Экспедиция на одной ниве НСК—Алтай—Тыва—Хакасия—Кузбасс

11.08.2017 | 37042 просмотра

Приветствую Вас, дорогие читатели drom. Меня возут Семён, я из Новосибирска, в этом отчете я бы хотел рассказать Вам о нашем путешествии по маршруту Новосибирск — Алтай — Тыва — Хакасия — Кузбасс — Новосибирск на одной НИВЕ. Это мой первый отчет такого плана, надеюсь, Вам понравится:)

Первый день нашего путешествия начался в 04:00, перепроверялись сумки, крепились канистры, строевой смотр, в общем. Проверил еще раз уровень жидкостей, все патрубки, пыльники, шланчики, все огонь. Еще не успев сесть, мы заметили, как сильно просела машина, штатных пружин не хватает, учту.

Долго думал, как крепить обычные канистры на крышу, специальные крепления есть только для экспедиционных канистр, которые стоят прилично. Можно было решить вопрос веревками, резинками и т.д., но все это держит до поры до времени, проверено. В нашем случае было 2 канистры по 7 литров (пластик), одна на 10 (металл) и одна на 20 литров (металл). Итого дополнительно было 44 литра топлива. Штатный бак на 45 литров. Решена проблема была очень просто, универсальными полиуретановыми креплениями. Держали всю дорогу, никаких проблем.

Наши поездки с семьей Максима Собинова совпали по времени, и мы решили первый день ехать вместе, веселее как никак:) Чуть позже подьехал экипаж Собиновых на дэу матиз, который, к слову, может и могёт. В прошлом году своим ходом ребята доехали от НСК до Крыма и назад на этом чудо-мобиле.

Ну все, старт дан. Ехали в среднем 90-100 км/ч, слушали музыку и вой раздатки. На заправке в Бийске нам удалось точно посчитать расход по трассе — 10,5 л на 100 км. Приятно удивился. При подъеме на Семинский перевал машина начала дергаться, появились провалы в зажигании, а затем вовсе заглохла. Первым делом скинул гофру со шноркеля, может быть недостаток воздуха, затем полил холодной водой на бензонасос, он греется, это болезнь у нив и девяток. Что-то мне подсказывало, что это был именно бензонасос, но симптомы вели на плохой бензин и загрязнение карбюратора. После прогазовки машина поехала, но провалы не отступили. Чтобы преодолевать затяжные подъемы приходилось крутить движок до 4 тыс. об. в минуту, на меньших оборотах машина глохла. По прямой и на спусках никаких проблем, все стабильно. В конечном итоге это оказался бензонасос, но диагноз был поставлен только на 9-й день путешествия, тогда же я его и поменял.

По плану нужно добраться до Онгудая, мы остановились за 10 км на реке Урсул, расположились, отужинали, сидим, любуемся.

Горы, красота! Макс запустил квадрокоптер, видео на него получаются улёт. Техника, че! Вот так прошел первый день нашего путешествия, он же самый большой по пройденному расстоянию, более 600 км.

На второй день было запланировано доехать до Кош-Агача затем свернуть в сторону поселка Кокоря и выйти на основной оффроад участок Кокоря — перевал Бугузун — озеро Хиндиктиг-Холь — Мугур-Аксы — Хандагайты.

На этом участке длиною примерно 330 км, со слов бывалых, много бродов, перевалов и самое главное верховые болота на озере. Нас предупреждали о приграничной зоне и о том, что обязательно нужно сделать пропуска. Если этого не сделать, то могут быть проблемы в виде административного штрафа или того хуже — возвращения обратно. За несколько недель до старта я звонил в погранотряд Кош-Агача и уточнял этот момент, нас уверили, что пропуски можно сделать на месте, займет это 2-3 часа в зависимости от загруженности. Так как 2 июля воскресенье, погранцы не работали, и мы решили немного прокатится по Алтаю.

Было решено штурмовать Акташский ретранслятор (3060 метров) и заехать к Кольке Кураю в Курайскую степь полюбоваться ледниками Северо-Чуйского хребта. Погода начала портиться, но мы все же решили забраться на ретранслятор, надеялись, что облака разойдутся и мы сможем увидеть панораму хребта.

Дорога проезжабельна только на авто 4WD с высоким клиренсом. Мы ехали не спеша, объезжая валуны и промоины, как откуда ни возьмись в зеркало заднего вида показался силуэт белого кроссовера. «Чудак!», — подумали мы и карабкались дальше. Этот чудак на WW Toureg быстро нагнал нас, спросил, где ретранслятор и ринулся вперед, мы пропустили его.

Насколько были удивлены все мы, когда он заехал туда и благополучно спустился, не оторвав бампера:) Мое мнение о Touregах поменялось, раньше был уверен, что кроссоверы могут разве что на бордюры заезжать, а этот по горам скачет, да так лихо!

На ровном участке уступа остановились, снова забарахлил бензонасос (еще об этом не знал), за нами подкрались 2 экипажа джиперов из Offroad Master Club на ниве и прадике, поприветствовали и поехали дальше. Мы поправили обороты движка и двинули вперед, а вернее вверх, так как вся дорога это сплошной подъем в гору. Стоило нам подняться, тут же началась самая настоящая пурга со снегом и пронизывающим ветров, да такая что с ног сбивала.

Мы утеплились и вышли в надежде увидеть хоть что-нибудь, что не скрыто за облаками.

Увы, все затянуло, и нам ничего не осталось, как спускаться назад, сделав несколько фото на фоне панорамы непроглядного тумана.

Это ли не повод вернуться туда еще раз!? Я отвечу ДА! Внизу в Акташе пообедали в кафе, обнаружилась неисправность, порвался пыльник внутреннего ШРУС и закапало масло с переднего моста. Ехать-то можно, но у нас большой запас по времени, да и бродов впереди много, решили на следующий день 3 июля в понедельник исправить все, что беспокоит.

День еще не завершился, времени вагон, решили поехать в Курайскую степь, это по пути, виды там шикарные. Там я попытался сделать свой первый Таймлапс, что из этого вышло, погляжу на досуге. Оттуда мы поехали в Кош-Агач, на парковке у продуктового магазина пристал выпивший местный житель, который представился борцом-самбистом Эмином. Несложно было догадаться, чего он хочет, через несколько минут беседы он перешел в «наступление» и спросил 20 рублей на что-то. Конечно же, мы не отказали, зная о местных нравах и о том, что русских здесь практически нет. 99% населения коренные алтайцы, люди сильной воли, как говорится, вату не катают.

Близился закат, и мы спешно удалились из центра города в сторону мест, где нет людей и животных. Под животными я имею в виду коров, хозяев степей и лугов:) Эти парнокопытные любят приходить в лагерь ночью воровать еду, потрошить мусорные пакеты и запинаться о растяжки палаток:) Это уже пройденный этап для нас, пару лет назад корова частично упала на палатку с лежащими в ней друзьями, это был еще тот экшен. Отвлекся чет, ну да ладно. Нашли место, поставили палатку, поужинали и в люлю, впереди самый нелегкий день.

Утром третьего дня встали в 07:00, позавтракали и поехали снова в Кош-Агач в погранотряд. По пути я позвонил туда, подробно описал наш маршрут, состав экипажа и цели экспедиции, в ответ прапорщик ответила, что пропуски не потребуются, если мы не собираемся въезжать в пятикилометровую приграничную зону. Отлично! Тогда первым делом мы отправились в местное СТО, чтобы заменить порванный пыльник и устранить течь масла. Все эти процедуры заняли у нас не более 2 часов, цена за ремонт оказалась более чем гуманная.

Слесарь, по национальности алтаец, поведал хорошие места для рыбалки на хариуса, посоветовал снасти и предупредил нас о местных жителях Тувы в Монгун-Тайгинском районе. «Мы еще добрые», — сказал он с усмешкой. Предостерег нас от контакта с молодыми людьми в одиночных поселениях, посоветовал не останавливаться и пристально не смотреть на местных женщин, они этого не любят. Нам неприятности не нужны, подумали мы, и внимательно вслушивались в каждый совет, который он нам давал. Не хочется сказать плохо о местных жителях, но действительно не только этот человек говорил об этом, нас предупреждали неоднократно друзья с оффроад клуба, которые были там и видели всякое. Ну а нам че, деваться некуда, есть маршрут, есть план, есть топливо в баке, пока нива едет, нас не догонят:)

Заехали на заправку, залились дополна и заправили канистры. Итого вышло 95 литров, мне хватило бы год на работу ездить:)

С Кош-Агача выехали в районе 14:00, час ехали по степи, дорога хорошая, на подъезде к реке Бугузун пошли глубокие промоины, тут короткая база нивы доказала свое превосходство над длиннобазыми джипами. Подошли к реке, это наш первый брод в этом путешествии и первый мой серьезный брод с быстрым течением. Игорь надел костюм и пошел на разведку. Доклад не утешителен, течение сильное, воды по пояс, а машина у нас одна и лебедки нет. Ну и что теперь, назад дороги нет!

Подключаем шноркель, резиновую перчатку на трамблер, электроизолирующий спрей на все открытые контакты под капотом, спускаем колеса до 1 Атм, гаджеты повыше под крышу, задраиваем люки, готовы, вперед.

В машине течение ощущается сильнее, чем на берегу, чтобы не сносило мы пошли по диагонали по течению, таким образом сопротивление гораздо меньше, и риск опрокидывания минимален. Брод взят! Вышли, осмотрелись, волос на груди подприбавилось. Оказалось, все это семечки по сравнению с дорогами Тувы. Далее шли вполне хорошие дороги до начала подъема на перевал Бугузун.

Повстречались 2 лисы, огромное стадо овец и сотни муранок, алтайских мышек. Перед подъемом шла дорога по руслу реки, большие камни, подъемы и спуски.

Затем на пути повстречался заброшенный погранпост, в котором сидел большой бобёр. Игорь увидел бобра, и тот испугался, даже не догадываясь, что Игорь испугался бобра не меньше.

Пошел крутой подъем по уступу, дорога только в одну машину, в случае встречной не разъехаться, шли плавно, без остановок. Сам подъем оказался хоть и крутым, но не длительным, мы довольно быстро его штурмовали и сделали пару фото на вершине.

Перед нами открылась Тува, бескрайние степи и тысячи озер с чистейшей горной водой. Именно этот перевал является границей двух республик, Тувы и Алтая, именно здесь граница водоразделов Обского и Енисейского, и именно здесь начался такой треш, от которого до сих пор не по себе, который я буду вспоминать долго и рассказывать внукам :)

Спустились с перевала, ехали осторожно, не быстро, но и не медля. Фото в тех местах делали мало, а сейчас расскажу почему. Не спеша ехав по ущелью, вдали мы увидели стадо овец и одинокую юрту со стоящими рядом лошадьми. Наша дорога проходи как раз рядом, объездов, разумеется, нет, едем вперед. Из юрты вышло пятеро молодых людей, один направился наперерез по нашему следованию и покричал в нашу сторону. Заметив, что мы не намерены останавливаться, он засвистел, а затем и вовсе прыгнул на коня и погнался за нами. «А вдруг он хотел поздороваться?», — скажете Вы, но будь Вы на нашем месте, сделали бы то же самое. Мы дали газу нашей старушке во все её 4 цилиндра и наутёк, парень на коне не отставал и нагонял нас, зная, что дорог нет, а впереди десятки таких селений. Наша бедолага нива таких скачек никогда не видала, мы внутри подпрыгивали на своих сиденьях не меньше того парня на седле:) Погоня продолжалась около 4-5 км, затем мы ушли. Никогда не встречал такой прыти! Напряжение у экипажа возросло, про фото и видео забыли, и мысли были об одном — поскорее проехать этот участок.

Следующее селение нас встретило так же, как и первое. На этот раз 2 всадника решили поприветствовать нас и поскакали за нами. Эти оказались не такими настойчивыми и далеко за нами не шли. Солнце спешило в закат, а мы не прошли даже четверти этих мест. По плану мы хотели остановится ночевать в Туве за Бугузуном, но ввиду последних событий было решено рубиться в ночь и проехать запланированные 2,5 суток маршрута за сутки без остановок.

Подъезжая к озеру Хиндиктиг-Холь, сбились с маршрута и вышли на еще одну одиночную юрту, там был один человек, и он смотрел на нас, не предпринимая никаких действий. Дорога по карте проходила правее на несколько сот метров, и по ней мы должны были подняться на финальный перевал перед озером. У нас же не обойтись без приключений, и мы вышли на горные топи, настоящие непролазные болота с водой и грязью. Ох, днем бы тут душу отвел! Но уже темно, и дороги не видать, только направление, ехали медленно, петляя между топких луж. Затем следовал большой подъем в гору, южная сторона которой одно сплошное болото. Я вот раньше всегда удивлялся, как может быть в горах болото, там повсюду камни и в случае чего можно объехать чуть выше. Тут мы поняли, что это. По сути своей горные болота— это ручей, который берет начало у вершины горы и разливается на большую плоскость склона. У этих болот нет русла, они текут ковром по склонам гор, на них растет трава с пористой корневой системой. Стоит наступить ногой на казалось бы плотный травяной покров, как ты ушел по щиколотку в воду. Колеса эту траву рвут на раз два, а под ней вода и грязь. Проходить их нужно внатяжку, аккуратно, не буксуя. Заскочили мы на эту болотную гору, стоит отдать должное резине, которая даже под нивой неплохо плющится.

Перед нами открылось большое озеро, именуемое Хиндиктиг-Холь. Уверен, днем отпала бы челюсть от видов, но мы едем до победного нон-стоп.

Спустились к берегу озера, и вот они, разбитые дороги по горным болотам, о которых нас предупреждали все. Отчеты гласят о 2 км непролазных горных болот, на самом деле их не меньше 3-4. Здесь уже стало совсем темно, ничего не видать впереди, вооружились фонарями и на разведку.

Варианта 2, либо ехать по болоту выше, где колеи с полметра, либо по самому озеру 50 метров (воды там не очень много, по пояс). Пробуем по верху, встаем. Рыть колею ночью не самая лучшая идея, решено спускаться вниз и идти по воде. Волнительно, так скажем, машина-то одна. В воде налетели на камень, подлетели здорово. Вышли, сушимся, идем дальше, смотримся.

Ночью дорога показалась нам хорошей, с берега озера решили подняться метров на 50 от берега, чтобы был запас высоты и в случае чего могли проходить сложные участки по диагонали вниз к озеру. Тут-то мы просчитались, не пощупав дорогу, вверху ходом преодолевая болота, мы на скорости 10 км/ч налетели на камень и намертво встали, хода вперед и назад практически не было, задний мост висел на большом плоском камне, а передние колеса нарыли себе бортик, через который не проехать, не помахав лопатой. Время 00:00 4 июля, тут бы надо начать рассказ о следующем дне, но у нас еще вчерашние приключения не закончились :)

Достаем лопату и домкрат, начинаем спасательную операцию. Вика приносила камешки, Игорь орудовал лопатой, а я крутил домкрат. Потом вся эта организация пошла к черту, и мы тупо рыли руками эту почву, потому что лопата ее не берет, домкрат постоянно тонет, и вообще в радиусе двух метров ничего не видно. Будь у нас хайджек, заняло бы у нас все это 10 минут. Стало холодно, было решено топливо не жечь, не знаем на сколько мы тут, до ближайшей тувинской цивилизации добрых 70-90 км неизвестно каких дорог, поэтому мы бросили это дело и принялись готовить, обедали крайний раз 10 часов назад в Кош-Агаче. Согрели чай, приготовили самое быстрое, что можно было (гречу с тушенкой), и сели в машину. Вике сзади с местом не позавидуешь, тесновато, но она как-то умудрилась укутаться в спальник. Мы с Игорем впереди решили спать сидя, без ничего, оделись поплотнее и уснули. Рассвет был уже совсем скоро, каких-то 2-3 часа сидячего сна, и вот уже 4 июля, спасательная операция, попутчики и общение с тувинцами:)

В районе 5 утра 4 июля я проснулся от холода, ночи здесь суровые, высота 2300. Игоря уже не было в машине, он пошел разведывать дорогу, я приступил к вызволению нивы из болота.

Забыл совсем, днем ранее была обнаружена серьезная поломка — оторвался кронштейн крепления стабилизатора, на котором крепится передний мост. На второй кронштейн пришлась двойная нагрузка, и потому все движения должны быть предельно аккуратны.

Вышел, осмотрелся, сидим капитально. Хайджек решил бы этот вопрос в два счета, у нас в наличии лопата и обычный вазовский домкрат. Долго не думая, мы принялись поднимать зад и подкладывать камни под колеса, затем та же процедура с мордой, и так 3 часа.

Процесс подъемов и подкладываний уже дошел до автоматизма, как сзади послышался шум мотора, по нашему пути следования ехала белая нива. Здесь мы уже выдохнули и были уверены, что все позади. Я пошел им навстречу и провел по более-менее проезжабельной дороге. В составе экипажа была пара геологов из Новокузнецка, дядя Вася и супруга Татьяна. Попытавшись проехать мимо нас, они тоже пару раз засели. Достав хайджек из багажника, не прошло и пяти минут они выскочили. Реечный домкрат — сила! Мы с Игорем переглянулись и одновременно подумали об одном и том же: «А почему бы нам не попробовать выехать самим, не зря ж 5 часов рыли!». И о чудо, нива сорвалась с места и выскочила из ручья за пару качков!

Настроение у команды поднялось, и мы снова полны азартом приключений, двинулись вперед.

Далее мы с большей уверенностью шли в 2 машины, ни одна не застряла.

По пути было множество перевалов с красивыми панорамами, броды, одиночные юрты и красивейшие горы.

Не спеша добрались до селения Мугур-Аксы, дядя Вася пробил колесо прям на въезде, ремонтируемся.

В селении мы зашли в местное кафе, меню не богато, но одно блюдо нас всех заинтересовало — тувинский суп. Каждый заказал по порции супа. На стойке раздачи мы увидели тарелки, в которых, внимание, вода, лапша и баранина. Все! Это и есть тувинский суп, мне понравился, просто и со вкусом. Между прочим, мясо там самое настоящее, горные барашки в супе не видели гормонов роста и промышленных комбинатов, в городе такое мясо это деликатес. Тувинскому супу 5+.

Дяде Васе нужно было сделать колесо, а нам приварить кронштейн, и поэтому мы заехали в местную мастерскую. Пока мы занимались нашими авто, то и дело подходили местные жители и расспрашивали нас о том, откуда мы и где были. «Здорово! Как дела?» — начинал разговор каждый из них. Забавно, но ни один не прошел мимо, обязательно здоровался и заводил беседу. Мы любезно общались со всеми, узнали о местных достопримечательностях и рыболовных местах.

Валяясь под машиной, я услышал, что дяде Васе местная бабуля настойчиво предлагала что-то выпить. Мне стало любопытно, я вылез из-под авто и стал наблюдать. Она хотела напоить нас зеленым чаем из горных трав, ребята с опаской отказывались, понимаю. Ну а мне че, возьми да попробуй! Чай оказался очень вкусным, поклонился и поблагодарил старушку. Бабуля ушла, но вернулась через несколько минут с огромной бараньей ногой! Знаете, такой добротной, настоящее мясо! Она от чистого сердца отдавала нам его и не просила ничего взамен. Мы бы с радостью его взяли, будь у нас чем отблагодарить добрую бабушку, но, к сожалению, делать этого не стали, хранить мясо нам попросту негде, пропадет ведь, жалко. Заварили стабилизатор, сделали колесо дяде Васе и в путь.

Дорога от Мугур-Аксы до Хандагайты — убитая гравийка, скорость движения по которой от 30 до 60 км в час.

Двигаться решили по максимуму вплоть до заката, лагерь разбили на берегу речки за 10 км до Хандагайты. Как мы ни старались, а разбивать лагерь в Тыве все же пришлось. Вот так прошел наш четвертый день, впереди еще 8 дней путешествия, а позади вагон впечатлений. Но приключения на этом еще не окончились, далее идет крупный тувинский город и тайга южной Хакасии.

День пятый. Сегодня по плану было доехать до Абазы и заночевать там в месте, где есть баня.

Мы не бронировали заранее базу и не знали, будут ли они вообще по пути, потому искали методом «тыка».

До обеда мы успели добраться до Ак-Довурака — крупный город в Тыве с населением чуть менее 14000 человек. Там мы пообедали в местном кафе, заправились и заехали в автомагазин.

После мы отправились на перевал «Сотый» — горный перевал Западный Саян по дороге Ак-Довурак — Абакан.

Называется он так потому, что расстояние от Ак-Довурака до перевала ровно 100 км. На подъеме на Сотый захандрила машина, начала глохнуть, а затем перестала заводиться вовсе. Резко испортилась погода, поднялся ветер, и пошел ливень с грозой. Здесь мы уже обнаружили закономерность, машина начинает хандрить только в подъемах, если чуть отпускаешь газ, а если ехать на повышенных оборотах или задом в подъем, то никаких проблем нет. Таким макаром мы поднялись на Сотый задним ходом:) Забавное зрелище: нива, поднимающаяся задним ходом на перевал высотой 2214 м.

Забрались, снова посмотрели на облака под ногами, как и на Акташском ретрансляторе, и поехали дальше. Здесь наши пути с попутчиками на белой ниве разошлись, они поехали вперед, а мы после перевала стали искать базу. Сотню км проехали без проблем, потом снова пропал холостой ход, и нива забарахлила, было решено немедля останавливаться на любой базе и решать проблему. Связи там нет, положились на оффлайн карту MAPS.ME, на которой поблизости была отмечена деревушка с забавным названием Кубайка. Мы заехали туда и увидели соответствующие указатели, проехали по ним и оказались на базе.

Словами красоты тех мест передать невозможно. В два ряда вдоль берега стоят одинаковые с виду домики из кругляка, река Она бежит в 15 метрах, вокруг все это окружают горы и хвойный лес, настоящая хакасская тайга.

Мы заселились в домик, внутри все из дерева, а посередине русская печь. Самое приятное во всем этом то, что там нет связи и электричества. Эл-во включают в определенное время и только для света или подзарядки гаджетов. Вечером снова полил дождь и продолжался до обеда следующего дня, повезло нам, что именно в этот день решили остановиться на базе. Так прошел пятый день, 6 июля нас ждет днёвка в гараже.

День шестой. У Игоря день рождения, и первым делом мы, конечно же, поздравили его. Дождь лил всю ночь до самого обеда, как все-таки вовремя остановились в Кубайке:)

Собрались не спеша и в путь. По плану хотели доехать до Саяно-Шушенской ГЭС, но машина забарахлила, и мы заехали в город Таштып на ремонт. Свой день рождения Игорь провел в гараже, а в качестве праздничного стола мы открыли две рыбные консервы и слупили их с чем было :)

Загнали машину на яму и, пользуясь случаем, сделали все, что беспокоило, а это: прочистили карбюратор, заменили бендикс и сальник переднего моста. Времени все это заняло много, не в каждом магазине были необходимые запчасти и пришлось объехать весь город в поисках. Благополучно завершив работы по обслуживанию нивы, мы отправились в сторону Саяногорска. Времени было за 20:00, и мы решили остановиться на каком-нибудь водоеме по пути.

Хакасия богата на озера, но почему-то именно в этот вечер нам не очень-то везло, подходящих стоянок не попадалось, и мы встали на ночлег уже потемну в тополиной лесополосе. По пути остановили гаишники, проверили документы, спросили откуда мы куда и пожелали доброго пути. Я был уверен на 99%, что докопаются за шноркель, но этого не сделали. Чудно! Это единственная встреча с сотрудниками ДПС за все 12 дней. Из-за сильного ветра мы не стали готовить еду и поужинали в машине бутерами с колбасой и праздничными пирожными, которые подарили Игорю. За день было пройдено около 140 км.

На седьмой день по плану было посетить сразу несколько запланированных мест, в этот раз все обошлось без изменений. К утру вчерашний ветер утих, и мы не спеша собирались в Черемушки на ГЭС.

На завтрак Вика приготовила блины, необычное блюдо в дороге:) Выдвинулись в районе 9 утра и прямиком на первую точку. На подъезде к Саяно-Шушенской ГЭС наблюдали множество различных монументов, посвященных этому уникальному сооружению. Чудом отыскали место для парковки у площадки и бегом смотреть.

К сожалению, на фото не передать величественность плотины, ну бетонная стена, и что:) На смотровой площадке все совершенно иначе: оттуда открывается хороший вид на ГЭС и обводной канал, который вот-вот должны запустить.

Вы только представьте, высота плотины 245 метров. 245, Карл! И все это строили люди. Какие силы и средства были затрачены на возведение этой махины, стоит только догадываться, это была поистине великая стройка. В общем, советую посетить, Вам понравится. После смотровой мы двинули в Абакан. Хорошо быть пассажиром, сидишь, глядишь:) У водителя такой возможности почти нет, все внимание на дорогу и дорожную обстановку, едешь и думаешь: «Вот бы еще пару глаз, смотреть на все 360».

В Абакане посетили краеведческий музей, там прибились к группе с экскурсоводом и узнали интересные факты из истории Хакасии.

Следом мы отправились на озеро Шира и там остановились там в палаточном лагере. О нем я знал давно, как-то оно на слуху, многие туда ездят лечиться и просто отдохнуть.

Оно известно своими лечебными грязями и целебными свойствами слабосоленой воды (научно доказано). Мы приехали туда в районе 20:00 и решили в этот день воздержаться от водных процедур, вместо этого приготовили ужин и уселись в палатку раскинуть партейку-другую в картишки.

Шира чем-то мне напомнило Яровое, тоже много людей, палаток со всякой всячиной, громкой музыкой и куча вывесок «Сдам жилье», одним словом — курорт. Как по мне, долго там находиться нет смысла, приехал, искупался и уехал. Заняться особо нечем, кроме как просаживать кассу на аттракционах или в баре, да и жилье дорогое. В общем, на раз. За день пройдено около 380 км.

8 июля. Утром после завтрака мы искупались в озере Шира, вода бодрит. В этот день мы хотели посетить Туимский провал и Сундуки, но в один момент что-то пошло не так. В Туиме мы немного сбились с пути и подъехали к провалу с другой стороны. Как оказалось, там есть специальная парковка и платная смотровая площадка за 70 руб. с человека.

Мы, сами того не зная, обошли все эти блага и вышли на место, откуда прыгают с веревки, там можно подойти бесплатно. По пути туда у меня закрадывались мысли прыгнуть, но, когда подошел к краю, они в миг развеялись:)

Нам удалось видеть прыжок одного экстремала, которого готовили и инструктировали более получаса. Высота провала 120 м, время свободного падения около 4 секунд, со стороны кажется ,будто человек летит очень медленно, да и не страшно вовсе, на самом деле стоит догадываться, что он испытывает в этот момент:))

В стенах провала можно наблюдать шахты с торчащими рельсами, по которым когда-то вывозили руду.

По дороге с провала в Туим снова забарахлила машина, мы доехали до поселка и нашли автомагазин, возле магазина возиться с машиной все же увереннее, чем где-то на трассе. Вооружившись карбочистом и разобрав карбюратор, мы прочистили все, что можно было прочистить, но проблема не отступила. Местные подсказали нам специалиста по карбюраторам, который проживал недалеко, и мы направились к нему. Спец разобрал карб, продул, прочистил, отрегулировал и вуаля, нива снова в строю. Но как оказалось днем позже, это был все-таки не карбюратор, но это уже совсем другая история.

Расчитались, поблагодарили и на радостях поехали обратно в сторону озера Шира, времени было уже около 19:00. В поселке Шира нас застал ливень и, судя по затянутому небу, он не собирался заканчиваться, тогда мы, недолго думая, остановились в центре города у пустой палатки с фруктами, чтобы приготовить ужин под крышей, вечером там, разумеется, уже никого не было. Подогнали машину, выгрузили все необходимое и принялись готовить. Нужно было видеть лица проезжавших мимо людей, которые смотрели на нас, как на дикарей:) Сидим, значит, в центре города и готовим еду:) Конечно же, мы могли доехать до палаточного лагеря и делать все под дождем, но альтернатива, сами понимаете, не совсем удачная.

Игорь долго разговаривал по телефону, завершив разговор, сказал, что рядом есть озеро Итколь, на котором сейчас отдыхают друзья семьи, мы, поужинав, отправились туда. Итколь находится рядом с Шира, по размерам чуть меньше, но отличается чистой пресной водой и наличием рыбы, которую, к слову, ловить там нельзя — заповедник. Если поймают, в лучшем случае отделаешься штрафом. Что забавно, на рынке в 500 метрах от озера торгуют рыбой пелядь из этого же озера:) Приехали на место, попили горячего чаю в компании знакомых и спать. Вечером было довольно холодно, вот только пролил дождь, и за ним поднялся сильный ветер. Пройдено за день около 85 км, а все потому, что полдня провозились с карбюратором.

9 июля выдался богатым днем на достопримечательности Хакасии. Утром мы, как обычно, собрались и первым делом поехали на тропу предков, это настоящий музей под открытым небом на берегу реки Белый Июс.

Правый берег реки — скалы с множеством пещер и гротов, соединенных тропами различной сложности. Въезд на парковку перед тропой 50 рублей, вокруг домики, места под палатки, все ухожено и чисто.

Мы пошли по самой хорошей тропе по верху, оттуда открывается великолепный вид на Хакасскую тайгу и реку Белый Июс. Людей было довольно много, встретили пару групп с детьми школьного возраста, туристов с рюкзаками.

Заглянули в пару пещер, в которых когда-то останавливались древние люди.

В общем, впечатления только положительные! Вернувшись к машине, пообедали и отправились на Сундуки, довольно известное место в Хакасии. Проезжая пятый сундук, машина снова забарахлила и заглохла, приехали. Тут я не выдержал и все же решил проверить бензонасос, ну а вдруг. Подкачав бензин, машина заводилась, а затем глохла. Скинул шланг с насоса и, повернув ключ зажигания, понял, вот что беспокоило нас все это время! Благо в запасе у меня был новенький бензонасос, и я благополучно заменил его, через 30 минут нива как ни в чем не бывало завелась и больше с того момента ни разу не подкачала:) Удивительные все же машины российского производства, ломаются, но делаются «на коленке».

Вдали мы отчетливо увидели дорогу, по которой можно заехать на третий сундук, и не отказали себе в попытке подняться туда.

Вид открылся обалденный, все сундуки как на ладони и пешком идти не надо, прекрасно:)

Оттуда мы двинули на озеро Тус, что в 20 км прямой дороге вдоль реки Июс. Фактически дороги там нет, но на картах есть пунктирная линия, которая говорит о том, что есть тропа. Мы решили поехать по этой дороге, помесили грязи немного и вышли в нужное место. Озеро Тус — соленое озеро с черными лечебными грязями. Подъехать бесплатно к нему не получится, оно ограждено полностью, чтобы заехать на целый день нужно заплатить 150 рублей, на сутки — 500. Все то же самое, что на Шира и Итколь. Честно скажу, я даже рад, что есть люди, которые заморочились с этим и организовали платный заезд, скажу почему. За эту плату ты в праве пользоваться туалетом, душем и набирать чистую питьевую воду, к тому же берег всегда чист и ухожен. Не будь это озеро платным, загадили бы его, как все водоемы, которые часто посещают туристы. Ну не умеет наш народ нормально отдыхать, оставляют за собой горы мусора и буквально у себя под ногами гадят, все это мы уже видели у нас в пригороде, взять тот же Караканский бор или Морозово. Не хотите по-хорошему, значит, платите деньги, все сделают за Вас. Ни капли не жалко, честно.

Вечером мы искупались в нем, погода была безветренная, и на озере был полный штиль. Соленая вода выталкивает тело, и ты ложишься на нее, расслабившись, кайф! Поужинали и спать, на следующий день был дан стар в сторону дома, впереди ночевка под мостом и первозданная Кемеровская тайга, в которую я хочу вернуться в этом году, но об этом позднее.

10 июля — домой. В этот день мы выдвинулись в сторону дома, ехать обратно было решено по дороге Аскиз — Междуреченск. Утром приняли грязевые процедуры и вперед.

После обеда добрались до Аскиза, там заехали в магазин и заправились топливом, которого, к слову, нам хватило до Новосибирска. Днем ничего примечательного с нами не случилось, Вика вышивала, я рулил, Игорь смотрел, а машина ехала.

Судя по состоянию дорог, мы решили добраться до поселка Вершина Тёи и заночевать в том районе, но вечером стало пасмурно и собирался дождь.

Мы решили не жалеть времени и уже после 18:00 стали искать место для ночлега. Наша дорога пролегала вдоль реки Аскиз то по правому берегу, то по левому, и, соответственно, часто попадались мосты.

Место искали довольно долго, каждый раз при виде свертка к реке сворачивали, но безрезультатно.

На улице стало темнеть, как вдруг мы увидели накатанный сверток и решили его проверить. Как оказалось, это была дорога под большой мост через Аскиз и, одновременно, железную дорогу. О, это Отлично:) Мы спустились туда и благополучно расположились под ним, вокруг густые заросли, и нас ни откуда не видно, да и в паре метров бежит река, а над головой крыша:) Все всегда складывается благополучно, если Вы думаете о хорошем, так случалось и у нас на протяжении всего путешествия. В течение всего дня фото практически не делали, вечером приготовили, покушали, и спать. Ночью лил дождь, а нам нипочем, места под крышей хватило даже ниве. За день пройдено около 360 км.

11-12 июля — дорога через тайгу и дом. Утро, сборы, в путь. Погода в этот день была пасмурной, весь день с утра до вечера лил дождь.

Наш маршрут пролегал по Кемеровской тайге от Вершины Тёи до Ортона, это приблизительно 70 км бездорог с десятками бродов и больших луж.

Проехать там можно даже на кроссовере, дорога каменистая, валунов нет, изредка встречаются промоины, на них найдется объезд. Броды не глубокие, в целом дорога довольно накатана, по пути встретили 3 машины.

Участок в 70 км мы не спеша проехали за 5-6 часов, останавливались на обед и поесть земляники, ее там море.

Встретив в Ортоне местного жителя на мотоцикле, я спросил про дорогу на Усть-Кабырзу, по плану мы хотели проехать там и выйти на Таштагол, на что он ответил, что дорога есть и объяснил, как проехать. Чтобы наверняка, спросили у еще одного человека, тот сразу сказал, что без бензопилы не пройдем, вся дорога заросла, и мы на своей машине не проедем. Прозвучало как вызов:) Времени было около 17:00, мы решили не испытывать судьбу и поехать от Ортона в Междуреченск по нормальной дороге.

Теперь дорога Ортон — Таштагол мне не дает покоя, хочется вернуться туда, чтобы закончить начатое. В Междуреченске заехали в супермаркет, после отправились в сторону дома и остановились на реке Томь неподалеку от города Мыски, там и разбили лагерь. Здесь, когда уже все позади, мы вспоминали о самых ярких днях нашего путешествия.

12 июля мы отправились домой, по пути встретили знакомых ребят в Журавлях, которые двинули по нашему маршруту.

За 30 км от дома послышался какой-то посторонний звук сзади. Как раз у дороги была эстакада, мы заехали на нее и обнаружили, что открутился и вылетел болт верхнего крепления правой штанги заднего моста, на помощь пришла казахская сварка:)

Минутка рекламы: В любой непонятной ситуации воспользуйся казахской сваркой! Благодаря эффективной формуле КолхозПро казахская сварка способна вытащить вас из любой задницы! Наряду с синей изолентой широко распространена в России в машиностроении, космической отрасли, науке, хиромантии, экстрасенсорике и т.д. Казахская сварка — выбор профессионалов! Покупайте у официальных дилеров.

В общем, доехали до дома на сварке, а там уже я поставил новый болт.

Как-то так! Вот готовишься такой месяцами, все считаешь, вкладываешь, планируешь, и тут бац не заметил, как все закончилось:) «И все это было ради каких-то 12 дней?» — скажете Вы. Но нет! Все это ради впечатлений, с которыми можно поделиться в старости, ради приключений и нестандартных ситуаций, ради того, чтобы когда-нибудь, прочитав все это, ты скажешь: «А я повторю!», как я весной 2015 года. Живем в огромной стране, 1/7 часть суши как-никак, вокруг столько всего прекрасного, что жизни не хватит побывать везде. Все более чем реально и доступно, за подробностями по маршруту, авто и организации пишите, с радостью отвечу на любые вопросы.

Ах да, совсем забыл, на все ушло 13,5 тыс. с человека, это примерно 1100 в день, вот и считайте:) Всем большое спасибо за поддержку и за Ваше внимание!

Ханты-Мансийск

Да, будет о чем вспомнить и внукам рассказать))) Классное путешествие и отчет, отличный юмор и мировосприятие, пишите еще.
А где, в каком специализированном издании можно ознакомиться с научными результатами Э К С П Е Д И Ц И И? Что-то в отчете об этом ни слова.

Отличное путешествие! Отличный отчёт! Молодёжь, интересных вам путешествий и всех благ! А блины в дороге - это вообще сказка!

Хороший отдых , нормально вы так прокатились , и нива молодец не подвела.
КРУТО!!!!!!!!!
ТАК ДЕРЖАТЬ, МОЛОДЦЫ

всё очень здорово! интересно если бы остановились, не убегая от всадников, что бы было? и "....обедали крайний раз 10 часов назад в Кош-Агаче....." слово крайний неуместно!

Отлиное путешествие, Нива настоящий внедорожник, толкьо маловат дял такой компании. Про казахскую сварку улыбнуло!))

Молодцы .Ребят вы поездку на приполярный Урал не планируете?

Супер !!!

Молодцы ребята!
Очень интересное путешествие! Вопрос по машине, для пополнения эрудиции. Какого года автомобиль? Выглядит весьма свежо! Но с карбюратором, мне казалось (ну ни когда не задавался этим вопросом), что их уже лет 10 не выпускают (Евро3 у нас стал обязательным в 2008 году, его без инжектора вроде как не выполнить).

круто+++
Игорек
Иткуль - классное озеро, жалко что нынче с погодой не повезло, не получилось съездить :(
Владислав
Молодцы!!! Еще пару деньков накинуть и можно было через Ак-Довурак-Кызыл-перевал Ергаки выйти к Шушенскому-Саяногорску-Абакану ..
Видно это в следующий раз.

Озеро во льду??? В прошлом июле лет 25 см стоял.
Прикольно, меня тоже Семеном зовут. Надо ж так,,,)

На перевале Бугузун свалку не убрали???

Я кстати осенью того же года вернулся и прошел участок Усть-Кабирза - Ортон. Прям зачетный участок. Вершина Теи - Ортон после этого конечно лайт маршрут.

Усть-Кобырза

а есть видео алтая с квадрика? можете скинуть ссылку в личку?
Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности
1. Слово Экспедиция в словаре Даля:
2. Слово Экспедиция в словаре Ожегова:
ЭКСПЕДИЦИЯ, Поездка группы лиц, отряда с каким-л. специальным заданием. Научная 9. Спасательная э.;
3. Слово Экспедиция в словаре Ефремовой:
Поездка, поход группы лиц с каким-л. специальным заданием (обычно в отдаленную местность). Группа, отряд участников такой поездки или такого похода;
4. Слово Экспедиция в словаре Д.Н. Ушакова:
Путешествие, поездка группы лиц, отряда с какой-нибудь специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция. Экспедиция на Северный полюс. Археологическая экспедиция. Диалектологическая экспедиция. Спасательная экспедиция. Военная экспедиция. Карательная экспедиция. (см. карательный). Коллектив, группа лип, совершающих такое путешествие, поездку. В составе экспедиции были геологи, ботаники, врачи ·и·др.
Еще цитировать или, может, хватит дурковать и ставить минусы?
1. Слово Экспедиция в словаре Даля:
2. Слово Экспедиция в словаре Ожегова:
3. Слово Экспедиция в словаре Ефремовой:
4. Слово Экспедиция в словаре Д.Н. Ушакова:
SR
Когалым
классное проехались! в каких числах ездили? поляки на квадриках не встречались? а то их с Аскиза отправили короткой дорогой до Таштагола, интересно что с ними стало)) где-то к конце июля дело было

Продам уши от мертвого осла.

А Туарег вполне нормальный "проходимец", а не паркетник
Продам уши от мертвого осла.
Aleksandr
Домодедово
Когда на фотографиях нет унылых городов деревень и поселков то можно и не понять где сделаны фото.... природа красива в тех местах страны где совок не успел нагадить своими уродоконструкциями ... нива единственный авто совдэп автопрома не вызывающий рвотного рефлекса)

результаты ЭКСПЕДИЦИИ..
сразу анекдот старый на ум пришёл

Один чукча говорит другому: "Весна, однако!"
Тот отвечает: "Да, однако.
Скоро прилетит большая железная птица,
привезет геологов и ящик водки.
Тебя вые...ут, твою жену вые...ут, меня вые...ут,
мою жену вые...ут, всех оленей вые...ут... "
Первый чукча важно уточняет, поднимая
указательный палец: "«Экспедиция» называется!"

Комсомольск-на-амуре
Молодцы конечно!только +555Поддерживаю молодежь чтоб по больше таких ребят.А вот негатив про тувинцев, есть люди плохие и хорошие а не нация.
Антон Обухов
отличный отчет... спасибо за информацию о дороге между ортоном и вершиной теи...

Обнинск
Молодцы, очень понравилось: позитив, лёгкое отношение к проблемам, знание техники, инстинкт самосохранения...
Жаль не попали вы по ущелью Моген-Бурен к Кызыл-Хая, там тоже интересно и переночевать можно.
Но вы и так много прошли, здорово.

Усть-Кобырза
Усть-Кабырза правильно)
Так получилось

Я там проезжал в обратном направлении, летом 16г.
Мы сутки просидели в болотах на Хиндиктиг-Холе. Я тоже думал чем выше,тем суше должно быть) Ан нет. Дорога оказалась практически вдоль берега боле- менее проезжабельна. А выше, в сторону Монгун Тайги вообще жесть. Дороги вроде бы ведут куда то, но там только на танке можно проехать. Валуны и колея под 38" и кругом болота верховые. Вы в сторону Мугур-Аксы ехали вдоль р.Каргы?
Так получилось

Три недели назад побывал на акташском ретрансляторе. Виды красивые.
Водитель - самый опасный узел машины

Семен22
Прошел этот маршрут в июне 2016 г. на УАЗ Патриот. Ехали с женой и детьми 3 и 7 лет. Верховые болота Хиндиктиг-Холь это конечно жесть. Хотя мы на 4 пониженной рвали, порог пробил о валун, но не застрял....
День добрый! Помните на смотровой, в Туве белую альмеру на 54 номерах?) Мы с Вами разговаривали)). Вы вообще отчаянные на Патрике в одну машину с ТРЕМЯ ДЕТЬМИ. На всю жизнь Вас запомнил)
Мой отзыв: Nissan Almera 2014

Так редко выходят отчеты по этому маршруту.. Для меня он остается мечтой пока не сбыточной. Каждый год бы ездил по этому кольцу, но авто пока не позволяет..

Вы большие молодцы что прошли этим маршрутом!!! Бывали раньше в этих местах? Долго план вынашивали?)

Мне кажется, из-за явной опасности беспредельного населения со стороны Тувы, в этих местах, можно здесь, через дром, комплектовать составы от двух до 5 машин и ехать вместе? Это многое упрощает, не только для отпора от "туземцев" но и для прохождения сложных участков.

Вы проехали шикарную базу, она там кстати единственная после 100-го перевала. В Кубайке тоже конечно очень красиво, но там уже есть цивилизация, клещ(высота на много ниже).

Еще явно чувствуется в рассказе - лишь бы проехать Тыву, понимаю Вас, но это самая интересная часть маршрута, вообще почти безжизненная. Хочется проделать тоже самое но спокойно с большим количеством остановок

Мы в 16 году прошли по маршруту НСК- Шарыпово-Абаза-Ак-Довурак-Кызы л-Ергаки-СШГ-Беле-Озеро Большое-НСК

Да, и одиночная юрта стоит рядом вплотную с дорогой - наверное для "обогощения" за счет проезжающих. Не встречал раньше такого.

А так то Кош-Агачский район единственный беспредельный район в ГО ну и Тыва конечно по "своим законам" живет.В долине Чулышман, нам один барнаулец поведал историю как местный Рома(учитель физкультуры) в ответ на недовольство происходящим клянчиством свистнулконницу и те в составе большого количества окружили Крузак и ставили коня в капот так что хозяин ТЛК понял что тут нет ее связей привычных и побелел от страха.
молодцы! круто!
Отчет Николаса Крейна в Королевском Географическом обществе Великобритании№3254qw,там,прав да,на английском.

Не,там китайцы

Анютыч :)
Спасибо!) Вот наше небольшое видео https://youtu.be/WZhhxpYgI58

Семен
Спасибо за Ваш комментарий, вы правы, я обязательно учту это в следующих поездках:)

Elvika177
Спасибо!) Небольшое видео готово https://youtu.be/WZhhxpYgI58
Алексей_76
Хороший отдых , нормально вы так прокатились , и нива молодец не подвела.
Выдержала старушка;) Спасибо! Ссылка на наше видео https://youtu.be/WZhhxpYgI58

КРУТО!!!!!!!!!
ТАК ДЕРЖАТЬ, МОЛОДЦЫ
Спасибо) https://youtu.be/WZhhxpYgI58 видео нашей поездки)

псевдоним
Несколько вариантов развития событий: подвезти, водки или еще чего-нибудь. Ни того, ни другого у нас не было, да и предупреждали нас о тех местах.. мне показалось неуместным написать "обедали последний раз 10 часов назад", поэтому решил перефразировать. Спасибо! Готово видел поездки https://youtu.be/WZhhxpYgI58
Михаил424
Нива действительно может и могёт! У нее в стоке огромный внедорожный потенциал. Спасибо! Видео нашей поездки https://youtu.be/WZhhxpYgI58

*SONY*
Спасибо))

Николай Петухов
Молодцы .Ребят вы поездку на приполярный Урал не планируете?
Спасибо! Не думали, но если соберется компания почему ты и нет;) видео нашего путешествия ссылке https://youtu.be/WZhhxpYgI58

Volk755
Супер !!!

Алекс56 рус
Молодцы ребята!
Спасибо за Ваше внимание))

Андрей Хворых
Машина 99 года выпуска, в моих руках 1.5 года, за это время было вложено очень много сил и средств, больше чем она стоила;) теперь я считаю что для дальних поездок на русской машине лучше будет карбюратор, поскольку починить его можно везде, он прост и не "тупит" педаль газа. Спасибо Вам за внимание) https://youtu.be/WZhhxpYgI58 видео нашей поездки
Праворульщик
круто+++
Спасибо)

В Кош-Агаче в основном казахи живут же, а не алтайцы , не?
Да, это действительно так, но себя они называют алтайцами:)
Игорек
Такие чистые озера модно встретить толтко в горах! Замечательное озеро

Владислав
Видно это в следующий раз.
Мы туда точно еще вернемся) спасибо) https://youtu.be/WZhhxpYgI58 видео нашей поездки

Семен22
Мы там тоже порог пробили когда по озеру ехали) льда уже не было на озере, на бугузуне свалку тоже не встречали, наверное убрали. Спасибо! Видео поездки по ссылке https://youtu.be/WZhhxpYgI58

Семен22
Мы сейчас этой осенью тоже хотим туда вернутся чтобы пройти этот участок)) как там дорога? Броды?
Ramboo
Спасибо! Да, вот оно https://youtu.be/WZhhxpYgI58

Семен
1. Слово Экспедиция в словаре Даля: ж. лат. посылка, отправка кого вдаль, и самая поездка, для ученых и других исследо2ваний; 2. Слово Экспедиция в словаре Ожегова: ЭКСПЕДИЦИЯ, Поездка группы лиц, отряда...
Хорошо, я обязательно учту. Спасибо за внимание!
SR
Спасибо! Квадрики не встречали) https://youtu.be/WZhhxpYgI58 видео нашей поездки )

ПАЛАСИО
Спасибо!))

ПАЛАСИО
А Туарег вполне нормальный "проходимец", а не паркетник
Мы в этом убедились!

tanaco
Спасибо! Негатива как такового нет, была осторожность, поскольку предупреждали все кто там был. Думаю людям будет интересно знать все тонкости маршрута. В самом населенном пункте мы свободно общались с тувинцами и все было хорошо! Вы правы, дело не в нации, дело в отдельных личностях, которые, увы, есть везде. https://youtu.be/WZhhxpYgI58 наше видео по ссылке) спасибо за Ваше внимание!

Антон Обухов
Спасибо! https://youtu.be/WZhhxpYgI58 видел нашей поездки! Дорога там хорошая, на кроссовере проедете.

миха 4WD
Но вы и так много прошли, здорово.
Спасибо! В те места нужен пропуск в погран-зону, поэтому мы решили через верховые болота пройти. Видео нашей поездки по ссылке https://youtu.be/WZhhxpYgI58

marales
Молодцы! Я там проезжал в обратном направлении, летом 16г. Мы сутки просидели в болотах на Хиндиктиг-Холе. Я тоже думал чем выше,тем суше должно быть) Ан нет. Дорога оказалась практически вдоль берега...
Спасибо Вам! Да, именно вдоль Каргы. Нам еще повезло, только ночь там просидели до обеда) https://youtu.be/WZhhxpYgI58 видео нашей поездки, там в красках есть болота))

ЖИРНЫЙ ТОНИ
Три недели назад побывал на акташском ретрансляторе. Виды красивые.
Согласен, виды там фантастические

Везучий ветер
Там пройдет стоковая нива на хорошей резине, желаю чтобы ваша мечта сбылась;)

Везучий ветер
Спасибо))) раньше никогда не бывали там, первая крупная внедорожная поездка. План вынашивали за год до поездки, за полгода забили отпуск, а за 8 месяцев началась подготовка авто. https://youtu.be/WZhhxpYgI58 видео нашей поездки )

Везучий ветер
Согласен, можно, но мы искали попутчиков за месяц до поездки когда были известна точная дата и время старта, и, к сожалению, их не нашли. Хотя может быть это и к лучшему:) на дроме есть ресурс по поиску попутчиков?

Везучий ветер
Мы потом пожалели что все-таки не заехали в музей в Кызыле, в центр Азии и вообще что так быстро пролетели Тыву. Но это повод вернутся туда;)

Везучий ветер
Никогда не слышал о этом маршруте, сейчас посмотрю

Там ущелье и дорога практически у юрты пролегает, буквально в 50 метрах

Семен
И Вам, молодой человек, спасибо за адекватную реакцию на ироничное замечание о не к месту примененном слове. Не часто сейчас такое встретишь. Успехов Вам в следующих путешествиях и "здоровья" Вашей "Ниве". Тоже езжу на "Шевике" и она у меня многое уже повидала.

Novosibirsk
Два аргумента в пользу того, что вы - реально крутые ребята:
1) Вы поехали на одной машине. А обычно "мужественные джиперы" едут в несколько машин (иногда они с собой - для большей мужественности - прихватывают Унимог).
2) Вы поехали не на подготовленном Крузере или Патроле, а на обычной Ниве.

Успехов и удачи! А упорства вам не занимать.
Семен
Успехов и Вам и главное ровных дорог!:)))

Владимир Коновалов
молодцы! круто!
Спасибо!) https://www.youtube.com/watch?v=WZhhxpYgI58&t=3s Видео поездки уже на ютьюбе)

Молодцы,завидую,настоящие авто шайтаны...

Новоалтайск
Жаль меня с вами не было...

Семен
Семен привет, видео вашей поездки уже на ютубе https://www.youtube.com/watch?v...
Мой отзыв: Ford Explorer 2000

Кузбасс, деревня Гадюкино
Возле города Мыски стояли практически напротив моего дома )))
Если бы проехали метров 200 дальше по дороге и свернули на следующий съезд к реке - там было бы более прикольное место среди деревьев и около протоки.
Хорошо в Сибири летом - целый месяц снега нету!
Мой отзыв: Nissan Sunny 1988

Phantom 3

Спасибо!)

Спасибо!!!

Анютыч :)
Да, Спасибо)) https://www.youtube.com/watch?v=WZhhxpYgI58 Вот видео поездки)

Молодцы,завидую,настоящие авто шайтаны...
Спасибо! Присоединяйтесь в следующий раз:) https://www.youtube.com/watch?v=WZhhxpYgI58 видео поездки)

Leon773
Возле города Мыски стояли практически напротив моего дома )))
Там дорога была в 30 метрах:) https://www.youtube.com/watch?v=WZhhxpYgI58 видео нашей поездки:)

Ramboo
Спасибо!) Да, вот, готово https://www.youtube.com/watch?v=WZhhxpYgI58&t=4s

Кузбасс, деревня Гадюкино
Семен
А около съезда к речке стояла стела "Мыски".
На предпоследнем фото как раз это место, за дамбой озеро небольшое.
Место красивое, но течение там большое и купаться не так удобно.
Хорошо в Сибири летом - целый месяц снега нету!

Семён, вы большие молодцы!!! Отличное получилось путешествие! Такие воспоминания остаются на всю жизнь!
Аккаунт Жени Вконтакте: vk.com/id19231251
Аккаунт Максима Вконтакте: vk.com/id185297550

Sobi
Спасибо!) https://www.youtube.com/watch?v=WZhhxpYgI58&t=45s видео нашей поездки)

Проехали к

Проехали к Ортону со стороны Усть-Кабырзы 2 недели назад. Никаких особых сложностей нет. Только брод через Базас был неприятным, т.к. сразу после дождей. В остальном если ехать аккуратно, то все легко проезжаемо за 1день.

Алексей Бабурин
Хотели там проехать, но не решились, оставим на следующий раз:)

Отлично! Молодцы!

Кызыл
А туарег действительно серьёзный проходимец,особенно с пневмой

Вам не стоит бояться и убегать от местных жителей

Сам ты "Туземец"!!!

Нефтескважинск (Сургут :)
Много раз в отчётах о поездках на Алтай читал что местные жители сильно злоупотребляют синькой и неадекватно относятся к туристам. Неужели все так плохо? Честно говоря, поехать с семьёй туда после таких свидетельств не хочется

Да всё нормально!
rinat621
Как попадешь! К взрослым людям у них норм отношение, тем более если с семьей. к молодым может быть не очень, а так все зависит от самих отдыхающих.

Согласен!!

Верный Вилли
ДОБРОГО ВСЕМ))) СПАСИБО ВАМ АВТОР ЗА ОТЧЕТ) БОЛЬШОЕ СПАСИБО

Большая страна
Вам не стоит бояться и убегать от местных жителей
Если к тебе настойчиво хотят приблизиться, это всегда вызывает неприятие, не так ли?
Верный Вилли
ДОБРОГО ВСЕМ))) СПАСИБО ВАМ АВТОР ЗА ОТЧЕТ) БОЛЬШОЕ СПАСИБО
Спасибо!))))

на счет местных. ни разу не было конфликтов. А вот с туристами были вопросы, туристы бухают, музло слушают, отдыхают так сказать. Все же это земля местных, мы к ним пришли, раскулачили. "Здесь пасли скот их предки, а теперь хозяева из Москвы дома строят". Я понимаю их злость к туристам, но это отдельные люди. У каждого свои проблемы, с ними можно разговаривать и договариваться. Конечно, если синяя вода накроет, это уже проблематично.

мне туристы из Кызыла, сами говорили лучше к нам не езжайте, а то мало ли что, и добавили, что алтайцы видя номера тывы, пугаются)

50 на 50 примерно.

Камень-на-Оби
Туареги Нивы. да в этом году на простом пузотере туда поднимались.

Камень-на-Оби
Я имел в виду Акташский ретранслятор

Phantom 3
Какой именно? Стандарт или Профешнл? Разница в два раза.

Умки!!!

Сергей из Иркутска
Ребята, Вы молодцы! Вам это сказали уже много раз, но тем не менее - Вы отличный пример для многих! Так держать! Ждем следующих путешествий и обязательно с отчетами!

Сергей из Иркутска
Благодарю:)))))

миха 4WD
Какой именно? Стандарт или Профешнл? Разница в два раза.
Фантом адвансед - он посередине)

Шутник
Алтайцы на СТО нам сказали "Мы еще добрые" дословно)

Семен
Я восхищен!!! 99-года! На мой взгляд, в районе тех лет у ВАЗа было минимальное качество кузовов. Помнится с отцом выбирали 2109, б/у конечно, так состояние кузовов автомобилей конца 80-х начала 90-х зачастую было лучше чем у более новых выпущенных ближе 2000 году. Потом с середины нулевых ситуация заметно улучшилась.

На счет починки карбюратора, согласен. Была у меня Ока, как то раз в поле, пришлось "вскрывать" карб при свете луны, хорошо что было ясно и луна была полной.

Удачи в дальнейших путешествиях!

Молодцы-экстремалы!
В прошлом году мы шли в обратном направлении. Через Горную Шорию: Майзас-Большой Оортон-Верхний Таштып, а потом Хандагайты-Саглы-Мугур-Аксы-Дж улукуль-Хиндиктиг-Холь-Бугузун -Кош-Агач. Правда на более подготовленных машинах. Крузак-80 и Сафари 60. Посидели пару часов в болотцах у берега Хиндиктиг-Холя, но вырвались сами.
С местными жителями Тывы общаться не доводилось. На Алтае несколько раз подвозили местных, проблем не возникало. На вопросы "дай денег" ответ - "на карте все, с собой нету". На просьбы дать водки - "Так мы ж за рулем, какая водка, вы о чем???".

Семен
Спасибо) https://youtu.be/WZhhxpYgI58 видео нашей поездки)
СПАСИБО!
ДУША РАДУЕТСЯ

Андрей Хворых
И Вам удачи и ровных дорого))))

Парни, привет и здесь. Вижу, поездка удалась, поздравляю! Тувинцы не такие уж и страшные, как про них рассказывают. Мы ни разу не убегали от Тувинцев - встреча просто носила характер общения и не более того.
KZN-130, +2", 32" MT
Отличная поездка! Что за размер резины? Делали что-нибудь с подвеской?

VsMarkos
Не вижу унимога в команде "мужественных джиперов"

Семен
Отличная поездка! Что за размер резины? Делали что-нибудь с подвеской?
Многое было сделано, на днях выложу обзор на машину на ютуб Semen Bolivar

По поводу дороги Усть-Кабырза - Ортон. Порекомендовал бы проходить эту дорогу осенью в сухую погоду и желательно не в одну машину. По дороге множество бродов, которые не представляют особых трудностей, но при том, что это СУХАЯ ОСЕННЯЯ погода. Что там делается летом в дождливую погоду - сложно себе представить. Крайне желательно иметь с собой бензопилу, т.к. на трассе много валежника. Вообще должен сказать, что этой дорогой сейчас мало кто пользуется. Когда в сентябре месяце мы с "Семён22" проходили этот маршрут на двух Патриотах, то на пути встречались много разрушенных мостов и заброшенных деревень и соответственно перед нами по этой дороге не проезжали как минимум пару недель, т.к. тайга потихоньку начинает поглащать дорогу в свои объятия :-) Удачи вам в путешествиях!

Сам ты "Туземец"!!!
Если Тыва достигла высокой культуры, почему ни кто почти к вам не ездит? Путешествия на дроме про Алтай Монголию чуть не каждый день выходят, про Тыву одно/два за год..

VsMarkos
Надо было так написать - "Мы четверо мужиков на трех джипах с ружьями никогда не убегаем от местных"

sto22
В сентябре туда планируем) спасибо за ответ) и вам удачи и ровных дорог!)

Хорошее приключение!!!

Сижу на работе, читаю и завидую. Молодцы ребята. Отчёт на 5+.

Везучий ветер
Ты считаешь,что все путешественники сидят здесь?))))

Перестань пугать людей!!!

schol2001
Ты считаешь,что все путешественники сидят здесь?))))
Я считаю, что в Туве ездят единицы а в Горный все кто хочет и количество отзывов на дроме как один из аргументов.

Перестань пугать людей!!!
Не пугаю, сам был в Кызыле и всем советую там побывать, но мне десяток людей от проводников на базе до туристов побывавших там посоветовали в вечернее время не останавливаться на трассе, не выходить из гостинницы и тд.. Ах, да у них у всех паранойя

Кызыл
Ошибаешься,сюда приезжают очень много народу,даже из-за Урала,из-за границы.В основном на озёра(солёные),в целебные источники и тд.Живут по несколько дней-неделю.

Кызыл
Дураков и неадекватов везде хватает,и не только в Туве
Tuareg GP 2007 V6 3TDI

В путешествии в Горный Алтай есть доля риска (если вы на одной машине) Нужно соблюдать осторожность и не останавливаться на ночлег вне баз отдыха. (Был случай, под Онгудаем, местный житель расстрелял семью с маленькими детьми из Омска) Про неадекватных жителей Тувы наслышан, поэтому объеду ее десятой дорогой. Тем более есть альтернатива - Монголия, с ее доброжелательным и гостеприимным народом и удивительной по красоте природой.

миг23
Полностью согласен на счет Монголии, лучше поехать туда чем в Тыву. А в Горном риск такой же как в любой другой области, например в Кемеровской. Случай с расстрелом семьи был рядом с Семинским, не с ним путаете?

НСК
псевдоним
Ну а как? Не в последний же раз...

Захватывающее приключение!
Но поражает, что путешествие произошло не "благодаря", а "вопреки". Поломки машины, недружествення среда... Очень хороший и очень честный рассказ об особенностях национальных автопутешествий, спасибо!

С удовольствием прочел. Молодцы!

rinat621
Вернулся неделю назад в Абакан. Прошел на одной машине (Форестер) с семьей через Ортон на Алтай, через Бугузун в Тыву, там через Кызыл-Хая в Кызыл и обратно в Абакан. В Алтае на границе с Тывой подъезжали к юртам и к чабанам, уточняли дорогу. В Тыве встреченные тувинцы на "буханке" показали дорогу до Кызыл-Хая, мост через Моген-Бурен, страховали после глубокого брода. В Мугур-Аксы показали гостиницу, где можно безопасно переночевать. Когда пробил колесо перед Хандагайты, тувинцы останавливались, предлагали помощь. Так что изначально плохого или неадекватного отношения ни на Алтае, ни в Тыве к чужим нет.
Форестер 2011, 2л, АТ

Семен
Мы 6-го сентября в Грузию и на один день заедем на авто в Турцию,а потом в Питер и домой...12 тыс.км насчитал.

миг23
...." Монголия, с ее доброжелательным и гостеприимным народом и удивительной по красоте природой." полностью согласен, в августе этого года ездили на оз.Хубсугул, п. Ханх

классная поездка

Отличный отчёт ,интересные места ,жаль погода немного подкачала ))

Везучий ветер
Доброго Вам дня! Конечно помню. Там я думал, что встретить Земляков это просто удача, а вот когда я поехал с детьми по Азии, вот там понял, что такое удача!
До встречи на дорогах!!!

Евгений (Ефим Альпегольц)
Почему данное путешествие не может быть познавательной экспедицией? Т.е. специальная цель - разведать возможность прохождения маршрута, скажем, без домкрата.
Минусы, имхо, не за то что вы указали на возможную неточность, а за Ваш тон.

Добрый день. 29 августа поехали тем же маршрутом???

вика в палатке делала подарок игорю?