Северо-западные рубежи России, часть 1. Земли Ярославские и Вологодские

13.07.2017 | 16336 просмотров

Вот и наступил долгожданный отпуск. Мы опять лихо составили маршрут: Москва — Вятское — Вологда — Кириллов — Тихвин — Старая Ладога — Волхов — Санкт-Петербург — Петергоф — Кронштадт — Репино — Ораниенбаум — Копорье — Ивангород — Изборск — Москва.

В путешествие отправились на SKODA OCTAVIA. Пройдено 3000 км. Бензина израсходовали 160 литров. Общий бюджет поездки — 65 тыс. руб. Как мы ни старались соблюдать скоростной режим, но первое письмо за превышение скорости уже пришло из Вологодской области — 250 руб. накатали.

В первой части путешествия опишу маршрут, который пролегал по Ярославской и Вологодской областям.

Поскольку первая гостиница нашего путешествия была в Вологде, мы решили не переносить отъезд на воскресенье, когда на трассах меньше пробок, и отправились в поездку в субботу 10 июня, с утречка пораньше. Пустынные улицы Москвы немного сбили нас с толку, мы уже решили, что все уехали на дачи в пятницу вечером, но не тут-то было, после пересечения МКАД, километров через 5 на Ярославском шоссе всё встало на свои места. Мы в пробку, пробка от Мытищ и до Сергиева Посада, ехали это расстояние (55 км) около четырёх часов. Вышли на окружную трассу вокруг Сергиева Посада, машин значительно поубавилось, настроение стало уже почти отпускное, и мы помчались к нашему первому пункту путешествия, к деревне Вятское Ярославской области.

Где-то в районе Ростова мы еле-еле успели увернуться от колеса, которое отлетело от двигающегося по встречной полосе автомобиля уже почти поравнявшегося с нами. Хотели списать из видеорегистратора сей момент, но к вечеру очень устали и забыли, вспомнили, когда уже запись стёрлась последующей дорогой.

Приехали в Вятское, нашли парковку и пошли посмотреть на деревню и фотографировать.

Прочитали в Интернете, что эта деревня числится в списке самых красивых деревень России.

Вятское — село на реке Ухтанке в левобережной части Некрасовского муниципального района Ярославской области. Расположено в Костромской низине на востоке Ярославской области в 38 км к северо-востоку от Ярославля, 18 км от реки Волги и 8 км от Северной железной дороги.

Памятник Александру II.

Встреча во времени.

15 октября 2015 года село стало первым членом Ассоциации самых красивых деревень России.

В 2016 году село внесено в Путеводитель самых красивых деревень России.

Но… увиденное нас огорчило. На фоне красивых домиков в центральной части — разруха в остальной части деревни. Если уж ассоциировать себя как деревня-музей, то и вся деревня должна быть соответствующего уровня. Сложилось впечатление, что расчёт на то, что организованные группы водят только по красивой части деревни и музеям.

Ерехтанский источник. Состав бьющей из него воды считается целебным. В 2008 году 19 января была освящена часовня—купель в честь иконы Божией Матери Живоносный источник.

Молотилка, 1930 год. Поставлялись в период сотрудничества СССР и Германии.

Деревенский колодец.

Поразил своей красотой Храм Успения Пресвятой Богородицы, нам разрешили пофотографировать внутри, пока там подметали полы. Разговорились с ребятами, которые убирали в храме, конечно, они ждут реставрации храма, да и деревни в целом, но надежды практически у них нет. Может быть, эти фотографии увидят люди, которые не равнодушны к русской старине, не равнодушны к тяготам деревенской жизни и помогут возродить деревню полностью. А сейчас пока — это известные с давних времён «Потёмкинские деревни России».

В отреставрированных домиках разместили свои экспонаты музеи:

• Музей историй о любви;
  • Музей кухонной машинерии;
  • Политехнический музей «Удивительный мир механизмов и машин»;
  • Музей «Детский мир»;
  • Музей возвращенной Святыни.

Свой выбор мы остановили на Политехническом музее «Удивительный мир механизмов и машин». Нам он больше всего приглянулся.

Очень хорошо, что экскурсоводами работает молодёжь, значит, деревня будет развиваться, и уже подрастает поколение, которое будет беречь и развивать Вятское.

Далее наш путь лежит в Вологду. Дороги везде хорошего качества. Насчёт придорожных кафе ничего сказать не могу, так как мы берём еду на первое время с собой в автохолодильник.

Машин мало, до Вологды доехали нормально и устроились в отеле «Губерния».

Отель находится в доме №8 по улице Кирова. Бронировали через Booking.com. Стоимость двухместного номера в сутки 2900 руб. В гостинице накрывают великолепные завтраки - «шведский стол»: каши, омлет, котлетки, колбаски, чай, кофе, сливки, соки и т.д. Перегон из Вологды в Петергоф с заездом в Тихвин и Санкт-Петербург был большим, поэтому мы решили выехать из Вологды пораньше, по нашей просьбе накрыли завтрак в удобное для нас время, спасибо большое. В отеле работает доброжелательный персонал. Быстрое заселение, без заполнения кучи бумаг, любезно учли пожелания, которые мы отправили заранее в бронировании, чистота, комфорт, косметические принадлежности, тапочки, фен, интернет, нормальная звукоизоляция, отличный матрас и подушки, просторная ванная комната. Есть своя парковка.

В отзывах, которые размещены на страничке отеля, мы прочитали про кофейню «На Глинках», поэтому решили сходить попробовать десерты и заодно зайти в сувенирный магазин «Вологодские сувениры» http://volsuvenir.ru/

В кофейне «На Глинках» нам понравился интерьер и большой выбор пирожных и десертов, неплохое меню для обеда и ужина. Молодые креативные ребята, которым нравится их работа, и они с теплотой и любовью относятся к посетителям кофейни.

Немного перекусив, мы купили пирожных с собой, чтобы попить чайку в номере. Из кофейни мы направились в сувенирный магазин, где купили всяких разных настоечек, наливочек и мармеладных конфет, очень вкусных.

Вернувшись в гостиницу, я услышала, как администратор рассказывала постояльцам отеля, что в Кириллове, на территории Кирилло-Белозерского монастыря 11-12 июня будут проводиться праздничные мероприятия и военно-исторический фестиваль «Кирилло-Белозерская Осада». Вот так нам повезло, и мы попали на настоящее сражение.

Отлично выспавшись и хорошо позавтракав, мы отправились в город Кириллов, в Кирилло-Белозерский монастырь.

Адрес: г. Кириллов, Соборная пл., д. 1, тел. (81757) 3-14-79
Режим работы: с 9:00 до 18:00, кассы до 17:30, выходной день понедельник, летом без выходных.

Место первоначального поселения преподобного Кирилла Белозерского.

Бывая в крепостях и старинных монастырях-музеях, я предпочитаю ходить не с экскурсиями, а своими тропами, как бы по зову сердца. И очень часто забредаю в уголки, в которых очень редко бывают посетители. Так и в Кирилло-Белозерском монастыре, муж меня тянул к проторённым туристами тропам, но мои тропинки были в другой стороне. Тогда он тоже решил идти за мной следом, по опыту зная, что снова приведу к интересным местам. Вот так фотографируя и разглядывая старинные башни и стены, незаметно вышли за пределы монастыря, а там увидели шатры и костры участников будущего сражения. В лагере были не только взрослые участники, но и дети, которые, не отставая от взрослых, тренировались в стрельбе из лука и арбалета. Благодаря таким увлечённым людям, мы видим реконструкции старинных сражений.

Фестиваль исторической реконструкции посвящён шестилетней осаде и защите Кирилловской крепости от польско-литовских захватчиков в 1612-1618 годах.

Фестиваль проводится с 2009 года на территории Нового города Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Приезжают сюда военно-исторические клубы Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Иванова, Белгорода, Саранска, Нижнего Новгорода, Вологды, Череповца.

Ну а на ристалище мы попали совершенно бесплатно, опять-таки благодаря моим пристрастиям забрести в самый дальний угол достопримечательности. Бродили мы, бродили и зашли в небольшой проём ворот, во внутренний двор монастыря, посмотрели на место первоначального поселения преподобного Кирилла Белозерского, потом по тенистой берёзовой аллее пришли на площадь, где уже полным ходом велась подготовка к сражению, и все самые лучшие места уже были заняты зрителями. Мы решили подняться на верхний ярус и там нашли место возле перил, чтобы удобнее было снимать происходящие события. Бой нам понравился, кони скакали, воины сражались, пушки и мушкеты палили, что есть мочи. Наступил час победы, и мы спустились вниз, чтобы скушать шашлычка, который обалденно вкусно пах, пока мы стояли и смотрели сражение. Но когда мы спустились и подошли к кафе, начался сильный дождь. Мы скорее побежали к машине, решив, что поедем в Вологду и пообедаем там.

Торжественное построение по случаю одержания победы над врагом.

Вернувшись из Кириллова, пошли прогуляться по Вологде, посмотрели кремль, который сохранился фрагментами.

Музей вологодского кружева.

Вологодский Кремль (Город, Насон-город) — историко-архитектурный ансамбль в центральной части Вологды, заложенный как крепость в 1567 году по приказу царя Ивана Грозного и игравший роль оборонительного укрепления в XVI-XVII веках. К 1820-м годам стены и башни кремля были разобраны.

В настоящее время Вологодским кремлём не вполне полноправно называют укреплённый комплекс Архиерейского двора XVII века, находившийся внутри крепости Ивана Грозного.

Фрагменты Вологодского кремля.

Каменный детинец Вологды начал сооружаться 28 апреля 1566 года по приказу Ивана IV (Грозного) в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название крепости — Насон-город. Руководить работами был приглашён английский инженер Хемфри Локк, по другим сведениям русский инженер Размысл Петров. Царь собирался создать здесь свою резиденцию. Территория кремля ограничивалась с севера рекой Вологдой, с юго-востока был прорыт ров — современная река Золотуха, на юге граница проходила по современной Октябрьской улице, где также был прорыт ров, на западе граница проходила по современной Ленинградской улице, где был прорыт ров и насыпаны земляные валы. Вода во рвы подавалась из реки Содимы, русло которой предположительно было изменено. Строительство сооружений кремля было прервано в 1571 году после неожиданного отъезда царя из Вологды. К этому времени возвели каменную стену с девятью башнями с юго-восточной стороны, две башни с пряслами между ними на юго-западном углу. Внутри детинца был построен каменный соборный храм — Софийский собор и деревянный царский дворец с церковью Иоакима и Анны. После отъезда царя на месте недостроенных стен был поставлен деревянный острог с 21 (по другим сведениям, 23) шатровой башней. Полностью каменной была стена с юго-востока и частично с северо-запада. Недостроенный кремль, тем не менее, поражал своими размерами.

На табличке надпись: «Научная библиотека. Научный архив».

«К. Батюшкову от благодарных потомков»

Вот таким красивым видом Вологды завершилась наша прогулка, дальше наш путь лежал на северо-запад, в Тихвин, а затем в Старую Ладогу и Волхов.

Алекс_84
Замечательно. Не в каждом городе так красиво, как в селе Вятское. Спасибо за информацию про ассоциацию красивых деревень. Теперь точно знаю куда надо заехать во время путешествия.

Алекс_84
Спасибо! В список красивых деревень входят: Изборск, Старая Ладога, Ясная Поляна, Боголюбово. Думаю, что этот список намного больше, просто мы о них не знаем. Из отчётов на https://drom.ru всегда беру на заметку интересные места, чтобы включить их в свои фотопутешествия.

Бывал в Вологде, климат сырой, валуны на полях из-под земли лезут(привет от ледникового периода), солнце нечасто, очень много старых домов, но далеко не все в приличном виде. Очень исторические места, прям кожей ощущаешь, количество церквей и храмов поражает.
В лес зашел, метр и заблудился - плотная зелень ну и т.д.

Такое ощущение было в Кириллове, как будто переносишься в прошлые века.
Хочется на машине проехаться по этим краям, и севернее на Кольский п-ов, но очень далеко, к сожалению. Отлично прокатились, в стране очень, очень много интересного, на Урале, Алтае, Приморье, Камчатке и Сахалине смотреть не пересмотреть.

Ирк. и обл.
Интересные места! Возьму на заметку!

подскажите, как там дороги? если на седане туда ехать, нормально проедем? Колеса не отвалятся?
Хотим съездить, но переживаю за качество дорог.

Эх, необъятные наши просторы! Тоже хочется и на Урал, и на Алтай, и на Байкал... Может быть получится и туда съездить.

ChaserlenD
Интересные места! Возьму на заметку!
На моём сайте уже размещены ещё две части путешествия http://elvik-foto.ru/fortress-2

alexthegreat79
Хотим съездить, но переживаю за качество дорог.
Федеральные трассы везде отличные. Небольшой участок (километра два) от шоссе до деревни Вятское ремонтировали, думаю, что уже закончили, в самом Ярославле много колдобин на дорогах, на объездной качество дороги не знаю. Из Кириллова в Старую Ладогу лучше ехать через Вологду. Ремонт был ещё в районе Великих Лук(камень в лобовое стекло поймать можно).

Разруха и уныние. Всё изгажено большевиками. Не сохранено. И плохо восстановлено.

Александр Кураленко
О! А я уж думала, что не дождусь от Вас комментария! Эк Вы вспомнили времена столетней давности! А как же быть с Копорской крепостью(см. фотографии), которую ещё шведы начали рушить в 16 веке? Наверное эти шведы тоже большевиками были...
Elvika177
Некорректное сравнение оборонительного сооружения с объектами созидания. Крепость изначально планируется что иноземец будет пытаться её покорить или разрушить. Я же пишу не о иноземцах, а о гражданах Руси - которые привели её достояние в упадок...и по ныне..Это факт. И он очевиден.
Домодедово
Сколько трухлявых зданий на фото.... половина из них в аварийном состоянии, но для патриотов и так сойдет, а если накатить то вообще красота до слез)

Александр Кураленко
Вы уж определитесь, большевики или граждане. Созидатели - чинят и восстанавливают, а нытики - ничего не делают или разрушают. Так что "объекту созидания" либо повезёт, либо не повезёт с хозяином.
Elvika177
Виноватых надо искать в других крепостях, ближе к пирамиде с мумией) они правят уже долгие годы после смены вывески в 91.... и за все время правления в тучные нефтяные годы руки до реставрации вышеуказанных зданий не дошли.... а виноват по любому абама)
Elvika177
Судя по простоте Вашей мысли - начитались Вы захара прилепина - у него всё просто - взял убил человека или взял и не убил...и у Вас либо повезёт или не повезёт "с хозяином"...У храмов хозяин народ. А что большевики не граждане? Потомки наверное Ваши. Раз так на мой комментарий отреагировали. Вам он явно не понравился и что-то я задел....

Александр Кураленко
Захара Прилепина не читала, но раз Вы его так ругаете, нужно будет обязательно прочитать. Фразу "Потомки наверное Ваши" не поняла, наверное, от простоты моей мысли.

"Разговорились с ребятами, которые убирали в храме, конечно, они ждут реставрации храма, да и деревни в целом, но надежды практически у них нет."
Восстанавливать храмы должна РПЦ. Но так как в деревнях на них много не заработаешь и нет надежды((

Gabadey
Согласна, РПЦ храмы восстанавливает выборочно. На примере храмов Петербурга, передали РПЦ отреставрированные храмы(Исаакиевский собор, Смольный собор, и т.д.), а взамен нужно, чтобы они восстановили разрушенные церкви в деревнях, посёлках, небольших городах, думаю, что так было бы справедливо.

Работы непочатый край- но все хотят билетики продавать/ на ресепшене сидеть/ деревянными мечами махать/ просто на завалинка сидеть.

Химки
Встреча во времени у Вас произошла с грузовичком Framo V901 из ГДР)
------
Опубликованный пост содержит частное мнение, которое может не совпадать с Вашим.

Auris_Hybrid793
Встреча во времени у Вас произошла с грузовичком Framo V901 из ГДР)
Спасибо! Теперь буду знать марку. Машина в свободном доступе, детишки по ней лазят.
gunn40
Как жизнь продвинулась - нам уже в 12 лет было стыдно в "войнушку" играть)))

Не за что)
Поздние экземпляры именовались Barkas V901. Из-за авторских прав и переименования завода. СССР получал их в качестве репараций.

Да, это был уже Баркас)

ЯНАО, Ноябрьск
Как любителям старины Вам нужно было заехать в Ферапонтово, недалеко от Кириллова

tralala
Спасибо большое за подсказку! Про Ферапонтово нашла материал, когда были уже в Петергофе. Так что обязательно съездим ещё раз в Кириллов и в Ферапонтово. Может быть Дромовцы ещё какие достопримечательности посоветуют посетить в тех краях.
_m

Эхххх. У меня такой же примерно маршрут в Google Maps уже лет пять как запланирован. И всё никак...
А в заброшенные дома не заходили? Я вот всё хочу. Предметы царского времени вряд-ли уже там найдёшь, но сейчас уже и советское редкость.
Мой отзыв: Toyota Corolla 2012

_m

Поразительна я деревенская наивность какая-то... Зачем восстанавливать деревню в 2017 году? Если из неё все уехали, значит делать там нечего, только выживать на натуральном хозяйстве. Как они предлагают её восстанавливать? Сгонять туда народ из городов что ли?
Зачем храм восстанавливать? У нас сейчас в стране и так, куда не плюнь, что-то религиозное. И старое, и новое строят. К тому же, кто в этот храм ходить будет, если никого рядом нет?
А сейчас пока — это известные с давних времён «Потёмкинские деревни России».
Нет, у слов "Потёмкинская деревня" другой смысл.

А где Череповец? Мимо пронеслись?
"Пусть стены этого сортира украсят юмор и сатира!" Daihatsu Mira :-)
Mark_X GRX120 & Yamaha MT-01

атмосферные места
насчет выборочного восстановления храмов, тут полностью согласен, был в Копорье в 2015 году, был неприятно удивлен, почему не восстановят крепость, ведь очень интересное место

_m
Нет, в заброшенные дома не заходили, мысль интересная, но, наверное, для заброшенных деревень. В Изборске торгуют рядом к крепостью всяким "добром".

_m
Люди не изо всех домов уехали, а многие живут в разваливающихся домах, может быть, на ремонт денег нет. Если деревня самая красивая, то вся целиком, а не отдельно взятый микрорайон.
А насчёт смысла фразы "Потёмкинская деревня", конечно деревня не бутафорская, но реставрация домов, которые отданы под музеи, навеяла именно такие мысли. Покрасили фасад, бросили линолеум на старый пол, и т.д. Смысл фразы - "показуха". Цитата из Энциклопедического словаря крылатых слов и выражений: "Выражение «потёмкинские деревни» прочно вошло в употребление в значении показного благополучия, скрывающего неблаговидное положение вещей."

Shepster
А где Череповец? Мимо пронеслись?
Череповец у нас запланирован на другой круг: Череповец, Рыбинск, Весьегонск, Устюжна. Надеюсь, что путешествие состоится.

silex985
атмосферные места
Охранник сказал, что обещают в следующем году реставрировать, будем оптимистами - поверим...

Elvika177
Ну раз охранник сказал то это железно! Значит все восстановят) Хотя у нас даже особо приближенные к светилу, склонны ошибаться со сроками.... живой тому пример зенит арена и ледокол арктика.......

отличный отчёт

Алекс56 рус
отличный отчёт
Спасибо большое, осталось ещё две крепости, Ивангородская и Изборская.

Elvika177
Спасибо большое, осталось ещё две крепости, Ивангородская и Изборская.
красота

Интересная поездка получилась,молодцы.

Elvika177
Какой может быть взамен ? Церковь должна чинить за свой счет и счет прихожан . Ведь и рушили эти церкви православные прихожане , гейропцы и пиндосы не приезжали сюда ломать церкви и либералы тоже церкви не рушили.

Прилепин -это фашист в чистом виде , читайте на здоровье

Auris_Hybrid793
Не за что)
Почему репарации с ГДР ?

Aleksandr
Охранники у нас самые важные люди , в глобальном смысле .

Удивительно ! В России нечего смотреть кроме разваленных монастырей церквей и деревень ?
Михнюк Александр
Вот вот! Ещё у себя не все просмотрено, а по заграницам мотаются.)

andreika1403
Интересная поездка получилась,молодцы.
Спасибо большое! Поездка нам понравилась.

Интересная и познавательная поездка. А что касаемо заброшеных деревень - так это урбанизация, глобализация, весь мир через это проходит.

Никола-48
Много деревень забросили в той же Швейцарии или в Китае , может в Нигерии или Науру ?
sibiryak6337
Насекомым не нужно ни чего доказывать.... они сами вымрут с песней!

sibiryak6337
В России этот процесс несколько запоздал. Относительно Китая - там идет интенсивный переток сельского населения в города. За счет этого высокий рост промышленного производства и увилечения городского населения. Статистика!

Интересно и познавательно.

agro*nom58
Интересно и познавательно.
Спасибо большое!

Никола-48
Статистика , это , как известно , самая лживая ложь.

sibiryak6337
Статистика , это , как известно , самая лживая ложь.
Есть опровержения?

Есть опровержения?
Вот это и есть опровержение : статистика это ложь для услады начальства . Там нечего обсуждать .