|
Полный мегаотчет (2217 км пути, 131 минут видео, 754 фото)
Данный пост будет интересен тем,
— кто уже посещал данные места и хочет вспомнить все те эмоции и чувства, которые они испытывали при посещении Алтая;
— кто желает туда поехать и все не может решиться, а стоит или не стоит вообще там побывать;
— у кого сейчас много свободного времени. Потому что в посте содержится множество мелких видео на 131 минуту общей продолжительности (ссылки на сервис uTube) и фотографий в количестве 754 штук (ссылки на сервис Яндекс.Диск). Так что в беглый осмотр здесь уложиться точно не получится. =)
Это наше (Я и моя жена Галина) первое (во всех смыслах этого слова) путешествие на любимом автомобиле Форд Фокус 1 2004 года рождения (Федор), твердую 4-ку из 5 баллов я бы поставил. Уже имеется некая уверенность в нем.
Описание того, как добраться до мест, я давать не буду, поскольку названия будут представлены в виде гиперссылки на первоисточник, с которого мы и выстраивали наш маршрут, оттуда брали всю необходимую информацию. Будут описаны только те моменты, которые по факту отличались от представленных.
Поехали…
Время отъезда было рассчитано на утро 7 июля 2017 года, время прибытия — вечер 14 июля 2017 года. То есть, на все про все 6 с небольшим дней чистого осмотра местных красот.
Маршрут путешествия с перечнем мест в порядке их посещения состоялся следующим: Кемерово (далее через Киселевск, Новокузнецк) — Озеро Ая (Айское) — Скала «Чертов палец» — Черемшанский водопад — Озеро Манжерок — Канатная дорога в Манжероке — Источник «Аржан-Суу» — Тавдинские пещеры — Камышлинский водопад — Остров Патмос — Впадение Чемала в Катунь — Чемальская ГЭС — Каракольские озера — Смотровая площадка урочище Че-Чкыш — Водопад Че-Чкыш — Наскальные рисунки урочище Че-Чкыш — Семинский перевал — Перевал Чике-Таман — Водопад Ширлак (Девичьи слезы) — Водопад на реке Боки — Водопад на реке Верх Карасу (Чибитский) — Водопад на реке Нижняя Карасу (Вучарах, или Широкий) — Гейзерное озеро (Голубое) — Улаганский перевал — Красные ворота — Кемерово (тем же маршрутом).
На первый взгляд он кажется просто огромным. Но мы все не просто успели посетить, а успели остановиться в каждом месте, успели им налюбоваться. У нас не было задачи «галопом» пробежаться по всем местам. Как только все осмотрели, то только тогда выдвигались дальше. Далее в этом можно будет убедиться. И даже последние три пункта мы уже накидали в палатке перед последним днем.
07 июля 2017 года
Подъем в 9:00 часов, хорошо выспались перед поездкой.
Что мы имеем: автомобиль Форд Фокус 1 2004 года, два путешественника, палатка, два спальных мешка, термос и различная посуда как одноразовая, так и обычная домашняя, небольшой фотоаппарат Сони, много инструмента для авто, много запасной технической жижи всех видов, веревка бельевая для сушки одежды, юсб-шнуры для зарядки техники, автоинвертор 220В, пледы и одеяла, мусорные мешки, ноутбук, молоток и топорик, спреи от насекомых и клещей (кстати, сделали страховку против укуса), лопатка, плита газовая туристическая и 5 баллонов к ней, фонарики походный и налобный, по одной запасной паре обуви + сланцы, штанов, маек, а также по одному дождевику, 15 литров технической и 20 литров питьевой воды, средства личной гигиены. Может, что-то еще забыл, в общем, попали под завязку багажник и задние сиденья, авто стал временно двухместным.
Врубаем Яндекс.Навигатор, сбрасываем суточный одометр и выезд в 11:00 часов.
Уже на подъезде к Алтайскому краю видны первые горы и река Катунь (ФОТО).
Доехали до Озеро Ая (Айское) (приезд в 19:00 часов, одометр 580 км — дорога 580 км).
Делать, как оказалось, лично нам там нечего. Потому что вся территория представляет из себя огороженную территорию в частной собственности с тремя бассейнами, шезлонгами, одной водной горкой и все. Проход к озеру доступен только через платный вход. Цена 400 руб./чел. Конечно, забор можно обойти слева по народной тропе и спуститься к озеру и покупаться, если очень сильно хочется.
Въезд на территорию осуществляется на платную парковку. Цена 100 руб./место, оплата при выезде с территории озера.
Немного перекусили на парковке — чай, бутерброды и поехали дальше.
Затраты:
— парковка 100 руб.
— бензин АИ-95 24 л 920 руб. (трасса).
— бензин АИ-95 25 л 1030 руб.
Совет:
1) Если Вы сторонник шезлонгов и искусственных бассейнов (чего и в городе каждом полным-полно), то можно здесь остановиться. Если нет, то делать там нечего.
2) Как только приехали в Горно-Алтайск, то можете вырубать Яндекс.Навигатор и перейти на ДубльГИС (2GIS) — прекрасный сервис, по которому уже можно смело передвигаться по городу. Ему нужен только спутник, в интернете нет необходимости. 90-95% всех названий посещенных нами мест были проложены именно им, он все знает.
Доехали до Скала «Чертов палец» (приезд в 20:00 часов, одометр 592 км — дорога 12 км).
До самой горы можно забраться и на автомобиле, а можно остановиться внизу на бесплатной парковке и прогуляться. Дорога будет длинная и с хорошим уклоном вверх. Мы решили доехать сразу до самой скалы.
Доехали до ворот и припарковали авто. Вышла женщина и сказала, что здесь машины ставить нельзя — это частная собственность и она может показать документы. Проезд через ворота 300 руб. Оплатили и поехали.
Остановились на площадке с другими автомобилями. Красивое место!
Такие пейзажи, что сразу вспоминается реклама молочного шоколада Милка, на которых пасется та самая коровка.
Правая часть скалы наиболее интересна, если на нее забраться. Оттуда высота чувствуется прекрасно!
Когда все посмотрели, то появился вопрос с размещением палатки. Задали его той самой женщине, что открывает ворота. Она сказала, что талон действителен в течение 24 часов, поэтому можно разместиться на берегу озера. Но мы раскинули палатку чуть выше, поскольку у самого озера было бы совсем уж прохладно.
Легли спать районе 23:30 часов. Уже поздним вечером просыпаются лягушки-квакушки, орут как заведенные, но так приятно, словно кошка мурлычет. Сверчки, птички.
Затраты:
— проезд через ворота к скале/размещение палатки 300 руб.
Совет:
Если будете подниматься на правую часть скалы в сырую погоду, то будьте осторожны. Камни скользкие, и тропа имеет приличный уклон. Лететь вниз придется ой как долго. С лысой подошвой на обуви там будет печально.
08 июля 2017 года
Подъем в 6:20 часов. Нас разбудила парочка коровок, мычали они синхронно, словно телефон на виброрежиме. Погода с утра была пасмурная, но в течение часа распогодилось. Позавтракали и поехали дальше. Еда всегда была разнообразная — картошка, гречка, рис, лапша с тушенкой. Плюс всякие печенья, пряники, конфеты с чаем!
Доехали до Черемшанский водопад (приезд в 9:30 часов, одометр 603,4 км — дорога 11,4 км).
Описывать особо нечего.
Попробовали родниковой воды, совсем никакого вкуса.
На обратном пути попили чай и рванули дальше.
Доехали до Озеро Манжерок (первый приезд: 11:00 часов, одометр 617,4 км — дорога 14,0 км; второй приезд: 16:30 часов, одометр 637,9 км — дорога 7,3 км).
Приятное для отдыха место. Мы покатались на катамаране за 200руб./30 мин.
Также можно записаться на сплав по Катуни по 500 руб./чел 2 часа. Есть полеты ценой в 1500 руб./8 мин, по мне — так это перебор с ценой. Определились, что остановимся на ночь здесь на озере и поехали дальше.
Когда вернулись обратно сюда после «Источник «Аржан-Суу», то установили палатку и пошли немного покупаться. Вода теплая, но местами прохладная. Было здорово.
Легли спать в двенадцатом часу ночи, и где-то в первом часу приехала местная молодежь, 3 парня и 1 девчонка. Начали рубить ветки для костра, горланить, затем и драка была из-за того, что кто-то с кем-то не поделил бутылку водки — это просто писец. Закончился весь этот геморрой в часа 4 ночи.
После этого мы сделали вывод, что в топку такое размещение и решили в дальнейшем размещаться только в специальных местах (кемпинг, палаточные городки).
Затраты:
— катамаран 200 руб.
Совет:
1) Старайтесь сразу убивать живность, которая будет садиться на мокрое тело после купания. Это просто атас, мне спину пожрали прилично =).
Доехали до Канатная дорога в Манжероке (одометр 623,0 км — дорога 5,6 км, выезд в 14:30 часов).
Не могли пройти мимо этого мероприятия =) Подняться на приличную высоту и посмотреть на все с высоты сам случай велел. Подъем, как и спуск, занимает времени в районе 30 минут.
На вершине можно сфотографироваться с так называемой «Золотой бабой» за 50 руб., которая якобы исполняет желания, если потереть ее гигантские буфера )))
Затраты:
— билеты 1300 руб. (2 шт.)
— мягкое мороженое 200 руб. (2 шт.)
— туалет 30 руб. (3 похода).
Совет:
1) Не стоит брать билеты на экспресс-проход, поскольку очередь и так прилично движется. Сэкономите 200 рублей.
2) Не покупайте мягкое мороженое, особенно шоколадное. Шлак тот еще редкостный, не могу понять, как его народ вообще ест.
Доехали до — Источник «Аржан-Суу» (одометр 630,5 км — дорога 7,5 км).
Вода вкусная, выдул залпом 0,5 литров. Позже мы слили практически всю воду (около 30 литров) со священного родинка у Черемшанский водопад и набрали воды здесь.
Оставили машину и пошли прогуляться в особую экономическую зону (ОЭЗ) «Бирюзовая Катунь» через красивый платный мост с реверсивным движением (ФОТО).
Очень классный робот там стоит с двумя собаками, собранный очень детально!
Затраты:
— парковка 100 руб.
Совет:
Если Вы сторонник шезлонгов и облагороженной территории, то лучше посетить ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», чем озеро Ая. Цена билета здесь 350 руб./чел против 400 руб./чел у озера Ая. А разница, скажу я Вам, просто колоссальная!
09 июля 2017 года
Подъем в 8:20 часов. Конечно, сон был так себе, но валяться просто так в палатке уже не хотелось. Завтрак, чай и погнали дальше. Выезд в 10:00 часов.
Приехали снова на Источник «Аржан-Суу» добрать воды в канистру и бутылки и доехали до Тавдинские пещеры (приезд в 10:30 часов, одометр 648,6 км — дорога 10,7 км).
Дорога к пещерам идет через платный мост 100 руб./проезд, тем самым попадая на территорию ОЭЗ «Бирюзовая Катунь». Отстояли в очереди на следующую часовую экскурсию в районе 35 минут и не зря. Билеты стоят по 150 руб., если без экскурсовода — то 100 руб. Самим лучше не идти, потому что экскурсоводы классные, расскажут много забавного и интересного!
Наш Александр экскурсовод рассказал, что на 4-часовую экскурсию нужно записываться предварительно. Группы собираются от 4 до 9 человек. Там уже поход со снаряжением, желательно, чтобы не было хронических болезней, больных суставов, страха замкнутого пространства. А если хочется еще побольше адреналина, то можно посетить скоростной канатный спуск (www.extrim-sks.ru). Стоимость 2000 руб. Длина спуска 1500 метров, и скорость разгона достигает до 60-80 км/час в зависимости от массы человека!
Сразу после пещер посетили археологический парк «Перекресток миров». Билеты по 100 руб. По времени — в районе 25 минут. Познавательно!
Затраты:
— проезд через мост 100 руб.
— часовая экскурсия в пещеры 300 руб. (2 билета).
— экскурсия в археологический парк 200 руб. (2 билета).
— мороженое 200 руб.
— продукты 350 руб.
Совет:
1) Посещать экскурсию в пещеры лучше либо с утра, либо в будние дни, потому что экскурсии в выходные дни и днем идут каждые 20 минут плюс много туристов едет с Белокурихи.
2) Обязательно посетите археологическую экскурсию.
3) Маленьких детей лучше на пещеры с собой не брать, поскольку тогда придется таскать ребятишек на себе, что не безопасно как для Вас, так и для него.
Доехали до Камышлинский водопад (приезд в 16:00 часов, одометр 700,1 км — дорога 51,5 км).
Мы добирались туда через турбазу «Царская охота», вход платный по 150 руб.
На территории турбазы сделано много различных экспозиций из металла и камней, очень здорово умельцы все сделали =)
Дошли до подвесного моста и погнали до самого водопада.
Пишут, что до водопада 2,3 км.
Не верьте этому, минимум 3 км, потому что шли мы в районе 36 минут в один конец пути. Про темпы пешие и беговые я все знаю, потому что сам бегаю чисто для себя.
Дошли до него, искупались. Вода прохладная. Купили несколько сувениров, покушали с чаем вкусные сочные беляши.
Спустились позже к Катуни, побегали за местным кроликом ))
На берегу реки лежит белый чистый песок, которого мы стащили немного в литровой бутылке =)
Выезд в 19:00 часов.
Доехали до Остров Патмос (одометр 739,2 км — дорога 39,1 км).
Приехали мы туда поздновато, когда все уже было закрыто. Поэтому отложили повторный приезд на завтра, на 10 июля.
Стали искать, где можно разместить палатку, и нашли супер вариант — палаточный городок «В гостях у Репки» по адресу: с. Элекмонар, дорога Анос-Аюла 3 км, 1 (приезд в 20:30 часов, одометр 754,2 км — дорога 15,0 км).
Дорога туда ведет через платный мост (проезд в одну сторону — 50 рублей).
Хозяева Максим и Ольга Репкины — замечательные люди!
Там очень красивые места, для окультуренных есть 220В, туалет, душ экстремальный, вода из скважины, мини-беседки крытые, где можно посидеть и покушать. Открылись они совсем недавно, в начале июня этого года!
Рядом есть искусственное озеро с шезлонгами, платное, конечно же.
Горы в виде нормальных таких титег (именно с этих гор открывается превосходный вид)
и даже динозавра!
Встретили там мегакузнечика длиной (от усов до хвоста не менее 10 см!)
Место обалденное!
Затраты:
— вход на турбазу «Царская охота» 300 руб. (2 шт.)
— свистулька 200 руб.
— еда 150 руб.
— магнитики 120 руб.
— проезд через платный мост к палаточному городку «В гостях у сказки» 50 руб.
— палаткоместо в «В гостях у сказки» 400 руб.
Совет:
1) Если пойдете купаться в водопад, то будьте осторожны с камнями. Раскиданы она там просто капец как беспорядочно и к тому же они всяких размеров. Есть и острые среди них, я себе стопу немного порезал.
2) На Остров Патмос лучше приезжать с самого утра, тогда очереди перед мостом будет в разы меньше, чем днем.
10 июля 2017 года
Подъем в часов 9:00, точно не помню, но факт, что не позже.
Максим отвез нас на экскурсию на те самые горы титьги =) Вид, конечно, оттуда шикарный!
Доехали до Остров Патмос (приезд в 14:30 часов, одометр 765,2 км — дорога 11 км).
Снова пошли на остров к тому самому подвесному хрупкому мосту, на котором не должно быть одновременно более 6 человек. Очередь была гигантская, и поскольку мы равнодушно относимся с женой ко всей этой церковной теме, то решено было идти дальше.
Дошли пешком через Козью тропу к Чемальская ГЭС.
Вход на саму дамбу стоит 100 руб. Пройти можно до 18:00 часов. Пошли мы туда через очередной подвесной мост.
Народ кучкой по 6 человек поочередно проходит сначало с одного конца, потом с другого. Все культурненько =)
Далее дошли пешком до Впадение Чемала в Катунь. Удивительное природное явление, видеть, как Чемал со своей кристальной прозрачностью вливается в воды реки Катунь бирюзового цвета =)
Довольные прошедшим днем рванули к городку «В Гостях у Репки» (приезд в 14:30 часов, одометр 781,9 км — дорога 16,7 км).
Затраты:
— экскурсия на гору титьги 500 руб.
— проезд через платный мост к палаточному городку «В гостях у сказки» 100 руб. (туда и обратно).
— палаткоместо во «В гостях у сказки» 400 руб.
— еда 380 руб.
— 2 газовых баллона 136 руб.
— вода 50 руб.
— проход на дамбу 200 руб.
— мороженое 60 руб.
11 июля 2017 года
Подъем в 6:00 часов утра, чтобы успеть к выезду группы экскурсии в 7:00 часов с места сбора на улице Алтайская, 2. Это будет очень насыщенный, длинный и изнурительный к концу день!
Записались мы на экскурсию, а если проще — на доставку сразу до самих Каракольские озера еще 9 июля. Стоимость с одного человека 2000 руб., если желаете доехать до подножья и потом прогуляться в районе 10 км, то ценник упадет на 50% и выйдет уже всего в 1000 руб.
Время экскурсии, включая дорогу: с 7:00 утра до 19:00 часов вечера.
Решили мы ехать на ГАЗ-66 «Шишига». Тогда мы еще и не подозревали, какой ад нас ждет.
Приехали к месту встречи 6:45 часов (одометр 785,9 км — дорога 4,0 км). Нас было четверо, ждали еще четверых, которые приехали одной группой чуть позже. Если Вы на машине, то Вас довезут до частного дома, на территории которого и оставите авто. Далее сели в ГАЗ-66 и поехали к месту назначения в 7:15 часов.
Сначала преодолевается первый «мягкий» этап дороги длиной в 90 минут. Здесь идет в основном грязь. По пути пересекаем ручей 18! раз, из которых 12 — по мосту из бруса.
По дороге даже успели выдернуть застрявший УАЗик! Вы когда-нибудь видели вообще такое явление? =)
А вот другой УАЗик прошмыгнул мимо нас без проблем =)
В 8:15 часов привал, приехали до подножья, кто хочет в кафе сгонять, кто в туалет. Дальше Шишига поедет без перекуров!
После 10-минутного привала начинается самый адский второй этап пути длиной 2,5! часа. Здесь уже в основном дорога идет по огромным валунам, ог-ром-ным! Я бы никогда не подумал, что какой-либо транспорт вообще способен ехать по таким дорогам. Шишига для меня теперь бог бездорожья, умеют же делать технику.
После 2,5 часов тряски мы добрались до места высадки в 10:50 часов утра! Ох, какое же это наслаждение, снова походить на своих ногах =)
Тропа начинается с осмотра озера №5.
И далее вверх к озерам №4,
№3,
№2,
и №1.
Озера № 6 и №7 уже выкуплены и находятся в частной собственности на территории, на которой уже находится турбаза, просто капец =(
Далеко виден снег на горе, до которого так бы хотелось добраться!
И мы дошли до снегааааа! Это такой класс! Снег в июле! Ааааа! Кто-то даже сделал миниснеговика =))
Как видно из видео, на озере №1 погода начала портиться. Обратно выезд запланирован на 16:00 часов, поэтому после небольшого перекуса мы выдвинулись в 14:00 часов в сторону места стоянки транспорта. Ноги промокли по самое не могу, дождевики очень сильно выручили.
Вид сверху потрясный на озера №2-4.
Пришли обратно к озеру №5 в 15:35 часов. Дорога обратно заключалась уже в следующем — смотришь под ноги, и ты сосредоточен на том, чтобы не упасть/подскользнуться =) Уже достаточно притомились.
Поехали в 15:50 часов вниз и добрались до места привала, что у подножья в 17:45 часов. И тут начался писец — 90 минут ожидания в такую температуру, что пар фигачил при выдохе изо рта. Водитель занимался ремонтом. Считаю такую хрень крайне недопустимой, чтобы народ сидел и дубел в этом корыте. Ладно мужики, но девчонки-то вообще офигевали! Один мужик вообще был в шортах! В общем, финиш дня был изрядно подпорчен, очень подпорчен, просто потому, что ноги замерзли. В остальном это был ПРЕКРАСНЫЙ день!
Поехали мы дальше только в 19:15 часов, хорошо, что он уже газку подбавил по сравнению с поездкой наверх. Довезли нас до своих авто к 20:45 часам. Сразу в руки полотенца, поменяли обувку, носки и штаны. И сразу рванули к последней ночевке в городке «В Гостях у Репки» (приезд в 21:15 часов, одометр 789,9 км — дорога 4,0 км)!
Затраты за день:
— экскурсия к озерам 4000 руб. (2 чел.)
— проезд через платный мост к палаточному городку «В гостях у сказки» 100 руб. (туда, обратно).
— палаткоместо во «В гостях у сказки» 400 руб.
Совет:
1) Если соберетесь ехать на ГАЗ-66, то обязательно берите с собой запасные штаны, носки и пару обуви закрытой, потому что вероятность того, что попадёте под дождь, велика! Также про дождевики не забываем!
2) Ни в коем случае не едьте на ГАЗ-66, если Вы: имеете слабый вестибулярный аппарат — будете блевать всю дорогу, без шуток; беременная женщина; ребенок дошкольного возраста, которого нужно будет держать другому взрослому.
3) Если ехать на ГАЗ-66, то только с полнометаллическим кузовом. На крайняк — тент, но который полностью закрывает боковины, перед у кабины и задницы авто. Иначе, опять тот же дождь Вам подпортит денек прилично.
4) Если ехать на ГАЗ-66, то ВСЕ сиденья должны располагаться поперек кузова, ну в общем, как в обычном общественном транспорте. В противном случае отобьете себе плечо о соседнее сиденье и бросать будет так, что мало не покажется.
5) Сильно не наедайтесь перед поездкой к озерам. В идеале, вообще ничего не надо есть, только легкий завтрак. А то будет тяжело.
6) Когда будете проезжать платный мост, то не платите вперед за последующие поездки по нему. Мы, когда возвращались в городок, то кассирша нам предложила заплатить сразу и за завтра 50 рублей. Заплатили. А утром на следующий день они нас якобы не нашли в списке машин, минуты полторы с ней препирались, сзади аж две машины на самом мосту собралось.
12 июля 2017 года
Подъем в 8:00 часов. Выезд в 10:40 часов из городка.
Доехали до Смотровая площадка урочище Че-Чкыш (приезд в 12:00 часов, одометр 819 км — дорога 29,1 км).
Оставили авто на так называемой платной парковке за 50 руб. Можно поставить было и вдоль трассы, но, со слов парковщика, коровы тут сносят боковые зеркала, трутся о тачки постоянно. А тут они типа оберегают наши авто.
Очередное место с высокой точкой обзора близлежащих красот =) Побыли немного и двинули дальше.
Дошли до Водопад Че-Чкыш.
Вода там не просто прохладная, а ЛЕ-ДЯ-НА-Я! Дыхание сразу перехватывает! Я обалдел от этого, не ожидал. Когда жена фотографировалась рядом и на нее попало пару капель, так она вскрикнула так громко, что чуть не оглох (шучу, конечно).
Дошли до Наскальные рисунки урочище Че-Чкыш.
Ничего особенного мы там не увидели, и я не думаю, что смотрели мы чего-то не там. Грустно, ожидали бОльшего, что ли.
Закончили осмотр урочице Че-Чкыш в 13:50 часов и двинули дальше.
Доехали до Семинский перевал (приезд в 16:30 часов, одометр 960,1 км — дорога 141,1 км).
Рассказывать особо нечего.
Мы проехали еще немного дальше от стендов информации километров 5-8 и развернулись.
Как только остановились, стали изучать ближайшие места размещения на ночлег и нашли опять-таки классный вариант — Туристическая база «Динамо», которая находилась в трех минутах езды от нас. Высота относительно моря 1740! Метров, я-ху-у-у-у! Дышим глубже прекрасным чистым воздухом.
Доехали до Туристической базы «Динамо», телефоны 8-903-995-60-24 8-913-998-35-38 (приезд в 17:30 часов, одометр 981,3 км — дорога 21,2 км).
Нас разместили под огромными соснами, рядом находится место для розжига костра. Пока мы располагались, белка сверху сожрала 4! Шишки =)) Но ее мы так и не увидели =)
Погуляли по территории: есть качели, брусья гимнастические, искусственное озеро, в котором можно покупаться.
Есть питьевая вода, душ с теплой водой за 50 руб.
Затраты за день:
— парковка 50 руб.
— проход через калитку 100 руб. (2 чел.)
— палаткоместо 200 руб.
— еда 600 руб.
— еда 191 руб.
— 3 газовых баллона 200 руб.
— бензин АИ-95 25л 1000 руб.
13 июля 2017 года
Подъем в 9:10 часов. Выезд в 10:30 часов из городка.
Встали в последний день прекрасного отдыха, позавтракали и уехали вперед на весь день.
Доехали до Перевал Чике-Таман (приезд в 11:45 часов, одометр 1063,2 км — дорога 81,9 км). У меня суточный одометр после отметки 999,9 км обнулился, поэтому условно я прибавил эту 1000 км для наглядности =) То же самое в будущем будет и со следующей 1000 км.
Глаза на лоб выскакивают, когда видишь тот невероятный объем работ, что был проделан по строительству данного места. Это просто кошмар! Тысячи тонн взорванной скальной породы.
На самом перевале машинка ехала тяжко, даешь ей газ в пол на 3-ей передаче, а она не едет. Приходилось местами ехать и на 2-ой.
Смотровая площадка на перевале радует всем! И снова очень красивые пейзажи, эта дымка, которая идет по верхушкам гор. Словами не передать, это нужно только видеть и в обязательном порядке своими глазами. Никакое видео и фотографии не передадут этой красоты!
Походили, все засняли на фото и видео, покушали местных блинов, купили магнитов на память и выехали с перевала в 12:30 часов.
Доехали до Водопад Ширлак (Девичьи слезы) (приезд в 14:10 часов, одометр 1160,3 км — дорога 97,1 км, выезд в 14:55 часов).
Уже и не хочется повторяться про красоту всего в округе. Дорога (ФОТО) к водопаду была чудесной, солнце светит, горы стоят, отвесные скалы вдоль дорог, коровки, которые на местных дорогах, да и вообще всей республики Алтай, чувствуют себя хозяевами.
По дороге к водопаду заехали к памятнику/монументу водителям, которые учувствовали в строительстве данного прекрасного пути.
Ну и сам водопад настолько отполировал камни, что о них невозможно не то что поцарапаться, а устоять нереально. Они очень гладкие!
Совет:
На 705-м км Чуйского тракта есть АЗС «Ника». Мы свернули на нее и, когда дошла очередь до заправки (я уже и крышку заливной горловины открутил), подъехала семья из сына и мамы, скорее всего, на Сузуки Гранда в новом кузове и сказали, чтобы на этой АЗС не заправлялись. Они залили 92-го, и теперь движка у них вообще не тянет вплоть до того, что переживают, смогут ли они доехать до назначенной точки или нет. Рядом стоял местный мужик, у которого я спросил про качество бензина АИ-95, и он ответил, что все нормуль. Мы решили не рисковать, тем более в баке было еще 33 литра и поехали дальше. Так что решать Вам.
Доехали до Водопад на реке Боки (приезд в 15:05 часов, одометр 1172,1 км — дорога 11,8 км, выезд в 15:30 часов).
Небольшого размера водопад, но стоит того, чтобы посетить, тем более он лежит прямо на маршруте к следующим местам.
Доехали до Водопад на реке Верх Карасу (Чибитский) (приезд в 16:00 часов, одометр 1185,1 км — дорога 13 км, выезд в 16:20 часов).
Дорога к водопаду лежит через очень ненадежный на первый взгляд деревянный мост.
После моста нужно ехать до развилки (ориентир — сельхозпостройка по левую сторону) и уходить влево. Водопад даже на этой развилке издалека видно. Путь от моста до крайнего места, где можно поставить авто составляет в районе 3,8 км. По дороге встретите множество сусликов, мы насчитали только по пути к одному водопаду около 20-25 штук.
И этот водопад нам очень сильно поднял настроение!
Доехали до Водопад на реке Нижняя Карасу (Вучарах, или Широкий) (приезд в 16:35 часов, одометр 1188,7 км — дорога 3,6 км, выезд в 17:00 часов).
Возвращаемся к развилке на грунтовой дороге и едем прямо. Дорога уйдет в три направления, нам нужно держаться крайней левой. Оно и логично, ближе к горам ведь нужно ехать. Путь от моста до водопада составляет в районе 5,3 км.
Поставили авто на первой широкой поляне, там еще место от кострища есть, и пошли прогуляться до водопада. Шли минут 5, не больше. И дошли до него.
Он оправдывает свое одно из названий — «Широкий». Потрясный красивый водопад! У меня уже словарный запас закончился практически, чтобы хоть как-то попробовать описать очередное чудесное место.
Доехали до деревянного моста и покушали на берегу Катуни (приезд в 17:20 часов, одометр 1194,2 км — дорога 5,5 км). После чая с вкусняшками рванули дальше.
Доехали до Гейзерное озеро (Голубое) (приезд в 18:20 часов, одометр 1210,6 км — дорога 16,4 км, выезд в 19:00 часов).
Вот здесь для нас наступил самый потрясный и незабываемый момент за все 6 с небольшим дней отдыха а Алтае. Мы медленно ехали по трассе и ориентировались на 497-й км Чуйского тракта, как сказано на сайте. Но оказалось, что турбаза находится на 1 км раньше, то есть на 496-м километре — это РАЗ, а во-ВТОРЫХ — перед нами предстала просто поражающая своей красотой гора со снежной шапкой. Мы этого не ожидали увидеть, она, как лавина, обрушилась на наши головы! Это такая красота! Мы еще долго стояли и смотрели на нее, снимали на видео и фотографировали, как только можно. До сих пор, когда вижу ее на фото, то словно снова стою там на поляне и вижу ее перед собой.
Дорога к озеру идет через болото, по которому уже сооружен удобный мостик.
Ноги не замОчите, все сделано аккуратно. Можно идти и в шортах, никакая живность нас там не кусала.
И да, явление действительно удивительное! Глаза старались впитать каждый момент осмотра озера.
Кстати, здесь есть кемпинг ценой всего в 300 руб. В следующий раз, когда поедем уже сразу сюда в сторону перевала Кату-Ярык, то остановимся здесь обязательно!
Вернувшись на поляну, мы снова полюбовались снежной горой и поехали на предпоследний пункт нашего путешествия — Улаганский перевал.
Доехали до Улаганский перевал (приезд в 19:45 часов, одометр 1245,5 км — дорога 34,9 км, выезд в 20:15 часов).
Дорога к перевалу не совсем хорошая, местами грунтовка, местами как стиральная доска, потому что по ней прошелся грейдер. Имеются и узкие места, резкие спуски и крутые подъемы.
По пути встретили огромное по нашим меркам озеро, названия которого мы не нашли. Ну и искали мы так себе, честно говоря, глянули просто в ДубльГис и все.
Забрались на стоянку перевала, конечно же, там обустроенная парковка. Это была наша конечная точка путешествия, возвращаться обратно не хотелось. Даже сейчас набирая этот текст, все это чувствуешь, словно ты снова стоишь там наверху и глядишь вдаль на эти бесконечные горы!
На обратном пути снова засняли любимую нашу снежную гору! Еще бы кто подсказал ее название, я бы вообще обрадовался тому доброму человеку!
На обратном пути доехали до Красные ворота (приезд в 20:50 часов, одометр 1264,2 км — дорога 18,7 км, выезд в 20:55 часов).
Да, эти ворота ГИГАНТСКИХ размеров!
Было уже довольно поздно и обратно до палатки на турбазе «Динамо», что у Семинского перевала, пришлось ехать быстро. Гнал 140-160, дорога позволяла вполне, прислушиваясь к знакам ограничения скорости. Поскольку в противном случае — вылет с трассы к чертям.
ДубльГис сказал, что приедем мы где-то в районе 00:15 часов. Но немного тапки в пол, и мы доехали до места чуть раньше (приезд в 23:35 часов, одометр 1482,4 км — дорога 218,2 км).
Покушали немного и сразу спать.
Затраты:
— палаткоместо 200 руб.
— магнитики 120 руб.
— еда 120 руб.
— бензин АИ-95 15 л 600 руб.
— проход по мосту через болото к озеру 60 руб. (2 шт.)
14 июля 2017 года
Подъем в 7:45 часов. Выезд в 10:30 часов из городка домой, в родной город Кемерово.
Дорога домой (ФОТО) была тоже интересной на события различного рода, как хороших, так и неприятных:
1) На трассе М-52 недалеко от поворота в сторону Чемала мы остановились у продавца меда и, посмотрев всего его разрешительные документы на данный вид деятельности, купили для своих родных гостинцы — по 2 ведерка разных видов меда массой 2,5 кг и по 2 вида медовушки по 1,5 литра.
Обязательно проверяйте наличие таких документов у пасечника!
2) Затем при нажатии на газ я почувствовал, что мотор жутко гудит. Хорошо, что сообразил посмотреть уровень масла моторного. Он был ниже отм. МИН на 4 мм! Долил 0,45 л, и уровень стал ровно посередине. И это за 1500 км пути. Забегу вперед и скажу, что по приезде домой я снова проверил уровень масла, и он был ниже отм. МИН на 1 мм! Снова долил 0,45 л и уровень стал выше середины на 2-2,5 мм. Вот и спрашивается, почему так синтетика Мобил Супер 3000 Х1 Формула ФЕ 5В-30 уходит, которое я залил совсем недавно, практически перед поездкой? Ехал я хорошо, для Фокуса, я считаю. С Красных ворот гнал 140-160 на 4-й передаче на прямых участках, это в районе 250 км пути. Обратно домой ехал также не ниже 130-140 км, а последние 40 км по автомагистрали с ограничением в 130 км/час вообще меньше 170-180 стрелка не опускалась. Может ли так сильно угорать масло? С авто все в порядке, в прямом смысле этого слова. Жалоб вообще ноль к техническому состоянию.
Но почему-то больше 180 км/час не едет, начинает дергаться. Грешу на БОШовский моторчик бензонасоса, который выдает 3 очка давления вместо 4 у родного. Видимо не хватает топлива уже. Поставлю другой с давлением 4 очка и как-нибудь снова прокачусь по магистрали =)
3) На одном неприятном участке машинка очень хорошо просела, и в итоге ударили пузом о выемку на трассе, и в итоге порвался правый передний брызговик, который крепится двумя «крокодилами». Ехали несколько км до ближайшей АЗС Лукойл после остановки, на которой я его открутил.
А до этого левый передний брызговик улетел вообще на трассе, это я понял позже, когда мы спустились со скалы «Чертов палец». И тогда я вспомнил, что слышал какой-то звук характерный, как раз из серии «пластик по металлу». Левый брызговик сидел на одном «крокодиле», который, видимо, не выдержал встречного напора воздуха =( Заказал уже второй комплект оригиналов, скоро поставлю.
4) Недалеко от села Верх-Марушка Алтайского края решили остановиться по нужде.
Обочина была, но слегка спрятана высокой травой. Медленно, но верно и тихо крадусь к краю обочины, чтобы не мешать попутным авто. Крадусь, крадусь и херась — правый борт уходит вниз, авто наклоняется вправо. Педаль тормоза в пол. Пытаюсь выехать назад, а Федор только наклоняется еще больше и больше в правую сторону и уже стало страшновато, да не просто страшновато, а страшно. Такого экстрима мы еще не проходили и соответственно не испытывали! Говорю жене, мол, выпрыгивай быстрей давай! Вышла.
Врубаю аварийку, и в то время, пока я шел до багажника, чтобы взять трос буксировочный, успели остановиться две машины — пара на копейке Жигулях и мужик на Кие с коробкой автомат. Конечно, сразу поинтересовались, что случилось, я все рассказал, что все хорошо, без серьезных происшествий. Посоветовали ждать только какой-нибудь грузовичок, попрощались и разъехались. Приятно, что участникам движения не наплевать на такие моменты! Было приятно, честно.
Буквально через пару минут навстречу нам ехал старый добрый ЗИЛок.
Хватаю трос, иду на другую сторону трассы и показываю, мол, мужики, выручайте! Из ЗИЛка вышел пассажир, мужик в возрасте, и рассказал, что это «нехорошее» место: мент именно здесь повесился местный, а недавно и двое разбились на авто. Во как.
Аккуратно нас выдернули из этого проклятого места, и мы поехали дальше по маршруту.
5) На расстоянии 270 км от города заехали на Лукойл, залили 95-го, и я поставил авто чуть дальше АЗС, пока кто в туалет, что в телефоне посидит.
Отдохнули немного, завожу авто, а педаль сцепления проваливается в пол, и мы глохнем. Я в легком шоке О_о. Сразу подозрения на область штуцера прокачки сцепления и почти угадал, как оказалось в дальнейшем.
Снял АКБ с полкой. А с места соединительного патрубка рабочего цилиндра сцепления капает тормозуха. Посмотрел бачок, и да, действительно уровень тормозной жидкости упал. В общем, на все про все, с момента ступора и до момента, пока мы поехали, прошло в районе часа с небольшим.
Снял фиксирующую скобу и вынул трубку из патрубка, а там колечко резиновое уплотнительное, видимо, на штуцере отжило свое. Нашел в запасах колечко уплотнительное топливное, что идет на штуцер корпуса бензонасоса и посадил его на штуцер рядом со старым колечком. Воткнул все обратно, вроде течи больше нет.
Затем прокачали сцепление, жена нажимала на педаль сцепления 5 раз с интервалом 1-2 секунды и держала ее, а я в этот момент стравливал воздух со штуцера прокачки сцепления. Операцию повторили раз 20-25, прежде чем сцепление вернулось в рабочее положение. Какое же наслаждение было слышать от жены в данный момент: «о-о-о-о, педаль туже становится». Это такой классный момент =)) И не пришлось обращаться ни к каким СТОшникам и эвакуаторам. Мелочь сделал, а прияяяятно =)
6) За 70-100 км от города попали под суперпроливной дождь, видимость была вообще нулевая. Первый раз узнали, что такое, когда авто на скорости въезжает в лужу. Тоже было страшновато, в итоге скорость сбросили до 80-90 км/час максимум и ехали так, пока мы не минули этот дождь.
По пути встретили вылетевшую с трассы на косогоре машину с разбитым передом. Но увидел я ее очень поздно, потому что ехали по средней из трех полос, а по крайней правой гнали фуры. Но мы надеялись, что с ребятами все хорошо. Скорее всего, просто занесло, потому что машина была одна.
И наконец-то мы доехали до дома! (приезд в 22:00 часов, одометр 2217,0 км — дорога 734,6 км).
Затраты за день:
— раки вареные 500 руб.
— мед 5,0 кг 1500 руб.
— медовуха 3,0 л 500 руб.
— обед на трассе 1000 руб.
— ведерко земляники 200 руб.
— бензин АИ-95 30 л 1150 руб.
— бензин АИ-95 45 л 1730 руб.
— бензин АИ-95 23 л 876 руб.
Итоги поездки:
1) В общем мы проехали 2217 км (Пробег: 195451 км).
2) Посетили 23! (двадцать три) достопримечательности!
3) Стоимость отдыха в денежном эквиваленте составила 23773 рублей, из которых:
— бензин АИ-95 7306 руб (187 литров). Средний расход составил 8,4 л/100 км. Местами он падал и до 6,5 на перевалах =) Кондер работал 10-15% общего времени, не больше.
— еда 3837 руб.
— экскурсии, платные мосты/дороги/парковки/палаточные городки 9690 руб.
— сувениры/подарки 2940 руб. То есть можно уложиться и в 12000-13000 рублей, если не вливаться в платные экскурсии и палаточные городки.
Уверен, что пост был полезным и кому-то помог определиться в поездке, стоит или не стоит ехать в то или иное место или вообще в целом на Алтай.
Также жду от тех, кто уже побывал на Алтае, рекомендации, куда можно поехать в следующий раз? Сами пока сориентированы на перевал Кату-Ярык и водопад Учар. Ну и просто хочется доехать до границы с Монголией!
P.S. Если нашлась какая-либо пустая/битая ссылка, то сообщите, пожалуйста. Потому что ссылок очень много и что-то мог просто не заметить или упустить.