|
Часть 1
***
…Значит, где б ты теперь ни странствовал,
На пороге любой весны,
Будешь бредить полярными трассами,
Будешь видеть снежные сны.
(Роберт Рождественский. Отрывок)
***
В жизни каждого человека появляются места, куда хочется возвращаться.
Для меня таким местом стал Кольский полуостров с его комарами, необычайно холодными ветрами, суровой природой, где хочется раскатать подвёрнутые штаны, переобуть конверсы на берцы и заменить картонный стаканчик со смузи на литр шу пуэра в термосе.
В августе 2021 года мне снова нестерпимо захотелось выйти из зоны комфорта и отправиться на своём Хаммере на край земли.
Маршрут родился такой:
Петрозаводск — Кандалакша — Кузомень и Варзуга — тоня Тетрина — перевал Геологов — Мурманск — полуострова Средний и Рыбачий — Лиинахамари — Териберка — Медвежьегорск — Великий Новгород — Москва.
Моим штурманом вызвался быть Серёга — худой, черноволосый, с носом, больше напоминающим клюв хищной птицы. Мы с ним были знакомы уже полжизни, но я никогда не представлял его в качестве компаньона в путешествии, а тем более в путешествии на север.
Это был немалый риск — отправиться в дальний путь с непроверенным в совместных поездках человеком, но вы же знаете — кто не рискует, тот не пьёт Да Хун Пао на берегу Баренцева моря!
* * *
Петрозаводск
Из Москвы до Петрозаводска 990 километров, которые мы осилили за 14 часов, сделав остановку на обед в Старой Ладоге.
Местечко это, надо сказать, очень красочное!
После трапезы поехали дальше, и трасса Кола встретила нас проливным дождём.
Грязевая резина Жёлтого издавала звук, сравнимый с рокотом подбитого вертолёта, заходящего на аварийную посадку. Nitto Mud Grappler — настоящий акустический ужас, но до чего же она красивая!
В Петрозаводск добрались ближе к вечеру. В гостинице «Фрегат», самой дорогой гостинице на берегу Онежского озера, гремела свадьба.
Что же мне так везёт на свадьбы? Сразу вспомнилась мурманская гостиница «Мельница», ночь в которой мы провели под буйное веселье, щедро сдобренное репертуаром Филиппа Киркорова.
Серёга, как опытный путешественник, сказал, что рестораны надо выбирать по отзывам на TipAdviser, поэтому мы ужинали в лучшем местечке нашего района — Ягель.
Палтус был отменным.
Утро порадовало нас шведским столом, видом на озеро и хриплыми криками жирных чаек.
Покончив с завтраком, мы продолжили свой путь на север.
Никуда не спешили, съезжали с дороги, варили чай и, конечно, не могли пропустить стелу Полярный круг.
Теперь и у жёлтого есть такая фотография)
* * *
Кандалакша
Кандалакша всегда была для меня городом, который я проезжал транзитом и ни разу не попытался рассмотреть поближе. Ну что я там не видел? Пятиэтажки, разбитый асфальт, холодное лето?
Оказалось, не видел я многого:
Сопку Волосяная, дубльдом на её вершине и красивейшую перспективу на залив с островами,
лабиринт Вавилон и сложный спуск к нему,
ресторан «Причал 11» и армянскую шашлычку — надёжный путь к гастрономическому шоку)
* * *
Утром мы выехали в сторону Терского берега.
Асфальт сменился гравийкой, вдалеке показался маяк. Смотрел он на Белое море в селе Кашкаранцы, которое я упорно бойкотировал, всякий раз бывая в этих краях.
Маяк Кашкаранцы обеспечивает плавание вдоль Терского берега Кольского полуострова вблизи Кандалакшского залива. Это один из наиболее поздних маяков, построенных в России. Его высота 24 метра, а дальность видимости — 15 миль.
Он обслуживается и по сей день постоянным персоналом.
От Кашкаранцев до Кузомени всего 49 километров. Не успели мы далеко отъехать, как где-то снизу раздался металлический звон. Такие звуки меня ужасно пугают — богатое воображение сразу рисует отвалившиеся детали, разбросанные по дороге, лужи сервисных жидкостей или спущенные колёса.
Я заглянул под машину и увидел, что задний правый амортизатор лежит на земле. Его нижнее крепление сломано.
Приехали.
Это крепление держалось на честном слове, отвалилось оно потому, что было приварено лишь несколькими точками.
Удивительно, что это не произошло раньше.
Единственной возможностью продолжить путь было — снять амортизатор и потихоньку двигаться дальше на одной пружине (как хорошо, что комплектация Жёлтого не на пневме). Был риск, что пружина вылетит на какой-нибудь большой кочке, и тогда путешествие уж точно придётся закончить досрочно. Мы ехали медленно и безрадостно, надеясь добраться до Кузомени засветло.
По дороге нам встретился Hummer! Удивительно, ведь ребята путешествовали примерно по такому же маршруту, и главное — заочно мы с ними были знакомы. Даже один Hummer на Терском береге редкость, а два — тем более.
* * *
Кузомень
Кузомень — это безмолвный памятник нерациональному природопользованию.
Из-за массовой вырубки лесов для солеварного промысла и бесконтрольного выпаса скота туристы теперь приезжают в Кузомень, чтобы зачекиниться в самой северной пустыне мира.
Но, если честно, это не пустыня, а антропогенная пустошь, массив красноцветных песков, которые покрывают 2400 га, почти 15 километров вдоль побережья Белого моря, в районе устья реки Варзуга.
Место это примечательно тем, что там находится аутентичное село прямо посреди песков.
Несколько интересных фактов о Кузомени:
— там деревянные пешеходные дорожки, чтобы было удобно ходить по песку;
— вместо собак там бегают дикие лошади, шарятся в помойках, пристают к прохожим, ломают заборы;
— местные жители до сих пор следуют поморским традициям, например, не закрывают двери домов и магазинов на замок, а припирают рогулиной. Причём, способ припирания тоже имеет значение: ушёл ли хозяин ненадолго, или же ждать его не стоит;
— скорая помощь в Кузомень добирается из Умбы, а это 149 км по гравийке. Преодолеть пески скорая не может, поэтому жители должны доставить больного до асфальта сами. Почти 15 км по пескам! Есть пара мед. УАЗиков, но приезжают они далеко не всегда.
Добрались мы ближе к вечеру. Наш домик стоял на окраине села, а вокруг — сплошной песок и столбы линии электропередач. И в домике этом уже кто-то жил…
* * *
Часть 2
Кузомень. Ремонт машины
В Booking у меня статус путешественника Genius третьего уровня, я часто бронировал жильё через приложение и свободно ориентировался во всех (как мне казалось) нюансах. Гостевой дом в Кузомени я тоже нашёл через Booking, но и подумать не мог, что мне предлагают только комнату, а не дом целиком. Как это произошло и что затуманило мой невнимательный взгляд? Ума не приложу!
Когда мы увидели у дверей УАЗ Patriot, у меня появилось неприятное ощущение, что мы не одни во вселенной в этом доме, но окончательно это подтвердилось, когда из дверей вывалился крупный парень лет 35 на вид, в тельняшке и с недельными зарослями на лице.
Волна перегара была настолько сильной, что всю мошкару сдуло в радиусе трёх метров:
— Иикк. Здорово, пацаны! Хозяева там! — И приветливо махнул рукой на стоящий рядом небольшой домик.
Как только мы поднялись на крыльцо, в дверях появилась хозяйка Наташа в лёгком небесно-голубом платьице и тёплой серой шерстяной кофте на плечах. На лице читалась усталость:
— Тише! Ребятёнок спит! Заселяйтесь пока в свободную комнату. Яков ушёл на промысел, будет утром.
В доме было две спальни, общая столовая, тесная кухня и совмещённый санузел. В коридоре стояла стиральная машинка, на листке бумаги, лежащем на ней, было написано: «Стоимость одной стирки 1500 р».
Соседями нашими оказались два парня из Питера, Миша и Сергей. С ними были дети — мальчик и девочка, лет 7-8 на вид. Они уже неделю путешествовали на своём УАЗике по Карелии и Кольскому.
Мы с Серёгой решили приготовить что-нибудь на ужин и лечь пораньше спать. Вопрос с ремонтом машины отложили на завтра.
Парни с сочувствием выслушали наш рассказ о поломке Жёлтого. Миша, тот самый добродушный великан в тельняшке, который встретил нас в дверях, достал ключи от машины и положил их перед нами:
— Сгоняйте к морю перед сном! Развеетесь!
Patriot был с АКПП, и было интересно, как он едет по пескам. Ключ на старт, и мы понеслись к Белому морю.
Слишком зелёный снаружи и слишком пластиковый внутри. Каким бы противоречивым УАЗ ни был, он подарил нам увлекательную поездку по песчаному полуострову до устья реки Варзуга. Насторожившие в первый момент хмельные парни оказались людьми с широкой душой. Спасибо им за поддержку!
Утром они отправились дальше по своему маршруту, а я пошёл к хозяину Якову договариваться о починке Жёлтого. И знаете, мне фантастически повезло, ведь у него в гараже оказался Land Rover Defender.
Если у человека в гараже стоит древний дэф, значит, 99% в том же гараже у него есть яма, сварка, маска сварщика, подкатной домкрат, набор всевозможных ключей, а также склад запчастей.
Из всего этого списка не оказалось только маски сварщика. Боже, храни Ведроводов!❤
За приемлемую премию Яков помог нам отремонтировать Hummer, и мы уже собрались прокатиться по ближайшим окрестностям, как вдалеке показались два пикапа — Nissan Titan и L200.
Это был мой старый друг Лёша с командой. Мы с ним созвонились накануне, и оказалось, что они разбили лагерь на мысе Корабль, совсем недалеко от Кузомени. Грешно не воспользоваться возможностью выпить чая вместе, ведь в Москве встретиться гораздо сложнее, чем за тысячи километров от дома).
Ребята на Кольском уже не в первый раз и маршруты у них сложнее наших: Вотаавара, Хибины, Дальние Зеленцы, Терский берег, полуострова Средний и Рыбачий. И все ночёвки в палатках, а еда на костре. Романтика!
После чайной церемонии и мы прогулялись по Кузомени, а потом решили прокатиться вдоль моря в сторону аметистового берега.
Надеюсь, Лёша когда-нибудь доделает фильм о путешествии и в нём вы сможете увидеть нас:)
* * *
Варзуга
Следующий день должен был нам открыть Варзугу, аметистовый берег и тоню Тетрину.
На фоне Кузомени Варзуга выглядела как фата-моргана в бескрайних песках Сахары, настолько яркий создавался контраст между умирающей пустыней и живым селом удивительной красоты.
Расстояние между ними всего 20 км, что делало контраст ещё более насыщенным.
Варзуга — древнее село, оно впервые упомянуто в 1466 году. Основной вид промысла местных жителей, конечно же, — лов сёмги.
Что интересно, село разделено на две части рекой Варзуга, моста нет. Добраться на другой берег можно всего за 10-20 рублей на лодке, которая там выполняет роль общественного транспорта.
Мы поднялись на смотровую площадку, зашли в церковь святителя Афанасия Великого и поехали дальше.
* * *
Аметисты мыса Корабль
Наверное, это самое популярное туристическое место на Терском берегу. Живописный вид, а под ногами — аметисты!
Раньше здесь был аметистовый рудник, добыча на котором началась еще при Петре I и продолжалась до середины XX века. Рудник забросили, и тысячи сверкающих камней оказались под ногами, доступные для любого желающего.
Я всегда беру несколько камушков на память о поездке.
Через лес сейдов мы взяли курс на тоню Тетрину.
* * *
Тоня Тетрина
Тоня Тетрина — это историко-этнографический музей со своей экспозицией, уютными домиками, в которых можно остановиться на ночь, с банькой и невероятной атмосферой единения с природой. Находится он на Терском берегу, в 20 км от Умбы.
Мне уже довелось бывать здесь в 2017 году. Мои собаки тогда случайно разорвали рыболовную сеть Александра Борисовича, хозяина тони, запутавшись в ней, как мухи в паутине. Я потом приложил много усилий, чтобы передать ему с друзьями в Умбу новую сеть.
Серёга быстро нашёл общий язык с Александром Борисовичем, потому что очень много знал о Великой Отечественной войне. Они весь вечер сидели в беседке на берегу и эмоционально обсуждали исторические факты 1941-1945 гг.
Первую ночь мы спали в сетнице. Это такой домик на ногах, сарай для хранения сетей. Единственное окно смотрело в море, а ещё там был балкон, на котором мы пили чай и дышали солёным воздухом. Спали в спальниках, август ночью был уже слишком стылый.
Наутро в беседке нас ждал завтрак: каша, хлеб, ароматный чай. Пока мы ели, потихоньку стали подходить постояльцы из других домиков. Всем хотелось попасть на экскурсию к Александру Борисовичу.
— Паша, привет! — Передо мной явилось улыбающееся лицо Анатолия, эксперта по автодомам и основателя мастерской АнВиР.
Вот так встреча! В очередной раз меня удивило, что гораздо проще встретиться за 3 тыс. км от дома, чем в родном городе.
Экскурсия, как всегда, была интересная и познавательная! Александр Борисович блистал историческими фактами, демонстрировал результаты личных экспериментов в солеварении, постройке лодок, приготовлении дёгтя, создании посуды.
А потом была баня и чан с ламинарией. Я как будто смыл с себя весь груз, привезённый из Москвы, весь груз, взятый с работы на дом.
Вторую ночь мы спали в горнице — гостевой части хозяйской избы. Это фантастически уютная и тёплая комната с любопытными фотографиями на стенах, с выставкой минералов, пропитанная ароматом дыма из печи.
Когда стемнело, мы с Серёгой пили чай при свечах и вели задушевные разговоры.
Тоня Тетрина — это чистое волшебство. Оно напоминает нам о том, что есть места, где всё зависит только от вас. Гаджеты тут умирают, но рождаются надежды. Надежды на лучшую жизнь вдали от городов, надежды на то, что эмоции, пережитые нами, суждено пережить снова.
Утром выехали в Ревду, очень хотелось покорить перевал Геологов. К вечеру мы рассчитывали добраться до Мурманска, моей любимой и суровой столицы Арктики…
* * *
Часть 3
***
Я скоро увижу тундру,
Где мох да жёсткий ягель.
Встречай меня, братец Мурманск,
Встречай меня, мой приятель!
Поеду на мыс Немецкий,
Пройдусь по звенящим просторам.
Лиса вдалеке побежала
Проведать мышиные норы.
Мне север ночами снился
Холодным и скромным летом.
Когда мы увидимся снова?
Распроданы все билеты.
(Павел Костюрин)
***
Ревдинский рабочий
За неделю до отпуска мы с друзьями сидели в кафе, пили имбирный лимонад, и я, воодушевлённый предстоящим приключением, рассказывал им о нашем маршруте:
— Представляете, мы будем проезжать ту самую Ревду по пути на перевал Геологов!
Все оживились:
— Круто! Это же там выходит газета «Ревдинский рабочий»?
Год назад фотографии выпусков «Ревдинского рабочего» взорвали интернет. Вёрстка была настолько изобретательная, что заголовки сами собой складывались в злободневные и гениальные стихи. Главный редактор Евгений Зиновьев стал известен на всю страну, публикуя то, о чём СМИ писать боялись.
А что, так можно было?
Мне обязательно была нужна эта газета. На память. Я решил, что без свежего выпуска я точно не уеду.
Ревда оказалась небольшим хмурым посёлком, в котором жили не только восемь тысяч ревдочан, но и почти тысяча заключённых колонии строгого режима №23. Её стены возвышались на выезде из города, опоясанные колючей проволокой, словно ядовитым плющом. Задерживаться здесь не хотелось никому, редкие машины местных жителей ускорялись, несмотря на разбитую дорогу, лишь бы побыстрее проскочить этот серый бетонный забор.
«Ревдинский рабочий» не давал мне покоя, я высматривал газетные киоски и сетевые магазины, в которых могла бы продаваться печатная продукция, но найти газету так и не смог. Продавцы удивлённо смотрели на меня и все как один утверждали, что в Ревде такую газету они никогда не встречали.
Только вернувшись в Москву, я узнал, что есть ещё одна Ревда в Свердловской области, и именно в ней выходит «Ревдинский рабочий»! Давно я себя не чувствовал так глупо))
Подъём на перевал Геологов начинался от промплощадки рудника Карнасурт. Чем выше мы поднимались, тем гуще становился туман. Он словно хлопок висел в воздухе, пряча узкую каменистую дорогу и вершину перевала. Вскоре двигаться стало совсем невозможно. Мы остановились прямо в облаке, и я подумал, что первый же порыв ветра погонит эту белую пелену дальше, вместе с нами, как пастух отбившуюся овцу.
Что ж, не судьба! Едем дальше!
* * *
Мурманск
В этот раз всё было по-другому. Наверное, потому что август, наверное, потому что скоро осень.
Казалось, что Мурманск хмурится, роняя тяжёлое небо на город, зевает, выпуская на улицы ледяной ветер, и готовится уснуть, медленно погружаясь в полярную ночь.
Ожидание зимы было в самом воздухе, в каждой капле моросящего дождя. Делаешь вдох и чувствуешь беспокойство — всё ли успел сделать перед долгой спячкой?
Мурманск, ты всегда разный, но неизменно любимый город.
Что показать Серёге? Алёшу и Ленина!
ПС: Будете в Мурманске, зайдите в ресторан «Тундра», гастрономический оргазм гарантирован)
* * *
Полуострова
Следующей вехой на нашем маршруте был перевал Муста-Тунтури и полуостров Средний.
Мне повезло быть близко знакомым с профессиональным гидом по Кольскому, моим тёзкой Пашей и его туристической компанией Кольский край. Он с удовольствием согласился поехать с нами и провести двухдневную экскурсию по полуостровам.
Вторым экипажем к нам примкнули Пашины друзья, петербуржцы, хранители тайн Эрмитажа и Манежа, творческие путешественники, исследователи блошиного рынка на Удельной — Юрий, Саша, Наташа и Маруся ❤
Два дня с ними оказались для меня самым чистым временем из всей поездки.
Паша показывал нам места боевой славы и красивые виды полуостровов, рассказывал крутые исторические факты; мы пили чай и вели интеллектуальные беседы — и это было прекрасно!
На вершине перевала нам встретилась группа ребят на багги. Один экипаж упал в обрыв, парень с девушкой чудом не пострадали. Около часа мы вытаскивали разбитый багги, и это нам удалось.
Ночевали в Глэмпинге «Место силы»: тёплые шатры, электричество, баня, завтрак, и всё это — в отрыве от цивилизации!
Второй день мы посвятили полуострову Рыбачий, который уникален не только своей красотой, но и географическим расположением.
Мы достигли самой северной точки европейской части России — мыса Немецкий. Именно на нём стоит маяк и шары радиолокационных куполов действующей военной части.
Но всё же самое сильное впечатление на меня произвёл мыс Кекурский.
Выглядел он так, словно не прошло и десятилетия, как здесь случилось извержение вулкана, лавовые реки которого застыли на берегу, превратившись в каменное покрывало, скомканное после беспокойной ночи.
Мы заварили Да Хун Пао, разместились на камнях и долго слушали плеск волн, полной грудью вдыхая безмятежность.
Впервые Баренцево море предстало передо мной таким. Казалось, больше нет старого северного моря, которое раньше являлось мне чёрной, бездонной пучиной, есть лишь юное море с лазурной прозрачной водой и солёным ветром, способным развеять самые страшные кошмары.
Север, я люблю тебя!
* * *
Часть 4
Лиинахамари
Ошибочно полагать, что автомобильные путешествия начинаются с шороха шин, поедающих автостраду, а закачиваются — возвращением домой. Нет. Путешествия начинаются задолго до этого: с идеи, планирования маршрута, с выбора гостиниц и поиска достопримечательностей, со списка, что не забыть в дорогу, с вечерних мечтаний о том, как всё будет.
Много часов я посвятил подготовке к поездке: составил маршрут с GPS-координатами, закупился всем самым необходимым, проверил машину в автосервисе, и когда до старта оставалось три с половиной недели, мне позвонил Серёга:
— Паша, нам нужно изменить маршрут! Мы поедем в Лиллихаммер!
10 лет назад я смотрел сериал «Лиллехаммер» о престарелом мафиози Фрэнке, который сдал своего босса федералам и попал в программу по защите свидетелей. Он переехал в Лиллехаммер — небольшой норвежский городок, о котором слышал лишь по телевизору. Фрэнк мечтал о рае с чистым воздухом, белым снегом, вдали от соблазнов Нью-Йорка и беспощадной мафии. Реальность, конечно же, оказалась не такой, как мечты:)
Когда Серёга предложил поехать в Лиллихаммер, я не сразу понял, что он имеет в виду Лиинахамари — удивительный и труднодоступный северный городок, находящийся в пограничной зоне на берегу Баренцева моря.
***
Тут не носили дамы сари,
Тут не ходили в полный рост –
Ну, здравствуй, порт Лиинахамари,
Судьбой порушенный форпост!
(Андрей Ракитин. Отрывок)
***
Для въезда в Лиинахамари нужен пропуск ФСБ по Арктическому региону, получить который можно оформив заявление на Госуслугах или обратившись напрямую в Управление ФСБ по Мурманской области.
Самым досадным в нашей ситуации был срок рассмотрения заявления — 15 рабочих дней. Шансов, что пропуск сделают к моменту нашего отъезда на Рыбачий, было мало, но я всё равно заполнил заявление, приложил сканы личных документов и направил письмо на электронную почту ФСБ.
На следующий день мне позвонила Ирина Александровна — запомните имя этой замечательной женщины! Она не только указала на ошибки в заявлении и помогла правильно заполнить все бумаги, но и сделала всё возможное, чтобы мы попали в Лиинахамари.
В Кандалакше, Умбе, Кузомени, Варзуге, в тоне Тетрине, в Мурманске и даже на полуострове Рыбачий мы с Серёгой гадали — успеет ли ФСБ ответить? И будет ли ответ положительным?
Когда за окном показалась Титовка, а полуострова спрятались за извилистой дорогой через тундру, перед нами встал выбор: возвращаться в Мурманск или ехать в сторону Печенги.
Глубоко вздохнув, Серёга взял в руки телефон:
— Ирина Александровна, здравствуйте! Это снова мы. Чем порадуете?
Пропуск был готов, но передать на КПП его не успели.
Что же делать?
Смириться с потерей Лиинахамари Серёга не мог, ведь желание поехать туда у него возникло неспроста. В годы Великой Отечественной войны порт Лиинахамари имел для немцев большое значение. Здесь находилась одна из основных военно-морских баз на побережье Баренцева моря. Многие укрепления и артефакты остались и по сей день. Вы же помните, что мой друг очень увлекается историей ВОВ?
Он говорил с Ириной Александровной не меньше 30 минут и, когда закончил, торжественно заявил:
— Я договорился! Пропуск отправят факсом на заставу в Лиинахамари и предупредят пограничников на КПП, чтобы нас пропустили!
Ирина Александровна, спасибо!
Жёлтый Хаммер взял курс на Заполярный (ближайшая заправка была именно там).
Мы начали разгоняться, и всё вокруг стало сливаться в цветные полосы. Шины победоносно гудели, отталкиваясь от асфальта, и нам было чертовски хорошо, несмотря на утомительно долгую дорогу по восточной стороне Рыбачьего.
На КПП в Лиинахамари нас ждали с автоматами. Военные внимательно проверили документы и пропустили, объяснив, как проехать к заставе, где мы должны были забрать факс нашего пропуска.
Лиинахамари — удивительное место, к счастью, труднодоступное для залётных туристов, оставляющих везде свой след в виде мусора и надписей а-ля «здесь был Вася».
Сам посёлок выглядит довольно-таки депрессивно в основном из-за заброшенных домов с заколоченными окнами. Но надо воздать должное местным жителям, никакой моральной деградации я не заметил, в отличие от многих других северных посёлков с такой судьбой. Вероятно, это из-за того, что Лиинахамари — стратегический объект, и военных в посёлке намного больше, чем гражданских.
«Кольца третьего Рейха» — Артиллерийские позиции под корабельные орудия крупного калибра (305 мм).
Немцами был разработан проект установки четырёх корабельных орудий на стационарные позиции береговой артиллерии с учётом специфики Лиинахамарского рельефа. Это не только четыре огневые позиции — батарею проектировали как целый подземный город, с казармами, автономными системами питания и отопления и складом боеприпасов.
Строительство так и не было закончено.
Но до самых интересных мест здесь можно добраться только на лодке, так что Серёга, как великий переговорщик, пошёл на рыбацкий причал пообщаться с мужиками, выгружавшими какие-то ящики из Renault Duster, и через 30 минут мы уже неслись по волнам. Нашего капитана звали Мишей, за небольшую сумму он согласился прокатить нас на своей моторке и показать секреты Лиинахамари.
На западной стороне горы Валкелкиви-Тантури расположена торпедная батарея Siebruniemi (Сиебруниеми). Добраться до неё можно только по воде.
Этот торпедный комплекс полностью перекрывал вход в Печенгский залив на всю его ширину.
Батарею должны были ввести в строй весной 1944, но из-за успешного штурма советских войск достроить её немцы так и не смогли.
Считается, что это единственный подобный объект в России.
Какие эмоции оставило у меня Лиинахамари?
Щемящее чувство восторга, смешанное с болью умирающего посёлка. Здесь слишком много тайн и уникальных артефактов войны, которые теперь никому не нужны: секретный завод, вырубленный в скале, торпедные батареи, артиллерийские позиции под корабельные орудия на суше, противотанковые ворота, противоторпедные сети, офицерский госпиталь, четыре военных аэродрома в районе — такого мощного оборонного комплекса на Скандинавском полуострове не имела ни одна нацистская база.
С трудом верится, что всё это было сделано ради никелевых разработок. Больше похоже, что в Лиинахамари нацисты выполняли какие-то работы, имеющие огромную важность для рейха.
Только вот что это было? Раскрывать правду нам пока не спешат.
Водная прогулка завершилась в гостях у капитана Миши. В домике на полуострове Немецкий его гостеприимная жена уже ждала нас с ужином из трески, чаем и вареньем из морошки. За окном шумело Баренцево море, и мне не верилось, что на земле есть такие места, в которых можно вот так просто забыть обо всех своих проблемах.
Именно в таком месте я пил чай с вареньем из морошки и мечтал когда-нибудь вернуться сюда снова ❤
* * *
Териберка
Впервые Териберку я увидел в 2014 году. Тогда я был наивный, неискушённый дальними путешествиями и произносил этот топоним с неправильным ударением.
Тогда моим глазам открылась бескрайняя свалка на берегу моря, стаи птиц копошились в мусоре, а вокруг была нестерпимая разруха всего, куда падал взгляд — домов, дорог, генофонда посёлка.
В том же 2014 году вышел фильм «Левиафан», действия которого происходили в Териберке, и это дало новую жизнь посёлку.
Сначала туда потянулись туристы, потом стали проводить фестивали, построили ресторан и хостел. К 2017 году Териберка стала местом паломничества зевак и путешественников, центром туризма Мурманской области.
В 2021 году в рамках Умеренно-краеведческой экспедиции по Кольскому я решил снова заехать в Териберку, и многое меня удивило.
Теперь есть асфальтированная дорога почти до посёлка, а недоделанные километры грунтовки разравнивают катками, чтобы даже изнеженные туристы смогли доехать, не расплескав свой смузи.
Теперь в Лодейном есть гостиница с дорогущим рестораном на берегу залива.
Теперь в Териберке есть множество туристических маршрутов в любое время года: летом водопады, сейды, киты; зимой — северное сияние.
Теперь в Териберке есть места интереса — скелет метафорического Левиафана из одноимённого фильма, скелет настоящего кита, огромные качели на пляже, дом главного героя фильма, смотровая, деревянный трон с чёрным вороном в изголовье — всё для ваших фоточек в инстаграм!
С одной стороны, я очень рад, что в посёлок вдохнули жизнь, но с другой — это место стало настолько попсовым и легкодоступным, что многие задумаются, стоит ли туда ехать, если это не покорение севера, а автобан до рестика.
Я решил, что в следующий раз я поеду в Дальние Зеленцы, но не в Териберку.
* * *
Великий Новгород
Я люблю Великий Новгород.
Чужому человеку кажется, что здесь всегда какой-то праздник, ведь этот город похож на букет цветов: яркие шатры с сувенирами, музыканты в красочных костюмах, речные прогулки на небольших теплоходах.
Ярославово дворище, Новгородский Кремль, Софийский собор — это настоящий островок архитектурной благодати, окружённый микрорайонами хрущёвской пятиэтажности. Секретная формула Великого Новгорода в устойчивой атмосфере уюта, тепла и аналогового счастья, которое масштабировано на каждый район города, на каждый двор.
Совершенно разные маршруты так или иначе пересекаются здесь, вот и сейчас путешествие на север завершилось именно в Великом Новгороде. До Москвы ещё 500 километров, но сгущающийся трафик как-то не хочется плюсовать к моей поездке.
Я проехал 6 тысяч километров, минус 500, и сейчас самое время поставить точку. Точку в воспоминаниях о прекрасном приключении, которое вы пережили вместе со мной. Это было захватывающе, и у меня возникла идея в следующем году вернуться на Кольский полуостров с новым, интересным маршрутом!
Ошибочно полагать, что путешествия начинаются с шороха шин, поедающих автостраду. Нет.
Путешествия начинаются с идеи!