Белорусское порубежье 2017. Часть 3/3 (Минск — Бобруйск — Смоленск — СПб)

Белорусское порубежье 2017. Часть 3/3 (Минск — Бобруйск — Смоленск — СПб)

26.09.2018 | 12401 просмотр

Трудно описывать прошлогоднее путешествие, когда уже съездил в новое. Голова уже больше занята перевариванием полученных в этом году впечатлений. Но что делать, раз уж публикация последней части нашего рассказа о вылазке в Беларусь подзатянулась? Добравшись в первой части отчета большим табором с семью детьми до соседней страны и  прокатившись по Белорусскому поозерью, мы затем во второй части полюбовались «европейскими» достопримечательностями западной Беларуси и доехали до Минска.

Теперь я хотел бы рассказать о том, что мы успели увидеть за день в белорусской столице, а также описать наши приключения на пути домой. Мы прогуляемся по авиационным музеям и действующим заводам, постреляем по вражьим танкам, познакомимся с загадочным животным, которое все посылают в веселый Бобруйск, научим автомобиль летать и мгновенно перемещаться в пространстве, а затем, что приятно, вернемся к заждавшимся нас родным.

ДЕНЬ 7 (Пт 30.06.2017): Минск

Столичный лоск в стиле техно. Много ли кушает ваш автомобиль? Кому что потереть? Безудержный креатив минских жителей.

О катке войны во время нашего путешествия по западному порубежью СССР приходилось вспоминать не раз и не два. Минск во время Великой Отечественной был превращен отступающими и наступающими армиями просто в труху. Впрочем, в истории города это происходило с незавидной регулярностью. И Владимир Мономах город сжигал в отместку за разорение Смоленска, не оставив тут, словами летописи, «ни челядина, ни скотины». И французы тут порезвились под руководством Наполеона, так что город вновь пришлось возрождать из руин. И ведь возрождали, отстраивали, обживали заново снова и снова… доказывая еще раз трудолюбие и упорство «тутошних». От старого Менеска или Менска не осталось, в результате, почти ничего. Что осталось — мы, конечно, постарались посмотреть. Но, в целом, наши впечатления от столицы были связаны больше с техническими достижениями и военными шрамами Беларуси, чем с седой стариной.

Сами мы в Минске ночевали на квартире, любезно предоставленной в наше распоряжение минскими друзьями. А для родственников сняли трехкомнатную квартиру в центре. Квартира оказалась роскошная, просторная, много полезной и (что приятно) работающей бытовой техники. Заплатили 115$ за две ночи. Здание стояло на относительно тихой улочке Толбухина, но недалеко от метро и в двух шагах от центральной улицы Минска.

Проспект Независимости, одна из самых длинных улиц Европы, 10 (десять!) раз менял название. По его топонимике можно, наверное, всю историю города и страны изучать. Успел он побывать и Гитлер-штрассе, и проспектом Сталина. Взят под охрану как архитектурно-культурный ансамбль середины XX века. Сталинский ампир, в общем.


Проспект Независимости.

Ну всё, на местности мы освоились, можно выбирать первую мишень для осмотра. Вообще, изначально в качестве таковой был намечен Красный костел в центре Минска, где, по утверждению прочитанных мной отчетов, каждую пятницу в 10:30 игрались органные мессы, причем, совершенно бесплатные. Однако созвон с местными католиками информацию не подтвердил. Концерты бывают, но довольно редко, а в этот день никаких служб в костеле запланировано не было. Пришлось быстро менять планы. Отправляться гулять по историческому центру города пока смысла не было. У нас уже были планы днем, о которых чуть дальше, а гулять, постоянно поглядывая на часы, — удовольствие сомнительное.

Наши минские хозяева предложили несколько вариантов, как можно скоротать время, в т.ч. довольно экзотичные. Неподалеку от места нашего ночлега есть очень своеобразный «автосалон». Там можно встретить роскошнейшие машины, посидеть в каком-нибудь Бентли или Lamborgini. Но изюминка этой площадки в другом. Пока Сочи не стал превращаться в игорную столицу России, на роль нашего Лас-Вегаса претендовал как раз Минск. Подвыпившие россияне, нарвавшись на обратном пути из казино на местных гаишников и оплатив штраф, тут же снова садились за руль, уверенные, что два раза снаряд в одну воронку не падает. А поднаторевшие в этом деле белорусы уже дежурили за углом. Дело в том, что в Беларуси действует прогрессивная шкала наказаний за повторные нарушения ПДД. За второй подряд за год случай вождения в пьяном виде, здесь не просто права забирают или штраф налагают, а изымают автомобиль в доход государства. В итоге крутые машины наших соотечественников теперь украшают собой штрафную площадку, в ожидании, пока их кто-нибудь выкупит.

Маленькое отступление насчет ПДД. В целом, они, конечно, не слишком отличаются от российских, но некоторые нюансы есть. Обгоном считается только выезд на встречку, так что по своей стороне дороги можно обгонять машины и в зоне действия знака. Полезно помнить, что в Беларуси огромный штраф за отсутствие страховки. За выброшенный в окно «бычок» можно заплатить примерно 20$.

Бесплатно посетить самопальную выставку автороскоши – это, конечно, заманчиво. Но мы все же выбрали другую мишень неподалеку — авиамузей при Минском аэроклубе. Клуб действующий, при нас там отмечали выпускной какие-то курсанты, кто-то договаривался о полетах или прыжках с парашютом. А с 2009 года здесь стали собирать и коллекцию авиатехники, открытую для посещения туристов. И результаты, должен признать, уже впечатляют.

Экспонаты музея авиатехники:

Вместе с минскими друзьями мы погуляли по большому полю, удивляясь причудливым летательным аппаратам, вчитываясь в пояснения, залезая на доступные к осмотру самолеты.

Всю коллекцию мы осмотреть не успели. Надо было спешить к нашему следующему пункту — заводу, где производят огромные БЕЛАЗы. Я у кого-то в отчете прочел, что туда можно съездить с экскурсией. Написал email, получил ответ, забронировал время. И вот мы погнали из аэроклуба в Жодино, где раскинулись цеха этого промышленного гиганта.

Примчались с небольшим опозданием взмыленные в помещение, где как раз на большом экране шли заключительные титры фильма о БЕЛАЗах и их использовании по всему миру.

— Ну что, понравился вам фильм?! — жизнерадостно спросила девушка-экскурсовод.
— Очень! — хором воскликнули наши дети и захихикали.

Впрочем, думаю, что мы не очень много потеряли. Нас всех быстро обрядили в обязательные на производстве жилеты и повели, для начала, по музею.

Казалось бы, на что там смотреть? Основная экспозиция музея состоит из моделей выпускавшихся на заводе транспортных средств. Ладно детям, но нам-то модельками любоваться?! Однако с хорошей экскурсией и такие экспонаты оказались очень даже интересными и познавательными. Нам рассказали, как менялся модельный ряд завода, похвастались успехами и честно рассказали о провалившихся идеях.


Модели в музее БЕЛАЗ.

Но, конечно, не ради этого приезжают сюда туристы и выкладывают за экскурсию по 300 руб. с взрослого и 150 с ребенка. Самое интересное началось, когда нас посадили в автобус и повезли по территории завода. По дороге нам рассказывали и показывали, где огромные грузовики собирают, где испытывают в деле. Объяснили, для чего прямо на территорию завода заходит собственная железнодорожная ветка. Перегнать БЕЛАЗ к месту эксплуатации своим ходом невозможно: ни одно шоссейное покрытие не выдержит эту махину. После испытаний его разбирают обратно на запчасти и отправляют отдельным составом. На один  грузовик требуется 27 железнодорожных платформ! Впрочем, даже если бы и придумали асфальт, в котором БЕЛАЗ не утонул бы, не думаю, что ездить на существенные расстояния было бы для него рентабельно. Знаете, сколько его движки кушают на 100 км? 1800 л. Нет, пожалуй, лучше прописью: одну тысячу восемьсот литров бензина на 100 км!!! Вы еще считаете свой автомобиль недостаточно экономным?! ;)

Впрочем, хватит цифр — мы приехали.

Цех, где собирают супер-гиганты, нам показали, но там внутри фотографировать запрещено. Зато про готовые машины, терпеливо ждущие покупателей на улице, рассказали много, а главное — позволили по ним полазать, осмотреть и сверху, и снизу — отовсюду. Что тут комментировать — смотрите.


БЕЛАЗы.

Фотографии, конечно, не передают и доли наших впечатлений. Поверьте на слово — это круто! Рекомендую безоговорочно. Как там, у Стругацких:

«Если бы я не был программистом, я бы обязательно стал шофером и уж работал бы не на плюгавенькой легковушке, и не на автобусе даже, а на каком-нибудь грузовом чудовище, чтобы в кабину надо было забираться по лестнице, а колесо чтобы менять с помощью небольшого подъемного крана».

Не знаю, насчет водителя, а Артёмка мой с тех пор мечтает после школы пойти работать на завод БЕЛАЗ. =)

С подаренными напоследок маленькими игрушечными самосвалами в руках едем обратно в сторону Минска. Но поскольку мы едем тем же путем, то невольно задумываемся о том, что в авиамузее мы посмотрели хорошо, если половину. Ладно, я лукавлю, задумались мы об этом еще до посещения завода и даже заранее попросились у билетерши, чтобы нас пустили в авиамузей еще раз по утренним билетам. Тетенька не подвела, и вскоре мы уже снова разглядываем большие и малые летательные аппараты.

Мне на этот раз свезло пристроиться к экскурсии, которую проводил молодцеватый паренек в форме.


Экскурсовод     .

О каждом из экспонатов он рассказывал так, будто лично не только пилотировал, но и проектировал эти чудеса техники. А особым удовольствием стало для нас залезть в огромный по размеру десантный вертолет (что-то нас сегодня на гигантоманию пробило).

Некоторые его даже попилотировали в удовольствие:

На этом основная программа была завершена. Вернувшись, мы озаботились ужином и всей большой компанией собрались в находящееся неподалеку кафе «Васильки». Там оказалось вполне комфортно, вкусно, еще и скидку мне дали как «имениннику в ближайшую неделю». Поели, в итоге, на 109 бырчиков (порядка 3100 руб.) на 10 человек.


Ужин в кафе «Васильки».

Дети после этого, кроме моей старшенькой, заявили, что для них на сегодня впечатлений более чем достаточно, и уселись за мультик. А мы (трое взрослых плюс Лия плюс наши минские друзья Зьмитер и Лена) отправились гулять по вечернему Минску. Проехав чуть-чуть на метро, мы (переждав ливень) вышли уже совсем в центре города, у Красного костела.


Красный костел.

Костел св. Симеона и Елены был построен в 1910 году, чтобы увековечить память умерших детей минского аристократа Войниловича. Местные легенды уверяют, что сначала он был из белого кирпича, но покраснел от стыда, когда закончились деньги на его постройку. Ну… нам он показался вполне достроенным и довольным собой. ;)

Зьмитер, который и сам мог бы послужить местной достопримечательностью, охотно давал пояснения, рассказывая, что где раньше было. Мы тем временем, уже вовсю гуляем по Вышгороду — относительно уцелевшей или хорошо восстановленной части старого Минска. Тут на каждом шагу сувенирные лавки, уличные исполнители, художественные промыслы и забавный креатив:

Совсем уж безудержный креатив мы обнаружили чуть дальше, ближе к набережной. Вот там почти никто из нашей компании не удержался от того, чтобы засунуть голову в непонятную ловушку для туристов:


Нечто.

Однако уловить нас надолго сложно. Вырвавшись из паутины безудержной фантазии местных творческих людей, наша компания выгуляла на площадь Свободы — что, конечно, символично.


Площадь Свободы.

Там нас уже поджидал свободный экипаж (вообще-то, он принадлежит губернатору, но пока тот занят важными государственными делами в ратуше, можно покататься).


Экипаж губернатора Захария Корнеева.

Тут же на площади установлен памятник Магдебургскому праву, полученному Минском в 1499 году. Тоже свобода, своего рода: право иметь, среди прочего, собственные городские весы.

А мы продолжаем прогулку по Верхнему городу.


Вышеградские улочки.

Попадаются тут забавные переплетения старого и нового: реставрированный дом с забранными в ажурную решетку трансформаторными агрегатами, например:


Древняя трансформаторная.

Мимо причудливых памятников непонятно чему движемся к набережной реки Свислочь.

Перешли через реку и продолжили прогулку по другому ее берегу, мимо острова Слёз.

Там мемориал, посвященный погибшим афганцам. Говорят, очень трогательный, с ангелом, оплакивающим не вернувшихся с войны. Но есть повсюду такие люди, которым обязательно всё надо потрогать, потереть на счастье и т.д. В Беларуси мы на многих памятниках видели «счастливые носы» разных исторических персонажей.


Ленин с носом в Минске.

А вот на остров Слёз повадились свадебные кортежи, и натирают они ангелу не нос (что тоже было бы глупо), а совсем другое место. Что уже и вовсе противно: где озабоченные интимной жизнью парочки, а где наши павшие?! Ну их, извращенцев. Не пойдем мы на этот остров, он и с набережной красив. Лучше просто полюбуемся эффектной подсветкой современных зданий вдоль реки.


Подсветка.

Ну и мы были бы не мы, если бы не попытались залезть куда-нибудь повыше, чтобы посмотреть на Минск свысока. :) В столице Беларуси это обычно делают с одной из двух точек. Можно забраться на новую Библиотеку. Выглядит она очень футуристично, видно с нее далеко. Но фотографии оттуда меня совсем не впечатлили, да еще и вход платный. А тут совсем неподалеку нашлась гостиница «Беларусь», у которой на крыше, на высоте 73 метров над землей, тоже смотровая. Правда, когда мы пришли, нас стали убеждать, что уже поздно, темно, подсветку сейчас выключат и т.д. Но всё равно позвали начальника охраны, и он нас поднял на лифте погулять. Вход, вроде бы, тоже должен быть платным, но хоть убей не помню, чтобы мы что-то платили. :)


Виды сверху.

Спускаясь, наш Зьмитер спросил охранника, правда ли в народе говорят, что под гостиницей плывун, и ее фундамент приходится постоянно замораживать, чтобы не рухнула? На что тот возмущенно ответил: «Да вы что! Это вы, наверное, с Национальной библиотекой перепутали!». =) Из чего мы поняли, что конкуренция между этими смотровыми носит весьма ожесточенный характер.


Идем обратно.

Напоследок, перед тем как нырнуть в метро, увидели еще памятник недавней трагедии, унесшей жизни множества людей. Тогда, в 1999 году, сильнейший ливень заставил сотни минчан искать убежища в подземном переходе, не рассчитанном на такую толпу. В сочетании с паникой это привело к гибели 53 человек, в основном, подростков. :(


Место трагедии.

Что же, важно помнить все странички собственной истории. Завтра мы продолжим с ней знакомиться, вспоминая войну. Попытаемся выяснить и почему все отправляют жывотное в Бабруйск. Ну и до Смоленска, одного из любимых моих российских городов, доберемся, наконец.

ДЕНЬ 8 (Сб 01.07.2017): Минск — Бобруйск — Смоленск

Из всех калибров! Бабруйские жывотные, жыцце и любовь к маме.

Время, проведенное в Беларуси, стремительно приближалось к концу. Но последним нашим днем на белорусской земле следовало распорядиться с умом. Перед тем как покинуть Минск, мы хотели посетить здесь еще что-нибудь, связанное с Великой Отечественной. Мест здесь таких полно, но мы выбирали из двух. В самом Минске есть Музей истории ВОВ. Его новое здание, говорят, прекрасно оборудовано и мне лично казалось оптимальным выбором. Но убедить остальных путешественников в интересности этого музея мне не слишком удалось. Победила «Линия Сталина» — хорошо раскрученная площадка для исторических реконструкций и военных игр неподалеку от Минска.


Линия Сталина.

В тридцатые годы прошлого века вдоль западной границы СССР была построена мощная линия оборонительных сооружений. В нашей стране ее никогда официально не называли линией Сталина, но в западной прессе это название прижилось. Когда за пару лет до нашего вступления в войну с Германией граница передвинулась на запад, система пограничных укрепрайонов оказалась не при делах. Ее законсервировали и стали обустраивать новую «линию Молотова». Впрочем, к началу войны новые рубежи достроить не успели, а отступающие части нашей армии кое-где пытались воспользоваться и старыми укреплениями. Почти везде прежние укрепрайоны продержались не более двух недель, но в той катастрофе и это было кое-что.

Вот на базе Минского укрепрайона и создали мемориальный комплекс «Линия Сталина», куда мы направились. Приезжать туда лучше рано утром, когда народу не так много. Но у нас, как уже, наверное, всем понятно, такие фокусы не выходят. Поздний завтрак во все том же кафе «Васильки», долгие сборы и прощания с нашими белорусскими друзьями, спешная закупка сгущенки-тушенки в качестве сувениров… и когда мы, наконец