|
Первый раз мы побывали на Байкале в 2007 году с экскурсионным туром по Бурятии и Байкалу. Личного автомобиля в то время у меня не было, поэтому приходилось довольствоваться услугами турфирмы. Скажу сразу — несмотря на многие проколы организаторов тура, Байкал мне понравился. Запомнилось: Улан-Удэ, большая голова Ленина, Иволгинский дацан, музей под открытым небом; рабочая Слюдянка и «туристическая» Листвянка. Кругобайкальская ЖД между ними, идущая в метрах от воды; жаркое Малое море и ветреный Ольхон. И, конечно, сам Байкал. Всегда разный и всегда одинаковый. Увидев всё это, я понял, что сюда ещё вернусь.
Приобретя в 2008 году «грузовичок» Nissan Expert QG18-DE 2WD, о путешествие я ещё не думал. Но пришла весна, неминуемо грозил отпуск и в памяти всплыл Байкал. Едем! Тем более, недалеко.
Так как опыта в дальних поездках у меня почти не было (поездки на 200-300 км в один конец я дальними не считаю), начал искать напарников среди друзей. Коллектив для поездки то увеличивался, то уменьшался, в конце концов сформировалось два экипажа. Наш: я Кирилл, подруга Галина и её дочь Маша на «Эксперте», и товарищ Алексей с женой Мариной (к слову, поженились они за пару дней до поездки, так что это было свадебное путешествие для них) на Kia Sorento. Характеристик «Сорренто» не помню, только то, что он дизельный и 4WD подключаемый.
Сборы были долгие, согласовывали список вещей, список продуктов, кто что берёт и когда что закупаем. Немаловажными были вопросы — куда едем. Я голосовал за восточный берег и Баргузинский залив, Алексею с Мариной было всё равно, т.к. они ехали на Байкал в первый раз, Галина искала всякие интересные места в окрестностях и на берегу Байкала и сильно огорчалась, узнавая, что туда нельзя добраться на машине. В конечном итоге, спланировали маршрут, собрали снаряжение (палатки, матрасы, спальники и т.п. — жить планировали дикарями), закупились продуктами за день перед поездкой и запланировали выезд на 6 часов утра 26.07.09.
26.07.09
Естественно, проснулись позже намеченного, собрались, выехали и… проехав менее километра от гаража, получаю первый штраф за всю поездку. Нарушение моё было очень страшным — проехал со скоростью 64 км/с в зоне действия знака «40». В воскресенье. В 6:40 утра. Но спорить неохота, получаю протокол со штрафом в 300 руб. и едем дальше. Звонит Лёха, предупреждает, что задерживается, т.к. его тоже словили люди с жезлом. У него штраф побольше — 500 руб., за ремень. Ждём его, вначале на одном выезде из города, потом, узнав, что он рыщет по городу в поисках заправки, где по утрам можно отовариться на клятые СТК-шные талоны, перемещаемся к другому выезду и в конечном итоге, ждём его около Вознесенки (около 20-30 км от Красноярска на восток). Наконец, он подъезжает, перекидываем часть вещей в его «жЫп» и по газам. Времени около 9 часов утра — идём на восток!
Дорога до Канска — Ингаша известная, проезжаем Уяр, проезжаем дальше, Канск проходим насквозь через город, т.к. так быстрее, чем по объездной. 92-й бензин в Канске по 24.20, 24,50 (в Красноярске в это время — по 23,50, 23,80). От Канска до Нижнего Ингаша дорога хорошая, а за Ингашом начинается полная для меня неизвестность. И начинается она не очень хорошей дорогой. То дорога представляет собой асфальт со множеством дыр, то просто гравийку. В Тинах (кажется) трамбовали гравий, было много техники дорожной и пыли. Иногда попадался и неплохой асфальт, но ненадолго. Такая дорога длилась до 1166 (кажется) км трассы М-53.
Проехали Тайшет, где первый раз блуданули, несмотря на ясные и чёткие знаки «М-53». За Тайшетом появилась часто упоминаемая деревня Байроновка, где мы постояли на ж/д-переезде.
Далее, а, может, и ранее, как-то незаметно мы въехали в Иркутскую область. Вроде, был указатель, а может, я его не заметил. Заправки сразу отреагировали — АИ-92 стал по 24,70, 24,90, где-то мелькнул даже ценник по 25,00, ДТ мелькало по 22,00.
Перед поездкой, я много слышал хороших отзывов о мотеле «У Петра» и планировал там заночевать в первый день. К сожалению, а может, и к счастью, этот мотель появился на 550 км дороги от Красноярска, часов в 14-15 дня, и для ночёвки в этот день никак не годился. Заправившись там 92-м бензином по 24,40, мы рванули дальше.
Дороги в Иркутской области производили двоякое впечатление: вначале несколько километров или десятков километров шёл хороший асфальт, новый, по которому спокойно шли 120-130 км/ч, потом халява кончалась, и стрелка указывала в лес, направляя в объезд, и приходилось трястись по грунтовке со скоростью около 20-40 км/ч опять-таки несколько километров. Затем дорога выводила на асфальт и всё начиналось сначала.
Один из самых худших участков дороги был в районе деревни Завзор (или Замзор). Он представлял собой грунтовку с торчащими оттуда крупными булыжниками. Я там не мог ехать быстрее 20 км/ч, и с завистью наблюдал за Крузерами, которые пролетали это место, как по асфальту. Участок длится около 5-10 километров, соответственно, едешь его около минут 20-30.
Проезжая Нижнеудинск, уже привычно заплутали, то ли свернув не на ту улицу, то ли не поняв указателей (далее это будет повторяться опять). Оказались в каком-то спальном районе, с двухэтажными старыми домами. Мысль была одна: «Брать языка». Почему-то, Лёха (ведущий) для этого выбрал пивной ларёк с двумя аборигенами не самого интеллигентного вида. Как впоследствии он пояснял — хотел дождаться, пока аборигены уйдут и узнать у продавщицы. Но я, видя, что «языки» уходят, ломанулся узнавать дорогу и, естественно, попал под «раздачу». За указание дороги на Иркутск, с меня сперва попросили 20 руб., потом 30 руб., потом сразу 50 руб. Не желая портить отношения с туземным населением, я сунул им эту купюру (мельче в бумажнике не оказалось). Тут же аборигены стали добрыми друзьями (один — Лёха, другой — Виталик, кажется) и показали направление на Иркутск. Узнав же, что мы едем на Байкал, предложили взять их с собой. Увы, мест нет, пора уезжать из этого «дружелюбного» города. К слову, дороги в Нижнеудинске были одними из самых худших среди встреченных городов и посёлков. Участки с асфальтом стоит огораживать и выставлять напоказ как редкую вещь в здешних краях.
Далее, начался самый худший участок плохой дороги. Начался он, примерно после деревни Шеберта, и представлял собой грунтовку с большим числом глубоких нешироких ям с ровными вертикальными краями. Не то метеоритный дождь, не то кроты-мутанты. В этом месте, передвигались со скоростью не выше 5-10 км/ч. Тормознулись в районе д. Будагово, полюбовались на большую рекламу шиномонтажки «Привал» с грамматическими ошибками, на старинные машины, стоящие около кафе на «постаментах». Женщины, проходящие мимо, спросили, что мы продаём, т.к. Лёха в это время выгреб всё из багажника, и порадовали тем, что на Байкале тепло. Хотелось бы, т.к. в это время моросил дождь и погода была не радостной.
Через 3-5 км появился Тулун. Плохая дорога кончилась! По крайней мере, на протяжении около 1 000 км от Тулуна такой дороги, как была перед ним — не встречалось. В Тулуне меня первый раз на дороге тормознули гаишники. Проверив документы, указали дорогу далее на Иркутск. Также в Тулуне встретились забавные самодельные дорожные знаки, к сожалению, не сфотографировали их. Один представлял собой белый круг с красной каймой, внутри чёрная стрелка, изогнутая направо. Увидев его, захотелось порвать водительское удостоверение или идти на пересдачу, т.к. я не помнил такого знака. При подъезде ближе увидел тоненькую красную полоску, перечёркивающую стрелку, и всё встало на свои места — это был знак «Поворот направо запрещён». Начинало вечереть. Пора было искать место для стоянки. В Тулуне, кстати, мелькнула реклама гостиницы-мотеля, но тормознуть мы не успели, а возвращаться не хотелось.
Стали высматривать место, где можно было поставить палатки или просто заночевать. Бензин в этих местах попадался в районе 23,80. Подходящих мест не находилось и так, между делом, доехали до Куйтуна. На выезде из Куйтуна увидели гостиницу «Метелица». В ассортименте мест для ночёвки были двухместные номера по 1200 за номер и трёхместные номера также по 1200 за номер. Т.к. уже хотелось спать и было пройдено около 700 км (что для меня было самой длительной поездкой), решили остановиться там. Разместились, выпили пива, перекусили, обменялись впечатлениями от первого дня поездки и около полуночи уснули.
27.07.09 (понедельник)
На второй день решили не гнать коней, т.к. Байкал никуда не убежит, и спокойно поспать. Проснулись в районе часов 9 утра (или 8 часов по красноярскому времени). Не спеша умывались, готовили чай, завтракали. Ждал неприятный сюрприз — в 10 утра всю воду в гостинице отключили. Так что воспользоваться благами цивилизации в полной мере не удалось. Ну что ж, значит, едем дальше.
На выезде из Куйтуна, также как и вчера, стояли доблестные охранники города с могучим радаром, которые следили, не летит ли к ним супостат со стороны Иркутска со скоростью, превышающей положенные там 40 км/ч.
Сегодня была хорошая погода, солнце, чистое небо, хорошая дорога… Единственное омрачало путь — это ремонты мостов. Перед вторым мостом от Куйтуна пришлось постоять: доставали машину, упавшую в разрытую яму. По словам дорожников, машина там стояла все выходные.
Далее, в районе Зимы, мы въехали в очень подозрительное место. Т.к. бензин там был по 22,00 (дешевле, чем в Красноярске), ДТ — по 16,00. Проехав пару заправок с такой ценой, решили, что говённый бензин везде быть не может, и свернули залиться по такой цене. Помимо полного бака, я прихватил ещё 20 л в канистру.
Удачно подгадали со временем года и всю дорогу нас сопровождали поля иван-чая, который рос по обеим сторонам дороги, иногда, почти до горизонта.
Подъехали к Усолью-Сибирскому. На въезде дорога была не очень: широкая, но много ям. По причинам физиологического характера тормознулись вроде бы в центре. Быстро найдя туалет в местном торговом центре, решили прогуляться по этим магазинам.
В одном было два салона продаж сим-карт, и Алексей, возжелав сэкономить на роуминге, решил купить местную сим-карту. По результату разговоров с продавщицами, мы получили два примерно идентичных совета: «Вы же едете на Байкал отдыхать? Вот и отдыхайте, нафиг вам нужен телефон и куда-то звонить». Проникнувшись этой мудростью, мы смирились с судьбой и поехали дальше. К слову, почти у всех нас были сим-карты МТС, и связь в 99.9 % мест, где мы проезжали. Цена, конечно, дело другое, но связь была. Ах да, для жителей Красноярского края — увидели в ларьке «Абаканское» пиво, так оно там по 32-33 руб.
Проехали Ангарск. Началась офигительная дорога — ровная и по два ряда в каждую сторону, разделённые газоном. Я подозревал, что где-то есть подвох и сидят гаишники, но Лёха отважно топил тапку, и мне пришлось лететь за ним. Гаишников, к счастью, не попалось и единственным наказанием нам были плакаты вдоль дороги, напоминающие о максимальной разрешённой скорости. Виноваты-с, признаём.
Перед въездом в Иркутск, устроили консилиум — катаемся по городу или едем по указателям дальше. Большинством голосов решили поездить по Иркутску. Я голосовал против и не зря — сразу на въездной развилке Лёха в очередной раз неправильно интерпретировал указатель, и мы поехали вместо центра города в какой-то спальный район (название не помню). Кое-как поплутав там, по указателям выбрались в центр. Отдельное «извиняюсь» водителю КАМАЗа, которого я, кажется, подрезал и он на меня укоризненно смотрел сверху. Немного перекусив в позной (ну экзотика, надо же было наконец попробовать позы) около какого-то детского парка на берегу Ангары, поехали в центр.
Пофотографировались около церкви, в сквере около администрации и гостиницы «Ангара», и тому подобных живописных местах, наконец, решили ехать дальше. Выезд из города был достаточно запутанный, как я понял, объездной дороги в Иркутске не было, поэтому ехали через весь город и уже под вечер. Периодические попадали не в те ряды, куда нам надо было. Отдельное «спасибо» всем тем, кто нас пропускал обратно в поток. Наконец, когда уже забрезжили просветы между домами вожделенной природой, над ухом раздался громкий «БУМ» и я, не удержавшись, выматерился на весь Иркутск, не уверенный в том, что мы его наконец покинем. Оказалось, рвануло колесо у троллейбуса, мимо которого мы проезжали. Но, даже Иркутск когда-то кончается, и мы, наконец, увидели долгожданный дорожный знак и поехали дальше. К слову, бензин в городе я замечал по 24-25 рублей.
Проехав Шелехов (мелкий рабочий городок рядом с Иркутском), чистоплотный Лёха решил навести глянец на машину. Чтобы мне не выглядеть самым грязным красноярцем к востоку от центра России, решил и я заехать на мойку вместе с ним. Автомойка была рядом с заправкой, мойка отбойником стоила 100 руб. и за эти деньги мелкие пацаны минут 15 отдраивали машину. После этого, машина сверкала лучше, чем после иной полной мойки с шампунем. Напоследок, они поинтересовались, что за регион «24», естественно, мы не могли отказать им в такой тяге к знаниям, и довольные, что хоть как-то смогли им отплатить за мойку, кроме денег, поехали дальше.
Что-то меня смутил потом знак, гласящий, что впереди около 70 км горной дороги, где надо быть особо внимательным. Знак не обманул. Начался хороший горный серпантин (других я не видел, поэтому для меня и этот хороший).
И всё бы ничего, если бы не фуры, которые ехали очень медленно на этом участке, и обогнать которые было очень трудно. Порадовала в данном месте помощь других водителей, которые, обогнав фуру, ехали впереди и поворотниками показывали — безопасен обгон для нас или нет. Большое им «спасибо». Естественно, сами мы, после обгона, тоже старались помочь тем, кто идёт сзади.
В одном месте, на этом горном участке, увидели машину доблестных гаишников. Перед ними стояло штук пять машин, которые, по-видимому, совершая обгон, попались под грозное око радара.
Но, всё хорошее когда-нибудь кончается, и вот… среди деревьев мелькнуло большое пространство. Наконец, мы увидели Байкал!
Подкатившись к спуску на Култук, мы, естественно, тормознулись перед открывшейся панорамой. Всё-таки мы доехали сюда. Утолив духовный голод осмотром открывшейся части Байкала и фотографированием ея, мы ринулись утолять голод телесный. Благо, что предусмотрительные аборигены торговали в этом месте рыбой. Что я хорошо запомнил, ещё из первой поездки, это то, что омуль горячего копчения — он либо есть, либо его тут же нет. По частям он не существует. Загадка природы. Набрав омуля разных видов, мы покатились вниз с горы — нас ждал Аршан. Купание в Байкале откладывалось позже.
Про Аршан мы знали мало, а как туда ехать — знали ещё меньше. По карте он был на запад от Байкала, но где сворачивать? Продавщицы омуля подсказали, что ехать надо по указателям на Монды, а Аршан нигде не указывается. И поворот туда где-то в Култуке. Медленно проехали Култук — указателей не было вообще. Выехали из Култука. Указателей не было. Въехали в Слюдянку. На посту ГАИ, на въезде, тормознули Лёху. Тот, уточнив у гаишников маршрут на Аршан, сказал, что нужно ехать назад в Култук и после автобусной остановки будет резкий поворот налево. Поехали, не доезжая Култука, увидели автобусную остановку и повернули налево за ней. Вывеска на дороге малость смутила нас — впереди было кладбище. На всякий случай, я прокатился по этой дороге — действительно, было кладбище и дорога кончалась. Поехали далее в Култук, и, наконец, после автобусной остановки в Култуке, нашли этот резкий поворот налево. Насколько я помню, это был единственная развилка в Култуке, которая была обозначена знаком, указывающим направление главной и второстепенной дороги, при движении из Иркутска поворачивать нужно, соответственно, направо. Проехав немного вперёд, мы наконец увидели указатель на Монды и уверенно поехали дальше.
Дорога шла вначале через горы, местами вдоль горной реки, кажется, Иркута, потом мы спустились в Тункинскую долину. Проехали несколько деревень, и впереди показалось нечто, напоминающее пост ГАИ. Но, тормознувшему нас человеку с жезлом и в зелёной форме было наплевать на наши документы, он ровным голосом сказал, что мы въезжаем в Тункинский национальный парк, объяснил правила посещения (которые я тут же забыл) и сказал, что въезд стоит 50 руб. с человека. Дети до 16 и пенсионеры — бесплатно. Зайдя заплатить за проезд на пост, я обнаружил там ещё одного человека в зелёной форме и двух — в гаишной. После оплаты нам выдали квитанции и подробно объяснили, как проехать в Аршан.
Дорога шла по равнине, проходя через деревни. Иногда асфальт шёл волнами, так что было боязно разгоняться, поэтому ехали не спеша. Как нам и сказали, после первой заправки на трассе был сворот направо, на Аршан. АИ-92 на этой заправке было по 24,40, ДТ — 21,00.
Дальше дорога шла по направлению к Саянам, особенно заметным на фоне вечернего неба. Проехали ещё пару деревень. В одной, нас ждали ГАИ с радаром, но, благодаря «моргнувшей» встречной машине, мы их проехали без проблем. Перед самим Аршаном пошли рекламные плакаты, типа «До пансионата такого-то N метров», «До пансионата такого-то N-10 метров», «До пансионата такого-то N-20 метров» и с окончанием отсчёта мы въехали в Аршан. Несмотря на то, что уже были сумерки, по тротуарам ходило много народу и вдоль всей дороги сидели люди с плакатиками, вида «Сдам жильё», «Сдам дом с баней», «Сдам дом недалеко от речки». Мы же пытались найти место, где можно поставить палатки. Попытались уточнить у сторожа какой-то парковки, получили уверения в том, что он сам не знает.
Медленно поехали прямо по главной дороге, с ней же вместе повернули налево, проехали мимо рынка и, переехав деревянный мост, увидели указатель налево «Палаточный лагерь — 300 м». Поехав туда, мы оказались на улице Вересова, где дорогу, судя по всему, не делали специально, чтобы отдыхающие не гоняли. Проехав её, интуитивно сворачивая на развилках, мы наконец въехали в сосновый бор. На въезде стояло несколько палаток, но, т.к. дорога шла через бор, мы поехали дальше. Немного покрутившись по лесу, мы нашли подходящее место — поляна, достаточная для двух машин и двух палаток, остатки очага, рядом шумел ручей, подальше стояла пара палаток, так что мы не совсем в одиночестве были. Установка палаток, стола, разведение костра, готовка пищи заняла некоторое время, но, по окончании его, мы наконец выпили за то, что первой точки на нашем маршруте успешно достигли. Около 2 часов ночи, все постепенно ушли спать.
28.07.09 (вторник)
Просыпались все медленно, около часов 10 утра. Выйдя из палатки, все по очереди офигевали от вида на Саяны и окружающую природу.
За завтраком было отмечено отсутствие комаров и прочего гнуса в округе. Первая половина дня была посвящена отдыху — каждый занимался, чем хотел — отдыхал около лагеря, гулял по окрестностям и т.п.
Несмотря на то, что въезд в это место был бесплатный, мусора в округе было не больше, чем на иных платных пляжах на юге Красноярского края и Хакасии. То ли было мало людей, то ли люди были такие же культурные.
Заметили интересное явление — ручеёк рядом с нашим лагерем, который являлся ответвлением реки Кынгарга, днём пересыхал, причём уровень воды уменьшался на наших глазах. С наступлением ночи, ручей возобновлял своё течение. То ли, высыхал на солнце, то ли какая-то ещё причина. Изменений в течении самой речки не наблюдалось — вода бежала быстрая, неглубокая и холодная. Искупаться не получилось, ограничились обливанием водой из ковшика. Эхо в окрестных горах повторяло наши вопли при этом.
После обеда мы, наконец, созрели для выхода в свет, т.е. в Аршан. Первое впечатление при дневном свете — типичный курортный посёлок: всюду пансионаты, базы отдыха, дома под сдачу, магазины сувениров.
Впрочем, мы тоже были туристами, поэтому позволяли себе всё полагающееся — купив пиво, разглядывали местные магазины и сувениры. К слову, разливное пиво мы нашли только в одном магазине и это было … «Купеческое особое». Для не-жителей Красноярска поясняю, что это, по-моему, самый худший сорт из выпускаемых местным пивоваренным заводом. Бутылочное стоило у нас около 25 руб., а разливное в Аршане стоило — 35 руб. за 0,5 стакан. Усладившись пивом, мы посетили местный рынок, состоящий из сувениров. Все набрали сувениров для себя, для родных, знакомых и коллег, т.к. неясно было, будет ли ещё такой выбор ширпотреба. На пути к нашему лагерю, мы прогулялись до дацана Бодхидхарма, который стоял на поляне у подножия гор. Выглядело это всё красиво, но, т.к. среди нас буддистов не было, никто этот дацан по достоинству не оценил.
Хорошо запомнилось, что в очередной раз нас «накололи» с указателями — по указателю на дацан, до него было 800 м, а по ощущениям прошли километра полтора. Хотя, может, это сказывалось пиво и жаркий день. По окончании этой «культурной» программы, мы вернулись в лагерь, поужинали и спокойно уснули.
29.07.09 (среда)
На этот день было запланировано с утра попрощаться с гостеприимным Аршаном и ехать дальше на восток. Следующая стоянка планировалась в Гремячинске. Но благие намерения были сорваны с самого утра, поскольку лагерь мы сняли и выехали только около 13 часов. Сначала мы долго спали, а потом, конечно, мы не могли не набрать целебной аршанской воды (так и не понял, отчего она и зачем),
а некоторые особо нечувствительные к жаре не могли не пробежать 1,5 км до первого из двенадцати водопадов на Кынгарге.
Со всеми этими сборами мы покинули Аршан около 15-16 часов. В планах стояло доехать до Гремячинска. Дорога до Култука была уже знакома, поэтому шли спокойно, тормознувшись только на выезде из Тункинского парка, около ритуальной «ступы».
На дороге до Слюдянки произошло два немного неприятных для меня казуса.
1. Обычно я на спуске с гор ставил АКПП в положение «нейтраль». Вроде как мотор при этом меньше крутится, соответственно меньше расход бензина. Всё бы ничего, если бы я, в очередной раз почти спустившись с горы, не затупил и не переключил передачу вперёд, на «R». Раздался одиночный писк, как при езде задним ходом, и на панели зажглись несколько датчиков, как будто при выключенном двигателе и включённом зажигании. Я пытался давить тормоз — усилитель не работал и машина почти не тормозила. Впереди маячила «Сорренто», мы катились с горы — я почти без тормозов. Пытался переключать коробку на «D» — результата не было. В конечном итоге, съехав с горы, благо, что «Сорренто» не тормозила, я, переключившись на «N», затормозил «ручником». Ощущая, что поездка для меня накрылась, я выключил зажигание, подождал секунд пять и включил. И ощутил, как проваливается педаль тормоза под ногой! Всё заработало нормально, добавив мне немного седых волос. Возможно, были какие-то ещё симптомы в этот момент, но, катясь с горы на почти неостанавливаемой машине со скоростью 80-90 км/ч, я их не заметил.
2. При езде по долине в какой-то момент я почувствовал, что машину хорошо повело влево. Почитая это поведение несколько странным, я тормознул на обочине и вышел посмотреть, не спустило ли колесо. Выходя, меня чуть не стукнуло дверью под сильным напором ветра справа. И тут до меня дошло, что выйдя из-под защиты леса, автомобиль ощутил напор ветра в полной мере и повёл себя соответственно. Колёса были в порядке, и, убедившись в этом, я продолжил путь. Попав опять в зону лесов, автомобиль опять стал нормально слушаться руля.
Проезжая Култук, увидели много лотков вдоль дороги, рядом с которыми стояло что-то, по виду напоминавшее коптильни для рыбы. Облизываясь, мы ехали дальше. Бензин АИ-92 стоил в Култуке 24,50 и 25 рублей с копейками. Причём, рядом с заправкой по 25 руб. стояла заправка по 24 руб. Выбирай — не хочу.
Проехали Слюдянку, за ней на очередном месте под парковку на трассе купили копчёного омуля. Дальше ехать стало веселее, т.к. я сидел за рулём, и мне даже не приходилось чистить рыбу — цельные куски мне совали в рот.
Проехали Байкальск, тянулась дорога, состоящая то из долин, то из спусков-подъёмов с поворотами. Приближаясь к цели, мы встали перед выбором маршрута: либо гнать на паром в Татаурово (мы не знали, до которого часу он работает), либо ехать по грунтовке через Тресково. Порешив посмотреть на паром, мы доехали до Татаурово в начале десятого вечера. Путём опроса местных жителей, найдя место отправки паромов, грустно посмотрели на их расписание, и развернулись назад, в Тресково.
Тресково — Татаурово = около 30 км по относительно ровной дороге. На выезде с Татаурово, встретили загадочную машину, всю в маячках и блёстках, с номером 001 бурятского региона. Букв не запомнил. Видать, администрация местная.
В Тресково, аналогично опрося местных, мы нашли мост через Селенгу, переехали через него, дальше прикинув по карте маршрут, погнали вперёд. Смеркалось.
Окончательно стемнело. Мы шли по неплохой грунтовке, позволяющей идти около 60-80 км/ч, если бы не частые ямы. По обочинам были наклонённые над дорогой деревья и кучи срубленных веток. Если включить дальний свет, то было ощущение, что едешь по лесному туннелю.
Наконец, часа через полтора, проехав пару мирно спящих деревень, мы прибыли в Турунтаево.
Немного поблудив по нему, нашли заправку, при въезде на которую я не увидел какой-то ловушки и крепко приложился днищем об асфальт. За это заправщики нам указали дорогу на Гремячинск и рассказали страшную историю о том, как какой-то джип ночью на той дороге влетел в необозначенную яму на дороге и получил четыре трупа в салоне. Бензин АИ-92 стоил у них 24,30 за 1 л. Про поваленные деревья сказали, что это последствия обильного снегопада, выпавшего не то в июне, не то в июле этого года.
Ободрённые, мы поехали дальше, уже на север — северо-восток. Дорога была хорошая, новая, даже ещё не было разметки. По обочинам мелькали вагончики дорожных рабочих, а мне пришлось включать музыку на полную, чтобы не уснуть. На часах был второй час ночи. Наконец, проехав около 90 км, мы увидели знак, сигнализирующий о том, что мы въезжаем в Гремячинск. Наступил момент для консилиума, т.к. никто не знал, где здесь в темноте найти место для палаток.
Прокатившись по дороге вдоль Гремячинска, нашли работающую заправку (с бензином по 26,00) и попытались выяснить у заправщика — где здесь Байкал. Тот, произнеся загадочную фразу «Ну как же я вам покажу, куда ехать, если вы Гремячинск не знаете», примерно указал направление («Сейчас прямо, потом направо, после второго своротка налево будет третий поворот направо. Там проедете и увидите»). Поехав по этим указаниям, мы сперва нашли местного мужика с бабой, которые на вопрос: «Где здесь можно поставить палатки?», сперва долго толковали про какую-то зону отдыха («Как будто мы сюда работать приехали» — мои мысли), а потом послали куда-то в темноту. Поблуждав по темноте, мы наткнулись на большую лужу, преграждающую дорогу. Ночью штурмовать её не хотелось, и, отъехав до ближайшего леска, мы погрузились в сон в машинах. Кстати, это была первая ночёвка в автомобилях. И, если Алексей вдвоём с женой могли хоть в догоняшки играть в своей «Сорренто», нам втроём было сложнее в забитом всяким скарбом «Эксперте». Но мы уснули.
30.07.09 (четверг)
Разбудил нас поутру Лёха, и мы двинулись искать место для стоянки. Подъехав ко вчерашней луже, увидели, что она не шибко широка и на другом конце есть дорога дальше, в приятный для взора сосновый лесок.
Лёха решил рискнуть и переехал лужу спокойно на «Соренте». Я решил не рисковать и пошёл по поляне искать место, где можно объехать лужу. Вроде место нашёл, но, только начал разворачиваться, как засел в грязи на обочине. Выручил, конечно, Лёха, приехав и выдернув меня. Также, он пресёк мои раздумья и, не отцепляя троса, потащил через лужу. Мне оставалось только следовать за ним, на всякий случай, выключив двигатель.
Спокойно перевалив лужу, мы двинулись к леску. Там было хорошее место для стоянки, которым мы и воспользовались.
Поставив палатки, мы с Алексеем решили прокатиться до деревни — прикупить продуктов, пока женщины готовят еду. Проехались по деревне, впечатлившись видами домов отдыха и санаториев, и наконец, нашли магазин на трассе, проходящей через деревню. Цены не намного отличались от цен в других цивилизованных местах, поэтому затарились по полной.
После завтрака, день был посвящён отдыху и дуракавалянию. Я пошёл купаться в Байкале, несмотря на то, что дул холодный ветер и в воду было боязно заходить. Лёха поехал кататься на своей «Соренте» по песку и засадил её на все четыре колеса. В итоге, вместо купания состоялась коллективная «игра в машинки», т.е. мы сообща откапывали «Соренту» и дёргали её моим «Нисаном». К слову, тросы, которые продаются в «комплекте автомобилиста» — полное фуфло. У моего отлетели карабины, Лёхин распустился по ниткам. Спасла старая добрая верёвка.
Откопавшись, Алексей всё же решил реализовать своё желание погазовать по песку…. и как следствие, закопался по новой. Благо, что рецепт спасения был уже разработан — вытащили его оттуда быстро во второй раз.
Останки тросов.
Наконец, откопав и успокоив его, мы смогли искупаться. Не знаю, как у других, но у меня байкальская вода в этом месте перехватывала дыхание и вызывала желание мгновенно выскочить. По-видимому, было холодно там купаться. Наконец, мы закончили с играми на свежем воздухе и переместились в лагерь — приканчивать запасы алкоголя и еды. Итак, закончился и этот день. Во сколько — не помню.
31.07.09 (пятница)
Встав в районе 11-12 часов, мы начали собираться не спеша. Неприятным известием было отсутствие пресной воды рядом с крупнейшим пресным озером планеты. Заранее мы воду не запасли, а из Байкала набирать было трудно: рядом с берегом прибой подымал всякую муть со дна, а дальше заплывать и заходить никто не решался, по причине холодной воды. Собравшись уезжать, я вспомнил, что мало запечатлел окружающие красоты и ломанулся бегать с фотоаппаратом вдоль берега.
Но, наконец, в районе 14 часов мы начали выезжать в район Баргузинского залива. Подъехав к луже, упоминавшейся днём ранее, я по-прежнему решил не рисковать и доверить перетаскивание себя другим людям. Алексей, зацепив меня тросом, потянул, но, зачем-то при перетаскивании прибавил газу, в результате, от удара волной, трос порвало, и я застыл, наполовину высунувшись из лужи. Из окна было толком не разглядеть, где лежит уровень воды, поэтому, вылазить не стал и спасательные операции доверил тому же Алексею.
Он опять зацепил остатки троса, потянул… и опять срыв. Каким-то образом, из «уха» «Эксперта» вырвало отвёртку, которой «контрили» трос, и она воткнулась в бампер «Соренте». Повезло, что ни в железо, ни в стекло. Зацепив трос в очередной раз, «Сорренто» напряглась… и не смогла сдвинуться нас с места. Почесав в затылке, Лёха спросил: «А не стоишь ли ты на парковке?». Конечно! После первого обрыва, я автоматом поставил АКПП на «Р» и потом забыл переставить на «нейтраль». В правильном положении АКПП, нас легко вытащили и мы продолжили свой путь на север.
До Турки дорога шла хорошая, но далее опять началась стройка и ремонт дорог — приходилось прыгать по грунтовке и уворачиваться от строительной техники. Благо, что пыли не было, т.к. с утра прошёл небольшой дождик.
Ближе к Усть-Баргузину, временами попадался асфальт, который когда-то был хорошим. На въезде в Усть-Баргузин, нас смутил дорожный указатель «Движение грузового транспорта направо», и мы рванули направо, в сторону от деревни. Через некоторое время, поняв, что едем не в Усть-Баргузин, а в самый настоящий Баргузин, развернулись назад. Проехав деревню, уточнив у «языка» путь до парома, мы, наконец, добрались до него. Стояла очередь из машин 10-12. Рядом стояли магазины, народ, торгующий рыбой, и народ, ищущий, где бы найти денег. К счастью, паром, вопреки расписанию, работал без ужина, и мы относительно быстро перевалили на другую сторону. Стоимость проезда на пароме стоила 30-40 рублей, точно не помню. Бензин АИ-92 в Усть-Баргузине стоил 28 с чем-то рублей за 1 л.
Немного проехав, мы упёрлись в шлагбаум. Где нам, в очередной раз разъяснили правила поведения на территории национального парка, напугали медведями, которые кого-то съели в Монахово, продали карту местности и взяли денег. Въезд стоил: с человека в день — 50 руб., с машины в день — 100 руб. Мы честно озвучили число дней, которые собирались пробыть там. Попутно нам продали дров (охапка неплохая — 90 руб.) и всякой снеди в ларьке рядом со шлагбаумом. По ценам чувствовалось, что мы удаляемся от цивилизации. Также там можно было накачать в колонке пресной чистой воды.
Дорога далее шла по песку, вначале через лес, потом по перешейку между Баргузинским и Чивыркуйским заливами.
Песок был укатанный, но, иногда попадались холмики, такие, что я шоркал днищем. Народу было немного, и единственной проблемой с выбором стоянки была проблема со съездом с дороги.
Наконец, проехав около часа, мы нашли идеальное место — чью-то бывшую стоянку. Там были укатанные подъездные дорожки, стоял стол с лавками, кострище, был сделан умывальник, вбиты в дерево гвозди для развешивания всякой утвари. Вокруг стояли сосны или кедры (не разбираюсь). Рядом было волейбольное поле и, в отдалении, туалет. С берега открывался прекрасный вид на Баргузинский залив и Святой Нос. Большое «спасибо» тем, кто делал эту стоянку. Под ногами и всюду был песок, так что, мы к нему через некоторое время привыкли. Установив палатки и разложившись, мы сели ужинать и легли спать.
1.08.09 (суббота)
Стояла замечательная погода, светило солнце. День был посвящён отдыху и все делали, что хотели. Кто загорал, кто купался, кто пил пиво и курил кальян. Полный отдых и расслабление.
Увидели, что уборка мусора, включённая в стоимость проживания — не пустой звук. Подъехал грузовик и бодрые грузчики покидали в него весь мусор в пакетах, что был снесён к дороге, и даже чей-то аккумулятор, стоящий на обочине.
2.08.09 (воскресенье)
На третий день пребывания на одном месте отдыхать надоело, и мы решили прокатиться до Чивыркуйского залива. Закидав все ценные вещи в «Эксперт», погрузились в «Сорренто» и двинулись дальше по направлению к горе. Через некоторое время показались небольшие рощи деревьев, в которых стояло больше палаток, чем на песчаной косе. Показалось летнее кафе «Буртуй», которое обещало угостить нас загадочным «ход-догом».
Мы доехали до развилки: налево, судя по карте, уходила дорога на Глинку, направо — до Монахово и Чивыркуйского залива. Поехали направо. Проехав какое-то время, увидели выжженный на деревянной табличке указатель «Монахово» и свернули туда. Показалось несколько домов и стоянка автомобилей. Домов было штуки четыре-пять, автомобилей — несколько десятков. Рядом с домами обнаружился большой шатёр с завлекательной надписью «Холодное пиво» — а день был опять жаркий. Т.к. не верилось, что эти несколько домов, больше похожих на летние дачи, могут обозвать громким именем «Монахово», да ещё и отметить на карте, мы поехали дальше. Далее дорога привела к заливу, огороженному скалами, и там закончилась. Палатки на берегу стояли почти что вплотную, всё было в лучших традициях пляжей — куча народу, громкая музыка и запах рыбы.
Глядя на это столпотворение, купаться сразу расхотелось, и мы развернулись назад. Решив проверить, насколько всё же «холодное пиво», завернули к шатру. Бутылки 0,5 пива, типа «Балтики» или «Бочкарёва» стоили около 80 руб., баллончик 2,5 л. «Жигулёвского» — 250 руб., арбуз — около 40 руб. за килограмм. Подобные цены нисколько не вдохновляли к покупке и было решено наведаться в кафе «Буртуй», либо, в крайнем случае, доехать до КП на въезде, ибо запасы пива подходили к концу. Выехав на дорогу, решили проверить, куда же идёт дальше дорога и нет ли там пива подешевле. Через некоторое время дорога превратилась в смесь из ям, бугров и грязи между ними.
Хоть мы ехали и на «жыпе» «Сорренто», проехать было можно, но особого смысла не видели. Не хотелось уделывать всю машину в грязи и карабкаться по лужам ради простого интереса. Или интерес в тот момент был неподходящий, но мы повернули назад. На обратном пути тормознулись на развилке Глинка — Выезд назад. Берег в этом месте был мелкий, с крупными камнями. Вода была чистейшая и хорошая прогретая солнцем. Это было самое тёплое место в Байкале за всю поездку.
Вдоволь накупавшись и наловившись (безуспешно) мальков на мелководье, двинули к лагерю. В «Буртуе» 1,5 л «Жигулёвского» продавалось за 100 или 120 руб. Пришли к выводу, что это всё же дешевле, чем в Монахово, и затарились на вечер пивом и тому подобной пищей. Доехали до лагеря и продолжили разгульный образ жизни.
Пока отдыхали, мимо проехала «Шевроле-Нива» с красноярскими номерами. Помахали им рукой. На обратном пути, эта «Нива» остановилась около. Водитель оказался тоже с Красноярска, немного поболтали. Выяснилось, что у них в лагере кончился чай, естественно, мы этого так не оставили и насовали ему чаю и чёрного, и зелёного, и даже травы Сагаан-дали (или Сагандайля, она же рододендрон Адамса), которой закупились в Аршане. В отместку он привёз нам вечером свежей рыбы. Не омуля, но тоже была вкусная. Особенно, в ухе.
К слову, машины с красноярскими номерами попадались редко, но всё же были. В нескольких километрах от нас, была крупная стоянка — 4-5 больших чёрных жЫпов 24-го региона с палатками в кузовах.
3.08.09 (понедельник)
В связи с ограниченным временем отпуска, на этот день был запланирован отъезд и возвращение назад, до тёплых озёр в районе Выдрино. Не спеша встали, позавтракали и собрались в дорогу. Ликвидировав остатки стоянки, мы выехали на дорогу назад около 11:00. Почему-то обратная дорога до КП показалась дольше, но всё же мы доехали до шлагбаума и покинул Баргузинский заповедник. Доехав до парома, упёрлись в очередь.
Очередь двигалась не спеша, т.к. проезжало много машин без очереди, с местными пропусками, но всё же двигалась. Через некоторое время, я оказался рядом с бабушками, торгующими всякой снедью рядом с паромом. Т.к. окна были открыты (день был жаркий, а мне жаль было включать кондиционер), и их голоса перекрикивали мою магнитолу, то я наслушался всех новостей про жизнь в их деревне, про их здоровье и прочие значительные подробности. Подошло стадо коров и начало искать пищу. Боевые бабушки прогнали их, и огорчённые коровы ушли к мусорке и стали жрать полиэтиленовые пакеты. До этого я думал, что такие пакеты хранятся вечно и не гниют, ан нет — они перевариваются в желудках баргузинских коров. Что за молоко будет из этих пакетов — неизвестно. Бабушки были тоже в недоумении на этот счёт. Но, всё хорошее когда-нибудь кончается, и мы, наконец, переехали на другой берег Баргузина.
Тормознулись около парома, женщины пошли покупать рыбу в дорогу, Лёха полез под капот, я курил рядом с машиной. Подошли два аборигена шибко помятого вида, о чём-то поговорили с Лёхой и подошли ко мне.
— Мужик, пистолет нужен?
— Почём? — я заинтересовался ценами на оружие в Усть-Баргузине.
— 60 рублей. Но он хороший! С двумя баллонами, рабочий!
Т.к. я слабо представлял себе пистолет с двумя баллонами и абсолютно не верил, что он может стоить 60 рублей. — я отказался. Оружейные бароны огорчились и пошли дальше, к парому, искать покупателей. Обменявшись мыслями, мы пришли к выводу, что нам пытались «впарить» водяной пистолет. Подошёл очередной абориген и просто попросил шесть рублей. Злой Лёха, у которого что-то не ладилось под капотом, послал его дальше Баргузина, сказав, что у нас нет таких денег. Тот, сказав что-то, вроде, «на таких машинах ездят, а денег нет», удалился. Смех смехом, а мелкие деньги мы все выгребли, чтобы купить рыбы. К сожалению, продавцы не принимали российские пятисот- и тысячерублёвые купюры, мотивируя отсутствием сдачи. Но, наконец, Лёха чего-то прикрутил или пристучал, рыба была затарена в машины и мы двинулись на юг. К слову, проезжали по Усть-Баргузину по улице им. Чапаева. Выйдя за посёлок, мы пошли по уже пройденной дороге на юг. Но тут подстерегла очередная гадость — поездка по недоделанной дороге в сухое время сопровождалась тучами пыли. Пришлось «отпустить» «Сорренто» за горизонт, а самим, не спеша, ехать за ним. Это было одно из пары мест, где я всё же включал кондиционер, не желая париться от жары и глотать пыль.
Доехав до Гремячинска, тормознулись купить какой-то пищи в магазине у дороги. Во второй раз за всю поездку объяснил местным, что за зверь такой — «регион 24» и поехали дальше. Проехали Турунтаево и направились к парому. Подъезжая к его причалу, увидели, что он уже отходит и тут захотелось, как в фильмах — втопить газ и перепрыгнуть на паром. Остановило то, что по расписанию он уходил в «депо» и смысла прыгать не было. Перекурив, рванули по известной грунтовке до Тресково. На этот раз я шёл впереди и мог, по крайней мере, не шибко глотать пыль. Отъезжая от парома, увидели что-то вроде понтонного мостика, ведущего на какой-то остров. Запомнили, но решили не ехать туда. Известная дорога прошла быстро, полюбовались на поваленные деревья при свете дня и, наконец, доехали до Тресково.
На подъезде к Тресково, какие-то аборигены, не обратив внимания на знак «Уступи дорогу», чуть не стукнули «Сорренто», после чего тот, рассердившись, всех обогнал и пошёл впереди.
Перед мостом через Селенгу заметили знак «Ограничение 60» и зона действия то ли 3, то ли 5 км. «Козлячий знак» — впоследствии прокомментировал Лёха. И действительно, миновав мост и въехав в село, мы попали под прицел бравых гаишников, стоящих на выезде на трассу. Головной «Сорренто» показал скорость 115 км/ч и был подвергнут остановке. Добрые бойцы жезла и визира поздравили Лёху с первым бурятским штрафом, посоветовали оформить в рамку и повесить на стену и пожелали счастливого пути. К слову, они выдали не штраф, а, кажется, постановление какое-то. В конечном итоге, Лёхе, всё же, пришло в Красноярске предписание от судебных приставов на 1 000 руб. Возможно, по этому делу. Кстати, ГАИшники удивились, что мы не воспользовались каким-то ещё паромом, по-видимому, тем, до которого можно было доехать по понтонному мосту около Турунтаево. Век живи — век учись.
По окончании всех юридических процедур, мы счастливо рванули дальше. Смеркалось, точнее было около 21:00. Докатив до Выдрино или чуть дальше, мы узрели плакат с указанием дороги на турбазу «Тёплые озёра», куда мы и собирались. Она находилась по левую сторону трассы, если двигаться в направлении Иркутска. После съезда с трассы началась весьма убитая дорога с довольно забавным асфальтом. Ширина асфальтового покрытия была метра 1,5-2, но посередине была нанесена прерывистая разметка. Было стойкое ощущение, что асфальт где-то сняли и положили сюда.
По пути встречались офигенные деревья, навскидку не один метр в диаметре.
На паре полян в лесу стояли палатки и жил народ. Наконец, мы подъехали к воротам турбазы «Тёплые озёра», около которых стояло несколько машин. В процессе диалога с девушкой в будке у ворот выяснилось следующее: жить в своей палатке на территории базы стоит 500 руб. в день, поставить машину на стоянке ихней стоит 100 руб. в день, если же хочешь ставить машину рядом с палаткой, то, считай, что она занимает одно палаточное место и плати за неё ещё 500 руб. в день. Т.к. было уже около 23 часов, мы решили посмотреть на эти озёра и переночевать на территории. Нашли место для палаток (на выбор были две поляны, народу было не очень много, хотя, судя по примятой траве, в выходные палаток бывает изрядно), подогнали машины, разгрузились, поставились, отъехали до стоянки. Стемнело, мы по-быстрому собрали стол, выпили за приезд, невзирая на идущий весь день мелкий дождь, подняли себе настроение и пошли спать.
4.08.09 (вторник)
Проснулись не спеша, погода была пасмурной, но дождя не было. За кустами, где стояла ещё пара палаток, какой-то мужик громким матом обучал детей жизни, как правильно готовить завтрак и питаться по утрам. Перекусив, мы пошли гулять по базе.
Сама по себе турбаза неплохая, много разных домиков для проживания, столовая, какая-то развлекаловка, типа волейбольного поля, теннисного стола, кафешек и т.п. Наконец, нашли озеро. Внешне — ничего особенного, на вид, небольшое озеро, правда, красивого цвета, по-видимому, от отражённых зелёных гор.
Искупавшись, поняли, что название «Тёплые озёра» дано не зря — вода действительно была тёплой, особенно, под возобновившимся дождём. Других озёр, правда, в обозримом пространстве не наблюдалось, но, судя по карте, они были где-то неподалёку. Прогулявшись назад, до палатки, через лес, поняли, что природа здесь красивая — высоченные и широченные деревья и т.п., и что отдыхающие не заморачиваются на поиски туалетов, а стараются быть ближе к природе. Если кто там ещё будет гулять — смотрите под ноги, кругом «мины».
В целом, данная турбаза, по моему, мнению, неплохое место для отдыха тем, кто уезжает из городов на день-два. Если же едешь отдыхать на Байкал издалека, заезжать туда смысла нету.
К вечеру мы собрались и выдвинулись обратно на запад, планируя заночевать около Слюдянки. На выезде с турбазы, увидев кучу дров, решили запастись этим топливом. Но цена (70 руб. за одно полено!) тут же отбила эту идею.
Недалеко от Выдрино наткнулись на очередной местный «симбиоз» — заправка с бензином АИ-92 по 24 с чем-то рубля соседствовала с заправкой с АИ-92 по 22,50 р. Заправился по 22,50 руб. и особых ухудшений в поведении автомобиля не заметил. Въехав в Слюдянку, мы поинтересовались в первом же торговом павильоне, около мартышки и медведя, где можно остановиться переночевать в палатках.
Милые девушки нас послали искать мыс Шаманку или что-то вроде того. С помощью остального местного населения, мы наконец нашли это место. Он представлял собой песчаный мыс (или косу), на котором отдыхал местный народ с палатками и без. Первым на этот мыс поехал Лёха на своём жЫпе, искать место для ночлега. Я же остался у границы песка, с трудом представляя себе ночёвку в месте, где нету ни дров для костра, ни укрытия для сортира. Алексей вернулся и стал манить за собой, но мой гружёный «Эксперт» не вынес местного песка и тут же закопался в него. Пару раз я попробовал пройти, но только раздолбал колею. Лёха решил показать класс вождения переднеприводных универсалов по песку, сел за руль и так закопал «Эксперта», что выехать уже оттуда не смог. Пришлось ему возвращаться за «Сорренто» и вытягивать меня из этой ловушки. Как сказали аборигены, лежащие рядом с дорогой — «Здесь даже «семёрка-Жигули» проезжала, правда, не гружёная». Ночёвка на песке, к моей радости, отпадала. Но вставала иная проблема — где спать. Мест, где можно встать с палатками поблизости, мы не знали и местные жители показать не могли. И тут я вспомнил… два года назад… когда мы с тургруппой ночевали в Слюдянке, в частной гостинице, она же музей минералов профессора Жигалова, мне дали бумажку с их телефоном. За два года я не раз хотел её выкинуть из бумажника, но каждый раз решался оставить — «места не пролежит, а вдруг пригодится». Вот и пригодилась. Созвонившись с этим музеем, уточнив дорогу, мы поехали туда. Если кому надо — телефон у меня остался.
Гостиница, к слову, неплохая, есть ряд номеров — отдельных домиков на любые потребности и затраты. Есть двух-трёхместные домики с водопроводом и т.п., есть домики без водопровода, но мы, движимые экономией, решил остановиться в 14-местном домике без всяких удобств. Там предоставлялись четырёхуровневые «нары», можно было пользоваться хозяйской кухней и сортиром и сходить в баню. Стоила эта радость 200 руб.. с человека и 100 руб. за стоянку одной машины. Кроме нас, там никого не было, но по словам хозяйки, только вчера выехали не то немцы, не то бразильцы. «Нары» предоставлялись as is, т.е. без матрасов и белья. Спали мы на них в спальниках, чтобы было помягче. Можно было полюбоваться выставкой минералов во дворе, посидеть в беседке, а за отдельную плату насладиться лекцией самого проф. Жигалова в музее минералов. Т.к. я уже имел счастье её прослушать пару лет назад (лекция познавательная, но для людей, разбирающихся в камнях), повторения не желал, да и друзьям отсоветовал. Поужинав и допив пиво, мы легли спать.
5-6.08.09 (вторник-среда)
Встав в районе 9 часов и позавтракав, мы выехали из этой гостеприимной гостиницы. К слову, всем её рекомендую — место своеобразное, интересное и отрицательных эмоций у меня не вызвало за оба раза пребывания.
Небольшое отступление: ещё при поездке сюда, пройдя самый разбитый участок под Тулуном, я почувствовал, что у моего автомобиля начало бить руль на низкой скорости — чувствовалось, как он дёргается влево-вправо. Поначалу это не создавало особых проблем, т.к. на большой скорости биение пропадало. Лёха советовал протянуть гайки на колесе и предполагал, что отлетели грузики и колесо разбалансировалось. Какое-то время я это терпел, но, к возвращению обратно, биение стало уж очень заметным и добавился неприятный шум. Решено было перед дальним перегоном заехать на шиномонтажку, проверить балансировку колёс.
Найдя в Слюдянке монтажку, начали проверять колёса и… увидели, что на левом переднем колесе протектор пошёл «винтом» плюс кое-где была «съедена» вся резина и торчала проволока корда. Признаюсь, что поехал я на старых колёсах, чтобы окончательно их убить. И это мне удалось. Пришлось ставить запаску и молиться, чтобы её не пришлось менять. По приезду, кстати, пришлось менять рулевой наконечник на этом колесе — раздолбало его.
В итоге со всеми сборами и ремонтами, мы выехали из Слюдянки около 12-ти часов дня. Доехав до Култука, на последнем вираже над Байкалом, мы тормознулись — затариться рыбой в дорогу и на гостинцы. Набрав омуля всех видов, погнали дальше.
Дорога до Иркутска пролегала по уже знакомым местам, единственное, что запомнилось — машина со странными иноземными номерами.
Иркутск прошли без остановок, но, попав в местную пробку, потеряли немного времени. Покинув Иркутск, мы, было, поехали дальше на запад, но тут поступило предложение от голодной женской части экипажей — поесть на прощание поз. Остановились в кафешке в с. Тельма, т.к. в их названии было слово «Позная».
Категорически не рекомендую там заказывать позы. В меню значится время готовки одной порции 15-20 минут. Нам пришлось ждать 45 минут. Правда, ради пяти порций, но, всё же, время ожидания было неприятным. Скрасило его только наличие платёжного автомата для сотовых, журналов на столах и забавных картинок на туалетах.
Наконец, подзаправившись, мы выехали около 15 часов дня.
Дальнейшая дорога опять-таки шла по уже знакомым местам. Напоминаю, в Куйтуне стоят ГАИшники со стороны Иркутска и ловят всех на знак «40» с определённым расстоянием действия. Каким — уже не помню. В районе Зимы, опять заправился бензином по 22 руб. К слову, самый плохой участок трассы (с глубокими ямами с вертикальными краями) уже прошли грейдером, но это не помешало мне на нескольких оставшихся десятках метров кочек где-то навернуться с такой силой, что на автомобиле упал флажок «дворников». К счастью, иных последствий для автомобиля не было. Далее, на каком-то участке с хорошей трассой я поставил рекорд скорости на своём «Эксперте» — 155 км/ч с двумя пассажирами и гружёным багажником. На прохождении участка около Замзора (мощёного редкими торчащими камнями), Алексей решил устремить свой «Сорренто» вдогонку за обгонявшими «Крузерами» и втопил 60 км/ч. В итоге, его жЫп стал глохнуть при резком прибавлении газу. Окончательной причиной этой болести был объявлен топливный фильтр, который, по словам Алексея, ни разу не менялся с момента покупки. В конечном итоге, так оно и оказалось.
Смеркалось. Около 24 часов мы доехали до Алзамая — «У Петра». Решили узнать цены и не обрадовались: за одного человека 60 руб. в час. Т.к. денег было в обрез, созвали военный совет. Бывалый водитель Лёха, не моргая ни одним глазом, утверждал, что он может ехать дальше нормально. У меня чувствовалась «мошкара» в глазах, но спать пока не хотелось. Я затарился «Burn’ом», «Flash’ем», заварил кофе в термосе, попутно поприседал, умылся холодной водой. И был относительно готов к остатнему перегону на 550 км.
Поначалу всё шло хорошо, мы шли в колонне таких же полуночников, потом их обогнали, привычно постояли на переезде в Байроновке и прибыли в Тайшет. Там мы встали на одном ж/д переезде. Через минут 15 шлагбаум открылся и толпа водителей ринулась вперёд. Чтобы встать на следующем переезде с красным огнём, через 100 м. Он был без шлагбаума, но никто не хотел рисковать правами и все дружно ждали. До тех пор, пока не подъехал кто-то местный, и, объехав всех по встречке, рванул через переезд. Все посмотрели друг на друга и ломанулись вслед за ним… чтобы встать через следующие 100 м на очередном переезде, опять со шлагбаумом. Прогулявшись вдоль очереди, удивился «калейдоскопу» судьбы — первые шесть машин в очереди, включая наши, были из разных регионов — Чита, Хабаровск, Сахалин и т.п. Шлагбаум был закрыт, поезда не видно — самое время спать, но, во-первых, ещё действовали энергетики, во-вторых, я боялся пропустить момент открытия дороги.
Наконец, по истечение 40 минут ожидания, шлагбаум был поднят. Поехали вперёд.
Дальше дорогу помню смутно, в темноте было видно мало. Через некоторое время усталость начала действовать, и я сбавлял скорость всё больше. Въехав в Нижний Ингаш, около 3 часов ночи, я уже мог ехать со скоростью не больше 20-30 км/ч. Забавное состояние — всё видишь, не засыпаешь, но не понимаешь, что перед тобой происходит. Помню, что в Тинах чуть не въехал в какую-то машину, которая тормозила далеко впереди, но, пока я понял, что она останавливается — мы были уже рядом. На выезде с Ингаша, сломив сопротивление Лёхи, я объявил ночёвку на 1-2 часа. Езда в таком состоянии — хреновый экстрим.
Проснувшись через 1,5 часа, чувствовал себя намного лучше. По внутреннему состоянию была заметна бессонная ночь, но голова стала яснее. Дорога дальше была уже намного проще, замедляло движение только периодическое заглохание «Сорренто». К Красноярску подъезжали в районе 7-8 часов утра (никто не переводил часы с иркутского времени, поэтому запутались в часовых поясах). Наблюдали великое множество камикадзе, которые, спеша на работу или куда там, шли на обгон всех в закрытом повороте и щемились обратно при виде встречных машин. Мы, пользуясь самодовольством путешественников и остатними выходными днями, не спешили, катились понемногу и наконец, доехали. Проехав через объездную дорогу вокруг Красноярска, сочли финишем развилку на въезде в Красноярск около мотеля на М-53. Было около 9 часов утра. Автопробег длиной в 10 дней и около 3 500 км (по моему одометру) был закончен. Оставалось доехать пару километров по домам, разгрузить машины, спать и… писать отчёт.
P.S.
Потрачено было на бензин АИ-92 для «Эксперта» — 7 910,5 руб. за 340 л, автомойка в Шелехове — 100 руб., проверка балансировки в Слюдянке — кажется, 100 руб., остальных расходов на еду, алкоголь и проживание (стоимость въезда в национальные парки и проживания в гостиницах указана в тексте) — не считал. Средний расход получился около 9,7 л на 100 км. Средняя стоимость бензина по трём регионам получилась — 23,27 за 1 л.
Из потерь и повреждений — «убитая» резина на одном колесе у «Эксперта», вследствие чего «умер» рулевой наконечник с этой же стороны, и «сдохший» топливный фильтр у «Сорренто». Ну и по мелочи: разбитый верёвкой задний катафот в бампере у «Эксперта» и дырка от отвёртки в бампере «Сорренто».
Штрафы ГИБДД: 300 руб. — за скорость в 64 км/ч у меня, 500 руб. и 1 000 руб. — у Алексея за ремень и скорость 115 км/ч соответственно.
Большое спасибо всем, кто писал ранее свои отчёты о поездках на Байкал. Ваша информация очень помогла при подготовке этой поездки.
Pernatiyв шоке.(( Писать про самое чистое озеро в мире одновременнно выкладывая фото мытья машины в оном,не долго ему чистым быть с такой культурой.(((((((((((((]Где кто мыл ?? Ослеп что ли ??