|
1 августа. Утром мы выехали из дома. В Новосибирске, как и всегда, столкнулись с пробками. Преодолели город, выбрались и дальше. По пути остановились отдохнуть на Обском водохранилище. Далее выдвинулись в Казахстан. На границе нас встретили оптимистично настроенные пограничники. Поинтересовались положением моих дел и причиной отсутствия на карте поселка Карасук. Посмеялись, провели беглый осмотр и отпустили. Сразу после границы остановился на озере у поселка Лозовое — это уже традиция.
В Павлодаре меня настигла усталость, за городом нашел уютную парковку и заночевал.
2 августа. Пробудившись, направились в Темиртау, первую целевую точку. Здесь обменяли рубли на тенге, недолго пообщались с родственниками, отдохнули и вперед — на Балхаш. Добрались до въезда в одноименный поселок и заночевали.
3 августа. Рванули рано утром, по пути обнаружили съезд на Балхаш-9 и решили попытаться найти озеро. Плутали долго: каждый из путей однажды упирался в бескрайние заросли камыша.
Уже почти отчаялись, как вдруг нашли отвороток к озеру. Неподалеку отдыхал пастух в импровизированном гамаке, рядом паслось стадо.
Берег был не самый хороший: в одном месте — крупные скользкие камни, в другом — камыш. Грациозно лавируя меж камнями, я все же смог войти в озеро. Красота. Даже кусочек песчаного дна нашел. Искупались, позагорали и дальше в путь. Большого интереса к отдыху лежачего типа я не питаю, потому задерживаться не стал.
Берег Балхаша.
Едем дальше — в Алматы. Добрались до поселка Курты, заночевали.
4 Августа. Проснулись и выдвинулись в сторону города. По пути нам встретилась гостиница, решили воспользоваться душем. Отдельно такой услуги не было, потому предложили снять номер на 2 часа за 3000 тенге. Отдохнули, вымылись и в город.
Сразу на въезде в город попадаем в какой-то хаос: водители внезапно перестраиваются из соседнего ряда, перед этим просто махнув рукой в окно, пешеходы переходят дорогу, где угодно и тоже очень внезапно. Движение сильно отличается от того, что мы уже видели в Северном и Центральном Казахстане.
Забрали пропуска в приграничную зону у Асылжана, который нам помогал в их дистанционном оформлении. Жутко захотелось фастфуда и рванули в KFC, а затем на Чимбулак. Гуляли, фотографировали, восторгались красотами гор.
Бассейн на стадионе Медеу.
В этом году стояла сильная жара, поэтому снег в горах практически весь растаял.
Позже вернулись в город и отправились осматривать местные достопримечательности.
Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев.
Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев.
Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев.
Парк имени Первого Президента Республики Казахстан.
Парк имени Первого Президента Республики Казахстан.
Вскоре стемнело, мы направились к железнодорожному вокзалу и заночевали там.
5 августа. Решили не медлить и выдвинулись сразу в Бишкек. На выезде из города нас остановили сотрудники Жол полициясы. Остановка нам показалась немного комичной: полицейский смотрел в поток, вдруг обнаружил среди оного номера российского происхождения. Глаза загорелись, жезл зашевелился, а сам сотрудник устремился в нашем направлении.
— Чё пил?
— Ну, лимонад, воду минеральную…
— Алкоголь какой пил?
— В путешествиях не употребляю.
— Как это — в отпуске и не пьешь? Ладно, пойдем, проверим.
Полицейский указал мне на человека, стоящего в стороне. Порекомендовал пройти с ним. Он меня уводит в сторону от трассы, стоят два наглухо тонированных Мерседеса. Из одного из них выходит мужик. В руках пакет, похоже, с купюрами. Подходит, обнимается и здоровается с моим сопроводителем, последний вынимает из другого автомобиля какой-то пакет. Они обмениваются. Внимание конвойнера вновь переключается на меня. Ведет меня в какие-то кусты. Достает тест, указывает на его срок годности, открывает упаковку и вручает мне. Это меня весьма удивило, но надо так надо. Дело сделал, тест провели — трезв. Отмашка полицейскому. Мне возвращают документы, продолжаю путешествие.
По дороге до границы перебирал все возможные алгоритмы ее прохождения. Предварительно начитался форумов, было немного не по себе: всех и каждого мучили и пытали, машины разбирали до остова, требовали взятки и, вообще, люди там злые. Думал, прикидывал.
По дороге на границу Казахстан—Кыргызстан.
Доехали, высадил жену, и процесс попер.
— Отдыхать едете?
— Ага, вот, смотри! — показываю на карту — уже побывали в Казахстане, теперь к вам едем, ваши красоты смотреть.
— На Иссык-Куль?
— Не только, еще хочу Сон-Куль и ущелье Барскаун посмотреть.
Пограничник кивает в сторону багажного бокса, начинает осмотр багажника.
— А что там?
— Одежда, теплые вещи.
— Ага.
Подходит другой:
— Надо взять все вещи и сумки и нести через терминал. Такие правила.
— Ну, ладно, — говорю. — Правила, значит, правила. Начинаю собирать вещи.
Тут вмешивается первый:
— Ну, тебе же не хочется таскать все это?
— Нет, не хотелось бы.
— Тогда и не надо.
Смотрю на него с вопросом в глазах, он, в свою очередь, показывает мне, в какую сторону ехать. Сажусь за руль, запускаю мотор и двигаю. Смотрю в зеркало — пограничник улыбается. Прохожу паспортный контроль, тут все быстро и легко, затем попадаю на Киргизскую часть границы.
Вспоминаю рассказы, настораживаюсь сильнее. Проблем при проверке документов никаких не возникает, достигаю очередного осмотра.
— О, из России. Наверняка везет наркотики, — говорит мне пограничник, другие положительно кивают.
— Открывай багажник.
Выполняю и попутно рассказываю о содержании каждой из сумок.
— Карту даже нарисовал. Куда сейчас?
— В Бишкек, хочу отдохнуть и покушать.
— Дорогу знаешь?
— Да, вроде бы.
— Езжай.
Подъезжаю к последнему рубежу границы — таможне. Необходимо оформить временный ввоз ТС. Беру бланк, заполняю, задаю по ходу дела возникающие вопросы рядом сидящему взрослому мужчине-пограничнику. Он мне подсказывает, что и куда писать. Заполнил бланк, забрал документы и выдвигаюсь в сторону машины, он меня тормозит.
— Дорогу знаешь?
— Да, вроде навигатор в курсе.
— Лучше езжай прямо, на светофоре направо и потом налево на перекрестке возле заправки Газпрома.
— Спасибо. А где можно отведать местной кухни?
— Кафе «Фаиза», — далее объясняет, как добраться. — Сувениры-то надо?
— Да, конечно.
— Езжай на Ошский базар, там ТЦ Кыял. Там и купишь.
— Спасибо!
Граница пройдена, я спешу в автомобиль, хочется поскорее укрыться от жуткой жары.
5 августа. Прошли границу и выдвигаемся в Бишкек. Пейзаж резко меняется — множество речушек, зеленеющая растительность вместо выжженных солнцем степей Казахстана.
Дорога от границы до Бишкека.
Дорога отличная, заезжаем в город, и тут я понимаю, что с навигацией некоторые проблемы: интернета нет, 2GIS — тоже. Первым делом отправляемся на поиски SIM-карт. Просто едем по городу и ищем рекламные щиты. Обнаруживаю киоск с заветным плакатом «Билайн». Иду за информацией. У сотрудника данной точки узнаю, что NanoSIM в наличии нет и стоит попробовать проехать до ЦУМа, который находится в паре кварталов.
Добираемся до ЦУМа, ищем точку Билайна. Узнаю подробности, выбираю тариф. Тут мне разъясняют, что именно сегодня, именно час назад карты перестали активироваться. Попробовать можно, но гарантий никаких. Берем карточку, пытаемся активировать — никак. Связи нет, имеющиеся карты Навитела обманывают, добраться куда-либо с их помощью просто невозможно.
Хочется кушать. Останавливаюсь, спрашиваю дорогу у местных жителей. Спустя некоторое время, находим заветное кафе. Народу — тьма, пахнет очень вкусно, оформление тоже весьма приятное. Изучаем меню, но легче от этого не становится. Названия многих блюд вижу впервые. Утомляю сотрудницу вопросами и, наконец, делаю заказ. Еда вкуснейшая!
Босо Лагман (фото на телефон).
Очень жалею, что за все время пребывания в Кыргызстане так и не попробовал Ашлям-фу. Уже позже, по возвращении домой, узнал, что это одно из вкуснейших блюд, которое обязательно должен отведать каждый гость Киргизии.
Отужинав, выкатываюсь из-за стола, забираю то, что не сумел скушать. И снова за баранку. Некоторое время катаюсь по ночному городу и, в итоге, еду на вокзал Бишкек-2. Там спим.
6 августа. Проснувшись, отправляемся на поиски душа на вокзал. Пытаюсь вновь активировать SIM-карту, у меня получается. Ищу терминал, пополняю счет и оформляю подписку на безлимит. Ура, интернет! Складываем спальник и в путь — на базар. Автомобильный термометр уже показывает 44 градусы жары.
В такой жаре я еще не бывал (фото на телефон).
Смотрю маршрут в Google Maps, но почему-то все ж решаю ехать по привычному Навителу. Выдвигаюсь. В один момент чувствую, что что-то идет не так: навстречу мне машин много, а попутных нет. Смотрю наверх и вижу полностью выгоревший «кирпич» со знаком, указывающим на мою полосу. Начинаю понимать, что к чему. Пора разворачиваться, и тут боковым зрением я замечаю мах полосатой палкой.
— Ваши документы. Чего это по встречке ездите?
— Да, — тычу в навигатор, — это он, шайтан, виноват. Он меня здесь повел. Видите, какой маршрут он, собака, построил?! Это все он.
— Пройдемте за мной.
Протокол составлен, мне предлагают дополнительную услугу — сотрудники оплатят штраф сами, без моего присутствия. Соглашаюсь, забираю документы, вслед меня предупреждают, что инспекторов полный город, ибо в гости приехал президент Туркменистана. Примечательно, что ни один из встречных водителей даже не посигналил, когда я свернул и поехал там, где запрещено.
Запускаю мотор, еду на Ошский Базар: я просто обязан был привезти различных сувениров. Пробежался по базару, купил фруктов, овощей и сувениров, поменял валюту и сразу вон из города, минуя несколько запланированных для посещения достопримечательностей. Штраф заслужил, виноват сам, но былой настрой пропал. Настраиваю уже неоднократно вступавший в преступный сговор с сотрудниками полиции Навител на озеро Сон-Куль. Расстояние, насколько помню, небольшое — около 300 километров. По пути встречается родник, останавливаемся и набираем воду. Вокруг красота: различная растительность, тучки, которые обволакивают горные вершины. Едем и любуемся.
Вот и добрались до заветного перекрестка, съезжаем на гравийку, останавливаемся передохнуть.
Сфотографировались, едем дальше. Проезжаем первый и единственный на пути к озеру поселок. Дорога поднимается выше, путь проходит меж гор вдоль реки Тюлюк, иногда встречаются отдельные фермы, одна горная речка переходит в другую, на зеленеющих склонах пасутся небольшие стада. Становится все прохладнее. Останавливаемся у моста, чтобы сфотографироваться. Вижу, что в нашем направлении спешит кавалерист. Когда он уже приблизился к нам, я замечаю, что под всадником не конь, а осел и сам всадник — парнишка лет 10. Ловко спешивается, хлопает ладонью по седлу и жестами показывает, мол, садись. Взбираюсь на осла. Скажу честно, делаю это впервые. Жена делает несколько снимков. Благодарю парня, вручаю шоколадный батончик и несколько монет.
Усаживаюсь на своего скакуна, едем дальше. Спустя несколько километров попадаю на перевал Калмак-Ашуу и обнаруживаю снег!
Поднимаемся выше — высота примерно 3400 метров, температура воздуха около 8° цельсия. Воздух неприлично свежий. Надеваем толстовки, выключаем климат-контроль и открываем окна. Так круче.
Вот уже виднеется озеро. Дорога начинает спускаться вниз, по пути встречаются юрты и огромные стада овец.
Мы же стремимся дальше, к озеру. Уже начинает темнеть, и потихоньку небо заволакивают тучи. Трасса уходит в сторону, озеро вроде бы видно, но все еще далеко. Дороги нет. Сверяюсь с навигатором, выбираю направление и еду по полям к озеру.
Процесс длительный, груз бросает по всему багажнику. Яма на яме. Что-то начинает греметь сзади. Проверяю груз — вроде не он. Начинаю движение — стучит сзади справа. Проверяю вновь, но источник так и не обнаруживается. Проехал, казалось, километров 10. Озеро не приближается, что-то гремит, жена начинает истерить: «Машина разваливается, здесь никто не ездит, застрянем и умрем!»
Обстановка накаляется, в голове играет Полет Валькирий. В очередной раз услышав женский голос, мое терпение кончается. Разворачиваюсь и еду назад, попутно высказывая, что я думаю о таком спутнике. Ну да ладно, женщины — существа эмоциональные. Добираемся до импровизированной дороги, останавливаемся для готовки ужина и последующего сна.
Ищу газовую плиту и мельком гляжу в сторону озера. А оттуда идет нешуточных размеров мрачная сверкающая молниями туча. Идет в нашем направлении. Ужин откладывается, разбираем спальник, стоило мне закрыть багажник на крыше и тут хлынуло. Наступил полный мрак, машину шатает из стороны в сторону, молнии, кажется, падают прямо на землю совсем рядом с нами. Сажусь за руль и выдвигаюсь в сторону юрт, иду по приборам. Вот уже и юрта рядом, там шныряют туда-сюда люди с фонариками. Светят в меня, в сторону, а затем снова в меня.
— Че нада?
— Страшно, — говорю, — вдали от людей. Хотим для спокойствия поближе к вам.
— Ладно.
Сидим и ждем, когда ж эта лютая буря окончится, но конца и края не видать. Ложимся спать.
7 августа. Открываю глаза. За окном светло, бури нет. Выбираюсь из машины, затем стандартные процедуры: умыться, перекусить. Пора на Иссык-Куль. Стоило запустить мотор — набежали тучи, и начался дождь. Едем по серпантинам на этот раз гораздо осторожнее: грунт мокрый и видимость низкая. Черт меня дернул срезать путь и поехать вниз напрямую по накатанному маршруту. Включаю пониженную, коробку в режим L. Но только начав спуск, я понял, что забыл учесть важный момент — под колесами мокрая глина, а спуск затяжной. Назад пути уже нет, машина скатывается. Пытаюсь аккуратно притормаживать, главное не сорваться в занос, тогда хана. Спустился, выражаю благодарность электронным помощникам. Едем дальше. Дождь не прекращается до самого Иссык-Куля: видимо, нам с тучей было по пути.
Вот он. Большой водоем, за которым виднеются горы. Красиво. Вдоль дороги, не торопясь, прогуливаются верблюды. Делаем пару снимков.
Движемся дальше, в направлении Тихой Бухты, встречаем указатель на соленое озеро. Сворачиваем и проверяем прыть Прады на очередном участке без дорог. 60 по низкосортной грунтовке вполне комфортно. Вот уже виднеется водичка, но, предполагая, что должен быть указатель, едем дальше. Мутная заводь сменяется самым обычным Иссык-Кулем. Бросаем эту затею, выбираем кратчайший путь к озеру и полями-степями следуем к нему.
Жена занимается приготовлением еды, я тем временем проверяю воду. Холодная, собака. Откуда, думаю, у этого водоема такое название? Все же искупался, отобедал. Двигаемся назад, останавливаемся у мутной заводи, предположив, что это и называется соленым озером. Но и это не оно! Окончательно оставляем затею найти этот призрачный пересоленый водоем и едем назад, в Казахстан. Пару часов пути проходят вдоль различных гостиничных комплексов и пляжей. Наконец, находим удобное место, съезжаем к озеру, располагаемся. Рядом никого нет, красота.
Вид на Иссык-Куль.
Съели дыню, разложили спальник, спим.
8 августа. Просыпаюсь от жуткого грохота, открываю глаза — вокруг машины четыре мужика, двое из них с палками. Все стучат по стеклам автомобиля. Молниеносно проскальзываю за баранку, запускаю мотор, уже готов валить. Приоткрываю окно:
— Че надо?
— Эээй, бра-а-ат, выходи, поговорим.
— Не, давай так пообщаемся.
— Ой, мы не хотели тебя тревожить, извини, брат. Есть курить?
Протягиваю ему сигарету.
— Эй, а дай три,
— На.
— Брат, извини, не хотел потревожить.
Уходят. Смотрю им вслед и пытаюсь понять, что же все-таки произошло. Такие шутки легко могут окончиться плохо: у меня могло быть оружие, и от такого бодрого пробуждения я мог бы их перестрелять. А мог просто нажать гашетку и давить их здоровенными колесами. Короче, зря они не берут в расчет то, что жертва может быть особенно пугливой, неадекватной и с обостренным чувством самосохранения. А я рад, что смог сохранить относительное спокойствие и не начудил.
Умылись, искупались и на Барскаун. Ехать далеко не пришлось, были совсем рядом. Ну что сказать. На самом въезде в ущелье появилось ощущение, что попал в сказку. Безумно красиво. Словами не передать. Останавливались каждые, наверное, метров 100. Хотелось сфотографировать все и со всех сторон. Такой красоты не видел ранее ни разу.
Наслаждаясь местными красотами, продолжаем подниматься в сторону перевалов. Добрались до КПП, заплатили за въезд 100 сомов и дальше. На высоте примерно в 2700 метров пропала тяга двигателя. Перевал первый — Сары-Мойнок, 3442 метра, второй — Барскаун, 3819 метров и, наконец, миновав плато Арабель, попадаем на последний на нашем пути перевал — Суек, высота 4028 метров.
На перевале Суек. Весь снег растаял, одни лужи вокруг. На высоте в 4000 метров почти совсем нет растительности, кое-где встречается снег. Дыхание перехватывает, голова тяжелеет — сказывается нехватка кислорода.
Разворачиваюсь и назад. Перед перевалом Барскаун нас останавливает сотрудник сопровождения, просит подождать, пока пройдет конвой из 12 машин. Ждем. Этот мужчина угостил нас горячим чаем с молоком, я рассказал о своих впечатлениях от их природы. Оказывается, в этих краях находится золотодобывающий рудник «Кумтор», принадлежащий канадской компании Centerra Gold. Собственно, все конвои направляются именно туда — везут воду, топливо, продукты.
Конвой прошел — едем дальше. Добрались до КПП, здесь нас попросили открыть багажник — проверяли, не прихватили ли мы с собой канадскую собственность. Организовали привал около небольшой заводи с красивейшим видом на горы. Бензин еще оставался, но я все-таки решил осушить одну канистру. Заправились, отдохнули.
Во время привала заметили водопад на одной из вершин. До этого мы уже несколько раз слышали про водопады Барскауна, но как-то не придали этому значения. Нам пора уже было выдвигаться в Казахстан, да и покушали мы хорошо, поэтому вынуждены пропустить данную достопримечательность. Направляемся в сторону границы — населенный пункт Кеген. Уже по пути выясняется, что таможня не круглосуточная. Все равно едем.
После Каракола дорога сильно портится. Тьма, асфальт, как решето — то появляется, то исчезает.
Иногда встречаются участки, отсыпанные крупными булыжниками. Навигатору, кажется, бездорожье больше по душе и он направляет в какие-то дебри. Никогда бы не подумал, что это считается дорогой и это стоило рисовать на картах Навитела. Обитатели редких ферм смотрят на нас с удивлением. Стойкое ощущение, что наш маршрут проходит по высохшей горной реке. Ночь, тьма, мокрые камни под колесами, в метре от борта обрыв. Жуть, короче.
Спустя пару часов скитаний по неведомым местам, добираемся до какого-то населенного пункта, на развилке несколько машин, что-то похожее на пост ДПС и ходит мужик в полицейской фуражке. Добегаю до него, интересуюсь, куда меня занесло и что надо сделать, чтобы вернуться в Казахстан. Оказывается, что направление я выбрал верное, и осталось всего ничего. Благодарю за информацию и мчу в направлении границы. Асфальт то появляется, то резко пропадает, то словно посреди дороги вырыли окоп. Около часа виражей и мы наконец-то достигаем границы. Вдоль трассы уже стоят два автомобиля: один — 154 регион, другой — 22. Раскладываем постель и спать.
9 августа. Просыпаемся, умываемся и на границу. Все проходим без каких-либо проблем. С казахстанским пограничником разговорились про томскую футбольную команду «Томь». Был приятно удивлен, что так далеко от Сибири кто-то интересуется нашим местным футболом. После границы сразу направляемся в сторону каньонов. Добираемся до поселка Чунжа. Пытаемся узнать у местных, как добраться до каньона Темирлик, нас отправляют то в одну сторону, то в другую, по-русски говорят плохо. Кое-как находим съезд и упираемся в гостиницу. В сам каньон на машине проехать не удалось, хотя несколькими годами ранее можно было.
Выдвигаемся на Каинды. По пути совершаем пару остановок.
Добрались до места, откуда открывается безумно красивый вид на реку Чарын.
Там разговорились с туристами из Алматы, в разговоре они упомянули озера Кольсай, которые расположены совсем рядом с Каинды, а, значит, их нужно посетить тоже. Выдвигаемся сразу на Кольсай. Встречаем вот знак, предупреждающий о въезде в приграничную зону. Здесь, вероятно, могут потребоваться наши пропуска.
Мчим на озера. Дорога, важно отметить, безобразная: рваный асфальт сменяется низкосортной гравийкой. Едем, а перед нами девушка с парнем на мотоцикле. Ну, думаю, психи какие-то: нормальные по такой дороге на мотоцикле не поедут. Почти доехали до озера, а тут КПП. Там нам сообщают, что для въезда нужно заплатить около 1600 тенге. Сумма-то небольшая, но суть в том, что у нас последние 2000 тенге. А менять негде. Решаю ехать назад — на Каинды, ибо последние деньги лучше потратить именно на него. Спешно знакомимся с ребятами-мотоциклистами, выясняется, что они тоже собирались на Каинды, едем вместе. Дорога до озера Каинды проселочная и очень узкая, в некоторых местах сложно разъехаться со встречным автомобилем. По пути нам даже пришлось пересекать небольшую горную речку.
Добрались до парковки у озера, оставили машину и мотоцикл и пошли искать тропу. Найти не сумели, решили вернуться за транспортом.
С парнем возвращаемся за техникой, девчонки идут дальше гулять. Берем машину и мото, спускаемся. Дорога очень узкая, местами мокрый грунт и крутые спуски. На двух участках было страшно: спуск крутой и извилистый, во время спуска машину стало тянуть вбок — на дерево. С трудом вырулил, спустились в самый низ.
Девчонок так и нет. Чуток подождал и даже не успев сделать нормальные фото, уехал в их поисках. Забрался на горку, о которой упомянул ранее и вверх. Нашли спутниц, поехал поставил машину на парковку и вновь пешком на озеро. Погуляли, посмотрели и назад.
Темнело. Ребята эти с Алматы и решили ехать домой, а это примерно 300 километров, из них около половины — практически бездорожье. Вследствие некоторой поломки мотоцикла было решено сопроводить их в город. Доехал из последних сил, заночевали.
Утром поехали на БАО, добрались до космостанции, полюбовались красотами. Это единственное место на всем пути, где у нас проверяли пропуски в приграничную зону.
К самой космостанции нам подъехать не разрешили, так что мы смогли подняться только до шлагбаума. Кстати, здесь же, на БАО, произошел неприятный инцидент с валуном, о котором я писал ранее. Погуляли и двинулись вновь на вокзал — ночевать.
10 августа. Ранним утром рванули досмотреть оставшиеся достопримечательности: Чарынский каньон и Бартогайское водохранилище. Добрались до каньона, на КПП с нас взяли экологический сбор в размере 1500 тенге и еще 2000 тенге за особенное разрешение на спуск вниз. Заплатили, поехали. Вторую сумму они взимают неофициально и разрешают спускаться только полноприводным автомобилям.
Надо ж самому попасть в фотокарточку.
Осмотрели все до последнего закоулка и выдвинулись на водохранилище. По приезде в точку назначения вновь уперлись на КПП, за который нас не пустили ни под каким предлогом — стратегический объект. Жаль, конечно, — не увидели еще один водопад. Ну ладно, расположились на водохранилище. Как-то грустно стало. Ведь мы уже на последней точке, далее только домой.
Бартогайское водохранилище (фото с телефона).
Отдохнули да в путь. Заночевали в той же гостинице «Акниет» на выезде из Алматы.
11 августа. Проснулся от боли в спине. Это был ад. Каждый шаг и движение ногой сопровождалось жуткой болью в пояснице. С трудом заполз за руль, поехали. К вечеру добрались до Балхаша, немного отдохнули на озере и решили ехать до конца — до Темиртау. Из последних сил кручу баранку, в Казахстане заправок мало, и я практически не встречал тех, которые оборудованы кофемашинами. Это грустно. Добрались, ночуем.1111
12 августа. Пробудившись понял, что боль в спине хоть и отступила, но не полностью. Но уже терпимо. Покупаем все необходимое и домой. Выехали во второй половине дня. Черт дернул поехать через Актау. Дорога сильно разбитая, лучше ехать по грунтовке, проходящей вдоль. Но буквально перед нами прошел ливень, и глина стала мокрой. Машина плывет, резина замыливается моментально.
Очень много глины (фото с телефона).
Решил забраться наверх, хотел попробовать ехать там. Но там тоже глина, тоже ехать плохо, еще и лететь в случае чего высоко. Опять на грунтовку. Ехали долго и упорно, и вдруг дорога уперлась в заросшее поле. Встал выбор: либо ехать далеко назад, либо попробовать забраться здесь. Мозгов мало, дури со смелостью хватило. Попытался забраться. Морда забралась наверх, но корма стянула вниз — уперся фаркопом в землю. Бочком спускался на грани переворота. Слез и сразу брюхом на большой камень. Туда-сюда, а он под рычагом. Зажмурился и дал газу. Выскочил, давай осматривать днище. Все целое. Вернулся в итоге назад и дальше ехал по дороге. Потеряли много времени, уже стемнело, а мы только подъезжали к Павлодару. Там и заночевали.
13 августа. Утром умылись, очнулись и в путь до Томска. Вскоре прошли границу, и мы наконец-то в родной Россиюшке! Спешим в Новосибирск, нужно было прикупить комод и еще кое-какую мебель в Икее. Добирались в режиме 120-140, дорога пустая и хорошая. Расход жуткий, посчитал позже — 16,3-16,6.
IKEA: мороженое, покупки и парковка. Как это все запихать и в без того полную машину — не знаю. Пока я совершал безрезультатные попытки впихнуть невпихуемое, ко мне на помощь подоспел мужик из соседнего авто на Кемеровских номерах. Кое-как все уложили, поблагодарил его за содействие — сам бы я не справился — и в дальнейший путь. Спустя несколько часов я уже попивал пивко в кругу семьи в родном городе. Каким бы ни было путешествие, возвращение домой является самым приятным и долгожданным моментом.
Милый дом! (фото с телефона)
Резюмирую. От подъезда до подъезда проехал 7003 км, ушло около 1050 литров и 42000 рублей на бензин. Последствия для автомобиля:
— индикатор подушек безопасности на панели
— сбита краска с фаркопа
— замят бампер и усилитель
— сломано крепление подкрылка переднего левого колеса
— сломана пластиковая защита под бампером.
Вот и все. На следующий день после приезда зашуршал и засвистел обводной ролик. Хоть доехать успел.
Интересные факты:
— за поездку было пройдено 3 разных пункта пограничного контроля, и ни на одном из них нас не просили открыть бокс на крыше;
— попрошайки Алматы и Бишкека просят милостыню не для себя, а для жены, которая «дома сидит голодная».
Посмотрели много интересного, пообщались с множеством различных людей, были и в однообразной пустынной степи, и в роскошных горах. Оно того стоило, хотя за счет высокой стоимости горючего отдых оказался не слишком бюджетным.