От мыса Эгершельд до мыса Рока, или 29 стран в один присест

12.04.2018 | 19122 просмотра

Всем привет! Ох, как же лень было начинать написание сочинения на тему «Как я провел лето», но общественность просит и поэтому пришлось садиться и работать. Кто с нами не знаком, отсылаем вас к прочтению прошлых наших покатушек.

В это путешествие планы были проехать «немного дальше» в Евразию от практически самой восточной точки до самой западной. Идея этого маршрута была задумана после путешествия в 2011 году, когда мы проехали от Японского моря до Северного моря в Нидерландах и Бельгии. В этом же году продвинулись до Атлантического океана на мыс Рока в Португалии. Итак, все по порядку.

А порядок был следующим.

Уладив все дела на работе (распределив кто за что отвечает и чем занимается), отпросив ребенка из школы, 16 мая начали наше путешествие.

Заехав на проспект Красоты, отсняли вид Владивостока и с прекрасным настроением двинулись навстречу манящей неизвестности, осознавая, что уезжаем на несколько месяцев из дома.

Дорогу по России описывать не буду, писано-переписано уже десятки раз, общее впечатление: становится лучше, проблем по заправкам, помывкам и покушать нет никаких. Мест, где можно остановиться уже столько, что мимо не проедете.

На федеральной трассе, как всегда, поднялись к часовне, построенной в честь Ю. Тена, день был ветреный, с трудом вернули дрон домой.

Погода в это время года еще не очень радует, временами было прохладно, кое-где еще даже лежал снег, но зато глаз радовал цветущий багульник.

Перед Улан-Удэ остановились для посещения местной достопримечательности. В предыдущих поездках всё время проезжали мимо.

Где-то по дороге встретились с лисой.

К «микробовцам», живущим вдоль нашего российского маршрута, почти не заезжали, т.к. торопились в Москву. За неделю до отъезда, по центральному телевидению было показано про разлив реки Ишим, подтопило федеральную трассу, а наш путь как раз пролегает через г. Ишим, другой дороги мы не знаем. Были опасения, вдруг не проедем, хотя неделя срок большой. И, действительно, в районе города затопило все на несколько километров. Дороги укреплены мешками с грунтом, едешь, словно, среди моря, даже волны присутствуют.

Дальнейший путь пролегал через Уфу, Набережные Челны в Казань.

В Казани мы немного задержались, чтобы чуть-чуть познакомиться с достопримечательностями. Город интересный, красивый, есть куда сходить и что посмотреть.

Мы почтили своим присутствием Кремль,

зашли в музей оружия,

погуляли по пешеходной улице Баумана, полакомились сладостями и поехали в Нижний Новгород.

Город большой, с огромным количеством торговых центров, но мы не нашли с ним полной гармонии, потому как долго искали дорогу к Кремлю, крутились вокруг да около, но подъехать так и не смогли, решили прокатиться на канатке — и тоже неудача. Она закрывается в 22, а мы подошли в 21:45, т.е. прокатиться можно только в одну сторону. Не судьба, будет повод вернуться.

В 200 км до Москвы, под Владимиром мы обнаружили потерю прав. Поиски не увенчались успехом. Решено было заехать во Владимир. Во-первых, по пути, во-вторых, ребенок захотел посмотреть город, включенный в состав Золотого кольца России. Естественно, первым делом приехали в ГИБДД. Обратились в отдел по выдаче прав, хорошо, что очереди не было, предъявив паспорт, получаем ответ: «Неоплаченных штрафов нет, поэтому проблем с получением нет никаких, пишите заявление, на улице в терминале оплачивайте госпошлину, берите талон электронной очереди и ждите». Полчаса времени, 2000 рублей и новенькие права в кармане. Срок действия ограничивался сроком предыдущих прав, поэтому медсправку не потребовали. Ура! Камень с плеч, проблема решена. Город очень понравился, во всех отношениях.

Еще до поездки мы узнали, что в Москве в Сокольниках в кемпинге 25-27 мая будет проходить выставка кемперов и всякой всячины для них. Мы, конечно же, рванули туда. Сначала нас не хотели заселять в кемпинг по причине отсутствия мест, но узнав, что мы из Владивостока специально приехали к ним на выставку своим ходом, местечко все же выделили.

За 3 дня в Москве мы успели кое-что посмотреть, начиная с выставки кемперов (что нас очень интересует), ВДНХ, развод президентского караула на Красной площади. И успели встретиться с друзьями.

Торопились мы в Москву потому, что у нас были куплены билеты на самолет в Израиль. Автобус оставили у знакомого «микробовца», а сами на 2 недели улетели в тепло к морю.

Об этой прекрасной стране можно писать очень-очень долго, т.к. куда ни ступи и ты попадаешь в историю. Вкратце: мы целый день посвятили Иерусалиму и Стене Плача, еще один день — поездке на Мертвое море, следующая вылазка в Хайфу с его Бахайскими садами.

Вишнёвый сад.

Так пекут лепёшки в друзской деревне.

Улица в Тель-Авиве с поделками.

Бохайские сады.

Конная полиция.

Иерусалим.

Стена Плача.

Кофейня в арабском квартале Иерусалима.

Тель-Авив и Яффо. Ну и как же без приключений? Купили путевку на сбор черешни, нас рано утром отвезли куда-то на Голанские высоты во фруктовые сады.

Голанские высоты.

Там можно кушать ягоды столько, сколько в тебя влезет, но если хочешь взять с собой, то покупай. В чем прелесть такого тура? Да в том, что за небольшие деньги тебя провозят через полстраны, да еще и есть возможность налопаться от пуза фруктами, которые у нас в Приморье не растут. Потом нас завезли в друзскую деревню, где накормили национальными лепешками, напоили соком и кофе и предоставили возможность купить свежее оливковое масло, чай, специи, сладости, косметику и т.д. Я прикупила масло и специи, и моему счастью не было предела. Разбирая вечером походный рюкзак, я не нахожу пакета с покупками. Сказать, что я расстроилась — НЕТ! Я очень расстроилась. Ну вот такая мелочь, а мне было так обидно! Пересилив свои чувства, я отпустила ситуацию. И только некоторое время спустя мы обнаружили, что в том же пакете остался и фотоаппарат, где фотки не только Израиля, но и весь путь до него. Позвонили в фирму, где покупали путевки, обещали помочь. Через 2 дня пакет вернули в целости и сохранности, хотя из-за боязни террористических актов могли уничтожить (тем более что там был фотоаппарат). В один из дней, загорая на пляже, слышали два взрыва, а самолеты-вертолеты летают вдоль побережья постоянно. Время отдыха в Израиле пролетело быстро, и наступил момент отлёта в Москву.

Россия встретила нас дождем и холодом. До места парковки нашего автобуса доехали на такси (заказав его по интернету, будучи еще в Израиле, и заплатив за это всего1500 руб.). Забрали наш лайнер и с восходом солнца направились в сторону Белорусской границы. 15 июня, миновав Смоленск, мы заехали в Белоруссию. Как всегда бросается в глаза идеальная чистота. В Минске встретились в кафе с нашими старыми знакомыми (познакомились в прошлое путешествие и несколько лет не виделись).

В Литву решили заходить завтра, что за 20 минут и совершили на следующий день. В Друскининкае мы провели три великолепных дня в кемпинге. Катались на великах, поднимались в гору на канатной дороге, посетили музей, несколько раз ходили в любимый ресторан наслаждаться национальной кухней. По сложившейся традиции, мы стараемся в каждой стране обязательно сходить в национальный ресторан или кафе и попробовать традиционные блюда данного региона. Здесь мы вкушали полюбившиеся цепелины, барское угощение (это огромная тарелка с рулькой, салями, корейкой, наггетсами, свиными ушами, зеленью, овощами и горохом со шкварками. Стоит эта прелесть 30 евро, при этом порция на троих взрослых людей. Некоторые вкусности этого блюда мы ели даже на третий день). Еще брали грибной суп в хлебной тарелке и холодный литовский борщ, колбаски с овощами и кровяную колбасу. Средний чек примерно 20 евро. Я перечисляю блюда для того, чтобы другие могли попробовать то же самое.

Еще мы принимали минеральные и грязевые ванны в санатории и даже, страшно подумать, делали впервые в жизни криотерапию. Это когда ты находишься в капсуле, в которой с помощью азота опускают температуру до минус 160*С. Холодно, но терпимо, зато потом так хорошо!!! Рядом с нами в кемпинге встала уже немолодая супружеская пара поляков. Дядька оказался с юмором. Узнав, что я ходила на СПА процедуры, включая массаж, он не растерялся и предложил свою помощь. Зачем, типа, пани тратила деньги, если он умеет делать массаж с ног до головы? Я говорю: «Нельзя, твоя пани заругает!» «Да нет, она не видит». Короче, дедок еще тот ловелас!

Окрестности Друскининкая по дороге к Калининградской области.

Прохождение Литовско-Российской границы заняло минут 7-10. Всё чётко отработано и без сюрпризов. Потом 5 дней гостили у родителей в Калининграде. За это время в автобусе поменяли тормозные колодки, которыми заблаговременно запаслись во Владивостоке.

25 июня — начало большого Европейского тура.

И оно началось с Польши. Только пересекли границу, как я увидела в лесу живого оленя. Мне показалось, что это добрый знак. До кафе «Золотая рыбка» (в нём трапезничали в 2015 г.) чуток не доехали, зашли в «Gospoda Mariasz» покушать суп-журек, гуляш и котлеты с картофельным пюре. Здесь попроще, чем в рыбке, но это хорошее кафе с добротной домашней кухней.

В Варшаве сходили в музей Коперника — это технический музей, где можно все трогать, вертеть, запускать ракеты, делать физические опыты — интересно и детям и взрослым. Билеты на троих обошлись в 19 евро. Вообще, такие музеи достаточно похожи, и многое мы уже видели, но ребёнку понравилось.

Ночевали на АЗС, возле Hotel Gorski. Очень живописный отель, место приятное и красивое. На заправке купили сладкое медовое пиво, для любителей сладенького самое то. По вкусу реально пьешь медовый напиток.

Вид ночью.

Вид днём.

Потом мы повезли ребенка знакомиться с историей холокоста в Освенцим и посетили мемориал Аушвиц — Биркенау. Парковка там платная, а вход бесплатный. Музей представляет собой восстановленные бараки, где содержали заключенных, детей держали отдельно. Там находится 3 концлагеря, мы были во втором. Такие места тяжелые, там довольно трудно находиться долго.

Много экскурсионных автобусов увидели на парковке, для них отдельно выделены места. Самостоятельно приезжающих на своих машинах тоже хватает. Значит, простой житель Польши интересуется историей. Тему войны хотели продолжить в Кракове в музее Шиндлера. К сожалению, был выходной день, и мы туда не попали.

Для поднятия настроения и совершения кое-каких покупок, поехали в ТЦ «Галерея». Побродив по нему пару часиков и купив ранец внучке, пошли оплачивать парковку. Выезд с парковки оказался осложнён тем, что дорога резко поворачивала на 180 градусов и ещё и раздваивалась, в результате завернули не в тот поворот. Промахнулись и заехали, как оказалось, под 2 запрещающих знака, повернуть никуда невозможно, потому что она ведёт на автобусный терминал. Эта дорога была только для автобусов, и камера нас зафиксировала. Проехав метров 100, заезжаем на площадку для автобусов, проезжаем по кругу и тут-то нас и останавливает охрана терминала. В общем, как бы не хотелось, пришлось заплатить штраф 20 евро.

Совет: чтобы избежать таких прецедентов, необходимо выставлять масштаб в навигаторе от 5 метров в городе (за городом хватает и 30 м), а при подъезде к таким сложным многоповоротным развязкам двигаться не торопясь, дав возможность навигатору полностью раскрыть ваш путь движения.

В Кракове немного погуляли, полюбовались старинными домами, поели мороженое и двинули дальше. Расплачиваясь в лавке за мороженое, даем карту — не принимают, евро — та же песня, а ребенок уже усердно лижет вкусняшку. Пришлось оббегать целый квартал, прежде чем нашли банкомат. Мороженое к тому времени уже было благополучно слизано.

Ночевали на парковке у корчмы в 75 км до Словакии. Здание отеля очень похоже на предыдущее, где мы ночевали прошлой ночью.

Дальше наш путь лежал в Словакию, где нас уже ждали наши знакомые байкеры, с которыми познакомились в прошлом путешествии в 2015 году, когда они гостили у нас в Приморье.

По дороге в Словакию.

За Краковом начинаются небольшие горы, переходящие в довольно высокие, под названием Татры.

Проезжая Оравский замок, не упустили возможность заглянуть в окошко средневековья и ознакомиться с очень красивым замком, расположенным на отвесной скале, на высоте 112 метров над уровнем реки, поэтому его иногда называют «Орлиное гнездо».

К посещению представлены три зоны. Мы взяли полные билеты, на троих 25 евро. Нам выдали аудиогиды, где все подробно и интересно рассказывается. Советуем это место к посещению.

Вид на Оравский замок с дрона.

Далее в каком-то небольшом городке мы сходили в аквапарк. Он небольшой: 3 горки, 4 бассейна, на улице лежаки, но цена очень комфортная — всего 23,5 евро на троих. Чем дальше в Европу, тем цены в аквапарках дороже будут. Впервые увидели машину, которая ездит по дороге, и человек, сидя в машине и открыв заднюю дверь, специальной дуйкой сдувает с дороги мелкие камни.

Знакомые наши живут в девушке Pobedim, она небольшая, но миленькая. Все домики одинаково аккуратные, садики ухоженные. Чувствуется, что люди живут и любят то место, где они живут.

Ребята прекрасно нас встретили, для одного из них, Томаша, наш приезд был сюрпризом. До самой ночи дегустировали домашнее вино, произведенное другом-виноделом Норберта, живущим в Чехии. С утра помыли автобус, поменяли масло в двигателе (самостоятельно на яме в гараже) и выдвинулись в деревню Чичманы.

Это очень позитивная деревушка, музей под открытым небом, где почти все домики расписаны затейливыми узорами, и самое интересное, что в них живут люди.

День получился насыщенным, потому что после мы поехали в Бойницкий замок.

Он снаружи красивый, но внутрь не возникло желания заходить. Так, побродили, погуляли. Кстати, тут же есть зоопарк. Вход в замок стоит 7 евро для взрослых и 2,5 для детей. Когда ехали из Чичманов к замку, взяли автостопщиков из Бельгии и подвезли их до Бойницкого замка. Парень с девушкой путешествовали вдвоём.

После посещения замка мы устроили себе праздник живота — по наводке местных поехали в кафе с национальной кухней.

Кушали жареный сыр, пастушьи галушки с брынзой и шкварками и свиное филе с овощами. Порции огромнейшие, а наели всего на 23 евро. А вот вечером сюрпризы для Томаша не закончились, т. к. опять втайне от него прилетела из Владивостока подруга Норберта, у которого мы остановились. Мы-то все были в курсе, кроме Томаша. Следующим утром мы с Норбертом и Аней поехали в г. Пьештяны. Норберт прокатил Виктора на байке (ребенок первый раз ехал на мотоцикле). Город представляет собой типичный курортный городок с термальной водой, которую можно свободно набирать из краников. Вода реально горячая и невкусная, сероводородная. Сам город понравился, такой уютный. Прогулявшись, напившись целебной водички, мы распрощались с ребятами и выехали в сторону Братиславы.

В деревне Смоляница увидели поворот на замок. Только двинули в гору к замку, как пошел мощнейший ливень, даже зонты были бесполезны.

Промокли насквозь, но остались довольные, потому как замок очень красивый и подъем к нему тоже впечатляет.

Дождь преследовал нас и в Братиславе. Вначале мы поднялись наверх в Братиславский град, откуда открывается восхитительный вид на город и реку.

Немного переждав дождь, спустились в Старо место, побродив по узким улочкам, вкусив кофе с пирожными в махонькой кофейне, потихоньку дойдя до Дуная. Возвращаясь к машине, немного заплутали, но гулять всегда приятно, за что были вознаграждены прекрасными архитектурными видами города.

В этот же день мы заехали в Чехию. Ближе к вечеру, мы оказались в г. Вальнице, где находится прекрасный замок с шикарным парком. На закате успели позапускать дрон, заполучили замечательные кадры и видео замка со всех сторон.

Ночевали на парковке перед замком на бесплатной парковке. Утром сходили еще раз в парк и побродили по территории замка. Замок замечательно красивый, хотя на фасаде чувствуется некое запустение.

Проехав какое-то количество километров, решили заскочить в Австрию. Так, только нос засунуть. Заехали в пару городишек. Вся эта дорога от Чехии до Австрии — винная, повсюду виноградники и винные магазины. На одной ограде, окружающей виноградник увидели веселое зрелище: на натянутой веревке висит на прищепках много-много носков. Некоторые из них совсем старые, выцветшие, некоторые помоложе будут. Виктор тоже внес свой вклад в это прикольное дело и повесил две свои вонявки.

А потом мы вернулись в Чехию и направились к Яну-виноделу, другу Норберта. Он показал нам свой погреб (которому порядка 150 лет), дал продегустировать разное вино и подарил на прощание бутылочку клубничного. А мы ему Белорусскую водочку «Березовая капель».

Обедать остановились на автобане на АЗС, где целый комплекс услуг с кафе, WC, душем и т.д. Рядом с нами остановилась машинка с двумя парнями. Спрашивают откуда мы, сколько км проехали, сколько времени двигаемся? Ну, мы ответили. ?!?!?! А нас, говорят, в командировку отправили за 200 км, так для них это мука. Обменявшись сувенирами, остались довольны друг другом.

В городке Чески Штемберг сходили в замок, стоящий на сопке у реки.

Внутрь не попали, он на реставрации. Можно было сходить только с экскурсоводом в одну из башен, но мы не захотели.

Вид с горы великолепный. Кушали в ресторане «Pod hradem» «под замком». Очень вкусненько поели колено (рульку) и блюдо, под названием свачкова (ударение на последнее а). С этим вторым блюдом смешно получилось. Когда девушка официантка объясняла, что это за блюдо, Виктор услышал слово дамплинг и, думая, что это пельмени, заказал его. В результате принесли целую тарелку сладкого жидкого соуса, под которым находились два тоненьких кусочка мяска, украшенных розочкой из взбитых сливок, а сбоку лежали три кусочка белого парового хлеба. Кушать это странное едалово пришлось нам, а сынок с превеликим удовольствием хомячил наше, т.е. свиное колено.

Из Штемберга поехали в Прагу. Встали в кемпинге на острове, недалеко от Карлова моста, он обошелся нам в 23,7 евро в сутки. В Праге мы уже были неоднократно, она притягивает к себе и не надоедает. Снова гуляли на Карловом мосту, по улочкам, сходили в старый еврейский квартал, объедались трдельниками и пили чешское пиво. В 2011 году гуляя по мосту, мы купили диск с музыкой скрипача Мирослава Поланека. Не сильно любя классику, мы были заворожены его игрой, но на этом диске «Lovely dreams» классики нет, там знаменитые произведения. В интернете я вычитала, что он является знаменитым чешским музыкантом, послушать которого приезжали любители музыки со всего мира. Что привело человека такого уровня играть на мосту? Это мы узнали в этот раз — жестко спился. Так же играет, но уже фальшивит, продает те же самые диски. Если кто заинтересуется, то музыка чудесная. А талантливого музыканта жаль.

Еще в Праге мы покупаем разные виды «Бехеровки», у нас в магазинах продаётся только традиционная, других мы не встречали.

С утра у нас была запланированы прогулка на кораблике и поход на Староместскую площадь, где не устояли и купили кусочек зажаренного на вертеле поросенка и капусту с картофельными галушками. Все-таки уличная еда бывает очень вкусной.

Вид на Карлов мост с реки.

За Прагой, в сторону Пльзени заехали в небольшой провинциальный аквапарк. Ничего особенного. Помылись и охладились. В этот же день мы успели заехать в Германию, в Нюрнберг. Он, как всегда, прекрасен в любое время суток, но ночной — словно сказка. С парковками вечером проблем нет, тем более что ночью бесплатно. Вот так неспешно бродя по старому городу, на одной из площадей мы случайно наткнулись на костюмированное под средневековье файершоу. Жаль, что набрели на него уже под завершение, главного не удалось посмотреть.

Днем следующего дня мы были во Франции. Маленькое отступление про подростков. Когда Витя спросил, что из себя представляет французская кухня, я долго объясняла про фуа-гра и трюфели, а в ответ услышала: «А я хочу в Макдоналдс». Вот тебе и высокая кухня! Торопились мы в г. Верден, к Руслану, с которым познакомились в 2011 году. Он встретил нас с сыном на машине и сопроводил нас к себе домой. После обеда ребята показали нам город, познакомили с прекрасными людьми и свозили к мемориалу Дуамонский оссуарий, где покоятся останки 130000 погибших в Первой мировой войне.

Злоупотреблять гостеприимством мы не стали и уехали ночевать на АЗС на автобан. В кафе АЗС хотели разменять 200 евро, купив что-нибудь недорогое, но они не берут, боясь подделок. Крупные купюры можно потратить только в больших магазинах.

Ну, вот и Париж, к которому так стремился Виктор!

В Париже мы остановились снова в кемпинге «Индиго», в котором стояли в прошлый приезд. Кемпинг замечательный, всего 6 км до Эйфелевой башни.

Заселившись, оставили автобус и поехали на общественном транспорте в центр. Сначала проехали в музей магии и чудес, а он оказался закрыт, тогда пошли пешком до Эйфелевой башни (Виктор захотел снять видеоролик на самом верху).

Шли долго по разным улочкам, но в итоге дошли.

«Коренные» французские предприниматели.

В очереди на башню простояли в общей сложности часа 1,5-2, но ребенок остался доволен. Вернулись в кемпинг уже затемно. Утром на кемпинговом шаттле (идет до метро, взрослый билет стоит 2 евро, дети до 12 лет — 1,3 евро) поехали в музей техники и индустрии. Билеты туда стоят около 20 евро, стоим, думаем идти или нет, потому как не понятно, что он из себя представляет. Спросили на всякий случай — а по-русски говорите? Женщина на кассе куда-то позвонила , передала мне трубку, и я поговорила с русским мужчиной, кем-то он там работает, и он дал команду пропустить нас бесплатно. Очень сожалел, что он отсутствует и не может лично нам все показать и рассказать. Сразу скажу, что без хорошего знания французского или английского там делать нечего. Везде стоят мониторы, все виртуально, там и про космос, и про зарождение жизни — много чего, все рассказывается, в общем, нужно смотреть и слушать. Если бы пошли платно, то, честно говоря, выбросили бы деньги, т.к почти ничего не поняли.

Снова сделали попытку попасть в Музей магии и чудес, но он опять был закрыт, мы так и не узнали, когда же он работает. После мы поехали в галерею Лафайет. Красивый стеклянный купол и многочисленные мозаики восхищают, но цены — шокируют. Это один из самых дорогих магазинов Франции. Погуляли, поглазели и отправились бродить по менее пафосным местам. Чтобы порадовать себя, зашли в ресторан вкусить фуа-гра, луковый суп, некоторые из нас кушали типично «французское» блюдо спагетти болоньез и сидр. Когда возвращались в кемпинг на метро, возникло желание съездить посмотреть на ночную Эйфелеву башню на собственном транспорте, прыгнули в автобус и вперед.

Ночная съёмка Эйфелевой башни с дрона.

Парижское метро.

Ночью она еще прекрасней, вся в огнях, горит, светится, мигает. Некоторые мои мальчики стали снимать на квадрокоптер башню. Я же, не предвидя ничего хорошего из этой затеи, пыталась их образумить, но куда там! Когда коптер уже почти был упакован, к нам подошел парень и сказал, что он полицейский, хотя одет был в гражданскую одежду. По ихнему мы не понимаем, по-английски он не силен, потоптался и ушел. Был ли он настоящим копом? История умалчивает, но мы по-быстрому убрались.

Аллея перед башней ночью привлекает не только многочисленных туристов, но и менее приятных местных «жителей», кусты, окружающие тропинки, кишат крысами, их визг и возню слышно отовсюду. Днём такого нет.

На следующий день у нас по плану было посещение музея Ле Бурже. Вот сюда стоит сходить. Куча павильонов, самолеты, вертолеты, космические спутники — и все это можно смотреть бесплатно. Но если есть желание полазить в «Конкорде» или других экспонатах, нужно купить билет. Мы отдали 24 евро за троих и остались довольны.

Стоит съездить и в г. Шербур. Там от берега в море идет коса, потом она прерывается и через некоторое время снова продолжается, оканчиваясь фортом. И так несколько раз. И вообще здесь много разных фортов.

Мы ночевали на асфальтированной стоянке возле моря. Перед сном мы накрыли стол, ребёнок нам пожарил отбивные, и мы под бокалы вина любовались вечерним морем.

На крутой сопке находится музей «Musee de la liberation» . Детям вход бесплатный.

Следующей точкой нашего путешествия было аббатство в Монт-Сен-Мишеле. Невозможно описать словами все те эмоции, которые возникают, как только на горизонте посреди пустынной равнины появляется гора, увенчанная шапкой аббатства.

Мне почему-то издалека это зрелище напомнило многоярусный торт. К самому аббатству на машинах не пускают. Паркинг огромный, разбитый на сектора, от него ходит бесплатный автобус-шаттл. Вход на остров тоже бесплатный. Сразу оказываешься на улочках, резко уходящих вверх, где расположены магазины и рестораны. Идеальное место, которое врезается в память навсегда.

Сейчас у нас дома висит постер, напоминающий об этом удивительном месте. Забыла написать, что во время прилива, гора окружается морем и аббатство становится островом. Парковка платная. За порядком следят волонтёры, молодые люди обоих полов, они же и указывают, куда припарковать машину. Всё чинно и понятно, с улыбкой и почтением.

На ночь хотели встать в кемпинге «Camping Les Onc Heres» в Ла Барре де Монц, но там оказалось совсем недешево, а рядом с морем шикарная травянистая площадка и никого, зачем упускать такой шанс?

Остановились, расположились, сварили ужин и благополучно переночевали. Вечером сходили в кемпинг на концерт живой музыки. Рано утром, когда умывались, на поляну заехала полицейская машина, прокатив круг почёта и убедившись, что всё нормально, степенно отбыли восвояси. К нам даже не подъезжали. Про погоду: утром и вечером прохладно, а днем температура под или за 30 градусов. Еще не купались в море, как-то не климатит.

Дальше двинулись в сторону Бордо. Если не ошибаюсь, в г. Guanmestras увидели аквапарк «Аквалэнд». И кто придумал закрывать их в 18 часов? В такую рань? Мальчишки пошли купаться, а я нет. Взрослый билет стоит 28 евро. Напротив есть парк аттракционов, там цена еще круче — 48 евро с человека. Но так как мы приехали слишком поздно, то удовлетворились малым.

Следующим пунктом стало посещение дюны Пила в г. Аркашон. Белоснежная дюна считается самой крупной в Европе. Она имеет высоту 108 метров, а длину более 3 километров. Ну, она реально высокая, забраться на нее можно карабкаясь наверх или же подняться по лестнице, что тоже непросто.

Вид с нее открывается потрясающий. С одной стороны она окружена Атлантическим океаном, а с другой красивейшим сосновым лесом.

Молодежь катается с нее на досках (сноубордах, что ли?). Хотели поснимать с дрона, но ветер помешал нашей затее. Машину оставили на парковке, у которой полчаса бесплатные, а последующие 4 стоят несколько евро. При спуске с дюны вас встречают магазинчики с напитками и сувенирами, мы же попробовали мороженое, которое продавал сам хозяин заведения. Он же и рассказал нам, что это его фирменное мороженое и производит он его из чистейшего молока, ну, что сказать, действительно очень вкусное. По обеим сторонам дорожки расположены краны с водой для того, чтобы обмыть ноги от песка, потому что на дюну почти все идут босиком. Вот казалось бы мелочь, а какая забота о людях.

8 июля добрались до Испании. Она встретила нас владивостокской моросью и туманом. Напомнило родину. Едем по ущельям, через скалы, появились туннели.

Дороги в Испании платные, сначала были в не очень хорошем состоянии (относительно Германии и Франции), а чем дальше, тем все лучше и лучше. Поразило, что на всех АЗС постоянная суета, народ колготится, движняк конкретный. Путешествующих на машинах даже больше, чем в Германии. К обеду заехали в г. Саламанка, уже началась сиеста. Естественно, начали с осмотра старого города. Боже! Какая красота! Одна из красивейших площадей Испании Plaza Mayor манит к себе, приглашая посидеть в одном из уютных ресторанчиков.

Что мы и сделали на улице Rua Mayor, заказав паэлью, лазанью и вино. Обед обошелся в 20,5 евро.

Потом на портале Старого и Нового соборов пытались отыскать фигурку знаменитого астронавта, величиной не более 30 см, но , к сожалению, наши поиски не увенчались успехом. Ссылка про этот феномен:

Так же интересно выглядит дворец Каса-де-лас-Конхас (дом ракушек, в котором фасад украшен в виде ракушек). С английским в Испании как-то не очень. Выбирая в магазине хамон и чипсы из свиной шкуры, полагались больше на жесты. Городок очень понравился, машину оставили на улице недалеко от собора, не найдя парковки.

Так как конечный путь лежал в Португалию, то мы и продолжили путь. Сразу за «границей», уже в Португалии, увидели магазин и решили заскочить в него. Но, чтобы это сделать, пришлось вернуться в Испанию, там развернуться и вновь заехать в Португалию, так как магазин был на другой стороне дороги. Вот так и ездили из страны в страну. Затарившись сувенирами, фруктами и португальским вином, двинули дальше. Мне природа этой страны напомнила Кипр или Грецию. Гористая, выжженная местность с чахлой растительностью. На автостраде машин почти нет совсем. С платными дорогами понятно не все. Часто встречаются табло с ценами за платные дороги, но терминалов нет. Терминалы стоят только когда съезжаешь в город. Тут все понятно: заплатил и проезжаешь. А что обозначают те цифры на табло? Это осталось для нас загадкой. Страна недорогая, но — сравнивая с Испанией — будет поскромнее.

И вот он миг, которого мы так ждали, к которому так стремились! Мыс Рока. УРРРРА!!! Мы это сделали! Пусть это звучит банально, но даже сейчас, когда я пишу эти строки, меня переполняют чувства.

На календаре выходной день, и пока мы фотографировались, стали съезжаться байкеры. Они все прибывали, и их становилось все больше и больше.

И тут, о чудо! Подошел темненький парень и заговорил на хорошем русском. Оказывается, он родился в СПБ, а в 6 лет уехал жить в Португалию. Он нам рассказал, что каждое воскресенье байкеры из Лиссабона приезжают сюда потусоваться в кафе. Вот и мы, вдоволь натусовавшись, выехали в Лиссабон. Погода не благоволит купаться, да и ветер очень сильный, местность из дюн и песчаных пляжей превратилась в скалистые берега.

Днем были в Лиссабоне. К статуе Христа получилось заехать с третьей попытки. Проезжая в третий раз по кругу мимо местного жителя, увидели, что он махнул рукой, куда нам нужно свернуть (в очень узкую улочку). Это был не последний раз помощи местных в нашем путешествии. Еще чуть-чуть и мы на смотровой площадке, с которой открывается чудный вид на город и на реку. Долго в Лиссабоне задерживаться не стали — погуляли, поглазели и продолжили путь.

На ночь остановились на площадке у реки возле г. Сетубал. Площадка небольшая, но на ней присутствует приличный туалет, пара отдельно стоящих умывальников с раковиной. Помимо нас на ней расположились ещё несколько машин с такой же, как и мы, целью.

Пока готовили ужин, подошла семья из Украины. Глава семьи спросил:
— Откуда приехали?
— Владивосток, — отвечаем.
— Ни хр… чего себе!!! — следует эмоциональная фраза.

Сами они из Херсона. У них здесь недвижимость. Которую, кстати, хотят продать (кому надо, координаты есть). Познакомились, приятно пообщались. Пожелав друг другу приятного пути и обменявшись адресами и контактами, мило распрощались. Утром, проснувшись, умывшись, поехали дальше.

Пришло время отдохнуть в кемпинге, и на следующий день мы заселились в кемпинг Ситава в г. Синес. Но по пути, проезжая через город, захотели посмотреть касстелло, но увы и ах, от него остались лишь стены.

Кемпинг оказался просто шикарный — огромная территория от въездного шлагбаума до парковочных площадок километра полтора, бассейн, 2 детские площадки, теннисный корт и площадка для игры в мяч, ресторан, бар, супермаркет (минимаркет), место, где можно помыть машину. Цена вопроса — 23,2 евро. Кемпинг расположен недалеко от пляжа на побережье Атлантического океана.

Пляж песчаный, уютный, а океан — дико сумасшедший. Купаться холодно, зато волны рай для серферов.

Атлантика.

Голову сносит от такой мощи воды. Пробыв в нём сутки, накупавшись в бассейне, налюбовавшись на неспокойную Адриатику, сполоснув автобус, выдвинулись в южном направлении.

Поднакопив сил, решили оставить автобан и проехаться по городкам посмотреть страну. Качество дорог сразу же испортилось. В уютном приморском городке Фаро посидели в рыбной таверне, заказали жареные сардины — 10 евро и фасоль с морепродуктами в глиняном горшочке — 12,5 евро. Погуляли в местной крепости, посидели в местном Макдоналдсе (желание Виктора попробовать что-то из местного бургерного).

Проехав по мосту, разделяющем Португалию и Испанию, снова оказались в Испании. Все-таки Испания побогаче будет Потругалии и по архитектуре и по природе. Около 12 ночи въехали в город Кадис.

Город настолько необычен: в нем современность пересекается со стариной. Там есть квартал, словно ты попал в Англию викторианской эпохи. Наверняка здесь снимают кино, т.к. вот они, готовые декорации.

Не хотелось уезжать отсюда, но впереди нас ждала Африка, Марокко.

С утреца заехали в г. Тарифа.

Планируя поездку в Африку, читали рассказы других путешественников о том, как попасть в Марокко, и решили воспользоваться теми советами, что там давали. В городке нашли недалеко от посадки на паром турбюро, купили билеты на паром с экскурсиями и обедом и отправились в г. Танжир, покорять Африку. Так как машину пришлось оставлять на целый день, опасения за её сохранность были немалые. Но всё решилось довольно просто, на вопрос, где можно оставить машину, служащий в бюро сначала посоветовал парковку, но точно сказать, где она не смог, а потом говорит — ставьте напротив нашего офиса, только оплатите два раза парковку, что и было сделано.

Марокко — это страна искушение, а Танжир —это колоритный город ,где смешались восточные традиции, горячий темперамент марокканцев и современность. Среди вполне европейских кварталов вдруг вынырнет мечеть, либо свернув чуть в сторону, оказываешься в невероятно узких и немыслимо запутанных улочках шумного восточного рынка, сводящего с ума от ароматов специй, фруктов и восточных сладостей. Напор уличных торговцев напрягает, но это и понятно — восток.

Виктор купил себе настоящий африканский барабан, до самого дома периодически приходилось слушать его импровизации. Экскурсия заняла практически целый день. Всё прошло достаточно организованно и хорошо. Погрузившись на паром, через часик были уже на Африканском берегу, там нас ждал гид, который проводил нас к автобусу, и прогулка началась.

Мы проехались по побережью, заехали в летнюю резиденцию то ли короля, то ли ещё какой-то знати, остановились на пятачке с сувенирами (как же без этого) и не спеша въехали в сам город. В нём нам дали возможность погулять пару часиков самостоятельно по рынку и торговым улицам. Накормили обедом, проводили в небольшой музей и так же организованно сопроводили к причалу на посадку.

Улочка в г. Танжире.

Внутренняя площадка музея.

Марокканские «челноки», одни женщины.

На пароме прошли процедуру таможни с отметкой посещения Марокко. Автобус стоял там, где мы его оставили, что очень нас обрадовало и сняло некоторое напряжение.

Поездка обошлась нам чуть менее 200 евро на троих.

В ночь заходить в Гибралтар не стали, т.к. территория страны занимает всего 7 кв. км и вряд ли мы бы нашли место для ночевки (так оно и оказалось, там не то что место для ночевки, там сложно найти место для парковки).

Поэтому, проехав по ночному городку Эль-Сабаль, выехали за город и на грунтовой площадке за АЗС решили переночевать. Всё прошло спокойно, и рано утром мы во второй раз въезжаем в город, чтобы попасть в Гибралтар. Удаётся нам это не сразу, навигатор показывает направление, но идут дорожные работы и его подсказки заводят нас в тупик. Покатавшись по побережью, нам, наконец-то, удаётся попасть в нужный поворот и, влившись в поток таких же желающих в Гибралтар, подкатываем к пропускному пункту. Тут всё довольно интересно: народ пересекает границу кто во что горазд. Проверка у них сводится к тому, что служащий сверяет претендента на пересечение границы с какой-то карточкой, которую тот предъявляет и всё. Причём это происходит даже не притормаживая автомашину или скутер. Въездных полос несколько, поэтому всё происходит достаточно быстро. Но вот подъезжаем мы, взгляд на наши паспорта и жест рукой в сторону. Отъехали, ждём, через полминуты подошёл служащий, забрал паспорта и сказал ждать. Через пять минут приносит документы и даёт разрешение на проезд. Проверяем документы, штампы стоят — путь открыт, заметим, при выезде вообще никого нет на границе и никто уже ничего не смотрит и не штампует.

Гибралтар встретил нас Приморским туманом, из которого выглядывает 400-метровая скала, главная достопримечательность страны, ее еще называют мыс Европы — один из двух Геркулесовых столбов и ближайшая к Африке точка Евразии.

Вторую половину площади занимает аэропорт, он же шоссе, морской порт, городские кварталы и природный заповедник. Как все это может поместиться на такой небольшой площади? Оказывается, возможно, но все таких крохотных размеров. В центре улочки настолько узенькие, что было опасение застрять в проулке.

Это мы заехали в ремонтную мастерскую, случайно.

Люди приветливые, показывают жестами, куда можно ехать, а куда нет. Объехав Гибралтар три или четыре раза вокруг, потратив 25 литров бензина, с горем пополам нашли место для парковки где-то далеко от центра.

На улицах туман и скала не видна.

Стекольная мастерская. Тут же делают и продают.

Наконец-то скала нам открылась.

Смотровая площадка у подножья скалы с другой стороны.

Цена бензина около 1 евро, тогда как в Испании, по-моему, 1,3. При выезде заправились по полной. Здесь, конечно, рай для шопоголика, цены достаточно демократичные, видать, это зона беспошлинной торговли. Что нужно — купили, что хотели — поели и рванули наверх, на вершину скалы. К сожалению, на транспорте туда не пускают. Авто необходимо оставить на парковке, а до вершины подниматься либо пешком, но подъем наикрутейший, либо на автобусе №2. Тащиться по жаре совсем не хотелось, и мы удовлетворились видами со смотровой площадки на Мавританский замок, фортификационные укрепления, море и берберийских макак.

Так как Гибралтар является заморской территорией Великобритании, то здесь ездят двухэтажные красные автобусы и кругом стоят красные телефонные будки.

Виктор думал, что здесь, как в Англии, левостороннее движение, но увы. Проезжая мимо небольшого пляжа, мы решили искупаться. Вода оказалась холодная, но самое смешное, что в душе на пляже и в кране в туалете течет морская вода. Нагулявшись в Гибралтаре, возвращаемся в Испанию.

Очень интересно устроен выезд на границе. Сначала все идут в 6 полос, потом регулировщик пропускает попеременно по 2 полосы, формируя две, и, потом конусами загоняют всех в одну линию. Очень удобно и быстро.

Через Торремолинос, Малагу мы доехали до Гранады. Очень жарко, каждый день 40-42 градуса. Гранада великолепный город. Большая проблема с парковками, но нам повезло найти местечко недалеко от основных достопримечательностей. У местного жителя узнали, где можно найти хорошую бодегу и попить вкусного испанского вина и где послушать настоящее фламенко, а не шоу для туристов. Он нам показал на карте, и мы двинулись пешком в путь. Был глубокий вечер, на улицах горели фонари, и на столах ресторанчиков зажигают свечи. На центральной улице сверху горит очень красивая подсветка.

На одной из площадей играла музыка, люди танцевали танго, и это было так здорово!

Гуляя по кварталу Альбайсин, мы зашли в ресторан и вкусно покушали. Рекомендую попробовать суп гаспачо.

Альбайсин расположен через реку от красного дворца Альгамбра .

Это подсвечивается знаменитый дворец Альгамбра.

Концерт у ресторанчика.

Среди узких улочек теряются ресторанчики, смотровые площадки, мавританские магазинчики, открытые далеко за полночь. Мы долго плутали по извилистым переулкам 1000 и 1 ночи.

Старинная часть города это действительно сказка. Услышав звуки фламенко за одной из стен, при некотором усилии мы все же смогли найти место, где проходил концерт. В одном из ресторанов есть небольшая пристройка. Если не знать, то и не найдешь, но нам повезло и нас любезно пропустили. Я никогда не забуду экспрессивную испанку (совсем не молоденькую и далеко не худышку) в черном платье, с какой страстью она отдавалась танцу. В тот момент она была прекрасна и красива. Такие концерты проходят для местных, не для туристов. Даже наш ребенок сказал, что это круто. Если бы он не захотел спать (было около 12 ночи), то мы бродили бы до утра, но пришлось вернуться в автобус и искать место для ночевки. Ночевали на парковке торгового центра.

Утром поехали в город и припарковались примерно на том же месте, где стояли вчера и пошли осматривать Альгамбру. Встали очень удачно, в тени (это великая удача, значит, будет не так жарко в машине, когда мы в неё вернемся). Оплату за нашу парковку внесла местная девушка, потому что у нас закончились монеты, а менять никто не хотел. Огромное спасибо ей, и вот вам ответ на вопрос, который нам задают очень часто: а как относятся к русским?

Центральный вход в замок.

Испанцы утверждают: кто побывал в Испании и не повидал Альгамбры, Испании не видел. Многие видные арабисты заявляют, что Альгамбра является самым красивым из всех сохранившихся замков мавританской культуры. Уникальность этого комплекса состоит в том, что когда другие памятники арабской архитектуры зодчества восхищают своей монументальностью, то оригинальность Красной крепости заключается в деталях, чрезвычайно точной и кропотливой работе, которая была проделана мавританскими мастерами при создании арок, сводов, колонн, узорчатых окон.

Подробнее: http://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/dvorets-algambra.html

Оборонительные орудия замка.

Смотровая площадка замка.

К сожалению, машину можно было оставить только на 2 часа, а рядом еще и полицейские терлись, поэтому бегло осмотрели замок и снова пошли в Альбайсин — уж очень он нам понравился.

Походив по узким извилистым улочкам и осмотрев их при свете дня, зашли в Кафедральный собор.

В путеводителе про него пишут, что он поражает воображение, сносит башку, спирает дыхание. Честно — мы ничего такого не почувствовали, может быть потому, что видели уже достаточно много соборов, и они, в принципе, похожи друг на друга.

А вот от следующего города Гуадикса реально сносит башку, потому что такого не увидишь больше нигде. Во-первых от Гранады до Гуадикса пустыня, сумасшедшая жара и практически нет растительности.

В начале нашего пути в автобусе вышел из строя штатный термометр, поэтому в Калининграде купили обыкновенный и приклеили его на зеркало, надо же знать, сколько градусов за бортом. Так вот, при движении по этой местности этот термометр показывал 44 С несмотря на скорость, с которой мы шли. Стоило остановиться и постоять более 15 минут, температура в двигателе потихоньку поднималась до 104С, машину глушить ой как не хотелось.

Город знаменит особенностями архитектуры — половина домов города расположена внутри скал.

Снаружи лишь сияющие ослепительной белизной двери и, словно вырастающие из земли, трубы жилых домов. Чтобы посмотреть внутреннее убранство пещерного дома, нужно сходить в музей. Он тоже расположен в скале, внутри очень комфортно: и не холодно и не жарко.

Вылеплено из глины.

Замечательный город в плане того, чтобы посмотреть, как иногда живут люди и как подстраиваются под особенности погоды.

Находиться на улице не очень приятно, даже в тени достаточно жарко, поэтому автобус в тень и сами гулять. Приходишь, а солнце уже вовсю его греет, хорошо, что кондиционер нормально работает. На улицах городка никого, никто в такое пекло не ходит.

В г. Мурсия, спасаясь от жары, мы с помощью Maps Me нашли аквапарк Terra-Natura, и решили, что самое время охладиться и устроить себе банный день. Аква так себе, хотя включает в себя 6 видов горок и 2 бассейна. Там же есть большой зоопарк, территория зоопарка гораздо больше территории аквапарка. Порадовали трое парней аниматоров, забавные, очень хорошо веселили народ, от души.

К 15 июля мы подобрались к Барселоне. Сначала заехали в г. Салоу в приключенческий парк «Порт Авентура». Машину припарковали у полицейского участка в целях безопасности. Предыстория этой парковки следующая: заезжаем на парковку парка — шлагбаум, встречающий интересуется, бронь есть? Нету, отвечаем. Ну тогда сори, мест нет. Ладно, разворачиваемся, едем искать, где притулиться. Близлежащие улочки забиты, велосипед не втиснешь. Едем дальше, начали появляться пустые места среди припаркованных машин. Ставимся под дерево, довоооольные топаем в сторону парка. Только отошли, идёт навстречу пожилой испанец, посмотрел на нас, поднял с земли камешек и на ближайшей машине аккуратненько нам демонстрирует, что может быть, если оставить тут. Потом машет в сторону и произносит одно слово «Полиц». Всё просто и доходчиво. Мы проехали чуть дальше, действительно полицейский участок и неподалёку есть места для парковки машин, бесплатные. На душе стало спокойнее.

Гуляли в парке, пока не надоело. В нем несколько тематических зон, народу везде много, на американские горки приходилось стоять минут по 40.

Не понравилось, что нет зонтиков, от палящего солнца скрыться практически негде. Парк большой, хороший. Из недочетов — плохая информативность по месту проведения шоу программ. По предоставленной карте парка трудно ориентироваться, указаны не все номера павильонов. Зато очень понравилось выступление в зоне Дикого Запада. Билеты в парк для взрослых — 47 евро, для детей — 40. В зону «Феррари» вход отдельный с отдельной оплатой. Всего часа не хватило до закрытия — силы покинули, поэтому ушли, не посмотрев фейерверк, который начался в 24 часа.

В этот раз никуда не поехали, ночевали на грунтовой площадке, напротив полицейского участка, рядом с картинг клубом — огромная площадка и ни одной машины.

В этот вечер первый раз решили принять душ, который есть в автобусе, но ни разу нами не использовался, мытьё головы не в счёт. День был очень жаркий, обмыться страсть как хотелось, воды в канистре около 10 л. Нам хватило на троих, кайф был неописуемый — вот когда начинаешь ценить малые радости. На ужин сварили пасту с тушёнкой и, откушав, легли спать.

Путь от Салоу до Барселоны живописен: шоссе идет по серпантину среди скал, а с другой стороны — море, яхты, байдарки, лодки, блики воды.

Барселона — красивый исторический город, местами сюрреалистичный из-за строений Гауди. Перво-наперво отправились к Саграда Фамилия. Внутрь попасть не удалось, т.к. для этого нужно регистрироваться онлайн и приходить на следующий день. Несомненно, это символ Барселоны, но вот сказать красивый ли он я затрудняюсь. Необычный — да!

Затем поехали в парк Гуэль. И здесь тоже нужно бронировать время заранее. Ну и ладно, погуляли по стежкам-дорожкам перед парком.

Они тоже имеют причудливые формы, а уличные музыканты, фокусники и другие представители культуры демонстрируют свои умения.

После культурных прогулок мы поехали на пляж. Он большой и песчаный, имеет голубой флаг, огромная парковка для авто, вода теплая, но волны были просто сумасшедшие, реально сбивало с ног. Накупавшись, вернулись в центр, на бульвар Рамбла. Вечерело. Бульвар не только сердце города, но и самая знаменитая пешеходная зона Испании, длиной 1 км. Здесь прогуливаются туристы, демонстрируют свое искусство уличные музыканты и художники, здесь продаются цветы, картины и много всего, что обычно покупают туристы, столики кафе приглашают отдохнуть. Вот и мы зашли в одно кафе них покушать паэлью и выпить ламбруско.

И так, неспешно прогуливаясь, мы как-то незаметно оказались в Готическом квартале. Узкие сырые улицы, поросшие мхом, древние соборы, рыцарские гербы и медальоны на кованых дверях и стенах домов. Мне нравятся такие места.

Стемнело, город зажегся огнями, и мы поехали смотреть ночную Барселону. Особенно впечатлили фантастические фасады двух домов Гауди: дома Батльо и дома Мила. Прокатившись по ночной Барселоне, решили потихоньку выбираться из города. Вообще, катание по ночным городам то ещё занятие, с одной стороны очень заманчиво и красиво, а с другой достаточно нервное. До свидания, Барселона, а нас ждет один из самых почитаемых монастырей Каталонии Монтсеррат, где хранится главная каталонская святыня — Черная Дева Монтсерратская.

Решено было ехать в ночь до самого монастыря и там, на месте, разобраться, где переночевать.

Около часу ночи мы приехали на парковку к Santa Cecilia, неподалеку от самого монастыря. Монастырь находится на высоте 721 м над уровнем моря в известняковых скалах, причудливо изрезанных ветрами и временем. Невозможно описать словами наши ощущения, когда стоишь на сопке в кромешной тьме, очертания скал лишь слегка проглядывают, небо звездное, но при этом очень темно, тихо-тихо и изредка кричит какая-то птица. Парковка асфальтированная, бесплатная, помимо нас стояло три машины и один дом на колёсах. Все уже спали, когда мы приехали. Старались сильно не шуметь.

Раннее утро на парковке.

Лучшее время для посещения монастыря — раннее утро, иначе будете стоять в дичайших очередях при неимоверной жаре. Мы подъехали к открытию, кроме нас была еще небольшая группа. Музей даже еще не открылся. Монастырь поражает и восхищает одновременно.

В тронном зале хранится статуэтка Черной Девы Марии. Она выполнена из черного тополя, и ее лицо приобрело темно-коричневый цвет.

Немного окунуться в атмосферу монастыря вам позволит найденный ролик на YouTube.

Когда мы закончили осмотр, подъехали фермеры со своими продуктами — сыр, мед, орехи, нуга. Нам понравился весьма колоритный местный житель, и мы купили у него очень вкусный сыр, типа пармеджано.

Цена парковки авто у монастыря: первые полчаса — бесплатно, на целый день — 6,5 евро. Припозднитесь и встать будет просто негде. Описывать своё восхищение сложно, это надо видеть и ощущать всем телом.

Следующая точка нашего маршрута — Андорра.

Сначала посетили инфоцентр, затем поехали в магазин кемперов. Едем, вдруг машина обгоняет, сигналит, руками машут. Остановились, подбегает мужчина:
— Вы правда из Владивостока?
— Да.
— Мы тоже раньше там жили, а сейчас в Праге живем.

Познакомились, они с семьей путешествуют, занимаются туризмом, ищут места, куда можно людей отправлять. Блин, так приятно встретить чёрте где соотечественников, да еще и из нашего родного города. Проговорили более получаса, душевно расстались, обменявшись контактами.

Сиесту пришлось коротать в Макдоналдсе. Ближе к вечеру пошли в термально-развлекательный комплекс Кальдеа на 3 часа. Взрослый — 38, детский — 27 евро. Развлекательный — это мягко сказано, из развлечений только массажи: 20 минут — 30 евро, 30 минут  — 38. Остальное — это большой бассейн с ленивой рекой и несколько маленьких джакузи, на улице тоже есть бассейн, 2 сауны, хамам, есть бассейн с водой 36 градусов и 14 градусов. Перед закрытием в большом бассейне начинается светомузыкальное шоу и включается фонтан. Накупались, отдохнули, но, на мой взгляд, цена все же завышена. Сама Андорра расположена в красивом распадке.

Плавая в Кальдеа, можно наслаждаться видом гор прямо из бассейна. В ночь выехали из Андорры.

Переночевав в каком-то городке на стоянке около реки, утром выяснили, что мы вернулись в Испанию, но спустя час уже были во Франции, зашли в открывшийся магазинчик, купили перекус и, увидев вскорости столики со скамейками на полянке, благополучно позавтракали, с восторгом наблюдая местные красоты.

Стало больше зелени, лесов. Проезжая Пиренеи, повсюду встречаешь горнолыжные подъемники. На 2-й завтрак остановились на площадке возле заброшенного дома. Пока взрослые готовили еду, малой нашел небольшую дырку и просочился внутрь дома, а потом орал оттуда, что ему жутко и страшно. Говорит, что там все есть: и посуда, и застеленные тентами кровати, печка и т.д. Попросил фотоаппарат и немного там поснимал. Зная, что делает не совсем законное действо, хлебнул адреналина, но вылез довольный.

По совету новых «чешских» знакомых, заехали в Каркассон и чуток побродили по его узким улицам (чем-то напоминает Монт-Сен-Мишель).

Зарисовки по дороге на Каркассон.

Замок в Каркассоне.

На ночевку выехали на автобан на АЗС. Там такая тусовка! Огромаднейшая парковка, куча кафе, ресторанов, магазин, душ и т.д. и т.п. Ночью нас пытались ограбить. Я сплю чутко, проснулась, услышав странный звук. Не сразу поняла, что это такое, как будто кто-то царапается, а это он резал сетку на окне, а когда стал сдвигать занавеску, я как заору. Спугнули его. Хорошо, что там, куда он лез взять нечего, но, гад такой, испортил сетку.

Все, сон как рукой сняло. Стали наблюдать и увидели, что молодой парень с длинными волосами и в белых шортах трется у разных машин. Пока мы думали, как нам поступить, он грабанул стоящий через одну машину автобус со шведскими номерами и ушел. Вот такая выдалась ночь, не самая приятная.

Приехали в Канны, они нам не особо понравились — обычный город у моря. Прошли по улице Антиб, с ее дорогими бутиками и ресторанами, посетили набережную Круазетт, посидели на общеизвестных обшарпанных голубых стульях.

Ничего сверхъестественного, а вот чуть дальше от Круазетт есть замечательный пляж. Парковка бесплатная, море теплое и спокойное. Загорали больше двух часов. Виктор впервые освоил сапбординг . 8 евро за полчаса, но наш сын так понравился хозяину этих самых досок, что он плавал больше часа, пока я уже не попросила отобрать. Что мне нравится в детях, что встал и поплыл, упал 1 раз и то уже в конце, когда устал. А вот за попытками взрослых очень интересно наблюдать.

От Канн до Ниццы города сменяют друг друга без промежутков, и создается впечатление, что это один огромный город протянулся вдоль моря. В Ницце аэропорт расположен чуть ли не в море. Нам она приглянулась больше, чем Канны.

В Монако Монте-Карло мы въехали, когда уже начало темнеть.

Въезд в город сопровождался спуском по спиральному туннелю. Вот где красота!

Город-государство, очень сильно зажатое скалами, с видом на чистые голубые воды Средиземного моря славится своим очарованием и богатством. Кажется, что город состоит только из казино, ресторанов, фешенебельных отелей, феррари, мазератти и ламборджини. Когда стало темно и вокруг все засияло, показалось что мы в зазеркалье. Все очень роскошно.

Ища парковку, мы объехали всю страну три раза по трассе с разметкой F1. Красивая сказка, но не для нас. Нормально припарковаться не получалось, поэтому, посмотрев на всё из окна машины, отъехали в менее оживлённое место, где и остановились. Немного побродили по улочке и не найдя никаких сувенирных магазинов, поехали дальше в сторону Италии. Ночевали в Италии на АЗС. Первая попавшаяся АЗС приютила нас. Рядом с нами расположились путешественники из Москвы.

В Италии у нас было запланировано несколько мест, обязательных к посещению. Одно из них — это Альпы, перевал Стельвио. Но перед ним мы остановились в кемпинге у двух озер — Анонэ и Аджорно. Это я со слов местных, может быть, немного не такое название. Кемпинг называется «2 Laghi». 37 евро за кемпинг без изысков, но, в принципе, все в нем есть. Не самое бюджетное, но выбирать особо было не из чего. В озере вода теплая, есть 2 бассейна (взрослый и детский — работают с 13 до 19). Нам воспользоваться не посчастливилось, приехали мы вечером и уехали до часу дня. Зато поплавали в озере, потеснив рыбаков, помылись в душе, постирались, высушились и отправились дальше.

Несмотря на приличный крюк, нам очень хотелось побывать на перевале Стельвио, куда собственно мы и направились. Мы шли вдоль озера Комо в узкой долине, среди гор.

Виноградники на склонах.

От г. Бормио начинается перевал Стельвио. Пейзаж становится все более похож на швейцарский.

Подъем у нас занял час, наверху довольно холодно. Немного не доезжая вершины мы остановились, дабы поснимать эту красоту с дрона.

Перевал достаточно уникальный: находясь на самой верхней точке дороги на Итальянской стороне, можно подняться по тропинке еще выше на скалу и ты уже на территории Швейцарии. Ну, нельзя же было упустить такую возможность, побывать в Щвейцарии в очередной раз, но весьма необычным способом. На вершине стоит ресторанчик для желающих отобедать в Щвейцарии.

Вид со Швейцарской территории на Италию. Наш автобус где-то там внизу.

Завтра у нашего сына будет день рождения, и мы предложили ему отметить его в панорамном ресторане «Тибет», на итальянской стороне, с шикарным видом на перевал и горы. Мы вкушали альпийские блюда: бризоль с сыром, спагетти в томатном соусе, тирольский суп с кнедликами, а Виктор заказал себе тирольский гамбургер (он несколько другой).

Это по-тирольски.

А это по-нашему.

Вкусно покушали, вернулись в машину и наварили целую кастрюлю борща на завтра. Ночевать непременно решили здесь. Асфальтированная стоянка прекрасно это позволяла. Доваривали борщ уже под ливнем. Всю ночь шел дождь, было достаточно холодно на улице, поэтому спали под одеялами, про которые уже стали забывать. Утром распогодилось, позавтракали борщом, и душа потребовала приключений. Решили проехаться по грунтовой дороге ещё выше в горы. Температура за бортом +4, расход топлива при движении по этой, с позволения сказать, дороге — 66 л на 100 км. Вот для таких непредвиденных моментов и пригождается канистра в заначке. На такой высоте задыхаешься, сердце колотится, норовя выпрыгнуть из груди и болит голова. Виктору тоже стало плохо.

Навигатор показывал 3100 м. Автобус с честью выдержал такие испытания, пыхтя лез в гору на 2000 оборотах, больше не мог. Подъемники уходили ещё куда-то выше, как там зимой катаются?! Самое интересное, что люди со сноубордами куда-то уезжали на автобусе, значит, где-то ещё можно было кататься. Зато Альпы великолепны!

Ледник.

Альпийские «розы».

Вдоволь налюбовавшись, стали спускаться с перевала. Погода солнечная, по мере продвижения вниз становится всё теплее и теплее. Несколько раз останавливались в небольших карманах, чтобы ещё и ещё раз полюбоваться красивейшими видами на горы и открывающиеся долины внизу. Наверх поднимались многочисленные путешественники и просто любители. Кто на чём. Большое уважение вызывали велосипедисты и особенно женщины. Уже внизу, двигаясь по долине, не знаю в каком городке, увидели аутлет, зашли и обомлели — здесь продают только тирольскую одежду. Сразу вспомнился октоберфест. Такого разнообразия, как там, я не встречала нигде, на любой вкус и цвет.

Потом мы въехали в яблочный край. По обочине дороги стояли лоточки с фруктами. Купили себе несколько килограммчиков. Вокруг были расположены ухоженные фруктовые сады. И снова у нас на пути Альпы — здравствуйте! Едем по перевалу St. Раnkrats (кажется так), на Италию совсем не похоже, даже вывески на немецком языке. А потом были еще Passo Mendola и Passo Tonale.

Ехали долго из-за страшной аварии, которая перекрыла основную дорогу, пришлось возвращаться и искать другую. Ехали по очень красивым местам и к вечеру заехали в прекрасную Верону.

Шикарный город с красивым амфитеатром, в котором давали какую-то оперу, а мы могли послушать только снаружи. Для зрителей на улице продают небольшие мягкие подушечки за 2-4 Евро, видать, мягкие кресла для публики не предусмотрены. Виктор отправил себе открытку с поздравлениями с днем рождения. На радостях чуть было не забыл написать обратный адрес, но вовремя вспомнил, открытка дошла и радует его глаза. Кушали чисто итальянские блюда в ресторане «У театра»: лазанью, спагетти — карбонара, тальятелли и тирамису. За все заплатили 29,3 евро. Жаль было уезжать оттуда.

На улицах Вероны.

После Вероны г. Падуя как-то не приглянулся. Вроде бы здания старинные, красивые, но чего-то выдающегося мы не увидели. Может быть, не там ходили? Автобус опять удачно смогли припарковать в тенёчке (поверьте, это большая удача). Примечательно: только остановились, как рядом нарисовался «коренной» местный житель с тёмным цветом кожи и улыбкой дал понять, что готов присмотреть за нашей повозкой. Получив благодарность за пожертвованные 2 Евро, мы направились гулять. В путеводителе вычитали про кафе «Pedrocchi». Правильно читать — Педрокки, его называют кафе без дверей, помещение, двери которого не закрывались в течение 85 лет. Нашли, посмотрели — ничего особенного не увидели.

Посмотрели еще на капеллу Скровеньи, местами расписанную фресками. Немного ещё прошлись, купили мороженое и решили, что знакомство с этим городом можно закончить. Не стали терять время, поскольку хотелось поскорее заехать в Венецию. Автобус стоял, где мы его и оставили, охранника поблизости не наблюдалось.

Перед Венецией заехали в кемпинг «Camping Venezia» — 38 евро в сутки, но если платишь наличкой, то дается 5% скидка. Кемпинг шикарный, все на уровне. Красивые и удобные душевые, WC, моечные, постирочные. Есть крытый бассейн (2,5 евро с носа) с небольшим двориком для релакса. Про детскую площадку, бар и магазин я даже не заикаюсь. Сначала поплескались в бассейне, помылись в душе и ближе к вечеру отправились в город.

Венеция самый удивительный и знаменитый город на воде, он поразил нас в самое сердце. Мы попали в него впервые, хотя проезжали мимо него в другом путешествии. Он не похож ни на один город, увиденный нами, а видели мы немало.

Бродили по узким улочкам, пересекали всевозможные каналы через разнообразные мосты и мостики, кушали в ресторанчике и наслаждались атмосферой до самого темна. В кемпинг вернулись на автобусе (1,5 евро) достаточно поздно. От кемпинга до города около 6 км. С нетерпением ждали утра, чтобы вернуться и снова гулять и наслаждаться прекрасными видами. Были во многих туристических местах: таких как площадь Сан-Марко, мост Риалти, еврейское гетто и др., просто бродили. Когда были на Сан-Марко, внезапно начался ливень с сильными порывами ветра. Люди кинулись прятаться кто куда.

Мы спрятались в подворотне, но ветер был такой силы, что убежище не спасало от дождя. Пришлось бежать и искать место в магазине. Сразу же активизировались продавцы зонтов и дождевиков. После дождя снова гуляли до тех пор, когда ноги уже отказывались ходить. Вернулись затемно, но ребенок еще успел сходить в бассейн, а у нас уже не было сил. Кемпинг очень понравился, утром позавтракали, заправились водой и снова в дорогу.

25 июля мы выехали в г. Градо к нашей знакомой. Встреча прошла замечательно, мы познакомились с ее итальянским мужем и маленькой дочкой. Вечером все вместе сходили в ресторан и нас накормили настоящими итальянскими блюдами, теми, которые кушают местные жители, а не приготовленными для туристов.

Сегодня у нашего бессменного водителя день рождения, а мы въехали в Словению. Сначала у нас осмотр Постойнской пещеры (Postojnska jama). Билеты по разным ценам, в зависимости от того, что будешь смотреть. Нам обошлись: взрослый — 35,7 евро, детский — 21,4. Это за посещение пещеры и замка (Predjama Castle). Пещера очень внушительная и оглушающе красивая. Почти вся она состоит из огромных залов со сталактитами и сталагмитами фантастических форм. По пещере провозят на поезде, а потом нужно идти пешком.

После посещения пещеры, которое длится 1,5 часа, на автобусе-шаттле отвозят в замок. Ехать минут 10-15. Замок тоже не совсем обычный — половина его находится в скале, внутри пещеры. Экскурсия замечательная, всем рекомендую.

Predjama Castle.

Внутри замка.

День рождения отмечали в поле, наварив гречки с тушенкой.

Далее наш путь пролегал по каким-то дебрям-захолустьям к границе с Хорватией. Решили ехать по темноте, пока не найдём, где можно будет заночевать. Дорога на одну машину, справа лес, слева река и кромешная темнота. Навигатор ведёт к ближайшему городку. По дороге кое-где живут люди, и вокруг все чистенько и опрятно.

Около полуночи въезжаем в городок и видим пятачок под железнодорожным мостом, на котором припаркованы две фуры. Ну, коли так, то и мы за ними пристроились и уставшие от непростой лесной дороги легли спать.

Ночь прошла спокойно, и утром мы продолжили продвижение к границе. Вы можете спросить, какого фига мы таскаемся по таким мрачным и трудным местам? Ну, во-первых, такие дороги самые интересные, а во-вторых, мы решили не покупать виньетку в Словении и, как следствие, не ехать по автомагистралям.

Рано утром проезжали мимо маленького частного магазинчика со свежей выпечкой. Вкус булочек и тёплого хлеба сложно описать. И что интересно, несмотря на ранний час, несколько покупателей приехало на машинах, а населённый пункт напоминает наше село с частным сектором.

В г. Брежице подъехали к границе с Хорватией, а нас отправляют на другой пункт пропуска, типа здесь только для своих. Где он? Куда ехать? Нашли второй — та же история, отправляют на третий. С горем пополам нашли третий, большой.

В интернете прочитала, что в Словении виньетка нужна только, если ездить по автобану, если передвигаться по обычным дорогам, она не нужна. Ну, мы и не стали покупать. Когда крутились, ища дорогу, заехали туда, где грузовики пропускают, объясняем, что у нас нет виньетки. Говорят, езжайте, проблем не будет. Заехали на таможню, нас таки заставили заплатить штраф 150 евро и еще 1,65 комиссия банка. Никакие объяснения не помогли. Всё настроение испортили! По автомагистрали мы проехали 25 метров и это всё. Поэтому вывод из всего этого: неважно, где вы собираетесь ехать и по каким дорогам, виньетку покупать обязательно. Так инспектор и сказала.

Зато мы уже в Хорватии, в г. Загреб. Город большой, в старом городе на традиционной средневековой площади стоит собор. Сам собор красивый, но он находится на реставрации, и в нем звучала органная музыка очень странная, не совсем приятная для слуха.

Загреб.

Город Карловац расположился на устье трех рек. По обе стороны реки Кораны есть поляны со скошенной травкой, места для барбекю, пляж, спуск в воду, детские площадки. Хорошее место для отдыха и купания.

Батут с водой.

В д. Rastoke увидели сказочно красивые места. Множественные водопады каскадами стекают в низовье реки, образуя причудливые извилины в скалах. Камни, поросшие мхом, свисающие корни деревьев и лианы растений. Это место из сказки о хоббитах. Небольшие ресторанчики и отельчики предлагают свои услуги. Здесь словно время остановилось и можно зависнуть надолго. Аппартаментов и отелей в этом краю больше чем достаточно. В один из них мы заехали узнать цену: без кухни — 52 евро, с кухней — 72. Кемпингов тоже хватает.

По дороге к Плитвицким озерам видели вывеску адреналин-парка.

В нацпарке Плитвицкие озера ночевать нельзя, это сказал нам подъехавший инспектор, поэтому, немного отъехав, нашли место за 10 евро у домика, который сдают под апартаменты. Воздух здесь упоительный. Рано утром поехали на озера, выстояли очередь за билетами, а нам говорят, что только за куны. Ни евро, ни по карте — никак нельзя, облизнулись и поехали дальше.

В Боснии и Герцеговине цены немного меньше, чем в Хорватии. Указатели населенных пунктов не знаю на каком языке, но часто написано по-русски. И вообще, просторы напоминают наши — нестриженные поля и ромашки. Спустившись с перевала, мы попали в какую-то каменистую пустыню, усыпанную воронками, как после бомбежки.

Заброшенные деревни, развалины строений, школа, зарастающая травой и кустарниками. Жуткое место.

Но кое-где среди разрухи живут люди, немного, всего 1-2 жилых дома на несколько разрушенных деревень. Часто даже нет названия населенных пунктов. Это примерно где-то в районе Przine, Kazanci, Livanjsko Polje. Я думаю так. Это все последствия войны.

В Kovacec уже начались жилые дома, покосы, т.е. более-менее цивилизация. В этой части страны более грязно, по обочинам валяются бутылки, обрывки. Как-то бедненько здесь.

Г. Мостар расположен в распадке среди гор. Очень необычно и я даже сказала бы — красиво. Сам город как город, а вот старый город — типичный восточный базар с его неповторимым колоритом. Купили сувениры, отобедали в кафе, заказав традиционное блюдо. Принесли огромную тарелку, а в ней несколько видов национальной еды: там были и чивапчичи, и котлетки, и долма, рис, картошка и др. Втроем объелись за 23 евро.

Официантки в ресторанчике.

Дальше хотелось осмотреть старинный город — крепость Почитель. Тоже такой восточный город с крепостью на вершине скалы. Так как уже начало темнеть, то залазить на довольно крутую скалу совсем не захотелось, и мы ограничились визуальным осмотром снизу. Хотя город своеобразный. Побывав в этой стране один раз, вряд ли мы сюда еще вернемся.

И снова мы зашли в Хорватию, так дорога проходит. На ночь остановились на побережье, у кафе, на крохотном пятачке стояло две машины, мы с трудом примостили наш «лайнер». Наши автоаппартаменты были с шикарным видом на море в г. Klek. Этим видом любовались уже утром, ночью кроме огней внизу ничего не было видно.

Утром, как обычно, умылись и в путь.

Немного проехав по Хорватии, мы вновь оказались в Боснии и Герцеговине. Оказывается, Босния клином заходит в Хорватию. Едем через г. Неум. Тут сплошные пляжи, отели, апартаменты, рестораны. Короче, туристический клондайк.

Так вот, в Боснии мы пробыли ровно 25 минут, с учетом пробки перед границей, примерно 6 км дороги. Здравствуй, Хорватия! В г. Стон мы специально заехали посмотреть на стену, подобную Великой Китайской. В Стоне она вторая по протяженности, после китайской. Кстати, ее можно увидеть в «Игре престолов».

В городе мы были утром, но в ресторанчиках уже сидели мужчины, пьющие пиво, орущие песни, танцующие и играющие на различных музыкальных инструментах.

Может быть, потому что была суббота, но не с самого же утра??? А вообще-то всё достаточно позитивно. Когда мы уже направились к автобусу, поющая толпа мужчин, одетых в белые брюки, тельняшки, с барабаном наперевес шла нам навстречу и, весело отплясывая, задавала весёлое настроение всей улице.

Поулыбавшись этому, и, представив такую картину у нас на улице Светланской, мы поехали дальше искать местечко, где стоило бы остановиться и провести время в отдыхе и купании.

Местечко нашлось неподалёку от г. Стона. Проехав по указателю к кемпину Prapratno, сворачиваем и по крутому склону спускаемся к великолепной маленькой бухте с пляжем. Узнав цену за сутки (35), решаем остановиться рядом на бесплатной парковке. Асфальтированная парковка примыкает к ограде кемпинга. А теперь только представьте: парковка, через дорогу песчаный пляж, душ на пляже, небольшой ресторанчик, чистейшее море, мусорные баки в сторонке и нет никаких верёвок и желающих получить за всё это хоть какую-нибудь плату.

Весь день провели на пляже. Побережье очень красиво, море почти без волн, пляж песчаный с примыкающими скалами, на которых расположены какие-то домики. На ночь остались здесь, только ночевать переехали на пирс к скале, там вообще нет никого. Утром уезжать очень не хотелось, в таком месте можно стоять несколько дней. Рядом с пляжем на пригорке стоит заброшенное здание, похожее на небольшой ресторанчик с гостиницей. Видно, что закрылось не так давно, надо полагать сейчас не лучшие времена в стране.

Позавтракав утром на вчерашней парковке, заправившись водой в кемпинге отбываем в г. Дубровник.

Едем по серпантинистой дороге над морем, виды просто завораживающие.

Сверху открывается восхитительный вид на Дубровник, на старый город-крепость, обнесенный крепостными стенами, и на изумрудное море с яхтами. Это очень-очень красиво!

В городе парковок мало, и они все были заставлены машинами. Припарковаться не получилось. Смотрели на город из окна машины, проехав немного по городу.

И снова мы попали в Боснию и Герцеговину, и снова прохождение границы, кажется, уже третий раз за день. Уже даже не смешно. По пути увидели указатель на монастырь Дужи. 2 км по грунтовке, а в итоге даже не стали фотографировать — вообще никак. А вот заброшенная станция в деревеньке Хум, неподалёку от монастыря, жутковатое зрелище.

Обратите внимание на надпись на стене.

Идем через Требинье, который прилепился среди голых, осыпающихся скал, через Ластву в Черногорию.

Небольшое отступление: заметили, что водители немцы, голландцы, французы в славянских странах нарушают ПДД за здорово живешь. В Боснии и Хорватии много вывесок — автомастерские, гараж, ремонт а/м.

Автомастерская в Хорватии.

Боснийскую границу прошли моментально, зато на Черногорской стороне стояли 2 часа, а потом таможенник очень бесцеремонно лазил по машине, сдвигал ящики, пытался залезть в них.

Погода стоит солнечная, очень жарко, опять начинаем отмечать, что пока двигались в очереди к пункту пропуска, температура антифриза начинает уходить за сотню. На холостых оборотах при включенном кондее не хватает охлаждающего эффекта, выключаешь, потихоньку температура падает. Но без кондиционера очень жарко. При температуре охлаждайки 110С стрелка на панели показывает, как обычно, середину шкалы, так что имейте это в виду. Переход находится на высоте 1030 м над уровнем моря, пейзаж изменился в лучшую сторону — стало больше лесов.

Прошли без проблем, очередные штампы в паспортах и вперёд.

По пути заехали в ресторан, перекусить. Порции огромные. Ели чивапчичи (колбаски, типа люля-кебаб), говядину тушеную с картофелем, хлебную похлебку, домашнее вино и малиновый сок. За все отдали всего 21 евро.

Едем в монастырь «Острог» 17-го века, расположенный высоко в горах. Знаменит «верхним храмом», вырезанным в скале, наподобие иорданской Петры. Это недалеко от г. Никшич. Двигаемся по очень опасному горному серпантину. Дорога на одну машину, без ограждения с осыпающимися обочинами, а справа пропасть. Вокруг грязь и беднота.

Мне дорога нервы пощекотала. Заночевали на парковке, ниже храма. К ночи парковка была вся занята машинами, более 50 штук. На верхнюю маленькую парковку на авто пускают только с маленькими детьми, инвалидов и беременных женщин. Остальным нужно оставить машину на нижней парковке и подниматься наверх по длинной лестнице. Монастырь интересный, в небольшой пещерке проходит служба, люди туда набиваются, как селедки в бочке, человек двадцать, вентиляции нет. Служба идёт около 5-7 мин. И следующую партию запускают. Есть магазин с разной продукцией, произведенной монахами. Перед храмом есть площадка, на которой паломники ночуют на матрацах прямо на земле. У кого нет своих, выдают в храме.

Вид с площадки храма.

Таких людей там очень много, всю ночь идут и идут, многие с детьми. Я поинтересовалась, зачем люди ходят туда ночевать, мне сказали «за здоровье». Такое намоленное место, а на парковке срачельник, оставленный набожными людьми. Из положительного есть нормальный туалет, даже с тёплой водой, стоят титаны. Удивительно! Больше в Монтенегро мы не нашли ничего интересного и выдвинулись в Албанию.

Все тот же удручающий вид с помойками и выжженными горами с редкими оазисами домов «новых албанцев». Манера езды российская — через сплошную по встречке или по обочине. Заехав в г. Шкодер, честно говоря, были шокированы. Шалман-базар. Ездят и ходят, как хотят. Какие правила? Чем-то напоминает Китай, но с другим восточным уклоном. Такой же муравейник, сплошной базар посреди куч мусора. Паркуются в 2-3 ряда как попало, велосипедисты ныряют под колеса. Одно слово — капец!

Там, где встречаются отели или рестораны, там ухожено, а в остальном нет. Чем ближе к границе с Косово (менее 100 км до границы), тем меньше поселений, а потом и вовсе пропадают, лишь горная дорога, петляющая среди скал.

При въезде в Косово, нужно покупать страховку за 5 евро с человека.

Из всех стран, которые мы уже проехали, Косово производит самое благоприятное впечатление (ну, еще Хорватия на побережье). Водители, всё так же ведут себя безобразно. Опять идем через горы. В г. Штрпцие нас впервые остановили полицейские, но, увидев российские номера, узнав, откуда мы приехали, и изучив наклейки стран, где мы были, пожелали доброго пути до самого Владивостока.

В Косово магазины работают до самого темна. Уже 20:30, а они еще открыты. Очень много магазинчиков с красивой одеждой. Женщины некоторые ходят закутанные.

Скалы сменились горами, появились сосны, жара спала.

Через час въехали в Македонию.

На границе Косово — Македония, при подъезде к пункту контроля на Косовской стороне, большое количество, в основном, детей и подростков, настырно стучащихся в окна автомобилей, предлагая купить малину. Ребят чересчур много и напор хороший. Ночевали на АЗС уже в Македонии: всю ночь галдели какие-то мужики, оставив после себя настоящее свинство.

Рано утром заехали в г. Скопье. Столица Македонии удивительно красивая, ухоженная, уютная. При въезде в город виден огромный крест. Дороги хорошие по 3 полосы в каждую сторону. Здания красивые, много торговых центров и казино, огромное количество всяких памятников и скульптур.

Очень удачно припарковались в теньке возле торгового центра «Ramstore». Окружающая обстановка так и приглашает посидеть в кафешке. Что мы и сделали. А взяли мы на завтрак ни много ни мало рульку в грибном соусе с картошечкой и жареный сыр, типа брынзы, за смешные 7,8 евро за все. Подкрепившись, поехали смотреть каньон. Фотографии каньона в рекламе, на которые мы клюнули, были прекрасны. Но что же мы увидели в реальности? Огромную-преогромную помойку! И повсюду дети попрошайки. Поняв, что здесь ловить нечего, мы двинулись в сторону Болгарии.

В Болгарии мы уже были. Ничего в ней за эти годы не изменилось. На Европу она совсем не похожа — трава не кошена, ухоженные домики не наблюдаются. Наоборот, какое-то все самобытное, этим она и хороша. Снова, как и в прошлый раз, поехали в Рильский монастырь, уж очень он красив. Хотели остановиться в том же отеле, где ночевали в прошлый раз, когда попали в землетрясение в 2015 г. Но мест не оказалось, и мы, проехав чуть дальше за монастырь, остановились в кемпинге «Бор» в лесу за 20 евро.

Свежий воздух, лес, ухоженная поляна и наличие рядом горной речки компенсировало отсутствие лоска. Хотя WC теплый и вода горячая — что еще нужно? Хороший домашний кемпинг, словно в деревне у бабушки. С утра поехали в монастырь, т.к. вчера внутрь попасть не удалось — обязательно должны быть закрыты плечи и колени, а мы пришли в майках и шортах. Внутри храм расписан, как и снаружи, хорошее красивое место.

По дороге от храма проезжали музей-склад с разного рода вещами. Рассказывать сложно, смотрите фото. Одним словом, чего там только нет. Если уж что-то понравится, то можно и купить, готовы даже отправить в Россию.

В крупном г. Благоевграде Вячеслав поехал на СТО менять масло в заднем редукторе, а нас забросил в супермаркет за лютеницей (паста из помидоров и сладкого перца).

Разделились, чтобы время не терять. Когда, примерно минут через 40 он за нами приехал, то застал меня стоящей перед витриной с этой самой лютеницей. Он думал сэкономить время? Я насчитала 53 вида и была в прострации и раздумьях, какую же взять. У мужчин такие вопросы решаются быстро — похватали всякой разной.

Из продегустированных на данный момент самая вкусная: 1 (3).
Не понравилась: 2, 4, 7.

Выйдя из магазина, открыли три разных и ту, что понравилась, пошли купили ещё. До сих пор едим, открывая и вспоминая наше путешествие.

Заехали в знакомую кафешку перекусить. Заказали кебаб на гриле, печеные чушки (перец), чорбу с фасолью и лимонад. Отдали 4 евро. Зная, какие огромные порции в Болгарии, были удивлены скромностью порций. В прошлый раз были гораздо больше. Хорошо, что были сыты, а то ушли бы голодные.

К вечеру на горизонте навигатора замаячила Греция. Границу переходим в 16:30 довольно быстро и без вопросов. В специальном окне проштамповали чеки TAX FRI, в России кинули в первый попавшийся почтовый ящик, через пару месяцев на карту пришло немного денег. Поплутав по новой дороге около часа, наконец-то выбрались к нужной развязке. Такое бывает, когда дорога новая и навигатор тупит, пытаясь вести по старым направлениям.

В Греции дороги сразу же стали идеальными. По картам мапс ми нашли кемпинг в г. Серес и поехали к нему. Ехали в кемпинг, а приехали в лагерь для беженцев, обнесенный забором из колючей проволоки.

Пришлось ехать дальше и искать другой. Нашли в г. Кавала «Batis» — 6 евро за человека + 9 за авто. Это очень крутой кемпинг. Есть 2 бассейна. В детском 2 фонтанчика в виде осьминога с горкой и кита. Зонтики и лежаки для постояльцев бесплатно. Для всех остальных пляж платный, но заходи и пользуйся всем, что есть. А есть немало — души, бары, рестораны, магазин, площадки… Море наичистейшее, песок крупный. Ночью, в темноте, сходили искупались в море. Вода теплая, а скалы подсвечиваются огнями — получается очень романтично. Когда уже шли в душ, парень, сотрудник кемпинга, сказал, что ночью купаться запрещено, но мы уже это сделали. В таких кемпингах можно стоять по нескольку дней. Для тех, кто не любит много кататься, такие места очень удобные. Наутро, позавтракав, выехали за территорию кемпинга, рядом парковка. Нам объяснили, что можно стоять на парковке и пользоваться всей инфраструктурой кемпинга. Парковку покинули часа в 4 дня, подавив в себе огромное желание побыть там ещё. Но время неумолимо подгоняло нас в дорогу.

В г. Александрупулис на набережной нашли таверну «Loukoulos» покушали на 25,4 евро, взяли: жареный кальмар, сардины на углях, спагетти с курицей и белым соусом и дзадзики. Все очень-очень вкусно, пальчики оближешь! Официант и его помощники разговаривают на русском. Обожрались, а тут нам комплимент приносят: огромный блин с шоколадом, два вида пирожного, 3 шарика мороженого и арбуз. Из-за стола выползли. Греция, мы тебя обожаем!

Тот самый ресторан.

Тот самый комплимент.

Небольшое отступление. Всю дорогу через балканские страны нас мучила мысль с принятием решения, как нам ехать домой, каким путём идти? Повернуть ли в Болгарии на север и переходить в Россию через Белоруссию (как плохо, что Украину теперь лучше обойти стороной) или рискнуть и, спустившись ещё ниже, зайти в Турцию. Я уверена, что вы угадали наше решение. Мы редко ходим проторенной дорогой, а посему вперёд на восток!

Граница Греция — Турция встретила нашествием комаров. Целые полчища москитов. В Турцию заехали в 9 вечера, когда было уже темно. Вообще-то, думали, что зайдём засветло, но прохождение затянулось, а поворачивать было поздно. Сразу за границей территория справа и слева огорожена колючкой, никакого освещения. Вообще никакого. Тут же, за пунктом пропуска, нас останавливают два «джентльмена» — один с бэйджиком, другой с флажками в руке и на неплохом русском интересуется: всё ли нормально и не желаем ли мы уплатить бакшиш? Получив вежливый ответ «всё нормально» и отказ о какой-либо оплате, «попрошайки» говорят: «ну нет так нет, до свидания». И мы растворяемся во тьме.

Километров через 15 остановились на ночлег на АЗС, предварительно спросив, можно ли нам остаться на ночь? Ночь была адская. Спать было жарко, две огромные собаки периодически устраивали разборки, два раза среди ночи подъезжали на заправку машины с орущей во всю мощь восточной музыкой, какие-то мужики громко галдели. В здании АЗС была харчевня (по-другому назвать трудно) и туалет, достаточно чистый. Были бумажные полотенца, а пенка для рук пахла восточным ароматом.

Утро первого дня на той самой АЗС.

Утром встали разбитые, огляделись… ну, здравствуй Турция, и выдвинулись в сторону Стамбула. По пути заехали в ресторан. На 15 евро взяли колбаски (10 штук в порции), котлетки (порция 3 шт.), картофель фри и кофе по-турецки. Порции большие, все вкусное. На обочинах продают арбузы и дыни по 5 турецких лир за штуку.

Стамбул приятно порадовал. Город огромен, улицы широкие, чистые, зеленые, но мы и здесь нашли такие, что с трудом выбрались из лабиринта односторонних проулков. Много высоких домов, я бы даже сказала небоскребов. Водители, конечно, ездят как хотят, поворотники вообще не признают. Заехали в центр города и отправились гулять. С горем пополам нашли сувенирный магазин, купили, что нам нужно было, оказалось, что там работает девушка грузинка, говорящая по-русски. Нормально пообщались, выяснили, что нужно. В городе много всяких закутков, маленьких улочек, ну, в этом плане самый обычный восточный город. Объелись восточных сладостей — они там продаются на каждом углу.

И вообще, там голодным не останешься. К обеду город встал в пробках. Недаром Владивосток сравнивают со Стамбулом. Люди, побывавшие в двух городах, всегда отмечали поразительную схожесть ландшафта: сопки-холмы и проливы-заливы. Действительно, вид на Босфорский мост и на наш Золотой идентичны. На мосту был ремонт, и все засовывались в одну линию, поэтому 25 км мы ехали 2 часа при расходе топлива 29 л на 100.

Молитвы проходят прямо на дороге.

Дорога Е80, по которой мы шли, достаточно хорошая, информативная, есть на ней пешеходные переходы. Так вот, за 500 м до них начинаются знаки о снижении скорости, а метров за пятьдесят идёт череда выступающих полос.

Потом ушли на побережье на Е70 и держали путь на г. Сарпи.

Придорожные магазинчики.

Ночевали в довольно интересном месте: там АЗС и PARKSHOP с аутлетами, казино и всякими закусочными. Все это ночью горит и светится, магазины работают допоздна.

В 2 часа ночи стук по корпусу машины. Было жарко, и у нас окна были открыты и дверь приоткрыта. Стоит полицейский и что-то говорит по-своему. С горем пополам, через телефонный переводчик, и то на английском, поняли, что он просит закрыть окна, а то мало ли что может произойти и нужно переехать поближе к АЗС, а то мы на парковке остались одни. В остальном ночь прошла спокойно.

По мере движения пейзаж поменялся от буйной зелени к скудной растительности на песчаных холмах. Крупные города выглядят вполне современно, особенно красиво ночью с подсветкой. Но зато обязательны пробки на дорогах. В г. Алтинорди вечером сказочно выглядит подсвеченная канатная дорога. Маленькие же города и деревни не совсем чистые и немного пыльные. На небольших АЗС в туалет лучше не заходить — грязь и запах соответствующие. Вместо сливных бачков на стене возле пола сделан краник и стоит кувшинчик. Сервис, однако!

6 августа, очередная ночевка на АЗС в каком-то городке, заправка Лукойловская.

Под утро нас разбудил призывный крик муэдзина. Оказывается, совсем рядом стоит мечеть. Он так пел, что местные собаки стали подвывать. Я никого не хочу обидеть, но реальность была такова. По окончании собачьего концерта спать как-то расхотелось. Светает очень рано, но раз уж нас разбудили, решили вставать. Спокойненько умылись в туалете на АЗС, никто ничему не удивляется, всё цивильно и чисто.

В Трабзоне заехали на небольшой продуктовый рынок. Опять нашли его по картам Мапсми. А таааам чего только нет: сыры — всякие, оливки — разные, выпечка — глаза разбегаются. Как удержаться? Купили какой-то слоистый сыр и оливки. Очень понравились и сыр и выпечка.

Что можем сказать о путешествии по Турции: знакомство было быстротечным и 1500 км пролетели достаточно комфортно. Ездить можно, нам показалось, что достаточно безопасно, на средиземноморском побережье, наверное, было бы пороскошнее, но, в общем, нам понравилось.

Кемпингов, как в Европе, мы не встречали, поэтому для ночёвок нужно искать гостиницы ну или, как мы, в машине. Отношение населения ровное и без всякой агрессии. К обеду подобрались к переходу в Грузию.

Этот переход следует описать немного подробнее, чем все предыдущие!

Граница с Грузией поразила своей бестолковостью и непонятностью. Жуткая грязь, толкотня — машины, люди, баулы — все смешалось в одну гудящую и передвигающуюся кучу.

Подъехав к переходу, сложно было понять, куда двигаться дальше. Утыкаешься в кучу машин, которые двигаются вправо и виден пункт досмотра, ан нет, нужно проехать сквозь эту очередь (полицейские периодически останавливают поток машин) и уйти налево. И двигаться вдоль этой вереницы, а потом, развернувшись, опять налево, найти хвост этой очереди. Справа скала, слева едущие навстречу машины, места мало, жара.

Так выглядит путь по трекеру на границе.

Досмотр на турецкой стороне ограничился открытием задней двери.

Простояв 2,5 часа с турецкой стороны, заехали в Грузию. На грузинской стороне пассажиры проходят контроль отдельно от водителя, как в аэропорту. Пограничница долго меня рассматривала и выдала фразу: «Это вы? Не похожа!» Как же мне хотелось ответить словами Леонида Куравлева: «А если так?» и глупо улыбнуться («Афоня»).

Границу проходят машины преимущественно с грузинскими номерами. На грузинской стороне их встречают, разгружают баулы, толкотня, крики, куча из стоящих и двигающихся машин. Чем-то напомнило нашу таможню с Китаем. Выскочив из этого кошмара, поехали в сторону Тбилиси.

Здесь тоже стоит пояснить, почему Тбилиси, а не Сочи.

Нам хотелось идти через Абхазию, но спросив у грузинских пограничников про эту дорогу, получили отрицательный ответ. Спрашивали в трёх разных местах и везде один ответ: там нет таможенного поста, потом могут возникнуть проблемы с грузинской стороны. Поэтому не стали испытывать и экспериментировать, решили заходить в районе Владикавказа.

Мы много где ездили: вьетнамские, китайские, итальянские, новосибирские водители… но, похоже, грузинские переплюнули всех!

Вот где водители джигиты! Самые безбашенные из всех водителей. Их таких, конечно, встречаешь везде: и в России, и за границей, но количество таких на 1 км в Грузии самое большое. Даже полицейские совершают разворот через две сплошные, а на автостраде можно ездить задом. Ни в какой другой стране мое сердце не екало так часто от страха, как здесь.

В Капулети наконец-то искупались в Черном море. Вода теплая, но сразу глубоко и дно каменистое, много отдыхающих туристов. Выйдя из моря, попросились в кафе на берегу обмыться пресной водой (увидели шланг с краном), нам любезно разрешили. Отметили одну особенность, очень много микроавтобусов Делика. Видать, очень любимый и уважаемый микрик в этих краях.

В Мцхете заехали посмотреть на крохотный живописный монастырь Джвари на крутой скале. Суровое каменное строение.

Тбилиси встретил жарой в 40С (35С в тени). Сначала посетили продуктовый рынок, потом зашли в традиционный ресторанчик в подвальчике, попробовать настоящий грузинский шашлык и хинкали.

Затем поехали на набережную, где продают всякие промыслы, картины, поделки.

Проезжая по городу видели сильный пожар, что горело не понятно, но рядом была АЗС.

Форсировав два перевала — Джвари и Крестовый, мы подобрались к границе с Россией.

Горная речка, стекая по склону, образует красивые кальциевые наросты.

Переход расположен в ущелье. Дорога грунтовая. Грузинскую границу прошли быстро, а на российской стороне очень много машин. Вдоль очереди постоянно курсирует пограничный уазик, следит за тем, чтобы соблюдалась очередность и никто не лез на встречку. И всё равно находятся, как правило, на дорогой иномарке, подъезжают к уазику, что-то там перетирают и… мимо всех в начало очереди. Но их было буквально трое, представляем, что было бы, не будь погранцов. Простояв 2 часа, получили указание, в какой ряд нам вставать, пластиковой бутылкой. Попали в пересменку, еще полчаса пришлось ждать, а на наше оформление было затрачено ровно 5 минут. Здравствуй, родная Россия! Как же мы по тебе соскучились! Время около 23 часов 8 августа. Заехали мы в Европу 25 июня.

Сразу за выпускающим шлагбаумом приметили здание с душем. Заскочили, свободно — помылись. Грязно, убого, но выбирать не приходится.

Въехали во Владикавказ, заправились и, приметив огромную парковку с дальнобоями, припарковались и спать, спать, спать. День был достаточно насыщенным и прохождение границы выматывающим.

Ночной город понравился, горит огнями и рекламой. Дороги показались просторными.

Утром всё по отработанной схеме, мы умываемся и едем, ребёнок спит.

За Владикавказом, проехав пост ДПС и отскакав от него примерно километра 4, слышим, едет полицейская машина с мигалками и крякалкой и чего-то говорит в громкоговоритель. Останавливают: «Чего не останавливались?» «Да мы слышали, что-то кому-то крякает, а разобрать невозможно. Чего? Кому?» «Ладно, у нас проверка алкоголя, не будет ли вам затруднительно под моим сопровождением проехать к посту для проверки?» Пришлось ехать под мигалками назад. На посту никто никого не проверял, постояли, побалагурили с товарищами полиционерами. Единственное, всех водителей и № авто заносят в реестр. В следующем году, говорят, ждем вас у нас на этом же месте.

Через несколько километров началась Кабардино-Балкария и снова проверка на посту. В Осетии и КБ чистенько, все ухожено, контраст с Грузией поразительный.

Случайно увидели ничейный заброшенный фруктовый сад со спелыми сливами, остановились, немного набрали. Два дня лопали сливы. В другом посёлке у местного дедушки прикупили домашнего вина.

В этих районах места открытые и дует сильный ветер, аж машину сдувает, при этом невыносимо жарко. Одну ночь даже пришлось спать с включенным кондиционером.

Скоро окончательно заехали в Россию и решили ребёнка сводить на мемориал в Волгограде.

В Волгограде дороги в очень плохом состоянии. С горем пополам нашли СТО и поменяли масло в двигателе. Посетили мемориал «Родина-мать». Очень монументально и величественно!

Выезжаем из Волгограда и домой быстрой прытью.

Перед Уфой, если не ошибаюсь 1170 километр, стоит шикарный отель «Новый замок». Помпезно до одури. Заходишь, как в театре, широкая лестница с красной ковровой дорожкой, а наверху люстра из Большого театра. Зато очень хороший чистый душ за 100 руб. с человека.

После удушающей жары, на улице стало прохладно +9, пришлось включать даже отопитель при ночёвке. Шли через Екатеринбург в Тюмень, там мы встретились со знакомым микробовцем, он закачал нам новые карты, и мы поехали дальше. Прямо уже традиция. В Омск заезжать не стали, проехали по объездной. В Новосибирске у нас были кое-какие дела, быстренько порешали и в дорогу. До Иркутска ехали спокойно, а там сразу поехали на Шаманку на встречу с друзьями-микробовцами. Прекрасно провели вечернее время за разговорами. С утра выехали в сторону дома.

На федералке, в районе Сбеги пошел град и ливень такой силы, что дворники не справлялись и пришлось остановиться переждать. Дальше просто ехали домой.

21 августа днем мы были у себя дома. Всего пройдено 36100 км.

В своем рассказе я описала свои мысли и чувства. Наверняка найдутся люди, которые скажут: «А я был в городе N, и там все не так, как у вас описано». Вполне возможно, ведь мы были, в основном, не в раскрученных туристических районах, а передвигались по странам так, как нам было удобно. И видели то, что спрятано от глаз туристов, и то, что виделось нам.

По приезду приходится долго разбирать завалы на работе и решать бытовые проблемы, но мы живем с надеждой новых интересных путешествий. Чего и вам всем желаем!

Немного о том, о чём хотелось бы сказать отдельно, посоветовать, так сказать, основываясь на нашем опыте. (Пишет Вячеслав).

Начало европейского маршрута шло по навигационной программе IGO, пользуемся ею с 2011 г. Но в этот раз, нам для пробы поставили IGO PRIMA. Когда мы перешли на неё, нам она понравилась больше. Точки интересов присутствуют в большем количестве. Ещё мы открыли для себя, как дополнительный источник туристической информации всякого рода, карты MAPS ME. Они офлайн и позволяют без интернета находить достаточно много чего: рынки, магазины, памятники, обменники и т.д. При желании может и в роли навигатора работать. Ребёнок находил нам какой-нибудь объект и вёл нас по планшету.

В городах, чтобы сильно не запоминать, где мы оставили машину, мы практиковали следующее. На планшете или в телефоне в мапс ми отмечали точку парковки и спокойно шли гулять, возвращались по подсказкам программы, проблем и сбоев не было. Обязательно с собой в прогулки брали POVER BANK, чтобы не остаться на улице с разряженными гаджетами. Выручал несколько раз, да и спокойнее с ним. Про ручные рации неоднократно говорили в прошлых рассказах. Никто нигде к ним не придирался, а нам очень удобно расходиться на прогулке, если вдруг возникнет потребность. В городе, конечно, связь по рации не очень, но нас выручала.

В этой поездке у нас появились три новых прибора. Это видеорегистратор, совмещённый с антирадаром, в котором прописаны камеры контроля скорости. В европейской части России много комплексов автодории стоит, а рядом с Казанью они просто идут чередой.

Прибор контроля дистанции до впереди идущего автомобиля, так же предупреждает о пешеходах и пересечении линий разметки. Несколько раз выручала, особенно когда появляется усталость. Пару раз пискнет, это означало, что всё — пора отдыхать.

Дистанция в секундах до впереди идущего автомобиля.

А так показывается разметка.

И трекер — забавная вещь, позволяющая просмотреть как путь движения, так и скорость. Где и сколько стоял, расход топлива по введённым параметрам.

Ночёвка за Читой составила 7 часов.

А так плутали в Нижнем Новгороде.

А так выглядит наш путь домой в отчёте по пробегу.

Прибор куплен и обслуживается во Владивостоке.

Ну и, как всегда, подборка особенно понравившихся фотографий:

Так путешествуют настоящие бродяги!

Ну очень холодно в Альпах!

Мы дома!

Всё путешествие продолжалось 3 месяца и 5 дней, пройдено 36100 км.

Сожжено топлива 3430 л на сумму примерно 213000 руб. (с Европой).

Стоянки-парковки: 5600 руб.

Платные дороги: 181 евро.

Кемпинги: 191 евро.

Музеи, парки и прочая развлекаловка: 44000 руб.

Привезли один штраф на 500 руб. (под Смоленском), с машиной всё в порядке, кроме замены масел и передних колодок в Калининграде (по плану) никаких работ не производилось. Даже проколов не было. Тьфу, тьфу, тьфу, всегда бы так…….

Масло всё то же: Mobil 5-30.

По приезду заменил рулевые тяги (можно было ещё кататься, но с такими пробегами не рискую), масло в АКПП, и по весне будет полная замена пыльников всех приводов. Покрышек должно хватить как минимум на такой же пробег.

Все работы по подготовке автобуса производятся у своих мастеров.