|
Приветствую Вас, дорогие читатели drom. Меня возут Семён, я из Новосибирска, в этом отчете я бы хотел рассказать Вам о нашем путешествии по маршруту Новосибирск — Алтай — Тыва — Хакасия — Кузбасс — Новосибирск на одной НИВЕ. Это мой первый отчет такого плана, надеюсь, Вам понравится:)
Первый день нашего путешествия начался в 04:00, перепроверялись сумки, крепились канистры, строевой смотр, в общем. Проверил еще раз уровень жидкостей, все патрубки, пыльники, шланчики, все огонь. Еще не успев сесть, мы заметили, как сильно просела машина, штатных пружин не хватает, учту.
Долго думал, как крепить обычные канистры на крышу, специальные крепления есть только для экспедиционных канистр, которые стоят прилично. Можно было решить вопрос веревками, резинками и т.д., но все это держит до поры до времени, проверено. В нашем случае было 2 канистры по 7 литров (пластик), одна на 10 (металл) и одна на 20 литров (металл). Итого дополнительно было 44 литра топлива. Штатный бак на 45 литров. Решена проблема была очень просто, универсальными полиуретановыми креплениями. Держали всю дорогу, никаких проблем.
Наши поездки с семьей Максима Собинова совпали по времени, и мы решили первый день ехать вместе, веселее как никак:) Чуть позже подьехал экипаж Собиновых на дэу матиз, который, к слову, может и могёт. В прошлом году своим ходом ребята доехали от НСК до Крыма и назад на этом чудо-мобиле.
Ну все, старт дан. Ехали в среднем 90-100 км/ч, слушали музыку и вой раздатки. На заправке в Бийске нам удалось точно посчитать расход по трассе — 10,5 л на 100 км. Приятно удивился. При подъеме на Семинский перевал машина начала дергаться, появились провалы в зажигании, а затем вовсе заглохла. Первым делом скинул гофру со шноркеля, может быть недостаток воздуха, затем полил холодной водой на бензонасос, он греется, это болезнь у нив и девяток. Что-то мне подсказывало, что это был именно бензонасос, но симптомы вели на плохой бензин и загрязнение карбюратора. После прогазовки машина поехала, но провалы не отступили. Чтобы преодолевать затяжные подъемы приходилось крутить движок до 4 тыс. об. в минуту, на меньших оборотах машина глохла. По прямой и на спусках никаких проблем, все стабильно. В конечном итоге это оказался бензонасос, но диагноз был поставлен только на 9-й день путешествия, тогда же я его и поменял.
По плану нужно добраться до Онгудая, мы остановились за 10 км на реке Урсул, расположились, отужинали, сидим, любуемся.
Горы, красота! Макс запустил квадрокоптер, видео на него получаются улёт. Техника, че! Вот так прошел первый день нашего путешествия, он же самый большой по пройденному расстоянию, более 600 км.
На второй день было запланировано доехать до Кош-Агача затем свернуть в сторону поселка Кокоря и выйти на основной оффроад участок Кокоря — перевал Бугузун — озеро Хиндиктиг-Холь — Мугур-Аксы — Хандагайты.
На этом участке длиною примерно 330 км, со слов бывалых, много бродов, перевалов и самое главное верховые болота на озере. Нас предупреждали о приграничной зоне и о том, что обязательно нужно сделать пропуска. Если этого не сделать, то могут быть проблемы в виде административного штрафа или того хуже — возвращения обратно. За несколько недель до старта я звонил в погранотряд Кош-Агача и уточнял этот момент, нас уверили, что пропуски можно сделать на месте, займет это 2-3 часа в зависимости от загруженности. Так как 2 июля воскресенье, погранцы не работали, и мы решили немного прокатится по Алтаю.
Было решено штурмовать Акташский ретранслятор (3060 метров) и заехать к Кольке Кураю в Курайскую степь полюбоваться ледниками Северо-Чуйского хребта. Погода начала портиться, но мы все же решили забраться на ретранслятор, надеялись, что облака разойдутся и мы сможем увидеть панораму хребта.
Дорога проезжабельна только на авто 4WD с высоким клиренсом. Мы ехали не спеша, объезжая валуны и промоины, как откуда ни возьмись в зеркало заднего вида показался силуэт белого кроссовера. «Чудак!», — подумали мы и карабкались дальше. Этот чудак на WW Toureg быстро нагнал нас, спросил, где ретранслятор и ринулся вперед, мы пропустили его.
Насколько были удивлены все мы, когда он заехал туда и благополучно спустился, не оторвав бампера:) Мое мнение о Touregах поменялось, раньше был уверен, что кроссоверы могут разве что на бордюры заезжать, а этот по горам скачет, да так лихо!
На ровном участке уступа остановились, снова забарахлил бензонасос (еще об этом не знал), за нами подкрались 2 экипажа джиперов из Offroad Master Club на ниве и прадике, поприветствовали и поехали дальше. Мы поправили обороты движка и двинули вперед, а вернее вверх, так как вся дорога это сплошной подъем в гору. Стоило нам подняться, тут же началась самая настоящая пурга со снегом и пронизывающим ветров, да такая что с ног сбивала.
Мы утеплились и вышли в надежде увидеть хоть что-нибудь, что не скрыто за облаками.
Увы, все затянуло, и нам ничего не осталось, как спускаться назад, сделав несколько фото на фоне панорамы непроглядного тумана.
Это ли не повод вернуться туда еще раз!? Я отвечу ДА! Внизу в Акташе пообедали в кафе, обнаружилась неисправность, порвался пыльник внутреннего ШРУС и закапало масло с переднего моста. Ехать-то можно, но у нас большой запас по времени, да и бродов впереди много, решили на следующий день 3 июля в понедельник исправить все, что беспокоит.
День еще не завершился, времени вагон, решили поехать в Курайскую степь, это по пути, виды там шикарные. Там я попытался сделать свой первый Таймлапс, что из этого вышло, погляжу на досуге. Оттуда мы поехали в Кош-Агач, на парковке у продуктового магазина пристал выпивший местный житель, который представился борцом-самбистом Эмином. Несложно было догадаться, чего он хочет, через несколько минут беседы он перешел в «наступление» и спросил 20 рублей на что-то. Конечно же, мы не отказали, зная о местных нравах и о том, что русских здесь практически нет. 99% населения коренные алтайцы, люди сильной воли, как говорится, вату не катают.
Близился закат, и мы спешно удалились из центра города в сторону мест, где нет людей и животных. Под животными я имею в виду коров, хозяев степей и лугов:) Эти парнокопытные любят приходить в лагерь ночью воровать еду, потрошить мусорные пакеты и запинаться о растяжки палаток:) Это уже пройденный этап для нас, пару лет назад корова частично упала на палатку с лежащими в ней друзьями, это был еще тот экшен. Отвлекся чет, ну да ладно. Нашли место, поставили палатку, поужинали и в люлю, впереди самый нелегкий день.
Утром третьего дня встали в 07:00, позавтракали и поехали снова в Кош-Агач в погранотряд. По пути я позвонил туда, подробно описал наш маршрут, состав экипажа и цели экспедиции, в ответ прапорщик ответила, что пропуски не потребуются, если мы не собираемся въезжать в пятикилометровую приграничную зону. Отлично! Тогда первым делом мы отправились в местное СТО, чтобы заменить порванный пыльник и устранить течь масла. Все эти процедуры заняли у нас не более 2 часов, цена за ремонт оказалась более чем гуманная.
Слесарь, по национальности алтаец, поведал хорошие места для рыбалки на хариуса, посоветовал снасти и предупредил нас о местных жителях Тувы в Монгун-Тайгинском районе. «Мы еще добрые», — сказал он с усмешкой. Предостерег нас от контакта с молодыми людьми в одиночных поселениях, посоветовал не останавливаться и пристально не смотреть на местных женщин, они этого не любят. Нам неприятности не нужны, подумали мы, и внимательно вслушивались в каждый совет, который он нам давал. Не хочется сказать плохо о местных жителях, но действительно не только этот человек говорил об этом, нас предупреждали неоднократно друзья с оффроад клуба, которые были там и видели всякое. Ну а нам че, деваться некуда, есть маршрут, есть план, есть топливо в баке, пока нива едет, нас не догонят:)
Заехали на заправку, залились дополна и заправили канистры. Итого вышло 95 литров, мне хватило бы год на работу ездить:)
С Кош-Агача выехали в районе 14:00, час ехали по степи, дорога хорошая, на подъезде к реке Бугузун пошли глубокие промоины, тут короткая база нивы доказала свое превосходство над длиннобазыми джипами. Подошли к реке, это наш первый брод в этом путешествии и первый мой серьезный брод с быстрым течением. Игорь надел костюм и пошел на разведку. Доклад не утешителен, течение сильное, воды по пояс, а машина у нас одна и лебедки нет. Ну и что теперь, назад дороги нет!
Подключаем шноркель, резиновую перчатку на трамблер, электроизолирующий спрей на все открытые контакты под капотом, спускаем колеса до 1 Атм, гаджеты повыше под крышу, задраиваем люки, готовы, вперед.
В машине течение ощущается сильнее, чем на берегу, чтобы не сносило мы пошли по диагонали по течению, таким образом сопротивление гораздо меньше, и риск опрокидывания минимален. Брод взят! Вышли, осмотрелись, волос на груди подприбавилось. Оказалось, все это семечки по сравнению с дорогами Тувы. Далее шли вполне хорошие дороги до начала подъема на перевал Бугузун.
Повстречались 2 лисы, огромное стадо овец и сотни муранок, алтайских мышек. Перед подъемом шла дорога по руслу реки, большие камни, подъемы и спуски.
Затем на пути повстречался заброшенный погранпост, в котором сидел большой бобёр. Игорь увидел бобра, и тот испугался, даже не догадываясь, что Игорь испугался бобра не меньше.
Пошел крутой подъем по уступу, дорога только в одну машину, в случае встречной не разъехаться, шли плавно, без остановок. Сам подъем оказался хоть и крутым, но не длительным, мы довольно быстро его штурмовали и сделали пару фото на вершине.
Перед нами открылась Тува, бескрайние степи и тысячи озер с чистейшей горной водой. Именно этот перевал является границей двух республик, Тувы и Алтая, именно здесь граница водоразделов Обского и Енисейского, и именно здесь начался такой треш, от которого до сих пор не по себе, который я буду вспоминать долго и рассказывать внукам :)
Спустились с перевала, ехали осторожно, не быстро, но и не медля. Фото в тех местах делали мало, а сейчас расскажу почему. Не спеша ехав по ущелью, вдали мы увидели стадо овец и одинокую юрту со стоящими рядом лошадьми. Наша дорога проходи как раз рядом, объездов, разумеется, нет, едем вперед. Из юрты вышло пятеро молодых людей, один направился наперерез по нашему следованию и покричал в нашу сторону. Заметив, что мы не намерены останавливаться, он засвистел, а затем и вовсе прыгнул на коня и погнался за нами. «А вдруг он хотел поздороваться?», — скажете Вы, но будь Вы на нашем месте, сделали бы то же самое. Мы дали газу нашей старушке во все её 4 цилиндра и наутёк, парень на коне не отставал и нагонял нас, зная, что дорог нет, а впереди десятки таких селений. Наша бедолага нива таких скачек никогда не видала, мы внутри подпрыгивали на своих сиденьях не меньше того парня на седле:) Погоня продолжалась около 4-5 км, затем мы ушли. Никогда не встречал такой прыти! Напряжение у экипажа возросло, про фото и видео забыли, и мысли были об одном — поскорее проехать этот участок.
Следующее селение нас встретило так же, как и первое. На этот раз 2 всадника решили поприветствовать нас и поскакали за нами. Эти оказались не такими настойчивыми и далеко за нами не шли. Солнце спешило в закат, а мы не прошли даже четверти этих мест. По плану мы хотели остановится ночевать в Туве за Бугузуном, но ввиду последних событий было решено рубиться в ночь и проехать запланированные 2,5 суток маршрута за сутки без остановок.
Подъезжая к озеру Хиндиктиг-Холь, сбились с маршрута и вышли на еще одну одиночную юрту, там был один человек, и он смотрел на нас, не предпринимая никаких действий. Дорога по карте проходила правее на несколько сот метров, и по ней мы должны были подняться на финальный перевал перед озером. У нас же не обойтись без приключений, и мы вышли на горные топи, настоящие непролазные болота с водой и грязью. Ох, днем бы тут душу отвел! Но уже темно, и дороги не видать, только направление, ехали медленно, петляя между топких луж. Затем следовал большой подъем в гору, южная сторона которой одно сплошное болото. Я вот раньше всегда удивлялся, как может быть в горах болото, там повсюду камни и в случае чего можно объехать чуть выше. Тут мы поняли, что это. По сути своей горные болота— это ручей, который берет начало у вершины горы и разливается на большую плоскость склона. У этих болот нет русла, они текут ковром по склонам гор, на них растет трава с пористой корневой системой. Стоит наступить ногой на казалось бы плотный травяной покров, как ты ушел по щиколотку в воду. Колеса эту траву рвут на раз два, а под ней вода и грязь. Проходить их нужно внатяжку, аккуратно, не буксуя. Заскочили мы на эту болотную гору, стоит отдать должное резине, которая даже под нивой неплохо плющится.
Перед нами открылось большое озеро, именуемое Хиндиктиг-Холь. Уверен, днем отпала бы челюсть от видов, но мы едем до победного нон-стоп.
Спустились к берегу озера, и вот они, разбитые дороги по горным болотам, о которых нас предупреждали все. Отчеты гласят о 2 км непролазных горных болот, на самом деле их не меньше 3-4. Здесь уже стало совсем темно, ничего не видать впереди, вооружились фонарями и на разведку.
Варианта 2, либо ехать по болоту выше, где колеи с полметра, либо по самому озеру 50 метров (воды там не очень много, по пояс). Пробуем по верху, встаем. Рыть колею ночью не самая лучшая идея, решено спускаться вниз и идти по воде. Волнительно, так скажем, машина-то одна. В воде налетели на камень, подлетели здорово. Вышли, сушимся, идем дальше, смотримся.
Ночью дорога показалась нам хорошей, с берега озера решили подняться метров на 50 от берега, чтобы был запас высоты и в случае чего могли проходить сложные участки по диагонали вниз к озеру. Тут-то мы просчитались, не пощупав дорогу, вверху ходом преодолевая болота, мы на скорости 10 км/ч налетели на камень и намертво встали, хода вперед и назад практически не было, задний мост висел на большом плоском камне, а передние колеса нарыли себе бортик, через который не проехать, не помахав лопатой. Время 00:00 4 июля, тут бы надо начать рассказ о следующем дне, но у нас еще вчерашние приключения не закончились :)
Достаем лопату и домкрат, начинаем спасательную операцию. Вика приносила камешки, Игорь орудовал лопатой, а я крутил домкрат. Потом вся эта организация пошла к черту, и мы тупо рыли руками эту почву, потому что лопата ее не берет, домкрат постоянно тонет, и вообще в радиусе двух метров ничего не видно. Будь у нас хайджек, заняло бы у нас все это 10 минут. Стало холодно, было решено топливо не жечь, не знаем на сколько мы тут, до ближайшей тувинской цивилизации добрых 70-90 км неизвестно каких дорог, поэтому мы бросили это дело и принялись готовить, обедали крайний раз 10 часов назад в Кош-Агаче. Согрели чай, приготовили самое быстрое, что можно было (гречу с тушенкой), и сели в машину. Вике сзади с местом не позавидуешь, тесновато, но она как-то умудрилась укутаться в спальник. Мы с Игорем впереди решили спать сидя, без ничего, оделись поплотнее и уснули. Рассвет был уже совсем скоро, каких-то 2-3 часа сидячего сна, и вот уже 4 июля, спасательная операция, попутчики и общение с тувинцами:)
В районе 5 утра 4 июля я проснулся от холода, ночи здесь суровые, высота 2300. Игоря уже не было в машине, он пошел разведывать дорогу, я приступил к вызволению нивы из болота.
Забыл совсем, днем ранее была обнаружена серьезная поломка — оторвался кронштейн крепления стабилизатора, на котором крепится передний мост. На второй кронштейн пришлась двойная нагрузка, и потому все движения должны быть предельно аккуратны.
Вышел, осмотрелся, сидим капитально. Хайджек решил бы этот вопрос в два счета, у нас в наличии лопата и обычный вазовский домкрат. Долго не думая, мы принялись поднимать зад и подкладывать камни под колеса, затем та же процедура с мордой, и так 3 часа.
Процесс подъемов и подкладываний уже дошел до автоматизма, как сзади послышался шум мотора, по нашему пути следования ехала белая нива. Здесь мы уже выдохнули и были уверены, что все позади. Я пошел им навстречу и провел по более-менее проезжабельной дороге. В составе экипажа была пара геологов из Новокузнецка, дядя Вася и супруга Татьяна. Попытавшись проехать мимо нас, они тоже пару раз засели. Достав хайджек из багажника, не прошло и пяти минут они выскочили. Реечный домкрат — сила! Мы с Игорем переглянулись и одновременно подумали об одном и том же: «А почему бы нам не попробовать выехать самим, не зря ж 5 часов рыли!». И о чудо, нива сорвалась с места и выскочила из ручья за пару качков!
Настроение у команды поднялось, и мы снова полны азартом приключений, двинулись вперед.
Далее мы с большей уверенностью шли в 2 машины, ни одна не застряла.
По пути было множество перевалов с красивыми панорамами, броды, одиночные юрты и красивейшие горы.
Не спеша добрались до селения Мугур-Аксы, дядя Вася пробил колесо прям на въезде, ремонтируемся.
В селении мы зашли в местное кафе, меню не богато, но одно блюдо нас всех заинтересовало — тувинский суп. Каждый заказал по порции супа. На стойке раздачи мы увидели тарелки, в которых, внимание, вода, лапша и баранина. Все! Это и есть тувинский суп, мне понравился, просто и со вкусом. Между прочим, мясо там самое настоящее, горные барашки в супе не видели гормонов роста и промышленных комбинатов, в городе такое мясо это деликатес. Тувинскому супу 5+.
Дяде Васе нужно было сделать колесо, а нам приварить кронштейн, и поэтому мы заехали в местную мастерскую. Пока мы занимались нашими авто, то и дело подходили местные жители и расспрашивали нас о том, откуда мы и где были. «Здорово! Как дела?» — начинал разговор каждый из них. Забавно, но ни один не прошел мимо, обязательно здоровался и заводил беседу. Мы любезно общались со всеми, узнали о местных достопримечательностях и рыболовных местах.
Валяясь под машиной, я услышал, что дяде Васе местная бабуля настойчиво предлагала что-то выпить. Мне стало любопытно, я вылез из-под авто и стал наблюдать. Она хотела напоить нас зеленым чаем из горных трав, ребята с опаской отказывались, понимаю. Ну а мне че, возьми да попробуй! Чай оказался очень вкусным, поклонился и поблагодарил старушку. Бабуля ушла, но вернулась через несколько минут с огромной бараньей ногой! Знаете, такой добротной, настоящее мясо! Она от чистого сердца отдавала нам его и не просила ничего взамен. Мы бы с радостью его взяли, будь у нас чем отблагодарить добрую бабушку, но, к сожалению, делать этого не стали, хранить мясо нам попросту негде, пропадет ведь, жалко. Заварили стабилизатор, сделали колесо дяде Васе и в путь.
Дорога от Мугур-Аксы до Хандагайты — убитая гравийка, скорость движения по которой от 30 до 60 км в час.
Двигаться решили по максимуму вплоть до заката, лагерь разбили на берегу речки за 10 км до Хандагайты. Как мы ни старались, а разбивать лагерь в Тыве все же пришлось. Вот так прошел наш четвертый день, впереди еще 8 дней путешествия, а позади вагон впечатлений. Но приключения на этом еще не окончились, далее идет крупный тувинский город и тайга южной Хакасии.
День пятый. Сегодня по плану было доехать до Абазы и заночевать там в месте, где есть баня.
Мы не бронировали заранее базу и не знали, будут ли они вообще по пути, потому искали методом «тыка».
До обеда мы успели добраться до Ак-Довурака — крупный город в Тыве с населением чуть менее 14000 человек. Там мы пообедали в местном кафе, заправились и заехали в автомагазин.
После мы отправились на перевал «Сотый» — горный перевал Западный Саян по дороге Ак-Довурак — Абакан.
Называется он так потому, что расстояние от Ак-Довурака до перевала ровно 100 км. На подъеме на Сотый захандрила машина, начала глохнуть, а затем перестала заводиться вовсе. Резко испортилась погода, поднялся ветер, и пошел ливень с грозой. Здесь мы уже обнаружили закономерность, машина начинает хандрить только в подъемах, если чуть отпускаешь газ, а если ехать на повышенных оборотах или задом в подъем, то никаких проблем нет. Таким макаром мы поднялись на Сотый задним ходом:) Забавное зрелище: нива, поднимающаяся задним ходом на перевал высотой 2214 м.
Забрались, снова посмотрели на облака под ногами, как и на Акташском ретрансляторе, и поехали дальше. Здесь наши пути с попутчиками на белой ниве разошлись, они поехали вперед, а мы после перевала стали искать базу. Сотню км проехали без проблем, потом снова пропал холостой ход, и нива забарахлила, было решено немедля останавливаться на любой базе и решать проблему. Связи там нет, положились на оффлайн карту MAPS.ME, на которой поблизости была отмечена деревушка с забавным названием Кубайка. Мы заехали туда и увидели соответствующие указатели, проехали по ним и оказались на базе.
Словами красоты тех мест передать невозможно. В два ряда вдоль берега стоят одинаковые с виду домики из кругляка, река Она бежит в 15 метрах, вокруг все это окружают горы и хвойный лес, настоящая хакасская тайга.
Мы заселились в домик, внутри все из дерева, а посередине русская печь. Самое приятное во всем этом то, что там нет связи и электричества. Эл-во включают в определенное время и только для света или подзарядки гаджетов. Вечером снова полил дождь и продолжался до обеда следующего дня, повезло нам, что именно в этот день решили остановиться на базе. Так прошел пятый день, 6 июля нас ждет днёвка в гараже.
День шестой. У Игоря день рождения, и первым делом мы, конечно же, поздравили его. Дождь лил всю ночь до самого обеда, как все-таки вовремя остановились в Кубайке:)
Собрались не спеша и в путь. По плану хотели доехать до Саяно-Шушенской ГЭС, но машина забарахлила, и мы заехали в город Таштып на ремонт. Свой день рождения Игорь провел в гараже, а в качестве праздничного стола мы открыли две рыбные консервы и слупили их с чем было :)
Загнали машину на яму и, пользуясь случаем, сделали все, что беспокоило, а это: прочистили карбюратор, заменили бендикс и сальник переднего моста. Времени все это заняло много, не в каждом магазине были необходимые запчасти и пришлось объехать весь город в поисках. Благополучно завершив работы по обслуживанию нивы, мы отправились в сторону Саяногорска. Времени было за 20:00, и мы решили остановиться на каком-нибудь водоеме по пути.
Хакасия богата на озера, но почему-то именно в этот вечер нам не очень-то везло, подходящих стоянок не попадалось, и мы встали на ночлег уже потемну в тополиной лесополосе. По пути остановили гаишники, проверили документы, спросили откуда мы куда и пожелали доброго пути. Я был уверен на 99%, что докопаются за шноркель, но этого не сделали. Чудно! Это единственная встреча с сотрудниками ДПС за все 12 дней. Из-за сильного ветра мы не стали готовить еду и поужинали в машине бутерами с колбасой и праздничными пирожными, которые подарили Игорю. За день было пройдено около 140 км.
На седьмой день по плану было посетить сразу несколько запланированных мест, в этот раз все обошлось без изменений. К утру вчерашний ветер утих, и мы не спеша собирались в Черемушки на ГЭС.
На завтрак Вика приготовила блины, необычное блюдо в дороге:) Выдвинулись в районе 9 утра и прямиком на первую точку. На подъезде к Саяно-Шушенской ГЭС наблюдали множество различных монументов, посвященных этому уникальному сооружению. Чудом отыскали место для парковки у площадки и бегом смотреть.
К сожалению, на фото не передать величественность плотины, ну бетонная стена, и что:) На смотровой площадке все совершенно иначе: оттуда открывается хороший вид на ГЭС и обводной канал, который вот-вот должны запустить.
Вы только представьте, высота плотины 245 метров. 245, Карл! И все это строили люди. Какие силы и средства были затрачены на возведение этой махины, стоит только догадываться, это была поистине великая стройка. В общем, советую посетить, Вам понравится. После смотровой мы двинули в Абакан. Хорошо быть пассажиром, сидишь, глядишь:) У водителя такой возможности почти нет, все внимание на дорогу и дорожную обстановку, едешь и думаешь: «Вот бы еще пару глаз, смотреть на все 360».
В Абакане посетили краеведческий музей, там прибились к группе с экскурсоводом и узнали интересные факты из истории Хакасии.
Следом мы отправились на озеро Шира и там остановились там в палаточном лагере. О нем я знал давно, как-то оно на слуху, многие туда ездят лечиться и просто отдохнуть.
Оно известно своими лечебными грязями и целебными свойствами слабосоленой воды (научно доказано). Мы приехали туда в районе 20:00 и решили в этот день воздержаться от водных процедур, вместо этого приготовили ужин и уселись в палатку раскинуть партейку-другую в картишки.
Шира чем-то мне напомнило Яровое, тоже много людей, палаток со всякой всячиной, громкой музыкой и куча вывесок «Сдам жилье», одним словом — курорт. Как по мне, долго там находиться нет смысла, приехал, искупался и уехал. Заняться особо нечем, кроме как просаживать кассу на аттракционах или в баре, да и жилье дорогое. В общем, на раз. За день пройдено около 380 км.
8 июля. Утром после завтрака мы искупались в озере Шира, вода бодрит. В этот день мы хотели посетить Туимский провал и Сундуки, но в один момент что-то пошло не так. В Туиме мы немного сбились с пути и подъехали к провалу с другой стороны. Как оказалось, там есть специальная парковка и платная смотровая площадка за 70 руб. с человека.
Мы, сами того не зная, обошли все эти блага и вышли на место, откуда прыгают с веревки, там можно подойти бесплатно. По пути туда у меня закрадывались мысли прыгнуть, но, когда подошел к краю, они в миг развеялись:)
Нам удалось видеть прыжок одного экстремала, которого готовили и инструктировали более получаса. Высота провала 120 м, время свободного падения около 4 секунд, со стороны кажется ,будто человек летит очень медленно, да и не страшно вовсе, на самом деле стоит догадываться, что он испытывает в этот момент:))
В стенах провала можно наблюдать шахты с торчащими рельсами, по которым когда-то вывозили руду.
По дороге с провала в Туим снова забарахлила машина, мы доехали до поселка и нашли автомагазин, возле магазина возиться с машиной все же увереннее, чем где-то на трассе. Вооружившись карбочистом и разобрав карбюратор, мы прочистили все, что можно было прочистить, но проблема не отступила. Местные подсказали нам специалиста по карбюраторам, который проживал недалеко, и мы направились к нему. Спец разобрал карб, продул, прочистил, отрегулировал и вуаля, нива снова в строю. Но как оказалось днем позже, это был все-таки не карбюратор, но это уже совсем другая история.
Расчитались, поблагодарили и на радостях поехали обратно в сторону озера Шира, времени было уже около 19:00. В поселке Шира нас застал ливень и, судя по затянутому небу, он не собирался заканчиваться, тогда мы, недолго думая, остановились в центре города у пустой палатки с фруктами, чтобы приготовить ужин под крышей, вечером там, разумеется, уже никого не было. Подогнали машину, выгрузили все необходимое и принялись готовить. Нужно было видеть лица проезжавших мимо людей, которые смотрели на нас, как на дикарей:) Сидим, значит, в центре города и готовим еду:) Конечно же, мы могли доехать до палаточного лагеря и делать все под дождем, но альтернатива, сами понимаете, не совсем удачная.
Игорь долго разговаривал по телефону, завершив разговор, сказал, что рядом есть озеро Итколь, на котором сейчас отдыхают друзья семьи, мы, поужинав, отправились туда. Итколь находится рядом с Шира, по размерам чуть меньше, но отличается чистой пресной водой и наличием рыбы, которую, к слову, ловить там нельзя — заповедник. Если поймают, в лучшем случае отделаешься штрафом. Что забавно, на рынке в 500 метрах от озера торгуют рыбой пелядь из этого же озера:) Приехали на место, попили горячего чаю в компании знакомых и спать. Вечером было довольно холодно, вот только пролил дождь, и за ним поднялся сильный ветер. Пройдено за день около 85 км, а все потому, что полдня провозились с карбюратором.
9 июля выдался богатым днем на достопримечательности Хакасии. Утром мы, как обычно, собрались и первым делом поехали на тропу предков, это настоящий музей под открытым небом на берегу реки Белый Июс.
Правый берег реки — скалы с множеством пещер и гротов, соединенных тропами различной сложности. Въезд на парковку перед тропой 50 рублей, вокруг домики, места под палатки, все ухожено и чисто.
Мы пошли по самой хорошей тропе по верху, оттуда открывается великолепный вид на Хакасскую тайгу и реку Белый Июс. Людей было довольно много, встретили пару групп с детьми школьного возраста, туристов с рюкзаками.
Заглянули в пару пещер, в которых когда-то останавливались древние люди.
В общем, впечатления только положительные! Вернувшись к машине, пообедали и отправились на Сундуки, довольно известное место в Хакасии. Проезжая пятый сундук, машина снова забарахлила и заглохла, приехали. Тут я не выдержал и все же решил проверить бензонасос, ну а вдруг. Подкачав бензин, машина заводилась, а затем глохла. Скинул шланг с насоса и, повернув ключ зажигания, понял, вот что беспокоило нас все это время! Благо в запасе у меня был новенький бензонасос, и я благополучно заменил его, через 30 минут нива как ни в чем не бывало завелась и больше с того момента ни разу не подкачала:) Удивительные все же машины российского производства, ломаются, но делаются «на коленке».
Вдали мы отчетливо увидели дорогу, по которой можно заехать на третий сундук, и не отказали себе в попытке подняться туда.
Вид открылся обалденный, все сундуки как на ладони и пешком идти не надо, прекрасно:)
Оттуда мы двинули на озеро Тус, что в 20 км прямой дороге вдоль реки Июс. Фактически дороги там нет, но на картах есть пунктирная линия, которая говорит о том, что есть тропа. Мы решили поехать по этой дороге, помесили грязи немного и вышли в нужное место. Озеро Тус — соленое озеро с черными лечебными грязями. Подъехать бесплатно к нему не получится, оно ограждено полностью, чтобы заехать на целый день нужно заплатить 150 рублей, на сутки — 500. Все то же самое, что на Шира и Итколь. Честно скажу, я даже рад, что есть люди, которые заморочились с этим и организовали платный заезд, скажу почему. За эту плату ты в праве пользоваться туалетом, душем и набирать чистую питьевую воду, к тому же берег всегда чист и ухожен. Не будь это озеро платным, загадили бы его, как все водоемы, которые часто посещают туристы. Ну не умеет наш народ нормально отдыхать, оставляют за собой горы мусора и буквально у себя под ногами гадят, все это мы уже видели у нас в пригороде, взять тот же Караканский бор или Морозово. Не хотите по-хорошему, значит, платите деньги, все сделают за Вас. Ни капли не жалко, честно.
Вечером мы искупались в нем, погода была безветренная, и на озере был полный штиль. Соленая вода выталкивает тело, и ты ложишься на нее, расслабившись, кайф! Поужинали и спать, на следующий день был дан стар в сторону дома, впереди ночевка под мостом и первозданная Кемеровская тайга, в которую я хочу вернуться в этом году, но об этом позднее.
10 июля — домой. В этот день мы выдвинулись в сторону дома, ехать обратно было решено по дороге Аскиз — Междуреченск. Утром приняли грязевые процедуры и вперед.
После обеда добрались до Аскиза, там заехали в магазин и заправились топливом, которого, к слову, нам хватило до Новосибирска. Днем ничего примечательного с нами не случилось, Вика вышивала, я рулил, Игорь смотрел, а машина ехала.
Судя по состоянию дорог, мы решили добраться до поселка Вершина Тёи и заночевать в том районе, но вечером стало пасмурно и собирался дождь.
Мы решили не жалеть времени и уже после 18:00 стали искать место для ночлега. Наша дорога пролегала вдоль реки Аскиз то по правому берегу, то по левому, и, соответственно, часто попадались мосты.
Место искали довольно долго, каждый раз при виде свертка к реке сворачивали, но безрезультатно.
На улице стало темнеть, как вдруг мы увидели накатанный сверток и решили его проверить. Как оказалось, это была дорога под большой мост через Аскиз и, одновременно, железную дорогу. О, это Отлично:) Мы спустились туда и благополучно расположились под ним, вокруг густые заросли, и нас ни откуда не видно, да и в паре метров бежит река, а над головой крыша:) Все всегда складывается благополучно, если Вы думаете о хорошем, так случалось и у нас на протяжении всего путешествия. В течение всего дня фото практически не делали, вечером приготовили, покушали, и спать. Ночью лил дождь, а нам нипочем, места под крышей хватило даже ниве. За день пройдено около 360 км.
11-12 июля — дорога через тайгу и дом. Утро, сборы, в путь. Погода в этот день была пасмурной, весь день с утра до вечера лил дождь.
Наш маршрут пролегал по Кемеровской тайге от Вершины Тёи до Ортона, это приблизительно 70 км бездорог с десятками бродов и больших луж.
Проехать там можно даже на кроссовере, дорога каменистая, валунов нет, изредка встречаются промоины, на них найдется объезд. Броды не глубокие, в целом дорога довольно накатана, по пути встретили 3 машины.
Участок в 70 км мы не спеша проехали за 5-6 часов, останавливались на обед и поесть земляники, ее там море.
Встретив в Ортоне местного жителя на мотоцикле, я спросил про дорогу на Усть-Кабырзу, по плану мы хотели проехать там и выйти на Таштагол, на что он ответил, что дорога есть и объяснил, как проехать. Чтобы наверняка, спросили у еще одного человека, тот сразу сказал, что без бензопилы не пройдем, вся дорога заросла, и мы на своей машине не проедем. Прозвучало как вызов:) Времени было около 17:00, мы решили не испытывать судьбу и поехать от Ортона в Междуреченск по нормальной дороге.
Теперь дорога Ортон — Таштагол мне не дает покоя, хочется вернуться туда, чтобы закончить начатое. В Междуреченске заехали в супермаркет, после отправились в сторону дома и остановились на реке Томь неподалеку от города Мыски, там и разбили лагерь. Здесь, когда уже все позади, мы вспоминали о самых ярких днях нашего путешествия.
12 июля мы отправились домой, по пути встретили знакомых ребят в Журавлях, которые двинули по нашему маршруту.
За 30 км от дома послышался какой-то посторонний звук сзади. Как раз у дороги была эстакада, мы заехали на нее и обнаружили, что открутился и вылетел болт верхнего крепления правой штанги заднего моста, на помощь пришла казахская сварка:)
Минутка рекламы: В любой непонятной ситуации воспользуйся казахской сваркой! Благодаря эффективной формуле КолхозПро казахская сварка способна вытащить вас из любой задницы! Наряду с синей изолентой широко распространена в России в машиностроении, космической отрасли, науке, хиромантии, экстрасенсорике и т.д. Казахская сварка — выбор профессионалов! Покупайте у официальных дилеров.
В общем, доехали до дома на сварке, а там уже я поставил новый болт.
Как-то так! Вот готовишься такой месяцами, все считаешь, вкладываешь, планируешь, и тут бац не заметил, как все закончилось:) «И все это было ради каких-то 12 дней?» — скажете Вы. Но нет! Все это ради впечатлений, с которыми можно поделиться в старости, ради приключений и нестандартных ситуаций, ради того, чтобы когда-нибудь, прочитав все это, ты скажешь: «А я повторю!», как я весной 2015 года. Живем в огромной стране, 1/7 часть суши как-никак, вокруг столько всего прекрасного, что жизни не хватит побывать везде. Все более чем реально и доступно, за подробностями по маршруту, авто и организации пишите, с радостью отвечу на любые вопросы.
Ах да, совсем забыл, на все ушло 13,5 тыс. с человека, это примерно 1100 в день, вот и считайте:) Всем большое спасибо за поддержку и за Ваше внимание!