|
Предыдущие две поездки в Монголию travel.drom.ru/14677/ и travel.drom.ru/53539/ оставили хорошие воспоминания. Экипаж 2 человека anikban и vbondar.
И паджера (отзыв на Дроме).
Наш минимальный маршрут, 8700 км.
Захотелось, по старому непройденному в 2014 году маршруту — до озера Хар — смотаться за 2 недели, но на всякий случай про запас запланировали третью неделю, вдруг в Гоби захочется или форс-мажор.
Начали с подготовки. Доделал спальник-трансформер, стол\кухня\спальник, газ, вода — легким движением, на холоде, ветру это важно! Убрал задние сиденья. Экипаж 2 человека — комфортно и машине и нам. Но всё-таки много вещей взяли и поначалу было не удобно. Взяли удочки — коробку и коробку — фотиков, штативов, экш камер. Виталя мне зеркалку починил Nikon D7000, за что ему большое спасибо!
Заехал на СТО, сказали, в обслуживании не нуждается. Заменили масленый фильтр. Прикупил запасной воздушный. Проверил тормоза, колодки. В Монголии по ночам уже -13 , но подумали и вместо зимней взяли грязевую прочную резину. Закачал карты, треки.
Задумок было много, взяли каждый аварийные 500 баксов и НЗ еды с водой на пару суток, теплые зимние вещи. Запланировали минимум экстрима и больше отдыха, асфальта, дневок, рыбалок с удочкой и т. д.
25.09.2017
Выехали в 15:08, 3 часа на сборы и в 17:30 до пробок выдвигаемся.
Длина пути: 439 км. Не торопились, под разговоры, поочередно меняемся, на позитиве, фото, осень золотая в самом соку и, боюсь, в Монголии уже на спад. Накрапывал дождик с ветром. Заночевали в 12 вечера в гостинке в р-не Архары, так как уже были уставшие от предстоящих сборов, которые, как обычно, проходят в последнюю ночь.
26.09.2017
Длина пути: 1452 км. Выехали 07:22.
Фоткаем в свое удовольствие, наслаждаемся процессом, едем 140-160 , 19-22 расход, давление 2,6. Холодно. Дождь. Решаем ехать через Кяхту, дорога через Байкал вечно в ремонте и долгая, чтобы не терять сутки. Едем в темноте до 3 ночи, свет фар отличный, но немного страшно — везде мерещатся коровы. Ищем гостиницу, температура -7 , пошли перевалы, мелкий снег, но резина МТ — ок. Первая ночевка в машине, так как гостиницу не нашли. По два спальника. Спать тепло, машину не заводим.
27.09.2017
Выехали 08-46 (время хабаровское).
Проехали: 904 км.
Я в команде вместо будильника, встаю первый и рано. Виталя молодец, просыпается быстро и, если рассвета нормального нет — нет фотосессии, то начинаем движение.
Втягиваемся в кочевую жизнь дальнобоя. День прошел быстро. Ночью понравилось ехать, трафика нет, никто не слепит, если не гнать, то очень комфортно, до 3-4 часов ночи можно ехать. Потом 4 часа хватает выспаться в гостинице, с учетом, что потом кумаришь целый день. Для перегонов нормально. Кушаем в придорожных кафешках. Не устаем. Заплутали в Мухоршибири, навигатор предложил короткий путь в Кяхту по полям, не сразу придали этому значение, хотя сомнения сразу были, очень уж хотелось оказаться побыстрей на границе. Заночевали в гостинице «КОЧЕВНИК». Отлично, душ, вайфай, завтрак.
28.09.2017
Выехали 08:23.
Длина пути: 396 км.
Холодно. Снег. Фоткаем снег, красота, уже пахнет Монголией!
К часу дня мы на КПП Кяхта. Очередь небольшая, на 2-3 часа, но вдруг при осмотре машины у меня находят сигнальные огни — пиропатроны, все тормозится на целый день до вечера, погранцы, чувствуется, сами не знают, что делать, ожидания, подписываю кучу бумаг, направление на экспертизу . Эти же патроны пару лет назад без проблем в бардачке провозил через КПП Монды, купил в свободной продаже, чтобы устраивать мишкам фейерверки. Позже придет письмо, что патроны можно забрать. Потеряли свою очередь, куда идти — непонятно, нарезаем круги на ветру. Монголы наглые, дикие челночники, жертвы цивилизации, потеряли всю степенность, мечутся, кучкуются, это уже не те кочевники с их кредо маргаш — завтра!
День потеряли! Чуть ли не ночью меняем деньги 30 тыс. руб. по 42 курсу у менял и заселяемся в местную гостишку «Дельфин». Празднуем, сварили в номере пельмешек с местного магазина. С двух банок пива у штурмана почему-то на следующий день болит голова — это горы, а моя болела целый день на таможне, главное — чтобы не одновременно. ))
29.09.2017
Выезжаем пораньше, чтобы встретить рассвет, 07:10.
Первые по Монголии асфальтовые 503 км.
Чуть поездив, ищем кафешку. Нашли, вкуснейшая простая еда, к обычной еде возвращаться не хочется! Просторы, интересные места, фотаем. Не радует большое количество мусора вдоль дорог, пару лет назад на Хубсугуле это было редкостью. Проезжаем по старым местам, где был в 2010 году. Монголия изменилась за 7 лет, много асфальта и, соответственно, мусор, пастухи теперь на Toyota Prius гоняют стада прямо по равнинам))
К концу дня чувствуем, что устаем, красота уже не воспринимается. Пораньше встаем на ночевку на речке Селенга. Тепло. Летают мошки, представляю, как летом некомфортно с ними )) Наводим порядок в вещах, перераспределяем вещи, баулы, теперь порядок, можно жить и путешествовать. Ложимся пораньше.
30.09.2017
Интересный рассвет, с выездом не торопимся, выезжаем в 10:42.
Длина пути 223 км.
Пошел сильный снег, но недолго. Опять вкусно поели в придорожной кафешке, красота! Подсаживаемся на монгольский чай )). Заправляем целый термос. Теперь в каждой кафешке первым делом заправляем термос чая!
Проехали Мурен. Прощай, асфальт, теперь начинается самое интересное. Стравливаемся до 1,3-1,6. Находим место для отдыха у горной реки Дэлгэр Мурэн. Рыбалка безуспешна. Фотаем от души до темноты. Лазая по горам, нарвал душистой травы, любимый запах гор, сделаю вонючку. Привыкаем к быту. Все хорошо, только рыбы нет и закаты не очень.
Готовим гречневую кашу с тушенкой в машине на ветру, запах не задерживается, газ не замерзает. Покушали. Тарелки-вытираем салфетками, одна салфетка и они чистые, мыть не надо. Всё, спать.
01.10.2017
Очередной рассвет не интересный. Делаем завтрак из каши пятиминутки и выдвигаемся в 07:19.
Дневной пробег по горам и снежным перевалам: 133 км.
Легко штурмуем снежный перевал. Все перевалы проходили на первой передаче, понижайку не включали. Пару раз скользили, вот и весь экстрим. Нудная дорога, гребенка, торпеда, которая скоро отвалится, надо укреплять. Расход нормальный, не больше 30 литров, думал, будет больше, но вокруг интересно, много снимаем. Чуть не проехали озеро Дзун-Нур, пришлось немного вернуться. Место очень понравилось, сразу стали фотографировать, но, к сожалению, часть снимков этого места и следующего дня уничтожится вместе с флешкой. На озере холод и ветер. Высота 2500. Ищем место для ночевки, спрятались за пригорком.
Нет привычной монгольской тишины, туманов, пения птиц — никакой романтики и возможности устроить дневку, отдохнуть, пожарить мяса, но зато есть золотые лиственницы — то, что хотел! Поэтому отдых пока получается своеобразный, но пока все в новинку и интересно! Погуляли пешком. Поснимали закат. Спать. Ночью -9. Машину не заводим.
02.10.2017
Пытаемся заснять красоты по рассвету, но как-то не прет, выезжаем в 09:40.
Длина пути: 109 км.
Прошла неделя нашего путешествия, все идет своим чередом. Мы притерлись к быту, теперь очередь притираться характерам участников мероприятия в замкнутом пространстве среди бескрайних просторов. В принципе, это нормальное явление, все прошло безобидно, но осадочек оставался, который мешал творческому полету. Выбрать место для отдыха и сколько до него ехать, стало сложней, наверное, это усталость от мелкой бытовухи, так как серьезных испытаний не было.
Пошла череда неудачных событий:
Единственное, что радовало, мы на горной речке Идэр-Гол и нет ветра, класс! Надо выпить, расслабиться, но завтра большой перегон до Улиастая! Поэтому спать пораньше, сон — главное.
03.10.2017
Выезжаем в 11:18.
Длина пути, треть асфальт: 244 км.
С утра проезжаем пейзажные места, редкий момент, когда снимал с вдохновением.
До Улиастай гравийка, мес тами асфальт, дорога плохая. Машину ломаю сам, руль не передаю, целый день за рулем, гоним без отдыха.
Обедаем в придорожном кафе, первый раз едим просто сваренного барана, вкусный бульон с кусками раскатанного теста, просто, вкусно и питательно. Подается в миске без ложек, хорошо дали нож и рулон туалетной бумаги . Наелись, тарелки хватило на весь день! Запили монгольским чаем, класс!
К вечеру в Улиастае снимаем номер в гостинице! Душ, вайфай! Не верится, на улице летнее тепло, 18 градусов и без ветра!
04.10.2017
Выехали, поискали магазины с подарками, но было все закрыто, ждать не интересно, направились на озеро Хара Нур в 10:55.
Длина пути, в основном по полевым дорогам: 179 км.
По пути заехали на гору, искали каменную арку, дорога кончилась, поплутали, пошли не по тому треку, потеряли время, пришлось отказаться от затеи и поехать другой дорогой на озеро Хара нур.
Ну, вот и песочек, барханы, виды завораживают, чуть не застряли, выехали на полном газе, травимся.
Сильный ветер, плохая видимость, пора обедать. Пристать даже негде. Решили напроситься в гости к местным пастухам. Нашли две юрты. У одной сидели два монгола постарше и помоложе. Мы предложили денежку и попросили поесть, покушали плюшек, творог и масла из кастрюль с ведро, монгол угостил водкой из пластиковой бутылки, приятно пообщались. Прощаясь, мы подарили бутылку русской водки.
Целый день за рулем, дорога плохая. Сушит нос уже который день. Устали. Чувствуется перенасыщение впечатлениями. Ожидается плохой прогноз, сильный ветер — не хочется участвовать в глобальном пескоструе. Меняется погода, и голова болит. Решаем, если погода не наладится, то обратно домой. Ищем ночлег. Фотосессия под луной. Спать.
05.10.2017
Выезд 10:45.
Длина: 488 км.
Ночью льёт несильный дождик. Рассвета нет, ждем, когда встанет солнце и немного прояснится над Хар-Нуром. Завтракаем.
Заводим машину и слышим первый звук тарахтения гидронатяжителя, который с прогревом пропал. Неприятный сюрприз. Делаем осмотр двигателя, все гайки колхоз тюнинга пооткручивались, стяжки полопались, но потерь нет.
Раскрутились лед балка и фара ближнего света — провернулось крепление лампочки. Балку прикрутили, ближний свет оставили на потом, светил нормально, но чуть слепит. Изначально в планах было обогнуть окрестности и поснимать лиственницы среди дюн, но уже желания не было и погода не то, периодически накрапывал дождь. Решаем ехать обратно, домой. Пока выезжали, ненадолго расступились тучи, выглянуло солнце. Сколько успеваем, счастливые, фотаем. Заезжаем на дюну, делаем прощальное фото. Все, опять льет со снегом и ветер. Качаем колеса до 1,3-1,6 На дюнах надуло песком глаза, отдаю руль. Всё, едем домой!
Целый день едем до Тариат и там по ночи решаем обогнуть озеро с вулканом, чтобы встретить рассвет и луну поснимать. Но на удивление плохая ночная дорога, первый раз не хватает света лед балки, ощущение, что дороги хуже хубсугульских, как оказалось, неслись через лавое поле, протрясло и нас и машину )) Доехали до берега, устали, делаем пару кадров, один раз удачно падает штатив с фотоаппаратом, все хватит, пора спать.
Наснимали за день много, а теперь фотки, их много, потому что место очень красивое!
06.10.2017
Высыпаемся, опять холод машина вся замерзла, стекла все во льду. Соскребаем, восход не фотогеничный. После падения зеркалки на матрице появилась пыль, убираем сжатым воздухом, прогуливаемся по окрестностям озера, чуть поснимали, , выезжаем в 12:25.
Длина пути за день: 389 км.
Любуемся лавовыми полями. Выбираемся обратно на дорогу. Снова асфальт целый день. Пытаемся добрать впечатлений. Очень понравилась речка и каньон Чулуут гол, остановились на часик. Пока искал полярик, упал с переднего сиденья на камни телеобъектив на зеркалке, побил линзу, теперь там выбоина, хорошо не по центру, но не страшно, незаметно на фотках.
Про ремонт дорог по-монгольски. На 30 км участке, в начале один знак ремонта дороги, весь участок в дырках, на 80 км\час — небольшие удары, а на 120 пролетали отлично, резина терпит, таких участков несколько. Давление 1,3-1,6, как оказалось, универсальное и безопасное давление, грыж разрушений не обнаружено. Вообще, дороги хорошие, 140 — нормально.
Вечером красивый закат и дюны с вонючими верблюдами. Снимали в быстром темпе, красота была быстротечна, на 5-10 минут полыхнуло и все! Песчаные дюны Элсэн Тасархай или по-нашему Монгол Элс. Сворачиваем с дороги и пытаемся до темноты доехать до дюн. Не успеваем, встаем, небольшая фотосессия с луной, кушаем и спать. Завтра Улан-Батор и Кяхта. Путешествие можно считать законченным, осталась только дорога домой.
07.10.2017
Длина пути: 1493 км, без перекуров и ночевки до обеда следующего дня едем до Читы. Почему так? Описано ниже про то, как паджера ломалась.
Завтракаем, выезжаем в 10:00. Пытаемся подъехать к дюнам поближе, на пути развалины монастыря Овгон хийд (нижний монастырь). И вдруг слышим, как тарахтит двигатель, причём громко и не понять откуда. Версий не было, такая патология на почти новой машине впервые. От дюн пришлось отказаться. Деньги есть, время, теплые вещи — не страшно. Делаем небольшую фотосессию у камешков и направляемся к дороге.
До Улан-Батора 300 км. Едем туда, при дальнейшем пути шума становится меньше, особенно если разогнаться до 120 и держать обороты выше 3000. Приехали в Улан-Батор, пробки, перекинули колеса для равномерного износа, впереди еще полпути. Купили подарков, в центр решили не ехать, развернулись на Кяхту. После остановки машина опять тарахтит, решаем больше не выключать по возможности. Вечерело. Пошел опять снег с дождем, монголы слепят фарами, культуры вождения не хватает. Кяхту прошли за пару часов. Таможня прикопалась к пакету с шерстяными подарками и бутылкой водки «Чингисхан», спросили зачем так много. Объяснил, что так надо! Сами мы не местные, с Хабаровска приехали за 3000 км, специально за пакетиком, а дома семья большая, подарков ждет. Спасибо, не стали переворачивать и вытаскивать всю машину, холод и ветер был жуткий. С таможней в этой поездке постоянные контры ((
Прошли границу, заправляемся. В Улан Уде решили не ехать — ждать ночь и выходные, машина более-менее в норме.
Решаем идти до Читы. Как только свернули на Читу, на перевале опять шум, тарахтение, вибрация. Ладно, утепляем мотор, звук пропал, рискуем добраться до Читы.
Всю ночь едем, хорошо уже опыт есть, меньше страхов, трафика нет, кайф, но в случае чего помощи не дождешься, выходные. Свет фар хороший, позволяет держать скорость 120, где это возможно.
С рассветом посреди глухомани опять вибрации и шум, потихоньку едем дальше, связи нет и машин. Утром кушаем в кафешке, забываем машину оставить на прогреве. Покушали быстро, но машина чуть остыла и опять тарахтит, начинаем отъезжать, делаем маневры на стоянке, машина стонет, идет вибрация и лязг, целый букет звуков — двигаться страшно! Как-то на прадике у меня сдох натяжной ролик кондиционера, был тоже примерный шум и вибрация, я хотел верить, что возможно это тот же случай, но нужно выбираться. Связи почти нет, еле ловит. Решаем выбраться на трассу и попытаться разогнаться, до Читы не много, час-два пути, машинка гудит, но едет, к обеду мы в Чите!
Даже сейчас я не знаю, что это было, до этого у меня не было опыта со ступицами, сейчас я их поменял 3, всё это было очень странным. Сложно было определить источник и причину.
08.10.2017
Отдыхаем, ремонтируемся.
Спасибо Драйву2, пару лет назад нашел друга юности Андрея lichk, он теперь жил в Чите. Созвонились, Андрей как раз собирался уезжать в командировку, интересуемся рекомендациями в какой автосервис можно обратиться и как найти. Андрей предложил жилье и договорился с Новопроточным автотехсервисом на вечер и сказал, как найти местного оф. дилера Митсубиси. Мы все же сняли местную гостишку ближайшую к оф. дилеру, куда мы планировали сдать машину.
Андрей, спасибо большое, очень помог и просто было очень приятно встретиться!
Мы приехали в Читу Моторс, обрисовали ситуацию, нас записали на завтрашнее утро. Чтобы время не терять, купили ролик натяжной на вечер и поехали в гостиницу отдыхать, спать. Вечером едем в Новопроточный автотехсервис. В автосервисе сняли ремень, поняли, что с навесным все в порядке, версия с натяжным роликом отпала, проблема в ГРМ. Решаем с этим ехать к официалам. Возвращаемся в гостиницу отдыхать.
09.10.2017
Утром завожу машину, опять тарахтит. На одометре сфоткал интересные циферки пробега 66566 656 — как оказались, счастливые, машина самоисцелилась ))
Еду в Читу Моторс. В красках рассказываю обо всем. Оставляю машину. Чуть позже перезванивают: «А у вас все ок, ничего ремонтировать не надо, только масло долить». Приезжаю, проверяю. А мне и сказать нечего, про ступицы даже не намекаю. Проверяю, все ок. Остается только распрощаться и долить масла. Мы тут же собираемся из гостиницы и уезжаем.
Выезжаем в Хабаровск в 16-36.
Ужинаем в кафешке, пока стояли, починили фару, ввернули на место выпавшую от тряски лампу. Теперь по ночи можно ехать по максиму. Среди ночи опять загудела передняя ступица, теперь это было видно явно, при повороте руля. Доехали до Невера, в 4:10 ночи, проехали 929 км, все пора на сон.
10.10. 2017
Длина: 1171 км, выехали в 7:00.
За сутки рекордные 2000 км. Под звуки умирающей ступицы едем домой.
На скорости больше 120-140 км час подшипник не так гудел и нам хватило до Хабаровска. В 19:40 доехали до моста через Амур, на малых скоростях, в пробках, пошел сильный гул, и вибрация стала передаваться на руль, сточило тормозной диск и закусило суппорт, встали колом и продолжили движение на эвакуаторе. Все! Счастливый конец )
Чиню машину, флешку — нет, не восстанавливается.
Подытожим.
В этот раз экстрима не было, ни лебедок, ни забродней — ничего не понадобилось, из тяжелого — гравийка, сильный ветер, но были и спокойные дни.
Много было поломок.
В первые дни глючил видеорегистратор, сдохла флешка с фотками (с 2 днями фоток), много падали фотоаппараты, терялись крышки объективов, бились бленды и объективы, у паджеры начал резко сдавать ресурс.
Стерлись задние колодки, резина МТ на 3 мм, теперь 8 мм, кончился ресурс у 3 ступиц и натяжителя ГРМ.
Очень помог доработанный спальник, умывальник в задней двери — умылся, глаза протер и едешь дальше бодрячком. Пригодилось усиление задней балки бокса, бокс не болтает, поперечину не гнет.
Не пользовались: примусом, сковородками, складным столом и теплыми зимними сапогами.
На будущее: дальше от асфальта, все интересное, когда с него съезжаешь. Лучше на пару недель пораньше приезжать — мы припозднились, обстоятельства. Монголия уже другая, больше цивилизации со всеми вытекающими. Вдоль дорог много мусора. Курс рубля за последние 2 года вырос с 27 до 42.
Следующий раз 2 машины, через пару лет. Не затягивать с вступительной частью, оставить силы на сладенькое )
От таможни все прятать )
Машина за это лето порадовала, несмотря ни на что. В путешествии по Приморью и Монголии — на гравийке, асфальте — нам не было равных, 3,0 литра хватает, можно быть всегда впереди ))
Итого:
8700 км, из них 3100 монгольских, 15 дней, 80 тыс. руб. на двоих. ДПС ни разу не останавливала, хотя были посты.
trek.