|
Эта поездка состоялась в августе 2016. Учитывая то, что мы уже были на западе (Беларусь), на востоке (Армения), севере (Пинежье), решили съездить на юг — искупаться в соленых озерах Баскунчак и Эльтон, посмотреть Волгоград, а на обратном пути заглянуть в гости к Пушкину, в Большое Болдино. Да и кольцевой маршрут интереснее, чем возвращаться тем же путем.
Стартовали из г. Железнодорожного. Ссылка на карту
28.08. До Ахтубинска (1112 км) добрались за 11,5 часов чистого времени 12 часов 20 минут общего, средняя скорость 96 км/ч по борткомпьютеру. Дорога сюрпризов не преподнесла, её качество заметно улучшилось по сравнению с предыдущими годами. На пунктах оплаты (участок МКАД — Кашира) не стояли. Ночевали в гостинице «Взлет», неплохая гостиница с удачным соотношением цена/качество (1900 р/сут за 2-комнатный номер), пробудившая воспоминания о совке: крашеные паркет и плитка, в туалете допотопный бачок с веревочкой, цементные плинтусы в санузле. Апофеозом был моноблочный оконный кондиционер, грохочущий компрессором так, как у старого электропоезда ЭР1.
29.08. Утро начали с осмотра Ахтубинска, посмотрели необычный памятник с верблюдами
(посвящен 902 полку, использовавшему вышеназванных животных и дошедшему до Берлина), парк с памятником Чкалову
и мемориал «Крыло Икара», посвященный погибшим летчикам-испытателям.
Он особенно понравился, сделан с душой, рядом со стелой, символизирующей крыло Икара, установлены тумбы с фамилиями погибших испытателей. К сожалению, список весьма велик. Затем отправились на священную гору Богдо, взяли экскурсию (190 руб./чел, гид входит в стоимость билета, но дополнительная благодарность приветствуется). От Нижнего Баскунчака до горы идет грунтовка длиной ~ 12 км. Грунт в астраханских степях глинистый, в случае небольшого дождя превращается в очень скользкий кисель, проехать будет проблематично даже на заряженном джипе (нам повезло +33С, на небе ни облачка). Сама гора не очень высокая, 149 м над уровнем моря (171 над оз. Баскунчак), но живописная. На ней встречаются интересные и необычные формы выветривания.
Ну и, как водится, с высокого места всегда интересно посмотреть вокруг: в одну сторону до горизонта степь, в другую белоснежная соль озера. Вдали виден соледобывающий комбайн, вгрызающийся в «белую смерть» и отправляющий её в вагоны.
После Богдо мы поехали к озеру, нашли сарай с душевыми кабинками под открытым небом, откуда местные УАЗоводы развозят желающих к различным точкам озера. Еще 2 года назад вместо видавших многое на своем веку УАЗиков использовались мотоциклы с лавками на 5 человек вместо люльки. Сейчас этот беспредел силами Гайцов ликвидирован, а жаль, прокатиться на мотоцикле было бы интереснее. Но и на открытом козлике тоже неплохо, тем более, что ехать-то всего несколько минут. Технология такая: вас везут до места, оставляют там, потом если вас не затянула рапа и не съели степные волки, когда вам надоест, вы звоните и за вами приезжают. Сначала мы отправились к грязевым лечебным ваннам — большое поле с соляными источниками и толстым слоем черной густой грязи, по консистенции и цвету напоминающей гудрон с запахом сероводорода. Вдоволь нахрюкавшись належавшись в грязи, сполоснулись в более-менее чистой лужице и поехали купаться непосредственно в Баскунчаке. Плотность воды в нем приблизительно как в Мертвом море, ~ 1330 кг/м3 (в «обычных» морях в среднем 1020). Озеро мелкое, еле нашел место, где не доставал ногами дна, но всплывал раньше, когда воды по грудь, начинаешь ощущать себя поплавком, раскачивающимся из стороны в сторону. В общем, прикольные ощущения, как в Мертвом (были в 2010).
Искупавшись напоследок в дорогу в пресном душе, вечером поехали в Волгоград, в гостиницу «Friends» (1683 руб./сут с завтраком). В этот день уже никуда не ходили, было поздно.
30.08. Сначала поехали в музей-панораму «Сталинградская битва», где у нас заранее была заказана экскурсия продолжительностью 1,5 часа. Так как приехали раньше открытия, то немного погуляли по окрестностям, посмотрели руины мельницы и дом Павлова.
Музей оставил приятное, но тяжелое впечатление. После него отправились на Мамаев курган, там тоже экскурсия была забронирована заранее. Мемориал, конечно, впечатляет своим размером и монументальностью. Я там был еще школьником в 86-87 годах, потом в течение многих лет с 99-го и по сей день ежегодно проезжаю мимо по дороге на рыбалку в Астрахань. Но вот во взрослом возрасте заехал только сейчас. Жена была впервые.
Но, если честно, меня куда больше трогают вот такие небольшие памятники как в Шлиссельбурге.
Или на п-ове Среднем, на хребте Муста-Тунтури.
Закончив осмотр мемориала, мы отправились на часовую прогулку по Волге на теплоходике. Посмотрели на город с реки, заодно отдохнули и подкрепились.
Сойдя на берег, мы пошли к вокзалу мимо тополя, пережившего войну,
площади Павших Борцов, здания универмага, где был взят в плен Паулюс.
И подошли к пожарной каланче 1897 года, восстановленной после войны.
Напоследок прокатились на метротраме к Мамаеву кургану, устроили вечернюю фотосъемку. Метротрам — подземный трамвай, бегают старенькие сдвоенные Шкоды, этакое недоделанное метро. Кажется, в России больше нигде такого нет.
Около гостиницы произошел забавный случай. Запарковавшись около подъезда, мы зашли в близлежащий магазин, а возвращаясь, увидели, что какой-то мужик пинает колеса, оказывается, это хозяин гостиницы беспокоился, что кто-то занял мое парковочное место. (Правда, объяснял он это уже с фонарем под глазом — шутка).
31.08. Дорога к оз. Эльтон (330 км) не балует покрытием, полно ям и кочек. По пути чуть не сбил какого-то орла, он до последнего сидел на асфальте, увлеченно расковыривая чей-то труп, и только в последний момент взлетел перед самым лобовым стеклом. Сначала подъехали к Большому каньону (не путать с Американским))), он находится около озера, прямо после проезда (не доезжая п. Эльтон ~ 3 км) под железной дорогой.
Затем проехали около 1 км к р. Сорочья Балка, сейчас она полностью пересохла, от нее остался живописный каньон, размером поменьше «Большого».
Вокруг пересохшая степь, на берегу валялся череп какого-то животного, наверное, померло от жажды))).
А дальше началось самое интересное. Где-то в интернете я вычитал и нашел координаты форпоста (крепость для защиты соледобытчиков от налетов кочевников). Дорога, колея в степи, все время шла к северу по берегу Эльтона, навигатор обещал 28 км.
НО! В одном месте нарисовался непроезжий овраг, в другом перед мостиком земляной вал, организованный трактором, в третьем еще какая-то бяка. В общем, до «форпоста» путь занял ~ 40-50 км и…, собственно говоря, в указанных координатах оказалась куча битого кирпича, заросшего травой, железная беседка и современный колодец из ж/б колец. Всё! Полюбовавшись озером и подкрепившись в беседке, мы уже собрались уезжать. Но тут, чисто из любопытства, я решил заглянуть в колодец, откинул небольшую крышку — в глубине темного колодца как-то странно играла вода, присмотрелся — колодец полон змей! Их было где-то 10-15! Ужи и ещё какие-то. Уже позже выяснил, что это были медянки. За качество фото прошу прощения, фотоаппарат держал одной рукой, другой держал крышку, моя вторая половинка держать её отказалась и храбро спряталась в машине.
Я посмотрел на окружающие колодец кусты, на свои голые ноги в сандалиях и тоже направился к автомобилю. В общем, на форпост мы потратили 3-4 часа, если бы не змеи, то можно сказать, что это потерянное время. Уже к вечеру, ~ к 17:00 вернулись через Сорочью Балку к дамбе. Опять, как на Баскунчаке извалялись в грязи, кое-как обмылись соленой водой озера.
Сейчас в Эльтоне практически нет воды, сплошная белая соль, лишь в нескольких местах прокопаны ямки глубиной 0,5 м и диаметром ~ 3 м. Вот в этих ямках и можно ополоснуться, но так как они маленькие, то вода в них от извазюкавшихся в грязи людей черная. После этой 1-й стадии ополаскивания следует 2-я: обычный пресноводный пруд с глинистым дном, затем 3-я: из 10-литровой канистры, специально припасенной для этих целей в багажнике, (финальная 4-я: душ в гостинице). И, в отличие от Баскунчака, здесь совсем нет никакого сервиса, только на дамбе есть остатки неработающих душевых кабин и кабинки для переодевания. После купания мы отправились в Палласовку (110 км), в мини-отель Чешская, забронированный через букинг. Мини-отель оказался обычной 2-комнатной квартирой в очень хорошем состоянии (2000 руб./сут). Правда найти его оказалось непросто, мы искали вывеску, а её, естественно, не было.
01.09. 680 километровый перегон Палласовка — Энгельс — Саратов — Большое Болдино. По дороге заехали на Гагаринское поле, место приземления 1-го космонавта, сейчас здесь хороший мемориал.
Еще между трассой и мемориалом стоят какие-то трибуны и небольшие наблюдательные вышки над заросшим то ли карьером, то ли оврагом, что это выяснить не удалось. В описаниях Смеловки (ближайшая деревня) значится памятник археологии бронзового века, может быть, этот комплекс относится к нему? Тут над нами раздался гул, одинокий бомбер ТУ-95 заходил на посадку, рядом Энгельс, база стратегической авиации.
Пока изучали сей странный объект, поднялся сильный ветер, и в 5 метрах от Сорика упала здоровая ветка, наверное, это был знак, что пора двигаться дальше. Проезжая Саратов, думали заглянуть на пляж, расположенный под самым длинным мостом в Европе на момент постройки (1965) на острове, но, увы, похолодало и на пляже делать было нечего. Вечером заселились в гостиничный комплекс «Болдино», отличный отель (3200 руб./сут с завтраком) и немного погуляли по вечернему селу.
02.09. С утра, естественно, отправились в музей, родовое имение Пушкина, экскурсия понравилась, да и сам комплекс содержится в хорошем состоянии.
После музея мы поехали (~ 8 км) в другой музей — литературных героев «Повестей Белкина». Он находится в селе Львовка в усадьбе, тоже принадлежавшей Пушкиным. Эта усадьба поменьше, чем Болдинская, но очень уютная и стоит в живописном парке, рядом расположена деревянная церковь и старая сельская школа.
Затем мы заглянули в рощу Лучинник, любимое место прогулок поэта, сейчас это просто лес, и поехали в сторону дома. Подкрепились и погуляли пару часов по Мурому.
Уже в полной темноте при свете фонариков отметились у Судогодского природного фонтана.
В отличие от прошлого раза (май 2010) его приподняли, и теперь он бьет выше. И все было хорошо, мы шустро ехали к дому, рассчитывая быть к 23.00, пока не воткнулись в пробку под Лакинском, будь она неладна. Проторчали в ней ~ 1,5 часа, но с этой бедой ничего не поделаешь. И где-то около 1:00 были дома.
Поездка удалась, было пройдено 3329 км. Конечно, не все успели посмотреть, Старую Сарепту в Волгограде, карьер Кнауфа в Баскунчаке, некоторые города проехали вообще без остановки. Но нельзя объять необъятное. Очень удивило почти полное отсутствие туристической инфраструктуры на Баскунчаке и Эльтоне. Оба этих соленых озера по климату, по пейзажу очень похожи на Мертвое море в Израиле. Но вот сервис, это небо и земля. В Израиле рядом куча современных гостиниц, душевые, гамаки для отдыха, пресноводные бассейны, организована продажа грязи в фирменных упаковках, а не в баклажках из-под пива и т.д и т.п. У нас — почти ничего. Нет, я не ворчу, нам все понравилось, мы достаточно неприхотливы, знали, куда едем и зачем, сервис нам особо и не нужен, просто это удивляет, ну и так, мысли вслух.