|
Идея поездки на Байкал с водным путешествием по озеру на моторной лодке пришла ко мне ещё 10 лет назад в 2007 году, когда мы ездили на остров Ольхон, но тогда не было ни лодки, ни опыта водных походов. Так уж получилось, что реализовать свою идею получилось только через значительное время. На лето 2017 планировалось два похода: водный — по северу озера Байкал или горный треккинговый — на Шавлинские озёра. Когда стало понятно, что команда на Байкал уже соберётся, было принято решение ехать именно туда, так как в такие, достаточно далёкие, поездки обычно сложно собраться, и если появился шанс, то его обязательно нужно использовать.
Всего в путешествии участвовало семь человек. До Нижнеангарска и обратно перемещались на двух машинах: универсале ниссан авенир и пикапе тойота хайлакс. По озеру передвигались на пятиместной моторной лодке сузуки и четырёхместном катамаране производства бывшей фирмы Кулика. Несмотря на большой объём места для багажа, в том числе в кунге пикапа, все вещи едва удалось разместить в машины — дали о себе знать габариты надувной лодки и катамарана, а также навесного мотора для лодки, перевозка которого к тому же разрешена только в определённых положениях.
Ниже привожу карту нашего передвижения по озеру Байкал и передвижения по автодорогам от Новосибирска до Нижнеангарска. Длина преодолённого пути в одну сторону между городами 2700 км, суммарные затраты на топливо за всю поездку 22000 руб.
День первый: 2 августа
Первый день нашего путешествия. Стараемся выехать как можно раньше, чтобы по-максимуму использовать световой день. Получилось выдвинуться в половину шестого утра. Движение по трассе в это время не вызывает затруднений, но фуры тоже уже постепенно просыпаются и встречаются всё чаще и чаще. Беспрепятственно проезжаем Кемерово по трассе через Промышленную, следуем через Мариинск, Ачинск. На подъездах к Красноярску и километров сто после него производится много дорожных работ, что вызывает дополнительные задержки в пути и в итоге не позволяет нам добраться ни до одной из запланированных стоянок на реках Бирюса и Уда.
Канск проезжаем уже на закате солнца и сразу пытаемся найти стоянку в любом мало-мальски удобном месте. Ночуем на реке Пойма, около посёлка Нижний Ингаш. Весьма приятное место: уединённая просторная стоянка, тёплая и чистая речка, в которой искупались все.
Город Мариинск мы проезжаем через город, минуя объезд, так как проезд по объездной дороге имеет на пути два железнодорожных переезда, на которых можно потерять время.
Мариинск — красивый город, деревянные дома которого поддерживаются в хорошем состоянии.
На подъезде к Ачинску впечатляет своими размерами глинозёмный комбинат.
Также запомнился красивый, арочный мост через Енисей, на всем пути таких больших мостов больше не встречалось.
И вот наша первая стоянка на реке Пойма. Просторная, ровная поляна, место под кострище — больше и желать нечего. Спасибо жителям посёлка Нижний Ингаш за то, что подсказали нам это уютное место.
Спуск к реке и тёплая вода.
День второй: 3 августа
Встаём часов в восемь. Быстренько готовим завтрак, стараясь не затягивать выезд — светлое время суток ещё пригодится. Выезжаем.
На удивление отличная дорога, даже лучше, чем трасса Новосибирск — Красноярск. При этом движение минимальное. Чаще поподаются фуры, чем легковые машины. Встретилось даже несколько колонн из фур! Как-то это странно. На участке Тайшет — Алзамай — Тулун — Нижнеудинск живописные окрестности вдоль федеральной трассы не дают заснуть даже пассажирам. Ехать легко и в то же время интересно.
Под вечер подъезжаем к Ирутску. В городе и на подъезде к нему пробки. Пока преодолеваем город, солнце закатывается за горизонт и наступают сумерки. Как и в предыдущий день ищем любую пригодную для ночёвки стоянку. В результате останавливаемся на реке Куда недалеко от трассы. Место не очень удачное, но уже совершенно темно и дальше ехать в ночь не имеет смысла.
Длинные, без резких поворотов, участки дорог позволяют ехать в своё удовольствие.
А минимальное движение на трассе, это двойное удовольствие!
В Иркутск мы заехали в сумерках…
А разбивать лагерь пришлось уже при свете яркой луны.
День третий: 4 августа
Сегодня мы собираемся наконец добраться до озера Байкал. Поэтому просыпаемся пораньше и собираемся в путь. Используем остатки чистой воды из канистр и заготовленных заранее дров для приготовления завтрака — ни того, ни другого на этой стоянке нет. Воду из реки даже кипячёную пить страшно. По ней островками плывёт пена, кругом следы коров. Купаться здесь тоже не хочется. Хотя, забегая вперёд, скажу, что когда мы возвращались домой, то видели большое количество машин и палаток, стоящих на берегу, а также купающихся людей. То есть тут, наверное, не так всё и плохо.
Стоянка номер два на реке Куда. Несмотря на обилие домашних животных, блуждающих вдоль реки, и шума машин, доносящегося от близрасположенного моста, мы всё же смогли здесь отдохнуть и восстановить силы для следующего отрезка пути.
Выезжаем около 9…10 часов. Погода отличная: солнце, ясно, видимость — до самого горизонта. Идёт неплохая асфальтированная дорога. Вокруг живописные холмы и степь. Оживлённое движение. Проезжаем Баяндай, от которого уходит вправо свороток на Ольхон. Большинство машин и туристов направляется туда, а мы следуем дальше. Дорога портится — на асфальте появляются большие пологие волны, при проезде которых на скорости машина резко подпрыгивает, грозясь сесть на отбойники. Приходится снижать скорость и ехать аккуратно, внимательно следя за дорогой. В принципе, если ехать километров 60-70 в час, то проблем вообще нет никаких.
Отличный ориентир Баяндаевского района и место для того, чтобы остановится и сделать снимок на память.
Степи Прибайкалья похожи на огромные зелёные моря, краёв которых не видно.
Едем дальше. Справа и слева необъятные степи Прибайкалья, простирающиеся до самого горизонта. Появляется еле заметный запах дыма, хотя пожаров не видно. Решаем остановиться в Качуге, чтобы немного отдохнуть от машины. Времени мало. Фотографируемся на берегу реки Лена, где бежит чистейшая, прозрачная вода, к тому же ещё и достаточно тёплая. Но купаться не стали — некогда. Как оказалось потом, Качуг это последний населённый пункт, за которым заканчивается нормальная дорога. Дальше будет только пыльная грунтовка с короткими вкраплениями асфальта в некоторых населённых пунктах, и так вплоть до самого Байкала (исключение — дорога Северобайкальск — Нижнеангарск).
Река Лена, посёлок Качуг. На улице +30˚С, зайти в реку и освежиться хочется каждому.
Отъезжаем немного за Качуг, взбираемся на небольшой перевал (холм), спускаемся с него — и, открывается потрясающий вид на красные Ленские скалы, которые были подвержены особому типу выветривания, и реку, вьющуюся вдоль них. Тут стоит остановиться и сфотографироваться, такие места будут повторяться и далее, но здешний вид, пожалуй, самый красивый.
Слева бежит Лена, справа скалы, по цвету похожие на Марс, вид потрясающий!
А вот и смена дорожного покрытия: асфальтированная дорога теперь будет встречаться редко.
Следуем дальше по пыльной щебёночной дороге. Тут она хорошего качества, иногда позволяет разгоняться километров до 80. Встречаются заброшенные и полузаброшенные деревушки. Через поселения, где живут люди, как правило, проложен асфальт. И так до самого Жигалово.
Удивил мост через Лену недалеко от Жигалово. Он выделяется, потому что хорошего качества, и вроде, с первого взгляда, всё нормально, но вот только покрытие на нём — гладкий бетон, и стоит ограничение скорости 30 км/ч. Когда он мокрый или на улице гололёд — тут, наверное, настоящий каток.
В Жигалово обедаем в хорошей кафушке, жалко только нет поз. Около неё припаркован очень грязный Лэнд Крузер с красноватыми пятнами, наверное, приехал с Северобайкальска. Не верится, что мы будем такими же. Немного спускаем шины, чтобы мягче было ехать, заправляемся на местной заправке Роснефть по полной — впереди заправок больше не будет почти до конечного пункта — и в путь.
Асфальт заканчивается сразу за Жигалово и больше не появится вплоть до Улькана. Это примерно 300 км пути. Связи на этом отрезке нет, как и других благ цивилизации. Изредка попадаются посёлки вахтовиков и лесозаготовителей со шлагбаумами при входе и запрещающими въезд знаками. Машин на дороге тоже крайне мало — можно ехать час и никого не встретить. В случае поломки обратиться за помощью будет не к кому.
Переход с качественной щебёночной дороги на некачественную происходил медленно, но верно.
Через три-четыре часа пути началась уже «плохая» дорога.
От местной дороги сильно укачивало и растряхивало, но остановки делаем крайне редко, так как времени мало.
При движении дорожная пыль забивает все, даже мельчайшие, щели, которые есть в машине, ехать можно только с кондиционером, работающим на рециркуляции, или почти только. Дорога сделана из природного камня, а не из щебня, поэтому встречаются острые камни, которые конкретно режут шины. Слава богу, таких мало. Грейдеры тут, по всей видимости, не ходят, либо ходят только на отдельных участках, из-за чего качество дороги плохое. Но всё же ехать можно. Медленно, порой замедляясь до 15-20 км/час, но можно. Брода, описанного в более ранних отчётах, мы не заметили. Скорее всего уже построили мост.
Когда подъезжали к Улькану, уже стемнело, в свете фар дорогу перебегали зайцы. Насчитали девять штук. Там в кустах есть, наверное, не только зайцы… Непосредственно перед Ульканом начался асфальт. Останавливаемся, чтобы решить, что делать дальше: искать стоянку или ехать до конца. Так как уже полностью стемнело и искать стоянку затруднительно, а также, на радостях, что вот, наконец-то, появилась нормальная дорога, а до Байкала 140 км, решаем ехать дальше.
Но сразу же за Ульканом снова кончается асфальт. Немного нормальной грунтовки, и дорога резко портится. До своротка на Гранитный ползём очень долго. После него дорога немного получше.
Едем. При полной луне вдруг видим тени гор, которые возвышаются над нами, и где-то внизу слышен шум поезда, следующего по БАМу. Удивительная картина. Жалко, что сейчас не день. Снаружи весьма свежо — градусов 10. Есть ощущение, что по приезде на берег Байкала мы будем мёрзнуть. Однако при спуске с перевала Даван за бортом резко теплеет, даже удивительно, что ранним утром в Северобайкальске почти 20 градусов тепла.
Светает. Проезжаем город и направляемся по дороге, идущей вдоль самого берега озера в Нижнеангарск. Немного поплутавши в окрестностях города, находим хорошее место для стоянки, обустроенное костровищем и беседкой.
Подхожу попробовать воду. Она — на удивление тёплая, градусов 20. Не ожидал, что в Байкале она может быть настолько тёплой — искупался. Тем временем солнце уже поднималось над горами, которые окружают озеро. А мы пошли спать.
А вот и долгожданное побережье озера Байкал!
День четвёртый: 5 августа
Встаём до полудня. Спать днём в палатке, когда на улице жаркий солнечный день дольше невозможно — жарко, да и не очень хочется. Спокойно и не спеша готовим еду, сортируем вещи и собираемся. Кто-то купается в Байкале. В общем, отходим от трёхдневной поездки на машине. Хотя план на сегодня небольшой — собрать лодку и катамаран и переплыть на остров Ярки, но все равно надо уже начинать двигаться. Посылаем команду узнать, где можно припарковать на время водного путешествия машины, откуда лучше отплывать и где можно заправиться. После проведённой разведки переезжаем к городской пристани, к месту, где местные рыбаки, непрерывно подъезжая на машинах с прицепами, спускают и поднимают свои суда. Там разгружаемся и начинаем сборы.
Неспешный завтрак на побережье за разговорами о проделанном пути.
Готовимся к погрузке на плавсредства.
Оказалось, что в Нижнеангарске достаточно сложно найти место для стоянки машин. Город совершенно не туристический — соответствующей инфраструктуры нет. Тем не менее, после продолжительных поисков, нашли стоянку на базе спецавтотранспорта, притом бесплатную — спасибо Нижнеангарску.
Спускаем наши суда на воду, все рассаживаемся на свои места, пытаемся двигаться. Буксировать катамаран моторной лодкой никак не получается — его мотает из стороны в сторону. Пытаясь управлять, я никак не могу найти нужный режим движения. Несколько раз перевязываем буксировочной трос. С берега наш аттракцион катания по кругу привлекает местных зрителей, нам тоже смешно. Но, как оказалось, не всем — на катамаране, первое время, пассажирам было страшно из-за резких боковых рывков и поворотов, но я об этом не знал, так как больше наблюдал за траекторией движения катамарана, чем за эмоциями людей, находившихся на нём.
После получаса экспериментов попытки совместного движения двух судов увенчались успехом — мы стабильно пошли в направлении Ярков. При входе в узкий пролив между материковым мысом, далеко выступающим в озеро, и островом, не учтя малую глубину на отмели, я зацепил винтом грунт. Хорошо, что тут, в отличие от остального берега Байкала, песчаное дно без камней и мотор не пострадал.
Прошли пролив на малом ходу, вышли в Нижнеангарский Сор — большое мелководное озеро на севере Байкала, отделённое от него островом Ярки, больше похожим не на остров, а на длинную песчаную косу, вытянутую на два десятка километров вдоль берега, поросшую кустарником и мелкими деревьями.
Проплыв с десяток километров вдоль острова и заметив с воды хорошее место для стоянки, недолго раздумывая, останавливаемся, так как уже вечереет и солнце клонится к закату. Ставим палатки на песчаном берегу рядом с кустарником, который в случае непогоды защитит нас от ветра. Завтра планируем ночевать здесь же — у нас будет целый день, чтобы отдохнуть и обследовать остров.
День пятый-шестой: 6-7 августа
Ночь тёплая, как, впрочем, и все последующие на Байкале. Вход в палатку не закрываем — оставляем только сетку от комаров и мух. С самого утра устанавливается удивительно тихая безветренная погода — водная гладь Байкала почти зеркальная, лишь мелкая рябь возникает иногда под лёгким дуновением ветра.
Первая ночь на острове Ярки. Мы счастливы, и спать совершенно не хочется.
Этот день запомнился ленивым отдыхом на пляже и попытками выловить щуку в Соре. Самая первая попытка лова, и вот удача — клюёт сразу же небольшая щука, которую решили отпустить. Но все последующие попытки оканчиваются ничем, по всей видимости, наступивший день сильными прямыми лучами солнца прогрел мелководный нижнеангарский Сор, и рыба просто потеряла аппетит, затаившись на дне. Вечером снова попробовали рыбачить, но уже с лодки, недалеко от пролива между двумя островами, и снова безрезультатно.
Наши усилия были вознаграждены только на утро следующего дня, когда была выловлена щука средних размеров и окунёк, которых хватило на хорошую уху. Байкальская рыба, на мой вкус, лучше нашей: у неё полностью отсутствует какой-либо запах тины, мясо нежное и мягкое.
Проводим время в своё удовольствие. Нужно отметить, что нам очень повезло с погодой.
Кто-то рыбачит, а кто-то просто расслабляется в воде.
Если долго мучиться, что-нибудь получится!
В этот же день мы перешли с Ярков в бухту Аяя, где нас ждала уютная стоянка среди кедров, которые тут росли почему-то не как деревья, а как кустарники. Среди которых располагались удобные ниши под палатки, защищающие от ветра, дождя и солнца.
Заготовка дров для вечернего костра.
Прекрасная стоянка с необычно крупным песком.
День седьмой: 8 августа
Отличный солнечный день. Не торопясь встаём часов в девять, спешить сегодня некуда, так как запланирована только пешка на озеро Фролиха. Спокойно завтракаем.
Очередное утро на природе, самочувствие замечательное!
Часть из нас решила остаться в лагере и отдохнуть на пляже, чему благоприятствовали теплая, градусов около 21-23, вода и абсолютно тихая безветренная погода.
Следует отметить, что тропа на озеро благоустроена силами заказника: через заболоченные места проложены доски для прохода, по всей протяженности тропы установлены указатели, на крутых подъёмах сделаны ступеньки. В общем, идти легко и приятно. Время специально мы не засекали, но ориентировочно для прохождения тропы в одну сторону средним шагом требуется пара часов.
В бухту Аяя пришёл большой катамаран.
Тропа на озеро удивила своей благоустроенностью.
Озеро ничем особенным нас не поразило, озеро как озеро. К сожалению, как мы поняли, нормальной тропы вдоль Фролихи не существует, егеря катают туристов на моторном катамаране.
Так как было жарко, мы решили искупаться. Тем более что на берегу был оборудован неплохой причал, на котором можно было спокойно загорать. Вода в озере достаточно тёплая, градусов 20-22, но дно мелкое и илистое, во всяком случае здесь.
Назад на стоянку мы вернулись рано и решили не терять даром времени — перейти на Хакусы сегодня. Быстренько собираемся, полтора-два часа ходу по воде — и вот они Хакусы. Стоянка здесь не такая удобная, как в бухте Аяя, но зато тут есть горячие источники, которые привлекают большое число коммерческих туристов. На местной пристани работает кафе-магазин с вполне адекватными ценами, где можно купить необходимые продукты питания и сувениры.
По пути на озеро встретили вывороченное с корнем дерево, на фоне которого получилась интересная фотография.
Необычайно красивое побережье бухты Аяя при ярком свете дня.
Прибытие на Хакусы. В отличие от других стоянок, здесь довольно людно.
На источники мы ходили двумя группами, вторая группа пошла уже по темноте, после заката солнца. Источники оставили самое хорошее впечатление: чисто и не сильно много народа. Состоят они из четырёх бассейнов с разной температурой воды, от тёплой до очень горячей, в которую полностью окунуться смогли не все.
По пути к термальным источникам.
День восьмой: 9 августа
Сегодня мы начинаем путь домой, и нам необходимо дойти до острова Ярки. С утра дует достаточно сильный ветер со стороны озера, но погода, к счастью, ясная, и дождь пока не ожидается. Резерва времени уже нет, и приходится выходить на воду в любую погоду. Владелец зелёного катамарана, стоящего рядом с нами, говорит, что не рискует выходить в озеро и останется здесь, в Хакусах, дожидаться пока ветер стихнет. Возможно, его действия вызваны нежеланием лишний раз пугать коммерческих туристов. У нас такой возможности нет, мы собираем лагерь.
Утро на Хакусах перед отплытием, у нас начинается погрузка вещей.
Выходим из Хакус. Пока волны не такие уж и большие. Нам повезло, так как ветер дует нам в спину и мы идём по волнам. Катамаран слегка болтает из стороны в сторону. Пенящихся гребней волн почти не заметно, но ветер явно разгоняет волну — всё сильнее и сильнее. Проходим бухту Аяя, идём дальше. Управление лодкой в плохую погоду отнимает много сил — производим замену «рулевого» на воде, подтянув катамаран к лодке — люди меняются местами, и мы движемся дальше. Скоро у нас должен закончиться бензин в лодочном баке и нужно будет дозаправляться из запасной канистры. Тем временем волна усиливается настолько, что лодка начинает черпать воду через нос. Довольно неприятное явление — сначала лодка взбирается на гребень волны, переваливает его, и затем, ускоряясь, двигается вниз, догоняя следующую волну, и нос плавно сравнивается с уровнем воды, как бы уходя под воду, зачерпывает пару-тройку вёдер, обливая при этом все вещи. Справляемся и с этим, вычерпывая воду из лодки черпаком, сделанным из пластиковой бутылки. Приставать к берегу для заправки в такую погоду — плохая идея, всё зальёт прибрежными волнами. Заправляемся на воде. Опять подтягиваем катамаран к лодке, зацепляемся, чтобы меньше раскачивало на волнах, заливаем бензин — и далее в путь. Обед решили отменить в пользу скорейшего преодоления пути.
На первый взгляд не такие уж и большие волны, но, когда ты на воде, они заставляют изрядно поволноваться. Хорошо, что у нас всё закончилось благополучно.
На горизонте показывается один из островов, отделяющих Нижнеангарский Сор от озера — это всех радует. Решаем заходить туда, там нет волн. На самом Байкале уже почти буря: катамаран иногда почти скрывается за очередным гребнем волны. Благо, что волны длинные и пологие. Снова производим замену рулевого. Неприятно удивил мелкий пролив для входа в Сор, который не даёт работать мотору в полностью погруженном состоянии — переходим на троллинг. При малой скорости лодки, волны, усиливаясь на мелководье, догоняют и перехлёстывают через транец. Очень неприятно, но, к счастью, вода тёплая.
Входим в Сор. Здесь поверхность тихая, но с Байкала дует достаточно сильный ветер, который сносит наши суда в глубину Сора. Приходится идти, борясь с ветром. При этом работать на полной мощности не получается — мелководье. Водоросли, растущие иногда до самой поверхности воды, рубит в клочья: за лодкой остаётся только след из зелёных кусочков.
Идём по Сору вдоль берега. Появляется край острова Ярки — не раздумывая, останавливаемся. Палатки прячем за большой песчаной дюной, поросшей мелкими деревьями и кустарником. Она прекрасно защищает нас от ветра, дующего с Байкала. Разжигаем костёр, готовим ужин. А на другой стороне острова бушует Байкал…
В этот день к вечеру похолодало, и пришлось достать тёплые вещи. Стоит отметить, что это был единственный прохладный день нашего путешествия — на следующий день погода снова восстановилась.
Последний закат, встреченный нами на озере Байкал.
День девятый: 10 августа
Просыпаемся с утра, а ветер уже неожиданно стих. Тучи, освобождая небо, открыли солнце. На Байкале от вчерашней бури остались только длинные пологие волны, медленно накатывающие на песчаный берег острова. Поверхность озера постепенно успокаивается. Но наша водная часть путешествия заканчивается и надо быстро собираться, чтобы двигаться по направлению к дому.
Курс на возвращение, водное путешествие подходит к завершению.
Отчаливаем, проходим за час оставшуюся часть Сора. Какой он оказывается мелкий, только сейчас это стало хорошо видно, при сильном дневном свете. Выходим в Байкал, ещё полчаса хода и пристаём к своей первой стоянке на озере. Пока двое из нас уходят забирать машины со стоянки, разбираем и сушим лодку и катамаран, собираем вещи. В общем, обычные сборы домой.
Из Северобайкальска (Нижнеангарска) уезжаем уже вечером, останавливаемся напоследок у колонны-указателя на въезде в город. Прекрасный вид на город.
…Какая ужасная дорога, думать о том, что ещё много часов придётся ехать, переваливаясь с колеса на колесо, не хочется. Но деваться некуда, едем.
На ночь останавливаемся недалеко от посёлка Окунаевский, рядом с мостом, по которому проходит БАМ. Думали, что не уснём от грохота поездов, идущих по БАМу, потому что первый проход товарняка по мосту оставил сильное впечатление — не думал, что поезда могут так грохотать.Но, оказалось, поездов тут проходит весьма мало, так что ночь прошла спокойно.
Баллоны спущены, плавсредства разобраны — готовимся к погрузке.
Финальное фото в Северобайкальске и — по машинам, впереди снова долгая и утомительная дорога.
Возвращение: 11-14 августа
Наутро собрались и в путь. Следующие три дня у нас ушли, чтобы добраться до Красноярска. В первую ночь останавливались на Лене, во вторую — на реке Белая, что в Иркутской области. В Красноярске остановились на реке Мана. Как же было тут холодно после Иркутской области и Байкала. Но зато почти дома. Перед последним участком пути посетили смотровую площадку на Енисее и Красноярскую ГЭС.
И снова долгий путь домой. В Новосибирск мы въехали уже по темноте...
Стоянка у посёлка Окунаевский, из плюсов можно отметить только обилие дров для костра.
Стоянка на реке Лена. Эта стоянка запомнилась «тучами» мошек, которые ели нас и не реагировали ни на какие аэрозоли, дым и другие средства от гнуса.
По пути остановились на Мальтинской стоянке первобытного человека. Очень красивый популярный памятник. Чтобы сфотографироваться, нужно немного постоять в очереди.
Утро в Красноярске, это было самое холодное утро за всё путешествие, хорошо, что такое утро было одно.
Путешествие завершается, на память несколько общих фото. Царь-рыба — вот бы такую поймать.
Смотровая площадка в Дивногорске, с неё открывается потрясающий вид на Енисей.
Вот и закончилась наша поездка на озеро Байкал. Спасибо всем, кто принял в ней активное участие. Дни, проведённые в этой поездке, навсегда останутся в наших воспоминаниях, которые будут ещё долго согревать байкальским солнечным светом и теплом наши души!