Белорусское порубежье 2017. Часть 3/3 (Минск — Бобруйск — Смоленск — СПб)

Белорусское порубежье 2017. Часть 3/3 (Минск — Бобруйск — Смоленск — СПб)

26.09.2018 | 12749 просмотров

Трудно описывать прошлогоднее путешествие, когда уже съездил в новое. Голова уже больше занята перевариванием полученных в этом году впечатлений. Но что делать, раз уж публикация последней части нашего рассказа о вылазке в Беларусь подзатянулась? Добравшись в первой части отчета большим табором с семью детьми до соседней страны и  прокатившись по Белорусскому поозерью, мы затем во второй части полюбовались «европейскими» достопримечательностями западной Беларуси и доехали до Минска.

Теперь я хотел бы рассказать о том, что мы успели увидеть за день в белорусской столице, а также описать наши приключения на пути домой. Мы прогуляемся по авиационным музеям и действующим заводам, постреляем по вражьим танкам, познакомимся с загадочным животным, которое все посылают в веселый Бобруйск, научим автомобиль летать и мгновенно перемещаться в пространстве, а затем, что приятно, вернемся к заждавшимся нас родным.

ДЕНЬ 7 (Пт 30.06.2017): Минск

Столичный лоск в стиле техно. Много ли кушает ваш автомобиль? Кому что потереть? Безудержный креатив минских жителей.

О катке войны во время нашего путешествия по западному порубежью СССР приходилось вспоминать не раз и не два. Минск во время Великой Отечественной был превращен отступающими и наступающими армиями просто в труху. Впрочем, в истории города это происходило с незавидной регулярностью. И Владимир Мономах город сжигал в отместку за разорение Смоленска, не оставив тут, словами летописи, «ни челядина, ни скотины». И французы тут порезвились под руководством Наполеона, так что город вновь пришлось возрождать из руин. И ведь возрождали, отстраивали, обживали заново снова и снова… доказывая еще раз трудолюбие и упорство «тутошних». От старого Менеска или Менска не осталось, в результате, почти ничего. Что осталось — мы, конечно, постарались посмотреть. Но, в целом, наши впечатления от столицы были связаны больше с техническими достижениями и военными шрамами Беларуси, чем с седой стариной.

Сами мы в Минске ночевали на квартире, любезно предоставленной в наше распоряжение минскими друзьями. А для родственников сняли трехкомнатную квартиру в центре. Квартира оказалась роскошная, просторная, много полезной и (что приятно) работающей бытовой техники. Заплатили 115$ за две ночи. Здание стояло на относительно тихой улочке Толбухина, но недалеко от метро и в двух шагах от центральной улицы Минска.

Проспект Независимости, одна из самых длинных улиц Европы, 10 (десять!) раз менял название. По его топонимике можно, наверное, всю историю города и страны изучать. Успел он побывать и Гитлер-штрассе, и проспектом Сталина. Взят под охрану как архитектурно-культурный ансамбль середины XX века. Сталинский ампир, в общем.


Проспект Независимости.

Ну всё, на местности мы освоились, можно выбирать первую мишень для осмотра. Вообще, изначально в качестве таковой был намечен Красный костел в центре Минска, где, по утверждению прочитанных мной отчетов, каждую пятницу в 10:30 игрались органные мессы, причем, совершенно бесплатные. Однако созвон с местными католиками информацию не подтвердил. Концерты бывают, но довольно редко, а в этот день никаких служб в костеле запланировано не было. Пришлось быстро менять планы. Отправляться гулять по историческому центру города пока смысла не было. У нас уже были планы днем, о которых чуть дальше, а гулять, постоянно поглядывая на часы, — удовольствие сомнительное.

Наши минские хозяева предложили несколько вариантов, как можно скоротать время, в т.ч. довольно экзотичные. Неподалеку от места нашего ночлега есть очень своеобразный «автосалон». Там можно встретить роскошнейшие машины, посидеть в каком-нибудь Бентли или Lamborgini. Но изюминка этой площадки в другом. Пока Сочи не стал превращаться в игорную столицу России, на роль нашего Лас-Вегаса претендовал как раз Минск. Подвыпившие россияне, нарвавшись на обратном пути из казино на местных гаишников и оплатив штраф, тут же снова садились за руль, уверенные, что два раза снаряд в одну воронку не падает. А поднаторевшие в этом деле белорусы уже дежурили за углом. Дело в том, что в Беларуси действует прогрессивная шкала наказаний за повторные нарушения ПДД. За второй подряд за год случай вождения в пьяном виде, здесь не просто права забирают или штраф налагают, а изымают автомобиль в доход государства. В итоге крутые машины наших соотечественников теперь украшают собой штрафную площадку, в ожидании, пока их кто-нибудь выкупит.

Маленькое отступление насчет ПДД. В целом, они, конечно, не слишком отличаются от российских, но некоторые нюансы есть. Обгоном считается только выезд на встречку, так что по своей стороне дороги можно обгонять машины и в зоне действия знака. Полезно помнить, что в Беларуси огромный штраф за отсутствие страховки. За выброшенный в окно «бычок» можно заплатить примерно 20$.

Бесплатно посетить самопальную выставку автороскоши – это, конечно, заманчиво. Но мы все же выбрали другую мишень неподалеку — авиамузей при Минском аэроклубе. Клуб действующий, при нас там отмечали выпускной какие-то курсанты, кто-то договаривался о полетах или прыжках с парашютом. А с 2009 года здесь стали собирать и коллекцию авиатехники, открытую для посещения туристов. И результаты, должен признать, уже впечатляют.

Экспонаты музея авиатехники:

Вместе с минскими друзьями мы погуляли по большому полю, удивляясь причудливым летательным аппаратам, вчитываясь в пояснения, залезая на доступные к осмотру самолеты.

Всю коллекцию мы осмотреть не успели. Надо было спешить к нашему следующему пункту — заводу, где производят огромные БЕЛАЗы. Я у кого-то в отчете прочел, что туда можно съездить с экскурсией. Написал email, получил ответ, забронировал время. И вот мы погнали из аэроклуба в Жодино, где раскинулись цеха этого промышленного гиганта.

Примчались с небольшим опозданием взмыленные в помещение, где как раз на большом экране шли заключительные титры фильма о БЕЛАЗах и их использовании по всему миру.

— Ну что, понравился вам фильм?! — жизнерадостно спросила девушка-экскурсовод.
— Очень! — хором воскликнули наши дети и захихикали.

Впрочем, думаю, что мы не очень много потеряли. Нас всех быстро обрядили в обязательные на производстве жилеты и повели, для начала, по музею.

Казалось бы, на что там смотреть? Основная экспозиция музея состоит из моделей выпускавшихся на заводе транспортных средств. Ладно детям, но нам-то модельками любоваться?! Однако с хорошей экскурсией и такие экспонаты оказались очень даже интересными и познавательными. Нам рассказали, как менялся модельный ряд завода, похвастались успехами и честно рассказали о провалившихся идеях.


Модели в музее БЕЛАЗ.

Но, конечно, не ради этого приезжают сюда туристы и выкладывают за экскурсию по 300 руб. с взрослого и 150 с ребенка. Самое интересное началось, когда нас посадили в автобус и повезли по территории завода. По дороге нам рассказывали и показывали, где огромные грузовики собирают, где испытывают в деле. Объяснили, для чего прямо на территорию завода заходит собственная железнодорожная ветка. Перегнать БЕЛАЗ к месту эксплуатации своим ходом невозможно: ни одно шоссейное покрытие не выдержит эту махину. После испытаний его разбирают обратно на запчасти и отправляют отдельным составом. На один  грузовик требуется 27 железнодорожных платформ! Впрочем, даже если бы и придумали асфальт, в котором БЕЛАЗ не утонул бы, не думаю, что ездить на существенные расстояния было бы для него рентабельно. Знаете, сколько его движки кушают на 100 км? 1800 л. Нет, пожалуй, лучше прописью: одну тысячу восемьсот литров бензина на 100 км!!! Вы еще считаете свой автомобиль недостаточно экономным?! ;)

Впрочем, хватит цифр — мы приехали.

Цех, где собирают супер-гиганты, нам показали, но там внутри фотографировать запрещено. Зато про готовые машины, терпеливо ждущие покупателей на улице, рассказали много, а главное — позволили по ним полазать, осмотреть и сверху, и снизу — отовсюду. Что тут комментировать — смотрите.


БЕЛАЗы.

Фотографии, конечно, не передают и доли наших впечатлений. Поверьте на слово — это круто! Рекомендую безоговорочно. Как там, у Стругацких:

«Если бы я не был программистом, я бы обязательно стал шофером и уж работал бы не на плюгавенькой легковушке, и не на автобусе даже, а на каком-нибудь грузовом чудовище, чтобы в кабину надо было забираться по лестнице, а колесо чтобы менять с помощью небольшого подъемного крана».

Не знаю, насчет водителя, а Артёмка мой с тех пор мечтает после школы пойти работать на завод БЕЛАЗ. =)

С подаренными напоследок маленькими игрушечными самосвалами в руках едем обратно в сторону Минска. Но поскольку мы едем тем же путем, то невольно задумываемся о том, что в авиамузее мы посмотрели хорошо, если половину. Ладно, я лукавлю, задумались мы об этом еще до посещения завода и даже заранее попросились у билетерши, чтобы нас пустили в авиамузей еще раз по утренним билетам. Тетенька не подвела, и вскоре мы уже снова разглядываем большие и малые летательные аппараты.

Мне на этот раз свезло пристроиться к экскурсии, которую проводил молодцеватый паренек в форме.


Экскурсовод     .

О каждом из экспонатов он рассказывал так, будто лично не только пилотировал, но и проектировал эти чудеса техники. А особым удовольствием стало для нас залезть в огромный по размеру десантный вертолет (что-то нас сегодня на гигантоманию пробило).

Некоторые его даже попилотировали в удовольствие:

На этом основная программа была завершена. Вернувшись, мы озаботились ужином и всей большой компанией собрались в находящееся неподалеку кафе «Васильки». Там оказалось вполне комфортно, вкусно, еще и скидку мне дали как «имениннику в ближайшую неделю». Поели, в итоге, на 109 бырчиков (порядка 3100 руб.) на 10 человек.


Ужин в кафе «Васильки».

Дети после этого, кроме моей старшенькой, заявили, что для них на сегодня впечатлений более чем достаточно, и уселись за мультик. А мы (трое взрослых плюс Лия плюс наши минские друзья Зьмитер и Лена) отправились гулять по вечернему Минску. Проехав чуть-чуть на метро, мы (переждав ливень) вышли уже совсем в центре города, у Красного костела.


Красный костел.

Костел св. Симеона и Елены был построен в 1910 году, чтобы увековечить память умерших детей минского аристократа Войниловича. Местные легенды уверяют, что сначала он был из белого кирпича, но покраснел от стыда, когда закончились деньги на его постройку. Ну… нам он показался вполне достроенным и довольным собой. ;)

Зьмитер, который и сам мог бы послужить местной достопримечательностью, охотно давал пояснения, рассказывая, что где раньше было. Мы тем временем, уже вовсю гуляем по Вышгороду — относительно уцелевшей или хорошо восстановленной части старого Минска. Тут на каждом шагу сувенирные лавки, уличные исполнители, художественные промыслы и забавный креатив:

Совсем уж безудержный креатив мы обнаружили чуть дальше, ближе к набережной. Вот там почти никто из нашей компании не удержался от того, чтобы засунуть голову в непонятную ловушку для туристов:


Нечто.

Однако уловить нас надолго сложно. Вырвавшись из паутины безудержной фантазии местных творческих людей, наша компания выгуляла на площадь Свободы — что, конечно, символично.


Площадь Свободы.

Там нас уже поджидал свободный экипаж (вообще-то, он принадлежит губернатору, но пока тот занят важными государственными делами в ратуше, можно покататься).


Экипаж губернатора Захария Корнеева.

Тут же на площади установлен памятник Магдебургскому праву, полученному Минском в 1499 году. Тоже свобода, своего рода: право иметь, среди прочего, собственные городские весы.

А мы продолжаем прогулку по Верхнему городу.


Вышеградские улочки.

Попадаются тут забавные переплетения старого и нового: реставрированный дом с забранными в ажурную решетку трансформаторными агрегатами, например:


Древняя трансформаторная.

Мимо причудливых памятников непонятно чему движемся к набережной реки Свислочь.

Перешли через реку и продолжили прогулку по другому ее берегу, мимо острова Слёз.

Там мемориал, посвященный погибшим афганцам. Говорят, очень трогательный, с ангелом, оплакивающим не вернувшихся с войны. Но есть повсюду такие люди, которым обязательно всё надо потрогать, потереть на счастье и т.д. В Беларуси мы на многих памятниках видели «счастливые носы» разных исторических персонажей.


Ленин с носом в Минске.

А вот на остров Слёз повадились свадебные кортежи, и натирают они ангелу не нос (что тоже было бы глупо), а совсем другое место. Что уже и вовсе противно: где озабоченные интимной жизнью парочки, а где наши павшие?! Ну их, извращенцев. Не пойдем мы на этот остров, он и с набережной красив. Лучше просто полюбуемся эффектной подсветкой современных зданий вдоль реки.


Подсветка.

Ну и мы были бы не мы, если бы не попытались залезть куда-нибудь повыше, чтобы посмотреть на Минск свысока. :) В столице Беларуси это обычно делают с одной из двух точек. Можно забраться на новую Библиотеку. Выглядит она очень футуристично, видно с нее далеко. Но фотографии оттуда меня совсем не впечатлили, да еще и вход платный. А тут совсем неподалеку нашлась гостиница «Беларусь», у которой на крыше, на высоте 73 метров над землей, тоже смотровая. Правда, когда мы пришли, нас стали убеждать, что уже поздно, темно, подсветку сейчас выключат и т.д. Но всё равно позвали начальника охраны, и он нас поднял на лифте погулять. Вход, вроде бы, тоже должен быть платным, но хоть убей не помню, чтобы мы что-то платили. :)


Виды сверху.

Спускаясь, наш Зьмитер спросил охранника, правда ли в народе говорят, что под гостиницей плывун, и ее фундамент приходится постоянно замораживать, чтобы не рухнула? На что тот возмущенно ответил: «Да вы что! Это вы, наверное, с Национальной библиотекой перепутали!». =) Из чего мы поняли, что конкуренция между этими смотровыми носит весьма ожесточенный характер.


Идем обратно.

Напоследок, перед тем как нырнуть в метро, увидели еще памятник недавней трагедии, унесшей жизни множества людей. Тогда, в 1999 году, сильнейший ливень заставил сотни минчан искать убежища в подземном переходе, не рассчитанном на такую толпу. В сочетании с паникой это привело к гибели 53 человек, в основном, подростков. :(


Место трагедии.

Что же, важно помнить все странички собственной истории. Завтра мы продолжим с ней знакомиться, вспоминая войну. Попытаемся выяснить и почему все отправляют жывотное в Бабруйск. Ну и до Смоленска, одного из любимых моих российских городов, доберемся, наконец.

ДЕНЬ 8 (Сб 01.07.2017): Минск — Бобруйск — Смоленск

Из всех калибров! Бабруйские жывотные, жыцце и любовь к маме.

Время, проведенное в Беларуси, стремительно приближалось к концу. Но последним нашим днем на белорусской земле следовало распорядиться с умом. Перед тем как покинуть Минск, мы хотели посетить здесь еще что-нибудь, связанное с Великой Отечественной. Мест здесь таких полно, но мы выбирали из двух. В самом Минске есть Музей истории ВОВ. Его новое здание, говорят, прекрасно оборудовано и мне лично казалось оптимальным выбором. Но убедить остальных путешественников в интересности этого музея мне не слишком удалось. Победила «Линия Сталина» — хорошо раскрученная площадка для исторических реконструкций и военных игр неподалеку от Минска.


Линия Сталина.

В тридцатые годы прошлого века вдоль западной границы СССР была построена мощная линия оборонительных сооружений. В нашей стране ее никогда официально не называли линией Сталина, но в западной прессе это название прижилось. Когда за пару лет до нашего вступления в войну с Германией граница передвинулась на запад, система пограничных укрепрайонов оказалась не при делах. Ее законсервировали и стали обустраивать новую «линию Молотова». Впрочем, к началу войны новые рубежи достроить не успели, а отступающие части нашей армии кое-где пытались воспользоваться и старыми укреплениями. Почти везде прежние укрепрайоны продержались не более двух недель, но в той катастрофе и это было кое-что.

Вот на базе Минского укрепрайона и создали мемориальный комплекс «Линия Сталина», куда мы направились. Приезжать туда лучше рано утром, когда народу не так много. Но у нас, как уже, наверное, всем понятно, такие фокусы не выходят. Поздний завтрак во все том же кафе «Васильки», долгие сборы и прощания с нашими белорусскими друзьями, спешная закупка сгущенки-тушенки в качестве сувениров… и когда мы, наконец, выезжаем, на часах уже 13:00. Хорошо, что ехать недалеко. Через полчаса мы уже на парковке комплекса.


На парковке.

Одна из главных заманух этого места — возможность пострелять холостыми из разных видов оружия.

А вот и тот самый «немецкий танк» — мишень:

Колоритные дядечки помогают разобраться с оружием, координируют стрельбу.


Стрельбище.

Дети, конечно, были в восторге.

Взрослые, впрочем, тоже не все устояли. Некоторые иначе как из танка по врагу стрелять отказывались.


Выстрел.

Практически оглохнув на стрельбище, мы отправились осматривать обширную территорию с выставленной на ней бронетехникой и ракетными комплексами. Здесь, кстати, людей было совсем немного.

Устройства для убийства себе подобных тут замысловатые, изучать их было интересно. Хотя мне больше понравились полуразбитые или даже вовсе разобранные и списанные боевые машины на краю музейной территории. По ним и полазить можно было всласть, и смотрелись они не так «музейно».


Списанные танки.

Комплекс зарабатывает как может, в т.ч. довольно странными, на мой взгляд, ролевыми играми и соревнованиями.

Снова вернувшись поближе к месту стрельб, мы нашли несколько восстановленных и реконструированных дотов, наблюдательных пунктов, в общем — всего того, что, собственно, и составляло «укрепрайон».

На обратном пути наши самые голодные путешественники приметили каких-то несусветных размеров шашлыки и решили здесь же и пообедать.

Вскоре 90% нашей тургруппы наслаждались шкворчащим мясом, а 10% сооружали себе вегетарианский обед из того, что прилагалось к мясу в качестве закуски:

На этом программа была завершена. Скажу честно, мне и сейчас кажется, что музей истории войны в самом Минске мог оказаться интереснее. Линия Сталина — это все же больше аттракцион для скучающих туристов. Но качественный, масштабный, хорошо организованный аттракцион. Стоит своих 300 руб. с взрослого и 150 с ребенка.

Теперь пора, наконец, и в путь-дорожку. Время-то уже почти 16:00. Через 20 минут выскакиваем на МКАД. Да, вот так быстро, от Минска до… Минской кольцевой, не Московской все-таки. Резво идем по магистрали, но потом съезжаем с нее по местной М5. От Минска к самой границе с Россией ведет отличная магистраль, по которой можно лететь с хорошей скоростью, причем, для российских граждан – бесплатно (имейте в виду, что бесплатный проезд не распространяется на машины тяжелее 3 тонн, в т.ч., возможно, тяжелые внедорожники).

Но когда я упомянул, что сделав не слишком большой крюк, мы можем заглянуть в Бобруйск, и у Наташи и у Ивана сразу загорелись глаза. Всё же интернет-мемы так просто из головы не выветриваются. Наше с ними поколение выросло на «олбанском» языке интернет-общения. Побывать там, куда нас не раз посылала наглая молодежь на интернет-форумах, это так заманчиво… Так что, «в Бабруйск, жывотное!»

Наши минские друзья не могли с уверенностью предположить, откуда взялась традиция посылать «жывотных» именно в славный город Бобруйск? Рассказали только, что в послевоенной Беларуси этот город стал самым еврейским. В смысле, еврейским он был и до войны, но здесь евреи оказались очень сообразительными, вовремя ушли в леса, хорошо дрались в партизанских отрядах и «окончательно решить еврейский вопрос» оккупантам не позволили. В результате, Бобруйск стал своеобразной белорусской Одессой, со своим юмором и культурой. Здесь есть своё «бобруйское сало» — репчатый лук, есть связанная с этим поговорка «ешь животное!». Может, всё это как-то повлияло на рождение популярного в «олбанском» выражения.

Но если куда именно посылают нам точно установить не удалось, то идентифицировать прописавшееся в «Бабруйске» животное оказалось куда проще. Оно и название городу дало, и на въезде в него нас повсюду встречало…


Въезд в Бобруйск.

Попасть в центр белорусской Одессы оказалось не так-то просто. В Бобруйске заканчивали праздновать день города, и все дороги были перекрыты. Наконец, большими трудами, мы все же нашли улочку в пешей досягаемости от центра, где и припарковались. День был обильный ливнями, но разглядывать местечко это нам не помешало.


Старый Бобруйск.

В советской литературе Бобруйск увековечен детьми лейтенанта Шмидта в «Золотом теленке».

Город явно до сих пор благодарен Ильфу и Петрову за такое внимание:


Шура Балаганов и золотой теленок.

Видимо, с тех пор Бобруйск очень высокого мнения о своих культурных достижениях:


Центр мира.

Впрочем, когда на асфальте пишут такие трогательные послания маме, с этими притязаниями можно и согласиться.

Гуляя наугад по городу, мы наткнулись на загадочного назначения башню с очень заманчивой лестницей, которой некоторые из нас не преминули воспользоваться для лучшего обзора. Впрочем, нас оттуда быстро согнали без объяснения причин.


Башня.

Продолжая наши исследования странного города Бобруйска, мы умудрились наткнуться на очень колоритных персонажей.

А самое забавное, что из подслушанного разговора следовало: ребята эти не местные, из Москвы приехали! Может, их сюда как-то уж очень убедительно послали?!

Точно! Жывотное!!! Нельзя побывать в Бобруйске и не навестить местных бобров. По крайней мере, самых именитых. Их тут два. Один, верховный городской бобёр, вежливо приветствует всех на площади.

А другой, еще более респектабельный, вальяжно расселся на скамеечке неподалеку.

 

Есть здесь и грустные напоминания о бедах, не обошедших весёлый Бобруйск стороной…


Памятник жертвам репрессий.

Вот такое оно, местное жыццё, всего понамешано, и смешного, и печального:

Тут разверзлись хляби небесные, и обратно мы пробирались через мгновенно случившийся на городских мостовых потоп. Ну да нет худа без бобра, когда еще представится возможность вернуться в детство и весело попрыгать по лужам?

Всё, для первого знакомства — достаточно. Пора на Родину ехать. Из центра Бобруйска мы выехали около 20:00. Шоссе здесь не магистральное, но качества приличного. За 2,5 часа доезжаем до Орши, любуясь по дороге роскошным закатом.

Еще через полчаса, проехав от Бобруйска 275 км, мы оказались на российской границе. Контроля, на этот раз, не было никакого. Зато была изрядная пробка, выстроившаяся из фур на полосе, для них, вроде бы, и вовсе не предназначенной.

Впрочем, пересечение погранполосы заняло у нас только 20 минут. Мы сразу отметили и оценили ярко освещенную дорогу по нашу сторону границы. У белорусов была темень кромешная, а тут — всё утыкано фонарями, сплошное зарево огней. Не успел я сделать глубокомысленные выводы о пользе собственных нефти и газа, как вся эта красота закончилась. Она была очень демонстративно сосредоточена на первых нескольких километрах российской земли. А дальше — такая же кромешная тьма и почти полное безлюдье.

Чуть заполночь мы въезжали в славный город Смоленск, а в 00:40 припарковались перед домом наших гостеприимных друзей, готовых, несмотря на столь поздний час, кормить, поить и укладывать нас спать.

Пробег за день 577 км, от выезда с линии Сталина до финиша 8:50 часов, средняя скорость движения 82 км/ч.

ДЕНЬ 9 (Вс 02.07.2017): Смоленск

В Смоленске наш экипаж ночевал в гостях у моего друга, пастора местной евангельской церкви. На пару с еще одной семьей он выстроил дом в частном секторе Смоленска. Вот в его половине дома мы и расположились. Три их дочки, все очаровательные, но невероятно разные по характеру, тут же взяли в оборот моих детей, и после этого о них можно было забыть. Этот же мой друг предложил помочь и с размещением второго экипажа. Но вариант, который он подобрал, обломился чуть не за день до нашего прибытия. Виктор бросился искать другие возможности, как-то случайно вышел на соседа по той же улице, и оказалось, что тот сдает верхний этаж своего особняка, причем, вполне недорого. Заодно и с соседом познакомились.

Отблагодарить наших гостеприимных хозяев мне было нечем, но на предложение подменить Виктора и выступить в их церкви я согласился с радостью. Так что утром в воскресенье мы отправились на богослужение.


Молитва за детей в церкви.

Наташа и Иван чувствовали себя довольно плохо, подхватили мы все какой-то вирусняк напоследок. Но все же тоже заглянули на службу. Обедать с нами, правда, отказались наотрез, предпочли вернуться домой и выспать заразу. А мы устроили себе обед-экскурсию в кафе «Русский двор». Это своеобразная достопримечательность Смоленска, бистро в псевдо-русском стиле, с изобилием узоров под хохлому, позолоты и т.д. Еда, как мне показалось, стала похуже, чем в 2009 г., когда мы последний раз были с семьей в Смоленске. Но глянуть стоит. Жаль, внутри фотографировать строго запрещено. Только вокруг поснимали.


Возле кафе.


Корова в цвет платья.

Воссоединившись с родственниками, едем через центр Смоленска, любуясь его парадной стороной. Правда, любоваться надо осторожно, не отвлекаясь от дороги. После уравновешенной и дисциплинированной Беларуси, наши камикадзе, пересекающие перекрестки по диагонали, доставляют.


Через центр Смоленска.

Кремлевская стена на фотографии — это ее единственный отреставрированный музейный кусочек. Но Смоленск я люблю за масштаб крепостных укреплений. Город этот возник на пути из варяг в греки, через него проходили торговые потоки между Киевом и Великим Новгородом. Со временем смоленское княжество сумело добиться самостоятельности и даже избежало монгольского вторжения. А вот дальше оно оказалось на том самом порубежье, которое мы исследовали в этом путешествии, и веками страдало в жерновах борьбы между Московским княжеством и Великим Княжеством Литовским, переходя из рук в руки. Крепости здесь строили с незапамятных времен, в основном — деревянные. А 4 века назад архитектор Федор Конь получил задание создать в Смоленске мощную твердыню на западных границах Руси. За его плечами уже был и Московский Белый город и возможность изучить опыт Тулы с Нижним Новгородом. Но Смоленская крепость строилась как мощнейшая из них. Крепостная стена в три яруса с 38 башнями протянулась на 6,5 км, до нашего времени сохранилась примерно половина. Вскоре мы уже парковались у одного из таких уцелевших участков.


У стены Смоленской крепости.

К сожалению, власти города практически ничего не делают, чтобы сохранить эту замечательную постройку.

Я даже не говорю о полномасштабной реставрации. Я-то, как раз, люблю заброшку, руины, по крайней мере, куда больше, чем многие вылизанные до полного ощущения однотипного новодела архитектурные шедевры России. Но сейчас крепостные стены Смоленска — это места для пьяных молодежных компаний, мусорных свалок и общественного туалета в каждой башне. Мне просто непонятно, почему нельзя установить минимальную плату за вход на стену (рублей 10-20, что ли) и вырученные деньги пустить на то, чтобы элементарный мусор убирать и самые опасные места огородить. Нет, после каждого несчастного случая со смертельным исходом, какие-то башни запирают, людей пытаются туда не пускать. Но и только. =(

Ладно, что есть, то есть, и мы отправились наверх, чтобы полюбоваться этой замечательной крепостью.


Лестница наверх.

Виды со стены открываются роскошные. Забравшись в еще открытые башни, можно представить, как несли здесь дозор смоляне, оглядывая окрестности.


Через бойницы.

Внутри башен царит запустение. Впечатление, что крепость все же пала под натиском врага.

А вот так выглядит стена во многих местах сверху:


Провалы.

Вы не подумайте, что я жалуюсь. Нам-то было в удовольствие лазить по нетронутой реставраторами крепости. Долго ли она простоит, при таком отношении, — вот это большой вопрос. Ладно, пора потихоньку возвращаться к парковке. Погода, пока мы гуляли, менялась на глазах. Сравните снимки ниже! А ведь между ними минут 15 прошло…

Кстати, кусок стены и башня, которые видны на этих фотографиях, сейчас используются как офис Водоканала! =)

Под сильнейшим ливнем и ураганным ветром возвращаемся к машинам и отправляемся к Успенскому собору. Церковь здесь когда-то еще Мономах строил, но от нее уже давно практически ничего не осталось. Может быть, из-за многократных перестроек, может еще из-за чего, но собор этот, особенно внутри, всегда казался мне каким-то скорее католическим, чем православным. Впрочем, внутрь мы в этот раз не попали, собор оказался закрыт, но мы всё равно прогулялись под сенью этого величественного сооружения.


Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Снова перебазировавшись в центр города, мы под продолжающимся дождем двинулись гулять. Но остановились, с некоторым недоумением разглядывая поливальную машину, старательно пополнявшую и без того глубокие лужи на асфальте. Видимо, погода погодой, а план по поливу выполнять надо! =\

Прошли вдоль кремлевской стены к вечному огню.


Найди гнома среди венков.

Посмотрели на памятник Отечественной войны 1812 года. Здесь, под Смоленском, две отступавшие российские армии успели соединиться и дать первый серьезный бой Наполеону, надеявшемуся разгромить их по отдельности. Это и отражено в аллегорическом памятнике, где два орла защищают гнездо от пытающегося его разорить «галла».


Памятник с орлами.

Тут же рядышком скульптура «Олень», когда-то прихваченная советскими солдатами из имения Геринга в Восточной Пруссии. Трофей было решено подарить смоленским детям. В прошлый наш визит мои дети все на него залезли по очереди. В этот раз тоже, только они слегка подросли за 9 лет.


Олень.

Так вот, прогуливаясь, мы вышли к Лопатинскому саду, где, среди прочего, полюбовались макетами смоленских достопримечательностей.

Сам парк тоже показался мне очень симпатичным, хотя в сумерках уже трудно было что-то толком рассмотреть. Кроме, разве что, фонарей-музыкантов, под чью безмолвную музыку мы и завершили этот насыщенный день.


Фонари.

ДЕНЬ 10 (Пн 03.07.2017): Смоленск — Старая Русса

Снова о приключениях. Телепортация, летний снег и прочий сюр. Когда две российские беды работают вместе.

Сегодня мы не будем любоваться достопримечательностями. Налюбовались уже, домой хочется. А вот приключения у нас будут. В рассказе о том, как мы оказались заперты коварным селем за Кавказским хребтом, я когда-то пытался сформулировать свои убеждения на этот счет: приключения — это правильно пережитые проблемы и беды. Ну, а какие у нас две главные беды в России, если верить классикам?! Вот именно… В роли одной классической беды в нашем случае будут выступать удивительные российские направления, не всегда понятные даже отечественным навигаторам. А роль другой сыграю, в основном, я сам. Зря что ли друзья когда-то хотели писать комиксы на тему «Борис и автомобиль». ;) Что же, почтеннейшая публика, позвольте позабавить вас в высшей степени поучительной историей о нашем возвращении домой!

То, что дорога из Смоленска в Питер таит много неприятных сюрпризов, можно было легко предугадать. Уж если наши местные друзья предпочитают ехать к нам в гости через Витебск, несмотря на заметный крюк… но в Витебске мы уже были. А где не были? А вот, например, в Старой Руссе ни разу не довелось. Не то, чтобы там уж так безумно интересно, судя по отзывам, но одного названия мне хватило, чтобы твердо решить закрыть еще одно белое пятно на моей личной карте нашей страны.

Выехали мы рекордно поздно. Пока собрались, пока попрощались, пока вернулись за забытыми у друзей вещами… в общем, окончательно наши две машины покинули Смоленск лишь в 14:40. Впрочем, поначалу все выглядело вполне безобидно. Идеальный асфальт, пустая дорога, люпины вокруг… благодать!

Иногда, конечно, попадаются участки дороги, где покрытие — так себе.

Но вскоре они снова сменяются отличным шоссе, позволяющим водителю отвлекаться на окрестные пейзажи и фотогеничные тучки на небе.

Отдельное развлечение в пути, знакомое, наверное, каждому автопутешественнику, — это таблички с названиями населенных пунктов. Они, конечно, повсюду встречаются очень забавные, но в этих краях концентрация необычных названий просто зашкаливает. Мы видели указатели «Борода», «Язва», «Конец»… или вот такие:

В половине пятого мы въезжаем в Псковскую область и почти сразу останавливаемся на пропускном пункте на платную дорогу. Направо уходила альтернативное бесплатное шоссе. Наш второй экипаж решительно устремился за шлагбаум, как и навигатор подсказывал. Я же подошел к персоналу пропускного пункта и поинтересовался: насколько плоха альтернативная дорога? Они пожали плечами и честно признались, что сами пользуются именно ей. Есть, мол, небольшой кусочек плохой дороги, но по расстоянию намного меньше и платить ничего не надо. Так мы и сделали. Бесплатная трасса, действительно, оказалась вполне проезжая. Разбитый участок был неприятный, но легко преодолеваемый по обочине — более ровной, чем проезжая часть.


Проезд по обочине.

А в остальном — все было нормально. Через полтора часа мы уже были в Великих Луках. А как там дела у наших родственников?!

Дела у них были… интересно. Когда нам говорили, что по платной дороге — большой крюк (но покрытие более качественное), речь шла о варианте проезда до конца этой самой платной трассы, чтобы уже оттуда свернуть к Великим Лукам. Другие варианты кассирам, с которыми мы беседовали, даже в голову не пришли. А вот навигатору — пришли. Он был категорически против такого крюка. Поэтому посередине платной дороги навигатор громко сказал: «Псс! Я знаю короткую дорогу прямо к цели».

И приключения, как обычно, не заставили себя ждать.

Дорога быстро превратилась в грунтовую, а потом и вовсе в лесную. Машина ехала по колее, с двух сторон стиснутой деревьями (как на такой дороге с кем-нибудь разъезжаться — не хотелось и думать). И тут навигатор решил добавить издевки и заявил нашим отважным путешественникам: «Вы ушли с маршрута!» На что тем хотелось ответить: «Если бы! Куда тут уйдешь-то?»

Спустя некоторое время навигатор милостиво вернул внедорожник на маршрут. Но зато, видимо устав от постоянных попыток нашего экипажа попасть кратчайшим путем из точки А в точку Б, сообщил им, что здесь такие шалости строго запрещены. Даже если им доступны разработанные для этого технологии будущего:


Что-то из научной фантастики...

Родственники вынуждены были сделать остановку, чтобы поверить своим глазам, просмеяться и запечатлеть удивительное сообщение для потомства. Потом им, наверное, пришлось все-таки отключить защиту от мгновенного перемещения в пространстве… во всяком случае, очень уж долго их ждать в Великих Луках не пришлось. Там все вместе и пообедали. Около 20:00 мы покинули город, известный нам, в основном, мясокомбинатом. Сюрреалистичные приключения продолжались. Лето в прошлом году было не слишком жарким, но все же увидеть рядом с дорогой снег — я никак не ожидал.


«снег»

Пришлось сделать остановку и сбегать сфотографировать это необычное климатическое явление. И только в упор смог понять, что никакой это не снег, а вовсе даже пластик, присыпанный сверху землей.

Хорошо хоть аисты, регулярно встречавшиеся нам по дороге, были не искусственными, а самыми что ни на есть настоящими!


Аисты на ели.


Аисты на дороге.

Между тем, в 335 км от Смоленска, мы покидаем шоссе М9 и сворачиваем по указателю на Старую Руссу. Тут должна звучать зловещая музыка, но поскольку у нас не кино, обойдемся лучшим другом искателя приключений — навигатором. По-моему, тоже вполне зловеще получилось:


Съезжаем в терра-инкогнита.

Асфальт сразу становится заметно хуже.

Особенно после пересечения границы Новгородской области…

Потом еще хуже…

Ситуация ненадолго улучшается в районе населенного пункта Холм. Но сразу после него начинается полный трэш.

И, наконец, примерно через 115 км после поворота в эти погибельные края дорога выбивает из нас всякую способность цензурно (или хотя бы членораздельно) выражаться, оставляя в машине лишь некие невнятные восклицания и междометия:


Без комментариев.

В наших путешествиях мы ведем бортовой журнал с записями о километраже, маршруте и встречающихся на пути приключениях. В данном случае показательна не сама запись, а резкое изменение почерка штурмана. Тоже хорошая иллюстрация к качеству дороги:


Комментарий в бортовом журнале.

Асфальт наладился после населенного пункта под названием Устье. Но было уже поздно.


Закономерный финал.

Всё это было бы не так уж страшно. Что мы, колесо не пробивали раньше?! Но я ведь обещал сагу о двух российских бедах. И даже согласился сыграть роль одной из них.

Дело в том, что, переобувшись после зимы, я просто побросал резину на дисках в багажник и на время забыл об этих колесах. Машина большая, в обычной жизни я багажником редко пользуюсь. Перед путешествием, примчавшись на дачу прямо с церемонии венчания, я бросился освобождать автомобиль, вытаскивая все лишнее. Зимние колеса перекочевали в дачный сарай на временное хранение. И в моей голове даже не мелькнула мысль о том, что одно из этих колес я использую в качестве запаски! =\ Ниша-то для запаски под днищем моего Доджа давно занята газовым баком...

В итоге мы оказались где-то на подступах к Старой Руссе с пробитым колесом, помятым диском и без всякой возможности что-то исправить. Пришлось нам дожидаться, пока Иван отвезет своих к месту ночлега, а потом вернется за нами, чтобы провести спасательную операцию. Караван мы скатили на очень кстати подвернувшуюся площадку возле дороги — дожидаться утра, которое должно быть мудренее. Так, хорошо заполночь, закончился этот весьма приключенческий день.

Пробег за день 504 км, от выезда до поломки 9 часов, средняя скорость движения 71 км/ч.

ДЕНЬ 11 (Вт 04.07.2017): Старая Русса — В.Новгород — СПб

В тени отеческих могил. Машина – на взлет! Яйца динозавров и взрыв мозга по-новгородски. Счастье – это когда все дома!

Утро последнего дня нашего путешествия застало потерпевших кораблекрушение в уютном «Коттедже в Старой Руссе». Мы, понятное дело, очень поздно приехали и задержались с выселением, но хозяева были терпеливы с нами и во всем шли навстречу. За домик и комнату в сумме отдали 5400 руб. на 10 человек.


Ночлег.

Старая Русса, действительно, старая. В летописях упоминается с XII века, а построена была, похоже, еще на пару столетий раньше. Звался тогда город просто Русой, состарился он к XVI веку, а лишнюю «с» приобрел всего лишь лет сто назад. Город был богатый за счет соли, а потом процветал благодаря… опять все той же соли, но уже в виде полезных для курортных отдыхающих соляных ванн. Археологи здесь уйму всего находят, а вот на поверхности почти ничего не осталось — что не сгорело в древних битвах, уничтожила Великая Отечественная. Несколько храмов, памятные места Достоевского и уже современные здания санаториев — все, чем здесь можно порадовать туриста. Уже немало, для небольшого, в общем-то, города.


Виды Старой Руссы.

Увы, подустали наши путешественники, выдохлись. Не уговорил я их сходить хотя бы в «Усадьбу средневекового ружанина», хотя она располагалась от нашего приюта вообще за углом. Предпочли побездельничать, фильмы какие-то посмотреть и т.д. А мы с Иваном тем временем думали, что с машиной делать. Новый диск предлагали заказывать из Новгорода или того дальше… в конце концов, решили для начала привезти Додж в город, а там уже думать.


Ищем эвакуатор.

Выбранный наудачу по интернет-объявлениям эвакуаторщик оказался очень добросердечным и усердным помощником в беде. Заехал за мной, повез к месту крушения. По дороге всё дивился, как это я рискнул оставить автомобиль на обочине, неужто не знаю, что с брошенными машинами случается? Можно подумать, что у меня был особый выбор… да и не на обочине я ее оставил. Прямо рядом с тем местом, где мы обнаружили поломку, оказался очень удобный съезд с узкого шоссе на небольшой, но даже асфальтированный пятачок:

Я еще успел подивиться: откуда бы? Вроде, дорожка дальше не ведет, парковку тут устраивать незачем — к чему асфальт?! Впрочем, тогда мне было не до этих загадок. А наутро, когда мы приехали смотреть, что местные жители оставили от моего Доджа, всё и разъяснилось!

Оказывается, встал я через оградку от воинского мемориала. К нему и «парковка». И машина моя стояла нетронутая под такой охраной. Воистину, «наши павшие, как часовые»!

Машина у меня для эвакуации крайне неудобна. Мало того что тяжеленная, так еще и трос цеплять ни сзади, ни спереди не к чему. По счастью, наш эвакуаторщик был обучен отправлять автомобили в полет…


Полетели.

Пока ехали, я его расспросил о жизни и работе. Мне казалось, что по таким дорогам его бизнес должен процветать. Не тут-то было. Шины тут часто рвут, но за помощью не обращаются. Даже если диск погнули — будут сами кувалдой махать, лишь бы денег не тратить. Вообще, как я понял по разговорам, с деньгами в Старой Руссе плохо. Из всех предприятий еще жив только завод, обслуживающий авиацию. При нас самолеты низенько летали. Мы с водителем успели даже о семейных невзгодах поговорить, о том, что делать, когда дети болеют. Но и о деле мой собеседник тоже не забывал: привез сначала в один шиномонтаж, потом в другой, пока не убедился, что мне не только диск выпрямят, но и подходящие шины найдут.


Прилетели.

За две шины и работу отдал 3500. Качество шин, при такой цене, понятно, но сезон они честно отходили, менял уже в этом году, перед новым путешествием. А тогда, ликующий, я возвращался своим ходом к заждавшимся членам экспедиции. Из Старой Руссы мы уехали только в 15:30. Надо бы, конечно, сюда вернуться когда-нибудь, достопримечательности посмотреть. Главное, по правильной дороге ехать, со стороны Великого Новгорода:


Дорога в В. Новгород.

До областного центра мы добрались чуть больше, чем за час. Моя Лия совсем недавно была в Великом Новгороде с хорошей школьной экскурсией и мечтала поработать для нас экскурсоводом.

Под аккомпанемент ее рассказов мы прогулялись между отлично отреставрированными древними соборами новгородского кремля…

… почти убедили младшего члена нашей экспедиции, что перед ним кладка динозавров…


Яйца динозавра.

… спрятались от дождя на крыльце музея, а потом, перебравшись по мосту через Волхов, почувствовали себя, наконец, настоящими туристами.