|
Вот и наступило чудесное время — лето… но на работе какой-то аврал и все так серо, что ничего не хочется, два месяца самого теплого сезона года позади, а отдыха не было уже практически два года. Жена грезит походом на гору Шумак, но так складываются обстоятельства, что в этом году поход приходится отложить до лучших времен, расстройство… Но внезапная возможность убежать от серых будней поднимает настроение и вот — подписано заявление на отпуск! (хотя и не полный), с 26-го июля и по 15 августа я и моя любимая супруга — свободные от работы люди! Планов особых не строили, так как они имеют «свойство» растворяться в череде обыденных проблем.
Итак, в ходе нескольких семейных вечеров обсуждались различные варианты «отпускного» времяпрепровождения, исходя из не сильно толстого кошелька и необходимости расходов на капитальный ремонт в квартире, выбор делался из двух вариантов: поездка на остров Ольхон озера Байкал с проживанием там в съемном доме или гостинице или же поездка на озера Хакасии на собственном автомобиле с проживанием в палатке, о Хакасии и отдыхе там заранее положительно наслышаны и начитаны от друзей и моего любимого сайта Drom.ru. Угадайте, куда больше захотелось? Конечно, где подальше, да и романтика некая присутствует: палатка, костер, шашлыки, любимая девушка рядом и никого более… Кроме того, хотелось испытать не так давно приобретенный авто Peugeot 206 Sedan, первый отзыв о котором я оставил тут и это стало еще одним плюсов в сторону варианта с Хакасией.
Итак, в подарок супруге приобретен походный рюкзак, заранее куплены двухместная палатка и два теплых спальника, автомобиль подготавливать особо не стал, он пока новый и все жидкости/подвеска и прочее на должном уровне, заодно и проверим, как он выдержит путешествие по нашим дорогам…
Тестовый сбор новой палатки дома перед отъездом.
Итак, как обычно полагая, что все успеем перед отъездом, провозились до ночи, собирая вещи в дорогу… В итоге крепкий сон продолжался не столько, сколько хотелось, но предвкушение отдыха давало энергию и в 4:30 утра, обнулив показания одометра, мы выехали в отпуск!
Жена, коснувшись кресла машины, моментом уснула, так как готовила провизию, одежду полночи; а я, включив негромко музыку, в отличном настроении, выставил на навигаторе маршрут: Красноярск, ул. А. Киренского (там живет мой очень хороший друг, с которым очень хотелось увидеться, заодно и переночевать ;).
Много раз отъездив по маршруту Иркутск — Братск, прекрасно знал о коварных участках дороги в районе Усолья-Сибирского и Тулюшки, где по трассе встречаются довольно большие ямы, грозящие потерей колеса и части подвески. Поэтому, подъезжая к вышеобозначенному Усолью, когда еще не рассвело, так и ждал подвоха, всматриваясь в дорогу и по памяти снижая скорость, но… вскоре увидел стелу «Счастливого пути», означающую, что Усолье-то кончилось! Друзья, обещание ВВП выполнено, и дороги Усолья, видимо, нашли своего хозяина, который их отремонтировал (на тот момент лишь пару сотен метров были старого «покроя»), не хватало лишь разметки. Тулюшка также порадовала абсолютно новым дорожным полотном, таким образом, от Иркутска до самого Тулуна можно спокойно ехать, наслаждаясь видом из окна и нормальной дорогой, обращая внимание лишь на писки навигатора о засадах со стороны гайцев (кстати говоря, «Навител» и подробные карты Иркутской области, Красноярского края и Хакасии с «GPS-Байкал.ру» не только отменно прокладывали дорогу, но и в 70% случаев реально предупреждали о засадах, чем очень и очень сэкономили семейный бюджет).
В девятом часу утра мы добрались до славного города Тулун. До этого момента, от Тулуна я постоянно уходил на кольцевой развязке в сторону Братска, а теперь, впервые в своей жизни, поехал в Красноярский край. Поехал и не обрадовался… Дорог-то нету! Читая множество отзывов о путешествиях по матушке-России, я понял, что самые хреновые дороги на трассе, к сожалению, именно у нас, в Иркутской области…
Вскоре после Тулуна встали на отдых — размяться, перекусить…а сзади то, что называется трассой М-55.
Это тоже трасса, но здесь можно и поднабрать скорости…
Пустынно, кстати, движение в сторону Иркутска мизерное, и, в основном, только фуры… умные люди на своих, видимо, не ездят…берегут.
Наш верный путеводитель ведет нас в Красноярск, пока, говорит, доберитесь до улицы Просвещения в Нижнеудинске (чтобы поумнеть, видимо).
Вымотавшись на участке Тулун — Нижнеудинск, нам предстояло пройти мега-испытание, проезжая сам город. Оказывается, в нем все гораздо печальнее…
Центральные улицы Нижнеудинска.
Оказывается, ездить в Нижнеудинске очень трудно, боишься то и дело скребануть кузовом по кромке ямы, пробить стойку, хотя местные таксисты носятся по дорогам, как по шоссе, но таксисты в основном встречались на Тазах…видимо, не жалко или дешево в обслуживании…
Благодаря навигатору, успешно покидаем нудный город Нудинск (не поймите неправильно, уважаемые жители Нижнеудинска), причем выезд на трассу сразу же после проезда перечеркнутой таблички с названием населенного пункта покрыт асфальтом… Настроение поднимается…
После Нижнеудинска начался асфальт… едем 90 км/час после тряски под 15-20…
…но счастье продлилось недолго…и так вплоть до Тайшета — то есть дорога, то ее нет…
Знак справа говорит о всем участке трассы…грустно…
Попадались и такие участки, легко на душе становилось.
Новая тайшетская объездная…дорога идеальная. Молодцы, строители!
Сразу после проезда Тайшетского участка трассы М-55, штурман сказал: «Останавливаемся, нужно подкрепиться». Сказано — сделано, тем более, что самый коварный участок маршрута пройден и впереди Красноярск, конечная точка сегодняшнего пути. Природа просто потрясающая, краски на земле и небе блистают миллионами оттенков, вот только жаль, что нет у нас профессионального фотоагрегата… пытались запечатлеть тем, что есть (цифровик Canon IXUS). Вот, что получилось:
В целом, впечатление от участка дорог Иркутской области неоднозначное… вроде и проехали, но как… 280 километров между Тулуном и Тайшетом тащились чуть более пяти часов, настроение из отпускного порою менялось на вопросительное: «А зачем я вообще сюда поехал, сели бы на поезд….», но, с другой стороны, нам ведь хотелось «приключений», юношеский авантюризм, видимо, еще не прошел и мы получили первую часть данных приключений… Но от Иркутска до Тулуна и дальше, если ехать на север, в Братск, дороги отличные, поэтому ставлю твердую «4 с минусом» нашим дорожникам, которые, я считаю, скоро и эти пресловутые 280 км превратят в комфортную трассу, на все пять баллов.
В Красноярском крае дороги хорошие, поэтому без особых приключений в 19 часов иркутского времени, потратив 15 часов на преодоление 1 150 километров дорог, мы с супругой въехали в Красноярск. Ранее я уже бывал в этом городе, но приезжал я на поезде и гулял сам, без автомобиля, поэтому сориентироваться в дорожной сети мне помог навигатор, и без особого труда мы нашли нужный адрес! Встречи, объятия и все такое, а вечером в шоппинг-центр за продуктами, которые хотим взять с собою (решили не переть из Иркутска, а взять свежие в Красноярске). Кстати, цены на продукты в Красе гораздо ниже иркутских… приятно порадовало.
Закупили продуктов в Красноярске, на фото супруга и друг Василий (привет ему).
Пара видов вечернего Красноярска с площадки супермаркета «Окей».
Отлично посидев у друзей вечером, мы хорошенько выспались и утром, отдохнувшие, выдвинулись в конечную точку путешествия — республику Хакасия. Как я понял, Красноярск, видимо, конечная точка в восточной части страны, где можно встретить самое разнообразное множество автомобилей с различными регионами «приписки» — в Иркутске и более восточных городах преобладают лишь местные автомобили и гости из близлежащих окрестностей, даже на трассе редко видишь «чужеземцев», а в Красноярске их очень много, дорога на выезд в сторону Новосиба великолепная — по три полосы в каждую сторону с идеальным асфальтом. Пост ГИБДД стоял, но машин вокруг него не было, проехали без проблем, кстати, относительно доблестных сотрудников могу сказать то, что лишь по Иркутской области они то и дело мелькают на трассе, устраивая «засады» сердобольным водителям, но в правилах «хорошего тона» заранее предупредить встречного о «дружелюбных» инспекторах, далее в Красноярском крае и Хакасии я вообще не видел, чтобы они торчали на трассе, измеряя скорость и смотря обгон… Гаишников видел всего раз, и то мчались к аварии…
Дороги Красноярского края и республики Хакасия.
Отдельно хочется написать относительно топлива. В машину я лью исключительно 98 бензин, хоть и дороже остальных видов, зато расход получается меньше. Заправив полный бак в Иркутске и долив еще в Куйтуне на «Крайсе» (местный торговый заправочный бренд), я столкнулся с отсутствием 98-го на трассе далее Нижнеудинска… ну нет его и все, зато начали встречаться экзотические виды бензина — 93, 94, 96…я таких еще не видел. В Красноярске удивили названия заправок: «Привет», «25 часов» и еще и еще, а вот традиционных «Роснефть» или «LUkOil» я не встретил, может, ездил не там, где надо? В итоге заправился под крышку на одной из заправок «Красноярскнефтепродукта», залил 98 бензин по ценнику 92-го в Иркутске (помнится, что 26 рублей с копейками, при цене в 28,10 в Иркутской области).
Выехали из Краса в 10 утра местного времени, дороги отличные, поэтому оставшиеся 400 километров пролетели мигом, скорость можно смело держать и 130, и 140, качество покрытия позволяет и, как оказалось, позволяет наш скромный двигатель всего в 1,4 литра с его 75 лошадками, но, видимо, резвыми французскими скакунами… Хотя при 140 тахометр показывает 4 тысячи оборотов, мне комфортнее, когда двигатель особо выше трех тысяч не раскручен, почему-то субъективно считаю, что оптимально для двигателя работа в пределах 2-3 тысяч оборотов, может и ошибаюсь («красная зона» на тахометре у меня вообще начинается с 6 тысяч). Навигатор указал поворот к озерам и мы ушли с трассы на Абакан в сторону курорта оз.Шира.
Пейзажи, честно говоря, унылые, вокруг степь да степь, порою деревьев до самого горизонта не видно, лишь сопки и холмы, но все такое зеленое, и в этой зелени сочетаются все возможные ее оттенки!
Озерами в Хакасии, почему-то, называются водоемы размерами иногда сравнимые с лужицей в 50-100 метров диаметром, ну…, мы не спорим. По пути к Шира мы проезжаем озеро Белё, разлившееся в две чаши с небольшим перешейком, на берегу множество палаточных городков и нехитрые бревенчатые сооружения-домики для туристов. Проехав Белё, держим курс на пос. Жемчужный, располагающийся прямо у берега действительно жемчужного озера Шира. По пути прикупили две охапки березовых дров по 40 рублей каждая (забегая вперед, могу сказать что этих дров оказалось вполне достаточно на все время отпуска), дрова и раков продают прямо у обочин, мимо проехать ну просто нельзя! Приехав в Жемчужный, уперлись в шлагбаум санатория, так как мы не по путевке, то нас и не пустили. Свернув к палаточному городку, немного огорчились ценам (250 руб./сутки машина при удаленности от кромки воды метров в 150-200). Да и вид котельной неподалеку не впечатлил ни супругу, ни меня… поплутав еще немного, было решено вернуться на Белё, ехать всего 10 километров в обратную сторону. На подъезде к Белё, увидели большой баннер с изображением милой дамы, приглашающей к озеру :). Свернув, направились к палаточному городку «Зеленый», о чем ни разу не пожалели, за 150 рублей сутки мы встали за 10 метров у воды, для каждого отдыхающего сооружены небольшие столики с крышей и скамейки, чуть дальше имеются чистые туалеты.
Отмечаем приезд на озера вином и мясом :).
Проснувшись утром от непонятного шума и, честно сказать, не сильно приятного запаха, обнаружили в тамбуре палатки мохнатых гостей, пришедших на запах:
Далее несколько дней валяния, купания, загорания и просто здорового сна. Привожу стратегические фотографии местности и прочие любопытности:
Как в рекламе…жизнь удалась:).
…Вышел в поле, сел пос…ть — далекоооо тебя видать! (народная мудрость).
Грех было не поездить и по окрестностям — недалеко от Белё находится соленое озеро Тус, куда мы и направились… Дорогу «Навител» указал верно, хотя часть пути шла по колее среди чистого поля (без навигатора тоже можно доехать — везде таблички, плакаты и указатели). Приближение к озеру чувствовалось примерно на километр-два — четкий запах сероводорода :).
Озерцо хоть и малое, но народу море… илистое дно поначалу не очень приятно на ощупь, ноги проваливаются по щиколотку, но грязь, говорят, целебная (жена впоследствие сказала, что после посещения Туса у нее сухость кожи на ногах месяц не проявлялась — видимо, действует). Кстати, плавать в озере не получается — высокое содержание соли делает из тебя поплавок и при попытке поплыть тело просто переворачивает то на спину, то на живот…, в общем, как всем известная субстанция в проруби, болтаешься :), прикольно… можно газету почитать, кофе попить!
На холме около озера выложены названия городов, откуда приезжали туристы.
Выйдя из озера, кожа покрывается тонким слоем соли — необходимо принять душ.
Посетив соленое озеро, решили проехать в еще одну достопримечательность Хакасии — Туимский провал близ поселка (или села?) Туим. Навигатор показал маршрут, следуя которому, добрались до цели без проблем. По пути закупили у мужичка близ Туса меда — спасибо ему за краткий словесный экскурс о том, что и где находится в Хакасии, что следует посмотреть, а что не стоит того, чтобы ехать за десятки километров. Привет Вам! Далее несколько фотографий с дороги:
Альтернативная обоина для Windows XP :).
Филиал фабрики шоколада «Милка»:).
А вот этот кусок трассы мне дороги в США напомнил… приятно.
Фыркал-фыркал…но ничего не произошло :).
Медведи возле Туимского провала.
По прибытию на место были потрясены красотой этого чуда природа… неописуемо, на мой взгляд — в скалах на глубине 100-150 метров, окруженное со всех сторон отвесными стенами расположено озеро, если крикнуть или камень туда бросить, то такое эхо раздается — прямо уши закладывает… Местные ребята за 2 500 тысячи рублей предлагают прыгнуть в Провал с «тарзанки»…, но что-та «я очкую, Славик»…
Осмотрев местность, выдвигаемся назад в лагерь, где оставили палатку с вещами… по пути заехали на Ширу, хоть и пасмурно, но искупаться хотелось… тем более, что на следующий день запланирована дорога назад, в Иркутск.
Веселые картинки на территории курорта в Жемчужном :).
Вернувшись, посвятили вечер сидению у костра, разговорам и неспешным сборам в обратную дорогу, благо, погода соизволила преподнести нам подарок — тучи ушли и стало солнечно. Хочу заметить, что за время нашего отдыха солнце то и дело сменялось тучами, а затем опять показывалось… Как-то там все резко континентально:), видимо, степи не позволяют тучкам задерживаться нигде, вот они и прут напролом… Утром отъезд, ну, а перед этим еще разок купаться!
Пока, Хакасия! До скорых встреч!
Теперь за штурвалом вторая половинка…
На обратном пути решили не останавливаться в Красноярске, заехали лишь перекусить в одном из местных кафе и дальше в путь — домой!
Сухие цифры:
ИТОГО — 9 031 рубль за неделю отдыха, отличные впечатления и заряд энергии для трудовых будней!
Прилагаю треки маршрута из Иркутска (по-моему, включил запись уже в районе Усолья-Сибирского, уж простите) до всех объектов Хакасии и обратно.
Спасибо за то, что дочитали до конца. Пишу в данную рубрику впервые, если что, не ругайте! Приятных путешествий и Вам!