|
Октябрь 2018 года. За последние четыре с половиной года о Крыме говорили, наверное, даже на полярных станциях в Антарктиде. Затем туда открыли мост, о чем тоже много сообщалось. Весь этот поток информации заставил меня освежить в памяти школьную программу по истории полуострова, и оказалось, что она очень интересная. В Крыму были и греки, и римляне, и монголо-татары, и турки, и даже генуэзцы. А такие обстоятельства предполагают большое количество историко-культурного наследия. И вот это уже заманчиво для туриста. Свободными были три дня, но и за это время можно что-то успеть.
Выезд из Краснодара. Решено останавливаться под Ялтой. Расстояние чуть больше 500 км.
26.10.2018 на автомобиле Мицубиси Лансер X, 2011 г.в., с двигателем 1,6 литра и 126 тысячами пробега, в составе меня, супруги и двух детей в 9:00 выдвинулись в путь.
Как и ожидалось, долго выезжали из Краснодара, но за городом дело пошло веселее. Даже мрачная погода не могла испортить настроение.
Перед Крымским мостом дорога новая, отличная.
Поскольку я в первый раз еду в Крым, не знаю, как раньше была организована переправа с паромом. Но мост, думаю, однозначно удобнее.
Погода менялась каждую минуту.
Мост выходит на дорогу, проложенную рядом с Керчью. После поста начинается повсеместное строительство новой дороги, ведущей, видимо, в Севастополь через Симферополь. Вследствие ремонта скорость потока заметно снижается. Хотя трафик неплотный, не сезон все-таки. В какой-то момент дорога раздваивается: либо прямо в Симферополь, либо к морю. Мы к морю.
АЗС известных мне российских производителей нет. Бензин дороже, чем в Краснодаре примерно на 3-3,5 рубля. Кстати, и цены на продукты дороже процентов на 10-20.
АЗС в Приморском. Внутри есть фаст фуд (гамбургеры, фри, кола). Все понравилось.
На первой же АЗС я заправился до краев, хотя бак был почти полон. Но, как я потом убедился, заправки попадаются не часто.
Местами дорога идет вдоль моря. А где-то лентой уходит в горы.
По дороге заехали в Судак и… обалдели. Генуэзская крепость. Строительство 14-15 вв. Сразу пропадает ощущение реальности. Невольно переносишься в Средневековую Европу. Этому способствовало практически полное отсутствие людей. Правда, у подножия крепости снимали какое-то кино. За парковку у крепости взяли 200 рублей, хотя, думается, это местные так придумали, а не какой-то официальных сбор. Цену входа в крепость точно не помню, 200 или 250 с взрослого, дети бесплатно.
Крепость стоит на Крепостной горе. С одной стороны пологий склон, с другой — обрыв в море.
С обрыва шикарный вид на море.
Везде свободно можно ходить, заходить внутрь, хоть на стены лезть. Никаких бабушек-смотрителей. Есть музей, в котором представлены различные предметы, найденные на территории крепости: монеты, посуда, орудия и т.д. Впечатления непередаваемые.
Далее двинулись на Ялту по серпантинам. И если детей укачивало, то я радовался, ощущая себя в компьютерной раллийной игре. Правда, в некоторых населенных пунктах жилые дома стоят на таких серпантинах почти вплотную к проезжей части, так что ехать надо аккуратно.
На мой взгляд, на дорогах недостает навигации — указателей направлений в населенные пункты и достопримечательности. Когда мы проехали Ялту, мне надо было найти Ласточкино гнездо. От него был ориентир на отель, где нас ждал номер. Так вот, в темноте довольно сложно было отыскать поворот с трассы. Приходилось выходить и спрашивать на заправках. И каждый раз мне говорили, что поворот я проехал и надо разворачиваться. Так я и утюжил туда-сюда раз пять, пока не нашел нужный мне поворот. Дорога от дома до места с посещением крепости в Судаке заняла 11 часов.
Ночевали в гостевом доме недалеко от Ласточкиного гнезда. Были одни. Хозяева нас встретили на подъезде. Сами бы дорогу не нашли — на горе дом стоит на доме.
Позавтракав, поехали к Ласточкиному гнезду. И опять же проблемы с навигацией. Есть смотровая площадка, где можно оставить машину и увидеть море с данной достопримечательностью. Но как дойти до нужного места, а прямо идти нельзя из-за забора, понятно не сразу. Пришлось сначала спросить прохожих, а уже потом увидеть на асфальте надпись краской «Ласточкино гнездо» и стрелку.
Чтобы дойти до места, надо спуститься где-то на 260 ступенек и на столько же подняться. Обратно также. Но, когда есть цель, это не проблема. Да и спуск с подъемом не крутые.
На деле здание оказалось меньше, чем на фотографиях. Но, в любом случае, его посещение вызывает отличные эмоции.
Далее путь в Ливадийский дворец. От Ласточкиного гнезда минут пять на машине.
Построен в 1911 году. Но известен дворец, в первую очередь, не тем, что являлся резиденцией царской семьи, а проведением в нем Ялтинской конференции в феврале 1945 года Черчиллем, Рузвельтом и Сталиным. Экскурсия во дворец стоит 400 рублей с взрослого и 100 рублей с ребенка. Очень познавательно. Рассказывают и про конференцию, и про жизнь царской семьи. За 100 рублей можно купить копию выпуска газеты «Правда» за 13.02.1945 г. об итогах переговоров. Я купил. И почитать интересно, и сувенир хороший.
Зал, где проходила конференция. Он и сейчас для официальных мероприятий используется.
Лидеры трех государств и сейчас там сидят.
Для посещения данный дворец обязателен. Интересно будет и взрослым, и детям.
Из дворца выдвинули на Севастополь. Заселившись в номер, пошли пешком искать Херсонес Таврический. Вообще, гораздо познавательнее в незнакомом месте передвигаться не на автомобиле, а пешком либо на общественном транспорте. Так лучше погружаешься в местную жизнь. Заходишь в магазины, кафе, проходишь через дворы, где гуляют мамы с колясками, слышишь разговоры пассажиров в автобусе. Проехав по улицам на автомобиле, ничего не поймешь.
В Херсонесе вновь покидает чувство реальности и местоположения. Такую античность ожидаемо увидеть в Греции, Италии, Турции. Здесь же такое явилось для меня неожиданностью.
Есть тут здание и посовременнее.
Колокол отлит в Таганроге в 1778 году из турецких пушек. После Крымской войны англичанами и французами вывезен в Париж, где висел в соборе Парижской Богоматери. В 1913 году возвращен в Севастополь.
На следующее утро направились на набережную города. Севастополь очень теплый и милый город. Нет серости, которая поглощает все вокруг почти во всех российских городах. По городу приятно гулять, из него не хотелось уезжать. Но время поджимало, к обеду надо было уезжать.
Памятник затопленным кораблям.
Обратно ехали через Симферополь. Везде ремонт дорог, но, в любом случае, быстрее, чем вдоль моря. Про столицу региона сказать ничего не могу. Проехали без остановок через огромную пробку, образовавшуюся в результате дорожных работ.
От Севастополя до Краснодара добрались за 9 часов. Общий пробег составил 1215 км. По автомобилю проблем никаких, средний расход топлива 7,8 л/100 км.
Пляжный отдых оценить не могу, но история в Крыму везде, и в этом плане полуостров очень интересен для посещения. Я увидел совсем маленькую часть того, что там есть.