Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Балканы-2017. Черногория, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония на арендованном авто. Цифровой отчет

Балканы-2017. Черногория, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония на арендованном авто. Цифровой отчет

18.08.2017 | 19397 просмотров

Маршрут: Тиват (Черногория) — Сараево (Босния и Герцеговина) — Белград (Сербия) — Скопье (Македония) — КПП Албании (в районе озера Охрид) — Куманово (Македония) — Нови Пазар (Сербия) — Мойковац (Черногория) — Подгорица (Черногория) — Будва (Черногория)

Автомобиль: Chevrolet Aveo 2012

После холодной сибирской зимы 2017 года, наступила чуть менее холодная весна. Всем сразу захотелось погреться на море. Прошедшие, с нашей последней поездки по трем Закавказским странам, десять месяцев, намекали на то, что давно бы пора съездить в отпуск. К сожалению, горячую путевку, ни в какой Таиланд, в этот раз словить не удалось. А отдавать за тур 130000 рублей на 10 дней, в формате ВВ, как-то сильно не хотелось. Поэтому наши взоры были обращены в сторону западных морских курортов. Случайно на глаза попадается достаточно выгодное предложение от авиакомпании S7 по Черногории. Немного поразмыслив, мы решаем провести пару отпускных недель в этой европейской стране. Авиаперелет из Кемерово в Тиват и обратно обходится на двоих взрослых и двоих детей (6 и 9 лет) всего в 69 тысяч рублей. Тариф «Эконом базовый» без багажа, но с ручной кладью по 10 кг на каждого пассажира, чего вполне хватает для необходимых на отдыхе вещей. Для сибиряков, учитывая два перелета в сумме по 8 часов каждый, это очень выгодный вариант.


Планируемый маршрут поездки.

День 1-й (10 мая 2017, среда)

Утренний вылет в Москву, до которой летим чуть больше 4 часов. Там стыковка и ожидание в аэропорту еще 3 часа. Далее из Домодедово вылетаем уже в Тиват. Самолет сильно не ломается, поэтому долетаем быстро. И в 14:30 мы прибываем на черногорскую землю. В здании местного аэропорта дислоцируется пара автопрокатных контор Avis и Hertz. Подхожу, прицениваюсь, сравниваю цены с моим уже готовым и забронированным вариантом. У известных брендов аренда получается несколько дороже. Мой же вариант — это аренда автомобиля на сайте auto-travel.me. В чем его преимущества? Во-первых, на этом сайте воедино собраны предложения нескольких автопрокатных контор. Во-вторых, цены ниже, чем у мировых лидеров. В-третьих, ты выбираешь конкретный автомобиль (марка, цвет, КПП, год), а не подобный. В-четвертых, не надо оплачивать пластиковой карточкой сумму депозита с его блокировки на несколько недель. В-пятых, предоплата 15% по рублевой карточке уже произведена заранее, автомобиль забронирован, в то время как остальная сумма аренды оплачивается на месте при получении автомобиля. В-шестых, очень гибкие условия по выбору всевозможных дополнительных и полезных опций.

В итоге я выбрал: автомобиль Chevrolet Aveo, цвет: темно красный, год выпуска: 2012, с механической коробкой передач и двигателем 1,2 л (86 л. с.). Сначала планировал взять Kia Ceed с двигателем 1,6, почти за эти же деньги, но пока решал, этот вариант уже «ушел». Стоимость аренды со скидкой за 4 дня составила 88 евро (22 евро в день). За эти деньги бесплатно шли: грин-карта (нужные мне страны там присутствовали), два детских бустера, в договор аренды также был вписан второй водитель, застрахованы пассажиры и присутствовала страховка от угона. Другие же прокатные конторы за грин-карту и бустеры просили дополнительную оплату. На сэкономленные деньги я решил взять так называемую Супер-КАСКО, стоимостью 5 евро в день. В этом случае страховая компания покрывает все расходы по восстановлению автомобиля при любых ДТП, а также повреждения лобового стекла, шин и салона автомобиля (фары, кажется, не входят в этот список), превышающие размер депозита. Размер депозита (залога), в моем случае, составил 100 евро. Таким образом, общие расходы по аренде автомобиля составили всего 108 евро, что достаточно выгодно. Но такие низкие цены только до начала основного туристического сезона. Летом все будет дороже. Машину я забронировал на 13 мая, а пока пару дней до начала поездки отдыхаем и наслаждаемся Черногорией.


По посадке в Тиват справа видна Будва.


Набережная Тивата.


Туристическое бюро.


Бока-Которский залив.


Одно из зданий на набережной Тивата.


Набережная после реконструкции шикарна.


На улицах Тивата.

День 2-й (11 мая 2017, четверг)

В этот день на рейсовом автобусе отправляемся из Тивата в соседний город Котор. Это самый знаменитый и посещаемый город Черногории на берегу Бока-Которской бухты, который внесен в список ЮНЕСКО. Наша цель подняться на крепость Святого Иоанна и прогуляться по Старому городу. За автобусные билеты отдаем по 1,7 евро (дети бесплатно) и, где-то через час пути, выходим в Которе на остановке Камелия. Проходим пару сотен метров за гидростанцию и сворачиваем на грунтовую дорогу. То есть, поднимаемся на крепость Святого Иоанна не через Старый город, как делают все туристы, а используем «черный вход». Прелести этого пути — что при постепенном подъеме открывается намного лучший вид на Бока-Которскую бухту и нет толп туристов, идущих рядом. К тому же, приятнее и легче двигаться по грунтовке, постепенно набирая высоту, чем подниматься по ступенькам. Да и сэкономленные от входа 3 евро остаются в кармане. Неспешный подъем с остановками для фотографий длится часа два. В итоге с вершины крепости открывается потрясающий вид на Бока-Которскую бухту, гору Ловчен, старую разрушенную церковь, да и на сам город Котор. Минут через 20 на вершине становится многолюдно. Это постепенно подтягиваются американские и европейские туристы с круизного лайнера, прибывшего с Дубровника. Мы же начинаем постепенный спуск вниз, по каменным ступенькам и уже через полчаса гуляем по улочкам Старого города. Манящий запах местных пекарен не дает пройти мимо. За яблочный пирог отдаем пару евро. Столько же отдаем за килограмм черногорской клубники на рынке, продающейся на набережной Котора. Еще какое-то время гуляем по городу. Затем на такси, сторговавшись за 5 евро (вместо 8), возвращаемся в Тиват в наши арендованные апартаменты.

Кстати, по традиции, все жилье мы бронируем на сайте аренды квартир Airbnb. Обычно получается несколько дешевле, чем снимать гостиничный номер, скажем на Букинге. Жилая площадь достается больше, условия проживания уютнее и комфортнее. Да и общение с хозяевами-иностранцами существенно расширяет познания о посещаемом городе. В этот раз сутки проживания обходятся в среднем 25-30 евро.

После обеда отправляемся в местное туристическое бюро (Tourist Organisation of Tivat). Наша цель сделать документ о регистрации (по совместительству и об уплате туристического налога), так называемый «Белый картон». Для этого каждый турист, приехавший в Черногорию, должен в течение 24 часов с момента прибытия обратиться в местное отделение полиции или в туристическое агентство. Если Вы снимаете отель или апартаменты, хозяева жилья обязаны оформить его за Вас. На практике кто-то это делает, кто-то нет. В нашем случае, мы занимается оформлением «Белого картона» самостоятельно. В итоге, на руках у Вас должен оказаться корешок об оплате налога с указанием дат и адреса проживания в Черногории. Мы отдаем 0,9 евро за каждый день проживания за взрослого (за детей 0), плюс каждый бланк обходится еще по одному евро. В итоге за все платим 16,6 евро. Чтобы не тратить лишние деньги, оформляем разрешение не на весь срок пребывания, а ограничиваемся лишь 7 днями. Название отеля и имя улицы нам вписываются произвольные.

Вопрос: стоит ли делать «Белый картон» или нет? До этого мной изучены несколько форумов. Из них следовал примерно такой вывод. В аэропортах пограничники наличие «Белого картона» обычно не проверяют (соотношение 10% к 90%). При наземном пересечении границ Черногории, как в нашем случае, вероятность того, что регистрация проверится примерно 70 к 30. В действительности же, у нас никто ни разу ничего не спросил и не посмотрел. Может, повезло, а может еще не самый туристический сезон. Но, в любом случае, стоит помнить, что штраф за отсутствие «картона» составляет 200 евро. Так что выбор, стоит ли платить туристический налог, безусловно, за Вами. Виза же россиянам, для посещения Черногории, сроком до 30 дней не требуется. Не требуется она также для визита в Боснию и Герцеговину (до 30 дней), Сербию (до 30 дней) и Македонию (до 90 дней).


Так выглядит «Белый картон».


Которский залив.


Вот так, разъезжаются автобусы на узких дорогах Черногории.


Тоже Которский залив рано утром.


Отсюда начинаем подъем на крепость Святого Иоанна.


«Нетуристический» вид на крепость с «черного входа».


Сначала пейзаж такой.


Потом такой.


Понимаемся по этой извилистой тропе.


В окружении камней.


По пути встречаются множество таких, немаленьких улиток. В Черногории черные не только горы, но и улитки.


Постепенно приближаемся…


Проходим полуразрушенную церковь…


Внутри которой вот так…


А рядом, видимо, бывшие каменные дома.


Двигаемся к проему в стене крепости.


Чтобы сверху насладиться видом черногорских фьордов.


Очередная миллиардная фотография Бока-Которского залива, ради которой все взбираются на крепость Святого Иоанна.


На вершине крепости.


Огромный круизный лайнер доставил американских и европейских туристов.


Начинаем спускаться вниз по каменным ступеням «туристического» трека.


Проходя по таким неудобным ступенькам или по рядом лежащим камням.


А надо подняться вон на ту вершину справа.


На уличках Старого города в Которе.

День 3-й (12 мая 2017, пятница)

В этот день глобальных перемещений не делаем. Просто гуляем по Тивату, наслаждаемся спокойной и размеренной европейской жизнью. Несколько лет назад закончилась реконструкция набережной Тивата, поэтому гулять по ней очень приятно. На ней есть также две интересные туристические «фишки». Это солнечные часы прямо на мостовой и инсталляция «эхо», заходя внутрь которой «меняется» ваш голос. Проверяем сами — все работает почти точно.

Дальше идем по Яхт-клубу Порто Монтенегро. Это стоянка для яхт категории люкс, которая представляет собой настоящее «государство в государстве». Инвестиции в этот крошечный клочок суши составили около полутора миллиардов долларов США, что позволяет ему, находится в одном ряду со звездными маринами Лазурного берега. Тут же размещаются конторы по продаже яхт. Так, к примеру, небольшую яхту на 8 мест, можно приобрести в районе полутора миллионов евро.

Проходя от Порта немного дальше, набредаем на музей морского наследия Тивата (Nautički Muzej). На его территории расположена восстановленная югославская подводная лодка П-821 типа «Херой» (длина 50 метров), времен второй мировой войны. Давненько не попадались на глаза подводные лодки. Назад возвращаемся через Градский Парк. Конечно, после Порто Монтенегро, ожидаешь увидеть что-то грандиозное. Но, видимо, инвестиции семьи Ротшильдов еще не дошли до этой городской территории.

После обеда отправляемся на пляж Калардово, который расположен в 100 метрах от взлетно-посадочной полосы аэродрома Тиват. Конечно, в мае, само купание в Которском заливе, еще тот экстрим. Поэтому в основном наблюдаем, как взлетают, или садятся Боинги и небольшие Цесны на местный аэродром. Пожалуй, впервые, мы наблюдаем за взлетом Боинга-737, находясь в сотне метров от места старта и разгона, когда от встречного потока турбированного воздуха очень трудно просто устоять и удержаться на месте.

Возвращаясь назад, продолжаем знакомиться в очередном кафе с местной кухней. Традиционное первое блюдо, которое подают перед основным — Чорба. Это густой суп, отчасти напоминающий рагу, стоит 2,5-3 евро. Знаменитые черногорские колбаски из рубленого говяжьего или свиного мяса с луком и специями — чевапчичи стоит 4-5 евро. Единственным национальным и любимым пивом считается Никшичко пиво. Производят его с 1896 года. Ценник 1,5 евро в ресторане и 0,8 евро в супермаркете за 0,5 л. Ну и, конечно, фирменное блюдо Черногории — Негушский пршут. Вяленое мясо, обычно свинина, которое готовится высоко в горах несколько месяцев. Стоимость за килограмм 10-15 евро. Вечером, после прогулки, с удовольствием сидим на балконе. Бутылочка самого популярного местного красного вина Вранац (Vranac), являющегося гордостью страны, под местный сыр только усиливают положительные эмоции от этой Балканской страны. Завтра старт нашего четырехдневного автопутешествия.


Внутри инсталляции «Эхо» меняется голос.


Набережная Тивата.


Порт Монтенегро.


Тридцатисантиметровые рыбки у набережной.


Не пешком же ходить, выбирая яхты.


Пятизвездочный отель Regent Porto Montenegro.


Здесь самая дешевая европейская парковка для яхт.


Подводная лодка П-821 в музее морского наследия в Тивате.


Там же.


В городском парке.


… в общем, убери за собой.


Австрийский Pinzgauer компании Steyr-Daimler-Puch, созданный для швейцарской армии.


Аэропорт Тивата, больше похожий на провинциальный автовокзал, расположенный в паре сотен метров от пляжа Калардово.

День 4-й (13 мая 2017, суббота)

Сегодня с утра направляюсь к ресторану Prova, к которому в 9:30 утра автопрокатчики должны доставить арендуемый автомобиль. По европейскому все четко, и в назначенное время, Chevrolet Aveo уже ждет меня. Сдает автомобиль и оформляет договор аренды русский парень. Что, разумеется, очень удобно. Минут за 10 рентный договор заполнен, все сколы на кузове автомобиля отмечены и сфотографированы, наставления получены. Что из нюансов? Всегда должен быть комплект автолампочек. Аптечка запечатана (если она будет вскрыта, потом ее надо будет заменить на новую). Световозвращающий жилет лежит в двери автомобиля. Бак полный. Автомобиль помыт. Детские бустеры на месте. Пробег на начало пути — 115980 км. Также договариваюсь вернуть автомобиль, не в Тивате, а в месте нашей последующей дислокации городе Будве. Арендодатель соглашается, его это устраивает, доплат никаких не требуется. Возможное опоздание на 30 минут не критично.

Описывать все тонкости ПДД по каждой стране особого смысла нет. Все они собраны воедино и отлично разъяснены на сайте autotraveler.ru. Перед посещением каждой новой страны я освежаю информацию, просто заходя на этот ресурс.

Итак, в 10:00 забираем детей из апартаментов. Грузим в багажник рюкзаки и отправляемся в путь. Сегодня наша цель — доехать до столицы Боснии и Герцеговины, 275-тысячного города Сараево. До него навигатор Navitel показывает около 260 км и 5 часов пути. Навигатор Mapsme предлагает двигаться через город Мостар (Mostar). Это немного длиннее и на полчаса дольше. Выбираем маршрут Навитела. И уже через 5 километров от Тивата в поселке Лепетане (Lepetane) подъезжаем к паромной переправе Лепетане — Каменари. Ее стоимость 4,5 евро, и она соединяет 2 стороны Которского залива, позволяя сократить путь из Тивата в Герцег-Нови примерно на 30 км (или 40 минут). Покупаю билет, и спустя 5 минут мы уже заезжаем на паром. Еще минут 5-7 ждем заполнения судна и еще через несколько минут съезжаем на другой берег залива. Все отлаженные действия проходят быстро и четко.

Двигаемся в направлении города Никшич (Nikšić). В сам город не заезжаем, а по объездной дороге уходим в сторону Плужине (Plužine), который располагается на берегу знаменитого Пивского озера (Pivsko jezero). На несколько минут делаем остановку, чтобы полюбоваться искусственным водоемом с высоты в несколько десятков метров.

Кстати, дороги в Черногории достаточно хорошего качества, хотя и считаются одними из самых сложных в Европе. Здесь никого не удивишь 180-градусными серпантинами, неожиданными препятствиями и очень ограниченным обзором. Знаки «Падение камней», «Опасный(е) поворот(ы)» и «Тоннель», наряду с «Ограничением скорости» одни из самых популярных в стране. Местные автодорожники в асфальт добавляют мраморную крошку, от чего дорожное покрытие даже в сухую погоду становится как бы «мокрым». Но в любом случае, вождение по дорогам Черногории требует повышенного внимания и концентрации.

Мы же после Плужине еще несколько километров двигаемся вдоль Пивского озера и минут через 20 подъезжаем к Боснийской границе с КПП Šćepan Polje на реке Тара. Из машины не выходим, вещи к досмотру не предъявляем. Пограничнику показываем: договор аренды автомобиля, грин-карту и пластиковый регистрационный сертификат на автомобиль. Печати в паспорта ставятся моментально. Автомобилей в очереди кроме нашего нет, поэтому время прохождения границы 4 минуты.

Продолжаем движение к столице Боснии и Герцеговины, до которой остается около 90 километров. Но в сам Сараево пока не заезжаем, а едем сразу в Аквапарк Termalna Rivijera, расположенный в соседнем городке Илиджа (Ilidža). Там проводим пару часов, получая удовольствия от горок, бассейна, джакузи и водопадов. Посещение Аквапарка на четверых обходится всего в 800 рублей. Наличные евро на местные деньги не меняю, рассчитываюсь обычной рублевой карточкой Mastercard.

От Илиджи по достаточно широким столичным улицам до арендуемой квартиры доезжаем быстро. Пробок в городе нет. Созваниваемся и встречаемся с хозяином апартаментов, который предусмотрительно занял, для нашего автомобиля рядом с домом парковочное место. Еще 10 минут мы тратим на заселение. После чего сразу отправляемся перекусить и знакомиться с городом Сараево.

Двигаясь в район Старого города, проходим по Латинскому мосту. Именно на нем произошло трагическое событие, ставшее поводом для начала Первой мировой войны. В историческом центре столицы Боснии и Герцеговины раскинулась площадь Башчаршия или Голубиная площадь, построенная в 1462 году, тогда же появилось и само поселение Сараево. В центре площади возведен роскошный фонтан из дерева с голубым куполом. Мы же какое-то время кормим голубей остатками выпечки и двигаемся дальше по торговым уличкам Старого города. Вокруг работают кафе и сувенирные лавки с неповторимым восточным колоритом. Проходим башню и почти пятисотлетнюю мечеть Гази Хусрев-бега, которую можно посетить за пару боснийских марок. Еще через несколько сот метров проходим Кафедральный собор святого сердца Иисуса. Да, не зря, называют Сараево «Восточноевропейским Иерусалимом». Город, соединивший несколько религий, мне импонирует.

Постепенно темнеет, и включается подсветка зданий. Количество людей вокруг увеличивается. Сараево становится еще ярче и краше. Просто от нахождения на улицах города получаешь удовольствие. Жаль, что тут приходится провести всего один день, за который страну и город сильно вкусить не получается. Но в этот раз формат нашего автопутешествия именно такой: один день — один город — одна страна. И уже завтра мы направляемся в Сербию. Сегодняшний же дневной пробег составляет 29 километров.


Арендованный Chevrolet Aveo.


Паром на переправе Лепетане — Каменари.


Курсируют они довольно часто.


Десятки тоннелей по пути следования.


Черногорские дороги.


Облака очень низко.


Пивское озеро.


Бесконечные повороты…


…и тоннели.


Узкая грунтовая дорога сразу после Боснийской границы.


Босния и Герцеговина.


Аквапарк в Илидже, пригороде Сараево.


Один из открытых уличных бассейнов.


Внутри аквапарка.


Национальная и университетская библиотека Боснии и Герцеговины.

Один из многочисленных мостов в Сараево через реку Миляцку.


Голубиная площадь.


Здание юридического факультета Сараевского университета.


Фестина Ленте — это мост-петля в Сараево, творение местных студентов.


Академия искусств.


Кафедральный собор Святого сердца Иисуса.

День 5-й (14 мая 2017, воскресение)

Спать утром долго не получается. Ближе к пяти утра слышу голос муэдзина, призывающего на утренний намаз. Бодрящий кофе, тосты, омлет и уже в 7 часов сдаем хозяину ключи от квартиры. Сегодня мы выдвигаемся в столицу Сербии, город Белград. До него около 300 километров или менее пяти часов хожу. Первую сотню километров едем в окружении хвойного боснийского леса. Встречающиеся небольшие деревеньки поражают своей чистой и ухоженностью. Качество дорог чуть хуже, чем в Черногории. Навигатор направляет нас перейти границу за городом Зворник, но мы этого не делаем и едем дальше по знакам на север страны вдоль сербской границы по трассе М19. От заправки к заправке стоимость, и так недорогого, боснийского бензина падает. Уже перед самой границей с Сербией пополняю бак. Причем заправка начинается автоматически, как, только я вставляю пистолет в бак автомобиля. Стоимость 1 литра бензина марки «Euro Super 95» в районе 1 евро. В Черногории в это время он стоит 1,26 евро. Причем цена топлива меняется каждые 2-3 дня, как в сторону повышения, так и уменьшения, находясь в прямой зависимости от котировок барреля нефти на мировых рынках.

Границу Боснии и Герцеговины проходим на пограничном переходе Рача, делая это оперативно и тратя минут 10. А вот перед сербским КПП почему-то образовалась приличная очередь из машин метров на 500. Возможно, по совету навигатора, стоило пересечь границу раньше и двигаться до Белграда по региональным дорогам. Но все же автомобильный поток понемногу движется, никто, кроме мотоциклистов, стройный порядок очереди не нарушает, все терпеливо ждут. Европа. Через 40 минут проходим границу и мы. Предъявляем паспорта и те же 3 документа на автомобиль. Вопросов не задают, желают лишь хорошего отдыха.

Вскоре выезжаем на трассу Е70, за платный проезд по которой отдаем 210, а потом еще 80 сербских динар (около 150 рублей). И в час дня уже паркуем автомобиль на одной из улиц Белграда, перед нашими апартаментами. Весь воскресный день и до семи утра понедельника парковка бесплатна.

Заселяемся. Разговариваем с хозяйкой. Причем так же, как и в Сараево, общение происходит на английском языке. В странах бывшей Югославии 90% местного населения говорит на сербском языке. Конечно, он очень похож на русский. И можно даже разобрать одно из 4-5 слов, но для полноценного общения этого явно недостаточно. Хотя балканцы (особенно старшее поколение) понимают меня гораздо лучше, чем я их.

После заселения сразу отправляемся к Храму Святого Саввы, который является одним из самых крупных православных храмов в мире. До него от нашего жилья где-то 1,5 километра, которые мы преодолеваем пешком. Услугами такси и городского транспорта не пользуемся. Проходим разрушенное здание Министерства Обороны Югославии. Это одно из напоминаний о НАТОвских бомбардировок Югославии в 1999 году. Сам же Храм Святого Саввы производит грандиозное впечатление. Белоснежное здание поражает своим величием и красотой.

Далее, выйдя, на пешеходную улицу Белграда Кнеза Михаила, мы направляемся к главной туристической достопримечательности столицы Сербии — Белградской крепости. К ней прилегает один из старейших парков Европы — парк Калемегдан. Оба они находятся в месте слияния рек Савы и Дуная, на высоте 125 метров. Место красивое, гулять по древней мостовой приятно.

Вообще, Белград производит довольно двойственное впечатление. С одной стороны, чувствуется размах и потенциал города. А, с другой, неплохо бы вложить в город немного деньжат, привести его чуть в порядок, избавиться от неуютности и добавить городу лоска.

Окончание дня проводим в одном из местных ресторанов. Дети в восторге от антуража заведения, оформленного в старославянском стиле. Реактивные официанты поражают скоростью обслуживания. Неудивительно, что тут много посетителей иностранцев. За посиделки отдаем что-то в районе 35 евро. Цены же в местном супермаркете оказываются ниже черногорских. Что и не удивительно, ведь большинство продуктов в Черногорию как раз поступает из Сербии или Македонии. Сегодня за день проезжаем 310 километров.


По боснийской тайге.


Боснийский КПП Рача.


Хвост очереди на сербском КПП.


Въезжаем в Белград.


Обычная улица в Белграде.


Вознесенская церковь. Очень красиво внутри.


Храм Святого Саввы.


Рядом с храмом, памятник, пожалуй, самому известному сербу.


Памятник основателю Сербской Церкви Святому Савве.


Необычный памятник писателю Бориславу Пекичу.


Здание Старого дворца.


Обычное сербское здание.


Пешеходная улица Кнеза Михаила.


В парке Калемегдан.


Там же.


Слияние рек Савы и Дуная.


Мост на Ади.


Военная техника времен 1-й и 2-й Мировых войн.


Гостиница «Москва» несколько выделяется на фоне соседних сооружений.


Видно, кто первый друг Сербии.


Памятник последнему российскому императору.


Внутри ресторана Zavičaj.


Разрушенное здание Министерства Обороны Югославии.

День 6-й (15 мая 2017, понедельник)

Утро начинается стандартно: кофе, легкий завтрак и в дорогу. Уже в начале седьмого по достаточно пустым улицам покидаем Белград. Сегодня наша цель — самая бедная республика бывшей Югославии двухмиллионная Македонии. Ее столица — город Скопье находится от Белграда на расстояние примерно 430 км. Мы в начале пути движемся по платному автобану А1. Периодически платим дорожную мзду. Три раза по Сербии и еще 2 раза по Македонии обходятся почти в 700 рублей. Так же, как и в Боснии, я местную валюту в руках не держу, а расплачиваюсь везде пластиковой карточкой Mastercard. За уличные сувениры все с радостью принимают наличные евро.

Сербскую границу проходим оперативно за несколько минут, не покидая автомобиль. Штампы о выезде из страны, на мое удивление, не ставятся. Я прошу поставить. Пограничники уверяют, что это нормально и печати ставятся только на въезд. Сталкиваюсь с таким впервые. Македонец же просто сканирует и возвращает паспорта. Жестами показываю ему, что нужен штамп. А штамп?! И с улыбкой ставит всем печати, причем посередине 24-ой страницы. Спрашивается, зачем делать пропуск с десяток пустых страниц? Сразу за границей пополняем бак бензином. Выходит немного дороже, чем Боснии, но дешевле, чем в Черногории.

И вот через некоторое время мы заезжаем в столицу Македонии, уличное движение в которой напоминает трафик в каком-нибудь среднеазиатском городе. Сигналы, суета, плюс уличная жара +33С. На перекрестке школьники мне предлагают помыть лобовое стекло. Удивляемся огромному количеству разных памятников и всевозможных статуй. Остановку пока не делаем и движемся к главной достопримечательности города — Кресту Тысячелетия. Построенный в честь 2000-летия принятия жителями Македонии христианства, этот 66-метровый крест расположен на горе и возвышающийся над всем городом является самым большим крестом в мире.

Оставляем автомобиль на парковке у входа на нижнюю станцию канатной дороги. Идем покупать билеты. Сегодня понедельник, выходной, поэтому подъемник не работает. Принимаем решение идти в гору пешком. Старт на высоте 570 метров, а финиш на высоте 1089 метров над уровнем моря. Наверх ведут два пути. Первый, более короткий — треккинговый маршрут, проходящий через лес по каменистой грунтовке. И второй, более длинный, но менее крутой, по асфальтированной дороге. Выбираем второй. Одеваем кроссовки, берем с собой рюкзак с парой бутылок питьевой воды и начинаем подъем в гору. В тени деревьев идти не жарко. По пути попадаются оборудованные для отдыха беседки. Периодически встречаем идущих, бегущих или едущих на велосипедах в гору (или с горы) людей. Где-то за 2,5 часа поднимаемся к Кресту Тысячелетия и мы. Людей наверху в выходной почти никого. Прошу рабочего сделать общую фотографию. Им оказывается местный инженер, в свое время поработавший в СССР, поэтому он достаточно хорошо говорит по-русски. Он и его напарник ожидаемо сожалеют о распаде Югославии. Раньше, в бывшей Югославии, они жили существенно лучше.

Мы, поднявшись в гору, полчаса находимся на паре смотровых площадках. С первой виднеется растянувшийся на десяток километров Скопье. А со второй, с противоположной стороны, открываются красивые горные вершины, еще немного покрытые снегом. Вниз спускаемся уже по короткой, каменистой тропе. Время спуска — 40 минут. Суммарный пешеходный километраж во время этой горной прогулки составляет около 10 километров.

Дальше мы делаем небольшой проезд по городу на автомобиле. Начавшийся дождь, не способствует более пешим прогулкам. Поэтому где-то через час мы заканчиваем непродолжительную, ознакомительную экскурсия по городу, ужинаем и заселяемся в очередное жилье. Цены же в местном супермаркете приятно радуют, одновременно оказываясь самыми низкими из всех балканских стран. Конечно, за сутки город и тем более страну сильно не прочувствовать. Но такая обзорная поездка, по крайней мере, дает представление в какую страну стоит ехать повторно, а в какую уже нет. Сегодня наш дневной пробег составляет 454 километра.


На платном автобане А1.


Еще периодически встречаются и ВАЗы.


В Скопье.


Поднимаемся к Кресту Тысячелетия.


Раздавленная, автомобилем, змея, выползавшая из кустов погреться на солнышке.


Вид на Скопье сверху.


Огромный 66-ти метровый Крест Тысячелетия.


Он же с другой стороны.


Спускаем вниз по такой тропе.

День 7-й (16 мая 2017, вторник)

Опять ранний подъем, непродолжительные сборы, и уже в начале седьмого утра мы покидаем Скопье.

Сегодня мы планировали проехать от Скопье через озеро Охрид в албанскую Тирану и дальше добраться до приграничного Шкодера, где остановиться на ночевку. А уже на следующее утро прибыть в конечный пункт нашей поездки в черногорский город-курорт Будву, чтобы там вернуть арендуемый Шевролет. Но звезды легли иначе, и впервые наш запланированный маршрут не совпадает с реальным…

В районе 8 утра мы подъезжаем к Македонской границе. Подаю пограничнику 4 паспорта, а детей на заднем сидение не видно, они уснули и лежат на нем. Македонец вопросительно смотрит на меня и изображает на пальцах цифру «4». Я жестом показываю, мол, спят дети, будить надо? Он отрицательно машет рукой и автоматически ставит 4 выездных штампа. Дальше албанская граница, за территорию которой мы, увы, не попадаем. Напомню, что для посещения Албании россиянам нужно оформить местную визу, или иметь действующую Шенгенскую. Но каждый год, с 15 мая по 1 ноября Совет Министров Республики Албания для увеличения туристического потока разрешает безвизовый въезд всем гражданам Российской Федерации для экскурсионных и частных поездок сроком до 90 дней. Но в этом году этого не происходит! Сотрудники пограничного перехода, сначала офицер, а потом и начальник КПП звонят в Тирану. Да, говорят, все, верно, есть такой документ, но он пока не подписан. И это должно произойти сегодня-завтра. Сегодня-завтра в жизни оказывается 2 июня 2017 года. Да, именно только в этот день вступил в силу этот пресловутый закон. В чем причина задержки? Может, не особая любовь к России? Или отголоски европейских и американских санкций? Или проходящие в тот момент в Албании выборы? В любом случае, нас на территорию Албании не пускают и после часа переговоров выдают две официальные бумаги об отказе во въезде в эту страну.

Разворачиваю автомобиль, и мы повторно проходим границу Македонии. На этот раз приходится выйти из автомобиля и открыть багажник. Причем офицер так поступает со всеми автомобилями, выезжающими из Албании. Печати, как обычно, македонец пытается «забыть» поставить, но на нашей просьбе все же ставит, и мы снова въезжем на территорию Македонии. Прокладываем маршрут до Будвы. Оба навигатора, по короткому пути, упорно ведут нас через Республику Косово, для въезда на территорию, которой нам тоже нужны Шенгенские визы. Их нет, поэтому едем в объезд этого частично признанного государства. Для начала возвращаемся почти 200 километров в сторону Скопье. Причем дороги в Македонии такие же, как и в Черногории, то есть гористые. Соответственно, это постоянные спуски, подъемы, повороты, сплошные линии, с запретами обгонов. Ехать быстро не получается, средняя скорость далеко не 90 км/ч. Двигаемся по маршруту Е65, затем за Табоновцем пересекаем Македонско-Сербскую границу (КПП Прешево), попадая на автобан А1. Проезжаем Вране, затем Лесковац и перед Нишем уходим на запад в сторону сербского Нови-Пазар. Ближе к которому, навигатор «понимает ситуацию» и начинает прокладывать дорогу до черногорской Будвы без заезда в косовскую Приштину. За все это время, 10 раз оплачиваем проезд по македонским платным дорогам и еще пару раз по сербским. Суммарно отдаем чуть более 600 рублей. Сегодня приходится ехать быстрее, немного агрессивнее и посерьезнее нагружать 86 сильный, 1,2-литровый двигатель Авео, разгоняясь на прямых участках дорог порой до 130-140 км/ч (на автобане разрешенная скорость 130 км/ч).

Кстати, что о полицейских? Они есть, причем даже больше, чем я думал. Видели даже, как останавливают и штрафуют за сплошную линию в Черногории. В этой стране их больше всего. В Сербии тоже ощущается их присутствие. Но в основном они стоят в населенных пунктах после знака «Школа», где разрешенная скорость движения 30 км/ч. В Боснии и Македонии сотрудники ДПС сильно на глаза не попадались и каких-либо неудобств нам во время путешествия не создавали.

Мы же продолжаем свое движение в сторону Будвы. Ближе к Черногории заканчиваются равнинные дороги, и мы снова заезжаем в гористую местность. Скорость, естественно, падает. Она и так не высокая, так как довольно часто проходится проезжать через небольшие населенные пункты с ограничение скорости в 50 км/ч. Но вот уже подъезжаем к сербско-черногорской границе. Это пограничный переход Dračenovac. Машин мало, поэтому проходим его быстро. Сербы опять на выезд печати не ставят. Черногорские офицеры тоже ничем особым не выделяются. Среднее время прохождение любой европейской границы около 10 минут. Кстати, «Белый картон» так ни разу проверен и не был. Может, причина в черногорских номерах? Может, забывали про него? А может, просто никто не хочет с ним заморачиваться?

Далее едем на высоте около 1700 метров, проезжаем пару горнолыжных курортов. В хвойном лесу где-то в кустах еще виднеется снег. Около 8 вечера мы начинаем искать место для ночевки, которую достаточно быстро и находим. Большая заполненная, перед отелем, парковка признак того, что место неплохое. Ужинаем и тут же остаемся ночевать. За день проезжаем 912 км, 6 раз пересекаем границы 3 государств. Лучше бы все эти цифры были в 2 раза меньше.


От албанской границы пришлось делать вот такой крюк в обратном направлении,
объезжая еще и Косово.


Албанский КПП.


Один из горнолыжных курортов.


Закат в горах Черногории.

День 8-й (17 мая 2017, среда)

Сегодня наша задача добраться до курортной Будвы, разместиться в апартаментах и в договоренные 9:30 сдать автомобиль. Поэтому опять долго спать не приходится. Встаем уже на рассвете. Бодрящий кофеек и в дорогу. Проезжаем Мойковац и Колашин, едем вдоль знаменитых черногорских каньонов реки Тары. Очень красиво. Все-таки местная природа просто восхитительна.

 Двигаясь по трассе Е80, мы проезжаем столицу Черногории — 150 тысячный город Подгорицу. Проезжаем не по объездной дороге для транзитного транспорта, а через центр, что, безусловно, больше радует глаз, чем окраины этого града. Дальше до Будвы навигатор ведет по более продолжительному маршруту, а не по короткому пути, через платный тоннель Созина (Sozina). Перед спуском к Будве, на вершине горы делаем короткую остановку, чтобы осмотреть местность сверху и сделать пару фотографий. В 8 утра успешно заселяемся в квартиру и едем, по договоренности, к АЗС Eko. Где я заливаю бак до полного и тут же за 3,5 евро делаю автоматическую мойку автомобиля. Еще одного евро хватает, чтобы пропылесосить салон. В 9:40 сдаю автомобиль. После проверки на наличие-отсутствие новых царапин и прочих сколов сотрудник возвращает мне депозитные 100 евро. Пробег за день 128 километров.

На этом наше небольшое автопутешествия по 4 балканским странам успешно завершилось. К автомобилю никаких вопросов не было: все работало четко и без поломок. К сожалению, нам не удалось проехать полностью запланированный маршрут. В городах, возможно, стоило делать остановки дня на 2 или дольше. Но все же, вариант провести больше времени в Будве, находясь на пляже и купаясь в море, был для нас более предпочтителен. В любом случае обзорная экскурсия состоялась, определенные выводы сделаны, бесценный опыт путешествий получен, яркие впечатление навечно записаны в память. Все участники остались, очень довольными.

Для любителей цифр:

  • Начальное показание одометра: 115980 км
  • Конечное показание одометра: 118082 км
  • Пройден путь в 2102 км за 4 дня и 4 ночи
  • Посетили 8 городов в 4 странах
  • Залито 116.89 литров бензина на 131.16 евро
  • А средний расход бензина составил — 5.56 л на 100 км
  • Средняя цена 1 литра бензина марки АИ-95 вышла в 1.13 евро
  • Цены по бензину АИ-95 по странам: (Черногория 1,23 евро, Босния 1,02 евро, Сербия 1,15 евро, Македония 1,12 евро)
  • Проезды по платным дорогам стоили около 31 евро
  • Все расходы, включающие в себя аренду автомобиля, бензин, платные дороги и автомойку, составили чуть более 270 евро. При курсе рубля на то время 61, рублевый эквивалент всех авторасходов получился равным около 16,5 тысяч рублей.
     


Фактический пройденный маршрут по Балканам.


Курортная Будва сверху.


Мойка перед возвратом автомобиля.


Вид с балкона арендуемой квартиры.


Адриатическое море.

После автопутешествия

Оставшиеся 7 дней пляжного отдыха в Будве мы периодически разбавляли вылазками из этого небольшого курортного городка. Так, например, в один из дней прогулялись пешком от Будвы до острова Святого Стефана (Свети Стефан), который является жемчужиной и одной из главных достопримечательностей Черногории.

По набережной Будвы мы двигаемся в сторону поселка Бечичи и где-то через километр проходим по пешеходному тоннелю, прорубленному через гору и соединяющим эти населенные пункты. Его стены украшены необычными интересными картинами и рисунками. После тоннеля мы снова попадаем на объединенную длинную набережную, двух поселков Бечичи и Рафаиловичи. После Рафаиловичей снова тоннель, за которым еще одна набережная, теперь уже поселка Каменево. В каждом из этих мест оборудованные пляжи, на которых можно загорать и купаться. Затем мы следуем через Пржно и спускаемся к платным Королевским пляжам в местечке Милочер. Проходим еще немного и оказываемся на пляже поселка Святого Стефана с видом на одноименный закрытый и популярный остров, который является визитной карточкой Черногории. После пары часов купания и отдыха, дети выражают желание отправиться в обратный путь в Будву, но не на такси, а так же пешком. Что ж, нам приходится согласиться. По пути обедаем в одном из многочисленных ресторанов, расположенных на набережной Адриатического моря. Средний ценник посещения кафе на четверых где-то 20-25 евро. Днем в некоторых местах возможен бизнес-ланч стоимостью 6-7 евро. В итоге весь наш прогулочный пешеходный путь составляет без малого 20 километров. На удивление, дети его выдерживают довольно легко. А вечером они, еще полные сил, играют в футбол в одном из мини-парков, обойдясь, в отличие от нас, без дневного сна.


Мыс Завала (Zavala) на котором Сергей Полонский так и не реализовал
скандальный проект Astra Montenegro. Сейчас здесь апарт-отель
Dukley Gardens.


У входа в Старый город Будвы.


Пляж Ричардова голова в Будве.


Статуя «Танцовщица из Будвы».


Пляж Могрен-1. Стоимость двух лежаков и зонтика на день — 10 евро.


Прокат катеров и лодок. Стоимость 20 евро в час.


Морская полиция.


Ночной улов. Скоро окажется в местных ресторанах.


Цены-2017 на экскурсии в Будве.


Европейская открытость.


Много россиян, купивших апартаменты в Черногории, перемещаются
на своих, например, вот таких, автомобилях.


Югославский автомобиль Zastava Koral-55 или Yugo.


Первый переднеприводной автомобиль Renault 4GTL (1961-1994).


Закат в Будве.


Славянский пляж .


Пешеходный тоннель между Каменево и Рафаиловичами.


Весь славянский алфавит на стенах тоннеля.


Там же «мясная» карта Черногории.


Остров Святого Стефана.


Парк в Милочере.


Королевский пляж.


Пляж комплекса Dukley Gardens.


Бизнес-ланч за 6 евро.


Недорогое жилье с видом на море. От моря подниматься в гору около часа.


Земледелие в горах.


Все чисто и ухожено.


Старое гумно. Место для молотьбы пшеницы.


Поменял 3 черепицы и еще на 50 лет забыл о ремонте крыши.


Местное кладбище с семейными могилами. После смерти внутрь ставится еще одна урна с прахом, а на надгробной плите добавляется новая надпись.
Вся семья находится в одном месте.


Цветет гранат.


Одна из шести самых старых олив в мире. Возраст более 2000 лет.


Греется на солнце.


Разрушенная крепость Mogren Fortress.


Ширина одной из сторон дома не более 1 метра.


Тоже почти треугольный дом.

Экскурсия Каньоны

Немного перезагорав и обгорев в один из дней, мы решили сделать суточную паузу и провести следующий день вне пляжа, взяв вторую по популярности экскурсию в Черногории. Это так называемые «Каньоны» рек Тара и Морача. Стоимость 35 евро за взрослого и 20 за ребенка. Одноразовое питание и вход в парк Дурмитор (3 евро) оплачивается отдельно. Экскурсия начинается рано утром, и в начале пути мы двигаемся по местным горным серпантинным дорогам вдоль реки Морача. Затем посещение одного из значимых православных памятников Черногории — монастыря Морача, основанного в 1252 году.

 Далее едем уже по восхитительным каньонам реки Тара, когда огромные горные массивы будто нависают надо головой, а внизу пропасть на десятки метров. Обед в начале реки Тара. Стоимость в зависимости от рыбного или мясного меню 10-12 евро. Следующая остановка на легендарном мосте Джурджевича, являющимся вторым по высоте мостом в мире после американского Колорадо. Я думаю, что это самое живописное место всей поездки. Здесь же можно пересечь реку Тара, прокатившись с одного берега на другой на zip-line. Стоимость аттракциона в зависимости от длины переправы 10 или 20 евро. Высота поездки над рекой составляет более 100 метров.

Далее мы проезжаем по городу Жабляк. Это центр горного туризма Черногории. И сразу за ним мы попадаем в национальный парк Дурмитор. Высота более 1400 метров над уровнем моря. Если температура в Будве была +28С, здесь же термометр показывает прохладные +11 градусов. На улице идет приличного размера град. За несколько минут все улицы покрываются белым настилом, похожим на снег. При такой погоде долго гулять по парку не получается. После фотосессии горы Дурмитор на знаменитом Черном озере, мы отправляемся в обратную дорогу, которая проходит через индустриальный город Никшич, где вдали открывается широко известный монастырь Острог. Далее без остановки следуем по окраинам столицы Черногории — Подгорицы. Проехав ранее сами по центру которой, мы понимаем, что сейчас мы видим совершенно другой неэстетический и какой-то провинциальный город. Заключительная остановка экскурсии на Скадарском озере (Шкодер). Далее следуем по самому длинному (4189 м) тоннелю в Черногории — Созина и довольно скоро возвращаемся в Будву. Экскурсия, начавшаяся в 7:00, успешно заканчивается в 22:00.

Если проехать по такому же маршруту на арендованном автомобиле общие затраты сопоставимы со стоимостью экскурсии. А постоянно следить за дорогой на протяжении более 600 км езды по черногорским дорогам, мне больше уже не хотелось. Конечно, в варианте с арендой Вы возможно больше времени проведете в Национальном парке, монастыре или на мосту. Но в этот раз, мы выбираем вариант ленивого автобусного созерцания пейзажа с, кстати, очень даже веселым и информативным черногорским гидом.


Вид на Будву из окна автобуса (не из самолета). До обрыва, кстати, пару метров.


Каньоны реки Морача.


Монастырь Морача.


Торгуют потихоньку в монастыре, в том числе и продукцией с градусами.


И мед производят тут же.


Дух захватывает.


Река Тара, еще самое начало.


Каньоны реки Тары.


Красота.


Мост Джурджевича.


Полторы сотни метров вниз.


Черное озеро в национальном парке Дурмитор.

А днем 24 мая с аэропорта Тивата мы вылетаем домой, в Кемерово. Чтобы уже через пару дней отправиться на Горный Алтай, для осуществления одного из своих давних желаний — восхождения на вершину горы Актру (4044 м). Описание которого уже не формат этого сайта.

Так или иначе, путешествуйте больше и помните, что самое лучшее время для путешествий — это сейчас!


Дром

Комментарии

gunn40
Челябинск
Бомбить такое - поистине просвещенное западное варварство. Как будут смотреться руины Нью-Йорка, Сан-Франциско и т.д.
48
25
Ответить
 
Сообщений: 193
Замечательное путешествие. Виды шикарные. Фотографии отличные. Автор молодец! Добавил многим идей для реализации собственного маршрута путешествия.
47
 
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 13252
Нормуль+++
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
8
1
Ответить
  
Липецк
Сообщений: 356
эх, Югославия..
Такую страну развалили
Рискнув однажды, можно остаться счастливым на всю жизнь
38
18
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 13252
silex985
эх, Югославия..
Такую страну развалили
Что-то там особого развала не видно.
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
27
15
Ответить
  
Усово
Сообщений: 16339
Отличная статья! Спасибо! Балканы - чудо-чудесное ! Обожаемые места!
Французы нимфами называют лягушек...
19
1
Ответить
Вот я понимаю, отчет. Грамотный текст, тщательно подобранные фотографии.
25
2
Ответить
     
Замкадье
Сообщений: 81892
Да, вспоминаю свои впечатления от Белграда и Черногории.
Красивая природа, доброжелательные люди и бедность вокруг.
https://travel.drom.ru/56976/
А вот и продолжение про отпуск...
6
10
Ответить
    
Дмитровский район
Сообщений: 1857
Много ездил там и сейчас семья живет. Приеду домой обязательно прочту. Окраины Белграда с трущебами почему нет.
3
5
Ответить
    
Дмитровский район
Сообщений: 1857
Может мне не повезло, но шикарный внутри по содержанию Калемагдан был весь усыпан окурками и пакетами. Может быть сейчас что-то поменялось. Еще я при переезде из Хорватии в Болгарию отстоял на границе Сербии и Болгарии 3 часа ночью в дождь, а коллега, который живет в Софии 5 часов. Вот такая фигня, при этом машины не досматривали вообще, только ставили штампы.
7
6
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 33757
отличный отчёт
8
5
Ответить
  
Ingolstadt
Сообщений: 11616
silex985
эх, Югославия..
Такую страну развалили
думаю, что сейчас они живут не хуже чем до развала.
Мой отзыв: Hyundai i30 2014
19
13
Ответить
Красивое побережье Черногории...
11
 
Ответить
Aleksandr
Домодедово
Бездуховные фото... зря они от империи великой отвалились, сейчас бы жили как люди))) Памятник последнему императору порадовал? Нет ли у автора более детальных фото памятника? Можно выслать поклонской (матильде) на экспертизу.... вдруг снова узрит мироточение?
15
38
Ответить
ln1
Москва
А как Вы там в мае купались?
Ведь вроде же вода холодная в это время?
8
4
Ответить
    
Нижний Тагил
Сообщений: 1894
отличная поездка, красивые места,
хорошие фото, а вот текст сухой и скупой, поэтому читать неинтересно
Югославия достойна посещения
You'll never walk alone!
15
9
Ответить
Хмельницкий
gunn40
Бомбить такое - поистине просвещенное западное варварство. Как будут смотреться руины Нью-Йорка, Сан-Франциско и т.д.
Здание обороны в Белграде? Так вроди в 2001 и Пентагон бомбили.
4
20
Ответить
9564699
Молодцы. Отлично!... Про восхождение на Актру можно где прочитать?
4
4
Ответить
9568604
Челябинск
А в итоге сколько пришлось потратить? Я так понимаю менее 130т.р. интереснее конечно конкретная цифра. У меня тесть с тещей летали в Черногорию у них около 100 т.р. вышло за 12 дней насколько дешевле самостоятельно так отдохнуть
2
4
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 421
Хороший отзыв,жаль что в мае вода холодная...
4
2
Ответить
Верный Вилли
Самара
Хороший отчет! Маршрут возьму себе на заметку )
5
4
Ответить
     
Omsk
Сообщений: 123927
Спасибо за отчёт. Черногория и Балканы очень красивые места и навсегда остаются в памяти. Нынче в июле второй раз были там, машину арендовали на все 15 дней поездки, объехали вновь очень много, и побережье, и север страны, заезжали и в Боснию. Прекрасное море, горы и замечательные люди.
И ухом не моргну...
7
3
Ответить
     
Барнаул
Сообщений: 2741
Мы с Вами, видимо, летели одним самолетом ))) И маршруты по Черногории похожи )))
www.GSM-777.ru
 
4
Ответить
9568604
А в итоге сколько пришлось потратить? Я так понимаю менее 130т.р. интереснее конечно конкретная цифра. У меня тесть с тещей летали в Черногорию у них около 100 т.р. вышло за 12 дней насколько дешевле самостоятельно так отдохнуть
Да тут собственно какой отдых? Все бегом, все на колесах.
Дешевле так отдыхать - однозначно. Но вы же понимаете, что автор "лютый"турист.
Горы покоряет и все такое. Он не требовательный. Купил покушать в магазинчике, и все ок.
Еда на столе, и в тарелках - уже настоящий "бизнес ланч" у него. ))) Хотя, каким боком это здесь?
Бизнес ланч - это обеденный перерыв в рабочее время.
Сможете вы так же "ужать2 все свои хотелки, огда без проблем и у вас будет "дешево и сердито".
--
Один из самых дорогих курортов Объединенные Арабские Эмираты.
Но даже из наших провинциальных аэропортов есть регулярные рейсы в ОАЭ.
Наши знакомые полетели "на отдых". Ну круто, подумали мы.
По возвращению выяснилось - отель самый дешевый, даже без завтрака.
И еще удивительная подробность: "...да мы взяли с собой из дома колбаски копченной, было что покушать."
Вот вам и секрет "дешевого" отдыха. Все просто! )))
8
26
Ответить
     
Барнаул
Сообщений: 2741
9568604
А в итоге сколько пришлось потратить? Я так понимаю менее 130т.р. интереснее конечно конкретная цифра. У меня тесть с тещей летали в Черногорию у них около 100 т.р. вышло за 12 дней насколько дешевле самостоятельно так отдохнуть
120000 на троих на 13 дней с учетом аренды автомобиля, жилья, еды, перелетов (Барнаул-Тиват-Барнаул). Май 2017.
www.GSM-777.ru
4
4
Ответить
    
автор
Кемерово
Сообщений: 43
9568604
А в итоге сколько пришлось потратить? Я так понимаю менее 130т.р. интереснее конечно конкретная цифра. У меня тесть с тещей летали в Черногорию у них около 100 т.р. вышло за 12 дней насколько дешевле самостоятельно так отдохнуть
Все расходы (еда-питье, авто, подарки, экскурсии, транспортные) составили почти 150 тыс. на четверых за 14 дней. Если сравнивать с Тайландом 130 тыс - 10 дней, где только завтраки, то еще были полтинник точно бы набежал. Для корректности расчета 14 дней = 10 дней + 40%
4
3
Ответить
    
автор
Кемерово
Сообщений: 43
9564699
Молодцы. Отлично!... Про восхождение на Актру можно где прочитать?
К сожалению пока нигде
2
3
Ответить
    
автор
Кемерово
Сообщений: 43
ln1
А как Вы там в мае купались?
Ведь вроде же вода холодная в это время?
Да прохладненькая, хотя днем немного прогревалась Но для сибиряков пойдет... десятки людей вокруг тоже купались
9
3
Ответить
  
Москва
Сообщений: 14
legus
Да, вспоминаю свои впечатления от Белграда и Черногории.
Красивая природа, доброжелательные люди и бедность вокруг.
Не ты ли на этом форуме весь мозг людям взорвал несколько лет назад своим желанием переехать в Черногорию?
8
2
Ответить
Сергей
Междуреченск
Ilya-42, с чем связана Ваша настойчивость на штампах в паспортах на погран.переходах?
5
4
Ответить
дмитрий
Челябинск
Ilya-42
Все расходы (еда-питье, авто, подарки, экскурсии, транспортные) составили почти 150 тыс. на четверых за 14 дней. Если сравнивать с Тайландом 130 тыс - 10 дней, где только завтраки, то еще были полтинник точно бы набежал. Для корректности расчета 14 дней = 10 дней + 40%
Да уж, дешевле в агентстве заказать, и мороки меньше, хотя каждому свое...
 
13
Ответить
дмитрий
Челябинск
Правовед
120000 на троих на 13 дней с учетом аренды автомобиля, жилья, еды, перелетов (Барнаул-Тиват-Барнаул). Май 2017.
Да, каждому свое...
3
11
Ответить
дмитрий
Челябинск
Oleg Bon
Да тут собственно какой отдых? Все бегом, все на колесах. Дешевле так отдыхать - однозначно. Но вы же понимаете, что автор "лютый"турист. Горы покоряет и все такое. Он не требовательный. Купил...
Да уж. Каждому свое...
1
11
Ответить
    
автор
Кемерово
Сообщений: 43
Сергей
Ilya-42, с чем связана Ваша настойчивость на штампах в паспортах на погран.переходах?
Кажется логичным, когда два штампа или не одного. Но в случае одного? Как сами думаете?
 
2
Ответить
    
Сообщений: 1732
"...лучшее время для путешествий - это сейчас!" - золотые слова!
4
 
Ответить
Bokelec
Самара
Омич 64
Хороший отзыв,жаль что в мае вода холодная...
Обычно теплая. Прошлый и этот год прохладная была.
 
 
Ответить
 
Пермь
Сообщений: 246
Хоть кто-то ещё путешествует по Европе и пишет об этом отчёты, уже хорошо. А Балканы - одно из самых лучших и интересных мест континента. В апреле тоже катались по Сербии и Македонии. Литр солярки в Македонии стоил 52,5 рубля на наши деньги при курсе евро 60-61 руб.
Мой отзыв: Kia Carnival 2011
2
 
Ответить
 
Сообщений: 4096
Очень нравятся подобные семейные форматы путешествия, ваше вообще пример как надо! красивый маршрут, пусть и не совсем идеальный, море, горы, что ещё нужно)
Это наша зима! ;)
3
 
Ответить
   
Сообщений: 540
А я в субботу (26.08.17) вернулся ) Увы на своей машине дело долгое и требующее виз, летели Кемерово-Москва-Тиват, Сибирью; поэтому: 1. Земляк был в не-сезон ) В августе перелет на четверых (но взрослых всех) более 200тр 2. Базировался на Великом пляже Унциня, пляж - класс, как в Прибалтике длинный заход, черноватый вулканический мелкий песок, не то что дурацкая галька и скалы в других местах 3. Прокатные конторы аренда от 50е, "по знакомству" брал пыжика-407 по 40 (на 3 дня - 120е) с разрешением на выезд за пределы, хотя был хендай и-20 и без разрешения но за 30 ) С другой стороны, сама грин карта стоит не помню сколько но сравнительно копейки 4. на авто ездили: 4.1. день 1 - круг Ульцинь - Черное озеро - мост - Тара - Биоградское озеро - море. Общее время в дороге 11 час. Спуск с горы сверху к мосту, сам мост и потом вдоль речки - класс, перепады-повороты афигеть ) но больше 70 редко где удается. По большому счету, все эти красоты - невидаль для старушки Европы, наш Алтай.... ))) 4.2. день 2 - переезд Ульцинь - граница (30км) - Албания - Македония (Охрид), ночевка. Всего 270+км, как до Новосиба, а ехал 7 часов! если не горные серпантины, то пробки на прямых участках, и опять не больше 70 ( всего пара дорожек по 10-15 км где можно разогнаться. 4.3. Охрид Македония - классное озеро и городок! все русское (ну, славянское), даже памятник Кириллу и Мефодию не говоря о Лукойле ) Цены гораздо дешевле. 4.4. день 3 - покатушки по Албании, Тиране. Дурацкая столица, вернее, ее дороги и улочки, а может - тупые навигаторы которые объезд ремонтируемого моста не могут найти, заводят вечно то в улочки для мотоциклов то в современные дворы с 1 входом-выходом ( Хотя живет там народу всего чуть больше чем в Кемерово, а впечатление оставила как о Новосибе )) Хотя, музей-бункер понравился неожиданно сверхмеры! )) Ну и серпантин у границы албании с македонией прикольный ) На все про все ушло полтора бака солярки, литров 80. Виз никаких не надо было, кроме паспортов никто ничего не спрашивал, раз совал доки на аренду авто - не глядя возвращали. Вообще у погранцов все в компе - раз занесли и все, там же граница совмещенная. Для проживания да, тоже обычно ищу аирбнб, но в этот раз на букине попался более интересный вариант, и вообще в черногрии тьма мини-гостиниц частных Отзыв пока руки не дошли писать, но путевые заметки хоть и не все на ю-тубе честно выложил https://youtu.be/0BDUAjgSGJg?list=PLg4jRD1l8hlWz3pxU6gjbFehzqvJhOyh5 ))
1
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 24879
Хороший отчет.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
11624184
Была в Сараево ровно день, но серьезно задумываюсь вернутся. Неожиданная находка среди сетевых отелей в Боснии – Мариотт! Наверно лучшее, что есть за такие же деньги, а жилье там недешевое, во всем Сараево. Главные плюсы – чистота и потрясающий завтрак, а еще уютная библиотека. Отдельного упоминания заслуживает вид из окна. Посмотреть много фотографий изнутри можно в блоге «Cariverga» : http://www.cariverga.com/review-residence-inn-by-marriott-sarajevo/
 
 
Ответить
  
Липецк
Сообщений: 356
раскол территории, невинные жертвы среди мирного населения
Рискнув однажды, можно остаться счастливым на всю жизнь
1
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие