|
Идея прокатиться по странам Западной Европы на собственном автомобиле зрела в нашей семье несколько лет. Дело в том, что во время отпусков мы побывали в Польше, Чехии, Германии, Франции, Испании, Голландии, Люксембурге, Монако, Италии. Но передвигались мы на автобусах, в составе экскурсионных групп. Из нашего Минска до Польши всего 350 километров, поэтому, в принципе, эти автобусные поездки были несложные и гораздо более интересные, чем перелеты на самолетах. Но с ростом нашего туристического опыта и самосознания хотелось большего: а именно свободы!
Итак, первое условие — это желание! Пожалуй, единственным серьезным препятствием мог стать мировой кризис. Но для бывших советских людей, переживших перестройку, теперешний кризис кажется просто насмешкой над настоящими проблемами. Поэтому решение принято — вперед, на Италию! Раньше мы были только на северо-западе Италии, в Сан-Ремо и Милане, а на самом сапоге нет. Так что — все дороги ведут в Рим!
Второе условие — машина. Полуторалетняя Subaru Impreza (модель 2008 года, хэтчбек, автомат) не позволяла долго задумываться над данным вопросом. Собственно, в ней не было только навигатора, но это не проблема. Даже покупать не пришлось, т.к. «угостили» друзья. Выбор автомобиля и первые впечатления после его покупки здесь — https://reviews.drom.ru/subaru/impreza/20500/.
Третье условие — визы. Мы пошли самым легким путем, т.е. в турфирму, которая специализируется по Италии. Дали им свой маршрут, они подобрали гостиницы и оформили все бумаги. Кстати, можно самим бронировать отели через Интернет, заказывать ваучеры и самим же разбираться в консульском отделе с визами. Этот способ более дешевый, но хлопотный. Каждый выбирает сам.
Четвертое условие — информационная подготовка. Первая часть — картографическая, т.е. выбор дороги от города до города, развязок, съездов с автобанов, ориентирование в городе и т.д. Вторая часть — экскурсионная. Первую часть делал я сам. На сайте гостиницы брал схему проезда, одновременно смотрел карту города на Google, и, собственно, прокладывал маршрут от автобана до отеля. Распечатывал весь путь с разным разрешением и с узловыми точками. Но на практике оказалось гораздо удобнее пользоваться навигатором. Он заранее предупреждал о перестроениях, быстро прокладывал новый путь в случае промаха мимо нужного поворота или съезда, а также предупреждал в случае превышения скорости.
Очень удобным качеством оказалась возможность выбора парковок в центре города — просто нажимаешь значок «Р» на мнемосхеме города, который расположен ближе к тому месту, где будет начинаться экскурсия, и навигатор приводит прямо к шлагбауму, чаще всего многоэтажного подземного паркинга. Вторую часть делала супруга. Мы купили путеводители по Италии и Германии под редакцией Дмитрия Крылова (Непутевые заметки). По каждому крупному городу там приводится основная туристическая информация, а также предлагаются маршруты самостоятельного посещения основных достопримечательностей. Также есть много советов, как лучше потратить время или деньги. Кстати, мы обратили внимание, что очень много народу (таких же туристов-одиночек) ходит по городам с книжками наперевес или с наушниками, в которых озвучиваются те же книжки-путеводители.
Пятое условие — желательное, но не обязательное. Я имею в виду возможность общения с аборигенами. Самое простое — это говорить по-английски. У нас сын-студент с этой задачей справлялся. В Польше и Чехии мы общались с местными на «беларускай мове», т.к. поляки и чехи почему-то лучше ее понимают, чем русский язык. А в Германии и Австрии я пользовался своими азами немецкого языка. В принципе, только в Римини местные понимали русский, т.к. там много туристов из Союза.
Итак, предполагаемый маршрут: Минск — Польша — Чехия — Зальцбург — Венеция — Флоренция — Пиза — Тирренское море — Рим — Римини — Сан-Марино — Верона — Мюнхен — Нюрнберг — Польша — Минск. Польшу и Чехию мы рассматривали на этот раз как транзитные страны.
Выехали 17.08.09 из Минска ночью, чтобы границу пройти еще затемно. Зато в Польшу въехали с первыми лучами солнца. От Бреста до Варшавы идет прямая дорога. Дорога то прямая, но узкая и часто ремонтируется. Первый привал был недалеко от Варшавы. Пройдено 493 км.
В соседней машине спали россияне. Мы их будить не стали, пусть отдыхают. Зато рассмотрели мотоциклы с российскими номерами у входа в здание. Недалеко от этой стоянки залили польский бензин, и машина, наконец, поехала. Кажется, даже звук работающего двигателя изменился. В Варшаве ожил навигатор и началось: поверните налево — поверните направо! Я раньше ездил через Варшаву на машине, и было просто — доезжаешь до поворота на большой мост через Вислу, переезжаешь реку, и идешь по прямой на выезд из города. А навигатор повел через окраины, накрутил по перекресткам, но вывел куда надо. Потом мы поняли, что настройки в навигаторе были на автобаны, т.е. скоростные дороги. А т.к. в Варшаве много широких скоростных трасс по окраинам, то мы по ним и ездили. Не останавливаясь в Варшаве, поехали на Вроцлав.
На окраине города остановились возле супермаркета передохнуть. На одометре 915 км. Тут надо сделать лирическое отступление. У нас была пластиковая карта «Mastercard» с евро на счету. Везде за бензин и товары-услуги мы старались расплачиваться карточкой. Особенно это удобно в Польше и Чехии, где в ходу злотые и кроны, соответственно, и надо менять деньги, если платишь наличными. Как я уже отмечал, в Польше дороги узкие. К тому же по ним часто ездили трактора. Один раз видели аварию: фура столкнула с дороги трактор. Там увидели медицинский вертолет, который садился возле места аварии. Второй раз видели медицинский вертолет уже в Австрии.Вообще, мы поняли, что, учитывая загруженность трасс, эти вертолеты часто используют для доставки пострадавших в больницу.
Границу с Чехией решили пересекать в городе Nachod. Он стоит на трассе Е-67. Это дорога на Прагу. Но я заранее решил проехать по мелким дорогам, но более прямым путем. Мы свернули на дорогу 37 возле Hradec Kralove и поехали в направлении австрийского Linz. В Чехию въехали в 17:30 (1 033 км).
Ехали до темноты. В деревнях начали останавливаться и искать ночлег. В один отель зашли, спрашиваем, можно ли переночевать, а на нас смотрят 50 пар глаз удивленных местных мужиков, которые спокойно пили пиво. Оказывается, настоящие пивнухи в глуши существуют!
На этих мелких и пустых дорогах очень порадовал навигатор. Дело в том, что в темноте четко видна трасса на экране навигатора, и можно заранее готовиться к поворотам. Да еще штурман подсказывает. Полные ощущения компьютерных гонок! В деревне Zdirec нашли пансион за 35 евро без завтрака. Но с настоящим чешским пивом! Прошли за первые сутки 1 144 км. 18 августа ранним утром поехали дальше по чешскому экслюзиву, т.е. по местным дорогам. Но для себя я там решил, что лучше все-таки передвигаться по автобанам. Наша цель — Зальцбург. Точнее отель в деревне в 30 км от города. Там я был раньше в командировке, а комнату забронировал накануне.
Проехали через Linz. Перед выездом на автобан на заправке купили виньетку на 10 дней (8 Евро). За 15 км до Зальцбурга попали в пробку. Стояли 1 час. Уже начали общаться с соседями. Они никак не могли понять, что за номера у нас, что такое BY? Короче говоря, тупые какие-то — по-русски ни бельмеса! Здесь второй раз видели медицинский вертолет. Характерно, что проезжая мимо места, откуда он улетал, на автобане не было никаких следов аварии. Т.е. пока не почистили трассу, машины не пускали. В гостинице мы были уже в середине дня. На одометре 1 575 км.
Местные товарищи посоветовали нам в Зальцбург не ехать, а отмокнуть в местном озере. Что мы и сделали.
Это озеро очень напомнило нам озеро возле нашей дачи. Но кроме размеров и мокрой воды там были еще газоны без намека на мусор и душ! Ну и две кафешки. Кстати, пока мы искали это озеро по навигатору, то немного заплутали и проехали через местные деревни. Так вот даже дороги, что называется вдоль околицы, были асфальтированные. А лица у местных крестьян были очень удивленные: что за непонятное авто крутится возле их дома?
Вечером киевский коллега, который был там очередной раз в командировке, отвез нас в Баварию, в замок Бургхаузен. Дело в том, что недалеко протекала река Зальцех — граница с Германией.
Вид на замок в Германии со стороны Австрии.
В этом замке самые длинные крепостные стены в Европе. А сейчас здесь очень здорово пить баварское пиво!
Кусочек замка.
А это вид на Австрию из Германии.
И вот, попивая баварское пиво, мы узнаем от коллеги, что есть такая горная дорога через Альпы, которую строили в тридцатые годы, чтобы занять население работой во время депрессии. Мы то думали погулять пару часов по Зальцбургу, а потом по автобану проехать до Венеции. Так вот нет! Решаем ехать по горной дороге! И ни разу не пожалели (Владимир, спасибо!).
Называется дорога Grobglockner Hochalpenstrabe. Проложена она параллельно автобану А-10. Сейчас это просто туристическая Мекка. Автомобилей очень много. Но нас удивило большое количество велосипедистов, которые карабкаются на высоту 2 500 метров. Ну и, естественно, много мотоциклистов — им тут сплошное раздолье: вираж за виражом.
Есть несколько ответвлений от трассы в направлении вверх! На одно из них мы заехали. Ну, понятно, автоматическая коробка была сразу переведена в ручной режим. Ехали на первой-второй передачах. Но на этой горке образовалась пробка. А троганье на крутизне, когда сзади вплотную стоит свеженький «Мерс», заставляло напрягаться. Когда передние колеса буксовали на гладкой брусчатке, включался задний привод. Чтобы не откатываться, ручник использовали только пару раз. А потом, кстати, наблюдали, когда на самом крутом подъеме девчонка на малолитражке газует, выпучив глаза, колеса крутятся как бешеные, а машина стоит. Это я к тому, что полный привод «Субару» и здесь помог. Хотя на автомате он относительно полный.
Вниз ехали, естественно, тоже в ручном режиме, чтобы не перегреть тормоза.
А это вид в противоположную сторону.
Кроме прикольных транспортных средств встречались еще и ледники.
«Японка» в Альпах тоже хорошо смотрится.
Самая высокая гора Австрии — Grossglockner (3 798 м).
На память об Альпах!
Дальше наш путь лежал на Венецию.
Типичный пейзаж — автобан в Италии.
Гостиница была заказана на материке, рядом с Венецией. Городок назывался Местре (пройдено 2 168 км). В отеле «Ariston» мы ночевали две ночи, чтобы полный день посвятить городу на островах! Отель оказался неплохой, по крайней мере, в номере было прохладно. Машину можно было ставить на улице бесплатно или во внутреннем дворике отеля за 7 Евро. Из Местре в Венецию ходил рейсовый автобус, билет стоил 1 Евро. Первое, что поразило в Венеции, это то, что карты города не соответствуют действительности. Народ постоянно заблуждался (или блудил). Мы решили, что это местная хитрость, чтобы туристы быстрей уставали и заходили в кафе и магазины, и, соответственно, оставляли деньги.
Второе, что хотелось бы отметить, это отсутствие запаха воды, к чему мы морально готовились. В городе было очень чисто.
Мост Риальто.
А это вид с моста Риальто. В нижней части снимка виден местный грузовой транспорт.
На центральной площади Святого Марка стоит очередь в собор Святого Марка гораздо длиннее, чем когда-то в мавзолей на Красной площади.
Третий важный момент: благодаря путеводителю мы знали, что лучше передвигаться по воде на водных трамвайчиках (вапоретто). Билет на целый день стоил 16 Евро. В тоже время гондола стоила 150 Евро за два часа. К тому же гондолы перемещались, в основном, по мелким каналам. А по Грандканалу ходили большие лодки.
Четвертым и самым важным оказался совет путеводителя забраться на смотровую площадку колокольни церкви Сан-Джорджио Мадджоре, которая расположена на одноименном острове. Потому что только оттуда стала понятна вся структура города — остров на острове!
Дороги по воде обозначены вешками.
Улица местного значения.
Местное зверье.
На следующее утро поехали во Флоренцию (2 420 км).
Остановились в отеле «Real». Кондиционер в номере работал только в режиме вентилятора. Зато был компьютер и Интернет. Фото сбросили на флешки. Фотоаппараты подготовили к интенсивной работе. Парковка была бесплатная. На городском автобусе добрались до центра. Палитра основных достопримечательностей была бело-зеленая.
Собор Санта Мария дель Фьёри четвертый в мире по величине. Как все соборы состоит из собственно основного здания — дуомо, колокольни и баптистерия (крестильни).
В одном из двориков увидели наше автомобильное электрическое будущее.
Копия статуи Давида стоит у замка Веккьо на площади Синьории.
Рядом расположена галерея Уффици.
Один из старейших мостов в Европе — мост Веккьо.
По городу передвигались от кафе до кафе с холодным вином и от одного источника воды до другого, расположенных через каждые 300 метров, т.к. было ну очень жарко. Экскурсия закончилась у замка Питти.
Утром поехали к морю, но завернули по дороге в Пизу (меньше 100 км). Смотрели стандартный набор: дуомо, колокольня и баптистерий. Оказалось, что когда построили несколько этажей колокольни, она стала наклоняться. Стройку остановили. Через много лет стали достраивать, но уже под немного другим углом. Недавно сделали реставрацию колокольни — падение остановили.
Дальше поехали по А-1 в направлении Рима. В 60 км южнее Рима есть поселок Анцио на берегу Тирренского моря, в котором был заказан отель. На трассе во встречном направлении (от Рима на север) была вялотекущая пробка километров на 200. Первый раз такую видел. Навигатор провел по кольцевой дороге Рима. Дальше ехали по курортной зоне — сплошные деревни и поселки вдоль моря.
Отель «Beauty Raphael» (2 952 км) нам понравился.
Кроме небольшого количества номеров и хорошего кондиционера там было главное — кухня для итальянцев. Мы заранее оплатили завтраки и ужины и потом не пожалели, т.к. поесть можно было в другом месте, но далеко и дорого. На завтрак в Италии едят как в кафетерии: очень хороший кофе и свежая выпечка (бриоши, пирожные, кексы, печенье). В общем, сладости. А вот ужин был серьезный. Сначала давали ассорти из овощей, морских гадов, сыров, зелени. Потом, по нашим понятиям в качестве первого, была паста с соусом. Сортов пасты (макарон) очень много. Пасту едят с соусом. Соус как раз калорийный, а вот от пасты не потолстеешь, т.к. она делается из твердых сортов пшеницы. Ну, а соусы были разнообразные: и мясные, и рыбные, и из морепродуктов, и с овощами. Третье блюдо чаще было опять же рыбное, или мясное, или сыр моцарелла с зеленью. Моцарелла, кстати, прикольно безвкусный: понимаешь, что жуешь сыр, а не резину, но никаких вкусовых ощущений не испытываешь. Все это запивалось отличным сухим вином местного производства. После таких ужинов в этой итальянской глухой деревне для нас других вариантов не оставалось кроме, как отвалиться спать.
А утром шли на море. Море оказалось не наше, т.е. с песчаными пляжами, мелкое, но теплое. Постоянно была волна и муть в воде. Мы только один раз поныряли с ластами. К тому же со дна моря постоянно шел газ. Состав этого газа мы не изучали, но воняло сероводородом.
За два лежака и один зонтик надо было платить 18 Евро в день. Но если пройти 100 метров по платному пляжу, то начинался бесплатный берег, где большинство наших итальянских коллег и отдыхало. Приятно порадовало полное отсутствие каких-либо иностранцев (кроме нас, конечно).
Один из шести дней пребывания на море мы посвятили Риму. По побережью ходил аналог нашей электрички. За один час и 7 Евро на человека мы уже были в полдевятого утра на площади Испании.
По путеводителю мы выбрали «маршрут для чемпионов». Т.е. надо было в очень приличном темпе посетить основные достопримечательности, передвигаясь пешком и на метро. Билет в метро стоил 1 Евро.
До наступления жары мы успели дойти до фонтана Треви. Поскольку мы были там утром в понедельник, то попали на представление по очистке фонтана от денег. Раньше фонтан «чистила» одна из мафиозных семей. Теперь это делает муниципальная структура.
Приятно наблюдать, как деньги гребут лопатой!
Вид на форумы, развалины и Колизей с пантеона Славы.
Вход в развалины и Колизей стоил 16 Евро с носа. Если учесть, что по развалинам мы перемещались от поилки к поилке, обливаясь там водой и отпиваясь ею же из-за дикой жары, то мы не поняли, в чем там фишка.
А вот Колизей произвел неизгладимое впечатление!
На метро приехали в Ватикан. В собор Святого Петра отстояли небольшую очередь. Простое посещение собора бесплатное. Собор сейчас второй по величине в мире — в 1989 году в Кот-Д-Ивуаре построили больше. Но собор Святого Петра очень впечатлил. Огромный и величественный.
Штатива не было, а снимать надо было с упора, т.к. выдержка очень большая — поэтому снимки кривые. А на площади Навона, где была живая музыка и много обалдевших от жары туристов, мы даже не задержались.
По дороге была мысль взять в аренду такой транспорт, но решили не связываться. Где потом сдавать эти велосипеды, мы не знали. Наевшись вечером вкуснейшего мороженного, отправились восвояси.
Накануне отъезда из Анцио по дальнейшему маршруту посоветовались с хозяином отеля насчет его выбора. Потому что в запланированные Римини можно было ехать по-разному. В результате, выехали в четыре утра, чтобы быстро проскочить кольцевую Рима. И поехали по А-1 на север до Флоренции, т.е. по той дороге, где мы видели огромную пробку. Но проехали удачно, без задержек. Только свернув от Флоренции к Римини, опять увидели встречную пробку. Народ все время ехал с моря — сказывался конец сезона.
Заселившись в отель «Rimini Days Inn» (3 700 км), мы направились к нашей цели — Сан-Марино. Государство с 70 тысячью жителей расположено в 30 км от Римини у подножия очень живописной горы. На горе стоит местный замок — резиденция правителей. После небольшого серпантина мы заехали в многоэтажный паркинг, расположенный прямо в горе. А на макушку горы поднимали лифты.
Все торговцы понимали русский. Цены в магазинчиках были очень приемлемые. Дело в том, что все цены здесь меньше на величину НДС, т.к. все кругом Tax free. Мы, например, купили там кофе-машину (полный автомат) за 240 Евро, в то время как дома такие машины стоят более 800 $.
Уже вечером в Римини сходили на море: широченный пляж (100 м), который бесконечно тянется вдоль побережья, стада тел, долгий и нудный вход в воду. Только отплыв на 200-300 метров от мелководья можно было почувствовать море. Второму заходу в воду мы предпочли заход в ресторан. Три пиццы с салатом и вином стоили 70 Евро. Еще раз вспомнили отель в Анцио, где ужин, гораздо более изысканный и приготовленный для итальянцев, обходился 30 Евро на троих.
Утром поехали в Верону (3 980 км). Там тоже был старинный стадион.
Только он полностью сохранился, в отличие от римского Колизея. Сейчас на стадионе проходят оперные спектакли.
Посетили, конечно, дом Джульеты.
Где был дом Ромео, достоверно неизвестно. Город очень понравился: компактный, старинный, игрушечный какой-то. Особенно после Рима.
Остатки древнего города.
Верона была последней точкой итальянской части нашего путешествия. Дальше пошли на север по А-13 до Инсбрука, потом по А-12, по 93 и по 8 до Мюнхена. Во встречном направлении стояла еще одна пробка, километров сто по Италии и по всей Австрии.
В Германии у нас была ностальгическая поездка, потому что с 98 года по 99 год я работал в университете города Байройт, недалеко от Нюрнберга. Мы тогда с семьей во время отпуска поездили по Баварии. Я тогда купил 14-летнюю «пятерку-БМВ» за 600 марок и бутылку нашей водки (эксклюзив для немцев), а через месяц продал за 500 марок пьяным грекам. Это было гораздо дешевле, чем брать машину напрокат. Впрочем, это отдельная история.
Так вот в Мюнхене у нас был заказан отель на две ночи. «Westend Hotel» (4 415 км) расположен недалеко от вокзала и, как оказалось, от места проведения пивного Октоуберфеста. Вечер мы провели в центре города.
Ратуша.
Хофбраухауз — пивнуха, где любил посидеть Ленин и где начинал Гитлер.
На следующий день, еще раз вяло продефилировав по центру, мы пошли в Технический музей. Провели там пять часов (на главной площадке), и на следующий день еще пару часов на площадке, где размещены транспортные средства.
Cтанция «Мир».
Компьютер.
Мечта пивного алкоголика.
Все-таки мы в Баварии.
История немецкого пива в бутылках.
Надо отдать немцам должное. Очень понравилось, что много действующих моделей. Если нажать кнопку или покрутить ручкой, то модель начинает функционировать, и становится понятным принцип ее работы: двигатель внутреннего сгорания, автоматическая коробка передач, дифференциалы, рулевое управление и т.д. Даже ребенку все понятно.
Что-то напоминает.
Что-то напоминает — 2.
Мечта в молодости.
Мечта в молодости — 2.
Мечта в молодости — 3.
Настоящий американец.
Настоящий «Хорьх».
Общий план.
После музея поехали в Нюрнберг (4 590 км). Благодаря навигатору нашли подземный паркинг прямо в центре города.
Рыночная площадь.
В Кайзерберге.
Вид на город с Кайзерберга.
Дом Альбрехта Дюрера.
Вечером мы поехали в город Байройт (4 700 км), где я раньше работал.
В ближайшей деревне нашли гастхаус с недорогим номером. Угостили, конечно, местных жителей предусмотрительно захваченной из дома водкой. В принципе, это была последняя запланированная точка. Но мы решили еще заскочить в город Бамберг (4 770 км). Он практически не пострадал во время войны и считается одним из десяти главных достопримечательностей Германии.
Возле ратуши.
Почти пешеходная зона.
Немцы любят цветы.
Розы — особенно.
Начало обратной дороги домой.
В 15:00 мы выехали на автобан. Эх, не зря американцы прилетают в Германию проехать на прокатных машинах без ограничения скорости на трассе! На скорости 140 км/час мы ехали только в правом ряду. На 170 — ехали в среднем. На левый ряд мы не претендовали, т.к. там ездят мотоциклисты и авто на скоростях больше 200. По А-9 мы доехали до Берлина и свернули к Польше. По прямой дороге через Познань и Варшаву доехали до Бреста. Польшу проезжали ночью, но пристраивались за фурами (спасибо им) и поэтому не устали.
Опять встретили пробку на встречном направлении — просто сломался грузовик на перекрестке в одном городке. А поскольку на этой «международной трассе» было по одному ряду в каждом направлении, то пробка была очень длинная. Через 18 часов после старта в Германии были в Минске (прошли 1 470 км).
В итоге: за 18 дней проехали 6 310 км, средний расход 8,2 литра на 100 км. На все потрачено менее 4 500 Евро на троих. Бензин обошелся в 590 Евро. В Австрии, Италии и Германии литр стоил от 1,15 до 1,39 Евро. В Польше и Чехии подешевле. На автобанах бензин дороже на 10%, чем в городах. Отели стоили от 80 до 135 Евро. Всего на проживание ушло 1 765 Евро (в основном «три звезды»).
За автобаны заплатили 130 Евро. Причем в Австрии один раз покупаешь виньетку за проезд по автобанам (8 Евро на 10 дней). В Италии при въезде на автобан берешь талон, и только съезжая с трассы, платишь, один раз. Стоимость зависит от пройденного пути. Платили пластиковой карточкой. В Германии автобаны бесплатные.
На питание ушло 640 Евро. Остальное — это плата за экскурсии, сувениры, подарки и т.д.
Выводы и рекомендации
Ребята, не бойтесь! Надо просто захотеть сесть в машину и поехать. Вся Европа передвигается на машинах. Там создана инфраструктура для автопутешествий. Много больших комплексов на заправках с гостиницами, магазинами, ресторанами. На автобусах ездят только молодежь без прав и старики, которым уже тяжело рулить. Я очень прошу не рассматривать этот рассказ как издевательство над жителями восточной части России. Потому что надо просто забронировать арендную машину, прыгнуть в самолет и айда! Покорять Европу! Спасибо за внимание тем, кто дочитал! Спасибо тем, кто досмотрел.
Успехов!
Андрей, 44 года, инженер.