|
Добрый день, любители автопутешествий. Хочется поделиться впечатлениями от поездки в Турцию, к Средиземному морю.
Давно знал, что Анталья — одно из самых любимых мест зарубежного пляжного отдыха россиян. Никогда не планировал там побывать, т.к. каждый год, начиная с 2011 г., всей семьей, на своем автомобиле, ездили отдыхать на Черноморское побережье Краснодарского края. Это были Джубга, Кучугуры (Азов), Лазаревское, Лермонтово, Адлер и Геленджик. Никогда не повторялись, считая это неинтересным. Везде нравилось, хотя многие скажут, что Джубга, это не то. Это первая наша поездка, как первая любовь. Яркая и скоротечная, с воспоминанием на всю жизнь… Пока шеф был в отпуске, раздвинул график работы, тем самым получилось 6 выходных дней. Два на дорогу и четыре на море… Вот и на 2017 год не предвиделось никаких изменений. Хотя…
Еще перед поездкой в Геленджик, бороздя огромные просторы интернета, я узнал, что наши автолюбители медленно, но уверенно завоевывают места под солнцем в солнечной Аджарии в Грузии. К изучению этой информации подтолкнул рассказ жены, Марины, о том, что её руководитель отдыхал в Кобулети. Меня это заинтересовало. Оказывается, Батуми, Кобулети, Уреки, Гонио и др. ждут нас с распростертыми объятиями, а я об этом даже не знаю.
К концу 2016 года это уже стало навязчивой идеей. А что, расстояние, всего на 200 км дальше, чем до Адлера. Визы не нужны, страховки на авто тоже. Только загранпаспорта. Правда сын, Илья, 9 лет, сразу отказался. Да и жена особого желания не проявляла, но всё же отели Кобулети просматривала.
Наконец, когда я душой и телом был готов поехать на отдых в солнечную Грузию, появилась крамольная мысль — а ведь Турция тоже рядом. Информации на эту тему в интернете было достаточно. Моей настольной книгой стал форум Винского. Позже и другие форумы и видеоотчеты были мною прочитаны и просмотрены. Это сейчас, после поездки, понимаешь, что особой сложности не возникло…
Я начал заглядываться на черноморское побережье Турции, предполагая отдых на один-два дня. Тем не менее, ничего стоящего сначала не нашел. Основной целью ставилось найти пляж недалеко от грузино-турецкой границы. Ну, может 100-200 км по побережью. Тогда всё мое внимание переключилось на Анталью. Она же как Эльдорадо, как пляжная Мекка для российского туриста. Жена сказала, как отрезала: «Нет». Мне-то мечтать никто не запретит.
Энгельс (Саратовская обл.) — Кызылот (Манавгат, Анталья) — маршрут в 3000 км. Самый короткий маршрут, выбранный мной. Это как в первый раз, в Джубгу. Только бы доехать. Прочитав про переходы грузино-турецкой границы, я выбрал тихий и спокойный Вале — Пософ.
Чем ближе подходило время отпуска, а это вторая половина сентября, тем сильнее укреплялось мое желание поехать в Турцию, в Анталью. Я уже выбрал небольшой отель, Грюн, на самом берегу Средиземного моря.
К лету, видя моё упорство и неуступчивость, жена начала строить свой маршрут. В её планы входило посещение Каппадокии и Памуккале, а также отдых в Олюдениз (Фетхие). Замечательно. Добавляю сюда Кызылот, и маршрут становится еще интереснее. Всё-таки он ближе к дому.
Тем временем отпуск приближался. С набранными выходными получалось 17 дней, и нужно было уложиться в эти сроки.
Пора заниматься сборами в дорогу. Загранпаспорта есть. В Грузию и Турцию для краткосрочного пребывания визы не нужны. За 2 часа и 2000 рублей получил международное водительское удостоверение (МВУ). В страховой компании за полчаса оформил полисы страхования жизни и здоровья на себя и жену, гринкарту на две недели на авто для поездки в Турцию. На пластиковой карте Visa Elektron Сбербанка подключил дополнительную опцию для проведения операций на территории Грузии и Турции.
На СТО проверил техническое состояние своего автомобиля. Еще летом, вместо штатной аудиосистемы установил мультимедиа с навигацией, купленное на большом китайском сайте. Закачал карты Грузии и Турции. В дороге аппарат хорошо зарекомендовал себя. Еще раз убедился в наличии в багажном отделении и исправности запаски, домкрата, электронасоса для подкачки шин, аптечки, двух знаков аварийной остановки, светоотражающей накидки, буксировочного троса и различных жидкостей для доливки. Всё готово.
Энгельс — Владикавказ. Маршрут 1200 км.
На календаре 14 сентября 2017 года, на часах 03:30. Стартуем из г. Энгельса Саратовской области. Едем вдвоем. Я и моя жена Марина. Автомобиль Лада Калина Кросс люкс 1,6 (106 л. с.), 2016 года выпуска, пробег 30000 км, бак 50 л.
Каждый год выезжаем рано утром, примерно в одно и то же время. Только в 2016 году выехали в 13:00, о чем потом сильно пожалели, потеряв за два дня в пробках около 8 часов. Правда, в этот раз что-то не выспался. Обычно бодр и полон сил в предвкушении будущего отдыха.
Трассу Саратов — Волгоград все прекрасно знаете. 350 км разной дороги. Я уже не обращаю на неё внимания, потому что к родным дорогам привык. Лишь бы без заторов. Да и Калина нормально все переносит.
В 8:00 в Волгограде. Уже традиция заправляться на Лукойле, на повороте на объездную. Кто едет транзитом на Астрахань и Элисту, тот знает, что днем в будни здесь большие пробки. Можно, конечно, по объездной до Нового Рогачика, там на паром, а дальше Бореславка — Заря — Нариман — Червленое — Чепурники. Но это крюк, хотя не лишен смысла. Есть еще одна дорога. От Абганерово до Элистинской трассы 50 км.
Так вот, пройти Волгоград за полтора часа большая удача. Нам в этом году повезло и туда и обратно. Впереди выжженные калмыцкие степи со стадами коров, иногда и табуны лошадей. Примерно на середине пути между Волгоградом и Элистой есть кафе, больше похожее на полевой стан. Все блюда сделаны из баранины. Очень вкусно. И супчик, и их фирменное, Чингисхан, которое отведали на обратном пути. Рекомендую.
Скажу сразу. Вся наша поездка — это не осмотр достопримечательностей, а простой пляжный отдых. Я обожаю дорогу, с огромным удовольствием выезжаю за рулем своего автомобиля. Но в этом году путь далёк, и мне впервой, время ограничено в рамках короткого отпуска, да и бюджет не резиновый. Тем не менее, кое-где мы успели побывать, о чем расскажу чуть позже.
Навигатор вёл самыми короткими, но не самыми быстрыми путями. Этой дорогой ехал впервые. Заехали в Элисту. На её прохождение ушел час. На обратном пути, по объездной не более получаса.
Не люблю автострады. За шесть поездок к морю на М4 Дон выезжал лишь однажды. Есть менее значимые трассы с неплохим покрытием, их нужно лишь знать, и не бояться на них сворачивать. Конечно, это относится к Краснодарскому краю.
После Элисты двинулись в сторону Минеральных Вод через Благодарный и Александровское. Были и другие варианты, но я, просмотрев одно видео, остановился на этом. Правда, перед Благодарным 6 км щебенки, но это для меня норм. Остальное удовлетворительно. Ну и 80 км волнистой дороги после Элисты — пыль для моряка. Единственно, о чем переживал, то что не заправился в Элисте, и следующая оказалась только через 100 км.
Дорога через Благодарный и Александровское.
Минеральные Воды — город, который виден издалека. Вернее, гору, на склонах которой он раскинулся. Подъехали еще засветло, и снова с помощью навигатора поперся в центр. Пришлось перестраиваться и выезжать, теряя драгоценные полчаса. Впереди трасса Нальчик — Владикавказ, в это время оказалась сильно загруженной. Автомобильный поток в сторону Кабардино-Балкарии. Скорость падает. По сравнению с Калмыкией, здесь мы ползем. По обе стороны сады, и мы решаем остановиться, чтобы купить фруктов, а заодно и размяться.
КБР. На обеих границах блокпосты. Проводят досмотр автомобиля. У водителей и пассажиров проверяют документы по ИЦ. Около 20:30 пребываем во Владикавказ. Заправляем полный бак бензина — в Грузии топливо стоит дороже.
Днями ранее рассматривал варианты ночлега во Владикавказе. Для этого подходит сайт Горквартира, в котором по всей России, в каждом городе есть масса вариантов как по цене, так и в части места расположения. Это относится в большей мере к апартаментам.
Но запас сил еще есть, решаем не оставаться на ночлег, а сразу пройти российско-грузинскую границу. До пограничного перехода Верхний Ларс меньше 30 км.
Всё лето через сайт Верхний Ларс — Край Земли я мониторил этот погранпереход. Высокий сезон прошел, поток автомобилей спал. Был уверен, что за час пройду две границы. Так и получилось. Проверили загранпаспорта, поставили штампы, СТС, ВУ.
Наконец, ночная Грузия. Мы первый раз за границей…. Через 10 км Степанцминда, которую мы проезжаем, оглядываясь по сторонам. Но мы решили остановиться здесь на ночлег. Поэтому на выезде возвращаемся и сразу же поднимаемся выше, на параллельную улицу. Останавливаемся. Слева дом с освещенной территорией, куда я и позвонил. Во дворе компания местной молодежи. Меня встретила девушка, которая проводила посмотреть двухместный номер. Цена оказалась около 2000 рублей. Я уговорил расплатиться баксами, сэкономив около 200 рублей.
Позади остались 1250 км. Это был самый длинный переход за время поездки.
День 2-ой. Степанцминда Грузия — Эрзинджан Турция. 824 км.
15.09.2017. Проснулись в 7:00. Прекрасный горный воздух. За бортом + 11. Настроение и самочувствие отличное. Пять минут физзарядки для бодрости. В 8:00 выезжаем в сторону Казбега. Впереди Военно-Грузинская дорога.
Преодолеваем перевал Казбеги. Впечатляет!!! Это не Молдаванский в сторону Джубги, хотя в 2011 году проходил впервые, ночью, да еще боялся отстать от ведущего… Уже проснулись большегрузы, и нужно было приспосабливаться к вождению в горных условиях. К сожалению, у Арки Дружбы народов мы не стали останавливаться. Шла реконструкция подъезда и стоянки. Думаю, в 2018 г. там будет еще красивее. Не стали терять время. Нам предстоит преодолеть самый сложный участок пути за все время путешествия. Больше половины пролегает по серпантинам и перевалам различной сложности. Нет, это, конечно, не Гималаи, но усталость за день накапливается. Тем более я в первый раз…
Страна Арагви и Куры,
Красивых гор, историй, тостов.
Ты благодатный край земли,
С тобой легко, и так не просто.
Ты православия оплот,
Ты крепость духа и свободы.
Гостеприимен твой народ.
Как жаль, другие нынче всходы.
Горы и реки Грузии и все открывающиеся виды прекрасны. Впереди г. Мцхета, не доезжая который уходим направо в сторону Кутаиси. Начинается почти 100 км автострады. Проходим на одном дыхании. Нам помахал рукой из машины наш соотечественник. Поворачиваем в сторону Боржоми. Полдень, и мы решили пообедать где-нибудь в придорожном кафе. Все приготовленное было очень вкусным. Особенно понравился салат. С собой в дорогу взяли здесь же свежеиспеченные хачапури.
Погода солнечная, настроение отличное. Впереди нас ждут Боржоми, Ахалцихе и пограничный переход Вале. Началась горная дорога. В хорошем состоянии, не очень сложная, с достаточным количеством поворотов. В Боржоми остановились лишь только для того, чтобы размяться и уточнить дорогу дальше. Навигатор начал немного мудрить. Еще час езды и мы в Ахалцихе, который встретил нас большим ремонтом дороги. Здесь заправил полный бак бензина.
В Турции литр бензина мне обходился 90-95 рублей. Курс валют на вторую половину сентября 2017 г. лари к рублю 1:23, турецкая лира к рублю 1:17.
В Грузии очень много исторических памятников. Одним из них является средневековая крепость Рабат Ахалцихе. Да простят меня гостеприимные и очень любящие свою страну грузины, я нигде не смог уделить хотя бы чуточку внимания их богатой истории и памятникам. В Грузию нужно приезжать для этого специально…
Пограничный переход грузино-турецкой границы Вале — Пософ. Полусонный. Движения почти нет. Если не считать большегрузов. Та же процедура. Ленивый осмотр салона автомобиля и проверка документов. Только на турецкой стороне нужно пройти для оформления в справа стоящее здание и там отметиться в двух местах. Думая, что успешно завершили все процедуры, попытались выехать с территории КПП. Нас не выпустили. Машину досмотрели, а отметку в паспорт не поставили. Пришлось вернуться к зданию, и на пальцах объяснять ситуацию. Хорошо, старший быстро все исправил. Оказалось, во всех пограничных пунктах ставят по одному штампу в загранпаспорт, а в Вале, на турецкой стороне два.
И вот она, Туретчина! Что там ждет нас, кто знает… Одно видно невооруженным глазом — горы. Страха нет. Но впереди неизвестность.
Перевалы — перевалы…
Горы слева, горы справа.
Песнь протяжна, жизнь чужа.
Кому берег с галькой малой, кому горная гряда.
Мы не знаем эти нравы.
Ни людей, ни языка…
Вот так, перефразируя А. Т. Твардовского…
До Эрзурума больше 300 км. А это горы. Стоит жара за 30. Еще выезжая из дома, думал, что поедем по прохладе. Поехали. Уже в Калмыкии было 28. И это в середине сентября. А уж тут солнце жарило от души. Хорошо кондиционер в машине. Я вспоминаю поездку в Геленджик, в июле 2016 г., пробку перед Дефановкой на 4 с лишним часа. Когда из некоторых авто без кондиционера, выходили с грудными детьми и прятались под придорожными кустами. Жара была под 40. Хорошо, что наша Калина сейчас справляется. Но нагрузка на двигатель чувствуется.
Первый турецкий город на пути Ардахан. Немного не доезжая, на небольшом равнинном участке, нас останавливает военная полиция. Офицер проверяет документы. Пароль и отзыв один и тот же. Анталия. Нас с улыбкой пропускают дальше. Ардахан остается в стороне.
Интересные ощущения в горах. Иногда не понимаешь, едешь ли ты в подъем или спускаешься. И только работа двигателя подсказывает.
Мы едем в Олту, чтобы перекусить. Время к вечеру. Заказали кебаб. Мясо, как и ожидалось, баранина. К ней прилагалось много хлеба, и каждому по маленькой бутылке воды. Конечно, пили кофе. Вода пригодится с собой. Что интересно, на выходе тебе льют на руки какую-то жидкость, которая сразу испаряется, удаляя посторонние запахи.
Снова горная дорога. Быстро темнеет. К Эрзуруму подъезжаем уже по темному. Он остается в стороне. Проехали всего 600, и решаем ехать до Эрзинджана. Движемся по автостраде. Поворотов со спусками и подъемами хватает. Усталость все же накрывает. Два раза останавливались в маленьких городках у гостиниц, но в одной женщин не пускают, в другой какой-то номер без окон, гнетущий.
Добираемся до Эрзинджана. Здесь через Букинг забронировали отель, но как его найти, не знаем. Спускаемся с автострады в город, к ближайшей АЗС. В Турции автострады, проходящие через большие и средние города, расположены выше горизонтали города. Поэтому въезд в город через развязки. На АЗС спрашиваем про забронированный отель, Hilton. Турок разводит руками. Где расположены другие знает, но объяснить не может. Вернее, мы его не понимаем. Видя такую ситуацию, берет меня за рукав и подводит к багажной двери моего авто. На пыльном стекле рисует схему проезда до ближайшей гостиницы. Супер! Через 10 минут мы на месте. Boutigue Hotel Eriza. Отличная гостиница в центре города. Встречает администратор и сразу же объявляет, что специально для нас и именно сегодня скидка на двухместный номер со 185 до 160 лир. Замечательно! Вселяемся. Почти сразу из Хилтон приходит сообщение на русском. Ждем. Я, тысячу раз извиняясь, пишу, что не нашли и уже вселились в другой. Нужно отдать должное моему переписчику, который просил отменить бронь до 24:00. Не поверите. Время 23:45, и Букинг работает!!! Всё закончилось благополучно.
В этот день, как говорят лыжники, я наелся дороги. Самый тяжелый день нашей поездки остался позади. Что касаемо навигации, я так и не разобрался с турецкими адресами, а координат, по которым можно было найти гостиницы, на данном сайте не было. Больше отели и гостиницы мы не бронировали.
День третий. Эрзинджан — Ылгын. 819 км.
16.09.2017 г. Как и вчера, проснулись в 7:00 утра. Тяжелый переход еще сказывался, но пора собираться в дорогу. В 8:00 выехали. Великолепная дорога, подъемы со спусками. Нужно будет проехать несколько больших городов. Сивас, Кайсери, Конья. Горы то подступают к дороге, то исчезают за горизонтом.
Турция сельскохозяйственная страна. В этом убедился лично, когда увидел, как обрабатывается даже маленький клочок земли, более или менее пригодный для земледелия. Одно меня очень поразило. На огромном равнинном участке был снят каменистый грунт на глубину около 5 метров. И только после этого земля стала пригодной для сельскохозяйственных работ.
И еще, не очень приятное. Целые провинции Турции пахнут конским навозом. Здесь его сразу же вывозят на поля.
В этот день мы должны были посетить Каппадокию, чтобы увидеть причудливые горы из песчаника. За миллионы лет под воздействием ветров они превратились в что-то подобное грибам или фаллосам, кому как привидится. А еще каждое утро здесь запускаются пилотируемые воздушные шары. Говорят, очень красивое зрелище, и много желающих полетать. Но мы приехали во второй половине дня. Конечно же, шаров не было, да и жара, + 36. Мы только сделали несколько фото не так далеко от дороги. Мне кажется, что время экскурсий по Турции это не позже середины мая и не раньше октября. В жару у меня нет особого желания на что-то смотреть.
Оставив Гереме позади, мы направились в Конью. В половине шестого вечера были уже там. До Анталии оставалось 250 км. Но у Милой другой маршрут… Забыв перестроить навигатор, заперлись в город, на который потеряли больше часа. Решили проехать еще, но надолго желания не хватило. У первой гостиницы остановились, но запах конского навоза по всей округе заставил нас двигаться дальше. Турок понял мою мимику, и даже не обиделся.
В маленьком городке Ылгын решили окончательно встать на ночевку. Было темно. Остановились около автовокзала. Увидев двух подростков, подошел и произнес заветное слово. Хотэл! Ребята улыбнулись, и один согласился показать, где находится гостиница. Вот насколько могут разниться две вещи, находящиеся рядом. В городке, с грязными от сточных вод улочками чистая гостиница и такие же магазинчики.
Заселились и решили прогуляться. В ресторанчик, в котором были одни мужчины, мы не пошли. Зашли в соседний магазинчик, где и сделали первые покупки на турецкой земле. Для себя же открыл, что после долгой дороги перед сном лучше прогуляться.
День 4-ый. Ылгын — Памуккале — Фетхе — Олюдениз. 520 км.
Не нарушая традиции, подъем в 7:00. В 8:00 выезд. Берем курс на Памуккале, бассейны древней египетской царицы Клеопатры. В полдень мы уже на месте. Перед этим обедаем в придорожном кафе Сумела.
Жара +35. Полная стоянка автобусов. Народу полно. Повсюду русская речь. Паркуемся где-то в глубине.
Красиво неописуемо! Но в бассейн Клеопатры я не полез. Турецкие женщины купались в купальниках, ничем не отличающихся от их повседневной одежды. Открыты только лицо и кисти рук. Извините, я пас. Жена, глядя на меня, тоже не решилась. Пошли гулять и фотографироваться к травертинам. Потрясающий вид!! Но цены…. Стаканчик мороженного 8 лир! Караул! Ладно, один раз живем.
После двух часов, проведенных в этой сказке, выдвигаемся к морю. Осталось чуть больше двухсот километров. Но эта дорога к побережью через горы. Еще рывок и мы будем на месте. Обедаем в кафе в горах. Мясное блюдо в металлических горшочках, в которых внутри тлеют угли, и мясо всегда горячее. Очень вкусно. Море совсем рядом. Уже чувствуется его дыхание, и моя усталость. Через час-полтора мы на месте.
Проезжаем Фетхе. Это уже Средиземноморье. Весь центр города в брусчатке. Симпатично, но наша цель бухта Олюдениз, до которой около 10 км. Дорога идет круто вниз. Слева и справа появляются отели. Как сюда взбираются после купания в море, ведь здесь почти 2 км?! Едем дальше, в поселок, который расположен на пологом склоне у самой воды. Одни отели и ресторанчики. Мы без брони. Идем искать место приземления…
В первом отеле остались только одноместные. Во втором, с кучей звезд под названием, охранник проводит к администратору. После трех произнесенных мною слов «Мен, Вомен и Раша» от меня отворачиваются. Ах ты, турецкая морда… Ухожу восвояси. Хочу пояснить, что здесь не Анталия. Нашего брата не очень жалуют. Больше смотрят в сторону Европы. Встречаю на улице русских, и они показывают на другой пятизвездочный муравейник. Там наших кишит. Администратор на ресепшене в шоке. Мест нет до 21 сентября. Удаляюсь. Смеркается. Передо мной трехзвездочный «Олюдениз». Хозяин тоже от меня не в восторге, но места есть. Все-таки вид мой после четырех дней за рулем не ахти. Заезжаем на территорию, размещаемся. Позади остались 3300 км дорог. Мы добрались. Впереди море, солнце и отдых.
18.09-22.09.2017 г. Отдых в Олюдениз.
Отоспавшись после четырех дней дороги, начинаем осваиваться по месту отдыха. Отель «Олюдениз», 3 звезды, небольшой, но очень ухоженный, чистый, зеленый, с бассейном в самом центре.
Отдыхающие — молодые турки и среднего возраста англичане. В проживание включен и завтрак, шведский стол. После обеда начинает работать бар, который к вечеру трансформируется в спортбар с просмотром на огромном экране футбольных матчей английской премьер лиги. Хорошая кухня, классный повар, который в любое время дня и всего вечера готов приготовить для нас любое блюдо. Турки готовят очень вкусно и сытно. В этом неоднократно убеждался. Поэтому обед за все время отдыха мы игнорировали. Хватало завтрака. Были и два минуса. Это пятиразовый в день призыв к молитве, к которому мы уже начинали привыкать. Ну и караоке на турецком до полуночи в каком-то соседнем отеле.
Поселок Олюдениз совсем небольшой. Он весь состоит из отелей, кафе-ресторанчиков и магазинчиков с сувенирами и ширпотребом. Набережная, галечный пляж, и красивое, и очень теплое море.
Поселок Олюдениз:
Днем очень жарко. Поэтому на море ходим до завтрака. Весь день купаемся и загораем у бассейна. Туда же к 11:00 подтягиваются и все постояльцы. Ближе к вечеру снова все на море.
На следующий день пригласил жену на ужин в ресторан, который приглянулся во время утреннего похода к морю. Но выбрал слишком раннее время, да и усталость еще не отступила. Меня накрыл тепловик… Персонал быстро сообразил, и тут же на столе появились два стакана со льдом. Нет, в обморок не падал, но ежиком в тумане себя почувствовал. Отпустило, и дальше ранний ужин прошел в нормальном состоянии. В следующие вечера ужинали в отеле, около бассейна, блюдами, приготовленными нашим поваром.
Олюдениз это центр парапланеризма. Сюда со всей Турции приезжают любители этого экстрима. На территории поселка несколько маленьких фирм, которые организуют отдыхающим спуск с гор на параплане вместе с инструктором. Стоит это удовольствие 105 евро, включая фото и видео селфи. Жена тоже загорелась этой идеей. Я сразу отказался. С парашютом уже спускался. Около двух часов ждал схождения с небес своей богини. Я насчитал около 7 групп, по 10-15 парашютов, которые с интервалом появлялись над морем из небесной дымки. Все приземлялись на набережную. Безопасность контролировали свободные инструкторы, ведь вокруг было полно отдыхающих.
Кто спускается с небес,
Землю светом озаряя?
Мой с волненьем интерес
Еще больше распирая?
Голову задрав смотрю:
Руки в сторону, как крылья…
С удивленьем нахожу —
Баа, Моя, Богиня….
Время отдыха в Олюдениз пролетело очень быстро. Нам очень здесь понравилось. Желание поучаствовать в какой-либо экскурсии не было. Хотели съездить в Мармарис, на Эгейское море, но отказались от этой затеи. Времени не так много. Пора собираться в дорогу, в Анталию, в Кызылот.
22.09.2017 г. Олюдениз — Кызылот. 390 км.
Мечта жены сбылась. Она увидела Каппадокию, Памуккале, Олюдениз. Пора ехать и за моей. Утром еще раз сходили на море, позавтракали и покинули гостеприимный Олюдениз. Впереди по дороге еще две прихоти жены, две жемчужины Средиземноморья, пляжи Патара и Капуташ и конечный пункт, приглянувшийся мне отель «Грюн Кызылот».
Снова едем через Фетхие. Через час Патара. Он в стороне в 7 км от трассы. Уже перед самым пляжем подсаживаем молодую семейную пару из Польши, которая путешествует автостопом. Вот ведь романтики. Там же встречаем путешествующих на автомобиле, пару из Астрахани. Смеются. Думали, только они такие чокнутые на авто…
Бескрайний песчаный пляж Патара. Ветер и волны. Вода мутная от поднятого со дна песка. Отдыхающих немного. Купаются, фотографируются.
Вообще, Патара это не только пляж, но и античный памятник. Здесь находился древнегреческий город-порт, о котором напоминает древний амфитеатр.
Искупавшись и осмотрев окрестности, выдвигаемся дальше. Впереди пляж Капуташ. Дорога пошла вдоль побережья. Множество серпантинов. Плетемся в колонне. Очень редко выпадает возможность для обгона. Средиземное море прекрасно. Красивые бухты и острова невдалеке.
Подъезжаем к красивейшему пляжу Капуташ. Великолепное море, яркие краски Средиземноморья! Стоянка на небольшом участке обочины трассы. Здесь же спуск к морю. Волны разбиваются о прибрежные скалы и камни. Купание должно быть очень осторожным. Все визжат от восторга… Купаемся, фотографируемся и уезжаем.
Дальше Демре, Кемер, горы отступают и уходят влево, а море вправо. Анталия, город и одноименная турецкая провинция, пляжная Мекка россиян и не только. Белек, Манавгат с Сиде, дорожная развязка на город Конья и, наконец, маленький, тихий Кызылот. Съезжаем с трассы и сразу попадаем на грунтовую развилку. Справа огромный 5-звездочный комплекс Sea Planet, с бурьяном в полгектара перед входом. Слева миниотель «Грюн», куда мы и направились.
Отель «Грюн» Кызылот. 22.09.2017 г. - 26.09.2017 г.
Если в отель «Олюдениз» мы попали по чистой случайности, то «Грюн» был отобран после долгого просмотра мест предполагаемого отдыха в поселках Сиде, Кызылагач и Кызылот. Смотрели всё. В первую очередь цена. Бюджет ограничен, поэтому дороже 3000 руб. за двухместный номер даже не обсуждали. Что уж говорить о 5 звездах. Хотелось, чтобы был включен и завтрак. Расстояние до моря большой роли не играло, т.к. в прежние поездки ездили и на отдаленные пляжи, если не нравился ближайший. Если в отзывах оценка меньше 8, то этот отель тоже выпадал. Язык, на котором разговаривает персонал. Чуть позже перестали обращать внимание, понимают там русский или нет. Бассейн желательно, если до пляжа не так близко. Вот по этим критериям и был выбран отель «Грюн» в Кызылот.
В отель «Грюн» мы приехали около 17:00. Его не бронировали, как и все предыдущие места ночевок и пляжного отдыха. Нас никто не встречал хлебом и солью, а просто въехали на территорию и встали на стоянке для машин перед входом. Хозяин быстро нашелся в самом отеле, за насущными заботами. Им был молодой и приветливый турок, Эркан. Бизнес семейный. Весь персонал — это его семья, и повар, который очень вкусно готовил. Сразу пошли смотреть номер. Небольшой, уютный, с балконом, в общем, понравился. Обговорили цену. Она оказалась чуть выше,чем на Букинге, но Эркан включив в стоимость еще и ужин. Можете себе представить, в «Олюдениз» наше проживание с завтраком стоило 2500 руб. за двоих, плюс ресторанный ужин около 1500 руб. А в Грюн, проживание плюс завтрак с ужином, где всегда шведский стол, те же самые 2500 руб. Притом, что достаточное разнообразие очень вкусно приготовленных блюд. Скажите, кому нужен обед, если завтрак с ужином от пуза?!! Я любитель покушать, но в обед мне хватало чашки чая или кофе с печенюшкой.
Территория отеля небольшая, но достаточная, чтобы чувствовать себя комфортно. На въезде хозяйский домик с маленьким садом. Далее сам отель, в котором с обратной стороны застекленная веранда-столовая с баром и большим телевизором.
Тут же, рядом с верандой, бассейн, за которым сразу же начинается пляж. Один минус во всем этом великолепии, это вход в воду. Если кто был в Геленджике и купался на Тонком мысу, то помнят, как не очень комфортно входить в воду. Вот и здесь, ты сразу же попадаешь на большие валуны или плиты. Вся территория в тропической зелени. Тишина, как раз для тех, кто хочет отдохнуть от всего. Отдыхающие, почти те же, что и в «Олюдениз», молодые турки. Их немного. Как мне показалось, хорошие знакомые семьи хозяина. Основной контингент — немцы. За 50. Целый день все купались, а вечером после ужина они или играли в домино, или просто беседовали.
Я отдыхал в этом раю. На пляже ходил играть в волейбол к пятизвездочным соседям. По вечерам смотрел футбольные матчи турецкой лиги. Жена, общаясь с отдыхающими из Sea Planet, узнала, что стоимость номеров от 8000 руб. Каждому свое…
Мы дважды покидали территорию нашего гостеприимного отеля. Однажды ходили на маленький рынок в поселке. В другой раз ездили в Манавгат и в его пляжную часть Сиде. На рынке, как всегда, полно всякого ширпотреба и сувениров. Почти все торговцы говорят на русском. Немного удивило, что в некоторых лавках цены в рублях.
Манавгат относительно большой город. На въезде, на холме, расположен парк отдыха со смотровой площадкой. Попытались спросить у отдыхающих на поляне, где расположен вход в парк. Нам указали на оторванную от столба сетку-рабицу. Ну, это нам привычно. Только бы не увидела охрана.
С навигатором покатались по нему. В одном месте у турка спросили дорогу, и он, видя, что мы не понимаем друг друга, набрал по телефону кому-то. Женщина на чисто русском языке все объяснила. Так что в Анталии уж точно не потеряешься! Ну а Сиде… Море, отдыхающие, набережная, стриженый газон, музыка, дополняющая всю эту красоту. Все, что необходимо для отдыха. Но мы выбрали другое место…
Быстро время пролетело.
На спине крутой загар.
Отдыхать не надоело.
Не кидает ночью в жар.
Харя стала чуть пошире
И лоснится на свету.
Может где-то лучше в мире
Отдыхать в чужом краю.
Но пора домой, в дорогу.
Нам четыре дня пути.
Да, скучаем понемногу.
Мы ведь русские, учти……
Действительно пора. 1 октября уже на работу. Звоню шефу. Прошу, чтобы сдвинул график еще на пару дней. На один день соглашается.
Дорога домой. 26-29.09.2017 г.
День 1-ый. 26.09.2017 г. Кызылот — Токат. 800 км.
С вечера 25.09. собираем вещи и что возможно относим в машину. Еще отдыхая, решил проложить маршрут домой, тем путем, где еще не были.
Во-первых, хотелось прокатнуться по Черноморскому побережью Турции. Про подъемы к побережью через Трабзон и Оф я читал. Первый, писали, что довольно комфортный, другой навел ужас на одного из авторов статьи. Я же решил поехать третьим, и выбрал для себя Токат — Унье. Не знали, что представляет из себя пограничный переход Сарпи. Хотели на один день задержаться в Кобулети, а если получится, то посмотреть Батуми.
Утром в 7:30 26.09.2017 г. выезжаем в сторону Коньи. Едем на север Турции. Сразу же подступают горы. Мы, преодолевая большой перевал, выходим на равнину, а с ней и на трассу Конья — Кайсери — Сивас — Эрзинджан — Эрзурум. Нам она уже хорошо известна. Три полосы в каждую сторону. Едешь не напрягаешься. Хочу добавить, что радар-детекторы запрещены в Турции!! Штраф очень большой. Превышение скорости допустимо + 10 %. Не как у нас и в Грузии + 20 км, а, повторяю, + 10 %. На дорогах стоят предупреждения, что работает радар. Так вот, чтобы не притормаживать лишний раз в населенных пунктах, обращаешь внимание на местных водителей, или маршрутные автобусы. Они-то точно знают, где и что стоит. И еще. С февраля 2017 года все радары Турции распознают иностранные номера и вносят в общую базу нарушителей ПДД! Вас не выпустят из страны, пока не оплатите.
Не доезжая Сивас, снова уходим на север. И снова в горы. В самом начале идет большой ремонт. Едем по щебенке несколько километров с нарастающим желанием вернуться. Дорога сузилась, и мы все выше и выше поднимаемся в горы. Проезжаем несколько селений и, наконец, перед нами наша цель город Токат. И вроде время не позднее, но, вспоминая второй день нашей поездки в сторону моря, когда я наелся горами, решили дальше не ехать. Как в воду глядели…
Токат древний город, основанный в 7-м веке н.э. византийцами. Впоследствии переходил во владение от византийцев к армянам, от них к туркменам, будучи зависимым от Османской империи. Имел большое торговое значение, но с ростом и развитием города Сивас пришел в упадок. Как и прежде, город живет торговой жизнью, которая на центральных улочках кипит до полной темноты. Есть что посмотреть и из древних памятников.
Гостиница мне не понравилась. Вернее, сам номер, хотя вид с балкона открывался красивый. Как-то неуютно, и шумно в соседнем номере. Это единственная гостиница, где было не очень.
После заселения собрались и ушли гулять по городу. С огромным удовольствием, массой впечатлений и покупками, в основном которыми были сладости. Сходили в кафе, где ели национальную выпечку — пиде. Как же много всего турки приносят к столу при заказе всего лишь одного блюда. Больше половины забрали с собой в контейнерах. Персонал к этому относится нормально, с пониманием. Нагулявшись вдоволь, вернулись в гостиницу. Первый день дороги домой закончился. Еще три….
27.09.2017 г. День 2-ой. Токат — Кобулети. 627 км.
Не так много нужно было проехать, но впереди горы, потом 450 км побережья и, наконец, турецко-грузинская граница.
По традиции просыпаемся в 7:00. Из номера делаем фото города, и в 8:00 выезжаем.
Город проводил нас солнцем, а вот горы встретили хмуро. Низкая густая облачность с самого утра, переходящая в изморось и дождь. Узкая, ничем не огороженная горная дорога с глубокими ущельями. Туман. Тучи уже не над тобой, а ты в них.
Много древних машин, которые еле тащатся. По всей Турции несколько раз встречал прародителей наших «копеек», даже с ключом в багажнике! Вот и здесь приходилось их лицезреть и плестись за ними.
Наконец, ближе к 12 часам все это кончилось. Мы въехали в маленький приморский Унье. Началось Черноморское побережье, нудные для меня 450 км великолепной дороги, с огромным количеством населенных пунктов с ограничением скорости движения. Езда по Турецкому побережью — это на любителя. Да, много красивых мест. Города, мечети, аэропорт, с взлетающими над морем самолетами, множество туннелей и пр. Но я ехал домой. Как я и предполагал, пляжей не было. Может, конечно, проглядел… Да и погода весь день была не пляжной, с кратковременными прояснениями. Сделали несколько фото у самого Черного моря.
В кафе «Park Pide» вновь попробовали турецкую пиде, оригинальной формы и по вкусу чем-то напоминающую пиццу. Очень вкусно.
В баке оставалось совсем мало бензина. Не хотелось заправляться дорогим турецким, и кое-как дотянули до границы.
Вот и Сарпи. А там — муравейник. Мы этого не ожидали. Перед нами подъехали два больших автобуса полных людьми. Люди вышли, и направились к КПП. Вот где точно зависнем!! Посмотрев на все это, решили, что жена выходить не будет из машины. Если что турецкий пограничник сам отправит ее на КПП. Мы-то всех тонкостей не знаем. Все обошлось. Довольно быстро прошли и турецкий, и грузинский КПП, и направились в сторону Батуми.
Снова пошел дождь. Батуми встретил ливнем и темнотой. Я такой темноты не ожидал. Хотели купить грузинские вино и коньяк, но в первом же магазине только импортное. Может, попали не в то время. Прохладно и промозгло, и нет желания оставаться в городе.
Уехали искать ночлег в Кобулети. Стало понятно, что купальный сезон окончен, тепло ушло, и в Кобулети останемся только на ночь. Стали искать, где остановиться. Снова темно, неизвестное место. Частный сектор нам не понравился. У местных спросили про гостиницы. Оказалось, что совсем рядом, в проулке, у самого моря, находится отель «Панорама». Зашел, посмотрел, понравилось и сразу заселились. Спать. Завтра будет новый день, и мы будем ближе к дому.
День 3-ий. Кобулети — Минеральные воды. 695 км.
Кобулети как встретил, так и проводил дождем и прохладой. На улице 15-16 градусов, и ехать комфортно, но без дождя. Снова фото на память, и в путь.
Из Кобулети в сторону Кутаиси две дороги. Одна, чуть подлиннее и комфортнее, через Поти. Другая короче, но через горы, с ущельями и перевалами. Навигатор повел короткой. И снова серпантины, узкие дороги, вереницы машин, а с утра домашний скот в селах. Романтика!
На дороге купили мед со вкусом карамели и две бутылки чачи. Я не пью, но товарищей с работы нужно угостить, иначе не поймут. Кстати, понравился. Пока ехали по горам и долам, погода прояснилась, но в Кутаиси снова протекло. В принципе в город заезжать нам было не обязательно, но грузинских вин и коньяка мы еще не купили. Около одного из магазинов, который еще был закрыт, разговорились с общительным грузином, который долгое время жил и работал в России. Он на своем авто сопроводил нас по городу, где в одном из магазинов по его советам купили все необходимое в достаточном количестве. И еще хачапури, который приготовили на наших глазах. Запомните, настоящий грузинский хачапури только с сыром или с творогом! Мы не спорим. У всех свои доводы.
Распрощавшись с грузином и Кутаиси, мы двинулись покорять перевал Казбеги. Еще вечером на сайте прочитал, что возможно похолодание, снег, гололед. Прогноз оправдался. Чем выше поднимались, тем холоднее. Вот уже стало переметать.
Вода в омывателе замерзла. На дороге каша из воды, снега и льда. На обочине стоит паркетник как-то неуклюже. В общем, веселуха. Забраться-то забрались. Теперь нужно и спуститься. На летней резине. Представляете, два дня назад было в Анталии + 30, а здесь -2 С!
Ползем вниз. Уже собралось около 20 машин, и я почти в хвосте. Вот мы сейчас и приедем на границу в таком порядке, и стоять мне час, а потом еще и российская часть. Как только почувствовал, что под колесами не каша, а более или менее нормальный асфальт, рванул и на грузинском КПП был первым. Зарубились с фольксваген транспортером с армянскими номерами. Зря рвал. Пока милая была на экскурсии в Дьюти, меня все обошли и уехали. Затем была российская граница. Нас немного подержали на нейтральной полосе. На самом пункте, спасибо таможенникам, был открыт дополнительный проход во встречном направлении.
Россия, Русь — ты матушка родная.
И слезы, слюни, сопли, брызги по щекам.
Как Ты прекрасна, милая, от края и до края.
Как тянет нас домой, слоняясь по морям.
Во Владикавказе останавливаться не стали. Решили доехать до Минеральных Вод. Стемнело. Я рулил, жена подбирала подходящее место для ночевки. Нашла на каком-то сайте, созвонилась. Отель новый, в дачном массиве. Хозяин назвал несколько улиц, навигатор их не видит. Впервые ехал по координатам. Кое-как нашли. Пришлось брать приступом какой-то огромный овраг. У рыжего хозяина глаза на лоб полезли, когда увидел, откуда мы подъехали. Сзади огромный овраг с козьей тропой.
Отель новый, номер большой, кровать огромная. То ли я кофе напился во Владикавказе, то ли что-то еще, но уснуть не мог до 4:00. Было такое чувство, что сплю на горе Машук головой вниз. И только когда повернулся на кровати головой в ноги, вырубился. До дома оставалось 1000 км.
29.09.2017 г. День 4-ый. Минеральные Воды — Энгельс. 1000 км.
Утром нас накормили завтраком. Я не выспался, но в дороге все развеялось. Заправились, гайцы пожелали нам доброго пути, и мы направились домой. Все без приключений.
Пообедали в Калмыцких степях. За полтора часа прошли Волгоград, и около 16:30 выехали из города. В Камышине почувствовал усталость и минут двадцать отдыхал, закрыв глаза. В 20:45 в Саратове. Опять помогали дальнобойщики, подсказывали ситуацию на дороге. Как стемнело, появилось ощущение, что снова еду по горной дороге. С одной стороны горы, с другой ущелье. Это же и снилось еще 2 недели после возвращения.
В 21:30 дома. Спать. Вся суета на завтра.
14.09 - 29.09.2017 г. 16 дней. 6900 км. 8 дней в пути. 8 отдыха. 6 ночевок в гостиницах. 2 места пляжного отдыха. Одно огромное удовольствие от отдыха и чувство гордости за себя самого, за то, что задуманное получилось без всяких потерь и ущерба. Многие удивлялись, что на Калине такое возможно. Я читал, что кто-то по Европе проехал 10000 км. Чем я хуже? Средний расход 6,5 л / 100 км.
Итак, подсчитаем расходы.
Итого 80000 руб. + 10000 руб. на различные расходы = 90000 руб.