Две страны между двумя праздниками, или Путешествие в Грузию и Азербайджан — 2020

02.07.2020 | 11166 просмотров

Сука, говорил, такая,
Для чего с собою взял.

Я надеялся и верил,
Думал вместе нам с руки.
Холил, пестовал, лелеял,
Обманулся, хоть кричи.

Посему лишь только в прозе.
Ну, пару строчек иногда…

Доброго дня Дрому. Доброе утро тем, кто это утро начинает с чтения отчетов об автопутешествиях по родной стране, ближнему и дальнему зарубежью. Привет всем, кому интересен мир, увиденный через стекло автомобиля, призму фотоаппарата, с осознанием того, что всё это может быть не ново, но, возможно, интересно. Всё остальное прилагается…

Грузия — о ней писано-переписано огромное количество отчетов на различные темы. Отдых на море, экскурсии по горам и рекам с водопадами, по крепостям и монастырям, которых великое множество. Не менее привлекательны и алкогольные туры. Быть в Грузии и не попробовать Киндзмараули с Хванчкарой, а так же оценить коньяки заводов Сараджашвили и Асканели… Мне, трезвеннику, с этим сложно. Могу только со слов и эмоций тех, кто попробовал…

Азербайджан с каждым годом нам всё более интересен. Он рядом. Баку и Каспий, фестивали и спортивные мероприятия, международные форумы. Страна живет в спокойном ритме, режиме. Даже многолетний конфликт с соседней страной, не ставится во главу угла как часть внешней и внутренней политики.

Скажу так, Грузия мне очень нравится. Азербайджан вызывает любопытство и большой интерес.

Весь отчет это где был, что видел, не так много достопримечательностей. Исторические ремарки по минимуму, чтобы не качать из интернета ту информацию, которую может найти сам читатель, если заинтересуется. По мне, недосказанность побуждает человека к поиску дополнительной информации…. Много фото, может быть, и повторяющихся, но с разных ракурсов. Кто-то там уже был и интересно вспомнить, кто-то мечтает, планирует и хотел бы знать, куда и зачем едет. В общем, небольшой экскурс по двум республикам.

Первая половина ежегодного отпуска со 2.03 по 16.03.2020 г. Плюсом к ним пошли 8 моих выходных в конце февраля, за что шефу огромное спасибо. Ну, и по приезде домой, меня отправили на 2 недели на карантин, в связи с надвигающейся эпидемией коронавируса и приездом из-за рубежа. Это уже циркуляр сверху, спущенный к моменту моего возвращения из-за границы. Так что мой весенний отдых получился с 22.02 по 24.03. Сама же поездка с 23.02 по 11.03.20 г.

Еду один. Сын учится, жена работает. Со сборами особенно не заморачиваюсь. Кто-то записывает в тетради всё необходимое для поездки. У меня несколько малоформатных картонок: машина, вещи, документы, которые потом хранятся в сумке с документами, и ждут своего очередного часа, т. е. следующей поездки.

Автомобиль всё тот же Lada Xray, 2017 г.в.,1.8, 122 л. с., пробег 58000 км, ГБО Диджитроник Макси 2. Зимняя резина на шипах. Перед поездкой, как всегда, ТО, расходники…

Все страховки сделал в Альфастраховании. Медицинские страховки на Грузию и Азербайджан, гринкарта на Азербайджан, ОСАГО на Грузию онлайн.

В январе-феврале забронировал 3 отеля. Батуми — 26.02-29.02, Бакуриани — 29.02-1.03, Тбилиси — 1.03-4. 03. Не особо сторонник этого, чаще смотрю на месте. Но если стоимость проживания 1000-1500 рублей за сутки, да еще иногда с завтраком, то почему бы и нет…

22.02.20 г.

Первый день предотпускных выходных. Это ещё не отпуск. Шеф дюже возмущался, узнав, что еду отдыхать, не дождавшись, когда начнется официальный отпуск. У него на мои выходные были свои планы. Отогнать служебную машину на ремонт, и кого-то, возможно, подменить, т. е. нашел бы чем меня занять…. Пришлось убеждать и извиняться, что не предупредил заранее.

На сайте Верхний Ларс — Край Земли две новости. Одна хорошая, другая плохая. Вчера открыли дорогу через перевал Крестовый. В ночь с 24 на 25 ожидается снегопад, сильный ветер, возможен сход лавин. Вот и думай, Олег Евгеньевич, когда выезжать из родного дома.

23.02.

День Защитника Отечества! Праздник! Самый главный мужской! Я себе сделал подарок!!! В этот день добрая половина водителей личного автотранспорта — женщины. Машин, как в городе, так и на трассе совсем немного, поэтому везде не загружено и свободно.

Выезд из дома, первые километры — это как чашечка любимого кофе Jakobs, возбуждает и тонизирует, а езда по СКАД — полукруг почета любви и уважения к родному краю. И пусть наши дороги многим как кость в горле, а может и ниже, и глубже.

В 15:00 стартую. На улице около 0. Баки до полного. Решил, что поеду по объездной вокруг Саратова, по СКАД. Как и предполагал, трасса свободная. Перед Камышином начался туман. Не очень приятное явление, когда совсем не видно рельефа местности. Навигатор показывает только повороты. С обгонами, как всегда, выручали дальнобойщики. Ну, и старался максимально использовать возникающие просветления. В Волгоград заехал уже по темному. За полтора часа через весь город и, не останавливаясь, двинулся в сторону Элисты. Туман рассеялся, дорога сухая, 250 км были пройдены быстрее чем за 3 часа. В столицу Калмыкии не стал заезжать, а на ночь решил остановиться в Троицком, в каком-нибудь придорожном мотеле.

24.02.20 г.

Утро началось с неприятного. На КП перед Элистой остановили. Инспектор заявил, что после его требования остановиться, я проехал на красный сигнал светофора, прежде чем припарковал автомобиль на краю дороги. Я отчетливо видел, что горел зеленый. Документы забрал и пригласил в КП. Он сидит, тычет пальцами в клавиши компьютера. Я стою, смотрю наглядную агитацию, развешенную на стенах помещения. Приехала смена. Они на своём о своём, я молча жду. Минут через 20 инспектор заявляет, что у него сегодня хорошее настроение, и я могу ехать. Я отвечаю, что был уверен, что инспектор справедливый человек и примет правильное решение. На том и разошлись….

Элиста по объездной. Далее, любимые всеми, 60-70 км волнообразного асфальта. Может, я уже приспособился к нему. Скорость держал от 80 до 110. В 13:00 Минеральные Воды. Машук в тумане. До Владикавказа всё как обычно. Два блокпоста на въезде-выезде из Кабардино-Балкарии. Там же появились первые колонны большегрузов, ожидающих своей очереди для прохождения российско-грузинской границы. И это в 50 км от Владикавказа!!!?

В 18:00 Верхний Ларс. Температура + 4-5. Во Владикавказе было теплее — +15. 18:45 — пройдены обе границы. Чем ближе к перевалу, тем ниже температура. Сильный ветер. Легковых авто практически нет. Фуры. Целая колонна. Реверсивное движение под контролем экипажей ДПС. Подъезжая увидел, что колонна в попутном направлении, только что тронулась. Мне повезло, сходу обошел всех до сужения дороги. Видно, что дорогу недавно расчистили. Надолго ли?! Мороз, кое-где лёд. Я на шипах. Мне по барабану, так что для меня перевал, в нынешнем его состоянии, совсем не проблема…

Вот и Крестовый, а за ним Гудаури — горнолыжный курорт. Поселок быстро развивается благодаря очень удобному месторасположению. Военно-Грузинская дорога и близость границы сыграли решающую роль. Российских туристов очень много. Хотел остановиться на ночлег, а утром увидеть всю окружающую красоту, выпить чашечку ароматного кофе, прокатиться на фуникулере…. Знал же, что здесь дорогое жильё. А вдруг. Первая же гостиница, да ещё и на второй линии, охладила мой наивный порыв. 6000 рублей за ночь, завтрак и доставку к подъёмнику. В Батуми, забронированный мной номер, с завтраком, центр города, 200 метров от набережной, стоит 1000 рублей за сутки. Оставлю свои эмоции при себе….

Около 22:00 я в Натахтари. Совсем рядом от Мцхеты. Трехместный номер за 1500 рублей. На России фильм-катастрофа «Экипаж». Я вырубился.

25.02.20 г.

Проспал почти до 10. Я на отдыхе, торопиться некуда. Батуми меня ждет только завтра.

В 12:00 Мцхета. Кафедральный собор Светицховели. Центр христианства в Грузии. Первое упоминание об этом месте относят к 4-му веку н. э. Сам храм был построен в 11-ом.

На входе нас уже ждут экскурсоводы. Такса — 20 лари, это 500 рублей. Вся экскурсия около часа. Отказываться не советую, очень интересно. Немного вспомнил свои познания по истории и прочтенную книгу, Бесики, повествующую о времени присоединения Грузии к России.

Около Мцхета, на горе, рядом с объездной дорогой вокруг Тбилиси, находится монастырь Джвари. Древнейший грузинский храм на рубеже 6-го и 7-го веков н. э. Место очень интересное, особо почитаемое. И, конечно, тот потрясающий вид всей окрестности, который открывается нашему взору. Но сильный ветер и очень холодно. Некоторые едва держатся на ногах, цепляясь за машины. К сожалению, фото этих храмов нет. Оба раза фотоаппарат оставался в машине…

На обратном пути, на объездной дороге, остановился у кафе, которое похоже на нашу общепитовскую сеть «Улей». Что интересно, первое блюдо варится по заказу, приходится немного ждать, но оно того стоит. Можно просто посидеть за столиком, около стеклянных витражей, наблюдая, как разношерстная публика готовится к приему пищи, когда на улице холодно, а здесь тепло и уютно…

Ну что, в Батуми мне только завтра…. Решаю ехать в Гори. Музей Сталина в приоритете, заодно прокачусь и прогуляюсь по городу.

Родина Иосифа Виссарионовича встречает как-то неприветливо. Навстречу надвигается циклон, низкая облачность, срывается снег. Просто заезжаю в город. Заранее не готовился к посещению, и то, что в центре города есть крепость, Горисцихе, для меня стало приятной неожиданностью. Её смотрины тоже на завтра. На улице дождь со снегом. Заселился рядом, в небольшой, уютный семейный отель на улице Гарсеванишвили.

26.02.20 г.

Утром солнечно, легкий мороз, прекрасное настроение. Крепость Горисцихе. Как сообщает нам Википедия, первое упоминание относится к 13-му веку…. Она в 200 метрах от отеля. Сначала вверх по маленькой, узкой улочке, а затем по дорожке, вымощенной из крупной гальки и мелких и средних валунов. Если кто-то собирается прогуляться на каблуках, то это не лучший вариант. Да и с проблемными коленями и голеностопами — с осторожностью.

У крепости господствующее положение. Она возвышается над всей окрестностью. Открываются потрясающие виды во все стороны. Город как на ладони. Со стороны гор слышны выстрелы, одиночные и очередями. Позже, при выезде, увидел военных, около взвода, направлявшихся в сторону города. … А город не думал,… ученья идут…

Музей Сталина. Нужно просто приехать, посмотреть и проникнуться, пропустить через себя и осознать, что это был за Человек…

Около 13:00 выехал в сторону Батуми. Автострада до Хашури. Далее дорога в горах, Хашури — Зестафони. На Батуми решил ехать через Поти. Кутаиси — Самтредия — Сенаки — Поти — Уреки. После Уреки снова автострада до самого Батуми, минуя Кобулети.

В районе Кобулети за моим авто пристроился автомобиль ДПС, с включенными маячками. Сигналом фар потребовал остановиться. Останавливаюсь. Инспектор проверил документы и достаёт запечатанную трубку. Дышу и сразу предупреждаю: что бы там не показал тестер, я 20 лет как не пью спиртное. На этом и разъезжаемся.

А в Батуми весна, тепло, +18. И настроение у людей весеннее. Хотел заправиться газом, но расчет только наличными. У меня пока всё на карте, лишь немного мелочи. За 8 лари отмыли всю машину. Что-то в Турцию потянуло…. Зашел на шиномонтажку, чтобы взять напрокат нормальную б/у резину. Не сговорились, да я и не усердствовал. На шипах въезд в Турцию запрещен.

Старый Батуми. Узкие улочки с односторонним движением. Маленький отель, который взяли в аренду несколько молодых ребят, в надежде на удачный сезон… Они уже понимают, что грозовые тучи сгущаются, но ещё верят, надеются и ждут…

До набережной 200 метров. Здесь же рядом фуникулер и морской порт, с одной стороны, ну и все достопримечательности и развлечения, с другой, в 5-30 минутной доступности. Кафе и рестораны прилагаются.

В отеле прохладно. Администратор на ресепшн тепло одет. В каждом номере отопление включается по мере заселения. Сначала было не очень комфортно, но в дальнейшем прогрелось хоть в шортах ходи.

27.02.20 г.

Утром завтрак очень скромный: яичница, каша. В моем случае по дням, гречневая, рисовая с изюмом, а также нарезка колбасы, масло, хлеб, чай. Для меня нормально. Остальные пусть выбирают места обитания с учетом возможностей и потребностей.

Погода супер! Днем +22С. Солнце и легкий бриз. Народ соскучился по теплу. Некоторые отчаянные уже в майках. Правда, в шортах не заметил.

Батумская набережная, море, пальмы. Город встречает весну и готовится к сезонному нашествию. Ещё нет яркой зелени, самое начало пробуждения. Коммунальные службы приводят в порядок улицы, скверы и площади. Павильоны ремонтируются. Несколько больших строек на набережной. Чисто и красиво. Думаю, через несколько лет Батуми преобразится еще больше и в лучшую сторону. Мы обязательно им поможем…

Я в восторге! Вспоминаю конец сентября 2017 года, когда Батуми встретил нас холодом, ветром и проливным дождем. И это после Анталии с жарой +30С.

Сразу же первая экскурсия на катере в акваторию Батумского залива, к дельфинам. Капитан попался очень веселый. На носу танцевал под грузинские мелодии, привлекая дельфинов к общению. Я смеялся до слез. Это нужно видеть. Положительный заряд эмоций на целый день…

Днем прокатился на чертовом колесе и прогулялся по набережной до средневекового корабля-ресторана. Осмотр остальной прилегающей красоты оставил на вечер. Возвращаясь в отель, остановился посмотреть, как снимают рекламный ролик об автомобиле Kia. Полно зевак.

Вечером набережная в огнях. Музыка. Поющие фонтаны. Отдыхающие. Местные и приезжие. Народу еще немного. Всему своё время, так мне тогда думалось… Мне же несказанно повезло.

Ужинал в кафе, где мангал посреди зала. Это становится модным. Шашлык. Небольшие кусочки мяса филе. Вкусно, но я уже давно так не готовлю. Края, крестец, шея, обязательно с косточкой. На шампуре не очень удобно, поэтому на решётке.

28.02.20 г.

Тепло ушло, и стало утро хмурым.

Вчера мне повезло в прекрасном городе Батуми…

Пасмурно, прохладно, фуникулер на профилактике и не работает до 2 марта.

В этом районе несколько религиозных храмов. Православная Николаевская церковь, церковь Святого Христа Всеспасителя Армянской Апостольской Церкви, мечеть Орта Джами и т. д. Николаевская церковь старейшая в городе, ей уже 150 лет. Чуть моложе мечеть, 140 лет, в которую меня неожиданно пригласили посмотреть, как идёт ремонт. Шла замена старого, прогнившего деревянного пола на плиточный, с подогревом. Да уж, действительно не ожидал, если ещё и учесть, что православный поп отказался крестить…

Маленький шоппинг в WAIKIKI. Поправился на 5 кг, в прошлогодние турецкие покупки уже не влезаю. Джинсы обновил.

Днём дождь, +16С. Вечером хинкали и хачапури. Чай почему-то принес турок из соседнего кафе. За хинкали и хачапури 12 лари. Турецкий стаканчик турецкого чая 10 лари?! Немой взгляд в сторону хозяйки… Она разводит руками. Я делал заказ у неё, а принесли от соседей. Вот курортная мафия. Вот бармалей. Не стал ругаться. Завтра утром уезжать. Не хочется, чтобы все положительные эмоции и впечатления испортила чья-то непорядочность.

Дни отдыха в Батуми пролетели очень быстро. Вечером сбор.

29.02.20 г.

После завтрака выезжаю. Сегодня крепость Рабат, Боржоми, и ночевка в Бакуриани. Удаляясь от Батуми, температура падала с 16 до 10. В селе Дзвели Абаша дом-музей первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия. Хотел заехать и посмотреть. Мне, например, было бы интересно. Задумался и проехал поворот, не стал возвращаться.

Дорога Застофани — Хашури уже сухая. Когда ехал в Батуми, в низовьях стояли лужи от таявшего на склонах гор снега. Вдоль дороги лотки с сувенирами и очень вкусным лавашем. Можно поторговаться, да и цены ниже, чем на въезде в Грузию. Например, нарды можно купить за 50-60 вместо 100 в районе Ананури.

От Хашури до Ахалцихе около 2 часов езды. Крепость Рабат. Не люблю перепечатывать из Википедии…. Скажу только, что хорошо отреставрированная, чистая и ухоженная, с прекрасными видами всей окрестности. Есть что купить на память, ну и, конечно, не забудьте взять с собой фотоаппарат. Кстати, очень интересно побеседовал с одним из охранников, который неплохо знает историю крепости и всё, что с ней связано. Такой бесплатный экскурс, в прошлое.

Боржоми. Курорт. Всесоюзная здравница. Горы, чистый воздух и, конечно же, целебная минеральная вода. Будете в Грузии, отвлекитесь на один день от пляжного отдыха и радушного застолья. Окунитесь в умиротворенность этого прекрасного уголка. Наши родители только мечтали об этом… Рядом с парком полно отелей и гостиниц, рассчитанных на любой кошелек.

Вечереет. Пора ехать и заселяться в Бакуриани. Мои родители были и в Боржоми, и в Бакуриани. Особенно на них произвел впечатление горнолыжный курорт. Поэтому мой выбор был сделан давно.

До Бакуриани 27 км. Дорога всё время вверх, температура вниз. Рельеф дороги напоминает Казбек. В самом поселке около 0. По навигатору нахожу указанный адрес отеля, в котором был забронирован номер. Однако здесь большой двор с высоким забором и домом метрах в 50 от ворот. Подъезд давно не чищен от снега. Стою, переминаюсь с ноги на ногу. Нет, на улице, конечно, не останусь. Найду другой отель, а там свяжусь с Букингом. Просто симкарты грузинской нет, а кормить зажравшийся Билайн не хочется. Телефон-то отеля у меня есть. В общем, отчасти, сам себе придумываю проблему. Минут через 15 выходит сосед. Очень удивляется моей исповеди. Говорит, что хозяева армяне, которые живут в Москве, и в данный момент там и пребывают. Остается надежда на телефонный звонок. Созванивается. Мне пришлось проехать около 500 метров в новостройки.

Я так понял, новый микрорайон, на выезде в сторону Ахалкалаки, застраивает армянская диаспора. Кстати, была мысль, как и в прошлом году, проехать по маршруту Ахалкалаки — Ниноцминда — Тбилиси. Местные жители сказали, что дорога завалена снегом и когда расчистят неизвестно.

Мой отель новый, хороший, ухоженный. Большая армянская семья, в трёх коленах, шумно ужинает. Заселяюсь, не задавая само собой разумеющегося вопроса. Не хочу. Хозяйка немногословна, не располагает к общению, только скромно улыбается. Мне здесь лишь переночевать.

1.03.20 г.

1 марта. Первый день календарной весны. Бакуриани в снегу. Ночью навалило от души. На машинах 10-12 см. Меня этим не напугаешь. Зимняя шипованная резина, щетка, скребок, МСЛ, теплая униформа. Конечно, выезд из этой части посёлка не очень удобен. Как таковой, нормальной дороги между домами ещё нет.

До фуникулера всё время подъем. Подморозило, и почти все шлифуют на летней резине. Я же получаю огромное удовольствие от утренней езды с осознанием своего маленького превосходства.

Кафе.

Начало работы подъёмников, которых здесь три, в 10 часов утра. В горах туман. После снегопада идет расчистка второго и третьего. Включение поэтапное. Они закрыты, и приходится целый час ждать. Открытие третьего, самого верхнего так и не дождался. На площадке между вторым и третьим подъёмниками морозно и ветрено. Конечно, всё вокруг красиво. Особенно захватывает дух, когда тебя поднимает или опускает почти вертикально. Если не ошибаюсь, то самая верхняя точка подъёма около 4000 м. Я же был на высоте чуть больше 3000 м.

Возвращаюсь в центр посёлка. На улице и в кафе полно отдыхающих, в том числе и иностранцев. Слышны речи и братских народов: украинцев и прибалтов….

Моя юношеская мечта осуществилась! Я был в Бакуриани!!!

Впереди столица Грузии — Тбилиси. В принципе, время еще есть. Когда был в Гори, около музея Сталина, то таксист предлагал отвезти в Уплисцихе, но я отказался. Сейчас почему-то захотелось.

Не буду расписывать, как я не доехал. Если коротко, то навигатор упрямо показывал на дорогу через кладбище в Гори, а потом по горной дороге завел на мокрый суглинок. Я к неудаче отношусь философски — значит, то было не моё! У меня нет такого — это будет повод приехать в следующий раз…. Единственный раз, я упрямо шел к цели, это когда в 2018 году не получилось проехать по побережью Мраморного и Эгейского морей, а в 2019 мы это сделали!

Въезжаю в Тбилиси. Приятно ехать по широким проспектам, где на знаках ограничения скорости стоит 80 км/ч. Около 17:00 на узкой улочке с односторонним движением нахожу забронированный гестхаус. Не оправдал ожидания. Правда, душ хоть и на этаже, но только для меня. Но без телевизора, в этом номере жить не захотел. Хотя с завтраком всего около 1000 рублей в сутки.

В 20 метрах напротив бутик-отель с 4 звездами. Дорого. Спросили, каким бюджетом располагаю. Сделали скидку больше чем на треть, но уже без завтрака.

Вечером прогулялся по окрестностям. Рядом маленькая церковь Святой Нино. На соседней улице — Святого Николая. Грузины, проходя мимо или проезжая, останавливаются, крестятся. Хотел найти хинкальную поблизости, но что-то у меня не получилось. Ужинал в кафе на пешеходной улице, среди множества подобных. Дорого.

2.03.20 г.

Ещё дома решил, что в Тбилиси обязательно поеду на коньячный завод Сараджашвили и, по возможности, с экскурсией! Мне как трезвеннику это особенно интересно!!

И вот я у завода. Справа проходная, слева специализированный магазин, он же демонстрационный зал. Цены от 400 и примерно до 130000, это если перевести в рубли. Здесь же заказал экскурсию. Жду гида и прицениваюсь. Коньяк мне всё равно покупать. Как же без гостинцев….

Часа на полтора экскурсия. История, сорта винограда, процесс приготовления и хранения. Сами производственные цеха, конечно, не показали, а по хранилищам провели. На выходе с территории завода у охранника узнал, что рядом винный завод Тбилвино. Купив коньяк и погрузив в машину, двинулся в сторону оного.

Конечно, внешний вид совсем не презентабелен. Экскурсий нет. Но ассортимент неплохой. Что это значит для меня? Улыбаюсь. Заказ был конкретный, с учетом дегустаций в 2017-19 годах. Хванчкара и Киндзмараули!!

Подводя итоги и сравнивая цены на спиртное в сетевых магазинах, рекомендую однозначно, если вы в столице, и вам нужны заводские коньяк и вино, то Сараджашвили и Тбилвино ждут с распростертыми объятиями. А уж предпочтения и выбор за вами!

Вечером фуникулер на площади Европа. Как можно писать без эпитетов…. Потрясающий вид на город! Наверху Мать Грузия, смотровая площадка, храм и развалины крепости. На сегодня хватит впечатлений.

В отеле смотрю Букинг. До сих пор не решил однозначно ехать в Азербайджан или нет, хотя страховки на руках. Беспокоит проблема тонированной задней полусферы автомобиля. В Азербайджане запрещено тонировать задние боковые стекла автомобиля.

В Баку нашел два подходящих мне отеля. В интернете разыскал их сайты с номерами телефонов. С одним из них получилось связаться по Ватсапп. Несколько вопросов по проживанию, небольшая скидка в цене. И ответ на мою проблему — за тонировку не штрафуют. Поверил на слово. Тем более, обещали уточнить и отписаться на следующий день.

3.03.20 г.

На сегодня храм Цминда Самеба, Исторический музей, музей Советской оккупации и площадь Свободы.

Цминда Самеба — Кафедральный Собор грузинской православной церкви. Заложен в 1995 году, освящен в 2004 году. Масштабно и красиво. На осмотр и фото около часа. Припарковаться бесплатно очень проблематично. Всегда найдутся ряженые в зеленых манишках с полосатыми палками.

Площадь Свободы. Здесь два музея, которые представляли для меня интерес: Исторический и Советской оккупации. Проклятый коронавирус порушил все планы. Грузия уже вступила в полосу ограничений свободного доступа. Очень хотелось посмотреть на оккупантов советского времени, а еще и послушать экскурсовода. Не получилось. Ну, зато прогулялся вокруг площади, дыхнул воздухом свободы, пообедал и уехал в гостиницу.

Вечером ресторан «Тифлис». Конечно, ресторан — слишком громко сказано, но мне здесь понравилось. Вкусная кухня и довольно недорого. Прочитал много негативных отзывов об обслуживании. Нет, всё вежливо, быстро и аккуратно. Знал бы раньше, то все три дня питался бы здесь.

4.03.20 г.

Сегодня Давидо Гореджийский монастырь и грузино-азербайджанская граница. Из Баку пришло сообщение, что с тонировкой автомобиля проблем не будет.

Давидо Гореджийский монастырь, камень преткновения в отношениях между Грузией и Азербайджаном. Грузинская святыня большей частью находится на территории другого государства. Вообще, дорога на монастырь пролегает через Кахетию и поворачивает в горы в районе Сагареджо. Но навигатор и русское авось направили меня через Рустави и Гардабани. От последнего до селения Удабно, которое рядом с монастырем, всего 30 км. Поэтому решил попробовать. Асфальта хватило на 5 км. Дальше начинается грунтовка с небольшими остатками дорожного полотна, положенного еще при царе Горохошвили. И вот уже горная дорога. Нет, горы совсем невысокие. Только дорога во многих местах размыта весенними ручьями. Один из таких участков оказался непроходим для моего автомобиля. Я проехал всего половину пути. Может и к лучшему. Что там дальше, неизвестно. Здесь хоть смог развернуться, метров 150 сдав назад.

До границы с Азербайджаном рукой подать. Проезжал мимо небольшого озера, которое, как потом увидел на карте, находится на территории двух государств.

Ну что же, возвращаюсь в Рустави. Теперь впереди граница с Азербайджаном. До Баку 600 км. Сколько смогу проехать в сторону каспийской столицы, неизвестно.

На границе в час дня. Грузинскую сторону прохожу без задержки. Перед азербайджанской пришлось постоять минут 20. Заезжаю. Пограничник показывает, в какой ряд встать, и отправляет оформлять документы. Первый же вопрос — был ли я в Армении? Не знаю, всем россиянам его задают или нет…. Паспорт-контроль, оформление страховки и оплата налога — всё рядом. Здесь же отделение банка с возможностью оплатить наличными и по карте. Медицинская страховка и гринкарта оформлены дома. Проверка загранпаспорта с фото на память. Далее листочек со штрихкодом к оплате налогового сбора в отделении банка. Проверка ВУ, СТС, гринкарты. Все подсказывают, не потеряешься. Здесь же, в отделении банка мне через терминал меняют рубли с карты на наличные манаты. Курс 42 к 1. Последним сканируют штрихкод на предмет оплаты. Вот я и в Азербайджане…

И вот, Алиевых страна!
Бюльбюль Полада, нефти скважин,
«Жары», гранатового вина.
Восток здесь Каспием окрашен…

Баку, как яркий блеск в ночи.
Как солнце раннее восходит.
Как будто, муэдзин кричит:
«Ко мнееее…, не стойте на дороге…»

Время третий час дня. До Баку 500 км. В столицу решил ехать по автостраде Гянджа — Баку. До Гянджа около 150 км, в основном двухполоска, которая проходит через населенные пункты. Камер море, экипажей ДПС полно, много стационарных постов. Ни разу не остановили, лишь провожали взглядом. Основная масса автолюбителей соблюдает ПДД. На этом участке скоростных ограничений так же много, как и в России. Идет расширение дороги, строятся развязки. Думаю, что лет за 5 эти 150 км реконструируют и будет шикарная автострада от границы до Баку.

Отдельно хочется написать про автопарк. Складывается ощущение, что все авто, сданные в России по трейдин первой волны, прямым ходом переехали в провинции республики. Здесь же полно и мастерских, для продления их жизни. И ещё. Столько мебельных салонов вдоль дороги?!!!

После Гянджа начинается автобан с ограничением скорости 110 км/ч. Конечно, с уменьшением до 90, а иногда и 70. То драгоценное время, которое потерял при неудачной попытке проехать к монастырю, компенсировал на автостраде. Правда, автострада проложена не кратчайшим путем, а делая крюк примерно в 50 км, заходит в Баку вдоль моря с южной стороны. И даже в пригороде скоростной режим не ограничивается ниже 90, за исключением…

Баку в миллионах огней! Видна вся бухта.

Остановился на АЗС, где подключился к вайфай сети, чтобы уточнить, где находится Бюльбюль проспект. В навигаторе автомобиля карты Азербайджана нет. В общем, по этой стране ничего не закачивал. Как уже писал в отчете о поездке в Турцию в сентябре 2019 года, своё передвижение контролировал на телефоне картой навигатора, где включенной опцией была только геолокация.

Списался с гостиницей, номер в которой забронировал с 5 по 8. На сегодня мест нет. Ну и ладно. Поеду поближе, в район метро Sachil. Центр города, наверняка много гостиниц.

Широкие проспекты с односторонним движением в 3-4 полосы. Всё в огнях и подсветке зданий. Не успел остановиться, как ко мне подбегает неизвестный и указывает на свободное место у тротуара! Помогайка! Здесь, в центре, вблизи набережной их полно. Даже на участке улицы в один квартал, помогаек может быть несколько. Стоимость услуги 1-2 манат. Мне как приезжему очень удобно. Центр города, движение большое, количество парковок ограничено. А тут тимуровцы, как раз вовремя.

Гостиницу на одну ночь нашел быстро. С парковкой во внутреннем дворе и завтраком.

5.03.20 г.

Утром скромный шведский стол. Правда, еще и по желанию готовят яичницу с обжаренными сосисками. Ответил, что с огромным удовольствием. Перед тем как покинуть гостеприимный отель, меня задержали на 5 минут на ресепшн. Горничная проверила наличие, целостность и сохранность всего гардероба в номере. У всех свои причуды.

В полдень переехал по месту бронирования. Отличное месторасположение. До набережного сквера 100 метров. Ресторанов, кафе и шаверм в Баку великое множество. Но самое главное, что соседняя дверь ведет в относительно недорогой общепит с горячими вкусными первыми и вторыми блюдами, со своей же шавермой. Поэтому питался с удовольствием!

Если сравнивать грузинскую и азербайджанские кухни, не влезая глубоко и заумно, то мне ближе последняя. Здесь я ел то же, что и дома, может, чуть жирнее и с другими названиями. Дальше развивать тему не буду.

Sachil — это район, где я остановился. Та часть города, в которой находятся музеи и театры, государственные учреждения, бутики и рестораны, торговые центры, ну и, конечно же, часть красивейшей набережной, по которой гулять одно удовольствие, пользуясь бесплатным интернетом. Основные достопримечательности примерно в километре южнее.

Выгрузив вещи в отеле, снова столкнулся с проблемой парковки. На своей улице ее нет, а на соседней всё занято. Как не обратиться к помощникам, которые за 2 маната сразу же перекрыли доступ посторонним к освободившемуся месту. Если ты поставил свой автомобиль на несколько дней, то никто не будет трясти с тебя ежедневную оплату. Как только отъехал, то место потерял. Уж извини. Я каждый день подходил поздороваться, давал по манату. Периодически приходил посмотреть, да и покупки сразу грузил в машину.

5-го и 6-го марта ходил по ближайшим улицам, по набережной, фотографировал город, вдыхал аромат Каспия и любовался колоритом восточной столицы.

Ночной город особенно красив. Очень много машин. Узкие улочки забиты, и через них проезд затруднен. На широких проспектах интенсивное движение и днем и поздним вечером. Экипажи ДПС контролируют в основном парковку.

Баку богаче Тбилиси, красивее и пафоснее. Уровень жизни выше. Это видно во всём. И настроение разное…

7.03.20 г.

Сегодня осмотр вблизи расположенных достопримечательностей. Конечно же, не всех. Не большой любитель экскурсий. Но раз уж в Баку, то Старый город, дворец Ширваншахов, Девичья башня и Площадь фонтанов, можно посмотреть. Не буду переписывать исторические справки, взятые из Википедии. От отеля прошелся по набережной до Девичьей Башни, которую отсюда хорошо видно. Дальше старый город и дворец за крепостными стенами. Внутри узкие улочки с кафе и сувенирными лавками, и множество туристов идущих к культовому месту под названием «Черт побери». Неподалеку расположено другое место, но уже из фильма «Человек-Амфибия».

Венцом крепости является дворец Ширваншахов. Вход платный, 30 манат. Честно говоря, дорого. Я снова спустился на прибрежный проспект, чтобы двигаться в обратном направлении. Пересекая одну из улиц, увидел, что она пешеходная. По ней же поднялся и к фонтанам. К сожалению, начало марта, в это время они еще не работают. Хотя относительно тепло, площадь заполнена, многие с детьми, предпраздничное настроение, прямо на тротуарах торгуют весенними цветами. Жаль только, что на одной из сторон устанавливают торговые палатки.

Вечером завершающее действие моего пребывания в Баку — покупка восточных сладостей и спиртного. Мне посоветовали сходить в торговый центр, выполненный в форме яйца Фаберже, расположенный на набережной. Сладости азербайджанские и турецкие. Конечно, советовали купить местное, но нам нравится турецкая бахлава. Набрал ассорти из нескольких видов и тех, и тех. По вкусу, турецкая очень пропитана медом и тает во рту. Азербайджанская более насыщена составляющими, иногда, кажется, с перебором. Всё вкусно и на любителя. Спиртное — это прежде всего гранатовое вино. Выбор есть и по производителю, и по цене. Купил гранатовое вино, виноградное, а еще водку, настоянную на травах и ягодах, с коими внутри бутылки.

Моё пребывание в Баку подошло к концу. Отдохнул, посмотрел ту часть города, которая в большинстве своем привлекает множество туристов из разных стран. Масса положительных впечатлений, которые останутся на всю жизнь. Русскую речь слышал, автомобилей с российскими номерами не видел.

Один неприятный нюанс связан с гостиницей. Дважды, уходя на прогулку в город, просил убраться в номере, на что администратор отвечал утвердительно с улыбкой. Возвращаясь, видел одно и то же. Улыбку дежурной рожи, и всё без изменений в номере. Наверно, ждали манат? Ладно. Всё равно им убирать.

8.03.20 г.

Международный женский день! Утром завтрак. Подогнал машину к подъезду, погрузил вещи, включил в телефоне офлайн навигацию по Азербайджану, которую скачал во время отдыха, и поехал в сторону грузинской границы по другой дороге, чтобы не повторять предыдущий маршрут движения. Город пустой, но это только в центре или рядом с ним. Окраина и пригород уже в движении. Ограничение скорости.

Далее через северный Гобустан до Шемахы отличная дорога с разделительной полосой. После Шемахы в сторону Габала начинается перевал с узкой дорогой и проблемой обогнать ползущий автотранспорт. Оставшаяся часть пути проходит вблизи гор, которые то совсем рядом, то скрываются за горизонтом. От Шеки до Кюдюрлю ремонт дороги, после чего попадаешь в долину, в которой во всю идут весенние полевые работы.

Если, въезжая в Азербайджан, я был удивлен количеством советского автотранспорта, то на обратном пути в приграничном районе, мне показалось, что я вернулся в середину 80-ых годов. Классики было столько много, что все остальные, редко появляющиеся, казались белыми воронами, ну или черными лебедями…. Не важно.

Мои расчеты оправдались. Оба погранперехода пусты. Азербайджанская совсем, а на грузинском моя машина оказалась второй. Первые проверили документы и прогнали сумку через скан, вторые встретили в защитных масках, измерили мою температуру и поставили штамп в паспорт.

Я снова в Грузии. Но теперь уже в Кахетии. Это Эльдорадо и Мекка для тех, кто любит и знает толк в вине, и не только. Для тех, кто мечтает, чтобы манна небесная была в виде вина и чачи. И она лилась рекой 24 часа в сутки. Чтобы он засыпал и просыпался рядом с кормилом и поил, и ему хватило сил только бы открыть рот. Пишу и смеюсь от души. Сколько же вина и чачи производится в домашних условиях?! Глядя сколько выставляется на лотках вдоль дороги, и сколько мы еще не видим в закромах, даже трудно предположить. Мне кажется, что если всех страждущих и жаждущих России собрать в Грузии для питья, то они только отхлебнут из этого океана….

Я еду в Кварели. Моя цель — завод Киндзмараули. Конкретно — затариться производимым здесь вином и чачей. Еще конкретнее — Киндзмараули и Хванчкара.

Переночевал в отеле. Конечно, громко сказано. Гостевой дом, таких здесь в достаточном количестве.

9.03.20 г.

Хотел узнать насчет экскурсии, но ограничился посещением фирменного магазина Киндзмараули. Сегодня у меня заканчивается страховка на автомобиль, и что-то подсказывало, что переход грузино-российской границы не будет таким быстрым, как вчера.

Кварели.

Вспоминая прошлые закупки спиртного в Грузии, цены в заводском магазине значительно ниже. Нет, здесь есть и дорогие экземпляры, но напомню, что корпорация состоит из 4 заводов. А значит, есть возможность выбрать. Я купил полусладкое Киндзмараули Kakheti Co 2018, 0,75, и Хванчкара Duruji Valley 2016, 0,75, это самые недорогие. Забегая вперед, скажу, что на момент написания отчета была выпита Хванчкара Тбилвино, от которой все были в огромном восторге. Впрочем, как и от рахат лукум с бахлавой.

Славно девки посидели,
Выпивая и жуя.
Улыбаясь, захмелели,
Раскраснелись, заблестели
Глазки, веселя самих себя…

Пора домой, в Россию. А это еще около 300 км. Может, еще чачи домашней купить? Литр заводской уже есть. На работе товарищам обещал презент. Остановился в соседнем Санавардо, около дома с открытой калиткой. Встречает пожилая хозяйка и сразу же приглашает за стол, который здесь же под навесом. Больше часа мы пили чай с вареньем из инжира и домашним хлебом. У хозяйки полгектара виноградников. Обрабатывает одна. На сбор нанимает работников. Всё сдается в местные заводы. Конечно же, вино и чача есть. Чачи налила от души. Когда на стол положил 20 лари, чуть не расплакалась. Это очень много. По моей просьбе принесла еще бутылку и варенье. Мне очень понравилось варенье из инжира. Жаль, банка была последней.

Всё, хорош, из этого края не уедешь. Даже мне трезвеннику. И меня захлестнула винная эйфория, помня, что нужно привезти тому, тому, тому….

Снова дорога по Кахетии. Десятки указателей на заводы, винодельни, дома, погреба и именные виноградники.

Вот уже и Тбилиси Мцхетой по объездной дороге. Перед Казбеком температура воздуха начинает понижаться. Снега еще много. Серпантин. Крестовый. После перевала реверсивное движение. Полчаса ждем, пока пройдет встречный поток. Потом начинаются гонки… Сначала обгон грузового транспорта, потом тихоходных и осторожных. Перед границей снова встали больше чем на час. На российской только приоткрыл большую сумку с вещами. Нет, двери салона авто в обязательном порядке. Владикавказ уже по темному. На ночевку в отеле, около заправки, на выезде из города.

10-11.03.20 г.

Завтрак горячими, свежими чебуреками. Снова трасса Кавказ до Минеральных Вод. В Левокумке остановили. Я, видите ли, не совсем сразу направо повернул. Меня взорвало. Посоветовали быть повнимательнее и отпустили. Я понимаю, что ширина дороги в каждом направлении достаточная, чтобы уместились два легковых автомобиля, но знака движение по полосам и разметки нет, кроме разделительной встречных потоков.

Сегодня не было желания гнать машину, чтобы проехать 1200 км до дома. На ночевку встал в гостиничном комплексе «Радуга» перед Дубовкой, проехав Волгоград.

Утро встретило солнцем, горячим завтраком в столовой и радаром, который стоял рядом. Кстати, домой не привез ни одного штрафа. Радар-детектор уже год лежит неисправный в машине. Во второй половине дня уже дома.

Ну, и маленькое подведение итогов:

Пройдено 5500 км.

Газ — 410 л, бензин 50 л. Сейчас точно не помню, но кажется, после Шеки (Азербайджан) и до грузинской границы газовых заправок нет. Пришлось заправлять бензином.

Общий расход 70000 руб.

Что касаемо самой поездки, то в это время года она для души и на любителя. Я прокатился, посмотрел, отдохнул.

Всем удачи, хорошего настроения и исполнения желаний!..