|
Желание поймать крупного хариуса не покидало меня давно. Попытки на Катуни и Бии к желаемому результату не приводили. Максимально 200-300 г. Красота самой рыбы, ожесточённая борьба за жизнь, какая-то необузданная энергия, соответствующая быстрому течению реки в месте ловли… вызывают особые необъяснимые чувства.
Встреча с приятелем, который никогда на увлекался рыбалкой, а побывав с друзьями в Монголии, однозначно решил ещё раз туда съездить и получить удовольствие от ловли этой прекрасной рыбы, сподвигла меня на мысль о такой же поездке.
Итак, решение принято. Первый и главный компаньон — сын, который тоже не прочь побывать в Монголии, посмотреть на жизнь и природу монгольскую ну и, конечно же, ХАРИУС. Состав экспедиции так и остался два человека, желающие были, но жизнь постоянно вносит свои изменения.
Составляю план по всем правилам опытного бюрократа (в прошлом имел такой опыт), изучены материалы множественных интернет очерков и отчётов о подобных поездках, заранее скажу — далеко не бесполезная инфа, спасибо авторам. Кстати, эти материалы подтолкнули меня на работу над этими заметками, может, тоже кому-нибудь пригодятся. Ниже предлагается план подготовки. (приложение №1)
Маршрут поездки в Монголию (10-20 июля 2017 года)
Населённые пункты | Расстояние | Время в пути | Остановки | Ночёвки | |
1 | Бийск — Кош-Агач | 553км | 10 часов | Онгудай(291) | Кош-Агач |
2 | Кош-Агач — Ташанта | 50 км | 1 час | - | - |
3 | Прохождение границы Россия — Монголия | ||||
2 | Ташанта — Цагааннуур | 55 | 1 час | - | - |
3 | Цагааннуур — Улгий | 66 | 1,5 часа | - | Улгий |
4 | Улгий — Сагсай — Улаанхус | 48 км | 1,5час | Сагсай | - |
5 | Улаанхус — Цэнгэл | 28 км | 1 час | - | - |
6 | Цэнгэл — р. Ховд — Хотон Нуур | 80 км | 5 часов | р. Ховд, о. Хотон |
Те, у кого хватило сил почитать план, поняли, что выезд назначен на 10 июля. По плану первая ночёвка в Кош-Агаче, романтические ночёвки в палатках предполагаются на озере Хотон Нуур, а пока звоню в Кош-Агач по гостинице и получаю информацию. Граница на эти дни закрыта, у монголов национальный праздник «НААДАМ». У нас в планах тоже побывать на празднике.
Уточняющие звонки по гостиницам Кош-Агача, четкой информации не дают. Выхожу на Новосибирскую, Барнаульскую таможню. Что-то слышали, но конкретно просят перезвонить… суббота, на службе только дежурный. Наконец, дежурный пограничной службы из Барнаула (возможно, не так называю) сообщает точную информацию. Граница 10 июля работает последний день и затем будет закрыта на 10 дней. Праздник в Монголии, однако…
Срочно сдвигаем день выезда и утром 9 июля в путь.
Отличная дорога по Алтаю, ранний выезд без долгих остановок по много раз просмотренным достопримечательным и просто красивым местам, хотя любоваться и восхищаться красотами Алтая никогда на надоест, позволяет нам прибыть в Кош-Агач в районе четырёх часов.
30 км от Бийска. Парк «Легенда».
Если позволяет время, рекомендую остановиться в с. Полеводка. Интересная площадка с деревянными фигурами под названием парк «Легенда», расположен практически на Чуйском тракте. Чуть дальше в глубине села музей.
30 км от Бийска Парк «Легенда».
Конечно же, все слышали и многие бывали в Сростках, на Родине В. Шукшина. Здесь есть что посмотреть тем, кто интересуется творчеством В. Шукшина, да и просто в познавательных целях. С г. Пикет открываются прекрасные российские пейзажи.
Особенно интересно в Сростках в дни проведения Шукшинских чтений в конце июля в канун дня рождения писателя.
Улица «Правда Шукшина» с деревенским колоритом, разнообразными площадками ремесленников, фото зонами, народными играми и, естественно, с хлебосольными столами…
Участницы песенного фестиваля в гостях у Шукшина.
Гора Пикет в дни проведения Шукшинских чтений.
6 км от Бийска. Сростки Родина В. Шукшина.
60 км от Бийска Красногорский район.
490 км от Бийска, район с. Курай.
И так проскочили 553 км….
Разговор с хозяевами гостиниц накануне показал, что мест свободных везде достаточно и ценники практически у всех одинаковы, следовательно, и сервис…
Отель, четырехместный номер, нам его предложили, как двухместный, койка 500 рублей за сутки, душ, туалет на площадке, кухня газ, вода, стол, посуда и холодильник общие… В принципе нормально, чисто, телевизор. Единственное неудобство это тонкие стенки перегородок. За стеной сосед долго говорил по телефону, казалось, лежит рядом в комнате на соседней кровати.
Утро. Всё по плану, завтрак, приготовленный на кухне. Шесть часов, и мы в Ташанту, на границу. Через некоторое время подъезжаем, не первые, но десятые, так и остаёмся.
Быстро знакомимся с желающими попасть за границу, в основном жители Казахстана, едут в гости на праздник. Многие родом из Монголии. В очереди три «Мерса» с немецкими номерами, мотоциклист на «Кавасаки». Парень едет из США через Европу в Магадан. Разговорчивый, правда по-русски не бельмеса, как и мы по-английски. Среди казахов молодой паренёк бойко чешет по-английски, он и обеспечивает наше взаимопонимание… хотя приглашение попить чаю в палатке у казахов, американец понимает без переводчика, лезет, садится ноги скрещивает и угощается.
Казахи приехали ночью, имеют информацию что накануне на границе стояло около двухсот машин. Ещё тогда подумалось, что они же все будут через десять дней возвращаться, но… это впереди.
В 9:00 начали запускать на территорию пропускного пункта, до этого взяли в окошечке у шлагбаума бланки миграционных карт, заполнили их и въехали через час с небольшим.
Серьёзный досмотр. Все вещи выгрузить. Или тащить в помещение для технического осмотра через «телевизор» или досмотр вручную, так сказать… с собаками и вопросами: «…а что у вас здесь?».
Первый урок. У казахов, немцев всё упаковано в мешки рюкзаки и т.д., а у нас плотно уложено в багажнике чашки ложки, спининги, сапоги, плащи… Короче, всё наружу, посмотрели «погранцы», понюхали собаки и… всё обратно. Причём всё это выгружает водитель, а пассажир стоит в пяти метрах и помочь не имеет права. Назад грузить в машину упросил девушку — разрешила. На границе как с нашей, так и с Монгольской стороны много женщин в форме.
Вся процедура состоит из досмотра вещей, паспортного контроля, проверка паспорта по компьютеру и сверка портрета в паспорте с фактической физиономией. Транспортный контроль. Забивают данные входящего автомобиля в компьютерную базу, как я понял.
Всё просто, тебе укажут, куда идти и в какую очередь вставать, без очередей никак. Но очереди на границе бывают разные, об этом позже.
Покидаем пограничный переход. 20 км асфальт, с предупреждающими знаками «остановка запрещена». Ещё один шлагбаум с нашими пограничниками и спрыгиваем на монгольскую грунтовку.
Пока пейзаж не очень отличается от приграничного, российского, но впереди горы и степи… Пять километров по пыльной грунтовке, уже небольшие перевалы, и на спуске с поворотом открывается монгольская застава.
Не обижая братьев монголов, мягко говоря, строения «немного» похуже, чем наши… Перед самым пропускным пунктом из будочки выскакивает девушка в форме и указывает, чтобы мы остановились. Она опрыскивает нашу машину, санобработка, говорит, берёт 50 рублей, даёт квитанцию и… ждите. Так же берём и заполняем миграционные карты, пишем всё английскими буквами. Ожидание несколько дольше, чем на родине. Наконец, въезжаем вместе с парой «Минивэнов» с казахами, тремя немецкими «Мерсами». Здесь понимаем, почему Монголия не очень богатая, но спокойная страна. Всё не спеша… как-то сонно, что ли.
На досмотре ничего вытаскивать не нужно, спокойно подошел человек, так же спокойно, скорее всего медленно, посмотрел сверху на вещи в машине, показал, чтобы взяли какие-нибудь сумки и шли на «телевизор» и паспортный контроль.
Опять очередь. Работают два окошка, причём в одном окне очередь движется в два раза быстрее… Казахов в двух машинах оказывается более двух десятков с детьми… Детей поднимают показывают в окно, после этого начинают оформлять документы, хотя мне кажется, они все на одно лицо. Последний казах отходит от окошка, наша очередь… ан нет. Время 12:45 обед до 14:00. На просьбы пропустить, нас всего двое, реакция нулевая. Порядок есть порядок.
Предложили пообедать в столовой на втором этаже. Посмотрели, отказались, не поглянулась еда. Взяли чай, местный. Тоже что-то не понравился, хотя о вкусах не спорят.
Здесь же зависли туристы из Германии. Пообщались на уровне знаний, полученных в школе и институте более сорока лет назад. Выяснили. Едут из Германии в Улан-Батор. Хотят побывать на празднике НААДАМ в Баян-Ульгий, называют фестиваль. Позже в Баян-Ульгий не один раз пересекались уже как старые знакомые.
Справедливости ради пункт после обеда начал работу в 14:15, думали — затянут. В районе 4 часов выехали на просторы Монголии и поскакали по многочисленным монгольским направлениям. Выбор дорог большой, но вероятность попасть на более-менее ровную очень маленькая, по крайней мере нам это удавалось очень редко, и очень быстро эта ровность кончалась. Через 17 км наше первое знакомство с многочисленной сетью параллельно идущих дорог закончилась, начался довольно хороший асфальт.
В районе Цагаэннуура на озере видим красавцев лебедей, про уток разговор не идёт — много и разные, особенно дальше вдоль р. Ховд. Так же знакомимся с хорошо упитанными сурками, то здесь, то там перекатывающимися по степи.
Проезжаем первый довольно серьёзный монгольский перевал, на котором асфальта нет. Природа однообразная, но не унылая, может, от настроения. Вскоре показался Баян-Ульгий, главный город Баян- Ульгийского аймака, это, по-нашему, края или области. В Монголии 21 аймак, в которые входят сомы, то бишь районы. В Баян-Ульгийском 13 сомов. Всего население аймака составляет порядка 100 тыс. человек, в городе проживает 27,5 тысяч.
Что из себя представляет город, видно из фотографий. От приземистых без крыш лачуг до приличных коттеджей, коих, конечно же, на порядок меньше.
Как и предполагалось, уже на въезде в город нас ожидал известный всем прибывающим на рыбалку Мурат. Знакомые с ним заочно через интернет, мы быстро находим общий язык. Предлагается проживание и питание за 1,5 тыс. руб . с одного. После небольшого торга договариваемся до 1 тыс. руб. Разрешение на пребывание в пограничной зоне, озеро Хотон Нуур находится недалеко от границы с Китаем, стоит 100 долларов, договорились на 5 тыс. руб.
Несмотря на вечер предпраздничного дня, вопрос решается довольно быстро, но в дальнейшем никого данный документ не интересовал. Уже дома ребята говорили, что Мурат, похоже, начал «борзеть», раньше ценник был значительно ниже и за проживание и за документы. Позже местный казах говорил, что с любым пограничником и просто административным лицом легко договориться, изобразив незнание и готовность выкушать с ним водочки, а лучше коньячку. Причём водка желательно местная, а коньяк привозной. Но, как писали ребята, каждый волен выбирать свой путь. Мы выбрали административный, т.е. с «бумагой».
Коллективное фото в национальном жилище…
На следующий день планируется посещение праздника, знакомство с городом. У хозяина и на этот случай есть предложения. Пропуск на стадион и все праздничные объекты, цена 5000 тугриков (125 руб.) Он же меняет рубли на тугры. 1 рубль 40 тугриков. Кстати, на границе бойкие ребята предлагали обмен 1 к 35. Отказались, а вот страховку на автомобиль на границе нам настойчиво рекомендовали приобрести — 1100 рублей, не смогли отказаться.
Праздник НААДАМ — это ежегодные массовые гуляния, посвященные независимости Монголии, подробнее можно почитать в Википедии. Эти празднования продолжаются от трёх до десяти дней. Нам повезло, гулял народ десять дней.
Первый день действо происходит на городском стадионе. Как положено, военный парад в составе одного уазика и четырёх пограничников на маленьких лошадках, колонн трудящихся в национальных костюмах, колоритных борцов, лучников и т.д.
Народ большими семьями с энтузиазмом фотографируется на фоне специально приготовленных «картин»,,, игры, песни, соревнования борцов на футбольном поле… Короче, праздник, народные гуляния. Нас почему-то принимают за «америкосов», постоянно приветствуют «Хелло» и просят сфотографировать. Причем интересно, после съёмки подходят смотрят на дисплее, как получилось, и довольные идут дальше.
После стадиона заехали в один из отелей и решили отказаться от услуг Мурата, съехали в гостиницу. Однако, значительно комфортнее и, пожалуй, дешевле. 60000 тугриков за двухместный полулюкс. Душ, туалет, гостиная, чай с бутербродами, телевизор. Напротив драматический театр, что немаловажно для нас, приехавших на рыбалку. Короче, в центре города.
Магазины, совершенно не отличающиеся от наших, имею ввиду продовольственные. Водку не пьём, а пиво местное попробовали. Неплохое, даже можно сказать хорошее.
Следующий день мероприятий проходит в горах километрах в 15-20 от города. Если на стадионе как-то было понятно, зачем собрался народ, то здесь народу, пожалуй, в два раза больше, а зачем они здесь — в два раза непонятнее.
Где-то метрах в 800 проскакали джигиты ребятишки. Чуть в стороне соревновались, кто в движении поднимет с земли муляж барана и куда-то его притащит. Внимательно смотрел, ничего не понял, да и желающих показать свою сноровку в этом деле было всего три-четыре наездника.
На импровизированной сцене (кузов Камаза) исполнялись народные песни, горловое пение, игра на народных инструментах, но особо народ не толпился.
Хотя, наверное, сюда едут семьями, чтобы посидеть на природе в толпе, попить чай и покушать местные манты, походить по лавкам, приехавшим на праздник, торгующим очень дешёвым китайским барахлом.
Баян Ульгий. Вид с места проведения праздника «НААДАМ».
По количеству авто можно представить сколько здесь народу…
Оставляем горожан праздновать и на следующее утро выезжаем на рыбалку.
Улан Хууз — Ценгел — Хотон Нуур. Накануне встретились с ребятами из Нижневартовска, были на Хотоне. Несколько попортили нам настроение. Рассказали, что дорога не ахти, не поймали ни одного хариуса, перед Ульгием пробили колесо.
Однако рассказ о том, что на Хотон Нууре купили барана и съели его втроём, привел к мысли, что для ребят рыбалка это не главное и то, что вода в озере по их мнению прозрачная вселяло определённые надежды.
Дорога это уже банально звучащее — направления, однако ехать не торопясь можно и даже не обязательно на внедорожнике. Заблудиться тоже практически невозможно. По карте планировалось ехать через Сагсай, однако Мурат показал дорогу, минуя этот населённый пункт.
Во всех сёлах есть заправки, стоимость бензина чуть дороже, чем в Баян Ульгий, а вот 95 значительно дешевле, наверное, по ошибке завезли и не могут избавиться.
После Ценгела дорога ожидаемо ухудшается, идёт по горам вдоль р. Ховд. Красивые места, но я бы не сказал, что дикие. Постоянно попадаются вдалеке юрты, нередко мотоциклисты, прилично покрытые пылью, стада коз, баранов, яков.
Всё вполне соответствует статистическим данным — 1,8 человека на 1 квадратный километр.
После моста, по которому переезжаем Ховд, дорога идёт некоторое время в долинах между горами и наконец поднимаемся на перевальчик. Слева открывается цепь озёр, радостное чувство — кажись приехали.
Но вот тут-то и начинается то, о чем предупреждали. Это супер дорога. Скорость 10-15 км расстояние порядка 30 км до Хотон Нуура.
Через пару часов после радостного «Кажись приехали» подъезжаем к воде. Не терпится сделать хотя бы несколько забросов. Сын попроворнее. На второй попытке берёт хариус, на вертушку. Грамм 300, для нас здорово, но отпускаем, так договаривались. Ещё заброс, опять красавец грамм 700… Затем сход, чего-то более серьёзного, ну, рыбаки меня поймут, как обычно.
Однако это не Хотон Нуур, смартфон показывает, что ещё пару километров нужно проехать, едем. И вот наконец мост на ту сторону, где размещается пограничная застава. Сразу за мостом перешеек между о. Хотон Нуур и Хургаан Нуур .
Ставим палатки, жарим хариуса. Одного хватило, даже остался.
Немного порыбачили. На мушку, «балду» то бишь. Практически на каждый заброс поклёвка, правда не очень большой, 200-300 грамм. Отпускаем без сожаления. Пробуем на сплетню, на опарыша с подмуткой… Клёв постоянный. Рыбачить на трофейного не пытаемся, наслаждаемся принципом «поймал-отпусти».
Ночью поднялся ветер, пришлось палатки укреплять камнями. Наутро всё успокоилось, появились красивые горы, облачное небо, озёрная даль… Лепота. По объективным причинам (оба вначале поездки подхватили ОРВИ, естественно, рыбачили и отдыхали после горсти таблеток, сбивавших температуру) от палаток далеко не стали отходить, хорошо клевало и в десяти метрах от бивака попадались экземпляры по 500-600 г, на муху.
Подъехали местные жители на уазике, стали пытаться ловить хариуса. Снасти странные, напоминающие сплетню, но вместо мух красные тряпочки, наверное, это на крупную добычу. Однако в течение получаса ни одного результативного заброса. Предложил мальчику своих пойманных, прибежал посмотрел, позвал отца, и тот не без удовольствия унёс рыбу. Правда и намёка на благодарность не было. Так продолжалось ещё около часа. Я ловил, мальчик прибегал, звал отца, тот приходил и уносил. Затем папа вплотную подошёл ко мне и стал швырять свою странную снасть. Вероятность запутать лески заставила меня отойти и понаблюдать за аборигеном. Так и ничего не поймав, через некоторое время монгольский рыбак ушёл, и мы продолжили рыбалку с пацаном… По принципу — Поймал. Позвал. Унёс.
Позже отдали свой улов вновь подъехавшим местным ребятам. Разговоры о том, что они не едят рыбу сильно преувеличены, хотя, может, они её брали у нас в знак нашей российско-монгольской дружбы.
На третий день возвращаемся в Баян Ульгий, посещаем магазин «Кашемир», а как же без подарков (носки, перчатки, пр. монгольские товары), кстати, которые в таком же ассортименте продаются в Кош-Агаче, по практически таким же ценам .
С вечера планируем дозаправиться утром, благо заправки по пути и их порядка пяти-шести «штук», внешне цивильные…
Утром, сразу же после того как покидаем гостиницу, неувязка, заправки есть, горят разноцветными огнями, но закрыты. Попытки найти работающую результатов не дают. По расчётам бензина хватит до России, устремляемся домой.
Подозрения, что именно в этот день все гости монгольского праздника ринут на границу, имелись. Но…
На КПП мы восьмидесятые, в принципе есть надежда к вечеру быть на нашей территории.
Первые тревожные сигналы начинают поступать ближе к обеду. Очередь сначала сделала рывок и встала. Позже мы поняли, это нас запустили в зону так называемого ожидания. В дальнейшем в час на территорию самого пропускного пункта запускают по две-три машины, и в пять часов, когда мы уже были двенадцатыми, граница закрылась.
Ставим рядом с дорогой палатку. Характерно, что практически все остальные остаются ночевать в машинах, а в каждой машине минимум пять человек с маленькими детьми, а в минивэнах по 10-12 человек.
Утро не предвещает хорошей погоды, так же как и быстрого продвижения к намеченной цели. Прошла информация, что отключили свет на заставе, следовательно, опять засада… Потом приезжал какой-то монгольский генерал, все на заставе стояли по стойке смирно в парадной форме, и, естественно, им было не до нас. Короче, через 32 часа с того момента как встали в очередь, мы въехали на пункт пропуска, и через тридцать минут уже колесили по нейтральной территории.
Родная страна нас встретила приветливо. На въезд стояли минут двадцать, это с учётом, что автобус с туристами прошёл без очереди. Не лукавлю, но здесь всё чётко, конкретно, профессионально. Досмотр, паспортный контроль…. И шлагбаум открыт. Россия.
Правда, умом Россию не понять… а может, у нас его не хватает. Через три-четыре метра по родной территории нас останавливает сотрудник ГИБДД Республики Алтай и, приветствуя, просит предъявить водительское удостоверение, это при том что на границе пять минут назад был пройден транспортный контроль и номера у нас далеко не монгольские.
Хорошо «отдохнув и накопив силы» на границе в Монголии, принимаем решение ехать домой в ночь. Дорога домой, конечно же, короче, но вечерний горный Алтай неотразим, и кое-где не остановиться и не впитать в себя эту красоту просто нельзя.
22 часа. Бийск встречает нас вечерними огнями…
Заключение. Жду с нетерпением следующего года и в конце июля снова на МОНГОЛЬСКОГО, ТЕПЕРЬ УЖЕ, ТРОФЕЙНОГО ХАРИУСА.
Приложение №1
План подготовки к поездке в Монголию
(предварительное время поездки с 10. 07.2017 по 20.07.2017 г.г.)
Цели поездки:
Основная цель это рыбалка на хариуса. В процессе поездки ознакомиться с природой Монголии, с бытом местного населения, по возможности принять участие в народном празднике НААДАМ, сделать фото и видеорепортажи по местам поездки.
1. Организационные вопросы.
2. Мероприятия по подготовке транспорта и необходимых средств для обеспечения бытовых условий в поездке.
3. Продукты питания и посуда.
Продукты питания практически все привезли назад. Всё необходимо сократить в два раза, а то и в три. Многое не стоит тащить за границу, всё продаётся в Монголии по таким же ценам.
4 Рыболовные принадлежности (минимум).
5 Медицинская аптечка (дополнение к автомобильной).