Путешествие в Нижний Новгород. Часть 2

20.08.2019 | 7005 просмотров

Прогулка по Нижнему Новгороду, г. Семёнов, «Хохлома», Александровская слобода.

По плану у нас было посещение города Семёнова, где находится Ордена «Знак Почета» АО «Хохломская роспись», которая является крупнейшим производителем изделий народно-художественных промыслов в России.

Изделия с хохломской росписью — это визитная карточка не только Нижегородской области, но и всей страны в целом. А Семёновская матрёшка олицетворяет символ России.

Адрес предприятия — Нижегородская область, г. Семёнов, ул.Чкалова, 18.

Бесплатная горячая линия 8-8оо-1оо-о8-52.

Хохломская роспись — это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил своё название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской дешёвая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семёновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт.

Так в XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889 г. в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий.

В 1916 г. в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931 г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена «Знак Почета» «Хохломская Роспись».

С середины 1960-х г.г. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семёнов по праву считается столицей Золотой Хохломы.

Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим
на «глиняное» и «серебряное».

Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, поставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, от чего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают варёным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.

Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото».

Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке они весьма практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причём она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также солёных и кислых продуктов.

Кроме того, вся продукция предприятия АО «Хохломская роспись» сертифицирована и защищена международным зарегистрированным товарным знаком СХР, что означает «Семёнов. Хохломская роспись».

2 февраля 2009 года в г. Семёнове начал свою работу Музейно-туристический центр «Золотая Хохлома».

В зале «Истории хохломского промысла» можно познакомиться с истоками искусства хохломы, уходящими в далёкое прошлое.

«Царская комната» — это уникальный набор из 240 предметов. Каждое изделие увенчано гербом России и украшено элементами ручной скульптурной резьбы.

Главная цель музея — сохранение культурного наследия и демонстрация его зрителям, именно этому посвящен Выставочный зал. Экспозиция этого зала периодически меняется, мы посмотрели и сфотографировали работы Натальи Макаровой.

Картины и игрушки вышиты гладью, очень красиво и необычно.

Цены в магазине при музее нам не приглянулись, а поскольку дома у нас уже есть посуда с хохломской росписью, то мы решили ничего не покупать. И правильно сделали, потому что потом нашли в Нижнем Новгороде магазин ООО «Нижегородский Сувенир», расположенный в доме № 31а по улице Большая Покровская. Цены нас приятно порадовали, и мы купили вазочку из серии, рисунок к которой специально разрабатывали для нашей Народной певицы Людмилы Зыкиной, которая любила ландыши и нежный зелёный цвет.

Дорога, ведущая в Семёнов, в основном хорошего качества.

Приехав в Нижний Новгород, мы стали искать проезд к канатной дороге, которая ведёт в город Бор, через реку Волгу. Из-за ремонта и строительства подъезд к ней мы нашли только один, изрядно покружив по соседним улицам. Нашли парковочное место в тенёчке и направились к объекту.

Основное назначение — обеспечить альтернативный вид пассажирских перевозок в дополнение к речному такси, электропоездам и автобусам. На практике канатная дорога стала также представлять туристический интерес для гостей города, благодаря открывающимся во время поездки панорамным видам.

Строительно-монтажные работы начались 20 января 2010 года. Запуск дороги в рабочем режиме состоялся 9 февраля 2012 года.

Время в пути — 15 минут, стоимость билета в одну сторону — 100 руб.

В кабинке помещается 8 человек.

Сев в кабинку, мы поехали над Волгой, восхищаясь видами. Фотографировать не очень удобно, потому что стёкла тонированные, и сильный ветер прилично раскачивал нас на большой высоте.

Ух-ты!!!, А-а-а!!!, Ой-ой-ой!!!, Ура-а-а!!! Приехали обратно!

Теперь можно и по городу прогуляться.

Олень, символ Нижнего Новгорода.

Чкаловская лестница.

Нижневолжская набережная.

Поскольку 9 Мая на Большой Покровской было несметное количество людей, то мы решили ещё раз прогуляться по этой красивой улице уже в непраздничный день.

Было очень мило, тепло и уютно. Красивая архитектура, уличные музыканты и «укротители огня», красивая подсветка зданий и фонари.

Рядом со зданиями Государственного банка находится единственная в Нижнем Новгороде часозвоня.

Большая Покровская улица.

Вечер продолжили в уже полюбившемся ресторане «Лукум». Потом решили ещё разок прогуляться вдоль стен и башен кремля.

По Большой Покровской мы вышли к кремлю.

Пока шли в гостиницу, прикинули все «за» и «против», решили на обратном пути заехать в Александровскую Слободу. Я там последний раз была, давным-давно, когда училась в школе. Теперь же там создали интереснейший музейный комплекс — Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода».

Более 500 лет возвышается над городом древний и таинственный Александровский кремль. В 1919 году в кремлёвских постройках был открыт музей. Благодаря этому появилась возможность сохранять и изучать уникальные памятники Александровской слободы.

Первым на Александровскую слободу обратил внимание Великий князь московский Василий III, отец Ивана Грозного.

После смерти Василия III Великокняжеская слобода перешла во владение его жены Елены Глинской. Так же как и родители Ивана Грозного, он любил эти места и решал здесь важнейшие государственные дела. В 1564 году Александровская слобода стала опричной столицей. Лучшие зодчие и иконописцы воздвигли здесь величественный дворцово-храмовый ансамбль.

В Слободе была открыта первая в государстве провинциальная печатня, где ученик Ивана Фёдорова — Андроник Невежа — выпустил в 1577 году «Псалтирь Слободскую», которая хранится в фондах музея.

Иван Грозный собрал одну из богатейших библиотек, её основу составили бесценные книги, доставшиеся царю от его бабки Софьи Палеолог.

Иван IV Грозный.

С именем Ивана IV связаны блистательные и суровые страницы российской истории. 17 лет правил из Александровской слободы Иван Грозный династии Рюриковичей. После трагической кончины сына, он навсегда покинул эти места.

Александровская слобода осталась дворцовым селом новых русских царей — династии Романовых.

При разделе государевых сёл Александровская слобода досталась Петру I.

После стрелецкого мятежа по его приказу к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты для сводной сестры Марфы Алексеевны, насильно постриженной в Успенский монастырь.

Судьба дочери Петра I — Елизаветы, также оказалась тесно связана с Александровской слободой. Она унаследовала её от Екатерины I и поселилась здесь надолго.

В 1778 году дворцовая Александровская слобода получила статус города. Он делился рекой Серой на две части — Посад и Заречье.

Памятники зодчества Александровского кремля столь же величественны, сколь значима сама история царской резиденции Ивана Грозного. Прежде всего — царский Домовый храм 16 века — Покровская церковь и 56-метровая Распятская церковь-колокольня.

Покровская церковь.

На первом этаже в Дворцовых палатах 16-го века разместились экспозиции:

- Сенник постельный;

- Образ Ивана Грозного в живописи;

- Столовая палата 16-го века;

- Сокровища земли Александровской;

- Средневековые подвалы 16-го века.

Средневековые часы. Воссозданный вид. Детали башенных часов 17-го века.

Наталья Кирилловна Нарышкина.

Пётр Алексеевич Романов.

Распятская церковь-колокольня

Троицкий собор

Успенская церковь

Больничный корпус

Экспозиция «В провинциальной гостиной»:

Рядом с музеем есть небольшая парковка.

Солнце настойчиво клонилось к горизонту, а это значило, что нам пора отправляться домой, мы успели до закрытия сувенирной лавки купить книгу «Александровская слобода».

Впереди ещё была дорога через город Пушкино, а там велись ремонтные работы. И если мы не хотим встать в многочасовую пробку, то нам пора…

Дороги в Александрове и из Александрова до Ярославского шоссе не ремонтировались со дня их прокладки, так что по колдобинам и ямам тряслись до Ярославского шоссе, которое было как всегда под завязку набито автомобилями.

Хотелось бы ещё раз побывать в Нижегородской области, потому что мы не успели съездить в старинный город Городец и в замок Шереметьева, который находится в Юрино.

Дзержинск
Приветствую! Юрово не совсем Нижегородская область, раньше относилось к Горьковской, но в 60-е, что-бы Марий-Эл провозгласить республикой, часть земель и в частности Юрово вошли в состав Марий-Эл. Места действительно прекрасные, но раз у Вас не получилось туда попасть сейчас, то лучше хорошенько продумайте маршрут, он может быть в разы интереснее!
На пример из Чебоксар ходит пароход в Юрово или из Козьмодемьянска(Чувашская р-ка) паром, а там километров 40-60 до Юрово.
А от Чебоксар можно доехать и до Свияжска(Татарская р-ка) - город-остров!

Лев 52
Спасибо большое! Нужно будет воспользоваться Вашими советами, потому что в отзывах мы читали, что дорога от Нижнего до Юрино не ремонтировалась уже очень давно. А на теплоходе будет намного интереснее наблюдать пейзажи, чем из окна автомобиля.

Фотографии прекрасные, как будто сам побывал. Я бывал в Н.Новгороде (Горьком) еще при СССР - город тогда не показался интересным, сейчас видно, что много перемен к лучшему.
"Часозвоня" - не знал, что есть такое слово )).

Спасибо! Было интересно, много есть что посмотреть )

Узнаёте культовое здание?!
Только наш раньше построили и по меньше будет вашего так как в столице должно быть больше чем в провинции по указу правящих тогда особ. ;)

"Часозвоня" - не знал, что есть такое слово )).
Спасибо большое! Очень приятно, что Вам понравились мои работы.

Спасибо! Было интересно, много есть что посмотреть )
Спасибо большое! Рада, что Вы нашли для себя интересные места для дальнейшего путешествия!

Нужно что-то делать с русским языком

Кто он?
Василий? - он же умер
Елена Глинская - он?
Кто-то другой?
Ааа.. это же он, Иван Грозный!
Так и надо было писать - "Иван Грозный, так же, как и его родители, любил эти места..."
В Горьковскую пивоварню надо было на ужин ходить!

А на обед в Пяткинъ

TDI
В Горьковскую пивоварню надо было на ужин ходить!
Спасибо за совет, но мы не любители пива. Искали кафе, где можно пообедать.

А на обед в Пяткинъ
Спасибо за совет, обязательно сходим в этот ресторан, если соберёмся ещё раз в Нижний Новгород.

Нужно что-то делать с русским языком "Так же как и родители Ивана Грозного, он любил эти места и решал здесь важнейшие государственные дела." Кто он? Василий? - он же умер Елена Глинская...
"...Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь..."

Дзержинск
Elvika177
5+!

Спасибо за прекрасный отчет и отдельное спасибо автору за Александровскую слободу. Поставлю себе галочку для обязательного посещения. Всем успехов и хорошего настроения.

Верный Вилли
Спасибо большое! Музей отличный и подземелья впечатляют.

rus013
Узнаёте культовое здание?!
Хех.. точно, прямо - копия! Типовой проект? :-)).

JokerSL
Хех.. точно, прямо - копия! Типовой проект? :-)).
Если текст по ссыли почитаешь то узнаешь что один автор :)

Пардон, а какое отношение имеет Александровская слобода, что на западе Владимирской области, к Нижнему Новгороду?

Долго не мог понять как это она "возвышалась над Нижним Новгородом 500 лет", и где это в городе столь чудесное место. Ваша шутка удалась.
Причем, в НН действительно есть внешне похожий церковный ансамбль в районе Гребного канала. Но это просто монастырь.
Honda Odyssey RA7L(4WD) + 2 Toyota HiAce(4WD) + Toyota TownAce(4WD)

Elvika177
Читайте текст! А фраза, взятая Вами в кавычки, к моему тексту не имеет отношения.
И чего же сокровенного в вашем тексте? Его во-первых мало, во-вторых вы ведёте речь про Нижегородскую область.
Хотя вам уже указали, что и Шереметьевка в другом регионе.
Honda Odyssey RA7L(4WD) + 2 Toyota HiAce(4WD) + Toyota TownAce(4WD)

Gambit
Хотя вам уже указали, что и Шереметьевка в другом регионе.
Пишите свои тексты, чтобы было много и строго по Нижегородской области.