«Край заполярный, край величавый», или Ворота в Арктику

26.02.2013 | 23298 просмотров

02-03.11.2012. Сургут—Ханты-Мансийск—Пермь—Кировская область

Где-то в конце августа-начале сентября мне позвонил мой знакомый Александр с просьбой помочь отбуксировать его авто на СТО. Авто — Toyota Land Cruiser 80 — находится у него во дворе без движка, который как раз отремонтирован на СТО и ждет установки обратно... Саша собирается ехать в отпуск… Во Владивосток… Один… Жаль, что у меня уже исчерпан лимит отпускных дней за этот год, Владивосток — это интересно…

Я забрала Александра с работы, и, пока мы ехали к нему во двор, Саша между делом поинтересовался: «А ты можешь в ноябре взять четыре дня в счет отпуска или отгулов?». «Смотря для чего…», — ответила я и услышала очень заманчивое предложение: «Отдыхаем 3, 4, 5 ноября, плюс четыре дня отгулов, 10 и 11 выходные… Итого 9 дней — можно скататься в Мурманск…». Хм! Да запросто!.. Тем более, что идея посещения Мурманска витала у меня давно…

Сентябрь, октябрь… Желание совершить данное путешествие, конечно же, никуда не улетучилось, а наоборот только закрепилось… Где-то в разговорах в разных местах мною было несколько раз вскользь упомянуто о планируемой поездке… Как это обычно водится, еще несколько человек «загорелось» данной идеей: с нами изъявило желание ехать еще целых три (!!!) машинки… Но я, зная, чем, как правило, заканчиваются такие сборы, не сильно-то рассчитывала на спутников. Тем более даже еще на стадии просто прикидочного схематичного маршрута, уже было ясно о том, что график передвижения будет достаточно жестким…

В один из прекрасных октябрьских дней я поняла, что пора составлять подробный график-маршрут, рыть просторы Интернета на предмет поиска достопримечательностей, как минимум, Мурманска… График-маршрут был составлен и выслан по электронной почте Александру на предмет согласования. Предварительно я, естественно, уточнила его пожелания по дорогам, остановкам и т.д. Без учета пробега по городам получалось 8 980 км пути за пять суток и восемь часов, и трое суток и 19 часов — время стоянок: в Перми, Вологде, Мурманске и Екатеринбурге. Саша еще очень хотел осмотреть Казань, я пока настаивать на обратном не стала, решила, что все это утрясется в пути. Я считаю, что Казань все же нужно посетить не наскоком бегом-бегом, а более тщательно и не в этот раз…

Как и следовало ожидать, все предполагаемые спутники от поездки отказались… По разным причинам…

Ехать решили на моей машине. Ну, если честно, то это было моим НАСТОЯТЕЛЬНЫМ желанием: я люблю все же путешествовать на Туре… Саша был более лоялен на предмет машины… Только мне нужно было срочно искать и заказывать зимние шины, что я и сделала. Шины были найдены в Санкт-Петербурге в компании «Мосавтошина». Оплачены мною и отправлены из Питера транспортной компанией. Респект камраду Эдуард820 за личный контроль за передвижением моего груза, дабы не было задержек, так как в этот раз почему-то у меня получилось не по принципу «Готовь сани летом...», а по принципу «На охоту идти — собак кормить».

Но традиционно, как перед абсолютно всеми моими поездками происходит, у меня начали выявляться совершенно не ожидаемые мною дополнительные проблемы с Туром: передние тормозные диски, рулевая рейка… Времени перед поездкой остается все меньше и меньше, начинается галоп по диагностикам, поискам запчастей, доставке их из Москвы… Плюс дополнительные неожидаемые расходы… И опять же время!!! В промежутках между сервисами мы с Сашей придумываем дизайн наклеек (дизайн наклейки на передней двери принадлежит Александру), я оформляю их в графическом редакторе CorelDRAW, сдаю в печать…

На этом приключения не заканчиваются! На Audi-сервисе, где мне меняли диски с колодками, при складывании СБ-антенны срывают резьбу у крепления антенны… Я же уже не привыкла ездить без рации… Один сервис ломает — другой чинит… Наклейки на машинку (традиционно опять же) клеили в Nissan-овском центре «СК-Моторс», там же и подшаманили крепление…

В итоге Тур, обутый в новые «тапочки», с поменянными тормозными дисками и колодками, новой рулевой рейкой, пройдя процедуру сход-развала, помытый, обклеенный тематическими наклейками, закрепленной СБ-антенной, с запасной канистрой топлива в багажнике готов в путь…

По планам выезд был запланирован на пятницу 2 ноября в 20 часов местного времени… Но и тут засада — приехав домой после работы, завершаю последние штрихи… Звонок от Александра: «Меня задержали на работе…» Ну что ж, значит, судьбе было угодно, чтобы мы выехали позже… В 20 часов я забираю Сашу с работы, везу к нему домой… Сборы… И около 22 часов мы все же выдвигаемся в путь, заезжая по пути на заправку, в банкомат... До свидания, Сургут!!! До встречи через девять дней…

Один экипаж из несостоявшихся спутников в данной поездке — это ребята из BMWCLUB города Ханты-Мансийск — мои верные спутники по всем выездам выходного дня за период с июля по сентябрь 2012 года… Алексей ака Стич, Сергей ака SAVIOLA & Сompany — ждали нас в кафе в речпорту Ханты-Мансийска, куда мы и заехали на чашечку кофе где-то в полвторого ночи… «Счастливого пути!..» — и мы снова в дороге…

За несколько дней до планируемой поездки мы созвонились с Юрием ака VIDE из Югорска на предмет встречи в его городе. Чай-кофе то вряд ли получится по причине моего раннего проезда Югорска, но встретиться и познакомиться же никто не мешает…

Совсем заранее до въезда в Югорск позвонить не получилось — очень долго не было связи. Позвонила я из Советского… Невзирая на то, что не было еще шести утра, Юрий подъехал к въезду в город, мы пообщались. Затем он сопроводил нас по городу… Нас с Сашей очень впечатлил Вечный огонь, но останавливаться и расчехлять фотоаппарат мне что-то было лень… Юрий проводил нас до выезда из города, пожелал счастливого пути, и мы продолжили наше путешествие...

Далее между Таежным и Оусом нас ждал участок недостроенной северной дороги Ханты-Мансийск—Ивдель… Предварительно инфа по нему была собрана перед отъездом: по сравнению с прошлым годом, когда я последний раз там проезжала, длина участка сократилась на 24 км… Мои впечатления по прохождения данного участка были положительные: 41 км, время прохождения — 59 минут.... Дорога лучше и короче, чем прошлый год...

Памятуя с прошлых поездок, что где-то здесь должна быть кафешка в вагончике, мы пытались его высмотреть… Кто ищет, то всегда найдет! Прямо по курсу вагончик-кафе «Волна», где мы позавтракали и произвели смену водителей: Саша за руль, я — в «спальню» на пассажирское сидение...

Пелым… Оус… Ивдель… Североуральск… Серов…Новая Ляля… Где-то тут граница Свердловской области и Пермского края…

И тут же заканчивается Азия, а мы въезжаем в Европу… Не доезжая километров 10 до поселка Промысла Горнозаводского района Пермского края рядом с трассой установлена стела «Европа-Азия»… Конечно же, мы не преминули подъехать к ней и устроить небольшую фотосессию…

Из пермской газеты «Новый компаньон»: «Если орел символизирует Россию, смотрящую на запад и на восток, то грифон — это образ рыцарской доблести, встречающийся в целом ряде гербов европейских государств, а лев — одно из воплощений мощи и мудрости Востока…».

Очередная смена водителей: я за рулем… До Перми 230 км… Саша доложил о единственном происшествии, случившемся за время моего сна: Тур сообщил, что перегорела лампочка левого стоп-сигнала. Я почесала затылок, и, порешив, что все же это дополнительное световое обозначение нас в ночи, да если еще вдруг будет метель…, на подъезде к Перми позвонила Ринаду ака rinad с вопросом, где ее поменять в городе… Стыдно, конечно, но у меня ни лампочек нет с собой, ни я не знаю, как она там меняется… Ринад посоветовал обратиться в пермский Дилерский центр «Экскурс-Автомобили». В «Экскурсе» ну никак не захотели принять нас на эту пятиминутную процедуру, сославшись на очень большую загруженность, и посоветовали позвонить в «Фольксваген Центр Пермь», где нас согласились принять хоть прямо сейчас… Но я сообщила, что мы еще не доехали до Перми, и меня записали на 19 часов…

По приезду в Пермь мы заехали в речпорт, перепутав его с железнодорожным вокзалом… Вернее, найдя его на карте в Навител и посчитав, что это ЖД-вокзал, поехали дабы прикупить там пермских сувениров в виде тарелочек и магнитиков… Но увы, сувениров там мы не нашли… По пути в «Фольксваген Центр Пермь» сделали остановку на автовокзале, где тоже не было сувениров… Ну и ладно, не последний раз бываю в этом городе…

Адрес «Фольксваген Центр Пермь» на карте Навитела отсутствовал… Примерно на глаз поставив «точку» его расположения, мы бодро направились на сервис… Ага! Не тут-то было: центр с дороги виден, тут какая-то довольно крупная развязка, на которой мы никак не могли понять, как подъехать к сервису. В одну из трех попыток подъезда мы вообще выехали за пределы города, но на третий раз, правда я так и не поняла, как мы все же оказались у цели… Стандартная процедура оформления и сдачи авто на сервис, моя просьба обойтись без мойки, т.к. мойка эта нам на ближайшие полчаса — машина на трассе опять станет грязной, но зато мы сэкономим время… Менеджер согласно кивнул и обещал все действа с машиной совершить в максимально кратчайшие сроки. Через 15 минут, попив предложенный в салоне натуральный кофе со сливками, я принимала автомобиль с замененной лампочкой… Мастер-приемщик доложил также, что были проверены уровни всех техжидкостей, давление в шинах… Я не просила вообще-то, ну да ладно. Я насторожилась при упоминании о проверке давления в шинах, зная любовь нашего доблестного сургутского ОД «ИнтерТехЦентр» выставлять давление по кругу в 2,5 атмосфер, но мастер клятвенно заверил, что они ничего не перекачивали…

Порядка 20 часов местного времени, раньше планового на час, мы выдвинулись в сторону Вологды!!!

04.11.2012. Кировская область—Вологда

В Омутинске, выпив по чашечке кофе, произвели очередную смену водителей, и дальше… На подъезде к Мантурово Саша, устав рулить, свернул к придорожной кафешке «Лесная сказка»… Кофе, блинчики, смена водителей… Все размеренно…

Два года назад этой же дорогой ехав в Питер, я точно также, как и в этот раз, хотела свернуть на Вологду перед Мантурово, но мой спутник заартачился при виде дороги, на которую мы свернули… В тот раз мы поехали через Ярославль, Углич, Калязин, Кашин, Бежецк, Максатиху, Вышний Волочок и т.д. На этот раз, свернув, мы все же проехали какое-то количество километров, но, увидев стоящий на обочине машин, я остановилась спросить. Водитель очень удивился нашему маршруту и сказал, что далее дорога превращается просто в направление, и после Галича нам все равно придется сворачивать на Кострому…

Че-то как-то, видимо, спросонок я не совсем могла понять, почему так получается, так как будучи еще дома смотрела срезающую дорогу, читала на каких-то форумах, что вроде проезд есть… Решили не рисковать, а вернулись на ту же трассу и поехали через Ярославль. Дорога длиннее не намного, но зато спокойнее. Забегая вперед, могу сказать, что просто не проследили прокладку маршрута Навителом. Сворачивать нужно было раньше, километров за 60-65, в Шарье: через Пыщуг, Никольск, Тотьму и т.д. Ну и ладно, какие наши годы!..

Порядка обеда 4 ноября мы въехали в Вологду! Первым делом начали искать какую-нибудь кафешку пообедать, собираясь в процессе найти жилье — гостиницу или квартиру — заселиться и отправиться на осмотр города… Мы предполагаем, а бог располагает… Пока крутились по городу в поисках обеденной зоны, я услышала какой-то противный резкий скрип, раздающийся при малейшем повороте руля что вправо, что влево… Ну что это за напасть?!! Что это может быть?.. Не хочу рисковать и ехать с неизвестным заболеванием дальше… Памятуя о наличии темы на форуме TOUAREGCLUB «Памятка туарегисту! Мы всегда поможем!», я нашла телефон вологодского комрада Романа ака роман35 и позвонила ему с просьбой о помощи: где, куда, как и т.д. Роман уточнил, где мы в данный момент располагаемся, и, пообещав узнать на сервисе, смогут ли нас принять, сказал ожидать его звонка и приезда… Все же нервничая и волнуясь в ожидании результата, мы пообедали, и как раз при расчете позвонил Роман, сказав, что все подробности при встрече, поехал к нам. Ситуация была такой: местный дилерский центр Volkswagen «Гермес Авто Вологда» по причине свое загруженности принять нас не сможет никак, однако готов нас принять располагающийся рядом дружественный дилерский центр Skoda «АВТОЛИК»…, но утром… Предложив сдать машинку сегодня, дабы утром сразу же после открытия в 8 часов заняться диагностикой, не тратя время на приемку, мойку и т.д. Вариантов других у нас не было, единственное, я позвонила в «Автолик», уточнить время сдачи и договорилась сдать Турик вечером перед самым окончанием работы сервиса, чтобы хотя бы пока не оставаться без колес… Роман пожелал удачи, сказав, чтобы ежели чего вдруг, то звонила ему, уехал по своим делам. Мы же, заселившись в снятую квартиру, приведя себя в порядок, отправились покататься по городу. Потом, уже после всей вологодской эпопеи, я посмеялась, что Турик договорился с Вологдой, что надо бы и ему отдохнуть и нам хватит кататься, пусть походят пешочком, да осмотрят город… Тем более, что сегодня уже начало смеркаться и много чего уже не осмотришь… Заехали на железнодорожный вокзал, пополнили свои коллекции тарелочек и магнитиков, погуляли вокруг Кремля — вот и вечер уже. Заехав по пути поужинать, сдали Турик на сервис, и домой, отдыхать…

Да, кстати, Тур опять сообщил, что перегорела лампочка левого стоп-сигнала! Я что, теперь каждый день ее буду менять? При сдаче авто на сервис я отметила и эту проблему со словами: «Вчера вечером на сервисе в Перми поменяли — опять перегорела. Посмотрите, пожалуйста, может там какой контакт или что, почему она так часто перегорает…» Мастер-приемщик, кстати, тоже Роман, согласно кивнул со словами: «Поменяем… Посмотрим…» Потом резко изменил выражение лица на удивленно-озадаченное: «Вчера… в Перми?». Я ответила: «Ну да… вчера в Перми… Позавчера мы выехали из Сургута, вчера были в Перми, сегодня — у вас…»… Роман слегка ошалел…

Из gps-tracker…

05.11.2012. Вологда — вологодское масло, плетеное кружево, резной палисад и поэт Батюшков

Договоренность была на подъем в 7 часов утра, но так как было все равно еще темно, подъем произошел позже, завтрак… Ближе к 9 позвонили из сервиса и сообщили, что в машинке все в порядке, кроме левого ступичного подшипника… Вроде должно гудеть, а не скрипеть, да и почему только один левый, если скрипит в обе стороны… Но я лох в строении авто и т.д. Не мне, наверное, рассуждать. Главное, я обрадовалась, что не такая уж страшная и не столь затратная поломка… На вопрос: «Что делаем?», при том, что подшипник есть в наличии в «Гермес Авто Вологда», я дала «добро» на его замену и уточнила предварительную общую стоимость, а также требуемое на работы время. Обещали закончить все работы ориентировочно к 13 часам…

Мы вооружились фотоаппаратом и выдвинулись на более детальное знакомство с Вологдой…

...Где же моя черноглазая где,
В Вологде-где-где-где,
В Вологде где,
В доме, где резной палисад...
(М. Л. Матусовский)

При ближнем дневном рассмотрении Вологодский кремль оказался расположен в двух шагах от нашего временного жилья, и мы направили свои стопы к нему…

По пути попался особняк, где размещается музей-квартира известного русского поэта, поэтического учителя А.С. Пушкина — Константина Николаевича Батюшкова, уроженца Вологды. В этом доме Батюшков провел свои последние годы жизни…

Далее мы проследовали на Кремлевскую площадь

Вот вам и «резной палисад»…

Единственный в мире Музей кружева

Церковь Александра Невского 1725 года постройки…

Ну и, собственно, сам Кремль

На переднем плане желтое здание — Собор Воскресения Христова 1770 года постройки, справа белое здание — Собор Софии Премудрости Божией 1568 года постройки, на заднем плане — Колокольня Софийского собора 1659 года постройки…

Традиционные сувенирные прилавки

Под стенами Кремля на Соборной горке на берегу реки Вологда — некогда любимом месте прогулок Батюшкова — установлен памятник Константину Николаевичу Батюшкову. У подножия памятника выгравированы слова: «Батюшкову от благодарных потомков»…

Церковь Иоанна Златоуста 1664 года постройки…

Река Вологда

Церковь Сретения Господня 1731 года постройки…

Окрестности:

Деревянный особняк середины ХIХ века, в котором в наше время размещается Музей «Мир забытых вещей»…

Традиционные замки на ограде мостика

Утки, утки, утки:

Обойдя Кремль вокруг, мы опять вышли на Кремлевскую площадь. Вот такие веселые крышки у канализационных люков

И вот такие необычные урны

После прогулки вокруг Кремля мы просто пошли гулять по улицам Вологды

«Нетронутый» Ленин

Детали:

Вроде как и не холодно, но как-то у меня стали замерзать руки: решили заглянуть в кофейню испить по горячему кофеечку и отогреться… И опять дальше по улицам Вологды

Да-а, палисадов резных здесь действительно много…

Еще одна вариация веселой крышки люка

Бронзовый бюст уроженцу Вологодской области летчику-космонавту Павлу Беляеву

Заинтересовавшись домом через перекресток, подошли к нему почитать табличку, но ничего интересного на ней не вычитали, кроме того, что это какое-то общежитие…

35-ый регион

«Я люблю Вологду!» — вот такие надписи на маршрутных автобусах…

И опять 35-ый регион

Храм Святителя Николая на Глинках 1676 года постройки...

Гостиница «Вологда»…

Архангельск
...

Памятник воинам-зенитчикам — 85-миллиметровая пушка времен минувшей войны...

Почему-то я всегда считала, что родина Деда Мороза — Великий Устюг — это Архангельская область... Отнюдь! Оказывается Вологодская...

Петровский домик — памятник архитектуры XVII века. Петр Великий жил в этом доме пять раз во время своих приездов в Вологду… Но, к сожалению, был закрыт…

В глаза бревенчатым лачугам,
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом,
Собор звонит в колокола!..

Тут же в сквере у Петровского домика установлен бронзовый памятник поэту Николаю Рубцову. Поэт почти всю жизнь прожил в Вологде, умер там и похоронен в Вологде на Пошехонском кладбище согласно его завещанию: «Похороните меня там, где похоронен Батюшков»…

Вид с набережной Вологды:

Тут же через дорогу нам на глаза попался ресторан украинской кухни «Пузатый Пацюк». Был уже час дня, и мы поняли, что проголодались…

Во время трапезы потупил звонок из «Автолика», что Тур готов к выдаче. Пообедав, вызвав такси, мы направились на сервис. Роман рассказал о проведенных работах, отметив при этом, что лампочка стоп-сигнала не перегорела, а банально… выпала из своего гнезда… Вот тебе и пермский сервис… В конце Роман зачитал графу «Рекомендации» из акта выполненных работ: «Безопасности передвижения водителя и пассажира на момент выдачи автомобиля ничего не угрожает, все системы работают в штатном режиме». Тут «выпала» я — обычно рекомендации дают, если что-то неисправно и требует ремонта или замены…

Забрав авто, собрав вещи и сдав квартиру хозяйке, примерно в полчетвертого мы направились на выезд из Вологды… То есть с задержкой почти на полсуток — по плану был выезд в пять утра… Форс-мажор, однако…

05-06.11.2012. Вологда—республика Карелия—Мурманск

Дорогу на Мурманск я выбирала исходя из двух условий или желаний — не знаю, как правильно назвать:

Важен был километраж в свете ограниченного времени.

В летнем путешествии «Мое очередное путешествие: пять дней в Карелии и не только…» остался невыполненным запланированный мною пункт: «Замкнуть кольцо вокруг Онежского озера».

Александр полностью положился в этом вопросе на меня, так как «…этими дорогами я не ездил — так что решать тебе… Да и машина твоя…». Последнее было ответом на мой вопрос, как он относиться к тому, что если дорога будет… м-м-м…, мягко говоря, «не очень»…

Еще раз (после весенних изучений) почитала форумы о дорогах: Вологда—Вытегра, Вытегра—Пудож—Медвежьегорск и Петрозаводск—Вознесение—Вытегра... Вроде летом дороги подшаманили, но вновь разбивают: опять появились ямы, вспучивания асфальта и прочее... Но замыкание кольца вокруг Онеги было заманчивее…

роман35, при встрече поинтересовавшись какой дорогой планируем ехать, тоже подтвердил факт внезапно появляющихся на дороге ям и т.д. и пожелал нам удачи…

Итак, около пяти часов вечера мы выехали из Вологды в сторону Вытегры… Я всю дорогу ждала, когда начнется убитая трасса, но так и не дождалась… Да, дорога не идеальная, но далеко не такая, как я ее представляла, начитавшись форумов…

В Вытегре поинтересовались у местных жителей на предмет наличия АЗС, желательно в сторону Пудожи. Но нам сказали, что в ту сторону до Пудожи заправок нет, и нам пришлось сделать небольшой маневр: заправились на «Лукойле» где-то в 2 км на выезде из Вытегры в сторону Питера, и, вернувшись, поехали уже нужной нам дорогой…

От Вологды до Вытегры — 320 км и до Пудожи где-то 110… Александр спал… Проснулся он, когда я свернула к кафе: «О! Пудож уже?!». Мое желание выпить горячего кофе со сливками вылилось в поздний ужин, после чего мы продолжили свой путь, каждый на своем месте: я — за рулем, Саша — опять спать… В 20:50 мы пересекли границу Вологодской области и въехали в Республику Карелия... Еще 190 км, и я сворачиваю в Медвежьегорске на подвернувшуюся по дороге заправку… Где-то я уже такое слышала: «О! Медвежьегорск уже?!».

В целом дорога от Вологды до Медвежьегорска меня вполне устроила, разве что, не помню, где именно, точно, где-то после Пудожи, был объезд основной трассы через какие-то небольшие населенные пункты — там да, дорога была как после бомбежки… Но не столь значительное расстояние… Итого на дорогу от Вологды до Медвежьегорска — это где-то 620 км — с учетом заправок, кафе, объезда… мы затратили порядка 8 часов…

В Медвежьегорске произвели смену водителей, и ближайшие 450 км я благополучно проспала… Проснулась стандартно от остановки машины — мы подъехали к стеле с надписью «Полярный круг», расположенной на трассе «Кола» М-18 практически на границе Республики Карелия и Мурманской области…

Северный полярный круг — это одна из пяти главных параллелей, обозначенных на карте Земли, находящаяся в 66°33′ к северу от экватора. Севернее этой параллели начинается Арктика или Заполярье… И я, и Александр уже пересекали Северный полярный круг в Экспедиции «501-503»: на параллели 66°33" — Полярном круге 7 марта 2011 года…

И даже прошли обряд пересечения Полярного круга, проведенный нам в Салехарде ямальским Дедом Морозом Ирием, с вручением сертификатов о том, что мы «персоны, посетившие «Край земли» и познавшие феномен Ямальского Севера»…

Смена водителей… Поехали!

Да, пока я спала, рельеф местности уже поменялся — появились сопки… Дорога вроде нормальная, только стало слегка мести, под колесами снег… Последние 330 км и мы у цели! Зеленоборский… Кандалакша… Полярные Зори… По левому борту — Лапландский заповедник… Мончегорск… Оленегорск… Цель все ближе и ближе...

Песнею славим мы величальной
Снежность Хибин и прозрачность озер.
Сопки и море — наш край заполярный,
До Беломорья ты ширь распростер.
Чайки встречают в море рассветы,
Вновь на путину идут корабли.
Наши сердца отдаем беззаветно
Будням и праздникам Кольской земли.
Воинской славой Мурман гордится —
Нет у России флота сильней.
 Нам, северянам, здесь жить и трудиться,
Мирно растить сыновей, дочерей.
Прошлое наше — в сказках саамов,
В песнях поморов и в ранах войны.
Нашей Отчизны форпост и застава,
Мурман — частица великой страны.
Край заполярный, край величавый,
Мурман — частица российской земли!
(Гимн Мурманской области)

Предпоследняя строчка гимна была вынесена мною в название данной темы…

И вот он Мурманск — самый большой в мире город за полярным кругом, крупнейший незамерзающий порт Заполярья, город, носящий звание «Город-герой»…

Развилка… Так как мы все равно не знали, куда ехать сначала, решили продолжить движение по Восточно-Объездной дороге и въехать в сам город дальше, где по нашему представлению должен находиться центр города… Я не поняла, почему мы не увидели запланированную к посещению стелу на въезде в город, хотя инфа из интернета гласила, что она расположена на южном въезде… Ну да ладно, разберемся с этим позже. Обычно в поездках место проживания и питания планируются заранее, но не в этот раз. Въехав в Мурманск, мы начали присматривать какое-нибудь кафе, чтобы пообедать и параллельно определиться с жильем. Кафе было найдено, Саша по просторам интернета нашел контакты съемной квартиры, созвонился. Вроде как устраивали и цена, и месторасположение, но только нас там могли принять только после 17 часов. Мы привередничать не стали, так как время обеденное, а заход солнца вроде как уже в 16 часов. Мы решили, что лучше поездить по городу, а квартира и все сопутствующие ей процедуры никуда не денутся… А завтра… Ах, да! Я забыла написать ранее, что еще после выезда из Вологды я попросила Сашу сделать необходимый звонок…

ЗАТО Видяево: «Изначально поселок Видяево возник и до настоящего времени существует как военно-морской гарнизон подводников. Датой его рождения принято считать 31 июля 1958 года. Именно тогда, в разгар «холодной войны», была подписана директива Главного штаба ВМФ СССР о формировании управления 7-й дивизии подводных сил Северного флота с дислокацией в губе Ура, что послужило основанием для активного строительства причального фронта, казарменного городка и жилого фонда для размещения военнослужащих и членов их семей. По названию речушки, на берегах которой возводятся первые дома, поселку дали название Урица. Административно он вошел в состав Ура-губского сельсовета Кольского района Мурманской области.

По ходатайству личного состава 9-й эскадры подводных лодок Указом Верховного Совета РСФСР от 6 июля 1964 года н.п.Урица присвоено имя прославленного подводника-североморца военной поры Федора Алексеевича Видяева.

17 июля 1999 года Мурманская областная Дума принимает Закон №154-01 об образовании муниципального образования поселок Видяево, которому Указом Президента Российской Федерации №269 от 6 марта 2001 года придан статус ЗАТО. В соответствии с требованиями федерального законодательства как закрытое административно-территориальное образование МО пос.Видяево Законом Мурманской области от 2.12.2004 года №530-01-ЗМО наделено статусом городского округа.

Градообразующий объект — соединение подводных лодок Северного флота».

В гарнизоне в ЗАТО Видяево базировалась атомная подводная лодка «Курск»…

Ну, в общем, мы хотели попасть в этот поселок. ЗАТО — закрытое административно-территориальное образование… То есть въезд на территорию ограничен: куча всяких условностей, то нельзя, это нельзя, какие-то официальные бумажки, запросы, согласования с органами ФСБ… И при всем при этом на территории Видяево расположен аквапарк «Фрегат», куда без проблем можно проехать. Всего лишь навсего за 1-2-3 дня позвонить туда, сообщить о своем желании, назвать:

Ф.И.О.;
дату и место рождения;
№ и серию паспорта, кем и когда он выдан;
место регистрации по паспорту;
номер и марку автотранспорта, на котором едете.

Фсе!!! После этого составляется список, который находится на КПП с 11.00 до 22.00 в день Вашего приезда. На КПП предъявляем паспорт и проезжаем на территорию ЗАТО Видяево…

Желание было озвучено, данные переданы, час «Х» назначен на 7 ноября. То есть завтра у нас поездка в Видяево… Во сколько мы вернемся — не знаем, значит сегодня нужно по максимуму осмотреть Мурманск…

В процессе обеда я открыла «Навител», и мы определились, с чего начинаем осмотр: «точек» на карте было отмечено много, но некоторые были «обязательными»… Отталкиваясь от нашего текущего местонахождения первым пунктом у нас стал легендарный Атомный ледокол «Ленин». Это первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, построенное для обслуживания Северного морского пути и бороздившее льды Арктики в течение 30 лет: с 1959 по 1989 год. К 1989 году эксплуатация судна стала слишком затратной, и ледокол был поставлен на вечную стоянку в Мурманском порту. Сейчас на ледоколе действует музей, куда мы и хотели попасть…

Что такое «не везет» и как с ним бороться?.. Понедельник и вторник в музее выходной. Сегодня вторник. Охранник ничего объяснять не желает, ссылаясь на табличку с режимом работы… Завтра музей работает с 12 до 16… У нас поездка в Видяево… Ладно, будем что-то думать… Потом…

Причал морского вокзала:

Ну и, конечно же, мы не могли не посетить главный городской символ — Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», в простонародье любовно именуемый «Алешей». Еще не успев въехать в город, мы уже увидели как бы высящуюся над городом фигуру солдата, и я поняла, что это и есть мурманский «Алеша»…

Высота памятника — 35,5 метров, вместе с постаментом — 42 метра. «Алеша» по высоте уступает в России лишь волгоградской «Родине-матери»… И вдобавок ко всему он установлен на самой высокой сопке Зеленый Мыс высотой 173 метра…

После награждения Мурманска Звездой Героя, в комплекс были вписаны гранитные плиты с названиями Городов-героев…

Открывающиеся виды с сопки Зеленый Мыс…

На фото на заднем плане виден оранжевый маяк Белокаменный — место старта легендарной Гонки «Экспедиция-Трофи»… Если завтра хватит времени, то мы бы хотели подъехать к нему…

Тут же в двух шагах находится Мурманский Океанариум — единственный в Европе комплекс, где обучаются и выступают арктические тюлени. Опять же –самый северный в мире Океанариум.

Время на часах где-то полчетветрого, начало представлений в 11:00, в 15:00, в 17:00. То есть на текущее мы опоздали, до следующего почти полтора часа… Решили, что если получится успеть — вернемся, нет — значит не судьба, посмотрим в следующий раз…

Опять же, пока еще совсем не стемнело, нужно успеть запечатлеть памятный знак на въезде в город. Почему мы его не встретили? Опять же интернет нам в помощь — мы на развилке ушли правее по Восточно-Объездной дороге, а стела, оказывается расположена левее: со стороны Колы, на месте схождения Кольского проспекта и Прибрежной дороги…

Интересно, какова длина Кольского проспекта? Мы по нему проехали несколько раз, и у меня сложилось впечатление, что он неимоверно длинный… Хотя в Яндекс-картах намеряла всего 8 километров…

Дело было вечером,
Делать было нечего…
(С.В.Михалков)

Не то, чтобы нечего вообще, но уличные объекты уже не посмотришь — уже практически стемнело… И мы решили посетить Музей истории Мурманского морского пароходства, расположенный на третьем этаже здания администрации ОАО «Мурманское морское пароходство».

Не помню, почему мы оплатили экскурсию без экскурсовода — видимо, уже в это время такового не было… Но мне, как правило, везет с музейными ситуациями: не в 100%, но все складывается благополучно — если выходной, если нет экскурсовода по разным причинам, попали на момент закрытия и т.д. — я попадаю в музей, либо находится вдруг появившийся случайно экскурсовод, либо кто-то его заменяет… Этот раз был из таких благоприятных ситуаций: я не знаю, кем он сейчас работает здесь в музее или в администрации пароходства, пожилой мужчина — чем-то мы ему приглянулись, и он старался везде быть рядом с нами и рассказывать обо всем, что нас заинтересует или он посчитает важным. Смотрительницы музея пытались пару-тройку раз увести его, погрозив пальцем, что он нарушает правила музея, но он возвращался вновь и вновь. Смотрительницы в конце концов оставили его в покое, сказав нам с улыбкой, что мы удачливые и нам повезло… Кстати говоря, судя по всему время работы подошло к концу, но персонал, не торопя нас, терпеливо ждал, когда мы закончим осмотр…

Музей был открыт в 1977 году. За несколько десятков лет в музее накоплены уникальные фотодокументы, собрана портретная галерея полярных капитанов, морские приборы, судовые колокола, модель ядерного реактора и многие другие интересные экспонаты. В настоящее время в музее открыты три зала…

Первый зал: «История развития ледокольного и транспортного флота»:

В музее есть коллекция судовых колоколов (или по другому — рЫнда), снятых со старых судов, судовой тифон, гонг… Все экспонаты можно трогать руками: здесь можно услышать вживую звук колоколов и судового гонга, поговорить по судовому телефону...

Нередко даже моряки удивляются, увидев гонг с плавбазы «Лепсе». На действующих судах таких не увидишь…

Есть исторические фрагменты:

БЛОК от ШЛЮП-ТАЛЕЙ с обрывком ходового конца норвежского экспедиционного судна «ЯСОН» («СТЕЛЛА ПОЛЯРИС»), на котором итальянская экспедиция в 1899 году достигла 80-й широты. Найден в 1974 году на острове Рудольфа Борисом Николаевичем Спиридоновым и подарен музею в 2011 году.

В музее представлено много разных приборов, снятых со старых морских судов:

БОРТОВЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОГНИ (красный и зеленый). Сняты с парохода «ВОЛОГДА»…

Глобус звездного неба с борта парохода «СЕСТРОРЕЦК» и т.д.

У стенда, посвященного участию мурманских моряков в освоении Антарктиды, обосновались чучела обитателей южного континента — пингвинов Королевский и Папуа, подаренные музею экипажем дизель-электрохода «Обь»…

Значительная часть экспозиции рассказывает об участии моряков пароходства в северных конвоях.

В залах музея экспонируется множество моделей ледоколов и транспортных судов пароходства. Эта экспозиция постоянно пополняется, так как мурманские умельцы мастерят модели, как исторических, так и действующих судов Компании.

Одна из постоянно действующих выставок «От «Ермака» до атомного ледокола» рассказывает об истории развития отечественного ледокольного флота. На ней представлены фотоматериалы и технические характеристики паровых и дизель-электрических ледоколов, осваивавших арктические трассы, фотографии их экипажей. Сохранилась книга личного состава «дедушки ледокольного флота» знаменитого «Ермака». Первая запись в ней датирована 1899 годом. Здесь же уникальный колокол младшего брата «Ермака» — ледокола «Святогор» и выписка из судового журнала, сделанная рукой Павла Акимовича Пономарева, стоявшего на капитанском мостике этих ледоколов, затем первым принявшим командование атомным ледоколом «Ленин»…

На стендах музея экспонируются портреты и фотографии покорителей арктических льдов. Пока бродила по залу, рассматривала экспонаты и фотографии, слушала рассказы… и в голове возник вопрос: «А ЖЕНЩИНЫ бывают капитанами дальнего плавания?». И тут мой взгляд падает на одну из фотографий, которая тут же меня заинтересовала, да и наш «добровольный экскурсовод» тоже сделал на ней акцент…

«ТИБРЯЕВА Людмила Анатольевна. Прошла трудовой путь от матроса до капитана океанского лайнера. Более 20 лет работала капитаном арктических судов Мурманского морского пароходства» — гласит подпись под фотографией…

Я ставлю в храме восковые свечи
За души тех, кого сегодня нет.
А мне радирует мой друг:
«Еще не вечер,

Мой капитан, живите много лет…»

Это строки Николая Николаевича Покровского, работавшего капитаном-наставником в Мурманском пароходстве. А посвятил он их капитану дальнего плавания Людмиле Тибряевой, которую считал своей названой дочерью и в судьбе которой принял непосредственное участие.

Когда-то в 60-е годы, мечта о море привела уроженку жаркого Казахстана — города Джамбула — в заполярный заснеженный Мурманск, так как здесь на работу в море принимали иногородних.

Ни в одном советском учебном заведении девушек на судоводительские факультеты не принимали, и мореходное училище имени Макарова не было исключением. Декан факультета, побеседовав с решительной девушкой, понял: ее стремление получить морскую специальность — не каприз и не прихоть. И посоветовал пойти поработать в море, получить характеристику, и потом уже добиваться разрешения на учебу. И именно Покровский ходатайствовал о приеме девушки на работу в пароходство, и благодаря его помощи Людмила впервые ступила на борт судна — вначале уборщицей, затем стала матросом. А Михаил Гансович Каск — это первый капитан в ее жизни — у него Тибряева плавала матросом…

Потом упрямая девчонка пробилась к министру, чтобы получить разрешение на поступление в мореходное училище, и в итоге, после долгих перипетий, получила ответ: «В виде исключения разрешить поступление на судоводительский факультет». Училась курсантка Людмила Тибряева заочно, продолжая ходить в море на дизель-электроходе «Обь».

Последней просьбой капитана Покровского к Людмиле Анатольевне Тибряевой было пожелание развеять его прах в Арктике. Это желание было выполнено…

Затем мы переместились во второй зал: «Корабли и люди атомного флота».

Здесь представлены макет атомной паропроизводящей установки для атомного ледокола

…и макет тепловыделяющей ядерной сборки: урановые стержни с зарядом — активная зона содержит ядерное топливо в защитном покрытии — так называемые тепловыделяющие элементы ТВЭЛы — и замедлитель. ТВЭЛы, имеющие вид тонких стержней, собраны в пучки и заключены в чехлы. Такие конструкции называются тепловыделяющими сборками ТВС.

Тут же представлен макет атомного ледокола «Ленин»:

Построен в 1959 году в Ленинграде. За 30 лет эксплуатации с 1959 по 1989 год прошел 654 400 морских миль, провел 3 741 транспортное судно с грузами. 10 апреля 1974 года награжден орденом Ленина.

Еще один атомный ледокол, выведенный из эксплуатации в 2008 году — ледокол «Арктика».

Построен в 1975 году в Ленинграде. 17 августа 1977 года впервые в истории мореплавания в надводном автономном плавании достиг географической точки «Северный полюс». 14 сентября 1977 года награжден орденом Октябрьской Революции.

В этом же зале представлены копии:

КАПСУЛЫ, опущенной в воду в географической точке Северный полюс с запечатанной внутри судовой ролью экипажа атомного ледокола «Арктика».

и ВОДОЛАЗНОГО ШЛЕМА, в котором водолазы опускались в воду в географической точке Северный полюс для осмотра корпуса атомного ледокола «Арктика».

АВАРИЙНЫЙ СУДОВОЙ ТЕЛЕФОН, СНЯТЫЙ С БОРТА птб «ЛЕПСЕ».

Тут мы узнали, что еще, оказывается, было одно ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) с атомной силовой установкой, предназначенное для транспортировки грузов в лихтерах (разновидность баржи) и контейнерах в отдаленные северные районы.

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».

Построен в 1988 году в Керчи. Одно из крупнейших судов российского транспортного флота: длина 260 м, ширина 32 м, мощность 40 тыс.л.с. Единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой. В последние годы работал на Дудинской линии.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»:

В 2008 году Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» вошло в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания. Теперь на базе предприятия действует единый ледокольно-технологический комплекс гражданского атомного флота Российской Федерации.

В настоящее время в состав действующего флота входят: четыре атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил. Это атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»; два ледокола — «Таймыр» и «Вайгач» — с однореакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил, атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой аналогичной мощности. Закончили эксплуатацию атомоходы «Арктика», «Сибирь» и первый в мире атомный ледокол «Ленин», который преобразовывается в музей истории атомного флота.

Также в этом зале экспонируется подлинная картина Н.К.Рериха «Поморяне. Вечер. 1907 г.»:

Очередной зал: «Танкеры пароходства»:

СХЕМА ОБУСТРОЙСТВА ПЕСЧАНООЗЕРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Арктический нефтяной погрузочный терминал (ПЛЕМ).

Макет танкера «Натали».

Макет танкера «Варзуга».

Очень интересна уникальная коллекция микромоделей, изготовленных в масштабе 1х500. Самая маленькая модель из этой выставки длиной всего 14 сантиметров — это модель парохода «Вологда». Автором их является мурманчанин Владимир Самохин.

В соседнем помещении представлена диорама «Освоение Северного морского пути», на которой изображены просторы Северного Ледовитого океана, стоящее под разгрузкой судно, фигурки моряков на припайном льду, сполохи полярного сияния в небе Арктики, белые медведи...

А также некоторое количество стеллажей и полок, заполненное различными подарками музею

В окончание осмотра, узнав, из какого мы города, нас попросили оставить отзыв: «Ой! А из Сургута у нас никого не было…».

Вот и закончился наш первый день в Мурманске… Заехав поужинать, мы заселились на квартиру, банные процедуры, чай-кофе, обсудили дальнейшие планы, «пробежались» по намеченному маршруту и внесли корректировки с учетом сегодняшнего момента: в частности время завтрашнего выезда из Мурманска в обратный путь исходя из нужного времени прибытия в Екатеринбург, но учитывая время посещения нескольких «точек» по левому берегу Онеги и время работы парома в Вознесении… По ходу дела Александр согласился с моими доводами, и мы вычеркнули из планов пункт «Осмотр Казани»…

Памятуя наш сегодняшний «пролет» с посещением ледокола «Ленин», попытались «нарыть» в интернете максимальную информацию по режиму работы музея. Как-то все было непонятненько: все сходилось к тому, что стандартная экскурсия проводится только в 12 часов. Длительность экскурсии около часа. Все остальное время работы до 16 часов, видимо, посвящено индивидуальным экскурсиям (кстати, меня лично больше устраивающим). Был указан номер телефона для подачи заявки, но нигде не было информации, за какой период времени ее нужно подавать… Узнаем мы это все теперь уже только завтра. Надо будет попытаться как-то совместить поездку в ЗАТО Видяево и посещение ледокола…

Ну а пока: утро вечера мудренее! Спокойной ночи!

Из gps-tracker…

07.11.2012. Мурманск—стела «Полярный круг»

До ЗАТО Видяево — 75 км… На КПП нужно быть к 11 утра… Музей на ледоколе работает с 12-ти… Но Александр на всякий случай — А вдруг?! — набирает номер телефона, по которому принимают заявки на экскурсию. И, о! — там ответили… Крайнее время проведения экскурсии — 15 часов, и мы договариваемся на это время… Значит, на ледокол мы все же попадем! С чистой совестью и с чувством выполненного долга мы выдвигаемся в сторону Видяева…

И вот он, достаточно известный мост через Кольский залив, по которому нам тоже хотелось проехать. До недавнего времени он считался самым длинным в мире мостом за Полярным кругом — его длина примерно 2,5 км. С 2009 года он уступил пальму первенства, но это если учитывать мосты ВООБЩЕ, а если брать только автомобильные мосты, то он по-прежнему самый длинный, но АВТОМОБИЛЬНЫЙ, мост за Полярным кругом…

При подготовке к поездке я не только пыталась «рыть» интернет, но и закинула вопросы мурманчанам — на форуме TOUAREGCLUB в теме «Мурманск, отзовись.», а на форуме CLUBQASHQAI — через личные сообщения — на тему: что местные жители могут посоветовать посмотреть в Мурманске и как можно попасть в ЗАТО Видяево… Первый ответ поступил от QASHQAI-клубня RAlexandr — спасибо за подсказку по поводу проезда в Видяево через аквапарк! Но в числе прочего меня улыбнула фраза: «…посмотрите на зиму в полный рост…» — у нас ее тоже хватает А еще было: «…ощутите прелести зимних ледяных серпантинов…» — это уже по поводу сегодняшней поездки. По серпантинам, конечно, я ездила, но по ЛЕДЯНЫМ серпантинам — первый раз. Не очень, скажу я, мне понравилось это занятие, и доехали мы не очень быстро. Но тем не менее, пересекши по пути речку с интересным названием Ура, а следом село Ура-Губа, мы вскоре приблизились к КПП на въезде в поселок Видяево…

На КПП проблем никаких не возникло, у нас посмотрели паспорта, предупредили, что на выезде проверят еще раз, ткнули пальцем, куда нам ехать в аквапарк, и мы въехали в поселок…

«Видяева путь продолжаем
Судьбой именных кораблей,
И службу морскую равняем
На подвиги павших друзей».
(А.Поливанов)

Поселок изначально возник в далеком 1958 году как база подводных лодок, и по сей день здесь базируется одноименная военно-морская база Северного флота России.

Поначалу назывался Урица, т.к. расположен в Ура-Губе. Ура от саамского «Урак» — олень-самец. В 1964 году был переименован в Видяево в честь подводника Федора Видяева.

У меня желания посещать аквапарк не было никакого, но Александр, видимо, решил, что в истории его жизни не хватает пункта: «аквапарк за полярным кругом». Мы подъехали к «Фрегату», я тоже зашла внутрь в надежде на работающее кафе, которое, оказывается, фунциклирует только по выходным дням… Охранник попросил переставить машину, т.к. увидел, что она запаркована на месте для инвалидов, но я уверила секьюрити в своем сиюминутном отъезде…

Достопримечательностей в поселке всего две: мемориальный комплекс «Морякам, погибшим в океане», расположенный при въезде слева от дороги, буквально в 200 метрах от КПП, мимо которого мы продефилировали, оставив его посещение на потом, при ВЫезде из поселка, и, собственно, памятник Ф.А.Видяеву, к которому я и решила отправиться…

Расположен памятник в двух шагах от аквапарка, но я поехала на машине, дабы потом поездить по поселку… Но далеко я не уехала — за квартал до «точки» дорога была перекрыта патрульными машинами, а далее виднелось скопление народа гражданского и не только… Я опять запарковала Тур на близлежащей стоянке, вооружилась фотоаппаратом и направилась узнавать, что там происходит. По пути запечатлела несколько видов Видяева:

«Мы тебя любим, Видяево!».

«Одной судьбой с флотом».

Странный дом… Вернее, странные окна — заколоченные. Причем, он не один такой в округе…

Слова из «Гимна дивизии атомных подводных лодок Северного флота», процитированные выше…

Вот и бронзовый бюст прославленного подводника Федора Алексеевича Видяева, в честь которого назван поселок…

На площади играет музыка, выстроен строй моряков, местный батюшка, население от мала до велика… Причем все с цветами, шариками… С противоположного конца улицы показалась колонна, по всей видимости школьников, с флагом, цветами, шариками, венками… В воздухе витает какая-то приподнятая праздничная атмосфера… Я подошла к небольшой группе женщин, стоявших немного в сторонке и о чем-то оживленно беседовавших, и поинтересовалась, что за действо здесь предстоит… «Празднование 100-летия со дня рождения легендарного моряка-североморца, «витязя подводных глубин» Федора Алексеевича Видяева, чье имя носит наше закрытое административно-территориальное образование, приуроченное ко дню 7 ноября…!» Во как!

Я побродила по площади, пофотографировала…

…тут мне поступил звонок от Саши, что он готов к дальнейшим приключениям, и я поехала за ним. Когда он сел в машину, то тоже изъявил желание побывать на мероприятии. Пришлось нам вернуться туда еще раз, и мы как раз попали на парад подводников, завершающий празднование. Сфотографировать я уже не успела… Саша подошел к одному из моряков и поинтересовался, можно ли как-то, хоть краешком глаза, в сопровождении, конечно же, взглянуть на подводную лодку. Ответ был таков: «Обратитесь к командованию…». М-да! Видимо, все возможно!.. Но у нас уже не было времени на поиски командования и получения разрешения — нас ждал ледокол…

На обратном пути мы съехали с дороги к мемориальному комплексу «Морякам, погибшим в океане». Машину оставили на стоянке и почапали к нему пешком.

Изначально это было братское захоронение 13 подводников, погибших в океане во время пожара на атомной подводной лодке «К-131». На месте захоронения был установлен постамент, ограда и два якоря…

А после гибели экипажа АПРК «Курск» было решено увековечить память моряков-подводников и возвести памятник рядом с захоронением моряков «К-131». Был создан единый мемориальный комплекс…

Отдав дань уважения памяти погибших моряков-подводников, мы отправились к машине…

Отметившись на КПП, что мы покидаем ЗАТО Видяево, мы «отметились» около выездной стелы

И вперед к ледовым серпантинам, ведущим в Мурманск!

Обратный путь показал, что мы вполне успеваем сделать небольшую петлю, чтобы подъехать к вышеупомянутому месту старта легендарной Гонки «Экспедиция-Трофи» и посмотреть вживую и вблизи на маяк Белокаменный

Из gps-tracker…

К ледоколу мы прибыли минут за десять до назначенного времени. У трапа толпилась группа молодых людей в камуфляжной одежде — тоже в ожидании экскурсовода… Я подумала про странность индивидуальной экскурсии, ну да ладно… В три часа ровно их пропустили на ледокол, а по поводу нас охранник пожал плечами и сказал, что сейчас будет уточнять… Я почуяла неладное… Еще минут 10 мы томились в ожидании. Саша был без верхней одежды, так как решил, что расстояние от машины до трапа ледокола небольшое, и он не успеет замерзнут — теперь он пожалел об этом, но одеваться не пошел…

Но наконец-то нас позвали на палубу… Произошло какое-то стечение обстоятельств: появилась эта дополнительная большая группа, объявили какое-то внеплановое совещание…, в общем, свободный экскурсовод отсутствовал. Но так как они обещали нам экскурсию на 15 часов, они выкрутились из ситуации предоставлением нам штурмана ледокола в качестве экскурсовода… А мы че? Мы не против…

Итак…

Мы люди великих стремлений,
Девиз наш: смелее вперед!
Наш флагман с именем «Ленин»
Пойдет в заполярный поход.
И ветры, и бури, и штормы,
И Арктики льды, как гранит,
Под флагом Отчизны любимой
Гигант-ледокол победит...
Путь добрый тебе, наш красавец,
Свершение смелых идей!
И атом нам служит для мира,
Для счастья советских людей!
(И.Алексахин)

Как я уже упоминала выше, атомный ледокол «Ленин» отслужив 30 лет, в основном по Северному морскому пути, в 1989 году встал на вечный прикол на причале Морского вокзала в Мурманске. Однако экскурсии на «Ленин» начали водить только в 2009 году, до этого он 20 лет простоял без дела…

Несмотря на продолжительное время эксплуатации ледокола, капитанов было всего четыре: П. А. Пономарев, с 1961 года — Б. М. Соколов, с 2001 до 2009 — Александр Епифанович Кастерин и с 2009 года — Александр Баринов, являющийся капитаном в настоящее время.

Первое, на что падает взгляд, когда заходишь внутрь ледокола, — величественная парадная лестница, портрет Ильича, выполненное в технике чеканки панно с картой морей, Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении ледокола орденом Ленина и фотовыставка «Арктика с борта а/л «Ленин»…

Штурман сказал, что на ледоколе, несмотря на два десятилетия, что он провел в отстое, старались все сохранить в первозданном виде: мебель, механизмы, внутреннее убранство и т.д.

Наша экскурсия началась с капитанского мостика — непосредственного рабочего места штурманов и матросов.

Длина судна 132 метра, ширина 25. На ледоколе три винта: левый, правый и передний… Управляются они вот такими реверсами

Реверса тоже три. Один по центру и по одному по обе стороны палубы, т.к. мостик очень большой, и чтобы можно было подбежать к ближайшему. Хотя, когда судно действующее, то непосредственно у манипуляторов кто-нибудь всегда находится, чтобы по команде переложить ход.

Вот такой маленький штурвал

КомпАсы, показывающие курс…

Собственно, сам капитанский мостик

Ледокол на плаву, но не в рабочем состоянии, так как сняты реакторы. Еще два атомных ледокола выведены из эксплуатации: «Арктика» и «Сибирь», но просто стоят на приколе. Саша поинтересовался, не будут ли на них также создавать музей, но штурман сказал, что вряд ли, так как все это очень и очень недешевое удовольствие. Например, содержание ледокола «Ленин» обходится примерно в 50 млн. руб.

Разрез судна

Штурманская рубка: здесь прокладывали курс…

Радиорубка

Позывной ледокола…

Контейнеры для хранения радиодеталей

Это палуба капитанов, штурманов… Вся деревянная отделка — карельская береза, являющаяся очень долговечным материалом. Но штурман предупредил, что чем ниже будем спускаться, тем больше будет уменьшаться комфорт. Так есть всегда по судовым правилам на всех флотах, чем выше по званию персонал, тем он выше живет…

Каюта и кабинет капитана... Лобовые каюты обычно занимают самые важные персоны экипажа…

Кают-компания командного состава: здесь принимали пищу, проводились какие-нибудь награждения, конференции, совещания, празднования. На таких больших судах соблюдается субординация: отдельно питается командный состав, отдельно питается рядовой.

Не удивляйтесь телевизорам — некоторые помещения ледокола до сих пор используются для проведения мероприятий, например, различных конференций…

Ту же с боку — музыкальный салон

Рояль со своим оригинальным звучанием, сделанный из карельской березы на заказ в единственном экземпляре и подаренный ледоколу в момент его выхода в эксплуатацию. Без него не обходился ни один праздник, ни одно торжественное событие. Именно здесь, в этом зале, на этом рояле композитор Александра Пахмутова впервые исполнила песню «Надежда»…

На резном деревянном панно по центру изображен ледокол «Красин», а справа внизу «Ленин»…

С другой стороны кают-компании — курительный салон… с шахматным столом…

Это в полу крепления для стульев во время шторма…

Ледокол «Ленин» — это бесконечные коридоры и трапы… Я на этот момент совершенно потерялась в пространстве: где, в какой части корабля я нахожусь?!. Штурман улыбнулся на мои слова и сказал: «Ну да, с непривычки… Тут главное всегда — определиться, где носовая часть, а где кормовая…» и взмахом руки попытался нас сориентировать: «Нос с той стороны, а корма — с этой… Мы находимся с левого борта…».

Кают-компания для рядового состава: все абсолютно также как и в кают-компании для командного состава, только попроще оформлена и здесь помещается большее количество человек… А еще она по вечерам использовалась как кинозал…

Это окна открываются, и оттуда из буфетной подавали пищу…

Дальше мы спустимся в самый низ к машинам, а на обратном пути зайдем в аппаратную…

Машинное отделение… Саша заметил: «Прямо как ГРЭСе…», на что получил ответ: «По сути — это одно и то же… На атомных ледоколах, по крайней мере, на этом, машинных отделений два: носовое и кормовое. Мы сейчас находимся в носовом. В каждом машинном отделении находится по четыре электрогенератора. Под нами находится паровая турбина, и через эти трубы под давлением идет воздух из реактора: в процессе охлаждения реактора происходит очень большое выделение пара, который под давлением идет по трубам и раскручивает паровую турбину, которая в свою очередь раскручивает электрогенератор и вырабатывается электричество… В кормовом отделении — все то же самое…».

Изначально конструкцией было предусмотрено, что был один реактор, но в процессе эксплуатации было установлено два реактора более новой конструкции уменьшенных размеров, но увеличенной мощности…

Сейчас мы пройдем на пост управления ректорами… Это так по новому называемое ЦПУ, а раньше это называлось ПЭЖ: пост энергетики и жизнедеятельности. Отсюда производится непосредственное управление реактором: увеличение/уменьшение мощности и т.д. Здесь также как и на мостике постоянно неслась вахта из пяти человек: механики, мотористы, электрики…

Блок-схемы самих реакторов: когда все в работе, то красненькими мигающими лампочками показывает, что происходит, какие стержни поднимаются, какие опускаются и т.д.

А вот этими ручками увеличивалась (вправо) или уменьшалась (влево) мощность…

На первом в мире гражданском судне с атомной установкой на период его запуска в 1959 году были воплощены самые новейшие достижения науки и техники. Например, уже тогда здесь стояла система видеонаблюдения за реактором: в реакторе находятся три камеры, выведенные на этот телевизор:

Дальше мы перемещаемся в медблок

Так как экипаж судна был очень большой, до 250 человек, и, учитывая то, что «Ленин» достаточно долго мог находиться в походе, порой даже дольше года, а за это время кто-нибудь из экипажа может приболеть, на ледоколе имеется свой медицинский пункт. Достаточно часто сюда доставляли больных с других судов, не имеющих медицинского персонала, или обитателей полярных станций для экстренного лечения и операций.

Приемная

Физиотерапевтический уголок

Лаборатория для проведения различных анализов…

Тут могли сделать рентген

вылечить зубы

…и даже провести операцию

Врачи были многопрофильные, например, хирург мог быть еще стоматологом, или терапевт — химиком-лаборантом…

Одна из примечательных медицинских историй из жизни ледокола: в далеком 1967 году хирург, работающий на судне, диагностировал сам себе приступ аппендицита, а так как хирургом он был сам, то под его руководством другие медики провели операцию удаления аппендицита… В данный момент тот хирург жив и здоров, профессор, работает в Министерстве здравоохранения…

Очередной подъем (или спуск — не помню уже) и мы оказываемся в реакторном зале. Естественно, не в самом зале, а в помещении под названием ПУР — пост управления реактором.

Тут представлен макет атомной паропроизводящей установки для атомного ледокола в масштабе 1:25 и урановые стержни с зарядом — все это мы уже видели в музее

Как действует атомная энергетическая установка ледокола?

В реакторе в особом порядке помещаются стержни урана. Система урановых стержней пронизывается роем нейтронов, своего рода «запалов», вызывающих распад атомов урана с выделением огромного количества тепловой энергии. Стремительное движение нейтронов укрощается замедлителем. Мириады управляемых атомных взрывов, вызванных потоком нейтронов, происходят в толще урановых стержней. В результате образуется так называемая цепная реакция.

Особенность атомных реакторов ледокола состоит в том, что в качестве замедлителя нейтронов применен не графит, как на первой советской атомной электростанции, а дистиллированная вода. Урановые стержни, помещенные в реактор, окружены чистейшей водой (дважды дистиллированной). Если ею наполнить до горлышка бутылку, то абсолютно нельзя будет заметить, налита в бутылку вода или нет: настолько прозрачна вода!

В реакторе вода нагревается выше температуры плавления свинца — более 300 градусов. Вода при этой температуре не закипает потому, что находится под давлением в 100 атмосфер.

Вода, находящаяся в реакторе, радиоактивна. С помощью насосов ее прогоняют через специальный аппарат-парогенератор, где она своим теплом превращает в пар уже нерадиоактивную воду. Пар поступает в турбину, вращающую генератор постоянного тока. Генератор питает током гребные электродвигатели. Отработавший пар направляется в конденсатор, где снова превращается в воду, которая насосом опять нагнетается в парогенератор. Таким образом, в системе сложнейших механизмов происходит своеобразный круговорот воды.

Реакторы установлены в специальные металлические барабаны, вваренные в бак из нержавеющей стали. Сверху реакторы закрыты крышками, под которыми расположены различные приспособления для автоматического подъема и перемещения урановых стержней. Всю работу реактора контролируют приборы, а при необходимости в действие вступают «механические руки"-манипуляторы, которыми можно управлять издали, находясь за пределами отсека.

В любое время реактор можно осмотреть с помощью телевизора.

Все, что представляет опасность своей радиоактивностью, тщательно изолировано и расположено в специальном отсеке.

Система дренажей отводит опасные жидкости в особую цистерну. Имеется также система и для улавливания воздуха со следами радиоактивности. Воздушный поток из центрального отсека выбрасывается через грот-мачту на высоту 20 м.

Во всех уголках судна можно увидеть специальные приборы-дозиметры, готовые в любой момент известить о повышенной радиоактивности. Кроме того, каждый член экипажа снабжен индивидуальным дозиметром карманного типа. Безопасная эксплуатация ледокола обеспечена полностью.

Конструкторы атомохода предусмотрели всевозможные случайности. Если выйдет из строя один реактор, то его заменит другой. Одну и ту же работу на судне могут выполнить несколько групп одинаковых механизмов.

Таков основной принцип работы всей системы атомной энергетической установки.

Через окошки с толстыми свинцовыми стеклами смотрим в сам реакторный отсек, отделенный от нас 27-ми сантиметровыми свинцовыми стенами… Сами реакторы? Как я уже упоминала выше, не только заглушены, но и демонтированы…

На этом наша экскурсия подошла к концу, мы поблагодарили нашего экскурсовода за уделенное нам внимание, сопровождение по ледоколу и интересные рассказы (мне подумалось, что не всем доводится общаться с «действующим» штурманом ледокола), и мы дружно направились к выходу… Еще при входе на судно нами был примечен небольшой уголок с сувенирами, куда мы и направились пополнять свои коллекции магнитиков и тарелочек. А я также пополнила свою «коллекцию различных сертификатов», правда, это пока еще лишь второй сертификат (после вышеупомянутого салехардовского о пересечении полярного круга): «О посещении первого в мире атомного ледокола «Ленин»… Вот так начинаются коллекции…

Фсе! Блиц-знакомство с Мурманском окончено… Но я не говорю Мурманску «Прощай!», я говорю «До свидания!» Кажется мне, что я сюда еще вернусь…

Созвон с хозяйкой квартиры, ужин, мурманские сувениры уже приобретены вчера, сборы вещей, банные процедуры, 30-минутный отдых перед дорогой и алга! Начинается обратный путь домой…

Я за рулем… Пошел обратный отсчет: Оленегорск… Мончегорск… АЗС… Теперь уже по ПРАВОМУ борту — Лапландский заповедник… Не сложилось у нас с его посещением, хотя желание было… Саша провожает взглядом убегающий назад указатель «Лапландия»: «Ну где еще такое можно увидеть?». Лапландия однозначно ассоциируется со сказкой… Полярные Зори… Кандалакша… Зеленоборский… Опять стела с надписью «Полярный круг» — и опять ночь…

Смена водителей… Я посмеялась: «Как у нас все постоянно!..» Туда ехали: от Медвежьегорска до стелы — Саша за рулем, от стелы до Мурманска — я… Забегая вперед, могу сказать, что в Медвежьегорске мы опять поменялись…

Из gps-tracker…

Да простят меня мурманчане, но при обмене своими впечатлениями с Александром на тему «Какие у тебя впечатления от Мурманска?» прозвучали такие слова: у меня — «Серый город…», а у Александра — «Брутальный город…».

А по приезду домой меня спросила моя барнаульско-новосибирскаяй знакомая: «Как впечатления? В двух словах? :)», я ответила:

«В двух словах... Если честно, то сам Мурманск — серый какой-то город... Просто сам факт, что я побывала в самом большом в мире городе за Полярным кругом… В самом крупном заполярном незамерзающем порту страны… Проехала по мосту через Кольский залив, правда, не самому длинному, а всего лишь второму по длине за Полярным кругом… :smile: Побывала на легендарном атомным ледоколе «Ленин»… Съездила в ЗАТО Видяево — там расположена база подводных лодок Северного флота, но, правда, нехватка времени не дала даже попытаться хоть краем глаза взглянуть на подводную лодку — а вдруг получилось бы?

По ходу завершила один из пунктов летнего путешествия в Карелию: замкнула кольцо вокруг Онежского озера. На карте просто из-за потери связи и последующего зависания телефона с перезагрузкой потерялась часть данных. А так, проехав по правому берегу Онеги туда, возвращались обратно уже по левому до Вытегры, где круг и замкнулся… На тему Онеги посмеялась, что зачастила я туда что-то: за 4,5 месяца уже дважды посетила Онежское озеро… :smile:

И плюсом ко всему получила кайф от поездки ВООБЩЕ… 9 суток без 7 часов, 9 100 км, две ночевки: в Вологде и в Мурманске…

Кстати, погуляла по Вологде, город визуально мне понравился».

Ее реакция: «После твоих двух слов могу сказать только одно слово — завидую! )».

Как-то так…

08.11.2012. Стела «Полярный круг» — граница Вологодской и Ярославльской областей

В очередной раз я проспала до Медвежьегорска и даже чуть-чуть подальше… Не помню, где конкретно мы сменились, но уже после Медвежьегорска. Саша лег спать, я поехала дальше… Проехав Кондопогу, заехала на заправку «ТНК», на которой уже бывала в своем летнем путешествии… Еще чуток, и Петрозаводск… Навител повел вроде как какой-то объездной дорогой, я решила не сопротивляться… Не знаю, правильно сделала или нет… Но вот позади и он, и мы выехали на трассу Р-19 Петрозаводск—Вознесенье… Александр спит… Едем вдоль Онежского озера, периодически настолько близко, что озеро виднеется в просветах между деревьями, но пока еще не рассвело — останавливаться бессмысленно… :pardon:

Проезжаем какие-то мелкие населенные пункты — я обратила внимание на то, как один двор плавно перетекает в другой: расстояние между заборами напрочь отсутствует, т.е. к берегу не пройти… Деревня Уя: увидев какой-то сверток в сторону озера, я решила все же попытаться к нему подъехать. Саша сразу же проснулся: «Мы куда?..». Я улыбнулась: «К берегу…». Он согласно кивнул — на Онеге он еще не был… Дорога, чуток попетляв по деревне, уткнулась в заграждение. Мало того, установлена табличка: «Проезд и ПРОХОД запрещен!». Я остановила машину, почесала затылок и решила все же сходить на берег. Саша как законопослушный гражданин — из машины ни ногой! Из дворов остервенело лаяли собаки, которых я панически боюсь вообще по жизни, что далеко я не ушла и оперативненько вернулась в Тур… Ну и ладно, будет еще подъезд к озеру…

Впереди, километров через 30-35 наша плановая «точка», перешедшая по наследству из моего летнего путешествия по Карелии, так как на нее не хватило времени. Так же как и на многие другие, расположенные в окрестностях Онежского озера… Кстати, по причине вологодского форс-мажора в эту поездку опять остались не осмотренными «точки» по правому берегу Онеги, как-то: деревянная Богоявленская церковь XVI века в Челмужах, деревянная Никольская церковь в Повенце, плотина там же, урочище Сандормох и т.д. По причине сдвига по времени выезда из Вологды на полсуток правое побережье мы проезжали ночью…

Ну, а проезд левого побережья мы уже перепланировали в Мурманске. Итак, первый наш объект — Шокшинский кварцитный карьер: в 5 км северо-восточнее села Шокша расположен поселок Кварцитный, в котором прямо на берегу Онежского озера, находится единственное в мире месторождение шокшинского малинового кварцита, и мы неприменули туда свернуть.

Практически весь берег озера испещрен обломками камней розового цвета…

В стороне от озера, через дорогу сами карьеры…

Дорога, кстати, заканчивается, уперевшись в шлагбаум с будкой охранника и табличкой что-то типа ОАО «ШОКШИНСКИЙ КАРЬЕР» или ООО «Малиновый кварцит»… Не помню точно, а фотографировать я че-т постеснялась…

Сам камень здесь добывают еще с XVIII века. Изначально его использовали для отделки самых красивых и важных зданий Санкт-Петербурга, таких как Казанский Собор, Исаакиевский, Зимний Дворец… А затем уже стали использовать и в других городах, причем не только для оформления интерьеров зданий. Например, постамента памятника Николаю I в Санкт-Петербурге, Мавзолей Ленина и могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены в Москве, в качестве брусчатки для мощения, и даже саркофаг Наполеона Бонапарта в Париже (!).

Пока я бродила с фотоаппаратом среди фантастических малиновых глыб, Саша скормил все наши оставшиеся бутерброды местному четвероногому. Судя по тому, как жадно она ела даже хлеб, то их здесь явно не балуют…

«Точка» взятА, и мы продолжаем наш путь…

Дорога, я считаю, отличная… Хотя где-то должная начаться ой-ой-ой… На мой вопрос: «Как дорога до Вознесенья?..», заданный по рации еще где-то после Петрозаводска, мне поступил ответ: «Нормальная, кроме Рыбреки…». Я так поняла, где-то в районе Рыбреки, но не расслышала, сколько ее там по протяженности. Ну, да ладно, прорвемся!!! До нее еще где-то километров 40… Едем, Саша пока опять спит, я любуюсь окрестностями, местами, похожими на сказочный лес… Встречаются машинки в обоих направлениях, но не часто…

Дорога закончилась еще до вышеназванного населенного пункта, пошли ямы, да такие «хорошие», что скорость пришлось сбросить… Александр, естественно, проснулся… Вот она, Рыбрека… Проехали Рыбреку… Конца ямам не видно… Я с каждым населенным пунктом ожидаю, что вот-вот начнется нормальная трасса, да не тут-то было… Закончилась Карелия, мы въехали в Ленинградскую область… Прямо по курсу деревня ГИмрека, в которой у нас еще одна плановая «точка». Навигатор ведет по заложенным координатам, но в предполагаемом месте я не вижу того, что должно быть… Да и по пути вроде крутила головой по сторонам, но не видела… Остановилась около стоящей на обочине грузовой машины, видимо, местной… Да, координаты были не точны, и мы ее проехали. Так как возвращаться «два шага» — мы повернули обратно. Съезд с «дороги» на грунтовку… Достаточно узкую и мокрую. В 200-300 метрах стоит что-то типа нашей «классики». Мы прокрались между ней слева и оградой справа, я побурчала про себя на водителя, что не нашел лучшего места для парковки своего коня… Вдали на взгорке виднелась наша цель… С нами поравнялись двое местных жителей, которых я спросила через окно есть ли туда дорога… Они заулыбались и ответили: «Для вас есть — вы же 4 х 4…» Ясно…

Гиморецкий погост

Из ансамбля Гиморецкого погоста, датируемого XVII-XVIII веками, до наших дней сохранились Рождественская церковь, колокольня, ворота и часть ограды… Сохранились, наверное, громко сказано, так как объекты, по большому счету, были восстановлены. Например, здание колокольни вообще находилось в аварийном состоянии и было полностью разобрано. Реставраторы воссоздавали здание, основываясь на исторических документах.

Территория Гиморецкого погоста окружена также восстановленной деревянной оградой. В месте, где к погосту подходит дорога из села, в ограде сделаны ворота

Церковь Рождества Богородицы построена в 1659-1695 годах. К ней примыкает трапезная, а вход оформлен как двусходное крыльцо... Вся церковь украшена резными деревянными элементами…

Внутрь мы не попали, так как на дверях висел замок. Когда мы вышли с территории погоста к машине, то увидели приближающихся «наших знакомых», встреченных нами по пути сюда. Я задала очередной вопрос: «А церковь действующая или нет?..». Они согласно кивнули головами и ответили, что действующая, но работает только по каким-нибудь церковным праздникам, либо событиям… Понятненько… И мы поехали обратно. Но не успели отъехать, как увидели приближающуюся к нам похоронную процессию, разминуться с которой не представлялось возможным. Пришлось сдавать задом до расширения в дороге, дабы разъехаться с трактором, который исполнял роль катафалка… Отсюда следует, что погост действующий, только добираются до него на тракторной технике...

Так, километров 20 «послевоенной» разбомбленной дороги мы проехали… Интересно, сколько еще предстоит?.. Спрашивать было некого, да и смысл? От этого она короче не станет…

Следующий наш объект был в 5,5 км от нас и располагался в деревне Щелейки…

Церковь Дмитрия Солунского Мироточивого — деревянная церковь 1783 года постройки. Располагалась она как-то в глубине дворов, подъезда к ней мы не нашли, а пешком — не стали тратить время…

Ну что ж, на Вознесенье, к паромной переправе через реку Свирь… Впереди 20 км… Все той же «послевоенной дороги»… М-да…

Но зато были вознаграждены всего лишь получасовым ожиданием парома…

Не удержалась от фотографирования стоящей впереди нас Шнивы. Я по поводу госномеров…

Чтобы не так томительно было пусть недолгое, но все же ожидание, я побродила по окрестностям…

Переправа заняла считанные минуты, и мы на том берегу…

Честно говоря, давно уже оба проголодались: оглядевшись по сторонам обнаружили магазин с импровизированным кафе, где заправились горячем чаем с лимоном и выпечкой… И вперед на Вытегру — на замыкание кольца вокруг Онежского озера…

Дорога до Вытегры оставляет желать лучшего: очень непродолжительные участки ровной укатанной грунтовки сменяются неровным грейдером, местами каменистым, местами с ямами, местами грязным… Несколько раз начинался асфальт — мы вздыхали с облегчением, я прибавляла скорость… Тпру! Асфальт резко обрывается…

Но в конце концов, преодолев порядка 80 («всего 80» или «целых» 80!!!) мы въехали по уже знакомому нам въезду в Вытегру — знаком он нам тем, что, если помните, мы здесь заправлялись перед выездом на Пудож… Кольцо замкнуто!

Из gps-tracker…

Почти сразу же после въезда мы увидели кафе и остановились пообедать…

Дальше должна начаться знакомая дорога в сторону Вологды. Единственное, мы решили поехать через Череповец. Однако возникли разногласия с Александром по поводу участка дороги после Липиного Бора: он ни в какую не хотел ехать по предлагаемому мной маршруту — также по Р-5 от Липиного Бора дальше до Феропонтово, там направо на Кириллов и до Череповца. Он предлагал свернуть в Липином Бору через Белозерск. Я не знала, что там за дорога, но, судя по карте, предположила, что в Белозерске что-то типа парома…

Мотивация Александра была в том, что лучше поехать по Р-6: «Раз «Р» — значит хорошая дорога…» Ну-ну… Я не стала спорить, попытка уточнения информации по рации ни к чему не привела, так как никто, кто был в канале в тот момент, по крайней мере, кто откликнулся — ничего про эту дорогу не знали. Мы свернули в Липин Бор, благо до него километров 5 от основной трассы, где нам популярно рассказали, что ехать все же стоит через Феропонтово и Кириллов… Что мы и сделали…

В этот момент мне поступили SMS-ки на ВСЕ мои телефоны: «Ау! Вы куда пропали?» . Ого! Тута мы!.. Я позвонила камраду по TOUAREGCLUB Тарасу ака gtoras, а это был он, и выяснила, что, оказывается, на GPS-tracker.com.ua, мы «пропали» еще на полдороги до Вытегры, где-то в районе села Мегра! И больше не появлялись… уже 6 часов как… М-да!.. Не проверила технику… После неоднократных «потерь» сети GSM мой «GPS-трекер» в виде HTC Sensation XE «потерял» и GPRS… Вылечила его полная перезагрузка аппарата, в результате которой были потеряны все накопленные программой Free-gps.net Tracker данные…

Пока лялякала по телефону — обнаружила, что едем мы уже по Череповцу… На выезде из города мы заехали на АЗС, заправили Тур и поменялись местами…

09-10.11.2012. Граница Вологодской и Ярославльской областей — Екатеринбург

Как мы проезжали Рыбинск, Тутаев, Ярославль, Иваново, «близко знакомые» мне по моему февральскому путешествию «Мое зимнее путешествие по городам Золотого кольца России...», я уже не видела… Я спала… Как показал потом трек, ехали не совсем правильно: лучше нужно было уходить на Данилов, а не на Рыбинск… Но я перед сном забыла сориентировать Александра…

Нижний Новгород… Чебоксары… Набережные Челны… Уфа… Сим… Красноуфимск… Екатеринбург… Просто дорога… Ничего примечательного… В итоге порядка семи утра 11 ноября мы въехали в Екатеринбург…

Из gps-tracker…

Приведя себя в порядок и позавтракав, мы разъехались по своим делам… Я, как обычно это бывает при моем возвращении из путешествий через Екат, поехала в Верхнюю Пышму сдавать Турик на очередное ТО, заставшее меня в дороге… В очередной раз респект камраду по TOUAREGCLUB Алексею ака alextka за содействие!

Как раз в то время, когда я сдала с рук на руки сервисменам своего мальчика, мне позвонил камрад по TOUAREGCLUB Эдуард ака Эдуард820, знавший о моем планируемом прибытии заранее… Заехал за мной в «Автогранд», и мы поехали в кафешку на чай-кофе-потанцуем-пообедаем-поговорим…

Незаметно пролетело время… Не успела я появиться дома, как мне позвонили из сервиса с сообщением, что моя машинка готова ко всем дальнейшим подвигам и ждет с нетерпением меня… С учетом расстояний и плотности движения в Екатеринбурге, пока я забрала Турика и вернулась в очередной раз домой — наступил вечерний час «Х» — встреча с уральской ячейкой CLUBQASHQAI в ресторане сербской кухни «Српска кафана», по удачному стечению обстоятельств расположенный через два дома от места, где мы остановились в Екате… М-да… Места для парковки авто не было ВООБЩЕ не то, что во дворе, но и во всех окрестных дворах… Раздумывая, права я или нет, но решив, что я же не надолго — запарковала Тур на… газоне, наверное… Но, во-первых, везде лежал снег, а, во-вторых, там были следы автомобильных шин, и немало… И с чистой совестью пошла в ресторан…

С Александром еще с утра был переигран наш план передвижения — решили в Екатеринбурге не ночевать, а по моему возвращению с вечеринки выдвигаться домой…

Из gps-tracker…

Почти к окончанию наших ресторанных посиделок мне пришла SMS от Саши: «У Турика спустили колесо… за парковку на газоне…»… Ну все, какие могут быть еще разговоры — мы попрощались, и я с Володей ака Vovchik, вызвавшемся проводить меня, выдвинулись к машине…

Сняли колпачок, выкинули, выкрутили золотник… Слава богу, что не проткнули или не порезали шину, да и золотник оставили тут же… И на этом спасибо…

Приведя колесо в порядок, проверив остальные, пошли собирать вещи… И около часа ночи мы выдвинулись домой!!!

11.11.2012. Екатеринбург—Сургут

Последний рывок в 1100 километров… И где-то в 14:30, в воскресенье 11 ноября мы вернулись в родные пенаты… И стало как-то грустно, что путешествие так быстро закончилось… Но зато осталось море впечатлений, эмоций, новой информации! Да и не последнее оно, путешествие! Мой Туарег не может долго стоять в стойле!

Итого

Времени затрачено (с дорогой туда-обратно) — 8,8 суток.
Общий пробег — 9 100 км.
Затрачено топлива — 1 245 литров на сумму 38 903 рублей.
Средний расход — 13,7 л/100 км.
Выложено фотографий — 366.