|
Вступление
Всем, наверное, известно чувство «не до…» Не доспал, не доел, не досмотрел…
Вот и у меня было такое чувство, когда я попытался съездить на п-ов Рыбачий. Тогда не получилось доехать даже до Среднего, хотя погода в том году этому всячески благоприятствовала. В разное время доезжают до маяка на мысе Немецкий и Opel, и Москвич, и Ока. Сандеро вообще «повидала» Два Брата. Чем мой Логан хуже?
Вот в этом году все звезды на небосклоне сошлись, и я еду на Рыбачий.
Сборы прошли неорганизованно, т.к. я решил сделать (т.е. доделать) шумоизоляцию дверей. Спасибо другу Сергею, который предоставил в мое распоряжение свой гараж. А я так увлекся этой работой, что зашумил весь кузов (кроме крыши). А еще захотелось как можно больше свободного места оставить в салоне, чтобы не освобождать «кровать» на ночь, а утром снова организовывать рабочее место. Для этого установил багажник, и надо было как-то прикрыть все от дождя и ветра. Предыдущий мой «мягкий бокс» не оправдал мои надежды и был с позором отправлен в мусорное ведро.
Из плащевой ткани превратилась в марлю.
Пришлось шить новый.
Вот поэтому на сборы времени почти не осталось.
Погода в этом году переменчивая. Часто шли дожди. Я не настолько фанатичен, чтобы здраво не оценивать обстановку. Поэтому, сломя голову, не собираюсь преодолевать броды под капот воды.
Хотя учитывая опыт наших форумчан (muph — Андрей Кирнов), я запасся скотчем и фуфайками (на всякий случай). А в идеале, где нельзя доехать на четырех колесах, я собирался воспользоваться двумя. Это велосипед. В Больших Озерках можно оставить машину на турбазе и до маяка доехать на велике, а на Терском берегу доехать до д. Кузомень, а до песков — опять на двух колесах.
Вот все продукты и вещи были разложены по коробкам. На багажнике закреплена вторая запаска, канистра с бензином и траки. Установил крепление для велосипеда.
Багажник закрыл сшитым чехлом и… Долго кружился вокруг «Серенького», и в самый последний момент принял решение не брать с собой велосипед.
Вот так!
На этом сборы закончились, и с опозданием в три дня я стартовал.
Наполеоновские планы следующие:
Поехали.
6 сентября. Уже привычный маршрут: Северодвинск — Плесецк — Каргополь — Пудож.
М8 радует своим качеством, радует и погода. Солнышко. +10. Завершаются ремонтные работы на двух участках сразу после п. Дорожников. Удачно прошел оба эти участка со светофорным движением.
В Брин-Наволоке свернул на Плесецк, и на 52 км асфальт закончился, хотя накануне по ТV прошел репортаж о завершении работ по асфальтированию дороги до Плесецка. Нет асфальта перед Самодедом и Емца. Опять вранье.
В п. Самодед увидел следующее:
Погода и дорога радовали глаз.
После очередной остановки услышал шум при движении. Виновником оказался задний подкрылок. Пришлось закрепить его на саморез.
Каргополь встретил дождем. Пролетев его, заметил вспыхнувшую красную лампочку на приборке. БЕНЗИН.
Так увлекся дорогой, что забыл о дозаправке. Пришлось возвращаться в Каргополь на АЗС. Отмотал лишние 15 км.
От Брин-Наволока до Каргополя очень много на обочине стоит автомобилей ОКА. Видно, это грибники и ягодники.
62 км Кенозерского парка традиционно гравийка до самой границы с Карелией.
Традиционно остановился в Пудоже в кафе «Уют». http://motelyut.ru/kafe-bar-ujut/ Здесь же приличный мотель.
Дальше был выбор: любо ехать вперед на Медвежьегорск, либо свернуть на Вытегру. Очень хотелось побывать на Андома Гору и Муромский Свято-Успенский монастырь.
Решил ехать вперед, а этот крюк оставить на обратную дорогу (забегая вперед, скажу, что потом пожалел об этом). Тогда на решение повлияла и погода.
После Каргополя постоянно идет дождь. Перед поездкой прочитал о «волшебном» средстве «Lenor». Это средство для полоскания белья. Колпачок 50 гр. на 5 литров и ВУАЛЯ! Работает как антидождь. Проверено. Видео.
В Челмужи хотел заехать на косу. Через поселок не проехать, т.к. сломан мост. Повернул согласно указателю на Челмужскую косу и опять оказался в поселке. Местные объяснили, что знак стоит неправильно и надо поворачивать раньше. Пока разворачивался, пошел настоящий ливень, и я повернул на Медвежьегорск.
Заночевал в машине на берегу реки.
Подъем в 5:00 не получился. За окном дождь и темно.
Утром снял небольшой ролик про охранную сигнализацию лагеря или багажа.
Дождь моросит, но температура комфортная +7. Спать и подниматься было не холодно.
В этот раз термосумку не подключал к питанию. Источником холода служили две литровые бутылки с замороженной водой. На вторые сутки еще плавал кусочек льда. Участок Кривцы — Киково щебенка.
Повенец, церковь Николая Чудотворца.
В какой-то момент раздавил монитор навигатора. Это почти катастрофа. Выручил мобильный телефон.
Медвежьегорск. Здесь много интересных мест. Мне очень нравится посещать краеведческие музеи провинциальных городов. Они оставляют больше эмоций, тепла. Не исключение и музей в Медвежьегорске на ул. Дзержинского 22. Интересна архитектура города. Но это все я видел. «Недосмотрен» был укрепрайон «замОк Кархумяки». В этот раз прополз его полностью.
На последних двух фотографиях изображен домик. Одно окно и дверь. Забравшись вовнутрь, увидел огромные помещения под полом, ходы. Стоящее немного в стороне, оно, вероятно, имело подземное сообщение со всеми огневыми точками.
Вернулся в Медвежьегорск. Перекусил опять в кафе «Фламинго» в центре города напротив Центрального универмага, бывшего здания НКВД.
Не зависимо от состояния дороги, есть легкое ощущение, что едешь по булыжной мостовой. На развилке в Сегежу остановился у шиномонтажа. Несколько ударов кувалдой по ободу, плюс 20 грамм на одно колесо и очистили обод второго колеса от грязи. В результате дорога стала гладкой, булыжная мостовая закончилась.
Через несколько километров после Сегежи облака расступились. Дождь прекратился.
В Беломорске хотел посмотреть петроглифы и краеведческий музей, но в кафе «Пушной», что на развилке, так красочно расписали дорогу с «острыми» ямами, что я решил оставить их на потом.
Трасса «Кола» — это одно удовольствие. Суровый климат и климатические условия не влияют на качество дорожного покрытия.
Завернул в Кандалакшу. Здесь было одно небольшое дело и дальше в сторону Умбы, Варзуги.
На ночевку остановился на оз. Колвицкое. Шикарное место. Большая поляна с множеством мест для отдыха. Есть обжитые места с умывальником и туалетом. Все чисто, без мусора. Раскрыв глаза и рот от такой красоты, отвлекся от дороги и залетел в песок. Зыбучий песок. Пластиковые траки, купленные в магазине, оказались бесполезны. Под тяжестью машины они прогибались и уходили в песок. Но обошлось малыми потерями. Только после того, как я под них подложил куски фанеры плюс метровые доски, смог выбраться из западни. Весь арсенал «помоги себе сам» (лебедка и трос) не понадобились.
В этом сражении за освобождение «серенького» пал смертью храбрых штатный домкрат. Песком закусило резьбу.
Ужинал уже под свет фонарика.
Будильник прозвенел в 7:00.
Встал в 8:00.
Пасмурно. +7. Тепло.
Хочу отметить отличный вариант для завтрака. Это овсяные хлопья (есть мелкий, средний и крупный размер). Хлопья заливаются горячим молоком или водой. 5 минут на медленном огне и каша готова. Плюс чашечка вареного кофе, крекер с намазанным на него плавленым сыром, и снова в дорогу.
До этого я предпочитал кашу в пакетиках, но ту надо варить 15-20 минут. Газа уходит намного больше.
Еще раз вынес себе благодарность за то, что откопал машину вчера, а не оставил танцы с бубеном лопатой и двумя домкратами на сегодня. Первая Нива подъехала только в 9:30. Я готов был уже к отъезду.
Как я люблю сидеть в теплой, уютной машине, смотреть, как работают дворники, как с деревьев ветер срывает желтые листья, а небо затягивается грозовыми тучами!
Я думал, что придется ехать по щебенке и далеко заезжать на машине не планировал. Но без малого 200 км оказалось прекрасного асфальта. Трафик почти нулевой. Едешь в свое удовольствие с комфортной для себя скоростью. Не надо никого обгонять, пропускать, наблюдать за встречными… Лишь последние 50-60 км перед Варзугой гравийка, но приличного качества.
Первым населенным пунктом на этом направлении стал поселок Умба.
«Поморское село Умба впервые упоминается в 1466 году. Это одно из старейших поселений Кольского полуострова. Село это было вотчиной Соловецкого монастыря, устроившего здесь в 1765 году церковь в честь Воскресения Христова».
Достопримечательности:
На нашем сайте форумчане очень красочно расписали отдых на п-ове Турий. В навигаторе были забиты точки пляжа Майами, мыса Носок и Тетрино. Но по вине поломки навигатора, я пользовался навигацией тлф, а в нем ничего этого не было. К тому же радость прекрасной дорогой мчала меня вперед. Так я проскочил, не заметив, отворот на Турий.
Остановился у знака Полярного круга на перекус.
Пейзажи за окном радуют глаз.
По отчетам знал, что в Оленицах во время отлива можно найти «беломорские рогульки» или, по - научному, глендониты. Кстати, очень интересные камушки. Но сейчас была большая вода, и мне ничего «не светило».
Мчусь дальше.
Кашкаранцы.
«В XV веке эта местность принадлежала новгородской боярыне Марфе Борецкой. В 1470 году она была продана Соловецкому монастырю. В 1839 г. в селении насчитывалось 13 домов, в 1854 — 18, в 1900 — 37.
Село в 1888 году пострадало от редкого в этих местах природного явления — цунами. Реконструкция показывает, что высота волны была около 3,6 метра. Были уничтожены шесть домов, снесены 27 амбаров с припасами[2].
В 1914 году в селе находилось 60 домов, и проживало 317 человек. Основным доходом селян была продажа сёмги и нерпы. Церковь в селе была построена в 1895 году после пожара 29 октября 1894, полностью уничтожившего предыдущее здание».
Здесь мое внимание привлекли маяк и Тихвинская церковь, на что указывал знак.
Какая власть — такой народ? Или наоборот?
Мыс Корабль. Аметистовый берег.
«Название аметиста происходит из древнегреческого языка, где означает «не пьяный» или «неопьяняющий», и выражает собою поверие древних, что аметист предохраняет его владельца от пьянства. Красивый фиолетовый или вишнёво-синий цвет аметиста, которым он только и отличается от простого кварца и горного хрусталя, обусловлен не следами окислов железа и марганца, как думали прежде, а примесью органического красящего вещества.
Для аметиста характерна незначительная переменчивость окраски в зависимости от освещения. Устойчивость окраски аметистов из разных месторождений неодинакова; так, кристаллы аметиста из хрусталеносных жил, как правило, устойчивы даже к прямому солнечному свету, в то время как аметисты, находимые в жеодах среди осадочных пород обычно быстро выцветают под действием даже рассеянного солнечного света.
При прокаливании уже около 250° аметист теряет свою окраску, переходящую постепенно в жёлтую или зеленоватую, и становится бесцветным. Этим свойством аметиста пользуются часто шлифовальщики, пуская в ход искусственно обесцвеченные аметисты под видом аквамаринов или топазов. Наиболее ценимые по своей окраске и качеству уральские аметисты отличаются тем, что при искусственном освещении окрашиваются в красивый фиолетово-красный цвет, между тем как, например, бразильские аметисты при этих условиях несколько сереют.
Кроме эстетической и учебно-просветительской, памятник имеет историко-культурную ценность: месторождение аметиста на этом месте было известно и использовалось поморами уже с XVI—XVII веков».
На берегу много камней с флюоритом.
Какие просторы Белого моря! Ходил бы и ходил по берегу бесконечно! Красота!
К сожалению, надо покидать это чудесное место и ехать дальше.
Сворачиваем с грунтовки на Кузомень, и почти сразу начинается непривычно «мягкая» дорога. Песок. Машина идет ровно, как по асфальту, только надо чуть посильнее давить на газ.
«Когда-то давно, при заселении этих мест люди вырубили слишком много деревьев, а постоянные ветра довершили превращение берега в песчаную пустыню. Красный цвет песка добавляет сюрреалистичности местным пейзажам, и сейчас прямо посреди терских тундр можно насладиться марсианскими видами».
Эту версию образования пустыни за полярным кругом разделяют не все.
Стоит отметить, что на сегодняшний день Кузоменьские пески являются одним из самых популярных мест не только среди приезжих туристов и любителей спортивных поездок по песчаным дюнам на мотоциклах и дюнах, но и среди местных жителей этого края.
И вот доезжаем до конечного пункта Терского берега село Варзуга.
Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466 года, когда варзужанин Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья в реке Варзуге и по морскому берегу — ловища и леса.
В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, который построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов сёмги, а также в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя мореходов.
Село расположено на двух берегах реки Варзуги в 22 км от её впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов).
На правой стороне сохранилось несколько церквей.
Успенская церковь (1674) представляет собой деревянный шатровый храм, и как многие храмы Русского Севера, сооружена «без единого гвоздя». Посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Высота основного объёма Успенской церкви 13 метров, высота всей остальной надстройки — 21 метр. Такое соотношение размеров определяется «золотым сечением». В плане здание церкви имеет вид равноконечного креста. Иконостас Успенской церкви, включавший 84 иконы, был освящён 3 августа 1677 года, спустя 3 года после окончания строительства церкви. Особый интерес представляет деревянная резьба иконостаса с многочисленными фигурками летящих ангелов. В церкви имеется расписанное потолочное перекрытие — небо. Небо Успенской церкви — единственное, сохранившееся на территории Мурманской области.
Колокольня — новодел (2001), условно «по мотивам» снесенной. Считается, что это точная копия стоявшей здесь до революции, но верхушка колокольни явный новодел. Причём очень нетрадиционный: «четверик на восьмерике». Необычно.
Рядом с кладбищем — часовня Уара Мученика (2005), простенькая, но с красивейшим и очень современным резным убранством.
Через дорогу от часовни разбит маленький ботанический садик. Здесь можно увидеть много неожиданных экспонатов. Например, жимолость съедобную, барбарис амурский, боярышник киноварно-красный…
Афанасьевская церковь (1854). Церковь во имя святителя Афанасия Великого основана соловецкими монахами в конце XV века. Нынешнее здание церкви возведено в 1854 году. Церковь была закрыта в 1932 году. В ней находились ясли, позже мастерская по шитью лодок, а ещё позже клуб. При этом была уничтожена глава церкви.
Петропавловская церковь — Церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла построена в 1864 году и продолжала действовать в советское время дольше других церквей. Как и другие церкви села, в советское время была обезглавлена. Ныне возвращена Церкви, в ней по церковным праздникам проводятся богослужения.
Вокруг храмов — несколько гражданских зданий, в одном из которых живет настоятель церкви, в других его единомышленники. Есть даже что-то типа общежития.
На левом, противоположном берегу стоит Церковь Николая Чудотворца. Первой приходской церковью Варзуги, «состоявшей под владением монастыря», как пишет архимандрит Досифей в своём «Описании Соловецкого монастыря» 1836 года, стал храм во имя Святого Чудотворца Николая с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Местный краевед И. Ф. Ушаков пишет, что Никольская церковь была первым православным храмом на Кольском полуострове. Нынешнее здание церкви построено, предположительно, в XVIII веке. В советское время храм был закрыт, с него снесены все семь глав. С 30-х годов XX века он используется как колхозный магазин, причём вход в него прорублен через алтарь. В память о храме с западной стороны установлена икона Святого Николая.
Неподалеку от церкви Николая Чудотворца в лесу находится Святой источник равноапостольного князя Владимира.
На левый берег можно попасть только на лодке, договорившись с кем-нибудь из местных жителей.
Варзуга — очень интересное поселение хотя бы потому, что расположено на обоих берегах реки. В то же время это как разных два села.
Правый берег — фактически является не селом, а колхозом «Всходы Коммунизма». Коттеджи, которые построены вдоль главной улицы, колхоз раздал сотрудникам в бессрочное пользование.
Главная площадь села, в обиходе это место известно как «у ресторана». Ресторан давно закрыт, а вот магазин в другом крыле здания работает.
У меня закончилась питьевая вода. И именно в этом магазине мне посоветовали попросить воду. В селе нет колодцев. Почти в каждом доме есть своя скважина.
Само здание выделяется своей, если можно так сказать, архитектурой. Особенно конек.
На пригорке построен «Дом для приезжих».
А за рекой — Никольская сторона, «Варзуга для своих», настоящее северное село.
Памятник Александру Невскому — покорителю Биармии. http://russian7.ru/post/biarmiya/
Передать всю красоту через фото все равно невозможно. Приезжайте сами и смотрите!
Конек на магазине (из интернета).
Вернулся в Кандалакшу. В универсаме «Семья» подкупил продуктов. Как всегда, утром было пасмурно, но к 10:00 уже светило солнце.
Пообедать решил на оз. Большая Имандра на островке в Экостровском проливе. Там знатное местечко для отдыха.
Свернул на Кировск. Сделал фото на фоне баннера с надписью Апатиты. Друзья только что вернулись из Хибин. Им не повезло с погодой, а если бы поехали со мной, то все было бы О*кей. Это фото им на зависть.
С левой стороны дороги все чаще стали открываться прекрасные вершины Хибин. Не удержался и остановился на одной из полян с прекрасным видом на горы.
Пообедав и насладившись солнышком, я вернулся на трассу «Кола».
От этой развилки до самого Мончегорска идет ремонт дороги со светофорным движением.
На развязке Оленегорск — Мурманск большой ремонт. Здесь две круговые развязки. Узнавая дорогу на Комсомольский карьер, я на одной из них рано повернул и вылетел на встречное движение. Постарался не создавать проблем, съехал на обочину. Как можно ниже кланялся и бил челом об асфальт, извиняясь за свою невнимательность. Меня поняли, дали развернуться и зайти на второй круг.
В этот раз на карьер я не попал. Охрана советовала подъехать часика через два-три, когда военные перестанут взрывать. Многим не повезло в этот день. По одной-две машины постоянно подъезжали.
Заехать на карьер получилось только на обратной дороге, но в тот день погода не хотела нас баловать. Моросил дождь. На смотровой площадке еще и ветер дул. Хотелось подольше понаблюдать за громадными самосвалами и встретиться с ними хотя бы наверху. Увы. Погода не желала разделить с нами эти желания.
Фото 8560-8562-8883-8887
После отворотки на Кировск заметно увеличился трафик и чем ближе к Мурманску, тем больше.
В эти дни температура постоянная +10, солнце. Еще раз скажу, что трасса «Кола» великолепна. В сочетании с замечательной погодой ехать по ней легко и одновременно тяжело. Тяжело потому, что хочется через каждые 100-500 метров останавливаться и фотографировать! Про себя я бормотал: «Хоть бросай машину и иди пешком».
Вот с таким «трудом» я добрался до Мурманска.
Три года назад мы черепашьими шагами подъезжали к нему. Строилась развязка. Сейчас ее не узнать. Это прекрасная широкая дорога, лишь возвышающиеся многометровые гранитные скалы напоминают о том строительстве.
= Фото из фильма - 002
Остановился на ночевку опять в хостеле «Вектор» на ул. Капитана Орликовой 2. Рекомендую. Хорошее место.
Утро порадовало солнышком. Три года назад мы завтракали самостоятельно, а теперь завтрак входит в оплату. Подкрепившись, набрав термос горячей воды, я отправился в путь.
Сегодня п-ов Рыбачий.
В прошлый раз мы познакомились с Мурманском довольно подробно, и я торопился его покинуть. Но он не желал меня отпускать.
Навигатор пытается меня провести по новому мосту, а все подходы к нему перекрыты. Другого маршрута не перекладывает. Пришлось остановиться у очередного блокпоста. Виновником этого коллапса оказался фестиваль под мостом. Спросил, как мне попасть на противоположный берег. Люди в форме культурно отвернулись. Один мужчина в штатском направился ко мне с вопросом: почему я здесь поставил машину (машина стояла с нарушением). Я объяснил что хочу и, увидев номера другого региона, он стал объяснять пути объезда. Увидел, что сложно запомнить все повороты, и его тон сменился, голос смягчился. Он попросил бумагу и нарисовал почти прямую дорогу к старому мосту на Колу. Как потом оказалось, он руководил здесь людьми в форме. Я благодарен ему за помощь.
И вот я выезжаю на Р-21. Дорогу описывать не буду. Она прекрасна. Вот только сильный ветер в самом Мурманске и здесь портит немного впечатление.
Через 1,5 часа сделал остановку у мемориала «Долина славы». Почти все так же, как и три года назад. Танк Т-34 и орудие подкрашено. Много свежих цветов и венков. Лене, с которой я был в прошлой поездке, не понравилось бы то, что завалили люк в башню танка. Уже не залезешь, не потрогаешь, не увидишь и не посидишь на месте водителя.
Символично включил сборку военных песен В.Высоцкого. Было в тему.
Река Западная Лица. Здесь проходил рубеж обороны.
Пока ехал до Титовки, навстречу прошло несколько колонн бронетехники. Впечатляет!
Итак, Титовка. Погранцы проверили и предупредили о проводимых учениях.
Мост через реку и поворот направо. Начинается грунтовка.
В этом году она показалась намного хуже, чем три года назад. Очень много волн. Волны глубокие и поэтому даже с большим клиренсом внедорожники идут медленно. А мне приходилось волны преодолевать по диагонали. Вот если бы базу чуть покороче… По этой причине я долго шел за Тойотой Hilux, по ней определяя оптимальную для себя траекторию или глубину лужи. Тойота то уходила вперед, то прыгала на волнах, и я догонял ее. И все же я решился ее обогнать.
Как здесь все же красиво! А еще не самая осень.
На месте, в котором я с Леной повернул обратно, остановился. Организовал маленькую фотосессию и передал Лене привет.
В этом году спуск идеальный, а прошлый объезд по правой стороне уже зарос бурьяном.
И вот начинается неизведанное.
Долго ли, коротко ли так ехал я, периодически останавливаясь для фото съемок, как путь преградил шлагбаум, закамуфлированный под зелень деревьев. Подходит военный с полным обвесом и объясняет, что идут учения. После вступительной речи он протягивает бумагу с авторучкой и просит расписаться, что я предупрежден и если они промажут по цели и попадут в меня, то виноват буду я сам… Открывает шлагбаум и желает приятного отдыха.
Доехал до развилки. Налево мемориал 135 стрелкового полка, справа — полевой лагерь военных. Мужикам привычней «ходить налево». Я и отправился туда. Доехал до мемориала. Зашел, посмотрел. Поехал в музей, что у подножия хребта Муста Тунтури. На указателе было написано 500 метров. 500 метров только до мемориала. А дорога там… Ныряешь, как в волны. Острые гребни, а между ними вода. Не хватает ни базы, ни клиренса, чтобы одолеть эти гребни. Чиркаю днищем. И вот он, знакомый по фоткам первый брод. Материал для уплотнения дверей и скотч есть, по описаниям на форумах и роликам в ютубе помню его прохождение, но… Ходил вокруг и около минут 30. На улице пасмурно, моросит мелкая водяная пыль, сильный ветер и ни одной машины. Хоть и были у меня сапоги-бродни для промера глубины, но в такую погоду я даже надевать их не захотел. Отпало желание в такую погоду ждать помощи (если вдруг что-то пойдет не так). Вернулся на развилку. Спрашиваю у военных: далеко ли музей? Никто не знает. Не местные, значит. Подошел капитан. Сказал, что музей недалеко, можно дойти пешком, если преодолеть ту большую лужу. Подошедшие вояки стали наперебой рассказывать, как один на КАМАЗе ее проезжал летом и колес видно не было, другой, перебивая первого, на бронетранспортере «переплывал» ее и что даже на джипе туда соваться не стоит. Говорили они, с усмешкой поглядывая на мой Логан.
Мы уже попрощались, когда капитан окликнул меня:
— Если Вы приехали сюда, чтобы посмотреть музей, то могу предложить следующее. У нас сегодня будет концерт. Ждем приезда артистов. Как только они приедут, я поеду за директором музея и могу Вас туда довести.
В моей голове сразу созрела авантюрная мысль: могу посмотреть музей и попробовать напроситься посмотреть концерт.
— И когда Вы поедете?
— Часа через 2, может 3. Как только приедут артисты.
Столько времени я ждать не мог. Вот только сейчас сижу, пишу и жалею о том, что не оставил здесь машину и не пошел сам пешком в музей. А тогда во мне заиграл адреналин. Мысли сработали в другую сторону от неожиданного предложения. Я решил ехать вперед, а если не проеду, то вернусь и, если повезет, воспользуюсь этим заманчивым предложением.
Еду дальше.
Проехав перешеек, попал на п-ов Рыбачий. Из-за отсутствия штурмана, я пропустил развилку, хотя по карте должен ехать прямо, я повернул направо и направился к Большому Озерку. По домашнему плану я должен был в случае непроезда до мыса Немецкий (до маяка) оставить машину на турбазе в Б. Озерках и на велосипеде добраться до мыса.
Кстати, по поводу велосипеда. Несколько раз отмечал, как хорошо, что я его не взял. Начиная с Мурманска дул ОЧЕНЬ сильный ветер. На побережье был вообще кошмар. Если бы был наверху велик, боюсь, вырвало бы его, а то и вместе с креплением. Да и на обратной дороге на мойку в Мурманске не заехать. Надо было бы снимать.
Доехал до заброшенной в/части.
Побродил по пустым домам. Фоток нет, т.к. забыл фотоаппарат в машине. Раз приехал на Б. Озерки, хотел посмотреть турбазу, на которой хотел переночевать. Но что-то пошло не так. Легче свалить на отсутствие штурмана, чем признать свою ошибку. Короче, я потерял из виду Б. Озерки. С перешейка они отлично смотрелись. Некому было меня поправить. Я выехал опять на дорогу и стал ждать, когда с очередной сопки откроется вид на Большие Озерки. Про дорогу через заброшенную воинскую часть я узнал позже.
Преодолевая водные преграды и объезжая каменные валуны, я выехал на главную дорогу, по которой планировал ехать. После этого слияния проехал сотню метров и… ВСЕ!
69* 45.467
32* 13.922 Вот мой финиш.
Теперь надо думать про обратную дорогу. На карте через Озерки показана второстепенная дорога. На ней я пару раз нырнул и один раз был трудный объезд. Хотел попробовать вернуться по другой дороге. Но там два брода. Хотелось бы знать подробнее. Проезжаемо или нет. Прошли три экипажа со стороны Озерков. По другой дороге никто не ездил и про нее ничего сказать не могут. Джиперы из Тюмени вообще заблудились. Как и я, по ошибке проехали через Озерки. Пришлось достать распечатки карт Генштаба, которые, в результате, я им презентовал. В знак благодарности они предложили подбросить меня до побережья. Вот только они сами еще не решили, в каком месте это произойдет, а мне хотелось побывать именно у маяка.
Возвращался уже по знакомой дороге. Экспериментировать не стал.
За целый день я так нарулился, что под вечер правая рука с болью тянулась за перекусом на соседнее сидение.
Заночевал, не доезжая до погранцов, на крутом берегу реки.
P.S. Я только на обратной дороге домой понял причину, по которой Дух Рыбачьего не дал доехать до мыса Немецкий и маяка. Причина банальная. Перед перевалом на Пьяном ручье я не остановился и не принял на грудь 100 грамм.
Утро.
Будильник прозвенел в 7:00.
Поднялся в 8.00. Самочувствие не важное. Пришлось искать аптечку.
Погода радует — солнышко. + 5градусов.
На завтрак пришлось подогревать недоеденные на ужин макароны с цыпленком. Кстати, неплохой закусон «мясо цыпленка в собственном соку». Дешево и сердито. Не все время макароны по-флотски…
Сварил кофе. Привел салон машины в походное состояние.
Еще 10 минут (надо скинуть фото и видео на комп) и едем.
Упс. Комп не включается. Нет, жесткий диск крутится, кулер работает, а вот дисплей не светится.
Выключил-включил. То же самое.
Вытащил — вставил батарею. Безрезультатно.
Ладно. Есть чистые карты памяти.
Выехал в 10:00.
Сегодня хочу увидеть последнюю запланированную достопримечательность — Териберка.
Но прежде надо завернуть в Мурманск и забрать из хостела забытый там термос с горячей водой.
Уже +8. Это радует.
Через 40 минут выехал на трассу. Вчера 7 часов добирался по грунтовке до конечной точки, а обратно «обернулся» за 4 часа.
Бензином в последний раз я заправлялся при въезде в Мурманск. И вот сейчас осталась последняя риска, т.е. меньше 10 литров.
В хостеле наполнил термос кипяточком. Заехал на мойку. Ох, дорогая у вас мойка, мурманчане! 500 рублей за химию и сушку (у нас 250-300). Заправил полный бак (чуть было не потеряв портмоне с документами) и вперед!
До развилки отличный асфальт, а дальше гравийка. Плохая дорога компенсируется прекрасными видами справа и слева. Опять в голову приходит мысль: идти пешком и только фотографировать.
Вот и Териберка. Куда ехать? На пляж или водопад?
Решил сначала посмотреть водопад.
Не успел разогнаться, как увидел кладбище кораблей (думал, что оно немного дальше). Торможу. Заезжаю на бывший причал, устраиваю фотосессию. Много машин проезжает мимо, не останавливаясь. То ли они здесь уже были, то ли их не привлекает кладбище.
Ладно, каждому свое.
Сам поселок. Вид, и правда, угнетающий. Доживающие свой век дома, гаражи, превращенные в торговые точки…
Из этого выделяется дом то ли для военнослужащих, то ли для нефтяников.
Но народ не сдается. Даже здесь пытаются выжить и организуют довольно специфические мероприятия как морские рыбалки, дайвинг, фототуры.
Вид на Териберку.
Выехав из Териберки, почти сразу попал на птичий пляж. Рядом с метеостанцией. Это скалистый берег. Красиво.
Отсюда до водопада надо проехать на машине около километра по извилистой, каменистой, но красивой дороге. Дальше для пузотерок дороги нет.
Оставил машину на поляне и пошел подниматься по крутому подъему на сопку. При этом совершил ошибку — не взял с собой воды и перекуса.
Вот он водопад! Я рассмотрел его со стороны, спустился вниз с левой стороны от него, прошелся по огромным, скользким от водорослей, шарам и поднялся наверх почти по кромке водопада. Первый раз пожалел о том, что не взял с собой воды.
Очень впечатлили круглые камни. Как будто отшлифованы и правильной геометрической формы. В версию природного возникновения подобного чуда не верю!
Времени уже 19:40, а хочется еще увидеть артиллерийскую батарею. Вот тут-то я пожалел еще сильнее, что не взял с собой перекус.
Но это не смертельно. Вытерпим и перетерпим. Надо идти.
По пути к позиции батареи проходим по краю красивого озера, а когда поднимешься наверх, взгляду открывается еще одно не менее красивое озеро.
Но время подгоняет, и я иду строго в направлении батареи.
Тропинка натоптана. Идем дальше. Дорогу «преграждают» в большом количестве сейды. На маленьких, крохотных камушках возвышаются огромные и не очень валуны. Размеры их разные. Останавливаюсь. Приходится то приседать на колено, то ложиться всем телом на землю, чтобы сфотографировать это явление.
«В Эдде встречается слово Seidhr в смысле “волшебство”, еще чаще находятся слова с корнем seid в сагах: sidha — колдовать, seidhberendr — волшебник. Но скорее всего прав Шеффер: „Слово “сейд”, — пишет он, — обозначает всякого рода божественность.” Сейд — русское слово, в других языках, например, в финском, оно звучит как “сеита” (seita), в норвежском и шведском как “seide”, в лапландском “sieidde” (сайад). На территории четырех этих стран и находится Саамиедна — страна саамов (лаппов или лопарей), страна сейдов. В России это территория Кольского п-ова. Или полуострова Кола (“рыба” по-саамски), как он назывался до революции и до сих пор зовется на всех других языках».
И вот в вечерних лучах солнца на горизонте появляются очертания трех орудий.
Орудия этого типа устанавливались на береговых батареях Дальнего Востока, Прибалтики и Крыма. Эти были установлены в конце 30-х - начале 40-х. Батарея прослужила до середины 50-х годов, а потом была разукомплектована за ненадобностью.
Готовясь к поездке, я натолкнулся на интересную статейку: http://www.e-reading.club/chapter.php/1017219/8/Kovalev_-_Arkticheskie_teni_Tretego_reyha.html
Ожидался красивый закат, но мне не хотелось искать ночевку в темноте. Пришлось возвращаться. На обратной дороге я встретил пару, которая не торопясь шла к батарее.
— Идете за шикарными снимками?
— Да. Хотим провести этот вечер под шум моря.
Я пожелал им удачных фотографий и приятного отдыха.
Уставший и голодный я вернулся к машине. Сколько раз я повторял себе слова, «написанные кровью» (так говорят гаишники, пожарные, альпинисты, спасатели и др.): идешь (в лес, на экскурсию…) хоть на час, бери воду и бутики.
Это свободный перевод, но, думаю, мою мысль все поняли.
Первым делом решил перекусить. За это время на Кольском полуострове наступила ночь. Решил ночевать здесь. Поставил машину в более удобное место для ночлега и завалился спать. Шум ветра еще некоторое время мешал быстро уснуть, но усталость взяла верх, и я провалился в глубокий сон.
Этим днем я был доволен на все 100 процентов. Пусть чуть-чуть «не доехал» до запланированной ночевки за Мурманском, но сделанное, увиденное и полученные впечатления перекрывают все минусы.
На следующее утро будильник прозвенел, как обычно, в 7:00.
Я встал по традиции в 8:00.
Отличное солнечное утро. +6.
Компьютер опять работает. Скинул на него вчерашний материал.
Быстренько позавтракал и отправился в обратную дорогу. Эта дорога уже прямо домой.
На первой стоянке с эстакадой сделал остановку. Пришлось снимать защиту картера и рихтовать.
Это результат прохождения дорог Рыбачьего. Здесь же обнаружил спущенное колесо. Оголился металлокорд. Помните, на Колвицком озере у меня сломался домкрат? С помощью двух домкратов смог поменять колесо, но… Через несколько сот километров появился какой-то звук. Остановился. Смотрю. Заднее правое колесо спущено. Винтовой не подлезает, штатный не работает. Чтобы не копать обочину, решил попробовать накачать. Ура! Получилось. Без проблем меняю колесо и еду до ближайшей шиномонтажки. Это в Пушном (развилка на Беломорск). АЗС. Стоянка, Гостиница.
Сегодня 13 сентября. 20:00. Не очень удачный день. Шиномонтаж работает до 20:00. Конечно, уже никого нет. В гостинице мест нет. Ночевать остался на стоянке у АЗС.
Наутро «переобулся» в б/у покрышки. Обе свои на выброс. Срочно нужен домкрат.
Еще вначале хотел заехать в Беломорск посмотреть на петроглифы, но оставил на обратную дорогу. А на обратной дороге получилось так, что остался без домкрата. Есть шанс убить двух зайцев, но мне сказали, что дорога на Беломорск с ОЧЕНЬ острыми ямами. Это женский лексикон, но я «испугался» и решил по ОЧЕНЬ хорошей дороге доехать до Сегежа и там купить домкрат (совет шиномонтажника). Я так и сделал.
В остальном ничего особенного не произошло.
С погодой мне повезло и на обратном пути. Дождик был только под вечер и ночью. Днем, в основном, было сухо. У кафе и стоянках народ интересовался погодой в Мурманске, а сами рассказывали о ливнях целыми днями в Петрозаводске и рекордных плюсовых температурах в Москве и Вологде.
Подводя итоги, хочу сказать, что это было одно из самых приятных путешествий в том плане, что не был жестко ограничен в сроках. Это самое главное. По этой причине я ехал в своем режиме, каждый день не выполняя суточной нормы пробега. У меня было еще две недели отпуска и 3-4 дня «опоздания» домой ничего не значили.
В общем, я насладился этой поездкой по всем пунктам. Жалко, до маяка не доехал на машине, но я и не ждал такого подарка от судьбы.
Я люблю Кольский полуостров, люблю Карелию. Их желто-зеленый мох (ягель) и гранитные скалы. Могу приезжать туда хоть сколько раз.
И еще раз о том же. Не могу понять тех водил, кто ездит без ближнего света по трассе. Даже габариты и китайские фонарики (вы зовете их ДХО) не видно на расстоянии, а если пытаешься обогнать фуру даже в мелкий дождик, то из-за облака дождевой пыли вас вообще не видно, пока не окажетесь перед самым носом!
Что это? Лень? Экономия на лампочках? Позиция презрения ко всем окружающим?
Ладно в городе вы нарушаете ПДД, но на трассе в солнечную или дождливую погоду это и ваша безопасность! Неужели вам наплевать на свою жизнь?
Общие итоги таковы:
Общий бюджет поездки — 24000 руб.
Общий пробег — 4663 км.
Машина всего — 19400 руб.
Из них бензин — 13150 руб. (380 л).
Мойка, шиномонтаж, домкрат, + 2 колеса — 6300 руб.
Всем ни гвоздя, ни жезла.
Удачи на дорогах.