|
Здравствуйте, уважаемые форумчане!
КОРОТКО О ПУТЕШЕСТВИИ:
12-дневное путешествие, 3008 км пройдено, «покорили» 6 перевалов, 70 точек на навигаторе (посетили не все, но много) + интересные места, о которых узнали на месте, дети покидали камушки в множество рек и озер, увидели несметное количество гор. В общем КАЙЙЙФ :))))
НЕ СОВСЕМ КОРОТКО О ПУТЕШЕСТВИИ:
19.07. Кемерово — Белокуриха — 618 км.
20.07. Черепаха, Четыре Брата, Врата любви, Церковка, парк миниатюр «Каменный остров», Белокуриха 2 — 54 км.
21.07. Белокуриха — Акташ (Холмогорье, Комарский перевал, Семинский перевал, Чике-Таман) — 394 км.
22.07. Гейзеровое озеро, Заброшенная Акташская ГЭС, Источник Кара-тыт, Водопад Ширлак (Девичьи слезы), Слияние Чуи и Катуни, Порог Турбинный — 184 км.
23.07. Марс, Кош-Агач, гора Джалгизтобе (не доехали), Солнечная электростанция, Жертвенник — 262 км.
24.07. Красные ворота, мертвое озеро, Улаганские озера — 51 км.
25.07. Курайская степь, вид на Актру, водопад Верхний Карасу, водопад Нижний Карасу (не доехали) — 146 км.
26.07. Акташ — Кату-Ярык (спуск) — Долина Чулышмана, село Коо — 173 км.
27.07. Кату-Ярык (подъем), Пазырыкские курганы, мертвое озеро (опять), бассейн-баня-отдых :) — 115 км.
28.07. Акташ — Манжерок (смотровая на Катунь, песчаные осыпи, поле подсолнухов, обед возле реки Сема, Ботсад, Манжерок, Алтика, Манжерок) — 362 км.
29.07. Подъемник в Манжероке, Камышлинский водопад, Алтика — 53 км.
30.07. Манжерок — Кемерово 592 км.
Общая карта путешествия. От Белокурихи до Алтайского есть прямая дорога, но Google ее не знает (отмечено красным).
СОВСЕМ НЕ КОРОТКО О ПУТЕШЕСТВИИ:
Это поездка была запланирована незамедлительно после возвращения нас с Алтая прошлой осенью travel.drom.ru/48454/ . Тогда мы путешествовали вдоль Катуни, исследовав север республики Алтай, а также Чемальский тракт.
Логичное продолжение нашей походно-исследовательской деятельности — это путешествие за перевалы (Семинский, Чике-Таман). Мы любим путешествовать «от базы», то есть останавливаться в одном месте и короткими вылазками исследовать окрестности. Самое «пятачковое место» за перевалами — это, естественно, село Акташ. Там и были забронированы номера в гостинице «Расул», с туалетом! и душем!!! в номере. Просто-таки неслыханные удобства для тех мест :)
Поехали на двух машинах двумя же семьями.
Состав экспедиции:
Машина Subaru Forester 14 года выпуска (отзыв о машине drom.ru/reviews/subaru/forester/89788/ ) экипаж: я (водитель), жена, дочь почти 5 лет, сын почти 3 лет.
Машина Mitsubishi Outlander — мой коллега по работе с женой и двумя сыновьями (2 и 7 лет).
Расстояние от Кемерово до Акташа почти 1000 км. За раз с маленькими детьми тяжеловато. К тому же чем дальше от дома, тем дорога труднее — перевалы, да и просто незнакомые места. В связи с этим решили сделать хитро :) По дороге туда заехать в Белокуриху, тем более что там никогда не были. А по дороге домой остановиться а Манжероке — хоть там и были, но еще не все изведали в прошлый раз.
Заранее составил план интересных мест (карту выкладываю как делал для себя, цифры для удобства поиска).
Всего получилось аж 70 точек. Чтобы было из чего выбирать на месте. Точки были экспортированы в нежно любимый мною навигатор Maps.Me, который работает офлайн, что очень важно для мест, где сотовая связь есть далеко не везде.
Подготовка машины свелась к прохождению очередного ТО. С собою взял 5 л бензина (не пригодилось), 1 л масла (тоже не пригодилось).
ДОРОГА, ДОРОГА, ВЕДЕТ ОТ ПОРОГА. 19 июля (среда)
Где-то в 6:30, забив багажник Форика нужным скарбом, двинулись в сторону трассы Алтай—Кузбасс.
Загрузка багажника — перфекционист во мне почти ликует)
Возле кафе Облепиха (сразу после поворота на Бийск) встретились со вторым экипажем, который начал отдых на неделю раньше и ехал из Бердска. Процентов 90 мест мы посещали вместе, но иногда разъезжались по интересам. Дальше буду рассказывать про наш экипаж. Я, конечно, знаю, что и когда посещал другой экипаж. Но описывать впечатления других людей, думаю, будет неправильно.
Во время передвижения связь поддерживалась по рации — очень удобно, позволяет быстро принимать решения об изменении маршрута и вести прочие «оперативные переговоры».
После Бийска увидели указатель «Слияние Бии и Катуни — 2 км».
Такой точки у нас не было. Но указатель-то есть. А поехали? Поехали.
Нужно было поставить 70 точек на навигаторе, чтобы начать посещение Алтая с 71-ой )))
Доехали до какого-то поселка. Дальше указателей нет, дорог несколько. Поглядели на maps.me, нашли что-то похожее на слияние двух рек и двинулись туда.
Место оказалось красивым. Песочек, много воды, мост вдали. Походили, попы размяли, дети камушки в реку покидали. Но так и не было понятно, где тут Катунь, а где Бия.
Последние сомнения развеялись, когда мы двинулись дальше и проехали по этому самому мосту. Никакой Бии, только Катунь ))
Место слияния Катуни с Катунью.
Уже сейчас, глядя на карту, становится понятно, что указатель тот был в никуда. На месте слияния этих красивых рек со стороны, где мы ехали, вообще дорог нет. И место это явно дальше обозначенных на знаке 2 км раз так в пять.
Это я к чему рассказываю? Не верьте указателям — врут они всё.
Приехали в Белокуриху, поселились в заранее забронированном на букинге гостевом доме и отправились ужинать.
Мулино — семейный ресторан. Вкусно, есть детский уголок, за бой посуды денег не берут — проверено опытным путем :))
После чего побродили по территориям пансионатов, изучая, преимущественно, детские площадки.
Белокуриха мне показалась очень похожей на Сочи — горы, толпы туристов, негде припарковаться, везде знаки «работает эвакуатор». Кстати, рядом с рестораном есть платная парковка, но ее мы заметили, только когда уже пошли гулять.
РАЗ БЕЛОКУРИХА, ДВА БЕЛОКУРИХА. 20 июля (четверг)
С утра направились к 4 братьям.
По дороге остановились, по-моему, на Солнечной поляне (название могу перепутать).
Дорога вполне проезжабельна на любой машине, но лучше с полным приводом (есть там крутоватые подъемы-спуски). Последние 500 метров решили между деревьями по лужам на машинах не петлять и пошли пешком.
Другие камушки по дороге на 4 брата.
4 брата, загаженные надписями.
Врата любви — так и не поняли, где там врата, а где любовь)
Поскольку мелкий мой наотрез отказался передвигаться иначе, чем на плечах у папы, решили на гору крутую, каменный водопад и одинокую сосну сходить в другой раз (хоть и рядом, но идти пешком км в одну сторону), а пока дети не захотели спать, поехали на Церковку.
Подъезжаем к подъемнику — тучи набегают. Кто-то рядом говорит, что на горе идет дождь. Хотели купить дождевики, но они вчера кончились. Пока думали ехать или нет — набежала тучка, упали 3 капли дождя, и опять выглянуло солнышко.
Решили, что дождь уже прошел (ну-ну) и рванули на подъемник.
Что-то никто нигде не уточнил, что ехать нам предстояло минут 30 в одну сторону.
Едем — вокруг красота, деревья разные, камни причудливые, ягода поспела. В общем, есть детей на что отвлечь. Но впереди тучи сгущаются. Вперед смотришь — серая пелена. Начали посещать нехорошие предчувствия. Вслед за ними начал накрапывать дождь.
Сидишь в кресле — крыши нет, дождевика нет, зонтика тоже и понимаешь, что ехать еще далеко не три минуты. А отдельные капли плавно превращаются в мелкий дождик, а затем и в настоящий дождь.
Укрыли детей как могли и чем могли, чтобы хотя бы они меньше промокли. Минут через 10 дождь прекратился. Узнали у спускающихся, что наверху есть закрытая кафешка. Доехали, заказали горячего чая с медом, переодели детей в сухое. Благо мы хомяки запасливые.
Вышли из кафешки — уже солнышко светит. Погода в горах переменчивая. Пошли исследовать окрестности, кормить бурундуков, коих там великое множество (наверху специально семечки и орешки продаются).
Наверху красивые виды, тропинки более-менее проходимые даже с маленькими детьми.
Какая-то скульптурина недалеко от подъемника.
Пока гуляли — на солнышке полностью высохли. Поскольку время уже к обеду, а вниз ехать еще полчаса, долго наверху не гуляли. Спустились и в гостиницу на дневной сон.
Вид с канатки при спуске. На переднем плане тень от облака, на заднем стена дождя.
На Дуняшкин ключ полюбовались с подъемника, идти до него не стали.
После детячего сна продолжили изучение окрестностей Белокурихи.
Поехали в парк миниатюр «Каменный остров». Очень интересное место, особенно для посещения с детьми. Парк еще строится. Пытаются воссоздать в миниатюре Алтайские горы. Что-то там еще рассказывали, но у мелкого была своя программа, и поэтому экскурсию я не слышал.
На переднем плане малэнька такая река, домики и горы. На заднем плане детская площадка в старорусском стиле.
Черепа КРС, совсем как настоящие )))
Поселок гномов еще строится. Электричество пока не подвели :(
Каменный лабиринт. Говорят, делал шаман.
В общем, место интересное, колоритное, обязательное к посещению, особенно с детьми.
Следующей точкой нашего путешествия была Белокуриха 2. Добрались до нее уже хорошо вечером. Поэтому посмотрели только поляну с мыслителем, да грандиозные планы по застройке и освоению. Говорят, посмотреть нам есть что. Хватает и природных объектов и возведенных людьми — ну ничего, оставим на следующий раз.
Мыслитель. Кто-то забыл видеокамеру.
Дорога на Белокуриху 2 — чем не перевал)
ЗА ТРИ ПЕРЕВАЛА. 21 июля (пятница)
Покидаем «цивилизацию» и едем за перевалы. Акташ ждет нас.
Из Белокурихи до Чуйского тракта можно добраться двумя путями.
Первый — в объезд через Бийск. По хорошей дороге, но уж сильно большой крюк (510 км). Как-то неинтересно ехать на север, когда нужно на юг :)
Второй — напрямки через Алтайское, Комарский перевал с выездом на Чуйский тракт в Черге (380 км).
Про дорогу напрямки доподлинно ничего выяснить не удалось. Единственно, что было понятно — часть дороги по гравийке. Но гравийки бывают ой какие разные. Решили ехать через Алтайское. Тем более, там есть ботанический сад.
Позавтракали «как белые люди» включенным в цену номера и приготовленным для нас завтраком и в путь.
Предгорья. Хороший «сельский» асфальт до выезда из Алтайского.
Почти до обеда протусили с «Холмогорье». Там и контактный зоопарк, и всякие арт объекты, вроде старого автобуса или сколоченного из дерева самолета. Есть детские площадки, много цветов… но всё какое-то бездушное.
Отовсюду торчит поливальная система, кругом огромные надписи, что за любое неосторожное движение штраф 1000 рублей. В общем, второй раз я туда не поеду.
Кстати, «Холмогорье» вполне оправдывает свое название. Вся эта радость жизни располагается на склоне холма — что так же не добавляет удовольствия к прогулке.
На территории Холмогорья искусственный водоем. На заднем плане чей-то скромный особнячок.
На поняшке можно покататься. Естественно, не забесплатно.
Поливалки и шланги создают особый колорит.
На выезде из села нашли чудесное место для пикника. Под деревьями, возле речки, недалеко от дороги — прелесть. Даже найденные рядом коровье лепёхи не испортили впечатления о месте. Природа жеж)))
Мостик из двух опор ЛЭП, переброшенных через речку — что может быть романтичнее)
Сразу за Алтайским кончился асфальт, и полсотни километров мы ехали по гравийке… ну в селах когда-то асфальт был, но лучше бы его там не было. В общем, дорога вполне проезжабельна на любой машине, но не очень приятная. Комарский перевал небольшой и легкопроходимый.
За Чергой выезжаем на Чуйский тракт — полотно идеальное, но много где идет ремонт дороги, ограничения скорости и постоянные затыки.
Частая причина замедления скорости в Горном Алтае. Животные попадаются в ассортименте (коровы, кони, козы, верблюд).
Перед Семинским перевалом пошел дождь. Перевал хоть высокий, но скучный. Сначала долго едешь вверх, потом вниз. Поворотов почти нет.
Поднялись на перевал — температура опустилась до +12. Быстренько сделали пись-стоп. Купили верблюжьих носков для детей (зима близко) и покатили дальше.
В Шебалино по плану хотели «до отсечки» залить бензина на последней брендовой заправке. Но как-то проскочили мимо нее. Видать она в самом селе, а не на объездной.
От Семинского перевала до Чике-Тамана 80 км. Вот этот перевал живописный. Поворот за поворотом. Главное, чтобы какой-нить полудохлый КАМАЗ впереди не полз.
Доезжаем до смотровой площадки, выходим из машин +26. Красота.
Смотровая переполнена. Машин куча, людей куча, продаванов всего и вся куча. То ли дело в ноябре — тихо, спокойно и никого нет))
Вид со смотровой площадки Чике-Тамана. Если пройтись вдоль старого тракта, есть и более красивые виды, но время нас поджимало.
Размяли попы и опять по машинам. Время уже к вечеру, а ехать еще больше 100 км по незнакомой дороге. Дети толком не поспали и потихоньку начали выносить мозг. Одно хорошо — в Акташе нас ждет забронированная и частично оплаченная гостиница.
В итоге сделали еще один привал на ужин, но фотографий уже не делали — все устали. Дорога за перевалами пошла горная (как ни удивительно), постоянно петляющая верх-вниз-вправо-влево, что с одной стороны не давало заснуть. С другой же с непривычки сильно выматывало.
Доехали до «Расула» хорошо вечером.
Расположились «в нумерах», дети отвели душу на игровой площадке. Так и прошел день с самым сложным для меня перегоном.
Коттедж «Расул». «Наше» окно слева на 2 этаже.
Вот такой чувачок пасся рядом и выпрашивал еду у туристов.
ВОДНЫЙ ДЕНЬ. 22 июля (суббота)
После вчерашней дороги нет ничего лучше, чем исследовать окрестности Акташа.
С утра после завтрака (халява кончилась — готовим сами) направились к Гейзеровому озеру. На повороте, куда навигатор вел нас с тракта, стоит здоровая надпись «Гейзеровое озеро дальше 1,5 км». Видать, не только мы карты OpenStreetMap используем :) Из-за ошибки на карте народ валом не туда валит.
Проехали указанные 1,5 км, свернули с дороги, заплатили какую-то символическую денюшку за вход. Поднимаем головы — а там Актру )))
Впервые за поездку увидели снежные вершины. Справа «тропинка» на гейзеровое озеро.
Дорога на гейзеровое озеро идет вдоль такой вот красоты.
Идти в выходной к легкодоступной достопримечательности, с одной стороны, не самая лучшая идея — народу тьма тьмущая. С другой стороны — надо же было куда-то идти.
Дорога абсолютно легко проходима, так как идет по деревянным настилам метровой ширины, выложенным над болотом. Никаких резиновых сапог и прочей атрибутики не нужно.
Дальше скатались к заброшенной Акташской ГЭС. Находится недалеко от Чуйского тракта — ее видно с дороги.
На «дне водохранилища» стоят палатки и едут машины.
Поскольку работаю в электроэнергетике — стараюсь не пропускать ни одного подобного объекта. Недостроенная плотинка большого впечатления не произвела. Дети чуть-чуть полазили по бетону и отправились ловить кузнечиков — коих было неимоверное количество.
Дальше поехали в сторону «дома». По дороге остановились на источнике Кара-тыт (прямо возле трассы). Освежились, дети покидали камушки, и в «Расул» на дневной сон.
Все увешано ленточками. По России, видать, одни старообрядцы путешествуют.
Вечером решили скататься назад по Чуйскому тракту. Посмотреть то, что вчера проехали мимо.
Слазили к водопаду Ширлак (Девичьи слезы). Водопад видно с трассы, где организованна бойкая торговля. Поскольку к водопаду приехали уже вечером, коробейники уже складывали свой товар. К водопаду ведет довольно крутая «козья тропа». Сам водопад довольно высокий, но не многоводный.
«Козья тропа» по дороге к водопаду.
Дальше направились к слиянию Чуи и Катуни. Посмотреть, как Чуя впадает в Катуть, можно с двух смотровых площадок. Одна находится прямо на Чуйском тракте. Вторая гораздо ближе к самому слиянию «в степи». Туда-то мы и поехали. Если ехать в сторону Монголии, нужно проехать обзорную площадку у дороги и свернуть на первом повороте направо. Ну а дальше интуитивно понятное «выбрал дорогу, которая понравилась, и вперед». Главное на мост не уехать. Хотя, если уехали, можно прямо к слиянию рек подъехать. Но, думаю, вид уже не такой живописный будет.
Обзорные площадки на карте. Мы были на нижней.
Молочная Чуя отдает свои воды бирюзовой Катуни, но еще сопротивляется — вода не смешивается еще долго.
Думаю, все, кто хоть как-то интересовался Алтаем знают, что Катунь бирюзовая. В июле, конечно, бирюза не так заметна, как осенью, но все равно оттенок отчетливо присутствует. А вот, что Чуя белая — этого я раньше нигде не встречал. И для меня это было сюрпризом. Вода в Чуе такая, как будто в ней вагон Смекты размешали. Интересно, она осенью еще белее становится?
Бирюзовая Катунь. Фото с нашей прошлой поездки. Сентябрь 2016 года.
На обратном пути остановились посмотрели с трассы порог Турбинный.
Порог Турбинный. Фото поближе.
Смелые же люди отваживаются плавать по таким порогам. Я бы не стал :)
Поскольку дело было уже хорошо к вечеру, решили найти место и отужинать на берегу Чуи. Не зря же мы холодильник, горелку, столы и прочую утварь с собою возим.
Живописное и совершенно безлюдное место не заставило себя долго ждать. Пока колдовали с ужином, дети опять ловили кузнечиков, кидали камушки в реку и делали пирамидки из камней. В общем, в отсутствие детских площадок развлекались, как могли.
На базу вернулись уже в сумерках. Хорошо отдохнули, после перегона за 3 перевала :)
В СТОРОНУ МОНГОЛИИ ЧЕРЕЗ МАРС. 23 июля (воскресенье)
Продолжаем осваивать Чуйский тракт, но теперь уже в другую сторону. Тем более что не помешало бы разбавить ядреный Акташский бензин брендовым Лукойловским. Брендовые заправки продолжают покорение Алтая, а Лукойл добрался дальше всех — аж до Кош-Агача.
Раз уж зашла речь — небольшое лирическое отступление о бензине. Заправлялись в Акташе мы на Нике. На форумах находил споры, где лучше бензин, на Нике или в Расуле. Большинство склонялось к Нике — там и решили заправляться. Заливали бензин примерно, когда оставалась половина бака. На Нике бензин страшно воняет ацетоном, но изменения в работе двигателей обнаружено не было. Кстати, видел, что на стоянке Расула стоял бензовоз Ника. Сливал он там бензин или нет, не видел, врать не буду. Но не удивлюсь, если сливал.
Итак, поехали дальше по Чуйскому тракту. Дорога — все такой же отличный асфальт.
Чуйский тракт — отличная трасса.
Прямо с дороги открывается отличный вид на Актру, в паре мест в maps.me обозначены смотровые площадки, где можно безопасно остановиться и полюбоваться снежными вершинами (дорога всё-таки горная, петляет, видимость часто плохая).
Погода, правда, наблюдениям немного мешала. Хоть тепло и солнечно, Актру был спрятан в облаках.
Актру в облаках, а хотелось бы без…
Следующая остановка Марс. Вообще марсов нашел целых два Чаган-Узун и Кызыл-Чин, к последнему навигатор дорогу знал, поэтому поехали именно туда.
Возле Чуи растут прелестные ёлочки.
Дорога понятна, на поворотах стоят указатели — заблудиться невозможно.
Дорога на Марс — хорошая грунтовочка.
Людей много — место популярное.
Место для посещения с детьми не очень годное. Козьи тропы круты и местами опасны. Хотя, конечно, красиво и необычно. До Марса-2 не пошли. 3 км пешком в одну сторону — это надо без детей. Полюбовались, подкрепились возле машин и в путь, а детям дневной сон в машине.
По дороге в Кош-Агач горные хребты как-то неожиданно сменяются полупустынной высокогорной Чуйской степью. Просто так ехать в Кош-Агач, чтобы заправиться — как-то скучно. Решили, что едем до горы Джалгизтобе, что располагается за селом. Но что-то пошло не так. Свернули не туда, и дорога неожиданно закончилась.
Тёмный бугорок в тени — это и есть Джалгизтобе. Не добрались — ну и ладно.
Это не горы низкие — это степь высокая, точнее высокогорная.
Пока ехали через село — приметили солнечную электростанцию. Мы ж энергетики — нужно заехать поглядеть.
Зачем в месте, где нет промышленности, но есть развитые электрические сети, входящие в ЕНЭС строить СЭС — большой вопрос. Но это тема совсем не автопутешествий.
Далее посетили очаг цивилизации — Лукойловскую заправку :)
Заправились до отсечки приятно пахнущим бензином (в сравнении с бензином из Ники, конечно), поели родных Кемеровских Подорожников, правда размороженных (местные кафешки вызывали определенные опасения, а взятая с собою еда кончилась) и направились в сторону «базы».
В самом поселке больше всего запомнились «огороды». Вот как у нас — огороженная территория, а за ней грядки, помидорчики там, огурчики, цветочки всякие. Там же «земля» за оградой и внутри ее не отличается абсолютно ничем. Те же камни и «буйная растительность» в виде чахлой травки.
На въезде в Кош-Агач (если ехать со стороны Монголии, то на выезде) находится жертвенник. По информации из интернетов, жертвенником до сих пор используется по назначению. Когда читал это — сразу в голову приходили образы убитых домашних животных, подвешенных за ноги, кровь которых медленно стекает на алтарь.
На самом деле всё гораздо прозаичнее. На алтаре лежали свечки, тряпочки, остатки еды и даже саморез.
Сам жертвенник располагается недалеко от дороги, можно до него доехать прямо по степи (опять те же ровные мелкие камни с мелкими растениями). Поднялся сильный, но очень теплый ветер, температура +25. Вроде и не комфортно, но и не холодно. Представляю, как там «весело» зимой с такими ветрами и 40 градусными морозами. Не зря район приравнен к крайнему северу.
Рядом с жертвенником. Самые внимательные могут заметить, что сюда приезжают не только на машинах.
По столбам ЛЭП можно определить, где проходит Чуйский тракт.
Надо же где-то ленточки привязывать, если деревьев нет.
СЪЕЗЖАЕМ С АСФАЛЬТА. 24 июля (понедельник)
До этого дня мы передвигались вдоль Чуйского тракта. Настало время узнать, какова же она, дорога на Кату-Ярык. Но, решили мы, хорошего помаленьку. Сначала осмотреть достопримечательности недалеко от Акташа, а на следующий в другой день, не останавливаясь, добраться уже до Кату-Ярыка.
Посмотрели Красные ворота.
Что-то мне говорит о том, что эту надпись постоянно обновляют.
Полюбовались Мёртвым озером — прямо сильно понравилось. Озеро живописное, тихое. ЛЭП и дорога вдоль него, конечно, несколько портят впечатление, но не критично.
Так и хочется посидеть на берегу и помедитировать.
Доехали до Улаганских озер, а смотреть там особо нечего. Во всяком случае, интересного ничего для себя не увидели.
Температура упала до не очень комфортных +14, и мы решили вернуться «на базу».
После обеда занимались хозяйственными делами да готовили шашлыки. Короче расслаблялись без машин, чтобы набраться сил и назавтра рвануть в долину Чулышмана.
КУРАЙСКАЯ СТЕПЬ ВМЕСТО КАТУ-ЯРЫКА. 25 июля (вторник)
Так получилось, что ночью я практически не спал. То ли организм перевозбудился от неземной красоты здешней природы, то ли еще что, только за ночь я проспал всего часа 3. Ехать «на бровях» до Кату-Ярыка, а тем более спускаться и, может быть, подниматься назад (если не будет свободных мест) что-то совсем не хотелось. К тому же облаков, в отличие от последних дней, практически не было — самое время посмотреть поближе на Актру, а значит, едем в Курайскую степь.
По Чуйскому тракту до села Курай, потом по гравийке до моста через Чую.
Долго искали каменную бабу, пока не нашли вот это:
Явно тронутая туристами достопримечательность.
Погоревали по поводу интеллектуального развития некоторых индивидов рода человеческого. Я даже представить не могу, что должно твориться в голове, чтобы руки зачесались опрокинуть камень, который стоял до того, скорее всего, тысячи лет.
Остановились возле молочной Чуи. Дети выполнили план по киданию камушков.
Мост через Чую. Впереди Актру :)
Курайская степь прямо впечатлила. Гигантскую рябь течения, конечно, лучше наблюдать сверху, но и ездить по ней тоже прикольно.
Гигантская рябь течения Курайской степи. Как будто земля стекала с гор, а потом так и застыла волнами.
Доехали по степи до огромной лужи. Штурмовать бездорожье не собирались, поэтому устроили фотосессию, полюбовались природой, горами и поехали домой.
Лужа, остановившая наше продвижение к Актру.
На въезде в Курай стоит большая база, где всем желающим предлагают заброску до альплагеря (а может и дальше), ехали мы утром и особой активности не заметили, зато, когда поехали по дороге назад — навстречу нам мчалась куча Шишиг и Уазиков, иногда по параллельным дорогам играющих в догоняшки (второй при сужении дороги получает утешительный приз — кучу пыли из под колес перового). Короче, жизнь туристическая там бьет ключом.
Место прямо волшебное — не передать никакими фотографиями и словами. В моем личном рейтинге за поездку Курайская степь заняла уверенное второе место. Еще несколько фоток оттуда:
Прямо даже не берусь сказать с уверенностью чьи это кости.
Буренки на фоне заснеженных вершин.
После дневного сна решили отправиться в места, отсутствующие в навигаторе, но близкие и, как сказали отдыхающие в Расуле, очень живописные. А именно на водопады Верхний и Нижний Карасу.
Начало дороги на водопады можно узнать по «танцующему» мосту. Выглядит он, конечно, не очень — но проехали без проблем. Правда, в начале моста есть очень «интересное» место :)
Верхний Карасу нашли быстро. Водопад красивый, в жару там находиться интереснее всего, поскольку, во-первых, охлаждает падающая вода. Во-вторых, гуляешь под деревьями. Немного смутило только присутствие комаров. В целом же водопад понравился больше Ширлака. И он более легкодоступный.
Даже четвероногие друзья пришли полюбоваться водопадом.
А вот с Нижним Карасу что-то пошло не так. Нашел водопад в maps.me, но метка оказалась кривой. Прыгали по буеракам, по каким-то сенокосам (сенокосы на Алтае!!!) и наконец на месте, где стоит точка, увидели вот это:
Уж вечер близится, а Карасу всё нет.
Вернулись назад, остановили машину и узнали, что люди едут как раз с водопада. Узнали дорогу. Поехали. Но на дороге, наверное, впервые была такая хитрая ямка, которая не позволила длинному носу Форика без потерь проехать дальше. Решили пройти пешком, но как только вышли из машины — на нас накинулись тучи комаров. Разбалованные Алтаем средств от комаров мы не брали. Поэтому решили ретироваться и оставить Нижний Карасу на следующую поездку.
ПАССАЖИРОВ ГОЛОС СТИХ, ВПЕРЕДИ КАТУ-ЯРЫК. 26 июля (среда)
Слышали такую песенку? Загуглите — очень атмосферная :). Хотя совсем не отражает наше впечатление о перевале. Но обо всём по порядку.
Итак, день Хы таки настал. Спали все хорошо. Пора штурмовать Кату-Ярык. От Акташа, до перевала практически 100 км. Дорога разная, от среднего асфальта до грейдера. Но если подвеска у машины не зубодробильная, практически всю дорогу можно держать скорость 70-90 км/ч, снижая ее на поворотах, и верхушках подъемов (а то встречаются любители обгонять при отсутствии видимости). Эпицентр хорошести дороги находится в районе Улагана (хотя и там есть участки не очень), чем дальше от села в любую сторону, тем дорога хуже.
Кстати, всю дорогу до Кату-Ярыка, а также сам перевал и долину Чулышмана можно «пройти» на Панорамах. Если кому вдруг лень искать, ссылка.
Приехали к перевалу где-то к 11 часам. Солнце палит нещадно, температура 30 градусов. Не самая лучшая погода для тормозов.
Прогулялись, сделали, запечатлели вид на перевал и долину сверху.
Кату-Ярык великий и ужасный :)
И вперед, точнее вниз.
Даем отдых тормозам — стоим «в кармане».
Пока ехал, вспомнился анекдот:
Прыгать с парашютом совсем не страшно. Открываешь дверь в самолете, а там Google Maps. Ты же не боишься Google Maps?
Вот у меня было схожее чувство. Готовясь к поездке, я смотрел видео нескольких спусков с перевала, «прошел» его на панорамах. И когда реально поехал — показалось, что смотрю очередное видео :)
Вообще, если без дождя (снега, тумана и прочих погодных прелестей), мне кажется, спуск и подъем на перевал не такие уж и опасные. Да, нет отбойника, но сверху есть гребень, а снизу (где нет гребня) довольно пологий скат. Есть карманы для разъезда как на поворотах, так и на прямых участках. А если вбок не смотреть, так вообще просёлочная дорога :)
По-моему, гораздо более опасные участки есть в долине Чулышмана (лететь меньше, но больнее), и по дороге на перевал. Когда петляя меж деревьев, вдруг оказываешься на открытом месте, дорога делает резкий поворот, а впереди пропасть на вид раза в 1,5 глубже, чем возле перевала.
Фотография этого места совсем не передает всей его «атмосферы». А вкупе с элементом неожиданности так, вообще, хочется оставить на дороге несколько кирпичей.
В общем, пока спускались 3 раза студили тормоза, но всё равно по прибытии от них исходил «характерный» хоть и не сильный запах. Машин много и поднималась, и спускалась, но водители вели себя адекватно — где надо пропускали, где надо даже сдавали назад. В общем, спустились без проблем.
В первой же попавшейся турбазе узнали про свободные места, которые были. Искать дальше ничего на стали и остановились в двух домиках, удобства которых составляли печку (в +30 не актуально) и лампочку под потолком, которая могла светить с 8 вечера до 12 ночи.
Когда говорят свет будет в такие-то часы, как-то представляешь себе, что в это время можно будет подзарядить гаджеты. А вот нет. Там свет — это только свет. Ни одной розетки нигде нет. Пришлось подзаряжаться в машине. В принципе не большие трудности.
Может быть, можно было найти турбазу получше, но здесь была одна уникальная особенность — бесплатное шоу попыток подъема переднеприводных автомобилей на перевал. В интернетах опять же есть много видео на эту тему. И задом люди поднимались, и с разгону, и с пробуксовкой, и всяко-разно. Обычно всё это заканчивалось тем, что водитель ехал за трактором или шишигой, которые его медленно и верно поднимали до первого поворота. Разбивают такие старания полотно дороги конкретно. Трактор, конечно, периодически ровняет, но хватает не надолго. Полноприводные машины осиливают подъем без видимых усилий.
Итак, приехали, заселились, можно наслаждаться природой. Долина Чулышмана — место особенное. Мы с женой уже были здесь много лет назад, правда тогда добирались по Телецкому озеру и только до Каменных грибов.
От долины Чулышмана, уже традиционно, только самые сильные положительные впечатления, которые, естественно, не передать никакими фотографиями и словами. Оно стоит 100 км разбитой дороги и отсутствия удобств на турбазах.
Персональный домик, беседка, парковка. Дальше река.
Пообедали, кое-как уложили спать детей (жарко и новое место).
После сон-часа решили ехать в сторону Коо — нужно было позвонить родным и сказать, что у нас всё в порядке.
Дорога в долине — это что-то. Разогнаться больше 50 км/ч просто невозможно. Крупные камни торчат в самых неожиданных местах, куча мест скала-дорога-пропасть. А пропасть может быть и 3 и 30 метров. Естественно, никаких ограждений нет от слова вообще.
Пока доехали до Коо, даже на замечательной фориковской подвеске вытрясли всю душу. Но МТС (других операторов в долине нет) так почему-то и не ловил. Решили зайти в магазин, прикупить водички, которая очень неожиданно начала кончаться (в +30 почему-то чаще и больше хочется пить — не рассчитали). Заодно спросили, как и где можно позвонить. Продавщица-хозяйка (магазин стоял в огороде) указала на вкопанный в землю шест. Сразу вспомнились «сотовые камни» 90 годов :)
Манипуляции возле шеста (поиск заветной волны, а не то, что некоторые могли подумать) результатов не дали. В итоге позвонил по телефону хозяйки за 100 рублей. Мог бы МТСовскую симку специально для поездки и не заводить.
Закупившись, повернули назад, потому что уже вечерело. Очень уж долгой и трудной оказалась поездка «туда», хотя сначала хотели добраться до Курганного могильника Кудырге.
По дороге назад останавливались в красивых местах на фотосессии. Естественно, где это было безопасно. По этой причине бОльшую часть красоты увезли только в своих воспоминаниях.
Долина Чулышмана, дорога только с виду ровная.
Что там за камнем не узнаешь, пока не поедешь. Иногда упершись «лбами» со встречной машиной приходилось сдавать назад.
Самые внимательные могут разглядеть водопад.
В общем, чтобы насладиться местом, сюда лучше ехать на несколько дней.
Приехали к своим вип-домикам уже в сумерках. Вечером было сидение до полной темноты на берегу Чулышмана, костер, звездное небо с таким огромным количеством звезд, которое даже невозможно представить, живя в городе… В общем, только ради этого вечера стоило ехать на Алтай. Без преувеличения можно сказать, что это был апогей нашего путешествия.
НАЧАЛО ПУТИ ДОМОЙ. 27 июля (четверг)
Как бы ни хотелось остаться в долине Чулышмана подольше — отдыхать вечно невозможно. Назавтра нужно покидать «Расул», а значит сегодня нужно вернуться в Акташ.
После завтрака выехали с турбазы — пока не сильно жарко, да и чтобы приехать в «Расул» до детячьего сна.
Постояли в очереди на подъем, пока трактор заравнивал вечерние приключение переднеприводных машин.
Подъем дался еще легче, чем спуск. Встречных машин практически не было. Температуру двигателя контролировал по бортовым приборам. В карманах не останавливались, кондиционер не выключали.
Температура масла в конце подъема была 113 градусов — не страшно.
По дороге заехали на Пазырыкские курганы. Археологическую ценность они, скорее всего, представляют. Не зря же их планомерно разоряют (раскапывают). А вот нам туристам-обывателям картина разрытых курганов особого удовольствия не доставила.
Не зря где-то встречал запись, что после дорог в долине Чулышмана, хочется расцеловать Улаганский асфальт. Когда после тёрки грейдера выезжаешь на него — ни с чем несравнимые ощущения. Можно, конечно, ехать по степным дорогам вдоль основной. Но иногда такие дороги примыкают к основной, а иногда уводят в неизвестном направлении. Так что сворачивал с основного пути только тогда, когда видел, что назад можно вернуться.
Больше остановок до Акташа не планировали, но уже недалеко от Мертвого озера малой начал засыпать в машине. Чтобы дотянуть до базы, решили еще раз спуститься к озеру.
После дневного сна был вечер релакса. Сходили в оздоровительный комплекс. Поплавали в бассейне, посетили баню, сауну, хамам. Короче, отдыхали от отдыха :)
ДО СВИДАНИЯ «ДИКИЙ» АЛТАЙ, ЗДРАВСТВУЙ МОРЕ ЛЮДСКОЕ. 28 июля (пятница)
В Манжероке решили остановиться, чтобы потом до дома были более-менее комфортные 700 км. Чтобы не пилить от Акташа сразу до дома (1000 км).
Правильно, ой правильно мы сделали в прошлом году, поехав на север республики Алтай осенью.
Там в сезон просто не протолкнуться. Люди, везде толпы людей. В Мария-Ра очередь, как в мавзолей. На каждом углу, возле любой достопримечательности тебе что-то впаривают. Ой, не такой отдых я люблю.
Обратная дорога всегда не такая интересная, как дорога туда. Уже не предвкушаешь новые впечатления, а вспоминаешь уже увиденное, в машине становится тише, красоты Алтая, конечно, радуют глаз, но радость уже с налётом легкой грусти.
Песчаные осыпи, ближе подходить не стали.
Уже после перевалов, когда дети поспали, организмы начали просить хлеба насущного, сначала решили пообедать в подсолнечных полях. Но пока устраивали фотосессию, мимо, поднимая клубы пыли, проехало несколько камазов — не лучшая компания для обеда.
Поле подсолнухов и пыль от камаза.
Затем нашли неожиданно чудесное место возле р. Сема со столом, костровищем и даже туалетом. При этом всё бесплатно и вдали от селений. Мистика :) Все настолько хотели есть и ехать дальше, что годных фоток этого места не осталось.
Следующей остановкой был Горно-Алтайский ботанический сад «Чистый луг» в селе Калмак. Вот это я понимаю — чудесное место. Прямо на входе снимаешь обувь и идешь наслаждаться природой по уютнейшей траве босиком. Никаких торчащих из клумб поливалок. Все надписи по теме, никаких угрожающих. Короче, Холмогорье нервно курит в сторонке.
Травка так и располагает, чтобы походить по ней босиком.
Надпись на досточке «Экспозиция Сибирь». И никаких «Штраф 1000 рублей».
После ботсада заселились в зарезервированный на букинге «дом для отпуска». Поехали поужинали в «Алтику» (отдыхали там прошлой осенью) — очень уж супа хотелось, да и детская площадка там интересная. Ну и ощутили всю прелесть лета на севере Алтая, о которой я писал выше.
РАСКАЖИ КА МНЕ ДРУЖОК, ЧТО ТАКОЕ МАНЖЕРОК. 29 июля (суббота)
На Церковку на кресельном подъемнике поднимались. Значит, нужно устроить то же самое, только в Манжероке, чтобы сравнить впечатления.
Сравнение получилось далеко не в пользу последнего. Единственно, что в Манжероке лучше — это кресла на 4 человека в ряд. Можно сразу уехать всей семьей. А остальное… Пока поднимаешься, глазу зацепиться не за что. Наверху делать особо нечего. Тропа от подъемника становится всё уже и хуже. Шли по ней, пока не поняли, что ведет она в никуда. Из развлечений на горе кафе, фото с птичкой, фото в алтайской одежде и прочие атрибуты шибко туристических мест, от которых лично у меня навевает тоску.
Вид «с горы», ну то есть после того, как поднялись на подъемнике.
Озеро Манжерок. Вид с подъемника.
Самое большое удовольствие было для детей, когда внизу нашли большую детскую площадку с горками. Камушки в речки кидать им, конечно, нравится. Но по глазам было видно — хотят привычных и милых детскому сердцу развлечений.
После сна решили сплавать на Камышлинский водопад, больше для того, чтобы прокатиться на лодке по Катуни, чем ради самого водопада.
Камышлинский водопад. Фото для инстаграма :)
Камышлинский водопад. Фотография более точно передаем атмосферу места.
На ужин отправились опять в «Алтику» (тем более что по дороге), но свободных мест не было. Поехали домой собирать вещи и есть пельмени.
В общем, провели довольно ленивый день. Каким он и должен быть перед дорогой домой.
ВОЗВРАЩАЕМСЯ ДОМОЙ. 20 июля (воскресенье)
Сначала хотели ехать по трассе Алтай-Кузбасс, так как дорога мимо Новокузнецка «разбитая, повороты там страшные, можно с трассы вылететь и вообще». А потом стали задумываться. А такая уж она разбитая и страшная, особенно в сравнении с тем по чему мы ездили на Алтае. В общем, решили ехать коротким путём.
Ну, что я могу сказать, дорога вообще отличная :) Гравийки где-то 10 км. Плохого асфальта 20-30 км. Ну как плохого? Ехали по нему 90-110 км/ч.
Домой добрались на одном дыхании. Ну, ладно, на двух. Подзаправились и перекусили недалеко от Новокузнецка. Больше я этой дороги не боюсь. Тем более что Алтай-Кузбасс уже поднадоела.
Пройдено 3008 км, расход за поездку 8,6 л/100 км, средняя скорость за поездку 55 км/ч.
ПОСЛЕВКУСИЕ
Это была пока самая протяженная (во времени и пространстве) и самая интересная поездка нашего семейства. Дети растут, и многие вещи становятся проще. Хотя, конечно, дневной сон сильно ограничивает возможности и время перемещения. Ну, это не страшно. Просто не нужно пытаться объять необъятное и нужно находить баланс между насыщенностью путешествия и комфортом.
Автопутешествия — это наркотик. В голове уже зреют несколько вариантов поездок как на Алтай, так и в другие интересные места.
Бюджет, по традиции, озвучивать не буду. Так как впечатления бесценны. А цены на основные составляющие отдыха (жильё, бензин и пр.) можно без проблем найти в просторах интернета. Тем более что траты каждого в путешествии являются очень индивидуальными, а их сумма абсолютна не показательна.
Всем добра и, надеюсь, до новых встреч :)