|
Выехали из Хабаровска, 03 сентября 2015 г.
3 человека (АйТишники) на Pajero 4 (отзыв)
(грязевая резина, лифт 2”, лебедка, спальник).
Проехали 1050 км. Трасса Амур понравилась, местами ехали 140 км/час — казалось медленно. Остановились на ночь в отличном кемпинге «777» (Район Магдагачи).
04 сентября доехали до Улан-Удэ, 1670 км, ехали днем и ночью, шел дождь, хотелось поскорей доехать. Дорога мокрая, на улице холодно, и моросил дождик, менялись поочередно. Легли спать на заправке в машине, по местному времени 4 утра, по Хабаровскому 6 утра, ночью видели сбитую корову, которая потом всю ночь мерещилась. ((
5 сентября. Заехали в Улан-Удэ на 4 часика, дальше к поехали к Байкалу. К вечеру доехали до КПП Монды, более 3,3 тыс. км пройдено, 27 тыс. бензорублей потрачено, заночевали на р. Иркут. Ночь была очень красивой и холодной, много звезд, чистейший вкусный горный воздух, к которому потихоньку начинаем привыкать.
6 сентября. Утром за час прошли границу, было воскресенье, в Ханхе негде было поменять рубли на тугрики (по курсу 27).
Холод с ветром — такая была первая встреча с Хубсугулом. Я пожалел, что не взял валенки, и появились вопросы, как долго мы протянем с такой погодой. Было холодно, дождь с ветром.
Выбрали монгольский кемпинг «Охота Тур», позже туда мы с удовольствием возвращались несколько раз, отличный сервис по местным меркам — еда, баня, розетка 220 в и wi-fi (сотовый МТС там не работал). 400 рублей с человека.
Наш общий трек вокруг Хубсугула.
7 сентября — красота вокруг.
Погода налаживается, красота вокруг, холод уже не так беспокоит, но тревожила мысль, как будет проходить перевал со снегом.
Места вполне обитаемы, стоит тишина, и слышно каждую птичку.
Вокруг постоянно кто-то гуляет и жует траву.
На перевалах снег, погода наладилась, деньги в банке поменяли. Заправляемся и в путь. Цель: вдоль реки Их-Хоро-Гол пройти перевал Утраг-Даба и спуститься в Дархатскую котловину.
Едем фотографируем, встретили группу русских на патроле. Они сказали, на перевалах не пройдем, все засыпало — мы едем дальше, пробуем ловить рыбу в речках.
Немножко пообщались и покатались. Селфи с монголами.
Встретили монголов, старший знал русский, пообщались.
Местами петляем, ищем еле различимые следы дороги.
Грязевая резина и лифт хорошо помогали справляться с бездорожьем.
В горах мясо, шерсть, молоко — выглядит так.
Заехали на озеро Шара-Нур.
В поисках рыбы, ближе к вечеру, чтобы затабориться, случайно заехали и не пожалели ))
Красивые виды. Высокие горы со снежниками, как раз выпал снег. Рыбы не поймали, но поели байкальского омуля с пивом, отдохнули. Заночевали. 8 сентября поехали на перевал, начались приключения.
В путешествии должно быть все прекрасно, природа, пейзажи и экипаж )
7сентября премьера и хит этого дня озеро Шара-Нуур с видом на горы.
Вид не оторваться, хочется больше всяких ракурсов. Пейзажи, цвета бывают там нереальные, иногда чувство, что ты на съемочной площадке студии, все грамотно, со вкусом расставлено, прибрано и включена подзвучка для полного релакса )
В горах уже темень и прохлада, но облака еще подсвечены закатывающимся солнцем... Домой приезжаешь с другой планкой ценностей о красоте, о жизни. Приезжаешь, и все сразу как-то меркнет, ждешь, когда это перенасыщение рассосется. И вот проходит пара лет, пять, а ты чувствуешь, что тебя не отпускает, надо опять туда.
Коряжка на переднем плане — хорошая находка, прям ждала меня ))
Еще коряжка поджидает чью-то резиновую лодку, но красивая зараза )
Каждые полчаса выхожу снимать, ну и, естественно, закат.
Осень, листва, горы, облака, вода — хороший микс )
Каждый раз свет, облака другие, звезды, любоваться можно бесконечно. Тишина, слышно лишь, как вдалеке бежит ручей. Но все, пора отдыхать завтра трудный и насыщенный день, перевал, снег и верховые болота.
Надо еще успеть поужинать и поделиться впечатлениями )
Еще немного приготовлений на завтра и спать.
8 сентября. Холодное утро. Завтракаем. Прощаемся с красивым местом. Фотосессия.
Утро без алых красок, но тоже ничего )
Поехали на перевал. Дорога постоянно теряется, тратим время на поиски, с трудом проехали бродик с крупными валунами, погнули порожки на паджеро, нам не привыкать, но время потратили.
Застряли надолго, постоянно головоломки, как проехать, в итоге ползем, лязгаем железом, хочется уже просто нажать и проехать ходом.
След вроде есть, но как тут ездят, непонятно, накидываем камней, строим дорогу заново, брод не глубокий, но валуны очень большие.
Дальше, проезжая равнину с ручьями, которые текли по раскисшей земле, провалились на скорости в очередной ручей.
Опыт уже есть, что при скорости 10-15 км час — вырывает\ мнет бампер, но тут поле с ручьями и лужами, надо ходом.От удара погнуло силовой передний бампер и вырвало уширитель крыла.
Смотреть неприятно, но все быстро полечилось прям на месте и были готовы ехать дальше, неприятности были потом.
Лебедка + якорь\хайджек = и мы снова движемся вперед.
Машину вытащили с помощью якоря и лебедки. С помощью лебедки и блока выгнули обратно силовой бампер, так как колесо переднее немного цеплялось за бампер при езде. В принципе, справились быстро, починились, как будто ничего и не было.
Немного еще поездили, и начались заболоченные участки, бензин таял на глазах, было принято решение повернуть обратно.
Дальше стал замечать, что топлива полбака, хотя прошли примерно 60 км, сказалось бездорожье и большой набор высоты, хотя всего-то надо пройти 160 км. С учетом 25 литров в запасных канистрах — это очень мало. Понаблюдав за расходом, решили повернуть обратно в кемпинг для ночевки и потом двигаться вдоль восточного побережья Хубсугула из Ханха в Хатгал, так как местный красивый пейзаж за два дня приелся и хотелось чего-то нового.
Возвращаясь, в очередном 5-минутном броде, пока лавировали меж валунов, набрали воды под передние сиденья в салон. На полу как раз работала зарядка к фотику, вспомнили поздно. Еще треснуло стекло противотуманки, и стал глючить датчик масла, течи не было, дозалили масла, может, на кренах масла не хватало, но датчик напоминал о себе.
А вокруг красота, которая уже стала приедаться, на фоне новых впечатлений и сюрпризов.
По-хорошему можно было уже здесь ночевать, но мы решили в теплую юрту, с розеткой и вайфаем.
В районе непокоренного брода, хотя можно было еще повоевать, но цель другая.
В сумерках спустились к Хубсугулу.
Возвратились в кемпинг в темноте, расход вернулся в норму (30 л на 100 км) и показывал чуть меньше полбака, день был интересным, расстраивало только потеря зарядки для зеркалки и что пришлось подкорректировать маршрут. Еще до часу ночи сливал фотки на ноутбук и все, отдыхать.
9 сентября. Мы заночевали в Ханхе.
Маленький поселочек, электричество есть, но с темнотой там свет на улицах не включают. Монголы там хорошо живут, радуются жизни, радуются немногому. Не каждый так сможет. У нас в городах живут в комфорте, но постоянно живут в стрессе, жалуются на жизнь, постоянно чего-то не хватает .
Остановились в том же кемпинге «Охота Тур», но в щитовом домике. Юрты были заняты. Домик дырявый, дыры с палец насквозь, печку буржуйку выдувало меньше чем за час. Топили листвяком.
Ночью дрова летели в печь каждый час, печь охреневала от таких настырных туристов.
Поехав в путешествие, сразу сделал уставку, за пейзажами не гонялся. Рано не вставать, поздно не ложиться, не включать будильник, не делать усилия, чтоб по холоду утром вылезти из комфорта, хватит, хотелось просто хорошо отдохнуть.
Не торопиться, стараться получить полное удовольствие от процесса.
Поэтому 9 сентября я проспал красивый восход, конечно, была бессонная холодная ночь, но...
Все полыхало, но пара минут все изменили.
Полыхнуло на 5 мин, как будто пожар, лучи сквозь щели в дверях прожигали красным лазером пространство нашего домика. Пока надевал теплое белье, телогрейку (на улице -5 с ветром), момент упустил, немного расстроился.
Утром смастерили новую зарядку для зеркалки из универсальной зарядки для литиевых батарей, позавтракали и поехали пополнять запасы бензина, но заправка была закрыта, взяли с рук, вернее доверились, купили у монголки, в стеклянных 3-литровых банках и канистрочке )). Долив 15 литров 80-го бензина в бак, и в 10-литровые канистры, опять немного провозились, и в 12 поехали в Хатгал.
Сейчас вспоминается только хорошее, на самом деле было постоянное напряжение, какое счастье заливать непонятную жидкость из стеклотары где-то в монгольских горах, эти горы красивы и коварны, крайнее путешествие 2 года назад было не очень удачным, тогда мой прадик перевернулся проехав всего 500 км от дома, немного поторопились… не хотелось повторных ошибок.
В общем, нормальный оказался бензин. 80-й даже не почувствовался, ни звуком ни запахом ) 1 литр стоит 1800 тугриков. Курс 1 к 28.
Перепад погоды, температуры в горах большой, только подстраивайся.
Если посчитать кольца у этих лиственниц, то их возраст может совпасть с возрастом хеопских пирамид, считал не я ))
Реальное море, только пресное и очень холодное, зато воздух — лучше нигде нет.
День выдался жарким, разделись до маек. Дорога хорошая, фотаем, гоняем сусликов, отдыхаем. Дорога лесная — горная, кстати, она стала лучше, чем 5 лет назад.
Обед-перекус, с угощениями от Охота-Тур.
Паджеро 4 — красавчик, а на лоне природы так вообще)
Безотказная, экспедиционная машинка порадовала.
После обеда дорога ухудшилась, проезжабельная, но нудная, постоянная тряска и раскачка, местами подсыпанная и вроде болото чуть осушили на перевале. Температура около 15. Давление в колесах спустили до 1,6, открыли пиво, стало легче ))
Пора подыскивать ночлег, но есть место на примете, надо успеть, торопимся, опять несемся.
Не доезжая до Хатгала 40 км остановились заночевать.
Приехали на место, быстро табаримся, холодно, ставим шатер.
Наше красивое место, 5 лет тут не был.
Уже действия отработаны, развертываемся быстро.
Машина вроде в порядке, датчик масла больше о себе не напоминал, расход нормальный 20-30 л на 100 км. Ночью -3 градуса. Красивое место. Все, день закончен, сливаю флешки с фотиков, видеорегистратора на ноутбук и спать.
10 сентября, пятый день в Монголии. Красивый восход и туман, но холодно, заморозки. Утренняя фотосессия.
Холодное утро началось с тумана.
И с первыми лучами картинка ожила.
Туман в лучах — светопредставление, от которого сразу забыл про холод.
Остаток дороги прошли быстро, дорога была мягкая и спокойная, проезжали интересные камни.
Камушек-диванчик, присесть отдохнуть, сфотаться и в путь.
Приехали в Хатгал. Кафешки. Магазины. Современные заправки, 92 бензин, аэропорт, роуминговая МТС, сотовая связь (за 5 минут разговора ушло 800 руб.). Хатгал ориентирован на иностранцев. По-русски не говорят, зато на английском молодежь понимает. Решаем ехать по западному побережью Хубсугула в Ренчин-Лхумбэ через перевал Джиглэгийн-Даба. Убитая гравийка, при скорости 60 км/час раздражающе хлопают передние двери, медленно ехать — вообще невыносимо.
Вид при подъезде к курортному городку.
Проезжаем кучу кемпингов, целый городок на побережье. Народу никого, видать, в сезон жизнь кипит, сделано основательно, для интуриста.
Западный берег Хубсугула — так же красив, как восточный.
Дорога стала лучше, видать, тут летом меньше трафик, рай для пейзажистов-драйверов 4wd.
Дальше еще проезжали какие-то места с табличками и указателями, как оказалось, это были минеральные очень полезные источники, почти Аршан или Минводы, горы могут дарить здоровье!
Проехав 50 км, заночевали в машине, так как не нашли нормального кемпинга, и везде был непривычно большой ценник, а сервиса никакого.
Пора устраивать ночлег и успеть отфотать закат, и спать, нельзя проспать рассвет, место-то классное.
Фотаемся и сворачиваем в лес на полянку, ветер сдувает.
Первая теплая ночь. От ветра укрылись в лесу. Красивый вид с берега, который с утра в утренних лучах будет просто обалденный!
Еще одно место, которое полюбил )
Красотища! от рассвета до заката )
Позагорать можно и купаться… в гидрокостюме ) Только кофе, пирожки с собой — сервис отсутствует, отсыпанные дорожки, искусственные украшения, официальные места, достопримечательности и толпы. Первозданная природа это настоящее, мощное и уединенное, это красота настоящей силы. Не подделка и не пиар, она сама в себе, только на природе можешь по-настоящему отдохнуть, набраться сил, здоровья и впечатлений.
11 сентября. Шестой день в Монголии.
Температура ночью -4.
Температура днем + 25.
Ловлю остатки красивого утра, пока экипаж спит.
Реально горы были красные в лучах рассвета, потому что там камни бело-красные.
Лиственницы, коряжки, чистый берег, рядом дорожка — нерукотворный курорт, рядом лечебные источники.
Уже зовут на завтрак, а тут оторваться нельзя ))
Завтракаем в и выдвигаемся.
Отличный солнечный день, +12. Хорошая (в сухое время года) и живописная дорога вдоль озера.
Двигаемся вдоль моря ), наслаждаемся цветом лазури.
Цветочки, грязька, всего в меру.
Чем ближе к перевалу, тем природа все интересней, камни, деревья.
Вот такие породы, места богатые на ископаемые.
Необычные камни и лиственницы, даже вода в ручьях тут особая, в этих местах много шаманских мест.
Чем ближе к перевалу тем больше грязьки, напряжение нарастает.
Двинулись через перевал. Переживали, что и сам перевал, и дорога после него будут трудными, но дорога была мягкая и легкая. Дорога через перевал пройдена грейдером. Мы проехали, почти не устали и без приключений. После спуска дорога идет по руслу реки.
Перевал пройден, пойдем по этой реке.
Местами дорога по сухому руслу.
Где жесткое покрытие, а где машина проваливалась и буксовала.
Для подготовленной машины проблем не составляет. К полудню добрались до Ренчин-Лхумбэ. Заправились 92-м бензином, цена порядка 60 руб. литр.
Местный праздник на стадионе. Стадион простой, напомнил стадионы пионерских лагерей моего детства )
Девчонки в сторонке, на нас внимания не обращали.
На местном стадионе праздновали монгольский праздник. Там встретили бурятских рыбаков, русскоговорящего монгола по имени Зая, который указал на гостевой дом SARIDAG INN, где и заночевали.
Вечером к дому подтянулись уже знакомые бурятские рыбаки, которые рассказали про перевал, с которого мы свернули в начале путешествия, они прошли его на 3 машинах за 15 часов, еще рассказали про прекрасную рыбалку на тайменя на р. Тэнгис и разрешение на рыбалку за 300 баксов, которого не было, и про
дружбу с местным олигархом (владельцем SARIDAG INN), который тут все решает. Так же мы узнали, что у олигарха есть домик у устья р. Тэнгис, и на следующее утро мы туда поехали.
12 сентября — седьмой день в Монголии.
Лошадки, туман поднялся местами.
Целый день катались по Дархатской котловине, очень большая, поискал пейзажей, в дымке тяжко.
Нужно много времени, чтобы подъехать к каждому интересному месту, но пока цель — слияние рек Тэнгисиин-Гол и Шишкид-гол (мал. Енисей) — место для ловли тайменя. Переехав пару мостов, добрались до устья р. Тэнгис. Пришлось погонять по горам, острые камни, давление в колесах подняли до 2,5.
Первый раз едешь, все кажется страшнее и сомневаешься в нужности данного мероприятия.
Дорога долго блуждала и виляла. Поднялись на гору крутую. Вроде и проехать можно и сомнения. Доехали к вечеру к 17. Нашли домик олигарха, но там никого не было. Рядом валютная турбаза 40 баксов с человека + покровительство, если наедет рыбинспекция, мы вежливо отказались. Затаборились на слиянии рек.
Половили рыбку — не успешно, поужинали, отдохнули.
Слазил на ближайшую гору, вид на Тенгис.
Половили рыбку прям возле домика пограничника, безрезультатно. Поужинали, была гречневая каша с двумя банками монгольской тушенки.
10-й день путешествия. Тоска по дому стала затмевать приевшуюся красоту местных пейзажей, приняли решение, что в принципе пора обратно домой, с заездом через городок Мурен.
13 сентября. Утро теплое, солнечное.
Пришел пограничник посмотрел на нас, записал в свой журнал и ушел. Обратная дорога началась в 10,
Едем обратно в Ренчин-Лхумбэ, через речку Шишгид–Гол по понтонному платному мосту, заезжаем в Цаган-Нур, заправляемся безбоязненно 20 л 80-го бензина и пивом с печенюшками.
Местами песок. есть даже барханы.
Едем по официальной дороге через паромную переправу и к 12 часам в Ренчин-Лхумбэ перекусываем в газаре (кафешке). Готовила женщина. Очень вкусные Хошур — это чебуреки. Поели супа. Все вкусно. Купили еще 7 Хошур в дорогу. Набираем полный холодильник пива. Встречаем ставшего почти родным парня Заю, маленькая деревня.
Он отлично говорит по-русски и очень помог нам в первый день пребывания в Ричи Лумбе. Заливаем еще 20 л 80-го бензина. 92-й был, но на колонке стоял дизельный пистолет и не проходил в горлышко бензобака)), переливать через канистры не хотелось, они были полные и не хотелось заморачиваться + набрать пыли-грязи.
Мы не почувствовали разницы, но машина работала не больше средних оборотов. Мотор стоит старый и не форсированный, 92 — рекомендованный, сейчас такие редкость. Дорога по степи нудная. Баночка монгольского пива Боргио скрашивает дорогу.
Едем в Мурэн через Улан-Ула. Купили провизии, чтоб ночевать в лесу.
На выезде из Улан-Ула нас встретил хорошо организованный полицейский пост, где нам пришлось отдать 3000 тугриков на человека для разрешения проезда по заповедникам.
Проехав 80 км, заночевали. День пролетел, немножко расстроен, котловина не раскрылась во всей красе, поснимал мало…
Камни разные, если острые — давление надо максимальное 2,5, покрышка будет иметь максимальную прочность и минимальный комфорт, на круглых 1,2-1,3 — комфортно и безопасно.
14 сентября. Девятый день в Монголии.
Температура ночью около 0, утром ветер +5, днем + 25.
Ландшафты меняются, поднялся ветер.
Причудливые красоты с барашками и козликами.
Утро встретило ветреной и не очень теплой погодой, ночью было около 0 градусов. Ветер сильный мешал нормально завтракать, собрались быстро и поехали, позавтракали через 100 км.
Опять бесконечные долины.
Продолжаем двигаться в Мурен. Дорога плохая и не выразительная. Дорога часто размыта, скорость невысокая.
К обеду в Мурене, приличный городок. Районный центр. Люди живут достаточно скромно. Вай-фай был у крупных банков прям на улице.
На шиномонтажке меняю местами задние и передние колеса, так как стал заметен износ на середине нашего путешествия (езжу на заднем приводе по асфальту).
Поели в пафосном пустом ресторане на 35300 тугриков в переводе на 1500 руб. Молодые из обслуги с интересом за нами следили, хихикали, видать, мы не очень вписывались в привычный контингент. Рынок закрыт, мясо не купили. Шопинг, купили провизии и едем обратно в Ханх.
Дорога Мурен — Хатгал — отличный асфальт, скорость 120 км/ч.
До Хатгала 100 км асфальта проезжаем быстро.
Обратно травим колеса до 1,6. Вечером, уже стемнело, проехав 30 км вдоль Хубсугула, останавливаемся в кемпинге на ночь. Местный предложил юрту по цене 20000 тугр. На человека, без воды, еды и постели.
Сбили ценник в два раза, отдали 30000 за всех — 1100 руб. Юрта теплая, удобная.
Сварили поесть пельменей. Спалось отлично. Небо ночью было усыпано все звездами, и горели они настолько ярко и необычно, что казалось, что мы к ним стали ближе.
15 сентября. 10-й день, путь в Ханх.
Ночь не была холодной, благодаря хорошей печке и теплой юрте.
Утро около 0. День ясный, но сильный ветер. Едем домой по горной дороге. Настроение бодрое. К 6 вечера добираемся до Ханха, сильно не устав. Заехали на ночь на Охота Тур, заказали баньку. Завтра домой!
16 сентября.
Утром выпал снег, но не холодно, прощальная фотосессия, виды, как всегда, радуют.
Прощаюсь с Хубсугулом.
Выпал снег, как шарики пенопласта.
Хороший будет денек.
Закупаем в местном магазинчике подарков: шерстяные вещи из верблюжей шерсти, варежки, перчатки, носки —- отличного качества.
Едем на границу.
Второй раз возвращаемся, не отпускает Монголия )
Переходим границу за час, но предварительно нас отправили обратно в администрацию Ханаха за регистрацией, благо хорошая 20 км гравийка.
Проходя таможню, увидел знакомое лицо девушки монголки в форме, это была хозяйка нашей турбазы, где мы прекрасно отдыхали.
Ещё две ночевки по трассе на просторах золотой осени, и мы 18 сентября вечером в Хабаровске.
По трассе гнали максимально 100-170 км/час (расход 17-30 л на 100 км).
Часто останавливаемся насколько это возможно, фотаем золотую осень.
Так часто останавливаемся для фото и потом быстро наверстываем упущенное.
Грязевая резина Wrangler MT/R with Kevlar в 32 размере хорошо себя зарекомендовала, хоть и стерлась на 3 мм за эти 7777 км. Скорей, больше всего резине досталось от асфальта, мы её реально плавили на большой скорости.
Пару раз останавливал ДПС для проверки документов. Немножко ехали ночью.
Вторая поездка в Монголию впечатлила меньше, чем первая, не хватало второй машины для экстремальных вылазок. Планов и хотелок было много, но поездка была интересной. Отпуск удался, а пятилетняя мечта не очень… Хотя эти 2 недели уже два года из головы не выходят. Путешествие было классным. Этой осенью опять туда.