|
Вместо предисловия
Уже было опустились руки, после того, как я нечаянно не сохранила уже напечатанный отчёт в ноутбуке. Но комментарий читателя в одном из моих отчётов, который написал, что с нетерпением ждёт фоторассказ о Крыме, сподвиг меня на написание нового отчёта, потому как предыдущий воспроизвести всё равно не получится. Что делать… День был явно не мой. Во-первых, не сохранился отчёт (пришлось поругаться матом и пустить слезу), во-вторых, разболелась спина. Что вполне естественно, потому что мы с мужем, как горные… орлы скакали по горам и ущельям Крыма.
Ну а насчёт несохранённого отчёта… Как сказал мне сын, мы живём в 21-м веке, а я всё ещё печатаю отчёты в WORDе 2007 года. Так что теперь открываю Google Chrome и, начиная печатать отчёт, знаю, что он теперь будет храниться в облаке, где-то на просторах Интернета, и не должен потеряться, ну, если, конечно, не запретят Всемирную Паутину насовсем.
Попытка №2
Думаете, мы сразу поехали в Крым?.. Ха! Как бы не так! Небольшое закругление мы всё-таки сделали. Конечно, не такое, как в июне 2017, когда мы путешествовали по Северо-Западу России. Если вы ещё не смотрели этот фотоотчёт, то он здесь elvik-foto.ru/fortress . Поэтому было решено немного поумерить пыл.
Обычно, когда мы едем в Крым, то транзитом проскакиваем места, где много всевозможных достопримечательностей, которые не стоит обходить вниманием.
Поэтому составили такой маршрут: Москва — Рамонь — Новоживотинное — Воронеж — Горячий Ключ — Темрюк - Крым (Саки) — Шахты — Москва.
В поездку отправились на SKODA OCTAVIA. Этот автомобиль очень удобен для длительных путешествий, комфортный просторный салон плюс большой багажник. Пройдено 4000 км. Бензина израсходовали 240 литров. Общий бюджет поездки — 80 тыс. руб. Длительность поездки с 26 августа по 11 сентября 2017 года. Штраф — 1, но это отдельная история, которую напишу немного позже. Трассу М-4 «Дон» я уже описывала в отчёте 2015 года elvik-foto.ru/otchet-crimea-2015
В этом году большая часть трассы отремонтирована, стало меньше участков дороги с реверсивным движением. Есть ещё два участка с многокилометровыми пробками — в Лосеве и под Ростовом-на-Дону. Нам повезло, мы в эти пробки не попали, они были на встречной полосе. В Лосеве некоторые водители объезжали пробку по грунтовой дороге вдоль трассы, на выезде их ждал патруль ДПС. Под Ростов-на-Дону пробка была примерно 12 километров, особенно умиляли лихачи на дороге при подъезде к пробке, когда они неслись и фарами мигали, чтобы их пропустили, видимо, не зная, что скоро они на несколько часов застрянут на трассе. Стоимость проезда по шоссе тоже значительно увеличилась, теперь нужно заплатить 1810 руб., а для тех, кто объезжает Воронеж, стоимость будет немного больше.
Часть 1. Москва — Рамонь — Новоживотинное — Воронеж
Поскольку в Москве и области пробки теперь всегда, включая субботу и воскресенье, то мы приспособились к этому неизбежному препятствию на дорогах так — выезжаем очень рано утром, проезжаем Московскую область и останавливаемся на завтрак, берём с собой тормозок и кофе, далее по маршруту. Остановка либо на заправке, либо в лесу, если есть такая возможность. Большая часть трассы М-4 «Дон» уже огорожена от природы сеткой и забором. Так и в этот раз.
Выезд был в субботу, поэтому выехали максимально рано, остановились на отдых и завтрак. Далее, уже с редкими остановками, мы добрались до Рамони, что в Воронежской области. А знаменито это место тем, что там есть настоящий замок, Дворцовый комплекс Ольденбургских, на фоне которого, в этот солнечный субботний день, приехали фотографироваться многочисленные молодожёны.
Находится замок на улице Мосина, д.21. oldenburgpalace.ru/ По всем вопросам обращайтесь: +7(47340) 2-22-52, 7(900) 301-49-74. Время работы: 10:00 - 18:00. Понедельник, вторник — выходной.
Дворцовый комплекс был построен в конце 19-го века. Его владелицей была внучка императора Николая I и племянница императора Александра II, принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. Дворец выполнен в неоготическом стиле, характерном для архитектурных сооружений британцев 18 -19 веков.
Принцесса занималась тем, что обустраивала жизнь в селе. В частности она построила первую в России конфетную фабрику с применением паровых машин, которая получила название «Паровая фабрика конфет и шоколада».
Также в селе появилась водонапорная башня (во дворце был водопровод, как с горячей, так и с холодной водой), а рядом с ней — два дома для прислуги принцессы. Именно при ней была учреждена стипендия Её высочества принцессы Ольденбургской, появились столовая и лечебница для местных жителей, и железная дорога. При этом в посёлок постоянно приезжали новые крестьяне. В итоге Рамонь стала расширяться и из захолустного поселения превратилась в довольно зажиточное село.
После Октябрьской революции хозяйка замка была вынуждена перебраться во Францию, а затем в Канаду, город Торонто. Имение было разорено неким управляющим по фамилии Кох. После революции здесь по очереди располагались казарма, школа, больница, заводоуправление, и т. д.
В самом замке для посещения открыт только первый этаж, сотрудницы музея зорко следят за туристами, поэтому ни в подвал, ни на второй этаж проникнуть не удалось, а как хотелось там тоже пофотографировать, но…
Реставрационные работы ведутся вяло, начаты они ещё в конце 70-х годов прошлого века, в целях экономии, наверное, в замке установили биметаллические радиаторы, когда бы чугунные батареи смотрелись бы куда лучше в старинных залах замка.
Прошлись по первому этажу замка, посмотрели фотографии тех времён, на родословное древо Ольденбургских, на документы производства, которым владел род.
Далее наш путь лежал в село Новоживотинное, на улицу Школьную, д.18. в Усадьбу Веневитиновых. muzeinikitin.vzh.ru/muzej-usadba-d-venevitinova
Экскурсии проводятся только по предварительным заявкам для групп от пяти человек.
Телефон для заявок 8(47340) 3-14-90.
среда, пятница, суббота, воскресенье |
с 10.00 до 18.00 |
четверг |
с 12.00 до 20.00 |
Выходные: понедельник, вторник. |
Парковка стихийная, встали под деревом, чтобы машина не сильно нагрелась. В Воронежской области было уже градусов на 10 больше, чем в Москве.
Мы прошлись по усадьбе и парку без экскурсии.
Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова является памятником архитектуры XVIII в. Усадебный комплекс расположен в живописном месте, рядом находится парк с прудом, ротонда и смотровая площадка с видом на реку Дон. Музей-усадьба названа в честь наиболее известного представителя рода Веневитиновых — поэта, критика, философа Дмитрия Владимировича Веневитинова, который являлся близким родственником и другом Александра Сергеевича Пушкина.
Усадьба была заложена в конце XVII века Антоном Веневитиновым. Первые строения были деревянными. В середине XVIII века сыном Антона Фаддеем был построен одноэтажный кирпичный дом и разбит парк. В конце XVIII в. дом расширили и надстроили второй этаж. На сегодняшний день из всех строений того времени сохранился дом, кухонный флигель и въездные ворота. В начале XIX века на территории парка появились беседка, смотровая площадка, художественная изгородь из камня. Рядом с парком был посажен большой сад.
В 1988 году начались восстановительные и реставрационные работы. На основе чертежей, рисунков, дневников, писем и других архивных материалов XIX века, восстановили усадьбу в том виде, в котором она была при Михаиле Веневитинове. В 1994 году в отреставрированном особняке был открыт Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова. В 2005 году перед домом установлен памятник поэту и философу. Автор монумента — воронежский скульптор Максим Дикунов.
В 2010-2013 годах в усадьбе проведена новая масштабная реконструкция. Сейчас Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова — это современный музей европейского уровня, включённый в международный туристический проект «Русская усадьба».
Исторический материал взят с сайта музея, фотографии мои.
Дворянский род Веневитиновых сыграл исторически значимую роль в общественной, культурной и политической жизни России.
Родоначальником по одной версии считается Терентий (Терех) Веневитинов, по другой — Никифор Веневитинов. В начале XVII века они переселились из крепости Венёв, из-под Тулы. Веневитиновы были атаманами боярских детей и жили в Беломестной (Троицкой) слободе у северной границы частокола крепости Воронеж. Воевода крепости за службу платил им денежное жалование и давал земельные участки вблизи Воронежа, а также разрешал заниматься беспошлинной торговлей.
Потомки одного из атаманов Герасим и Лаврентий (1629-1689) также служили в воронежской крепости. Их деятельность была связана с финансированием воинской службы донских казаков и строительством речных судов. В 1740-е гг. казаки вместе с воронежским войском захватили крепость Азов. В истории это событие получило название «Азовское сидение». Одним из отрядов воронежцев командовал Герасим Веневитинов.
Опыт в судостроении пригодился Веневитиновым. Сын Лаврентия Антон (1655-1717) руководил на воронежских верфях постройкой кораблей первого военного флота России и сохранением лесов. Его сын Фаддей Антонович (ок. 1674 — 1747) создал компанию по строительству речных судов, а также занимался суконным делом. Вместе со своим сыном Анкиндином (1709-1747) в конце 1730-х годов он построил усадебный комплекс в селе Новоживотинное.
Сын Анкиндина Фаддеевича Петр (1738 — 1799) участвовал в Семилетней войне, был предводителем губернского дворянства, добился в 1780-е годы внесения Веневитиновых в шестую часть родословной дворянской книги Воронежской губернии, реконструировал усадьбу в Новоживотинном и построил усадьбу в Русской Гвоздёвке.
Его сын, Владимир Петрович Веневитинов (1777—1814), служил в Преображенском полку, принимал участие в Отечественной войне 1812 года. При нём воронежские усадьбы становятся загородными, так как вся семья зимой жила в Москве. Женившись на Анне Оболенской, Владимир Петрович породнил Веневитиновых с Пушкиными.
Старший сын Анны и Владимира Дмитрий (1805-1827) известен как поэт, философ. Он был одним из основателей известного в XIX веке «Общества любомудров». Его именем назван музей — усадьба. Младший сын Алексей (1806-1872) — государственный и общественный деятель России. Алексей Веневитинов принимал участие в разработке крестьянской реформы и в строительстве Храма Христа Спасителя.
Его сын Михаил Веневитинов (1844-1901) — историк, меценат, общественный деятель. Он написал более 100 научных трудов. На посту директора Румянцевского музея и Публичной библиотеки провел их масштабную реконструкцию и значительно пополнил фонды. Михаила Веневитинова дважды избирали губернским предводителем дворянства, на его личные средства строились школы и больницы в Воронежской губернии.
Брат Михаила Владимир (1846-1885) — известный российский дипломат. Старший из его сыновей Алексей (1875-1925) также как и отец стал дипломатом. Алексей Владимирович был последним из Веневитиновых, кто владел воронежскими усадьбами. В 1917 году он с семьёй эмигрировал из России. Его потомки сейчас живут в Великобритании.
Подлинная грамота, рядом расшифровка.
Культурная программа на первый день путешествия завершилась, нужно было подумать и о «хлебе насущном». Через Интернет я нашла в Воронеже магазин, торгующий мёдом, который расположен на Московском проспекте, как раз по дороге к гостинице. Закупив всевозможного мёда по ценам много ниже наших московских, мы отправились на ночлег в гостиницу Дегас Воронеж Центр, которая расположена на улице Пятницкого, д.65а. booking.com/hotel/ru/d3-4ndud-n-ddud3ddegn.html
При входе в отель нас встретил приветливый персонал, на все интересующие нас вопросы был дан исчерпывающий ответ. Уютный чистый номер, очень удобный матрас, отличные подушки и постельное бельё. Очень хорошо выспались перед длительным переездом в Горячий Ключ. Окна во двор, было тихо. Набор косметики, тапочки, халаты. Сейф в номере, кондиционер, комплимент от отеля — минеральная вода. Есть круглосуточный ресторан и бар, быстрое обслуживание, вкусная еда.
Отель расположен на дороге с односторонним движением, поэтому, чтобы после оформления в отеле, припарковаться, нужно объехать ещё раз квартал или нарушить правила дорожного движения. Нет временных мест рядом с въездом на парковку, ставь машину, где хочешь, только не рядом с въездом в подземный паркинг, это очень неудобно. На пандус тоже неудобно подъезжать. Не работает лифт с «минус третьего» этажа парковки отеля, нужно по кругу подниматься и спускаться по проезжей части. Вход-выход через проходную рядом с въездом для машин, что тоже не очень удобно.
Ужинать в ресторане отеля мы не стали, а пошли в кафе, которое расположено слева от входа в гостиницу. Там более приемлемые цены и обстановка не столь пафосная. Неплохо поужинав борщиком, рыбкой с овощами и салатиком, мы заказали один десерт на двоих, чтобы наша намеченная программа похудения не канула насовсем в лету.
После насыщенного дня мы отлично выспались, позавтракали и поехали в Горячий Ключ.
Часть 2. Воронеж — Горячий Ключ
Штраф за превышение скорости — 2.
Где-то в районе 1000-го километра нас остановил сотрудник ДПС.
Вот примерный диалог:
— Сотрудник ДПС такой-то, предъявите документы…
— Да, пожалуйста.
— Вы первый раз едете по трассе М-4?
— Нет, часто езжу.
— Такой путь проехали и не устали или с женой меняетесь в дороге?
— Нет, не менялся и не устал, ночевали в Воронеже.
— Я вам по секрету скажу, что сейчас на трассе ездит технический патруль, и вы нарушили скоростной режим.
— ???
— Вы можете оплатить штраф сразу, и я вычеркну вас из базы нарушений.
— А где документальное подтверждение?
— Патруль работает в тестовом режиме, и я не могу вам показать видео нарушения.
— Но штрафы нужно оплачивать при получении фото- или видеофиксации нарушения.
Видимо, поняв, что мужа на взятку не раскрутить, нас отпустили, сказав, что штрафное письмо получим по почте. Но вымогать деньги на посту — это уж слишком.
Сначала мы не поняли, что это было, просто развод или действительно по трассе ездят «невидимки» и фотографируют нарушителей скоростного режима. Как выяснилось потом, такие патрули ездят и фотографируют, и письма счастья присылают. Сфотографировали нас дважды, сначала на 922 километре, когда ехали из Москвы, потом на 986 километре на обратной дороге (превышение скорости было 4 км/ч). Так что вот такой контроль теперь в Ростовской области.
Въехав в Краснодарский край, мы обратили внимание на очень небольшое количество видеокамер на трассе, что сказывается на манере езды местного населения. Некоторые ездят так, как будто у них одно место намазано скипидаром. Периодически у нас возникала мысль, зачем водитель купил автомобиль? Сразу бы покупал самолёт и летал. Причём, если едешь в левом ряду с разрешённой скоростью, то такие летуны садятся плотно на хвост, пока не съедешь в правую полосу. Кстати некоторые водители из краснодарского региона с такими же скоростями ездят и по дорогам Крыма, а водители полуострова стараются не отставать от краснодарцев, как следствие, много ДТП на дорогах Крыма. Мы, проехав, каких-то 200 км до Севастополя и обратно в Саки, увидели сразу 4 аварии.
После лирического отступления, вернёмся к путешествию.
Два года мы откладывали посещение Горячего Ключа, но в этом году решили, что заедем обязательно. Хотелось посмотреть Дантово Ущелье и Дольмены. К сожалению, дольмены увидеть не получилось.
Затемно мы подъехали к Гостевому дому «Саксония», где решили остановиться на два дня. Находится гостиница на улице Шевченко, д.59.
Выбрали Гостевой дом «Саксония» мы по двум причинам: 1. Близость к достопримечательностям; 2. Хорошие отзывы о гостинице и о хозяйке Гостевого дома. booking.com/hotel/ru/guesthouse-saksonova.html
Накануне нашего приезда хозяйка Гостевого дома прислала нам СМС-сообщение, спросила о наших планах. Мы ответили, что едем, но будем только вечером. Евгения нас встретила, показала, где поставить машину, любезно рассказала, где можно вечером поужинать. В кафе мы ходили только в день приезда, потом готовили на кухне в гостинице. Нам понравился уютный чистый номер с отличным просторным санузлом. Гостевой дом построен основательно, отличная сантехника. В номере есть кресла, большой холодильник, туалетный и чайный столики, кондиционер, большая кровать. Есть общая кухня, набор различной качественной посуды, кулер, электрическая плита с духовкой. Просторный двор со всевозможными удобствами (детская площадка, сад, водяная горка). Есть баня и бассейн с подогревом, место для шашлыка в дальнем углу сада, чтобы дым не мешал постояльцам отеля. Калитка с кодовым замком. Место для парковки автомобилей и все дорожки вымощены плиткой. На территории чистота и порядок.
А ужинать мы отправились в санаторий «Предгорье Кавказа». Шведский стол по цене 450 руб. с человека. Вид столовой аппетита не вызвал, но деваться было некуда, мы итак уже только-только успевали во временной интервал ужина санатория. Еда, как оказалось, тоже не очень. Выручили салатики и фрукты, мясное оставляло желать лучшего. Зато, когда мы вышли из столовой, вокруг сидело и лежало множество котов, кошек и котят, которым, видимо, перепадало достаточно еды от гостей санатория.
Затем мы пошли в гостевой дом, улицы в частном секторе Горячего Ключа освещены небольшим количеством фонарей, поэтому мы сначала пропустили наш поворот. На следующий день мы уже ориентировались намного лучше.
Вспомнила одну поговорку, что «лучше умереть от голода, чем от дурной пищи», и мы решили больше не испытывать свои желудки санаторской едой и стали готовить еду сами. Тем более у нас с собой всегда есть небольшой набор продуктов в автохолодильнике и набор круп, макарон и т.п.
В Горячем Ключе стояла жаркая погода, и мы решили пойти в Дантово ущелье пораньше, чтобы дневную жару переждать в номере с кондиционером.
В соседних дворах периодически погавкивали собаки, но петух в соседнем дворе был со сбитой программой и кукарекал первый раз в 11 часов, а потом в 17 часов, нас такой график устраивал.
По холодку мы пошли осматривать Дантово ущелье, через которое проходит одна из туристических троп Горячего Ключа. Ущелье создано природой и людьми. Необычный памятник природы у подножья Абадзехской горы в Целебном парке. Природа разделила этой узкой стометровой скальной щелью (глубина до 15 метров) горные склоны. Люди в 70-х годах девятнадцатого века вырубили по дну ущелья каменную Дантову лестницу (достаточно крутую для подъёма или спуска с высокими ступенями) и облагородили поляну перед входом. Постепенно за счет разрушения скал под действием местного Ключевого ручья, снега и мороза ущелье стало немного глубже и шире. Дантово ущелье названо в честь итальянского поэта, мыслителя и ученого эпохи Возрождения Данте Алигьери (1265-1321). Ущелье таинственное и загадочное, крутые склоны скальных пород покрыты мхом и паутиной.
За время своего существования стены ущелья стали сплошь покрыты надписями современными и старинными, несмотря на просьбу Русалки, которая умоляет туристов, чтобы они не портили природу.
Хорошо, что было сухо, камни настолько отполированы, что в дождливую погоду, было бы очень скользко передвигаться по ущелью.
Очень похоже на дольмен, но информации мы не нашли.
Затем мы направились к следующей достопримечательности, к скале «Петушок». Очень хороший вид открывался с мостика через реку Псекупс. Один из наиболее известных памятников природы Кавказа. Скалу когда-то называли «Скала Спасения». Расположена на западном склоне Абадзехской горы, на реке Псекупс. Высота около 28 метров.
Скала создана «упорством» реки Псекупс, которая миллионы лет, огибая на своем пути Абадзехскую гору, стесала у нее южный бок. Так родилась почти отвесная скала.
Вершина скалы состоит из шести зубцов (еще один, седьмой, в прошлом веке обвалился ночью в реку) и напоминает петушиный гребень.
Река Псекупс и скала «Петушок».
Вот так растут миндальные орехи.
Затем мы прогулялись по Курортному парку.
Арка — один из главных архитектурных элементов курорта Горячий Ключ, символизирующий гостеприимство. Поэтому и на гербе города-курорта Горячий Ключ отражена арка и изливающийся кувшин как знак целебности природных сил Псекупской долины. Так в 2004 году, при входе в современный курортный парк, возникла новая арка-герб с кувшином и водой, вытекающей из него. Она олицетворяет герб города Горячий Ключ в каменном исполнении с надписью «курорту Горячий Ключ — 140 лет».
В 2009 году, в юбилейный год 145-летия курорта, была воздвигнута входная группа в Горный Целебный парк (триумфальная арка) — красивое архитектурное сооружение в стиле традиционной юбилейной арки. Данный ансамбль установлен рядом с водолечебницей, при входе в зону курортной набережной и Минеральной поляны, которая, несомненно, подчёркивает важность сохранения традиций Горячего Ключа и украшает курортный парк ещё одной достопримечательностью.
Арка в честь 50-летия курорта (со львами).
Памятник архитектуры XX века. Арка была воздвигнута в 1914 году в честь 50-летия курорта Горячий Ключ в Целебном парке (он тогда назывался Санаторным) невдалеке от Питьевой галереи. Высота около пяти метров.
У основания квадратных колонн, объединенных ажурной металлической перемычкой, основываясь на сюжете старинной картины о здешних местах, были изготовлены и установлены на массивных плитах фигуры двух львов. Передними лапами они опираются на поверженных кабанов. По замыслу авторов, это обозначает символическую победу здоровья над болезнями.
На колоннах арки — даты: «1864» и «1914» (до революции вход в парк был именно здесь, позже парк был расширен в сторону центра Горячего Ключа). Изваяния львов, терзающих поверженных вепрей, были воздвигнуты после Великой Отечественной войны.
Живописная площадка в районе Горячего ущелья между Абадзехской и Курортной горой в Целебном парке у входа в Дантово ущелье.
В древности именно здесь находились наиболее обильные природные выходы Псекупских минеральных вод. Рядом с ними люди рыли в земле ямы, заполняли их горячей целебной водой. И лечились, кто как мог.
Потом места эти были благоустроены, воду из источников отвели по трубам минераловода поближе к курорту. У подножия горы построили Иверскую часовню. В центре поляны поставили памятник «живой воде».
На следующее утро мы поехали в Порт Кавказ через Темрюк. Заранее купили электронные билеты на паром до Порта Крым. С электронными билетами проезд получается намного быстрее, знаем по опыту предыдущих двух лет.
До свидания, Горячий Ключ!
Часть 3. Горячий Ключ — Темрюк — Порт Кавказ — Порт Крым - Саки, Крым — Большой Каньон
Поскольку перегон в Крым был не очень большим, мы решили выспаться и не торопясь отправиться в Порт Кавказ.
В Горячем Ключе мы до отвала наелись нектаринами, такими вкусными и спелыми, что даже сейчас у меня слюнки текут, когда о них вспоминаю, глядя на малепусенькие, жёсткие и не очень сладкие нектарины в московском сетевом магазине. Ещё мы покупали грецкие орехи и варенье из инжира. Цены в Краснодарском крае на фрукты ниже, чем в Крыму и в Москве.
Увидев ярмарку фруктов на обочине дороги, мы соблазнились и купили пару арбузов и дыню. Не советую покупать продукты на дороге. Во-первых, сначала назвали одну цену, потом посчитали по более завышенной, сказав, что ценник висит на коробке, во-вторых, дыней мы немного траванулись, хорошо, что съели только по два ломтика…, в-третьих, продавец был настроен недружелюбно. Советую покупать продукцию на рынках в населённых пунктах.
Чем ближе мы подъезжали к Темрюку, тем становилось всё холоднее и облачнее. Когда мы остановились, чтобы пройтись по музею «Военная горка», пришлось доставать куртки.
В 2013 году, музею «Военная горка» исполнилось 30 лет. seaportal.ru/temruk-voennaya-gorka
Военная горка — это уникальный музей военной техники под открытым небом, который располагается по обе стороны трассы (ул. Калинина), идущей через город Темрюк. В экспозиции музея собранно большое количество военной техники времён Великой Отечественной Войны и техники более позднего времени. Все экспонаты подлинные.
В музее можно посмотреть на технику всех родов войск: сухопутных (танки пушки, бронетранспортёры, автомобили), воздушных (истребители, вертолёты, транспортники), морских (торпедный катер, мины, торпеды, глубинные бомбы), железнодорожных (паровоз и вагоны). Так же широко представлена артиллерия и средства противовоздушной обороны (ПВО).
В центре экспозиции установлен памятник, танк Т-134 на постаменте, посвящённый освобождению города Темрюка от фашистских захватчиков, и великому подвигу нашего народа.
Обязательно сходите в музей, когда будете проезжать через Темрюк.
Ну а мы продолжили путь дальше. Заехали в ближайший магазин и купили хлеба: батон и две буханки белого хлеба. В Краснодарском крае пекут очень вкусный хлеб, половину мягкой ароматной буханки мы съели, практически только отъехав от магазина, а остальную половину уже с колбаской, когда ждали погрузку на паром.
Хоть уже и был конец августа, а очередь на паром была большая, но нам был везде зелёный свет, потому что с электронным билетом очереди практически нет. Когда мы зарегистрировались на КПП, нам дали листовку, где был нарисован путь к причалу №8, чтобы мы не стояли в очереди. Подъехали к причалу, хотели погулять, но на улице было всего 18 градусов, достали опять куртки. Немного штормило, набежали тучки, что немного помешало съёмке Керченского пролива и нового моста, как раз накануне в новостях сообщили, что установлен арочный пролёт для прохождения судов.
Минут через пятнадцать мы быстро загрузились на паром и вышли в море. Фотографии из-за качки получились не очень, но зато заснято историческое событие.
Пришли в Порт Крым, насчёт качества дорог в 2017 году, информации не нашла, но мы были приятно удивлены, что отремонтировали транзитную трассу через Керчь и шоссе до Симферополя, ямочный ремонт километров 30 между Симферополем и Саками. Затем опять хорошее покрытие. На выезде из Керчи и вдоль всей трассы ведутся масштабные работы по постройке нового скоростного шоссе.
Приехали в Саки, где нас уже ждала Ирина, хозяйка квартиры, в которой мы останавливаемся уже 17 лет. Нас как постоянных клиентов ждал роскошный ужин и уже приготовленная еда на ближайшие два дня. Основной бизнес у Ирины в Евпатории. Забронировать номер можно по тел. +79787034840. Поскольку эта квартира не для постоянной сдачи туристам, то фотографии я не размещаю.
Посидели, поговорили «за жизнь» и отдыхать, потому что планов было громадьё.
На следующий день мы узнали, что в Большом Каньоне сухо и экскурсии проводятся, решено, едем путешествовать, но только без экскурсионной группы, а самостоятельно.
Дороги из Сак к Большому Каньону в основном уже хорошие, есть участки с ямочным ремонтом,
километров семь до Каньона — узкий серпантин с колдобинами и ямами (участок дороги Т-0117). Проехать по этой дороге можно только в летнее время, в межсезонье дорога закрыта для автомобилей. Дорога проложена ещё в 19-м веке и значилась как просёлочная дорога из Бахчисарая в Ялтинский уезд. Таковой она осталась и по сей день. Строительство современного шоссе и моста через реку Чёрную было начато в 1926 году и закончено в 1929, строили на совесть, но прошло уже почти сто лет, пора бы новое покрытие сделать.
Очень хорошо, что мы поехали рано утром, припарковали машину в самом удачном месте. Когда вышли из каньона, машины стояли в самых затейливых местах, как они там умещались, вообще было непонятно, с одной стороны отвесная стена, с другой стороны отвесный обрыв. Разъехаться двум машинам сложно, иногда казалось, что колёса с правой стороны висели в воздухе, но мы благополучно проехали этот отрезок пути.
Когда мы припарковали машину, девушки, которые торгуют возле каньона всякой вкуснятиной и травами, рассказали и показали на карте, как нам пройти к «Ванне Молодости», получалось полтора километра по козьим тропам. Мы поблагодарили девушек и с оптимизмом двинули в путь.
Красным цветом обозначена тропа в ущелье.
Касса теперь не работает, но её оставили на память.
Большой Каньон сформировался в верхнеюрских массивных (неслоистых) известняках под действием водной эрозии около 1,5-2 миллионов лет назад на месте тектонической трещины. Находится в Крымских горах в 5 км на юго-восток от с. Соколиного Бахчисарайского района Республики Крым. Является северо-восточной границей Ай-Петринского массива, массива г. Бойка. Глубина каньона превышает 320 м, длина 3,5 км, ширина в некоторых местах не превышает 3 м. Абсолютная высота ложа каньона около 500-600 м.
Весенние паводки разбрасывают камни по ущелью в хаотичном порядке, некоторые тропинки протаптываются заново, вода наичистейшая и очень холодная, потому что вытекает из горных родников. Есть камни, которые отполированы так, что по ним очень скользко ходить, если попадала на подошвы кроссовок вода.
Подошли к Голубому озеру.
Теперь мы добрались с вами до места моего купания в водах источника Пания, вода +6 градусов по Цельсию. Почему не в «Ванне Молодости»? А потому, что, когда мы пришли к «Ванне Молодости», там плескалось уже столько народа, что не было никакого желания заходить в этот маленький водоём. Поэтому я решилась занырнуть в источник Пания, а муж в такую холодную воду зайти не решился. Ощущения были незабываемые. Поскольку вход в воду по острым камням, то идти пришлось медленно, вода сковала ступни. Я боялась, чтобы ноги не свела судорога, но опасения были напрасны. Поскольку источник неглубокий, то плечи и руки просто облила водой из источника. Когда вышла из воды, то кожа была красная, как после мороза. Но ощущения были приятные. Вот так прошёл мой первый опыт купания в ледяной воде.
Вода до того прозрачная и красивая, что сил отказаться от купания не было.
Опять в путь.
Сфотографировали и в обратный путь. Народу становилось всё больше, и мы были довольны собой, что не поленились приехать в Каньон пораньше, чтобы насладиться дикостью природы.
А вверху над Каньоном есть подвесной мостик, проход по нему со страховкой, поэтому платный.
Вход на подвесной мостик. Проход по нему не для слабонервных. При нас девушка, когда вышла на твёрдую землю, чуть не упала в обморок. Мы решили, что нам по мостику идти совсем не обязательно… Помните, как сказал герой Юрия Никулина: «Я не трус, но я… боюсь!»
Ущелье нам очень понравилось, устали, конечно, сильно, но пара банок варенья из зелёных грецких орехов, купленных у девушек, про которых я писала ранее, подправили нам настроение, и мы поехали отдыхать. Предстоял путь в Долину Привидений.
Продолжение следует…