|
«110 зимник»… Если ты не джипер или не любитель автопутешествий, то, скорее всего, эти слова тебе ни о чем не говорят. Когда меня спрашивали друзья, куда мы едем этим летом, и я отвечал: «На 110-й зимник», то в ответ слышал: «Чего? Куда?». И тогда я, пытаясь объяснить более понятно, говорил, что мы едем вокруг Байкала. «Ааа, так вы на Байкал! Так бы сразу и сказал», — слышал я в ответ. Да, мы ехали на Байкал, но главной целью, ради которой затевалось это путешествие, был, конечно, 110 зимник!
На Байкале мы уже были в 2014 году (travel.drom.ru/31248/), но это была просто поездка вдоль восточного берега озера. Посмотрел однажды фильм Камерзанова «Дорогами Бама», и в моей голове основательно засела мысль о повторении маршрута теперь уже мега известного путешественника. Но наши автомобили были практически в стоке, опыта бездорожья не было от слова «совсем», поэтому покорение 110 зимника тогда было только в мечтах.
Мечты — саженцы поступков! Этим мечтам суждено было сбыться 4 года спустя. Теперь у нас есть два практически одинаково подготовленных Mitsubishi L200.
И практически тот же состав, что и был 4 года назад.
28 июля 2018 года, ранним субботним утром, выезжаем из Благовещенска в сторону озера Байкал. Приключения начались в первый же день путешествия. Где-то около Шимановска обгоняю какую-то машину и слышу, что она мне вслед сигналит. «Странно, — подумал я, — вроде бы нормально обогнал, никого не подрезал, поворотами мигал». Еду дальше, но в машине не успокаиваются, мигают фарами. Снижаю скорость, меня догоняют, и мужик в машине орет, что у меня болтается задний амортизатор! «Ну и ладно, — подумал я, — наверное, оторвалось ухо аморта. Сейчас остановимся и заменим». Не очень доверяя газелевским амортизаторам, которые у меня стоят, я всегда с собой вожу запасной. Но менять не потребовалось, аморт был в порядке, просто открутилась гайка, и амортизатор соскочил с нижнего крепления, слизав при этом всю резьбу.
Инструмента для нарезки резьбы у нас собой не было, попытались нарезать обычной гайкой. Получилось не очень хорошо, но вроде бы держалось, и мы поехали дальше, надеясь найти СТО, и нарезать там нормальную резьбу.
Первый день закончился офигенным закатом.
Проехав 1100 километров, мы остановились на ночевку на перевале Юрия Тена, около часовни Николая Чудотворца.
Утром проснулся очень рано. Какие-то туристы приехали посмотреть на часовню в 5 утра и начали по очереди звонить в колокол. Какой тут сон…
Раз уж так рано встал, можно попробовать поснимать рассвет. Беру фотоаппарат и иду искать что-нибудь интересное.
Идти пришлось совсем не долго. Вид с перевала и так очень красив, а на рассвете это что-то невообразимое!
На второй день, доехав до Читы, потратили кучу времени на поиски автосервиса, работающего в воскресенье, где бы мне нарезали резьбу на крепление амортизатора. В итоге крепление удалось отремонтировать, амортизаторы посадили на гроверы и поехали дальше. С Читы кое-как выехали, мы туда попали в период наводнения, федералка была закрыта, и мы долго искали объезд. Заночевать решили на реке Хилок.
Видны последствия наводнения, река очень сильно разлилась, кое-где размыта дорога.
Весь следующий день ехали без происшествий. Вспоминается только замечательное кафе «Амтатай» на трассе Байкал.
Очень вкусные позы и очень быстрое обслуживание. Вы видели когда-нибудь бегающих официантов?) Они там есть!)
Сегодня мы должны встретиться с Игорем, известным в узких кругах как MrShift, с которым мы познакомились на одном автомобильном сайте. Встреча планировалась очень давно, и этим летом даты его и нашего путешествия чудесным образом совпали. Доехав до Усть-Баргузина, созваниваюсь с Игорем, договариваемся встретиться в Забайкальском Национальном парке и едем искать место для ночевки на Святом Носе.
Четыре года назад мы заезжали в парк и даже провели там два дня, но впечатлений от его посещения осталось больше негативных — много народу, пыль от проезжающих машин и огромные полчища мошки. Вспоминая все, это ехать туда не очень хотелось, но очень хотелось забраться на гору Маркова по экологической тропе «Тропа испытаний».
Народу в этот раз было немного, и нам удалось занять за 500 рублей в сутки неплохое место. Цивилизация потихоньку приходит и сюда — появились приличные туалеты, куда можно зайти, не опасаясь за свою жизнь.
Не успели мы поставить палатки, как подъехал Игорь со своей супругой Гульжан Калиевной) Теперь у нас было три L200! Прям сходка пикаповодов)
Утром просыпаемся в семь часов — на тропу испытаний нужно выходить пораньше. Маленьких детей брать не стали, им там делать нечего, поэтому мамы тоже остаются в лагере.
Сначала идти совсем не сложно, обычная лесная тропинка, но постепенно подъем становится все круче и круче, приходится останавливаться и отдыхать.
Вокруг красота! Не Алтай, конечно, но есть на что посмотреть. Жалко, что над Байкалом дымка, очертания полуострова видно плохо.
Добрались до промежуточной точки «Крест».
Тут лес кончается, и дальше тропинка идет по гребню.
На гору Маркова мы забрались примерно за 6 часов.
Наверху довольно пологое плато с карликовой растительностью.
Есть родник с чистой водой, только набирать надо осторожно, чтобы не поднять мусор со дна. Игорь достал свой чудо-чайник, заварили вкуснейший чай, добавив туда найденные по пути чабрец, малину, бруснику.
Назад было идти сложнее. Во-первых, давала о себе знать усталость, а во-вторых, склон на некоторых участках был очень скользким. Спустились приблизительно за четыре часа.
На негнущихся ногах добрались до лагеря, разделись и в Байкал, смыть пыль и усталость. На Святом носе нам делать больше нечего, завтра выезжаем на Умхей.
Последнюю ночь, проведенную в Забайкальском национальном парке, мы запомним надолго. Это был именно тот случай, когда не повезло с соседями. Приехала большая компания очень шумных людей и привезла с собой огромную колонку. Не знаю, сколько в ней было ватт, но мы, находясь от нее метрах в ста, не могли друг с другом нормально разговаривать. Музыка не прекратилась и ночью, на просьбу выключить музыку или хотя бы сделать тише, в ответ звучали маты и угрозы. Есть такая категория граждан — быдло называется…
С радостью покинув полуостров Святой нос, мы направились на Умхейские горячие источники. Но проехали не далеко. На грейдере полуострова я стал замечать какой-то посторонний металлический стук впереди. Когда едешь равномерно, никаких стуков нет, а на кочках, когда приходится часто чередовать газ-тормоз, стук появлялся. Доехав до какой-то деревни, находим эстакаду и загоняем машину на осмотр.
Неполадку нашли довольно быстро — открутился болт левого кронштейна переднего дифференциала. Незакрепленный кронштейн лежал на втором листе защиты и, при резком нажатии на газ-тормоз, стучал по нему.
Нужно искать подходящий болт, в запасе такого, конечно же, не было. Рядом с эстакадой какое-то СТО, но нужного болта там не нашлось. Чтобы было проще искать, выкручиваем болт с правого кронштейна, и Игорь с Вованом с образцом отправляются по магазинам. Кронштейны держатся на отвертках.
Как это ни странно, нужный болт нашелся в первом же магазине, прикручиваем кронштейн и едем дальше. Картина вокруг безрадостная, реки повыходили из берегов, поля все в воде. Как там Баргузин? Если на нем тоже высокая вода, наше путешествие по 110 зимнику окончится не начавшись…
Добрались до Умхея. Машины оставили перед мостом, а сами пошли на разведку. Места бронировали заранее, но где и как нас поселят, мы не знали. К счастью, нам выделили целый дом с двумя комнатами, мест хватило всем. У местных поинтересовались, можно ли проехать на остров на машинах. Администратор — Ольга Николаевна, сказала, что воды сейчас много и она не советует переезжать Баргузин, но если мы все-таки решимся, то лучше ехать не там, где мост, а выше по течению. Там брод периодически чистят от камней и он мельче. Так мы и сделали. На всякий случай одеваю забродники и иду проверять глубину.
Брод оказался неглубоким, воды было чуть выше порогов, нужно было только объезжать ямы и большие камни.
На территории чистота и порядок, подстриженная трава, скульптуры животных, беседки, клумбы. Следят хозяева за своим курортом.
Первым делом мы, конечно же, опробовали горячие источники. Для тех, кто любит погорячей, есть кабинка с маленьким бассейном. Не каждый смог туда залезть, очень горячо.
А в озере вода источников разбавляется холодной водой из Баргузина. Температура там примерно 45-50 градусов.
Очень приятно там сидеть. Особенно это оценили те, кто день назад покорял гору Маркова)
На Умхее мы провели два замечательных дня, отдохнули, накупались, но такой тюлений отдых не для нас. Сегодня нас ждет брод через Баргузин и Джергинский заповедник. Все вещи, боящиеся воды, закидываем повыше, проверяем работу лебедок, блокировок и покидаем Умхейские горячие источники. У нас в команде прибавление — нашу дружную компанию L200 разбавил Toyota Prado в 78 кузове. Увидев на территории курорта подготовленный Prado с эстонскими номерами, мы не могли не познакомиться с хозяевами машины. Ими оказалась семейная пара лет пятидесяти. Имен, к сожалению, не запомнил, слишком они были тяжелы для произношения и запоминания. Оказалось, что они вдвоем едут с Эстонии и уже месяц путешествуют по России. Узнав, куда мы едем, попросили взять их с собой, так как дороги они не знали, но про 110 зимник много слышали и читали. Мы, конечно, не отказали, всегда интересно пообщаться с новыми людьми, тем более с иностранцами.
Пересекать Баргузин мы планировали по островам, основной брод нам явно не по зубам. Если воды мало, езда по островам превращается в езду по косе. Нам, к сожалению, так не повезло.
Доехав до последнего острова, Игорь решил, что с него хватит приключений, дальше ехать не решился. Наверное, это было правильное решение, без шноркеля ехать дальше было опасно. Прощаемся с Игорем и Гульжан, из своих запасов они делятся с нами канистрой соляры и военным сухпаем, спасибо им огромное за это! Надеюсь, мы еще встретимся с ними когда-нибудь.
Эстонцы побаиваются переезжать на последний остров, иду перед ними, показываю, куда ехать. Но не проехали они и 20 метров, как Prado встал, буксует задними колесами, а передние стоят. Что-то случилось с блокировками. Попытались выехать назад на сушу, но назад тоже не хочет ехать. Хорошо, что Игорь еще не уехал, зацепили мы внедорожную легенду и вытащили из воды. Эстонцы расстроены, ехать на 110 зимник на заднеприводной машине, пусть даже эта машина Toyota LandCruiser Prado, было неразумно. Жалко, что не получилось поближе с ними познакомиться.
И вот, перед последним бродом, из четырех машин остается две.
Помахав ручкой томскому и эстонскому экипажам, готовимся к преодолению самого опасного брода на нашем пути. Если ехать по прямой, то до берега совсем немного, метров 30-40, но по прямой нельзя, там слишком глубоко, нужно ехать по дуге, по намытым камням. Траекторию я примерно знал, видел, как переезжали этот участок, но одно дело смотреть на мониторе, как едут другие, и совсем другое дело ехать самому.
Попытка пройти весь брод ногами не удалась, когда вода становится выше колен, начинает сбивать с ног. Страшновато ехать, не разведав траекторию, но другого пути нет, сцепляем машины тросом и вперед. Когда на середине пути вода дошла до ручек дверей и машина отказалась ехать дальше, стало ясно, что с траекторией мы ошиблись. Выбираемся обратно на остров, выливаем воду из салона и готовимся ко второй попытке. Пробую еще раз пройти весь путь ногами, на этот раз с палкой, с третьей точкой опоры оказалось идти гораздо проще.
Определившись с траекторией, быстро переезжаем на другой берег на территорию Джергинского заповедника. Все, брод пройден!
Видео прохождения Баргузина нет. Мистическим образом перед бродом перестал записывать видеорегистратор. Это потеря потерь...
На первый день у нас было в планах проехать весь заповедник и заночевать где-нибудь около второго брода через Баргузин. Так и получилось. Когда подъезжали к егерям, на обочине видели таблички, что дорога закрыта в связи с пожароопасной ситуацией. Даже испугались, что придется ехать обратно. Но нас пропустили без проблем, видимо, таблички стоят с прошлого года, когда в Бурятии горели леса. Регистрируемся, платим экологический сбор и едем дальше. На территории заповедника за дорогой следят и можно ехать достаточно быстро. К вечеру доехали до второго брода, с ним все гораздо проще, глубина небольшая, камни хорошо видны и можно их легко объезжать. Сразу за бродом есть отличное место для стоянки, там и встали.
На второй день был перевал Рухловского. Этот участок гораздо легче преодолевать с юга на север, есть пара неприятных мест на склоне, разрытых грузовиками. Мы там спускались, а вот тем, кто будет ехать в обратном направлении, придется сложнее. После перевала есть место, где все фотографируются, мы не исключение)
Знаменитые лужи зимника, так называемые «линзы», проезжаем практически без проблем, в колею не лезем, пускаем ямы между колес. В грязи пару раз все-таки стаскивает в колею, но второй машиной быстро вытаскиваем застрявшего и со второй попытки проезжаем.
Один раз даже лебедку размотали, слишком глубокая и страшная с виду была лужа, но в итоге проехали без помощи лебедки.
Немного не доезжая столбика «110 километр» встречаем еще одних покорителей зимника. Они тоже ехали на двух машинах — L200 и Nissan Patrol.
Обменялись впечатлениями от дороги, расспросили, что нас ждет впереди. Их рассказ нас не очень порадовал — р. Срамную они прошли за 6 часов, при том, что колеса у них были явно побольше, чем у нас. Время подходило к вечеру, поэтому долго не разговаривали и, пожелав друг другу мелких бродов и мягких камней, разъехались в разные стороны.
Когда я увидел 110-ый столбик, был немного удивлен. На столбе уже нет живого места, чего там только не налеплено. Майки, жилетки, номера, канистры, флаги... Столбик превратился в какое-то нелепое нагромождение разнообразной хрени... Все хотят оставить о себе память.
Около столбика есть геокешенговый тайник. Точнее был… Кто-то его разграбил и раскидал вокруг содержимое коробки. Собрали, что еще представляет какую-то ценность, и положили назад.
Заночевали на озерах, есть там неплохое место.
На следующий день начался каменный триал. Был у меня небольшой опыт езды по камням, когда поднимался на плато Укок через перевал Теплый ключ, но тут было все гораздо сложнее. Когда начались камни, за рулем ехала жена, а я шел впереди, подкладывал/убирал камни и показывал, куда ехать. Как-то мне спокойней, когда я вижу, куда и как едет машина. В итоге четверть зимника прошел пешком.
В одном из бродов внезапно спустило колесо. Как же нам везет — встали в речке со спущенным колесом под проливным дождем. Неужели порез? Не хотелось бы остаться без запаски посреди зимника. Выбираемся на берег, осматриваем колесо... Пронесло, пореза нет, просто срезало сосок об камень, но ситуацию это не меняет. Запасного соска у нас нет, поэтому я все-таки остаюсь без запаски.
Домкратить машину на склоне на камнях то еще удовольствие, хай-джек заваливается в сторону. Подложив под колеса камни, чтобы машина стояла на месте, меняем колесо и едем дальше. Едем очень медленно и аккуратно, после бродов тормоза издают душераздирающие звуки и совсем не тормозят.
На ночь останавливаемся практически на обочине дороги, нормальных мест для стоянки нет.
Дождь лил всю ночь и, судя по затянутому небу, прекращаться не собирался. Как это здорово — собирать палатки под дождем! Начинаю завидовать тем, у кого оборудованы спальники в машинах.
Борьба с камнями продолжалась еще почти весь день, пока мы не доехали до предпоследнего брода через р. Срамную. Посмотрев на него, мы были слегка озадачены. Как этот участок проехали день назад на L200 и Patrol’е, нам было не понятно. Видимо, после него прошел какой-то грузовик и так разворотил все камни, что на наших машинах проехать тут стало нереально. До захода солнца оставалось совсем немного времени, и всем стало понятно, что на зимнике мы проведём еще одну ночь.
На следующее утро все принялись за работу. Срубив небольшое дерево и используя его как рычаг, мы с Вованом сдвигали с предполагаемой траектории огромные камни, а наши жены и дети забрасывали камнями ямы. На строительство участка длиной 40 метров нам потребовалось полдня, зато потом мы его проехали за 6 минут.
Потом еще небольшой участок дороги с камнями и всё, 110-й пройден!
На прохождение всего зимника у нас ушло четыре дня. Да, долго... Некоторые проходят зимник за два дня. Как это повторить, я не представляю, может, дело в машинах, может, в опыте и умении водить, но свою цель — проехать максимально аккуратно и с минимальными повреждениями автомобилей — мы выполнили.
Небольшая видеонарезка прохождения 110 зимника.
С зимника выехали поздно вечером, последний участок с камнями проходили уже в свете фар. Ставить палатки ни у кого даже мысли не было, хотелось побыстрее добраться до цивилизации. До Нового Уояна примерно 70 километров гравийки, после зимника она кажется автобаном. Первые километры дороги страшно разгоняться больше 60, все ждешь какой-нибудь ямы-канавы. В поселке с трудом находим какую-то ужасную гостиницу, заселяемся и спать.
Проезжающего туриста Новый Уоян может заинтересовать только двумя вещами — магазином и заправкой. В остальном это ничем не примечательный поселок, живущий исключительно железной дорогой. Пытались там отремонтировать колесо, но на всех шиномонтажах висят таблички «позвони по телефону 8ххх — приеду», и конечно же, на телефон никто не отвечает. Откладываем ремонт до Северобайкальска, заправляемся и едем дальше. Следующая наша цель — горячие источники Дзелинда, там мы собираемся основательно отдохнуть и отметить прохождение 110-го зимника.
От Нового Уояна до источников всего около 90 километров. Первые километры идет асфальт, но он быстро кончается и начинается разбитый, пыльный грейдер. В Дзелинде нас ждали, мы заранее бронировали места. Цен на проживание и нахождение на территории базы отдыха мы не знали, поэтому были неприятно удивлены.
Досталось нам два четырехместных домика. Внутри четыре кровати, стол, два стула и неработающий телевизор. Условия проживания так себе, совдепия, но на это все можно забить! Главная фишка Дзелинды, конечно же, это горячие источники. Много мы видели всяких источников, но до Дзелинды им всем как до Луны. Сделано все чисто, аккуратно и красиво.
В трех бассейнах вода разной температуры. Каждую ночь в бассейн с остывшей водой наливают новую. В свеженалитой воде находиться невозможно, очень горячая, только на следующий день в нее можно залезть.
На территории базы есть большой многоместный дом, в который селят железнодорожное руководство. Цена этого домика 10000 рублей в сутки. Еще есть кафе, но график работы свободный, т.е. как захочет хозяйка кафе.
В Дзелинде мы прожили всего сутки, но это были незабываемые сутки. Купание ночью в теплом бассейне под звездным небом — это воспоминание, которое я вряд ли когда-то забуду!
На следующий день не спеша добираемся до Северобайкальска.
Наконец-то находим нормальный работающий шиномонтаж и меняем срезанный сосок. Ура, у меня снова четыре одинаковых колеса. В обязательном порядке посещаем местный рынок. Тут еще можно найти и купить копченого омуля, на юге Байкала это сделать гораздо сложнее. В походах по магазинам и рынкам пролетел весь день, останавливаемся на ночь на берегу Байкала, недалеко от Северобайкальска, на Онокочанской губе.
Место оказалось до того хорошим, что решили остаться на двое суток.
Целый день мы занимались тем, что ничем не занимались.
Валялись в палатке.
Купались в ледяном Байкале.
Залипали на костер.
Ну и куда же без планшетов?)
Как бы хорошо не было на Онокочанской губе, но больше двух суток стоять на одном месте для нас скучно, дальше у нас по плану самый большой остров Байкала — Ольхон. От Северобайкальска до Ольхона всего 800 километров, казалось бы, можно легко преодолеть это расстояние за день, но не все так просто. Все портит участок Окунайский — Жигалово. Это дорога, отсыпанная скальником, по которой ехать больше 30 км/ч невозможно, по крайней мере, на наших машинах. Тряска такая, что кажется машина развалится на части. На этом участке приходилось несколько раз подкручивать защиту днища, от вибрации откручивались гайки, даже гроверы не спасали.
За день смогли доехать только до Жигалово, заночевали в гостинице. После Жигалово дорога становится гораздо лучше, и во второй половине дня мы подъезжаем к паромной переправе на остров Ольхон.
Очередь на паром была небольшая, наверное, потому что было воскресенье и вторая половина дня. Пока ждали паром, зашли зарегистрироваться в качестве посетителей острова. Процедура не обязательная, но нам было интересно. Делается это для выяснения рекреационной нагрузки на Ольхон, но, так как регистрацию проходят только 1 человек из 10, смысла в этом я не увидел. Зато в процессе регистрации нам бесплатно выдали мешки для мусора и брошюры про остров, из которых мы узнали, что ездить без разрешения по Ольхону практически негде, все интересное находится на территории заповедника. Например, на мыс Хобой можно ехать только после оплаты пропусков, а падь Ташкиней и Идиба вовсе закрыты для посещения. Благополучно переправившись, встали на ночевку в одной из безлюдных (что само по себе странно) бухточек.
На ознакомление с островом у нас было два дня и, как оказалось, этого времени крайне мало. Посмотреть хотелось много чего, но скорость передвижения по острову из-за разбитых дорог очень невелика. Хотя местные передвигаются очень даже быстро. Самый популярный транспорт на Ольхоне — это УАЗ “Буханка”. Их тут без преувеличения сотни! Когда ехали на мыс Хобой устали пропускать целые колонны УАЗов. “Буханочный” турбизнес тут процветает. Там, где мы переваливались с камня на кочку со скоростью 10 км/ч, УАЗы проезжали пролетали 40 км/ч. Что в это время происходит с пассажирами страшно представить... В общем, если у тебя есть УАЗ-Буханка - ты король Ольхона!
Обеспеченные и нелюбящие тряски люди тут передвигаются на другом транспорте.
Мы успели посетить только самые раскрученные и попсовые места острова. Не могли мы проехать мимо мыса Бурхан с его скалой Шаманкой и тринадцатью столбами сэргэ. Место очень красивое, даже величественное, но огромное количество туристов не даст вам получить всего удовольствия.
На Сарайский пляж с недавнего время запретили заезжать на машинах. Может, это и к лучшему, раньше там яблоку негде было упасть.
Мыс Хобой тоже обязателен для посещения. Если у вас машина с низким клиренсом, то лучше туда ехать на местном УАЗе, дорога плохая и есть риск оторвать бампера. Мы сюда приехали во второй половине дня, и нам повезло посетить мыс в одиночестве. Стоять на резко обрывающейся в воду скале мыса под шквальным ветром то еще ощущение.
Пробыв на острове два дня, мы там и не поняли, что сюда притягивает тысячи туристов. Хотя, может быть, они так же, как и мы, приезжают посмотреть на остров и уезжают отсюда в полном разочаровании. Сам по себе остров интересный и красивый, но чрезмерная рекреационная нагрузка не проходит бесследно — остров загажен! Наверное, совсем другие впечатления от Ольхона будут, если приехать сюда в нетуристический сезон...
Выбраться с Ольхона оказалось намного сложнее, чем попасть на него. В очереди на паром из 25 машин мы простояли 3 часа, очень много местных машин, которые заезжают на паром вне очереди. Переправились на материк уже под вечер на одном из последних паромов. Времени хватило доехать до Усть-Ордынского, где удалось найти только одну гостиницу. Называется она «Макена»... Если кто-то будет проездом в Усть-Ордынском, ни за что не пользуйтесь услугами этой гостиницы!
В Слюдянке пытались купить копченого омуля — безуспешно. Наверное, надо знать места. Вместо омуля предлагают пелядь, но не нужно путать, это совсем не то...
На ночевку встали около Мангутая. Есть там замечательный лесок на берегу Байкала, правда, недалеко проходили железнодорожные пути, и мы боялись, что ночью не удастся поспать. Но усталость дает о себе знать, поездов слышно не было. Это была наша последняя ночевка на озере. На прощанье Байкал дарит нам вот такую красоту!
На следующий день у меня случился юбилей. Решили отметить его в цивилизации на базе отдыха «Култушная» в заливе Посольский сор.
Турбаза большая, есть куча всяких развлечений, мы даже на катамаранах покатались.
Ну и какой юбилей без юбилейного торта?
На этом история о нашем путешествии вокруг Байкала заканчивается, круг замкнулся, дальше была дорога домой.
Всем спасибо за внимание.