Прибалтика уже не та? Повторная новогодняя поездка в Латвию и Литву через 5 лет

23.02.2018 | 41348 просмотров

Маршрут: Пермь — Цесис — Сигулда — Рига — Яунмоку — Яунпилс — Пилсрундале — Шауляй — Биржай — Витебск — Пермь.

Подходил к концу очередной год, на настенном квартальном календаре осталось перевернуть три страницы, и перед нами встал уже традиционный вопрос — куда бы податься на новогодние каникулы? В начале 2017-го мы изменили себе и впервые за 6 последних лет не поехали за границу, а вместо этого с группой друзей и единомышленников из Екатеринбурга прокатились на горячие источники в г. Туринск, на второй день посетили несколько интересных музеев в Ирбите, потом свердловчане вернулись домой, а мы переночевали в Кушве и ещё заехали в гости к другим друзьям в Чусовой.

Получилось хоть и небольшое (всего 5 дней), но насыщенное и познавательное кольцевое путешествие по Уралу: купание в горячем источнике под Туринском, отдых и отмечание нового года в гостинице «Ница» в Ирбите, посещение Ирбитского государственного музея мотоциклов, музея народного быта, музея изобразительных искусств, этнографического парка истории реки Чусовой, горнолыжной базы «Такман», а также сауна и тёплые посиделки у друзей.

И в этом году в том же составе хотели повторить тот успешный опыт, только теперь в соседнюю дружественную страну — в Казахстан, а точнее в Астану. Инициативная группа рьяно взялась за подготовку, начала прорабатывать культурную программу, осуществлять поиск подходящих отелей… как вдруг по весьма уважительной причине поездка сорвалась. Но настрой-то никуда не делся, шило в одном месте засело крепко. Поэтому мы с Леной подумали-подумали и решили заменить Казахстан на другую бывшую республику СССР — Латвию.

В Прибалтике мы уже были в 2013 году, и тоже на новый год. Нам там очень понравилось, так почему бы ещё раз не навестить парадную витрину Советского Союза, посмотреть, что там изменилось за прошедшие 5 лет, снова почувствовать атмосферу европейских рождественских ярмарок и вдохнуть дух старины. Шенгенские 2-годовые визы в паспортах жгут страницы, обе семейные машины на ходу, даже масло менять не надо, так что препятствий для поездки никаких.

Только в этот раз из-за невозможности добавить к каникулам часть отпуска ограничиваемся двумя странами — основной упор делаем на Латвию и немного разбавляем Литвой. В столицы республик решаем носы не показывать, а покататься по маленьким старинным городкам.

На новогоднюю ночь я забронировал комнату в частном доме в Цесисе, недалеко от старого центра. За 3 дня до заселения, 28 декабря, booking списал с моей карты полную стоимость проживания — мосты сожжены, пути назад нет, надо ехать.

Лена 29 декабря ещё работала, как и вся страна, а у меня каникулы уже начались. До вечера я собирал вещи и заканчивал бытовые дела. В 19 часов выехали на машине жены SY «Actyon» (2013 г.в., пробег около 50000 км), с полным приводом зимой как-то спокойнее. Погода, правда, стояла совсем не зимняя — около 0, весь накопившийся во дворах снег превратился в кашу.

Маршрут по России я выбрал знакомый и проверенный: через Ижевск, Казань, Москву и далее по трассе «Балтия» до КПП Убылинка — Гребнево. Как выяснилось, за Удмуртией снега не было вообще, как будто осень задержалась в этой части страны — дождь, туман, противная мокро-грязная дорога.

Через Татарстан ездить стало совсем тоскливо — вся М7 утыкана знаками ограничения скорости 70, перед перекрёстками 50, через каждые 2-3 километра — стационарные камеры либо «треноги». Это, видимо, чтобы ехали 89 и 69 соответственно. ХитрО. Даже терпеливая и соблюдающая все правила Лена начала «закипать» от такого режима.

В Чувашии попадаются длинные участки разбитого асфальта. В остальном спокойно, несмотря на плохую погоду, доехали до столицы и, как обычно, ночью обогнули её по МКАДу под проливным ливнем. Зато машина отмылась. Полного бачка незамерзайки еле хватило до Москвы, потом я просто залил в бак воду.

На ночь мы останавливались на парковках возле какого-нибудь придорожного кафе, ночевали в машине, разложив второй ряд сидений в ровный пол с багажником. Туристические пенки и тёплые зимние спальники позволяют достаточно комфортно спать в машине даже зимой, не запуская двигатель. По утрам умывались и завтракали в этой же кафешке и продолжали путь.

31 декабря.

С рассветом выглянуло солнышко, дорога стала повеселее, да и практически нулевой трафик тоже способствовал поднятию настроения. Мой новый радар-детектор, не замолкавший от Елабуги и до конца Москвы, на трассе «Балтия» как будто «умер» и затих на многие сотни километров. Я даже испугался, не сломался ли он.

В Пустошке свернули с М9 на Опочку, здесь в городе радар-детектор «проснулся» и показал, что он ещё жив. Далее по грунтовке через Красногородск выбрались на платную дорогу Остров — Вышгородок в 6 км от КПП. За эти 6 км пришлось заплатить на границе 300 рублей, а это полная сумма оплаты всей трассы.

И вот, в 14 часов (моск. времени), т.е. через 45 часов и 2100 км после старта, подъехали на российскую таможню. Мы первые и пока единственные туристы на легковом авто. Наших погранцов прошли быстро. На латвийской стороне в очереди было 2 машины. Здесь нам выдали бланки таможенных деклараций и попросили заполнить их. В последний раз мы оформляли такие бумаги на границе с Украиной в 2012 году. Ну да ладно, там ничего сложного нет, и сам процесс много времени не занимает.

В 14:30 последний шлагбаум на пути в Латвию открылся. Всего 30 минут на обе таможни — неплохо, примерно на такой результат я и рассчитывал, выбирая не самый популярный и загруженный пункт пропуска.

Одна из бывших витрин Советского Союза встретила нас ярким солнцем, зелёными полями…

и при этом паршивенькими, мягко говоря, дорогами. Что-то похожее на нашу дорогу Шарья — Кострома.

Типичная дорога в восточной Латвии.

И таких зубодробительных участков на востоке страны не один и не два, а десятки, если не сотни, километров. Унылый вид бедных латгальских деревень напомнил нам аналогичную картинку в российской глубинке. Вот вам и Евросоюз. Хотя надо заметить, что в Литве ситуация с качеством дорог и уровнем жизни в деревнях (судя по внешнему состоянию домов) нам показалась лучше. С чем связан данный дисбаланс, мне трудно сказать.

По пути в Цесис заехали посмотреть замок Стамериена. Снаружи он выглядит несколько удручающе, давно ремонта просит, но внутри есть музей, не работающий 31 декабря и 1 января. Немного нам не повезло.

Рядом на берегу озера православная церковь Александра Невского. Тоже закрыта сегодня.

Уже по темноте в 17:20 (мест. вр.) добрались до Цесиса, нашли наш «отель», заехали во двор. Дверь дома открыта, мы зашли внутрь, на пороге появился радушный хозяин — Валдис. Он показал нашу комнату, дал карту города, объяснил, как дойти до центра пешком, и мы практически сразу пошли гулять, надеясь застать в городе ту же праздничную атмосферу, что сохранилась у нас в памяти с визита 2013 года.

Но реальность предстала довольно мрачной картиной и спустила нас с небес на землю. Нет, город, как мы и ожидали, оказался по-новогоднему украшен в меру своих возможностей, но вот какого-либо движения на улицах не было. Совсем. Не видно праздничных ярмарок с интересными товарами народного промысла, продавцов горячего глинтвейна, толп шумных туристов или весёлых подвыпивших местных жителей; все магазины и кафе закрыты; редкая машина проедет по дороге, и снова наступает могильная тишина.

На всех фотографиях ниже нет людей не потому, что я специально выбирал такой ракурс или ждал, пока они выйдут из кадра, а просто потому, что за 6 часов до наступления 2018 года старый город был на самом деле «мёртвым». Не скрою, нам нравится, когда на отдыхе во время осмотра любых достопримечательностей народу мало, но не до такой же степени и не в новогодний вечер. Даже страшно как-то. Как будто всех жителей Цесиса поразил смертельный вирус и только мы вдвоём выжили. Пожалуй, эта заброшенность и какая-то сквозящая во всём беспросветность латвийских провинций оказались самыми сильными нашими впечатлениями от всей поездки.

Центральная площадь Цесиса.

Одна из улочек старого города.

Новый замок.

Церковь Святого Иоанна.

На площади возле церкви обнаружили ещё одну ёлку и единственное работающее кафе с двумя занятыми столиками.

За полчаса обошли исторический центр и поняли, что сейчас здесь ловить нечего. Разве что вот этот симпатичный милый ёжик нас немного порадовал.

Недалеко от дома Валдиса обнаружился большой работающий торговый центр «Solo». Ну хоть что-то. Купили здесь недостающие ингредиенты для новогоднего стола — сливочное масло на бутерброды, копчёное мясо, хлеб, овощи и фрукты. Шампанское и красную икру мы привезли с собой из России.

Вернувшись, сразу с порога задаём вопрос Валдису:
— А где у вас все люди?!!
— А что, нет никого?
— Ни души!
— Не знаю, в 23:30 салют будет, может, выйдут.

Учитывая усталость с долгой дороги и разницу по времени с Пермью (минус 3 часа), так поздно мы уже никуда не пойдём. Помылись, переоделись и сели на кухне общаться с Валдисом и его мамой Айей.

Поскольку общались мы много и на разные темы, немного расскажу о латышах, приютивших нас в новогоднюю ночь. Валдису 54 года, в доме они с мамой живут вдвоём. Айе 80 лет, здоровье у неё уже неважное. Оба хорошо говорят по-русски, Валдис с небольшим акцентом, а Айя очень чисто.

Две взрослые дочери Валдиса живут и работают в Риге. Одна врачом, другая в рекламном бизнесе. У дочерей с русским языком плохо. Той, которая в рекламе, русский пока ни к чему, а вот врачу по долгу службы приходится много общаться с русскоговорящими пациентами, и без языка ей уже никак нельзя. Приходится экстренно изучать. Про жену Валдис не рассказывал, а мы не стали расспрашивать.

Дом наполовину пустует, а деньги лишними не бывают, поэтому Валдис решил сдавать бывшие комнаты дочек через booking. Работает он чиновником в муниципалитете, занимается поддержкой малого бизнеса. Есть у Валдиса и хобби — народные танцы. Он рассказал, что в августе ездил в составе танцевального коллектива «Микелис» на международный фестиваль в Кострому. Вообще, Валдис много путешествует, бывал во многих странах, в том числе экзотических типа Непала, где поднимался высоко в горы, хотя и не альпинист.

Часть второго этажа дома заставлена полками с сувенирами из различных уголков планеты. Приятно встретить единомышленника.

Участок у Валдиса площадью 3000 кв.м, в саду растёт много фруктовых деревьев. Урожай яблок он отвозит на маленькое предприятие, где из них производят и разливают по 5-литровым коробкам яблочный сок. Не на продажу, а для себя. Валдис нас угостил — кисленький натуральный сок, приятный на вкус.

Ну и, конечно, какие же кухонные посиделки обойдутся без разговоров на больную тему политики. О том, что страна стремительно пустеет, стареет и вымирает, первый раз в этой поездке мы услышали от Валдиса. И цены на всё после перехода Латвии на евро заметно выросли, простым людям жить стало тяжелее. Туристов из ЕС к ним едет мало, в основном россияне, и тех поток сильно уменьшился за последние годы. Позже аналогичные высказывания мы слышали от местных жителей ещё 3 раза, в том числе и в Литве. Да мы и сами это уже заметили на контрасте с 2013 годом.

Валдис показал мне на карте и на компьютере несколько интересных для посещения природных мест, расположенных в округе Цесиса. Потом мы с Леной накрыли походный вариант праздничного стола — бутерброды с русской икрой и латышским мясом, игристое Mondoro, а Валдис ещё добавил к закускам национальное рождественское печенье пипаркукас собственной выпечки. Вчетвером подняли бокалы за наступивший у нас дома Новый Год (в 21:00 местного времени), ещё немного посидели, и мы ушли спать.

1 января.

Выспались, позавтракали, обменялись сувенирами с хозяевами и около полудня покинули гостеприимный дом Валдиса.

Спасибо этому дому, пойдём к другому.

Переехали поближе к центру и пошли гулять. Сильный ветер и приличный дождь усугубляли гнетущее впечатление от вчерашней апокалиптической картины, а любого прохожего человека можно было смело называть достопримечательностью Цесиса — настолько редко они попадались.

Новый и старый замки.

Непривычно в новый год с зонтом ходить.

В Латвии 1 января тоже выходной (правда, единственный), поэтому снова все заведения, кроме крупных торговых центов, были закрыты. Тогда мы решили покататься по природным местам в окрестностях Цесиса.

Тропа Цирулишу проходит среди деревьев вдоль берега реки Гауя. В лесу до сих пор сыроежки растут. Вот куда зимой за грибами можно ездить, жалко только, что от Перми далековато.

Затем переехали к Орлиным скалам. Это тоже река Гауя, только немного севернее.

Орлиные скалы.

Множество диких ёлок в лесу «наряжено» морковкой или капустой.

Отсюда поехали в Сигулду, где был забронирован второй отель. По пути посмотрели парк Арайши (тоже не работал 1 января).

В Сигулде заселились примерно в таком же частном доме, как у Валдиса, только здесь сдаваемых комнат побольше. Весёлая русская хозяйка Галина Васильевна, когда узнала, что мы из Перми, сообщила, что 5 января к ней заедет большая группа пермских спортсменов-бобслеистов. В городе есть саночная трасса, где они планируют тренироваться, поскольку в Сигулде будет проходить зимняя олимпиада 2026 года. Мы подумали, что она шутит или иронизирует. Я даже полез в интернет проверить — действительно, имеется теоретическая возможность проведения в Сигулде олимпиады, но не всей, а только соревнований по бобслею, санкам и скелетону.

Пошли мы гулять по Сигулде, благо дождь недавно закончился. Наученные печальным опытом в Цесисе, предварительно специально уточнили у Галины Васильевны, украшен ли город, есть ли там что интересного и новогоднего посмотреть сейчас. Сигулда всё-таки побольше Цесиса, и замок здесь тоже есть. Она вручила мне туристическую карту, уверила, что город красиво оформлен, дальше сами всё увидите.

Вышли к вокзальной площади, 17 часов вечера, людей не много, но хоть кто-то живой есть, уже хорошо. Оригинальное сочетание S! встречается в разных местах: на туристических картах, рекламе, билетах в музеи и пр. Как мы потом узнали, эти символы означают лозунг «Сигулда вдохновляет» (видимо, по замыслу авторов, ! — это перевёрнутая буква i от английского inspire / вдохновлять)

По интуиции направились в сторону центра. Через 20 метров стало темно как в лесу. Поймали прохожего мужчину, он говорит: «Правильно идёте, дальше будет церковь и замок». Идём-идём, нет ничего, а дорогу чуть ли не фонариком на телефоне подсвечивать приходится. Попался светящийся объект:

Достали карту, пытаемся разобраться, где мы. Мимо проходит бабушка с собакой, увидела нас, спрашивает добродушно:
— И что вы в эту карту уставились? Нет там ничего интересного. Спросите лучше меня, что вы хотите найти.

Мы обрадовались её предложению:
— А покажите, пожалуйста, где у вас самая красивая часть города, чтоб атмосфера праздника там ощущалась.
Женщина предложила нас проводить к какой-то площади, где, с её слов, должно быть именно то, что нам надо.

Идём втроём по тёмным улицам, разговариваем. Нашей спутнице на вид лет около 70. Выяснилось, что она трудится смотрителем зала в Турайдском замке. И сегодня замок работал, в отличие от других культурных мест. И вообще они работают 365 дней в году без праздников и выходных. А мы как раз собирались туда ехать завтра. Договорились, что приедем в замок и найдём её там.

О пустых улицах опять же поговорили. Мнение о вымирающей стране подтвердилось ещё одним человеком.

Через несколько минут наши пути разошлись: новая знакомая указала направление к «красивой» площади, а сама ушла в другую сторону. Идём мы с Леной куда показали, а внутренний голос уже нашёптывает, что впереди ничего, кроме разочарования, нас не ждёт. Выходим на открытое пространство — так и есть. Горят несколько одиноких ёлочек, а вокруг площади такая кромешная тьма, что можно в жмурки с открытыми глазами играть. Смотришь на карту — центр города, смотришь по сторонам — необитаемый остров. Ау, люди, вы где?!!!

Решили возвращаться в гостиницу. Где-то ближе к вокзалу даже обнаружили работающее кафе и кулинарию в одном помещении. Купили сладостей к чаю и обалденный холодец. Вот это пирожное было очень вкусное.

Заканчивается второй новогодний день, как мы находимся в Латвии, и вроде бы катаемся по старинным европейским городам, а ощущение праздника почему-то не наступает. С этим надо было что-то делать. А мы знаем, где точно можно погрузиться в новогоднюю тусовку — в Риге. Вот не хотели посещать столицы, а пришлось. Решено — завтра вечером переезжаем в Ригу. Забронировать отель — дело техники.

2 января.

Утром выселились из дома Галины Васильевны и первым делом поехали в Турайдский замок к его открытию (с 10 часов). Машин на парковке стояло уже много, почти все россияне.

Купили здесь же у единственной торговки домашнее печенье пипаркукас на сувениры. Возле касс посетителей встречает милое семейство котиков:

Взяли билеты (3 евро/чел) и на осмотр.

Сначала поднялись по ступенькам внутри узких стен на круглую башню. Вид сверху:

Потом зашли в музей и в одном из залов встретились с нашей вчерашней случайной знакомой. Пожаловались ей шутя:
— На той площади, куда вы нас вчера отправили, ничего хорошего не оказалось. Темно, пусто и грустно.
Она извинилась, мол, сама там не была, думала, что площадь украшена красиво.

Завели разговор о замке, а закончили снова политикой. Почему-то в этом путешествии без затрагивания политики никак не удавалось общаться. Эта тема незримой красной нитью проходит через всю нашу поездку и поэтому отражается в отчёте, хотя раньше мы всегда старались её избегать. Видимо, настолько наболело у всех, что молчать дальше не получается.

Мы спросили у женщины, можно ли полазить по стенам, где есть лестницы и балконы. Она ответила, что нельзя. И тут же весело рассказала свежий случай про посещение замка натовскими военными:
— Недавно в замок пришли военные, не наши, не латвийские. В пятнистой форме. Негров среди них много было. Ходят, лопочут что-то, на стены позалезали, куда туристам запрещено.
— А вы что? Выгнали их?
— Нет, вы что, как мы можем?! Они же с оружием были. Хотя и не злобные, улыбаются, фотографируются везде.

Вот как-то так и перешли к политике. Женщина продолжает:
— Наше правительство говорит по телевизору: «Надо улучшать отношения с Россией». А мы, люди, смеёмся: «А кто их (отношения) довёл до такого плачевного состояния? Сами же довели, а теперь улучшать хотят». А ещё нам твердят, что Россия хочет Прибалтику завоевать. Вот вы по Латвии катаетесь, всё видите, кому мы нужны? Все, кто мог, уже уехали, страна беднеет на глазах. Многие жалуются, что даже Рига разрушается. Зачем России на нас нападать? Смешно же. Да даже если будет война с Европой, то Россия перешагнёт через Прибалтику в сторону Польши, как будто нас и нет.

И дальше она рассказала местный анекдот. Дословно не помню, но суть такая:
— Собрались вместе на совещание правители прибалтийских стран и Украины. Сидят, думу думают, как им с Россией воевать. Так ничего и не придумали, и решили они тогда Гитлера воскресить, чтобы у него совета попросить. Оживили. Гитлер посмотрел на этот бардак… и второй раз застрелился. ))

Ещё поговорили немного о жизни и тепло попрощались.

Кроме самого замка на территории его парка расположено несколько небольших, но по-своему достойных внимания объектов. Пешеходные прогулочные тропы, поляна каких-то замудрёных каменных изваяний. Уже сейчас я узнал, что это сад Народных песен на Горе дайн, а у каждой скульптуры есть собственное имя и заложенный авторами скрытый смысл.

Например, скульптура справа (на фото выше) называется «Камень усопших». Усопшие (духи) в литовской мифологии продолжают жить в параллельном мире — заканчивают дела, начатые на этом свете, заботятся о своих близких. Осенью есть особое время усопших, когда души умерших поднимаются от земли, как столбы тумана, и являются погостить к родным в этот мир.

Структура камня и созданная природой форма раскрывает могучую и в то же время нежную силу, благодаря которой камень как бы струится, становится светлым и уподобляется туманным столбам.

На этом снимке (см. выше) слева можно увидеть композицию «Три молодые сестры». Из описания: «Чаще всего народные песни пели молодые девушки. Скульптура излучает тепло взаимоотношений и доброту трёх сестёр, так как в песне рождается взаимное согласие».

Считается, что возле этого камня самое звучное место на Горе дайн.

Это скульптура «Камень Спидолы». Что она выражает — даже из описания без бутылки не разберёшься.

Одна из стариннейших деревянных церквей Латвии (1750 г.):

Внутри музей, но церковь действующая.

В латвийской туристической сфере активно мелькает тема Турайдской Розы. Сначала мы думали, что это некий вымышленный персонаж, но на территории замкового парка, на Церковном холме находится могила Майи Грейф — той самой Турайдской Розы. А в музее замка лежит книга, стилизованная под средние века, в которой можно прочитать (в т.ч. на русском) легенду о Майе Грейф.

Могила Турайдской Розы.

Итак, красивая и печальная история любви и верности, по прошествии веков ставшая легендой:

Весной 1601 года шведские войска захватили Турайдский замок. После битвы дворцовый писарь Грейф нашёл среди убитых истощённую голодом девочку. Грейф принёс её домой и обязался воспитать как родную дочь. Было это в мае месяце, поэтому девочку назвали Майей.

Прошли годы, Майя выросла и расцвела. За её красоту народ стал называть девушку Турайдской Розой. На противоположном берегу Гауи — в Сигулдском замке — жил её жених, садовник Виктор Хейл. По вечерам они встречались в пещере Гутманя, расположенной почти посередине между их замками.

В это же время любви Майи стал домогаться бывший польский офицер Адам Якубовский, дезертировавший из армии и нанявшийся вместе со своим товарищем Петерисом Скудритисом в услужение к управляющему Турайдского замка.

Адам, увлечённый красотой Майи, пробовал с ней сблизиться, но не помогли ни обещания, ни угрозы: все его предложения Майя отвергла. Как известно, от любви до ненависти путь недолгий. Не получается по-хорошему, можно завладеть девушкой силой. И Петерис согласился помочь Адаму в этом грязном деле.

И вот, 6 августа 1620 года они хитростью заманили Майю в пещеру Гутманя, написав ей записку якобы от жениха. Придя на встречу в их укромное место, Майя поняла, что её коварно обманули, и сказала Якубовскому:
— Отстань от меня! За это я сделаю тебе самый большой подарок, который не может подарить ни один король.
Адам на мгновение отпустил девушку и спросил:
— И что же это будет за подарок?
Майя развязала и сняла с шеи свой красный платок и подала его Якубовскому:
— Платок этот волшебный. Того, кто его носит, не смогут ранить ни копьём, ни мечом.

Адам, конечно, ей не поверил, ведь если даже доспехи и броня не могут защитить, то платок тем более не сможет. Якубовский попытался снова схватить девушку. Майя крикнула:
— Стой! Сейчас ты сам убедишься в силе платка. Я его повяжу. Меч при тебе, руби изо всей силы и ты не причинишь мне никакого вреда.

В этот раз Адам поверил, поскольку никак не думал, что девушка даст отрубить себе голову. Майя накинула платок, скрестила руки и, глядя вверх, тихо про себя что-то шептала. Петерис счёл это заклинаниями, а Адам сказал:
— Это будет что-то великолепное! Это я хочу испробовать, но ты всё равно останешься в моей власти — вынул меч из ножен и изо всей силы ударил мечом по покрытой платком шее девушки.

Майя упала на землю. Адам в растерянности стоял над ней, пока тело девушки ещё раз не содрогнулось и жизнь её не оставила.
Тогда Адам сердито закричал:
— Этого я не ожидал! Она хотела остаться верной своему любимому, а я был зверем, страшным зверем!
Он бросил свой меч в родник, который вытекал у основания пещеры, и побежал вглубь леса. Через некоторое время Петерис нашёл тело Адама — тот повесился на ремне от своего меча.

Вечером 6 августа 1620 года Виктор, возлюбленный Майи, пришёл к пещере Гутманя в привычное время на встречу со своей невестой и нашёл Майю убитой.

Песчаный пол пещеры был обильно залит кровью. Виктор в отчаяньи побежал в Турайду за людьми. Судья, прибыв на место, осмотрел пещеру и нашёл топорик садовника. Виктора обвинили в смерти Майи. Виктор признал, что топорик принадлежал ему, но отрицал любую связь с убийством. Судья решил, что чистосердечное признание можно получить только под пытками, и приказал приготовить орудия пыток.

Спас Виктора от несправедливых мучений Петерис Скудритис, которому кровавое преступление не давало покоя. Он явился в суд с повинной и рассказал правду.
Рассказ Скудритиса также подтвердила 8-летняя родная дочка Грейфа: она провожала Майю к пещере на ту встречу и, спрятавшись неподалёку, всё видела. Подозрения против Виктора сразу сняли.

Когда бренные останки Майи со всеми почестями и при соблюдении христианских обычаев похоронили, скорбящий жених сам установил на её могиле крест и прочитал молитву. Вскоре после этого Виктор вернулся к себе на Родину в Вюртембург, потому что его разбитое сердце здесь не могло найти покоя.

Убийцу вместе с его мечом закопали в глубоком болоте. Петерис Скудритис просидел в тюрьме 4 месяца и проявил за это время глубокое раскаяние. После отбывки заключения его выслали обратно на родину в Польшу.

Проникшись этой трагической историей, мы спустились на машине к пещере Гутманя.

У пещеры есть своя красивая легенда:

В стародавние времена жил в этих местах ливский вождь Риндауг, и была у него неверная жена. В наказание за супружескую неверность приказал Риндауг заживо закопать свою жену в высоком крутом песчаном берегу реки Гауя.

Из горючих слёз несчастной женщины образовался ручей, размывший большую пещеру. Позже местный лекарь Гутман (Gutermann в переводе с немецкого — «Добрый человек») водой из этого источника успешно врачевал своих больных. Отсюда и пошло название пещеры.

Из её основания и сейчас вытекает наружу источник чистейшей родниковой воды. На снимке видно 5-литровые пластиковые бутылки, в которые при нас девушка набирала воду из этого ручья.

Все стены пещеры, сложенные из красного песчаника, сформировавшегося ещё в девонском периоде (около 410 млн. лет назад), снизу доверху испещрены надписями, оставленными многочисленными «Васями» и «Петями».

Самые старые из надписей находятся под потолком пещеры почти на 10-метровой высоте. Вероятно, в то время, когда их нацарапывали, пещера была значительно ниже.
Некоторые надписи, наверно, уже сами по себе представляют какую-то ценность для историков, потому что сделаны они были ещё в 16-м и 17-м веках. Хотя мы с женой любим и уважаем древности, но такое искусство не поддерживаем.

Слева и чуть выше от большой арки находится глубокая ниша. Согласно другой легенде, это углубление вырубил в песчаном откосе влюблённый в Турайдскую Розу Виктор Хейл для того, чтобы Майя могла наблюдать оттуда за его работой в долине в садах Сигулды.

Следующим пунктом мы посетили Кримулдское поместье, расположенное на горе над пещерой Гутманя.

В поместье сохранились старинные каменные постройки, рядом руины средневекового замка и станция канатной дороги со смотровой башней. Вход на башню оказался закрыт, а канатка функционировала.

В коротенькой заметке на туристической карте написано: «Сейчас в здании усадьбы работает реабилитационный центр, в котором можно переночевать». Действительно, во дворце базируется санаторий для детей, больных туберкулёзом. Лично я не горел бы желанием ночевать в таком заведении.

Напротив дворца ровным полукругом выстроилось интересное деревянное сооружение, фасад которого состоит из нескольких десятков сплошных дверей со стеклянными вставками.

Сначала мы предположили, что это такие маленькие летние палаты на 1-2 человек. Но когда подошли поближе и подсмотрели через незакрытые кое-где шторами окна, увидели, что внутри находятся довольно просторные комнаты различного назначения, больше похожие на группы в детском саду, помещения пионерских лагерей или школьные классы.

На некоторых дверях сохранились ветхие таблички с надписями типа «Отряд № 2». А максимальное количество дверей в конструкции обусловлено, видимо, лечебной необходимостью — так дети могут получать больше солнца и свежего воздуха, даже находясь в помещении. Туберкулёз ведь лечится, в том числе, и немедикаментозными, природными методами, такими как аэро- и гелиотерапия.

Подошло время обеда. В одном из зданий поместья мы заприметили работающий магазин и кафе. Единственный работник заведения — женщина-продавец, она же официант. Заказали у неё по солянке, а на второе попросили что-нибудь национальное. Она предложила «горох со шпеками». Ещё взяли порцию драников и 600-граммовый чайник чая. Из всего заказанного интригу обещало только блюдо с горохом. Женщина принесла вот по такой тарелке и к ней по стакану томатного сока.

Горох крупный, тёмно-коричневого цвета, как фасоль. Шпеки — это шкварки, кусочки мяса и сала. Просто, но вкусно. И сок в тему оказался, потому что всухомятку оно бы явно поперёк горла встало. За обед оставили 14 евро.

Расправившись с горохом, поехали в Сигулду смотреть замок Ливонского ордена (билет 2 евро/чел).

Полазили по стенам, посидели на троне.

Поднялись на эту башню:

Вдалеке виден Турайдский замок:

Кримулдский дворец на другом берегу Гауи и вагончик канатки, медленно плывущий над кронами деревьев:

Территория замка:

На склонах под стенами растут красивые мохнатые деревья:

Если немного поэкспериментировать и применить к снимку специальный конвертер, то изображение превратится в фантастическую иллюстрацию из сказки:

На одной из сохранившихся стен я заметил старинный герб:

OMNE TRINUM PERFECTUM — не знаю, какое отношение эта фраза имеет к данному конкретному гербу, но мне стало интересно, что она значит сама по себе. В буквальном переводе с латыни — «Каждая троица (или тройка) совершенна». Наверняка речь идёт не об оценке 3 в школе.

Древнегреческий математик Никомах на заре нашей эры сочинил труд «Введение в арифметику», в котором утверждал:

«…Единица есть разум, добро, гармония, счастье и в то же время материя, тьма, хаос; она соединяет в себе чётное с нечётным и женское с мужским.

Два есть начало неравенства, противоречия; оно есть мнение, ибо во мнении встречаются истина с ложью.

Три есть первое настоящее число, так как оно имеет начало, середину и конец и потому есть число совершенное».

Если копнуть поглубже, то в религиях, культурных традициях и языках многих народов мира можно найти подтверждение данного лозунга, выраженное в пословицах, поговорках и сказках, связанных с числом 3. В том числе и в нашем, великом и могучем: Бог троицу любит; плакать в три ручья; согнуться в три погибели; наврать с три короба — эти всем известные словесные обороты существуют многие века, не теряя популярности в народной речи. А сколько фольклорных источников повествует о трёх желаниях, трёх попытках, трёх испытаниях, трёх братьях/сестрах/богатырях и драконах о трёх головах.

Закончив с замком, уделили несколько минут крохотному парку тростей, расположенному неподалёку.

Туристическая карта Сигулды так описывает этот объект: «В 2007 году открыт парк Тростей — это дань уважения самому популярному сувениру Сигулды — трости. Упоминания об этом предмете можно найти в изданных ещё в 19-м веке путеводителях. В них говорится, что «для прогулки по горам Сигулды обязательно нужна трость, которую можно приобрести у любого мальчишки».

Потом съездили в пригород посмотреть на малоизвестную в широких кругах природную достопримечательность — «Ведьмин котёл». Он представляет собой большую воронку высотой 30 и шириной 20 метров, вымытую в овраге водами речек Дауда и Вейупите.

Место, как и положено, окутано сказочными преданиями. У каждой уважающей себя ведьмы был укромный уголок, где она варила свои колдовские снадобья и сушила собранные травы. Иногда ведьмы слетались на шабаш — в определённые дни они собирались в особых местах для свершения магических ритуалов. Одно из самых известных таких мест — Ведьмин котёл (Raganu Katls). По легенде, именно сюда слетались верхом на помеле все окрестные ведьмы на конференции по колдовству и для обмена опытом. А согласно некоторым историческим свидетельствам, именно здесь одна из них была сожжена по приговору суда в 1647 году.

В наши дни существует поверье, что тому, кто побывал в Ведьмином котле, больше ничто не страшно — ведь он становится невосприимчивым к любому колдовству.

До переезда в Ригу оставалось ещё немного свободного светового времени, поэтому мы решили заскочить в розовый замок Бирини. Очень симпатичное место. Представляю, какая красота здесь летом.

Внутри находится, как сейчас стало модно говорить в определённых кругах, «лакшери» гостиница и ресторан, но из объявления на улице мы вычитали, что замок можно осмотреть за 2 евро с человека. Обратились к девушке-администратору, она взяла с нас по 3,5 евро (ещё 1,5 добавила за парк). Хотела накинуть ещё сколько-то и за въезд на машине, но мы её предусмотрительно оставили подальше от замка.

Девушка выдала нам бахилы, поставила на стойке табличку вроде «Вернусь через 10 минут» и повела на экскурсию по замку. Это холл:

Один из двух номеров класса «люкс»:

Второй люксовый номер:

Я спросил у нашей сопровождающей, почём опиум для народа удовольствие пожить в таких апартаментах. Её ответ слегка шокировал — 1200 евро за ночь. Интересно — и много у них желающих бывает?

Банкетный зал:

Над этим помещением находится бальный зал, но фотографировать его не стали, т.к. там в этот момент шло занятие у детей. Нам разрешили только чуть-чуть приоткрыть дверь и заглянуть.

В банкетном зале мы немного задержались и порасспрашивали администраторшу про бывших и действующих владельцев замка. Потом девушке позвонили и попросили спуститься на ресепшен. На прощание она сказала, что мы можем сами дальше погулять по замку.

Через несколько минут мы тоже отправились на выход и застали у стойки семейную пару туристов из Москвы, с чемоданами и сумками, они как раз оформлялись на заселение. Я подумал — так вот эти олигархи, клиенты апартаментов за 1200 евро. Но нет, их вместе с нами вывели на улицу и проводили в соседний корпус, где, видимо, имеются комнаты попроще.

А мы переехали в Ригу и в 17:00 уже заселились в отель «Dodo», что в районе под названием Московский форштадт. От гостиницы до старого города можно добраться на трамвае, 5 остановок всего. И вот тут нас ждал ещё один маленький шок: молодой человек на ресепшене сообщил, что билет на трамвай, если покупать у водителя, стоит 2 евро/чел (140 рублей!). Это в 2,5 раза дороже, чем стоимость проезда в Москве и в 7 раз больше, чем в Перми. При этом поездка до центра на такси обойдётся примерно в 3 евро. Что ж это за перегибы такие в экономике, если проезд на такси дешевле, чем на трамвае?!

Мальчик вызвал нам машину, и через 3 минуты мы уже общались с её водителем. Обсудили вопросы ценообразования на рынке транспортных услуг Риги. Таксист сказал, что студенты очень хорошо приспособились к местным реалиям — кучкуются по 3-4 человека и ездят на учёбу/с учёбы исключительно на такси.

Район, где находится отель «Dodo», выглядит довольно мрачновато, как бы точнее сказать... не криминальный, наверно, а скорее как пролетарская окраина. Поэтому пока мы ехали по его тёмным пустым улицам, стали закрадываться сомнения — а вдруг и в Риге с новогодней атмосферой всё печально?

Я спросил у водителя:
— Как там у вас в центре обстановка? Есть жизнь? Ярмарки для туристов работают?
— Да, всё нормально, и ярмарки есть, и магазины ещё открыты, и народ гуляет. Городские власти вообще распорядились, чтобы все украшения до 8 января не снимали.
— Так, видимо, это связано с нашими каникулами, у нас же в России до 8 числа выходные, а туристы здесь в основном русские.
— Да, наверно так и есть.
— А что у вас с погодой? Второй раз на новый год приезжаем, и опять снега нет.
— И не говорите! Сами возмущаемся, что у нас уже бананы можно в открытом грунте выращивать.
Довёз он нас до часов «Лайма» у монумента Свободы.

По счётчику вышло 2,84 евро, оставили 3. Ноги сами вспомнили, в какую сторону идти. Пять лет прошло, а как будто вчера всё было.

— О, а помнишь, мы здесь кофе пили с плюшками и грелись!
— А вот тут музыканты играли!
— А вон кошка — символ Риги — на крыше сидит!
— А где-то тут Домская площадь должна быть?
— А за этим углом Дом братства Черноголовых, кажется. Точно!

Приятное чувство ностальгии растекалось по нашим душам так же, как тепло по телу от каждого нового глотка чудесного глинтвейна, купленного на ярмарке на площади Ливу.

Новогодняя Рига:

Пять лет назад вода в канале у этого моста была покрыта льдом, а на нём, словно вмёрзшие камни, сидели сотни уток. Вот моя фотография 2013 года:

Сейчас льда не было, впрочем, и уток тоже. Даже странно как-то. Вместе с людьми из страны и птицы улетели?

Самая оживлённая атмосфера царила на Домской площади.

Домская площадь.

Огромные чугунные котлы с дымящимся глинтвейном, сковородки метрового диаметра с ароматным мясом, шкворчащими колбасками, заманчивой капустой и золотистой картошкой. Всё даже на вид так вкусно, что нам как-то сразу захотелось есть.

В торговых рядах встречаются интересные вещи, на которые можно обратить внимание. Например, забавные детские вязаные шапки в виде злых птичек:

Или пасты из конопляных семечек — с чесноком, халвой, песто и нейтральная без добавок:

Продукт, прямо скажем, необычный, мы ничего подобного раньше не видели. По количеству толпящихся рядом туристов можно было сделать вывод, что это самый популярный ларёк на ярмарке. Я обратился к продавцу:
— И как паста, штырит?
— Нет, к сожалению. Или к счастью, тут кому как. Мы в Латвии живём, а не в Голландии, у нас тот вид конопли, которая штырит, запрещён законом. Да вы намажьте на хлеб, попробуйте.

Парень по своему внешнему облику настолько соответствует продаваемому им товару, как будто он (продавец) и конопля не чужие друг другу. Мы последовали его совету и попробовали из каждой баночки. Необычно и вполне съедобно.

Оказывается, не надо так бояться слова «конопля». Северные славяне коноплю просто боготворили. Никакое другое растение не давало столько выгод человеку, живущему в суровых областях Руси, как это: основу для ткани и канатов, паклю и строительные материалы, масло и семена в различные блюда: супы, каши, сладости. Даже сейчас коноплю могут добавлять в халву, рахат-лукум, шербет, пахлаву, а такое известное дагестанское лакомство, как урбеч, производится в том числе и из семечек конопли и вполне легально реализуется в российских интернет-магазинах.

Семечки конопли богаты полезными химическими элементами и витаминами, которые способствуют снижению уровня холестерина в крови, риска атеросклероза, закупорки сосудов и заболеваний сердца; улучшают работу желудочно-кишечного тракта.

Конопля столетиями кормила русский народ. Потом традиции были утрачены. Подсолнечник и соя заменили конопляное масло, гречка и рис вытеснили конопляную кашу. А ещё позднее конопля стала несправедливо ассоциироваться с наркотическим зельем. И напрасно! Есть десятки видов обычной конопли и только один вид наркосодержащей марихуаны.

Интересные факты:

• В период с 1631-го до начала XIX века конопля служила легальным средством уплаты налогов в США.
  • На протяжении нескольких тысяч лет 90% корабельных канатов и парусов изготовлялись из конопли (ткань из неё не гниёт и не разлагается в морской воде более ста лет, о чём свидетельствуют поднятые из морских пучин затонувшие корабли.)
  • До 1820 года, когда появились хлопкоочистительные технологии, 82% всех текстильных изделий производились из неё.
  • Первые Библии, карты, флаги, а также проект декларации независимости и конституция США были отпечатаны на конопляной бумаге.
  • Первая модель «Форда» была рассчитана на работу на конопляном топливе, да и сама машина содержала немало комплектующих, изготовленных из конопли, в том числе пластиковые панели, прочность которых в 10 раз превышала прочность стальных изделий. Разумеется, после этого коноплю объявили вне закона из-за потенциально опасного воздействия, которое она могла оказать на нефтяных, пластиковых и бумажных гигантов.

Поэтому не удивительно, что американские промышленные магнаты объявили конопле войну и выиграли её.

А мы ещё немного побродили по улочкам старой Риги и поужинали в одном из ресторанов Лидо (Lido) в торговом центре Origo у вокзала.

Об этой латвийской ресторанной сети быстрого питания с домашней кухней я узнал незадолго до поездки, в интернете народ нахваливает, и нам тоже очень понравилось. Система самообслуживания, меню разнообразное, на любой вкус и кошелёк. Присутствуют национальные блюда. Уютно, вкусно, доступно и быстро. Рекомендуем.

3 января.

Утро снова огорчило дождём и серостью. Моя куртка, не очень рассчитанная на такую мокрую погоду, не успевала высыхать за ночь, да и жарко в ней при уличной температуре +6. Выход из ситуации есть — устроим шопинг. Рядом с гостиницей «Dodo» как раз находятся два больших торговых центра: DEPO и MOLS. Посетили тот и другой. DEPO — это магазин строительных товаров, но к нашему удивлению, там продают и продукты. Кассирша, узнав, что мы из России, предложила воспользоваться её персональной скидочной картой, сэкономив нам приличную сумму евро.

Во втором ТЦ купили и новую куртку, и много чего ещё. Почти в каждом отделе скидки 20-50% на большой ассортимент товаров, но цены всё равно «кусаются» по сравнению с той же Польшей или Словакией.

В фирменном магазинчике косметической фабрики «Дзинтарс» Лена нашла какое-то волшебное средство по уходу за ногтями, которое она покупала 5 лет назад и всё это время хранила бутылочку как образец на случай, если мы снова приедем в Ригу. Вчера в центре города мы тоже заходили в несколько магазинов «Дзинтарс», но там этого средства не было, а здесь ей повезло. Набрав его с запасом (кто знает, когда мы ещё раз до Латвии доберёмся), жена пошутила:
— Ну всё, программа поездки выполнена!
А продавщица ей и говорит:
— Вы знаете, у нас недавно, наконец-то, интернет-магазин сделали, можно теперь на сайте заказывать.

Да, видимо, не зря про медлительность прибалтов столько анекдотов ходит. Весь мир уже давно в интернете торгует, а «Дзинтарсу» столько лет понадобилось, чтобы это понять и разработать свой сайт. Хотя, в принципе, новость хорошая. Только, как позже выяснилось, на сайте раздел «Средства по уходу за ногтями» пока пустой, ни одним наименованием не представленный. Может, ещё лет 5 пройдёт, прежде чем его товарами наполнят.

А так в целом шопинг удался. Даже наш молодой кот, оставшийся дома на попечении сына и бабушки, без подарков не остался.

Перекусили здесь же в Молсе и поехали в деревню Синевилла.

На въезде в Синевиллу.

Пока добрались, светового времени оставалось минут 40 максимум, да ещё дождь всё никак не прекращался. Неудивительно, что на парковке не было ни одной машины и касса тоже пустовала.

Но через минуту на велике подкатил дедуля лет 70, открыл кассу и продал нам билеты (3 евро/чел). Потом вышел на улицу поболтать с нами, скучно же ему без туристов целый день сидеть. В это время на парковку заехал микроавтобус с латвийскими номерами, из него высыпала ватага детворы человек 6-7 и их родители (предположительно). Очень громкая и шустрая, как стихийное бедствие, семейка. Дед крикнул им, что для осмотра надо покупать билеты. Тогда папа оперативно загнал всех обратно в машину, и они как будто уехали. На самом деле просто перегнали микроавтобус на окраину деревни и потом носились по всем объектам, периодически пересекаясь с нами. Я их понимаю — посещать такой толпой музеи просто разорение.

Мы сначала в темпе прошлись по открытым площадкам, поскольку темнело на глазах и фотоаппарат «вытаскивал» кадры по освещению на пределе своих возможностей.

Дедушка-кассир рассказал нам, что оригинал этой гостиницы существует в Риге, а здесь построена копия для съёмок. Если верить интернету, то в ней можно даже реально переночевать. На первом этаже находятся номера, посвящённые фильмам «Часы капитана Энрико», «Театр», «17 мгновений весны» и «Стальные драконы». На втором этаже номера посвящены актрисе Элизабет Тейлор, знаменитому сыщику Шерлоку Холмсу, барону Мюнгхаузену, а также два номера посвящены тематике латышских фильмов «Соната над озером» и «Команда мечты 1935». Номера в гостинице рассчитаны на 2-6 человек. Всем гостям предоставляется вкусный завтрак в «Корчме Синевилла».

Гримёрные.

Когда совсем стемнело, мы перешли к осмотру павильонов:

Фанерный броневик.

В двух павильонах проекторы демонстрировали отрывки из кино, и мы с радостью узнавали на экране уже осмотренные декорации. В последнем оставшемся здании мы рассматривали экспонаты — телевизоры и радиоприёмники, выпускавшиеся на заводах Прибалтики в период советской власти:

И тут внутрь зашёл дед-кассир. Он, кажется, обрёл в нашем лице долгожданных жертв для своего красноречия. Тем более, он видел, что мы сами проявляем искренний интерес к месту его работы. И тут «Остапа понесло». В общем, мы не в обиде, так как из потока информации узнали много интересного.

В Синевилле было снято 4 картины, все уже после обретения страной независимости. Дед перечислил названия и кратко рассказал сюжеты фильмов. Только слово «фильм» у него по-русски звучало весьма забавно, в женском роде:

• первая фильма «Стражи Риги», о событиях Первой мировой войны;
  • вторая фильма «Наследство Рудольфа», о жизни латвийской деревни 19-го века;
  • третья фильма «Команда мечты 1935» (очень похож на наше «Движение вверх», когда Латвия выиграла чемпионат Европы по баскетболу в 1935 году);
  • четвёртая фильма «Кольцо Намейса», о средневековых рыцарях и национальных героях.

Это самый дорогой фильм в истории Латвии, главный блокбастер страны, премьера которого состоялась совсем недавно, 19 января. Декорации, построенные специально для съёмок:

Это помещение дедушка называл замком короля.

Увидев афишу (фото ниже), мы поняли, почему дед говорил слово «фильма» в женском роде — видимо, в латышском языке так и есть.

Вот ещё постеры:

В российском интернете можно найти только один фильм — «Стражи Риги», дублированный, но идёт он под названием «В огненном кольце». Остальных картин я не обнаружил, к сожалению. А то бы с удовольствием посмотрел, особенно «Кольцо Намейса».

Одна древняя легенда Латвии рассказывает о вожде земгалов Намейсе, старавшемся объединить балтские народы для противостояния рыцарям-крестоносцам в XIII веке. Согласно преданиям, он выковал всем соратникам и воинам медные кольца, которые они должны были носить как символ единства. Враги боялись воинов, носящих кольца, так как считали, что эти кольца сделаны богами и обладают магической силой.

Другая легенда гласит, что Намейс был одним из последних воинов, боровшихся против вторжения немецких крестоносцев на территорию Латвии в начале 13-го века. Из-за превосходства противника он был вынужден отступить в Литву. Перед уходом Намейс передал своё кольцо молодому сыну, чтобы по возвращении как-то узнать его. Крестоносцы пронюхали про это и начали поиски семьи Намейса, чтобы шантажом заставить его сдаться. Для спасения лидера нации и его семьи было изготовлено много копий этого кольца, и молодые люди и мужчины стали его носить. Кольцо Намейса до сих пор является символом сплочённости и мужества.

Кольцо из легенды также стало символом солидарности в 80-е годы, во время борьбы за независимость от СССР. Сторонники идеи освобождения стали надевать такое кольцо и по этому негласному символу незнакомые люди узнавали друг в друге своего. В общем, своего рода «Братство Кольца» по Толкиену.

Сейчас кольцо Намейса является популярным украшением в Латвии среди мужчин, хотя женщины тоже его носят. Существует поверье, что если привезёшь с собой из Риги серебряное витое кольцо, то будешь счастливым всю жизнь.

И дед похвастался нам таким же кольцом на своей руке. Вот так примерно выглядит этот атрибут:

Благодарим разговорчивого дедушку за насыщенную лекцию и переезжаем в замок Яунмоку на ночлег. Я зарезервировал здесь номер утром, пока мы ещё не выехали из отеля «Dodo» в Риге. Мы давно поняли, что бронировать жильё в день заселения выгодно (могут попасться хорошие варианты со скидками) и удобно (утром уже примерно представляешь план действий и место, где окажешься вечером). Поэтому мы сейчас обычно бронируем только первую ночёвку на маршруте, а дальше уже по факту ориентируемся и принимаем решение на ходу.

Вот и сегодня мне попалось заманчивое предложение от букинга провести ночь в старинном замке за 2500 рублей, включая хороший завтрак и бесплатное посещение музея замка. Грех было отказываться.

4 января.

Комната, конечно, находится не в самом замке, а в здании рядом:

Кстати, на парковке кроме нас ещё три российских машины (из Москвы, естественно).

Завтрак к назначенному тобой времени подают в уютном замковом ресторане:

Музей достаточно интересный, он здесь краеведческий, а не только старинная мебель и голландские печки.

Природная часть организована очень информативно и продуманно. У стендов с обитателями местной фауны установлены интерактивные планшеты, выбираешь кого-нибудь на экране, жмёшь кнопку, соответствующая фигура подсвечивается лучом и в колонках раздаются хрюканья, рычания или писки, т.е. звуки, издаваемые этим зверем или птицей в природе. Плюс приводится небольшое описание его среды обитания, повадок и т.д. (в том числе и на русском языке).

А чтобы посетители не гладили своими шаловливыми ручками чучела зверей, на специальной витрине приделаны образцы шкурок всех местных животных, начиная от белки и заканчивая лосем. Лена к шкуре бобра прилипла, еле оторвал. ))

Замок Яунмоку снаружи:

Следующей нашей целью стал замок Яунпилс:

Здесь тоже есть гостиница, только уже в самом замке. Можно было и в ней остановиться в прошлую ночь, но за 3000 рублей и без дополнительных бонусов.

Билет в музей стоит 1 евро/чел. Музей очень маленький, но по-своему любопытный. Нам очень понравились платки и картины ручной работы.

Если я не ошибаюсь, такой способ изготовления картин из войлока или шерсти называется технологией валяния. У сына в школе на стенах коридоров недавно повесили аналогичные творческие работы учащихся.

Мне также было интересно вспомнить наши советские банкноты и монеты и впервые увидеть немецкие рейхсмарки.

Яунпилс тоже может похвастаться ролями в кино — здесь снимали латвийский фильм «Танец на троих» (Dancis pa trim) о любовном треугольнике на фоне трагических событий Второй Мировой войны.

Дальше едем в самый большой и роскошный дворец Латвии — Рундальский. По пути остановились на 10 минут в городе Добеле, чтобы посмотреть руины замка. А тут ещё и милые снеговики-спортсмены попались. Лена сказала, что они похожи на символ хоккейного турнира советских времён «На приз газеты «Известия» (нынешний Кубок Первого канала, часть Еврохоккейтура).

Эта четвёрка бобслеистов даже с моей помощью не едет. Наверно, потому что снега нет. ))

Рундальский дворец — работа знаменитого архитектора, итальянца русского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли. Построен для герцога Курляндского Эрнста Бирона, всесильного фаворита российской императрицы Анны Иоановны (племянницы Петра I).

Для маленькой Латвии дворец действительно достойный, есть на что полюбоваться даже зимой. Туристов много, практически все наши. Билет 6 евро/чел + 2 евро за фотосъёмку.

Портрет герцога Курляндского Эрнста Иоганна Бирона, Рундальский дворец
(фото из интернета).

Говорят, как-то раз Бирон спросил у придворного шута:
— Что думают обо мне россияне?
— Вас, ваша светлость, — ответил шут, — одни считают богом, другие — сатаной, но никто не считает человеком.

Небольшой исторический экскурс для погружения в события той эпохи (кому неинтересно, можно пропустить):

После смерти Петра I (1725 г.) в истории Российской Империи наступил временной отрезок, вошедший в учебники как «Эпоха дворцовых переворотов». За короткий период Россией успело «порулить» множество монархов. Кто-то управлял успешно, кто-то нет. Одним из представителей эпохи Дворцовых переворотов является императрица Анна Иоанновна.

Анна Иоанновна была дочерью Ивана V Алексеевича. А Иван Алексеевич был братом Великого Петра I, с которым совместно восседал некоторое время на русском престоле. Отец Анны умер в 1696 г., когда ей было 3 года, и с тех пор она вместе с матерью и двумя сёстрами жила в Измайлово.

Анна получила самое обычное домашнее образование для того времени, без всяких изысков — училась танцам, родному и иностранным языкам, истории. Успехи её в изучении наук были весьма скромны.

В октябре 1710 года царь Пётр выдал племянницу замуж за 18-летнего герцога курляндского Фридриха Вильгельма. Этот династический брак был заключён для закрепления прав русского государства на использование балтийских портов.

Два месяца свадьба пела и плясала с большим шиком и блеском. Выпито и съедено было без меры. За время торжеств герцог простудился. И вот пришло время возвращаться в Курляндию. Не обращая внимания на проблемы со здоровьем, Фридрих Вильгельм с женой отправляется на Родину. Но добраться до родной Митавы (сейчас Елгава) он не смог и умер в дороге недалеко от Петербурга.

По настоянию Петра I овдовевшая Анна все же отправляется жить в Митаву. Здесь её встретили враждебно, она постоянно жила в нужде и всем жаловалась на судьбу. Но за годы, проведённые в Курляндии, Анна обзавелась фаворитами.

Сначала среди них ходил Бестужев, позже отозванный в Россию, а его место занял Эрнст Бирон. Бирон не имел знатного происхождения и то, что скоро он фактически будет управлять Российской Империей, фаворит предположить никак не мог.

Так бы и влачить Анне Иоанновне бедственное существование в Митаве, если бы не случай. Царь Пётр II — внук Петра Великого — неожиданно умирает от оспы в возрасте 14 лет (1730 г.), и Анне выпадает великолепный шанс занять российский престол, которым она с успехом воспользовалась.

Члены Верховного тайного совета пригласили Анну Иоанновну на царский трон, но при этом она обязывалась подписать бумагу, ограничивающую её полномочия. Фактически члены Верховного тайного совета хотели сделать в Российской Империи ограниченную монархию.

Анна согласилась, но, как это практически всегда бывает, придя к власти разорвала все договорённости и обещания. В этом её поддержали гвардейцы, а также само общество, которое в своём большинстве выступало за самодержавие.

Став императрицей, Анна Иоанновна в силу своей небольшой образованности мало занималась государственными проблемами, отдав все дела Российской Империи на откуп министрам, над которыми стояло «око» всесильного Саурона Бирона.

Её правление длилось десять лет — с 1730 по 1740 г. Многие историки характеризуют этот период как время «бироновщины» — это когда государством де-факто правил Бирон, армией командовал Миних, дипломатией ведал Остерман, коммерц-коллегией Менгден, горной промышленностью Шемберг и т.д.

Вот как писал об этом российский историк, специалист по древностям русским Императорской Санкт-Петербургской академии наук В.О. Ключевский: «Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении... Высочайшие манифесты превратились в афиши непристойного самовосхваления и в травлю русской знати перед народом. Казнями и крепостями изводили самых видных русских вельмож — Голицыных и Долгоруких».

Внутренняя политика правления племянницы Петра I была довольно жестокая и стала настоящей трагедией не только для русской элиты, но и для простых людей. Анна увеличила налоговый гнёт на крестьянское сословие, позже крестьяне лишились права на присягу императору, следующим шагом стал запрет крестьянам заниматься какой-либо коммерческой деятельностью.

Поле деятельности Тайной канцелярии расширилось до необъятных границ. Любое инакомыслие стало жестоко караться. При дворе процветали всевозможные пороки общества: пьянство, доносительство, казнокрадство.

Однако внешняя политика Анны Иоанновны была более успешной. За время её правления Российская Империя заключила ряд выгодных торговых отношений с Англией, Испанией, Персией, Швецией, Китаем.

Некоторым успехом во внешнеполитических делах она обязана, прежде всего, Остерману, который выработал основные внешнеполитические прерогативы Российской Империи.

Остерман заключил военный союз с Австрией, заявил о российских интересах на Балканах и Причерноморье, активно боролся за влияние на Германию и Польшу.

При правлении Анны Иоанновны велась война с Турцией с 1735 по 1739 годы. Россия на тех фронтах имела определённые успехи, но война приобрела затяжной характер и требовала множества затрат. Положение обострилось, когда наши союзники австрийцы, не сильно обременённые совестью и долгом, заключили сепаратный мир с Турцией, опасаясь усиления влияния русских на Балканах.

В итоге был подписан позорный «Белградский мир», в соответствии с которым Россия отказывалась от завоеваний в Крыму и Болгарии, также нам запрещалось иметь флот на Чёрном и Азовском морях.

Анна Иоанновна умерла в октябре 1740 года. Было тогда русской императрице, племяннице Великого Петра I, 47 лет.

Почти три века прошло, канула в лету куча царей, императоров, вождей партии и президентов, сменилось несколько общественно-политических строев… но как же всё это близко и актуально для нас до сих пор — иностранные управляющие страной, пьянство и казнокрадство (особенно в 90-ые при Ельцине); Крым и Черноморский флот; предательства со стороны нерадивых «союзников», западные «партнёры» и либеральные элиты; успешная внешняя политика и никакая внутренняя. Вот такой вот бумеранг истории.

Рундальский дворец как живой свидетель и напоминание о той эпохе:

Одних только голландских печей во дворце 14 штук, и все разные.

Женская ванная комната, справа в углу — прообраз современного биде.

Из латвийского Пилсрундале мы переезжаем в литовский Шауляй, 4-ый город страны по численности населения. Заскочить в Литву нам хотелось по трём причинам, в порядке важности:

1) Попробовать блюда литовской кухни, кроме уже известных цепеллинов, из этого списка (я узнал о них накануне поездки):

• холодник — свекольная «окрошка» на кефире, без мяса;
  • жемайчу блинай — картофельные пирожки с мясной начинкой, подаются с соусом;
  • кугель или кугелис — картофельная бабка (запеканка);
  • ведарай — свиные кишки, начинённые тёртым картофелем и салом (иногда в рецепт добавляют ячневую крупу) и обжаренные до золотистой корочки. Выглядит как колбаска с сопутствующим запахом и копчёным привкусом, но внутри картофель.

2) Купить литовские торты «Шакотис».

3) По пути посмотреть что-нибудь интересное.

Пересекаем невидимую границу, и я краем глаза замечаю на обочине большой плакат со знакомым словом «Виньетка». Чёрт, неужели я что-то пропустил при подготовке и в Литве ввели оплату дорог наподобие Чехии, Венгрии или Болгарии. Сомнения закрались в голову, не давая покоя.

Доезжаем до Шауляя, заселяемся в недорогой отель «Simona House» (20 евро/ночь), больше похожий на хостел — удобства на этажах, просторная общая кухня. Парковка машин на 10 вся заставлена автомобилями с украинскими номерами. Хозяин либо русский, либо украинец, либо белорус, но точно не литовец по национальности. А постояльцы, по крайней мере те, что попадались нам в коридоре и на кухне, сплошные мужики среднего возраста, кое у кого видели в руках украинские паспорта. По некоторым признакам заметно, что живут тут не первый день. Вероятно, они здесь на заработках все. Как бы то ни было, даже никакого намёка на негатив при этих случайных встречах между нами не возникало, всё вежливо и культурно.

Я спросил у хозяина насчёт плаката про виньетку, он меня успокоил — оплата дорог касается только грузовиков. Мы взяли у него туристическую карту города и спросили, где можно поесть хороших цепеллинов. Он порекомендовал одно кафе, где готовят лучшие цепеллины в Шауляе, только, говорит, оно в это время уже не работает, завтра утром можно сходить. Странно, что закрыто, на часах всего лишь 17:00.

Ну ладно, завтра будет завтра, а пока пойдём в сторону пешеходной улицы Вильняус, до которой минут 10 ходьбы. В таких злачных местах в любом городе должны быть заведения, где можно поужинать. Дошли. Улица красивая.

Но тот же шок, что и в Цесисе и в Сигулде — пус-то-та! Закрыто почти всё. А ведь город-то не маленький совсем.

Рядом с ёлкой обнаружился единственный работающий магазин (до 18:00). Такое нельзя пропустить, надо зайти — это же практически достопримечательность теперь, чудо чудное. Лена выбрала у них летнюю дамскую сумочку за 10 евро. Подходим к кассе, сидят три женщины, скучают. Из посторонних мы одни. Одна спрашивает у Лены по-русски:
— Будете брать? Отдадим со скидкой за 8 евро.
— Очень хорошо. Скажите, а где у вас все люди, почему всё закрыто?
Продавщицу как прорвало:
— А для кого торговать-то?! — обводит руками пустые залы. — Вы же видите, покупателей нет!
— А где покупатели?
— Многие разъехались из страны по Европе, да ещё этот переход на евро, будь он неладен. После него совсем плохо стало, вот и закрываются все. Денег нет у людей.

Н-да… «неладно что-то в Датском королевстве». В конце улицы нашли ещё одно открытое заведение:

Пешеходка кончилась, забрели в какой-то мрачный квартал. Народный перфоманс:

Что это — следы из лихих 90-ых или суровая правда настоящего? Мы хоть и пешком были, без машины, но поспешили убраться туда, где светлее и спокойнее.

Недалеко от нашей гостиницы есть большой торговый центр Saules Miestas, зашли в него в надежде хоть там перекусить, на крайний случай купить продуктов с собой.

Фуд-корт работает, повезло. В одном из кафе, где было больше всего народу, увидели приготовленный к выдаче кому-то из клиентов холодник и решили остаться. Я обратился к молодому человеку за стойкой:
— Мы бы хотели у вас поесть, можно взять меню?
В ответ широкая непонимающая улыбка. Да, это уже не Латвия, здесь с русским явно могут возникнуть проблемы.

Лена попыталась спросить то же самое по-английски — мальчик продолжает улыбаться и мотает головой. Делаю третью попытку:
— У вас кто-нибудь говорит по-русски?

Эту фразу парень, видимо, понял, или хотя бы уловил то, что мы русские. Крикнул девушку по имени Анна. Она дала нам меню (оно на литовском, естественно):
— Присаживайтесь за свободный столик, я к вам подойду чуть позже.

Проходит минут 10. Официантов человек 5 суетятся по залу, но всё мимо. Наконец, нас заметила другая молодая официантка, подошла с блокнотиком и ручкой. Я говорю:
— Если вы не говорите по-русски, то вы нам не поможете. Мы Анну ждём.
Она ушла. Пролетело ещё минут 10, Анна нас игнорирует. Иду к ней:
— Анна, вы про нас не забыли?
В ответ услышал холодное:
— Нет, я помню. Когда у меня будет время, я подойду.

Нас фактически вежливо послали. Думаю, после такого ответа ни один уважающий себя человек не остался бы ждать дальше. Вот и мы оделись и спустились на этаж ниже в другое кафе Cili Pica (Чили пицца). Здесь точно так же нашли девушку, которая могла общаться по-русски, но отношение к нам по сравнению с Анной было как небо и земля. Отзывчиво и внимательно обслужили, быстро и вкусно накормили.

Я взял холодник (причём, тут он оказался даже дешевле, чем в кафе выше), Лена грибной суп. На второе для меня жареные цепеллины, а Лена какие-то картофельные оладьи. Я ещё взял бокал литовского пива.

Мы не знали, что холодник подаётся с варёной картошкой: суп отдельно, картошка отдельно. Порции приличные. Цепеллины тоже из картошки, размером с маленький дирижабль каждый. В общем, на двоих осилили только моё второе, а оладьи забрали с собой. За прекрасный ужин и тёплое отношение отблагодарили девушку щедрыми чаевыми.

Справедливости ради должен сказать, что это «прохладное» отношение со стороны литовцев, а точнее со стороны одной конкретной официантки, было первым и последним за всю поездку.

А она уже подходит к завершению, завтра нам надо пройти границу и заночевать в Белоруссии. Бронирую комнату в приграничном городе Браславе.

5 января.

Позавтракали вчерашними несъеденными картофельными оладьями, которые внутри неожиданно оказались с мясом. Значит, сами того не подозревая, мы всё-таки попробовали второе блюдо из списка местной кухни — жемайчу блинай.

В Шауляе находится много заманчивых музеев — радио и телевидения, фотографии, пожарно-технический, велосипедов, ангелов, кошек, этнографический, музей старейшей шоколадной фабрики Ruta и др. Чтобы посмотреть их все, надо несколько дней.

Я предложил Лене сделать выбор в пользу одного любого, она предпочла музей кошек. Он открывается в 10:00, а продуктовый супермаркет Rimi в 8:00.

В 9 утра приезжаем в Rimi и с чувством, с толком, с расстановкой затариваемся литовскими вкусняшками — берём торты «Шакотис», «Муравейник» (их «муравейник» сильно отличается от известного у нас), разные виды кваса (по-литовски Gira, очень вкусный), шоколадки, конфеты, «горячий» сок (вкус наподобие глинтвейна, только не алкогольный), сыр Джугас (каюсь, санкционный продукт, но уж больно сыр уважаю, как мышь Рокки из мультика «Чип и Дейл спешат на помощь»).

Алкоголь и пиво у них до 10 утра не продают, но мы как раз час и проходили. Так что я не удержался и приобрёл ещё бутылку 0,5 л Суктиниса (крепкий медовый напиток), очень он мне понравился в прошлый раз.

Обычно из всех путешествий мы привозим 10-12 банок или бутылок пива из разных стран, раздаём как сувениры друзьям, родственникам и коллегам. А в этот раз я как чувствовал засаду, мялся-мялся у витрин с пивом в муках выбора, и всё-таки решил не брать, лучше кваса больше привезём.

Суммарно алкоголя у нас уже выходило почти 4 литра на двоих, с учётом купленного в Латвии: 1 литр глинтвейна, две бутылки по 0,2 л вишнёвого и смородинового Рижского бальзама, 0,5 бутылка армянского гранатового вина, 0,5 л пива нефильтрованного, две по 0,5 фруктового пива «Ридлер» крепостью 2 градуса. В норму таможенного провоза 3 л на человека пока попадаем.

Находим музей кошек. Снаружи здание напоминает детский сад.

Билет 1,5 евро/чел, мы единственные посетители в этот час. Музейные экспонаты обильно разбавлены живыми кошками с прикольными кличками — Директор, Секретарь, Учительница.

Молодая девушка, сотрудница музея, неплохо говорит по-русски, но кличку одной из кошек не смогла перевести. Посмотрела в гугл-переводчике, тот выдал значение «депутат». Нет, говорит, это не то. Не успокоилась, использовала подсказку «звонок другу». По телефону ей сообщили правильный перевод: кошка оказалась Заведующей.

Рыжая — это Учительница, вторая как раз Заведующая.

Музей маленький, 3 зала всего, минут за 40 не спеша можно всё посмотреть. И ещё здесь же в здании находится мини-зоопарк — грызуны, птицы, насекомые, рептилии, обезьянки. Позитивное дополнение к экскурсии.

Отъезжаем от музея, 3-4 квартала проехали, сзади догоняет местный автомобиль, пристраивается справа, водитель показывает жестами, чтобы Лена опустила стекло. Притормаживаем, тот водитель кричит нам в открытые окна:
— У вас заднее колесо спущено!
— Спасибо!

На ближайшем перекрёстке по указанию навигатора поворачиваю направо, мужик за мной, я показываю сигнал к остановке, он меня объезжает и встаёт впереди. Выходим оба из машин, он ко мне:
— Проверьте колесо, оно ещё не на нуле, но далеко на таком не уедете.

Смотрю, действительно, правая задняя шина сильно сдута, почти на диске уже едем. Ещё раз благодарю внимательного и неравнодушного коллегу за подсказку. Подключил насос, манометр показал остаточное давление 0,5 атм. Накачали и дальше поехали на знаменитую Гору крестов, паломническое место.

Сам объект бесплатный, а вот парковка платная. Место открытое, дул сильный ветер, и шёл противный дождь, быстро заливая фотокамеру. Так что надолго нас не хватило, отметились и направились в сторону Даугавпилса.

По пути заехали в город Биржай посмотреть очередной замок (билет 3 евро/чел). Музей в двух зданиях, тут и краеведческая экспозиция, и этнографическая, спортивная выставка, музыкальная, арсенал. Два часа здесь провели, есть что посмотреть с интересом и удовольствием.

Макет Биржайского замка.

Этот кабан размером с небольшого медведя.

Такое количество старинных кованых и резных сундуков в одном месте мы ещё никогда не видели:

Насчёт этого стола необычной закруглённой формы у многих может возникнуть резонный вопрос — а зачем он такой был нужен? Есть и пить за ним неудобно, всё будет наклоняться и скатываться. Заниматься какими-то ремёслами? Так для рабочих занятий стол слишком богат и красив, испортить жалко. Вот и у нас с Леной такой же вопрос появился. Молчать мы не стали и спросили прямо у смотрительницы зала. Ответ оказался очень простым: раньше стол был обычным плоским, но какое-то время они держали его на улице, дерево промокло под дождём и поверхность повело. Вот и весь секрет.

После основного здания переходим в соседнее, там располагается арсенал. В фойе о чём-то своём сплетничают три сотрудницы. Обращаемся к ним:
— Здравствуйте!
— Добрый день!
— Пойдёмте за мной, — говорит одна из женщин и ведёт нас к необычному сооружению, установленному на полу посреди большого и почти пустого зала.

Это прямоугольная коробка, габаритами и видом похожая на накрытую белой простынёй двуспальную кровать, только без покрывала и подушек. Сотрудница у нас спрашивает:
— Какой язык предпочитаете, литовский, русский, английский?
— Русский желательно.
— Вы к нам из Латвии приехали?
— Нет, из России.
Повисла пауза. Женщина в замешательстве смотрит на нас, мы в непонимании на неё. Молчание затягивается.

— Ну, в смысле вы русские из Латвии?
— Да нет, мы русские из России.
Опять ступор. Россияне их совсем не жалуют, что ли, если такая реакция на нас.

— Ну ладно, сейчас я вам покажу анимированное представление о нашем замке.
И сотрудница ввела нас в курс дела.

Замок Биржай начал строиться ещё в 16-м веке, затем несколько раз разрушался во время бесконечных войн, возвращался в распоряжение владельцев и отстраивался заново. Принадлежал династии Радзивиллов.

Последний раз был взорван шведами в период Северной войны в 1704 году. Вот именно об этой осаде и уничтожении замка рассказывает интерактивная «кровать».

Анимационная модель осады замка Биржай в 1704 г.

В начале Северной войны (1700-1721 гг.) в замке встретились и подписали союзный договор о взаимопомощи царь Пётр I и Август II, ставший тогда польским королём. (Одним из условий договора был пункт, что Август II обязывается не заключать сепаратный мир с Карлом XII). И вот, через 3 года, в 1704-м, помощь уже понадобилась: замок осадили шведы.

Историю уничтожения замка удалось узнать из найденных дневников фельдмаршала Левенгаупта, командующего шведскими войсками. На горизонтальном экране перед нами появляется фигура фельдмаршала и как бы от его лица ведётся повествование. Одновременно происходит движение — к замку подступает шведская армия, солдаты роют окопы, строят укрепления, скачут кони, бегают курьеры, расставляются пушки и т.д. В крепости тоже суета — гарнизон готовится к отражению нападения.

Русские, как всегда, спешили на помощь своим союзникам, выполняя условия договора. Да только защитный гарнизон не стал дожидаться помощи и сдал замок без боя.

Если верить запискам Левенгаупта, он одержал победу с помощью военной хитрости, или, выражаясь по-современному — банально развёл противника, взял на понт. В распоряжении фельдмаршала имелось около 2000 человек против 1500 в замке. Да ещё с артиллерией у шведов проблемы были: их мортиры не иначе как в Китае отливали — стволы разрывало после нескольких выстрелов, калеча своих же солдат, тогда как пушки обороняющейся стороны были надёжны и исправны. Немного подумав, Левенгаупт приказал своим воинам смастерить большое количество осадных лестниц, как бы намекая, что народу у него тьма.

Хитрый ход «попал в яблочко» — комендант замка струсил и поднял белый флаг. Шведы выпустили гарнизон в полном составе, и даже разрешили прихватить с собой личное оружие. Сам замок взорвали до фундамента, чтобы не достался русским, а пушки вывезли. Говорят, сейчас они хранятся в шведских музеях.

А в 1706 году наш союзник, польский король Август II заключил с Карлом XII сепаратный мир (помните про условие договора?), оставив Петра I и Россию разбираться со Швецией в одиночестве. Знакомо до боли, правда?

Ну и ещё ложка дёгтя:
С тех пор замок так и стоял в развалинах, пока не был полностью реконструирован силами СССР в течение 1978-1985 гг. И глядя сейчас на это красивое историческое сооружение, посещая его музей, втройне обидно видеть некоторые отдельные экспозиции, рассказывающие про «оккупационный» период истории Литвы. Ведь согласно их логике получается, что это злобные оккупанты восстановили замок, превратили его в прекрасный памятник культуры и оставили в наследство после себя. Вот как в них эти двойные стандарты уживаются?! Нам не понять.

Уже в темноте покидаем Биржай и в 19:00 встаём второй машиной на границе Латвия — Белоруссия, КПП Силене — Урбаны. Здесь никаких деклараций не заполняли, но латвийцы потребовали у нас диагностическую карту техосмотра. Каким-то чудом я взял её с собой буквально в самый последний момент перед выездом из дома. Она в России-то нужна только для получения полиса ОСАГО, а уж чтобы за границей её требовали… Первый раз с таким сталкиваемся. Даже не знаю, как развивались бы события, не захвати я карту с собой. Причём, на въезде в Латвию таможенники про неё ни слова не говорили. Так что имейте в виду, кто поедет в Европу — диагностическую карту лучше на всякий случай держать при себе.

Латвийскую часть прошли быстро. На белорусской стороне машин тоже почти не было. Паспортный контроль без задержек проскочили, а дальше подходит белорусская таможенница, просит Лену открыть дверь багажника, после чего командует:
— ВСЕ вещи выгружайте на стол.

Вынуждены подчиниться. Освободили салон полностью, включая мелкие пакеты и коробки. Сначала девушка проверила салон, бардачок, подлокотник, под сиденьями. Не заглянула только в нишу запаски. Затем взялась за сумки и пакеты. Шпроты, сыр, колбаса и прочее её не интересовали — искала конкретно алкоголь, суммируя каждую обнаруженную ёмкость. Посчитала даже 2-градусный «Ридлер». Да мы ничего и не прятали, зная, что влезаем в норматив. Вот не зря меня сомнения грызли в Шауляе насчёт пива, интуиция не подвела. Не порадовали мы братскую белорусскую таможню лишним алкоголем.

За 50 минут прошли обе границы. Бензина в баке оставалось на донышке, уже давно горела лампочка аварийного остатка, а бортовой компьютер отказался даже показывать оставшееся расстояние, вместо цифр выдавая прочерки.

Первая заправка сразу после границы — 95-го бензина нет. Дотягиваем до следующей, «Татнефть» — та же история. Интересно, это обычная ситуация или форс-мажор?

До отеля в Браславе ещё 11 км, заправок на маршруте больше нет. Заливаю 2 литра 92-го, надеюсь, ничего страшного не случится. Машина нормально вроде едет, хотя никогда раньше не кормили её 92-ым.

В 21:30 по белорусскому времени заселяемся на базу «Отдых в Браславе». Из постояльцев мы одни, а поскольку так поздно нас уже перестали ждать, пришлось немного понервничать и «пообрывать» телефоны. В итоге всё благополучно разрешается. Из какого-то подвала появился сторож, судя по говору и акценту, поляк. Польский гастарбайтер в Белоруссии? Мы уже ничему не удивляемся в этой поездке.

Он показал нам номер и общую кухню. Вся база в нашем распоряжении, красота. Когда речь дошла до оплаты, выяснилось, что белорусских рублей у нас нет, а в евро он не сможет дать сдачу.
— Российскими рублями возьмёте?
— Да без проблем. Давайте по курсу, я потом поменяю.
— Отлично!

Демонстрирую ему на планшете бронь от «букинга», где стоит цена 1100 руб. Для компенсации обменного курса оставляем мужику 1200 рублей. Все довольные, расходимся по своим углам.

6 января.

На выезде из Браслава в восточную сторону есть ещё одна заправка, там наконец-то 95-ый бензин залили.

В 12:00 припарковались в центре Витебска — культурной столицы Беларуси. Пообедали на пешеходной улице.

Пешеходная улица Суворова.

Потом пару часов погуляли по историческому центру. Как везде в Беларуси — чисто и аккуратно.

Летом 2017 года в Витебске ко дню города открыли две новых скульптуры:

Памятник Старику Хоттабычу.

Автор сказки «Старик Хоттабыч» Лазарь Лагин (Гинзбург) родился в 1903 году в Витебске и некоторое время жил на бывшей Подвинской улице (ныне Толстого). Теперь главный герой этой книги — старик Хоттабыч, он же Гасан Абдурахман ибн-Хоттаб, радует детей, идущих в кукольный театр «Лялька».

Если потереть кувшин и произнести магические слова «Ахалай-Махалай», то ваше заветное желание исполнится.

Памятник Золотой Рыбке.

Идеологически обосновать создание памятника этому персонажу, да ещё и с ключом от города во рту, уже труднее. Вроде как появление скульптуры можно объяснить тем, что автор «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин дважды бывал в Витебске. Но неподалёку отсюда ему и так уже стоит памятник.

Тем не менее, скульптура уже стала популярна у молодожёнов, да и желания Рыбка тоже исполняет — для этого нужно положить монетки в её кошелёк внутри ракушки.

Концертный комплекс «Славянский базар», именно здесь каждое лето проходят масштабные международные музыкальные фестивали.

Набережная Западной Двины.

Памятник князю Ольгерду, только у белорусов его имя пишут с буквы А.

Ольгерд — великий литовский князь, один из 7 сыновей Гедемина. Первой его женой была Витебская княжна Мария Ярославна. После смерти тестя Ольгерд становится князем Витебским. В годы своего правления (1345-1377) завершил собирательство земель в Великое Княжество Литовское. Организовал несколько успешных нападений на Москву и другие русские города.

В этом канале рыбак, видимо, пытается живую золотую рыбку поймать. Только получается всё как в том анекдоте:
Сидит Кот Матроскин с удочкой, рыбу ловит. Мимо едет Печкин на велосипеде:
— Что, Матроскин, всех мальков из пруда выловил?
Матроскин обиделся и говорит:
— Я мелкую отпускаю, а крупную в баночку из-под майонеза складываю!

Прогуляли 2 часа, купили в дорогу белорусских драников и выехали в сторону Смоленска. На границе с Россией уже привычная проверка паспортов, очередей нет, всё буквально на ходу.
Вечером проскочили Москву.

7 января.

Доехали до Чебоксар и решили, что обратно «тошнить» по Татарстану в режиме 70-50 км/ч нам не хочется. Да ещё дорога была мокрая и грязная. Только протрёшь на остановке боковые стёкла, зеркала и фары, как буквально после первого же обгона машина превращается в танк, в том смысле, что обзор остаётся только в одну сторону — вперёд. Очень небезопасно в таких условиях двигаться.

Поэтому мы свернули на Йошкар-Олу. Дорога резко изменилась в лучшую сторону — сухо, чисто, «Камазов» практически нет, легковушек немного. Камер тоже нет.

Этот маршрут через Йошкар-Олу и Киров до Перми длиннее казанского на 70 км, но он на порядок комфортнее оказался. Снег появился уже в районе Кирова.

8 января.

Переночевали в Чёрной Холунице, когда до дома оставалось 360 км. Спали в машине, утром просыпаемся, а машина укрыта толстым слоем белого пухового покрывала. Никогда бы не подумал, что могу так обрадоваться снегу.

Белая сказка.

В принципе, на этом можно было бы и закончить рассказ, но уже в Пермском крае на дороге произошёл один показательный случай, о котором мне хочется упомянуть.

Дорога почти пустая, ехал я довольно быстро для такой обстановки — 90-100 км/ч, но попадались водители, обгонявшие меня как стоячего. Я таких называю «бессмертными», а мой коллега — «диарейщиками», ну да сейчас речь не о них.

В Пермском крае асфальт вообще был чистый, сухой, только между встречными направлениями, посередине дороги, снежная полоса оставалась. Солнце светит, видимость на миллион.

Догоняем колонну легковушек из 4 машин, первая двигается со скоростью 60 км/ч и собирает за собой хвост. Мест для разрешённого обгона мало, приходится терпеть. Некоторое время плетёмся за ними и обсуждаем с Леной эту ситуацию. Я ругаюсь:
— Вот какого чёрта он едет 60 по трассе! Можно же хотя бы 90, все условия позволяют.

Лена как приверженица более спокойной езды, защищает тихохода:
— Зато он едет в безопасном режиме.
— В каком безопасном?! Наоборот, он провоцирует аварийную ситуацию. Сейчас люди, которые плетутся по его вине, начнут дёргаться. У кого-нибудь нервы не выдержат, пойдёт на обгон, его занесёт и он улет…Смотри-смотри-смотри!!!

Не успеваю я закончить фразу, как вторая машина из колонны (это был хэтчбек Киа Рио) начинает обгон того тормоза: выезжает на встречку и дальше всё как по классике — на снежной полосе посередине Киа «закусило» и начало крутить влево-вправо. Блин, я как в воду глядел, накаркал.

Вся колонна, начиная с первого тихохода, резко по тормозам (ещё одна предпосылка к ДТП). Киа развернуло на 360 градусов, и он замер поперёк встречной полосы чуть впереди всей колонны, передом на дорогу. Повезло, удержал машину, не улетел в кювет. И ещё благо, что в этот момент встречного транспорта не было.

Быстро оправившись от шока, Киа резко стартует и встраивается в нашу полосу впереди тихохода. Ну, думаю, сейчас остановится и устроит разборки с этим тормозом. Уж больно резко он стартанул, как бы боясь, что тот от него ускользнёт. Но нет, разборок не последовало.

Следом и остальные машины потихоньку обогнали поборника безопасной езды, от греха подальше.

В 14:20 по нашему времени подъехали к дому.

За 10 дней намотали 5358 км, из них по Латвии и Литве 834 км. Проблем с машиной никаких, кроме сдутого колеса. Как я его накачал в Шауляе, так до дома и хватило. Но за 3 недели всё-таки подспускает, надо разбираться. Пока просто докачиваю понемногу.

По затратам:

1. гостиницы — 11980 руб.
  2. топливо — 22010 руб.
  3. гринкарта и медстраховки — 3000 руб.
  4. платная дорога — 300 руб.
  5. штрафов — 0 руб. (и в дороге ни разу не были остановлены полицией).

Итого обязательная часть = 37290 рублей. Шопинг, музеи и питание точно не считал, но примерно ещё столько же.

Несмотря на позитивные в целом впечатления от поездки, я бы сделал в результате такой субъективный вывод: Прибалтийские страны поражены серьёзной губительной болезнью. А много ли найдётся нормальных здоровых людей, желающих снова и снова ходить в гости к умирающему и смотреть, как день ото дня ему становится всё хуже и хуже? Поэтому, пожалуй, в Латвию и Литву на новый год мы больше не поедем, а вот насчёт Эстонии пока не зарекаемся, свой диагноз мы ей ещё не поставили.

Эпилог. Или крик души, если хотите.

Во время существования Советского Союза возможности самостоятельно путешествовать у меня не имелось, слишком молод ещё был, учился в школе, потом в военном училище. В нашей роте служили ребята из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Армении, Грузии. Прибалтов не было ни одного.

Я даже сейчас с закрытыми глазами смогу назвать все 15 стран (не путать с 15 республиками СССР), входящих на тот момент в состав социалистического лагеря — так нас «гоняли» в училище по предмету № 1 «История КПСС». За утерю личного конспекта работ В.И. Ленина следовало только одно наказание — исключение из училища. И такие случаи реально были, в т.ч. и на нашем курсе. Для некоторых нерадивых курсантов, перебивающихся с «двойки» на «тройку», вопрос знания стран социалистического пути развития и Варшавского договора был вопросом жизни и смерти — даже если ты полный ноль в предмете, но сумеешь правильно перечислить состав этих военно-политических блоков — считай, что «трояк» обеспечен.

После выпуска из училища в 90-м году я попал по распределению в морскую авиацию Северного флота, в вертолётный полк под Мурманском. Наши эскадрильские МИ-8 периодически летали в Каунас на плановый ремонт, там тогда базировался авиаремонтный завод. По окончании ремонта из эскадрильи на завод в Каунас отправляли бригаду инженеров и техников на приёмку вертолёта, в том числе и из группы, в которой я служил лейтенантом. Эта недельная командировка в Литву по негласному статусу приравнивалась к заграничной, абы кого туда не посылали, только самых старых и заслуженных офицеров и прапорщиков. Мы, молодые, потом развесив уши, слушали их рассказы о советской загранице и втайне по-доброму завидовали счастливчикам. Но через 1,5 года моей службы Союз распался и командировки в Литву прекратились.

Зато сейчас у меня появились возможности, желание и средства для самостоятельных путешествий, и я с удовольствием посещаю бывшие республики СССР и бывшие страны социалистического блока, и особенно потому, что когда-то мы были одной страной или стояли по одну сторону баррикад. Мне нравится там общаться с местными жителями, слушать, наблюдать, впитывать, думать, анализировать.

Побывав уже во многих из них, находясь в курсе политических событий и новостей в мире, я бы сейчас вот так описал сложившуюся ситуацию. Почти все бывшие республики СССР и бывшие европейские советские сателлиты с одной стороны, а мы с другой, ведём себя как рассорившиеся вдрызг родственники, которых всё время тянет продолжить выяснение отношений и доказать, кто же всё-таки из них сволочь, при этом демонстративно показывая, что они друг друга больше не интересуют. Нас терзают вечные обиды на их неблагодарность, и мы с упрямым упорством пытаемся узнать — а любят ли они нас?

Их старшее поколение озабочено социалистическим прошлым. Одни считают на фоне свалившегося кризиса, что тогда был рай земной, люди занимались делом, работали заводы, была социалка, бесплатное образование и жильё. Другие каждый день благодарят Господа за избавление от кровавой советской оккупации. Ну а их молодёжь озадачена одним — красиво вписаться в европейскую жизнь, только вот получается это неважно, потому что они там не особо кому-то и нужны, своих мигрантов хватает.

И как-то грустно от всего этого, потому что лично мне больше по душе девиз кота Леопольда из известного мультика: «Ребята, давайте жить дружно!»

Migel555
Очень зря автор разбавил, вполне интересный рассказ, политикой и стенаниями о совке.....
Migel555
для кого то это совок, а для кого то родная страна СССР. в общем тьфу на вас Мигель из типа Уссурийска.
Юрга
Отлично написано, но желания посещать прибалтику не появилось от слова "совсем".

Отличный грамотный, познавательный рассказ!
Автору - респект и благодарность за труды!

Прибалтам надо снижать цены, может люди к ним и потянутся.
Приятно прочитать,спасибо!
Astana
Объясните не русскому человеку Франческо Бартоломео Растрелли русский или итальянец?

Migel555
Вспоминается чаще хорошее, особенно если в действительности его меньше. Если не сложно распишите смысл слова- совок, очень интересно.

Справедливости ради хочется сказать, что новогодних безлюдных мест можно нафоткать даже в переполненной народом Москве, таких фото у меня полно, хоть напротив Кремля. А уж всякие московские усадьбы Измайлово или Царицыно в Новый год были безлюдны аюсолютно. Так что толпа - не всегда показатель процветания. Самую невероятную толчею на Новый год мы увидели в Одессе 2014, в разгар того самого Майдана. Ну и что?

Migel555
СССР это было замечательное время, лучшие времена которые вспоминаешь с теплом. Сейчас бардак, страну сломали и разрушили, плохие настали времена. Правильно подметили выше, в СССР было только хорошее, а сейчас ничего хорошего нет, во всех смыслах.
Мой отзыв: Лада Калина 2006
Я тоже ездил в феврале польша литва латвия эстония.
Я понял в той стране где заправки Лукоил та и осталая.
Латвия это полный пипец.
Литва по лучше, ну эстония это ваще другая планета.
В Польше грандиозные стройки.
Строятся автобаны крутые притом сразу на большой площади.
Разметочка, знаки...на голову выше балтийских стран.
Ну Латвия разочаровала вообще, от Украины я отличий не нашел
видимо их в ЕС паровозом взяли.
Migel555
свое личное мнение лучше озвучивай на сайтах где тусуются твои ровесники - малолетние дегенераты.
Martyn36
Очень грамотное путешествие и интересный рассказ, один из самых обстоятельных путеводителей на Дроме по этим странам. Замечательно, что "открыли" для читателей так много кроме столиц.Спасибо!...
Да, да в Прибалтике все в порядке, людей все больше, экономика процветает, автор наговаривает, можешь успокоиться.

Спасибо Вам за очень хороший и познавательный отчёт, снабжённый хорошими и качественными фото. Считаю его (отчёт) одним из лучших на ДРОМе за последнее время. Вывод, который делаю исходя из отчёта несколько парадоксален - в современные прибалтийские республики ехать не стоит, там дорого и уныло.
Автор видно упоротый ура-патриот, на которого америка все время хочет напасть и захватить мечту всех американцев - пермь! Если уж приплетать политику, то приплетать ее в сравнении... все что видно на фото - красивую природу, чистые ухоженные городки, а что ему там "сказали" жители..., возможно что это всего лишь розовые сопливые патриотичные мечты автора! Если уж хаять другие места, то расскажи о своем место что-нибудь, боюсь стыдно тебе будет...!
Это я о том, как можно вроде не плохой отчет об авто путешествии перечеркнуть своей ватной бравадой!

За чем наклеивать на автора ярлыки, отличный отчет. Хотелось бы услышать, что значит ватная бравада?
Что было раньше, было раньше, а сейчас все иначе.
Ну а то, что СССР (читай, РСФСР), опираясь на бредовые идеи политических авантюристов, тянул на себе все эти 14 республик-сестёр, так это в результате дорого всем нам обошлось и привело к закономерному финалу. Кормили национальные окраины, забыв хорошую русскую пословицу - сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит. Вот результат недальновидной политики. Так что не грустите по безвозвратно ушедшим республикам Прибалтики и прочим грузиям с армениями и украинами и не ездите туда больше, чтобы не портить себе военные нервы. Сходите лучше в баньку в Пермском крае :) Не нужен нам берег турецкий и Латвия нам не нужна :) А девиз кота Леопольда оставьте несмышленым детям.

хорошо и интересно описано путешествие выходного дня (короткого отпуска), родственники живут в Калиниградской области, часто ездят по Прибалтике, так вот за последние десять лет страны превратились в обитель стариков и просто пожилых людей, т.к. вся молодёж свалила на заработки в более успешные европейские страны и возвращаться не намерена...
За гибридами будущее... причём не важно за какими (бензин/электро/газ/водород/солнечая энергия)

Анапа
Очень познавательно ! Спасибо !
держу хвост пистолетом

Lights Out
Автор, ваша курсантская ностальгия понятна, но вы никак не поймёте одну простую вещь - Варшавский договор давно почил в бозе и сделал это не просто так. Что было раньше, было раньше, а сейчас все иначе....
В Турции был. И больше в Кримию ни ногой
НЕ БЫВАЕТ ПЛОХИХ МАШИН, БЫВАЮТ УПЁРТЫЕ ФАНАТИКИ
Мой отзыв: Kia Rio 2016

Плюсану
НЕ БЫВАЕТ ПЛОХИХ МАШИН, БЫВАЮТ УПЁРТЫЕ ФАНАТИКИ
Ярославль
Зачем ездить в страны, где официальная политика - русофобство, где сносят памятники нашим солдатам, а эсэсовцы получают почести и привилегии? Зачем туда везти свои деньги?! Научитесь самих себя уважать.

Печальное зрелище
AntiSovieticus
Автор, не стоит постоянно вспоминать ссср и прочее - насильно мил не будешь - мы силой присоединили прибалтов в конце 30х, принесли много горя местным жителям - выселяли, высылали, сажали, кого-то даже расстреливали во имя светлого коммунистического будущего. Глупо думать, что они нам были рады. Но всё - союза нет уже, смирись.Прибалты - самостоятельные, как бы ты не искал признаки того, что им очень плохо без нас и они непременно вымрут без покровительства РФ. Пусть живут так, как хотят, не фиг нам лезть к ним со своим уставом.

А так - довольно интересный рассказ. Наверное, стоит съездить в Ригу(но не на машине), обновить отроческие воспоминания, так сказать :-)

Полярный летчик Илья
а куда тогда ездить ? дома сидеть в 4-х стенах, русских практически нигде не любят, вернее относятся нейтрально. Мы сами заработали такую репутацию, а как говориться один раз обос..лся, то отмываться надо очень долго. ничего в Прибалтике полохого нету, люди живут, работают, боле чистенько, окуратненько. Но а грязные места и плохие дороги есть в любой стране.

715tua
Франческо Бартоломео Растрелли -русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675—1744). - из Википедии.

715tua
Растрелли итальянец, а автор сего поста идиот.
У меня на прибалтику обида осталась. Году в 84 ещё до Чернобыля отдыхал в Паланге так там после невинного вопроса (типа который час) литовец набросился на нас, что мы АЭС у них построили, природу загадили, оккупантами называл, а женщина на вопрос:"Где сгущенку продают?" - для вас в России.И еще когда на экскурсии возили оказывалось все интересное закрыто и Домский собор в Риге и замок в Нарве. Специально билеты для военных санаториев на выходные для музеев дни продавали. Долго билеты хранил, чтобы предъявить когда на танке приеду.
Алекс
Служил в Литве в Каунасе и нормальные отношения были между русскими и литовцами и все хорошо говорили по русски и вражды ни какой не было. И Литва развивалась и жила не плохо даже по отношению к России . А теперь там самый настоящий застой и разруха .

Ну как в дополнение по Прибалтике можно их ресурсы новостные почитать.. http://rus.delfi.lv/ Латвия http://rus.delfi.ee/ Эстония https://ru.delfi.lt/ Литва

Содержательный и интересный рассказ ))) Разве, что политота неуместна((
Соболевский Виталий Анатольевич
А я в Хабаровске служил еще до распада, и были срочники Узбеки, Даги, и из Литвы было несколько человек, все со временем как то уживались даже с таджиками, которые чуть что сразу за нож хватались, но прибалтов ненавидели ВСЕ, на это должны быть причины...
715tua
Итальянец конечно. Но комуто приятнее считать иначе...
Нормальный процесс, как и в рф. Молодёжь едет из прибалтийских мухосрансков в столицы Империи: Берлин, Париж, Лондон, богатые немецкие и английские города, Норвегию и Финляндию. В Финляндии средняя зарплата 3000 евро, а не 900 как в москве...

Зачет , эх Прибалтика , Прибалтика , скоро Вас там при такой жизни не останется, пойдете все в другие страны за гроши пахать, а ведь жили то лучше всех при Союзе , что имеем не храним потерявши плачем ,.....

Lights Out
Не все 14 республик тянули. СССР просто не дали развиваться, его до сих пор пилят и разворовывают. Допустим в Таджикистане сейчас англичане держут разрезы и карьеры, добывают там золото с камушками и к себе всё вывозят. В Киргизии таже ситуация, с Англичанами, кому то было не выгодно что бы все богатства достались СССР и его как страну сломали.

Здорово написано! Прочитал с большим интересом, автор наш человек! Прибалтика в СССР готовила хороших специалистов ИАС - ДВВАИУ и РВВАИУ. Служить там во времена СССР было престижно.

Нормально, земляк. Критиков не слушай. Добротно.
Jap Friend
Полнейшая тоска на каждом фото.
Были там люди, или безлюдно было, значения не имеет - делать там нечего.
Повествование занудное.
Я сам родом из СССР, но никакой ностальгии.
К чему стоны ваши о былом...?
AndreyA385
Англичане молодцы. Это нация великих колонизаторов, не учите их эффективно осваивать колонии. Маразматическому руководству СССР, сидящему в Политбюро, надо было с них пример брать, а не тратить колоссальные средства на тщетные попытки цивилизировать и выдернуть население этих окраин из пучины феодализма и кумовства. Нельзя изменить восточный менталитет. Это так же бесполезно, как из болота тащить бегемота. В результате они все туда закономерно обратно и скатились. А затраченных ресурсов уже не вернешь.
Алексей_76
Да, точно! Давай туда въедем на танках и доходчиво объясним прибалтам какие они идиоты и как хорошо в стране совесткой(пардон, российской) жить! :-)))))))))))
А тех, кто будет сопротивляться и отказываться радоваться, тех на xpeн транклютировать, верно? :-)))))

Ну, в общем, тоска. Может летом там приятнее, хоть по лесу погулять?
че на автора накинулись?
ну все, что хотел сказать автор, он сказал. У каждого за 40 есть поводы для ностальгии.
да и историю стоит вспоминать, чтоб адекватнее планировать будущее.
развели наших отцов и старших братьев в 90-х. Деды-то уже силу потетяли, никто их уже не слушал, а отцов развели. Кого на джинсы с жвачкой, кого на видак, кого на розовую эфемерную "демократию". Бывает. Когда народ долго в тепле и сытости живет. Биология, мать ее.

Замкадье
Чарльз Хопкинс
Я тоже ездил в феврале польша литва латвия эстония. Я понял в той стране где заправки Лукоил та и осталая. Латвия это полный пипец. Литва по лучше, ну эстония это ваще другая планета. В Польше грандиозные...
В Польше дофига заправок Лукойл )))))
А вот и продолжение про отпуск...
Ярославль
коммунист
"А куда тогда ездить?" Неужели, кроме Прибалтики некуда? Я имел ввиду именно прибалтийские страны. Там я не был и не собираюсь по обозначенным выше причинам. Я лично никакой такой плохой репутации не заработал и отмываться и каяться ни перед кем не собираюсь. Везде, где был отношение хорошее встречал, даже в Польше. Научитесь любить и уважать себя, гордиться своей страной, не давать ее в обиду.

Автор увидел то, что хотел увидеть.

И что в конце концов плохого, что у молодежи есть возможность применить себя за границей?
У условного Васи, токаря-фрезеровщика из Челябинска гораздо худшие вводные для попытки устроиться на работу в Европе и получать достойный доход. Был бы он в равных условиях с Васей-латышем, новогодний Челябинск бы тоже не отличался многолюдной толпой.
Насчёт санкционных продуктов- можно провозить 5 кг на человека. Ну и с диагностической картой вас просто развели.Так просто, решили перед вами повыпендриваться
Migel555
Мусорное ведро у тебя вместо головы.
коммунист
не знаю чувак,какую репутацию заработал себе ты,но включив мозх узнаешь -в моей России столько мест-жизни не хватит все обьъехать
Аlex fcsm72
автору большущее спасибо.хоть и длинно,но прочитал с интересом все.
Светлана Омельченко
Автора развели - все уехали праздновать НГ в Пермь!
fidel castro rus
Пару слов в кафе по литовски выучить и сказать религия не позволила? gочему все по русски должны говорить в чужой стране?

Новониколаевск
автор молодец! все описал обстоятельно.пиши еще, у тебя это получается хорошо..
fidel castro rus
А с какого буя автор должен что-то учить? Он турист, он им бизнес делает, пусть они и учат, а то и денег дай и еще раскланяйся? Пусть будут рады, что вообще кто-то едет смотреть на этот дом престарелых.
Ruslan
Ну язык международного общения-английский. А русский идёт дополнением в туристических местах,где русскоязычных много. Общались же с автором по русски где могли. На что обижаться?
AntiSovieticus
Неоднокартно бывал в европах.Практически нигде никто не понимал "Человек! Человек!!! Официант! Почки один раз царице!"(с)
А вот по-английски - понимали.
Однозначно надо на танках в эти европы, а то распустились - русский не хотят учить!

Отличный познавательный рассказ. И автор, как и его оппоненты имеет право на свое мнение. Именно личное отношение превращает безликий отчет в выпуклый очерк. Прочитал с удовольствием, и мне для этого не нужно быть во всем согласным с автором.
Камраден, для политических баталий существует множество специализированных ресурсов, давайте обсуждать дороги, отели, машины и интересности.
Автору удачи и новых путешествий, рассказ поможет многим путешественникам по Прибалтике.

P.S. А хамов надо банить без пощады, нарушают атмосферу. Отдельное спасибо Дрому за такую возможность.
в моём тревожном чемодане
пуанты гвоздь и беляши
забил покушал и спокойно
пляши
© НиРо
AntiSovieticus
Забыл добавить: улыбнула фраза про хозяина мини-отеля и его дочку-врача, которой (по утверждению автора)придётся-таки выучить русский-она же мол врач и много русскоязычных, не знающих государственного языка страны где живут, к ней идут лечиться.
Много ли у нас врачей, которые выучили таджикский, узбекский? :-)))))

AntiSovieticus
Надо немного прикинуть сколько лет живут у нас таджики-узбеки и у них русские, а так же процент населения- русских 30 и таджиков-узбеков 2. Как-то так

У каждого своя дорога

AntiSovieticus
Про Прибалтику интересно, я там был ооооочень давно, ещё в отрочестве, при союзе.Действительно, воспринималась как заграница, всё было иное, как бы не советское. Автор, не стоит постоянно вспоминать ссср...
прибалтов насильно мы присоеденили по результатам Северной Войны. Правда прибалтов никто не спрашивал, а со шведами земли эти "обсуждали". Ещё и шведам заплатили за эти земли. А то что в результате 1917 года они наши земли себе типа забрали - это историческая случайность, как и 91 года. Горя принесли только тем, кто в спины нашим да и кстати местным сторонникам Советской власти стрелял и на фашистов работал. Там даже сейчас полно ностальгируеющих по СССР. А если учесть что даже из СССР они вышли с приростом территорий - так воообще странным выглядит Ваше мнение.
Касательно самостоятельности - всё автор описал. СИдели сначала на советской шее, теперь пересели на европейскую. Правда лафа продолжалась не долго)))) Это я про латышей и латвийцев говорю. Всех я видел в Европе - штукатурят в Норвегии и цветы упаковывают в Голландии.
AntiSovieticus
А вот по-английски - понимали.
да ладно))) в нормальных магазинах Лондона и Милана есть русскоговорящий персонал. Потому что работают на русского клиента. Так же и эти шпроты - если уж русского туриста приглашаете - то могли бы и выучить язык. Нет блин... всё старыми фобиями живут. Вместо русофобии могли бы нормальные отношения с Россией развивать и зарабатывать на этом. Но видно из Брюсселя указания другие этим самостоятельным дают.
Andrey
Симферополь
да и бог с ними...

Отличный рассказ! Был в Риге и Сигулде в 2006 году очень понравилось, но прохладное отношение чувствовалось.

Lights Out
тот сейчас твоя страна тебя прямо кормит, смотри не лопни... жрут только властьимущие, а мы так, крошки перехватываем и то не всегда.
Мой отзыв: Mazda Familia S-Wagon 2000

fidel castro rus
потому что кормящую руку нужно целовать, засунув свои незнания и неприязни себе глубоко и улыбаться...

Senat03
да чоты этому раненому пытаешься доказать...
Рустам
В Лондонах не бывал, не люблю англичан. В супермаркетах, магазинах и кафе других стран русскоговорящих официантов не припомню.Может и были, но не попадались. В Чехии и Польше попадались местные, которые могли объясняться на русском, но это были люди моего поколения и старше, а не те, кто родился в последней четверти прошлого столетия - им уже в обязаловку русский в школе не преподавали. В общем, ехать в другую страну в надежде, что обойдёшься русским - крайне глупо.
P.S. Я веду речь НЕ о пляжных курортах.На пляжных лежбищах персонал мультиязычный, само собой.

Bosss_Krasnoyarsk-26
Не зная прошлого невозможно понять смысл будущего. Многие пишут кормили 14 республик, жили хуже всех (но не плохо). Сейчас вроде не кормим Прибалтику и проч, но что-то образование/медицина/жилье все платное. Значит, что в этом мнении не так!

Senat03
так про то и речь, что проблема была не в "кормлении" респуплик, а в другом и она до сих пор осталась и прогрессирует имхо.
Хорошее путешествие...

Вам с такими взглядами лучше дальше Новосибирска не выезжать. Хотя и персонал Новосибирских кафе вам тоже будет не рад.

ну и бред
Все действия выполняет сознание
А вот направление этим действиям задает подсознание

Аlex fcsm72
ну вот, опять один и тот-же пряник хавать всю жизнь. В России очень много красивых мест, но разве не охота побывать везде ( конечно по возможностям ) ? Не надо зацикливаться только на одном. Я уже много где бывал , и везде красиво, но хочу по возможности ещё больше увидеть, а не слушать одну и ту-же речь и кушать одни и те-же пирожки.

fidel castro rus
друзья ездили года 3 назад в прибалтику, везде разговаривали на русском, проблем небыло.
S.K.
С персоналом кафе я как-нибудь сам разберусь, без чьих-либо советов и умозаключений. А с иностранцами америкосами и англичанами, шотландцами (пиндосами одним словом) бывает пересекаемся по работе, на ремонте оборудования и у них даже мысли нет требовать от нас знания английского, они у нас деньги зарабатывают и поэтому с ними всегда их работник со знанием русского языка.
AntiSovieticus
в Прибалтику основной поток туристов - русскоязычные россияне, хохлы и белорусы. Есть конечно залетные туристы из Европы и военные НАТО - но они кассу не приносят. Чисто из финансовых соображений стоило бы знать язык клиента. Это как в Грузии сейчас. Очень популярное бюджетное направление - музеи оккупации строят, но по-русски стараются говорить, иначе турист уйдет к русскоговорящим "отельерам" и "рестораторам".
Касательно самих шпротов - у меня куча знакомых латвийцев и латышей. Кто помоложе - по русски не взуб ногой, но очень об этом жалеют. Больше языков - больше возможностей в жизни.

Повествование интересное, но с полит составляющей не соглашусь. Интересно было в комментариях прочитать, что там русофобия, ну так у нас в стране сплошная русофилия прям :) Если бы народы СССР снова объединились, это было бы прекрасно. Но не под властью нынешнего нашего ЕдРа и наногения , это зрителям кисель ТВ они великими кажутся, а со стороны то видно, что завидовать тут не чему.

Неплохие такие украинцы на заработки в Литву приехали. Сплошь на машинах.

Все знакомые,что были в Прибалтике- говорили про прохладное отношение, когда слышали русский язык.
Многие к комментариях ностальгируют, что вот, были образцовыми лучшими республиками СССР, а теперь загнивают. Ну так сравните их сейчас с Пермской областью. Что в них сейчас хуже, чем в Пермской области? Дороги? Образование? Медицина? Пенсии? Людей меньше - думаю только тут могу согласиться. А это хуже?
В современной России все уехали в Москву, а у них уехали в Европу. Что не так? Почему мы замечаем у них, а не замечаем у нас?
Вы вон в каких красивых гостиницах ночевали у них, ну и найдите такие же в Пермской области за те же деньги...
Прежде чем их осуждать, посмотрим на себя. Я считаю, что ничего не изменилось. Когда едешь к ним по Псковской области, а потом пересекаешь границу и видишь контраст с Псковской областью, то ровно как и в СССР они до сих пор остаются более ухоженными и развитыми.

Ну незнаю Пермь тоже не ахти,в добавок по уровню приступности стабильно занимала первые места,про российские села даже и говорить не буду,а так да Латвия кстати очень любит Россию, заметил чем дальше от России и Украины ,тем выше уровень жизни в странах)))))
Интересный отзыв о поездке. Разбавленный своим взглядом.
11192531
Прибалты уезжают в Европу на заработки так и русский Ваня уехал бы если возможность была

Томская область
Добавлю - о пользе конопли. Поскольку она растет везде и много, то и кислорода на халяву без всякого леса производит в большом количестве.

pazik124
Ни в одной стране Европы отношение не зависит от того, на каком языке говорит турыст.
Отношение зависит от его ( турыста) поведения.
Григорий
Еланцы
+5!!!!!!

Касли
поездка интересная. фотки замечательные.изложение своеобразное. про политику лишнее (ИМХО). из за этого и в комментах срач не по теме...

Владимир Владимиров
Отношение зависит от его ( турыста) поведения.
Возможно и так.
Спасибо за познавательный рассказ. Были в Латвии летом 15-го года, тоже обратили внимание, что мало молодежи. Глобализация... В 17-м - проездом по Эстонии, и тоже двоякое впечатление-вроде все чисто, пристойно, НО нет движухи, все какое-то полусонное. Исторические места стараются поддерживать, но стоить только немного отъехать в сторону- запустение. Конечно, до нашего состояния глубинки им еще далеко, но процесс уже пошел. Да, негатива конкретно к нам НИГДЕ не заметили.
Может Я чего упустил......
Хотя в рядах ВС СССР и позже РФ конечно отмечались случаи сна стоя (в карауле и даже в строю пешей колонны на марше). Вообщем.
Я пробовал залечь примерялся, даже по диагонали не поместился, а Я ни хрена не Валуев всего-то 168 см и 70 кг веса (простите мелкават), в конце концов плюнул и пошел в палатку спать.

Красная Зараза
При выезде с Латвии в 90%,у росиян,белорусов,проверяют актуальность техосмотра и если его нет- то штраф 50эвра. Не заплатиш- больше не проедиш в ЕС. А в Литве его при въезде часто проверяют и если нет,то непроедеш и придется возвращаться на любое СТО,которое может дать распечатку о техсостоянии вашего авто.

Апогеем несправедливой политики к русскому крестьянству стал указ 1736 года, который дозволял помещикам торговать крепостными, а также заниматься самосудом над провинившимися.---во всем виноваты либералы, пендосы, Ельцин и Ахеджакова.
ПРиусу 14 лет)
СИБИРЯК НА GX90
+++++++++++!!!!

Невежество и необразованность - давно стали поводом для гордости?

Вот как бомбануло-то в комментариях. Такая бурная реакция и развернувшиеся здесь словесные баталии, на мой взгляд, показывают, что задел я своим отчётом за живое, или как говорится, наступил на больную мозоль. Ни в коем случае не призываю возвращать Советский Союз, многое мне там тоже не нравилось, например хотя бы то, что почти силой заставляли всех офицеров вступать в компартию. Не будешь коммунистом - не сделаешь карьеру, не получишь квартиру и т.д. и т.п. Как мог сопротивлялся этому процессу, и даже кандидатом в члены КПСС никогда не был. Но было же и хорошее, которого больше. Да, была катастрофа с распадом СССР, которую худо-бедно пережили, и сейчас меня в целом всё устраивает. Своё мнение никому не навязываю, но и мне никто не может запретить испытывать ностальгию по тем, может быть не самым сытым, но светлым и добрым временам.

xfqa
Может Я чего упустил...... Одно не понял как в "Актионе" ну даже с полностью сложенным задним сидением можно вдвоём спать? Хотя в рядах ВС СССР и позже РФ конечно отмечались случаи сна стоя...
Нормально можно там спать - передние сиденья сдвигаются немного вперёд, спинки заднего ряда опускаются, задние подголовники вытягиваются на максимум. На железные штыри подголовников мы кладём прямую деревянную палку длиной от двери до двери (типа черенка от лопаты). Таким образом спальное место удлиняется сантиметров на 30-40. Разворачиваем два коврика (пенки), и ровная кровать готова. Мой рост чуть больше вашего, влезаю отлично.
Новокузнецк не трынди.именно такое и есть настроение в стране поездки

AntiSovieticus
Про то, что дочке-врачу без русского языка в больнице в Риге никак, нам сказал сам Валдис, её отец. Это не мои фантазии.
Неплохие такие украинцы на заработки в Литву приехали. Сплошь на машинах.
Ну если на одном авто 4-5 человек, то выйдет дешевле, чем на поезде или автобусе, да еще с пересадками. Про соотношение цен на такси и автобус в Риге прочитали.
S.K.
Автор увидел то, что хотел увидеть. На мой взгляд все, что дальше 30км от Москвы и Питера как минимум ничем не лучше Литовских задворок. И что в конце концов плохого, что у молодежи есть возможность...
А как по вашему должна организовать дела в стране власть, чтобы этот Ваня из Челябинска мечтал свалить в Москву/Европу/хоть в Африку или чтобы ему было хорошо в своем городе, где родился, где все друзья и все свое?

Jap Friend
Полнейшая тоска на каждом фото.
Были там люди, или безлюдно было, значения не имеет - делать там нечего.
Повествование занудное.
Я сам родом из СССР, но никакой ностальгии.
К чему стоны ваши о былом...?
В отпуск или на праздники, в новый год особо хочется чего-то красивого, яркого, хочется праздника воспоминания о котором будут греть целый год. А тут реально тоска. В отчетах по Грузии праздник виден в каждой фотке, в каждом человеке независимо от уровня достатка. Тут на каждом фото одна депрессуха. Желание поехать в прибалтику с этого отчета не появилось. Даже если не читать, а только смотреть фотки. Дома бухать гораздо веселее)))

vershila
Чтобы у Вани была возможность выбирать ;)
Чтобы Ваня мог съездить и сравнить.
И если после этого Ваня остаётся в Челябинске - честь и хвала такой власти.
Но у нас "лучше" только по эфирам ТВ и отчётам вот таких авторов.

vershila
Автор поехал по каким-то Прибалтийским очкурам и что он там ожидал увидеть? Столичной движухи? В городках, с населением среднероссийского За***инска?
Посмотрел население Цесиса - 17 тысяч человек.
Карл, у меня на районе муравейников многоэтажных настроили, в среднем по 500-700 квартир в доме. Это не больше 10 домов )))
коммунист
хрень какая-то написана.что значит "один и тот-же пряник хавать всю жизнь"?На Рыбычьем и Алтае "пряники" совершенно разные,а "слушать одну и ту речь" - приятный бонус.
п.с. Самые вкусные пряники у меня в Туле.Проверено

vershila
Все дело в том, что в Украине сейчас бум на тачки с еврономнрами (преимущественно lt и pl). Их себе берут даже те, кто за границу не выезжает. заробитчане бы 100% гоняли на евро***хах. Здесь же явно не тот случай.

Если патриот СССР, то и катайся на Жигулях, а то приехал на иностранном кроссовере, и поучаешь, как хорошо было в совке)))
Migel555
ты наверное голодовал при "совке", бедный ты наш ? мне так тебя жалко...хехе
MAXSIM2012
разве там так плохо живется, чем в России ?
Невежество и необразованность - давно стали поводом для гордости?
Странные вы какие-то "образованные" и "вежливые" люди, абсолютно не зная человека делаете выводы и готовы стелиться перед иностранцами за свои же деньги, если судить по вашим комментариям.

Сообщений: 2001
Кто тут ноет насчет жизни в России - что вас здесь держит? Учите английский (как минимум) и вперед к сладкой жизни! Кто не дает-то? Или вы думаете, что прибалты и поляки сплошь в Европе на хороших работах работают? Большинство - это низкоквалифицированный труд, для которого образование никакое не нужно. Офигеть, мечта! В России работы полно и возможностей. Надо лишь оторвать свою ленивую ***у. А там все пути открыты - хочешь здесь живи, хочешь сваливай. Реально самая противная черта русского менталитета - бесконечное нытье. Даже если все хорошо, все равно ноют. Вместо того, чтобы начать что-то менять - опять только нытье.
По поводу поездки - спасибо автору за рассказ. По мне так мрачновато. Зимой хочется солнца и ярких красок. Поэтому либо дома, где снег и все белое, либо на море. Такие путешествия рассматриваю только летом.

Прочитал повествование автора. Что уж теперь разглагольствовать по поводу СССР.
Кормили мы бывшие советские республики?! Ну может быть и кормили! Только сейчас, избавившись от якобы нахлебников. лучше жить не стали.
По поводу миграции из Прибалтики. Так у нас тоже эта миграция тоже существует, только внутри страны. Взгляните просто на сухие цифры. Скоро в Москве, на мизерной территории РФ, полстраны проживать будет.
Rusquality
Все смешалось... кони..люди... Друзья,зачем спорить? Кесарю кесарево... Кто мечтает стать Васей-латышом, пакующим цветы в Голландии - пускай шагают... воздух чище будет. А в России и правда столько мест, что за жизнь не объехать... А про Прибалтику что говорить? Если бы не дотации Евросоюза, там бы давно голодомор да пустыня была и также в Польше, которая лидер по получаемым деньгам. Только нас за краюху хлеба не купишь....пусть сохнут от зависти)))
Рустам
лично я сделал вывод о успехах балтийских тигров по одному личному опыту - в Голландии у меня был сосед из "этих". До 2010 года был дома директором страховой фирмы. Жизнь вроде бы удалась - красивая квартира в ипотеку в центре Риги, жена красавица и прочие атрибуты. Через два года он уже упаковывал цветы на голландской плантации и по праздникам ****** украинок в "красных фонарях". Потом встречал мужиков вкалывающих сезон на стройках Норвегии, а потом полгода отсиживающихся на своем хуторе дома. Прекрасно себя чувствовали только студенты. Европа выделяет кучу грантов на образовательные программы по всей Европе.
Отличный, познавательный и очень приятно изложенный рассказ! Автор, всех благ Вам и Вашей семье, а на местных нытиков и ворчунов не обращайте внимания, они просто завидуют! ;)
Мартель
Прочитал повествование автора. Что уж теперь разглагольствовать по поводу СССР. Кормили мы бывшие советские республики?! Ну может быть и кормили! Только сейчас, избавившись от якобы нахлебников. лучше...
О как! А если на это с другой стороны посмотреть?
Украину и Беларусь считай заново с нуля отстроили после войны. Понастроили всем Союзом там заводов и фабрик, санаториев и больниц, школ и детских садов, домов и дорог. Оказали высшую степень доверия разместив наукоемкие и военные производства, открыв передовые институты и тд. В/на Украине и Прибалтике никто в Москву за колбасой и сыром не ездил - ходили в ближайший гастроном и покупали 300 грамм посвежее... А бытовая техника? А мебель, одежда? Вообще, если нарисовать собирательный образ СССР, то получится кольцо из 14 девушек-красавиц, каждая в национальном костюме, хвастающаяся все новыми и новыми побрякушками, а между ними Ванька в лаптях и драной фуфайке (РСФСР), который всех приодел-причесал, а сам голодным замарашкой так и остался...
Дромовод
Русский богатырь на арабском скакуне уже не труЪ, да?
Невежество и необразованность - давно стали поводом для гордости?
А при чем здесь невежество и необразованность? Серьезные поставщики оборудования делают полный перевод ПО и документации на языки всех стран, куда оно будет поставляться. Хотя для питерской "антиллигенцеи" это нормально, они всегда пытаются язык хозяина выучить, как это повелось еще с рабовладельческих времен...

Читаешь отзывы россиян, и удивляешься. Приезжают в чужие страны и ворчат, нудят, поучают. То асфальт разбитый, то отель дорогой, то полицейские хамы. Все они знаю, как жить, с кем дружить. Ребята, вы сначала постройте свою страну такой, чтобы весь мир охал и ахал от восхищения. Чтобы пол мира ездило на русских машинах, а на компах стояло разработанное в РФ програмное обеспечение, чтобы модницы всего мира гонялись за русскими сумочками и юбочками, а американцы и японцы по двое суток стояли в очереди за русскими телефонами. Чтобы весь мир уважал Россию. Уважал, а не опасался, как отморозка из подворотни. Ну сделайте это! Слабо вам?

Чарльз Хопкинс
В Польшу Европа 500 лярдов евро безвозместно, типа плана Маршала. В стране с населением, как три Москвы, можно строить и жить очень не плохо, вот если-бы сами, на свои злоты.

Никола-48
500 млрд. ЕВРО ? 1/2 триллиона- безвозмездно))) Пруф то можно ? лайфньюс не предлагать )))

Неплохие такие украинцы на заработки в Литву приехали. Сплошь на машинах.
Перекупы, гоняют машины на Украину для перепродажи. У них можно ездить не растомаживая на еврономерах, но скоро вроде-бы это запретят.
715tua
Это когда гражданин одной страны родился в другой стране.

Не понимаю, зачем ездить в эти латвии и возить им туда свои деньги, в ответ на их русофобию? Елет 5 назад они жили нормально, но только до тех пор, как стали держать ответку, за политику проводимую их властями. Мы им отрубили полностью весь транзит через их республики, ну и конечно деньги за это кончились, как рабочие места. Вот и получается, 4 года и Латвии всё. Русофобия это очень дорогое удовольствие. Порты их встали, ж.д. встало почти. Будет ещё хуже. Ещё б туристы российские им не везли свои кровные. Пусть живут на свои.
Россия проводит спецоперацию на Украине.

ЯМАЛ
Спасибо!Познавательно! Прочёл с интересом! Для себя понял что Прибалтика - это последнее место в списке куда я поеду путешествовать.

Дромовод
Да это не кому не надо, люди в будущее своё не верят, так как не видят смыла и интереса в жизни. Первым делом нужно медицину наладить, что бы люди деньги по телеку на лечение детей не просили и не боялись рожать, а потом уже про уважение рассуждать и всё остальное. Какие нафиг телефоны и сумочки, тут хорошие зарплаты врачам, сварщикам, слесарям и другим нужным людям платить надо, что бы люди смысл жизни обрели и смогли начать обустраиваться, а не травить байками, спаивать пивасом и прочими керагасами, что бы все молчали. Большая часть России, это голодные люди с зарплатой 10-15тр. которым на хрен ничего не надо.

jan poll
Ура)) Так их лабусов и всяких чухонцев ! Даешь Беломорканал ! Зато в РФ в этот же период стабильно-показательно уровень жизни взлетел к небывалым глубинам ((

Никола-48
Если б можно было ездить без растаможки, то авто на укрономерах, давно бы растворились в евро***хах. По закону ездить на еврономерах - нельзя, но на дорогах их предостаточно. И все сплошь те, кто не может себе позволить авто с нормальной украинской регистрацией. Поэтому крайне маловероятно, что ребятки, приехавшие в Литву на укрономерах перекупы или гастеры, сколь бы ни казалось подобное пропитанному шовинизмом сознанию автора.

Вааа
я уже положил в папку с документами свежую диагностическую карту)))
Только я в Польшу и дальше на Германию.
------
Опубликованный пост содержит частное мнение, которое может не совпадать с Вашим.

fidel castro rus
а еще есть английский язык)))

хорошая поездка, интересный отчёт,
Прибалтика достойна посещения.

Красная Зараза
Auris_Hybrid793
я уже положил в папку с документами свежую диагностическую карту)))
Только я в Польшу и дальше на Германию.
В Польше не проверяют и не интересуются.

скука и тоска зеленая в этой пибалтике- минусую! но не отчету" а стране
Автор, а на каких шинах ездил - шипы или липучка?

Абрам Терц
С девяностых прошлого века - http://maxpark.com/community/5... сами считайте, карандаш найдёте.

mikhallych
Не нашёл, что на укрономерах, хотя возможно Вы и правы. Я не заметил, что автор шовенист _ это его личные ощущения от поездки по Прибалтике.

AntiSovieticus
А мы были рады латышским стрелкам? , а ведь они стреляли целыми семьями русских крестьян, а не высылали куда-нибудь. Так что про - силой присоединили это как посмотреть и сегодня мы к ним не лезем, но только достали они выть про нашу агрессию со своими нацпарадами. Нигде нет ангелов ни у прибалтов ни у нас - так что не нужно ******ть одних и обелять других.

Отчет неплохой. Зимой вообще путешествия по Европе и России довольно уныло выглядят, особенно, если снега нет. К тому же, новый год на западе празднуется тихо, по домам.

У автора ностальгия - имеет право. В юности и звезды ярче, и комары больше. ;) В СССР Прибалтика была на особом положении. Но стоит задуматься, они что-то потеряли? Или то, чему мы завидовали, стало нормой для всех?

Меня удивило другое. Автор был в Прибалтике в 2013. Я ее всю объехал в 2011. Всё было точно так же. В Латвии были плохие дороги. Народу мало, и слава Богу! Старшее поколение ностальгировало, молодежь радовалась возможностям заработать на западе. Проблемы в экономике объясняли евроинтеграцией или (в Латвии ) слишком большим количеством русских. Что изменилось-то? Автор в другой сезон ездил? Так и я, вроде, летом...

Никола-48
Ссылка битая, ресурс сомнительный. Бюджет ЕС в открытом доступе. Польша в ЕС с 2004 г. Полтриллиона там никому не дарили )) Дотации составляют примерно 8-10 млрд. в ГОД. Что не так чтоб много (в Питере один стадион-недострой под миллиард сделали). И это не значит, что деньги им разбрасывают с вертолетов.

jan poll
Я в октябре 2016 был в Каунасе. Людей много, движуха можно сказать. Да, некоторые дома стоят с табличками: "Сдаются офисы", некоторые с заколоченными окнами.
Но город не опустевший, молодежи много. Много семейных пар.
Очень приятные атмосферные отели. Жили в гостинице, которая раньше была типографией. Там все обустроено на эту тему.
Прогулки по городу были интересными, не сказать, чтобы как-то вау-лучше, чем в том же Новокузнецке. Просто ПО-ДРУГОМУ. Едут за сменой обстановки. И правильно делают.
------

Автор, а на каких шинах ездил - шипы или липучка?
На липучке. С 2005 года на всех моих машинах только липучка.

Lights Out
РСФСР тянул на себе все 14 сестер - это как минимум неправда.
TurboDiesell
Прибалты автору точно ничего не должны.
Хочет - едет, не хочет - не едет.
А кстати - у Вас в Новосибирске в кафе ответят туристам на латышском? Или на немецком?

Нефтескважинск (Сургут :)
Weit Dart
SAP AG серьезная контора? Вся нефтянка на нем сидит. Так вот, никакого перевода документации они не делают, и саму документацию днём с огнём не сыщешь.
А Airbus или Boeing по-вашему, переводят РЛЭ и техдокументацию?
Так что не надо ля-ля.

Auris_Hybrid793
а еще есть английский язык)))
Вот вы странные люди, ей богу. Читая конкретно Ваши комментарии, можно подумать, что если Вы лично приедете в Грузию, то сразу заговорите с местными жителями по-грузински, а в Армении по-армянски, в Молдавии по-молдавски, в Узбекистане по-узбекски и т.д. Или перед поездками специально будете их языки учить? Сильно сомневаюсь. По-русски будете общаться. А чем Прибалтийские страны в этом смысле отличаются от других бывших советских республик? Или вам по какой-то причине не хочется показать им, что вы русский?

В 2013 в Риге мы стали свидетелями такой ситуации: стоим в очереди в сувенирном магазине, один покупатель перед нами грузит молодую девушку-продавщицу (лет 18 ей на вид) детальными вопросами о какой-то вещи, которую он планировал купить. На хорошем английском грузит, мы тогда подумали, что он иностранец. Девушка кое-как в меру своих знаний английского отвечала, видно было, что ей тяжеловато на нём общаться. Так этот мужик потом отошёл и заговорил с женой по-русски, а девушка-продавец со следующим покупателем тоже по-русски стала разговаривать, причём не хуже нас. Вот нафига мужику надо было так делать? Показать латышам своё крутое образование или стыдно было, что он из России? Мне вот не стыдно.
Даже больше скажу - в таких восточно-европейских странах, как Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Черногория, Македония, Хорватия я всегда начинаю разговор с местными на русском. Потому что знаю, что они нас понимают, даже если не учили русский в молодости в школе. Да, ответить могут на своём родном языке, но нам их тоже частично можно понять. И ещё здесь такой момент важен -
при обращении на русском по реакции собеседника можно сразу же понять его отношение к тебе лично и как к человеку, и как к представителю России - будь это симпатия, дружелюбие, холодность или неприязнь. От этой первой реакции и строится дальнейший разговор.

fidel castro rus
мой комментарий выше относится ещё и к этому товарищу

Русский язык является одним из 6 международных языков общения, даже в ООН этот факт закреплён, а также в ЮНЕСКО. Так почему я не могу на нём общаться в других странах, где большая доля населения знает наш язык? Если вижу, что русский не идёт, перехожу на английский. Если и тут туго, совместно с другой стороной пытаемся найти альтернативные варианты - живого переводчика, используем гаджеты или даже ручку с блокнотом.

Уважаемый автор, с удовольствием прочитал Ваш рассказ про увиденные места, а также предыдущий, о поездке в 2013 году. Очень удивил негатив по второй поездки. Если вы целенаправленно ехали по мелким городкам, то ожидать там массовой движухи нереально. Опустение мелких городов - это результат глоболизации, а не распада СССР, по которму, у меня нет ни грамма ностальгии, хотя я чуть постарше Вас и тоже в нем пожил. В прибалтике бывал не раз и много общался по работе с прибалтами: литовцами, эстонцами, русскими, там живущими. Последний. раз был в автотуре Вильнюс- Паневежис - Рига - Паланга - Клайпеда в 2012. Между Литвой и Латвией, есть большая разница в количестве рускоговорящих. В Литве их гораздо меньше. И если Вы поедете в Палангу, где все заточено под туриста, там в любом кафе по-русски Вас поймут.
По поводу уважения. Большинство цтвилизованных людей живет по принципу: Хочешь чтоб тебя уважали- уважай других. Почему то немцы или итальянцы, приезжая в испанию, проходя по коридору в отеле, поадающимся встречным людям роворят ОЛА ( привет по-испански), а в Германии, те же испанцы говорят ХАЙ (упрощенное немецкое приветствие).
Неужели сложно выучить на языке страны в которую едешь, два слова: Привет и Спасибо. Мы сами создаем о себе не лицеприятное впечатление своим хамствлм, я почему то ни в одной европейской стране не видел переходящих на красный свет пешеходов, кроме русскоговорящих.
А безлюдной прибалтика была и в советские времена, у них такой уклад жизни. За шумной развлекухой надо в южные страны ехать.

alaska70
Английский язык - международный. На нём по умолчанию говорит большинство.
А вы снова ищете политический подтекст во вполне очевидных вещах.

В Хорватии русский практически никто не знает, чего не скажешь об английском. Был этим летом, даже не представляю, кто вас там понимал на русском, даже пенсионеры не говорят.
Но у вас имперские амбиции, все должны падать в ноги и доставать разговорник, это уже понятно.
TurboDiesell
Прибалты автору точно ничего не должны.
Хочет - едет, не хочет - не едет.
Новосиб и без туристов себя норм чувствует, туризм - не его специфика. Тем более с нынешним курсом евро немцы без проблем и особых затрат найдут либо кафе с говорящем на дойче персоналом, либо переводчика, а с латышами и прочим недоразумением будет сложнее. А прибалтам, если без России тяжко, то не мешало свои амбиции засунуть в одно место и сотрудничать. Не хотят - не будет туристов, транзита и прочего.

Moscow
При общении с местными всегда нужно помнить простую вещь - туристам владельцы всяческих гостевых домов говорят то, что думают туристам будет приятно слышать)))
Из России? Вот тебе страсть любви по СССР, матрёшка дол, водка, "ого какие у вас морозы!"
Ты главное, дорогой турист, в следующем году приезжай и отзыв на букинге оставь хороший, видишь как мы тебя любим)))

Прочитал с удовольствием.Все в тему и свое мнение тоже.Удачи Вам и новых познавательных строк.
Окна Двери 83833752055

alaska70
Полностью солидарен с земляком. Я понимаю как коробит хохлов, что за границей их могут понять только на русском, но никак не на мове. Мова, это искусственный язык, все слова которого заимствованы из русского, польского, венгерского и т.д. Путешествие интересное, отчёт шикарный. Спасибо.
TurboDiesell
чем латыш отлычается от русского или казаха?
Или Вы считаете русских - высшей расой? Или латышей - низшей расой?
yakushev
Украинский язык никак не похож на русский. Скорее на беларусский и словацкий.

Московская область
По поводу отношения к нам полностью с автором согласен. Был недавно в Эстонии проездом остановились в одном месте, резервировали на букине. Однако нас поселили в номере не соответствующем нашему заказу получив ответ на английском (хотя хозяин говорит на русском в силу своего возраста) не нравится уматывайте. Т.к. я уже изрядно устал с дороги не стал с этим уродами спорить переночевал и поехал дальше. После супруга оставила негативный отзыв на букине это меть более ощутимая она оттолкнёт таких как я. Экономические механизмы более действенны.
В Риге же более дружелюбно. Но местные сами говорят что "уныние" это местное хобби и это в столице.
Что до языка украинского без условно у нас общие корни. Однако в настоящее время делается всё для того, что бы этого общего стало всё меньше и меньше (не важно это сурдик или мова).
Признаком этого становится вот такие высказывания "украинский язык никак не похож на русский" т.к. это говорят эмоции, а не знания лингвистики.
Luc
По факту - все языки есть искуственные. Просто почему-то некоторым особям очень хочется любым способом уколоть соседей, которые не сильно хотят дружить с Россией.
Пример тому:
- "...а с латышами и прочим недоразумением будет сложнее..."
- "... Мова, это искусственный язык, все слова которого заимствованы из русского, польского, венгерского и т.д..."
Откуда эта мания величия? На самом деле это все - детский лепет.
Автор рассказа видит ностальгию о СССР от прибалтов - пенсионеров, лучшие годы которых прошли в СССР.
Молодые прибалты думают иначе.
И да - действительно правда, что многие латыши уехали в другие страны работать. Работают наравне с немцами, получают примерно столько-же. На выходные приезжают домой. Много путешествуют. И живут очень неплохо.
Почему Вы латышей называете недоразумением?
Не латышей, а все почти страны после развала Союза - одни недоразумения и головная боль для России. Если им так без России здорово, то какого лешего граждане всех этих "стран" у нас делают? Лично для меня нет ни братских народов, ни братских стран и помогать за наш счет никому нет желания.
TurboDiesell
Почему вдруг Вам кажется, что вы кому-то помагаете?
Почти страны после развала Союза - одни недоразумения и головная боль для России?
Почему вдруг Литва, Грузия или Украина недоразумения? Смешно же...
Типа "все вокруг презервативы, один я - воздушный шарик"
TurboDiesell
Почему вдруг Вам кажется, что вы кому-то помагаете?
Почему вдруг Литва, Грузия или Украина недоразумения? Смешно же...
Типа "все вокруг презервативы, один я - воздушный шарик"
Назовите хотъ одну "страну" из бывшего СССР с которой у России не было головняков? Вечно возятся с ними, хотя на место махом можно поставить.

ни с кем не спорю. просто немного статистики:

Эстония

Минимальная зарплата: €138
Средняя пенсия: €187

AntiSovieticus
А зачем нам ехать туда ? Это они побросали свои дома и уехали гастробайтерами работать от нищеты, возврата союзных республик в состав России не будет, смысла нет кормить этих дармоедов , а вот какие он работники показала нынешняя их ситуация в стране.

Алексей_76
27 лет уже прошло, как скинули дармоедов с плеч. Нет давно вокруг России 15 дармоедских республик. И что? Лучше жить стала РФ? Клоун)))
Алексей_76
А какая там у них нишета в стране!)) Вы ее видели? Если были конечно там, или это в Ваших мечтах, чтоб они все голодали? Они на заработки не от нищеы едут, а чтоб еще лучше жить. Так же как у нас в сельской местности. Кто то сидит бухает, а кто то в Москву или в Новый Уренгой на вахту.

Алексей_76
Не все союзные республики надо кормить, самим бы с голода не опухнуть. Если сравнить допустим города Средней Азии, то первое впечатление, что они живут получше нас, к ним пришла цивилизация, от которой мы далеки. Города там богатые и чистые, еда вкусная и натуральная, нет наркоманов и пьяниц, деревни живые в отличии от наших, молодёжь вся воспитанная в беленьких рубашках и катается на иномарках, а не копит деньги на старую девятку или семёрку. А то что едут к нам на заработки, так и наши люди уже давно по всевозможным вахтам матаются. В России живет лишь 20-30% населения, остальные существуют, в СССР хоть работа была и еды было достаточно. Если всё будет развиваться в том же русле, скоро сами в Узбекистан поедем на заработки, во прикольно будет.

TurboDiesell
Емоции - это высказывания типа: " Мова, это искусственный язык, все слова которого заимствованы из русского, польского, венгерского и т.д". По факту - все языки есть искуственные. Просто почему-то...
С особями всё понятно они или очеловечиваются в процессе или останутся особями это их выбор. По поводу искусственности большинства языков не согласен. Я имел в ввиду те языки которые создаются для народа у которого уже есть язык. И примеры есть например еврейские языки. Просто у их создателя прослеживается политические мотивы. В украинском языке в данный момент это и прослеживается отход от корней и уход от собратьев, а точнее от русского. Причём в большинстве это делается чуть ли не насильно.
Молодые прибалты то же думают по разному и не всех их устраивает работать в Германии или ещё где а на выходные домой. И не многие могут себе позволить путешествовать впрочем как не могут себе позволить люди во многих странах.
Глобально прослеживается убийство семейных далее народных и если хотите национальных ценностей. Что ранее являлось связующим звеном любого народа. А это не выгодно продавцам проще управлять одной единицей и так же с ней бороться если в его голове возникла желание стать человеком а не особью.

Варна
Интересная поездка, на один раз... потом туда уже не хочется!
Главное, чтобы быстрота передвижения не превышала скорости ангела-хранителя...
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2010
Luc
Украинский язык зарождался параллельно с русским очень давно, а точнее отделился от праславянского. Почитайте на досуге - он принципиально не отличается от других славянских языков. Но почему-то россияне в последнее время очень хотят показать, что украинский язык оказался какой-то ущербный, жизнь в стране плохая, у власти - нацисты и так далее.
И тут непонятно - почему это украинцы, пока не выгнали Яныка, были друзьями, а теперь вдруг стали врагами?
Почему правительственные телеканалы очень хотят показать, что в Украине все сильно плохо? Хотя на самом деле после майдана во многом стало лучше в Украине.
Пчему разные личности при каждом удобном случае напоминают, что "мова" - недоразумение, "украинцы" - недоразумение и так дальше?
А может просто власть в России очень не хочет показать, что можно вот так вот просто выгнать вора-президента и жить дальше нормально?

Дмитровский район
А какая та ? Пермь с панельно-барачной жуткой застройкой ? зоопарком - тюрьмой ? Населением не умеющим *****о после себя убирать, захваченными озерами, пляжами, свалками (и в Подмосковье беда с этим), коптящими заводами, отравляющими все живое ? Че хотел автор-то ?
Толпы народа на улицах, пробки, давку как в мегаполисах. У них как раз ве в порядке. Брат в Елгаве живет, тракторист, торф добывает 1000 евро, жена в банке работает тоже 1000, купили квартиру в панельном бараке (русский район РАФа) за 14 000 евро (45 км от Риги) 4 ком., виз нет, продуктов море каких хочешь, море рядом, санкции нет. Велодорожки, парки, чистота, былдоты меньше, народ аккуратный, цветы везде. А Венстпилс, для детей рай и все бесплатно. На озерах переодевали, площадки, велпарковки, дороги для роликов. Нам еще до этого как до Китая пешком. Ситроен Пикассо 08 г. - 4000 евро, без дебильных пошлин, кредит 2-5 %, продукты все дешевле. Чет туда воровская элита ездила и их придворный юморист там жил ? Они не дураки же.

Дмитровский район
Ыавнф_
Интересная поездка, на один раз... потом туда уже не хочется!
В бред-то поменьше слушайте, берите детей, в велики и бегом в Теряете, Усманские озера, Цезия, Вентсипилс, Юрмалу, парки, тропу здоровья и многое другое. Сама атмосфера другая, без быдлоты, хамства, мусора, барашка на дорогах, мусора. А в ригу как раз необязательно, нечего там делать.
velik123
Точно такое мнение у меня сложилось.
Автор почему-то очень хочет рассказать, как везде плохо, а в России хорошо.

TurboDiesell
1.Про язык. Германия- все мы знаем немецкий язык, но (для примера) у жителей Баварии (юг) и Гамбурга (север) свои диалекты, т.е. слова заимствованные из других языков- соседних стран. Как видим ни баварского, ни гамбургского языка не существуем. Диалект везде присутствует, но далеко не всегда его раскручивают до уровня языка. Создается язык, а под него придумывается государство. Для примера, есть такой диалект под названием суржик, так давайте возведем его в ранг языка и придумаем название страны? Не зная прошлого, не возможно понять смысл будущего. Если, что -то делается- значит это кому-то выгодно, увы это правда жизни.
2.Про Украину все гораздо сложнее, а злорадствования по тв из-за нашего геополитического проигрыша. На счет стали лучше жить, извините миф чистой воды.
TurboDiesell
Я не писал, что во всем стали жить лучше. Но очень много позитивных изменений. И я знаю и них не с телевизора...

TurboDiesell
Спорить про происхождение языков не вижу смысла т.к. для объективности надо рассматривать всю индо европейскую языковую группу и это отельная история с географией. Русский же язык пошёл по Новгородскому варианту об этом говорил и доказал это профессор к сожалению почивший в этом году. Что до украинского я в предыдущем сообщении писал что есть влияние Австрии Польши и Германии именно на содержание и форму языка и это отрицать может только не сведущий в этом. Особенно это усилилось после 2014 года после известных событий. Что до того куму жить нормально на Украине не могу судить т.к. сам не был. Однако мой товарищ россиянин находится на Украине и говорит, что возможность не приехать в РФ у него есть т.к. он стоит на позиции того, что в РФ всё нормально и периодически с местными у него возникаю перепалки.
Что о личностей они есть везде и в РФ и на Украине. Но вот чтобы родственники на Украине стали ненавидеть родственников в РФ это то же имеет факт к сожалению и ни как не наоборот есть из моего окружения такие случаи.
И что то мне подсказывает, что вы лукавите про то, что выгнали одного вора и стала Украина жить лучше при другом.

TurboDiesell
Точно такое мнение у меня сложилось.
Автор почему-то очень хочет рассказать, как везде плохо, а в России хорошо.
А мне так не кажется. По Вашей логике нельзя ничего критиковать, раз там все равно лучше, чем у нас (или у нас все равно хуже, чем там). Это - путешествие. Что автор увидел, то и описал. Другое дело, что и 5 лет назад Прибалтика примерно так и выглядела. У меня тоже было разочарование от Таллина, когда мы туда приехали после Стокгольма, а в памяти Таллин был такой прекрасный с советских времен.

alaska70
Я разговариваю в Прибалтике на английском по одной простой причине. Я не застал то славное время, когда она была нашей. Для меня Литва, Латвия и Эстония по дефолту - заграница.
Конечно, если я вижу, что девушка может ответить по-русски, то иду ей навстречу. Практика же нужна.

alaska70
Русский язык с натяжкой можно назвать языком международного общения. Ну, серьезно ...

Senat03
Что касается Баварии, то, если подходить к вопросу баварского "диалекта" серьезно, то отличия найдутся на морфологическом, синтаксическом, фонетическом и прочих уровнях. Немец не поймет настоящего баварца. Ведь разница не только в словах.

Auris_Hybrid793
Я же про то, что диалект не трансформируют в отдельный язык, как получилось с русским. Придумали язык, а под него и государство.

JokerSL
ни с кем не спорю. просто немного статистики: Эстония Продолжительность жизни: 78 лет ВВП на душу: €14 496 Средняя зарплата: €1 201 Минимальная зарплата: €500 Средняя пенсия: €409 Россия Продолжительность...
При чтении Вашего поста сразу вспомнилось бессмертное "Аполитично рассуждаешь!" с кавказским акцентом :) Ну разве можно такие цифры (особенно ВВП и продолжительность жизни) приводить в обсуждении, в котором все уже уверились, что в Прибалтике "все пропало" :) А самое комичное в этой ситуации - это те персонажи, которые поставили Вашим цифрам минусы. То есть заминусовали факты - и вроде как их, этих фактов, теперь и не стало. Должно быть, эти забавные персонажи полагают, что после их минусов ВВП России резко вырастет, как и наша продолжительность жизни, да и прочие параметры. Детский сад, штаны на лямках...

Железнодорожный
TurboDiesell
Вообще то работать на чужого дядю - это ненормально (в другой стране) создавая прибавочный продукт и улучшая жизнь в Германии, а не на родине в странах прибалтики, но современной молодежи это вдолбили в мозги, что работать на западноевропейских господ это нормально, да и выбора у прибалтийской молодежи нет. Судя по всему их так воспитали и иначе они мыслить не могут. Из нормальных стран люди не валят косяками за бугор, а спокойно находят себя и свой применение на родине во благо себя и общества. А вы как бу то этим годитесь, что молодежь Литвы чистит обувь западным господам.

Железнодорожный
JokerSL
Вы не учли структуру расходов и паритет покупательской способности в указанных Вами странах. Тот же бензин или кВт света стоят у нас и у них совсем по разному и т. д.

Спасибо за отличный отчет. Мне 60лет и я не хочу, чтобы молодежь пренебрегала бывшими союзными республиками. Это наша история тоже. У меня только сейчас появилась возможность путешествовать и я начала именно со своей страны России. А жить дружно - это хорошо и желательно, но как получится.
пыж308
Бензин там дороже больше чем в полтора раза, а вот электричество для бизнеса, особенно малого и среднего, намного дешевле чем у нас. Потому что конкуренция. Продукты дешевле чем у нас (я имею ввиду мясные и молочные) В торговых сетях 80% местное и веусное)). Если человек хочет качественно жить, то всегда приходится думать и работать))

пыж308
А у россиян в каком-нибудь мухосранске типа выбор большой.
И, кстати, - почему дети чиновников живут (и работают) в других странах?

пыж308
А вы о глоболизации не слышали?)) Ученые и прграмисты стараются попасть в кремниевую долину. Специалисты по нефтянке едут в Эмираты, кто хочет стать артистом в Голливуд. Пеле до 30 лет играл в Бразилии. Гарринча вообще всю жизнь в Брзилии играл. А сейчас 80% всех мировых звезд футбола играют в пяти лигах Европпы. Мобильность- залог успеха сегодня. Поработав в странах с высокой производитьльностью труда, они вернутся к себе и будут более конкурентноспособны на рынке труда у себя.

пыж308
Согласен, хотя мы догоняем Прибалтику по многим показателям. Продукты питания - практически обогнали, у них - дешевле.
Продолжительность жизни - тоже за пределами паритета. Хотя, идеализировать жизнь в прибалтийских республиках было бы действительно глупо.

Владимир Владимиров
Отличный грамотный, познавательный рассказ!
Автору - респект и благодарность за труды!

Прибалтам надо снижать цены, может люди к ним и потянутся.
Не получится. Цены диктует Евросоюз.

agro*nom58
А что, кто то держит?
Гражданин любого государства евросоюза может устроиться в любом государстве евросоюза на любую работу без каких-либо разрешерий и ограничений. А гражданину рф нужно разрешение на работу и трудовая виза, либо нелегалом, что рискованно и малооплачиваемо. Вот это и держит людей

agro*nom58
С судимостью невыпускают

Дромовод
Тот кто работает живет нормально, квартиру,машину, семью кормить средств хватает, привыкли все на дотации сидеть, зачем отридцать очевидное , Клоун )

AndreyA385
Посмотрим, но пока узбеки к нам едут на заработки, а как дальше будет сложно сказать с такой политикой, но время расставит все по местам.

Василий Петров
Да не едут на заработки когда все хватает, поймите, едут бросая свои места только от нищеты, когда прижало и найти работу в городе нет возможностей, а там ее нет и не предвидится.

Кстати,автор,в дополнение опубликуйте эту статью на сайте Не сидится.

Алексей_76
))) Улыбнула ваша уверенность в том, что там нет работы и не предвидится. Почему же тогда в 2016 году ввп литвы 38 млрд евро, а врп новосибирской области - 1084 млрд руб (15 млрд евро) при одинаковом количестве населения??? Эти 38 млрд евро создают рабочие руки. И ежегодный рост экономики последние 9 лет у них выше чем в России.
Случилось так, что я с 1987 года пересекаюсь с людьми, кто там живет или жил и много лет сотрудничал с дитовскими и эстонскими предприятиями. Поэтому знаю как живут там крупные бизнесмены и простые работяги.
У нас действительно нет безработицы, а у них есть, да только причина в том, что у нас производительность труда в несколько раз ниже. Организованность у нас хуже от рабочего до собственника. Плюс большой госсектор, в котором экономику никто не считает.
Я согласен с вами, что идеально родиться и прожить всю жизнь в одном месте. Только последние лет 130 это не гарантирует качества жизни . В вашей Новосибирской области люди из мелких городов уезжают в Новосибирск или в Москву. Также и у нас в Нижегородской. Для того европейцы и создали евросоюз, чтобы уровень жизни людей уравнивался,а возможность потреблять росла и тянула экономики вверх. Нравится, не нравиться, но это закон современной реальности. Есть другая реальность, например Африка. Там люди поколениями под пальмой сидят и никуда не уезжают)))
Я ни в коем случае не идеализирую прибалтику, но уровень жизни там выше чем в россии. И меньше контраста между бедными и богатыми. Сгнивших покосившихся домов, там трудно найти, и дворцов по 800 и более квадратных метров не увидишь.

С судимостью невыпускают
Обидно.

Василий Петров
Интересное мнение, спасибо за ответ .

Забавно...
Вы англичанам не пробовали такие же претензии предъявлять? Нет? А почему? Ведь это их поговорка: "Туземцы начинаются с Кале". Вот и спросите их, почему они всех остальных, и латышей в т.ч. считают "туземцами" и дикарями.
Может, что-то мешает (задать такой вопрос "цивилизованному народу")? Не врождённое ли раболепие?
Здесь у меня нихрена не написано

Дромовод
Умиляют вот такие либералы.
Вам не приходилось видеть, как толпой бьют одного?
И вот в разгар такой драки находится сволочь, которая подходит и говорит и избиваемому: "Да что же ты такой чумазый, братец? И кровь с соплями на морде, и пиджак порван, да ещё и агрессивный такой? Что же от тебя одеколоном не пахнет, и причёска растрёпана? Нет, с таким никто дружить не будет!"
А не приходилось слышать отзывов о России от иностранцев, которые "почтили нас" своим посещением? Такое впечатление, что они специально ведра помоев через всю Европу тащат, чтобы нам на голову вылить.

Так кому слабо хотя бы выглядеть по-человечески, а не по-скотски?
Здесь у меня нихрена не написано
Я русский из Риги. Ребета, мне так ржачно вас читать! Случайно наткнулся.. такая дичь у вас тут!))))))) У нас местные русские даже Россией брезгуют, не то что прибалты)) Молодёжь русская вообще о России знает смутно, полагаю это хорошо. Ничего хорошего от России не бывает. А вы обижаетесь.. Я езжу к вам, по делам, это же ..........! Эти жуткие города, городки и деревни.. Как так можно жить.. Эта Москва с Ленинградом, те же "большие Халушки".. Даже Казахстан, да хохлы с белорусами симпотичней, хотя совок. Скажу честно, вас в Прибалтике ЖДУТ(ваши деньги) , но не любят и брезгуют сильно. Хотя Чтобы вы были в курсе. Русские из Прибалтики не поедут в Россию, они сделали свой выбор, дураков нет. Даже совки-пенсионеры сидят насмерть. Работы полно, но не хватает работников. Свои очень медленно возвращаются. Хотят завозить хохлов, белорусов и россиянцев, но тут все против.. Меньше чем за штуку евро никто из местных работать не хочет. Если едут западнее, то хотят просто побольше, а не из-за бедности)) Экономика растет. Строят, ремонтируют. 50 лет в составе России сильно подкосили Прибалтику, да и кого бы не подкосили. Финны вон отбились от краснопузых, и как живут, а Прибалты не смогли и на 50 лет попали в Азию. Нам догонять и догонять, а это дорого. . Приходится много тратить, сносить убожество понастроенное совком, ещё работать и работать. У эстов лучше дела идут.. Я в жизни в Россию не поеду, это надо психом быть... Я люблю Латвию. Одним словом странные вы люди. Живёте в Г.. куда не приедите, всё обгаживаете. Мы то свои дороги делаем и сделаем, а вот что с Россией будет?! И будет ли она вообще и в каком виде.. Даже мне, прибалтийскому русскому такое уже не понять. Жалко вас, если чесно, очень.
PunkBuster
Черский
Отлично написано, фото по существу, все четко. 5.
Demsis
Василий Петров
Полная рига бомжей , нищих, грязны отваливающих я домов , и никто этом ничего не делает везде грязь. Кто эти комменты проплаченные пишет, пусть съездит в Ригу, какая "организованность" ? при ссср тут всё было по другому, даже асфальт мыли. А большая часть Риги построена до революции. Те городки в глубинки, так это памятники культуры, их не так много и оно охраняются, а как там люди живут вы видели? в ригу съездите
Demsis
Valentin Urusov
русский он, чмо лабатое

Полная рига бомжей , нищих, грязныx отваливающихcя домов , и никто этом ничего не делает везде грязь. Кто эти комменты проплаченные пишет, пусть съездит в Ригу, какая "организованность" ? при ссср тут всё было по другому, даже асфальт мыли. А большая часть Риги построена до революции. Те городки в глубинки, так это памятники культуры, их не так много и они охраняются, а как там люди живут вы видели? в ригу съездите.
По делам он ездит - а ты сиди и не езди, что ты делаешь, в России-то? сиди тут

Зачем ездить к умирающим прибалтам и смотреть на их замки, этого всего в Беллорусии навалом, и вообще прикольно в Минске!

Valentin Urusov
Москва с Ленинградом, те же "большие Халушки" ну ты вообще... Пару многоквартирных домов в Москве стоит как бюджет всей Литвы... ха ха.. нищие вы прибалты... нищие и поэтому злых много....