Благовещенск — Алтай 2017

16.12.2017 | 21577 просмотров

«Куда поедем следующим летом?» — такой вопрос я задал себе и супруге год назад, когда мы приехали из очередного автопутешествия с острова Сахалин. Казалось бы, живем на Дальнем Востоке, такого вопроса не должно возникать. Можно, как тысячи дальневосточников, поехать в Приморский край на берег Японского моря или рвануть в другую сторону и доехать до Байкала, но так уж получилось, что на Байкале и на Японском море мы уже побывали. Нам хотелось уже чего-то кардинально нового! И в голове всплыла мысль: «А не съездить ли нам на Алтай?». Супруга, когда я озвучил свою идею, восприняла это без особого энтузиазма. Шутка ли, 5500 километров в одну сторону. Да еще и в одну машину, так как наши постоянные попутчики, в силу ряда причин, не смогли составить нам компанию. Но, взвесив все «за» и «против», подсчитав, сколько нужно времени и денег на эту поездку, поняли, что на Алтай мы все-таки поедем.

Составить маршрут до Горного Алтая оказалось не так просто. Путь от Благовещенска до Кемерово не представлял никаких проблем, едь себе по федералке, не сворачивай. А вот по какой дороге ехать до Бийска — было непонятно. Картографические сервисы Google, Yandex и другие рисовали разнообразнейшие маршруты, обещав кратчайший путь и наименьшее время в дороге. Но, как оказалось, кратчайший путь совсем не подразумевал хорошую дорогу. Спасибо добрым людям, подсказали, как оптимально доехать, чтобы нам не пришлось стоять в пробках и петлять по городским закоулкам.

Дальше началось планирование маршрута по Горному Алтаю. Побывать хотелось много где — Укок, перевал Кату-Ярык, южный берег Телецкого озера, ледники Софийский и Актру, Марс, Карагемский прорыв. Все эти точки были нанесены на карту, но куда получится добраться — будет ясно на месте.

Подготовка машины не заняла много времени и сил. Были установлены 33” колеса. Осмотр ходовки показал, что необходимо заменить переднюю шаровую — порвался пыльник. Пришлось заменить один задний амортизатор — он начал подтекать. Это последний раз, когда я купил амортизатор фирмы HOLA.

Особое внимание уделил тормозам, не хотелось без них остаться где-нибудь в горах Алтая. Заменил передние колодки, задние были в порядке.

Также был установлен на крышу багажник OJ, на котором хорошо разместились Hi-Jack и вещи, не боявшиеся воды. В остальном машина была готова к длительному путешествию.

22 июля

Выезжаем рано утром. Первый день, пока не устали, хочется проехать как можно больше. Погода радует, машин в выходной день не много, дорога знакомая. Федеральная трасса Амур, конечно, не идеальная по качеству дорога, но позволяет ехать достаточно быстро. Мои опасения, что из-за багажника, загруженной машины и 33” колес сильно возрастет расход, не подтвердились.

На одной из заправок встретили такое чудо.

Когда выехали на федералку, замечаю, что машину тянет вправо, не сильно, но все равно неприятно. Странно, перед поездкой заезжал на развал/схождение, было все нормально. Проверяю давление в шинах — везде одинаково, нужно еще раз проверить сход/развал.

Первый по пути более-менее крупный город — Шимановск. На карте находим СТО, но они все закрыты — выходной. У местных узнаем про работающий без выходных автосервис, полчаса кружим по городу. Находим — да, сход/развал делают, но старым дедовским способом, никаких компьютеров у них нет. На вопрос: «Сможете сделать на L200?», получаю ответ: «Не вопрос». Понадеявшись на профессионализм местных мастеров, отдаю машину на ремонт.

После часа ожидания забираю машину, еду проверять — ничего не изменилось, машину как тянуло вправо, так и тянет. Возвращаюсь обратно в автосервис, опять на подъемник, опять час ожидания, проверяем — то же самое. Больше времени я терять не хотел, отложив сход/развал до крупного города, едем дальше. В этот день успели доехать только до поворота на Ерофей Павлович. Если кто-то захочет ночевать в районе Ерофея, не спешите заселяться в гостиницу на трассе. Там грязно, шумно, дорого и почти всегда занято. Лучше проехать в поселок, он недалеко, и там заселиться в гостиницу лучше, дешевле и даже с WI-FI. Только найти ее непросто — никаких вывесок нет (координаты N53°57'17,84" E121°57'02,56").

23 июля

После Ерофей Павловича населенные пункты встречаются все реже и реже, средняя скорость возрастает, участок Ерофей — Чита проезжается очень быстро. Но мы не спешим, отпуск только начался, есть время на остановки и осмотр достопримечательностей.

В Читу заезжать у нас в планах не было, объезжаем ее по объездной и практически сразу за городом встаем на ночевку на отличной полянке с березками и чистым ручьем. За приготовлением ужина оказалось, что мы забыли взять чайник. Переживем — чай из кастрюли ничем не хуже. Гораздо неприятнее было не найти среди вещей штатив. Съемки звездного неба отменяются.

24 июля

Три года назад, когда мы ездили на Байкал, мы заезжали на озеро Арей, вот и сейчас мы не проехали мимо. За 3 года тут очень многое поменялось. В лес рядом с озером теперь просто так не заехать — стоит забор и за въезд просят 500 рублей. За эти деньги можно стоять в лесу 4 дня. С одной стороны, все эти заборы и шлагбаумы раздражают, но, с другой стороны, на озере и в его окрестностях стало гораздо чище. Лес и озеро красивые, поэтому решили, что остановимся здесь на обратном пути.

Самые плохие дороги на подъезде к Улан-Удэ, узкие и с очень плохим покрытием, плюс ко всему огромное количество фур. Улан-Удэ проезжаем стороной, сегодня мы должны доехать до Байкала, очень хочется заночевать на берегу озера и освежить трехлетние воспоминания. Но этому желанию не суждено было сбыться, погода не радует, льет сильный дождь, приходится искать ночлег. Краем глаза посмотрев на Байкал, в городе Бабушкин заезжаем в первую попавшуюся гостиницу — отель «Трактир». Нам везёт, есть свободный номер и цена приемлемая. Машину поставили во дворе отеля на охраняемой стоянке. Тут же есть кафе, но нам не понравилось, дороговато и невкусно. Лучше сходить в кафе бурятской кухни рядом с гостиницей, там готовят чебуреки, позы и другие бурятские блюда.

25 июля

В Иркутске у нас по плану замена масла двигателя и регулировка развала/схождения. На подъезде к городу записались на СТО «MOBiSSauto» — я поклонник масла Mobil. Из всех станций замены масла Mobil1, а повидал я их немало и в разных городах, в Иркутске самая крутая. Все чисто, аккуратно, оборудование новое. Там я впервые увидел пневматический шприц, смазывающий крестовины кардана. И мастера там грамотные оказались, все сделали быстро и качественно. А вот развал/схождение там не получилось сделать, была большая очередь, а нам ждать не хотелось, поехали на соседнюю СТО «Смартур». Там, наконец-то, все нормально отрегулировали, и машину перестало тянуть вправо.

Пока нам ремонтировали машину, зашли в магазин и купили забытые дома чайник и штатив.

Кое-как выбравшись из Иркутска, а движение там, кстати говоря, оказалось одно из самых неприятных на нашем пути, начали искать место для ночевки. И снова нам повезло, первая же попытка съехать с трассы оказалась удачной, между Залари и Тыретью обнаружился замечательный лесок.

26 июля

Идет 5-й день нашего путешествия, двигаемся по трассе «Сибирь». Дорога отличная, светит солнце, идем крейсерской скоростью и глазеем по сторонам, хотя смотреть особо не на что, ехать скучно. Хорошо хоть дома накачали музыки и аудиокниг.

По дороге стали чаще попадаться иностранцы, наверное, возвращающиеся с каких-то экспедиций по России. Встретили колонну из пяти Land Rover’ов. Что примечательно, все машины были подготовлены практически одинаково. Классные машины, особенно мне понравилась палатка James Baroud на крыше.

Не доезжая Красноярска начинаем искать место для ночевки. Съезды с трассы только на перепаханные поля. По полям доехали до леса, остановились, вышли из машины и были тут же облеплены различными кровососущими гадами. Лес очень густой, высокая трава. Постояли, подумали и поехали искать отель. Отель нашелся около деревни Кускун, называется «Медвежий угол», на территории есть бар, магазин, платная автомобильная стоянка.

27 июля

В этот день небеса решили сделать нам «подарок» и разнообразить нашу жизнь нелепейшим ДТП. А дело было так. Стоим на светофоре около очередного ремонтного участка дороги, пропускаем встречные машины. Видим, несется на огромной скорости маленькая красненькая машинка. Проезжает мимо нас, мы чувствуем небольшой удар, машина слегка покачнулась. Смотрю в зеркало, машина, а это была Honda Prelude, остановилась на обочине. «Наверное, свое зеркало об нас разбил», — подумал я, свернул на обочину, чтобы никому не мешать на трассе, и вышел из машины. Тут же подъезжает Honda. Через весь бок машины проходит хорошая такая полоса/вмятина.

Смотрю на свою машину — МЛЯЯЯ!!!… краска по краю бампера отлетела.

За рулем сидит молодой парень. Оказалось, что он только что купил машину и перегонял ее к себе в город. Праворульную машину ни разу не водил, габаритов не чувствует, из-за чего, собственно, и не рассчитал дистанцию. Ну что же, со всеми бывает, я ему даже посочувствовал. Но потом этот парень стал вести себя очень странно. Начал говорить, что мы стояли на встречной полосе, что ему негде было ехать, хотя после него огромные фуры проезжали, и вызвал полицию. Приехала полиция, начали во всем разбираться. Очень удивлялись, когда узнали, как произошла авария. А когда начали проверять документы, и у водителя Хонды не оказалось страховки, начали открыто ржать и никак не могли понять, зачем он их вызвал. В результате парню выписали 3 штрафа и мне один — за то, что убрал машину с места ДТП. Спорить не стал, время было дороже, мы и так потеряли 3 часа.

За оставшиеся полдня успеваем проехать Кемерово, пообедать там вкусной и здоровой ужасно вредной едой из KFC и по очень быстрой автомагистрали добраться до Ленинск-Кузнецкого.

До этого максимальный знак ограничения скорости я видел на острове Русский. Там было 100 км/ч.

В Ленинск-Кузнецке кое-как находим гостиницу, заселяемся, спать…

28 июля

Переночевав в Ленинск-Кузнецком в гостинице Виктория, выдвигаемся в сторону Республики Алтай. Если смотреть по карте, то кратчайший путь до Горно-Алтайска идет через Новокузнецкую трассу. Но мне несколько человек сказали, что дорога там очень плохая, и не советовали по ней ехать, поэтому мы поехали через Залесово — Тальменка — Новоалтайск.

Горно-Алтайск оказался очень небольшим городом, я ожидал, что столица целой республики будет покрупнее. Немного покатавшись по улицам и осмотрев город, едем дальше — скучный доездинг кончился, началась активная часть отпуска.

Сегодня у нас в планах ночевка в палатке, надеемся найти какое-нибудь хорошее место, но, там где нам нравится, либо много народа, либо нужно кому-то платить за место, а чаще всего и то и другое одновременно. В поисках мест доезжаем до перевала Чике-Таман. В самом начале перевала уперлись в плетущийся в гору бензовоз, пришлось ехать за ним, обгон тут запрещен. Зато было время посмотреть по сторонам. Перевал Чике-Таман не сильно высокий по алтайским меркам, всего 1300 метров, но для нас, жителей равнин, это очень высоко.

Вид с перевала.

Памятник строителю Чуйского тракта.

Пока любовались видами с перевала, солнце зашло за горы, стало смеркаться. Нужно было искать место для ночевки. Спускаемся с перевала и примечаем замечательное место на берегу реки Большой Ильгумень. Это как раз то, что мы искали.

Как только остановились, начался мелкий и нудный дождь. Не очень приятно ставить лагерь под дождем, хорошо хоть с палаткой не надо мучиться, она у нас автоматическая и раскладывается за 2 минуты. Сильно не закреплял, о чем вскоре пожалел. Дождь усилился, резко поднялся сильный ветер, и нашу палатку сначала стало пригибать к земле, а потом и вовсе чуть не унесло. Пришлось быстро крепить ее как положено. Дождь вскоре закончился, так же неожиданно, как и начался. С самого первого дня Алтай нам показал, как быстро здесь меняется погода.

29 июля

Сегодня мы должны встретиться с Сергеем и Натальей из Москвы, с которыми мы познакомились на drom.ru и планировали немного попутешествовать вместе. Созваниваемся, обсуждаем дальнейшие планы и договариваемся встретиться в селе Ортолык, после чего вместе ехать на Софийский ледник. Сергей и Наталья едут на Mitsubishi Pajero Sport.

До места встречи нам примерно 250 км, есть время поглазеть по сторонам и пофотографировать.

Где-то на Чуйском тракте.

Встретившись с москвичами в Ортолыке и быстро обсудив дальнейшие планы, наконец-то съезжаем с асфальта. Может, это и странно звучит, но хотелось уже проехать по настоящему, неасфальтированному Алтаю. Дорога очень плохая, зубодробительный грейдер, пора спускать колеса. Тут впервые замечаю, что мое обычное асфальтовое давление 2,6 превратилось в 3,4. Я, конечно, подозревал, что от нагрева резины давление увеличивается, но чтобы на столько?! А может, еще из-за высоты давление прибавилось. Спускаемся до 1,8, теперь машина едет гораздо мягче.

В Старом Бельтире сворачиваем в сторону Софийского ледника. Дорога в основном грунтовая, каменистая. Вокруг пейзаж из голых гор, покрытых бурой травой, камней и редких островков зелени. Такое однообразие оттенков коричневого длится около 30 км, дальше начинают чаще встречаться горные ручьи, бурая трава становится сочно зелёной.

Погода меняется стремительно, то жара, то холодный ливень с градом, температура снижается с 25 градусов до 10. Не доезжая до озера Акколь, на реке Кызылкая замечаем небольшой водопад, переодеваемся, утепляемся и идем смотреть. Водопад так себе, видели мы и покруче, но все равно красиво.

За озером Акколь упираемся в забор с воротами. Ворота открыты, но на заборе висит табличка, где написано, что дальше охраняемая территория и частная собственность, и что с нами произойдет, если мы сойдем с дороги. Запрета на въезд не было, и мы проехали, но не очень далеко, дорога заканчивается у реки Верхний Тураоюк. Можно было проехать еще немного ближе к леднику, но попутчики практически на стоковой машине. Тем более что это очень красивое и удобное место, здесь мы и встали на ночевку.

Вечером ужинаем, под разговоры знакомимся ближе, намечаем планы, укладываем детей. После заката градусник показывает +5. Греемся костром и настойкой на перегородках грецкого ореха, собственноручно приготовленной Сергеем. Поздно ночью, стуча зубами, расходимся по палаткам и теплым спальникам. Завтра с утра — поход на Софийский ледник.

30 июля

Если вы хотите посетить Софийский ледник, но не хотите бежать сломя голову, то лучше выйти пораньше — в часиков так 8 утра. У нас выйти рано не получилось. На ледник решили идти все, в лагере никого не оставалось, поэтому нам пришлось собирать палатки и запихивать все вещи обратно в машину. Доверия к местным нет никакого. В общем, вышли мы примерно в 10 часов.
Заблудиться тут негде, идем по хорошо утоптанной тропинке вдоль реки Аккол. Идти легко — хорошая погода, светит солнце, со стороны ледника дует освежающий ветерок.

Иногда тропинка исчезает в густых зарослях дикой жимолости. Продираясь через кусты, едва не наступаем на змею. Видели когда-нибудь вставшую в стойку и шипящую змею в метре от вас? То еще ощущение… Пошли по другому пути — «нормальные герои всегда идут в обход».
Основное препятствие на пути к леднику — это осыпи. Сначала они небольшие, метров 10-15 в длину и камни в них мелкие, но чем дальше, тем осыпи длиннее и камни крупнее. Через некоторые осыпи младшего сына Ваню переношу на руках, старший держится бодрячком — молодец.

Видите тропинку? Правильно, её нет)

Вдалеке показывается ледник. Глазом невозможно определить, сколько до него еще идти, в горах расстояние очень обманчиво.

Через 4 часа делаем первый привал.

Ванька уже схватился за голову)

Немного отдохнув, продолжаем путь. Идти становится все сложнее, осыпи все чаще, а начала ледника так и не видно. Мой Ванька совсем выбился из сил, дальше идти отказывается, а мы не дошли даже до озера. По грубым подсчетам идти еще примерно 3 километра. Посмотрев в сторону ледника, вижу, что впереди одни осыпи, тропинки не видно. Стало понятно, что до цели дойдут не все. Предлагаю жене подождать меня с детьми на полянке — один я быстро доберусь, но она боится оставаться. Сергей и Наталья тоже устали, но полны решимости дойти до конца. Говорю им, что мы разворачиваемся и идем обратно, дальше им придется одним. Очень обидно, потрачено столько сил и всё зря. Видя мое, мягко говоря, плохое настроение, жена соглашается подождать. Обещаю вернуться через 1 час, хватаю фотоаппарат и вперед. Бежать по каменным осыпям очень сложно и опасно, стараюсь это делать как можно осторожнее, но бежать получается не везде. Попадаются участки нагромождения огромных камней, в рост человека и больше, по которым приходится просто карабкаться. Добираюсь до озера, уже хорошо виден ледник.

Кажется, что до ледника рукой подать, но иду пять минут, десять, а он практически не приближается, прибавляю ходу. Становится холоднее, ветер просто ледяной, замечаю в реке глыбы льда, цель близка! И тут до меня доходит, что я в одной футболке! Теплую олимпийку я оставил на последнем привале. Заболеть мне совсем не хочется, надо поворачивать назад, тем более что из обещанного часа прошло уже 30 минут. Делаю фото Софийского и назад.

Обратно дошел за 40 минут, силы не бесконечны. Жена с детьми нашли место, где не было ветра, и сидят, пьют чай с печеньками, загорают. Узнаю, что наши попутчики, Сергей с Натальей, не возвращались, значит, я где-то с ними разминулся. Немного отдохнув, выдвигаемся в обратном направлении, но идем медленно, приходится часто останавливаться и отдыхать.

Очень хочется пить, полтора литра воды, которые мы с собой взяли, давно закончились. Хорошо, что попадаются чистые горные ручьи — пьем из них. Встречаем группу туристов, которые идут в сторону ледника. Туристы оказались иностранцами неопределенной национальности. Когда они узнали, что до ледника еще километров шесть, то, не задумываясь, развернулись обратно. Странные они какие-то… Одним словом — иностранцы.

К 6 вечера добрались до нашей стоянки. Каково же было наше удивление, когда на полянке, между и вокруг наших машин, мы увидели чьи-то палатки. И расставлены они были так, что для наших уже не было места. Никогда не перестану удивляться наглости людей. Пришлось переезжать на другое место.

Только мы поставили палатку на новом месте, как подходит к нам алтаец. За спиной висит сайга, которую он поминутно снимает/поправляет и всячески нам демонстрирует. В общем, дает понять, насколько он крут. Зачем он пришел, догадаться нетрудно, все они говорят одно и то же. С его слов, там, где мы стояли, была частная территория, а точнее его территория. И вообще, вся эта земля, от озера Аккуль до Софийского ледника принадлежит ему. Видимо, местный миллионер. За пребывание на своей земле алтаец запросил 150 рублей с взрослого человека в сутки. Ругаться и спорить мы не хотели, тем более деньги были небольшие, поэтому отдали их и продолжили спокойно отдыхать.

Спустя 4 часа, когда уже начало темнеть, вернулись наши попутчики. Судя по лицам и неуверенной походке, устали они побольше нашего. Но зато дошли до ледника, даже потрогали руками. Молодцы, ничего не скажешь! Вечером долго сидели у костра, делились впечатлениями от увиденного.

31 июля

Хорошо, когда в путешествии не надо никуда торопиться. Сегодня именно такой день, спали, сколько хотели, никто никого не торопил. Мы с Сергеем просыпаемся первыми и решаем сходить посмотреть на водопад на реке Верхний Тураоюк. Со стоянки его хорошо видно, даже тропинка есть, нужно просто немного подняться по склону горы Таралгак. Вчерашний марш-бросок дал о себе знать, подъем оказался очень сложным, ноги совсем не хотели идти. Оказалось, что к водопаду подойти нельзя, везде отвесные скалы, а может, мы просто не нашли подход. Сфоткали его со стороны, но ракурс неудачный.

А вот вид с горы на долину реки Аккол был потрясающий!

Когда отъезжаем со стоянки, замечаю, что одно колесо немного подспущено. Может быть, когда спускался перед съездом на гравийку, немного перестарался с одним колесом. Не придаю этому особого значения, подкачиваю, и едем дальше.

В старом Бельтире мы прощаемся с Сергеем и Натальей и договариваемся через 2-3 дня снова встретиться. Они едут покорять Купол Трех Озер, а у нас совсем другие планы.

31 июля

После Старого Бельтира держим путь на Кош-Агач, нужно пройтись по магазинам, а то запасы продуктов подходят к концу, и, конечно же, нужно заправиться.

Село оказалось больше, чем ожидали, есть где покушать и закупиться всем необходимым. Заправок хоть и есть несколько штук, но выбирать особо не из чего. Заправляемся на Лукойле, не питая иллюзий относительно качества топлива, а спустя пять минут черный дым из выхлопной трубы окончательно подтвердил наши опасения. Выбор магазинов в Кош-Агаче намного больше, чем заправок, есть даже супермаркет «Мария Ра».

Закупившись продуктами на ближайшие 3-4 дня, выезжаем на Укок. Сразу после выезда из города начинается неплохая, но очень пыльная гравийка, по которой можно вполне комфортно передвигаться со скоростью 80-90 км/ч. Чуть не проехали Тархатинский мегалитический комплекс, хорошо, что есть баннер для туристов. Походили, посмотрели на рисунки эпохи бронзы.

Немного задержались на погранзаставе «Солонешное». Когда мы подъехали, там уже стояло 4 машины. Чтобы проехать на Укок, пропуск не нужен, достаточно иметь паспорт или свидетельство о рождении. Пограничник переписывает данные с документа, вносит в какую-то свою базу и поднимает шлагбаум. Но делается все это очень медленно, поэтому и собираются целые очереди.
После погранзаставы дорога портится, и чем мы ближе подъезжаем к Джумалинским источникам, тем она становится хуже. Но местные плохую дорогу как будто не замечают. На своих УАЗах они умудряются нестись 60 км/ч, где мы плелись 20-30. Соревноваться с ними в скорости мы не стали, машину свою мы любим и бережем, едем осторожно, глазеем по сторонам.

К Джумалинским источникам мы специально планировали подъехать в будний день, в надежде, что тут будет немного народа и нам достанется домик для ночевки. Но даже несмотря на то, что был понедельник, все домики оказались заняты, даже стояло несколько палаток. Хозяева источников любезно, за 200 рублей, разрешили поставить палатку «вон там, около забора», что мы и сделали.

Пока варится ужин, беру старшего сына Паху и идем узнавать, как можно искупаться в лечебной радоновой воде. Хозяева озвучили ценник — 200 рублей с человека и можно купаться целые сутки. Побывать на термальных источниках и не искупаться в них мы не могли. Зашли в домик с маленьким бассейном. Внутри все аккуратно, вода идеально прозрачная, но не очень теплая — градусов 16, долго не покупаешься. После купания разговорились с хозяином, спросили про дорогу на Укок. Узнав, что мы собираемся возвращаться с плато через перевал Богомуюс, оценивающе посмотрел на нашу машину и сказал, что не стоит нам туда одним ехать, тем более на такой машине. Через Богомуюс нужно ехать только на УАЗах. Спорить не стал, но его слова зародили во мне сомнение.

01 августа

Утром очень не хочется вылезать из палатки и теплых спальников, снаружи дует сильный ветер и температура явно ниже нуля — в ведре с водой лёд. Не доводилось нам еще спать в палатке в минусовую температуру. Пока собираем вещи, замечаю, что колесо, которое я подкачал сутки назад на Софийском леднике, опять наполовину спустило. Видимо, все-таки где-то проколол. Осматриваю колесо, но найти, в чем проблема, не удается. Мдаа… Ехать на Укок со спускающим колесом не очень хочется, но обратно ехать хочется еще меньше. Колесо за сутки спускает примерно на одну атмосферу, не так страшно, да и запаска есть. Подкачиваю колесо и вперед на перевал Теплый Ключ.

Сразу после Джумалинских источников дорога идет круто в гору и превращается в хаотичное нагромождение камней. Сначала ехать страшновато, крадемся, нащупываем путь, а потом, когда приходит понимание, какие камни можно пустить между колес, а какие нужно объехать, продвигаться стали заметно быстрее.

Небольшой кусочек видео

Практически на вершине перевала догоняем колонну из нескольких УАЗов, едут очень медленно, часто останавливаются, потому что кто-то из них постоянно перегревается. Объехать их нет никакой возможности, приходится стоять и ждать.

На одной из остановок перекинулись парой слов с экипажем последнего в колонне УАЗа. Как и мы, на Укок они едут в первый раз. Очень сильно они удивлялись, когда узнали, что мы приехали с Дальнего Востока и в одну машину отважились поехать на Укок. Спросил, не собирались ли они выезжать с плато через перевал Богомуюс. Оказалось, что нет, даже такой большой компанией, УАЗоводы боялись туда ехать и возвращаться планировали также через Теплый Ключ, и нам категорически не советовали ехать туда в одну машину. И тут я призадумался… Уже второй человек отговаривает меня ехать через Богомуюс. Может и правда не стоит? Отложили решение до следующего дня. Была еще вероятность кого-то встретить на Укоке, чтобы вместе поехать через этот «страшный» перевал.

С горем пополам, в колонне с УАЗами, мы забрались на перевал. Кстати говоря, за весь подъем блокировку я включил только один раз, и то только потому, что УАЗы раскопали большую яму. Днищем об камни не задел ни разу. Если не торопиться, ехать на 1, 2 пониженной, перевал Теплый Ключ не так и страшен, как некоторые про него пишут.

Высота почти 3000 метров, так высоко мы никогда не забирались. Ожидали, что будет что-нибудь похожее на горную болезнь, но как к себе ни прислушивались, никаких изменений не заметили. Разве что отдышка появилась, видимо, кислорода не хватало.

Наверху УАЗы остановились на перекус, и мы наконец-то поехали немного быстрее. Укок поражает своими просторами и безлюдностью. Куда ни посмотришь, а видно вокруг на десятки километром, нет ни души. Очень точное название у этого места — «Зона покоя Укок».

Покой нарушают только смешные сурки, или тарбаганы, огромных размеров и в огромных количествах.

Сегодня мы хотим доехать до озера Гусиное, там, со слов одного пограничника с заставы «Солонешное», недавно построили турбазу. По пути преодолеваем несколько бродов. С виду страшные, кажется, что болотина, но дно твердое, каменистое.

На этом болоте повстречали какую-то непуганую птицу, которая встала на дороге и не хотела отходить.

Издалека, около озера, увидели какие-то постройки, жена обрадовалась, будем ночевать в тепле. Но когда подъехали ближе — увидели забор из колючей проволоки, а на территории вертолет и людей по виду явно иностранцев. Обманул нас пограничник, никакая это не турбаза.
Возникла неожиданная проблема с поиском места для ночевки. Был уже вечер, температура приближалась к 0, и что самое неприятное — постоянно дул сильный и холодный ветер. Останавливаться в чистом поле нет никакого желания. Решили возвращаться и заночевать около реки Калгуты. Может, там найдется какое-нибудь естественное укрытие от ветра. Но все, что мы находим, это небольшую низину. От ветра загораживаемся машиной, хорошо, что он дует всегда в одном направлении.

02 августа

Сегодня мы покидаем Укок. Через перевал Бугумуюз в одну машину ехать мы не решились, поэтому возвращались той же дорогой, по которой приехали. Не очень повезло нам с погодой, небо всегда было затянуто, не открылся нам во всей своей красе горный массив Табын-Богдо-Ола. Но зато будет повод приехать сюда еще раз.

Утром, уже по традиции накачав заднее колесо, едем в сторону Теплого Ключа.

Спускаться с перевала труднее, чем подниматься, пошел дождь, камни стали скользкими и машину практически не держат. Жмешь на тормоз, а машина по ним катится, и не всегда в том направлении, в котором нужно.

Осматриваю дорогу, нет ли встречки.

На Джумалинских источниках набираем лечебной воды, фото на память и едем дальше.

На подъезде к Кош-Агачу, как только появляется связь, начинаем обзванивать гостиницы. Но, видимо, сегодня какой-то наплыв туристов, все гостиницы заняты. А в тех, что не заняты, условия проживания совсем не соответствуют нашим, в общем-то, не очень высоким требованиям.
Пока ищем гостиницу, заезжаем на шиномонтаж разобраться со спускающим колесом. Как только его помыли от грязи и пыли, сразу замечаем между протекторов шляпку от самореза. Алтаец-шиномонтажник, обещая все сделать быстро и качественно, выкручивает саморез, достает свой инструмент и пытается запихать жгут для ремонта шин в дырку, но ничего не получается. Дырка между протекторов, а протектор высокий, и его инструмент просто не может протолкнуть жгут, слишком короткий. Когда он испортил третий жгут, вытаскиваю свой инструмент, который ездил без надобности со мной уже 3 года, и легко проталкиваю жгут. Ура, колесо в порядке, больше не спускает. Рядом с шиномантажкой находим гостиницу «Заря». Заселяемся в номер «люкс» с интернетом и кабельным телевидением. Созваниваемся с Сергеем и Натальей, договариваемся завтра встретиться и вместе съездить на Кату-Ярык.

03 августа

Покидать не очень гостеприимный Кош-Агач мы не торопимся, до места встречи с экипажем из Москвы всего 70 километром, поэтому собираемся не спеша. Осматриваю машину — жидкости, давление в колесах, ходовку. Вроде все нормально, Укок пройден без потерь.

На выезде из города, хоть нам этого и не хотелось, снова заправляемся на Лукойле. Машина, при активном нажатии на педаль газа, продолжает коптить черным выхлопом. Чуда не произошло, соляра была той же, что и 3 дня назад.

Сворачиваем с трассы в сторону села Чаган-Узун: где-то там должны быть знаменитые Марс-1 и Марс-2. Дорога укатанная, место очень популярное, доберется туда любая машина. Доезжаем до турбазы, дальше дороги нет, оставляем машину и лезем по тропинке наверх.

Да, цвета интересные, необычные, но вот так чтобы «АААХ!», такого не было. Просто красивое место, которое хотя бы раз, но нужно посетить. Немного испортили нам настроение навязчивые алтайцы, требующие деньги за стоянку авто в степи и толпы диких орущих туристов. Наверное, на Укоке мы совсем одичали. На второй Марс не пошли.

Тропинка на Марс-2.

Добираемся до места встречи с москвичами, отличная красивая поляна в хвойном лесу, рядом течет чистый горный ручей. Когда приедут Сергей и Наталья, мы не знали, их телефоны были недоступны, поэтому решаем их подождать, устроить тут дневку и отдохнуть от дороги, тряски, ветра. Иногда хочется просто побатониться и ничего не делать.

Даже в футбол немного поиграли.

04 августа

Москвичи не появились и на следующий день, наверное, где-то задержались. Дольше мы ждать не могли, выезжаем на Кату-Ярык, не забывая по пути фотографировать алтайские красоты.

По расстоянию от места нашей ночевки до перевала всего каких-то 140 километров. Но сразу после Акташа дорога портится, и скорость сильно падает. До перевала добрались только к вечеру. Лично для меня, Кату-Ярык знаковое место. Четыре года назад именно его фотография в одном из отчетов заразила меня автопутешествиями. Но приехать на своей машине и увидеть перевал своими глазами я мог только мечтать. Ведь это так далеко! К счастью, мечты сбываются не только в Газпроме.

Насмотревшись сверху на перевал и на Чулышманскую долину, поехали вниз. Спустились быстро, дорога нормальная, нет ничего страшного. Некоторые пишут, что дорога плохая, узкая, и что разъехаться со встречкой невозможно. Неправда! Есть, конечно, узкие места, но их очень мало, почти везде дорога широкая. Я даже трактор умудрился обогнать на спуске.

Внизу остановились на турбазе «Эдем». На территории турбазы есть все, что нужно для отдыха — кафе, уютные домики с электричеством, детские площадки, мангалы, баня, бассейн и даже горячий душ в кабинке на улице. Электричество добывают солнечными батареями, правда в 23:00 его отключают, но нам больше и не надо.

Увидели пасущихся горных коз. Как они бегали по практически отвесным склонам горы — нам было непонятно.

05 августа

Утром выезжаем в сторону Телецкого озера. Вокруг, куда ни посмотришь, красота, но сама дорога утомляет, постоянные спуски, подъемы, тряска, пыль от проезжающих машин.

На одной из турбаз за 200 рублей переправились через Чулышман с целью прогуляться и посетить «Каменные грибы». По дороге прикупили местных яблок по 50 рублей за пакет. В пакет влезает 3 килограмма. Яблоки были двух сортов — вкусные и очень вкусные)

До «Каменных грибов» добираться несложно, просто идем по тропинке и смотрим на указатели. Трудны только последние несколько сот метров, когда тропинка идет круто в гору.

Грибы прикольные, не пожалели, что пошли. Но гораздо больше мне понравился вид с горы на Чулышманскую долину.

Возвращаемся к машине и видим на лобовом стекле под дворником какую-то бумажку. Это была записка от Сергея и Натальи. Оказалось, что они уже побывали на Телецком озере, ехали назад, увидели нашу машину и оставили нам письмо, где советовали, как лучше проехать на озеро.
Доехали без проблем, немного помесили грязь на подъезде к озеру. Где-то читал, что эту грязь можно объехать через турбазу за определенную плату.

На озере встали на косе, места много, всегда можно найти подходящее. Вокруг лежит куча топляка, так что с дровами тут никогда не будет проблем. Ночью организовали пионерский костер.

06 августа

Утром решаем, что остаемся на Телецком еще на одну ночь, уж очень тут красиво, тем более погода была как на заказ. Целый день купались, загорали и ничего не делали, в общем, настоящий тюлений отдых.

Народа практически не было, только дети-алтайцы докучали каждые полчаса своими предложениями конной прогулки. После десятого отказа они, наконец-то, поняли, что кататься мы не хотим и больше уже не предлагали.

Так прошел наш последний день на Алтае. Вечером погода стала портиться, подул ветер, ночью превратившийся в настоящий ураган. Поспать не удалось, очень было шумно. Утром увидели развевающиеся на ветру соседские палатки, не выдержали испытания ветром пластиковые дуги.
В такой ветер тут делать было нечего, кое-как приготовив завтрак и собрав вещи, выдвигаемся в обратную дорогу — домой.

Практически любое путешествие заканчивается дорогой домой, которая особо ничем не запоминается. Во все интересные места вы уже заехали, всё красивое посмотрели. Либо банально кончается отпуск и вы стараетесь максимально быстро добраться до дома. Но у нас в этот раз все было по-другому! Обратную дорогу с Алтая я запомню на всю жизнь. Но обо всем по порядку.

07 августа

Как только мы отъехали от Телецкого озера на пару километров, ураганный ветер пропал, как будто его и не было, погода снова стала идеальной. Не спеша доезжаем до Кату-Ярыка, обедаем на турбазе, где останавливались на ночь, и — на штурм перевала. Подъем наверх, как и спуск, прошел без каких-либо проблем, на второй пониженной автомобиль легко забрался по перевалу.

Доезжаем до Улагана, нужно заправиться. Заправок несколько, выбираем «Нику», бренд довольно распространенный в этих местах, надеемся, что качество соляры будет приемлемым, но черный дым из выхлопной трубы никуда не пропадает.

Доехав до Акташа вспомнили, что забыли посмотреть на гейзерное озеро, едем туда. На базе «Маленький рай» оставляем машину, платим 40 рублей и идем смотреть. Народа — как на каком-нибудь рынке, туристов привозят целыми автобусами. Очень долго я ждал, чтобы сделать фото без людей в кадре.

Возвращаемся к машине, завожу, и слышу какие-то посторонние звуки из двигателя. Видимо, соляра на последней заправке была совсем никакая, с собой есть 20 литров проверенной солярки, но заливать ее некуда, зря я в последний раз полный бак заправил.

Забираемся на Чике-Таман, посторонние звуки двигателя уже можно расслышать внутри машины. Нужно останавливаться и разбираться с проблемой. Доезжаем до Онгудая, заселяемся в гостевой дом.

08 августа

Утро началось с выяснения причин неровной работы двигателя. Начал с самого простого, залил 20 литров хорошего дизельного топлива, но чуда не произошло, шум никуда не пропал. Откручиваю крышку ГРМ и ВОТ ОНО, повсюду ошметки от какого-то ремня, к счастью не от ГРМ. Слизало зубья ремня балансиров. Что делать? Тут два варианта — либо менять его, либо срезать и ехать дальше без ремня. Балансирный ремень на L200 я вряд ли в Онгудае найду, поэтому решил «резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонита». Балансирный ремень можно отрезать практически ничего не разбирая, сняв только крышку ГРМ. Но для этого нужно иметь спец инструмент. Я использовал стамеску, молоток и электрод с приваренным к нему саморезом.

Приспособу из электрода и самореза мне помогли изготовить строители в гостевом доме, спасибо им за это огромное! Перерезать ремень очень просто, главное его не уронить вниз, для этого и нужна эта приспособа. Вкручиваем саморез в ремень (кажется легко, а на самом деле сделать это непросто, т.к. места очень мало), стамеской и молотком перерубаем ремень и осторожно вытягиваем ремень наружу.

Радости моей не было предела, во-первых от того, что остался цел ГРМ, не всем так везет, а во-вторых, что получилось вытащить балансирный ремень. Можно было ехать дальше. Без ремня, как и ожидалось, появилась незначительная вибрация на определенных оборотах, настолько незначительная, что, не зная, можно этого и не заметить.

В Сростках заехали посмотреть на памятник Василию Шукшину.

Вечером, немного не доезжая Барнаула, останавливаемся в мотеле «Облипиха». Хорошее место, есть все — гостиница, магазин, кафе. В гостинице можно платить не за сутки, а за 12 часов, что, конечно, дешевле. Большой номер с тремя огромными кроватями нам обошелся в 1000 рублей + бесплатный завтрак.

Созвонились с москвичами, Сергеем и Натальей. У них беда… Я слушал их рассказ и не верил ушам… При обгоне фуры на их Mitsubishi Pajero Sport заглох двигатель. Когда стали разбираться, выяснилось, что лопнул ремень балансиров и потянул за собой ГРМ со всеми вытекающими последствиями. Слыхали про «закон парных случаев»? К счастью, их машина на гарантии.

09-11 августа

Три дня пролетели как один — дорога, фуры, кафе, гостиницы — особо ничем не запомнились. Но на подъезде к Усолье-Сибирскому машина решила подкинуть нам проблем. На абсолютно ровной дороге автомобиль как-то странно содрогнулся, как будто на что-то наехал. Я удивился, кочек вроде никаких не было, может быть, не заметил? Через несколько километров обращаю внимание, что машину тянет влево, причем очень сильно. Неужели опять что-то со сходом/развалом?

Останавливаемся на первой попавшейся СТО, загоняем машину, парень ремонтник осматривает машину, спускается в яму и зовет меня посмотреть. Спускаюсь и вижу печальную картину — лопнул коренной лист рессоры. Мост немного ушел назад, поэтому машину тянуло в сторону. Приехали… Запасной рессоры у меня с собой не было. Парень с СТО советует посмотреть на разборах. Обзваниваем разборы, но безуспешно, либо ничего нам предложить не могут, либо закрыты — вечер пятницы. Случилось то, чего я больше всего боялся, поехав в дальнее путешествие в одну машину — что-нибудь произойдет и помочь будет некому.

Самое время сделать «звонок другу». Звоню Вовану, у которого не получилось в этот раз с нами поехать, объясняю проблему, прошу поискать в Интернете, кто продает рессоры. Ближайшие рессоры продавались в г. Иркутске. Ехать до Иркутска 100 километров с лопнувшим коренным листом — верх безрассудства. Но и тут Вован помог, нашел знакомых, которые переправят рессоры из Иркутска в Усолье-Сибирское. Стягиваю лопнувший лист металлическими хомутами, доезжаем до гостиницы. Рессоры привезли ночью, это оказался аналог рессор Ironman, точь в точь как стояли у меня. Просто несказанно повезло, не нужно было искать никаких сайлентблоков и втулок, все можно было снять со старых рессор.

12-15 августа

Утром еду на СТО, где был днем раньше, договариваюсь на замену рессор за 4000 рублей. Сам сижу наблюдаю за процессом. Парень ремонтник все делает хорошо, но медленно. То по телефону разговаривает, то курит, то друзья к нему приезжают. Вызываюсь помочь, чтобы ускорить процесс. Снимаем лопнувшую рессору, ставим новую, все подходит идеально, ничего колхозить не надо.

Ровно сломалась, как будто кто-то отрезал)

Начинаем менять вторую, снимаем, пытаемся установить новую, но что-то не идет, не встает рессора на место, мост немного ушел. Ремонтник двигает мост, и тут машина слетает с домкрата и мне рессорой зажимает пальцы. БОЛЬ! Адская боль! Пальцы вытащить не могу, говорю-ору ремонтнику «поднимай машину». Он руками пытается приподнять… 2,5 тонны поднять… руками… Ору ему, чтобы поднимал домкратом. Пока он его сжал, пока подставил под порог, начал поднимать. Но подставил неудачно, домкрат уперся не в стальную часть порога, а в алюминиевую накладку. Алюминий начал гнуться, отрываться от порога, а машина стоит на месте. Опять сжимает домкрат, опять подставляет, поднимает. Все это длилось минуты 3-4, но для меня целую вечность. На пальцы страшно смотреть, они были плоскими как ласты. На среднем пальце видна кость, кровь ручьем. Несмотря на всю ситуацию, голова работает нормально, паники нет. Нужно в больничку, но как бросить машину, забитую вещами. Звоню жене, она с детьми в гостинице, описываю ситуацию, говорю быстро собираться и ехать на СТО за машиной. Ремонтник обещает доделать рессору и отдать машину жене в целости и сохранности. Вызываю такси и еду в травмпункт.

В травмпункте очередь, но, видя текущую кровь, люди соглашаются меня пропустить. Осмотр врача, рентген и диагноз — открытый перелом фаланги среднего пальца левой руки. Не так плохо как ожидалось…

Сломан палец, а гипс наложили почти до локтя.

Дальше за рулем ехала жена, рулить одной рукой на трассе опасно.
Еще сложность была в том, что каждый день нужно делать перевязку. Пришлось нам по пути заезжать в города, искать травмпукты и уговаривать перевязать мне руку.

После второй перевязки.

Дальше ночевали только в гостиницах, т.к. разбить лагерь с одной рукой я не мог.

Что запомнилось…
Гостиница «Забайкальский транзит» около Читы.

Мы в ней бывали раньше, 3 года назад, но она называлась «Вдали от жен». Тогда это заведение нас поразило своей грязью, прокисшей едой и хамским отношением персонала. Смена названия им не помогла, есть изменения в лучшую сторону, но небольшие.

Комнаты отдыха в Ерофей Павловиче. Находятся по адресу ул. Партизанская, 50. Вывесок никаких нет. Цены небольшие, номер люкс хороший, есть Wi-Fi и обалденный вид из окна.

В заключение немного выводов…

В целом поездка удалась, Алтай прекрасен! Увидев его горы один раз, невозможно ими не заболеть. Укок, Кату-Ярык, ледники — все это нужно увидеть своими глазами, а не на фотографиях. Очень надеюсь, что мне еще раз посчастливится побывать на Горном Алтае и увидеть другие замечательные места.

P.S. Дома сделали нормальный рентген, выяснилось, что сломан и указательный палец, раздроблена ногтевая фаланга.
P.P.S. Соблюдайте технику безопасности. Не суйте пальцы, куда не надо)

Всем добра!

Кострома
Хорошие, красивые фото! Рискованно ехать в одну машину и с детками, но все же....
Главе семейства здоровья! Технику безопасности надо соблюдать, могло быть хуже.
Тысячами незримых нитей обвивает тебя Закон. Разрубишь одну-преступник. Десять-смертник. Все-Бог!

Стерлитамак, Башкирия
Все хорошо, что хорошо заканчивается :)
Фото классные, особенно, где L200 на фоне гор/ущелья

Скорейшего выздоровления и за новыми приключениями.
Кстати не страшно ночевать в палатке с детьми в незнакомой местности?

Шикарная поездка. Но видно где то что то духам Алтая не понравилось, где то вы перед ними провинились. Может пописили не в том месте, может бычок где кинули в видимости завязанных ленточек...

А может наказаны Вы местными духами за то, что жались Вы с деньгами, когда местные просили. Там местный народ бедный живёт.
alex--888
Иваново
вот тебе и Митсубиси !!! но горы - это красиво ! да с рукой конечно получилось очень плохо , за 4тыс пускай бы мастер делал ! вы забыли пословицу ,поспешишь -людей насмешишь !

за городом
И где эта легендарная надёжность японцев, значит не зря существует утверждение, о том что закончилась она в 90-х.
82_gor
Не стой над душой! И тогда с рукой ни чего не случилось БЫ! За классный отчёт земляку скажу спасибо!

Разве застава не Тархатинской зовётся?
Сразу после нас на Джумалинских были. Домики там больше хлев напоминают. Нам купаться разрешили бесплатно,а так там территория всё по 200,да.)
Не нравлюсь? Да идите ныть к мамочке!

Ха, так вот о ком Сергей говорил что едут с дальнего востока) привет путешественнеги.

Мы после тыдтуярыка на укок двинули с детьми, еще не написал рассказ.
Мой отзыв: Ford Explorer 2000

Опять Алтай?( Надое уже про этот Алтай читать)
Молодцы,фотографии вообще супер.Отчёт не читал,но по фоткам видно,что машина не очень надёжная,-по ходу, хотя и Митсубиси.

ха ха

Честно удивился что за 4000 автор стал помогать неизвестному человеку, рессоры можно и самому махнуть. но нужно два домкрата
Да все заживет! И на следующий год-опять в поездку-путешествие! Сам такой, люблю путешествия, на машине. А вы молодцы, с детьми. Красивые фото. Удачи вам, и грандиозных планов на следующий год!

Интересная поездка. Автору здоровья

Зачем читаешь?
хорошая поездка. но с пальцами конечно жесть..

На Алтае
Встретили колонну из пяти Land Rover’ов. По моему это Jeep Wrangler, хотя большого значения не имеет. Проблемы с ремнями на Митсубиси неприятно удивили. Они что- даже регламентного пробега не выхаживают? Рессора тоже. Это же не грузовик, который в полтора раза перегружают. Есть мысли проехать следующим летом наоборот с Алтая до Тихого океана. На Байкале тоже уже был.

Каким местом слаб?

По горам ездить Тигра надо брать или хотя бы Тундру. Л200 слаб для таких мест.
Если исключить Укок и Софийский(на след.год в планах),везде на моноприводе был,рессор нет-ломаться нечему.)))

бердск
шикарная поездка будет что вспомнить я тоже в прошлом году с горы упал сломал ногу и порвал связки на голеностопе обратно пришлось ползком спускаться вот это был ад в +30 градусов на софийском были 12 октября этого года до самого не дошли тоже но место классное вам надо еще было скататься на гору белькенек над мажойским каскадом вот там дорожка покруче кату-ярыка будет да и машина позволяет и кстати про акташский ретранслятор забыли

Обнинск
Автору здоровья, с кем не бывает. Хорошо, что жена водит.
Странно, какой ненадёжный движок, да и в целом. Какой год и пробег у машины?
Мы тоже ездим везде в одну машину, но Патфаиндер за пять лет пока ремонта в поле не требовал, кроме разболтавшейся защиты однажды.
Я знаю, что я ничего не знаю (с)

Когда там лето

Екатеринбуг
Не понял, зачем 2 рессору меняли. Обе что ли сломали. Не думаю, что большой перекос у машины будет.Ну и помогать безмозглому ремонтнику за свои же деньги, как говорил кот в одном известном мультике* ну это уже перебор* Хоть бы подставку какую поставил.
Водка не бензин, за городом расход выше
Мои отзывы: Honda Stepwgn 1999, Toyota Dyna 1995

Камень-на-Оби
Вот тоже удивляюсь таким ремонтникам. Машина на домкрате . Мозги ученика начальных классов. Как минимум кроме домкрата еще и 2 упора поставить нужно было И делай что хочеш вывесив мост полностью. И ничего давить не нужно было. Натравил стремянки установил рессоры затянул стремянки все. Хорошо что все благополучно закончилось.

tutoleg
Закончились мифы о миллионных пробегах на иномарках. Особенно после того как их стали собирать у нас Гарантийный пробег а потом ломаются так же как и наши жигули. А некоторые и гарантии не выхаживают.

Опять Алтай?( Надое уже про этот Алтай читать)
Так это ветка про Алтай. Зайди туда где про солнечный Магадан пишут.

Разве застава не Тархатинской зовётся?
Тоже удивляюсь как в Фикспрайсе место в домике 200 палатку поставить 200 охапка дров 200. купаться 200.

за городом
Серенький 13
Ну и какой вывод напрашивается?

Автор есть в тех местах газовые заправки?
да есть по трассе, конечная в кош-агаче!

Voyar
Главе семейства здоровья! Технику безопасности надо соблюдать, могло быть хуже.
Спасибо! Туда, где было рискованно, не поехали)

sss1sss
Скорейшего выздоровления и за новыми приключениями.
Кстати не страшно ночевать в палатке с детьми в незнакомой местности?
Не страшно, привыкли уже. Да и есть чем обороняться.

Я тоже об этом подумал)

alex--888
Да, все из-за спешки. А с Митсубиси все норм) У всех машин есть болячки, у L200 болячка - балансирный ремень.

SC1RPI1N
Ничего страшного в принципе не случилось) Все ломается, даже landcruser"ы из 90-х)

Разве застава не Тархатинской зовётся?
На картах она "Солонешная" вроде...
Не видел ни одной фотки внутренностей домиков)

Шутник

Мы после тыдтуярыка на укок двинули с детьми, еще не написал рассказ.
жалко не встретились(

не читай

спасибо! а машиной все норм)

Шутник
помогал только потому что спешили уже. а сам менять побоялся, вдруг что-то пошло бы не так...

спасибо) все уже зажило, осталось только пальцы разработать.
на следующий год опять в дорогу))

По горам ездить Тигра надо брать или хотя бы Тундру. Л200 слаб для таких мест.
тундру по горам?) смешно)

tutoleg
Все верно, это были Jeep Wrangler. Не знаю, почему я написал Land Rover))
Балансирный ремень это известная болячка у L200. Многие их сразу срезают и забывают про проблему.
А вот рессора неприятно удивила(

Боtанег
Дык на Укоке и Софийском было интересней всего)

taksistNSK
Жесть... Долго пришлось ползти?
Про ретранслятор не забыли, просто времени не хватило. В следующий раз)

миха 4WD
Автору здоровья, с кем не бывает. Хорошо, что жена водит.
Странно, какой ненадёжный движок, да и в целом. Какой год и пробег у машины?
Машина 2013 года, пробег 60000. За 60000 это первые поломки были, видимо просто настало время... Все ломается)

colya
Дорога была дальняя, не хотелось даже маленьких перекосов.

не обращал внимания

Серенький 13
теперь я буду страховаться всем, чем только можно)

Подскажите, в Сростках горы уже есть или там ещё равнинно- холмистая местность?

Отчёт на пять! Такой вопрос возник,как дорога до Акколя на короллке проеду передке? до каменных грибов гонял,проблем не возникло,с подъёмом тоже.

Илья
Норм путешествие. Рассказ хороший.Но про технику безопасности забывать ОПАСНО для жизни. Удачи и здоровья вам и вашей семье.

бердск
serega78
Жесть... Долго пришлось ползти?
Про ретранслятор не забыли, просто времени не хватило. В следующий раз)
сколько полз не помню но для меня это показалось вечностью хорошо у нас есть на алтае знакомые да и связь была это на чемале на горе верблюд случилось вызвали скорую и когда оставалось метров 200 до машины появился фельдшер или врач я не знаю осмотрел поставил обезболивающее и помог спуститься за что ему большое спасибо если бы это произошло где нибудь в долине чулышмана где мы до этого целую неделю лазили я не знаю что бы я делал дальше фото горы верблюд

Ну, усольчане, ну, земляки!!! Позор! Ни с домкратом, ни с рентгеном обращаться нормально не могут! Стыдно мне за мой, в прошлом, город.
Отчёт о поездке 2003 г. travel.drom.ru/28007

зря на второй марс не сходили. очень красивые цветные горы. а на чулышмане есть такой учарский водопад ,это не доезжая грибов в право по ущелью. тоже красиво. а вообще молодцы,круто
Отзыв класс! Рискованные путешественники с маленькими детьми в такую даль, да в полатке. Фото отличные!!! Земляк, птичка эта, баклан, на Амуре и Зее у нас их сотни летают.

Новомосковск
Холмы
Sette/Spike/Jimny/Creta

Серенький 13
Так это ветка про Алтай. Зайди туда где про солнечный Магадан пишут.
Нет, это "аристократ" доморощенный, далее автобусной остановки не бывавший. Наверное про европу (не ошибка с маленькой) хлопец мечтает.

Урал южный
Шикарный край , но все минусуют пьяные аборигены )))

Автор есть в тех местах газовые заправки?
Ш****ино, Онгудай, Кош-Агач. Больше нигде нет.
Мой отзыв: Mazda Demio 1997

Подскажите, в Сростках горы уже есть или там ещё равнинно- холмистая местность?
Равнинно-Холмистая. Предгорья вдали видно.

Там горы уже видно.
Не вводите в заблуждение форумчан.

Далеко ещё до них?
До гор + - 70-80 км. До настоящих гор завораживающих дух еще 350 минимум и до бесконечности)))
Классное путешествие. Могу посоветовать - Чике-Таман ехать старой дорогой. Если погода сухая, то совсем ничего сложного. Дольше минут на 20. Но зато впечатлений добавит.

+5 !!!!!

Есть в тех краях медведи?
говорят, что есть, но мы не видели)

Подскажите, в Сростках горы уже есть или там ещё равнинно- холмистая местность?
нее, в Сростках сопки. гор еще нет.

XXX XXX
есть там пара мест неприятных. если осторожно, думаю можно пройти. но на озере песок, там точно сядешь.

Вы 7 августа с косы восколько уехали? Мы в 10 там были, возможно вас видели))) Да, и на водопад Учар зря не сходили.
Toyota Avensis Verso

ясно ,спасибо)

Максим Максимов
Только не на пузотерке

serega78
На картах она "Солонешная" вроде...
Не видел ни одной фотки внутренностей домиков)
Нары вдоль стен в два этажа,печка и двери со щелями. Это ещё самый чёдкей вариант!)
Не нравлюсь? Да идите ныть к мамочке!

Вот оно настоящее путешествие: с приключениями, данью аборигенам, членовредительством, красотами Алтая... Не то что блуждание в джунглях М-4. И самое главное- все на позитиве. Неприятно удивили только новости о качестве лукойловской солярки, но скорее всего это франшиза от местого нефтезаводика. Удачи.

Ahakov
Шикарный край , но все минусуют пьяные аборигены )))
На Алтае пьяных как говоришь аборигенов меньше чем в твоем миассе!!!

alex
На Алтае пьяных как говоришь аборигенов меньше чем в твоем миассе!!!
Чем данный комментарий задел Вашу нежную душу , и как много пьяных Вы видели в моем Миассе ?

805-й
мы немного раньше уехали, в часов 9)

в палатке уютней)

Иванов-Водкин
да, я уже позже узнал, что там франшиза

Всё понравилось. Конец опуса, конечно, удивил.
Палатка хорошая. 5 минут и дом готов.

taksistNSK
Лазил к этому флагу. Виды шикарные!

полчаса на машине

Sheriff007
Не вводите в заблуждение форумчан.
Съездий и сам проверь, раз не в теме.

Ahakov
Про нежную душу и пьяных аборигенов, приезжайте если не были на Алтае, что толку клавку у дивана тыкать!!!!!!

Sheriff007
До Бабыргана 30 км.

Зачет! Алтай конечно красив, но через полгода мой путь будет проложен из Екатеринбурга в Благовещенск (точнее в очень маленькую деревню Богословка Амурской области). Родился я там, родители увезли маленького! Сейчас поставил цель обязательно побывать в родной деревне!

Scout66
Только не на пузотерке
Я на Х-трейле ездил. Пузотер пузотеру тоже рознь. Да и от прокладки очень сильно зависит. Если свесы короткие то тоже можно.

Максим Максимов
Свесы дело второе. Там межколейка торчит сильно и её местами не объехать.
Я на логане поднимался с просветом 200 под защитой в негруженом состоянии. Но нас было трое, и иногда цеплял по мелочи.

Sever3

XXX XXX
до Акколя в этом августе мы доехали на Тойоте Ардео полноприводной со снятыми бамперами и проставками на стойках по 300мм, кроме того машину на стоянке разгрузили полностью и ехали втроем налегке, в принципе нормально проехали, но на обратном пути порвали колесо (резина кстати была летняя почти лысая, надоело рвать новую, поставил на все 4 колеса старую на выброс)
дорога там, имхо, посложнее будет чем КатуЯрык и Акташский ретранслятор, но потихоньку проехать можно, если посуху
однако надо понимать, что если что, увечья будут дорогостоящие, мне-то не страшно, уже и так всё пузо ободрал и езжу смело, а вот на новой машине урон может быть весьма огорчителен
фото оттуда и с ретранслятора

kdmitr
не знаю как цитату вставить, пишу для ХХХ ХХХ насчет проедет ли Короллка на Акколь до Акколя в этом августе мы доехали на Тойоте Ардео полноприводной со снятыми бамперами и проставками на стойках по 300мм,...
по 30мм конечно проставки))) опять же не понял как тут редактировать сообщения, про цитату уже догадался)))

alex22rus
Дальний путь проделали )

alex22rus
А птица эта Баклан )))

маленькая деревенька. живут там еще люди?

Выздоравливай!

,Бийск-науко--АД

это не город
Кош-Агач (южноалт. Кош-Агаш, каз. осааш) — село в Республике Алтай, административный центр Кош-Агачского района, образует Кош-Агачское сельское поселение. Население: 9212 чел.
"Ни хрена не видно" - сказал водитель и прибавил газу.

serega78
маленькая деревенька. живут там еще люди?
Да, живут! Даже сельсовет есть и население около 200-300 человек!

Саранск
Автор в следующий год куда собираетесь?если не секрет..

Опять Алтай?( Надое уже про этот Алтай читать)
Тебе конечно, у тебя Алтай за порогом.

Dimon.113rus
Автор в следующий год куда собираетесь?если не секрет..
в следующем году едем вокруг Байкала через 110 зимник)

Интересный отчёт. Сам много лет езжу в Горный, но не надоедает читать о нём отчёты других путешественников. Мне пока ( тьфу 3 раза) больше везло с надёжностью авто, но тоже попадал на лопнувшие рессоры. У меня старый Л200, 2004 года. Рессоры лопнули (оба коренных листа - на левой и правой) одновременно после 200 тысяч пробега, в самом интересном месте, на подъёме на Карагемский перевал, в самом начале июльской этого года поездки, сразу после того, как справил малую нужду недалеко от ОБО. Вот и не верь после этого в местных духов. Поначалу думал, что накрылась моя экспедиция, но после осмотра поломки, щедрого задабривания духов ОБО и обещания больше так не безобразничать решил ехать дальше. Духи простили меня, задний мост не сместился и потихоньку я залез на перевал, а потом без происшествий спустился с него. Потом был Софийский ледник, Мажой, Ештыколь и много ещё чего за почти две недели. Машина просела немного, из-за этого застрял в болотце, недалеко от Верхнего Тура-Оюка, но особых неудобств не было. По возвращению, в Барнауле новых рессор не нашёл, гомырить из чего-то замену отсоветовали знающие люди. Нашёл оригинальные коренные листы на фарпосте, тоже в Иркутске. Пока искал, пока везла транспортная компания - приехали знакомые москвичи, с которыми давно договаривались, что я их отвезу в горы на пару недель. Откладывать поездку нельзя было - поехали на старых, лопнувших рессорах, только стянул их струбцинами собственного изготовления. В итоге получилось, что без проблем на лопнутых рессорах проездил более месяца, около 4000 километров, немалая часть из них - по жёсткому бездорожью.
Струбцины с тех пор катаются в кузове, на всякий случай))

впервые пишу комменты - Алтай прекрасен
Алтай - Золотая Колыбель Кочевников - все названия мест и ландшафты так знакомы и родны взгляду казаха...........

avante22
смело вы конечно)
а струбцины эти я уже взял на заметку. в следующие путешествия обязательно буду их брать с собой!

Mikon
да, согласен, ошибочка)

здорово не будь я автомобильный руко*** ( в плане ремонта ) поехал бы !!! а так смотрю и белой завистью завидую

Спасибо ))

Ahakov
Да ваш Миасс жрёт одну "боярку" !!

илья
Да ваш Миасс жрёт одну "боярку" !!
Не посмею опровергать , судя по Вашему бурлению , Вы завидуете ?
Ahakov
Не посмею опровергать , судя по Вашему бурлению , Вы завидуете ?
Чему там завидовать
костя
Да, почему на Карагемский перевал не поехали ведь в планах был?

костя
Да, почему на Карагемский перевал не поехали ведь в планах был?
времени уже не хватало, отпуск заканчивался)

БЛАГОВЕЩЕНСК
serega78
в следующем году едем вокруг Байкала через 110 зимник)
Сергей, здравствуй!
Тоже есть желание проехать вокруг Байкала по 110 зимнику, у меня УАЗ слегка подготовленный, путешествуем с супругой. Если нужен напарник со второй машиной можно обсудить совместную поездку.

SC1RPI1N
Ну и какой вывод напрашивается?
Простой иномарки нашей сборки ничем кроме названия и цены от Жигулей не отличаются. А некоторые даже уступают.

Николай Петров
Возможно вы и правы.

Grigorich1972
Сергей, здравствуй!
написал в личную почту

Коноваленко Сергей Владимирович
Прекрасная поездка. Молодцы.

Primorye
Красивые места. Прекрасные виды и фото.
опыт позволяет нам ошибаться, гораздо увереннее...
по морю на сурфе

Змеиногорск
Voyar
Главе семейства здоровья! Технику безопасности надо соблюдать, могло быть хуже.
Мы уже три года в одну машину ездим и все ок. Сидеть дома намного хуже, а найти попутчиков не так-то просто, как кажется.

Змеиногорск
Автор, хороший отзыв! Фото шикарные, не люблю отзывы с фотографиями на мыльницу, даже читать не охота. А у вас красота!

Ольга Синицкая
спасибо большое! я смотрю вы тоже много где побывали)

Серёге респект и уважуха! Отличный отзыв, классные фото. Прочитал от начала и до конца на одном дыхании. Летом 2018 собираемся с детьми совершить поездку в те же края.

Zeyadalnoboi
Обязательно езжайте! Если будут вопросы - задавайте! Все расскажу)

есть,по трассе

зимой либо в глуши

рукой подать)))

Ну, дык, не читай.

Отличная поездка ,пальцы жалко. Удачи в дальнейших путешествиях!! Эх , пока нет возможности путешествовать на авто))

serega78
Обязательно езжайте! Если будут вопросы - задавайте! Все расскажу)
Здравствуйте!
Отличный рассказ! Приму его за путеводитель!
Также летом собираемся на Алтай этим летом, по аналогичному маршруту. А у вас случайно не сохранилось трека вашей поездки?

Здравствуйте!
Отличный рассказ! Приму его за путеводитель!
Здравствуйте. К сожалению треки не пишу(

filatich
Съездий и сам проверь, раз не в теме.
Ооо. Да вы намного дальше от реальности чем я предполагал. Очередной диванный турист))

До Бабыргана 30 км.
Во первых. Бабырган это не гора а ВУЛКАН, возраст которого оценивается от 200 до 400 млн лет. Во вторых. До него по прямой не 30 а 40 км. В третьих. Вы в горах то были?? Дальше Манжерка не выбираются в жизни и умничают здесь.

впервые пишу комменты - Алтай прекрасен
Если брать сугубо исторические ФАКТЫ то Алтай никак не может являться колыбелью тюркоязычных народов. Первые достоверно известные поселения и следы жизни на алтае оставили скифы, которые около 2000 лет назад были истреблены и изгнаны со своих территорий кочевниками тюркамиджунгарами (алтайцы, казахи). Скифы к слову очень близки по геному к славянским народам, и все их известные изображения лиц европеоидного типаславянского. Так что это известный факт - Алтайцы и Казахи это не совсем коренное население алтая, т.к. скифы жили на алтае с намного более древних времен и намного дольше во временном отрезке времени.