождь, а из-за облаков пытается пробиться солнышко.

Дорога бежит по горам, Амазар 12:10 (11:10). Указатель: «Федеральная дорога Амур:  Чита — Хабаровск». По дороге встречаем автобусные остановки, и рядом туалеты типа «сортир». 12:34 (11:34), Семиозерный. От Владивостока проехали по карте — 2237 км, а по спидометру — 2170 км. За 30 км от Могочи новый асфальт и приличный старый. 13:10 (12:10) Могоча, Ключевский, дождик кончился, и пытается выглянуть солнышко. 13:43 (12:43) остановка, перекур, в смысле папенька отдыхает 10 минут, а затем садит за руль Валю. В 14:10 (13:10) уже сам ведет машину. Река Черная, довольно большая. Едем и решаем вопрос — Сибирь это или не Сибирь, там, где мы сейчас едем. Приходим к выводу, что Забайкальский край это все-таки Сибирь, а от дороги влево и вправо это тайга. Наконец выглянуло солнышко, но тут же скрылось. Ульякан 14:53 (13:53).

На горе часовенка. Дорога штормит, вроде асфальт и ровно, а подбрасывает очень прилично. Ковекта, очень странное поселение, издалека домики такие печальные. Поселок Жирикин, расположен вдалеке, но доверия не вызывает, вряд ли там можно пообедать, поэтому едем дальше. 15:41 (14:41) Чернышевск, он стоит под лысыми горами. Заезжаем, но где поесть не находим и едем искать дальше. 16:00 (15:00). Заправка, бензин 92 по 39,5 рублей. Обедаем в кафе «Надежда», берем: рыбу горбушу с макаронами и гречкой, яичницу, блины, чебурек, самсу, 2 чая, 2 кофе. Заплатила 695 рублей и все очень вкусно.

Едем на Читу. Санечка уже заказал гостиницу, вернее квартиру с ванной и т.д. Ну, посмотрим, две предыдущие ночевки были отличные. Едем, пейзаж за окном чисто степи Казахстана. 17:18 (16:18) Нерчинск, Знаменка, деревушка без деревьев, очень средненькая, речка Нерча, достаточно полноводная. И опять эти лысые горы, почему они без растительности, ведь на горизонте мы видим горы, покрытые лесом. Богомягково, деревушка с такими же старыми домами и мало деревьев. Деревня Ума, кафе «Анна». Светит солнце, и вдруг пошел дождь. Снова лес подступил к дороге с двух сторон. Карымский район, 18:13(17:13). Въехали в полосу дождя, и дождь крупными каплями стал падать на машину и сразу смыл всех насекомых, разбившихся о лобовое стекло. Изумительное зрелище — светит солнце и хлещет дождь. Все, выехали из полосы дождя, солнце сияет. По пути встречаем много табличек с названием рек, мосты через эти реки, а воды нет, наверное, было мало дождей. 18:31 (17:31) ВерхняяТалача, Нарын-Талача, кафе, домик, как теремок. Залтуя, объезд, строят мост, пылища, но недолго, снова хорошая дорога. Кафе «Транзит», «Дальнобойщик». Заправка, бензин 92 по 37,5 рубля.

19:00 (18:00), Читинский район. Светофор на дороге на время ремонта, хорошая идея. Ремонт моста, объезд, слева какие-то маленькие домики, может дачи.

19:41 (18:41) Чита, река Песчанка. Проезжаем пригород Читы, силикатный завод, роторный завод, автотракторные запчасти. Ищем адрес, где Саня заказал гостиницу. Там ремонт, там знак запрещающий, кружим, кружим, а спросить не у кого. Наконец, нашли дом, но еще долго ищем, как к нему подъехать. Все, нашли, ждем агента, сдающего квартиру. Приехала девушка, повела в квартиру, однокомнатная хорошая квартира, кухня, лоджия из кухни глубокая, огромная кровать под девизом «Ленин с нами». Распределяем места: женщины на кровати, мужчины в спальниках на полу. Устроились и пошли искать, где бы поужинать. Кафе при гостинице, берем: я и Валя сырники, Саня картофель фри и мясо с имбирем, дедушка котлету с картофелем и всем чай. За все 462 рубля, приготовлено неплохо. После ужина прошлись по улице, сфотографировались у церкви и возле домика с резными ставнями явно с 19-го века.

Пришли в квартиру, помылись, и спать, все почему-то очень устали, даже не стали играть в карты. У меня телефон (Билайн) не в сети, с Наташей говорю по Саниному телефону (Мегафон).

9.06.2016 г. Чита.

Четвертый день пути

Первой утром проснулась и встала Валя, затем все остальные. Все убрали, попили кто чай, кто кофе с колбаской и сухариками, собрали вещи и позвонили тем, кто сдавал нам квартиру. Оказалось, что у девушки сломалась машина и 1000 рублей аванса (за жилье мы уже заплатили) переведут на карту, ну посмотрим. Грузимся и уезжаем. Машину нашу должны были отогнать на стоянку, но оказалось, что она ночевала под домом, но, слава Богу, никого не прельстила, или люди в Чите все очень порядочные. Действительно, люди честные, 1000 рублей на карту Сане перевели. Все, до свидания, Чита, мы продолжаем путь, время 8-03 (7-03).

Проезжаем большое озеро Кенон. Видим новые домики, но они так близко друг к другу расположены, что это не очень комфортно. Заправка в Чите, бензин 92 по 37,0 рублей, Вите дали сдачу и бутылочку воды впридачу, мелочь, а приятно. Чита кончилась, едем опять по каким-то унылым полям, это старая дорога, она идет вдоль транссибирской магистрали. Ингода, 8:50 (7:50), мы на федеральной трассе. Какая- то деревня и опять возле домов нет деревьев. Старая Кука, тоже весьма убогая деревня, да простят меня ее жители. У дороги кладбище. «Лесной городок», ну, наконец, возле домов цветущие деревья и просто деревья, радующие глаз. У нас и яблони, и груши уже отцвели, а здесь только цветут.

Улетовский район, машину начало трясти, вроде асфальт и дорога гладкая, отчего трясет. У дороги заправка и что-то строится. Вдалеке деревушка такая же, как и предыдущие. Слева река, как на картинке, течет среди полей или лугов красивой голубой лентой, хоть картину пиши. Дорога пошла отличная, папенька гонит явно за 120 км, так как проснулся бдительный видеорегистратор. Снова вдоль дороги поля незасеянные и с худосочной растительностью. Мне больше нравятся деревья, а Сане вот такие просторы.

9:34 (8:34) Деревня Хадакта, такая же серая и безликая, как и предыдущие. Поля тянутся вдоль дороги, что на них посеяно, мы не поняли. Улеты, кафе и газовая заправка. Аблатунский бор, 10:08(9:08), деревня, не сильно отличающаяся от предыдущих. Смена водителя, у руля Саня. Горекацан, это село, так как есть церковь. Заправка, бензин 92 по 37,2 рубля. Дорога вся в заплатках. Слева на горизонте идет дождь. Река Тунгурд и какое-то селение. Вдоль дороги цветет кустарник белыми цветами. Красиво! 10:35 (9:35), Танга в стороне, Ленинск, обычное забайкальское село, есть церковь, заправка, река Танга. Останавливаемся, оказалось, что ехали на ручнике, благо недолго.

11:20(10:20), Началась Бурятия. Хилоксон, кафе, баня. Улятуй, звоню Наташе, она четко отслеживает наш маршрут, ее не обманешь. Вдоль дороги сплошь хвойный лес, и вдалеке по горам, которые иногда удается увидеть в просвет тоже. Одним словом тайга!!! Хилок 11:58 (10:58), заправка, бензин 92 по 40,2 рубля, газ по 20,5 рубля. Едем дальше, с одной стороны возле дороги луга, с другой — хвойный лес, а вокруг на горизонте горы в синей дымке. Опять пошел горелый лес. Высказываем свои предположения, почему горел лес, может, кто-то выбросил окурок, не загасили костер. Потом в Улан-Удэ родственники нам расскажут причину пожаров, мы бы никогда не догадались.

Едем по горам, далеко внизу река, Транссиб и луга. Возле селения Бада останавливаемся и идем в кафе. Кафе «Сагаан-Дали», берем буузы, это как манты, позы, в каждой местности свое название. Мы берем по 2 штуки, Саня — 3, еще по салатику и чай с лимоном. За всех 704 рубля, все достаточно съедобно. Перекусили, то есть пообедали и в путь. 13:36 (12:36), Хохотуй. Видим какое-то сооружение, то ли крест, то ли крыша от колодца, а на нем навешано много разноцветных тряпочек.

Дорога не очень хорошая. Новопавловка, 14:01(13:01), большой поселок, расположен и у дороги, и тянется вдаль от дороги, и мусорка у дороги, это очень по-нашему. Опять едем по горам, внизу поселок Тарбогатов, кладбище у дороги. Заправка, гостиница, кафе тоже у дороги. У заправки солнечные и ветровые батареи. 14:15(13:18) внизу Баляга и Транссиб. Заправка, бензин 92 по 42 рубля. Мухоршибирь, небольшой поселок. Опять пошли лысые горы и горелый лес.

Стоит стела «Бурятия», а до этого что было? Буузы бурятские были, а Бурятии не было? Слева пейзаж чисто казахстанский, вспаханные поля, справа тоже трактор пашет. Никольск, гостиница, кафе, магазин. Совхоз Искра — раритет. Слева Конхолай, а справа кладбище, тоже, как в Казахстане, все кладбища у дороги. Пошла грунтовка, пыльная, убитая, дальше асфальт не лучше. На горе чем-то выложено — «Выпуск 2011», «Выпуск 2016». Вправо Тугнуй. Ремонтируют дорогу, гравий, тряска, пыль, едем еле-еле. Выехали на асфальт, дорога более-менее приличная. Всего плохой дороги было 3,5 км, а казалось все 10.

Справа Харашивирь. Дорога хорошая, справа на горе какое-то культовое сооружение. За рулем Валя, долго ехали, потом дедушка сказал: «Стоп». Оказалось, что у нее не закрыта дверь. Едем дальше, дорога хорошая, снова на горе какое-то культовое сооружение. 16:00(15:00), поселок Бар. Чем живут эти люди, где работают? Снова плохая дорога, радует, что недолго. Смена водителя, за рулем дедушка. Радость была преждевременной, опять убитая дорога перемежается с приличным асфальтом. Лес подступил к самой дороге. Впереди машина ужасно коптит, еле обогнали. Спустились с гор и едем по отличной дороге. Базар, продают мед, останавливаемся, покупаем одну банку — разнотравье, вторую — донниковый, 500 рублей за обе банки по 250 мл. Бурнашево слева внизу. Десятниково, типичная забайкальская деревня, дома с расписными ставнями.

Тарбагатай, достаточно веселый поселок в отличие от предыдущих серых. Справа скала очень интересная. Река Селенга, на верху горы культовое сооружение, под горой на дереве привязаны разноцветные ленточки. Сане Бурятия понравилась, он сказал, что она самая живописная из всего пройденного пути. Дорога идет вдоль реки, а справа к дороге примыкают скалистые горы. Снова пошли бескрайние степи, слева Транссиб. 16:46 (15:46) Шалуты, здания двух- и даже трехэтажные. Селенга, небольшое селение, Саратовка, на постаменте горелый автомобиль. К чему бы это? Домики с расписными ставнями, друг на друга непохожие. Красиво. Переехали Транссиб, теперь он слева от дороги. Станция Саянтуй, кафе «Кочевник», Вознесеновка. Едем по мосту через Селенгу, мост очень солидный. Город Гуннов.17:07 (16:07), указатель «Улан-Удэ» Ура! Ура! Поселок Исток, дома очень приличные. Мы в Улан-Удэ, ищем квартиру, которую заказал Санечка, нашли, ждем риэлтора. Квартира в пятиэтажном доме на третьем этаже, двухкомнатная. В ней 3 кровати, две односпальные,

одна двуспальная и диван. Разумеется, туалет, душ, машина стиральная, на кухне печь, чайник, посуда. Мы заплатили 1800 руб. Устроились и пошли гулять по городу, но сначала нашли сбербанк, заплатили штраф, чтобы снять грех с души. Когда пошли по городу, то оказалось, что квартира в доме, расположенном в самом центре города. Проходишь через двор и выходишь на площадь, как я понимаю, центральную, так как там административный центр и на постаменте голова Ленина не просто большая, а очень большая, самая большая в мире.

Фонтан, оперный театр. Стали искать, где купить сувениры, нам сказали в гостинице «Байкал». Спрашиваем у проходивших девушек, где гостиница, а они не знают, они приезжие. Валя говорит: «А вы откуда?» Оказалось, что они из Владивостока, сфотографировались. Потрясающе, но мы еще встретим земляков очень далеко от дома.

Купили местное мороженое в вафельных рожках, мороженое так себе, а рожки вкусные, как вафли домашние. Заплатили за всех 550 рублей. А вот и киоск с сувенирами, зашли, купили, кто что, магнитики, колокольчики, тарелки. В общем, город на столицу не тянет по нашим меркам. Возвращаемся домой, где мы остановились, а по пути выясняем, что переехали часовой пояс, разница с Владивостоком 2 часа. Да, в Улан Удэ заправились газом по 20 рублей. Позвонили родственникам и поехали в гости. Мы думали, что родственники нашего возраста, а оказалось, совсем молодые люди. Его зовут Вовк Владимир и его сестра Ира. У Володи двое детей, Маша 8 лет и Леша 3 года. Подарили им кружку с гербом, тарелку с Владивостоком и книгу с родословной. Посидели, выпили за знакомство, очень приятные люди, мы пригласили их во Владивосток.

Оказалось, что Ира во Владивостоке была. Выяснили попутно, что горы здесь Саянские, а то мы гадали. И, кстати, о горелых лесах, их специально поджигают заготовители, чтобы потом купить подешевке. Какое кощунство!

Ну, все попрощались, а то деткам уже пора спать. Приехали домой, то есть на место ночевки. Места распределили следующим образом: мы с Витей на кровати, Валя на диване, а Саня неизменно в спальнике на полу, хотя кровать была, но Сане она показалась мягкой. Позвонила Наташе, хоть у нас во Владивостоке уже был двенадцатый час ночи. Отчиталась за прожитый день, а то она у нас строгая. А потом легла и думаю: «Как все же хорошо, что не в палатке, что есть душ, туалет, горячая вода. Какое счастье! А главное, как мало надо для счастья».

10.06.2016 г. Улан Удэ.

Пятый день пути.

Утром встали около 6 часов по местному времени. Все спали хорошо, только Валя сказала, что несколько раз просыпалась. Попили чай, а завтракать будем на Байкале, так решил наш «генерал». На Байкале, так на Байкале, нам татарам все равно. Сдаем квартиру, нас приглашают позвонить и остановиться здесь на обратном пути, ну, там видно будет, но приятно. Выехали в 9:10 (7:10), вокруг на горизонте сопки, нет, простите, Саянские горы, сплошь покрытые хвойным лесом. Слева от дороги скалы, а справа река Селенга. Дорога ремонтируется, пыль, объезд, а сама дорога убитая-убитая. Похоже, дорогу не только ремонтируют, но и расширяют. Наконец, хорошая дорога, асфальт. Какое-то селение, названия нет, есть автобусная остановка «Якорь». 9:53(7:53). Село Еловка, рядом отель и церквушка небольшая. Дома расположены так близко к реке, наверное, здесь не бывает наводнений. А вообще-то, я бы жила в такой деревушке, река, сосны, воздух. Дорога серпантином пошла наверх. Кафе «Мандарин», а рядом что-то буддистское.

Дорога таким же серпантином, обогнув гору, пошла вниз. Внизу Транссиб, какое-то заброшенное предприятие, электрическая подстанция и какая-то деревушка, а вот и название «Старое Татурово».

10:05 (8:05) Татурово, дорога идет через деревню, обычная деревня, но дорога недавно асфальтирована, на выезде кафе. И снова на горизонте тайга, а возле дороги луга и опять ремонт дороги. Ильинка, большое селение, не могу назвать деревней, так как есть трехэтажные дома. Домики с расписными ставнями, цветет сирень, у нас уже отцвела, оно и понятно, широта-то у нас крымская, вот только долгота колымская. Пошли строения, похожие на дачи, но, может, это и жилые дома. Река Пьяная, интересно, с чего такое название. Снова у дороги крест деревянный, нет, это не связано с авариями. Что же означают эти кресты? Село Троицкое, очень солидная церковь, купола 5 штук на одном строении, на втором не успела сосчитать. Опять крест на выезде.10:23 (8:23), Саловка, есть трехэтажные дома. Югово, серые безликие дома, однако есть церковь, значит не деревня. Река Суходол. Пошли селения: Таловка, Мостовка, есть заколоченные дома, но есть и добротные двухэтажные. Таракановка, Тресково, Брянск, Селенгинск, Кабанск.

Шиномонтаж, останавливаемся. Закрыто, еще нет 9 часов. Каменск, 10:55 (8:55), тоже серенькая деревня, может, оттого, что крыши покрыты шифером. На выезде строится двухэтажный дом. А дорога, как в песне, серою лентою вьется и радует нас. Домики за деревьями и указатель «Дачи». Поселок Горный, станция Посольская (Кого куда послали?). Справа бежит Транссиб. Снова лес обнял дорогу с двух сторон. Заправка, бензин 92 по 35,7 руб. Опять горелый лес.

Боярск, 11:25 (9:25), а справа Байкал, легендарный, воспетый в песнях. Ну что сказать, море и море, как у нас. Скоро мы с ним познакомимся ближе, потрогаем, может, и умоемся этой кристально чистой водой. Станция Тельная, стоит один заколоченный дом и покосившаяся крыша колодца. Бабушкин район, селение Бабушкин, базарчик, продают омуль. Берем омуль соленый, омуль копченый (горячего и холодного копчения) на 930+1160 рублей у двух продавцов. В магазине покупаем хлеб и воду, Саня взял кока-колу, попробовал и сказал, что вкус как и везде. Затарились, едем на берег Байкала, съезжаем с дороги, едем по руслу реки под мостом, и вот он Байкал, вода до горизонта, а на горизонте в синей дымке другой берег. Для тех, кто не живет у моря, зрелище фантастическое, особенно для тех, кто море видел лишь по телевизору. Но для нас море и море, которое мы видим каждый день. Место, куда мы приехали, дикое. Витя достает стол, печку, посуду, ставит кипятить чай из Байкальской воды. Это будет первый и последний раз, больше ни стол, ни печку, ни посуду доставать не будем.

Вот печенье, чай, кофе, конфеты еще достанем. Чай долго не кипит, так как дует свежий ветер, но наши мужчины загораживают печку от ветра. Саня трогает воду и никак не примет решения купаться или нет, потом все-таки раздевается и ныряет, хотя вода холодная, но что ему молодому. А мы помыли руки, умываем лица, (вода очень бодрящая) и собираем камни на берегу, на сувениры с Байкала.

Чай, наконец, закипел, и мы садимся за стол. Сначала попробовали омуль горячего копчения, затем холодного. Омуль такая же легенда, как и Байкал. У нас такое разнообразие морской и океанической рыбы, что удивить нас сложно. Подышали байкальским воздухом, собрали все и вперед.

Едем, а на горизонте Саянские горы, действительно горы, у некоторых на вершинах, похоже, лежит снег. Едем и по пути выгоняем и бьем мух, которые забрались к нам в машину, а на берегу Байкала их несметное количество. Поселки Клюевка, Мишиха, пейзаж, как у нас, только у нас море и горы, а здесь озеро Байкал, огромное, как наши заливы. Смена водителя, у руля Саня, дорога не очень, ремонт дороги, впереди пылит КАМАЗ, да дорожка аховая. Обгоняем КАМАЗ и, слава Богу, выезжаем на хорошую дорогу. Танхой 14:05 (12:05) есть даже двухэтажные  дома. Дорога отличная, похоже, новая, откосы засыпаны землей, взойдет травка, будет замечательно.

Выдрино, 14:0 (12;10),  закончилась Бурятия, началась Иркутская область. Слева заправка, бензин 92 по 33,0 рубля, это самая низкая цена за весь предыдущий путь. 14:40 (12:40), снова за рулем дедушка, он больше 40 минут без руля не может. Опять выехали к Байкалу, справа Байкал, слева тайга. Байкал действительно огромен, как море. Указатель «Ущелье». 14:56 (12:56) Байкальск, слева кафе, гостиница. Утулик, кафе, гостиница и не одна. Опять серпантин, впереди два грузовика, за ними две легковые машины, которые тоже не прочь обогнать грузовики и пытаются, но тщетно, поэтому все едем медленно и печально. Справа Байкал, слева Саянские горы и тайга. Заработал Билайн, поговорила с Владивостоком: с Ирой, Еленой Сергеевной, Наташей.

Едем, навстречу два Камаза и вдруг из-за них, чуть ли не в лоб нам вылетели два мотоциклиста, Витя едва успел отвернуть в сторону, но очень-то не отвернешь, справа внизу Байкал. А утонуть, даже в экологически чистой воде, большого желания нет. 15:32 (13:32), город Слюдянка. Едем по городу: многоэтажные здания, фонтан, детско-юношеская спортивная школа, комплекс новых трехэтажных зданий оранжевого цвета. Газовая заправка, газ по 18,2 рубля. Култук, Глубокое, пошел дождь, а скорее мы въехали в полосу дождя. На обочине что-то белое, да это град, который прошел до нас. 16:50 (14:50) Громотуха, дождь, Моты, шиномонтаж. Витя показывает машину, оказывается, поршень суппорта правого колеса подклинивает. Кафе Мандарин, обедаем. Берем: пельмени в бульоне, ленивые голубцы, шаурму, блины, чай, кофе. За все платим 700 рублей.

Едем дальше, светит солнышко, легкие облачка, а пока мы обедали, хлестал такой сильный дождь. Закончили обедать, и дождь закончился. Подъезжаем к Иркутску, что-то поршень продолжает подклинивать и тормозить правое колесо.

Пионерская, 18:30 (16:30), дома добротные, дорога хорошая. Указатель Иркутск, заезжаем и ищем СТО, согласно указателю, но его там нет, съехали. Едем дальше, 19:00 (17:00) Ангарский район, в машине по-прежнему что-то не в порядке. Где же СТО? У дороги отель, едем в Ангарск на СТО. С двух сторон у дороги радуют глаз березовые рощи из молоденьких березок. Справа нефтеперерабатывающий завод. Ангарск, 19:15 (17:15) Здесь ходят трамваи, и висит плакат: «Ангарск — лучший город на земле», вот это патриоты города. Ищем СТО, нашли, правда, не с первого захода. Посмотрели машину, нужна какая-то деталь, ее нет в наличии, в результате вынули поршень, подчистили, заменили резинки, и в 21:10 (19:10) мы продолжили путь. Интересно, а какое тут время, два или уже три часа разница с Владивостоком. Выезжаем из Ангарска, река Кетой, Усольский район, опять просторы до горизонта. Указатель «Внимание туман». Нас это несколько удивило, откуда туман, моря вроде нет рядом, но на обратном пути мы оценим это предупреждение в полной мере. Едем медленно,  пробочка.

Тельма, дома с высокими воротами, глухими заборами окна с резными ставнями.

Видим свадьбу и церковь христианскую, а рядом еще какая-то церковь. 21:40 (19:40), Усолье Сибирское. Похоже на город, многоэтажные дома, даже пробка на дороге, едем медленно, Валя спрашивает у рядом идущей машины время. Нет, временной пояс очередной еще не проехали, разница с нами по-прежнему 2 часа. Поехали веселее, это радует. Заправка, даже две, бензин 92 по 36,3 и 35,0. Закончилось Усолье, опять пробка, ремонт дороги, стоим, пропускают встречный поток.

У папеньки форс-мажор, «поднялось давление», а идти некуда. Внизу лесочек, но за нами автобус, и в этом лесочке он будет как на сцене. Он выходит и понижает давление перед нашей машиной, это оптимальный вариант, который можно было выбрать в данной ситуации, мы в машине умираем со смеху, так как знаем причину его стояния перед машиной. Поселок Средний, дома и многоэтажные и одноэтажные, за каким-то забором разрушенные хрущевки, может, была воинская часть. Заправка, бензин 92 по 38,4 рубля. Что-то с левым колесом, останавливаемся, день сегодня не задался.

Едем дальше, 22:30 (20:30), Кочериково, Красноярский край, Черемховский район, Михайловка. Опять ремонт дороги, до запланированного Тулуна мы не доезжаем, уже скоро станет темно, солнышко почти село, хотя времени 23:00 (21:00). Шимановка, Малиновка, Забитуй, Кутулик. Справа какие-то культовые сооружения, одно как пагода, а другое, как православная церковь. АЗС, бензин 92 по 34,5 рублей. Залари, 23:40 (21:40). Началась скверная дорога где-то 2,5 км. Газовая заправка, газ по 18 рублей. Стало темно писать и вокруг темно и неуютно. Саня звонит в Тулун и снимает заказ, до него мы явно не доедем. Саня звонит в Куйтун, в одной гостинице удобства на улице, это не для нас, да и еще кровати двухъярусные, ну это мы бы еще вынесли. Звонит в другую гостиницу, там удобства в доме, но не в номере, ладно не до капризов, заказываем два двухместных номера.

Наконец, Куйтун, где-то здесь гостиница, Саня звонит, нас ориентируют, как проехать, потом еще долго перезваниваемся. Ну, слава Богу, и Сане, нашли, это двухэтажное здание. Заходим, говорим, что заказывали 2 номера, Саня спрашивает, нет ли четырехместного. Есть трехместный, нам подойдет, берем, Санечка все равно спит в спальнике на полу, так как от кроватей у него болит спина. Времени у нас (во Владивостоке) около двух часов ночи, но Наташе надо звонить, она не спит, ждет. Все, доложила, что вселились в гостиницу. Номер стоит 1950 рублей и 100 рублей машина. Номер на втором этаже, в нем 3 кровати, 4 стула, 2 стола, туалет на первом этаже, одно посадочное место, так что Валя не дождалась и побежала в уличный туалет. Идем на кухню, наливаем кипяток и чай пьем в номере. Весь пакет невозможно пропах омулем, Санечка говорит, что от этого запаха ему и есть расхотелось. Но сервелат был хорошо упакован и омулем не провонял. Попили чай, поговорили, посмеялись и спать.

11.06.2016 г. Куйтун.

Шестой день пути

Выехали в 8:32 (6:32), солнце сияет, и во сколько оно взошло, не знаю. Я проснулась в 5:30 по местному времени, солнце было уже высоко. Мингатуй, 8:40 (6:40), дорога свободна и отличного качества, поэтому летим за 120 км/час, судя по призывам видеорегистратора. Дедушка говорит, что в 1982 году асфальта здесь не было и в помине, а сейчас, как лента. АЗС, бензин 92 по 33,0 рубля. Ну, вот сглазила, пошла не очень хорошая дорога, но совсем небольшой кусочек. Снова АЗС, бензин 92 по 32,5 рубля, ниже цены еще не было пока. Проезжаем деревню Шерагу, есть библиотека, детский сад, школа, памятник, кому не увидели. Слева вышки сотовой связи и Транссиб.

Опять вокруг степь, справа засеянная до горизонта. АЗС, бензин 92 по 33,5 рублей. Въехали в Тулун и снова АЗС, бензин 92 по 36,7 рублей. Вдоль дороги деревянные домики, а в глубине видны многоэтажки, правда, их мало. По мосту переезжаем реку Ия. Возле одного дома дров не меряно, едем дальше, и там почти возле каждого дома кучи нераспиленных дров, наверно, зима будет суровая. Тулун проехали по краю. Включили навигатор, если скорость превышает 110 км/час или нарушаются правила, он курлыкает.

Булюшка, небольшая деревушка, кафе, стоят дальнобойщики. И о погоде: день солнечный, небо голубое, ехать хорошо, в дождь как-то тревожно. Дорога идет вдоль Транссиба, то слева, то справа. Худоеланское, кафе «Караван», останавливаемся. Заходим в кафе, наш завтрак: сборная солянка, блины фаршированные, плов, лагман, пирожок с капустой, блины со сгущенкой, пирожное, и всем чай. За все 580 руб. В общем, ничего, но долго грели, затратили почти час. 11:11(9:11), едем дальше, дедушка гонит, как Шумахер, сейчас вытряхнет все печенки, дорога не очень. Нижнеудинск, слева многоэтажки, а справа частный сектор, серые, безликие дома. Ищем заправку, река УДА, через нее строится мост.

Газовая заправка, газ по 19,5 руб. Мара, 12:00 (10:00), за рулем Саня. Я немного вздремнула, но селений не было, как нет и связи, вокруг тайга. Смена водителя, дед у руля. 13:15 (11:15), Тайшет, появилась связь.

Сегодня уже проехали 335 км, еще осталось 970, кто такую норму определил, не знаю. Переезжаем по мосту речку Бирюсу, о которой сложены песни. Черемшанка, Точильный в стороне. 14:22 (12:22) Тины, кэмпинг «Турист». Дома захудалые и новые, у домов горы березовых дров. Н. Ингаш, двухэтажные дома, В. Ингаш, более ухоженная деревня, есть дом культуры. Еланский район, город Канск, ищем газовую заправку, нашли, газ по 18 рублей.

Переехали часовой пояс, разница с Владивостоком 3 часа. Сейчас мы все время пересекаем Транссиб, сейчас по мосту. Едем по Канску, многоэтажки соседствуют с одноэтажными домиками деревенского типа, лицей, перед ним фонтан. Какие-то ворота, как во Владимире, а может, это триумфальная арка в честь какого-то события. Стоят гаишники, но мы пристегнуты ремнями намертво, не прикопаешься.

АЗС, бензин 92 по  32 рубля, это дешевле чем на Байкале (33 руб.).

[ на кадрах из фильма переправа через реку Бирюса 1982 году, как в кинофильме Волга-Волга]

Кафе «Два медведя», русская кухня, обедаем достаточно плотненько: пельмени, окрошка, поджарка с картофельным пюре, салат оливье, яичница, котлета с картофельным пюре, пирожные, булочки, чай, за все 780 руб. Обычно, в кафе я становлюсь последней, так как у меня (я кассир-бухгалтер) наши общие деньги на питание, гостиницы и развлечения. Здесь в кафе, когда Вите посчитали, он говорит: «Тетя воспитательница заплатит». Но я ему строго сказала, что я пионервожатая.

Едем дальше сытые и довольные, на улице жара 350С и выше, но мы не ощутили, из машины в кафе, из кафе в машину. Позвонила Марина из Китая, волнуется, как мы. Звонит Сергей из Америки, тоже переживает, выясняет, где ночуем, готовим ли на керогазе. Объяснили, что на керогазе у нас, наверное, даже в очень глухих деревнях сейчас не готовят, везде есть газовые печки и баллончики, но нам и это без надобности, хотя с собой все это есть, мы ведь тоже не знали, что нас ожидает в дороге. Выехали из Канска в 16:10(13:10). Через некоторое время останавливаемся, смена водителя, за рулем Валя, Саня садится ко мне, а дедушка на его место. На улице очень сильный ветер, машину чуть ли не сдувает с дороги. Въехали в лес, здесь немного потише. Авария, фура лежит на боку слева, а легковая справа возле дороги, хвост фуры на дороге, водитель фуры, похоже, жив, лазает по машине, а вот в легковой неизвестно.

Получается так, что хорошая дорога тоже таит свои опасности, гонят со скоростью выше 100, да еще боковой ветер, не просто сильный, а очень сильный. Снова за рулем дедушка, он надолго руль из рук не выпускает. 18:20 (15:20) за рулем Саня, до Красноярска 50 км. Остановка, дед прилег буквально на 10 минут, отдыхает, я все же права, что за рулем он устает меньше, чем сидя рядом. Мы гуляем на улице возле автобусной остановки, разминаем ноги. На улице 35 градусов, тепленько. Рядом с остановкой туалет, хотели посетить, но дедушка сходил туда и сказал, что не очень, значит, все очень печально. Потерпим до чего-нибудь более цивильного. Все, трогаемся в путь, за рулем дед. Сегодня суббота, и народ, вероятно, из Красноярска едет на дачи или на природу, поэтому организовалась такая очередь, благо они едут навстречу. АЗС, бензин 92 по 31,5руб. Еще дешевле, чем на предыдущих заправках. Вознесенка 19:05 (16:05), река Енисей, большая, как наша Уссури, только вода не такая рыжая, в Уссури местами очень желтая.

Проезжаем Красноярск, вернее, объезжаем его. Справа Старцево, у дороги кафе, а слева Красноярск, его окраина видна с дороги. АЗС, бензин 92 по 33,0 руб. Емельяново справа 19:40 (16:40), добротные домики одно и двухэтажные, есть многоэтажки. Еловка, Черемшанка. Какой-то район «Золотая горка», все в фазе строительства. Деревня Сухая, у них тоже еще цветет сирень, а у нас, как я писала, уже отцвела. АЗС, бензин по 32,0 руб. Д. Памяти 13 борцов, Ачинский район, 21:00 (18:00) Дорога идет в объезд населенных пунктов, поэтому долго ехать утомительно, хочется пробежаться.

Турутино, газовая заправка, газ по 17,0 руб. Ачинск, АЗС, аж две штуки, бензин по 29,5 руб. и по 32 руб. Едем в объезд Ачинска, с горки видна окраина, но на таком расстоянии не берусь судить о городе. Еще две АЗС, бензин 92 по 32,7 и 29,5 руб. Слева железная дорога. Здесь заправок много, одна на одной, вот еще АЗС, бензин 92 по 33,0 руб. Ехать уже нет никаких сил. Я думаю, а как жены декабристов за своими мужьями в Сибирь ехали, зимой без отопления, летом без кондиционера, и не со скоростью 120 км/час. Сильные духом были люди, не чета нам. Ачинск закончился, река Чулым. 21:40 (18:40), до Зимы мы явно сегодня не доедем. Саня звонит в Мариинск и бронирует номер в гостинице с туалетом и горячей водой в номере. Боготол, до Мариинска 127 км. Господи, сил нет ехать, а вернее сидеть, пятая точка уже квадратная, нога отстегивается, так хочется пройтись пешком. 22:35 (19:35), Каштан, АЗС, бензин 92 по 31,7 руб. До Мариинска 111 км. Где-то километров за 60 до Мариинска ремонт дороги. Сегодня у нас в сутках снова 25 часов, так как переехали часовой пояс. Всего проехали 5375 км, а за сегодня 1092 км, не мудрено, что попа стала квадратная. Пристань вторая, до гостиницы 4 км.

Ура! Мариинск, 00:01 (21:01). Дома добротные, одно и двухэтажные, есть многоэтажки. Есть двухэтажные дома из черных бревен, явно видели еще декабристов.

Проезжаем детский сад, какое-то заведение «Зима», у входа медведи, разумеется, чучела. Нашли гостиницу, номер с туалетом, душем, горячей водой, в стоимость входит завтрак. Оформляемся, нас спрашивают, будем ли ужинать и что приготовить. Сане жарят отбивную куриную, а нам сосиски с картофельным пюре, всем по салатику и чай. За всех 700 руб. Поскольку мы рано уезжали, то нам приготовили блинчики с творогом, мы их положили в холодильник. В номере электрический фарфоровый чайник и фен. Дедушка падает и, судя по храпу, сразу засыпает. Саня с Валей идут пить пиво с омулем, а я в душ. Да, не написала, что после ужина мы еще пошли в лавку сувениров. Не смотря,  на поздний час, было уже 22:00 местного времени, хозяева были в лавке. Мы купили сувениры из дерева и бересты, они сказали, что скоро пойдут за берестой и, если мы заедем на обратном пути, то ассортимент будет шире. На территории лавки тоже различные сказочные персонажи, сделанные тоже ими. Очень интересные люди, мы с ними еще долго разговаривали, они сказали, что город назван в честь царицы Марии, ахнули, когда мы сказали, откуда и куда едем. Кстати, за сегодня мы проехали по спидометру 1055 км, по GPS — 1100 км. Кому верить, а кому хочешь. А, впрочем, 45 км при таких пробегах сущие пустяки.

12.06.2016 г., Мариинск.

Седьмой день пути

Выехали 10:28 (7:28), заправка, газ по 20,0 рублей. На улице свежо, хорошо. Звонит Марина из Китая, я говорю, что у нас все нормально, у нее тоже все хорошо, сделала массаж. Едем по полям, то есть вдоль дороги поля, а дорога, как лента, летим за 120 км/час, судя по призывам видеорегистратора. 11:21 (8:21), проехали Красный яр. Теперь с двух сторон к дороге подступил лес. Успенка, буквально несколько домиков. АЗС, бензин 92 по 32,75 рублей. Догнали фуру, едем за ней медленно, ну очень медленно 70-75 км, но обгонять нельзя, сплошная линия. С нашей стороны образовались две полосы, мы обгоняем фуру, сейчас полетим, как ветер, под тщетные призывы регистратора, ох и намучился он с нами. 12:02 (9:02), Березовский, сворачиваем в город или поселок «Тайга».

Здесь появились другие ели с остроконечными вершинами, как в известной песне: «Остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер», озер, правда, не вижу, но ели такие у нас не растут. Черниговский разрез, добыча угля, большой разрез. Обогатительная фабрика для угля, шахта Южная в стороне. По обочинам лежит какой-то рыжий песок. Поселок Ровенский, дома с четырехскатными крышами. Вдоль дороги с двух сторон растут белые цветы, какие не знаю, но очень красиво. Конкретно повернули на Тайгу, 12:35 (9:35). Дорога ужасно побитая и приготовлена к ямочному ремонту. Не знаю, с какой скоростью мы едем, но трясет ужасно. До Тайги 15 км. Дорога, как булка с изюмом, из которой изюм выковыряли. 12:55 (9:55), Указатель «Тайга». Звоним родственнику по линии Лутченко, узнаем, как к нему подъехать. Почти не плутали, приезжаем, дядя Анатолий нас уже встречает, идем к нему домой.

Дом трехэтажный, старый, давно не видевший ремонта. Квартира трехкомнатная, живет один, жена и старший сын умерли, младший живет отдельно. Квартира когда-то была хорошая, но сейчас несколько пришла в упадок. Дядя все рвался накрыть стол, распить бутылку шампанского, но мы его остановили и просто посидели, поговорили, посмотрели фото, все сфотографировались, подарили книгу с родословной, кружку с фотографией и тарелку с видами Владивостока. Пробыли мы в гостях час, стали собираться в дорогу, и дядя стал складывать нам в сумку продукты, еле отбились. Пришлось взять варенье, сваренное им, чтобы не обижать. Назад Саня предлагал поехать по другой дороге, но дядя сказал, что та дорога очень плохая. Ну, если эта, по которой мы приехали хорошая, то уж лучше по ней и возвращаться, несмотря на то, что она длиннее.

Едем, шахта Бичевская, 15:41 (12:41) Кемерово — столица Кузбасса, народ требует обеда. Заправка, газ по 17,5 рублей, АЗС, бензин 92 по 32,75 рублей. Переезжаем реку, туда ли мы едем. Саня перезапускает карту и оказывается, нам не направо, а налево. Спустило колесо, накачали, едем дальше, здесь очень много домов с четырехскатными крышами. Проехали почти все Кемерово, не нашли ни одного кафе или столовой. Уже 16:33 (13:33). Ура! Столовая, но она закрыта. Едем дальше, что встретим, там и будем есть. Закусочная, останавливаемся. Берем: картофель фри, две окрошки, голубцы 2 порции, оливье, 3 курника (пирожок с курицей), чай, кофе, компот, за все 760 руб. Еда не очень, только Сане понравился картофель фри. Обследовали удобства, обычный туалет типа сортир, но с очень крутой пружиной, не успеешь отскочить, придаст такое ускорение, что взлетишь.

Выехали в 17:11(14:11), проезжаем Топки, дорога отличная, летим, а не едем, и регистратор снова запел свою песню: «Сбавьте скорость». Река Курляк, вокруг леса, поля и горы. У дороги красиво выстроились кудрявые березки, у нас березки другие. Остроконечных елей тоже не вижу. Деревня Рассвет, что здесь раньше было, не знаю, но сейчас скорее закат. Хвойные деревья, похоже, закончились, только лиственные. На той скорости, с которой мы летим, видны четко березы, об остальном можно только догадываться. 17:40 (14:40), Симоново, на некоторых домах тоже четырехскатные крыши. Время от времени то там, то тут идет ремонт дороги. 17:50 (14:50), за руль садится Саня. Юргинский район. Едем и видим, как в кино, утка с утятами собралась переходить трассу, Саня притормозил, и все семейство чинно прошествовало на другую сторону.

Новосибирская область, по Владивостоку 18:20, а какое здесь время неясно и спросить не у кого. Болотное, Саня возмущается, почему птицы здесь не перелетают дорогу, а перебегают. Егоровка, 19:30 (15:30) мы переехали еще один часовой пояс, разница 4 часа. Мошково, вдоль дороги пошли хвойные деревья. Кошев, переезжаем Обь, река далеко не маленькая, впечатляет. С двух сторон дорогу обступили березы и сосны. 20:50 (16:50), превысили скорость, стоим и ждем, дед пошел к гаишникам, выписали штраф 250 руб. 21:40 (17:40), с. Овчинниково, газовая заправка, газ по 17,5 руб. АЗС бензин 92 по 33,0 руб. Саня заказывает гостиницу в Барабинске. Едем, населенных пунктов не встречаем, Валя заволновалась, что не туда едем, так как у нее на карте деревни есть. Дедушка взбеленился сразу, дискуссия стала выходить из-под контроля, еле успокоили Валю, в общем, все закончилось мирно. Впереди машины мигают, где-то гаишники притаились, едем 60 км/час, а, кажется 20 км. Доехали до гостиницы «На посту», номер люкс. В номере: две комнаты, душ, горячая вода, шампунь, туалет с теплым полом, телевизор, холодильник, вентилятор, на полу паласы. За номер 3000 рублей и 70 руб. за машину. Это самый роскошный номер из тех, в которых мы останавливались. Идем в кафе, берем: плов, 3 поджарки, кофе, котлета, 2 картофельных пюре, салат, 3 булочки и пирожок с капустой, 3 чая и за все 1071 рублей. Еда вкусная, кафе приличное, просторное, чистое.

Возвращаемся в номер, все помылись, почистили перышки и каждый занялся своим делом. Витя с Саней прокладывают маршрут. Хотели отдать белье в стирку, здесь есть такая услуга, но нет сушки, а так до утра не высохнет. Стирка стоит 130 руб. за 5 кг, решили не отдавать. Сегодня проехали 850 км, из них 150 в Тайгу и назад.

13.06.2016 г. У трассы перед Барабинском.

Восьмой день пути

Проснулись в 5 часов по местному времени, ночь провели в роскошном номере. Встали, сфотографировались у гостиницы, выбросили кое-какую еду по причине несъедобности и в 9:46 (5:46) в путь. Газовая заправка, газ по 17,9 руб. Едем, за окном ну чисто степи Казахстана, а Саня говорит, что Казахстан южнее, где-то километрах в 70, теперь все ясно. Дорога отличная, летим явно за 120 км/час, судя по призывам, несущимся из видеорегистратора. 10:36 (6:36), Чановский район, АЗС, бензин 92 по 31,5 руб. Гостиница и кафе у дороги, но завтракать еще рано. Пошла лесостепь, деревьев стало больше, даже целые лесочки, не тайга, конечно, лиственные породы, но и не степь. Остановка, смена водителя, у руля Саня, 11:38 (7:38).

Я слегка задремала, открыла глаза, Татарская область, где началась, я проспала. Дмитриевка, село Неудачино, вот так название, как же жить в таком селе. 12:07 (8:07), въехали в Омскую область. Вокруг сколько видит глаз небо в сплошной облачности, не пошел бы дождь. Очень сильный ветер, машину просто сдувает с дороги, да мы еще несемся за 120. Заморосило, в машине ехать ничего, а вот на улице неуютно. Деревня Корниловка, те дома, которые нам видны, хорошие добротные. Еще нет 9 часов утра, а мы уже проехали 280 км, какие мы молодцы. Газовая заправка, газ по 13,5 руб. На заправке вышли из машины, как-то свежо. Машину заправили, неплохо бы и самим заправиться, уже пора. Ищем, но пока еще поля, леса и ничего не брезжит на горизонте.

13:25 (9:25), Саня видит заправку и стоящие большегрузы, значит, есть, где подкрепиться. Зеленая роща, кафе. Зашли, помыли руки и заказали завтрак. Взяли: котлета с картофельным пюре — 2 порции, гуляш с гречкой, блины 2 порции, пирожное, чай, кофе. За все 1000 руб. Вся еда очень даже съедобна. 14:00 (10:00) тронулись в путь, АЗС, бензин 92 по 32 руб. Троицкое, переезжаем по мосту Иртыш, в этом месте он не очень широк. Во все стороны степь, Омск проезжаем по окраине, справа Транссиб, а сам город на горизонте. Зеленое поле, строятся какие-то дома. Ремонт дороги, все еще объезжаем Омск, город не маленький. Красный яр, слева кладбище с часовенкой. Звонит Ира, все за нас волнуются, только мы спокойны. Опять пошли автобусные остановки с туалетами. Тавричанка (у нас тоже есть Тавричанка), Бекишево, тоже четырехскатные крыши, на новых домах двускатные. Малиновка, ремонт дороги, хотя скорее, как сказал Саня, дорогу обновляют, потому что дорога неплохая. Тюкалино, свернули на Крутинку. 16:40 (12:40) снова смена водителя, за рулем Пряха. Крутинка, справа танк на постаменте. У дороги мотель, баня, кафе. 17:03 (13:03) Яманское сельское поселение, с двух сторон березовые рощи, 17:21 (13:21), смена водителя, у руля дедушка, я уже писала, что он больше 40 минут без руля не может. Ольгино справа, Гуляй поле и Зимино где-то в стороне, справа какие-то склады. Какая все-таки у нас большая страна, Справа и слева от дороги поля без края, необъятные луга, а по горизонту лес, преимущественно лиственные породы.

Тюменская область, здесь должен поменяться часовой пояс, точно, разница с Владивостоком 5 часов, 17-40 (12-40). Слева молодые елочки, явно насаженные. Чумашкино, опять крест у дороги. Газовая заправка, газ по 11,5 руб.

Лапино, кафе «Екатерининский тракт», идем обедать. Берем: яичницу, 2 грибных супа, окрошку, крылышко, блины, пирожок с капустой, маленькую пиццу, булочку, компот, кофе, 2 чая. За все 495 рублей. В кафе опять с нами приключение, мы без этого никак. Дверь в туалете была открыта, и Валя там мыла руки, я зашла и тоже стала мыть руки, следом за мной зашел Витя, помыл руки и пошел в туалет. Мы еще приводим себя в порядок, причесываемся, заходит женщина и сразу в туалет, а двери там не закрывались, что ли, и она нам испуганно говорит, что там мужчина, Но мы и так это знаем, и говорим ей, чтобы подождала и выходим. Я закрываю дверь и вижу, что это женский туалет, мужской рядом, а мы думали, что общий, смех, да и только. 18:30 (13:30) выехали от кафе.

Село Аббатское, крепенькое село, веселенькие домики. Опять поля, поля зеленые, на горизонте со всех сторон лес, проезжаем Тушнолобово, дорога плохая. Началась морось, не доезжая «Фирсово» пошла хорошая дорога, даже отличная. Кашкарагай и Равниш в стороне от дороги. На встречке вереница большегрузов, штук 20, может больше, хорошо, что на встречке, а не на нашей. Селение Горевое, церковь и не маленькая. Заворохино, вдалеке река, на дороге автобусные остановки очень странного дизайна. Снова деревья вдоль дороги, но они похожи на лесозащитные полосы, объездная дорога, местами убитая. Указатель Казахстан и Курган. Хвойный лес подступил к дороге. Переезжаем Транссиб по мосту. Мезенка, 19:35 (14:35), опять поля, поля, где-то в 30 км Казахстан. Быково, Локтино. Выглянуло солнышко, надолго ли.

Смена водителя в 20:10 (15:10), ведет Саня. Справа и слева озера, озера. Снова морось, асфальт мокрый. Мы уже проехали 740 км. Снова у руля дедушка, курс на Курган. Морось кончилась, Старорямово. 20:50 (15:50) Курганский район. Дорога на вид вроде ничего, но то заплата, то неровности, что трясет и подбрасывает не слабо. Беляковское, на горизонте посветлело, и морось закончилась. Чистоозерье, Петухово, дорога оставляет желать лучшего, да еще и папенька гонит, как Шумахер под 90, все печенки вытрясло. Саня звонит в гостиницу, забронировал номер, ну доберемся и посмотрим, до этого все было удачно. Недалеко от дороги Казаркино, средненькая деревенька. Видим много озер. Копырино 21:33 (16:33). Дедушка мчится, не взирая на выбоины. Обутковское, маленькое село. Петухово, Челябинск, выехали на федеральную трассу.

Проехали за сегодня 850 км, нужно еще 250 км, не много ли мужчины наметили. Раздолье, Еламная, 22:30 (17:30), Витя притормозил и стал останавливаться на обочине (ему приспичило в кусты, расстроился желудок), а обочины как таковой нет, ведутся какие-то работы, машину повело, в общем, мы плавно сползли в кювет, самим не выбраться. Благо, в этом месте шел ремонт дороги, было много техники и нас довольно быстро выдернули. Как рассказали рабочие, там шли бесконечные дожди, поэтому грунт ползет, видно, не мы первые. Ну, почти без потерь, не считая моральных. Саню искусали комары, их там были полчища, дед, как вышел, то спина сплошь покрылась комарами, а Саня выскочил в рубашечке с короткими рукавами, уж они им полакомились, если даже деда кусали, как там люди работают. Все, стресс позади, а у Сани все укусы чешутся, добываю из аптечки звездочку, Саня намазывается, все горит, но чесаться не перестало. Едем дальше, опять морось, осталось 180 км до места ночевки, а это минимум 2 часа, а то и все 3. 23:03 (18:03), село Кабанье, пошел дождь, зачем это нам, но нас никто не спрашивает, там наверху все решают сами. Пичугино, Варгаши, дождь все активнее, может, мы выедем из зоны дождя, мне в дождь хочется сидеть в доме за чашкой чая, и чтобы никуда не надо было идти. Дождь вообще навевает грусть, по крайней мере, на меня.

Сычево, 23:14 (18:14), АЗС бензин 92 по 31,5 руб., кафе «Кудыкина гора», Островок, река Тобол и Курган, его мы объезжаем. АЗС, бензин по 32,0 руб. Чаутово, танк на постаменте. По пути гостиницы, кафе, комплексы, чуть ли не каждые 5 км. Кафе «Петрович», проезжаем дачи. 23:42 (18:42), Малиновка. Газовая заправка, газ по 10,9 руб. Опять пошел дождь, но не такой интенсивный и на горизонте впереди светло, может, в Шумихе, куда мы держим путь, дождя не будет. Витя, конечно, после всех стрессов устал, но Саня прокладывает маршрут, и его за руль не посадишь. Рождественка, до гостиницы 80 км и впереди светло, и все это радует. Приедем где-то около 21 часа. Да у нас сегодня какое-то авторалли экстремальное. Шумихинский район, дождь полил, как из ведра, осталось до Шумихи 10 км. Справа поле, слева лес, где же эта Шумиха. Доехали, прости Господи, гостиница «Русь». Гостиница так себе, но радуют душ и туалет в номере. Еда простая и выбора особо нет. Взяли: салат, пельмени, сосиски с картофельным пюре, 2 кофе, чай. За все 345 руб. Витя голодает. Отдали постирать белье, 2 закладки по 100 руб. и сушка 150 руб. Ну, спать, спать, а то уже 3:30 (22:30). Сегодня проехали 1115 км по спидометру и 1150 по карте. Всего от Владивостока 7500 км, не слабо.

14.06.2016 г. Шумиха.

Девятый день пути

Выехали в 11:50 (6:50), останавливаемся у дороги, приспустило колесо, Витя над ним колдует. Все, поехали, Клюквенное, наверное, здесь клюква водится. Опять поля, леса, светит солнышко, когда оно здесь спит, не знаю. Я проснулась в 5:00 по местному, солнце уже светит и довольно высоко. Утром забрали все выстиранное, все сухое, кроме моих штанов, видно они слишком плотные, опыт сушки есть с прошлого путешествия, разложила сзади, досохнут. Указатель: до Челябинска 30 км, но его мы объезжаем. Сосны подступили к самой дороге вперемежку с березками. 12:26 (7:26), Алакуль, Петрушино, справа мотель. Опять крест у дороги, что все-таки означают эти кресты. Канашево, Анфалово, ремонт дороги. Опять небольшая дискуссия, а скорее стычка мнений, Валя сказала, что мы проехали лишние километры, потому что поехали по другой дороге. Саня, который прокладывает маршрут, сказал, что в связи с тем, что мы поехали по этой дороге, мы проехали на 100 км меньше. Атмосфера стала накаляться. Наконец, Витя сказал, что как ехать и куда, будет решать он, и велел Вале замолчать, но Валю так просто не остановишь, а Витя очень накален, он не привык к такому непослушанию.

На улице очень сильный ветер, опять ремонт дороги, стоим, ждем, пропускают встречку, простояли, я заметила время, всего 4 минуты, а показалось очень долго. Действительно, очень утомительно ждать и догонять. 13:03 (8:03), Миасское, Лесное, газовая заправка, газ по 13,5 рубля. Впереди Копейск, еще АЗС, газ по 12,9 руб. Вправо Екатеринбург, мы сворачиваем на Копейск. Дорога приличная, мы едем быстро, но не за 120 км/час. Где Уральские горы, которые нас так впечатлили в прошлое путешествие, за бортом какие-то степи Казахстана. В стороне от дороги села, города, деревни: Печенкино, Луговой, Копейск, Камышинка, Бажово, Заозерный, Старокамышино, Челябинск, Троицк, Уфа. Проезжаем Синеглазово, большой поселок, есть двух и трехэтажные дома. Вознесенка. По мосту переезжаем Транссиб, до Уфы 450км. Дорога пошла гладкая со свежим асфальтом. Опять с двух сторон хвойный лес вперемежку с березками, белыми, стройными, загляденье. До Уфы 445 км, 14:00 (9:00). Указатель: Москва вправо, но нам туда не надо. Вправо Троицк, Курган, Чипышево, впереди Юрюзань (у нас когда-то был холодильник «Юрюзань»). Газовая заправка, газ по 12,9 рублей, 14:22 (8:22) Витаминный, Биргильда, интересное название. И все же, где знаменитые Уральские горы, их мы, что, тоже объехали.

Пора завтракать, ищем кафе. Кафе «Круиз», заходим, берем: 2 салата, 2 гречки с грибами, макароны с грибами, булка, хлеб, чай, кофе. За все 522 рубля. Покушали неплохо. Самый экономный у нас дедушка, он позавтракал на 20 рублей, взял кофе и кусочек хлеба, проблемы с пищеварением, ну это пройдет. Продолжаем путь, 15:07 (10:07) Травники, справа и слева видим выходящие из земли скальные породы, а на горизонте горы. Ну, наконец, Уральские горы. Река Миас, село Родничок, дорога пошла вверх, по обочинам цветет много желтых цветов. Пейзаж вокруг ближе к нашему приморскому. В сторону уходят Ленинск, Горный, горнолыжный курорт «Солнечная долина». Слева озеро Песчаное. По пути очень много заправок, почти каждые 5 км, если не чаще. Дорога хорошая, небольшой ремонт дороги и снова хорошая дорога, она идет то вверх, то вниз. У меня заложило уши, Санины часы показывают высоту 900 метров, дорога пошла вниз, и снова заложило уши. Огромная вывеска «Южный пансионат психбольных». Большегрузы устроили гонки, обгоняют друг друга. Экстремалы! У дороги отель, как замок, красиво, с другой стороны тоже отель. Видим мойку, заезжаем, но она не работает. Заходим в сувенирную лавку села Березовый мост. Покупаем всякие сувениры, Саня купил нож на подарок. В лавке узнаем, что мы уже давно в Европе, а знак Европа-Азия мы проскочили, потом мы увидим, чтобы этот знак заметить, надо точно знать, где он стоит, но об этом дальше. [ По сути знака нет, есть стела, которая стоит в стороне от дороги довольно в неухоженном месте]. Искать его будем на обратном пути, не возвращаться же. Едем по горам, связь то есть, то нет. Въедем куда-нибудь в цивилизацию, тогда и позвоним, Катав, Ивановский район 17:34 (12:34).

У дороги огромный сувенирный базар, останавливаемся, я беру 2 магнитика с ящеркой, а дедушка хочет самовар на углях, он договаривается купить на обратном пути за 4500 рублей, но у нас уговор ничего не значит, и самовар он на обратном пути купит, но о цене нам не скажет. А, в принципе, что цена, главное осуществление мечты. Юрюзань, Усть-Катав, опять дорога идет то вверх, то вниз. И снова об Уральских горах, в прошлый раз они произвели на нас неизгладимое впечатление, а сейчас ну просто, сопки какие-то. Я подумала, что мы едем сейчас другой дорогой, но Витя сказал, что дорога та же, значит, это после Саянских гор со снеговыми вершинами Уральские горы не произвели впечатления. АЗС, бензин 92 по 33,70 руб. Гостиница, много фур возле нее.

Базар сувениров у дороги, мы их будем встречать еще не раз.18:45 (13:45),город Сим, заправка, гостиница. Здесь тоже много домов с четырехскатными крышами. Река Сим, у дороги кафе, но стоят два автобуса, мойки для машин нет. Возвращаемся, отдаем машину на мойку, а сами идем в кафе. На обед берем: борщ, домашнюю лапшу, сборную солянку, тефтели с картофельным пюре, 2 пирожка, 4 чая. За все 550 рублей. Пряхе сборная солянка не понравилась, борщ был неплохой, домашняя лапша Сане понравилась. Едем дальше уже на чистой машине.

20:26 (15:26), Башкортостан началась Башкирия. 21:05 (16:05), Балтика, газовая заправка, газ по 13,9 руб. Опять до горизонта поля. Хотелось бы доехать до Самары, но до нее более 500 км, а нам можно ехать 4 часа, не больше, это от силы 400 км. Бурцево, пошла лесостепь. По дороге продают башкирский мед, не останавливаемся, так как у нас еще не съеден байкальский мед. На улице +29, а во Владивостоке +10. Казань в стороне, 21:40 (16:40), дорога хорошая, лучше и не надо, 3 полосы в одну сторону и 2 в другую. Проехали Узы-Гамак. Саня звонит и заказывает гостиницу в Русском Байтугане. Идем со скоростью 110 км/час, и нас обгоняет Лада, круто, гордимся отечественным производителем. Благоварский район, в стороне Кашкалаша. 22:10 (17:10), смена водителя, рулит Саня. У дедушки кончились сухарики, добываю сзади, рискуя жизнью, еле нашла под кучей вещей, пора сзади навести порядок. Дорога испортилась, сильно покоцанная и по одной полосе в каждую сторону. Река Чермасан, строят новый мост. Буздэк, Буздэкский район, 22:30 (17:30). По обочинам оранжевый песок, у нас такого нет.

Поселок Восточный, дорога ой ё ёй, ползем 45 км/час. В прошлое свое путешествие, когда мы ехали по Башкирии, то видели много нефтяных вышек, а сейчас ничего нет., оказывается, мы ехали севернее. Наконец, увидели вышку, обрадовались, как родной, а то уж подумали, не закончилась ли нефть. Туймазинский район, пошла хорошая дорога, но вперемежку с побитой. Встречные машины мигают, где-то впереди гаишники. Да, действительно, стоят и выписывают штрафы, но мы предупреждены. Снова мигают встречные машины, здесь что, гаишники, как верстовые столбы, каждый километр. Фархутдиново, до места ночевки 100 км, 23:44 (18:44).

Река Ик, республика Татарстан. Нефтяные вышки, дорога пошла приличная, стало поменьше большегрузов, может, уже остановились на отдых. 00:05 (19:00), очень хочется спать, будто глубокая ночь, хотя по местному всего 19:00, что-то я никак не адаптируюсь к местному времени. АЗС бензин 92 по 33,5 рублей. До места ночевки 50 км. 00:50 (19:50), началась Самарская область. Новая Усмановка, невыносимо хочется спать. Слава Богу, доехали. Гостиница, идем оформляться, нам дают два номера на втором этаже. Идем в кафе, ужинаем: 2 порции блинов с творогом, манты — 2 порции, эскалоп, чай, кофе, компот, и Саня берет пиво. За все 545 рублей и еще 150 за мороженое. Идем устраиваться, душевая как-то опасно качается, залезаю и замираю, никаких лишних движений. Хорошо, что горячая вода и унитаз, в номере. Моемся, чистим зубы и спать. В номере есть телевизор, но мы уже неделю не смотрим телевизор, и не тянет. Да, когда были в кафе, позвонила Наташа, во Владивостоке уже второй час ночи, а она не спит. Оказалось все просто, Марина приехала из Китая, и они перекинулись двумя словами. Все, день закончился, завтра до Саратова и в гости к Масленникову и Пичугину. А сейчас спать, спать.

15 июня 2016 г. Русский Байтуган.

Десятый день пути

Выехали из Русского Байтугана в 7:00 по местному времени. Сегодня я проспала, Валя встала рано, я слышала, как она собиралась и заснула снова. Разбудил меня стук в дверь, пришел Саня, они с дедом уже собрались. Да, самая засоня это я. Быстро встаю, собираюсь и в машину, если что, там досплю. Звоню Наташе, докладываю, заодно выясняю про четырехскатные крыши. Оказывается, такие крыши были у половцев, это тюркская культура. Пошло, наверное, от шатров, ведь половцы кочевой народ. Да и здесь было полно кочевников. 13:00 (8:00), Старое Якушкино, Антоновка, курорт «Сергеевские минводы». Сургут в стороне, есть Сургут отель недалеко от Суходола. Сергеевск, АЗС бензин 92 по 34,7 руб. За Светодольском газовая заправка, ЧАСТНАЯ, газ по 13,99 рублей. Едем дальше, пейзаж поля и лесозащитные полосы из березы, какие-то они не очень защитные, по-моему, их самих надо защищать. Опять ремонт дороги, объезд. Красноярский район (от Красный Яр). Лопатино, конезавод. Слева кафе, но сплошная линия, не переедешь. АЗС, бензин, 92 по 34,7 руб. Снова кафе слева и уже двойная сплошная, просто издевательство. АЗС, бензин 92 по 33,5 руб. Указатель: Ульяновск (в стороне), до Самары 44 км. Наконец кафе с нашей стороны, но мужчинам оно не внушило доверия, следующее кафе «Торнадо».

Заходим, интерьер очень приятный, и еда оказалась на уровне. Это было действительно кафе, на столах скатерти, ножи, вилки. Взяли: картофель фри, свинина с грибами, сырники, салат, омлет, яичница, чайник чаю и 3 лепешки. За все 875 рублей. Подзаправились и дальше. 15:14 (10:14) Экодолье, опять ремонт дороги, по обеим сторонам дороги снова хвойный лес. До Тольятти 27 км, до Москвы 996, но в этот раз наш путь не в Москву. Дорога отличная на 5 звездочек, если по меркам гостиниц. Бедный видеорегистратор искричался, потому что летим за 120, а впечатление, что не больше 60 км/час, не дорога, а скоростная магистраль. 15:40 (10:40), СВ-Приволжское. Регистратор предупреждает, что впереди камера, Витя сбрасывает скорость до 90, ну теперь впечатление, что мы ползем 40 км/час. Зеленовка, остановил полицейский, проверил документы и пожелал: «Счастливого пути».

Въезжаем в Жигулевск, слева Волга-матушка, на горизонте горы Жигули, до Саратова 400 км. Валы, совхоз «Жигули», Мироново, а дорога лучше не придумаешь, прямо автобан. Слева река Сызрань. Кстати о погоде, светит солнышко, сколько градусов за бортом не знаю, в машине кондиционер. Долго и нудно едем за большегрузом, наконец, обогнали, можно прибавить скорость. Кошелевка, Сызрань ушла влево. Газовая заправка, газ по 13,2 рубля.

Переехали еще один часовой пояс, разница во времени уже 6 часов. Смена водителя, у руля Санечка, что-то дорога стала не идеально ровная, как была. Слева какое-то селение, строится много новых домов. Опять пошли поля до горизонта во все стороны. Ремонт дороги, на обочине песок ярко желтый, не обычного песочного цвета. Через 40 км будет город Хвалынск, где родился художник Петров-Водкин, который написал картину «Селедка». В прошлую поездку, если мне не изменяет память, мы, кажется, обедали в Хвалынске в ресторане, больше похожем на трактир, мухи там были откормленные. Ну, вот и свежий асфальт, дорога замечательная, скоро регистратор начнет взывать снизить скорость. 18:26, (сколько по местному, 12:26 или 11:26, не знаю). Снова рулит Витя. Недалеко от Хвалынска газовая заправка, газ по 17,5 руб. Возле заправки продают мед и клубнику, берем 4 литровых стакана клубники по 100 руб.

Едем дальше, слева Волга, широкая, как наш Амурский залив. Появилась связь, а то возле Хвалынска связи не было ни у кого. Остановка, у водителей поднялось давление, Саня заодно рвет цветы. Мы переехали еще один часовой пояс, разница с Владивостоком 7 часов. 19:20 (12:20), до Саратова 155 км, это как минимум 2 часа. Девичьи горки, Терса — деревушка чуть вдалеке от дороги. Ремонт дороги, ждем, пропускают встречный транспорт, а его немало. Звонит сын Пичугина, договариваемся, где он будет нас ждать. Справа поле, на котором растет что-то бордового цвета, что не знаем, следующее такое же, а дальше зеленое. Деревня Ключи, очень миленькая. Поселок Сенной, звоним сыну Пичугина, оказывается, еще ехать и ехать. Видим внизу дорогу, обсаженную деревьями, явно старая дорога, но неплохая. Клещевка, ремонт дороги, все стоит, пылища от проходящих встречных машин. Елшанка, ремонт моста. Простояли ужас сколько, поэтому планировать очень сложно, можно за час проехать 100 км, а можно — 20 км.

Саратов 5 км, на обочине сын Пичугина. [В Саратове мои сослуживцы по действительной службе в армии, они служили 1960-1963 годы а я 1961-1964 год.] Едем за сыном Пичугина, въезжаем в Саратов и едем по городу. Пирамидальные тополя, новые бело-оранжевые дома, широкие улицы, газоны. Едем по улице Строителей, улица напоминает наш проспект 100 лет Владивостоку. Ну, все города похожи и надписи на домах, как и у нас. За забором какой-то завод. Похоже, проезжаем коттеджный поселок, зеленый, красивые ели, церковь, хорошие дома. Подъезжаем к даче, нас встречают мужчины, один из них Валера Масленников, узнаем не сразу. Идем к даче, заходим, и нас встречает хозяйка Валентина Павловна и просто море цветов. Участок небольшой 4 сотки, но всего понемногу, нет картошки, но цветы — не отвести глаз. Домик с мансардой, о лестнице на мансарду отдельно, лестница серьезная, не каждый одолеет. Хозяйка столько наготовила, что нам не надо было есть от самого Владивостока. Расположились в беседке и, наконец, водители выпили, а раньше пить могла только я. Все так вкусно, что можно умереть от обжорства. Чтобы этого не случилось, мы с Валей идем в баню. Греемся, хорошо, но без приключений мы не можем. Валентина первая помылась, а куда воду выливать непонятно, подняли решетку, там просто земля, чтобы выйти спросить, надо одеваться, хорошо заглянула хозяйка. Оказалось, выливать на решетку, и вода уйдет. После бани мы еще продолжили застолье. Спать устроились так: Валентина с хозяевами внизу, а Витя, я и Саня на мансарде. У них спальных мест, как у нас на даче. За сегодня мы проехали немного — 650 км.

16.06.2016 г. Дача под Саратовом.

Одиннадцатый день

Выехали в 12:14 (5:14), так как все проснулись рано в 4 часа по местному времени. Решили не задерживаться, умылись, попили кто чай, кто кофе, и в путь. Хозяева очень волновались, как мы выедем с дачи, долго объясняли, хозяин хотел проводить, но мы их успокоили. С дачи выехали нормально, и вот мы уже на трассе. Дорога замечательная, несемся на Волгоград. Опять вокруг леса, поля, пригорки. Очередная речка Каменка, я, наверное, уже писала, но такое название речек мы встречали во всех регионах, а сколько еще встретим. У нас даже вопрос для викторины родился: «Какая самая длинная река России». Ответ: «Каменка», кое-где ее ласково зовут Каменушка. Времени всего 6:30, а солнце чуть ли не в зените. 13:31 (6:31) началась Волгоградская область, остановка, смена водителя очередная. Пейзаж вокруг, как в степях Казахстана, облегчиться идти некуда, поэтому мужики метят колеса, каждый свое. Продолжаем путь, за рулем Пряха, идем на Сталинград, победа будет за нами. Дорога как-то не очень, но рядом делают новую дорогу, и это радует. Луга, поля, луга, поля и ни кустика,  ни деревца. Вдобринка, 13:58 (6:58), начались лесозащитные полосы из берез, но вид у них весьма удручающий, одни березы уже умерли, а другие в стадии умирания. Ну, вот пошли нормальные лесозащитные полосы и слева и справа, но к березам еще присоединились хвойные. Александровка в стороне, смена водителя, 14:07 (7:07), рулит сам генерал. Дорога хоть и в заплатках, но в общем ехать можно, хоть и слегка бросает, так как идем за 120 км/час. Селение Дворянское в стороне, дорога хорошая, асфальт явно свежий. Опять крест у дороги, что же это значит? 14:14 (7:14) Камышин, завод роторный, пирамидальные тополя, слева Волга, дома многоэтажные.

Заправка, Саня идет узнавать с газом или без. Эта без газа, едем на другую, здесь газом заправляют, но очередь, стоим, ждем. Газ по 16,5 руб. Белогорки, небольшая деревушка, рядом гостиница. Снова пошли лесозащитные полосы печального вида, кто бы их защитил. Интересно, почему деревья не приживаются. 15:30 (8:30) Дубровский район, слева от дороги явно насаженный лес, какие-то лиственные деревья. Переезжаем Волгу, а вернее ее какой-то приток, а слева видим саму Волгу матушку. Справа какой-то курган, явно рукотворный, блестит, как слюда. Справа вдоль дороги местами сиреневые цветы, какие не знаю, но очень красиво. Село Оленье, 16:20 (9:20), переезжаем речку Оленью. У дороги базарчик, продают садовые скульптуры, есть прикольные, бабуля с протянутой рукой.

Деревня Дубовка, 16:36 (9:36), кафе «Заря». Пора и перекусить. Поели очень неплохо: Суп харчо 3 порции, тефтели с картофелем, блины с творогом 1 порция, 4 чая с лимоном. За все 636 рублей, суп харчо очень вкусный. Перекусили и дальше в путь.

Въехали в Волгоград, едем по городу, справа базар, как у нас на Спортивной. В городе много зелени, пирамидальные тополя. Едем на Мамаев курган, доехали, мы выходим и идем на мемориал, а Витя едет в Сбербанк оплачивать штраф ГИБДД. Поднимаемся по лестницам, с прошлого посещения у меня в памяти не отложилось, что много ступенек. Наверное, 34 года назад меня это не очень волновало и не пугало. На улице очень жарко, но не это вызывает дискомфорт, а мошка, которая норовит залезть во все дырки, и это в центре города. Приходится отмахиваться цветами, которые купили внизу за 100 рублей. Проходим мимо моря слез, и заходим в Пантеон, где рука с факелом, возлагаем цветы.

На вершину к Родине-матери не поднимаемся, смотрим снизу. Покупаем в киоске сувениры и спускаемся к дороге, деда еще нет. Идем в тенечек, но мошка везде и всюду. Хотели зайти в кафе, к нашему сожалению, оно закрыто, стоим на улице, гоняем мошек. Приехал дедушка, еще бы немного и мошка нас загрызла. Едем по городу, город зеленый, даже очень, во время войны он был стерт с лица земли, поэтому постройки здесь все послевоенные, дома сталинские. По центру улицы идет газон, разделяющий полосы движения транспорта, на газонах розы и еще какие-то цветы. Проезжаем здание Городской думы, здание старое. Много новых современных домов. Вот дом из стекла и бетона, этажи не считала, но явно больше 20. Вывеска «Старик Хаттабыч, мир ванн», интересно какая связь. Все, выехали из Волгограда, едем на Ростов, 20:25 (13:25).

Стоим у железнодорожного переезда долго. Поехали, Новый Нальчик, слева деревенские дома, справа, похоже, завод. В общем, проскочили быстро, впечатление не сложилось. И снова луга, поля. Калачевский район, 21:02 (14:02). АЗС, бензин 92 по 28,0 руб., на постаменте пушка. Сегодня будет последняя ночевка перед Севастополем. Газовая заправка, Калач-на-Дону, газ по 16,4 руб. Река Дон, 21:45 (14:45), с одной стороны берег крутой и какой-то продольно ребристый. Закончился Калач-на-Дону, или начался, если ехать в обратную сторону. Село Суровикино, кафе «Удача», 22:15 (15:15), идем, наверное, обедать. Берем: 2 порции курицы с картофелем в горшочке, окрошка, пельмени, пирожок и 4 чая. За все 679 рублей, все очень даже съедобно. 23:50 (16:50), начинаем искать ночлег. За бортом опять поля до горизонта, желтые, зеленые. Небо затянулось.

Началась грунтовка, остановка, неясно почему. 00:16 (17:16), ремонт дороги, долго ли будем стоять. У дороги трактор на постаменте, слева 3 домика в чистом поле с забором и деревьями, а вокруг на километры никого. 00:54 (17:54), Белокалитинский район. По часам 18:00, а по ощущениям все 20:00, почему не знаю, может, потому что небо все затянуто облаками. До Ростова 180 км, это еще как минимум 2 часа. Где-то в 21 час приедем. Поселок Крутинский, Белая Калитва, наверное, город. Да, забыла написать, что по дороге нас остановили за превышение скорости, взяли наличкой 1000 рублей, а фото не показали, дай им Бог здоровья.

Указатель Ростов-на-Дону, дальше Каменск. Донецк. Слева поле желтое, наверное, озимые. Пос. Коксовый. По железной дороге едет состав с цистернами и тащит их тепловоз, Саня увидел и кричит: «Смотрите паровоз». Расширяют дорогу, на сколько полос непонятно. Развязка, а дальше по 2 полосы в каждую сторону, прямо автобан, большегрузы по одной, мы по другой, замечательно. Слева у дороги динозавры. Река Лихая, поселок Зеленый холм, газовая заправка газ по16,0 рублей. 2:11 (19:11), до гостиницы в Ростове 91 км. Новошахтинск, мимо проплывают поля: слева желтое, наверное, озимые, готовые к уборке, а справа зеленые, наверное, яровые. Это мои чисто дилетантские рассуждения. Октябрьский район, пос. Рассвет, дорога нормальная.

3:15 (20:15), вот и Ростов на Дону, очень зеленый город. Саня заказал здесь гостиницу на дому. У женщины хозяйки трехэтажный дом, на территории гостевой домик, в котором 2 комнаты, кухня-столовая. Двуспальная кровать, диван двуспальный и еще кресло-кровать. В кухне плита, холодильник, чайник электрический, необходимый минимум посуды. Душевая кабина, горячая вода, туалет, хорошее постельное белье, набор полотенец, в спальне кондиционер. За все это 2800 в сутки. Машину загнали на территорию. Все отлично! Моемся, пьем чай и спать.

17 июня 2016 г. Ростов на Дону.

Двенадцатый день пути

Выехали в 6:15 по местному времени. Саня заказал билеты на паром, надо их распечатать, ищем, где это можно сделать. Ищем интернет-кафе или вообще что-то, где можно распечатать. Но то ли рано, то ли у них с этой службой напряженка. Выезжаем из Ростова, на горе памятник, который виден издалека. Опять ЛДПР, их реклама во всех городах от Владивостока до Ростова-на-Дону, наверное, и дальше, работают ребята.

Выехали из Ростова, какая-то странная дорога, едем, ритмично подпрыгивая. Прыгали недолго, пошла хорошая дорога. Указатель: до Краснодара 250 км. Вдоль дороги киоски, чего там только ни продают, а дальше горы щебенки. На всем пути, сколько едем, косят траву на обочинах дорог. Едет трактор, а к нему приделано устройство, которое косит. Крест у дороги, не первый и не последний, как потом нам кто-то пояснил, что это типа благословения: «В добрый путь». Самарское вдалеке, видим хорошенькие стандартные домики. Опять желтые поля, а затем поля подсолнечника, когда он зацветет, вот будет красота, глаз не отвести. Кущевский район, 14:44 (7:44), Раздольное, снова желтые поля. По пути отели, мотели, кафе просто сплошь. Валики скошенной травы, а дальше пошли поля кукурузы. Ремонт дороги. Кисляковское, красивая церковь, голубые купола, как в Троицко-Сергиевской лавре.

Лесозащитные полосы, не пойму, из каких деревьев, но стволы очень мощные. Кое-где местами пирамидальные тополя, очень красиво. 15:33 (8:33) Ленинградское, дома хорошие, добротные, завалюшек нет, здесь тоже местами четырехскатные крыши. Детский сад кирпичный, игровые площадки, как игрушечки, церковь и елки красавицы. Дома, в основном, кирпичные, есть трехэтажные. Слева рядами фруктовые деревья молодые, а справа виноградники и опять поля, засеянные поля до горизонта. Здесь, по-моему, кукуруза. Октябрьский, Стародеревянковское (1794 год) 16:03 (9:03), вдоль дороги пирамидальные тополя красивыми стройными рядами. Дома в поселке тоже добротные. До Краснодара 113 км.

Каневское, здесь лесозащитные полосы, именно лесозащитные, мощные, густые, а не жалкие прутики. Придорожное, Брюховецкое, на постаменте «Катюша». Снова крест у дороги. Мы едем по Кубани. Опять желтые поля. Тимошевский район, 16:41 (9:41), справа поля подсолнечника начинают зацветать, слева растет что-то коричневое, может гречиха. Опять у дороги крест и реклама вездесущей ЛДПР. До Краснодара 60 км. Тимашевск, добротные дома, церковь, какой-то завод, городской парк и почти везде розы. АЗС, бензин по 34,37 цена со скидкой. На газонах всюду цветут розы, у домов плетущиеся розы, в общем, сплошной розарий.

Газовая заправка, газ по 16,9 руб. Заправились газом, а заодно распечатали билет на паром. Завтракаем в Тимошевске, на завтрак у нас: курица с гречкой, печень с рисом, печень с картофельным пюре, плов, блины 2 порции, 2 чая, кофе и горячий шоколад. За все 507 рублей, и все очень съедобно. 11:10 (18:10), двинулись в путь. Очень хочется черешни, в одном месте продавали, но мы пролетели мимо. Очередной крест у дороги. «Старонижестеблиевское», ну и название, без бутылки не выговоришь. В поселке почти все крыши четырехскатные, даже на новых домах. Видим на полях мешки с картошкой и никак не можем понять, копают ее или сажают, пришли к выводу, что все же копают ранний сорт. Летит «кукурузник», да так низко, что, кажется, зацепит и поцарапает крышу.

Полтавская, остановка, Витя лег отдыхать, а мы гуляем. Решили посетить туалет, но там стоит ассенизаторная машина, не просто стоит, а в процессе работы. Саня как-то проник, а мы не решились. Мы пошли осматривать окрестности, вдруг еще попадется заведение. Возле гостиницы небольшой парк, что ли, там в клетках гуси, индюк, цесарки. Мимо проходила женщина, мы поинтересовались у нее туалетом, она оказалась работницей гостиницы и провела нас в цивильный туалет и даже бесплатно. Хотя цивильным назвать его можно с большой натяжкой, разве что расположен в помещении. 19:30 (12:30), Крикунь, до Керчи 160 км. Едем по городу, видим красивый дом с колоннами, это дворец культуры, памятник и вечный огонь перед ним, церковь, крытый рынок, на газоне скульптурная группа: телега и кони. Справа дом, явно Николаевской постройки. 20:24 (13:24), Темрюк, наверное, город или большой поселок. Видим: музей «Военная горка», где стоят разные самолеты и церковь православную классическую. Дома из кирпича, добротные, есть трехэтажные, парк со скульптурами, стоящими по кругу, скорее всего, вокруг фонтана, вот дом с гербом. И опять четырехскатные крыши на новых домах. Река Кубань, железнодорожный переезд, и Темрюк закончился. 21:03 (14:03), Голубицкая. Азовское море, по берегам цветут оранжевые маки, правда, мелкие. Вдоль берега различные сооружения, базы отдыха, отель в виде старинного замка.

Пересыпь, Зародино, и виноградники, виноградники. Залив Черного моря Динкой. 21:45 (14:46) мы на переправе. Саня берет билеты и идет к будке, стоит в очереди не очень долго, берет у нас паспорта и ПТС и снова идет к будке. Очень скоро приходит с билетами, и нас пропускают дальше. Возле будки произошло очень смешное событие, подошла девушка, а там очередь, ей это не очень понравилось. Она говорит, что проехала 300 километров, а теперь еще должна стоять в очередь, на что Саня ей так спокойно говорит: «Я проехал 10000 километров и ничего, стою в очереди». Тут вся очередь к Сане: «А ты откуда едешь?». Все в восхищении. Едем, заворачиваем в порт Кавказ, оказывается, надо на морской вокзал. Возвращаемся, едем на морской вокзал, нашли куда, но там целая вереница легковых автомобилей. Встраиваемся в очередь, едем и вот надпись «Морской вокзал».

Въезжаем, сначала проверяют билеты, паспорта, потом выборочно проверяют содержимое машин, открыли багажник, но нас проверять не стали, выходим и проходим через рамку, как в аэропорту, а сумки на транспортер. Все, контроль прошли, началась погрузка на паром. На пароме решили выпить кофейку с булочкой. Витя взял бутерброд с икрой за 170 руб, а мы скромнее: я и Валя по булочке, а Саня сникерс и всем кофе. За все 650 руб. Считай, что пообедали.

23:34 (16:34) сошли с парома, вернее съехали. Все, мы в Крыму. От порта до Керчи 15 км, а до Севастополя 285 км. У Сани кончилась сим-карта и нет интернета, а это значит, что нет маршрута. Ищем заправку, так как сейчас кончится еще и газ. Нашли, но все на лопате, ищем другую, нашли, но там нет газа, бензин 92 по 38,4 руб. Батальное, Ленинский, до Феодосии 10 км. Вдалеке какое-то селение голое без деревьев и какие-то заводы. Приморский, кажется, есть газ, точно есть по 18,29 руб.

1:42 (18:42) Приморский закончился, справа водоем типа озера, плавают лебеди. Начался поселок Береговой, слева Черное море, справа кафе, рынок, пансионаты, отели. Закончился Береговой, и началась Феодосия, дельфинарий. Масса предложений по поводу квартиры у моря. Шиномонтаж, останавливаемся, вроде работает. Точно работает, но много машин в очереди, придется долго ждать. Едем дальше, Изюмовка, у дороги базарчик. Покупаем черешню по 150-200 рублей, нектарины, абрикосы (цены не запомнила), за все 770 рублей. Едем дальше и балдеем, поглощая фрукты, а вокруг горы, покрытые лесом, Крымские горы, родной пейзаж. Проезжаем Радостное, Синекаменку, Чернополье, Красноселовку, Белогорск. 3:19 (20:19), едем уже 4 часа, правда, останавливались. Солнышко садится и скоро стемнеет, что меня очень тревожит. Климовка, скорее бы уже Симферополь. 3:37 (20:37) Симферополь, АЗС бензин 92 по 37,99 руб. В Севастополь приехали уже ночью, приехали не на ту улицу, вместо улицы Хрюкина, на Острякова, уехали практически на другой конец города. Кто-то нас не туда завез или навигатор или Саня.

Долго созваниваемся, перезваниваемся, наконец, находим Анин дом. Поднимаемся в квартиру, а здесь вся севастопольская родня в полном составе, стол накрыт. Ну и мы, что называется, с корабля на бал, пьем шампанское, закусываем, общаться уже будем завтра, послезавтра, а сейчас спать, спать, уже за полночь, да и проехали мы прилично, Витя, конечно, устал. Валя едет к Даше, а мы остаемся у Ани.

18 июня 2016 г.

Первый день в Крыму

Утром встали, позавтракали и Витя с Юрой уехали на СТО, там Вите сделали колесо и помыли машину. Затем приехала Даша и повезла нас на 35-ю батарею. Даша с Валей и Андрюшей на своей машине впереди, мы за ней. По пути несколько раз терялись, находились, хорошо есть сотовые телефоны, так что до батареи все-таки доехали. У батареи базарчик сувениров, отовариваемся. Я увидела морской костюмчик на Алисочку, беру, а Ванюшке покупаю тельняшку (Алиса и Ванюша наши правнуки).

До очередной экскурсии еще час и Даша везет нас на Фиолент, это такое место, где вода в море необыкновенного цвета ни голубого, ни зеленого, а бирюзового, мы стояли на высоком крутом берегу и любовались этой красотой. Такой цвет у воды за счет белого песка на дне. Даша говорит, что здесь очень чистая вода, можно спуститься искупаться, но с такой высоты, да еще в такую жару, даже мысли такой не возникает, тем более, что самое страшное не спуститься, хотя экстрим еще тот, а подняться потом. Поэтому мы фотографируемся и едем на батарею.

Пока ездили на Фиолент на сеанс опоздали, ждем следующий, покупаем мороженое и сидим под навесом. Да, это не Владивосток, жара невыносимая, зато в батарее внутри прохладно, нам рассказывают, проводят по всем помещениям. На одном из участков батареи очень крутые лестницы, и экскурсовод предлагает тем, кто не очень себя чувствует, остаться наверху. Я на всякий случай остаюсь, через 15 минут экскурсия выходит, и мы идем в зал, где на небе появляются участники событий, затем возле каждой фотографии возникает пламя огня, а потом все превращаются в звезды. После экскурсии мы фотографируемся возле пантеона, который сделан как тонущий корабль. Едем домой, да, жить можно только в машине, где есть кондиционер. Приезжаем к Ане, обедаем и некоторое время отдыхаем. Аня и Юра уехали на дачу поливать. У нас главная забота дачника борьба с травой, а здесь полив, чтобы на такой жаре все не засохло.

После  отдыха идем к Людочке в гости, она живет в соседнем доме. Поздравляем Олечку с днем рождения (правда, он вчера был), дарим подарки и, конечно, пьем чай с тортиком. Люда показывает нам Олины медали, которых много очень.

Оля занимается бочо, как выглядит этот вид спорта, я не знаю, но точно знаю, что просто замечательно, что она при своем недуге ведет активный достаточно полноценный образ жизни, просто молодец. [В месяц когда Крым присоединился к России проходил чемпионат России по бочо, и Оля стала чемпионкой России. К сожалению, из-за санкций она не может принимать участие в международных соревнованиях.] Возвращаемся к Ане, вечереет, солнышко садится, жить становится легче, а уж если подует ветерок, то вообще красота. Когда такая жара, то куда спрячешься, а у нас (во Владивостоке) прохладно, кофточку или курточку надел и жить можно. День закончился, пора спать. Завтра нас пригласили на рыбалку.

19 июня.

Второй день в Крыму

Утром встаем рано, пьем чай и выдвигаемся на исходную позицию. Приезжает Сережа, Катин муж, садимся в машину и едем на причал. Катер небольшой, но достаточно комфортный на 8 человек.

Выходим в море, 7 утра, еще не жарко. Через некоторое время останавливаемся, Сережин папа дает удочки, все рыбачат.

На удочке несколько крючков, на крючках ничего, так у нас ловят корюшку, на самодур, да и ставрида напоминает корюшку, только огурчиком не пахнет. Вот у кого-то поймалась красивая рыбка, Сережин папа говорит, чтобы ее не трогали. Это ядовитая рыбка, называется дракончик, у него шипы и. если он уколет, то рука распухает и долго болит. Саня сначала наблюдал за рыбаками, но потом вдохновился. Рыбачили все, кроме нас с дедушкой, мы были просто пассажирами. Наловив рыбы, перешли к купанию. Витя, я и Валя были без купальников, переодеваться на катере не захотелось, и мы не купались, все остальные наслаждались теплой чистой водой, а мы свежим морским воздухом.

Накупавшись, пошли к причалу, дальнейший путь в панораму. Уже началась жара. Приехали, взяли билеты, идем на экскурсию. Все-таки панорама Севастопольская самая лучшая, лучше Сталинградской и Бородинской. Но Саню панорама не впечатлила, мне кажется, потому что экскурсовод была недостаточно эмоциональна. После панорамы Сережа показал нам пушки, из которых велись бои, а потом повел по тенистым аллеям, где солнце палило нещадно.

Пройдя некоторое время, сам удивился, а где же тенистые аллеи. Погуляв, вернулись к машине и поехали к бабе Вале. Лена уже там, наготовила всего, а пицца была в большом ассортименте. Баба Валя выглядит неплохо для своих неполных 90 лет, разве что видит плохо, но вот оперативная память кончилась совсем. Она у всех постоянно спрашивает, кто ты, кто твои родители. Саня сидел рядом с бабой Валей и терпеливо, спокойно объяснял, кто есть кто. И дети, что Катины, что Дашины спокойно по нескольку раз повторяли одно и то же. Вообще, у Кати очень самостоятельные дети, а у Даши Андрюша еще маленький, а вот Анечка сама доброта и обаяние, а уж как она заботится об Андрюше, некоторым матерям не грех поучиться.

Что сказать о бабе Вале, мне кажется, что она живет в своем мире, совершенно счастлива и довольна жизнью. От бабы Вали пошли прогуляться по городу, но это было уже лишнее, мы устали и прогулка была не в радость. Возле памятника Нахимову мы заказали такси и довольно быстро были доставлены домой за 175 рублей. Темп отдыха, конечно, не для семидесятилетних, но что делать, времени мало, и все надо успеть. Да, в Крыму при украинском правлении было принято, что после Троицы народ отдыхает еще один день, и Лена сказала, что она в понедельник свободна и может съездить с нами в Массандру. У нас на понедельник, 20 июня были уже куплены билеты на экскурсию по дворцам южного берега Крыма. Саня созванивается, без особых проблем переносит экскурсию на вторник, так что в понедельник поедем на дегустацию массандровских вин.

Да, после панорамы, когда я стояла у киоска с сувенирами, на меня что-то упало, я думала листик, но оказалось, что это птичка меня нахально обчирикала. Я расстроилась, но проходящие мимо молодые люди сказали, что это к большим деньгам. Ну, это совсем другой поворот. Дай Бог! Дай Бог!

20.06.2016 г.

Третий день в Крыму

Утром встали, быстренько собрались, приехала Лена, и мы двинули в Массандру. Поскольку пишу не в день событий, а позже, то не могу вспомнить, как долго ехали. Вот она Массандра, вот магазинчики, но магазины потом. Покупаем билеты, касса в виде бочки, и нас ведут на территорию. Экскурсовод рассказывает об основателях этих заводов, то есть о графе Воронцове. Под площадью, по которой мы идем, находятся хранилища с вином. Спускаемся в хранилища, там +14 С, так хорошо, прохладно по сравнению с 32 С наверху. В хранилище много бочек, бутылок, рай для любителя выпить.

Обзорная экскурсия закончена, и нас ведут на дегустацию. Садимся за столы, на них уже стоят деревянные подставки, на которых 10 бокалов с номерами, 9 с вином, а в десятом вода. На билетах у нас специально место с номерами, чтобы отметить качество предлагаемых напитков. Печально было Вите, ведь он был за рулем и не мог дегустировать. Вина, которые нам понравились, мы отметили, а затем приобрели в магазине Массандры.

После Массандры едем в Ливадийский дворец, летнюю резиденцию наших царей и где проходила встреча Сталина Рузвельта и Черчилля. Осмотрев дворец, пришли к выводу, что наши цари жили скромнее нынешних олигархов.

Время обедать, и Лена ведет нас в кафе «АЛИЕ», где мы премиленько перекусили. Затем пошли гулять по Ливадийскому парку с тысячей, а может миллионом ступенек к морю. В такую жару хотелось искупнуться. Там от моря к дворцу вроде два лифта, но верхний не работал. Мы дошли до нижнего лифта, купили билеты по 25 рублей с человека, и нам сказали, что через 40 минут лифт закроется. Бегом к морю, быстро в купальники, мигом в воду. Господи, как хорошо-то в воде, но засиживаться нельзя, а то придется преодолевать всю гору пешком, а по такой жаре это смерти подобно. Быстро переодеваемся, а потом сначала скачем по ступенькам, влетаем в тоннель и не идем, а несемся, а навстречу нам идет дежурный закрывать его. Ура! Успели, какое счастье, касса уже закрыта, сдачи нет и с нас берут 100 рублей. Ну, где-то должно было повезти. Выходим из лифта и начинаем пеший подъем на гору по бесчисленным ступеням. По такой жаре, я вам скажу, это испытание, но мы его с честью выдержали, купание, хоть и короткое, но помогло.

21.06.2016 г.

Четвертый день в Крыму

Сегодня у нас автобусная экскурсия на южный берег Крыма: Ай-Петри, Воронцовский дворец, Форос, Ласточкино гнездо. Юра привозит нас к месту сбора экскурсии. Мы оформляемся, платим деньги и садимся в автобус. Сначала едем на Форос, там церковь. Когда мы были прошлый раз в 1982 году, церковь была заброшена. Сейчас она восстановлена, я в церковь не захожу, так как нет платка, только заглядываю из двери. Через некоторое время продолжаем путь, едем к Воронцовскому дворцу. Во дворец народ идти не желает, идем мы втроем: Саня, Валя и я, остальные, включая дедушку, ждут нас в тенечке. Дворец построен в восточном стиле, очень необычный, не такой помпезный, как Ливадийский, но достаточно комфортный и богатый. Возле дворца парк с водопадами, прудами, плавающими лебедями. В парке много редких деревьев. Все очень красиво и интересно, но все перечеркивает жара, от которой плавятся мозги. Ни ветерка, ни дуновения, даже тень от деревьев не спасает. Все это рождает только одно желание забраться в пруд к лебедям и плавать вместе с ними.

После дворца едем на канатную дорогу. Купили билеты, подошел, а скорее подплыл, вагончик, похожий на наши, которые ходят на фуникулере во Владивостоке. Только наши ходят по рельсам, а этот подвешен «за шкирку» и все места в нем стоячие. На этом вагончике мы проезжаем половину пути, и идет он достаточно полого. Затем пересаживаемся в другой такой же вагончик, а вот этот идет почти вертикально, и народ в вагоне невольно замолкает, впечатляет, да и страшно немного. Путь весь, наверное, раза в 4 длиннее пути нашего фуникулера. Выходим на вершине горы Ай-Петри, сразу налетает разный народ, предлагая спуск вниз на машине, катание на лошадях и что еще не запомнила. А наверху восточный базар, чем только ни торгуют: и сладостями, и пряностями, и вязаными вещами, жилетками и шубками из овчины. Все не охватишь. Я покупаю для правнуков варежки и носочки, в такую жару хочется в тенечек и чего-нибудь холодненького. Еще там есть подвесная канатная дорога, на которую смотреть страшно, не то, что ходить, но наш Саня прошел по ней за 500 рублей, нас не позвав, наверное, боялся, что нам плохо станет от одного вида этой дороги.

Затем гид привела нас в кафе какое-то национальное, сидеть там надо, скрестив ноги, но это не для нас. Вопрос решили просто, на карачках забрались на сиденье и просунули ноги под стол, так и сидели с вытянутыми ногами. Перед обедом местный парень устроил дегустацию домашних вин. Ну, здесь повезло дедушке, он был без руля, поэтому смог, наравне с нами, все попробовать. Вина неплохие, а вот чача оказалась обычным самогоном, с дяди Мишиным никакого сравнения. Мы купили 4 бутылки по 1,5 литра вина Черная роза по 700 рублей, это вино нам понравилось больше всего. Еда в кафе была вкусная. После обеда побродили еще по площади, я купила Марине чай.

Спускались с горы так же в два этапа, внизу под нами проплывали хвойные деревья, дух уже так не захватывало. Затем на автобусе доехали до Ласточкиного гнезда, но близко никто идти не захотел, опять эта жуткая жара. Сфотографировались издалека. Спустились к морю, сели на катер и поплыли в Ялту. Вот это было самое замечательная часть нашей экскурсии. Открытая палуба, свежий ветер с моря, нет палящего солнца. Какое блаженство! В Ялте можно было искупаться, но, во-первых, мы были без купальников, во-вторых, было мало времени, а в третьих, купаться наскоряк мало удовольствия. Сбор в Ялте у памятника Горькому, находим памятник, там наш автобус, садимся и почти все засыпаем. Приезжаем в Севастополь уже затемно. Вечером пьем чай и спать.

22.06.2016 г.

Пятый день в Крыму

Утром проснулись в 8 часов, а может раньше. Анечка уже хлопочет на кухне, сегодня у нас отдых от экскурсий. Завтракаем, собираемся, подъезжают Ивановы, и мы едем в Балаклаву. Вот оно море, раздеваемся и в воду, температура воды выше 20 градусов, красота. Наконец-то мы добрались до Черного моря, правда, во второй раз, но сегодня без спешки, а когда не торопишься, какое это блаженство. Немного омрачают медузы, радует, что не крестовики, но соприкосновение с ними не очень приятно.

Накупавшись, идем все-таки в музей подводных лодок. Когда-то, когда Крым был в составе СССР, в Балаклаве в скале была построена база для ремонта подводных лодок. Это был очень секретный объект, его ни с моря, ни с суши, ни с воздуха не было видно, и там ремонтировали подводные лодки, там же находился арсенал ядерных боеголовок для торпед и авиабомб. На его сооружение были затрачены колоссальные деньги. Во время правления Украины объект не использовался, так как денег на его содержание не было, а у Украины денег все время нет, то все постепенно ветшало.

Сейчас, когда Крым снова в составе России, все сооружения устарели, подводные лодки другие по габаритам и прочим параметрам, и слава Богу, что экскурсионный бизнес подхватил это знамя, хоть какие-то деньги отрабатывает. Желающих посетить этот некогда секретный объект очень и очень много, ведь раньше даже в Балаклаву не каждый житель полуострова мог попасть, как раньше у нас на Русский остров.

После экскурсии едем домой, обедаем и договариваемся вечером поехать в Херсонес. Почти к закрытию мы едем в Херсонес. Сначала к Даше, смотрим ее апартаменты. Все очень нетривиально, необычно. Спуск в ванную комнату практически под землю, а компьютерный столик, наоборот, на высоте. Рассказать сложно, это надо видеть, но самое удивительное во всем этом, что Даша делает все своими руками, сама и пилит и сверлит и все придумывает. Ей бы в помощь такую же одаренную натуру, но где взять. Есть у нее и дворик маленький, и грядка, и крошечный прудик.

Едем в Херсонес. Да, за 34 года произошли глобальные перемены. Экскурсии уже закончились, и до закрытия остался 1 час, раньше вообще ничего здесь огорожено не было. Даша ведет нас по раскопкам, раскопан целый город, сфотографировались и на раскопках, и возле колокола, которого раньше не было, и возле колонн.

Посмотрели со стороны на церковь, в которой крестили князя Владимира, 34 года назад она была в руинах. Все закрыто, даже за ограду нельзя пройти, она заперта, сфотографировались возле ограды на фоне церкви. Красивая церковь, жаль, что не попали вовнутрь, надо приезжать днем, но эта изнуряющая жара отбивает всякую охоту к экскурсиям.

Едем на пляж, Даша едет впереди, и ведет нас неведомыми дорогами поближе к морю. Выезжаем, к пляжу, оставляем машины, быстренько в купальники и в море, только здесь можно жить. Освежились и домой.

23 июня 2016 г.

Шестой день в Крыму

Утром проснулись в 8 часов, причем сами, хотя Пряха встала еще раньше и уже говорила по телефону на лоджии в полной уверенности, что уединилась, а у нас открыта форточка, и она практически говорила у нас в комнате. Завтракаем, Анечка уже все приготовила, она вообще ранняя пташка и к тому же очень внимательная и заботливая хозяюшка.

Приходит Лена, едем в Бахчисарай. Проезжаем виноградники, несмотря на жару и практически отсутствие дождей, зелень сочная, густая. Мы на Маклентиевых горах, они достаточно пологие.

Ханский дворец, покупаем билеты на экскурсию (1100 руб. за всех с учетом скидки для пенсионеров). Обходим все дворцы, все необычно, веет востоком и, наверное, стариной. Нас проводят по женской и мужской частям дворца, низкие диваны, обилие ковров на стенах, на диванах, на полу. Кажется, что сейчас откроется дверь и впорхнут женщины в национальных одеждах, с закрытыми лицами и черными жгучими глазами. Видим знаменитый фонтан слез, можно сказать легендарный.

Даже не верится, что его можно потрогать, подставить руки под капающую воду и сфотографироваться. Проходим кухню с весьма необычной кухонной утварью. Везде фотографируемся. Выходим на улицу, видим высокие стены, которыми окружен дворец, чтобы никто не мог видеть женщин гарема, на газонах цветут розы.

На улице жара 35 градусов в тени, солнце палит нещадно. После экскурсии идем пить кофе в кофейню. Кофе пьем с восточными сладостями. Выходим из кофейни, на улице пекло, зато в машине хорошо, там кондиционер. Едем в монастырь, доехали до места, где нам предлагают оставить машину и дальше идти пешком, потому что там платная стоянка, а здесь бесплатная. Выясняем можно ли дальше ехать, оказывается можно, но нас опять пугают платной стоянкой. Но идти по такой жаре и не 10 метров, и даже не 100, просто смерти подобно, решаем ехать, сколько бы ни стоила стоянка. Доезжаем до платной стоянки и оказывается, что стоит она 100 рублей и время не ограничено. Идем к монастырю, под деревом сидит монах, он нас подзывает. Выясняем, что он собирает подписи, чтобы запретили секту «свидетели Иеговы». Мы ставим свои подписи и идем в церковь Успения Божьей матери. Покупаем свечи и кагор (700 руб. за 0,5 л), затем идем в комнату, где святые мощи, прикладываемся. Сидит монашка, собирает на храм, я даю деньги, она благодарит и желает удачи, когда я говорю, что мы приехали из Владивостока да еще на машине, она ахает и
еще раз желает удачи и доброго пути. Ставим свечи за здравие, за упокой, а я еще заказываю сорокоуст всему своему семейству. Идем на улицу, покупаем святую воду (50 рублей за 1,5 л.).

После пищи духовной идем в кафе есть чебуреки. Я беру шурпу, а все остальные берут чебуреки и на всех 2 литра кизилового компота. Все очень вкусно и недорого, на пятерых 1150 руб. Ну и, конечно, базарчики с сувенирами, мимо которых нельзя пройти никак. Едем домой, Саша и Валя собираются идти в театр, нас тоже звали, но мы уже переполнены впечатлениями, нам на сегодня достаточно. Немного отдохнув, я и Витя идем наводить порядок в машине. Пока разбирали вещи, подъехали Катя с Сережей, взяли Олю, они тоже поехали в театр. Наведя порядок, мы переодеваемся и идем к Людочке в гости, смотрим у нее фото, пьем чай, разговариваем, ведь скоро уезжать, а по телефону или скайпу совсем другой разговор. После визита к Людочке идем домой, приходят наши театралы, говорят, что все им очень понравилось и зря мы не пошли. Но старый Боливар столько бы не вынес. Да, забыла написать, что к Ане заходила Наташа, ее младшая дочь, со своей крошечной дочечкой Аришей, такой славненькой, очень улыбчивой девочкой.

И еще интересное событие по заправке газом. На одной из газовых заправок у Вити спросили документы на газовое оборудование, а так как у него их с собой не было, то газом не заправили. На второй заправке тоже спросили документы, но газом заправили. Газ по 18,40 руб.

24.06.2016 г.

Седьмой день в Крыму

Утром проснулись, Саня уже уехал на экскурсию в пещеры на целый день, завтракаем, Анечка уже нажарила блинов. Решаем куда поехать сегодня, созваниваемся с Катей и договариваемся поехать купаться на море в парк Победы. Подъезжают Сережа с Катей и детьми, и все едем купаться. Оказалось, что парк Победы еще молодой, идем к морю, народу много, даже очень.

Находим местечко, где можно расположиться, на пляже не песок, а мелкий галечник, как и на солдатском пляже в Балаклаве. Ходить по нему очень полезно для всех органов, но очень больно, то ли ноги не приучены, то ли все внутренние органы не в порядке. Раздеваемся и в море, вода сначала кажется очень холодной, но потом очень даже комфортно. Правда, сегодня волны, как у нас на Шаморе, но волны легче и ниже. Катя с Сережей говорят, что было штормовое предупреждение, но они не знают, что такое настоящее штормовое предупреждение. После купания Катюша предлагает перекусить, она такая хозяюшка, всегда с собой еда, но с детьми иначе никак. По пляжу носят вареную кукурузу (100 руб. початок), покупаем, Маша просто счастлива.

Накупавшись, едем домой, Валя по пути выходит у промтоварного магазина, а Ивановы провожают нас до Анечкиного дома, чтобы мы не заблудились. Мы с Витей идем покупать фрукты, жара. Солнце палит, а у нас во Владивостоке +12 и дожди, дожди, дожди стеной, как говорят наши дочери. Доходим до фруктов, встретив по пути Олю, она ходила за продуктами. Покупаем черешню по 250-300 руб./кг, недешево для Крыма, скорее всего она привозная, но крупная, сладкая. Еще берем местные персики и вишни, а также бутылку лимонада и идем домой, нет не идем, а тащимся еле-еле. Доползли, пообедали и кто спать, а я записывать прошедшие события по памяти.

Вечером идем с Ивановыми гулять на Графскую пристань, гуляем по Приморскому бульвару и звонит Саня, он вернулся из пещер. Через некоторое время он подъезжает и присоединяется к нам. Зазывают на прогулку на катере. Цена 2000 руб. со всей компании, есть катер с туалетом за 3000 руб. Нам не хватило катера, можно было прокатиться с незнакомой компанией, но они нас не взяли, захотели кататься одни. Перед нами извинились и дали визитку на завтра за половину цены, но мы сказали, что завтра не можем. Да, в общем, не очень-то и хотелось. Уже почти 23 часа, и мы едем домой. Все спать, спать, завтра день сборов. Да, чуть не забыла, что днем прибегала Катя, и они с Валей ходили в магазин и купили Вале платье, Валя осуществила свою мечту, приобрела турецкое платье и недорого за 2000 рублей.

25.06.2016 г.

Восьмой день в Крыму

Я проснулась от звонка Витиного телефона, звонил старший по дому, хотел узнать показания счетчика, Витя объяснил, что мы в Крыму, на что он сказал «Так у вас же ночь». Спим дальше. Утром встали в 8 часов, позавтракали, поговорили, решили поехать в винный магазин, так как Массандровские вина мы купили, а инкермановские нет. Юра с Аней сопроводили нас в фирменный магазин. Зашли в магазин, глаза разбежались, накупили всего, отнесли в машину, машина как танк.

По дороге домой останавливаемся, Вите надо купить флэшку и внешний жесткий диск, он идет в магазин, а мы на базар за фруктами. Покупаем персики местные по 150 рублей и местная черешня по 270 руб. Крупная черешня, явно привозная, по 350-400 рублей, голубика по 1200 руб. Вспомнив, что в одном кафе было мороженое в дыне, правда, только в меню, поэтому мы купили 2 дыни (цена 50-100 руб./кг). Пришли домой, Санечка сбегал за мороженым, и мы изобразили мороженое в дыне. Прикольно. Сегодня день сборов. Складываю вещи в чемодан, оставляю только платье, так как вечером придут все родственники, прощальный вечер. Когда еще соберемся такой компанией, не знаю.

Пришли Юра и Аня, Аня сразу стала хлопотать на кухне, предварительно выпроводив нас оттуда, действуя по принципу нашей младшей дочери: «Не надо помогать, достаточно не мешать». Пришли Лена с Мишей, с ним мы еще не встречались. Миша неважно себя чувствует, поэтому немного посидев и пообщавшись с нами, он ушел домой. Лена проводила его и вернулась. Потихоньку стала собираться Севастопольская часть рода Решетниковых. Все поименно: Люда, Аня, Юра, Оля, Вита, Саша, Тимофей, Наташа, Ариша, Лена, Даша, Аня, Андрюша, Катя, Сережа, Миша, Маша. Учитывая отсутствующих, бабу Валю, мужа Лены и мужа Наташи всего 20 человек. Владивостокская часть состоит из 33 человек. Когда все собрались, то, как и положено на русских застольях, шум, гам, разговоры, тосты. Приглашение приехать во Владивосток воспринимается как фантастическое, хотя надо отдать должное, что несколько лет назад прилетали. И вот что странно, оказывается, что от нас запад ближе, чем с запада к нам, у нас совсем другая оценка пространства. Если у них аж 50 км, то у нас всего 50 км. Просто не верится, что скоро мы будем далеко, и только фото и наша память будут возвращать нас сюда. Все-таки, прав был тот, кто сказал, что самая большая роскошь — это общение.

ДОРОГА ДОМОЙ

26.06.2016 г.

Первый день

Будильник поставили на 5 часов утра, но все проснулись до звонка. Анечка уже на кухне, уже готовы и чай и кофе, пьем и начинаем окончательные сборы. Сначала мы просто обалдеваем от количества сумок, которые нам надо снести в машину. Надо сказать, что к вещам, с которыми мы приехали, добавилось огромное количество подарков, которые нам преподнесли родственники, и не только нам, но и другим родственникам из Владивостока. Снести-то не проблема, разместить их в машине вот проблема, если учесть, что там, в машине, стоит несколько ящиков с вином. Ну, эту задачу может решить только Виталий Петрович, мы не ошиблись, он с честью с ней справился.

Выйдя на улицу, мы встретили Сережу, он пришел за машиной, которую вчера оставил возле дома, а также были приятно удивлены, что там не очень жарко. Оказалось +26 градусов, что по севастопольским меркам даже прохладно, но нам уже все равно, мы уезжаем. Прощаемся, Анечка дает нам в дорогу фрукты, помидоры, и в 12:33 (5:33) мы трогаемся в обратный путь. Дорога пустая, едем по президентской трассе, все, трасса закончилась, но дальше дорога не хуже.

В машине прохладно, за окном зелень, ехать комфортно. Интересный столбик, это Екатерининская миля. 13:40 (6:40). Симферополь, едем дальше, дорога как стиральная доска, ну и скорость на ней соответственно 80 км/час.

14:08 (7:08) Белогорск, АЗС, останавливаемся, выходим, сразу же навстречу нам выбегает большая собака. Валя сразу за фотоаппарат, а Саня у нас любитель собак, он гладит ее и о чем-то с ней разговаривает. Машину заправляют газом, газ по 18,19 рублей, а мы гуляем, на улице еще не жарко. Продолжаем путь, проезжаем Крымские горы, они впечатляют больше чем Уральские, ну посмотрим на Уральские горы на обратном пути.

За окном проплывают деревья зеленые и трава зеленая, не такая жухлая, как в городе, по обочинам дороги цветут маки, очень красиво. 14:49 (7:49), Старый Крым, магазинчики, достаточно добротные дома и виноградники без конца и края. 15:05 (8:05), Феодосия, Береговое, Приморский, до Керчи 80 км. Ленинский район, поля или луга от края и до края, а вот поля подсолнечника, когда они все зацветут, красота неземная.

15:30 (8:30). Селение Семисотка, поля с какими-то злаками, скорее всего озимыми, так как колосятся, а еще июнь. Горностаевка и в 16:14 (9:14) Керчь, на постаменте Пегас, что символизирует, не знаю. Дома хорошие, пока одноэтажные, вот двухэтажные и многоэтажки. По пути народ сигналит и показывает свое одобрение и восхищение (у нас на заднем стекле написано: «Владивосток — Севастополь — Владивосток»). Проезжаем Керченский нефтезавод. А вот старые дома, добротные, наверное, даже не 20-го века. 16:48 (9:48), поворот на паром для легковых машин. В 17:00 (10:00) мы на пароме.

Находим коммунальные удобства, и сразу жить всем стало легче. Решаем, что завтракать на пароме не будем, цены здесь, как в аэропорту, переплывем и в кафе позавтракаем. Паром завис, по-моему, мы отплыли в 17:30 (10:30), сейчас уже 18:20 (11:20), а мы еще не причалили, болтаемся, ждем, когда освободится причал. Наконец-то в 18:30 (11:30) подошли к причалу. Пассажиры вышли пешком, а потом стали выезжать машины, одна радость — мы в первых рядах. В 18:43 (11:43) мы съехали с парома, 1 час 23 минуты мы болтались в море, ждали, когда освободится причал. Да причалов мало, но поскольку строят мост, то нет смысла тратиться на них, это, мне кажется, дорогое удовольствие.

Все едем дальше, завтрак мы уже проплавали, время обеда, ищем кафе. Станция Кавказ и порт Кавказ, слева море серого цвета, какое не знаю. Справа поля, вдали горы, дорога, как лента. А сейчас справа Черное море, и Валя увидела стаю лебедей. Поселок Ильич, с обеих сторон дороги поля. Поселок Батарейка, почему такое название. Слева памятник явно погибшим воинам. И опять справа виноградники, слева поля подсолнечника. Необычные автобусные остановки с колоннами. Фонтановское, 19:05 (12:05), кафе Придорожное, заходим и, наверное, обедаем, ну заодно и завтракаем. Берем: 2 окрошки, сборную солянку, лагман, 3 порции блинов, 4 чашки чаю. За все 994 рубля.

19:40 (12:40) продолжаем путь, вдоль дороги виноградники до горизонта, просто виноградный рай. Проезжаем скошенное поле, на нем валки соломы. Встали в очередь за фурами, поселок Пересыпь, памятник героям войны. Проезжаем строящийся дом, скорее всего придорожный гостиничный комплекс, очень похож на крепость. Строится в стиле Воронцовского или восточных дворцов, красиво. Музей «Военная горка», под открытым небом на пригорке стоят самолеты, танки, пушки, на другой стороне корабль.

Поселок Темрюк, большой чистенький поселок со стандартными одноэтажными домами. Курганская станица, проезжаем частный трехэтажный дом. 20:48 (13:48), смена водителя, за рулем Саня. Дорога пошла на Краснодар, дорога прямая хорошая. С двух сторон растут подсолнухи и начинают зацветать, жаль, что мы не увидим, когда они полностью зацветут, это такая красотища. 21:05 (14:05), Кладбище, рядом церковь. Славянск на Кубани, проезжаем буквально по краешку, составить впечатление невозможно. Газовая заправка, заправляемся, газ по 17,5 рубля. Поселок Белозерный, добротные дома, а за ним поля подсолнечника, уходящие за горизонт.

Краснодар. 22:19 (15:19), едем по самому краю города, захватывая новые микрорайоны. Объявление: квартиры в новострое от 828000 рублей, ну у нас за такую цену даже не знаю, что можно купить из жилья, даже в коммуналке комнату не приобретешь. Проезжаем центр «Тайота и Мерседес-Бенс». Строится много микрорайонов и домов котеджного типа. На постаменте Катюша. Закончился Краснодар. Базарчик, останавливаемся, покупаем черешню и дыню.

Павловский район, поля, поля, зеленые и скошенные. Остановка, Витя хочет отдохнуть, а мы на мини базар, он у них называется ярмарка. Валя на предыдущем базаре хотела купить 5-литровую бутыль масла подсолнечного, но Витя сказал ей, что пойдет пешком, машина и так как танк. Здесь она купила маленькую, литровую и счастлива безмерно. Водитель отдохнул, продолжаем движение, до какого места доедем, не знаю, как командир решит. Крыловский район, село «Веселая жизнь», 00:37 (17:37). Саня заказывает гостиницу за Ростовом-на-Дону, до нее 117 км, номер стоит 2700 рублей и 200 рублей за бронь. 01:09 (18:09), Цукерова балка, газовая заправка, заправляемся, газ по 17,5 рубля. У меня все время исчезают карандаши, хочу купить в запас, заходим в магазин на заправке, карандашей нет. Не судьба. Едем дальше, дорога в нашу сторону свежеасфальтированная. Хутор Ленина, не думаю, что Ленин там жил.

01:49 (18:49) Ростов остается слева на горизонте. Река Дон, знаменитый Дон переезжаем по мосту. 02:01(19:01), Аксай, ищем гостиницу. Кирпичные дома, кирпичные заборы, находим гостиницу, но оказывается, что это не та, которую мы заказали. Остаемся здесь, за номер 2500 рублей, машина под наблюдением бесплатно, даже сэкономили. Оформились, ищем кафе, нашли, там готовят на мангале. Заказали люля-кебаб 4 порции, 2 с курицей, 2 — баранина и говядина, все это завернуто в лаваш и 4 чашки чаю, за все 785 рублей. Подаю 5000 купюру, сдачи нет, в гостинице тоже не было сдачи, нам предложили разменять в техобслуживании, что я и сделала, у них проблемы с разменом не было. Вернулись в гостиницу, съели дыню, да надо было брать маленькую, дедушка отказался, а мы втроем еле одолели. Помылись, и спать, спать. Сегодня проехали 800 км.

27 июня 2016 г.

Второй день пути домой

Я проснулась по местному времени в 4:30, Пряха тоже уже проснулась, еще немного полежали и стали потихонечку собираться. Кто-то звонит Сане, явно из Владивостока. Ну, вот и будильник проснулся. Все собрались и в 12:15 (5:15) уже отъехали. На улице свежо. В номере работал кондиционер, так что было комфортно. До свидания, Аксай, видим мы тебя в первый, и я думаю, в последний раз. Хотя, как знать, неисповедимы пути Господни. Опять поля, просторы и поднимающееся солнце. На горке памятник — стела и клин летящих журавлей, наверное, погибшим в войне. Здесь интересные лесозащитные полосы из пирамидальных тополей. Едем, слева и справа шахты, работающие или нет, не непонятно. Дорога отличная, но разогнаться нельзя, почти каждые 5 км, то мобильная, то стационарная камера. У дороги справа динозавры, что к чему не знаю. 13:40 (6:40), смена водителя, у руля Саня. Белокалитвинский район, Белая Калитва остается справа, а мы держим путь на Волгоград. С моста видим пригород Белой Калитвы, очень зеленый, домов почти не видно. Опять догнали большегруз, едем за ним медленно. Обогнать не получается, так как движение однополосное. Я не перестаю удивляться просторам нашей Родины, поистине бескрайним. Ура, обогнали большегруз и радостно несемся до следующего.

14:40 (7:40), смена водителя, за рулем дедушка. Морозовск, 14:50 (7:50), пора бы позавтракать, кафе «Риф», останавливаемся. На завтрак берем: яичницу, курочку гриль, 2 супа харчо, круасан, хлеб и 4 чашки чаю, за все 547 рублей. Неплохое кафе, нормальная еда, но стоит прямо у дороги, хорошо бы зонировать его от дороги, хотя бы зеленой полосой кустарника. Пока завтракали, Саня позвонил к себе на работу, ему дали еще один день. Троекратное ура! Я не представляю, как мы будем без него. Сигнал, закончился газ, переходим на бензин.

15:40 (8:40), до Волгограда 237 км. Река Чир, возле нее дачи, Суровикино, газовая заправка, газ по 16,3 рубля. За этой заправкой есть отель в стиле замка, и вообще здесь отелей, мотелей, кафе очень много. Река Добрая, поселок Яблоневый. Пейзаж, ну чисто Казахстан, степь, степь и кое-где лесозащитные полосы. Несколько озадачивают пешеходные переходы, на дороге среди лугов и полей, нарисованные как в городе, хотя жилья не видно во все стороны до горизонта. 16:55 (9:55), Калач-на-Дону. Переезжаем Дон, начался смешанный лес, а в лесу желтая трава, странно. До осени еще далеко. Проезжаем какое-то большое предприятие слева, а справа, похоже, ферма, а потом опять просторы Родины.

Дорога пошла не идеальная, за рулем Саня, снова ремонт дороги, опять движемся медленно. Поселок Горьковский, длинные пятиэтажки, похожие на общежитие, а также частные дома, весьма обычные. Слева тоже поселок, то ли этот же, то ли другой, за лесозащитной полосой его не очень видно. 18:17 (11:17), Волгоград, всем, кроме меня, нужен сбербанк. Едем по дороге, а справа как на ладони весь Волгоград. Дорога, просто здравствуй ужас, похоже, ее не ремонтировали с отечественной войны, хуже была разве что дорога в город «Тайга». Смена водителя, 18:24(11:24), за рулем Витя. Центр «Тойота», новые машины есть в наличии. Слева новый микрорайон, едем по мосту, качество асфальтового покрытия оставляет желать лучшего. Проезжающая рядом с нами машина, вдруг так приблизилась, что чуть не шаркнулась о нашу машину, хорошо Саня во время заметил и закричал: «Дед! Дед!», а Витя быстро сориентировался, и аварии удалось избежать. Стоим в пробке, «самые умные» едут по обочине. Оказалось впереди авария. На асфальте лежит закрытый чем-то человек, значит мертвый, похоже женщина. Печально. 18:48 (11:48), останавливаемся на окраине Волгограда, в центр не заезжаем, ищем банкомат сбербанка. Саня нашел его по интернету, теперь надо отыскать на местности, находим, он в магазине. Все кроме меня снимают с карточки деньги и отдают мне в общую кассу долги. А я налички взяла достаточно, не зная, как будут обстоять дела в Крыму. Купили заодно в магазине булочки и мне карандаши. Едем дальше, в Волгограде тоже жара и похоже давно не было дождей. 19:20 (12:20), река Ерзовка и населенный пункт Ерзовка. Дубровский район, опять прекрасная дорога, вероятно, это федеральная трасса, а в городе местного значения. В общем, федеральные дороги у нас на должном уровне, а вот местные ой-ё-ёй. Переезжаем реку Вичуга, река Дубовка, поселки: Дубовка, Оленье, Горный. Обедаем в кафе, берем: пельмени в бульоне, 3 порции котлет с картофелем и гречкой, салат, кофе и 3 чашки чаю. За все 735 рублей. После еды должно наступить расслабление, а у нас психологическая несовместимость, конечно, трудно, но решаемо. Камышинский район, г. Камышин, 21:52 (14:52), газовая заправка, газ по 16,4 рубля. С дороги видна панорама города. Справа явно новые микрорайоны, новые многоэтажные здания, а слева пригород с одноэтажными домиками, здесь есть переправа через реку, судя по указателю. До Саратова 197 км. Опять очередной ремонт дороги, дорогу делают по серьезному, с нормальной основой, даже на мой непрофессиональный взгляд. Решаем вопрос о ночевке в Саратове, и тут

звонит телефон, это Пичугин, он спрашивает, где мы находимся, и приглашает нас к себе на дачу. Я бы, наверное, лучше переночевала в гостинице, чтобы не обременять людей, но, учитывая наши годы, когда еще эти друзья однополчане смогут встретиться. До Саратова 70 км. 23:40 (16:40), Красноармейск. По пути созваниваемся, нас встречает сын Пичугина с Валерой Масленниковым.

Едем к Пичугиным на дачу, там Валентина Павловна уже хлопочет со столом.

Мы дарим бутылку крымского домашнего вина с Ай-Петри. Ужинаем с вином и крымским коньяком, который подарила Лена. Потом Валера едет домой, а мы с Пряхой в баню, погрелись, помылись, после нас Витя сходил, а Саня проигнорировал. После баньки пили чай с рулетом, который испекла Валентина Павловна, и ели клубнику с грядки. Саня и дедушка ели клубнику без всего, а мы с Валентиной ели клубнику с хлопьями и домашней сметаной, очень вкусно.

Но моя поджелудочная не вынесла этих радостей, точнее жирной домашней сметаны. Это стало понятно уже утром, и весь следующий день мне пришлось пить чай с сухариками. На завтра запланировали проехать по городу, чтобы иметь о нем представление. За этот день мы проехали 800 км.

28 июня 2016 г.

Третий день пути домой

Меня разбудил телефонный звонок, звонила наша главная медсестра, было 4:30 утра, перезвоню позже, решила я и уснула. Снова меня разбудил Санин будильник. Встали, попили чай и в Саратов. Проехали по городу, посмотрели центральную часть: Университет, городская больница,
перинатальный центр, подъехали к парку победы, вечный огонь, в отличии от нашего горит, надеемся, всегда. Поднялись на гору к памятнику погибшим в войне. Памятник представляет собой стелу и клин летящих журавлей.

Это самая высокая точка Саратова и с этого места вся панорама города, как на ладони, очень большой и красивый город.

Потом едем к речному вокзалу. Ищем туалет, тщетно, наконец, находим, но, увы, он закрыт, а спросить не у кого, еще слишком рано. Видим двух мужиков, спрашиваем, где удобства, один показывает на тот туалет, который мы нашли сами. Мы ему говорим, что туалет закрыт, на что второй говорит, что нужно заплатить, и он откроет. Как просто ларчик открывался, и сколько счастья, когда открылся. Затем покупаем сувениры в киоске, который только что открылся, прощаемся с  Пичугиными и в путь.

14:54 (7:54), мы покидаем Саратов. Выезжаем из города и снова по полям и лугам. Да, Саратов расположен на горах, правда не очень больших с нашей точки зрения, но в нем есть улицы достаточно крутые, и, если учесть, что здесь в отличие от Сан-Франциско идет снег, то ездить здесь так же непросто, как и у нас. Забыла написать, что в Саратове есть нефтяные вышки, то есть качают нефть и добывают газ. 16:00 (9:00), смена водителя, у руля Саня. Опять ремонт дороги, 16:15 (9:15), Синодское, небольшая деревушка, Ершовка, очень печальная деревушка, правда, справа строится дом, явно гостиница со всеми приложениями, кафе и т.д. Кончился газ. Видим лесополосу из хвойных деревьев. Садовка, захудалая деревня, Ключи, совсем маленькая деревушка, справа от дороги часовенка. Шиханы, газовая заправка, газ по 18,00 рублей. Заправились и дальше, Тепловка, непонятная деревня, слева похоже на коровник, а справа за забором какое-то предприятие. Гостиница у дороги прямо как дворец, слева явно дачные участки, вот только какого города непонятно, до Сызрани 123 км.

Справа от дороги Широкий Буерак, довольно большой поселок, указатель «еда», останавливаемся, завтракаем. Берем 2 супа харчо, котлета с картофелем и сырники, 4 чашки чаю. Валя и Саня сказали, что суп харчо отвратительный. Я пила только чай, успокаивала свою поджелудочную, чай был нормальным, хотя я люблю кофе, за все 551 рубль. Продолжаем путь, пейзаж без изменений, дорога хорошая, поэтому видеорегистратор призывает сбавить скорость, но никто ему не внимает. 18:18 (11:18), до Сызрани 68 км, до Самары 150 км. Снова впереди фуры, движение однополосное, поэтому медленно ползем, ждем, когда можно будет обогнать, затем, обогнав, летим до следующей и все сначала, а фуры ко всему любят ездить в связке по 2,3,4. Так что дорога хорошая, но разогнаться не получается.

19:11 (12:11), закончилась Саратовская область. Началась Ульяновская, опять ремонт дороги, стоим, почему, непонятно. Ура! Поехали, оказывается, там и ремонтируют и расширяют дорогу. Немного проехали, опять остановка, ремонт, времени теряем уйму, а что делать, не ночью же ехать. Дальше дорога пошла ужасная, вроде асфальт, а скачем по колдобинам. Рядом лежат горы песка, гравия, стоит техника, дорогу расширяют и на довольно большом протяжении. До Сызрани 16 км, до Самары 207 км. Опять стоим, сегодня мы потеряли, наверное, полдня. Посмотреть Саратов было нужно, а вот ремонт дороги ужасно, но, что делать, это тоже необходимо. Наконец, поехали, может, сегодня нам хватит ремонта, а то так до дома не доедем. Снова поля, поля, засеянные какой-то зерновой культурой, а вот подсолнечник. На горизонте какое-то селение, это Варламово, на улице не жарко, ветерок. В машине работает кондиционер и для меня прохладно, нахожу курточку и укрываюсь ею. Сызрань осталась справа, до нее 1 км, а до Челябинска 980 км. Мы должны переехать часовой пояс, будем обедать, узнаем. Справа река, опять смена водителя 21:10 (14:10) до Самары 127 км. Сплошь вдоль дороги продают продукты. Вдалеке река, это Волга. Сменилось время, разница с нами 6 часов, Самарская область, 21:30 (15:30). Едем по путепроводу, там по три полосы в каждую сторону, съезжаем с него и снова по одной. Валы, обычный поселок, до Тольятти 12 км. 21:45 (15:45) Жигулевск, справа Волга, едем по мосту, река, конечно, широкая, ничего не скажешь. 21:58 (15:58) Тольятти, родина машины «Жигули», до Самары 70 км, до Уфы 500. Давно пора обедать, ищем. Кафе у дороги, заходим, картина неприглядная, столы грязные с неубранной посудой. Сходили в туалет, твердо решили здесь не обедать. Едем дальше, кафе «Лесная сказка», выходим, нас встречает девушка и спрашивает, где мы хотим перекусить в беседке или в домике. Мы выбрали домик, она нас проводила в домик, в нем все отделано деревом, стол тяжелый деревянный, солидный, стулья с высокими спинками, на столе скатерть, столовые приборы,  подставочные тарелки, тумбочка, пол с подогревом, колонки музыкальные. В общем, очень красивый домик, нормальное обслуживание и еда на уровне, огромные порции, и все очень вкусно. Взяли: окрошку, хашламу, плов 2 порции, блины с джемом, кофе, 3 чая. Заплатили 1150 рублей. Фотографируемся и едем дальше.

Дорога хорошая, и асфальт и по 2 полосы в каждую сторону. Красноярский (Красный яр) район. 23:44 (17:44), до Самары 24 км. Сегодня у нас в сутках 23 часа. До Уфы 420 км. Река Хорошенькая. Некоторые участки дорог, которые ремонтировали, когда мы ехали в Крым, сейчас уже готовы, и ехать по ним одно удовольствие. Объезд, ремонт дороги, похоже, что здесь будет по 3 полосы в каждую сторону, отлично. 00:53 (18:53), Саня звонит и бронирует номер в населенном пункте Суходол. Номер на 4 человек, цена 2000 рублей, душ, туалет в номере, стоянка для машины, что в действительности, подъедем, увидим.

Сергеевка, Сургут в стороне. Указатель Суходол, подъезжаем к гостинице «Югра», звоним, но это не та гостиница, возвращаемся к гостинице у дороги. Гостиница «Теремок», это она. Показывают номер с тремя кроватями, они 1,5 спальные, нас не устроил. Тогда нам предложили отдельный домик, это раньше была баня, но сейчас она не топится и переделана в номер. Там тоже 3 кровати, но две двуспальные, а третья односпальная и все за 2000 рублей. Выбираем этот домик, потом осмотрев его, обнаружили, что в нем 3 душа и ни одной раковины, даже прикольно. Заселяемся в номер и идем в кафе, которое расположено рядом. Берем: эскалоп, тефтели с картофельным пюре, 2 порции блинов с творогом, 2 кофе, 2 чая, за все 651 рубль. Перед тем, как идти в кафе, вышли на улицу, и никак не можем закрыть дверь, такое впечатление, что не тот ключ, подошел мужчина, работник гостиницы и тоже не может закрыть. Подъезжает женщина на велосипеде, она нас оформляла, и с ходу закрывает дверь. Да, есть женщины в русских селеньях. После кафе спать, но как почистить зубы под душем. Задача. Но с ней мы тоже справились, мы же русские люди. Помылись, простирнули, и с удовольствием посмотрели телевизор, который был в номере. За сегодня мы проехали всего 560 км. По нашим меркам не очень много.

29.06.2016 г.

Четвертый день пути домой

Утром проснулась от звонка своего телефона, звонит Находка с рабочими вопросами, объясняю, где я. Через некоторое время звонит будильник. Пряха встала еще раньше всех звонков, по-моему, уже минут 30-40 она шуршит пакетиками и скрипит дверью. Быстро собираемся, умываемся под душем, складываем свои вещи, грузим и в 11:23 (5:23) в путь. На улице свежо, все надели курточки. Вчера вечером было 18 градусов. Сейчас, я думаю, такая же температура. Солнце светит прямо в глаза, едем на восток, здесь в 5 часов утра солнце достаточно высоко. Дорога какая-то ребристая, как стиральная доска. Снова ремонт дороги и фуры, так что ползем как черепахи. Дорога, по которой мы едем, рисковая, встречка вроде уже сделана, но частично. Ко всему еще солнце светит прямо в лицо, непонятно в какое время лучше ехать.

Все, дорога пошла хорошая, но фуры никуда ни делись, они тоже встают рано. Остановка, смена водителя, за рулем дедушка, странно, но здесь снова разница с Владивостоком 7 часов. Татарстан, Яктыкуль, газовая заправка, газ по 13,5 рубля. Со временем что-то непонятное, час ехали, а время на месте. Много нефтяных вышек, некоторые качают нефть, некоторые стоят.

Началась Башкирия, 13:55 (местное 7:55 или 6:55). По обеим сторонам дороги озера, выглянуло солнышко. Кандэк Тамак, на противоположной стороне дороги кафе «Кандры-Куль». Завтракаем, берем: отбивные с картофелем по-деревенски 3 порции, яичница, блины с творогом 2 порции, 2 кофе, 2 чая. За все 988 рублей, все очень вкусно. Здесь разница с Владивостоком 5 часов. Сегодня мы путешествуем во времени: встали утром, разница 6 часов, проехали больше часа, разница стала 7 часов, еще проехали, разница уже 5 часов, хотя едем все время в одну сторону. Чудеса! До Уфы 125 км, 15:05 (10:05), пейзаж все тот же поля, лесозащитные полосы, на горизонте, правда, горы, покрытые лесом. На горе ветряки, вырабатывают электричество. Старые Богаты, строят мост через реку. Ползем в гору, 15:37 (10:37), село Восточное, совсем маленькое селение. Параллельно дороге, по которой мы едем, делают новую дорогу. Деревня Староамирово, строится мост и дорога. Район Благоварский, до Уфы 86 км, 16:07 (11:07), за рулем Саня, дорога хорошая, по 2 полосы в каждую сторону, это очень хорошо. За рулем снова Витя, мы немного вздремнули, проснулись, небо все обложено облаками, на горизонте слева, по-моему, дождь, справа дачный поселок. Остановка, дед отдыхать лег минут на 15, а мы прогуливаемся, разминаем ноги, на улице ветер, холодно.

Продолжаем путь, продают башкирский мед, берем: 300 рублей гречишный, 250 рублей цветочный. 17:23 (12:23), Иглинский район, поселок Шакша, стоим, по какому поводу не знаю, загрузли конкретно, не видно ни конца, ни начала, встречные машины едут и едут. Пока стоим, звонит Лена и говорит, что после нашего отъезда из Севастополя был сильный дождь и шквальный ветер. Ура! Это не ветру, а тому, что мы поехали, наконец. Тауш, до Челябинска 379 км, 18:07 (13:07). Звоню Людочке в Севастополь, она говорит, что не во всех районах шел дождь, в ее районе не упало ни капли, в районе Аничкиной дачи тоже не было дождя. А мы порадовались за Аню с Юрой, что не надо поливать, зря радовались. Проезжаем поля, на них валики соломы, раньше были копны и выглядели так романтично, напоминали о студенческой юности, когда ездили в колхоз, а сейчас все делает машина и никакой романтики. Река Сим, пошла морось, наша родная и не верится, что в Севастополе +35 в тени.

Челябинская область, 18:44 (13:44), проехали Башкирию, пошли горы, покрытые смешанным лесом. Снова видим красивые остроконечные ели, дорога идет то вверх, то вниз. Столовая, останавливаемся, идем обедать, берем: 3 порции супа харчо, 2 пирожка с капустой, вареники с картофелем, блинчики со сгущенкой, 4 чая с лимоном. За все 530 рублей. Туалета в столовой не было, вернее, был уличный, но даже дедушка не рискнул туда идти. Буквально через некоторое время встретили кафе и за 10 рублей цивилизованно решили проблему. Да, в кафе, где мы завтракали, ключ от туалета посетителям кафе выдавали бесплатно.

Продолжаем путь, Уральские горы, правда, они в тумане. На улице морось и сразу как-то неуютно. Дорога идет то вверх, то вниз, едем по горам. Я поняла, почему Уральские горы в прошлую поездку произвели на меня сильное впечатление. На Урал мы въехали после бескрайних степей северного Казахстана, поэтому горы показались мне высокими и величественными. В этот раз на Урал мы попали после Саянских гор, на вершинах которых лежал снег, и Урал после Саян не выглядел таким величавым. Дорога опять идет вверх, все горы покрыты лесом. Хвойные деревья вперемежку с лиственными породами плотно обнимают дорогу с двух сторон, зелень такая сочная, красота немного суровая, а скорее строгая и непередаваемая. Это надо увидеть, и почувствовать. На скалах растут ели, на чем растут непонятно, скалы почти голые. Ищем знак «Европа—Азия»,где-то должен быть. Неужели проехали, как в ту сторону. Дорога поднимается все выше и выше, уже заложило уши. Ну и где этот знак? Останавливаемся. Витя выясняет, прав оказался Саня, знак впереди. Едем дальше, авария, ничего себе, одна фура справа на боку, другая слева на боку, как они зимой тут ездят. До Челябинска 226 км, 20:51 (15:51). У дороги базарчик. Останавливаемся, на улице морось. Витя покупает самовар на дровах, а я 2 плетеные корзинки (300 и 200 рублей), Алисе и Ване. Бакал, газовая заправка, газ по 13,2 рубля. Упорно ищем стелу. Проезжаем Зюраткуль, там какой-то комплекс, отель, кафе, заправка. Видим плакат, предупреждающий о расположенной неподалеку психбольнице, Саня его сфотографировал, но наша задача найти стелу.

Выехали из полосы мороси, выглянуло солнышко, дорога снова идет вверх. На вершине дороги останавливаемся, спрашиваем, говорят, еще 15 км. Проезжаем немного, снова останавливаемся, спрашиваем у водителя большегруза, он не знает, а мы за его машиной обнаруживаем эту стелу. Стелла весьма убогая, вокруг грязь, мусор, стоит так, что за фурами ее не видно. Фотографируемся с одной, с другой стороны. На улице собачий холод, я просто стучу зубами. Почему так холодно, ведь когда мы ехали в Севастополь, здесь не было так холодно. Садимся в машину, в ней тепло, и переезжаем в Азию, что же она нас так холодно встречает. Совсем заморозила. Будем надеяться, что завтра потеплеет.

Слева дачный поселок, стоит очень близко к оживленной трассе,  это не очень хорошо.

Справа и слева березовые рощи, наверно, подберезовиков много, но тоже у дороги. Звоню Наташе сказать, что все же нашли стелу, но связи нет, причем у всех компаний, то есть и МТС, и Мегафон, и Билайн.

Расширяют дорогу, это хорошо, ведь одной полосы мало, так как фуры здесь идут нескончаемым потоком. 24:00 (19:00), подъезжаем к отелю, мест нет, едем дальше, в следующем тоже нет мест. Хорошо здесь гостиниц и отелей много. В третьей нам повезло, гостиница называется «Ника». Свободным оказался люкс с джакузи за 3100 рублей. Идем смотреть, две комнаты, в одной кровать, по-моему, трехспальная, в другой диван. Нам достаточно, Санечка у нас любит спать в спальнике на полу, так что все нормально. В номере есть холодильник, телевизор, журнальный столик, три тумбочки, 2 кресла, стул, шкаф. Очень красивый интерьер. В туалетной комнате унитаз, раковина и джакузи. В гостинице можно постирать, есть сушка, отдаем белье, 2 закладки стирки по 100 рублей, и одна сушка 150 рублей. Все отдали, утром будет готово. Моемся, первый помылся Витя, я только зашла, разделась, как пришел Саня и сказал, что там магазин есть, и работает он круглосуточно.

Пришлось одеться и идти с Валентиной покупать сувениры. Возвращаемся, Санечка уже спит, я быстро в ванну, какая красота. За мной идет и балдеет Валя. Так хочется доехать до Владивостока с Санечкой, но как получится, ехать быстрее все равно не получится. За сегодня проехали 650 км. Отель «Ника» перед поселком Тимирязевский.

30 июня 2016 г.

Пятый день пути домой

Утром забираем постиранное белье, все чистое, сухое, замечательно, и в путь. Выехали в 10:08 (5:08), до Москвы 1840 км, но нам туда не надо. На улице прохладно и пасмурно, в такую погоду ехать лучше, солнце не слепит, по крайней мере, в первую половину дня, ведь едем на восток. По прогнозу в том месте, где мы ночевали, было +19, но нам уже все равно. Едем и все, кроме водителя досыпаем, до Троицкого 112 км, до Кургана 231 км. Начало моросить, вот это не радует. Дорога такая, как будто ее прицельно бомбили, конечно, не самая худшая из тех плохих, что мы проехали, но с теми, по которым мы мчались под песню «Сбавьте скорость», ни в какие сравнения не идет. К какому месту привязать эту дорогу, не знаю, Саня говорит, что плохая дорога после с. Миасское. Оказывается, мы едем не по той дороге, по которой ехали в Севастополь, по той мы выехали бы на Курган, а по этой на Шадринск, поскольку по этой меньше фур, то значит, будем ехать быстрее. Но на самом деле ничего это не значит, дорога плохая и нестись по ней мы не сможем, будем ехать с такой же скоростью, как за фурами, выгоды ноль. А вот, кстати, и фуры, правда, стоят. Видим птиц, летящих клином, я знаю только, что журавли летают клином. Красиво. Морось прекратилась или проехали ее, но пасмурно. Дорога, как лоскутное одеяло, заплатка на заплатке, но едем 90 км/час.

Дорога стала еще хуже, хорошо не долго, наконец, пошла нормальная дорога. 11:30 (6:30), выехали из леса на простор, вдоль дороги поля, поля. Такой пейзаж нравится Сане, а мне больше лес. Хотела позвонить Наташе, но нет связи, у Сани тоже нет. И опять дорога, как лоскутное одеяло. Проезжаем мимо деревушки, возле каждого домика дерево, а где сады. Некоторое время едем по хорошей дороге. 11:46 (6:46). Смена водителя, у руля Саня и смена хорошей дороги на какой-то сплошной казахский мелкосопочник, 12:20 (7:20), дорога стала получше, но ямы встречаются. Вдоль дороги с двух сторон поля бескрайние до горизонта. Лесозащитные полосы из хвойных деревьев, стоят плотной стеной, любо-дорого посмотреть. Валентина укачалась, спит, сейчас у нее оторвется голова. Никаких указателей, только пешеходные переходы в чистом поле. В каком районе мы едем, непонятно, Саня за рулем, не спросишь. Слава Богу, указатель до Шадринска 75 км, теперь ясно.

Река Теча, хвойный лес подступил вплотную к дороге. 12:35 (7:35), снова смена водителя, дедушка рулит, сразу понеслись, как наскипидаренные, правда, дорога хорошая и машин мало. Пролетаем Камышино, кончился газ, переходим на бензин. Деревня Брюхановка, очень небольшая, Любимово, Ольховка, до Шадринска 31 км. Шадринский район, хорошая дорога чередуется с мелкосопочником. 13:20 (8:20), пора бы позавтракать. Шадринск, газовая заправка, газ по 12,5 рублей, сначала кормим лошадей, потом идем сами завтракать в кафе «Рублев». Меню нашего завтрака: отбивная куриная с картофельным пюре, отбивная свиная с картофельным пюре, гуляш с картофельным пюре, жаркое по домашнему, 2 порции блинов с творогом, 2 чая, 2 кофе. За все 820 рублей, очень вкусно. 14:00 (9:00), поехали дальше, река Ифэт, едем по Шадринску, опять четырехскатные крыши, не только на старых бревенчатых, но и на новых домах. Солидный спорткомплекс, есть многоэтажные дома, есть николаевские постройки из красного кирпича, частные дома с расписными ставнями. Шадринск, примерно, как наш Артем. Закончился Шадринск, впереди Курган, снова покусанная дорога.

Звонит Валера Масленников, он едет в электричке, спрашивает, как мы, где едем. Если бы нам 34 года назад сказали, что мы будем ехать в машине и разговаривать по телефону с любым городом, не только нашей страны, но и всего мира, мы бы не поверили. Пошла отремонтированная дорога, и выглянуло солнышко, нас пассажиров это обрадовало, но водителю солнце будет слепить глаза и вести машину не очень комфортно. Впереди на машине буквы ВМФ и КСФ, все гадаем, чтобы это значило, решаем, что эта аббревиатура расшифровывается так: Военно-морской флот, Краснознаменный северный флот. Идет ремонт дороги, и все время заторы. Встречная полоса уже отремонтирована, а та, по которой едем мы, еще не тронута.

Лес, лес с двух сторон дороги. Ура, дорога как лента, но ненадолго, снова убитая, но дедушке это не мешает гнать, [одна из газовых заправок] сейчас или взлетим, или вылетим.

Кокорино, дорога хорошая, небольшой ремонт и дальше за мостом опять отличная дорога, видеорегистратор взывает сбавить скорость, значит, несемся за 120 км/час, хотя скорость не ощущается.

Снова вдоль дороги поля, поля, едем на Тюмень. Юлдус, газовая заправка, газ по 12,0 рублей. Едем не по той дороге, по которой ехали в Крым, трясет, как на тракторе. Ориентиров никаких, где едем, знает только Саня, дорога пошла поприличнее. Навстречу едет телега с запряженной лошадью, в телеге едут люди. Экзотика. Мурашово, что-то мы на дороге одни, туда ли мы едем. Камышовка, деревня весьма средняя. Пищит регистратор, где-то камера слежения. Деревня Черное Макарово, тоже средненькая, идут гуси, как положено, гуськом, гуси справные. Деревни Кодское, Мостовское, Мамонтово, Ключи, деревни, как деревни. Тюменская область, 15:52 (10:52), деревня Гаева, домики веселенькие, больше похожи на дачки.

16:02 (11:02), смена водителя, рулит Саня. Исецкое, новые добротные дома, есть обшитые сайдингом, есть кирпичные, есть старые, но очень добротные. Есть двухэтажные дома и даже светофоры, большой поселок. Идем на Курган, поселок Новиково в стороне. Дорога бежит по полям, на которых растет что-то ярко желтого цвета, что, не знаем. Деревня Верхняя Бешкель, за селом с одной стороны зеленое поле, а с другой желтое, а дальше огромное до горизонта желтое поле. Очень красиво. Архангельское, проезжаем погибшие березовые рощи, стволы черные, но не похожи на горелые, а почему пропали неясно, может, были затоплены. Дорога хорошая и не загруженная.

16:46 (11:46), поворот на Омск, смена водителя, за руль садится дедушка, до Омска 547 км. Доедаем огурчики, которые дала Валентина Петровна. Ремонт дороги, луг весь затоплен, видно, прошли хорошие дожди, так как под водой большие площади. Поселок Заводоуковск, до Омска 529 км, 17:05 (12:05). За Ишимом, между Лапино и Зимино поменяется время, разница с Владивостоком будет 4 часа. Мы медленно, по сравнению с самолетом, но, тем не менее, верно приближаемся к дому. Если честно, то уже хочется домой. На противоположной стороне дороги что-то продают, останавливаемся, бежим, продают землянику. Пол-литровая баночка 250 рублей, берем 2. Садимся в машину, пробуем, наша слаще или эта собрана неспелой, немного поклевали и больше не хочется. Только поехали, пошел дождь, непонятно откуда, небо чистое, правда, через 5 минут закончился. Едем дальше дорога вся мокрая, видно, что был дождь и неслабый. Указатель «Ишим», сколько до него неясно, только направление, время 17:35 (12:35). Пошел дождь, на горизонте слева все темно, а мы туда едем, до Омска 454 км 17:49 (12:49).Что это Азия встречает нас слезами, уж лучше бы солнцем и теплом. Дождь усиливается и усиливается, въехали в эпицентр дождя, по-моему, не едем, а плывем. Вода льется сплошной стеной, впереди ничего не видно. Выехали из этого эпицентра дождя, и сразу же попали в другой, но не останавливаемся, а упорно едем. Дождь прекратился как-то сразу, как будто закрыли кран, и снова полил с новой силой, сразу видимость слабая. Наконец, дождь закончился, или мы проехали полосу дождей, но пошла дорога вся покоцаная. До Ишима 75 км. Остановка, ремонт дороги, через 20 км снова ремонт дороги, едем медленно и печально.

18:46 (13:45), до Омска 365 км. Где-то должны переехать часовой пояс. Кончился газ. Деревня Опеновка, не особо большая и домики средненькие. Разъезд №37, закусочная «Сибирь», обедаем. Берем: борщ, окорочок с гречкой, поджарка с гречкой, поджарка с рисом, блины 2 порции, 2 кофе, 2 чая. За все 680 руб. Покушали хорошо, еда на должном уровне, а вот туалет оставляет желать лучшего, особенно после номера люкс с джакузи. В 19:55 (14:55) продолжили путь домой, до Омска 341 км, начался Ишим. Недалеко от закусочной, где мы обедали, заправились газом, газ по 12,5 рублей. Сели в машину, и пошел дождь, припустил, что есть мочи, нам он совсем некстати. Ремонт дороги, едем медленно, все поехали быстрее, а дождь к нашей радости стал потише и совсем прекратился.

20:37 (15:37), смена водителя, у руля молодое поколение — Санечка. Дорога ужасная, снова начал моросить дождь, все неприятности в кучу и дорога плохая, и дождь впридачу. Логиново в стороне, дорога пошла хорошая, и дождь припустил хороший, и мне снова пришла мысль, что это не дождь начинается и заканчивается, а мы, то въезжаем в полосу дождя, то выезжаем из нее. Вакулово, Абатское в стороне от дороги,21-18(16-18), за рулем опять дедушка. Дождь проехали, дорога пошла хорошая, но весь кайф портят фуры, идут в связке по нескольку штук, не объедешь. До Омска 226 км, Саня заказал номер в Крутинке в гостинице «Уют», с душем и туалетом в номере. Мы переехали еще один часовой пояс, разница с Владивостоком 4 часа. Выглянуло солнце, хотя облака на небе достаточно кучно гуляют. Как бы мы быстро продвигались вперед, если бы не фуры, или было две полосы в одну сторону. 22:10 (18:10), до Омска 185 км, слева мотель желто-синего цвета. Поселок Крутинка, гостиница «Уют», оформляемся, за номер 2300 рублей, машина 70 рублей. Идем в номер, в нем 2 кровати и диван, телевизор, чайник, 4 чашки, 4 пакетика кофе. В душе фен, шампунь, разовые зубные щетки с зубной пастой, кусочек мыла. Все чистенько, аккуратненько, хоть и без джакузи. Идем в кафе, во дворе фур не просто много, а очень много.

Кафе совмещено с магазином, с одной стороны кафе, с другой магазин со всем необходимым, и продукты и товары. Ужинаем, берем: котлета с картофелем по-деревенски, 2 порции картофеля по-деревенски, холодец, сосиски, 2 домашние булочки, кусочек масла, 2 кофе и 2 чая. За все платим 556 рублей. В магазине покупаем магнитики и карту городов. Идем в гостиницу, сначала делим вещи, которые нам вчера постирали в гостинице «Ника». А после смотрим телевизор, спать ложимся в 21:00 по местному времени. Сегодня мы проехали 830 км, это по Саниным данным, по Витиным (спидометр) 796 км.

1.07.2016 г.

Шестой день пути домой

Выехали из Крутинки в 9:13 (5:13). Светло, но солнышко где-то за горизонтом, дорога хорошая и свободная, догнали фуру, дальнобойщикам тоже не спится. Въехали в туман, ну прямо как у нас. Солнышко уже достаточно высоко поднялось над горизонтом, а у меня такое впечатление, что оно вообще не ложится спать. Большегрузы тоже выезжают рано. Туман внезапно кончился, наверно, мы поднялись выше, летим за 120 км/час, судя по призывам видеорегистратора сбавить скорость. От земли под лучами солнца поднимается туман, в который мы время от времени въезжаем. 9:37 (5:37), Тюкалинск, видны двух- и трехэтажные дома, до Омска 125 км. Бекишево, 10:10 (6:10), дорога пошла латаная, разгоняться опасно, рядом, похоже, делают новую дорогу. До Омска 77 км 10:18 (6:18), дорога хорошая. По-моему, идет морось, нам эта сырость ни к чему, разве что подготовка к нашей погоде. До Омска 40 км, дорога хорошая, 10:40 (6:40), Красный Яр, большое село, идет перпендикулярно дороге, на скорости рассмотреть сложно, особенно если учесть, что вчера проезжающая машина обдала мое стекло грязью. Небо во все стороны в сплошной облачности, а куда мы едем, сплошная чернота.

Морось закончилась, немного посветлело, но недолго, пошел дождь, или мы его догнали. 11:10 (7:10), до Омска 26 км. 11:20 (7:20),Троицкое, довольно большое село, газовая заправка, газ по 13 рублей. На улице холодно и сыро, едем на Новосибирск, до него 680 км, Омск мы еще объезжаем. Въехали в дождь, хорошо, что на заправке не было дождя, ведь на газовых заправках пассажиров во время заправки просят покинуть автомобиль, у нас не на всех. За рулем Санечка, дорога приличная, даже пытается выглянуть солнышко. Завтракаем в Калачинске, здесь мотель, кафе, баня. Наш завтрак: бифштекс с яйцом, индейка с гречкой, овощи ассорти, хашлама с перловкой, индейка с макаронами,2 пирожка с капустой, сочень с творогом, свекла с чесноком 2 порции, 3 кофе, 1 чай. За все 1190 рублей. 13:05 (9:05). Едем дальше, идет дождь, звоню Наташе, все докладываю, она говорит, что во Владивостоке тоже дождь, туман, но потеплело, это радует.

Пытается пробиться солнышко, деревня Неудачино, ну и название, я бы лично в деревне с таким названием жить не хотела. Дорога была хорошая, сейчас проезжаем такой участок дороги, что наш роскошный завтрак быстро утрясется. 13:55 (9:55), смена водителя, за рулем Саня. Дорога впереди свежеасфальтированная, проезжаем часовенку, до Новосибирска 473 км, и мы снова въезжаем в дождь, Ивановка, выглянуло солнышко, дождь проехали. До Новосибирска 433 км, дорога не разгонишься, хоть и асфальтированная. До Новосибирска 400 км, и дорога пошла хорошая, можно лететь и 120 км/час. 14:47 (10:47), за рулем дед, светит солнышко, потеплело, и Саня снял кофту. Ремонт дороги, давно не было, стоим, пропускают встречку, но недолго держали. Едем, дорога не идеальная, но наш дедушка — Шумахер (по натуре) несется, сейчас взлетим, а видеорегистратор вообще кричит, не переставая, того гляди охрипнет. То ли дедушка умерил пыл, то ли дорога пошла хорошая, наверное, и то и другое. Обогнали 4 фуры, надо отдать должное водителям фур, я уже это отмечала, они помогают в обгоне, сначала сигналят левым фонарем, значит, по встречке идут машины, а затем сигналят правым и уходят на обочину, пропуская идущую сзади машину. Огромная им благодарность, это настоящее дорожное братство.

Впереди опять ремонт дороги, но пропустили быстро, едем по новенькой трассе, одно удовольствие. Справа от дороги водоемы, а слева висит чернющая туча. Въехали в дождь, указатель «бухта Лазурная», выехали из дождя. До Новосибирска 325 км, кончился газ, сворачиваем налево на Барабинск, едем на заправку. Газовая заправка, газ по 17,9 рублей, заправляемся и едем дальше, справа и слева вдоль дороги поля, луга, и светит солнышко. Время от времени читаем мой путевой дневник, путь в Севастополь. Саня сказал, что писака я никудышный, а я и не претендую, я вообще пишу для себя, для души и как умею и чувствую. Дорога хорошая, но к чему привязать, как обозначить хорошие и скверные участки, указатели не везде, только верстовые столбы. Кусок убитой дороги, потом хорошая, снова разбитая дорога, но стоит ремонтная техника, что радует. 16:44 (12:44), до Новосибирска 210 км, снова въехали в дождь, капли редкие, но крупные.

17:30 (13:30), пора обедать, но что-то нет никаких едальных заведений. 18:50 (14:50), пообедали в столовой, столовая так себе, даже название не записала. И все-таки спасибо, что накормили. Взяли: суп грибной, щи, куриное филе и котлета с макаронами, 3 пирожных, 4 чая, хлеб 2 кусочка. Заплатили 591 рубль. Продолжаем движение. Саня, наконец, определился, откуда он улетит во Владивосток. То, что он не сможет доехать с нами до конца, мне понятно, но, как мы без него, представить не могу, даже думать боязно. Конечно, Саня нас разбаловал, весь комфорт обеспечивал нам он, все отели, мотели, квартиры, заправки, движение по городам, когда в них попадали, все его заслуга. Дремлю и слышу стук колес, как в электричке, а это мы едем по бетонке.

19:44 (15:44), справа Новосибирск, мы его объезжаем, дорога хорошая, справа река Чик, и опять ремонт дороги, до Кемерово 290 км. Протока реки Обь и сама река Обь, опять затор, едем медленно, пошел дождь, и закончился газ. Мошково, заправка, газ по 17,5 рублей. 21:32 (17:32), до Томска 188 км. Ремонт дороги, Воронцово, Светлая поляна, 22:13 (18:13), до Юрги 48 км, до Кемерово 98 км, дорога хорошая.

Кемеровская область, сменился часовой пояс, 22:40 (19:40), разница с Владивостоком 3 часа. Едем в Юргу, Саня бронирует там 2 номера. Река Томи, поселок Болы. Юрга, долго едем в поисках гостиницы, нашли, заходим, оформляемся, у нас 2 номера, номера не очень, у нас теперь есть с чем сравнивать. В каждом номере 2 кровати, тумбочки, стол, телевизор, но, главное, туалет и душ в номере. По сравнению с предыдущими гостиницами номера маленькие, и кафе при гостинице нет. Едем в город, но поужинать не получилось, кафе закрыты. Вернулись в гостиницу, попросили вскипятить водички, попили кофейку с печеньем и оставшейся сырокопченой колбасой. А потом долго сидели с Саней, записывали телефоны, маршрут. Не знаю, поможет это нам или нет, главное мирное сосуществование, не такое переживали, пройдет и это. Да, надо рассказать о билетах на самолет. Саня все время мониторил билеты, рейсы, так как на работу ему надо явиться строго 7 июля, ни днем, ни часом позже. Можно было поднажать и вернуться всем вместе, но вдруг что случится с машиной, у нас запас времени есть, а у него впритык и улететь неоткуда. Можно было улететь из Иркутска, но вот парадокс, во Владивосток можно было лететь или через Китай или через Москву и цена билета от 70 000 рублей до 100 000рублей. Не слабо! Вот поэтому он решил лететь из Новосибирска, для чего ему надо вернуться из Юрги в Новосибирск, благо там ходит автобус, езды где-то часа два. Он забронировал билет и до отлета 3 дня жил у друзей, осматривал город, там есть что посмотреть. Билет ему обошелся 17 000 рублей, правда, практически все вещи он оставил в машине, только ручная кладь. Ну, все спать. Сегодня мы проехали 1 000 км.

2 июля 2016 г.

Седьмой день пути домой

Выехали с Юрги в 8:25 (5:25). Ну, с Богом. Спала я очень беспокойно, с вечера долго не могла уснуть. Проснулась в 3 часа ночи, и снова долго не могла уснуть. В общем, стресс. Санечка пошел на автобус и поедет в Новосибирск, а мы домой, домой, хотя он дома будет раньше нас. На улице пасмурно, а на душе беспокойно. Выезжаем с Юрги, от нее остались грустные воспоминания, но она не виновата. До трассы не близко. Все, выехали на трассу, до Кемерово 86 км, 8:35 (5:35). Звонит Саня, волнуется за нас, чтобы не заблудились. Он все время пока мы не пересечем границу Приморского края, будет следить за нашим движением и помогать. У нас замечательный внук.

Впереди фура, они что, не спят вообще. Встает солнце, сейчас будет слепить, ведь едем на восток, лучше ехать в пасмурную погоду. Нам не угодишь, дождь плохо, солнце плохо. Дорога отличная, скорость за 120 км/час. За окнами проплывают, а на такой скорости уместнее пролетают поля, луга, леса, но любоваться всей этой красотой нет ни сил, ни желания, ни стройными березками, ни величественными соснами, ни красивейшими елями. Это как одни пирожные каждый день, через неделю начинает тошнить. Ремонт дороги, объезд, все спокойно. До Кемерово 52 км, неважный участок дороги, до Иркутска 1691 км. Село или деревня Симоново, 9:00 (6:00). И снова река Каменка, самая длинная река России, как я уже писала, нет такого региона, в котором нет реки Каменки или Каменушки. Рассвет, Терехино. В Сибири какие-то бедненькие деревни.

Ремонт дороги, ждем, теперь нам спешить некуда, можно тащиться, как на телеге. 9:34 (6:34) до Кемерово 7 км, солнце висит справа. Вот и Кемерово 9:40 (6:40), едем через Кемерово, это, похоже, еще пригород, а вот и город, едем по широким улицам, видим многоэтажки, какие-то промышленные предприятия. Магазин «Хороший», скромненько, ничего не скажешь. Мост через реку, а вот какую, не знаю. А крыши здесь тоже четырехскатные, не все, но много. Выехали из Кемерово и сбились с маршрута, сразу же звонит Саня и возвращает нас на верную дорогу. Возвращаемся, поворачиваем на Мариинск, дорога хорошая, 10:40 (7:40) до Мариинска 112 км, кончился газ. Ижеморский район, до Мариинска 68 км, 11:05 (8:05), Красный Яр, кафе «Три медведя». Завтракаем: драники по 3 штуки, сырники, ватрушка, пирожок, чай, кофе. Заплатили 266 рублей, ну за такую сумму мы еще не ели. Сначала мы остановились у другого кафе, но запах в кафе и уличный туалет нам не понравились, (чувствуете, какими переборчивыми стали) решили проехать дальше и вот удача, нормальное кафе.

Чебулинский район, я позвонила Наташе, доложила обстановку, но скрыли пока, что Саня уехал. Наташа сказала, что Ростов утонул, соболезнуем, но мы не виноваты. Заправка, но без газа, газ есть в Мариинске, едем туда. Заправились, газ по 19 рублей. Едем по Мариинску, есть хорошие новые дома, добротные старые, есть совсем завалюшки, есть двухэтажные, трехэтажные и даже пятиэтажки, в общем, как и в других небольших городах.

Выехали из Мариинска, Красноярск направо, на выезде встретили еще газовую заправку. Едем на Красноярск, до него 365 км. 13:05 (10:05), ремонт дороги, наше любимое развлечение, но задержали ненадолго. Чулым, Каштан, все в стороне, ищем Боготол, там газ, увидели, в 4 км от дороги, у нас газа полно, поэтому не едем, газ не бензин, в канистру не нальешь.

Въехали в морось, до Красноярска 212 км, без Сани как-то некомфортно и тревожно. Дорога хорошая, несемся, судя по видеорегистратору, за 120 км/час. Красная речка, Ачинский район, 15:30 (12:30), до Красноярска 179 км. Слева домики похожие на дачки. До Красноярска 167 км, заправка, рядом гостиница, часовенка, автосервис, заправляемся, бензин 92 по 33 рубля. Ачинск, газ по 17 рублей. Заправили машину по полной программе, разобрались, куда ехать дальше, можно и пообедать, а то сменится часовой пояс и будет поздно обедать.

Звонит Саня, мы на верном пути, до Красноярска 159 км, Покровка, Татарка. У дороги кафе, обедаем: окрошка, борщ, глазунья, блины 4 шт., 3 чая. За все 402 рубля, еда неплохая. 17:30 (14:30), продолжаем путь, дорога идет вверх, указателей никаких, где мы, непонятно. Шушково в стороне, ст. Козулька и наш любимый ремонт дороги. Река Кемчук, Можарский, после еды всех разморило, останавливаемся, и все спим. Продолжаем путь, но туда ли мы едем, указателей нет. Наконец указатель, «Красноярск 64 км», сомнения исчезли.

Дорога хорошая, даже отличная, по 2 полосы в каждую сторону, поэтому летим, как птицы, но не долго, снова по одной полосе. Михайловка в стороне и опять по 2 полосы, никто никого не задерживает, и вновь однополосное движение. Кенчуг в стороне, дорога ведет в гору, наверху кафе и, по-моему, гостиница, а может только кафе. Минажуль тоже в стороне, река Листвянка, дорогу с двух сторон обнимает тайга. О! Ремонт дороги, слава Богу, а то мы уже заскучали. Кедровый в стороне, до Канска 282 км, до Иркутска 11, селение Памяти 13 борцов, до Красноярска 38 км. Деревня Сухая, остановились у гостиницы, сходили в туалет. Очень интересно оформлен двор: сосны или кедры, брусчатка, дубовые столы.

18:57 (15:57), река Еловка, Емельяново, дома, в основном, двухэтажные, хорошие, продаются коттеджи, очень миленькие. В Емельяново заправляемся газом, газ по 17,5 рубля, и помыли машину за 350 рублей, она у нас с Севастополя немытая. 20:00 (17:00) покидаем Емельяново и едем на Иркутск, звонит Саня и говорит, что мы на правильном пути, скоро вообще научимся не плутать. Слева Енисейск, а справа вдалеке Красноярск, очень вдалеке, мы его объезжаем, но если бы он был и близко, то смотреть уже ничего не хочется, хочется только домой. Нам сегодня надо доехать до Канска. Слева на горизонте большая река, скорее всего Енисей. Дорога пустая, летим, как птицы. Едем по мосту, река большая, но Волга шире. Березовка, Сосновка, Иркутск, М. Кускун, до Канска 209 км. Обзвонили гостиницы, что-то ничего не нашли. Едем до города Уяр, Саня нашел нам гостиницу на площади Революции 7. 21:21 (18:21), ужинаем в кафе после Кускуна. Думали, что здесь гостиница есть, но оказалось только кафе. Наш ужин: печень с капустой, блины с творогом, вареники с картофелем, 2 салата из помидоров, 2 чая и кофе, за ужин платим 495 рублей. После долгих телефонных переговоров с Саней, заезжаем в Уяр, долго ищем гостиницу, которую никто не знает, но все-таки находим, кирпичное здание с раскрошившимися ступеньками. Нам дают 2 номера, одно и двухместный, за оба 3365 рублей. Номер чистенький, душ, туалет, полотенца, чайник, чашки, телевизор. Звоню Сане, потом Наташе, что мы в гостинице, все в порядке, Наташе не говорю, что Саня уже уехал, пусть не нервничает. Все, помылись и спать, а то предыдущую ночь я почти не спала. До Канска, как намечал Саня, мы не доехали.

3 июля 2016 г.

Восьмой день пути домой.

Выехали в 8:15 (5:15), до свидания Уяр, номер, конечно, не люкс, но вполне прилично, муниципальное, не частное, зато выписали счет на оплату номера, вот только предъявить некому. Проезжаем Новопятницкое, солнце висит слева, значит, едем на северо-восток. Сегодня курс на Иркутск. Для пяти часов утра, по нашим понятиям, солнце высоко над горизонтом, в его лучах вдалеке от земли поднимается пар или туман. До Канска 96 км, которые мы не доехали вчера. Дорога пустая и отличного качества, так что наверстаем упущенное. Въезжаем в туман, ну прямо наша дорога на Патрокол утром, в 5 метрах ничего не видно. Выехали из тумана и сразу ремонт дороги, светофор, все культурно. Река Рыбная, опять въехали в туман и тут же вынырнули из него. Вдоль дороги целые плантации розовых цветов, похожих на Иван-чай, очень радует глаз. «Лозовая» в стороне, до Канска 76 км, опять туман. Въехали в лес, сразу стало сумрачно, Бородино в стороне, а здесь вся земля парит под лучами восходящего солнца.

До Иркутска 901 км, пошла убитая дорога, не очень большой кусок, опять мы нырнули в туман. 9:27 (6:27), Канский район, здесь небо закрыто облаками, но солнце пробивается, и вот оно уже сияет, а дальше чистое голубое небо. Большая Уря в стороне, до Канска 20 км, дорога хорошая, несемся за 120, в машине скорость не ощущается. Вот и Канск, до него хотели доехать вчера, но, увы. Канску 380 лет, едем, по-моему, по пригороду, видим обычные домики, серенькие, средненькие, а может это дачки, но дома с печными трубами. Двухэтажные дома, пятиэтажные и снова одноэтажные домики, дальше пошли коттеджи побогаче. Снова пятиэтажки, видим дом с колоннами, или театр, или дом культуры, а вот и девятиэтажки. Дорога как казахский мелкосопочник. Долго мы плутаем по Канску, спрашиваем у местных жителей и, наконец, вырвались из объятий Канска и выехали в сторону Иркутска, до него 825 км, время 10:30 (7:30). Суленка, очень захудалая деревушка, Верхний Ингаш, крепенькая деревня, есть новые, очень хорошие дома, даже двухэтажные, и добротные старые. Нижний Ингаш, кафе «Кавказ», пора завтракать, берем: картофель фри, яичница, плов, блины, 3 чая. За все 460 рублей. 11:31 (8:31), Нижний Ингаш, крепкое село, есть церковь, трехэтажные дома, школа или музей, во дворе пушки. Дома добротные ухоженные, возле каждого дома горы дров.

Сегодня нужно доехать до Иркутска. Ну, как получится. Справа озеро, на берегу палатка, рыбаки ловят рыбу, а дальше тайга. До Иркутска 686 км, ремонт дороги, объезжаем, трясет, бросает из стороны в сторону, жуть. Река Бирюса, та самая воспетая в песнях, мост через нее солидный. 12:50 (9:50), до Иркутска 655 км, впереди едут Жигули на шипованой резине, может, впереди гололед, а мы не в курсе, дорога идет хорошая. Кончился газ, останавливаемся, Витя смотрит по карте, где газовые заправки, нашел, в Нижнем Удинске, едем туда. До Иркутска 587 км, 13:38 (10:38). До Иркутска 515 км, поменялся часовой пояс. Ура! Скоро будем дома! Разница с Владивостоком 2 часа, 14:25 (12:25), сегодня у нас в сутках опять 23 часа. Опять река Каменка, здравствуй, дорогая наша спутница. Начались горы, дорога идет высоко, внизу слева селение Куряты. На горизонте тоже горы в голубой дымке, наверное, Саяны.

Нижнеудинск, газовая заправка, газ по 19,5 рублей. Едем по Нижнеудинску, сначала чисто деревня, не в самом лучшем варианте, река Уда, едем дальше, обычный уездный городок, с одной стороны многоэтажки, с другой захудалые частные домики. Впереди Тулун, где есть газовая заправка, до Иркутска 501 км. Снова дорогу обнимает лес, в основном хвойный. Кафе, останавливаемся, основная цель туалет, но можно заодно и перекусить. Перекусить не удалось, большая очередь, ждать нет смысла, едем дальше, времени не так много 15:04 (13:04), до 14:00 можно еще что-нибудь встретить. Дорога что-то испортилась, машина прыг-скок, прыг-скок, может дедушка быстро едет, он говорит, что скорость 90 км/час. Понятно, для него это небольшая скорость, но эта дорога не рассчитана и на такую скорость, хотя вроде бы асфальт.

Доехали до хорошей дороги, до Иркутска 462 км. Худоелань, кафе Караван, азиатская кухня. Обедаем: лагман, 2 окрошки, блины фаршированные, блины со сгущенкой, 2 кофе, чай, хлеб 3 кусочка, за все 408 рублей. Лагман был вкусный, окрошка, Валя сказала, сладковатая.

Едем дальше, до Иркутска 410 км, 16:27 (14:27).
Населенные пункты: Н. Деревня, Тулун, 16-42 (14-42), газовая заправка, газ по 19,8 рублей. Пока Витя заправлял машину, сходили в хозяйственный магазин. Наконец-то я купила большую хозяйственную сумку, на следующей остановке сложу в нее подарки. Едем по городу Тулун, смесь деревни с уездным городом, впечатление не сложилось. Тулун закончился, до Иркутска 395 км, нам сегодня не доехать. Усть-Нура влево, деревня Шератул, как и предыдущие, добротные дома вперемешку с плохонькими, увидела детский сад и дома барачного типа. Выехали из деревни, ремонт дороги, пыль, но недолго, укатывают новый асфальт, а дальше почти грунтовка.

Тулюшка, село, деревня, не знаю, строй практически одинаковых домов с шиферными крышами, строятся новые дома, а рядом совсем покосившиеся хибары. Переезжаем водоем, больше похожий на болото, закончилась Тулюшка, 17:51 (15:51). Снова лес, поля, луга, Мингатуй в стороне, слева у дороги кафе, справа церковь. Куйтун, город или село, ничем сильно не отличается от предыдущих. Листвянка, Ухтуй в стороне, до Иркутска 256 км, река Ока. Справа гостиница «Вдали от жен», и снова вдоль дороги лес до небес.

Пошла грунтовка, то ли ремонт, то ли расширяют, небольшой кусок хорошей дороги и вновь грунтовка, чтобы не расслаблялись и сильно не разгонялись. До Иркутска 224 км, в поле стоят 2 домика и вокруг на километры ничего, что люди здесь делают. Пошел дождик, давно не было. Заказали гостиницу в Усолье, по адресу: Фестивальная 9. Что-то по этой дороге много венков, следов аварий, настораживает. 19:43 (17:43), до Иркутска 183 км, Головинское, Шульгино в стороне, до Иркутска 174 км, слева кафе «Березка». С пригорка виден Кутулик, большое село. Опять большегрузы у нас на пути, объедем один, а впереди еще, и не один.

Дорога приготовлена к ремонту, проехали и на некоторое время вырвались из плена фур, но ненадолго. Дорога снова бежит через лес, с одной стороны хвойный лес, с другой смешанный. До Иркутска 126 км, деревня Заморская, из-за какого она моря не ясно, как непонятно, что за асфальт, по которому сейчас едем, грунтовка бывает значительно лучше. Ремонт дороги, местами просто ужас, но вот и хорошая дорога, летим, и опять поганая дорога. 20:33 (18:33), до Иркутска 109 км. Субботино, село в чистом поле, там же в чистом поле рекламный щит «Сахар», загадочно. До Усолья 23 км, Ну где ты, Усолье? До Иркутска 90 км, поселок Средний, дорога отличная. Ну, наконец-то Усолье, 21:00 (19:00), газовая заправка, газ по 16,5 рубля. Мучительно долго катаемся по городу, ищем гостиницу, Валентина выскакивает, спрашивает народ, дедушка нервничает, Саня пытается по телефону сориентировать, куда ехать, в общем, дурдом на выезде. Нашли, в этом здании куча всяких заведений, но самое известное в городе «Медицинский комплекс», вот бы знать заранее. Дают два номера, одно- и двухместный, дедушка после нервного вечера сразу заваливается спать, я иду в ванную и пытаюсь разобраться, как переключиться на душ, но разобраться не могу, спускаться вниз с четвертого этажа выше моих сил. Вспоминаю колхоз, безводье, моюсь из кружечки, стоя в ванной. Перед сном иду к Валентине, она зовет погулять, но сейчас я и под пистолетом не пойду. Возвращаюсь в номер, звоню Сане, потом Наташе и открываю ей страшную тайну, что Сани с нами нет, на что она говорит, что ей теперь понятно, почему я хочу домой. О гостинице напишу завтра, а сейчас спать. Кстати или нет, 3 июля день нашей свадьбы, 51 год, в прошлом году это было серьезное торжество с фотосессией в длинном красивом платье и с торжественным обедом в престижном ресторане, которое организовали наши дочери, но во всех нынешних дорожных тревогах мы о нем не то что призабыли, просто оставили до лучших времен.

4 июля 2016 г.

Девятый день пути домой

Мы с Витей проспали, нас разбудила Валя в 5:09 по местному времени, выехали в 5:55. На улице капает дождь, а я в белых штанах. Я потеряла расческу, и уже не первую, надо купить. Дорога пустая, летим без помех, вот если бы так ехали всю дорогу, то и Сане не пришлось бы улетать раньше. Гостиницы все же надо снимать у дороги, меньше хлопот, спокойнее. До Иркутска 9 км, 8:24 (6:24), несмотря на такую рань, фуры тоже проснулись. Теперь о гостинице: расположена она на четвертом этаже. Поднимаемся по мраморным лестницам, мрамор, наверно, не натуральный, но все равно солидно. В коридоре ковровая дорожка, в номере тоже ковры, 2 односпальные кровати, телевизор, холодильник, 2 тумбочки, 2 стула. Проблема у меня возникла с ванной, под раковиной был гибкий шланг, но как им пользоваться, чтобы налить воду в ванну, я не сообразила, а спуститься вниз к дежурной, а главное потом подняться на четвертый этаж мне было уже не под силу.

Едем по тайге, от земли и от деревьев поднимается туман, все в дымке. До Читы 1086 км, 8:38 (6:38). Какая-то река и поселок возле нее. Дорога хорошая и пока здесь нет фур, летим с приличной скоростью. Сколько проехали вчера, не знаю, но до Иркутска не доехали 30км. До Улан-Удэ — 418 км. Чистые ключи, маленькое селение, здесь серпантин, не уступающий крымскому. Въезжаем в туман, правда, не очень густой, дорога как лента, слева и справа к дороге подступает лес, смешанный без подлеска, поэтому просматривается далеко вглубь. У нас практически все леса с подлеском. Едем по той же дороге, по которой ехали в Крым. Впереди Моты, там мы кушали, Слюдянка, в ней мы покупали омуля, значит, скоро Байкал. Опорная стенка из габионов, но не выше трех рядов. Какие же у нас леса без конца и края, на много километров. Деревня Громатуха, совсем маленькая деревушка, где-то далеко в тайге и тут живут люди, и им не нужен мегаполис, и они, наверное, счастливы, ведь не все хотят жить в городах, тем более, в больших городах. Село Глубокое, Слюдянский район, 9:35 (7:35). На горе лежит туман, и от тайги тоже поднимается туман под лучами восходящего солнца. Наблюдаем с высоты птичьего полета.

Указатель «Внимание! Опасный спуск!» Спускаемся к Байкалу. Газовая заправка перед Слюдянкой, газ по 18,7 рубля. Кафе «Фудстоп», завтракаем. Наше меню: глазунья, пельмени в горшочке, рыба под овощами, сырники 2 порции, 3 кофе, хлеб 1 кусочек, за все 722 рубля. Кафе настоящее, не по названию, а по интерьеру, уровню обслуживания и качеству блюд. Меню на мониторах. Выехали после завтрака в 10:44 (8:44).

Реки Похабиха, Слюдянка и селение Слюдянка, очень приятный поселок, дома двух и трехэтажные. Заходим в магазин, покупаем омуля холодного копчения, большие рыбки по 200 рублей, маленькие по 100. Там же покупаем сувениры и едем дальше, уже кончается Байкал, а где же та деревня, в которой мы брали омуля на том пути. И снова тайга, тайга, слева какая-то деревушка, а за ней Байкал, как море. Дорога хорошая, выехали прямо к Байкалу и к Транссибу, он идет вдоль Байкала. По пути то там, то тут ремонт дороги, а дорога петляет, как серпантин в Крыму. Машина лежит на боку, побитая, видно, водитель не справился с управлением. Звоню Сане и спрашиваю, брать ли ему омуля, он сначала отказывается, но подумав, просит взять сушеного. А я уже волнуюсь, ну где та деревня, в которой мы покупали омуль у частников, скоро уже кончится Байкал, а омуля все нет. Река Утулик и селение Утулик, Байкальск, 11:30 (9:30). Проезжаем мимо кафе с огромным поваром. Едет поезд, на вагонах написано FESKO, это от нас. Снова выехали и едем вдоль Байкала, зря я волновалась, ему нет ни конца, ни края, как в песне «Славное море, священный Байкал». Указатель «Ручей», таких названий встречается много, просто ручей без названия и без воды, но зато через него есть мост. Может, в период дождей он наполняется водой. Встречаем грузовик, по-моему, он участвовал в войне 1941-1945 г., но, как ни странно, он едет.

Теплые озера в стороне, неужели в Сибири теплые озера. Реки Снежная, Бурятия, 12:00 (10:00), какая-то деревушка, как игрушечная, и снова ручей. Очень часто встречаются объявления «Эвакуатор» и номер телефона, наверное, это здесь актуально. Рек здесь много, как и ручьев, но реки имеют названия, а ручьи не имеют, ни имени, ни воды, только мосты. Река Выдрина, может, выдры в ней водятся. Продают омуль, останавливаемся, покупаем, 180 рублей холодного копчения, это крупные и 50 рублей вяленый маленький. Едем дальше, снова продают омуль, берем холодного копчения по 250 руб., а вяленый по 100 руб., но эти, кажется, крупнее предыдущих рыбок. Все затарились, едем дальше. Река Быстрая, проехали город Бабушкин, Байкал остался позади, руки мыть к нему не подъезжали.

До Улан-Удэ 125 км. Остановка автобуса Брянск, вдалеке какое-то село, может оно и есть Брянск. Слева транссиб, газовая заправка, газ по 20 рублей. Река Чернушка, станция Таловка, село Троицкое, церковь и Святотроицкий монастырь. До Улан-Удэ 68 км, 14:32 (12:32), река Пьяная, деревня Ильинка, домики всякие, но как-то очень кучно стоят. Есть и двух и трехэтажные, и новенькие из современных материалов, и совсем плохие. В некоторых домах пластиковые окна, а в основном деревянные.

Река Ловцовка, справа Саянские горы, сплошь покрытые лесом и, как мне кажется, довольно крутые. Сколько мы едем по стране, везде местами идет ремонт дорог, и неправда, что у нас плохие дороги, вот и сейчас едем по новенькой, отличной дороге. Татаурово, очень большое селение, есть даже четырехэтажки. Дорога петляет, завороты, повороты, сибирский серпантин. Дорога пошла вверх, с нашей стороны 2 полосы, начали спускаться, теперь одна полоса, а вверх 2 полосы, наверное, в этом есть своя логика. Опять едем вверх, внизу деревня Еловка идет вдоль какой-то большой реки, а вокруг тайга и горы, величественные горы. Закусочная «Хатан-Бууз». Ремонт дороги, пыль, да еще впереди 2 фуры. Деревня Ошурково, до Улан-Удэ 12 км, 15:28 (13:28).

Село Сотниково, есть двух и трехэтажки, есть частные очень добротные дома, современной постройки, школа, церковь. По центральной улице гуляют коровы, может, улица не центральная, а может, коровы священные. 15:40 (13:40), Улан-Удэ, до Читы 652 км, обедаем в придорожном кафе, взяли: позы 1шт, лапша домашняя, гуляш с картофелем, борщ, блины, блины со сгущенкой, пирожок, 3 чая, за все 332 рубля. Обед неплохой, только очень много мяса. Станция Саянтуй, поселок Саратовка, вдоль дороги сплошь одинаковые бревенчатые избы, продают молоко. Поселок Селенга, дома подобротнее, на мой взгляд.

Едем по Бурятии, что-то везде продают дома, куда это все так массово собрались. Едем по берегу Селенги, дорога узкая однополосная, как здесь ездят зимой, не знаю, да еще очень сильный ветер, прямо сдувает с дороги. Как говорил Витин дед, дорога рисковая. Видим гору, а наверху скалы и деревья и туда идут люди, похоже, какая-то культовая гора. Слева заправка, но без газа и кафе «Караван». Не могу понять, почему такой сильный ветер, ведь вокруг горы. Город Подлопатки, пошел дождь. Газовая заправка, газ по 20 рублей, до Читы 605 км, 17:07 (15:07).

Проезжаем очень убогую, Богом забытую, деревню Большево. Десятниково, чуть лучше предыдущей, и дома местами получше. Дома стоят впритык к дороге, и если понадобится расширять дорогу, то станут сносить дома, что ли. Возле домов продают мед. Смотрю на горы и теряюсь в догадках, почему одни сплошь покрыты лесом, а другие абсолютно лысые. Дорога снова поползла вверх, заложило уши. Спускаемся вниз, Мухоршибирский район. На деревьях привязаны ленточки или тряпочки цветные, оказывается, это у бурятов святое место. Гора, о которой я писала, тоже святое место, там живет какой-то святой дух. Это мне поведал шофер с большегруза, у которого я стала расспрашивать по поводу привязанных цветных ленточек, пока дедушка решил 15 минут отдохнуть. Надо же, не где-нибудь, а в святом месте лег отдыхать. В это же время звонит Саня и спрашивает, почему мы застряли, что случилось, я его успокоила, что просто дед отдыхает. Деревня Бар, какие здесь серые и в основной массе безликие и безрадостные деревни. Село Хошу, лысые холмы, на одном холме культовое сооружение, на другом вышка сотовой связи. «Позная», что-то вроде нашей пельменной. Ремонт моста, слева кафе и заправка, проехали Мухоршибирь, ремонт дороги, гравий, ехать трудно, скорость не та, небольшой кусок асфальта и опять ремонт. Село Харашибирка в стороне и река Хара-Шибирь. Река Сухара, пасется стадо коров. Снова ремонт дороги, едем по гравию, да еще за большегрузом, это просто испытание.

Ну, слава Богу, асфальт, а то даже регистратор укачался, вдруг ни с того, ни с сего «Желаю вам приятного пути». Внизу деревня Конхолой с редкими деревьями и серыми домами. Дорога то ползет вверх, то ныряет вниз. На горизонте большой город Никольск. 19:00 (17:00), гостиница. Оформляемся. Трехместный номер за 3000 рублей, душ и туалет на этаже, за машину 200 рублей. Кафе и гостиница называется «У Льва», Бурятия. Собрались пойти в кафе, но нас предупредили, что надо помыться, а то скоро приедут дальнобойщики, а бойлер маленький. Меняем порядок, моемся, а потом идем в кафе, ужин: молочный рис, горбуша под овощами, гуляш с картофелем, сырники 3 штуки, 3 чая. За ужин 500 рублей. Звонит Санечка, волнуется за нас, завтра он летит домой из Новосибирска. А мы решили выехать завтра в 4 утра, значит встать надо в 3:30. Звонит Наташа, поговорили и спать. Долго не могла уснуть, так как работал телевизор. Потом несколько раз просыпалась от шума фур, они приезжали, уезжали всю ночь.

5 июля 2016 г.

Десятый день пути домой

Вышли из гостиницы, однако темно и свежо. Выехали в 3-58 по местному времени, 6:07 (4:07) до Читы 503 км. Едем на восток, солнце только поднимается, уже осветило красным светом облака, прямо как у Пушкина: «Горит восток зарею новой». Очень красиво. Через 30 минут после того как мы выехали, попалась первая гостиница (Петровск Забайкальский). Едем, а вокруг поля и лес укрыты туманом как покрывалом. Дорога идет вверх, и мы плавно въезжаем в туман, правда, не очень густой. Внизу долина тоже в тумане, и он медленно, словно нехотя, поднимается от земли, завораживающее зрелище.

Дорога ремонтируется, быстро не поедешь, да еще и туман, рисковать не стоит. До Читы 455 км, слева гостиница «Охотничий двор». Село Баяга, дорога пошла неплохая, до Читы 446 км, как медленно поднимается солнце, уже 6:45 (4:45), вокруг светло, а солнца еще не видно. Да, здесь оптимальный выезд в 5 часов утра. И вот, наконец, солнце появилось над горизонтом, но нас это не обрадовало, так как сразу стало бить в глаза и слепить водителя, ведь едем на восток. Вокруг лес и меня это больше радует, чем лысые холмы и безжизненные долины. Слева закусочная, до Читы 425 км и хвойный лес плотной стеной подступил к дороге. Дорога не совсем убитая, но сильно побитая, местами залатанная. Въехали в туман, дорога поднимается вверх, и мы оказались над туманом, он лежит внизу в долине, а тут светит солнце прямо в глаза. Господи, какие у нас грязные стекла. Время 7:17 (5:17), в скобках местное. Река Хохотуй, село, наверное, тоже Хохотуй, слева деревня Улет. 7:30 (5:30), до Читы 381 км. Проезжаем гостиницу, до Читы 371 км. Хилок, дорога отличная 8:10 (6:10),перекур 10 минут, дедушка отдыхает. Едем дальше, Верхний Хилок, справа кафе, газовая заправка, газ по 20,5 рублей. Это последняя газовая заправка, до Хабаровска газа не будет. До Читы 312 км, 8:33 (6:33),у дороги кафе, дорога хорошая.

Река Блудная (надо же), Улятуй в стороне. У Вити на часах сменился часовой пояс, а у Вали нет, ну доедем до кафе, там и выясним. Вокруг тайга, тайга, природа девственная, не обремененная никакими строениями. Указатель Хилигосон, где-то в стороне, не видно. Проехали кафе, ремонт дороги, объезд, опять ремонт, дорога пошла фронтовая, 120 км/час не полетишь. Доехали до хорошей дороги, едем, а кругом тайга, дорога и мы.

До Читы 223 км, кафе «Огненный Дракон», здесь же мотель и магазин. Завтракаем, наше меню: сардельки 3 порции, две с картофелем, одна с гречкой, вареное яйцо, ватрушка, пирожок с капустой, 2 чая и компот. За все 409 рублей. Здесь мы выяснили, что поменялся часовой пояс, разница 1 час, еще немного и будем дома, а пока заправились и в путь. Поселок Танха в стороне, дорога хорошая, солнце поднялось и уже не слепит водителя. Село Горекацан, снова ремонт дороги, но небольшой участок. Вдали справа село Доронинское, а рядом у дороги кафе и мотель. Село Аблатунский бор проехали по краю, за ним через некоторое время слева большое озеро. 10:57 (9:57) Арта в стороне, до Читы 124 км, еще озеро слева и почти сразу Улеты, вправо вдоль дороги и 2 заправки. Остановил гаишник, проверил документы, страховку, но радара у него не было, а уж ремнями мы с Валей пристегнуты намертво, так что проверка на дороге прошла мирно. До Читы 111 км, река Хадакта, и село Хадакта в стороне, довольно большое село, река Санга. Селения: Верхнее Черемхово, Черемхово и Нижнее Черемхово, Ингоша, все в стороне от дороги. Дорога идет по полям, а скорее по лугам. Река Каменка, наша любимая. Лесной Городок, церковь такая аккуратненькая и городок тоже, река Кука. Ремонт дороги, едем по гравию, хорошо небольшой кусочек, но очень напряжно. Ну, просто вся страна в едином порыве ремонтирует дороги, и это радует. Одна проблема отпадет, ну а с дураками сложнее будет. Хотя и с дорогами, не все так хорошо, федеральная трасса ремонтируется, а как въезжаешь в город, то кое-где туши свет. Ура! Асфальт, свеженькая дорога, похоже, что ее отремонтировали, пока мы ездили в Крым. Справа деревня Колдалика и «Ковчег» это отель и кафе, слева озерко. Ивановка, заправка, бензин по 37,3 рубля. 12:30 (11:30), до Читы 6 км, до Чернышевска 307 км, до Хабаровска 2165км. Угдан, кафе и мотель, Читу мы объезжаем, держим курс на Хабаровск.

[дорога Чита Хабаровск в 1982 году]

Слева на горах деревня Смоленка, домики один лучше другого, коттеджи что ли или загородные дома, но не дачки. Снова тайга, горы, покрытые лесом, едем, как я понимаю, по Читинской области. В стороне поселок Песчаный, а дальше тайга без конца и края, без указателей, без жилья и людей. Поселок Танха, в начале слева кафе, а в конце кафе справа. Новотроицк, слева кафе и справа кафе «Экспресс». Обедать еще рано, так что только вперед, а дорога просто подарок судьбы, и фур нет.

Ремонт моста через реку Хинкаратуй, объезд. Опять пошел сибирский серпантин, дорога круто вверх, достигли вершины, пошли на спуск. Какие огромные площади дикой тайги. Кафе «Дальнобойщик», до Хабаровска 1999 км, время 14:02 (13:02), дорога отличная. Ремонт дороги, маленький заторчик, снова дорога идет по горе, а внизу тайга до горизонта. Селение Нарын-Талача, домики с ржавыми железными крышами, Б. Талача в стороне. Везде, где мы проезжали, траву на обочинах дороги косят газонокосилками, даже здесь в глухой тайге. Реки Княжна, Кия, до Хабаровска 1800 км. Кафе и гостиница «Анна», выходим, сначала коммунальные удобства, туалет цивильный, освободились можно и пообедать. Берем: картофель по-домашнему, борщ, позы 2 штуки, блины 2 порции, печеная штучка и 3 чая. За все плачу 366 рублей. 15:20 (14:20) тронулись в путь. Падь Демина, до Хабаровска 1924 км, река Чиган, в стороне селения Нерчинск, Канчил. В чистом поле стоят 2 домика и больше ничего, что здесь можно делать, до ближайшего селения десятки километров. Слева кафе и заправка, до Чернышевска 37 км. Чинчитай в стороне, опять эти странные лысые холмы и долины, покрытые травой, ни деревца. Только очень, очень далеко на горизонте синие горы.

Падь Березовая, едем до Могочи, 16:42 (15:42), до него 300 км. Снова горелый лес и засохший лес, зрелище удручающее. Река Алеур, до Хабаровска 1815 км, река Ширга, высоко на горе церковь. Останавливаемся, у дедушки отдых 10 минут, и дальше в путь, 17:40 (16:40), дорога хорошая. Реки Елена, Мамачиха и просто Ручей, поселок Задыра, буквально несколько домиков в тайге, правда, рядом железная дорога, хоть понятно, где можно работать. До Хабаровска 1801 км, ну просто рукой подать. Река Шадура, ремонт дороги, селение Урюм в стороне, снова ремонт дороги. Забайкальский край, реки Талакан, Джелонда, Скалистая и ручьи: Стекловский, Ледяной, Безымянный, даже с названиями, до этого были без. Дорога поползла вверх, сейчас заложит уши, точно и снова спуск. Дорога по таким горам летом еще ничего, но здесь ведь не Крым и не Калифорния, снегу, я думаю, выпадает немало, как они тут зимой ездят. Река Черная, справа сделана большая насыпь с крестом наверху. Я, кажется, писала, по поводу крестов вдоль всех дорог, что-то вроде благословения тем, кто в пути. Скорее бы уже доехать куда-нибудь и остановиться, а то Витя, наверное, устал, он за рулем с 4 часов утра, а сейчас почти 18 часов. Ну и где эта Могоча, опять голые горы, они навевают тоску. Едем, едем и ни кафе, ни гостиницы, ни селений. Река Безымянка и вот, наконец, указатель Аксеньевка в стороне, это через много километров. Опять сухие деревья, не горелые, что же с ними приключилось. Реки: Соловуха, Желтуха, Давенда, Богузия, ручьи: Болотный, Желтомар и указатели селений, которые в стороне от дороги: Кулема, Давенда, Ключевский. До Могочи 15 км, Могочи влево.

Ура! Мы все же добрались. Повернули и ищем гостиницу «Турист», почему Турист, не знаю, наверно, Саня рекомендовал. Нашли, мест нет, все забронировано. Мы говорим дежурной, что мы владивостокцы, возвращаемся из Крыма, а месяц назад мы выехали из Владивостока в Крым, что сегодня мы проехали больше 1000 км и очень хочется отдохнуть, и если она не даст нам номер, то мы умрем прямо здесь на крыльце. И о чудо! Нам дают номер на троих, но туалет и душ на этаже, зато цена 800 рублей с человека, хотя в Никольске тоже удобства были на этаже, но брали с человека по 1000 рублей. Здесь же ждет заселения семейная пара. Едут на Байкал, они тоже из Владивостока, с Чуркина. Как тесен мир. На этом чудеса не заканчиваются. Обычно во всех гостиницах я подавала свой паспорт и на него оформляли номер, два или три раза паспорта просили у всех. Я подаю паспорт, дежурная смотрит в паспорт, потом на меня и спрашивает мой ли это паспорт, в нем какая-то ошибка. Обычно у меня проблемы с местом рождения, так как указаны только область и район. Я спрашиваю, какая ошибка, на что она говорит, что дата рождения 1943 год, ведь тогда была война, и опять повторяет вопрос, мой ли это паспорт. Я говорю, что паспорт мой, что мне 72 года, и я родилась в войну в 1943 году. Я смотрю на молодую дежурную и понимаю, что для нее война 1941-1945 гг. так же далека, как и война 1812 года, и люди, родившиеся в то время, не могут так нахально мотаться по стране, а должны сидеть дома у телевизора. Она в третий раз спросила, точно ли это мой паспорт и все-таки стала оформлять. Я считаю, что выгляжу на свой возраст, но дежурная была очень искренна, не скрою, мне как женщине было приятно. Нам дали трехместный номер. Заселяемся, вот что есть в номере: холодильник, телевизор, 3 кровати, стол, 3 табуретки, чайник, 3 чашки. Гостиница весьма средненькая по сравнению с предыдущими. Кафе при гостинице нет, а рядом уже закрылось, хотя по местному времени 20:00, детское время. Кафе «Кавказ», которое нам рекомендовали, мы не нашли, заехали в магазин, купили продукты и попили в номере кофейку. Помылись в очередь и спать. В номере душно, кондиционера нет, долго не могу уснуть, ночью несколько раз просыпаюсь. С Санечкой было комфортнее. За сегодня мы проехали 1055 км.

6 июля 2016 г.

Одиннадцатый день пути домой

Выехали в 5:58 (4:58), туман и прохладно, на выезде минут 10 поплутали, благо городок небольшой. Остановка, шумит колесо, то самое, которое делали в каком не помню городе, но видно некачественно, дедушка возится с колесом. Ну, прощай, Могоча, думаю, больше не увидимся, хотя, как я уже писала, пути Господни неисповедимы.

Въехали в густой туман, в 5 метрах ничего не видно, вынырнули из тумана, и сразу ослепило солнце, оно уже поднялось и бьет в глаза, ведь путь лежит на восток, вот от Хабаровска поедем на юг, и солнце не будет причинять столько неудобств водителю. Лобовое стекло у нас такое грязное, но не от пыли, а от разбившихся об него насекомых, надо где-то помыть. Дорога с сюрпризами, то вроде ровная, то как подбросит, даже жутко. Опять окунаемся в густой туман, еле-еле видна идущая впереди машина. Большегруз просигналил, что на встречке никого, и мы его обгоняем. 6:55 (5:55), до Хабаровска 1505 км. Спускаемся с горы и снова попадаем в густой, как молоко, туман, чем ниже, тем гуще, и все вокруг окутано туманом. Выехали из тумана и вокруг видим опять тайгу. Ее величие и необъятность достаточно так близко увидеть один раз, ахнуть, а потом любоваться ею под крылом самолета или из окна поезда. Заправка в 46 км от Магочи, бензин 92 по 39 рублей. Ремонт дороги. Указатели в тумане не прочесть. Перевал Мохова. В долине лежит туман, который медленно под лучами солнца поднимается от земли, завораживающее зрелище. Только вынырнем из тумана и снова въезжаем в густое молоко, туман кончится когда-нибудь или нет. Кончился, 8:22 (7:22), неужели совсем кончился. Нет, туману нет ни конца, ни края, мы опять едем в нем, когда же солнце его испарит. Конечно, дымка, туман, медленно поднимающийся от земли, зрелище просто волшебное, но ехать в нем невыносимо. Выскочили из тумана, какое счастье.

Амурская область 8:35 (7:35), Ерофей Павлович, до Хабаровска 1368 км, кафе «Ерофей». Но, сначала напоить коней, заправка, бензин 92 по 39 рублей. Завтракаем: овощи со свининой, сырники - 2, чай, кофе. За завтрак 428 рублей, это на двоих, у дедушки опять проблемы с желудком, он берет пепси-колу, метод лечения странный, но ему виднее. 9:22 (8:22), продолжаем путь, дорога пока хорошая, но скоро будет не очень, надо быть внимательным. Уруша, заправка, бензин 92 по 39,3 рубля. После заправки был кусок хорошей дороги, теперь пошел казахский мелкосопочник, и не то чтобы стиральная доска, но с трамплинчиками, машина подпрыгивает неслабо.

До Хабаровска 1200 км, 10:55 (9:55), до Магдагачи 175 км, направо Сковородино, Тында в стороне. Гостиница и кафе, 992 км от Читы. Река Нивер, кафе Транзит, станция Ковали, до Хабаровска 1160 км, а вокруг все так же тайга, тайга… Не помню, писала или нет, что на том пути, среди этой тайги на дороге мы с удивлением увидели нарисованные пешеходные переходы, как в городе, а зачем и для кого непонятно. Жизнь вообще странная штука, когда мы ехали в Крым, то среди этой тайги, где не было селений на десятки километров в одну и другую сторону, мы обогнали человека, шедшего по обочине дороги с полиэтиленовым пакетиком налегке, как будто вышел в магазин за хлебом.

Река Худогачи, пошла убитая дорога, и ямы и заплатки, нет, это уже не дорога, и даже не казахский мелкосопочник, это просто направление. Господи! Когда же она закончится., это самая поганая дорога из всей федеральной дороги, которую мы проехали. Сейчас идет кусок дороги, как булка с изюмом, из которой изюм кто-то повыковыривал. Какие же военные действия здесь проходили. До Магдагачи 59 км, наконец пошла хорошая дорога. Река Горбатая, до Хабаровска 1056 км, до Магдагачи 32 км, 12:25 (11:25), въехали в погибший лес.

Магдагачи, отель «777», и кафе, мы их проскочили, возвращаемся. Обедаем: окрошка, 2 солянки, блинчики, сырники, чай, 2 компота. За все 428 рублей, обед оставил не очень хорошее впечатление. 13:23 (12:23) едем дальше, дорога пока хорошая. Река Дактун, ремонт дороги, Амурская область тоже начала ремонтировать дороги, Тыгда, до Хабаровска 967 км. Ремонт дороги перемежается с хорошими кусками дороги, опять горелый лес. Река Алеша, селение Мухино, река Урга и на десятки километров никаких указателей. Деревни Петушки, Бизнес в стороне, до Хабаровска 809 км, 15:20 (14:20), Шимановск, в стороне, вдоль дороги горелый лес, грустное зрелище. Поселок Селектан, река Селектан, и с двух сторон дороги горелый лес. Ручьи: Золотой, Серебряный, Медный. Углегорск, заправка, бензин 92 по 38,4 рубля рядом мотель, кафе. До Хабаровска 735 км, Белогорск, Н. Богузин, 16:12 (15:12). Реки: Гашенка, Петля, Зея. Зея — широкая, полноводная река, на ней стоит ГЭС. Урочище Курганы, опять поля, луга до горизонта и никакого жилья.

До Хабаровска 695 км, до Белогорска 50 км, реки: Боровая, Большая. Указатель «Белогорка», заезжаем, это деревня, едем дальше, река Томь, как-то широко она растеклась. До Белогорска, нам сказали, 20 км, заправка, поворачиваем, везде лес. Я звоню Сане, это он рекомендовал нам гостиницу. Саня сказал, что мы стояли возле нее и уехали. Мы решили, что гостиница в Белогорске, а она в деревне Белогорка. Возвращаемся, выходим из машины, как в духовку, жара на улице жуткая. Да здесь и мотель, и кафе. Заходим в мотель, нам показывают номер. В нем двуспальный диван, кровать, кресло, журнальный столик, телевизор, вешалка, 2 табуретки. Душевая и туалет в номере, номер маленький, но уютный. Дедушка сразу в душ, а мы решили сначала поужинать. Идем в кафе, наш ужин: печень с гречкой, курица с картофелем, пирожок с капустой, блины, кексик, 3 чая. За все 386 рублей. После кафе в душ, сразу стало так хорошо, будто 100 пудов грязи было. Завтра решили рано не вставать. Позвонила Сане, сказала, что все хорошо, устроились нормально, потом обязательный отчет Наташе. Связь здесь не очень хорошая. Все дела сделали, а спать вроде рано, можно и телевизор посмотреть. Совсем забыла написать, что когда были на заправке, позвонила подруга Елена Сергеевна, тоже волнуется, как мы и когда уже приедем. Домой уже хочется, и я сразу начинаю думать о куче дел, которые меня ждут дома. Потом останавливаю себя, сначала надо доехать. За сегодняшний день проехали 751 км, что-то маловато.

7 июля 2017 г.

Двенадцатый день пути домой

Сегодня мы встали поздно в 6 часов по местному времени, выехали в 7:30 (6:30), местное время в скобках. До Хабаровска 645 км, для нас это вообще не расстояние. Солнышко уже высоко и чувствуется, что будет жарко, но с кондиционером в машине это не проблема, проблема была, когда в 1982 году ездили на Жигулях. Дорога отличная, несемся за 120 км/час, но мы бы и не почувствовали, если бы не призывы видеорегистратора сбавить скорость. Одинцово в стороне. Вчера вечером, а это был не совсем вечер, мы не спеша и помылись, и поужинали, и Витя не рухнул без чувств, и можно было даже погулять и подышать свежим воздухом, но на улице была такая жара, что лучше в прохладном помещении посмотреть телевизор. В общем, все было без напряга.

Утром я проснулась оттого, что замерзла, ночи здесь свежие. Едем, вокруг бескрайние поля, луга, от них поднимается туман, нет, не туман, а скорее легкая дымка, которая не мешает движению, а придает некоторую сказочность окружающему пейзажу. Вот справа появился лес и опять поля, луга. На обочине с двух сторон туалеты, что здесь актуально, не идти же за горизонт. Река Белая, солнце висит слева, потому что едем на юго-восток, за угол еще не завернули, но приближаемся. Проверяю телефон, все нормально, деньги он не ест так, как в Читинской области, за 2 дня 2 тысячи рублей слопал. У меня Билайн, а там этой компании нет и, как я думаю, разговоры шли через другие компании. 8:00 (7:00), до Хабаровска 586 км, слева поля, а справа небольшие лесочки, наверное, они называются перелесками, так как не очень большие и перемежаются с лугами. Борисово, Ивановка в стороне. Впереди нас едет лесовоз, он груженый и коптит, как паровоз. Река Суходол, деревни Романовка, Марьяновка, тоже в стороне. Ремонт моста через речку «Завитая». Завитинский район. 8:25 (7:25), где-то должен смениться часовой пояс. Перед Завитинском гостиница, кафе, сам Завитинск находится в стороне, так же, как и Валуева, Радионовка. Лиственный лес подступил к самой дороге, падь Новая Москва, пошли пригорки, покрытые лесом, дорога отличная. Талакан, Далдыкин, Мокрая падь, справа и слева лес очень плотно обнимает дорогу, лес довольно густой не просматривается насквозь. Новобурейск виден издалека.

Стела Москва — Владивосток, сегодня полиция нас не встречает, а зря, мы бы поблагодарили их за науку, ведь если бы мы не заплатили 1000 рублей штрафа, то вряд ли бы ехали всю дорогу удавленные ремнями. Реки Бурея, Дикан, до Хабаровска 474 км, реки Каменка (Здравствуй, родная), Беленькая, Кривой домик и ключ Второй. Теперь справа и слева горы, покрытые лесом, река Гнилая, ну и название. До Хабаровска 431 км, кафе, останавливаемся, очень миленькое кафе. Рядом с ним цивильные туалет (20 рублей) и душ (120 рублей), естественно посещаем, не душ, конечно, и идем завтракать. Наше меню: глазунья, глазунья с колбасой, рыбная котлета, блины со сметаной, блины с медом, 1 чай, 2 кофе. Еда нормальная, а блинов аж 4 штуки на порцию, за все плачу 486 рублей. До Хабаровска 408 км, теперь уже не перелески, а густые леса покрывают и горы, и низины. Такая картина нашему глазу более приятна, а точнее более привычна. Дорога, слава Богу и властям, отличная. Когда после кафе подходили к машине, глянули на бампер впереди и лобовое стекло, одним словом, на нос нашего сухопутного корабля, он весь усеян разбившимися насекомыми, как будто машину и не мыли. А Витя поведал нам, что вчера снял с бампера убитую птичку, жалко птичку. Надо сказать, что птицы здесь весьма странные, это еще Саня заметил с возмущением, что птицы дорогу не перелетают, а переходят, они сидят на дороге до последнего, может, думают, что мы вспорхнем.

Позвонила Ира Савельева, сказала, что сегодня встречается с Саней. Первый удар принимает Саня. До Хабаровска 384 км, Казачий, Пашково в стороне, видим дым, это горит свалка. Ядрино, справа разрушенные дома, слева тоже какие-то дома. Река Лиственичная, Облучье в стороне, слева электрическая подстанция, карьер и поселок Ударный. 10:50 (9:50), до Хабаровска 303 км. Поселок Ларге влево, посреди лесов многоэтажки. На этой дороге почти нет большегрузов, наверное, все перевозят по железной дороге. Река Верхний Кимкан, поселок Кимкан в стороне, ручей Талый. Дорога опять пошла по горам и вокруг горы, покрытые лесом. Поселок Известковый, заправка, бензин 92 по 39,2 рубля.

Выясняем, какое время, а время наше владивостокское, где-то пересекли последний (для нас) часовой пояс. Река Кульдур, поселок Кульдур, река Биракан, поселок Биракан, ручей Мраморный. Справа почти у дороги Теплоозерск, весь в зелени, а вокруг горы. Лондоко в стороне, ремонт дороги. А вот и наша родная река Каменушка и реки Кандалик, Будукан, справа транссиб, навстречу попалась одна фура. Бира, Биробиджан, Бобровский, нет, фура не попалась, по-моему, начались большегрузы, а дорога однополосная. Реки Чертенок, Никита, ручей Фроловский, 12:00, до Хабаровска 220 км. Поселок Семичастный, даже двухэтажные дома. Реки: Сагды-Биры, Трек и поселок Трек, Биробиджан (еще одна дорога), слева кафе. Реки: Кирга, Икура, наверное, мы в Еврейской области. Вокруг поля, луга, а на горизонте лес, от Читы 2000 км, до Хабаровска 160 км, время 12:35, пора бы и пообедать, где-то впереди должно быть кафе «Пельмешки у Иваныча». Кончился газ, поселок Аур, продают клубнику, но мы уже пролетели мимо. Стали чаще появляться большегрузы, но исчезли указатели, где, по какой области едем, непонятно, хотя трасса федеральная и дорога хорошая. Оль, поселочек в 3,5 домика. Симидол, дорожная разметка, но задержали недолго, Белгородское, Смидович, до Хабаровска 102 км. В Белгородском купили клубнику 200 рублей за литровое ведерко. Ольгохта в стороне, ремонт дороги и новенький асфальт, по которому не едем, а летим, когда мы ехали в ту сторону, здесь был ремонт. Слева кафе «Сова».

У Вити на часах только что сменилось время, а у меня оно давно сменилось. 13:42, теперь уж точно пора обедать. Валентина клубнику есть отказалась, так как продавали ее у дороги, а там пыль и свинец, как она сказала. Клубнику я ем одна, в пыли стафилококки не живут, это я точно знаю, а откуда здесь взяться свинцу, большой вопрос. Едем по асфальту, а какие-то камешки стучат об днище машины, испытание не для слабонервных. Партизанское, 13:-50, дом с колоннами, полуразрушенный, наверное, бывшая барская усадьба.

Волочаевка, камешки барабанят и барабанят, вот уж как в песне «Волочаевские дни». Сколько проехали, нигде подобного не встречали, что же это такое. Даниловка, Нижнеспасское, до Хабаровска 34 км. Ремонт дороги, а его в Волочаевке делают следующим образом: поливают дорогу гудроном, затем сыплют гравий, смешанный с гудроном и укатывают катком. Те камешки, которые не приклеились к дороге, стучат об днище машин. Я говорю, что потом сверху положат асфальт, а Витя говорит, что не будут класть, но кто из нас прав, мы не узнаем.

До Хабаровска 24 км, Николаевка, останавливаемся, кафе «Левый берег». Заходим, очень красивый интерьер, большой зал, на стульях чехлы с бантиками сзади. При входе композиция, перед туалетом скульптуры женщины и мальчика, это было бы актуальней в сауне. Обедаем: пельмени в горшочке 2 порции, шурпа, 2 кулебяки, 2 чая, кофе, заплатила 782 рубля. Шурпы было ну очень много, одному не осилить, но вкусно, такие же большие порции пельменей, и тоже вкусно, а кулебяка как домашняя. Едем дальше, мост через реку, думаю, Амур. Остается одна ночевка, и мы дома. Хабаровск, 15:17, держим путь на Бикин, хотя сначала надо выбраться из объятий Хабаровска, так как с указателями в Хабаровске, как и у нас во Владивостоке, напряженка. Звонит Саня: «Люди, вы не туда едете», ориентирует куда, перестраиваемся, едем дальше. Навигатор говорит одно, указатели другое, кому верить, звоню Сане, надо верить указателю. В общем, выехали, как я думала, но не тут- то было, повернули не туда, и сразу звонит Саня, но мы и сами заметили, что там было 2 съезда, один на Владивосток, другой на Хабаровск, и мы поехали на Хабаровск, спасибо Санечке за бдительность. С Божьей и Саниной помощью мы вырвались из объятий Хабаровска. Когда мы ехали по окраине Хабаровска, то там были двухэтажные деревянные, бревенчатые дома, их было много штук 20,может больше, не считала, похоже они с 18-го или 19-го века. В некоторых окна заколочены, а во многих живут.

Река Малые Чирки, поселок Корфовский, 16:24, до Владивостока 708 км. Поселок Чирки, река Чирки. Лазо, Владимировка, Кругликово, Зоевка, Казакеевка, Перелемовка, дорога пока ничего. Река Кия, поселки Черняево, Ключевая, река Хор, села: Кондратьевка, Новостройка. Вяземский район, Дормидонтовка. Опять возник очередной спор между двумя руководителями, пришлось мне, подчиненному, остудить пыл. Дедушку мне не видно, но он отходит быстро, а Валя сидит обиженная, ну как дите. Поселки, деревни, а может и города: Капитоновка, Красицкое, Тигровое, Вяземский, Забайкальский, Аванчик, Котиково, и реки: Пашино, Китайка, Роскошь,Вторая Щебечиха, и родимая Каменушка. Селения: Каменушка, Глебово. Бикинский район, 18:20, до Бикина 42 км. Реки: Бира, Бирушка, Шивки, селения: Лончаково, Бойцово, Козловка, ну где же Бикин.

Ура! Вот Бикин, звонит Саня и говорит, что в Бикин не надо заезжать, а проехать дальше около 10 км и там будет гостиница. Едем, Саня звонит еще раз, корректирует, и мы сразу же после поворота слева видим комплекс. Заходим в гостиницу, просим приютить, дежурная нас спрашивает: «По брони?». Увы, нет, но номер нам дают трехместный со словами, что остался один, а нам больше и не надо. Оформляемся, за номер 2400 рублей, туалет и душ на этаже. Мы и помылись, и посидели в туалете, но очереди, как в предыдущей гостинице, не было. Идем в кафе, все очень душевно и, надо отдать должное, что народ везде доброжелательный и приветливый. Ужин наш: палтус с картофелем 2 порции, окрошка, блины с медом, сырник. 2 черных кофе и один из зерен, 1 компот. За все 824 рубля. Возвращаемся в гостиницу, в номере 3 кровати, 2 тумбочки, телевизор, шкаф и ковер, кондиционер, чайник со стаканами. Все замечательно. Это последняя ночевка, завтра будем спать дома. Да, забыла написать, здесь я, как всегда, подала дежурной свой паспорт, а она так ласково посмотрела на меня, как на родную, и спрашивает: «Вы родились в Узбекистане, в АК-Курганском районе?» Я согласно киваю головой, а она радостно сообщает, что ее муж тоже родом оттуда, и родился именно в этом районе. Комплекс, который приютил нас сегодня, называется «Эльдорадо». Теперь спать, завтра встаем в 6:30.

8 июля 2016 г.

13-й день дороги домой

Сегодня пятница, тринадцатое. Всю ночь гремел гром, сверкали молнии и лил дождь, просыпаясь, я думала, как хорошо, что мы не в палатке. Утром встали до будильника, всем хочется домой, выехали в 6:45. Заезжаем на заправку, бензин 92 по 38,2 рубля. Река Бикин, село Оренбургское.

В долине видим туман, но лежит он не покрывалом, а шарфом или шлейфом у подножья гор. До Владивостока 537 км, 6:56, Покровка в стороне, река Лосная, по обеим сторонам дороги идет густой лес, не просматриваемый насквозь.

Ура! Ура! Ура! Приморский край, 7:02, мы на своей малой Родине. Река Кедровка, справа закусочная, дорога хорошая, зря Саня наговаривал на Приморье. Бурлит в стороне и наша любимая река Каменушка, слева кафе. Бурлитовка, В. Перевал, Федосьевка, Лучегорск. Дорога пошла не очень, слева большой водоем, явно искусственного происхождения для охлаждения чего-то. Лучегорская электростанция. Реки: Чистоводное, Ольга, Ручей Ласточка и станция Ласточка. Нагорное, Никитовка, Пожарское, совхоз Пожарский, Губерово. Реки: Пожарская, Крутобережная. Дорога пошла с заплатками, не совсем гладкая, вроде бы асфальт новый, почему выбоины. Дальнереченск, 7:53, Сухановка, Эбергард, слева кафе, останавливаемся. Туалет уличный, но не самый жуткий, а умывальник полевой с пимпочкой, зато бумажные полотенца. Завтракаем: глазунья, поджарка с молодым картофелем, колбаса с молодым картофелем, блины со сгущенкой, блины со сметаной, запеканка, 2 кофе, 1 чай. Цена нашего завтрака 542 рубля.

8:31, едем дальше, Сальское, Новопокровка, слева кафе, реки Большая Уссурка, Малиновка. Ариадное, до Владивостока 389 км, 8:40, пошла грунтовка, может ремонт дороги, но пылища такая, что ремонтников не видно, а может, их и нет. Да, Саня был прав, хуже, чем эта, дороги не было, едем со скоростью 30 км, конца не видно. 9:00, пошел асфальт, оказывается, ехали всего 20 минут, а казалось вечность. После небольшого куска хорошей дороги опять по дну машины застучали камешки. Лесозаводский район, селения: Невское, Ильмовка, город Дальнереченск, Елизаровка, Ружино, Евгеньевка, Лесное, Лесозаводск, Курское, все их мы объезжаем.

Заправка, Витя идет за маслом, купил, доливает и дальше в путь. Река Кабарга, 9:34, кругом зелень, яркая, сочная, наши родные сопки, но уже ничему нет сил радоваться, в голове бьется одна мысль: домой, скорей домой. Глазовка, Иннокентьевка, река Уссури, большая, полноводная, притоки ее Большая Уссурка, Малая Уссурка. Горные ключи, Родниковый, Марьяновка, Кировский, Увальное, Ольховка, Руновка, Степановка, Комаровка, Антоновка, до Владивостока 268 км, 10:22. Спасский район, Никитовка, Духовское, Чкаловка, Свиягино, до Спасска 32 км, справа кафе. Кронштадка, Константиновка, Яковлевка, Арсеньев, до Владивостока 215 км, ну уже чуть-чуть осталось. Слева мотель «Эдельвейс» и кафе. Спасск Дальний, 10:55, река Спассовка, Дубовское, справа кафе, Красный кут, кафе слева. Спасск-Цемент, Прохоры, Малые ключи, слева кафе. Сколько, оказывается, у нас придорожных кафе, ешь не хочу.

11:14, до Уссурийска 100 км, Майское, Синий Гай, Дмитриевка. Продают овощи, цены: за трехлитровое ведерко помидор — 200 рублей, огурцов — 200 рублей, клубники — 500 рублей, абрикосов — 300 рублей. Черниговка, 11:30,заправка, бензин 92 по 38,85 рублей. Закончился Черниговский район, небо все покрыто облаками, дорога, боюсь сглазить, ничего. Добрались до цивилизации, вернее до людей, до селений. Населенные пункты идут кучно: Высокое, Светлое, Халкидон, Сибирцево, Монастырка, Абражевка и реки: Люзанка, Скотская, Монастырка, Илистая. Ляличи, ремонт дороги, Перелетное, до Владивостока 135 км, 12:13.

Опять камешки забарабанили по днищу, эти новые технологии проникли и к нам. Авария, машина в кювете. Деревни одна за другой, только успевай записывать: Кремово, Новошахтинск, Осиновка, Песчаное, Зеленый Яр, Михайловка, Уссурийск (мы его объезжаем), река Раковка, село Глуховка. Уссурийск объехали, до Владивостока 96 км, 12:50.

Станция Северная, Тереховка, справа кафе, может и гостиница. Реки, реки: Боевка, Чертовка, Перевозная, Поповка, Кипарисовка. Село Кипарисово, базарчик у дороги, выходим, я беру небольшое ведерко картофеля за 100 рублей и яйца по 120 рублей десяток. Ну, теперь с голоду не умрем, можно ехать дальше. Сиреневка, Мирный, Тавричанка, Вольно-Надеждинское, Соловей ключ, Угловое. 13:30, заворачиваем к дому Володи и Саши. А, вот то, по чему мы едем сейчас, это не только не дорога, это совсем не дорога, это просто направление. Пока доехали, сотрясли все и мозги, и печенки. Выгружаем Валентину, она предлагает зайти, но какие гости, скорей домой, домой. Трясемся до трассы, а потом летим на всех парусах.

Заря, здравствуй, Владивосток, как мы по тебе соскучились и какой ты у нас красивый и любимый со всеми заливами, бухтами, пароходами, сопками, огромными пробками из машин. И какой ты неповторимый, сколько проехали, такого больше нет. Наверное, смысл путешествий, не только в получении новых впечатлений, но и в том, чтобы понять, как хорошо дома!

Придорожный сервис https://cloud.mail.ru/public/6Das/3ceUAPrr9

Образцы дорог https://cloud.mail.ru/public/FaSj/UtoZiHeG5

PS. Большим недостатком путешествия был дефицит времени, но было два варианта или ехать в таком режиме или не ехать совсем. Был выбран первый вариант, так как второго шанса может уже и не быть, все-таки возраст штука серьезная. Путешествием я доволен, дороги в основном хорошие, их ремонтируют и делают. Придорожный сервис приличный. Желаю всем успешных автопутешествий. Буду рад, если кому-то какая-то информация пригодится.

Маршрут Владивосток — Чита и Чита — Владивосток (основное топливо бензин, резервное газ.) Маршрут Чита — Севастополь и Севастополь — Чита (основное топливо газ, резервное бензин).

цена       кол-во   стоимость
бензин газ бензин газ бензин газ