Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Белорусское порубежье 2017. Часть 2/3 (Браслав — Гродно — Брест — Минск)

Белорусское порубежье 2017. Часть 2/3 (Браслав — Гродно — Брест — Минск)

21.08.2018 | 8151 просмотр

В первой части рассказа о небольшом автопутешествии в Беларусь нашего большого клана с кучей ребятишек, мы с вами добрались через крепости Псковского княжества в соседнюю страну и полюбовались достопримечательностями Белорусского поозерья. В этой же части речь пойдет о странствиях «одной ногой в Европе». Нет, я не спорю, Беларусь вся целиком находится отнюдь не в Азии. Как и существенная часть России. И всё же, с ощущениями спорить очень трудно. Запад есть Запад, Восток есть Восток. Россия, в своей глубокой самобытности, всё никак не определится, куда ей разворачиваться. А в большинстве бывших республик СССР, при всей их интереснейшей культуре и активных попытках найти своё место в большом мире, тут и там вылезают родимые пятна нашей бывшей общей Родины.

Восток и север Беларуси оказались для нас неожиданно интересными и привлекательными местами, но мы не чувствовали, что находимся за границей. А вот следуя на юг по западной части страны, мы замечали влияние европейской культуры на каждом шагу. Казалось, зевнешь поворот — и разом перестанешь понимать язык, а городские пейзажи приобретут отчетливо готические очертания. В принципе, примерно так и произошло. Но давайте не слишком забегать вперед...

ДЕНЬ 4 (Вт 27.06.2017): Струсто — Гродно

Поставы и подставы; ангелы и путешественники; граница на амбарном замке.

Озерные края Браславского района мы покинули лишь около 18:00. Снова замелькали аисты за окнами наших автомобилей...

Путь нашего каравана лежал по хорошего качества дорогам, самым запоминающимся украшением которых были, пожалуй, автобусные остановки. Они в этом регионе очень мультяшные, словно по одной бесконечной детской площадке едешь. А уж когда такие художественные произведения украшают село Мурмишки, мимимишность зашкаливает настолько, что хочется замурлыкать.


Автобусные остановки в деревне Мурмишки.

Проехали 50 км и в 18:40 сделали короткую остановку у костела в местечке Видзы. Этот поселок известен аж с XV века и когда-то мог похвастаться общинами 6 религиозных направлений! Но две мировые войны свели значение поселения на нет. Нынешний костел построен лишь в 1914 году, видимо, специально, чтобы наступающим армиям было где обустраивать наблюдательные пункты или что использовать как мишень для пушек.


Костел в Видзы.

Пока второй экипаж лазал по закрытому зданию, мы решили воспользоваться небольшим преимуществом во времени, чтобы заглянуть в другой небольшой городок. Проехали еще 42 км и в 19:10 свернули к центру Поставы. Эта деревня была переведена в разряд городских местечек еще в 1409 году. В начале XIX века тут появились музеи, картинные галереи и библиотека. Говорят, сейчас здесь заслуживают внимания красиво расположенные друг напротив друга через озерцо костел и православная церковь, а также старая мельница. Мы же сосредоточились на другой рекламируемой достопримечательности — ансамбле городской площади. Провели там, однако, лишь 10 минут, поскольку были глубоко разочарованы увиденным. Площадь по-прежнему, торговая, отдельные здания — привлекательны для понимающих, но атмосферы старины нет совсем. Как, на мой субъективный взгляд, нет и, собственно, какого-либо «ансамбля». Подстава, как есть.


Центральная площадь Поставы.

В 19:30 выехали из населенного пункта. Навигатор, как мы потом поняли, в тот момент лишь разминался перед главной игрой дня. Выбирая маршрут по одному лишь ему известному алгоритму, этот шайтан-прибор после Лынтулы вывел нас на грунтовку.

Впрочем, уже через 10 минут мы по его подсказке повернули на Р45, где асфальт был выше всяких похвал.

Родственников, тем временем, успели штрафануть строгие белорусские гаишники за превышение скорости. Поймали с встречки, очень вежливо выписали квитанцию и предупредили, что за повторное нарушение в течение года им грозит штраф в разы серьезнее. После этого наш второй экипаж демонстрировал эталон дисциплинированной езды. Благодаря чему мы сумели их догнать и двигаться дальше уже в пределах досягаемости для раций друг друга.

К 21:00 за спиной осталось почти 200 км, пройденных от Струсто. А мы, двумя машинами, въезжали в Гервяты. Эта крошечная деревня, затерянная среди лесов, в которой уже совсем мало что напоминает о её шестивековой истории, служит прекрасным фоном для своей главной достопримечательности. Я-то заранее читал о местах, которые нам предстояло посетить, а остальные участники экспедиции невольно ахнули. Едешь себе, сельской идиллией любуешься…


Сельская жизнь.

И вдруг, среди простеньких деревенских домов видишь — такое:


Костел в Гервяты.

Первый костел был здесь построен еще в XVI веке, но он был деревянным. А на рубеже XIX и XX веков в Гервятах воздвигли один из красивейших неоготических соборов Беларуси — Троицкий костел. Восхищение вызывает не только само здание, но и его окрестности. Здесь приятно прогуляться по саду, посмотреть на растительность и деревянные фигурки, встречающие вас в самых неожиданных местах.


Сад.


Деревянная скульптура в саду.

Внешний сад весь уставлен скульптурами, изображающими апостолов.


Апостолы.

Но нам особенно запомнился встреченный во внутреннем саду ангел:

Кстати, как по мне, так в ангеле видно явное сходство с нашим Иваном:


Вот и встретились…

Ивана вообще было не оторвать от видоискателя камеры. Тем более, что заходящее солнце добавляло красок и без того великолепной картине.

После этого пира для глаз мы попытались и желудкам устроить праздник в кафе в расположенной неподалеку бывшей мельнице. Увы, как выяснилось, в будние дни это заведение работает только до 21:00. Впрочем, нам показалось, что оно вообще закрыто всерьез и надолго.

Так что не удалось нам там похавать:

Провели мы возле костела всего-то каких-нибудь 40 минут. Но впечатлений набрались надолго. По возвращении домой я просил участников экспедиции отметить самые яркие впечатления из нашей поездки. Гервяты были безусловным хитом.

Однако время к ночи, а мы еще очень и очень далеко от места ночлега, забронированного в Гродно.

Пока родственники создавали эти фотошедевры, наша машина неслась на всех парах в Гродно, чтобы взять ключи от гостевого дома. Поворачиваем по указателю в сторону города Лида. Кроме кваса, это место известно восстановленной Лидской крепостью. Но мне по фотографиям и отзывам крепость не понравилась, показалась откровенным новоделом для развлечения скучающей публики. В любом случае, у нас не будет возможности посмотреть на замок даже снаружи. Состязание с неумолимым временем уже шло полным ходом.

В 22:40 въехали в Гродненскую область. Навигатор прокладывает маршрут по прямой к месту назначения. В России короткая дорога часто оказывается в хлам разбитой грунтовкой, но здесь — пустая дорога отличного качества. Кажется, к месту ночлега мы приедем раньше, чем опасались. Ха!

Так вот, не только в России!!!

Примерно в 66 км от Гервят мы вдруг уперлись в тупик. Причем выглядело это совершенно сюрреалистично. Всё та же великолепная дорога, ведущая, по мнению навигатора, кратчайшим путем к Гродно, уходила вдаль, к горизонту. А прямо перед нами ее перегораживал забор из металлических труб. С нехилым таким амбарным замком на воротах. Мои замечательные дети предложили на раз избавить нас от этого препятствия и открыть проезд, но эта идея была мной отвергнута как чересчур радикальная. Некоторое время я растерянно ходил возле ворот, ища кого-нибудь, кто мог бы открыть замок и пустить нас дальше. Я даже готов был заплатить что-нибудь в казну суверенной Беларуси, если это такая странная форма сбора платы за проезд. Но тиха и безлюдна была белорусская ночь. Собственно, на всей этой дороге мы не встретили ни единого человека, ни одной машины...

Однако какие-то дома, с темными окнами, мы по дороге сюда видели. Вдруг там кто-то живой найдется и сможет объяснить мне это загадочное явление? Мы, по-прежнему недоумевая, повернули назад. Проехали, наверное, с километр, и вдруг навстречу, т.е. в сторону тупика, несется машина с белорусскими номерами. О! Люди местные, должно быть знают что-то, нам непонятное... сейчас всё выясним. Я притормозил, но пронесшийся мимо автомобиль резко развернулся и встал сразу за мной. Оттуда вышел подтянутый молодой человек и попросил мои документы, представившись офицерским званием. Был он, впрочем, вполне добродушен и не скрывал сочувствия.

«По навигатору ехали? — понимающе поинтересовался офицер. — Обычное дело. Вы только что попытались пересечь государственную границу! Причем там, где через нее нет даже пешеходного перехода, не то что автомобильного».

!!!

Насколько я понимаю, в советское время тут проложили дорогу через территорию соседней Литвы. После распада СССР дорогу решили не использовать даже для межгосударственных транспортных потоков. Просто перекрыли. Так что граница, в буквальном смысле, на замке! А навигатор, увы, не в курсе.

Пришлось нам вернуться на 24 км назад. В 23:00 въезжаем в Ашмяны, где нужно было сделать крутой разворот, и по длинной дуге обходим препятствие в виде территории соседней страны. Опасное это дело, двигаться «одной ногой в Европе»!

До Гродно по «правильной» дороге оставалось почти 220 км. Неудивительно, что приехали мы туда уже после часа ночи. А в 01:30 остановились возле гостевого дома, где нас терпеливо ждали сонные, но добродушные хозяева.

Пробег за день 530 км, от выезда из кафе до финиша 9,5 часов, средняя скорость движения 60 км/ч.

ДЕНЬ 5 (Ср 28.06.2017): Гродно — Брест

Профессия Моны Лизы; в какой армии служили бесы; о бедном фонарщике замолвите слово...

Хоть западную границу Беларуси нам нарушить так и не удалось, но сегодня мы будем гулять по самым что ни на есть «европейским» городам соседней страны. Так что будем считать, что мы всё же сумели попасть на Запад обеими ногами. Давайте посмотрим, чем он, проклятущий, нас порадует? ;)

Ну, прежде всего порадовал он нас местом ночлега. Гостевой дом «коттедж в Соснах», в котором нас до глубокой ночи ждали накануне, оказался невероятных размеров хороминой, обшитой сайдингом.


Гостевой дом.

Внутри просторные и чистые комнаты, большущая кухня, всё необходимое для жизни. На нашу ораву объем бака в нагревателе, правда, оказался явно недостаточным. Приходилось делать перерывы между сменами на помывку. Хозяева пообещали к нашим замечаниям прислушаться и усовершенствовать систему в будущем.


Внутри.

Снаружи большой двор, какие-то хозяйственные постройки, беседки, место для игр и барбекю.  


Во дворе.

А вокруг дома очень окультуренный сад — такой ждешь в каком-нибудь придворцовом парке. Сосен, правда, не видели.


В саду.

Вся эта роскошь обошлась нам в 82$ (4840 руб.) на 10 человек. В уплату мы отдали ассорти из долларов, рублей и белорусских рублей. Друзья-беларусы говорили нам, что своего соотечественника они всегда могут узнать по скорости, с которой он переводит в уме три-четыре валюты друг в друга. :)

Отоспавшись после вчерашних приключений, наша орда в 11:30 покинула гостеприимный особняк. Через 15 минут мы уже припарковались неподалеку от пожарной каланчи в центре Гродно.

Пожары в старом городе случались нередко. В 1875 году огненная стихия уничтожила сотни домов и десятки людей. Уцелевшие местные жители решили, что надо как-то поспособствовать предотвращению подобных бедствий в будущем и скинулись на строительство пожарной части с кирпичной каланчой. И, видимо, хорошо скинулись, потому что построенная в 1902 году каланча уцелела в последовавших войнах и смутах, до сих пор возвышаясь над окрестными домами.

Конечно, в качестве наблюдательного пункта, с которого можно вовремя заметить возгорание, каланчу уже не используют. Товарисч наверху — это всего лишь муляж. На случай пожарной тревоги в пол башни вмонтирован автоматический «ревун». Но традиции тут хранят. Ровно в полдень на площадке появился уже более живой персонаж и бодро огласил окрестности звуками «Белорусских фанфар».


Горнист.

Каланча, вроде бы, должна служить музеем и смотровой площадкой, но никаких сведений о возможности посещения нам обнаружить не удалось. Для туристов тут есть лишь панно снаружи, рассказывающее о героических сотрудниках пожарного ведомства.


Панно.

Одна из сотрудниц МЧС заслуживает особого внимания. Все узнали эту скромную девушку в форме?! ;)


Есть женщины в белорусских селеньях…

Усладив и уши, и глаза шедеврами пожарной охраны, наш кагал отправился на прогулку к гродненским замкам, расположенным в двух шагах от каланчи. Их тут целых два, старый и новый. История у них, особенно у Старого замка, внушительная, но когда-то мощные оборонительные сооружения столько раз были полностью уничтожены, а затем подверглись настолько радикальной перестройке, что как-то особого желания их посетить не вызвали. Зато виды отсюда и на каланчу, и на другой берег Немана открываются очень неплохие.

Есть здесь и руины стен, которые для наших отпрысков мгновенно стали сценической площадкой, где они (непроизвольно) создали живую картину: «эволюция человека или что-то пошло не так...»

Для чуть более цивилизованных туристов тут может быть интересна очень типичная для Гродно кирпичная кладка — мы ее потом еще не раз встретим:

Экспозиции в историко-археологическом музее Гродно, который разместился в этих двух замках, самые разнообразные:

Наших исследователей, однако, больше всего заинтересовал хищный зверь, обнаружившийся среди выставленных на улице мин и якорей. 0Видимо, он в юности плавал на корабле «Иван Федорович Крузенштерн» или еще каком. Так или иначе, Наташа — наш главный зверовод — занялась дрессировкой местного мышелова и, надо сказать, не без успеха:


Дрессировка кота.

Пора однако продолжить исследовать Гродно. Спускаемся к реке. Пройдя немного вдоль Немана, вновь карабкаемся вверх по довольно крутому склону к Коложской православной церкви (полное ее название Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь). Снизу она, по большей части, выглядит довольно убого: барак бараком, к которому сбоку прилепилась каменная постройка.

Но это уродство и делает Коложскую церковь по своему уникальной. Дело в том, что эта жемчужина XII века — инвалид. Когда-то ей довелось побывать даже главным храмом города, но в XIX веке половина церкви рухнула в Неман вместе с береговым склоном. Еще два оползня добавили повреждений уже заброшенной церкви, так что реставрировать ее посчитали делом слишком сложным и накладным. Вместо этого, утраченную часть здания заменили деревянным костылем. И ничего, вот уже сто лет храм-инвалид исправно служит людям и привлекает туристов, вроде нас.


Коложская церковь.

Очарования древней церкви добавляют вмурованные керамические сосуды-«голосники» и украшенные майоликовыми крестами и круглыми камнями стены.

От церкви мы прогулялись через одноименный парк.


Коложский парк.

Он небольшой и ничем особо не примечательный, но как-то нам в этом парке то и дело попадалось что-нибудь любопытное или забавное.

Через парк мы вышли к паутине улиц, составляющих исторический центр Гродно. Особо ярких достопримечательностей тут нет, кроме самих улиц. Я обожаю малоэтажную застройку. Может быть, поскольку она не слишком свойственна Питеру. Поэтому улочки, по которым мы всласть погуляли в Гродно, мне очень понравились.


Исторический центр.

А вывески! Цырульни, кавярни, часописы... просто бурный восторг!


Вывески.

Остановившись заплатить за мороженое, мы принялись обсуждать, как правильно склоняются белорусские деньги. 1 рубель — это он или она? Тогда 2 рублi — это что? Наша беседа привлекла внимание проходившей женщины средних лет. Кажется, она заподозрила нас в шовинизме и насмешках над ее родным языком. Рублиную грамматику объяснила, но тут же сурово стала доказывать, что ничего смешного в таких словах нет. Впрочем, убедившись, что нам просто любопытно, женщина заметно подобрела и постаралась обратить нас в поклонников беларуской мовы, которую, по ее мнению, Лукашенко всячески зажимает. Пожаловалась на отсутствие белорусских школ, добавив «спасибо вашему Путину!» =\

Впрочем, как мы позже выяснили, жители других регионов Беларуси считают, что в Гродно вообще любят жаловаться на жизнь. Школы с преподаванием на белорусском есть, хотя и не столь распространены, как хотелось бы белорусским патриотам. Ну и, как мы убедились, надписи-то все на родном языке.

Вообще, белорусский язык, а точнее — его орфография, оказались для нас отдельной достопримечательностью в этом путешествии. Почти каждая вывеска или дорожный указатель вызывали неумеренные восторги и желание сфотографировать их на память. Дети наши вообще стали мечтать о переезде в благословенную страну, где всё пишется, как слышится: «малако», «карова» и т.д. Кстати, друзья-белорусы рассказывали, что сдавать экзамены по русскому языку для многих их соотечественников довольно сложно, именно из-за близкого, но не совпадающего написания. Им очень трудно запомнить наши орфографические «извращения». Ладно, мы отвлеклись...

Устав от каменных лабиринтов и политических баталий, наша компания проложила маршрут через крошечный, но живописный парк под названием «Швейцарская долина». Заложен он тут был давно, но две мировые войны не оставили от вековых деревьев и дворцовых построек и следа. В конце XX века парк родился заново, и для центра города смотрится вполне неплохо. Там стоит памятник Джузеппе де Сакко, градостроителю, потрудившемуся и в селении Поставы. Нос бедолаге-памятнику натерли до золотого сияния, видимо, это помогает в строительстве домов?

 

Оттуда речушка Городничанка привела нас в парк им. Жилибера. Это тоже новодел на месте Ботанического сада, когда-то заложенного французским ботаником и медиком. Его аптекарский огород со временем превратился в один из лучших ботанических садов Европы, но политические бури, бушевавшие на этих многострадальных землях, не пощадили и наследие Жана Жилибера. Ну хоть памятник основателю в парке поставили. И место довольно романтичное.

А впереди уже показалась еще одна церковь — наша следующая цель. Это Покровский кафедральный собор.

Церковь довольно симпатичная, в неорусском стиле, но все же только ради внешнего ее облика мы бы сюда не пошли. Тем более не впечатляет Покровский собор своей древностью. Он был построен в начале XX века в память о воинах гродненского гарнизона, погибших в Русско-Японскую войну. Списки погибших были размещены на мемориальных досках по стенам церкви. Правда, мы их умудрились не заметить. Единственная доска с именами, которую я увидел в Покровском соборе, была посвящена вовсе даже погибшим в другой проигранной войне — в Афганистане. Ну что же, значит, традиция прижилась.

Однако куда необычнее и поэтому привлекательнее для любопытствующих оказались иконы собора. Есть такой жанр в религиозной живописи, когда изображаются мучения, выпавшие святым. Чаще всего издеваются над праведниками бесы, иногда это какие-нибудь жестокие язычники. Вот что-то в этом роде и изображено на многочисленных картинах в Покровском соборе. Только в роли бесов/язычников — красноармейцы. Они тут расстреливают, топят или избивают новомучеников — священнослужителей и верующих времен советской власти. В общем, покруче любого «музея советской оккупации» будет.


Страдания от красноармейцев.

Советская власть, особенно до войны, успела причинить много зла и боли Церкви, с этим не поспоришь. Но вот как раз Покровскому собору коммунисты невольно подсобили. Он ведь изначально задумывался как всего лишь гарнизонная церковь, но из-за разрушений, причиненных атеистическими властями другим храмам Гродно, вынужденно стал кафедральным собором города.

При этом общее впечатление от собора самое положительное. Тут явно идет активная работа с населением, какие-то встречи, служения. Дружелюбные на вид священники с людьми беседы проводят:

Вообще, друзья-протестанты рассказывают, что православная церковь в Беларуси очень активна в служении людям. По их мнению, причина в том, что власти страны подчеркнуто дистанцируются от церковной иерархии, на практике реализуют принцип отделения церкви от государства и равенства конфессий. В итоге ни одна деноминация не может прибегать к административному ресурсу, участвовать в политических играх. Приходится использовать творческий подход к привлечению новых прихожан, и православные священники тут дают фору и протестантам, и католикам. В частности, православные курируют бесплатные курсы русского языка для беларусов, готовящихся к экзаменам по этому предмету.

Что-то нас сегодня языковой вопрос преследует...

Выйдя из собора, мы заметили объявление на его двери, что по таким-то дням и по предварительной записи здесь осуществляются экскурсии на колокольню. Иван, который явно разделяет мою страсть залезать на верхотуру, но при этом лишен моей чрезмерной стеснительности, тут же отправился к грозным церковным бабушкам, выяснять, что и как? Бабушки оказались вовсе не грозными, позвали специального дядечку, который беспрекословно (и без каких-либо намеков на деньги) отпер нам башню и повел крутыми лестницами наверх

на колокольню.

Наверху не только открыились очень недурственые виды на окрестности, но еще и представилась возможность посмотреть вблизи на колокола собора.

Дети бы, конечно, тут же попробовали себя в роли звонарей, но дядечка их все-таки удержал в узде. Тоже вполне добродушно, но твердо заметил, что будет очень трудно объяснить сбежавшимся прихожанам, для чего их собрали набатом. Ну, тогда вниз пойдем. И так удалось побывать там, куда мало кто из туристов в Гродно попадает.

Время, между тем, уже явно было обеденное. Наш импровизированный гид по колокольне на вопросы о кафешках честно признался, что общепит — не по его части. Разве что напротив тут университет, можно в студенческой столовке пообедать...

Это звучало не слишком заманчиво. Побегали мы по окрестностям, поискали другие варианты. И, в конце концов, именно на университетской столовой и остановились. Благо, никакой пропускной системы тут не существовало, а имевшийся охранник охотно подтвердил, что столовка вон там, в конце коридора, кушайте на здоровье. В итоге, взрослые смогли получить ностальгическое удовольствие от подносов, компотов и котлет с пюре, а дети просто вкусно и сытно поесть. Все это удовольствие обошлось нам примерно в 90 (девяносто!) руб. на человека.

Назад возвращались по улице Чапаева, местами переименованной во что-то другое. Не такая прилизанная, как более туристические улочки исторического центра, она являла собой забавные контрасты старого и нового, отшлифованных памятников и дверей, давно утративших свои функции.


улица Чапаева.


Дверь в никуда.

Так мы вновь вышли на Советскую площадь.

Здесь всех желающих катали на забавных агрегатах, которые мы уже видели в Витебске. Там мне удалось отговориться нехваткой времени, но теперь дети вцепились в меня мертвой хваткой и потребовали развлечений. Похоже, накатавшись, они собирались предложить мне для продолжения путешествия махнуть нашего железного коня на несколько таких самоходных установок.

Каково же было их разочарование, когда обнаружилось, что данное транспортное средство только выглядит «самоуправляемым», а на самом деле за ним ходит специальный дядька с пультом! Но это мальчишки сообщили мне уже позже. Пока они разочаровывались в развлекательном транспорте, я решил воспользоваться моментом, чтобы сбегать через площадь в главную католическую церковь Гродно. Остальные члены команды церквями, похоже, уже пресытились.


Костел Франциска Ксаверия.

Фарный костел в Гродно построили иезуиты. Их сюда позвал король Стефан Баторий еще в 1584 г., с целью просвещения населения — данный орден и до сих пор известен тем, что высоко ценит образование. Правда, то ли почта работала из рук вон плохо, то ли высокоученым католикам не хотелось ехать в Гродно, но добрались они до города лишь через 50 лет. Еще через полвека собрались, наконец, построить каменную церковь, а освятили новый собор лишь в 1705 году. Зато на церемонии умудрились присутствовать и польский король Август, и русский царь Петр I.

В советское время верующие продолжали здесь собираться, несмотря на то, что им было отказано в праве иметь священника. А в пост-советские годы костел стал кафедральным собором католической общины. При нас его активно ремонтировали, что отчасти лишало нас удовольствия любоваться шедевром барокко без помех.

Однако, внутри костел был по-прежнему хорош. Алтарь, когда-то названный лесом скульптур и колонн, гипер-реалистичная, а иногда сюрреалистичная скульптура...

В общем, не зря сбегал. Но пока я любовался католическими святынями, наши успели уйти с Советской площади. Я бросился их догонять, да так резво, что на парковку прибежал первым. В ожидании нашей команды принялся проглядывать заранее заготовленный список достопримечательностей города Гродно. Практически все мы посмотрели. Была у нас мысль поискать еще и гродненскую синагогу. Вообще, в Гродно когда-то было 44 синагоги, а эту, хоральную, впервые построили даже раньше, чем католический костел (правда, она несколько раз дотла сгорала в страшных гродненских пожарах). Но к 1943 году Гродно был объявлен «свободным от евреев» городом. Из 29,000 местных евреев войну пережили едва ли 200. О Хоральной синагоге в интернете были противоречивые сведения: то ли в руинах лежит, то ли реставрируется... пока мы гуляли, я пытался сориентироваться в туманных указаниях путеводителей, но где искать это здание, если оно еще совсем не развалилось, так и не понял. Ну, что делать...

А любопытно, что это за странные знаки на дверях дома, возле которого мы припарковали свои машины?!


Неожиданная синагога.

Как вы, наверное, уже поняли, синагога оказалась прямо по соседству с парковкой. Ее довольно успешно отстроили, хотя, если обойти здание кругом, виден забавный контраст между историческими и современными частями.

Вместе с подоспевшими Иваном и Наташей мы даже заглянули внутрь (для чего пришлось долго стучать и выкликивать сотрудницу синагоги.

На музей, расположенный в здании, сил и времени уже не было, но, в целом, мы остались довольны.

Центр города покинули около 17:00. Ненадолго остановились возле Каси и Баси. Это две водонапорные башни, построенные в Гродно на рубеже XX века. Откуда взялись ласковые прозвища хозяйственных построек - точно неизвестно. Кто-то ссылается на то, что в одной в советское время располагалась касса, а в другой - бухгалтерия. Есть и более романтичные истории. Но так - были бы они просто водокачками, а с именами - сразу стали городскими достопримечательностями. Их даже художники полюбили и стали рядышком свои творения выставлять.

А наши дети тут и вовсе окончательно освоили трудную науку телепортации. Так что под конец путешествия пришлось вводить законодательные ограничения на этот способ перемещения в пространстве. Но не будем забегать вперед…


Телепортация.

Пора нам делать ноги из Гродно, пока детей еще можно удержать по машинам. Прощаясь с городом Городен, скажем, что нам здесь очень понравилось. Несмотря ни на какие шторма, здесь по-прежнему есть что посмотреть и где погулять.

В 17:30 мы выехали из города. Магистраль, как здесь водится, быстро закончилась, аисты, опять же по своему обыкновению, начались. В 19:35 проезжаем Пружаны. В 20:10 мы уже было повернули на Брест по Р83, но после радио-переклички с родственниками вернулись на АЗС. И не зря! Там даже герои мультфильмов заправляются:

В 21:10, немного поплутав по частному сектору, мы уже были у гостевого дома в Бресте.

Пробег за день 298 км, от выезда до финиша 4 часов, средняя скорость движения 66 км/ч.

Получили ключи и помчались в центр города. Такое поведение нам не слишком свойственно, но в данном случае нужно было обязательно успеть к определенному времени. Для указания этого времени в центре Бреста даже завели специальные «часы».

Дело в том, что в Бресте возрождена традиция зажигания уличных фонарей. Специальный фонарщик обходит их один за другим и зажигает с соблюдением всех деталей ритуала. И лишь потом вспыхивает электрическое освещение остальных пешеходных улиц. Прекрасное завершение такого «европейского» дня путешествия!

Фонарщика в Бресте нашли великолепного. Очень колоритный и «достоверный», он невозмутимо вершит обряд, не отвлекаясь на толпу зрителей. А это непросто. Ладно все его фотографируют, ладно каждый хочет сфотографироваться с ним, но тут еще и бытует поверье, что потереть пуговицу его сюртука — к счастью. Каким ангельским терпением надо обладать, чтобы бесстрастно стоять, пока все от мала до велика теребят пуговицы на твоей одежде, я не представляю! Надеюсь, за это хорошо платят. Тем более что, как нам рассказала официантка в кафе, куда мы потом завалились, на ее памяти старик не пропустил ни одного вечера или утра (когда надо гасить фонари), независимо от дождя или снега.

Мы пуговицы трогать не стали. И фонарщика жалко, да, в конце концов, мы ведь и сами — достопримечательности. С нами (особенно с Иваном) тоже хотели сфотографироваться! =)

Спасая пуговицы, мы отправились прогуляться по симпатичной пешеходной улице. Она совсем не такая, как в Гродно, но по-своему тоже очаровательна.

Ну все. Перекусив в одной из множества туристических кафешек и пиццерий на этой улице, можно и на боковую отправляться.

ДЕНЬ 6 (Чт 29.06.2017): Брест — Коссово — Несвиж — Минск

Жажда и мужество; паркур по паровозам; зубр в прериях; замок-конфетка и замок на замке

Какое порубежье без укреплений, без грозных замков и высоких стен? Вот и в нашем странствии по Беларуси наступил день, особенно обильный крепостями и прочими твердынями, стяжавшими славу в многочисленных войнах, бушевавших на этой многострадальной земле. Иные, впрочем, вовсе и не воинскими подвигами известны, а просто эффектным внешним видом, но что с того?

Однако прежде чем начать испытывать на прочность древние и не очень бастионы белорусской земли, расскажу о доме, приютившем нас в Бресте. В конце концов, мой дом — моя крепость, и хотя разовый ночлег своим домом не назовешь, но выглядел гостевой дом Берёзовка вполне внушительно.


Гостевой дом.

Уютный дворик служил не только парковкой для наших двух автомобилей, но и приютом для детей, когда они хотели покачаться в гамаках или понежиться на жарком солнышке.


Дворик.

Обстановка внутри была не то, чтобы изысканной или роскошной, но какой-то невероятно душевной, щедро украшенной поделками, финтифлюшками и творчеством хозяйских детей.


Интерьер.

Хозяева, как мы быстро поняли, были горячими патриотами своего города. Они искренне удивлялись, как можно приехать в Брест всего на один день. Неудивительно, что тут и там по стенам были развешаны открытки, призванные показать гостям, каким был Брест в прошлом.


Что было, что стало…

Ну и, разумеется, было в доме множество комнат, что позволило бы разместить и не одну такую орду, как наша. Уютный балкон, где можно было романтично посидеть в сумерках при свечах. Хорошая кухня... В общем, как вы, возможно, уже поняли, этот ночлег мне лично понравился больше всего за все наше путешествие.


Заслуженная оценка.

Единственным неудобством послужило то, что основную дорогу в этом районе частного сектора Бреста подтопило. Тут же подъехал трактор и работяги, которые принялись устранять проблемы. Но под утро машины пришлось перегнать из дворика на соседнюю улицу, чтобы нам не заблокировали выезд строительной техникой. А мы и так провозились. Поздно ложиться и поздно вставать — было нашим девизом в этом путешествии. В 12:15 мы, наконец, отправились из гостевого дома.

Утро было изнурительно жарким, так что наш на удивление стойкий автомобильный «дезодорант», в виде прихваченных еще на Браславских озерах люпинов, оказался очень кстати.

Первым делом мы, разумеется, направились в Брестскую крепость. Она состоит из Цитадели и окружающих фортов. Форты, говорят, интереснее, но мы отказались от услуг экскурсовода и решили просто погулять по мемориалу.


Брестская крепость.

Думаю, все в нашей стране примерно представляют себе, в чем состоял подвиг бойцов Брестского гарнизона. Здесь полегли почти 3,5 тысячи наших солдат, вступивших в бой с наступавшей 45-й пехотной дивизией Бундесвера уже в первый день войны. Подвиг этот был неправдоподобен по многим причинам. Прежде всего, Брестская крепость вообще не предназначалась для обороны в этой войне. Она была построена еще в XIX веке, а сто лет спустя утратила всякое оборонительное значение. Когда Советский Союз получил свою долю в Польше по пакту Молотова-Риббентропа, прежние оборонительные рубежи были оставлены, войска были перемещены на запад, к Брест-Литовску. Наше командование планировало использовать Брестскую цитадель только для размещения личного состава, а рядом отстроить новую границу. Не успели. В результате частям Советской армии пришлось обороняться там, где их застало внезапное нападение. По сути, прямо в казармах. Причем туда же из уже павшего Бреста сбежались и семьи военнослужащих. Почти сразу обнаружился главный недостаток этой крепости — поскольку к осаде ее не готовили, то и запасов воды или тайных выходов к берегу Буга не предусмотрели. В результате, окруженные защитники вынуждены были добывать себе воду под шквальным огнем противника. Мы попали сюда как раз в такую жару, какая стояла тогда, по воспоминаниям, здесь в Бресте. По контрасту с тихим течением реки, мемориал Жажда производит особенно сильное впечатление.


Мемориал Жажда.

Внешние укрепления пали почти сразу. Сейчас они, говорят, производят достаточно заброшенное впечатление. Основной же удар врага пришелся на Цитадель. За ней следят, стоит мемориальная доска, описывающая финансовый вклад разных стран СНГ. Другое дело, что тут в принципе мало что уцелело. Руины, пробирающие до дрожи памятники, израненные уцелевшие здания. Цитадель была взята за 9 дней, но отдельные группы бойцов продолжали вести диверсионную борьбу еще почти месяц.

Можно возмущаться бездарным руководством советских войск в первые месяцы войны. Но это лишь подчеркивает фантастическое мужество простых бойцов, которые с каждым днем всё лучше понимали, что никакого контрнаступления не предвидится, они здесь брошены... и все равно продолжали сражаться до последнего, зубами цепляясь за каждую огневую точку, которую еще могли удержать. Самый известный мемориал в Брестской крепости по заслугам назван «Мужество».


Мемориал Мужество.

Теперь сюда приходят почтить память погибших. Мы как раз застали «парад» по крепости, не слишком в ногу, но с большим чувством проводившийся какой-то военно-исторической организацией.


Маршировка.

Приезжают в Брестскую крепость и отдельные военнослужащие. Один из них почему-то принял меня за профессионального фотографа, попросил снять его на его же камеру, а потом с удовольствием попозировал и для меня.


Бравый солдат.

В крепости размещена небольшая коллекция пушек разных эпох.

В общем, хотя Родина-Мать в Волгограде произвела на меня более сильное впечатление, в Бресте, безусловно, многое берет за душу.

Используя всякий тенек как укрытие от палящего солнца, мы выбрались из крепости и вернулись к машинам на парковку. Сын где-то по дороге подобрал здоровенного кузнеца, который теперь вынужден был сопровождать нашу компанию в ее экскурсиях.


Кузнечик.

Все вместе мы направились к железнодорожному музею, который заметили на подъездах к крепости. Музей, в общем-то, довольно молодой, всего лишь 15 лет как открылся, но впечатление производит отличное. Множество паровозов и прочей железнодорожной техники, есть где погулять и что посмотреть.


Ж.д. музей.

Среди множества паровозов, в которых мог бы разобраться только специалист, попадались и очень забавные экземпляры железнодорожной роскоши или, наоборот, локомотивы-трудяги, предназначенные для обслуживания железных дорог.


Снегоочиститель.

Работники музея тоже добавляли впечатлений какой-то вписанностью в экспозицию. Так и казалось, что лопату им в руки, и будут с какой-нибудь подходящей песней бросать уголь в топку.


Чыгунка.

Организаторы музея оказались недостаточно предусмотрительны, чтобы повесить везде таблички, запрещающие залезать на экспонаты. Т.е. часть из них совершенно официально доступны для посетителей. Кое-где натянуты веревочки — туда мы не лезли. Но в остальных случаях решали, что раз не запрещено — значит можно. И, к ужасу смотрителей музея, когда они спохватились, лезли на каждую лесенку, веревочкой не перевязанную.


Гуляем по музею.

Только около 15:00 мы расстались с паровозами. А минут через 20 выехали и за пределы Бреста. Еще через полчаса и 50 км дороги, она превратилась в магистраль с греющим душу ограничением скорости в 120 км/ч.

Полчаса на перекус в кафешке при АЗС и в 17:15 мы поворачиваем на Коссово. К этому времени мы одолели уже 150 км от центра Бреста. За 20 минут добавляем еще 20 км к счетчику, и мы на парковке у Коссовского замка, точнее его руин.

Дворец Пусловских в Коссово был построен в XIX веке, так что это, конечно, не настоящий замок. Новые хозяева этих земель очень гордились, что их усадьба стоит рядом с родовым гнездом Тадеуша Костюшко. Может, поэтому они решили отгрохать здесь что-то уникальное, настоящий дворец, который восхищенные современники прозвали рыцарской грезой и замком в миниатюре. Тут 12 башен, по числу месяцев, а солнце, по утверждению путеводителей, заливало своим светом каждую из ста с лишним комнат ровно 2,5 дня в году. Видимо, дворец просвечивается насквозь, иначе каким образом солнечный свет мог бы попадать в северные комнаты??? По преданию, хозяева при этом торжественно объявляли день соответствующей комнаты и бросались ее убирать. Еще бы! Представляете, сколько там за год пыли скапливалось?! ;)

Потом роскошный замок проиграли в карты, в Первую мировую он был разграблен, а в 1944 году многодневный пожар уничтожил всю уцелевшую красоту. Кто дворец поджег, немцы или партизаны, сейчас уже трудно сказать. Но когда мы припарковались возле Коссовского замка, он уже не напоминал былое пепелище или руины.

Правильнее было бы назвать его замком в процессе реставрации. Всего несколько лет назад это была аутентичная заброшка, но сейчас у властей Беларуси нашлись деньги на туристические достопримечательности, и замок стремительно возрождается из небытия. К сожалению для нас, на момент нашего путешествия это означало состояние «ни то, ни сё». Уже не руины, где хорошо погрустить о безжалостном ходе времени, но еще не музей, не реконструированная роскошь, заставляющая, подобно героям Ильфа и Петрова, завистливо вздыхать: «Вот люди жили...»


Коссовский замок — оборотная сторона.

Пока мы разглядывали со всех сторон замок, налетела давно грозившая нам гроза. Да как налетела...

До машины пришлось бегом бежать, а потом молиться, чтобы ее не смыло и не снесло ветром. Редкие путешественники, оказавшиеся здесь без транспорта, прятались на крыльце усадьбы Костюшко, расположенной с другой стороны дороги. Сам музей, видимо, в это время был уже закрыт.

Всем этим трэшем мы наслаждались в одиночестве. Отставшие от нас родственники, тем временем, пробивались по трассе сквозь ливень. В одном месте упавшее дерево уже перегородило шоссе на их пути.

Добравшись до нас, несмотря на все препятствия, они еще разок сходили к замку. Но теперь, когда буря превратилась просто в сильный дождь, он выглядел не так эффектно. Впрочем, все равно симпатично.

Всего мы провели рядом с Коссовским замком около часа. В 18:50 возвращаемся на трассу. Продолжаем свой путь на восток. Легендарного зубра — излюбленный объект фото-сафари для проносящихся транзитом через Беларусь путешественников — видим с параллельной трассы, куда нас почему-то увел навигатор. Зато он получился какой-то более натуральный, пасущийся, так сказать, в прериях...


Зубр.

В 20:35, в 120 км от съезда в Коссово, мы поворачиваем к еще более знаменитому в современном туристическом бизнесе Несвижскому замку. Чуток покрутившись вокруг внушительных размеров парка, мы припарковались, чуть не доезжая платной стоянки, где остановились обогнавшие нас родственники. Они уже успели прогуляться под проливным дождем и всеми силами души стремились в комфортную сухость своей машины.

Несвижский замок, в отличие от конфетно-пряничного собрата в Коссово, это вполне себе серьезное фортификационное сооружение. Деревянная крепость тут стояла еще в XIII веке, а в конце XVI века, когда эти земли достались богатейшей и влиятельнейшей в ВКЛ семье Радзивиллов, сюда пригласили итальянского архитектора и стали строить мощную крепость по последнему слову тогдашней европейской науки. После этого замок попеременно осаждали то русские, то шведские войска. В промежутках его перестраивали под моду очередного века, поэтому всяких архитектурных стилей здесь намешано на все вкусы. Нам замок, несмотря на погоду, тоже пришелся по вкусу.


Несвижский замок (обратите внимание на башенку над водой).

По позднему времени всё тут было закрыто. Охранник лишь позволил нам заглянуть через ворота во внутренний двор замка.


Внутренний двор.

Вообще, Несвиж, на фоне других белорусских замков, особенно хорош своим парком. Тут очень приятно погулять, никуда не торопясь. Дети, правда, как-то на удивление быстро нагулялись. Погода что ли была нелетная? ;) Так что пришлось их отправить в караван, а краткую экскурсию по территории, вокруг крепостных укреплений, устраивать себе в одиночестве.

Прогулка получается довольно эффектная, за счет разрушений, принесенных здесь пронесшейся бурей:

На этом фоне идиллическое озеро, до которого я всё же добежал, выглядит особенно приятно для глаз:

Прогулявшись под дождем около получаса, возвращаемся родной дом на колесах. В самый раскрученный замок Беларуси — Мирский — ехать нет уже совсем никакого смысла. Ничего не увидим. Зато понятно, что если когда-нибудь поедем через Беларусь транзитом, постараемся закрыть эти белые пятна. Да и внутри замков хорошо бы побывать.

В 22:40 мы въезжаем в пределы Минска. Тут как раз звонит хозяйка квартиры, где будет ночевать другой экипаж. Мягко попеняв нам, что мы не отзваниваемся, не сообщаем время прибытия, она подхватывается и мчится через весь город нас встречать. Сдали родне племянника, который путешествует в нашем Додже. И, буквально за 10 минут или меньше, доехали по вымершим ночным улицам города до квартиры друзей, приютивших нас в столице союзного государства.

Пробег за день 491 км, от выезда из Бреста до финиша 8,5 часов, средняя скорость движения 70 км/ч.

Завтра будем исследовать этот крупнейший город страны. Экскурсионный маршрут получится у нас довольно странным. Мы всё больше будем изучать диковинные летательные аппараты, выяснять, есть ли предел расходу топлива на 100 км у некоторых транспортных средств и фундамент какого здания приходится постоянно замораживать, чтобы не рухнуло? Но и по историческому центру тоже погуляем. А потом попробуем выяснить, почему «жывотное» наше поколение отправляло в «Бабруйск». А там уже и российские древние города ждут — Смоленск, Старая Русса, Новгород... и удивительные дороги, которые эти города связывают.

Так что...

Продолжение следует


Дром

Комментарии

   
Красноярск
Сообщений: 937
Весьма неплохо, много интересных фоток!
27
2
Ответить
  
Москва.
Сообщений: 8236
Рассказ, безусловно, отличный. Автору спасибо за труды.

После первого ( даже второго- третьего) посещения Беларусь оставляет приятные впечатления.
После десятого - весьма смешанные.
19
17
Ответить
     
Замкадье
Сообщений: 87033
А в аквапарк в Минске не заехали?
https://travel.drom.ru/56976/
А вот и продолжение про отпуск...
2
21
Ответить
  
хутор Загритьково М1 РБ
Сообщений: 14942
Даже в наш агрогородок заехали))))
Молодцы!!!
Квiтней Беларусь !!!
7
14
Ответить
     
Замкадье
Сообщений: 87033
Не знаю, мне Минск нравится. Этакая Москва 89-90 года.
То есть социализм, но с проявлениями малого бизнеса ))))

Зато цены очень даже ничего. Для туриста. Как там доходы у местных, не знаю. Но, судя по машинам, скорее всего не совсем нищие.
https://travel.drom.ru/56976/
А вот и продолжение про отпуск...
9
23
Ответить
   
автор
Санкт-Петербург
Сообщений: 778
legus
А в аквапарк в Минске не заехали?
Нет, как-то не собрались. Аквапарки и в Питере неплохие, говорят. Но если в Минске очень хороший, расскажите, другим пригодится.
15
2
Ответить
    
Где-то близко к МКАД
Сообщений: 1825
Несвиж - новодел на 50%. Крепостная стена, башенки - это все сделано лет 10 назад. По старым планам, чертежам, но новодел. Кстати, башенка - это туалет:)) А не наблюдательный пост, как обычно думают. В военное время разносится в пух и прах одним ядром. Но в целом красиво, да!
nicoa.ru - рубашки для больших (размер 50-62, шея 42-49, до 144 грудь, рост до 2м). По России
6
21
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
Война-то по Беларуси прокатилась почище, чем по Псковщине или Смоленщине. А отстроили страну беларусы получше, чем мы ((. Не знаю, как уж там жить, но приехать туристом - точно стоит. Красивая, спокойная, достойная страна с интереснейшей
Спасибо за прекрасный рассказ.
Насчет Бреста: все-таки не Бундесвер штурмовал крепость, а Вермахт. Но это уже совсем мелкая придирка)).
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
39
2
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17808
Молодцы ребята.
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
21
2
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 881
Хорошая познавательная поездка и отличный рассказ-путеводитель, спасибо! Как всегда - грамотно и интересно.
Но побрюзжу :) Раз уж такая обстоятельная подготовка с вдумчивым отношением к увиденному, с вниманием к истории, то жаль, что Вы пропустили многое, что было совсем рядом с вашим маршрутом. Например: рядом с Гродно есть интереснейшее место - Августовский канал, превращенный в зону отдыха с военно-историческим уклоном. Старый шлюз, разрушенные в боях доты так называемой Линии Молотова, и тут же - столики-беседки, косули бродят... Все это организовано примерно так, как это делается в Европе или США - чисто, указатели для туристов, карты троп для прогулок.
В Бресте , конечно же, надо было осмотреть филиал музея Брестской Крепости - Форт V. Очень впечатляет, а уж как детям понравилось бы...
Пролететь Мир и Несвиж, чтобы засесть в Минске - тоже на любителя, причем на большого. На мой взгляд лучше бы наоборот. Всё-таки, несмотря на реставро-новодельность, эти замки - главные достопримечательности Белоруссии.
Кстати, надеюсь Бобруйск не просто так упомянут, в крепость тамошнюю заехали? А на Линию Сталина, хотя бы в ее музейную часть?
9
16
Ответить
11071251
kamakama
Несвиж - новодел на 50%. Крепостная стена, башенки - это все сделано лет 10 назад. По старым планам, чертежам, но новодел. Кстати, башенка - это туалет:)) А не наблюдательный пост, как обычно думают. В военное время разносится в пух и прах одним ядром. Но в целом красиво, да!
Ну конечно вам со Москвы видней, а я его как в детстве в 80е видел, такой он счас и сейчас
19
3
Ответить
   
автор
Санкт-Петербург
Сообщений: 778
Martyn36
Хорошая познавательная поездка и отличный рассказ-путеводитель, спасибо! Как всегда - грамотно и интересно. Но побрюзжу :) Раз уж такая обстоятельная подготовка с вдумчивым отношением к увиденному, с...
Спасибо за замечания. Они и другим помогут не пропустить что-то интересное, и нам в будущем могут пригодиться. Скажем, Августовский канал теперь заинтересовал. А при планировании маршрута показался не особо интересным.

Понятно, что в организации (или дезорганизации) этой поездки множество факторов сказалось. В т.ч. и то, что мы наверняка ещё побываем у соседей. Либо в гостях, либо транзитом. А так, короткая обзорная поездка с детьми часто складывается... как сложится.

Скажем, в Бресте было безумно жарко. Какие уж там еще форты. В Минске нам хотелось навестить друзей. Но и там мы провели лишь один полный день. Бобруйск вообще возник в маршруте в последний момент, мы просто немного погуляли по нему на пути в Смоленск. Мне вот очень жаль, что мы не увидели ни одну "крепость-церковь" типа Мурованки. Но чего огорчаться из-за неувиденного? Лучше постараться интересно рассказать о том, что удалось посмотреть! ;)
17
2
Ответить
   
автор
Санкт-Петербург
Сообщений: 778
Barmaley61
Рассказ, безусловно, отличный. Автору спасибо за труды.

После первого ( даже второго- третьего) посещения Беларусь оставляет приятные впечатления.
После десятого - весьма смешанные.
Это, в какой-то степени, касается любой страны или города, разве нет? ;)
17
2
Ответить
     
Питер. Калининский р-н
Сообщений: 4066
Фото отличные!
Мои отзывы: Kia Rio 2015, Mazda Demio 2002
12
2
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
отлично,
а сотрудница МЧС в Гродно как-то подозрительно похожа на одну даму из Лувра)
You'll never walk alone!
15
2
Ответить
 
Сообщений: 6468
legus
Не знаю, мне Минск нравится. Этакая Москва 89-90 года.
То есть социализм, но с проявлениями малого бизнеса ))))

Зато цены очень даже ничего. Для туриста. Как там доходы у местных, не знаю. Но, судя по машинам, скорее всего не совсем нищие.
Сегодняшний Минск и Москву 90 года нельзя ставить на одну ступень. Минск гораздо ухоженней и не такой серый, какой была Москва в то время.
Лучше белый "Жук" - тевтонец, чем оттюненный японец
16
2
Ответить
 
Сообщений: 6468
Martyn36
Хорошая познавательная поездка и отличный рассказ-путеводитель, спасибо! Как всегда - грамотно и интересно. Но побрюзжу :) Раз уж такая обстоятельная подготовка с вдумчивым отношением к увиденному, с...
К сожалению от Бобруйской крепости почти ничего не осталось. Несколько бывших казарм, ныне жилые дома. На ее месте сейчас огромное поле и ледовая "Бабруйск-Арэна"
Лучше белый "Жук" - тевтонец, чем оттюненный японец
11
2
Ответить
 
Сообщений: 6468
Автору большое спасибо. Очередной приятный взгляд туриста на мою Родину.
Лучше белый "Жук" - тевтонец, чем оттюненный японец
12
2
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 881
Ну, я бы так категорично не сказал. Стадион занимает ничтожную часть всей территории. Большая часть крепостных сооружений неплохо сохранилась и находится в свободном доступе. Другое дело, конечно, что такие обьекты, как и тот же пятый форт или укрепрайоны первой-второй мировых войн интересны только любителям военной истории России.
6
10
Ответить
 
Сообщений: 6468
Martyn36
Ну, я бы так категорично не сказал. Стадион занимает ничтожную часть всей территории. Большая часть крепостных сооружений неплохо сохранилась и находится в свободном доступе. Другое дело, конечно, что...
Так я же и написал, что на ее месте сейчас огромное поле. Большая часть сооружений хоть и находится в свободном доступе, однако представляет собой плачевное зрелище, к большому сожалению. Я еще помню, когда на этой территории во времена СССР располагался военный городок.
Лучше белый "Жук" - тевтонец, чем оттюненный японец
11
2
Ответить
     
Замкадье
Сообщений: 87033
Sanych Minsky
Сегодняшний Минск и Москву 90 года нельзя ставить на одну ступень. Минск гораздо ухоженней и не такой серый, какой была Москва в то время.
Мы больше про дух, ментальность.

Когда в субботу в 2 часа дня государственные атракционы в парке горького не работают. А работают только частные. И так далее. Похожих примеров полно.
https://travel.drom.ru/56976/
А вот и продолжение про отпуск...
2
13
Ответить
  
Москва.
Сообщений: 8236
Boris-Kozyrev
Это, в какой-то степени, касается любой страны или города, разве нет? ;)
Нет!
Но, доля правды в этом присутствует.
2
9
Ответить
  
Москва.
Сообщений: 8236
legus
Не знаю, мне Минск нравится. Этакая Москва 89-90 года.
То есть социализм, но с проявлениями малого бизнеса ))))

Зато цены очень даже ничего. Для туриста. Как там доходы у местных, не знаю. Но, судя по машинам, скорее всего не совсем нищие.
Минск на Москву не похож ни в одном аспекте.
Если уж и сравнивать ( абстрактно) Минск с Москвой, то примерно до 1972-74 года.
Ты такую Москву не видел и не имеешь о ней никакого представления, поэтому ( как всегда) городишь ерунду.
16
2
Ответить
   
автор
Санкт-Петербург
Сообщений: 778
Martyn36
Ну, я бы так категорично не сказал. Стадион занимает ничтожную часть всей территории. Большая часть крепостных сооружений неплохо сохранилась и находится в свободном доступе. Другое дело, конечно, что...
Ну, интересны-то они, может быть, и дилетантам вроде нас. Но при условии, что какой-то знаток о них хорошо расскажет. В Бресте гида в форт найти не сложно (не знаю, насколько хорошего), но уговорить родственников на экскурсию не удалось. В Бобруйске никто и не предлагал.
2
3
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 881
Boris-Kozyrev
Ну, интересны-то они, может быть, и дилетантам вроде нас. Но при условии, что какой-то знаток о них хорошо расскажет. В Бресте гида в форт найти не сложно (не знаю, насколько хорошего), но уговорить родственников на экскурсию не удалось. В Бобруйске никто и не предлагал.
А ведь есть еще и Крепость Гродно - кольцо фортов времен Первой Мировой вокруг города, пару вполне можно увидеть просто подъезжая к Гродно со стороны Лиды и двигаясь затем дальше на запад к Августовскому каналу.... Есть польский укрепрайон под Барановичами, построенный аккурат перед сентябрём 1939-го, а еще местами сохранилось много германских укреплений с Первой Мировой.
Современная Беларусь долгое время была полем разных битв и местами похода на музей военной истории под открытым небом.
6
8
Ответить
Москва
спасибо автору, прекрасный отчет, много красивого и интересного. Решил-обязательно съезжу, надо там погулять летом.
Впечатление:
глядя на это, чистоту, порядок и гармонию, архитектуру-понимаешь, что русский народ это часть семьи европейских народов. Ведь и по Рейну и на Рюгге славянские капища находят. Часть Руси выделили в БЕЛУЮ Русь - и она действительно белая, изначальная, русский народ и русская культура, какая она есть.
Монгольско-кахахско-татарские орды напали на нас, с юго - востока (желающие могут на карте посмотреть расположение Руси и монголо-казахо-туркистана и прочей желтой расы) и за 300 лет ига высасывали ресурсы, грабили, насиловали, уничтожая людей, поселения, высасывая соки, привнесли свой кочевой неопрятный колорит временщиков - при кочевой жизни не вырабатывается привычка обустраивать красиво и основательно окружающее пространство-переночевал неделю и на новое место откочевал... и это всё отразилось на Руси там, где кочевые тюрки внедрились и "погуляли" на шее русского народа. В том числе и оставив своё потомство, как на Украине теперь много кареглазых. Я не против кареглазых и прочих смуглых сегодняшних, они не виноваты, такова история прошлого. Но всё же - глядишь на вот это, сохранившуюся русскую культуру - и волнение, дух захватывает от РОДного быта, как у кочевников, наверное, волнение от РОДных им юрт и шатров
14
5
Ответить
 
Химки
Сообщений: 4348
солдат с лейтенантскими погонами, однако
------
Опубликованный пост содержит частное мнение, которое может не совпадать с Вашим.
6
6
Ответить
     
Камчатка -----> Геленджик
Сообщений: 2714
С удовольствием прочитал ваш рассказ, особенно про Брест - один и моих любимых городов. В сентябре туда еду дабы прогуляться по Советской.
Небойтесь летать, в воздухе еще никто не оставался!
Мой отзыв: Honda Avancier 2000
3
2
Ответить
11146624
Гродно
Рассказ невежды, даже не попытавшегося почитать о Достопримечательностях которые посещает.
4
4
Ответить
   
автор
Санкт-Петербург
Сообщений: 778
Auris_Hybrid793
солдат с лейтенантскими погонами, однако
"Бравый солдат" - это не о его воинском звании. ;)
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром