Мой Эльбрус

15.11.2018 | 13548 просмотров

Знаю, что портал подразумевает собой отчеты о путешествиях на автомобиле, но мне очень захотелось поделиться с вами путешествием на Эльбрус. Вообще, все мои путешествия начались именно автомобильными, а привели к восхождению на высочайшую вершину Европы. Просто помимо дорог и городов очень много чего еще можно посмотреть, и не во все классные места возможно добраться на автомобиле, о таком месте я и хочу рассказать. Кому неинтересно, прошу не закидывать меня камнями, а просто пройти мимо, а кому интересно, буду рада вашим отзывам после прочтения. Обещаю, что следующее путешествие будет на автомобиле! :)

Побывав в 2017 году в походе на Алтае «К подножию горы Белуха», очень захотела продолжить путешествия в горы. Путешествия на автомобилях уже казались какими-то скучными. Хотелось больше ощущений, впечатлений. Да еще слова одного инструктора, не из нашей группы, по имени Константин, о том что «нечего делать на восхождениях без подготовки», очень спровоцировали мое желание о следующем походе. Так как на Белухе уровень сложности 3 А, ну и то, что она считается самой высочайшей горной вершиной Алтая и всей Сибири, немного отпугивало. Для восхождения на Белуху нужен уровень подготовки посерьезней, чем был у меня. Поэтому, поразмыслив и обсудив данную идею с одним из путешественников с прошлого похода, с Романом, приняли решение идти на восхождение на Эльбрус, хоть он и является самой большой вершиной в Европе, но уровень сложности поменьше. Мне хотелось пройти маршрут попроще. Ознакомились с информацией, которая представлена в интернете, и южный маршрут казался, на мой взгляд, самым простым. В первой же открытой ссылке было написано «Лучший выбор для тех, кому важен комфорт, или кто сомневается в своих физических возможностях, или кто хочет подняться на Эльбрус с минимальными трудозатратами».

«Ну, это не наш случай», — сказал Рома, и было принято решение идти с севера.

Клуб «Переход» предлагал тур с 10 по 19 августа. Мы с Романом решили, что нужно собраться пораньше. Так как все путешествие начиналось с Минеральных вод, то решили погулять по этому городу, хотя бы денек, до похода.

И вот 9 августа 2:55 ночи, еду в аэропорт на рейс Архангельск — Москва.

После 2-часовой пересадки в Москве, я оказалась в Минеральных водах, времени было 9 утра. Роман должен был приехать только к 12 часам. Так как ночь почти не спала, то поехала сразу в хостел, чтобы немного поспать до приезда Романа.

После приезда Ромы пошли гулять по Минводам, погода не порадовала, но прогулке не помешала.

Небольшой город с большим количеством зелени, с маленьким количеством достопримечательностей. В принципе, нам на руку, зато мы обошли практически все, что мог нам предложить интернет.

Так как встреча с группой была назначена на дневное время, то нам удалось выспаться. Проснулись, выпили кофе, дошли медленным шагом до ЖД вокзала, именно оттуда нас должны были забрать, там повстречались еще с одним участником Анатолием.

Пока мы ждали инструкторов на вокзале, остальная часть ребят ждали нас в аэропорту.

Всего нас получилось 13 человек: Я — Архангельск, Рома — Белгород, Ольга — Челябинск, Сережа — Иркутск, Тимур и Юрий — Москва, Женя, Сережа, и Евгений — Питер, Анатолий — Екатеринбург, Саша — Новосибирск, Аня и Женя (инструкторы) — Ростов-на-Дону. Всех собрали, загрузили в буханку и в путь.

По дороге заехали в прокат, в Пятигорске, почти все взяли в прокат кошки, я взяла очки с хорошей степенью защиты, кто-то взял обувь для восхождения.

Еще заехали в гараж, поменяли буханку на другую, взяли палатки и еду на весь поход. Может показаться, что нас кормили Педигри :) но нет, там обычная еда :)

Высота медленно и неуклонно росла, но из-за тумана и мелкой мороси вокруг ничего не было видно. Ехали примерно 4-5 часов, до темноты. Первая машина с ребятами, которым не надо было в прокат, уехала раньше. На первую поляну они тоже приехали раньше. Пока ехали, начался сильный дождь, но ребята молодцы, даже еды нам приготовили.

Наша машина на поляну приехала затемно. Приехали, выгрузились, оделись в дождевики, поставили палатки, быстро поели и разошлись спать. В нашей палатке жили втроем: я, Рома и Сережа.

1 день. Поляна Эммануэля.

Исторический факт: Поляна Эммануэля известна как место, с которого началось первое успешное покорение неприступной горы. В 1829 году была организована научная экспедиция во главе с генералом Г.А. Эммануэлем. Вершину высотой 5621 метр с севера покоряла команда приблизительно из 30 человек, за которыми генерал наблюдал в подзорную трубу.

Утро было солнечным и теплым. Проснулись и побежали все умываться к речке, которая проходила вдоль нашего лагеря. Только после того как проснулись инструкторы, мы узнали, что не стоило умываться в этой реке, что она очень грязная. А рядом с лагерем есть источник нарзана. Настоящая минеральная вода из-под земли. Странно так, есть суп минеральный :)

Высота тут уже около 2500 м над уровнем моря.

1 день акклиматизации, переходить никуда не планировали. До следующего дня стоим на поляне Эммануэля. Позавтракали, разложили вещи, решили сходить погулять.

Куда пойти гулять в горах? Конечно же, в гору. Вот и мы пошли в гору. Залезли повыше, отличное место для панорамных снимков. Все принялись фотографироваться. Вдали виднелся курортный город Джилы-су.

Сложно назвать его городом, таковым он и не является, куча палаток, вагончиков, вообще непонятно каких строений. Ощущение было, что это место, где живут кочевые цыгане, а еще курорт называется :)

Сделав кучу снимков, посмотрев на Джилы-су сверху, пошли дальше.

Спустились вниз с горы и двигались вдоль небольшой, но мощной речки Малка.

Добрались до огромного водопада под названием Султан, это самый большой водопад, который я видела, кто-то из ребят решили даже искупаться в нем.

Еще несколько водопадов встретилось нам по пути, названий которых я, конечно, не знаю, но они тоже мощные и красивые.

Дальше мы дошли до самого кочевого лагеря Джилы-су. Купаться в источниках никто не захотел. Поэтому мы прошли мимо.

Источник Джилы-Су (тюркское — Тёплая вода). Здесь бьёт ключом тёплый (+24-26°С) нарзан. Ванна объёмом около 12 куб.м. наполняется за 10 минут. Существует график: с 10:00 до 13:00 в ванной купаются женщины, с 6:00 до 10:00 и с 13:00 до 17:00 мужчины (их сюда приезжает гораздо больше), в остальное время до 20:00 - смешанное купание. В 20:00 воду спускают до утра.

Мы попали на время купания мужчин.

К обеду вернулись в лагерь. Аня-инструктор приготовила нам супервкусный обед.

Все приготовления пищи проводились на горелке, поэтому с собой было взято очень много газовых баллонов. Пока мы гуляли, Аня распределила еду по пакетам. Наша задача была разложить еду в свои рюкзаки и донести ее до штурмового лагеря. По весу прибавилось где-то по 5-8 кг. Стоит отметить несколько важных моментов. Кроме Мегафона тут не ловит ни один оператор. Да и Мегафон не везде берет. В более цивилизованной части поляны можно пообедать, зарядить телефон, сходить в душ, даже в баню, при большом желании даже подключиться к Wi-fi. Есть место хранения ненужных вещей. По ценнику все достаточно приемлемо.

Пока были на поляне, заметили, что Эльбрус открылся, как будто для нас. Начали сразу же его фотографировать. Сделали первое совместное фото.

После обеда пошли гулять на цивилизованную часть поляны Эммануэля. Наш лагерь располагался с другой стороны реки, на поляне где нет коммерческих построек, простое поле. А на поляне Эммануэля жизнь бьет ключом — одни приезжают, другие отъезжают, кто-то готовится к выходу наверх, кто-то сидит отдыхает, пьет чай.

Нагулялись вдоволь в 1-й день, легли отдыхать, завтра нас ждал первый ходовой день. Ночью было достаточно тепло и комфортно. Ну, мне весь поход холодно не было, у меня был самый теплый спальник из всей группы -12 комфорт, -30 экстрим.

Количество звезд на небе просто зашкаливает.

2 день. Переход на вторую поляну. Аэродром.

Утром проснулись, все встали без будильника. На отдыхе почему-то всегда просыпается рано. Потихоньку все встали, собрались, разложили продукты, которые нам выдали интрукторы.

Собрали рюкзаки. Очень вкусно позавтракали и выдвинулись в горы. Нас ждал долгий путь вверх. Тропу на Эльбрус найти нетрудно, она тут единственная, и заблудиться тут невозможно. Сначала тропа пролегала вдоль реки, по красивому и узкому ущелью. Набор высоты дается нелегко. Идти все тяжелее, дышать все труднее.

После продолжительного и крутого подъема мы выходим на ровное каменное поле, не случайно называемое в народе «Аэродромом».

Есть мнения, что в годы Великой Отечественной войны тут сажали свои самолеты войска Гитлера. От Аэродрома начинается самый сложный участок пути. Тропа резко берет в гору, поднимается на высоту уже около 3000 метров.

Вид сверху на «Аэродром».

Буквально 15 минут и мы оказались на нашей следующей поляне. Разбили лагерь. Начали готовить обед. После обеда разошлись кто куда, кто пошел отдыхать и спать, но большая часть группы пошла на прогулку.

Вид сверху на наш лагерь.

Вернувшись с прогулки, поиграли в разные игры. Поговорили на душевные темы. Познакомились поближе. Вечером поляну затянул туман, и нам пришлось пораньше разойтись спать. Ну и температура заметно изменилась, даже думали, что ночью будет мороз.

3 день. Переход на третью поляну. Грибы.

Утром опять проснулись часов в 8-9. Ночь была теплая. Комфортная. Не спеша встали, собрались, умылись, позавтракали. Утро выдалось очень жарким, пока все собирались, мы успели даже позагорать полежать.

Впереди нас ждал крутой подъем.

После крутого подъема нас ждало другое необычное природное место — так называемая поляна каменных грибов. Это площадка, покрытая камнями странной формы, напоминающей грибы. Некоторые камни напоминали даже лицо человека. Высотой примерно 3-4 метра. Под некоторыми шляпками можно спрятаться, либо сделать красивые и интересные фотографии. С этой поляны открывается отличный панорамный вид на всю долину Джилы-Су.

Налюбовавшись вдоволь каменными грибами, двинулись дальше. Добрались до следующей стоянки за несколько часов. Дорога была не сложная, но с постоянным набором высоты. Остановились примерно на высоте 3500 м.

На поляне стало заметно холоднее. Если подняться наверх по камням, то можно увидеть ледник. Хотелось даже спуститься до него, но инструкторы сказали, что лучше не стоит.

Полюбовались ледником сверху. Эльбруса видно не было, все было в тумане.

Пока готовился обед, сходили погуляли. Кто-то на поляне выложил огромное сердце из камней, и я тоже решила оставить свой отпечаток в этом месте и выложить название своего города «Архангельск». Так как название достаточно длинное, прозанималась этим несколько часов. Постепенно ребята начали присоединяться ко мне, сперва помогать, потом решили, что надо выложить названия всех городов участников нашего похода. Процесс пошел! Зато было очень тепло, несмотря на сильный туман и повышенную влажность, мы хорошо провели вечер.

Пока мы развлекались с камнями, Юрий нашел сухое полено, и мы решили, что надо разжечь костер. На высоте 3600 это было не очень просто сделать. И заняло немало времени. Кто чем занимался, кто выкладывал камни, кто жег костер, инструктора готовили ужин. После ужина костер все-таки разгорелся, и мы несколько часов стояли у него, не сказать, что он давал какое-то тепло, но это было просто классно — в походе постоять у костра:)

Пропахли костром и разошлись по палаткам. Завтра нас ждал заключительный день подхода к штурмовому лагерю.

День 4. Переход в штурмовой лагерь.

Утро добрым не бывает, особенно в горах, когда ночью проходят заморозки. Когда мы проснулись и пошли умываться, оказалось, что вода в ручейке закончилась:) Для того чтобы умыться, пришлось пройти целый квест по поиску воды. Пришлось подняться вверх по горе и разломать лед до нашего лагеря.

Все-таки мы нашли воду, умылись, собрались, позавтракали.

Пока ребята умывались и собирались, мы с Женей-инструктором пошли гулять, никто больше не захотел. Эта прогулка должна была быть в прошлый день радиальным выходом, но туман все подпортил. Взяв по чашечке кофе, мы пошли на небольшую прогулку, чтобы посмотреть шикарные виды, ну и пофоткаться конечно тоже, куда без этого.

От тумана с утра не было и следа, Эльбрус стоял перед нами во всей красе. Вооон туда на левые верхние камушки нам предстояло подняться сегодня. Последний рывок до штурмового лагеря. Шли не долго, но с постоянным набором высоты.

Очень поразило то, что мои любимые ромашки растут в самых непредсказуемых и суровых условиях. Кто бы мог подумать, что в месте, где сплошные камни, мы найдем цветы. Удивительнейшая природа.

Дошли до штурмового лагеря, когда еще не было 12 часов. Многие как раз только собрались и ушли, и мест для установки палаток было предостаточно. Поэтому мы удачно разместились все рядышком. После обеда начали подходить новые группы, а хороших мест уже не было. Удачненько мы зашли :)

Выбрали себе местечко. Поставили палатку. Разобрали вещи. Еду всю собрали в одном месте, чтобы инструктора могли ее распределить на оставшиеся дни. Добрый дяденька Мчсник принес нам 3 здоровых куска сала. Сказал: «Берите, иначе выкину». Сало было суперское, ели его 2 дня. После обеда у нас был запланирован акклиматизационный выход на ледник.

Когда все собрались, мы вышли на лед и начали надевать кошки и учиться в них ходить. Оказалось все довольно просто.

Но, как оказалось, мы рано радовались. На самом деле очень сложно идти по снегу, особенно когда вокруг тебя одни сплошные трещины. Еще Женя-инструктор порассказывал о том, как люди падают в трещины, как однажды даже лошадь туда провалилась, поэтому идти было немного страшновато.

Поднялись до колеса.

Новый вертолет Ми-8 с лета 2009 года лежал на Эльбрусе, пока его не растащили по частям. Причина аварии вроде как не выяснена до сих пор, по крайней мере, официально ничего неизвестно. Предполагается, что вертолет летел слишком низко и сильные потоки воздуха «прижали» его к скалам. К счастью, пилоты выжили. Все, что от него осталось, это колесо, которое теперь считается частью маршрута, лежит оно на высоте, примерно 4100 м.

Так как времени уже было больше 4 часов дня, то мы решили спускаться вниз. Хотя в акклиматизационный выход обычно доходят до нижних скал Ленца (4600 м), но так как мы вышли уже после обеда , то было уже поздно идти дальше, поэтому мы вернулись назад.

Обратно спускаться тоже не просто. Треккинговые палки, конечно, обязательно нужны на такие походы. И солнцезащитный крем с очками тоже.

Очень страшно проходить через трещины.

Вернувшись в лагерь, все разбрелись гулять. Осматривать местные достопримечательности.

Пока готовился ужин, мы решили сходить пофоткаться на леднике, в итоге закончилось все раздеваниями)

Вечером было довольно тепло. Очень красивый закат. Ночью нам удалось застать, как группа людей пошла на восхождение. Удивительно красиво!

Но нам до восхождения предстояло простоять в лагере еще один день. Ночью был очень сильный ветер, но несмотря на это, люди шли на штурм. Палатку постоянно колбасило.

День 5. Отдых перед штурмом.

Наутро следов от ночного ветра не было. Надеялись проспать часов до 10. Но, как обычно, все проснулись часов в 7-8. Думали, день будет долгим и нудным. Но нет, он пролетел моментально.

Весь день наблюдали за ходящими по леднику, грелись на солнышке и ждали вечера. Ну и, конечно же, переживали из-за погоды. Не очень хотелось идти на штурм в плохую погоду. С 6 до 8 все разошлись по палаткам, кто спать, кто отдыхать. Подъем запланировали на 1 час ночи.

Ночь 6. Штурм.

Подъем в 1:15, в 2 надо выйти. Вещи собраны с вечера. Одежда подготовлена. Все бодрячком проснулись, собрались. Покушали сладкую кашу. Разобрали сухпайки в дорогу (пакеты с сухофруктами, конфетами, шоколадом). Еды казалось так мало, но инструкторы уверили, что мы и это не съедим. Набрали воды, закрыли палатки, одели кошки, включили фонарики и пошли. Идти предстояло долго. Но мы все зачем-то сюда пришли, каждый преследовал свою цель от этого подъема. Поэтому, бодрые и целенаправленные, мы отправились на подъем.

Сначала пошли все вместе, гуськом. Медленно, равномерно, спокойно. Один Юрий умудрялся петь песни. Ночь выдалась очень теплой, когда прошли ледник, пришлось снять лишнюю одежду. У всех с собой были взяты рюкзаки, чтобы можно было убрать вещи. Пока шли до колеса, Юрий умудрился сочинить песни про всех членов нашей группы. Кто-то сказал что у Юрия горняшка, отсюда и пошло «Радио Горняшка».

Вдали видно свет городов.

Поначалу идти было не сложно и не страшно. Трещины подзамерзли. Да и под покровом ночи их не особо было видно. Перед нами ушло несколько групп и после нас тоже. Дошли до колеса, показалось несложно. Дальше дорога вела к Скалам Ленца. Нижние скалы Ленца находятся на отметке 4500 метров.

Скалы Ленца представляют собой несколько скальных гряд, тянущихся параллельно примерно до высоты 5200. Высота отдельных скал до 10 метров.

Светать стало на подходе к скалам Ленца. У нижних скал Ленца остановились передохнуть и пофотографировать. Начался восход солнца. Ребята достали кока-колу, которую купили внизу в магазинчике. Кола зашла как надо:)

На нижних скалах закреплены мемориальные таблички погибшим альпинистам.

Самое сложное нас ждало впереди.

Через двадцать минут солнце уже жарит вовсю. Поднимаемся вдоль скал Ленца. Идем к средним скалам Ленца. Дорога все круче и сложнее. На пути к средним скалам Ленца, мы потеряли одного бойца, он принял решение спуститься в лагерь.

Отдыхаем как можем. После средних скал Ленца, часть мальчишек ушли вперед. Остальные шли по мере своих возможностей. Медленными шагами, с непрерывным ровным дыханием. Сил не было даже для того, чтобы сфотографироваться.

Хотя красота неописуемая! В следующий раз, как соберемся на Эльбрус, обязательно пофоткаем побольше ;) Немного не дойдя до средних скал Ленца, мы потеряли второго бойца, он тоже решил вернуться в лагерь, из-за больного колена. Погода позволяла спускаться самостоятельно.

Верхние скалы Ленца пройдены. Высота 5200 м. Дальше нас ждал Купол. Вроде метров осталось немного, но самых тяжелых, с самым резким и крутым уклоном. На верхних скалах Ленца отдохнули, кто-то перекусил, кто-то поблевал, кто-то полежал. Погода очень радовала. Ветра почти не было. Все свои дела сделали, пора продолжать путь. Купол не ждет.

В 11 часов мы поднялись всем составом. Ребята, которые поднялись раньше, уже спускались с вершины. Встретили их в конце купола. До вершины осталось считанных 100 метров. Сил идти совсем не было.

Все со своими флагами.

Наша команда на Западной вершине Эльбруса! Радости нет предела!

Мысли о том, что это невозможно, или что нужно развернуться и идти назад, что зачем это нужно и т.д. приходила не раз, и все-таки мы добрались! Подъем занял 9 часов. Поднялись с высоты 3700 до 5621.

С вершины открываются бескрайние просторы Северного Кавказа, виднеется следующая цель для восхождения — Казбек.

На вершине провели минут 15, впереди нас ждал не менее сложный спуск.

Некоторые ребята отбили себе ногти на спуске. Проще всего спускаться по снегу, закопать ногу в снег и наступать на пятки. Где-то попробовала спуститься на поджопнике, совсем неудобно, можно переломать ноги.

Параллельно с нами поднимались сноубордисты. 10 часов дороги вверх, и 15 минут спуска сниз. Надо открыть отдел проката сноубордов на вершине Эльбруса, думаю, пользовался бы спросом ;)

Спуск занял около 5 часов. Очень тяжело было идти через трещины. День был очень теплый, и вся дорога через трещины превратилась в кашу. Снег даже потемнел. Вода закончилась в районе нижних скал Ленца. Вроде лагерь казался так близко, но мы понимали, что идти предстояло еще несколько часов. Ноги уже отваливались от усталости и боли в ступнях и коленях. К 6 часам вечера мы добрались до лагеря.

После спуска все пошли мыться, несмотря на то, что ручей ледяной. Ребята фоткались с эмчсниками. Покушали и легли спать. Все без задних ног.

День 7. Сборы и спуск.

Утро началось со сбора вещей, с раскладывания оставшихся продуктов. Рюкзаки заметно полегчали. После завтрака вышли на спуск.

Пока собирались, следующая группа уже стояла ждала, пока мы освободим места.

Спускаться предстояло полдня. На удивление, усталости почти не было. Надели рюкзаки и двинулись в путь.

Вниз дорога показалась еще интересней. Вверх мы шли и, чтобы посмотреть на красоты и на виды, приходилось останавливаться и поворачиваться, а тут нужно было всего лишь поднять голову, и вся красота перед глазами.

Если присмотреться, то видно сердечко с надписями наших городов.

На спуске все поделились, по 3-4 человека. Мы с Ольгой шли в компании Юрия, которого до сих пор не отпустило «Радио Горняшка», и мы всю дорогу с ним пели песни. Очень легкий и позитивный спуск. Наелись ягод. Нафоторгафировались. Спускаться все равно легче.

Спустившись вниз, ребята договорились насчет бани. Инструкторы договорились насчет барашка на ужин. Мальчики ушли в баню, девочки решили обойтись душем. Помылись, переоделись, отдохнули.

Часов в 8 вечера пошли есть барашка, который нас уже ждал. Покушали, отметили восхождение и разошлись спать. Не обошлось, конечно, и без приключений, но об этом история умалчивает ;)

Утром инструкторы начали вызывать машины, чтобы нас забрали. Было 2 варианта развития дальнейших событий, т.к. мы не использовали запасной день и спустились раньше на 1 день, то можно было остаться на поляне Эммануэля еще на день, но шел дождь. А можно было поехать в Пятигорск, на другую поляну, но там было бы намного теплее. Решили ехать в Пятигорск. Эльбрус мы больше не видели, его скрыло облаками.
Осталось дождаться машин.

Ближе к обеду за нами приехало 2 уазика. Загрузили рюкзаки на крыши. Поделились по машинам и поехали. Путь занял около 4-5 часов. Когда приехали, уже стемнело.

Трое ребят уехали совсем, кто к знакомым, кто на вокзал. А мы поехали на поляну под Пятигорском. Заехали в магазин, взяли нормальной еды, ребята взяли себе пива. Посидели, отдохнули и разошлись спать.

Так как самолеты почти у всех были вечером, мы решили погулять по Пятигорску. Аня и Женя довезли нас до аэропорта, там мы оставили рюкзаки и налегке вернулись в город. Сходили в Провал, погуляли по городу, покушали в кафе. Часть ребят уехала раньше.

Мы с Сергеем остались, решили прокатиться на фуникулере на гору Машук. Погуляли и пофотографировались там. Но накатила дикая усталость, и мы решили поехать в аэропорт.

На этом подошло к концу наше путешествие на вершину Эльбруса.

Все случайности не случайны. И совсем не случайно, что именно эти люди подобрались в это путешествие. Каждый из нас стал друг другу каким-то уроком, примером. Мы все стали близкими друг другу, за какие-то 8 дней. Хоть после этого мы и разъедемся каждый в свой край света, но от каждого было чему научиться.

У Ольги стоит поучиться терпению и стремлению, 2 раза пытаться взойти на Эльбрус и приехать на 3-е восхождение, это сильно!

У Тимура стоит поучиться неуныванию, он хоть и не поднялся на вершину, но никакого отчаяния в его глазах не было, он смог получить удовольствие от всего путешествия в целом.

Анатолий преподносит урок того, что в любом возрасте возможно все, главное, чтобы здоровье не подвело.

У инструкторов Ани и Жени следовало бы получиться слаженности в работе и умению дополнять друг друга в общем деле. Умению разделять обязанности. Жене отдельный респект за спокойствие и скрытый позитив.

У Романа стоит поучиться умению быть всегда невозмутимым. Спокойным, как танк. Мне бы это не повредило )

Сережа из Иркутска и Саша, тоже спокойные, рассудительные. Прям одни сплошные примеры терпения.

Сережа и Женя питерские, клевые питерские ребята, всегда на позитиве, всегда впереди всего марафона.

У Евгения из Питера мне бы следовало поучиться терпению, как в поговорке «Тише едешь, дальше будешь», а то я всю жизнь живу «Галопом по Европам».

Юрию отдельный респект за «радио Горняшку», самый мега позитивный человек, мне бы стоило поучиться открытости и непосредственности.

Только тот, кто сам был на вершине, поймет, как тяжело даются последние шаги. И когда кажется, что сил уже не осталось, так важно, чтобы рядом была надёжная поддержка. Спасибо огромное всем, кто был в этом походе, кто поддерживал меня. В какой-то мере мы все друг друга поддерживали, и только совместными усилиями мы смогли подняться на эту вершину.

«Лучше гор могут быть только горы, На которых еще не бывал». Владимир Высоцкий

Halifax, Nova Scotia
Отлично! Великолепный формат отдыха! Теперь куда, пик Ленина?
igor3522
Замечательный отчет, очень красивые фотографии - читаешь, смотришь и мечтаешь о посещении этих мест. Хочется написать много-много слов благодарности за выложенный труд!
Ну а девушка... "Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она — просто красавица! " (С) За нас все сказано уже давно :)
Удачи в дальнейших путешествиях, ну а мы с удовольствием, хоть пока и виртуально, но пройдем по Вашему маршруту!

Лайк!!! :)

горы класс, ребята молодцы, а у меня сил хватил только на м.Борус в Саянах подняться!

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!)))
Читал ранее ваше восхождение на Алтае, все замечательно. Во сколько обошлось восхождение на Эльбрус?

Курчатов
класс. сильный поход!
ну а из аэропорта ехали ведь на машине, так что зачет )

Отличный отчёт!!!!!
Lexxx
Ну что, молодчинка! Я вот все пока не соберусь забежать...а пора бы уже. А горы...горы они всегда чудесны.
Кстати что там за приключение то было? секес?:))))
Lexxx
набираем в поисковике...и смотрим...в районе 23-25 ти на человекА, в зависимости от фирмы.
13201143
Места там красивейшие, но на автомобиле туда лучше не соваться. Там почти все мужское население служит в "органа" и каждую машину из другого региона рассматривает исключительно как объект ограбления! Одна встреча с тамошним гаишником напрочь убивает все восторги от природных красот и полностью отвращает от вида человека в форме...

Симпатичная ))
Мой отзыв: Nissan Gloria 1991
Dmitriy
Отличное путешестивие! Отличный отчет!

Позитивненько.
Только думается мне, с акклиматизацией вас слегка наобманули. А это самое главное для успешного восхождения

13201143
не надо народ кошмарить. ограбить могут и у собственного подъезда.
зЫ. хороший отчет. пока читал все песни Высоцкого про горы перепел)))
Увидел черную кошку в пути, три раза плюнь и один раз пни.
sergey
Шикарный отзыв! Очень подробно описаны все этапы восхождения на высочайшую точку Европы и России! Это описание может служить инструкцией для будущих покорителей! Восхитительные фотографии! Татьяна, действительно в походах познаются люди, и произошедшие события навсегда остаются в памяти, причем трудности почему - то забываются и ты ждешь нового сезона для покорения новой вершины! Советую всем хотя бы раз в жизни побывать на Эльбрусе! Спасибо еще раз за великолепные фотографии, за отзыв! И привет с Байкала!

Хм... А вот куда вы ходили в туалет ? Куда придется ? Где прятаться ?
А если происходит подъем группы, в у кого-то днище оборвало - что делать ? Все стоят и ждут ?
Mad_brothers
Симпатичная ))
Нет.
Один маленький комментарий, восстанавливающий географическую справедливость.
Вы были на восточной (5621) вершине.
Западная имеет высоту 5642.

Снежинск
Вставлю и свои 5 копеек )

Поздравляю с удачным восхождение! Спасибо за отличный отзыв и фото. Ходил этим же маршрутом в начале июля, дошли до седловины 5350м , дальше гора не пустила- штормовой ветер нулевая видимость и не смотря это, было очень круто, масса впечатлений. Кто хочет, но сомневается - идите обязательно, вернётесь другим человеком.

Рустам
13201143
В Кабарде мужчины работают как и в любом регионе - там где есть работа. Кто то в "органах", кто то лопатой машет разгребая снег у своей кафешки, а кто то в МЧС и погибает спасая неудачливых туристов. Езжу каждый год туда летом в горы, зимой тоже в горы - ни разу в Кабарде никто меня не трогал. Минводы и Краснодар - там да.... там бывает.

Девушке - мое недоумение. Есть же тьма ресурсов по горной тематике для подобных рассказов.

Спасск-Дальний
Рустам
Может формально Вы и правы - это не совсем автопутешествие (или даже совсем не автопутешествие :) ), но уверен, что большинство посетителей форума ничуть не расстроятся по данному поводу. Надеюсь, что Вы читали этот отчет НЕ в надежде найти информацию по состоянию и качеству дорог, стоянок и прочих атрибутов автопробега

Нет.
Как мало написал и как много сказал о себе этот человек... Автор, не обращайте внимания, вы умница!

13201143
Откуда такая инфа? Личный опыт? Кого-то там ограбили?
Dima
Хочется сказать про технику безопасности. Ни у кого не было ледоруба, при падении даже нет возможности зацепиться. Не увидел веревок и системы страховки. В опасных местах ( там где есть трещины в леднике) необходимо идти пристегнутыми к веревке. Так же должен быть инструктаж по поводу что делать, если человек проваливается. Как застопорить веревку, чтобы не утащило связку (это про ледоруб).

И, пожалуй, кульминация - двоих отправили вниз по одиночке! Это же полный ахтунг. Ладно это были бы люди с хорошей горной подготовкой. Может и на диване большинство скажет, "что такого вниз по тропе в хорошую погоду". Но на высоте все по-другому, они идут вниз потому, что у них уже нет сил и потому, что их самочувствие уже далеко от идеала. Никто не знает, что произойдет с человеком через час. Насколько он будет отдавать себе отчет в происходящем и адекватно оценивать опасность. Тем более, что человек без горного опыта. Одна ошибка - может привести к появлению одной таблички. Слава Богу, что все закончилось хорошо.

Пишу это с тем, что бы вы задумались об опасностях, отправляясь в подобные мероприятия. Перед тем как пойти в горы, лучше позаниматься в альп. клубе и почитать несколько книг о технике альпинизма и технике безопасности.

Даниял Исин
Верно. Умница. Но не красавица )

Dima
Вы конечно весьма отважный человек и хорошо, что вы любите активный отдых. Хорошо, что вы взошли на Гору. Хочется сказать про технику безопасности. Ни у кого не было ледоруба, при падении даже нет возможности...
я не сведущ в таких вопросах, с точки зрения простого обывателя, про трещины тоже был в недоумении, что за инструктора? не зная здоровья людей? вдруг у меня с сердцем, да и голова закружится, да мало ли что?

Хм... А вот куда вы ходили в туалет ? Куда придется ? Где прятаться ?
А ты сходи прогуляйся и все сам узнаешь :)

Алтай,Новоалтайск.
Девушка молодец!Теперь можно вернуться и закончить начатое-подняться на вершину Белухи.
Dima
мы задавали вопрос инструкторам о том почему мы без связок ходим, нам был дан инструктаж что делать если ты начал падать в трещину, как себя вести. а то что люди идут в связки, особенно когда идут женщины впереди, а мужики сзади, человек срывается, начинает лететь, идущего впереди рывком дергает и тащит в ту же трещину. из видео по ссылке видно как люди даже зная о том что сейчас будет падение в трещину не могли среагировать и зацепиться ледорубом и летели вслед. Подготовка несомненно нужна, но в 10ти дневный поход, и нахождением на леднике всего 2 дня невозможно этому научиться. И просто невозможно удержать падающего сзади в трещину, когда тебя самого туда же начинает тянуть рывком назад!

Даниял Исин
Отлично! Великолепный формат отдыха! Теперь куда, пик Ленина?
Казбек!)

Архангельск
23 тысячи сам тур, 14 перелет, тысяч на 50 купила одежды. но одежду ношу и в городе, и в другие выезды за город)

Хм... А вот куда вы ходили в туалет ? Куда придется ? Где прятаться ?
в штурмовом лагере есть зона отчуждения, склон на который все ходят в туалет, а общественные туалеты все переполненные стоят. это конечно очень все огорчило. а в день восхождения вообще в туалет не хочется как ни странно)

Архангельск
Верно. Умница. Но не красавица )
пономарь1974

я рада за вас что вы красавец!
Я тоже рад ). Жаль, что вы нет )

до Белухи еще далеко) не тот уровень подготовки у меня)
Не так страшен черт,как его молюют :)

Sibir71
Я тоже рад ). Жаль, что вы нет )
В этом все Ваше мужское достоинство?

Знакомое лицо Жени из питера, где то я его уже видел.

я рада за вас что вы красавец!
Автор, забудьте... если даже в тепле и уюте из этого человека гуано прет, представьте что с ним было бы на маршруте, там, на высоте... Еще раз, вы умница!
DEEBOR
Тааак ..а кто же из Ревды??? Я так полагаю Анатолий? Не встречал его, хотя городок у нас небольшой

Германия
Sibir71
В этом все Ваше мужское достоинство?
Похоже что там достоинство распухло чрезмерно и зудит, от того "мужик" гадости и пишет.

до Белухи еще далеко) не тот уровень подготовки у меня)
Это хорошо, что вы адекватно воспринимаете.
Удачи и прогресса. Начинайте ходить самостоятельно, это гораздо интереснее. Найдите клуб туристов-альпинистов, тренируйтесь и ходите с друзьями.
коммерческий туризм-альпинизм имеет, конечно, свою нишу, раз люди деньги платя, но уверяю, что подготовиться и самостоятельно сзодить гораздо интереснее, чем вас завели.
псевдоним
Ходить надо с клубами, готовиться хотя-бы пол года, с выездами на тренировки, с теоретическими и практическими занятиями. Иначе мероприятие может принять печальный поворот, контролировать который участники будут не в состоянии.

За покорение Эльбруса конечно поздравляю, умница!!! это прям моя мечта!! Надо только время найти и физику подкачать))
Фото классные, особенно ночного неба с Млечным путем!! Сами такое же недавно видели на Алтае...

tapyxa
https://www.youtube.com/watch?time_continue=100&v=kxArSDMsiQI мы задавали вопрос инструкторам о том почему мы без связок ходим, нам был дан инструктаж что делать если ты начал падать в трещину, как себя...
Если интересно посмотрите эту лекцию про Эльбрус, все достаточно четко и ясно.

Автор у тебя инстаграм рабочий? можо войти посмотреть?

DEEBOR
Судя по тексту - Анатолий. И вообще участники шифруются - Ревда у них из Екатеринбурга, а Сатка из Челябинска. В Мурманской области ещё Ревда есть, но оттуда участников вроде как не было

Это не ромашки

почему-то ссылка не отправилась

Зарегистрировался специально, что бы сказать несколько слов. Классный поход, фотки огонь, рассказ тоже, очень легко и приятно читать. А девушка очень красивая и прикольная!!! Жаль я живу не в Архангельске)))!

Scout66
Никто и не шифруется....просто люди малообразованные пошли и города вообще не знают...в детстве видимо в игру города на последнею букву не играли....
Ты откуда? Из Ревды...а где это? Екатеринбург...-ааа..

DEEBOR
Ты откуда? Из Ревды...а где это? Екатеринбург...-ааа..
Это нормально, кто ж их знает все мелкие городки кроме местных. У нас нынче на приполярке тоже была семейка из Ростова-на-Дону, хотя на самом деле они из Волгодонска. До свадьбы, кстати, в Ревде жили =) Глава семейства интересный товарищ оказался: в том году Эльбрус, в этом Монблан, потом с нами в Инту, на Килиманджаро собирался, в следующее лето на Путорана, а сейчас у него трекинг у подножия Эвереста.

Первоуральск
Кто же из Ревды то был?

Спасибо огромное автору за рассказ, все классно, а фото просто супер.
Для тех, кто рассказывает как на Кавказе плохо относятся к приезжим вопрос: а в остальных регионах с этим все нормально? Вы сами развращаете гаишников. Как Вы думаете почему местных не трогают? Все очень просто - нет доказухи, нет и штрафа, а деньги отдавать просто потому что остановили... бред. И к приезжим местные жители очень хорошо относятся, какое воровство, все как во всей стране.
И автор пишет про восхождение с северной стороны - это Карачаево-Черкессия, а Кабардино-Балкария с юга, разные республики. Но хорошо и там и там.
А инструкторы отпустили спускаться по одному, скорее всего потому что здесь в горах много людей и не бросят на склоне, если человеку плохо.
Автору удачи и благополучных восхождений

Anton Arkhipov
Комерсы же. Им главное - денег срубить, о технике безопасности до несчастного случая не думают, а после не ходят. Ходить надо с клубами, готовиться хотя-бы пол года, с выездами на тренировки, с теоретическими...
Нет, всего лишь на восхождении в районе они должны были идти в связке. Все зависит от уровня организации.

Отличная группа подобралась, у нас было не айс. Отчет отличный.

очень хороший рассказ! Респект и уважуха!!!

Lexxx
Ну если нет, то почему комерсы регулярно нарушают требования ТБ и с ними регулярно случаются ЧП, в том числе на Эльбрусе и со смертельным исходом?
Как думаете, у участников мед страховки были? А регистрация у горноспасателей? Часто не делают элементарных вещей, увы.

Lexxx
ну и чем поможет связка людям без навыков самозадержания на склоне и самоспасения из трещины?
чем?! тем, что при срыве на склоне одного, за ним укатится вся связка? ну в принципе один за всех и все за одного... да. в коллективе приятней умирать, чем по-одному.
а при падении в трещину? ни у кого нет ни ледорубов, ни ледобуров, полиспаст сделать не умеют... ну в лучшем случае будет висеть на веревочке, пока не окочурится или пока товарищам не надоест держать его...
пусть уж лучше так.

Anton Arkhipov
господи... какой наивный народ. страховка, регистрация...
то ли совсем людям голову задурили, то ли чего...
когда ты занимаешься потенциально опасным делом, в первую очередь думай: а хватит ли у МЕНЯ и МОИХ ТОВАРИЩЕЙ сил и умения минимизировать риски?
медстраховка - это просто бумажка. она и в идеальном случае НЕ ПРЕДОТВРАЩАЕТ НС, а просто гарантирует медпомощь, когад пострадавшего уже доставили в медучреждение. но тут вам не англия, тут вам россия, но это отдельный разговор, бог с ней, со страховкой.
горноспасатели - это просто люди, которые не прилетают мгновенно, которые тоже имеют свои инструкции охраны труда и которые не будут рисковать своими жизнями в ОЧЕВИДНЫХ ОПАСНЫХ условиях.
короче - вы нужны только себе и своим близким. запомните это и не питайте иллюзий.

Epiroc
Автор у тебя инстаграм рабочий? можо войти посмотреть?

vb2002
господи... какой наивный народ. страховка, регистрация... то ли совсем людям голову задурили, то ли чего... когда ты занимаешься потенциально опасным делом, в первую очередь думай: а хватит ли у МЕНЯ...
я полностью с вами согласна

Спасибо вам,замечательно вме описано.а я вот планирую наоборот первый подъем на Казбек,потом Эльбрус.
На Эльбрусе бывал много раз(не на вершине),но всегда со стороны Азау,интересен взгляд с другой стороны.
maikl80
Замечательно! Горы-это всегда интересно!

Супер!! Вот это позитив!! В 2019 тоже собираюсь на Эльбрус!! :-)

Руслан
Геленджик
Отличный рассказ!

Валентин
Татьяна, спасибо за такой замечательный рассказ и фоторепортаж! Вы умница (и красавица!). Успехов Вам!!!