|
Тольятти—Саратов—Волгоград—Ростов-на-Дону—Старолеушковская—Голубицкая (Анапа, Темрюк, Новороссийск, Абрау-Дюрсо, Тамань) и обратно.
Рад приветствовать всех, кто заинтересовался моим отчетом. Да не покажутся мои слова приевшимися, но на Нобелевскую премию в области литературы и фотоискусства не претендую, поэтому прошу строго не судить. В оригинале фотографии смотрятся лучше, но при уменьшении объема непонятным образом меняют цветопередачу, добавляя в снимки красный цвет, а может, просто у меня руки кривые. Рассказ может получиться немного длинным, поэтому наберитесь терпения. В отчете я постараюсь описать те места, где пришлось побывать, передать ощущения от увиденного своими глазами, изложить впечатления обо всем, что с нами было.
Часть I. Вступительная
Планы на поездку в сторону тёплого моря начали формироваться примерно за год. В июле 2013 года исполнилось ровно 15 лет с момента создания нашей дружной и крепкой семьи, в связи с чем решено было посвятить наш автопробег и отдых в южных краях.
Весёлую компанию нам должны были составить наши друзья — семейная пара с сыном и сестра жены с мужем и двумя детьми. Бурные обсуждения не раз заставляли задуматься, куда больше всего мы хотим съездить. Обсуждались такие прекрасные места, как Абхазия, Крым, Белгород-Днестровский, Одесса, Анапа и т.д. Однако мы предполагаем, а Бог располагает. Друзья не смогли поехать по причине смены работы главой семейства и отсутствию у него отпуска в нужное время. Сестра жены неожиданно объявила, что ждет третьего ребенка, поэтому решено было не рисковать ее здоровьем в дальних поездках. Итог, едем одни. Вопрос остался: куда едем? На семейном совете решили, что жена напишет заявление на работе, и, если повезет, выделят путёвки от предприятия. В апреле путевки были выкуплены. Путь держим в славную станицу Голубицкая, пансионат «Лада», начало заезда 29.06.2013. Путевок всего три: на жену, сына и дочь, я еду «БОМЖом» и по приезду в пансионат буду решать вопрос о пребывании вместе с семьей.
Хочу отметить интересное совпадение. Поскольку друг поехать с семьей не смог, он купил путевки жене и сыну в Голубицкую, заезд с 29 июня. Когда мы это выяснили, были откровенно удивлены, что, не сговариваясь, едем хоть и не полным составом и разным транспортом, но в одно место и в одно время. Забегая вперед скажу, что с супругой друга мы встретились в магазине в первый же день заезда, опять-таки, не договариваясь о встрече заранее.
Поскольку место отдыха было определено, я усердно начал шерстить бескрайние просторы интернета в поисках информации о пути следования. Узнавал у знакомых и коллег, где легче и лучше дорога, где можно переночевать в пути и т.д. Из всех возможных вариантов решено ехать традиционной дорогой на Волгоград, далее на Ростов и Краснодар.
Если у супруги с датой начала отпуска вопросов не возникло, то у меня были определенные трудности, которые в итоге были благополучно решены.
Экипаж:
Электронные помощники:
Часть II. Город Тольятти—станица Старолеушковская, или К тёще на блины
Чтобы успеть к началу заезда, выезд из дома наметили на 27 июня. Пока жена окончательно пакует вещи, я раздаю последние ЦУ на работе и, пожелав коллегам удачных трудовых будней, с обеда ухожу (пока писал отчет, пришло «письмо счастья» на 100 руб. за превышение скорости, случилось это, когда с работы летел домой за семьей). Сложив все нужные вещи в багажник, заезжаем по пути в магазин за минералкой и печеньками. Родной город покидаем в 15:20, на одометре отмечаем текущий пробег 27 082 км. Солнечная погода неожиданно меняется на пасмурную, местами начинает моросить дождь. На Обводном шоссе попадаем в сильный ливень. Дождь в дорогу — это же классно! Хорошая примета. С Обводного шоссе уходим на федеральную трассу М-5, немного постояв в пробках у Жигулевской ГЭС, в сам Жигулевск въехали в 16:20.
Новые Lada Kalina отправились к покупателям.
Жигулевские горы, вид с плотины.
Вплоть до Сызрани идет масштабная реконструкция дорожного полотна. Пробка из грузовиков, разнокалиберных автобусов и легковых автомобилей растянулась километров на пять. К тому времени дождь закончился, выглянуло солнце, что усугубило пребывание в пробке на жаре. Устав стоять и вдыхать ароматы дизелей, вслед за другими легковушками и внедорожниками пробиваюсь к окончанию затора по обочине. Вот и выяснили причину массового скопления транспорта на М-5: ДТП, фура, ехавшая в левом ряду, притерла правой стороной «четырнадцатую», плюс работает дорожная техника.
Миновав три поворота на Сызрань, поворачиваю на четвертом, и ухожу на Саратов (трасса Р-228).
После участка трассы М-5, дорога Сызрань—Саратов показалась чем-то хорошим и не из этой жизни. Р-228 уходит влево, затем вправо, верх, вниз, при этом оставаясь абсолютно свободной и достаточно ровной, местами с участками недавно уложенного нового асфальта, позволяла держать крейсерскую скорость в районе 110км/час.
Трасса Р-228, вид на Саратовское водохранилище.
Широкий Буерак проехали в 19:50, поселок Сенной миновали в 20:25. На ужин решили присмотреть одно из многочисленных кафе в деревне Садовка. Наш взгляд упал на кафе «Каспий». Сомнения в надежности строения этого кафе у меня возникли сразу, как только зашли внутрь. Проезжавшие по трассе большегрузы создавали впечатления небольшого локального землетрясения. Стены, столы и все, что находилось в кафе, начинало вибрировать и громыхать, как только мимо проезжал грузовик. Официантка нас успокоила, мол, кафе работает не первый год, пока никого не придавило. Основательно подкрепившись лагманом, картошкой-пюре с мясом, запив кофе, двинулись дальше.
Кафе «Каспий» в деревне Садовка.
После плотного ужина, наших детей сморил Морфей. К позднему вечеру ехать стало гораздо приятнее, ряды немногочисленных автомобилей стали еще меньше. Свежий прохладный воздух, скорость и дорога манили страстью приключений. Отрезвил меня и вернул в реальность участок ужасной дороги возле Елшанки. Колдобины и буераки, скорость не более 20 км/час. Ближе к Саратову ситуация поменялась в корне. Трасса вновь стала хорошего качества. Примерно за 20 километров до областной столицы первый раз заехал покормить своего железного коня бензином АИ-92, производства «Лукойл». На Саратовскую объездную дорогу въехали в 22:45. Саратов приветливо подмигивал нам вечерними огнями, а мы мчались на юг к теплому и ласковому морю. В Камышин прибыли ровно в час пополуночи. Следующую десятиминутную остановку на разминку сделали в населенном пункте Оленье. Несмотря на глубокую ночь, придорожная торговля была в самом разгаре. Остались позади Дубовка и Ерзовка. Город-герой Волгоград предстал перед нами пустыми улицами в 3:30 ночи. Горожане еще спали, рабочий день не начался, поэтому довольно быстро проехали город, выехав на трассу М-21.
Детвора мирно посапывала, супруга, изредка просыпаясь, интересовалась, почему я не останавливаюсь и не сплю. Ответ мой был достаточно прост и лаконичен: «Пока не хочу, буду ехать, пока едется. Как только захочу, сразу остановлюсь». Следующим относительно крупным населенным пунктом, который встретился на нашем пути, был Новый Рогачик (интересное и забавное название). До сих пор так и не понял, как называть жителей столь славного городка? Новые рогачики? Новые рогатки (по отношению к женщинам)? Местных жителей прошу не обижаться.
В 5:30 утра проехали Калач-на-Дону. Тут меня в первый раз потянуло в сон. Присмотрев крупную парковку, на которой стройными рядами стояли фуры дальнобоев, остановился и я. Поворочавшись с полчаса, послушав гул рефрижераторов грузовиков сети «Магнит», так и не уснул. Вышел из машины, размялся, позавтракал содержимым баночки «Adrenalin rush» и поехал дальше. Хватило меня ровно на 100 км пути, после чего завернул в ближайшую лесополосу, заглушил двигатель и вырубился мертвецким сном. Дальше все было как в сериале «Семнадцать мгновений весны». Штирлиц спал, но знал, что ровно через двадцать минут он проснется бодрым и полным сил. В моем случае двадцать минут обернулись тридцатью. В остальном голос за кадром был прав, я проснулся бодрым и полным сил.
Хочется отметить, что трасса М-21 довольно прямая с большими участками только что уложенного асфальта. Разметка отсутствует, но это ничуть не мешает получать удовольствие от езды. Удовольствие мне обломали суровые полицейские на въезде в Морозовск. Наслушавшись от друзей и знакомых, а также начитавшись в интернете о том, что в Ростовской области работники ДПС гораздо суровей их коллег из Челябинска, приготовился к худшему. Остановивший меня инспектор, на удивление, вежливо попросил пройти на пост. Открыв входную дверь, передо мной предстал коридор и еще несколько дверей по разные стороны. Сунулся в открытую дверь слева, грозный страж порядка сразу командным голосом сообщил, что мне необходимо в дверь справа. Что же, сказано — сделано. За соседней дверью сидел шарообразного типа инспектор, который развернул монитор в мою сторону и, не интересуясь моим здоровьем и наличием необходимых документов, спросил:
И:— Автомобиль ваш?
Я: — Мой!
И: — На таком то километре трассы М-21 Вы превысили скорость! Вот, посмотрите.
Я: — Ну что, бывает, особенно когда пройдено 1000км., а до цели всего-то 400, да и трасса пустая и ровная.
И: — Куда путь держите?
Я: — К тёще, детей везу, она под Красноаром в станице живет.
И: — Понятно. К тёще на блины значит?
Я: — Именно так и есть. На блины. К тёще. За 1400 км.
И: — 500 рублей устроит?
Я: — А сколько там по гос. тарифу? Напомните?
И: — (полистав справочник по штрафам) — 1500.
Я: — Устроит.
Вынул из портмоне пятисотку, вручил инспектору и откланялся. Вдогонку слышу: «Смотрите аккуратней. У нас по области очень много камер с радарами установлено. Удачной дороги».
Как ни печально, но инспектор оказался прав. Попал я под бдительное око радара на участке, где ремонт дороги закончили, дорожной техники уже не было, но временные знаки ограничения еще не убрали. Также инспектор оказался прав и насчет множества камер и радаров. Такого их количества на единицу пути, я не встречал ни до, ни после.
В 9:00 утра 28 июня, не доезжая пары десятков километров до пересечения М-21 с трассой М-4 «Дон», заехали на АЗС, неизвестного доселе бренда, залил бензина на 500 рублей. При АЗС позавтракали в кафе. Жена и сонные дети взяли по порции вареников с творогом и кофе, я картофельное пюре с котлетой. Вареники оказались вкусными и очень большими, пюре было, горячим и источало запах «Ролтона», на вкус оказался действительно «Ролтон», котлета на удивление попалась вкусная. Оставив в кафе 400 рублей, поехали дальше.
Выехав с М-21 по развязке на М-4, в полной мере пришло ощущение, что наш путь лежит на юг. Автомобилей значительно прибавилось и стало напоминать броуновское движение, дорога стала значительно шире, а навигатор постоянно предупреждал о стационарных камерах и радарах: «Приготовьтесь, через столько-то метров контроль скорости, столько-то километров в час».
Перед Ростовом попали в хорошую пробку. Ремонт дороги, олимпиада не за горами. Движение стало невыносимым. Только тронешься, через пару метров опять стоп. Хватило меня минут на двадцать. Старт-стоп и жара +38 сделали свое дело, меня жутко потянуло в сон. Видимо, получаса отдыха за 28 часов без сна маловато. Сворачиваю на обочину и предлагаю супруге на время занять место главного пилота нашего болида. Она соглашается, но сразу возникает вопрос, как выбраться с обочины на трассу, если фуры и другие автомобили стоят плотным потоком (не доводилось ей еще побывать в такой ситуации). Провел ликбез, и мы поехали, если можно так выразиться дальше. Через некоторое время стояния без движения, глядя на все «безобразие», творимое легковушками, проезжающими справа от нас по обочине, и завидуя им, что они все же едут, я принял ответственное решение. Хватит завидовать и вариться на жаре, очередной раз, вдыхая ароматы, вылетающие из чадящих дизелей большегрузов. Командую жене сворачивать на обочину и пылить вместе со всеми, а дальше, как масть ляжет. Масть легла как нужно и через несколько минут мы вырвались из западни на трассу. Вы, конечно, можете меня осуждать, мол, ПДД нужно соблюдать, а не ездить по обочинам. Я с вами соглашусь, но в данной ситуации, здоровье моих детей превыше всех ПДД вместе взятых.
Полдень радостно встретили, пересекая границу Ростовской области и Краснодарского края. М-4 отличного качества. Местами идет ремонт и расширение дороги. Вместо обычных поворотов и ответвлений, строятся двухуровневые развязки.
Трасса М-4 «Дон» в Краснодарском крае, на полях кукуруза…
Вот и навигатор выдал долгожданные слова: «Приготовьтесь, через пятьсот метров поверните налево». Действительно, станица Старолеушковская располагается слева от трассы, если следовать на юг. Хм… Поворота налево нет, я пролетаю несколько сотен метров в надежде увидеть поворот, но вместо него сплошной забор, разделяющий направления движения. Останавливаемся, звоним тестю, так, мол, и так, куда ехать черт разберешь. Оказывается, что карты лета 2012 года в навигаторе ничего общего не имеют с действительностью лета 2013 года. Вместо поворота успели построить мост, нужно было уходить направо на развязку. Пятиться задом навстречу потоку было бы неправильно, посему двигаемся на малом ходу в сторону Краснодара и про себя надеемся, что разворот-таки будет. Не до Краснодара же пылить 130 километров, чтобы развернуться. В итоге, замечаю дыру в разделительном заграждении и рядом знак «Разворот запрещен». Да простят меня великодушные инспектора ДПС Краснодарского края, другого выбора у меня просто не было. Уличив момент, когда попутные и встречные машины отсутствовали, разворачиваюсь.
Через несколько минут мы на родине жены — в станице Старолеушковская. Только вот еще задача, куда ехать — супруга не помнит, а я вообще не знаю. До этого дня приезжали к родственникам на поезде. Пока любимая звонит отцу, я залетаю в магазин, покупаю себе бутылочку холодного местного пива, детям мороженое. Выхожу из магазина, вот и тесть, время на часах 13:30. Дома встречает тёща, с блинами, честное слово, все получилось так, как я и сказал инспектору ДПС.
После обеда и тёщиных блинов я вырубился, как говорится, без задних лап. Детвора бесилась во дворе, жена общалась с родителями. Вечером поужинали шашлычком, вдоволь наговорившись, легли спать и приближать долгожданную встречу с морем, ведь во сне время летит гораздо быстрее.
Как итог первой части нашего автопробега, можно отметить следующее:
Часть III. Станица Старолеушковская—станица Голубицкая, или Здравствуй, море
В 7:40 утра 29 июня, позавтракали, закинули вещи в машину и выехали от родителей. Как и на многих участках М-4, до Краснодара идет полномасштабный ремонт дороги. В краевую столицу приехали в 9:25. Чуть задев город, вышли на трассу, ведущую к морю. Славянск-на-Кубани прошли в 11:00, в Темрюке были в 13:20.
Первая встреча с Азовским морем, произошла в Темрюке. Детвора, увидев из окна голубые просторы, радостно завизжала и потребовала сделать остановку, чтобы искупаться. Понимая все детское нетерпение, пришлось отказать, мотивируя тем, что до места осталось километров пятнадцать, а там…, а там целых 12 дней курортного отдыха.
В станице Голубицкая мы были в 13:45. Навигатор упрямо нас заводил в какие-то местные курмыши, хотя адрес пансионата был в него забит с путевок. Не без помощи местных жителей мы нашли нужное место, и пошли оформляться к администратору. Нам определили домик №20, за себя пришлось доплатить 6 800 руб. за проживание. Дополнительное питание на меня оформлять не стали, т.к. от побывавших здесь знакомых, наслышаны о хорошей кормёжке. За охраняемую стоянку заплатили 600 руб. за все время, стоянка не ограничена по времени заезда и выезда, в любое время дня и ночи можно пользоваться своим автомобилем.
Сразу бросилась в глаза ухоженность территории пансионата. Клумбы с различными цветами, кустами и деревьями, подстриженные газоны, очень много роз различных оттенков и размеров.
Путевки класса «люкс по-русски» предусматривали проживание в отдельном коттедже, в котором имелось две комнаты, в каждой из которых был телевизор. Кухня с холодильником, столом, чайником, шкафом и полным комплектом посуды, начиная от вилок и тарелок, заканчивая фужерами и рюмками. Санузел, кондиционер, гладильная доска с утюгом, фен и т.д. Одним словом, есть все для комфортного проживания и отдыха. Не хватало разве что стиральной машины, но это я уже вредничаю.
Одна из комнат, т.н. гостиная.
Будучи в пансионате, заметили одну особенность. После ливня к нам в коттедж заползали по несколько штук странных насекомых. Ног много, бегают по стенам очень быстро. Может быть кто в курсе, что это за живность?
В первый же час, после обеда и обоснования в домике, пошли опробовать море. До него совсем близко, метров 200, стоит только выйти из ворот пансионата, обойти продавцов сувениров и по дорожке мимо двух автокемпингов попадаешь на пляж. Пляж очень понравился, мелкий ракушечник приятно щекочет пятки, не впивается в ступни и не нагревается на солнце так, как камни. Температура воды в море, судя по градуснику в пансионате +26, по факту нам показалось гораздо больше. Как говорит мой отец, вода такая, что плывешь и потеешь.
Следующий день посветили морю и солнцу, ленились и бродили по станице. Вечером пошли в парк аттракционов. Дочь излазила все батуты, качели и карусели, мы с сыном постреляли в тире, покидали дротики по воздушным шарам и прокатились на колесе обозрения, откуда открывается великолепный вид на станицу и Азовское море.
Станица Голубицкая, с высоты полета местных чаек.
Чайки в отличие от нас, любуются морем круглый год.
Дочь на горке-батуте, мы с сыном на чертовом колесе.
На второй день нашего отдыха, после ужина, администрация устроила концерт, на котором выступал хореографический ансамбль «Юность Тамани». Ведущая проводила различные конкурсы, в одном из которых поучаствовал и я с женой. Конкурс был про казаков, и черт меня дернул что-то ляпнуть, как тут же был выведен в центр площадки, да и супруга — кубанская казачка, не заставила себя долго ждать.
Соперник повержен, мы первые натянули на себя часть костюмов казаков.
Часть IV — станица Голубицкая—город-курорт Анапа
В понедельник 1 июля, на семейном совете решили съездить на экскурсию в город-курорт Анапа, до которого немногим меньше 60 км. В Анапе я был до сего дня дважды — в 1982 и 1990 годах. Из Голубицкой отправились сразу после завтрака, запланировав к ужину вернуться обратно.
В моих воспоминаниях, Анапа была провинциальным, тихим, зеленым и уютным приморским городком. Супруга и дети в Анапе еще не были. Каково же было мое разочарование от увиденного. За 23 года много что изменилось. Вместо частного сектора, выросли 2-3 этажные частные гостиницы, количество личного транспорта, как местных жителей, так и отдыхающих, создавали жуткие неудобства, пробки на каждом метре каждой улицы.
На въезде в Анапу пришлось изрядно потолкаться.
Пасмурная погода и кратковременный дождик, с одной стороны облегчили передвижение по городу на авто, с другой, создала небольшие неудобства пешим прогулкам.
Плотное движение на узких улочках Анапы.
Вот такие «дворцы» выросли на месте частных домиков.
Нашей целью, естественно, было купание в Черном море, посещение «Русских ворот» — остатка турецкой крепости, осмотр местных достопримечательностей и покупка сувениров.
Движение по Анапе часто одностороннее, предупреждающие знаки висят везде.
Подъезд к морю пришлось искать долго. Забив в навигаторе точку, от которой до моря рукой подать, несколько раз натыкались на шлагбаумы (частная территория). На песчаный пляж не попали, в итоге пришлось расположиться на каменистой части побережья. Не успели присесть на шезлонг, как тут же, объявился сборщик денег и потребовал 100 рублей за размещение.
На набережной «Высокого пляжа».
Шторм поднял со дна водоросли, море действительно было черным по цвету и… немного вонючим. Танюшка купаться не решилась, лишь помочила ножки, а мы с детворой, хоть было довольно прохладно, занырнули в воду.
Пока с детьми плескались на волнах, любимую жену чуть не украли местные джигиты, когда она пошла в магазинчик за минералкой. С тех пор жену одну никуда не отпускал. Только под присмотром.
После принятия морских ванн поднялись с пляжа наверх. Под мелким дождиком прошлись по рядам торговцев сувенирами, купили себе, родителям и детям всяких безделушек и поехали к «Русским воротам». Ворота нашлись быстро, однако, как и везде в Анапе, пришлось искать свободное место для швартовки. Почему именно решили посмотреть на ворота? С детства это сооружение мне врезалось в память, есть даже фото, где я в возрасте своей дочери, сижу верхом на одной из пушек. Очень захотелось показать своим детям это место, заодно сфотографироваться, так сказать — преемственность поколений.
Вот и та самая пушка, только на ней верхом не я, а дочь и сын.
Было непреодолимое желание забраться на пушку верхом, но пришлось себя сдерживать изо всех сил. Подумал, что со стороны, будет казаться нелепым, когда большой «бегемот» оседлает пушку.
После небольшой фотосессии, пошли от ворот вниз к морю. Слева от нас располагались многочисленные кафе. Время шло к обеду, и мы купились на приглашение девушки официантки перекусить в кафе «Лесное».
Кафе «Лесное», в ожидании обеда.
Внешний вид произвел приятное впечатление, все сделано из дерева, аккуратно и со вкусом. Однако обслуживание и обед вызвали горькое разочарование. Во-первых, цены. Такой наглой ценовой политики я не встречал нигде. Оформили почти стандартный заказ: четыре порции лагмана, один салат Цезарь и чашку кофе. Все перечисленное потянуло на 900 руб. без нескольких копеек. Во-вторых, удивил порядок подачи блюд. Сначала принесли кофе. Непонятно, то ли его нужно сначала выпить горячим и ждать лагман, то ли сначала ждать лагман, потом запить его остывшим кофе. Принесли салат, забегая чуть вперед скажу, что он оказался единственным блюдом, которое не оставило негатива от посещения сего заведения общепита. Лагман подали чуть теплым и на вкус…, одним словом самый вкусный лагман мы ели только в Казани. Поднимать шум не стали, обошлись без скандалов, решили не портить себе отдых, поставив в голове заметку, что в данное заведение мы больше ни ногой, да и всем расскажем, чтобы туда не совались. Так что, друзья, принимайте к сведению.
После так называемого обеда, продолжили пешую экскурсию по городу. Прошлись до площади, посетили мини-зоопарк, в котором птичек и зверюшек можно было покормить с руки, чем дочь непременно воспользовалась. Кстати, скорее всего, мы бы прошли мимо зоопарка, если бы не громкий завлекающий туристов крик попугая ара.
Гордость у попугая как крылом снесло, как только увидел семечки.
Из круиза в Анапу, как и планировали, вернулись к ужину.
Часть V. Станица Голубицкая и ее окрестности
Следующий день, лёжа на пляже и купаясь в теплом Азовском море, рассуждали, куда стоит отправиться еще, где и что нам интересно будет посмотреть. Остановились на том, что не все достопримечательности обследованы нами в станице. Манила идея попасть в питомник крокодилов и на ферму бабочек, найти грязевое озеро и искупаться в нем.
Ферма бабочек оказалась в трёх километрах от нашего пансионата. Фермой это назвать сложно, скорее это помещение — комната, размером примерно 4 на 8 метров, в которой свободно летают и ползают, а также рождаются и умирают бабочки. Зрелище, особенно для детей, отличное. Насекомые не пуганые, спокойно садятся на любую часть тела или одежду.
Самая наглая бабочка, приземлилась мне на глаз и не хотела улетать.
Ферма крокодилов, располагается напротив фермы бабочек. Входные билеты для взрослых стоили 500 руб., для детей 400 руб. Решили, что я и Таня оставим прекрасных рептилий без своего внимания, отправили на экскурсию детей с фотоаппаратом. Любезно сделанное предложение кассира купить корма и получить удовольствие от кормёжки крокодилов, пришлось отклонить, поскольку названная сумма крокодилового удовольствия приравнивалась к половине ведра отменных шашлыков. Одним словом, другая рептилия, она же жаба, нас задушила окончательно.
Кровожадные хищники всех мастей и размеров.
Гламурная розовая козочка, живет рядом с хищниками.
Кроме крокодилов, есть вольер и с черепахами.
Есть и такие, немалых размеров рептилии.
Детвора осталась довольной от знакомства с крокодилами и черепахами. Свои впечатления тараторили наперебой.
Вечером по плану — посещение детских аттракционов, качелей и каруселей, составление плана активного отдыха на предстоящий день.
Однажды вечером, к нам в гости пришла местная кошечка. Мы ее накормили, с тех пор, каждый вечер она приходила к нам на ужин в определенное время. Сначала приходила одна, через несколько дней привела своего ухажера, а еще через несколько — второго ухажера.
Часть VI. Станица Голубицкая—город Темрюк
Начитавшись на Drom.ru отчетов о поездке в сторону Темрюка, было решено в четверг четвертого числа, посетить музей военной техники «Военная горка». Благо от Голубицкой до Темрюка десять минут езды. Музей по навигатору нашли быстро, удивила цена за входной билет — 50 руб. В то же время никакой охраны на входе в музей нет, покупка билетов возлагается на совесть туристов.
«Военная горка» мне напомнила технический музей ОАО «АВТОВАЗ», но в отличие от тольяттинского собрата, темрюкский не обладает таким количеством экспонатов, здесь их гораздо меньше. Автомобили, самолеты и танки, находятся в не очень приглядном состоянии, территория не ухожена, экспонаты расставлены друг от друга на большом расстоянии и хаотично. Одним словом, галочку о посещении поставили, сфотографировались, но честно говоря, не впечатлило, хотя детям понравилось.
Вдоволь нагулявшись по музею, поехали обратно. Вечером стандартная схема: ужин и пляж, а также построение планов на следующий день.
Часть VII. Cтаница Голубицкая—поселок Чушка—Порт Кавказ
Быть на Тамани и не посетить место, где сливаются Азовское и Черное море, себя не уважать. Этой идеей я заразил всю семью. Пятого июля, после обеда решили махнуть на косу Чушка (ударение на последний слог). Уточнив у аборигенов примерный маршрут следования, и получив предупреждение, что на въезде в поселок Ильич имеется пост ДПС, двинулись в путь.
Расстояние в 55 км проехали примерно за час, попутно любуясь разнокалиберными гостевыми домами и авто кемпингами, виноградниками, расположившимися по обе стороны трассы.
Вот такие встречаются замки для отдыхающих.
Подъезжая в поселку Ильич, как и полагается, сбросил скорость и медленно прополз через пост ДПС, с целью найти место для остановки и уточнения у стражей дорожного порядка дальнейшего маршрута. Каково же было мое удивление, когда страшный лейтенант попросил припарковать машинку справа и подойти на пост. Пока старлей разбирался с водителем туристического автобуса, я, постояв и размявшись, подошел к его коллеге с вопросом, куда ехать дальше. Благодушие инспектора позволило выяснить, что ехать нужно все время прямо по главной, затем как закончится асфальт, начнется заброшенная деревня и грунтовая дорога, а там уж, насколько хватит проходимости автомобиля.
Черт меня дернул задать вопрос, по поводу моей остановки его коллегой, как тут же явился сам возбудитель спокойствия и предъявил мне претензию, что я такой-то сякой, не остановился перед знаком «СТОП-Контроль!», и с меня полагается пожертвование в фонд полицейских инспекторов дорожного регулирования Краснодарского края. Осознавая свою вину и покаявшись, пошел к рядом стоящему столу, сделать в КоАПП’е закладки из разноцветных купюр. Поскольку количество этих самых купюр было не оговорено, я наивно посчитал, что достаточное их количество равняется 300 рублям, нашедшихся в моем портмоне. Проверив содержимое КоАПП, инспектор не согласился с суммой и сказал, что этого мало. Тогда я показал из портмоне купюру достоинством 5 000 руб. и возразил, что это слишком много. Инспектор расцвел в улыбке и убедил, что сдачу он непременно найдет. Спорить с ним не стал, однако сдачу ждал минут 15-20. Видимо, выворачивали карманы всем отделением, в поисках сдачи. Итого пожертвования составили 500 руб.
Завидую парапланеристам, но сам «…что то я очкую».
Доехали до конца асфальтированного участка дороги, увидели промзону и поднятый шлагбаум. Дорога действительно забытая властями и Богом. Через несколько сот метров перед нами открылась унылая картина. Поселок Чушка заброшен, дома развалены. Большая часть жителей покинула посёлок из-за неблагоприятной экологической обстановки, сложившейся после открытия в порту «Кавказ» грузовых терминалов, занимающихся открытой перевалкой химических веществ и удобрений.
На косу поехали после хорошего дождя, поэтому преодолев примерно 1/3 заброшенного поселка, дальше ехать не решились. Глубокие лужи и ракушечник — не лучшее место для прогулок на легковом авто.
Немного опечалившись, что до конца косы нам проехать не суждено, махнули на все рукой и поехали смотреть Порт Кавказ. Надо признаться, что, не принимая в расчет все промышленные и химические составляющие данного места, вид на Керченский пролив и восточный берег Крыма открывается шикарный. Голубовато-бирюзовое море, обрывистый крымский берег. Морские суда различного назначения и водоизмещения.
Возле самого Порта Кавказ парковка забита, зазывала — работник порта, махал нам рукой, видимо приглашая на паром. Экскурсия в Крым, а особенно прохождение всех таможенных формальностей, в наши планы не входила. Вежливо отказав зазывале, мы развернулись и поехали обратно, в поисках места, где можно остановиться и погулять по берегу. Место нашли. Рядом. Откровенно говоря, прекрасный вид на пролив, портила картина бесхозности самого побережья Чушки. Мусор в виде пакетов, рыбацких сетей, стеклянных осколков пивных бутылок, наводил печаль. Но супруга и в этом месте не отказала себе в удовольствии. Стала собирать раковины морских моллюсков разных по форме, цвету и размеру. Мешком для сбора послужила моя кепка, т.к. другой емкости под рукой не нашлось.
На противоположном берегу — Крым.
Интересная все же наука — физика. Такие морские монстры, а плавают.
На обратном пути в многочисленных заливах мы увидели белые точки, рассыпанные по воде. Этими точками оказались лебеди. Ниже на фото эти прекрасные и верные птицы. Качество снимка оставляет желать лучшего, но это максимум, который возможно выжать на имеющемся объективе. Расстояние от места съемки до объектов не меньше 300-400 метров.
Путешествуя по стране, нередко встречаешь забавные названия населенных пунктов. Этот раз не стал исключением.
Возвращаясь в Голубицкую, заехали в поселок За Родину. Большой рекламный щит приглашал посетить грязевой вулкан Тиздар. Территория Тиздара огорожена, въезд (вход, вполз, впрыг и т.д.) стоит 400 рублей с человека, невзирая на пол, возраст, рост и вес. Прикинув, что удовольствие полазить в грязи нам составит 1 600 руб., решили отказаться, тем более наслышаны о бесплатном грязевом рае в Голубицкой. Озеро в итоге мы отыскали.
Грязевое озеро в Голубицкой, вид сверху.
Посещение грязевого озера и все связанные с ним процедуры, решили отложить на другой день. Остаток дня провели как обычно: ужин, море, пляж…, равно, как и весь следующий день.
Часть VIII — станица Голубицкая—Новороссийск—Абрау-Дюрсо
Новороссийск и Абрау-Дюрсо. Посещение этих мест нами было запланировано еще дома. В очередную экскурсию, выехали как обычно, сразу после завтрака 06.07.2013. По планам пребывания в Новороссийске, собирались посетить крейсер «Михаил Кутузов», знаменитую Цемесскую бухту и Малую землю. В городе-герое Новороссийске были к полудню.
Честный автомобилист Новороссийска.
Вот он — крейсер «Михаил Кутузов».
Немного поплутав по улицам города, сразу же направились смотреть морской вокзал и крейсер. Надо сказать, судно произвело сильное впечатление, махина огромных размеров, в которой проглядывается сила и мощь нашего оружия. Одно портит всю картину — за крейсером видимо не следят. Следы ржавчины негативно отражаются на образе корабля.
Краткая информация о крейсере: «Был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, заводской № 385. Спущен на воду 29 ноября 1952 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг. В июне 1967 года находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.
В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег». По воспоминаниям Владимира Высоцкого, игравшего в фильме эпизодическую роль и проведшего месяц на крейсере, в том же году на «Кутузове» побывал с визитом Юрий Гагарин.
В 1987 году переведён в резерв ВМФ. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г. 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей. С начала плавания прошел 211 900 миль».
В парке, недалеко от морского вокзала Новороссийска.
Площадь рядом с морским вокзалом Новороссийска.
После экскурсии по площади у морского вокзала, направились на Малую землю. Навигатор не подвел, по заранее уточненным и забитым в память координатам, добрались до места минут за пятнадцать. Машину припарковали на платной охраняемой стоянке, заплатив за услугу 70 руб. До места оставалось пройти метров 300-400, зной делал свое дело. Дети, а особенно супруга была готова занырнуть в море прямо в одежде, лишь бы дать немного прохлады любимому организму.
Итак, мемориал «Малая земля». Представлялся он нам грандиозным сооружением, ухоженным, с цветами и прочими атрибутами памятников минувшей войны. На деле же, оказалось совсем не так, как в мыслях. Расположенный перед постаментом газон, если его можно так назвать, полностью порос высоким бурьяном, какие то непонятные котлованы, куча мусора, конского навоза и прочей ненужной утвари. Неужели местные власти плюнули на этот клочок земли, где наши деды сложили головы, выбивая фашистские войска с Новороссийска? Почему памятник павшим героям, защитникам нашей Родины, находится в полном запустении? Очень печально, что привлекательное для туристов место, в итоге вызывает недоумение и отторжение.
Собственно, сам памятник героям войны на «Малой земле».
Тот самый пустырь и бурьян на «Малой земле».
Добравшись, наконец, до воды, были крайне удивлены отсутствием кабинок, или на худой конец, хоть каких нибудь приспособлений, где можно было бы переодеться в купальные костюмы. Пришлось выкручиваться на месте и закрывать друг друга полотенцем, дабы не шокировать почтеннейшую публику, мирно загорающую на пляже. Раскаленные от Солнца камни обжигали ступни, но жажда окунуться в воду была намного сильнее, посему на камни внимания не обращали. Водичка в Цемесской бухте оказалась на удивление очень прозрачной, полнейший штиль создавал невероятное впечатление покоя и умиротворения. Зайдя по шею в воду, на дне проглядывался каждый камешек. Вот тут и почувствовали всю прелесть прохладной воды в изнуряющий зной. Время шло, в наши планы на этот день входило посещение Абрау-Дюрсо и возвращение к ужину в Голубицкую, а из моря выходить никто не желал.
Вид на противоположный берег бухты.
Кое-как преодолев категорическое нежелание расставаться с Черным морем, выдвинулись на поиски места, где бы можно было пообедать. Навигатор подсказал ближайшую пиццерию, буквально в нескольких сотнях метров от «Малой земли». Пиццерия порадовала большим выбором пиццы, салатов и вторых блюд. На вкус все тоже оказалось довольно хорошим. Цены приятно удивили, не то, что в кафе Анапы.
Обед в пиццерии Новороссийска.
Несмотря на некоторую неухоженность отдельных памятников, бурьян и мусор возле них, Новороссийск в целом оставил хорошие впечатления. Город красивый, чистый и уютный. Во всяком случае, нам так показалось за несколько часов. Недостатки же спишем на руководство города, пусть им стыдно будет.
Подкрепившись, выехали в сторону Абрау-Дюрсо. Еще с молодых лет, будучи на отдыхе в Новороссийске, заезжали на экскурсию в Абрау. Правда, с тех времен воды утекло столько, что требовалось освежить представление, а также познакомить свое семейство с этим прекрасным местом. До Абрау навигатор показал примерно 20 км пути. Дорога заняла не более часа, учитывая новороссийские пробки и горный серпантин, где скорость, как вы понимаете, минимальна.
Дорога в Абрау-Дюрсо, завораживает своей живописной красотой.
Приехали в Абрау-Дюрсо. Центральная улочка узкая, без наличия мест для парковки. Увидели карман, рядом с винзаводом, где и пришвартовались. Не успев выйти из машины, к нам подскочил парнишка, ростом без малого в три аршина, зазубренной фразой произнес: «У нас парковка платная, 150 рублей без ограничения по времени». Ну что же, надо так надо. Тут же парень произнес другую зазубренную фразу: «Интересуетесь вином, коньяком, чачей? Могу предложить продегустировать». Вежливо отказались. Жена в дороге не пьет, да и не в дороге почти не пьет. Я за рулем, тут, как говорится, без вариантов. Дети еще не достигли того возраста, когда можно дегустировать напитки крепче кваса. Оплатили парковку и пошли осматривать местные достопримечательности. Дочка начала немного капризничать, поэтому решили, ее похождениями не утомлять, жена с ней осталась на качелях-каруселях. Мы с сыном пошли дальше. Планировали посетить с экскурсией находящийся в скале винзавод. В связи с ограничением по времени, зашли только в фирменный магазин, там же прикупили шампанского.
Прогулялись по аллейке, полюбовались красотами озера Абрау. Местный пляж оказался платным (50 рублей без ограничения по времени), но обустроенным.
Вот такой фонтан в Абрау-Дюрсо.
Ни один, даже самый профессиональный фотоаппарат не передаст всей красоты Абрау.
Миссия выполнена — шампанское закуплено.
Погуляли по поселку, полюбовались красотами и поехали в обратный путь, немного уставшими, но довольными от увиденного.
Дорога из Абрау-Дюрсо в сторону Новороссийска.
Поезд «Смоленск-Анапа». Кто-то только едет на море, а у нас уже отпуск заканчивается.
Часть IХ — станица Голубицкая
После совершенных вояжей в Анапу и Новороссийск, следующий день решили провести в Голубицкой и покорить-таки грязевое озеро. Честно говоря, даже не знаю, как оно называется и есть ли вообще у этого озера название. Само озеро представляет собой почти правильную окружность диаметром метров 50, наибольшая глубина, которую я смог найти, не превышает 1 метра. Грязь находится на дне и ее залежи расположены ближе к противоположному от входа в озера берегу, в зарослях камыша.
Первыми в воды озера вступили дети и супруга, я остался наблюдать за ними на берегу. В пластиковый стакан набрали грязи, и по примеру других, начали ей намазывать друг друга. Надо признаться, запах сероводорода отличается от запаха роз, но мы отступать не привыкли, намазывались, как полагается, с ног до ушей.
Черненький чумазенький чертёнок.
Перед отъездом из Голубицкой, совершили еще один грязевой поход. На этот раз взяли тару побольше, пятилитровую бутылку из-под воды заполнили под горлышко. Родителям пригодится лечить свои больные места.
После грязевых процедур пошли на морской пляж, благо, от озера он в 20 метрах.
Стоило единственный раз научить ребенка нырять, как при любой возможности оказаться в воде, дочь терроризировала меня просьбой, подкинуть ее как можно выше, чтобы нырнуть, как можно глубже.
Вытащить дочку из моря, требовалось неимоверных физических и моральных усилий. На все просьбы и мольбы выйти на берег, звучала одна и та же фраза: «Я — русалка, а русалкам на суше находиться противопоказано, так что, папуля, давай-ка, продолжай начатое, подкидывай меня и катай». Отказать маленькой русалке в ее просьбах для меня было сложно, так и прыгали часами на волнах.
Анализируя поведение других детей дочкиного возраста, можно сказать, что многие боятся воды, некоторые купаются, но с опаской. Моя же дочь, видимо в прошлой жизни, действительно была русалкой, т.к. однажды поднявшийся шторм, с волнами более метра, ее ничуть не напугал. В штиль так вообще, купалась самостоятельно, но при чутком надзоре родителей с берега.
По пути на пляж, рядом с воротами пансионата, встретили вот такого красавца, очень удивились, что ужик приполз в место, где количество людей на квадратный метр зашкаливает.
На следующий день, также по пути на пляж, нам встретился молодой ежик. К сожалению, фотоаппарата под рукой не было, поэтому он остался лишь в нашей памяти.
Часть Х — станица Голубицкая—станица Тамань
Как ни крути, а отведенные путевками дни подходили к завершению. Конечно, в ограниченное время отпуска, посмотреть все интересные места и побывать там, где хочешь, не получается. Однако, пару дней в запасе у нас есть и 8 июля поехали посмотреть станицу Тамань.
В интернете я нашел немного информации о расположенном в Тамани этнографическом комплексе «Атамань». Интернет имеет свойство ошибаться, поэтому по внесенным координатам, навигатор нас завез немного не в ту сторону. Пришлось обращаться за помощью к аборигенам с вопросом: «Как проехать в Атамань?». Одна бабуля отозвалась на нашу просьбу подсказать дорогу, тем более ей было почти по пути. Как говорится — услуга за услугу, она выступает в роли навигатора, мы в роли бесплатного такси.
Атамань представляет собой восстановленную казачью станицу, времен 18-19 веков. Хаты-мазанки с соломенными крышами, домашняя утварь и прочее, создают впечатление, что действительно, перенесся на машине времени на пару веков назад. К тому же, очень интересно здесь не только взрослым, но и детям. Помимо исторической составляющей, в Атамани очень много различных малых архитектурных форм из сказок. Одним словом — здорово. Оставлю фотографии без подробных комментариев, надеюсь, всем и так будет понятно, что на них изображено.
Обратите внимание на форму скамьи примерения.
С надписью на камне не поспоришь.
Любимая жена присмотрела себе новое транспортное средство…
«Античные» емкости для хранения вина.
Конечно, весь огромный комплекс, расположившийся на 20 гектарах, пройти мы не смогли. Причины все те же — жара и ограничение по времени. С другой стороны, это даже хорошо, в следующий раз, будет, чем полюбопытствовать, а не просто заниматься пляжно-ничегонеделаньем.
На обратном пути сделали остановку в поселке Сенной. Здесь расположен знаменитый винзавод «Фанагория». Если углубиться немного в историю, то можно узнать удивительные вещи об этих местах. Фанаго́рия (греч. Φαναγoρει’α) — крупнейшая древнегреческая колония на территории современной России. Была расположена на берегу Керченского пролива, на Таманском полуострове в 25 км к северо-востоку от Гермонассы. Наряду с Пантикапеем служила одной из двух столиц эллинистического Боспорского царства. После входила в состав Византийской империи, затем Хазарского каганата.
Таманский полуостров расположен на 45-й географической параллели, на широте французской провинции Бордо — знаменитого во всем мире винодельческого региона. Климатические особенности этих двух территорий во многом схожи, а потому популярные классические французские сорта винограда — «каберне-совиньон», «мерло», «шардоне» — чувствуют себя в таманских почвах как дома. В Темрюкском районе культивируется 69 сортов винограда.
В фирменном магазине завода «Фанагория», прикупили несколько бутылок вина (ящик). Выбор напитков поражает. Белое, красное, розовое… Сухое, полусухое… Про количество названий, я и говорить не стану, их просто море.
Винзавод «Фанагория» в поселке Сенной.
Часть ХI — станица Голубицкая—станица Ладожская—станица Старолеушковская
Как бы нам ни хотелось продлить отдых, но срок путевок истекает. Весь день 9 июля провели на море, утром 10 июля крайний раз искупались и пожелали гостеприимному Азову «счастливо оставаться».
Перед отъездом из Голубицкой загнал машинку на автомойку, т.к. на станичных улицах после проливных дождей, не всегда чисто. Пока ожидал машину, жутко захотел пить. Зашел в ближайшее кафе, попросил бутылку минеральной воды и тут же начал жадно опустошать содержимое, но чуть не поперхнулся, когда продавец озвучила цену — 150 рублей за бутылочку «Ессентуки». Деваться некуда, пришлось оплатить, попутно ощущая себя Абрамовичем.
После обеда собрали вещи, заправили машину под горлышко и в 14:30 10 июля покинули станицу. Перед отъездом получил СМС от друга Антона, который не смог составить компанию на отдыхе: «Да здравствует русская Венеция». Я сразу не сообразил, что это могло означать, но по приезду домой выяснилось следующее (см. фото):
Наш путь лежал в станицу Ладожская, где уже семь лет живет одноклассница и подруга жены Лена. 15 лет назад Лена была у нас на свадьбе свидетельницей. Быть рядом, в каких-то двух сотнях километров, и не заехать в гости мы просто не могли. Тем более, нас там ждали.
В 15:30 миновали Славянск-на-Кубани, в Краснодар въехали в 16:36, а покинули в 17:37. В Краснодаре я сделал одну ошибку, которая стоила нам потерянного времени. В навигаторе было заложено «кратчайший путь» и он нас повел через центр города, а не по объездной дороге. Город произвел приятные впечатления, город ухоженный, однако, как и в любом мегаполисе — пробки. В некоторых местах не совсем понятная для незнающих людей организация движения. Даже пришлось один участок длиной метров 300 пройти по полосе для общественного транспорта, совершить правый поворот там, где он запрещен, и выехать как раз в лапы полицейского. Не знаю, то ли он нас не увидел, то ли сделал вид, что не увидел, но нам повезло.
От Краснодара до Ладожской добирались немногим более часа. Трасса загружена, на протяженных участках идет полномасштабный ремонт дороги, скорость минимальная. В Ладожскую приехали в 19:00, встретились с Леной и ее семьей. Два часа провели за ужином в непрерывном разговоре, новостей за 7 лет накопилось у всех много. Из Ладожской в 21:00 выехали в сторону Старолеушковской, где нас ждали родители жены. Расстояние в 100 км прошли чуть больше, чем за час, т.к. дорога пролегала через многочисленные казачьи станицы.
Кубанский закат на трассе Ладожская — Старолеушковская.
Часть ХII — станица Старолеушковская
Следующие 4 дня были в гостях у тещи и тестя. Навестили всех родственников жены, приехал даже ее двоюродный брат с Краснодара. Ели шашлыки, запивали виски, шлифовали пивом, в общем — отдых по-русски. Купались в реке Челбас, объедались шелковицей и абрикосами. Одним словом, отдыхали, как могли, детвора гоняла станичных гусей и собак.
Жили у бабуси… Ну, в общем, много кто жил.
Дни летели незаметно, отпуск завершался, но на нашем пути и в наших планах была запланирована краткая экскурсия по Волгограду.
Часть ХIII — Старолеушковская—Волгоград—Камышин—Тольятти
15 июля проснулись с первыми старолеушковскими петухами — в 4 часа утра. Позавтракали, сложили в багажник вещи, в салон запихнули спящую детвору, попрощались с родственниками и в 05:30 выехали в сторону Волгограда.
По совету тестя, наш путь лежал немного иначе, нежели когда мы ехали на юг. По трассе М-4, не доезжая Ростова-папы, повернули на славный город Волгодонск. Как уверял тесть, дорога свободнее, ГИБДД и камеры практически отсутствуют, покрытие трассы не хуже, чем на М-21. Из всего перечисленного правдой оказалось отсутствие камер и ГИБДД. Все остальное — неправда. Дорога, загруженная и местами просто убитая.
Навигатор нас вел в нужном направлении до тех пор, пока не въехали в станицу Тацинская. Следуя указаниям электронного помощника, на одном из станичных перекрестков свернули направо и уперлись в огромную кучу щебня, уложенную перед ж/д переездом. Понятное дело, что нужно либо искать другой переезд, либо спросить дорогу у местных жителей. Я принял второй вариант. Подъехал к одному аборигену, который мирно жевал абрикосы, сорванные тут же с дерева, поинтересовался, как мне выбраться из этого населенного пункта и попасть в Волгоград. Уверенным голосом абориген показал мне направление, откуда я только что приехал и назвал станицу, на которую мне нужно держать курс. У меня закрались сомнения, поскольку такого названия станицы я по дороге не припомню, навигатор тоже «отрицательно качал головой», в конце концов, если ехать по этой дороге обратно, то приедем мы к теще. Отметя сомнения, я развернулся, и поехал обратно. Через 10 километров сомнения вернулись с удвоенной силой. Сделал остановку, скушал «Твикс», т.е. позвонил тестю, мол, как выбраться из Тацинской. Ответ тестя меня шокировал:
Тесть: — А я откуда знаю? Едешь прямо и прямо, приедешь куда надо. Тацинскую не знаю. Ты может не туда заехал?
Я: — Что значит не туда? Тут одна дорога, больше нет. Ехал прямо и уперся в кучу щебня.
Тесть: — Так я названий не запоминаю, дорогу знаю, а какие там населенные пункты, даже представления не имею.
Я: — Спасибо, батя.
Разворачиваюсь в обратном направлении, полагаюсь только на собственное чутье и продолжаю движение. В Тацинской навигатор снова упрямо начал вести меня в кучу щебня, хрен тебе (показал навигатору кукиш), проезжая мимо аборигена, выматерился про себя, но продолжил ехать в неизвестность. Неизвестность закончилась буквально через пару километров, т.к. показался переезд под ж/д. Поколесив по кривым улочкам станицы, через несколько минут выехали на трассу. Каково же было мое удивление, что Тацинская располагается рядом с многим известным памятником. Сделали пару снимков для отчета и поехали дальше.
Памятник танкистам на М-21 у станицы Тацинская.
В Волгограде были в 14:30. Всем известна Сталинградская битва. Без преувеличения могу сказать, что дороги, как в области, так и в самом Волгограде, со времен ВОВ капитально не ремонтировались. Ямы от снарядов и авиабомб наспех засыпаны в конце 40-х прошлого века, тогда же уложен так называемый «асфальт».
Перед взятием Мамаева кургана решили пообедать. По пути встретили столовую «Большая ложка». Рекомендую, цены гуманные, выбор большой, на вкус все съедобное. Подкрепившись, доехали до кургана, и пошли вверх. Надо признаться, впечатление мемориал произвел сильное.
После посещения Мамаева кургана, была мысль посмотреть руины знаменитой мельницы. Однако стоявшая жара сделала свое дело, решили выбираться из города.
А с платформы говорят, это город… Волгоград.
Волгоград покинули в 17:20. На трассе Р-228 на выезде из города попали в пробку. Виной всему стала жуткая авария на встречной полосе. «Рено Логан» протаранил многотонный грузовик, который впоследствии оказался в кювете. Итог ДТП — погибший водитель «Рено».
К сожалению, за все наше путешествие ДТП мы видели не единожды. Хочется обратиться ко всем водителям: «Друзья, среди нас нет бессмертных, всем жизнь дана один раз. Пожалейте свои жизни и жизни других участников дорожного движения. Задумайтесь, что при ДТП по вашей вине, могут пострадать ни в чем не повинные люди, дети…».
Ниже на фото участок трассы Р-228 в Волгоградской области. Его мы проезжали дважды: когда ехали на юг и когда возвращались. Фото сделано на обратном пути. За две с лишним недели ремонт данного участка не продвинулся ни на метр. Рабочие-дорожники мирно сидели на обочине и занимались чем-то своим личным, но никак не ремонтом трассы.
Теперь я понимаю, почему фашисты проиграли войну СССР.
Пока ехали в сторону дома, решали вопрос, где будем останавливаться на ночлег. До Тольятти от Волгограда 800 км., не менее 12 часов за рулем. С учетом того, что столько же находимся в пути, ночлег не помешает. Можно было заночевать в Дубовке, в которой были в 18:10, объявления типа «Ночлег» на каждом втором столбе. В столь раннее время ночевать не хотелось и, решено было дотянуть до Камышина. В Камышин приехали в 20:15. На въезде увидели новое здание гостиницы «Околица».
Припарковавшись во дворе гостиницы, я с сыном поднялся к администратору, узнал насчет свободных мест и стоимости ночлега. Четырехместный номер был занят, но свободными еще оставались несколько трехместных. Цена за номер — 2 000 руб. в сутки. Пока оформлялись, желающих поселиться в гостинице прибавилось. Оставшиеся номера разошлись минут за 20-30. Обстановка номера понравилась. Хорошая отделка, кондиционер, телевизор, новая мебель. Рекомендую.
Ужинать решили в кафе при гостинице. Из обширного меню, по факту многого не оказалось, однако то, что было, довольно приятно на вкус. Правда, с ценниками ребята намудрили, легкий ужин на четверых, минералка и три баночки пива обошлись порядка 1 000 руб. Не рекомендую.
После ужина прогулялись немного по городу, приняли душ, посмотрели телевизор и легли отдыхать.
Утром спали почти до 10 часов. На завтрак поехали в соседнее кафе «Алла». Откровенно говоря, были удивлены выбором блюд, их размерами и ценниками. Вместо завтрака получился полноценный обед с первыми, вторыми и третьими блюдами. За все уплачено немногим более 600 руб. Рекомендую данное кафе, найти его легко, находится на первом этаже девятиэтажного дома, параллельно трассе Р-228.
Выехали из Камышина в 12:10. По сравнению с дорогой на юг, трасса сильно загружена, правда, и ехали мы на юг этой дорогой ночью. В 13:00 въехали в Саратовскую область. Погода сменилась с солнечной на пасмурную. Сильный боковой ветер немного мотал машину из стороны в сторону, кое-где в поле проглядывались небольшие воронки «смерч». Местами попадали в сильный ливень, скорость падала до 30-40 км/час. На объездную Саратова въехали в 14:45, в Сызрани были ровно в 19:00, Жигулевск проехали в 20:35. Миновав пробку на ГЭС и на мосту с М-5 на Обводное шоссе Тольятти, к подъезду приехали в 21:35. Все, отпуск закончился, поездка состоялась. Немного устали, но были довольные и полные впечатлений.
За все время поездки, автомобиль ни разу не подвел и даже не капризничал. Это вторая поездка на дальние расстояния за последний год на этой машине. В авто я полностью уверен, дважды экзамен пройден на «отлично».
Часть ХV. Справочная
Пройденный километраж (расстояние указано приближенно):
Данные с БК автомобиля:
Затраты на отпуск
Спасибо всем, кто осилил мой длинный рассказ. Надеюсь, он вам понравился. Наши путешествия на этом не заканчиваются, в планах еще очень много мест, где хотелось бы побывать, очередной раз ощутить себя полноценными автопутешественниками. Не буду загадывать, но следующий длинный вояж планируем на лето 2015 года.
Sanych Minsky.