Хождение за три перевала — слёзы барса, дорога к золоту и тундра

Хождение за три перевала — слёзы барса, дорога к золоту и тундра

28.09.2018 | 12717 просмотров

Честно говоря, перевалов пройдено больше, но остальные, несмотря на приличную высоту, были какие-то невыразительные, анонимные, в виде крестика на карте. В первой же тройке шли, практически один за другим, почти как ступени лестницы в небо — Сарымойнок (3126 м), Барскаун (3754 м) и чуть дальше перевал Суек (4021 м).

Проехать через хребет Терскей-Алатау в его центральной части хотелось давно, и такая возможность представилась. Из Алма-Аты маршрут был проложен через Кеген — пункт пропуска «Каркара», затем по южному берегу озера Иссык-Куль до посёлка Барскаун и в горы, вдоль одноимённой реки. Минуя малоизвестные посёлки Карасай и Учкошкон, доехать планировалось до нескольких домиков Акшийрака и посмотреть своими глазами, можно ли проехать дальше, и выйти на Иныльчек.

Во времена Советского Союза там проходила дорога, по крайней мере «Атлас автомобильных дорог СССР», изданный в 1988 году, обозначает её как «прочие общегосударственного значения». На карте виден этот путь, идущий по маршруту Барскоон — Кара-Сай — Ыштык — Ак-Шыйрак и далее к реке Сары-Джаз. Поиски в интернете дали противоречивые результаты: кто-то писал, что проехать там достаточно легко, кто-то говорил, что дороги там нет, но нигде я не встретил рассказа о том, как кто-нибудь проехал по этому пути. Моя попытка заехать туда со стороны Сарыджаза, предпринятая в начале августа, успеха не имела. Сейчас попробую зайти с другой стороны.

 

Так же любопытно было бы взглянуть на лидера киргизской горнодобывающей отрасли — золотой рудник «Кумтор». Карта маршрута, представленная ниже, даёт представление об этих местах.

28 августа 2018 года.

Восход солнца застаёт меня в Сюготинской долине, на пути в Кеген. Погода ясная и тёплая, машин мало, дорога неплохая, и мой автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, заправленный топливом «под пробку», весело мчится по широкой равнине.

Традиционно дозаправившись в Кегене на АЗС «КазМунайГаз», довольно быстро прохожу границу в Каркаре — пятнадцать минут и свободен, впереди меня была всего одна машина. Это участок дороги уже описан в предыдущем рассказе, повторять не стоит. Только лишь одну фотографию с перевала Санташ — и вперёд, к новым местам.

Новая дорога началась для меня за Караколом. Ну как — новая, скорее хорошо забытая старая, ведь ездил здесь двадцать лет назад, возвращаясь из Тамги. Дорога изменилась мало, лишь несколько участков были отмечены новым асфальтом, а в целом всё по-прежнему. И снова хочу обратить внимание на полное, практически полное, отсутствие знаков населённых пунктов. Хорошо, что не было дорожной полиции и скорость никто не контролировал, иначе пришлось бы объяснять, почему держишь скорость 90 км/час там, где надо ехать 60.

Дорога приблизилась к берегу озера, в одном месте, после знака «40», стояла машина «директора радара», но встречные водители так весело и дружно мигали фарами, что нарваться на диалог с дорожной полицией мог только слепой водитель. Где-то здесь полиция и стояла:

Заканчивается лето, заканчивается купальный сезон, закончилась хорошая погода. Уже вдоль озера временами накрапывает дождик, над горами висят тяжёлые тучи, а ведь мне надо ехать именно туда.

Поворот к посёлку Барскаун. Здесь стоит АЗС «Бишкек Петролеум», и по плану надо бы заправиться. Но стрелка уровня топлива лишь слегка отклоняется от максимума, к тому же на заправке полно машин. Идёт дождь, и врождённая лень берёт своё — успокаивая себя мыслью о имеющейся двадцатилитровой канистре, проезжаю мимо. Больше заправок не будет.

Вскоре после посёлка выхожу на дорогу. Это не асфальт, это не грунтовая дорога, не знаю, как её правильно назвать. Отличный грейдер, практически идеально ровный, оборудованный знаками, достаточно широкий — вот такой путь сделала канадская компания на свой рудник «Кумтор».

Скорее всего, в строительстве этой дороги участвовали автомобили «КАМАЗ», памятник которым установлен в ущелье.

Чуть дальше есть ещё несколько примечательных мест, но идёт дождь, выходить из машины не хочется, их осмотр откладываю на обратный путь.

Проехав три десятка километров от Иссык-Куля, встречаю шлагбаум, где сотрудники записывают номер машины, количество людей, откуда и куда едешь, спрашивают фамилию. После чего ворота открываются и можно ехать на первый перевал — подъём на Сарымойнок начинается сразу после КПП.

Перевал относительно невысок — 3126 м, но движение здесь оживлённое, серпантины достаточно крутые, их много — дорога делалась для тяжелых грузовиков и должна быть максимально пологой. Вот эти грузовики сейчас и штурмуют перевал, слегка буксуя на поворотах и перекликаясь гудками.

Поднявшись на перевал, дорога, вопреки ожиданиям, не спускается вниз. Практически сразу она идёт снова вверх, к новому перевалу. Это Барскаун, он выше и серьёзнее — плакаты «Осторожно — лавины» и «Остановка запрещена. Камнепады» тому подтверждение. Слева виден водопад. Из-за расстояния он кажется небольшим, но стоящая на его фоне опора ЛЭП исправляет это ощущение.

Снова серпантин, повороты и ревущие на подъём грузовики. Под начавшимся снегом я поднимаюсь до высоты 3754 метра. Второй перевал пройден, теперь дорога вроде бы пошла вниз.

Однако спуск незначительный, дальнейшая дорога по долине Арабель идёт на высоте примерно 3700 метров. Проехав девять километров от перевала, вижу развилку. Около неё стоит подстанция, и ЛЭП разделяется — налево на Кумтор, прямо — на Суек. Так же разделяется и дорога, поворачиваю налево и еду к руднику «Кумтор». Снег, временами сильный, понижает температуру вокруг до одного градуса тепла. Непосредственно перед рудником снег и дождь прекращаются. Проехав 35 километров от развилки, упираюсь в ворота КПП. Дальше не пустят.

Здесь и на других роликах видеорегистратора время и дата сбиты — не обращайте внимания.

«По предварительным данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, влияние Кумтора на макроэкономические показатели республики в 2017 году выглядит следующим образом: доля «Кумтора» в ВВП страны в 2017 г. составила 9,7%; доля «Кумтора» в общем объеме промышленного производства 21,1%. В 2017 году платежи на территории КР (включая налоги, плату за аффинаж и местным поставщикам за товары и услуги, выплаты по инфраструктуре, благотворительность и пр.) превысили 269,731 млн. долларов.»

«Всего за период работы компании с 1994 по 2017 гг. выплаты на территории Кыргызстана превысили 3 миллиарда 472 миллиона долларов».

«На Кумторе объем производства золота в 2018 году должен составить порядка 450-500 тыс. унций или 14,15-15,55 т золота. Всего, с начала промышленного производства в мае 1997 года по 31 декабря 2017 года, на Кумторе произведено порядка 11,5 млн. унций или 357 тонн золота.»

Открыто месторождение Кумтор геофизической экспедицией «Киргизгеология» в 1978 году. Очевидно, что поднять такой проект самостоятельно республике не по силам, и судьба посёлка Иныльчек тому подтверждение. В дополнение к цифрам скажу, что прекрасная дорога, проложенная здесь, тоже не последнее дело.

Отъехав немного от рудника в обратный путь, остановился перекусить и наблюдал, как шли колонны грузовиков и машины сопровождения. Не знаю, как ночью, но днём здесь движение не останавливается, дорогу используют по полной.

Ещё один эпизод, чтобы уже закрыть тему золота. Готовясь к поездке, прочитал такую информацию об этих местах: «Многие мелкие речушки, впадающие в реку Барскоон — золотоносные, и в солнечные дни маленькие крупинки золотого песка сверкают у их берегов». В поездке заметил, что грязь, покрывавшая по мере движения мою машину, носила какой-то странный, золотистый оттенок. По приезде домой машину мыл самостоятельно и очень внимательно — вдруг где-то прилип самородок. :-)

Возвращаюсь к развилке, поворачиваю налево, вверх к перевалу. Снова начинает сыпать снег, вершины гор тонут в облаках, дорога поднимается выше и выше. Серпантины исчезли, дорога немного круче, но хорошая — гладкая и нескользкая. Транспорта очень мало, тяжелые «кумторовские» грузовики сюда уже не ездят. Снег уже начинает засыпать камни обочины, когда я достигаю перевала.

Высота 4021 метр, Суек, перевал через одноимённый хребет. Вот теперь-то дорога, наконец, пойдёт вниз — спустившись к реке Тарагай я потеряю 700 метров высоты.

Поёживаясь от снега и ветра, делаю пару снимков, короткий видеоролик, запрыгиваю в тёплую машину — и вниз.

На южной стороне перевала погода улучшается — снег прекращается, облака рассеиваются, и даже временами проглядывает солнце. До полного улучшения погоде ещё далеко, но уже приятно. Совсем хорошей погода будет завтра. Ниже есть две фотографии, снятые примерно с одной точки. Первая сделана 28 августа часа в два дня, вторая 29 августа, часов в одиннадцать. Как говорится — почувствуйте разницу!

Ну а спустившись к реке Тарагай уже можно было загорать — такое солнце стало светить.

Дальнейший путь лежит по равнине. Небольшие холмы, зачастую ровные участки дороги, пыль столбом за машиной — всё это несколько напоминает дороги по степям Казахстана. Но с поправкой на высоту. Всё время альтиметр в машине держится у отметки 3500 метров, временами поднимается до 3700.  Чуть ниже высота была у реки Тарагай — 3300 и у пограничного кордона «Карасай» — 3350, после которого опять полезла вверх до 3700 метров.

Вид на долину реки Карасай впечатляет. Погода улучшилась, горы хорошо видны, и при наличии профессиональной аппаратуры снимки здесь можно сделать очень выразительные. Я же снимаю на телефон и на простую «мыльницу», в основном впитывая ощущения.

Следующее фото было сделано на обратном пути, но хотел бы объяснить его сейчас.

Река Тарагай — так называется в верхнем течении река Нарын. Правда, различные источники по-своему определяют начало Нарына, но согласно википедии, Нарын (Тарагай) образуется от слияния рек Кашкасу и Майтор. Это место находится неподалёку от рудника «Кумтор», где я был несколько часов назад. Ну а после впадения реки Карасай дальше однозначно идёт Нарын, протяжённость которого составляет 807 километров.

Так что моё путешествие проходит пока по верховьям реки Нарын, крупнейшей реки Киргизии.

Ну, а дальше по маршруту, за рекой Карасай, начинается бассейн реки Сарыджаз, который уносит большое количество воды в Китай, меняет там своё название на Аксу и орошает Аксуйский оазис.

На пограничном кордоне меня пригласили выйти из машины и подойти к окошку «офиса». Пограничник уже достал было какой-то журнал и собрался записывать туда все данные. Видя удивление на моём лице (подобной процедуры на других кордонах не было), связался с кем-то по рации, убрал журнал и пошёл открывать ворота, предупредив, что дальше будет ещё один кордон, на заставе около посёлка Учкошкон. Скажу сразу — кордона не было, застава оказалась в стороне от дороги.

Дорога пошла вдоль реки Карасай, медленно набирая высоту. Совсем рядом, чуть ли не стадами, носились жирные осенние сурки, ближайшие ко мне исчезали в норах около дороги. Другие, стоявшие столбиками чуть подальше, провожали меня взглядом и прятаться не спешили. Понятно, что я им мешал наслаждаться жизнью — скоро нужно ложиться спать до весны и лишний сантиметр сала не помешает.

Вот так, глядя по сторонам и наслаждаясь живой природой, я безмятежно катил вперёд, потихоньку поднимаясь всё выше, как вдруг, взглянув случайно (ну вот зачем я сделал это?) на приборную доску, обнаружил досадную вещь. Стрелка указателя топлива давно перешла отметку полбака и приближалась скорее, чем этого хотелось, к четверти. Вот она, лень моя, и аукнулась. Конечно, расчёт расстояния перед поездкой проводился, но! Первое — точный расход топлива при подъёме на такие перевалы был неизвестен, не каждый день тут езжу. Второе — заехать на рудник «Кумтор» планировалось на обратном пути, так сказать — по обстоятельствам. Я же сделал это в первый день, добавив минимум 70 километров к маршруту. И последнее — высота и не думала падать. Даже при горизонтальном движении существует, наверное, разница — на какой высоте ты едешь — пятьсот метров или три тысячи пятьсот…

Дорога решила отвлечь меня от мрачных мыслей. Сначала был мост. Только моя невнимательность не позволила заметить табличку, что «этот памятник архитектуры … века охраняется государством». Больше чем уверен, такая табличка там была. Она просто должна была быть! Ничего не прочитав, по мосту я проехал.

Дело вот в чём — незадолго до моста мне повстречались две машины: грузовичок и внедорожник, их видно на следующем ролике. Взяв за основу утверждение, что они едут из той точки, куда стремлюсь я (а значит, дорога проходима!), уже было легче смотреть на мир — они проехали, значит, и я смогу. Мысль о том, что они могли вывернуть откуда-то ещё, жестко подавлялась…

Затем дорогу размыло. Размыло её, конечно, гораздо раньше, задолго до моего приезда, но от этого не легче. «Опа!» — сказал я и призадумался, что делать? Вернувшись немного назад, обнаружил следы машин, идущие в объезд этого места. По ним и направился. Со словами «Как же они тут ездят?» и «Грузовичок же проехал!» я потихоньку двигался вперёд. Думать о протяжённости объезда в свете дефицита бензина не хотелось… Всего пару раз зацепившись чем-то об камни, выехал на дорогу.

Дорога постепенно пошла вниз, высота над уровнем моря плавно снижалась. Вот уже и 3000 метров около посёлка Учкошкон. Так же потихоньку ползла вниз стрелка уровня топлива. До посёлка Акшийрак, то есть до места, куда гарантированно есть дорога, осталось пять километров — ну не ехать же теперь назад. И Акшийрак был достигнут.

Согласно картам Гугл, расстояние от берега Иссык-Куля до этого места составляет 182 км. Прибавим сюда два раза по 35 км (отклонение от маршрута к «Кумтору» и обратно). Значит, 250 км почти горных дорог получилось, за минусом небольшого, относительно ровного, участка после села Барскаун. Всего же за сегодняшний день я проехал 710 километров.

Посёлок Акшийрак — это, конечно, звучит гордо, на самом деле это полтора десятка домиков и детская площадка с качелями и горками. В основном это зимовка скотоводов — зимой здесь мало снега и относительно не холодно. Дорогу сюда в зимнее время постоянно чистят, электричество имеется и даже есть мобильная связь какого-то местного оператора. Билайн здесь не работает, проверено.

Приезжают охотники из дальних стран, через несколько дней наступит осень, сезон открыт, потянутся «козлятники» и другие охотники за трофеями.

Из разговора понял, что проехать к Иныльчеку не получится. Давным-давно такая дорога была, но сейчас по ней не проехать, она заброшена. Так что путь один — строго назад. Сейчас отдыхать, тем более что пребывание на высоте прошло не даром — голова начинает болеть, высота 3500 сказалась. Хорошо, что здесь, в посёлке, уже пониже, примерно 2800, так что есть надежда дотянуть до утра.

29 августа 2018 года.

За ночь вся машина покрылась тонким слоем льда. Таким же слоем покрылось изнутри лобовое стекло. Оно и понятно — не май месяц. Август. Но я льдом не покрылся, даже холодно не было в спальнике. Машину не заводил, и не потому, что бензина жалко — просто не холодно мне было. Кстати, о бензине. Утром достал канистру, перелил, получилось чуть меньше полбака. Как выяснилось, вопрос с дизтопливом еще можно было бы решить в этих местах, а вот бензин только на заправке в Барскауне. Хватит до заправки, должно хватить — повторил я дважды… И поехал домой.

Обратная дорога по горам была отмечена хорошей погодой. Выехал в 7:45, выспался полностью, головная боль прошла — акклиматизация, однако. Засадный участок пути по селевому выбросу и мостик были встречены, как старые знакомые — радостно. На кордоне в Карасае служивый опять захотел, чтоб я посетил их офис, но потом раздумал и открыл дорогу.

Спустившись с перевала Суек и очутившись в долине Арабель, возникла у меня мысль остановиться здесь на ночёвку, погулять по тундре. Именно по тундре — много воды, зеленая низкая трава, мох, есть слегка заболоченные участки и очень короткое, снежное лето. Самый край альпийской зоны, горная тундра, выше только скалы и снежники. Но посмотрев на юг и увидев выползающие из-за перевала тучи, я сразу вспомнил вчерашний снег и понял — то, что «прокатило» на 2800 метрах (приятная ночёвка) может «не прокатить» на 3500, вымерзну.

Так что, проехав реку Арабельсу, прекрасным видом озёр Джашилкёль я наслаждался издали. От этих озёр, кстати, и начинается упомянутая река, бегущая по долине почти до «Кумтора». Там она впадает в реку Кашкасу, к этой дружной компании присоединяется река Майтор и вот вам, пожалуйста — получился Тарагай, река Нарын.

Вчера, поднимаясь на перевалы Сарымойнок и Барскаун, всё время обгонял грузовики, идущие на Кумтор. Сегодня они идут мне навстречу, приходится прижиматься к обочине и, вообще, останавливаться и пропускать их на серпантинах. Движение у них организовано прекрасно, с машинами сопровождения в голове и хвосте колонны, но вот на виражах они никак не вписываются в свою полосу, занимают всю дорогу. Я, собственно, без претензий, работка у них ещё та...1111

Ну а вид с перевалов открывается великолепный — один из тех немногочисленных случаев, когда природа и сооружения лишь дополняют друг друга.

На реке Сары-Мойнок «головокружительная» дорога с перевалов заканчивается, и дальше она плавно спускается по ущелью. Снова проезжаю через шлагбаум — как оказалось, это экологический пост. Снова меня записывают в журнал, но, к счастью, не обыскивают. А то мне тут понарасказывали, что на этом посту при выезде экологи осматривают машины, ищут оружие, добытое мясо диких животных и т.д. и т.п. Честно говоря, так и не понял смысл этого поста. Учёт? Какой учёт можно провести по бумажным журналам? Они там не могут найти, кто вчера проезжал, снова всё спрашивают и пишут. Анализ посещаемости и глубину воздействия на экологическую ситуацию района. Ага, анализ по бумажным носителям… Да и что такое весь остальной транспорт по сравнению с «кумторовскими стадами»? Ну да ладно — сидят несколько смен по три мужика, получают какую-то зарплату и хорошо.

Что-то я увлёкся «экологическим эссе», а ведь впереди меня ждёт главная достопримечательность этого ущелья — водопады. На одной речке, один за другим: самый нижний — Чаша Манаса, чуть выше — Борода Аксакала, а выше всех самый большой — Слезы Барса (он же Брызги Шампанского).

Ну и, как водится, есть легенда: «Барсиха, уйдя на охоту, оставила в логове трёх барсят, а они вылезли наружу и разбились, упав вниз со скал. Увидев мёртвых барсят, барсиха заплакала, и ее слезы превратились в водопад с тремя уступами, на которые поочерёдно падает вода реки».

Немного прогулялся вверх от дороги в сторону водопадов, посмотрел на них поближе и поехал дальше, в сторону озера Иссык-Куль.

Нет, ещё не поехал. Еще сфотографировал памятники Ю.А. Гагарину — первому космонавту мира, как написано на одном из них. Памятника два, стоят они недалеко друг от друга. Говорят, что Гагарин очень полюбил здешние места, отдыхая тут после космического полёта. Учитывая, что в Тамге был в своё время военный санаторий «союзного значения», такая версия вполне возможна.

Как уже стало понятно, бензина мне хватило, даже сигнальная лампочка не загорелась. Обратный путь в целом шёл вниз, поэтому расход и сократился. Выехав на дорогу, идущую по берегу Иссык-Куля, я заправился и забыл о бензине до Курдая.

Дальнейшая дорога ничего особенного не представляла, в одном месте съехал к берегу, зашёл в воду по колено и понял — нет, не настолько я люблю купание в Иссык-Куле, «отморжевал» я своё. Опять же погода портится, временами дождь капает, тучки ползут, так что — вперёд, вперёд, назад домой.

Около Рыбачьего (теперь Балыкчи) погода опять улучшилась, купил там на базарчике вяленую рыбку с собой. Дома попробовали — хороша, ничего не скажешь, но чебачка, которым всегда был славен Иссык-Куль, не было и в помине…

Последний, так сказать, «горный» участок путешествия — Боомское ущелье. Прекрасная дорога, по два ряда в каждую сторону, разделительная полоса, знаки, разметка. Рядом — железная дорога, идёт поезд в четыре вагона. Водители едут не спеша, основная масса держит скорость чуть больше 90 км/час. Попадаются, конечно, и «летящие к счастью» — как без таких? — но их не много. По прямой дороге ехать просто удовольствие. Но вот начинаются изгибы пути, и народ как с ума сходит — болтаются на этих изгибах из полосы в полосу по кратчайшей траектории, по хорде. И по боку, что между рядами идёт сплошная линия разметки, на неё никто не смотрит, главное — покороче. Один такой «срезальщик» выскочил прямо перед моей машиной и поехал дальше, как ни чём не бывало, на видеоролике есть этот кадр. «Я очень старый…» (с)

Проехав этот участок пути, поднялся на горку, чтоб запечатлеть начало дороги по Боомскому ущелью в сторону Иссык-Куля.

После выхода из ущелья дорога постепенно приближается к границе с Казахстаном и достаточно долго идёт вдоль неё. В одном месте даже пересекает границу, о чём свидетельствуют знаки «Транзитная зона» и могучие заборы из колючей проволоки и спиралей по обе стороны дороги. Потом дорога снова возвращается в Киргизию, и ограждение исчезает. От Иссык-Куля в сторону Курдая находятся следующие пункты пропуска: «Сартобе», «Аухатты», «Карасу» и, собственно, «Кордай» (названия взяты с сайта Пограничной службы КНБ РК). Первые два являются двухсторонними (для граждан РК и КР), два вторых — многосторонними. Вот на пункт пропуска «Аухатты» я и направился.

И чуть не проехал его. Въезд на территорию пункта «Кен-Булун» происходит прямо с трассы, крайний правый ряд которой служит для ожидания в очереди. От края дороги до здания метров тридцать, не больше. Остановившись за последней машиной, я понял — родина близко. Не успел докурить сигарету, как началось движение, все заехали на территорию, быстро прошли паспортный контроль, осмотр машин — и до свиданья, Киргизия. А до казахстанского терминала там ещё ближе, ну это видно на фото — шлагбаум перед машиной ещё киргизская собственность.

Пункт пропуска «Аухатты» был пройден с такой же скоростью и в наступающих сумерках я направился в сторону посёлка Кордай. Ранее читал, что этот участок дороги не очень хорош в смысле асфальта. Да, кусочек плохого асфальта был, но там стояла дорожная техника и дальше, до Кордая, дорога была новая и хорошая. Думаю, что вскоре этот участок пути полностью отремонтируют.

В посёлке Кордай заехал на АЗС «КазМунайГаз» и попал на акцию: «Залей больше 20 литров топлива, заплати наличными и получи скидку 3 тенге за литр». Залил, заплатил, получил и без приключений доехал до Алма-Аты. Поразило количество встречного транспорта — почти всю дорогу, почти двести километров, машины шли навстречу практически колонной, грузовики и легковые, слегка разбавленные междугородними автобусами. Показалось, что все машины покинули южную столицу Казахстана и меня ждут пустые улицы города. Ага. Уже на въезде в город могучая пробка, движение на улицах, как в разгар рабочего дня, а ведь время уже, на минуточку, одиннадцать вечера. Только предпраздничной суетой перед длинными выходными могу объяснить такую активность масс. Хотя, может быть, это обычное движение в сторону Бишкека, просто давно там не ездил.

Ну вот, собственно, и всё путешествие. Во второй день было пройдено 736 километров, таким образом, общий пробег составил 1446 км. Автомобиль выпил примерно 200 литров бензина, получился общий расход 13,8 л/100 км. Ничего не сломалось, не разбилось, не повредилось. Общение с сотрудниками дорожной полиции не состоялось. Никаких эксцессов на дороге не случилось. Скучная получилась поездка. :-)

Одни горы порадовали. И мы туда ещё вернёмся.

Примечание.

В рассказе использованы географические названия, взятые с топографических карт Генштаба. Возможны другие варианты написания и произношения этих названий.

P.S. После возвращения из поездки попалась на глаза такая информация от министерства иностранных дел Республики Казахстан:

«Министр иностранных дел Республики Казахстан Кайрат Абдрахманов посетил автомобильный пункт пропуска Кеген (РК) — Кыркара (КР) (КПП), сообщает пресс-служба МИД РК.

Данная поездка связана с реализацией договоренностей, достигнутых Президентами Казахстана и Кыргызстана 25 декабря 2017 года в г. Астана, а также изучением возможности по переводу КПП с сезонного на круглогодичный режим работы...

...Договоренность Глав государств об изменении статуса двух КПП Аухатты (РК) — Кен-Булун (КР) и Сартобе (РК) — Токмок (КР) с двустороннего на многосторонний была реализована 17 августа 2018 года подписанием соответствующего Протокола в ходе VII заседания Казахстанско-кыргызского межправительственного совета.»

Ссылка на источник

Так что нас ждут перемены. Не случайно ремонтируют дороги к указанным пунктам пропуска.

Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru


Дром

Комментарии

Был там, но без авто.
3
1
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 176
Одно уважение!!! и пожелание новых путешествий!!! я много увидел Вашими глазами!
13
3
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 6484
Наверняка у этих мест потрясающая энергетика..
5
 
Ответить
   
Курчатов
Сообщений: 671
отличная поездка и статья. горы и природа шикарные. успехов
6
1
Ответить
О горы Киргизии-вы прекрасны!
8
1
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1088
Всегда было интересно как себя чувствуют атмосферники на таких высотах, сильно ли проседает тяга. Скажем движок 1.6/100 л.с. Просто любопытно.
Карта состояния дорог КЗ 2013-2017 http://forums.drom.ru/kz/t1152029723-p139.html#post1191969902
4
 
Ответить
Flint
Новосибирск
Отчёт перкрасный, а по технической части. После поездки много менять пришлось, или не очень. Подходи 3 паджерик для экспедиций, бездорожья, или лучше 2?
4
1
Ответить
    
автор
Алма-Ата
Сообщений: 1491
chnav
Всегда было интересно как себя чувствуют атмосферники на таких высотах, сильно ли проседает тяга. Скажем движок 1.6/100 л.с. Просто любопытно.
Не знаю за движок 1.6/100 л.с. , по своей машине снижения мощности сильно не ощутил. Может быть дело в том, что крутых затяжных подъёмов практически нет и такого, чтоб не смог подняться без пониженной передачи, не случилось. Расход топлива, конечно, растёт. По дороге на рудник "Кумтор" видел пару легковых машин, по виду мотор не более 2 литров, двигались быстро.
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
6
1
Ответить
    
автор
Алма-Ата
Сообщений: 1491
Flint
Отчёт перкрасный, а по технической части. После поездки много менять пришлось, или не очень. Подходи 3 паджерик для экспедиций, бездорожья, или лучше 2?
Менять ничего не пришлось. Бездорожья, как такового, не было. Думаю, что основное значение имеет не модель Паджеро (2 или 3 или 4), а подготовка её. Если убрать пороги, бампера и приподнять машинку, то разницы не будет особой между поколениями.
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
4
 
Ответить
Flint
Новосибирск
OWNER.
Менять ничего не пришлось. Бездорожья, как такового, не было. Думаю, что основное значение имеет не модель Паджеро (2 или 3 или 4), а подготовка её. Если убрать пороги, бампера и приподнять машинку, то разницы не будет особой между поколениями.
Спасибо!)
2
 
Ответить
IngwarL
Спасибо за рассказ. По возможности тоже надо будет съездить.

"...В поездке заметил, что грязь, покрывавшая по мере движения мою машину, носила какой-то странный, золотистый оттенок..."

Это не золото. Это так называемое "кошачье золото" - мелкие чешуйки окислившегося биотита, железистой слюды. При окислении железо переходит в трёхвалентное состояние и придаёт слюде золотистый оттенок (ржавчина, если по простому). Так что и не надейся...
5
 
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 4609
Круто что ещё пункты перехода границы станут доступны, а то основной не хочется вспоминать это ад какой-то :(
Toyota 4Runner GRN215
1
 
Ответить
    
автор
Алма-Ата
Сообщений: 1491
odmin4eg
Круто что ещё пункты перехода границы станут доступны, а то основной не хочется вспоминать это ад какой-то :(
Да, получается что все четыре пункта пропуска на этом участке границы будут многосторонними.
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
4
 
Ответить
Павел
Ленинск-Кузнецкий
Доезжал до рудника в середине сентября, было прохладно но без снега. В Иссык-куле вода была нормальной температуры для купания, купались с удовольствием не только мы, но и местные с маленькими детьми. Моржей не видели)
4
 
Ответить
 
Nsk
Сообщений: 188
chnav
Всегда было интересно как себя чувствуют атмосферники на таких высотах, сильно ли проседает тяга. Скажем движок 1.6/100 л.с. Просто любопытно.
дорога хорошая, поэтому почти не чувствуется падение тяги, а вот самому бегать по горам с фотоаппаратом на верхотуре "тяги" уже не хватало.
3
 
Ответить
1992:
1
 
Ответить
1992: Сары-Мойнок - Барскаун - Суёк - Ак-Шийрак
14
 
Ответить
1992: продолжение
9
 
Ответить
"Тяги" хватало )
10
 
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 937
очень интересно
 
 
Ответить
   
Урал южный
Сообщений: 972
OWNER.
Не знаю за движок 1.6/100 л.с. , по своей машине снижения мощности сильно не ощутил. Может быть дело в том, что крутых затяжных подъёмов практически нет и такого, чтоб не смог подняться без пониженной...
Респект ?
намного ли по ощущениям вырастает расход топлива ?
 
 
Ответить
    
автор
Алма-Ата
Сообщений: 1491
по горному участку расход топлива получился примерно 18 л. на сто км. , но это из расчёта туда-обратно. если посчитать только туда, то ещё больше получится, ведь в основном вверх ехал. по трассе примерно 11л, если ехать чуть больше 100км/час.
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
1
 
Ответить
    
Омск
Сообщений: 36187
класс!!!
ходил я пешочком по Терскею в 88 г.
Лучше поздно, чем никогда.
Всё проходит.
2
 
Ответить
    
автор
Алма-Ата
Сообщений: 1491
ringo21
Одно уважение!!! и пожелание новых путешествий!!! я много увидел Вашими глазами!
Спасибо! Новые путешествия теперь, скорее всего, уже в новом сезоне. Пока же вспоминаю старые - готовится рассказ о поездках по Ближнему Востоку - Иран, Оман и ОАЭ. Так что заглядывайте в блог, скоро начну выкладывать. Удачи!
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
5
 
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 176
Евгений Лобода
1992: Сары-Мойнок - Барскаун - Суёк - Ак-Шийрак
фото очень хорошие!!!! а если бы еще и почитать про Ваши экспедиции!!!!
1
 
Ответить
   
Сообщений: 621
Добрый день!
Благодарю!Будто вернулся в молодость!
Все сделано великолепно!
Прекрасных Вам ПУТЕШЕСТВИЙ!!!
2
 
Ответить
    
Halifax, Nova Scotia
Сообщений: 1170
Киргизия очень красивая страна, автор, вы по ее югам катались?

А вообще, одно из мест где, я бы лично хотел жить на пенсии - район Каракола/Теплоключенки (юго-восточный край Иссык-Куля) и никакая Швейцария не нужна.
3
 
Ответить
ringo21
фото очень хорошие!!!! а если бы еще и почитать про Ваши экспедиции!!!!
Спасибо! Есть отчёт-рассказ (html), написанный в 94 году. Могу выслать, как есть в личку.
 
 
Ответить
    
автор
Алма-Ата
Сообщений: 1491
Даниял Исин
Киргизия очень красивая страна, автор, вы по ее югам катались?

А вообще, одно из мест где, я бы лично хотел жить на пенсии - район Каракола/Теплоключенки (юго-восточный край Иссык-Куля) и никакая Швейцария не нужна.
Нет, южная часть Киргизии ещё не освоена. Но я надеюсь! )))
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
2
 
Ответить
    
автор
Алма-Ата
Сообщений: 1491
Евгений Лобода
Спасибо! Есть отчёт-рассказ (html), написанный в 94 году. Могу выслать, как есть в личку.
Так же хотелось бы прочитать. Можно выслать?
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
 
 
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 176
Евгений Лобода
Спасибо! Есть отчёт-рассказ (html), написанный в 94 году. Могу выслать, как есть в личку.
буду благодарен! спасибо!!
 
 
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 18304
Интересные места
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
1
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Горы всегда выглядят классно
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
   
Саранск
Сообщений: 870
Автор какой пробег у авто?что меняли..делали?вообще как машина?
 
 
Ответить
    
автор
Алма-Ата
Сообщений: 1491
Dimon.113rus
Автор какой пробег у авто?что меняли..делали?вообще как машина?
Бортовой журнал этой машины у меня в блоге http://roadstravel.ru/бортжурн...
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром