Из Сибири в Грузию на «десятке»

26.04.2018 | 43771 просмотр

Доброго времени, уважаемые посетители сайта. Вот наконец-то сподобился я повествовать о скромной поездке в сентябре 2016 года из затерянного в сибирской глуши городка Минусинска до города Батуми, что находится фактически на грузинско- турецкой границе. Эта вылазка в направлении Черного моря для нашей семьи была третьей по счету. Возможно, кто-то из читателей помнит мои путевые заметки о поездке в Туапсе в 2011 году и в Абхазию в 2012 году. Кому-то, может быть, проще загуглить по заголовку отзыва: Из Сибири к Черному морю на «девятке».

В этом отчете я периодически буду возвращаться к прежним трактатам, проводя сравнительные характеристики. Всё, что будет написано, является исключительно моей точкой зрения, которую я никоим образом никому не пытаюсь навязать, равно как и описание приключений, ситуаций, персонажей, сделанные под влиянием определенных эмоций. В общем, увиденное и услышанное опишу своими словами, без политических лозуногв и розовых нюнь. Короче, хватит умничать, погнали...

Давным- давно тупой занозой в мозгу сидела мысль: «А не замахнуться ли нам, понимаете, на поездку в Грузию?» Последние три года нос никуда не высовывали по причине того, что я осуществил одну давнюю свою мечту — приобрел небольшое счастье под названием пасека, а вместе с этим малым хозяйством огромный головняк. Основная проблема состояла в том, что в летнюю пору этих существ более чем на 3-4 дня без присмотра оставлять настоятельно не рекомендуется. Длительно вынашиваемые планы поездки на Байкал были отложены на неопределенный срок, потому что на Байкале и летом-то не всегда искупаешься, а осенью (когда основные пасечные хлопоты останутся позади) и подавно.

Ехать туда (на Байкал) с чисто созерцательными целями, конечно, заманчиво, но как-то не особенно вдохновляет. А Грузия в этом плане выглядит намного привлекательней. Бархатный сезон, фрукты и полупустые пляжи будоражили воображение, масла в огонь подливали новые восторженные отзывы дромчан о поездке в эту сказочно-красивую страну. Плюсы поездки заключались в том, что дорога уже дважды обкатана, по крайней мере, до Волгограда, а ехать по проторенным тропам намного спокойней. Да и автомобиль посвежел — уставшая от моего общества «девятка» обрела нового владельца, а я пересел на «десятку», которая к тому же была на 12 лет моложе своей сестры.

По утвердившейся традиции, об этом я писал в прежних отчетах, машин был куплен в соседнем районе в крайне убитом состоянии. В ожидании нового хозяина машинка догнивала в огороде, в компании бегающих собак и поросят. Убитая коробка, мертвый аккумулятор, конченая резина и сухие системы охлаждения и торможения меня особо не смутили.

Автомобиль к месту новой прописки притащил на галстуке, впихнул в гараж и тотчас же приступил к эксгумации коробки. Через сутки машин уже смог самостоятельно покинуть гараж. К работе движка, кпп и ходовки претензий не было. Мелкие недоделки по электрике шлифовались по ходу дела. Из неприятных сюрпризов — пришлось менять почти всю систему охлаждения, от долгого сушняка пришли в негодность и помпа, и радиатор, и отопитель печки. Однако вернемся к теме поездки…

Вообще-то, первоначальные планы предстоящего вояжа строились так: детей с собой не берем, едем двумя семьями (2м+2ж) на хонде C-RV, правим посменно в три водилы день и ночь, пока не выдохнемся, потом часов 8-10 на отдых — и дальше в том же темпе. Лично для меня этот вариант был весьма привлекателен тем, что подготовка машины перекладывалась с моих хрупких плеч на владельца хонды, небольшая экономия в пути по бензину, да и чрезвычайно грела душу возможность бОльшую часть пути провести в качестве пассажира, озирая ленивым взглядом окрестности, посасывая пивко и ковыряя козявки в носу.

Однако за полгода до намеченного тревела вторая пара поставила нас перед фактом, что у них намечается пополнение в семье и стало быть их соучастие в поездке отменяется. Ну и ладно, сказали мы себе и стали продумывать альтернативный вариант путешествия вдвоем на нашей «десяточке».

Для себя создал документ с перечислением всех косяков автомобиля и понемногу стал их бодать, ставя галочки над побежденными и вписывая всё новые найденные недочеты, вплоть до малейших мелочей, вроде перегоревшей лампочки в бардачке.

По поводу походно-путешественницких девайсов и снаряги не парился вовсе. Всё купленное к первым поездкам лежало во здравии и ждало своего времени. На всяк случай озаботился обретением USB-момеда от «пчелайна», но хлопоты оказались напрасными, за всю поездку эту штуковину пропользовали лишь единожды — фактически везде присутствовал вай-фай.

Небольшие метаморфозы коснулись навигатора. Прежний Су Сань Ин был дан товарищу во временное пользование и этим же товарищем утрачен при невыясненных обстоятельствах. По поводу безвременной утраты я даже слезы не проронил, тем более что товарищ, будучи человеком высокоморальным, тут же приобрел в ближайшей комиссионке взамен почившего в бозе нечто подобное по стоимости и функционалу. Этот нелепый случай произошел в аккурат за пару недель до отъезда, руки не доходили посмотреть, что там за зверь мне презентован. Ни карты, ни прошивку обновлять не стал, кинул коробку в бардачок, ибо предыдущие поездки наглядно показали почти стопроцентную бесполезность (я бы даже осмелился выразиться — Вредность) этого творения.

Параллельно моим не особо обременительным приготовлениям по технической части жена потихоньку привела к общему знаменателю все вопросы по поводу гардероба, аптечки и провианта. Абсолютно не напрягаясь, можно сказать, мимоходом, получили загранпаспорта.

Иногда, в редкие свободные минуты, добравшись до инета, я пытался набросать примерный маршрут и план поездки, хотя заранее знал, что это бесполезно. Всё равно выдержать график движения по времени не получится из-за всевозможных нюансов от полосатой палки до гвоздя в колесе и ремонта дорог включительно, и как следствие, невозможность заранее предугадать, где тебя ночь застанет. По поводу ночей: случайно обнаружил сайт с названием «горквартира». В любом мало-мальски жилом населенном пункте предлагаются любые хаты на выбор — на сутки, на ночь, на час. Увидев ценники на всё это великолепие, я навсегда дал себе зарок никогда впредь не вспоминать про всякие широко разрекламированные букинги и триваги.

Наброски маршрута имели такой вид: Минусинск—Ачинск—Кемерово—Новосибирск (ночевка)—Омск—Тюкалинск—Ишим (ночевка)—Курган—Челябинск—Миасс—Сим (ночевка)—Уфа—Самара—Энгельс (ночевка)—Саратов—Волгоград—Элиста (ночевка)—Буденновск—Моздок—Владикавказ—госграница—Степанцминда (ночевка)—Мцхета— Уреки (финиш). Итого всего 7 дней в пути, мелочи…

Итак, основные сборы позади, приближается намеченная дата: 25 августа.Выбрана она неслучайно. Дело в том, что дочь учится в Ачинске и решила использовать нашу поездку в своих целях — возвращаясь с каникул к месту учебы, на халяву добраться до Ачинска, а заодно и многочисленный студенческий хабар перевезти. Массовый заезд в общагу запланирован на 27 августа, дочка решила заехать на день раньше, чтобы обосноваться «без шуму и пыли». Для нас с женой дата выезда некритична, ну 25-е, так 25-е. Машина с вечера заправлена под пробку, основная часть шмоток уложена, документы, девайсы и гаджеты перепроверены на сто рядов.

Выехать с утреца пораньше не получилось, впрочем, как обычно. Сын остался дома в компании тётушек и бабушек. Пока перепрощались со всеми, пока позавтракали, догрузили остатки рухляди в и без того перегруженный автомобиль, время уже подходило к 11 часам. Ну-с, помчали!

Не спеша пробираемся сквозь пещеры городов Минусинска, Абакана, Черногорска, Пригорска. И снова — здравствуйте, просторы хакасских степей! За Пригорском перехожу из осторожного «городского» режима в режим «вольный». На спидометре «дежурные» 120. Проверено неоднократно, спидометр подвирает на десятку, его 120 в реальности равны 110, что административно ненаказуемо.

Проезжаем мимо населенного пункта Полиндейка. Там живут полиндейцы и полиндейки. Гыыы!

Первая остановка с целью размять ноги в Ужуре, на «Родниках Счастья».

Сразу за Ужуром был остановлен нарядом ДПС. Ну, думаю, началось… не успели от дома отъехать… ДХО мои им не понравились, дескать, светят тускло. Спорить не стал, включил ближний свет. Отъехал, выключил. ДХО сертифицированные, а то, что светят тускло — претензии к китайским изготовителям комплектующих, а не к водителю.

5 часов в пути, и вот мы уже подъезжаем к Ачинску, где делаем остановку на полтора часа. Больше половины багажа выгрузили и перетаскали в общагу дочери, там же и пообедали домашними припасами.

Немного пошарился под машиной. Буквально вчера ещё всё было прекрасно, а сегодня появилась какая-то мелкая вибрация. Потряс привода и колеса, пообнимал их в поисках грыж. Ничего не обнаружил.

Пришло время прощаться с дочерью и двигаться дальше уже вдвоем. К 18 часам добрались до Мариинска, немного задержались на ж\д переезде. Километровая очередь здесь обычное явление. И снова шуршит под колесами асфальт. За 4 года, прошедших с последнего посещения этих мест здесь многое сильно изменилось (а многое просто подзабылось), некоторые участки пути вспоминаются отлично, а иные совсем не узнаём.

К Кемерово подъехали уже в сумерках. И тут машинка выдала первый подарок. Сначала под капотом что-то шылымбылымкнуло, потом появился посторонний звук. Пришлось остановться и поднять капот. Неисправность долго искать не пришлось: уволилась гайка крепления шкива генератора. Шкив остался в рабочем положении, и генератор работал как новый. Но далее ехать не стоило. Жена припомнила, что мы только что проскочили какой-то автосервис. Развернул машину и поехал назад, стараясь сильно не газовать.

Автомастерскую мы нашли, но слесаря я застал уже в дверях, время было позднее, и он торопился на последний автобус. Я в двух словах обрисовал ситуацию, он, подумав пару секунд, выволок из недр конторы здоровенный ящик со всякими метизами б\у и предложил мне самостоятельно в нем порыться, а потом припрятать ящик у входа в цех, где он его поутру и заберет. Пожелав друг другу удачи, мы расстались. Подходящую гайку я нашел, (зачёт тебе, о Добрый Дядька!) генератор снял, на автостоянке по соседству нашел тиски, коими воспользовался для затяжки гайки «от всей души». Ставил гену уже впотьмах при свете фонаря.

Пока протиснулись сквозь Кемерово, уже была глухая ночь. Пытаться доехать сегодня до Новосибирска уже не стоило. Тем более что вибрация автомобиля понемногу усиливалась, и с этим тоже надо было что-то решать. В общем, ехали мы, ехали, пока не надоело. Остановились где-то посреди пшеничных полей, свернули на полевую дорогу, отъехав от трассы метров на 300, откинули сиденья, накрылись пледом и провалились в сон.

Проспали часов 5. Проснулись с рассветом, на улице было свежо и неуютно. Быстренько готовлю чай на походной газовой горелке, перекус и снова выбираемся на трассу.

К Новосибирску подъехали около 7 утра. Минуем город по северному объезду и удаляемся от него в сторону Омска. Часам к 9 утра организм стал настойчиво требовать топлива. Останавливаемся на живописной березовой опушке и принимаемся бомбить баулы с провиантом.

Завтрак раскладываем прямо на капоте.

Потратив на трапезу около часа, снова врываемся в общий поток. Уже проснулись фуры. Ехать становится не так вольготно, как на рассвете. Вибрация машины превратилась в тряску. Причину я недавно обнаружил — вылезла грыжа на заднем правом колесе. Вылезла не вбок, как чаще всего бывает, а в протектор, поэтому я её не увидел при вчерашнем осмотре в Ачинске. Машина просто стояла на грыже в момент пальпации. Пришлось поставить запаску.

С началом Омской области начались довольно продолжительно ушатаные участки трассы. На раздолбанной бетонке машина бренчит, ака маракас. Приходится сбрасывать скорость. Ещё одна отличительная черта области — немереное количество камер видеофиксации, упрятанных в антивандальные сейфы. Сейфы стоят внаглую, не маскируясь, их видно за версту, тем более что перед каждым из них метров за 300 присутствует знак ограничения скорости и знак, предупреждающий о ведении видеофиксации. Антирадар утверждает, что работает 1 камера из 10, а может и того меньше, я ему верю, потому что при детальном рассмотрении зачастую видно, что сейф пуст.

Ехать скучновато. Развлекаемся чтением водительских острот. Вот пример вежливого водителя. Очень вежливого, если учесть, что надпись с извинениями заботливо протерта.

Абсолютно без каких-либо приключений приближаемся к следующей контрольной точке — Омск. Город обходим с юга по неведомой ранее объездной. Навигатор плутает на ней (ещё бы, у него карты с выдержкой, как у пятизвездочного коньяка), чуть было не уехали в сопредельное государство. Но доверившись более здравому смыслу, чем увещеваниям Су Сань Ина, вскоре мы транспонировались на тюкалинскую трассу.

Как и четыре года назад, на этом участке повсюду идут дорожно-ремонтные работы. Причем те участки, на которых четыре года назад был абсолютно свежий асфальт, нынче представляли собой уже весьма убитое дорожное полотно. То ли интенсивность движения такая, то ли так ремонт делали. Четыре года, ваще-то, не срок для асфальта.

Особо порадовал мост в Абатском. В 2011-2012 годах этот участок был фактически непролазным и собирал немыслимые скопления машин. Нынче же остались лишь небольшие участки с реверсивным движением в местах ремонта, где мы много времени не теряли. От силы 3-4 раза по 5-15 минут.

К закату мы добрались до Ишима и решили остановиться на ночлег (уже по традиции) в гостинице «Ильич». Администратор скучала в одиночестве, номера свободны почти все. Интерьер гостиницы не поменялся, всё так же стилизован под сельсовет 60-х, коммунистическая агитационная литература, плакаты, красный уголок, бюст Ильича, портреты Володи Ульянова… даже пароль от вафли 19171917 напоминает о революционном прошлом. В общем, народ тут угорает не по-детски. Мы тоже подтянулись. Пока супруга оглашала Апрельские Тезисы вождя мирового пролетариата, я поскулил немного: «Боже, меня храни! Сильный, державный…»

Попридурявшись вволю (пока я не застремался того, что администратор в дурку позвонит, услышав мои хоральные прелюдии), мы разделились. Жена озаботилась обустройством номера, а я сгонял в магазин (200 метров) и материализовал компоненты ужина. Далее были долгое-долгое плескание в душе, ужин и ночь… После предыдущей ночевки в авто и насыщенного драйвом дня мы спали, как убитые.

К утру силы восстановились полностью. Несмотря на то, что проснулись ни свет ни заря, энергии было хоть отбавляй. Завтрак и сборы много времени не заняли, и вот мы снова сидим в машине. Сразу притопить педальку не получилось — асфальт в окрестностях Ишима был раздавлен в хлам. Я пребывал в печали, помня о том, что впереди нас ждет Бердюженский участок трассы — самый отвратительный кусок пути в предыдущих наших поездках. И как же было приятно обломаться в своих худших ожиданиях, когда Бердюжье осталось далеко за спиной, а асфальт под колесами сиял ака новый рубль. Не везде, конечно, были и убогие участки, но экстренно оттормаживаться перед метровыми воронками не приходилось. Почти.

Довольно быстро домчали до Кургана. Город встретил серыми тучами и ветром. Здесь я решил всерьез посвятить себя поискам резины на замену безвременно усопшей. Покатались по всяким шинным центрам, автомагазинам, разборкам, монтажкам… нигде именно ТАКОЙ резины нет. Знающие люди сказали, что она снята с производства и найти её можно, только призвав в помощь всех святых.

Призвал. Мой призыв был услышан. Уже совсем было отчаявшись, заглянул на авторынок. Рынок был пуст. Торговый люд, представленный компанией 5-6 человек у входа в рынок, резался в карты. На мой запрос, пожали плечами и со словами «а хрен его знает…» потащились по контейнерам, забитым шинами. И, о, чудо! В недрах одного из многих была обнаружена груда(!) таких покрышек. Шиномонтажка не работала, закинул купленную покрышку в багажник, предварительно переместив пару сумок на заднее сиденье.

Рядом с авторынком обнаружили гипермаркет, в котором убили ещё час времени. Под предлогом «червячка заморить» были затарены пара огромных пакетов да ещё так, по мелочи… Там же сняли с банкомата немного налички на текущие расходы.

Вкратце описанные похождения по Кургану в реальности отняли у нас часов 5 драгоценнейшего времени, и мы поторопились быстрей покинуть город, чтобы попытаться хотя бы приблизительно удержаться в рамках намеченного графика движения. На выезде из города на парковке у АЗС быстренько пообедали прямо в машине, умяв только что купленную курицу и салаты. И снова в путь.

Погода резко меняется. При выезде из Кургана ярко светило солнце, при подъезде к Копейску его не было уже и в помине. На объездной Челябинска попали под ливневый дождь, после которого снова в глаза слепило солнце, уже стремившееся к закату.

Снова был остановлен постом ДПС. Была последняя суббота августа, день открытия охотничьего сезона на утку. Издалека узрев в салоне авто двух человек в камуфляжных футболках, инспектор заподозрил нас в причастности к жестокому обращению с животными. Ну и тормознул нас на всяк случай. На мой вопрос о причине остановки, прямо признался, что многие граждане с охоты возвращаются с признаками злоупотребления спиртным. Вот их-то и караулят. Охота на охотников. Реально, легавые, блин! Поговорили, разбежались. Едем дальше. Солнце уже катилось к горизонту.

Очень порадовала новая трасса на участке Челябинск — Миасс. Прям душа пела. Возле Миасса, впрочем, радости пришел черед смениться унынием, когда мы встали в хвост длиннющей очереди, дожидавшейся своего часа прорваться через мост, на котором шел традиционный уже ремонт.

В этом стоянии мы провели часа полтора. Сумерки сменила ночь. Дневной план предусматривал прохождение Уральских гор, и план этот трещал по швам. Златоуст проскочили, когда останавливаться на ночлег было вроде ещё рановато. К мотелям стали присматриваться от Усть-Катава. Но не тут-то было. Все койко-места уже были арендованы. Уж и не помню, в какой по счету гостинице мы нашли свободный номер. Ценник не то чтобы лошадиный, но более соответствовал бы номеру в отеле «Савой». Номер с туалетом — 1200 руб. Отдельно оплачивается душ, находящийся на этаже (100 руб. за туловище) и 50 руб. парковка. Причем номер был весьма убитый: драные обои, следы протечек на потолке и под подоконником, сломанная ручка на туалете… Такого позорища мы за всю поездку больше нигде не видели. Лично моё мнение: мотели на Урале самые стремные и неадекватные в соотношении цена-качество. Есть, конечно, шикарные апартаменты, но после заката застолбиться там можно только по чистому везению. По факту мне было плевать на убогий интерьер, белье чистое и ладно.

Встав рано поутру, навели порядок в салоне авто, сдали ключи и прогулялись по окрестностям в поисках сувенирных лавок и шиномонтажки. Поиски были тщетны, всё вокруг ещё дремало, хотя солнце уже поднялось над горами и разогнало плотный утренний туман.

Гостиница под названием «Гостиница». Нормально.

Около восьми утра мы уже снова неспеша катились среди живописных гор. Остановились возле г. Сим на небольшой фотосет. Вроде и время терять жалко, но уж слишком красивые места здесь.

Пока фотографировались, проснулись местные авторитеты от шиномонтажа, и я наконец-то смог установить новую шину, запаску вернуть на штатное место и уложить по ранжиру баулы в багажнике.

С окончанием Уральских гор дорога вновь становится монотонной и скучной. Качество дорожного полотна позволяет ехать полурасслабленно. Не успели заметить, как проскочили Башкирию. На просторах Татарстана скорость немного сбрасываем, ибо встречные машины моргают фарами, предупреждая о засадах. В прошлую поездку уже был опыт общения с местными «законниками», второй раз наступать на грабли в наши планы не входило. Однако встреча с ДПС произошла не совсем штатно. Очередной патруль, повстречавшийся нам на пути, был всецело занят разгребанием последствий серьезного ДТП, в котором микроавтобус решил померяться силенками с дальнобойным монстром. В результате у монстра была малость покорябана левая бочина и бензобак, а лохмотья микрика были широко распространены по всей округе. Кто был неправ в этой лихой баталии, было уже не разобрать, да и некогда было особо головой вертеть по сторонам, так как сие событие сильно осложнило проезд для остальных участников движения.

День был беден на эмоции и приключения. Дорога, дорога, заправки, перекусы. Банальщина, ничего достойного упоминания.

На исходе дня свершилось-таки знаковое событие — мы достигли Самарской объездной, которую в прошлые поездки ни разу не проскочили без приключений, благодаря стараниям навигатора, который, видимо, был не в курсе её существования. Новый навигатор недалеко продвинулся в познаниях, тоже поглумился над седыми путниками от души, но сделал это более изощренно, чем прежний Су Сань Ин. Прокатились 5 км в направлении « не туда», изыскав место для разворота — развернулись и прокатились ещё 5 обратно, затем поворот налево через сплошную и на этом приключения вроде закончились.

Самарская область встретила немереным количеством камер- радаров. Встречные водилы постоянно моргают, да и антирадар вычислял засады на дальних подступах. Не знаю, как на других направлениях, но по трассе на г. Энгельс камеры стояли через каждые 2-5 км. Мы держим путь на г. Пугачев. Погода прекрасная, посему решаем эту ночь провести (также уже по традиции ) на берегу реки Большой Иргиз.

Пугачев проезжаем в сгущающихся сумерках. Городок небольшой, но пока колесили по его затейливым перекресткам, уже совсем стемнело. Старое место былых ночевок в настырно навалившейся темноте мы найти не сумели. Сама история изыскания по навигатору не то чтобы того самого места, а самого Иргиза достойна отдельного отчета, и в деталях я её описывать не рискну, сославшись на скудость приличествующих случаю литературных комбинаций в моём лексиконе. Иргиз мы всё-таки нашли. Поставить палатку было делом 10 минут… На часах была уже полночь…

Проснулись, едва забрезжил рассвет. Получилось, что отдыхали всего-то чуть больше 4 часов. И вроде место красивое, спокойное, блаженная тишина, но вот не спалось как-то!

Пока пакуем юрту и пытаемся заморить червячка, стремительно светает.

У раннего подъема есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, за день можно много чего успеть, с другой, отдохнули слабовато, а впереди ожидают объездная Саратова, Волгоград и далее нехоженая ранее дорога до Элисты.

От Пугачева до Энгельса ехать пришлось крайне осторожно, потому что назвать дорожное полотно асфальтом язык не поворачивается. Тем не менее, мост через Волгу мы пересекли, когда на часах ещё 9 не было. А далее всё повторилось по вчерашнему сценарию: скукотищща, дорога, АЗС, небольшая остановка на перекус, небольшие задержки в пути из-за чьих-то ДТП, перекрывших половину проезжей части.

Добравшись до Камышина, не смогли проехать мимо «Магнита». Остановились прикупить что-нибудь перекусить, в результате нахабарили такие баулы, будто неделю не ели. Истину глаголят знающие люди: нельзя делать продуктовые закупки на пустое брюхо)))

В полдень мы уже в Волгограде. Город уже не кажется таким длинным и трудным, как при первом прохождении, хотя были и пробки, и сложные дорожные рокировки, и горы светофоров…

При выезде из города в сторону Элисты вновь вынуждены обратить очи к навигатору, ибо тропа сия ранее не топтана стопами нашими. Дорога крайне скучная и почти безлюдная. Ровная голая степь без признаков жилья, воды и растительности.

По пути возник населенный пункт с названием Цаца. От скуки включаю любимую затею — вслух пытаюсь представить, как называют жителей оного поселения: цацанцы, цацачи, цацайцы и цацайки… короче, цаццы они все там. Ржём.

Асфальт довольно приличный для столь безлюдных мест, несколько удивляло наличие оборудованных по всем правилам пешеходных переходов в местах, где от горизонта до горизонта не видно следов жизнедеятельности человеков. Пользуясь отсутствием встречных и попутных, немного нарушаю скоростной режим, дабы достичь вожделенной столицы Калмыкии засветло. Что с успехом и претворяю в жизнь.

Для ночлега решили снять квартиру. На сайте «горквартира» нашли телефон, созвонились. Хозяйка оказалась очень приветливой девушкой коренной национальности. Когда мы ей объяснили, что находимся в городе проездом, она рекомендовала остановиться сразу на въезде в город и сама выехала к нам на встречу, дабы сопроводить нас до выбранной квартиры. Только мы остановились на перекрестке в её ожидании, к машине подошел молодой парень, также коренной житель, удивленный регионом госномера, стал подробно расспрашивать, кто мы и откуда, с какой целью и на какой срок приехали в Элисту, а утолив своё любопытство, стал рассказывать нам о достопримечательностях города и местах, в которых нам обязательно надо побывать. Было очень приятно окунуться в атмосферу гостеприимства. Элиста, вообще, нам показалась какой-то доброй, уютной и домашней, что ли.

Хозяйка подъехала на джипке, провела нас через весь город в спальный район на окраине. Возле дома девушка попросила нас подождать, пояснив, что квартиру только что освободили предыдущие постояльцы и она не успела навести там порядок. Мы озаботились распаковкой сумок и наведением марафета в салоне. Минут через 10 хозяйка пригласила нас, показала квартиру и рассказала про инфраструктуру вблизи дома. Документы наши даже не стала смотреть, взяла за прожитие 900 руб. и на прощание показала табличку, мотивировав тем, что не намерена из-за нас вставать в 6 утра, чтобы принять квартиру по описи )))

Короче, выметайтесь, типа, сами! В итоге мы за символическую плату возымели отдраенную однокомнатную квартирку со сплит-системой, кабельным ТВ, инетом и полным пакетом бытовой техники от фена до стиральной машины.

Сравнивая нынешнее положение с предыдущей ночевкой в ободранной конуре на Урале, мы малость офигели. Пока жена нагружала стиралку бельем, а микроволновку и холодильник магнитовской снедью, я сгонял в ближайший продмаг на предмет покупки местных напитков. Местное пиво оказалось очень даже ничего себе, и, приняв душ, мы закончили день романтическим ужином (насколько это позволяло наше походное бытие).

Встали в 6 по будильнику. В 7 уже сидели в машине. И снова на юг по бескрайней степи. У меня создалось впечатление, что процентов 95 населения Калмыкии живет в её столице. Ровная-ровная степь без всяких следов присутствия человечьей жизнедеятельности, прекрасный асфальт, почти полное отсутствие транспорта, как встречного, так и попутного.

Пейзаж стал несколько меняться, когда мы добрались до Буденновска. Милый, спокойный городок. Увидев банкомат Сбербанка, тормознули, сняли 60 килорублей наличности с карты, ибо граница уже близко, а дорожный нал стал подходить к концу. Следующая опорная точка — Моздок. Ехать по неспокойному региону не очень-то хотелось, но и наш «ведущий специалист» и яндекс-карты предлагали именно этот вариант: Буденновск—Моздок—Владикавказ—Верхний Ларс.

На границе Северной Осетии нас, как и всех, тормознули на стационарном посту ДПС, заставили всех водителей с документами тащиться на второй этаж, где проводится проверка по всяким базам. Машину и пассажиров не беспокоили. Потерял полчаса в очереди, в то время как супруга парилась в машине на солнцепеке…

От поста до Моздока, да и после него, дорога была просто ужасной, как после бомбежки. Впереди меня плетется рысью джипка (о, диво!) с 24 региона.

Ну, думаю, мало ли, может местный кто-то перегнал сюда авто из родного края. Едем в тандеме до блок-поста, где нас обоих и тормозят… НАЧАЛОСЬ…

Мне предъявили за невключенный БС. Возражение об имеющихся включенных ходовых огнях гарный осетинский хлопец в черной форме парировал так:
— Надо, чтобы фары горели, пройдите на пост для составления протокола!

Иду, а куда деваться! Там и знакомлюсь с водилой джипа. Оказывается, земляк, из Назарово. На посту про фары никто даже не заикался, стали иметь мозги на тему «А чо этта вы вместе издалека едете, уж не злодеи ли? Не бомбу ли ядреную трелюете?» Объяснения, что мы впервые видим друг друга ещё больше усиливали подозрительность. Потом рассмотрели документы, спросили, сколько от Назарово до Минусинска топать. Я ответил, что 400 км, вроде отстали.

Зато хором (вернее квинтетом, их было на посту пятеро) давай нам вещать, что в республике введен режим КТО и дорога закрыта («Вы разве не видели огромный плакат после Моздока?») и поэтому нам надлежит вернуться через Моздок до границы и шествовать важно в спокойствии чинном через Минводы и Пятигорск. Объезд около 300 км. Разумеется, затем попёрла игра в доброго и злого полицая. Один стал уговаривать старшого пропустить таких хороших пацанов, старшой кочевряжился, типа надо запись с камеры видеонаблюдения стирать, а ему погоны пока не жмут и так ненавязчиво оба стали подталкивать нас к теме о финансовой стороне вопроса о проезде. И всё с такими торжественными лицами, будто первый раз в жизни ради нас они готовы поступиться принципами… Господи, как это всё знакомо, и как надоело!!! Ну никакой фантазии)))

Я вернулся к машине, зёма остался на посту побазарить тет-а-тет. Я быстренько велел супруге растеребить те 60 тыров, что мы сняли только что и заныкать по всей машине с особой изощренностью, ибо эти черти, если устроят досмотр машины, то заберут всё, что найдут, наверняка.

Зёма, однако, долго не трындел, шёл от поста навстречу мне, помахивая документами. Я поинтересовался:
— Ну чо?
— Попросили рубль. Я отдал. Дурака свалял, надо было торговаться!..
— Понял, спасибо.

Зёма рванул дальше.Теперь настал мой черед выкупать своё водительское удостоверение. Хлопцы, естественно, тоже попросили дать тыщу. Я сделал пластилиновые глаза и заявил, что денег нет, заправляюсь по безналу, налички утром было около тыщи, но после завтрака в кафешке осталось намного меньше, детально супруга знает.

Хлопцы экстренно согласились «хотя бы на пятьсот». Я вернулся к машине, вдвоем с женой стали искать мелочь, но в ассортименте были только пятитысячные. Кое-как наскребли 430 бумажками… Глядь, гарные хлопцы уже следующего тормознули, потащили на пост погутарить. Вот уроды, кому война, а кому мать родна! Их поставили на пост блюсти закон и порядок, а они себе тупо кормушку устроили.

Воспользовавшись тем, что вся черная рать разыгрывала очередную комедию перед следующим неместным водилой, я сунул быстренько одному в руку купюры (а он их моментом отправил в карман), забрал у старшого свои доки и пулей рванул в машину. Фразу «Граждане, считайте деньги, не отходя от кассы» я произнес, уже заводя движок.

От поста сразу начался подъем в перевал, изобилующий серпантинами с остатками асфальта. Там я снова догнал зёму. Но интересен был не сам перевал, а то, что ждало нас на его вершине. А там нас ждал ещё один блок-пост…

Правда, там комедию не ломали, сразу говорили — давай тыщу и езжай себе с богом. Поставлен дорожный сбор на поток: на посту, сооруженном из блоков ФБС сделано окошко, типа бойницы, туда течет река из страждущих проехать, все по очереди подают в окошко автодоки с вложенной в них купюрой, мощномордый дядька записывает данные авто в журнал, доки возвращаются водителю, но уже без купюры, водитель отчаливает… Я занял очередь в кассу за зёмой. Зёма тем временем устроил торги. Мотив понятен, тут штука, там штука, до Владикавказа ещё километров сто, а посты каждые 10 км. Так и денег не останется!

Блюстители оказались бесхарактерные и продали зёме проездной билет со скидкой 50%, заверив, что постов больше не будет. Мне же отступать было некуда, у них ведь между постами наверняка связь есть, нижний пост уже мог просемафорить, что я кинул их на 70 рублей ))). Я обратился к старшому и сказал, что денег нет ни гроша, дескать, всё оставил на нижнем посту. Тот аж поперхнулся, переспросил, сколько с меня взяли, повел бровью и отдал документы…

От поста начался спуск в зеленую долину, появился нормальный асфальт, постепенно увеличился поток транспорта, появились джигиты, пролетающие через лежачих полицейских на скорости под сотню. И вот наконец-то мы въезжаем во Владикавказ.

Город не впечатлил. Пыльный, шумный, суетной. Никакой. Да мы его, в общем-то, сильно и не разглядывали. На выезде из города остановился на «Роснефти», чтобы залиться дешевым (по сравнению с грузинским) российским бензином «под пробку». Оператор на АЗС ваще порадовала: отказалась начислять бонусы за заправку на бонусную карту, недовольно ворча, что у них и так самый дешевый бензин в округе. Честно говоря, её аргументацию я как-то не вкурил. Ладно, хоть заправить не отказалась.

На следующей за «Роснефтью» АЗС бензин был заметно дешевле.

После вчерашнего радушия вечерней Элисты, нынешние эксцессы на осетинской земле оставили горький осадок. Не спорю, среди осетин тоже есть гостеприимные и радушные люди. Но мне как-то не попадались.

Стараясь не думать о неприятных моментах, покидаем Владикавказ и сразу попадаем в объятия гор. Они нависают над нами, давят, сжимают дорогу, заставляют её извиваться и вертеться змеюгой. Едем аккуратно по дороге с выкрутасами, по которой, презрев сплошную, лЁтают пацанчики на 99-ых и старых «мерсах» с 15 регионом на госномере. До Верхнего Ларса ехать совсем ничего, и вот мы уперлись в хвост длинной очереди страждущих покинуть Россию. Хотя если судить по отзывам и фото в сети, эта очередь по местным меркам вовсе пустячная. Оно и понятно, на календаре 30 августа, сезон отпусков на исходе, и поток туристов спадает. Гигантская гусеница-очередь потихоньку ползет, кое-кто пытается наглеть, считая себя отнюдь не автохамом, но джигитом. В течение часа мы метр за метром приближаемся к терминалу, заранее готовим документы и ёрзаем на сиденьях от волнения и нетерпячки.

Наконец, подошла и наша очередь, утрясаем формальности и переезжаем на грузинскую сторону пропускника. Как и на российско-абхазской границе, водитель и пассажиры проходят паспортный контроль отдельно. Я проскочил махом, а супруга попала в хвост длинной очереди (автобус успел разгрузить три десятка пассажиров). Пришлось долго ждать. Наконец-то вся пограничная суета позади. Здравствуй, Грузия!

В Степанцминду въехали около 18 часов. Первым делом в обменник. Для начала поменял 5 тысяч наших по курсу 32\1 Получил бумажную сотку и жмень мелочи. Небольшой шок. Имея в руках пятитысячную купюру, я чувствовал себя вполне платежеспособной личностью. Получив взамен солидной купюры сотню и горсть медяков, я в собственных глазах мгновенно опустился до уровня нищеброда)))

Потом была краткая фотосессия на фоне вечернего Казбека, ранее виденного только на пачке одноименных папирос.

Солнце уже садилось, мы решили немного прокатиться вглубь страны и по дороге искать ночлежбище. Проехать получилось километров 20. На ночь движение по Военно-Грузинской дороге перекрывается, и делается это весьма незатейливо. В каждом населенном пункте по трассе поперек дороги встает патрульная машина с мигалками и до рассвета не сходит с места. Весь транспорт остается ночевать там, докуда успел доехать. Мы успели доехать до крохотного, буквально десяток домов, посёлка с непроизносимым названием. Нам повезло, успели застолбить комнату в отеле за 40 лари. Те, кто подъехал на 10 минут позже, коротали ночь в машинах.

Это «отель». Ободранная уральская конура, в сравнении с ним, прям замок Гауди. Свет в окошке — это как раз из нашего «нумера». Выспаться не удалось, всю ночь под окном тарахтели прогреваемые машины и автобус, галдели и хлопали дверями пассажиры, плакали дети. Едва забрезжил рассвет, вся толпа самоликвидировалась, оставив после себя обоссаные углы домов (хозяйка «отеля» давала ключ от туалета только постояльцам, а те, кто ночевал в автобусе, гадили по всему периметру здания).

Собрав манатки и немного перекусив, двигаемся в путь и мы. Вокруг такая красота, что хочется останавливаться на каждом повороте дороги и фотать, фотать, фотать…

Зигзаг за зигзагом спускаемся всё ниже в долину. Серпантины остаются позади, но красот меньше не становится. Теперь дорога идет вдоль Жинвальского водохранилища. Останавливаемся для осмотра древней крепости Ананури.

Эти места были, пожалуй, самыми живописными за всё время путешествия. Последние десятки километров до столицы Грузии уже были не столь впечатляющими.

Горы расступились, и мы оказались в широкой ровной долине, пейзаж вновь стал обыденным с той лишь разницей, что растительность вокруг была напрочь незнакомая.

Приближаемся к Мцхете, внимательно смотря за указателями. Все надписи либо на латинице, либо на «грузинице», язык родных осин здесь хоть и в ходу, но не на официальном уровне. От Мцхеты, не заезжая в неё, поворачиваем направо, в направлении Кутаиси — Батуми. Перед нами простирается шикарнейшая автострада, народ вваливает от души, выжимая из своих железных коней всю возможную дурь. Мы осторожно крадемся со своими штатными 120 км\час в крайнем правом ряду.

Удивляло поведение стражей порядка. Они не караулят из-за кустов с радаром, не пасут сплошную. Они блюдут. Реально. Не спеша патрулируют по обочине на машине с включенными люстрами со скоростью пешехода, ни во что не вмешиваясь. Несколько раз мы видели, что они кого-то останавливали и составляли какие-то бумаги, но видя, как лихачат местные водилы, я сделал вывод, что в Грузии, чтобы схлопотать протокол за нарушение ПДД, надо нахамить не по-детски и, возможно, неоднократно.

Забегая вперед, скажу, что за время поездки я проникся безграничным уважением к грузинским полисменам. На их работу просто приятно посмотреть. Здоровенные дядьки, подтянутые (не видел ни одного ростом ниже 180, вислобрюхого или толстозадого). Всегда вежливы, корректны. Если остановишься на трассе, обязательно подъедут и поинтересуются, что случилось. На пляже присутствовали постоянно, патрулируя либо на пикапе, либо на квадриках. Во время штормового волнения патрулируют ещё усерднее, постоянно оглашая окрестности предупреждениями по громкой связи.

Ещё деталь: в районе Кутаиси погода резко поменялась, налетел ураганный ветер, ломая ветки деревьев, следом за ним хлестанул такой ливень, что добрая половина машин встала по обочинам, включив аварийки. Стоим и мы, дворники просто не справляются, дорогу не видно. Ветер опрокинул пластиковые разделительные блоки на трассе.

Подъехал патрульный автомобиль, вышли дядьки в форме и давай подымать и расставлять по местам раскиданные ветром блоки, приводя проезжую часть в порядок прямо под ливневыми струями. Сомневаюсь, что подобная ситуация была бы типичной в России.

К сожалению, автострада закончилась. Дорога полезла в горы, проходя через множество небольших поселков, в каждом из которых вдоль дороги местные жители торгуют чем-либо. В одном селении изделиями из бамбука, в другом — глиняная посуда, в третьем — у каждого(!) дома на тандыре пекут лаваши, и всюду действует акция 5+1. Карты Грузии я в навигатор не закачивал, поэтому им не пользуемся, едем по наитию, вернее по памяти. По мере продвижения вспоминаю, что я разглядывал в яндекс-картах. Вот, наконец, перед нами блеснула гладь моря, до конечного пункта оставалось километров 15. В этом путешествии конечной точкой был назначен поселок Уреки, далеко за пределами Грузии известный своим пляжем с черными магнитными песками.

Достигнув поселка, оставляю жену в машине и иду искать жильё. С третьей попытки нашел вполне удачный вариант. Трехэтажный гостевой дом немного в стороне от центральной улицы, 12 гостевых комнат, по 4 на этаже, свободны все, кроме двух, занятых самой хозяйкой и её родственниками. Санузел на этаже, отдельным строением расположена кухня-столовая и примыкающие к ней душевые кабины. Круглосуточно горячая вода и ви-фи, парковочное место свободно, удобный подъезд, до моря — минут 7-8 неспешным шагом. Пожилая хозяйка, тётушка Манана, постоянно укутанная в черные одеяния, определила плату за проживание в размере 10 лари в день за двоих, что в принципе равнялось стоимости одного хорошего шашлыка. Жену смутило только отсутствие стиральной машинки, но все остальные блага + возможность выбрать любую комнату на любом этаже были на другой чаше весов. В общем, другие варианты мы искать не стали.

Выбрав комнатку на верхнем этаже, разгрузили вещи и утрясли некоторые нюансы бытия. Надо было срочно решать вопрос с валютой, в кармане оставалось всего несколько монеток. Местные поселковые менялы предлагали курс 30\1, что было чистейшим грабежом. На месте не сиделось, едва разобрались с сумками, переодеваемся в пляжное и валим знакомиться с окрестностями.

Поселок реально крохотный, море действительно оказалось в шаговой доступности, ассортимент бесчисленных магазинов на половину тот же, что и в России. Цены, конечно, отличаются. С непривычки мы пытаемся переводить цены в рубли для сравнения и постоянно путаемся, через день это занятие надоело. Ради ржаки стали переводить все цены по универсальному конвертеру. Курица-гриль стоила 10 лари. Её, родимую, и назначили эталоном. Проживание — 1 курица\сутки, перекусить в кафе — 1 курица, нормально посидеть в кафе — 5 куриц, бутылочка вина — 2 курицы и так далее…

Ноги сами несут нас на пляж. На море шторм, волна выше полуметра, вода мутная, но эти мелочи нас нисколько не смутили. Зря что ли 7 дней в машине утомлялись?!

Вода оказалась неожиданно теплая, море неглубокое, а песок реально черный и крупный, как сахар. Накупавшись до посинения, возвращаемся в наш «дом отдыха», попутно прикупив на местном рынке домашнего вина, принимаем горячий душ, готовим ужин. Организм ещё не совсем адаптировался к смене часовых поясов, и в 8 вечера уже сильно чувствуется усталость. У нас-то в Красноярском крае уже полночь! Выпитое вино добавило свои 5 копеек к накопившейся за время дороги усталости, и до кроватей ноги уже еле донесли.

Под утро разыгралась такая гроза, что спать далее было невозможно. Молнии хлестали совсем рядом, и гром взрывался с такой силой, что хором начинали петь все автосигнализации в округе. Поутру, когда ветер разогнал тучи и выглянуло солнце, мы посмотрели прогноз погоды и решили, что сегодня на пляже делать нечего.

Решили сгонять в Батуми на экскурсию. Сказано-сделано, садимся в авто и через час мы уже там. Город потрясающий. Эмоций настолько много, что можно рассказывать пару часов подряд без остановки. Лучше один раз увидеть.

Поскольку Батуми был первым крупным городом Грузии, который мы посетили, пришлось сходу приноровиться к общепринятой там манере вождения. Первые пять минут было дико, страшно и непривычно. Правила вроде бы как и есть, но вроде бы как не для всех писаны. А если писаны, то не читаны. А если читаны, то не поняты. А если поняты, то неправильно. В общем и целом, не совсем безнадежный, но бедлам. Особо повеселил кольцевой перекресток в районе набережной: мало того, что все лезут напролом, соблюдая дистанцию сантиметров в 30-40, но при этом ещё беспрестанно сигналят, что-то кричат и, выруливая одной рукой, вторую постоянно держат за окном, что-то жестикулируя, размахивая, даже умудряются здороваться за руку со встречными водилами. Загорелся красный на светофоре? Да нет проблем — длинный гудок, руку в окно, машем тем, кому загорелся зеленый, что-то кричим и едем дальше. Те, кому горит зеленый без тени негодования стоят и ждут, пока проедут на красный все желающие. Потом только (когда зеленый начнет подмигивать) начнут движение и они))) Позднее я разговаривал на эту тему с одним местным таксистом, на мой вопрос он дал примерно такой ответ: понимаешь, если человек просит пропустить его на красный сигнал, значит, он очень торопится, надо с пониманием относиться к проблемам ближнего.

Минут через 10 я более-менее адаптировался к движухе по городу, но жена так и не перестала нервничать, постоянно спрашивая меня, почему «они все» так дерзко себя ведут на дороге. Не зная, как и чем мотивировать безбашенное поведение большинства водил, я ответил:
— Представь, что в дурдоме день открытых дверей. Все сорвались с кроватей, и буйнопомешанные и тихие шизики, и все бегут кто куда. И мы будем бежать тоже. Ежели попрем против течения — затопчут !

С трудом нашли место для парковки где-то на второстепенной улочке, оставили машину и пошли гулять пешком. Побродили по набережной, сувенирным лавкам, нашли обменники с нормальным курсом… На Дроме куча отзывов о автопутешествиях в Грузию и в частности про Батуми, поэтому я сознательно не выкладываю кучу фотографий с видами на маяк, памятник Али и Нино и прочие достопримечательности города, которые и без меня уже столько раз демонстрировались, что зевать охота. Остановлюсь на моментах, которые лично мне особо запомнились или бросились в глаза при первом посещении Батуми.

Не скажу за окраины, но центр города весь вымощен разноцветной брусчаткой. И тротуары, и проезжая часть. Очень нарядно и затейливо. Везде чисто. Я ни разу не видел переполненные урны, контейнеры, заваленные хламом или просто упаковочный мусор под ногами. А ещё я заметил у брусчатки одно положительное свойство: лужи после дождя моментально исчезают, машины не окатывают пешеходов потоками грязи, да и сами машинки даже в дождливый день не выглядят зачуханными.

Современная архитектура города нависает над старинными зданиями с лепниной, модной лет 70 назад. Когда я попал в лабиринты узких старинных улочек этого города, у меня ярко проявилось и долго не отпускало впечатление, что я попал в 60-70 годы прошлого века. Будто я персонаж фильма «Бриллиантовая рука». Хотелось грохнуться на *опу и закричать «Шьёрт подерьи!» Аналогичные ощущения я испытывал в Абхазии при путешествии к озеру Рица.

Эти фото я сделал при второй поездке в Батуми. В первый же наш визит погода оставляла желать лучшего, и фото получились мрачноватые, и в конце концов ливень заставил нас бросить наш ознакомительный тур по городу и короткими перебежками возвращаться к оставленной черт знает где машине. Пока выбрались из города, пока добрались до Уреки, уже вечерело. Самое время совершать набеги на кафешки…

Питейных заведений было предостаточно на любой вкус и кошелек. Здесь придется сделать отступление на тему о грузинской кухне. Бессмысленно обобщать, что грузинские блюда все бесподобно вкусны. Любая хозяйка готовит по-своему. Грузинские повара не исключение. Заказали печеные баклажаны и шашлык в одном кафе, отведали и навсегда забыли дорогу в это кафе. В следующий раз в другом кафе заказали хинкали и тоже не впечатлились. Хотя надо справедливости ради отметить, что внешние данные порции хинкали с непривычки могут повергнуть в шок любого неподготовленного к подобному зрелищу чревоугодника.

Уже не помню, какое по счету кафе нам приглянулось. Внешне неброское, но персонал очень обходительный. Официантка, хорошо владеющая русским, охотно и очень подробно рассказывала нам обо всех национальных блюдах из меню, в которое мы тыкали пальцем.

Мы возжелали запытать каково на вкус блюдо под названием «Чашушули». Официантка умчалась делать заказ, но через минуту к нам вышел весьма колоритный дядька, представившийся как шеф-повар сего заведения, попросил извинения и пояснил, что чашушули готовится почти 2 часа и что он рад будет приготовить для нас это блюдо в любой другой день по предварительному заказу, а сегодня он лично приготовит любое другое яство, не требующее столь длительного процесса. Я остановил свой выбор на оджахури, а жена пожелала форель на углях с картошечкой. Ну, естественно, салатик для затравки, лаваш и нарзан. О, наивные! Мы и не предполагали, что порции могут быть ТАКИМИ!!! Шеф готовил прямо перед нами. Оджахури подали прямо на кеци (глиняная сковорода), в котором готовили. У кеци есть интересная особенность, она ещё очень долго держит температуру, и минут 10 мы не могли прикоснуться к блюду, шквырчащему на сковороде, ограничившись созерцанием и истекая слюнками от его аромата.

Умять в две каски всё заказанное было просто нереально, а оставить несъеденым хотя бы кусочек этой вкуснятины было немыслимо. Из кафе мы ноги еле унесли, дав себе зарок впредь заказывать одно блюдо на двоих.

На следующий день мы по дороге на пляж заглянули в эту кафешку и заказали чашушули к 13 часам. Накупавшись до обеда, двинули свои стопы в кафе, но не рассчитали время и прибыли с опозданием минут на 15. Шеф встретил нас с выражением крайней озабоченности. Блюдо надо поглощать с пылу с жару, а нас всё нет. И в этот раз всё было восхитительно.

В последующие дни мы ещё неоднократно трапезничали у этого дядьки. В этой же кафешке заказывал на вынос аджарские хачапури для домашнего употребления. Их тоже делают только на заказ в вашем присутствии.

Один такой каравай в себя внедряешь — и сыт по горло!

На мой взгляд, главное найти именно ту забегаловку, которая ТВОЯ. Тогда всё приготовленное оказывается неимоверно вкусным. Что касается вина, то нормальные напитки были приобретены только в Батуми в супермаркете (заводского розлива) и в Тбилиси в частной лавочке (домашнее). Всё остальное, купленное и в Батуми и в Уреки, шняга шняжная. В Уреки один раз ваще прокололся с вином. Один раз в кафе попробовали прекрасное вино Цоликаури. Решил купить такое же в одной из многочисленных местных лавок. Нашел. Купил трехлитровый пластиковый сосуд вроде бы как заводского розлива. Принес в номер. Вечером решили распробовать. Налили, запытали, фигня какая-то… И только утром обратил внимание, что отвинчивающаяся пробка на бутылке синяя, а отрывная юбочка — голубая. Видимо, нормальное винцо из этой бутыли слили, заполнили какой-то бурдой самопальной и выставили на продажу, не удосужившись даже родную пробку на место завинтить. Пришпандорили первую попавшуюся, не совпадающую по цвету с юбочкой, авось прокатит. И прокатило ведь! Хитроанусные везде есть. В первые дни я ещё пытался покупать домашнее вино на рынке в процессе приобретения фруктов к ужину. Но! Дегустация на голодное пузо из многочисленных сосудов (а наливают для пробы отнюдь не по 5 капель) приводила к тому, что в номер я возвращался в состоянии, характеризуемом фразой: «Прими, Земля, обломки!» Жена с меня громко улыбалась. На вечерней дегустации поставил жирный крест.

Но вот в один из следующих вечеров пошел в ближайший маркет за мацони. Есть у грузин небольшая мания величия. У них любой ларек захудалый — сразу Маркет, каждая ночлежка — обязательно HOTEL. Хозяином оказался мужчина, мой ровесник. Сразу завязалась беседа. Как мне показалось, грузины очень любознательны, причем если женщины в разговоре не очень многословны, то мужчины сразу засыпАют градом вопросов. Откуда приехал, когда, надолго ли, где остановился, нравится ли в Грузии, а как у вас там дома?... Не был исключением и этот раз.

— Откуда приехал, дорогой?
— Из России.
— А откуда именно?
— Из Сибири.
— Сибирь большая. Откуда именно?
— Красноярский край…
— Красноярский край большой…

В итоге через пять минут он знал про меня больше, чем я сам. Через 7 минут мы стали лучшими друзьями))) И вот тут он изрек:
— Подожди, щас я тебя угощать буду.

И полез в холодильник. Из недр оного достал бутыль с темным содержимым и набулькал в стаканы на три четверти. По причине позднего времени и отсутствия наплыва клиентов в магазине горело только дежурное освещение да подсвечивались изнутри холодильные витрины, поэтому цветом содержимого стакана я как-то не заморачивался. Толкнув короткий тост за дружбу между народами, я хватанул из стакана крупными глотками в надежде принять в себя очередную порцию красного грузинского… Слезы потекли по щекам…

— Великолепный коньяк, — продолжал грузин, — это мне пацаны подогнали. Такой в магазине не купишь!..

Осадив принятое на грудь домашним сыром, я поспешил откланяться, ибо коньяк такими дозами я в жизни не пивал, тем более на голодный желудок. Напиток, надо сказать, был отменным, ушел в меня, «як в суху зэмлю», но несмотря на это батарейки могли сесть в любой момент и окуклился бы я под чьим- нибудь забором…(моветон, однако, и падение нравов!)

Когда я торжественно внес мацони в номер, жена начала было фразу «тебя только за смертью посы…», а дальше уже только хохотала, наблюдая хроники пикирующего бомбардировщика. Мда, тяжело непьющему россиянину противостоять грузинскому гостеприимству))). Качество коньяка подтверждалось поутру: голова соображала как ни в чем не бывало. Днем я заглянул к новому знакомому в надежде прикупить сей благородный напиток, но друг меня обескуражил:
— Такого нет больше. Кончился. Вчера всё испили!

Вот так моё небольшое отступление о грузинской кухне превратилось в пространное эссе.

Отступление второе: «Самый чудный день рожденья».

7 сентября мне стукнуло 47. Мы вознамеревались отметить сие свершение романтическими посиделками в каком-нибудь тихом уютном питейном заведении с хорошей кухней. Заранее прикинули вечернюю программу и предупредили тетушку Манану, чтобы не закрывала на ночь входную дверь на ключ, ибо неизвестно во сколько мы пресытимся праздничными мероприятиями.

Всё вроде было ровно, однако после обеда жена почувствовала легкое недомогание, совсем пустяшное, чтобы обращать на него особое внимание. Ну мало ли, солнцем напекло или перекупалась… На десерт мы побаловались персиками, после которых ей значительно поплохело. Пытаясь избавиться от неприятных ощущений, жена хлебнула «Миринды», и вот тогда ей действительно стало совсем плохо. Мы сидели в номере, когда организм внезапно взбунтовался, она резко рванула в туалет. Через несколько минут я услышал её слабый голос, зовущий меня… Когда я зашел в санузел, остатки волос вокруг моей плешки вздыбились. Жена с мутными глазами сидела на полу в луже крови, лицо её было как будто она спаринговала с Майком Тайсоном. Как она потом объяснила, зайдя в туалет, она помнила только, как закрыла дверь и всё. Просто потеряла сознание. Падая на пол, приложилась фейсом то ли об раковину, то ли об унитаз, она этого уже не поняла. Санфаянс натиск выдержал, а вот фейс был напрочь испорчен. Губы вдребезги и хороший такой бланш на скуле. Оттрелевав поверженную спутницу на кровать, я стал лихорадочно потрошить аптечку. Побои обработал, активировал тонометр, который, минутку пожужжав, резюмировал, что пациент скорее мертв, чем жив. Жена, имеющая 20-летний медицинский стаж, уже пыталась что-то лепетать, называя экзотические фамилии медикаментов, которые ей следовало сгрызть. Вкормив в супругу первую горсть колес из нашей аптечки, я помчал в аптеки за второй порцией, о которой мечтала жена. Галоп был такой, что конница Буденного обзавидовалась бы. Пока ветер свистел в ушах, мысленно прокачивал ситуацию. Если в ближайшее время не будет улучшений, алгоритм действий таков: телефон, «скорая», стационар.

Аптеки скудостью ассортимента не страдали, минут через 20 у пациентки уже был второй прием снадобий. Потом я долго гуглил симптоматику пищевых отравлений и связанную с ними неотложку. Тонометр через каждые 20 минут отчитывался, что дела не то чтобы совсем безнадежны и исследуемое им тело предавать земле, пожалуй, рановато. Остаток вечера я так и просидел у изголовья, взывая то к гуглю, то к тонометру, и меняя влажное полотенце на лбу болезной. К полуночи давление поднялось до нормы, и супруга забылась в неспокойном сне… День рожденья удался на славу!

Но самое забавное это как объяснить хозяйке утром, что произошло с лицом супруги после праздничного вечера. Она ведь не в курсе нашего приключения и в полной уверенности, что мы ушли праздновать днюху. Наверняка ведь подумает, что я по пьяни имею привычку жену прессовать и рука у меня тяжелая))) В такой ситуации оправдываться — это значит только убедить оппонента в правильности его умозаключений.

Опасения оказались напрасными, к утру опухоль значительно спала, до обеда жена ещё не вставала с кровати, а к вечеру от опухоли и вовсе не осталось и следа, только запекшиеся корочки на разбитых губах. При встрече с хозяйкой мы сделали вид, что всё нормально, она сделала вид, что ничего не заметила. Очень тактичная и деликатная женщина.

Этот нелепый казус внес коррективы в наше времяпровождение на следующую пару дней. Жена ещё не совсем оправилась, ощущала слабость, продолжала поглощать содержимое аптечки, поэтому мы не купались, только совершали небольшие прогулки. Были внесены коррективы в питание и с её стороны полный отказ от алкоголя. Тем не менее, настроение было радужное. Поскольку купание отменяется, решили сгонять второй раз в Батуми. Побродили по городу уже при солнечной погоде. Красиво там!

На дорогах Грузии можно встретить машинки всех мастей, полно российского автопрома с местными номерами. Встречал ЗИЛы, КАМАЗы, Запорожцы и Луазы, часто попадались Волги 24 Но самые уважаемые грузинами авто — это Мерсы. После них на втором месте Опели.

На лисапедах тут тоже ездиють.

Попробовал я прикоснуться к прекрасному)))…

…втиснуться в чьи-то оставленные чоботы…

и охладить свой пыл в водах батумского пляжа. Пляж не впечатлил абсолютно. Совсем. Очень крупная галька, резко подступающая глубина. Не зайти, не выйти из воды без опасения покалечить ступни ног.

В 10 шагах от берега глубина уже по горло. За малыми детками тут нужен глаз да глаз. А в Уреки, чтобы зайти хотя бы по пояс, нужно шлепать метров сто. И не единого камушка, лишь мелкие ракушки, которыми я всяко глумился над своей благоверной.

Однако, чтобы не нарушать хронологию наших приключений, вернусь ко второму посещению Батуми. Уже ближе к вечеру, при выезде из города в сторону Уреки, я узрел косяк: загорелась лампа отсутствия зарядки аккумулятора. Первой мыслью было: ремень полетел! Открыл капот, ремень и провода, клеммы, все в порядке. Подключил к клеммам тестер, завел авто, зарядки нет! Пытаться решать проблему на обочине рискованно ввиду наступающих сумерек. «Дотянем до дома, решили друзья» малость перефразировал я старую песню. А дома и стены помогают. Проехать следовало чуть более полста километров. На свежем аккумуляторе можно и без подзарядки доехать, пробовали, знаем. На перевале было очень плотное движение и через весь серпантин пришлось тащиться на второй передаче. Время шло, а мы всё ехали. Добрались нормально, аккумулятор до хаты дотянул, но уселся настолько основательно, что стартер уже не крутил. Я засветло ещё успел сдернуть генератор и взломать его. Проблема была ерундовая. Щетки генератора прожрали контактные кольца до текстолитового основания и возбуждение обмотки пропало. Под блок с щетками подложил шайбы, тем самым сместив щетки на новое, непротертое место и снова собрал гену. Осталось зарядить аккумулятор, но эту проблему оставил на утро. Утром, пробежав по соседям и местным таксистам понял, что зарядное в поселке можно найти только совсем случайно. Башка лихорадочно искала выход. Ну не покупать же новый аккумулятор, в самом-то деле! Выход был найден не совсем стандартный))) В качестве зарядного устройства использовал блок питания нетбука. Он выдает «насухую» 19 вольт, при подключении к аккумулятору напряг проваливается вольт до 11 и потихоньку начинает подниматься, по 0,1 вольта в час. Ну, как говорится, на безрыбье и сам раком станешь! Через два дня процесс заряда достиг уровня, достаточного для заводки авто, а дальше уже генератор за полчаса дал аккумулятору хорошего пинка…

Небольшая фотозарисовка с видами в районе Уреки.

Солнышко,солнышко жгучее…
Колючки, колючки колючие…

И в самом поселке:

Ресторан «Мимино». Ну, конечно же, ресторан, а как иначе))) Это к вопросу о Маркетах и Отелях.

Комментируя эти фото, сразу отвлекусь на два отступления.

1. О вольностях трактовки русскава языки)). Русский язык в Грузии вроде бы как международный. Здесь полно туристов из Армении, Азербайджана, Украины и других бывших республик СССР, ну не на аглицком же им общаться. Однако письменность славянскую в школах Грузии уже не преподают, посему надписи везде на русском, но с местным колоритом. Как говорят, так и пишут. Между И и Ы разницы никакой. В Уреки вход на центральную толкучку гордо поименован аршинными буквами «РИНОК». Жаль фото не сохранилось. Названия в меню «фарелЪ и кефал», «Циплята», «грибы жареный», суп «чижик-пижик» вызывают добрую улыбку.
  2. Местные маршрутки. В народе — «ТАРАНТАС» Древние микроавтобусы, «тюнингованные» под кабриолет, с тканевым балдахином, обязательной громкой музыкой и украшенные гирляндами лампочек или просто светодиодными лентами. Все эти транспортные средства, постоянно бренча подвеской, громыхая музыкой и переливаясь огоньками, бессистемно проносятся по поселку.

Вот ещё несколько забавных снимков:

Самоходный детский магазин.

А это временный пляжный компаньон. Несколько дней подряд к нам под зонтик являлся абсолютно индифферентный пес, в тени зонтика выкапывал ямку, добираясь до сырого прохладного песка, и проводил время в дрёме, пока мы не складывали зонт. Собакен имеет бирку. Где-то мы видели объявление с разъяснением, что забиркованные животные стерилизованы и не представляют опасности для окружающих, и просьбой для отдыхающих не проявлять агрессию в отношении этих животных.

А это очередной глюк от Су Сань Ина. В то время, когда я нахожусь на метр выше уровня моря, он уверенно убеждает меня, что я нахожусь на глубине 2 метра. Улыбнуло.

Незаметно летели дни отпуска, приближался конец срока аренды комнаты. Назавтра был намечен отъезд. Вечером последнего дня я познакомился и с супругом хозяйки. Он рассказал, что живут они в Гори, и он там работает постоянно, а тетушка Манана весь курортный сезон проводит в Уреки, сдавая комнаты приезжим. В этом году мы были их последними постояльцами, и проводив нас, они тоже уедут в Гори. Он как раз приехал собрать урожай винограда перед отъездом.

Виноградной лозой был увит весь периметр участка, мы тысячу раз проходили мимо него, абсолютно не обращая внимания. Внешне виноград был никакой, мелкие желтые грозди с белесым налетом, корявая лоза. Хозяин долго сокрушался по поводу того, что из-за работы он не мог приехать раньше и угостить меня шашлыком и собственным вином и как бы в качестве извинения нагрузил мне огромный пакет винограда. Попробовав пару ягод, я чуть язык не проглотил. На вкус ну чистая клубника! Только слаще))) Я спросил его, почему на рынке нет такой вкуснятины, на что он мне пояснил, что этого винограда никогда не будет на прилавках, он выращивается ТОЛЬКО для вина. И предложил приезжать на следующий год к нему в гости, чтобы он смог угостить нас вином именно из этого винограда. Душевно! Супруга тоже высоко заценила вкус презента. Подобный виноград мы покупали на рынке в Абхазии, яркий клубничный аромат, но он был намного кислее.

На следующий день после обеда мы тепло попрощались с хозяевами и тронулись в обратный путь. Намеревались добраться до Тбилиси к закату и там переночевать, но в пути я пробил колесо, пришлось возвращаться немного назад до ближайшей деревеньки, которую мы только что проехали и в которой видели шиномонтажку. Мастер был занят другим авто, и нам пришлось потратить много времени в ожидании ремонта. Потом несколько раз останавливались в других деревушках, на придорожных рынках затаривались сувенирами, в основном, глиняной посудой. В итоге засветло добраться не успели. Стемнело, когда до столицы оставалось ещё около 50 км. Посовещавшись, мы решили не шарахаться в поисках жилья по ночному Тбилиси, а застолбиться на ночь в Мцхете, почти пригороде Тбилиси.

Едем наугад. Просто катаемся по пустым улочкам ночной Мцхеты в надежде высмотреть таблички с объявлениями о сдаче жилья. Выхватив фарами из темноты компанию сидящих на лавочке возле дома пожилых людей, останавливаюсь и выхожу из машины с вопросом, где здесь можно переночевать. В ответ слышу:
— Захады, дарагой!

Хозяйка дома, армянка лет 40, по-русски изъяснялась совсем плохо и сильно этого стеснялась. Тем не менее, общий язык мы с ней нашли, она показала нам комнату на втором этаже своего дома, взяла в оплату номера 30 лари, попросила сильно не шуметь, потому что другие постояльцы уже отбились, дала пароль от вафли и, пока мы заносили сундуки, быстренько накрыла на стол в кухонке на первом этаже. После приглашения отужинать она куда-то тихонько исчезла и больше мы её не видели. Все блюда были напрочь незнакомыми, но очень вкусными. В ассортименте было 5 или 6 позиций, очень хотелось расспросить, как всё это называется и из чего готовится, но не бегать же среди ночи по дому в поисках хозяйки с криками: «А чего это ты нам сварганила?»

Это наша комнатка.

А это вид на сам дом. Над тарелкой справа окно нашей комнатки. А под окнами — автомобильный интернешинель-авто с госномерами России, Грузии, Армении, Украины и Германии.

Рано поутру мы свалили. Ведь на этот день у нас были запланированы прогулка по столице и переход границы, до которой ещё предстояло доехать. Мцхета ещё беспробудно спала.

Не успело подняться солнце, мы были уже в Тбилиси. Сначала просто поколесил по городу, потом стали целенаправленно искать место для парковки, чтобы прогуляться по центру города пешком. В центре с парковкой проблемы. Точнее сказать — НИКАК. Везде запрещающие знаки с угрозой эвакуации. Но кто ищет, тот всегда найдет. Фотографировали очень много, но в других отчетах по Грузии можно увидеть всё то же самое. Отмечу одну интересную особенность: население Грузии очень религиозно, и при фотосъемке в кадр обязательно попадет как минимум один собор или храм. Иногда их количество в одном кадре доходило до семи. Несколько снимков, нетипичных для опубликования.

Древние развалины. Строение лопнуло повдоль от макушки до фундамента, но каким-то образом ещё стоит)))

Крутые улочки Тбилиси. Не дай бог неисправность стояночного тормоза, и найдешь ты свою машинку километром ниже в кашицеобразном состоянии.

Встал в зоне действия знака «Остановка запрещена» рядом с таким эпатажным «копендосом». Только вышел из машины, как пожилой грузин посоветовал убрать машину, потому что полиция не дремлет. Ну, я ведь на минуточку! Не успел отойти на сто шагов, вижу, подъехал патруль и стал напрягать моего соседа по парковке. Следующим на очереди был я. Не дожидаясь, когда подойдет мой черед, я в три прыжка оказался в салоне авто и дернул с места)))

Крепость Нарикала подо мной. С этого ракурса наглядно видно, сколько раз её громили и снова восстанавливали.

Смотровая площадка в стенах крепости. Под ней обрыв с кактусами…

Время, отведенное для экскурсии по городу, подошло к концу, и мы отправились в обратный путь к российской границе. На выезде из Тбилиси попалась такая вот АЗС. Грузинский вариант Лукойла или просто закос под именитый бренд? Цены интуитивно понятны. Полтора лари за литр, или «по-нашему» полторы курицы за ведро углеводородов)))

Границу перешли быстро, на грузинской стороне ваще без проблем, на российской — формальный, но всё- таки досмотр. Врезалась в память одна неприятная деталь: перед нами на досмотр стояла машина, в багажнике которой находилась упаковка бутылочного пива. Таможенники посчитали количество бутылок, пересчитали в литры, выявили, что количество вывозимого алкоголя превышает допустимую норму. Водитель вскрыл упаковку, выставил пару бутылок пива прямо на асфальт, доведя тем самым вывозимый алкоголь до норматива. Не успел он тронуться с места, таможенники уже распечатали отжатые бутылки и всосали их, не сходя с места. Чмошники какие-то, имхо.

Быстро пронеслись по Владикавказу, в планах на сегодня — добраться до Пятигорска. Опять много времени потеряли на блок-посту на выезде из республики, где тормозят абсолютно всех и заставляют пройти на пост для проверки по всяким базам. Народу было много, потерянное время пропорционально толпе. К Пятигорску подъехали в сумерках. Опять позабавлялся над названием поселка вблизи Пятигорска: Залукокоаже. Когда вслух представил, что жителей зовут залукокоажцы и залукокоажки, жена попросила больше так изысканно не материться в её присутствии )))

В Пятигорске через «горквартиру» сняли обалденную квартирку в новенькой элитке. С позволения хозяйки квартиры оставляю её телефоны для интересующихся. +7 (918) 785-80-01, +7 (928) 925-22-01. Хозяйку зовут Юля. Фото квартиры есть на «Горквартире», правда, судя по фотографиям, в настоящее время там произошла небольшая смена мебели, но это несущественно.

С утреца у нас был запланирован вояж на меховой рынок Пятигорска.

Небольшое отступление. В Пятигорске находится более 50 меховых фабрик, и их продукция известна на всю Россию. Каждая фабрика имеет свои выставочные залы и фирменные магазины, а также в пригороде Пятигорска существует меховой рынок. Сведущие люди утверждали, что на рынке цены просто смешные, в чем мы и решили убедиться. Проблема заключалась в том, что рынок работает только во вторник и пятницу, причем пятница — шкурный день, то есть в пятницу идет торговля только мехами, а во вторник — готовыми изделиями. Также от знатоков мы вызнали, что рынок начинает работать ночью, и к обеду закрываются почти все торговые точки. Приезжать на рынок лучше часов в 9-10, когда уже схлынет толпа оптовиков и у продавцов появится время и желание подолгу общаться с каждым розничным покупателем, а у последних появится возможность не спеша при дневном свете рассмотреть товар и торговаться до икоты.

Рынок большой. Выбор огромный. Цены вызывают улыбку. Много интересных вариантов просохатили, потому что не догадались ставить точку в навигаторе возле каждого павильона, где имелся интересующий нас товар. После просмотра 30-40 павильонов в голове всё перепуталось, и вернуться к просмотренным ранее шубам уже не было возможности. В итоге всё равно купили то, что хотела супруга, и успели вернуться в Пятигорск ещё до наступления полудня. Остаток дня провели в экскурсии по городу. Посетили некоторые знаковые места, минеральные источники, озеро «Провал». От последнего я, честно говоря, ожидал большего. После Туимского провала он просто никакой.

Ближе к вечеру покидаем Пятигорск с умыслом добраться до Элисты и там заночевать. Уже созвонились с нашей арендодательницей Ириной из Элисты, застолбив у неё квартиру на ночь. При выезде из города нарвался на неприятность. Выезжая со второстепенной на главную, в левом повороте цапанул левым колесом сплошную разметку, тут же был остановлен доблестными стражами. Они прекрасно знали, что на этом перекрестке разметка нанесена так, что сплошную цепляет любой выезжающий на главную, и место у них там прикормленное. В патрульной машине уже сидел дядька, выезжавший на перекрёсток передо мной. С дядькой долго не церемонились, настал и мой черед. Не вдаваясь в пространные рассуждения, блюстители продемонстрировали мне видеозапись моего нарушения и предложили стереть её за 7 тыров. Начался торг, цена упала до 3,5, потом до 2,5… На улице уже томился в ожидании парниша, выезжавший на главную после меня, блюстители торопились. Я внаглую забрал документы из рук инспектора и пообещал принести деньги. Пока я дошел до машины, они уже начали разводить следующего… Взял 1,5 тыщи, свернул вчетверо, вернулся к патрульной машине, присел на заднее сиденье (переднее сиденье уже занял очередной нарушитель) и, когда инспектор повернул голову, показал ему, что кладу деньги под коврик, после чего быстренько покинул место происшествия. Пока они сообразят, что я их кинул на тыщу, у меня будет минут 7-8 форы, и я использовал это время, вжимая педаль газа в пол. В погоню они, конечно, не кинутся, но вот сообщить по рации на какой- нибудь ближайший пост, что у меня мешок конопли в салоне — это запросто можно ожидать от подобных типчиков.

До Элисты засветло добраться не успели, хозяйка квартиры несколько раз перезванивала нам с целью уточнить, когда мы будем и стоит ли нас вообще ждать. Квартирка была уже в другом районе, нашел её по навигатору сам, переночевали отменно, утром за ключами подъехал молодой парень. Я его ждал уже за рулем авто и, отдав ключи, мы сразу направили свои стопы на Волгоград. Если кому-то интересно, вот телефоны хозяйки апартаментов: +7 (961) 396-54-84, +7 (937) 196-55-55, её зовут Ирина, фото и цены на апартаменты тоже можно увидеть на «Горквартире».

Километров через 100 вдруг загорелась лампа топлива. Стрелка тоже лежала. Бак был заправлен под пробку с вечера, бензина должно быть достаточно до Волгограда. Первой мыслью было — сломался датчик топлива, второй — бензин слили ночью в Элисте. Обе мысли были маловероятными. Лампочка и стрелка это два разных датчика, вряд ли они сломались сразу вдвоём. Крышка бензобака с цифровым кодом, но даже если его подобрать методом научного тыка, то с «десятки» так просто бензин не сольёшь. Тем не менее, через несколько километров машина заглохла, АЗС уже было видно на горизонте, не доехал до неё километра три. Вышел на дорогу махать рукой. Остановился дядька на «ниве» с таким же госномером, как у меня. Поржали. До АЗС он меня дотянул «на галстуке».

Заправляя машину, я услышал, что заливаемый бензин ручьем льется мне под ноги. Заправку экстренно отменил и полез под машину. Оказалось, что от старости умер хомут на патрубке, соединяющем заливную горловину с бензобаком, вследствие чего я в течение последнего часа щедро поливал дороги Калмыкии дорогостоящим высокооктановым топливом. Проблема была решена на месте. Стоимость хомута в магазине при АЗС — 50 рублей, время на замену — 10 минут. После чего машин был дозаправлен и более до конца поездки никаких подарков не подкидывал.

Волгоград проскочили в полдень без особых проблем, лишь на въезде были остановлены на стационарном посту ДПС. Постовым приспичило «чиста позырить», что там за регион на госномере экзотический. Потом они долго улыбались мне вслед, глядя на гнилые пороги моей «десятки».

Прохождение Волгограда в обеденные часы — занятие утомительное, но мы выдержали))) Останавливаться нигде не стали, как ни хотелось. Снова возникло «дорожное» настроение, когда хочется просто ехать, ехать, ехать… В планах на нынешний день было добраться до г. Энгельс и там искать ночлег. Где-то на полпути от Волгограда до Саратова среди бескрайних полей остановились только один раз для покупки арбузов. Сезон уже подходил к концу, селяне распродавали остатки по совсем уж бросовым ценам и вдобавок навязали помимо арбузов пару неприлично здоровых дынь и ещё полдыни отдали бонусом, как мы ни отказывались. Купленные бахчи заполнили последнее свободное пространство в салоне машины, а бонус разносил по салону невероятный аромат и истекал соком и мы весь вечер уминали эту дыню, на ходу отрезая от бонуса небольшие кубики.

К Энгельсу добрались уже в потемках. Спать не хотелось. Решили продолжать движение, пока силы позволяют. К тому же погода стала портиться, небо заволокло тяжелыми облаками, подул ветер. Прогноз метеорологов обещал назавтра обложной дождь, и я стремился как можно больший путь пройти по сухой трассе. К полуночи пошел дождь, и мы остановились на ночлег в одиноко стоящей вдали от всех населенных пунктов гостинице. Название и координаты не запомнил. Мотельчик был аккуратный, чистенький, свободные номера имелись за вполне демократичную цену.

В номерах сплит-система и телевизор, туалет и душевая на этаже. А что ещё усталым путникам надобно?!

Рано утром мы уже снова в машине. Льет дождь. Естественно, скорость движения заметно снизилась. Весь день прошел в монотонном движении, из салона под холодный осенний дождь выходили только при крайней необходимости, на АЗС и перекус. Поутру миновали Пугачев, в обед проскочили мимо Уфы и к вечеру начали преодолевать Уральский хребет. Опять засиделся за рулем допоздна. Когда запотемилось искать ночлег, места во всех многочисленных придорожных мотелях были уже арендованы. В стопятьсотой по счету гостинице мы всё-таки нашли искомое. Качество — традиционно убогое для всех уральских придорожных мотелей, цены несоответствующие сервису. Еле живая дверь в номер, грязный прокуренный туалет, тарахтящие под окном фуры и пьяный ор из кафе по соседству.

Выспались плохо. Затемно проснулись, пошли шарахаться по местному мини-рынку в поисках сувениров. Многие павильоны работают круглосуточно. Разговорился с продавцом. Он пояснил, что все продавцы рынка живут в Усть-Катаве, в 15 км отсюда и по ночам дежурят по очереди, охраняя свой и соседние павильоны, поэтому и торгуют круглосуточно. Здесь я прикупил на память о поездке бинокль. Давно мечтал!

Дождь и не думал униматься. В районе Златоуста шел дорожный ремонт, и вариантов у нас было немного: либо стоять в бесконечной пробке, либо попробовать объезд через Златоуст. Гражданин Су утверждал, что проехать можно, хотя доверия к нему никакого нет. Более убедительным для меня было то, что многие машины, постояв полчасика в пробке, разворачивались и уходили на какую-то второстепенную дорогу. Ну и мы туда же))). Дорога эта реально вывела нас в славный город Златоуст. Немного поколесив по кривым улочкам этого старинного самобытного городка в буквальном смысле утопающего после круглосуточного ливня, мы снова выбрались на федералку, оставив пробку далеко позади… И снова дорога, горы, дождь, фонтаны грязной воды от встречных фур.

На объездной Челябинска тормознули ДПСники. Ну не даёт им покоя мой госномер с экзотическим регионом! Душа просит бунта, патамучта оснований для остановки никаких нет, но что-либо доказывать им — только время терять. Старлей повертел в руках мои доки, заглянул в страховку, отпустил. Что хотел — непонятно.

Сегодняшний день — полная копия вчерашнего. Дождь, дождь и ветер. Ничего, достойного упоминания. Та же дорога, та же погода, шуршит под колёсами асфальт, одометр монотонно накручивает пройденные вёрсты. Встречные фуры поливают фонтанами грязной воды, ветер кидает в стекла желтые листья. Настроение соответствует погоде. Для полноты картины врубаю на магнитоле Кукрыниксы: «Серебряный сентябрь». Торкнуло просто нереально (кто слышал, то проникнется).

Во второй половине дня пронеслись мимо Кургана и часов в восемь вечера добрались до заветного Ишима, гостиницы «Ильич». Располагаться на ночлег вроде бы рановато ещё, но прошлая ночевка была неудачной, да и «Ильич» стал уже как дом родной (пятый раз там остановились). Собственно, другие варианты и не рассматривались.

В поисках компонентов для ужина забрели мы с супругой в местный магазин сети «Красное и Белое». Задержались у витрины с грузинским вином, стоим, любуемся. Подскочил менеджер, узревший потенциальных клиентов, и давай с видом многоопытного виночерпия рассказывать нам о многообразии сортов и вкусовых особенностях грузинских вин. А мы стоим и молча лыбимся. «Цоликаури» в ассортименте не было. Впрочем, как и везде.

За ночь отдохнули превосходно, а утром и погода починилась)). Снова мелькают за окном перелески, поселки, голые поля. При возвращении домой дорога кажется бесконечно долгой, несмотря на то, что мы движемся навстречу солнцу и каждые сутки у нас на час короче. По объездной огибаем Омск и преодолеваем предельно муторный перегон Омск—Новосибирск.

Несмотря на улучшение погоды, настроение не поднялось. Ещё четыре дня назад мы были в гостях у лета, а здесь уже ботва с берез осыпаться начала. Первые признаки надвигающейся зимы вызывают депрессняк))) Ещё засветло обходим Новосибирск и решаем опять двигаться вперед, пока батарейки не сядут. В идеале хотелось бы добраться до Ачинска и переночевать у дочки, но это только робкие мечты. Пока прошли сквозь Кемерово, уже настала полночь. Ещё часа полтора я пытался вести неравный бой с дорогой, но в итоге сдался. Не доехав до Мариинска, мы решили приютиться на стоянке у АЗС. Там уже присутствовали отдыхающие 5-6 фур и пара легковушек. Стоило только припарковаться в темном уголочке и откинуть сидушки, невесть откедова возник некий дядька с просьбой позолотить ручку (типа, оплатить стоимость стоянки в размере полтинничка). Спорить не стал, сунул купюру в приоткрытое окно, и Голем незамедлительно исчез. Мы с супругой тоже незамедлительно выключились из действительности.

Спалось плохо. Из-за лежащих на заднем сидении арбузов сидушки полноценно разложить не получилось, а спать полусидя было крайне некомфортно. Едва забрезжил рассвет, я снова завел движок и вырулил на трассу. Нас ждал Ачинск!

Четко осознавая, что настал последний день путешествия, и по-любому мы сегодня будем дома, я уже никуда не торопился. Рано утром добрались до Ачинска. За время многочисленных визитов к дочери я уже неплохо изучил город и уверенно проскользнул по его старым кривым улочкам до дочкиной общаги, не прибегая к помощи гражданина Су. Доча встретила очень эмоционально))). Но долго задерживаться у неё в гостях мы не стали. Немного разгрузили машину, в салоне поубавилось арбузов и меховых изделий. Теперь нас ждал Минусинск!

О последних сотнях километров и сказать особо нечего. Места сто раз пройденные вдоль и поперек, унылый пейзаж осенней степи, дорога, свободная от фур вызывает сплошные положительные эмоции. Через 5 часов с момента старта из Ачинска мы достигли пригорода Абакана. Первое время не могу приноровиться к неспешному движению по городской суете. После того, как в течение суток спидометр регулярно показывал 100-120, переход в «городские» 40-60 дается болезненно. Однако, Абакан уже позади, ещё 20 минут и мы дома. Родные встречают, помогают перетаскать в квартиру баулы с сувенирами, провиантом и девайсами, огромные арбузы и дыни и наперебой задают один и тот же вопрос:
— Ну как там, в Грузии?
— Да чудесно там, ребяты!!!

ПыСы. Отчет об этой поездке писался трудно. Трижды начинал, потом бросал, порой на несколько месяцев… В связи с крахом винды погибла значительная часть фотографий, касающаяся последних дней путешествия. С момента возвращения прошло уже полтора года, поэтому уже не так ярки впечатления о поездке, поугасли эмоции, подзабылись многие моменты. Тем не менее, постарался как мог выразить своё общее отношение к поездке. И заранее прошу прощения за многабукаф.

Касли
просто замечательно.много знакомых мест.прочитал с удовольствием...как всегда, подробно и интересно. спасибо...5+
Шипуново
александр
Молодцы классно отпутешествовали!!!

Целинное
Читал с удовольствием! Очень интересно!

Прочитал весь отчёт, букв много, но читается легко.
Интересно сравнить впечатления, был проездом в Грузии в 2013ом.
Мариинск проезжается прямо, через город. На объездную (по знакам) сворачивать не надо, там действительно пробки на переездах.
Если ехать нв запад, то после моста через реку, перед мостом через ЖД надо повернуть налево.
Subaru OUTBACK, 2003 ПР, 24 регион
Mitsubishi Delica D:5, 2010 ПР, 50 регион

Костанай. Калуга. Омск
Хорошее путешествие. Когда-нибудь и я побываю в Грузии. Вот только, как я успел заметить, частенько в таких путешествиях всё портят не в меру "любвеобильные" автоинспекторы... Дорастём ли когда-нибудь до порядочных блюстителей дороги и жезла?
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

ЯМАЛ
Прочёл с интересом! Слог хороший, с тонким юмором! Спасибо!

Класс. На час просто выключилась из реальности)) Слог и содержание прекрасны. Спасибо.

Начал читать, не ожидая ничего. Но всё оказалось великолепно. Даже жена по фотографии показалась весьма доброй женчиной.

Гурьевск
Крутой отчёт! Как говориться- Респект и уважуха! Внимательно читаю отчёты про Грузию, так как сам в ближайшем будущем собираюсь на ВАЗе в Иран прокатиться, транзитом через эту страну. На ВАЗе хоть в Африку можно ехать)) Очень надежные машины и если в пути что то сломается, что мало вероятно, то всё можно сделать на месте и самому, а всё что может сломаться можно взять с собой, всё влезет в обычный пакет. Помню, как на ВАЗ2115 560000км в такси накатал меняя только расходники, а на Калине проехал Памир и съездил на Север по зимникам, очень надёжные машины и ресурсные.
Мой отзыв: Лада Калина 2006

Отличный отчёт, приятно читать. Отважные вы ребята, на 10-тине через всю Россию, молодцы! Спасибо за теплые слова про мой родной Буденновск. Тоже планирую этим летом в Грузию, из Краснодара, где я сейчас живу.

Спасибо,автор,годный отчет.Приятно читать.

Молодцы земляки!
вот так.

Усть-Кут
Класс 5+ Читал с удовольствием!

А в 2018 году машина эта же или другая. Интересно встретить в городе. Героев надо знать в лицо. Как дела с пчеловодством7

отличный рассказ!
пишите еще!
Клиент
Очень крутой рассказ !!! Желай вам удачи. !!!
Автор, тебе и подобным религия не позволяет со включенным ближним светом перемещаться? Как же такие водЯтелы раздражают по трассе.

Курорты КК требуют прекратить публикации про Грузию. Клиент, наплевав на духовные скрепы, нагло едет в Грузию, и кошелёк, мерзавец, с собой берет.

Сергей Кухарь
Согласен , что с ближним светом авто некоторых расцветок лучше видны на сером асфальте , на мокром . Но главное же на дороге - самому внимательно смотреть на то, что впереди ( и иной раз и сзади ) . Вот в советские времена штрафовали за включённый днём свет , а сейчас вот спереди у авто обязательно что-то должно светится при движении . На моей Калине конструктивно предусмотрено автоматическое включение в фарах двух 21-ваттных лампочек , везде с ними езжу и ни один гаец меня не остановил с претензией на то, что этого мало и надо чтобы горел ближний . Помнится , как ехал летом 2016-го с Чёрного моря по Краснодарскому краю , а получилось, что обе ДХО-лампочки перегорели ( запасные забыл взять) и ближний не включил ... И вот еду, утро, я один на дороге и стоит гаишник в шапке-кубанке , так он просто пристально посмотрел на меня ( обычно пристёгнутым езжу ), но не остановил .
двойная зеркалка, с двумя топориками )

Отличный отчет, приятно читать ! Пару ложек "дегтя" .
Про ДХО - таких как вы на трассе не видно .Неужели стакан экономии бензина стоит как жизнь?
Кстати нормальные ДХО стоят хороших денег. Ваш сертификат- слепленная на коленке бумажка .
Про дорогу к Владикавказу .После Буденновска нужно ехать на Георгиевск прямо , а не поворачивать в Зеленокумске на светофоре, налево ,слепо следуя Навителу, в навигаторе .Не вы первый и похоже не последний кто туда поедет .
Знакомые попали в 2016 году , на блок-постах трясли только " на сигареты" 200- 300 руб . Похоже аппетиты растут .
Я для себя другой маршрут нашел Дивное -Светлоград-Гофицкое-вдоль Ставропольского канала- Александровское- Минводы, дальше по автобану около Пятигорска .
В дальних путешествиях , главное вовремя остановиться .Вы проехали много гостиниц на Урале, Пугачев( весь город сдает ночлег) , Степанцминду. Вроде спать рано - а потом уже поздно и потратили много времени на бесполезные попытки заселиться , заканчивалось все печально. Вы падали и засыпали где попало.
Заселяйтесь около 20 по местному , отдохнете ,выспитесь и рано по утру по пустым дорогам проедете ДАЛЬШЕ ,чем в ночных сумерках .
На фото в Тбилиси разрушенная после землетрясения цековь Вы фотографировали прямо со стоянки авто .Здесь находится квартал гостиниц где со стоянкой проще. Под фуникулером который поднимает к крепости , платная подземная парковка.А лучше спросить у людей , обязательно покажут где можно парковаться.
На фото конечно " закос" под Лукойл .В Грузии луки работают прекрасно .Все такие же, как у нас. Я предпочитал Sogar , азербайджанская сеть , Заправился в первый приезд .Дизель машине понравился. Тем более цены , мало отличаются.
На этом "деготь" закончился .
Приятный отзыв .Автору удачи в путешествиях .
В следующий раз обязательно съездите в Сванетию, городок Местиа .Горная Грузия.
Выключили фары , после того как отпустили ДПС сказав о ДХО ..простите, а на чем вы экономите ? И кстати если тускло светят , значит Вас плохо видно на трассе о чем Вам сообщили ! И это очень не удобно если Вам на встречу едет авто и хочет обогнать попутный транспорт ! Не у всех отличное зрение ! И бывает солнце так светит , что сливается авто с трассой !
Молодцы! наши, обстоятельно...и дельно в деталях. Удачи в жизни и на дорогах.

На берегу моря
Отличный репортаж!
Между И и Ы разница есть. Для грузина очень большая, потому что буквы Ы в грузинском языке нет. И даже ее произношение некоторым дается с трудом.
автобус 8 мест.
экскурсии, трансфер
Визы США

На берегу моря
Калины2Вод
В шапочке -кубанке это был казак, а не полицай. Поэтому он тебя и не остановил. :)))
автобус 8 мест.
экскурсии, трансфер
Визы США

Сделал бы вид , что звонишь в службу собств. безопасности , уточнить на счёт введения режима КТО - мигом бы отпустили ! Какие же твари ! ( я про - мусоров).
Кстати - могли бы и в Турцию зарулить.
Десятка у тебя 16-клапанная , 1,5 ?

Ремонта много было. Не каждый бы потянул. Автор молодец, справился! Даже не знаю,стал ли бы разбирать генератор в поисках неисправности... Машина все же явно убитая. Даже страшно представить ее стойки, тормозные шланги... Или авто все все это менял?

После того, как автор в соплях расписал, как его развели на бабло полицаи, а он танцуя метался собирать им дань, читать дальше не стал. Не люблю тех, кто присмыкается.

Землячки..... это хорошо, а что в турцию не заехали?

Очень хорошо. Прочел ваши "много букав" на одном дыхании. Очень приятно, когда люди пишут о местах, где тоже приходилось бывать, волна воспоминаний приятно окатывает, и вспоминается только хорошее. Ну а когда читаю про отчитывание километров и мелькающий асфальт под колесами, столбики с километражом, "ромашки" на экране нави, "проеду пока еще есть силы бороться со сном"...сердце начинает бешено колотится...Иногда ловлю себя на мысли, что мне более ценно в таких поездках, места отдыха или сам маршрут, поглощенные километры и возвращение домой? И не могу найти правильный ответ...Спасибо, добавили позитива. Всем удачных поездок и ни гвоздя ни жезла.

Красноярец в Москве
Прочитал весь отчёт, букв много, но читается легко. Интересно сравнить впечатления, был проездом в Грузии в 2013ом. Мариинск проезжается прямо, через город. На объездную (по знакам) сворачивать не надо,...
и там основной поток авто признаке 40, едут 30 и меньше)))

никогда в советские времена за включенные днём фары не штрафовали
лохов разводили, может быть, не знаю

granica 69
лучше бы остановил и спросил за Новосиб))

Отличный рассказ. Автор молодец! Про ДХО , свет конечно же нужно включать, но если у тебя огни( хоть какие то) горели, то это развод чистой воды, нужно было соглашаться на протокол и отпустили бы 100 процентов ( личный опыт). На будущий год дострою мини гостиницу в Григолети (5 км правее Уреки), милости прошу в гости с семьёй и детьми. Познакомлю с друзьями Грузинами, устрою экскурсию по Грузии. Домашнее вино, еда национальная....а какая компания!!!

Сам себе то веришь?? Ваз ездит до 100000 тыс потом начинается весёлая жизнь.

в 17м тоже был в Грузии, пойду писать отчёт :)

псевдоним
и там основной поток авто признаке 40, едут 30 и меньше)))
Более того, в безнавигаторные времена я только с третьего раза нашёл оптимальный путь напрямик через Мариинск.
Вроде всё просто, но запутано.
Напрямик всё равно быстрее получается.
Плохо ехать (30км/час), лучше чем хорошо стоять (в пробке)
Subaru OUTBACK, 2003 ПР, 24 регион
Mitsubishi Delica D:5, 2010 ПР, 50 регион

ЯМАЛ
Поддерживаю! На десятках и так фары тускло светят как будто там свечи стеариновые а не лампы. Не понимаю почему люди игнорируют включение фар? За генератор переживают или денег на лампочку нет? Даже если забыл включить за 10 мин. езды можно осознать видя встречку с вкл. фонарями.

Сам себе то веришь?? Ваз ездит до 100000 тыс потом начинается весёлая жизнь.
Это касается только новых моделей с евро3-4 и тд. тут я с вами согласен, там да, 100000 и понеслась, замена печки, прошивка компа, удаление катализатора, гнутые клапана с шатунами и прочие сюрпризы от высоких технологий. Что касается на чём ездил автор, те. старых моделей, 09,15,10 и тд, эти машины без гемороя, они после 100000 только разбегаются, а потом ходят, ходят и ходят, это подтвердит любой адекватный владелец девятки, именно адекватный так как многое от водителя зависит.
Болтунов Вадим Юрьевич
Берёзовка
Букв конечно много. Но очень хорошо написано. Тоже мечта именно на жигулях в путешествие рвануть. В свое время на старой шестерке горный покорял. На камри тоже хорошо. Но на жигулях романтики больше. В общем сейчас в поисках доброго жигуля. Непростая я вам скажу работа))) всем удачи!!!
я бы не рискнул на 10) респект)
Когда сам на двенашке-приоре колесил просторы родины, вообще не боялся за авто. Так-как в случае чего,в любой деревушке можно найти зап.часть (починить авто). Сейчас на японце так смело не езжу.
Мерзоское ощущение, когда читаешь о поборах людей в форме. Надеюсь, однажды, прокатится волна показательных посадок. Чтобы соседи родственникам таких государственных слуг в след плевали.
Кстати,12шка (из рашен ваз) для двоих путешественников идеальный авто. Задние сидухи оставляем дома. Спинки задних сидушек складываем, передние вперед сдвигаем до упора и наклоняем к рулю,спальня готова! С ростом 180см спим в полный рост. Весь скраб размещаем на передних сиденьях и заполняем пространство в ногах, особенно тщательно между передними и задними сиденьями (чтобы получился ровный пол) я туда ложил то,что редко нужно. Для удобства,в строительном магазине покупаем паралон,вырезаем, стелим в авто.

AndreyA385
Убежденный тазовод?? не предвиденных поломок у таза может быть миллион. Ваз ходит до 100000 спорить не буду, а дальше дно.

Alexander Tereshkevich
Пока такие, как автор отчета будут прогибаться перед ДПСами и легко отдавать им свои кровные, полицаи будут брать. Просто не все имеют достоинство.У автора оно увы отсутствует. Увы.

Kossnn
Я практик, 20лет на этих машинах, пару миллионов км только в таксопарках на тазах намотал, не считая личные поездки за границу и по всей России и знаю о чём пишу, всё прохавал на опыте. А спорить и не надо, так видно что в машинах вы мало понимаете и много на них не ездили, если бы шарили в машинах то такое бы ни когда не написали. Те кто реально катался на этих машинах.

AndreyA385
Я часто покупаю русские машины с маленьким пробегом, для работы, примерно один раз в год, катаюсь год и продаю, пока машина в хорошем состоянии, что бы и мне в неё денег не вкладывать и новому хозяину было что взять с машины. Взято из отзыва о калине.
Если вы так со всеми машинами поступали это о многом говорит. Типичный таксер наездник!!! А В машинах на дроме только дромо эксперты шарят удачи!

Автосервисмен? Но, откуда у автослесаря такой изумительный, супер-правильный русский язык? Похоже, имеем дело с редким типом Инженера Советского Образца, не хлебнувшего послеперестроечного образования. В общем - классно написано, с прекрасным юмором. "Многобукв" я обычно переживаю тяжело, но в данном случае - никаких претензий.
Спасибо за прекрасный текст!
P.S. Можете закидать меня чем угодно, но - как же я не люблю Юг России. Именно из-за шакальских повадок местных правоохранителей.

Автор, договариваешься отдать косарь-значит надо отдать косарь. Если, конечно, ты своему слову хозяин. А лучше вообще не отдавать, если не видишь за собой косяков.
Бенгальский
Мой небогатый жизненный опыт показывает, что поставь на пост любого из громковопящих о поборах и через неделю он ничем не будет отличаться от осуждаемых. Автор, договариваешься отдать косарь-значит...
Обиженный гаишник что-ли? )))) Их кинуть за счастье ))
Ольга
Ездили в Грузию в 2016 и 2017 году, в 2016 ехали через Буденновск-Георгиевск-Прохладный остановили на блок посту, из машины не выходили, документы предъявили и дальше поехали, в 2017 там ехать не хотелось и обратились к сотрудникам дорожной полиции, они нас отправили по шикарному автобану (еще не достроен) и никому мы были не интересны.
Волгоград даже имея представления и морально готовясь для нас лучше проходить раним утром, т.к. и в 20.00, и в 15.00 как-то тяжко это проходило. По Грузии конечно скучаем, но временно это направление отложено - надо уделить внимание и другим странам.

Kossnn
Во первых только со своими машинами и только последние 10лет, так как качество машин после 2006года, реально оставляет желать лучшего и долго держать их до состояния утиля незачем, лучше продать пока машина в ХТС. На казённых, плановых машинах в две ноги с напарником, приходилось и дольше ездить по 500000-600000км, до состояния утиля. Ну во вторых это вообще ни о чём не говорит, кроме первого. И вам удачи!
Виталий
Очень интересно и познавательно! А не могли бы бы сориентировать, где находится или как называется то самое кафе где вы заказывали чашишули!?

Вован-70
никогда в советские времена за включенные днём фары не штрафовали
лохов разводили, может быть, не знаю
Я те времена отчасти запомнил и знаю , что в сов. времена ехали с включённым светом днём те , у которых была какая-то неисправность или же те, кто тащил на буксире . Была же вроде в тогдашних ПДД статья , там что-то говорилось о неправильном использовании световых приборов , которую гаера вменяли к тем, кто без причины днём ездил со включённым светом .
dmitriydonskoiy46
Ты автора лично знаешь? Тады сопи молча, за умного сойдешь.
JokerSL
Терялся в догадках, кто по профессии автор отчета. С одной стороны - руки, если и не золотые, то точно надежно растущие из правильного места. Автосервисмен? Но, откуда у автослесаря такой изумительный,...
Автор сотрудник ЧОПа со средне- техническим образованием ( правда таки СОВЕТСКИМ)

Я в начале августа планирую поездку в Дагомыс, может кто есть желающие присоединиться, пишите на вайбер или вотсапп 89020130948.

Вован-70
лучше бы остановил и спросил за Новосиб))
Ну прям как в поговорке : кто о чём , а вшивый про баню , лысый про расчёску , а голодный про столовую ... Вован-70 , ещё раз предлагаю вам - постройте хотя бы посёлок ( небольшой такой ) и назовите его словом , которое вы зачем-то тут упомянули , а точнее - Новосиб . Ну это так, к слово о вашем наболевшем , а насчёт того казака ( или кто он там был , хз ) , так то, что он же "кубаноид ", то в тех местах и рядом так и принято - говорить "за" , а не "про " или " насчёт ". Вот и получается у них : пойду, узнаю за обед ; или так : я за тобой ( за ним ) скучаю .

Роман .
Ты автора лично знаешь? Тады сопи молча, за умного сойдешь.

Минусинск
Ребяты! Что вы устроили истерику из-за ДХО? Читайте текст ВНИМАТЕЛЬНО. Там ключевые слова "дескать, светят тускло" Нормальные у меня огни. И светят нормально. И на дороге меня нормально видно. Стопятьсот раз проезжал мимо нарядов ДПС и ни у кого не было ко мне никаких вопросов. А тут нашелся какой-то особо принципиальный кадр, которому что-то не понравилось. Ситуация банальная: гаец меня тормознул просто так, без всяких оснований. А когда я потребовал назвать причину остановки, он брякнул первое , что ему в голову пришло- дескать, огни светят тускло. Это не мой косяк. Это его гнилая отмазка по факту неправомерной остановки автомобиля.
Считаю , что больше возвращаться к этой теме нет смысла. Можно бесконечно долго рассуждать о необходимости ДХО и горестно стенать о том, что в Советские времена всё было лучше. Закон требует ДХО? Требует! Значит, идем в магазин, покупаем ДХО, устанавливаем и не паримся. Всех недовольных посылаем.

я бы не рискнул на 10) респект)
Я на 9-ке рисковал ))) На 10-ке ваще вопросов не возникало.

Минусинск
сейчас взял 2111. Десятка пока в гараже отдыхает. Пчелки жужжат)))

Сергей Кухарь
Братан! Ты раздраженный-то лучше дома сиди! Раздраженный и невежливый водИтель на трасе- огромная беда для окружающих.

Дочитал до места, где автор экономит копейки за счёт своей безопасности - уважение к автору пропало и дальше читать стало не интересно.
Калины2Вод
Статья была , штрафа - не было...

serjkkkuuu
У машинки до меня была целая рота владельцев, там уже на сто рядов всё меняно-переменяно. Про подготовку авто я писал в самом начале отчета. Был составлен список всех косяков и планомерное их угнетение. Стойки и шланги не менял, тормозные диски, колодки, гранаты- менял. Машина бодрая по движку и коробке, но страшно гнилая

Что тоже любишь, когда тебя имеют?
О, так, Ты батенька, Кубаноид, тогда вопросов нет . Приезжай к нам в Сибирь , пробегись по тайге пару сотен км, тогда посмотрим как тебя поиметь невозможно, Сталлоне диванный, мля

Сам себе то веришь?? Ваз ездит до 100000 тыс потом начинается весёлая жизнь.
У меня на спидометре сейчас 286000. Веселая жизнь? Не, не слышали))) Расходники, мелочевка, и некоторые геронтологические заболевания.
poputchik76
Хороший и душевный отчёт. Даже самому захотелось до Грузии прокатиться.

Правельно пишедся: пресмыкается
Ты думаешь, он понял что двоечник? Я тут такую фичу заметил - чем громче ник, тем вонючей ПУК.
Шипуново
да ремонтопригодность тазов это плюс можно в поле сделать, главное что бы изолента была) катал на дуплете 6 лет

Роман .
Да буду я себе башку забивать всякой ерундой! Понял-не понял, его проблемы.

Роман .
Извиняй, но в отличии от тебя. я не любитель с голой ***ой бегать. От того где живет человек, абсолютно не зависит, хороший человек или плохой. Я встречал прекрасных людей и в Сибири и на Кавказе и на Востоке. Тот кто определяет качества человека по месту проживания и национальности, тот обыкновенный фашист. А фашисты - мрази.

Правельно пишедся: пресмыкается
Ну тут уж извините, да с ошибкой написал. ПрЕсмыкайтес дальше в свое удовольствие.

Правельно пишедся: пресмыкается
Нужно писать не правЕльно, а правИльно.

Правельно пишедся: пресмыкается
Правильно писать не пишеДся, а пишеТся.

Что тоже любишь, когда тебя имеют?
сам -то понял, что написал?Тебя, хороший ты мой самого ежедневно имеют во все технологические отверстия. И разработаны эти отверстия до таких размеров, что ты этого уже не чувствуешь. ПФР ежемесячно отгребает себе 35% ( чтобы дошло- прочитай громко вслух- ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!!!) от твоей зп в счет будущей пенсии, которую ты не увидишь, то есть ИМЕЕТ тебя по полной))) Чтобы проникнуться- прикинь, что вместо зп в30 косарей в месяц ты будешь получать 45 , но в конце года тебе придет извещение, что ты должен отдать ПФР 180000 руб. Ты , батенька взвоешь так, что тебя услышат даже космонавты на МКС
Твоё родное ТСЖ ежемесячно выставляет тебе счет, завышенный в 5 раз, и ты отдаешь эти бабки с радостью, успокаивая себя тем, что платишь за комфорт)))
Машину на учет ставил? Сможешь аргументированно доказать, что жестянка с госномером стОит тех денег, что с тебя содрали?
Продать квартиру пробовал? Если нет, смею тебя заверить- тебя поимеют с особым энтузиазмом и изощренностью.
Боюсь тебя огорчить, но как только ты соприкоснешься с государством- оно тебя будет иметь , грубо и старательно.
Почему? Патамучта дедушка Ленин вполне доходчиво объяснил: Государство- это аппарат насилия и угнетения. И доблестные стражи порядка- это слуги государевы, маленькие винтики большой машины поимения собственных граждан. И им пофиг, любишь ты, когда тебя имеют, или не любишь, они будут это делать по долгу службы.
dmitriydonskoiy46
Ты даже в предложении о признании ошибки умудрился еще одну зафигачить. Снимаю шляпу. Вообще, в Краснодарском крае, как и по всей России живут прекрасные люди, но к тебе конкретно это не относится, ты именно Кубаноид, зацикленный на интиме с однополыми экземплярами.
dmitriydonskoiy46
Правильно писать не пишеДся, а пишеТся.

worm69
Лучше бы ты не на форуме отстаивал свое мнение и свою честь, а на дороге перед гайцам. Ты можешь писать сейчас что угодно. Но гайцы употребили тебя, а ты засунул язык в опу. Сглотнул и похвастался этим. Это позиция раба.

Да, с соображалкой ваще труба...
О, диванный Рембо! Ты такой смелый и умный, просто снимаю шляпу. Но по факту ты поддерживаешь позицию раба.

А разве не 11-ая модель была бы немного идеальнее для путешествий ?

worm69
Выходишь на обгон , и вот он красавчик , на сером авто , цвета мокрый асфальт, с лобковым китайским фонариком на бампере .За целые 200 рублей из магазина.
Так что не посылай недовольных , а поставь на будущее нормальные ДХО или включай ближний.
То что гайцы тебя отпустили это не ты " крутой перец" , а у парней нет оснований тебя штрафовать .Просто нет нормативов освещенности ДХО и соответственно приборов.
Тут личная безопасность и уважение к участникам движения должно быть.

Да, с соображалкой ваще труба...
Роман! Зачем Вы спорите с неадекватным человеком? Ему везде рабы мерещатся. Он даже не всёк, как его нежно протроллили. Пусть останедзя при своём мнении. Я сам не сторонник "давать на лапу", о чем писал в предыдущих отчетах. НО! Бывают ситуации, когда приходится принимать адекватное решение ( и принимать его за секунду) Или ты гордо отстаиваешь свои незыблемые принципы и огребаешь нехилые проблемы или поступаешься принципами, платишь дань и спокойно едешь дальше. Каждое такое решение дается непросто и только исходя из конкретной ситуации. На дороге встречаются разные сотрудники ДПС. Есть такие, которые внятные и с ними можно вести диалог, а есть законченное быдло, с которым качать права- себе дороже. В конкретном рассматриваемом случае я был один против пятерых ублюдков в форме, и вопрос стоял так: или отдать 500р и ехать дальше, или остаться верным своим принципам, развернуться прочь и ехать в объезд 300 км, потратив дополнительно 4 часа и отдав те же самые 500 р на бензин, в итоге не успеть пройти в течение дня погранпереход .
Я выбрал первый вариант, тем более, что так поступали все. Может мы все рабы? Ну, Донскому с дивану намного виднее, чем мне на месте. С другой стороны , аналогичная ситуация происходит на платных участках федеральных трасс: либо платишь и гонишь по трассе, либо не платишь и трясешься в объезд по ухабам, тратя лишнее время и убивая подвеску. И все платят. Кому? Да какая разница кому, менту в карман или терминалу... Итог одинаков: заплатил- проехал. У меня была цель- прокатиться по России и Грузии , получая удовольствие от поездки, и я это сделал. Да, временами я был беспринципен. Беспринципен и аморален, но не априори, а лишь в приспосабливаясь к реалиям окружающей действительности. Осуждаете? Да ладно!!! Сдёрните свой анус с дивана и повторите мой маршрут, потом подискутируем.
dmitriydonskoiy46
По факту я поддерживаю позицию своего кореша, с которым не одну сотню километров пешком и не одну тыщу на колесах намотал. А ты, дурилка картонная, судя по всему тонких издевок не в состоянии вкурить, тебя протроллили в полный рост, а ты и не понял, несгибаемый ты наш... Да, и ник поменяй, не позорь предков. Кстати, про фашизм - очередной пук в лужу. Я сам русский с украинскими корнями, в приятелях имею узбеков, татар, армян, так что - НИЗАЧОТ!
Да, кстати, Рембо- это английский поэт, а если уж хочешь съязвить, то героя Сталлоне звали Джон Рэмбо. Учи матчасть😃
AVTOexpert54
Хочу отметить, хоть автор и ссылается на Пы Сы, но отзыв о путешествии получился весьма увлекательный!!! Удручает лишь то, что в действительности мы все-таки живем хуже, чем те, кто живет хуже нас,по мнению наших федеральных ТВ-каналов (((, наблюдается серьезный контраст в работе грузинских полисменов и наших мусаров, люди там душевнее , у нас большинство обозленные, ... почему то нет больше желания продолжать сравнение... Автору большое спасибо!!! и +++++

Сергей ekb
Это не истерика .Вас , с такими , сертифицированными " огнями "ДХО, снятых елочной гирлянды - по настоящему НЕ видно на дороге!!!!. Выходишь на обгон , и вот он красавчик , на сером авто...
а как ты определил, что мои дхо были сняты именно с ёлочной гирлянды? Подглядывал поди? И как ты умудрялся "выходить на обгон" десяток лет назад, когда законом не были установлены нормы движения днем с включенным светом?У тебя есть сравнительная статистика и ты сможешь аргументированно доказать, что после введения этих норм в России стало меньше лобовых столкновений при обгоне?
Я ещё раз повторюсь. Закон требует наличие включенных дхо в дневное время, и их есть у меня. Нормальные огни, купленные в специализированном магазине. Точка. За 4 года их эксплуатации ни у кого никогда не возникало претензий по их качеству, один единственный инспектор дпс, которому просто нечем было оправдаться за неправомерную остановку моего авто и он наобум докопался до моих дхо- мне не указ.
Вы не видели как светят мои дхо, но уже делаете выводы о том, что я " водЯтел", не уважающий других участников движения, тем самым проявляете неуважение ко мне.Дальнейшие комментарии по поводу дхо буду удалять, потому что они не имеют ни аргументированной основы, ни отношения к теме поездки.

Сергей ekb
Кстати, цена - не показатель))) Я выписал дхо с алиэкспресс за 89 руб. Сделал из них освещение в зимнюю рыбацкую палатку. Светят так, что палатку ночью видно за 5 километров))) Ну и чем они хуже фирменных корейских Sho-Me за полторы тыщи рубчиков? Только тем, что , возможно, сгорят через год. Дык я мог бы на полторы тыщи 16 огней купить и менять их по мере сгорания. На десять лет точно хватит. А корейцы десять лет отходят или нет- вопрос дискуссионный.
Щас езжу на ваз 2111. На ней дхо не установлены, использую ближний свет, как все. Никакого быдлячества и неуважения к участникам движения. Так что внимательно смотрите, что пишете.

Яндекс-карты выдают такую информацию: улица Эквтиме Такаишвили
41.998046, 41.760677
Спутниковая съемка древняя и не совсем соответствует реальности.
На всякий случай для особо интересующихся, где мы жили: семейная гостиница "Аиси" поселок городского типа Уреки
42.000046, 41.763408 контакты хозяйки в фейсбуке: Манана Бакурадзе. там же есть фото гостиницы.

Игорь ELO
О , Августин , как же я нуждался в твоём очередном рассказе ! Это было что-то ! Повеселил ! Огорчил только тем , что тебя развели в Осетии. Надо было всё-таки не поддаваться провокациям ! Сделал бы вид...
Здарова, Игорь!! В Турцию была мысль, но как-то не сложилось, то жена приболела, то генератор заставил вздрогнуть)))
Десятка 8-клапанная, 1,5
9520668
Привет из Кузбасса.Прочитал весь рассказ,очень понравился,я бы так не смог написать.У самих)(с женой) мысли есть в Грузию сьездить и по Грузии покататься,но больно далеко ехать,может как нибудь осмелимся,но пока на самолетах.

Новосиб
Молодцы!5+++ Все отчеты Ваши прочел, сами с семьей три раза на юг ездили в разные места, в планах тоже есть Владикавказ-Грузия. В Бердюжье дорога тоже порадовала, в 14ом году еще была убитой, а в 15ом мы были удивлены , я грешным делом подумал ,что не той дорогой едем))) А от Самары один раз проехали дорогой через Пугачев, там дороги били ужас, потом ездили через Сызрань, там хоть больше хорошей дороги, но и трафик побольше. Есть у Вас новые идеи путешествий? Удачи на дорогах нашей Родины и за пределами её!

Костя
Люблю тоже на авто покататься на прямки, НО гаишники ПАСКУДЫ! как всегда всё угнетают на момент, хоть российские хоть пос.советские.

Очень интересно было читать. Люблю отчёты, читая которые, как бы сама путешествуешь с автором. Не просто экскурс с описанием достопримечательностей, а именно описание автопутешествия. Мы с мужем тоже забавляемся, пытаясь представить, как называют жителей населенных пунктов))) Удачи вам и новых дорог!!!

Нормальный, подробный отчет. Классно, что путешествуете не вдаваясь в марку авто, не у каждого есть возможность иметь "Кадиллак". А на 10-ке, которую можно отремонтировать на коленке, можно уехать гораздо дальше, нежели на 20-ти летнем "Прадике", если за рулем водила с кривыми руками, а безопасность на 90% зависит от прокладки между сиденьем и рулем.
Alexspass77
Саяногорск
Автору - зачёт! Отличный отчёт! Всех недовольных - в ж"пу!
11-я- вот из вазов идеальное авто для путешествий. Засчёт более длинного заднего свеса места ещё больше чем в 12. Катал, знаю. И движок был 1.5 8кл. - самый беспроблемный
Ильский
От Души БЛАГО ДАРЮ за содержательный рассказ!!! А ехать лучше через Любителей Коз(Абхазию).

AVTOexpert54
Посетил Грузию в 2015 году.По поводу полицейских. Гуляли по центру Тбилиси, переходили по переходу дорогу, ну и по российской привычке, не ожидая подвоха, еле увернулись от авто,который даже не сбросил скорость промчался как по автобану.Рядом,в пяти метрах стоял экипаж, к которому я с нахлынувшими меня эмоциями: "Какого,собственно, фига никто не пропускает на пешеходном?!" На что они лениво и вальяжно ответили - дескать, ну и что такого страшного случилось...ну ни пропустил и что? Да, с Россией дикий контраст...
Еще заметил - очень много праворулек, как в Новосибирске...

Genndy Sh.
Бывает )))

Димитровград
worm69
сейчас взял 2111. Десятка пока в гараже отдыхает. Пчелки жужжат)))
Поддерживаю наш автопром, в 14г. на Калине проехал по Европе 10т.км.без проблем,в 15 г.,так как взял караван и Калина слаба его таскать,пересел на Волгу и так же проехал по Европе 10000 км. И когда во Франции полетел электро вентилятор, то нашёл выход и ехал дальше. В 16 г. проехали по Грузии, Армении 6500 км.но это горы. В 17г. Балканы 10 стран 11000 км. В этом году так же на Волге хотим проехать Крым,Краснодарский край,Абхазия,Грузия,Турция. И отчёт очень понравился,написан с юморком,читается с интересом.

александр
Прочитал на одном дыхании,очень интересно читать,автор молодец,попробуй в европу в след.отпуск)Буду ждать следующих поездок)))

Поподробнее с участком Буденовск-Верхний ларс можно? Я же правильно понял: Буденовск-георгиевск-прохладный-моздок-владик-ларс?
Почему не георгиевмк-прохладный-майский-аргудан-ардон-владик?
Или не через Пятигорск?

Александр Ершов
Автор Вам книги писать надо. Прочитал на одном дыхании как-будто сам там побывал. На 10-ке, конечно, это авантюра, но она не подвела. Про взятки в России, что могу сказать, если прав не лишают не даю, прошу выписать протокол. Если откровенный разводняк, со мной был случай выезжал я на Садовое кольцо с зелёной правой стрелки, остановили сказали сам дурак стрелка это не стрелка, ты на красный проехал, я вышел сфоткал перекрёсток, эту дпсную газель и говорю буду писать жалобу начальнику батальона, они мне сразу все вернули. Короче фоткаете машину, записываете фио и вперёд, они как и все боятся начальства.

Минусинск
Есть у меня сильное подозрение, что в некоторых регионах ( например Осетии) начальство в доле и крышует эти поборы. Слишком уж нагло поставлен на поток отбор средств у проезжающих транзитников, при этом все местные катаются через посты ваще без остановки.

ta31na
Скажите пожалуйста, какова стоимость поездки, во что обошлось Вам это путешествие???? Спасибо

Спасибо автору за интересное повествование. После такого рассказа очень хочется самому в путешествие. Сам с семьей на Волге 29 в 2015 г съездили из Омска через Анапу в Сочи и обратно без единой поломки , но вот отзыв написать так и не решился. Так что еще раз спасибо за интересный рассказ!

ta31na
Просю пардону, что не смог своевременно ответить. Лимит поездки ограничивался сотней. Для шубшопинга резервировалась отдельная сумма. Сейчас в деталях уже не помню, но примено 60 тыщ сожрала дорога, 40 потратили на побережье.

Автор молодец! После прочтения ваших отзывов, решился тоже поехать в Адлер из Омска ,автомобиль тоже ваз 2110. Авто показало себя с лучшей стороны, из поломок только лампочка на туманке. Расход маленький ,особо тоже за рулем не уставал. Самый тяжелый участок был Урал, до этого дальше чем 200 км от Омска не уезжал .Жена была штурман, навигатор был Яндекс- отличная штука .Сказалось отсутствие кондиционера ,в краснодарском крае жара была лютая.И если вы куда-нибудь планируете ехать следующим летом можем ехать на двух авто .

В 2018 году в августе ездил из Екатеринбурга через Грузию в Турцию, и что интересно, за всю дорогу ДПС остановила всего два раза. Оба раза с одним и тем же вопросом:-" Вы не устали? Если устали, то встаньте воооон там под фонарями и отдохните...". Первый раз перед Тольяти, второй после Волгограда в сторону Элисты. Чудо наверно! До сих пор в шоке!

worm69
Яндекс-карты выдают такую информацию: улица Эквтиме Такаишвили 41.998046, 41.760677 Спутниковая съемка древняя и не совсем соответствует реальности. На всякий случай для особо интересующихся, где мы...
Спасибо большое за ответ!!! Извините что так долго не замечал вашего ответа. К сожалению в Грузию нам из Крыма не проехать теперь на машине, тк если есть в документах хоть какое либо упоминание про Крым, то всё, не пускают.