По дорогам России навстречу кавказскому гостеприимству. Грузия—2015

14.09.2015 | 23481 просмотр

Этот год неожиданно выдался богатым на события и путешествия. Началось всё с поездки на рождественские каникулы в Кёльн, правда, ситуация с курсом евро не позволила взять машину в прокат. Параллельно с этим в моей жизни началась чёрная полоса: сначала абсолютно неожиданно сократили на работе, затем разругался и расстался с девушкой, но окончательным ударом для меня стал уход из жизни после продолжительной болезни моего ушастого и хвостатого друга, бигля Боно.

Что делать в ситуации, когда в жизни тебя преследуют потери и разочарования? Правильный ответ — путешествовать!

Сначала была короткая поездка в Рим, где я осуществил свою давнюю мечту, побывал на супер-дерби двух футбольных грандов: матч Рома-Ювентус, и вживую увидел игру великолепного капитана римлян Франческо Тотти:

Затем была поездка в Болгарию, которую я описал в своём предыдущем отчете.

На лето планы были так же масштабными, изначально планировали ехать на двух автомобилях в Сербию, в основном ради проходящего в Нови-Саде музыкального фестиваля Exit, особенность его в том, что все группы выступают внутри крепости Петроварадин. Да и в целом Сербию мы с друзьями очень любим и готовы приезжать туда снова и снова.

Но, к сожалению, в поездку нас набралось всего пятеро, затем у Андрея и Кати, которые ездили со мной в первые два путешествия, начались проблемы на работе, и соответственно нас осталось всего трое.

Начали думать, куда можно поехать с учетом наших возможностей и бюджета. Тут абсолютно неожиданно у меня в голове возник вариант с Грузией, ребятам очень понравилась моя идея, и мы начали готовиться.

Выезд запланировали в ночь со 2 на 3 июля. Маршрут менялся несколько раз, но в конечном итоге выглядел следующим образом:
Всеволожск (Лен. Область) — Москва — Волгоград — Элиста — Владикавказ — Тбилиси.

В Тбилиси мы планировали провести 4 дня, а затем отправиться в Батуми, еще на 4 дня.

Обратную дорогу запланировали так:
Батуми — Мин. Воды — Ростов-на-Дону — Тула — Всеволожск.

Всего на поездку должно было уйти 15-16 дней.

За три недели до выезда мы узнали о страшном наводнении в Тбилиси, поездка была под вопросом. Наши родители и так, как могли, отговаривали нас от поездки на Кавказ, а тут еще и такое происшествие. Да и, честно говоря, мне самому стало как-то неприятно ехать отдыхать в страну в момент траура по погибшим.

Стали рассматривать запасные варианты, единственной альтернативой был Крым, но в сложившейся ситуации я пока решил туда не возвращаться, Абхазию мы даже не рассматривали, а в страны Евросоюза отправиться не было возможности, так как у одного из моих друзей не было визы.

В конечном итоге всё же приняли решение не отказываться от задуманного и ехать в Грузию, тем более что, по рассказам знакомых, отдыхавших там в тот момент, обстановка в Тбилиси довольно быстро нормализовалась.

Итак, как и раньше, в дорогу мы отправились на моем автомобиле Renault Megane 1,5 TDI, на момент поездки пробег составлял 130 000, пока (тьфу-тьфу) с автомобилем всё в порядке, не подводит.

Стандартная подготовка включала в себя замену масла и фильтров, к сожалению, не успел обновить карты в навигаторе Garmin, что в дальнейшем сыграло пару раз с нами злую шутку. Но об этом потом. Из другой техники взяли видеорегистратор и радар-детектор, на всякий пожарный.

Выезжать решили в ночь со 2-го на 3-е, в основном потому, что хотели хорошенько погулять по Москве, так же очень нежелательно было попасть в вечерние Московские пробки.

Наш экипаж в момент выезда, слева направо, я, мои друзья Виталик и Иван:

Про дорогу из Санкт-Петербурга в Москву могу сказать только хорошее: хорошего качества, ночью в основном свободна, есть места для обгонов, заправки, кафе. Ну, а участок новой трассы в районе Вышнего Волочка и вовсе красота, четыре полосы, отбойники, освещается ночью, места для отдыха, туалеты правда оказались закрыты.

Когда проезжали указатель на село Радищево, вспомнился знаменитый, и в какой-то степени скандальный труд русского поэта и философа, и, пожалуй, самая подходящая мне оттуда цитата:
«Блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании.»

В Тверской области очень много красивых деревянных домов по бокам от трассы, некоторые из них являются настоящими шедеврами деревянной архитектуры, жаль, что в основном они находятся в плачевном состоянии, либо в строение добавляется что-то современное, портя общий вид.

Начиная от Солнечногорска и до самой Москвы, периодически застревали в пробках, то ремонт дороги, то авария, то просто непонятно из-за чего. В целом, считаю, что добрались быстро, за 9 часов. Московские пробки трудностей не вызвали, а вот большое количество развязок и съездов сначала путало, тем более что ехали по навигатору.

В столице забронировали три кровати в хостеле, недалеко от Черкизовского рынка. Приехали по адресу, нашли хостел, с вот такой интересной вывеской:

Далее состоялся один из самых забавных диалогов на стойке регистрации в моей жизни:

— Здравствуйте, это хостел «Кенгуру»?
— Да.
— А почему написано «счастливый слон»?
— Ну, мы раньше были счастливым слоном, а теперь мы кенгуру.
— Понятно…

Хуже было только в Кракове, когда после тяжелого ночного перегона через словацкие Татры, я не мог сформулировать ни одной фразы на английском. В этот раз мозг так же функционировал туговато.

Заселились около 11 утра и, несмотря на усталость и ночь без сна, сразу же отправились гулять. Было тяжеловато, но мы продержались до позднего вечера.

Недалеко от хостела находится стадион ФК «Локомотив», единственный футбольный стадион в Москве, где я еще не был:

Первым делом едем в район Москва-сити, ни разу там не были:

Кому-то оставили напоминание:

Далее едем на Красную площадь, на которой я так же не был ни разу, несмотря на то, что в Москву езжу каждый год, иногда по несколько раз. Тем более, что по поводу этого символа Москвы есть у меня один пунктик.

Дело в том, что как-то раз я составил список (я вообще люблю составлять различные списки) вещей, которые должен сделать каждый русский человек, список шутливый по большей части, выглядит он так:

1. Опоздать и остаться на другом берегу Невы, из-за разводки мостов;
  7. Помочить ножки в Байкале;
  8. Добраться до Владивостока любым из возможных способов;
  9. Поколесить по Алтайским горам;
  10. Замкнуть золотое кольцо.

До этой поездки мною были выполнены пункты 1, 3, 5 и 6. Попав на Красную площадь, я зачеркнул еще один.

Туристов действительно много, особенно из Азии, все, конечно же, делают «сэлфи»:

Еще один из символов Москвы, с которым у меня непременно ассоциируется наша столица — памятник Минину и Пожарскому на фоне храма Василия Блаженного:

Прямо у кремлевской стены проходил какой-то съезд ретро-автомобилей из разных стран.

«Враг» подкрался слишком близко:

Москва — красивый город:

На Большом Москворецком мосту до сих пор не могут угомониться поклонники убитого Бориса Немцова:

Один из них, справа в инвалидном кресле. Как мне показалось, эти люди и сами уже не совсем понимают, что и зачем делают, но продолжают стоять, вместе с букетами, фотографиями и табличками. Такая вот странная, на мой взгляд, акция.

Прогулявшись до Китай-города, отправляемся на метро в Воробьевы горы, тут еще один стадион — Лужники, сейчас на реконструкции:

Немножко погуляли в парке, наверх подниматься не было ни сил, ни желания, пешком идти к следующему пункту прогулки — парку им. Горького тоже не решились, сели в метро, всё-таки усталость к концу дня накопилась приличная.

В парке им. Горького я тоже впервые:

Очень приятное место, отличное общественное пространство. Побольше бы таких в нашей стране, столько замечательных и приятных людей здесь собирается: молодежь, спортсмены, собачники, семьи с детьми, пожилые люди — каждый найдет для себя что-то интересное, или просто отдохнет в тени деревьев.

Шикарный парк:

Множество точек питания, магазины, спортивные площадки, туалеты, скамейки и лежаки — здесь есть практически все для отдыха. Будете в Москве — обязательно посетите!

До метро решили прогуляться по не так давно отреставрированной Крымской набережной:

Отлично все сделали, чисто, красиво, а самое главное — сколько людей здесь собирается. Оно и понятно, если сделать всё удобно и качественно, да еще и у воды, то желающих прогуляться будет множество. Жаль, что у нас в Петербурге такую широкую набережную вдали от дороги сделать нереально, было бы отличное пространство для отдыха. Москвичи — завидую.

Прогулка наша закончилась, и мы отправились отдыхать в хостел. В целом в этот раз впечатления от Москвы остались только положительные. Вообще, удивительно как из раза в раз, я все больше влюбляюсь в этот город. Да, в нем, конечно, огромное количество минусов, если говорить о главном — город очень неудобен для пешеходов, довольно широкие дороги почему-то не подразумевают нормальных пешеходных переходов, постоянно приходится спускаться в подземные, которые лично я считаю крайне устаревшим вариантом пешеходного перехода. Тем более, что в большинстве своем они вонючие, неремонтируемые и выглядят небезопасно. Чаще всего они расположены так, что человеку сначала приходится пройти 300-500 метров пешком, затем спуститься по лестнице в переход, пройти по нему еще определенное расстояние, теснясь из-за торговых палаток и попрошаек, а затем еще раз подняться по лестнице. Слабо представляю, как такой маршрут пройдут пожилые люди с больными ногами. Москва — город для молодых.

Есть, конечно, и другие минусы, но на них не хочется заострять внимание. Главный плюс Москвы в том, что это столица моей страны, можно сказать — лицо, и с каждым годом оно становится всё краше. Очень здорово, что появляются новые пешеходные улицы, такие места как Парк им. Горького, ВДНХ реконструируют и делают более удобными для людей. Плюс различные фестивали, образовательные площадки проводят уже чуть ли не каждый месяц. В Москву смело можно приехать на несколько дней, а то и недель и не устать от города. Но жить я бы тут не смог, однозначно, слишком бешеный ритм, даже в 10 вечера в метро люди толкаются, куда-то спешат.

В субботу выехали в сторону Волгограда, предстояло преодолеть максимальное расстояние за поездку — всего получилось около тысячи километров.

Из Москвы выехали без проблем, немного постояли на МКАДе, там в некоторых местах всегда плотно из-за того, что особо одаренные водители лезут в 3-4 ряда на съезд. Далее около 90 километров по трассе «Дон», здесь потеряли очень много времени из-за пробок, множество дачников и людей, отправляющихся на Юг. Причём иногда затор возникал на ровном месте, например, изначально столкнулись две машины, образовалась пробка, некоторые, считающие себя умнее остальных, начинали объезжать всех по обочине, в это время столкнувшиеся автомобили убрали с дороги, освободив её, но пробка не рассасывалась, потому что участникам движения приходилось пропускать тех, кто ехал по обочине. И ведь невозможно объяснить этим недалеким, что их действия только портят общую картину и мешают остальным.

Далее после съезда на М-6 и до самого Волгограда пейзаж за окном практически не меняется.

В Тамбовской и Воронежской области активно идут работы по укладке нового асфальта, это хорошо, вообще, в целом почти по всей российской части путешествия дороги были хорошего качества, везде велись ремонтные работы, где-то их расширяют, где-то просто кладут новый асфальт. Касается это в первую очередь федеральных трасс, в городах ситуация хуже. Плохо то, что качество дорожных работ пока не улучшается, в той же Тамбовской области на новом асфальте уже появились бугры, кочки, колея.

К вечеру въехали в Волгоградскую область.

Дорожной инфраструктуры на трассе маловато, хорошие заправки встречаются редко, площадок для отдыха нет, кафе выглядят подозрительно.

В Волгоград приехали к полуночи, здесь, пожалуй, были самые плохие дороги за всю поездку. Ямок не так много, но довольно глубокая колея, причем видел фотографии из одного отчета годичной давности — картина та же, а то и хуже.

Поселение у нас в гостинице со славным названием — имени 9-го мая. Содержание, к сожалению, не соответствует великой дате в нашей истории. По сути это вовсе не гостиница, а пристройка к обычному дому, пластиковые межкомнатные стенки образуют нулевую шумоизоляцию, грязновато, постельное белье, видавшее виды. Но за 1500 на троих, в качестве транзитной ночевки — самое то. Позабавило разве что то, что хозяин взял с меня 50 рублей за то, что машина стояла перед окнами дома, якобы под камерой. Но это так, особенности южного гостеприимства.

С утра позавтракали в торговом центре и отправились на прогулку. В Волгограде я уже был, и город мне не понравился, в основном потому, что я так и не понял — где в городе центр, вроде как географически он есть, но при этом там абсолютно нечего делать. Единственное место, ради которого в Волгоград должен приехать абсолютно каждый — Мамаев курган и памятник «Родина-Мать». Туда-то мы и отправились.

Очень много людей, целыми семьями сюда приезжают с детьми, это очень правильно, это наша история.

Памятник скорбящей матери:

На фотографиях «Родина-мать» всегда кажется чуть меньше, в реальности памятник огромен:

Как мне показалось, большинство объектов и само пространство вокруг к 75-летию победы были отреставрированы.

И вид на Волгу отсюда открывается шикарный:

Ближе к полудню выехали в сторону Элисты, чем дальше в степь, тем выше температура воздуха, двигались уже без остановок. Дороги по Калмыкии хорошие, но практически нет заправок, а те, что встречались, выглядели подозрительно, хорошо, что залили полный бак при выезде из Волгограда.

Столкнулись с мерзким разводом местных гаишников. На абсолютно новом, ровном асфальте стоят знаки «Ремонт дороги» «Обгон запрещен» и ограничение скорости в 50 км/ч. Таких участков было 3, и один из них был протяженностью в 10 километров. Причем обязательно где-то по середине пути, стояла камера, а в конце патруль ГИБДД, на мой взгляд, это издевательство. Мне очень понравилась Калмыкия, виды порой открываются шикарные, люди приятные, Элиста — отличный город, но возвращаться сюда на автомобиле нет никакого желания после такого поведения местных гаишников, это просто подло. Вот так у нас в стране в некоторых регионах развивают туризм.

К обеду въехали в Элисту. Наконец-то удалось сделать групповое фото на въезде в город:

Первым делом едем в главный буддистский храм — Золотую обитель Будды Шакьямуни:

Это просто невероятно, и в этом, как мне кажется, и заключается главная магическая привлекательность России, ведь еще каких-то 300 километров от Элисты мы были в абсолютно другом месте по духу, а тут всюду буддизм, восточная культура.

Я даже попытался словить нирвану, получилось так себе:

После посещения храма отправились в центр города, попробовать калмыцкую кухню. Набрали всего понемногу, из того, что понравилось — калмыцкий чай, бёреки (местные пельмени), борцог (обычная лепешка), хурсын-махан-гуйртяган (лапша с мясом). Что точно не понравилось — махан-шельтяган (бараний бульон с картошкой). В целом кухня довольно специфичная, но ради интереса попробовать можно.

Элиста впечатлила, жаль было уезжать. Чистый, приятный город, приветливые люди. Интересная культура и самобытность чувствуется.

Около 6 вечера выдвинулись в сторону Владикавказа. Понимали, что в столице Северной Осетии будем поздно, но не волновались, тем более что жилье мы заранее не бронировали. Тогда мы еще не знали, что ждет нас впереди…

Первые километров 60-70 после Элисты асфальт плохого качества, много кочек, ямок, ехать было весело, постоянно подпрыгивали. Далее двигались по навигатору, поменялись с Ваней, я сел на пассажирское отдыхать.

Въехали в Ставропольский край, пейзаж резко начал меняться, комбайны, поля, чем-то напомнило наши поездки по Украине. Проехали Буденновск, как и должны были, но затем начали уходить куда-то в сторону, я посмотрел по навигатору, что ближайший крупный населенный пункт на нашем пути — Моздок. Этот город с детства ассоциировался у меня с войной, помню, как в сводках новостей постоянно звучало его название. Я, конечно, понимал, что в Моздок нам не надо, и мы едем не так, как планировали, но возвращаться назад не хотелось абсолютно, и я решил довериться устройству. Сейчас-то, конечно, понимаю, что нужно было просто ехать дальше по направлению на Мин. Воды.

Наш позитивный настрой и оптимизм исчез в момент, когда кончилось дорожное полотно и дорога начала уходить куда-то в лес. Десять минут ушло на раздумья — ехать назад, или продолжить двигаться по маршруту, надеясь на лучшее. Взвесив все «за» и «против», мы решили всё же вернуться на оптимистичную волну и выбрали второй вариант.

Следующие километров 10 мы ползли на первой-второй передаче по вот такой дороге:

Вокруг лес и ни души. В какой-то момент сзади, в лучших традициях остросюжетных триллеров, светя фарами, появился автомобиль, стремительно начиная нас догонять. Было не по себе, но черная тонированная приора 05 региона быстро нас обогнала и вскоре пропала из поля зрения.

На душе у нас было неспокойно, основное переживание заключалось в том, что мы боялись, что в какой-то момент, просто не сможем преодолеть какое-нибудь препятствие, или дорога просто закончится, и придется так же медленно и тяжело возвращаться назад.

Честно говоря, до сих пор не знаю, где мы ехали, геометки на фотографиях с телефона говорят о том, что это был «Степновский район Ставропольского края». На этом и остановимся.

И вот, спустя продолжительное время, мы все-таки преодолели бездорожье и, выехав на асфальт, через пару десятков километров уперлись в блокпост на въезде в Северную Осетию. На территории всё спокойно, несколько гаишников, с одним из которых ребята мило побеседовали, пока я ходил с другим пробивать по базе наши паспорта.

Где-то около часа ночи мы въехали в Моздок, что сказать — обычный город, страху мы на себя зря нагоняли. Все посты ГАИ тем не менее укреплены, и на всех автоматчики смотрели на нас удивленно, но ни разу не остановили. В общем, несмотря на то, что внешне всё выглядит спокойно, ощущение, что здесь в данный момент ведутся какие-то боевые действия, или введен особый режим не покидало до конца.

Наш дальнейший путь пролегал через республику Ингушетия, и мы конечно нехило волновались по этому поводу. Я по большей части опасался силовиков, или полицейских, которые могли нас задержать для выяснения цели нашего пребывания там, хотя не буду скрывать — стереотипы о том, что мы едем в неспокойный кавказский регион тоже давали о себе знать.

На выезде из Северной Осетии полицейские вели себя с нами уже более серьезно, переписали все данные, номера телефонов и домашние адреса, сам блокпост тоже выглядит иначе, укрепленный, колючая проволока вокруг. Столкнулись так же то ли со странным кавказским юмором, то ли с суровой действительностью. Между мной и их главным состоялся следующий диалог:
— Куда едете?
— Вообще в Грузию, но сейчас хотим до Владикавказа доехать.
— Доедешь, доедешь…

Напоследок нам объяснили, что ехать нужно везде прямо и ни в коем случае никуда не сворачивать. Как будто у нас было большое желание куда-то свернуть…

На въезде в Ингушетию уже совсем военная обстановка: будка из бетонных блоков, похожая больше на дот, бородатый мужик в камуфляже с автоматом. В этот раз уже Иван общался с этим персонажем:
— Куда едете?
— В Грузию.
— А че, другой дороги не было что ли?
— Да нас навигатор не туда завел…
— Знаешь куда попал?
— В Ингушетию
— Молодец, разбираешься!

После такого воодушевляющего разговора ехать по этой замечательной республике было совсем не страшно. А ведь еще утром предыдущего дня, никто из нас не догадывался, что в 3 часа ночи мы будем ехать где-то среди ингушских сел.

Но, если правдиво описать то, что мы увидели, проезжая транзитом по Ингушетии, то могу сказать так — ничего. Если бы мне не сказали, где мы едем, то я бы и не догадался. Единственное, что могло как-то намекнуть на то, что мы на Кавказе, это частные дома, некоторые были похожи на настоящие дворцы, плюс каждый хозяин здесь старается отделиться от внешнего мира огромным, массивным забором.

На очередном блокпосте, когда второй раз въезжали в Северную Осетию, нас оштрафовали за непристёгнутого пассажира сзади. Я заранее знал о том, что здесь любят за это брать деньги, но было уже так поздно, а голова совершенно не соображала, поэтому не проконтролировал этот момент. Нам выписали штраф на 1000 рублей, и мы поехали искать жилье, в 4 часа утра.

Остановились у первого попавшегося на пути мотеля, вышли из машины, пошли в его сторону, как вдруг натурально начали задыхаться. Горло, глаза, нос жгло, дышать нечем — быстро прыгнули в машину и уехали оттуда. Не знаю, что это было, но рядом находился какой-то завод, возможно, что это шло оттуда. Не удивительно после такого, что в городе просто огромнейшее количество аптек и частных клиник — с экологией тут явные проблемы, у меня горло еще полчаса першило после этого инцидента.

Заселились в гостиницу в виде замка, договорились, что за 8 часов заплатим 1200 рублей. Адрес и название не запомнили, сил не было уже ни на что.

Проснулись около двенадцати, поели в кафешке неподалеку, немного прогулялись по Владикавказу.

Город интересный.

А вот набережную Терека нужно привести в порядок, пока что гулять по ней вряд ли у кого появится желание:

В остальном Владикавказ оставил приятное впечатление, чистый, зеленый город, с приветливыми людьми.

Около двух часов дня выдвинулись на границу. Наконец-то начались настоящие горы, мы поднимались всё выше и выше, коровы везде пасутся, красота:

Подъехали к небольшой очереди (машин 30-40, не больше) перед КПП, нас тут же окружили местные, предлагающие за определенную сумму продвинуться ближе к переходу, на что, конечно же, получили отрицательный ответ. Не поддерживаем мы бардак, творящийся на переходе Верхний Ларс.

Российскую сторону прошли за 2 часа, очень медленно работали пограничники, на самом КПП тоже никто не регулирует потоки машин, соответственно какие-то авто заезжают не туда, потом все дружно начинают сдавать задом, чтобы выпустить неудачливого водителя, очень неорганизованный переход, пока что впервые на выезде из России с таким беспорядком столкнулся.

Осетинам, конечно же, стоит поучиться у своих грузинских соседей — на въезд в Грузию мы потратили минут 10 не больше. Пассажиры проходят контроль отдельно, меня тоже отпустили быстро, без проблем.

Пока ехали по нейтралке, увидели огромную очередь из фур, люди на форумах писали, что дальнобойщики стояли в те дни по 4-5 суток на выезд из Грузии.

Первые километры по Грузии хотелось останавливаться и фотографировать всё вокруг. Казалось бы, в горах я уже был и видел много прекрасных мест, но здесь на Кавказе красота была какой-то особенной.

А вот еще один участок, на котором тоже стояли фуры, это уже километров в 15-20 от Степанцмиды:

Периодически где-то вдалеке виднелись сторожевые башни.

Очередная попытка сделать групповое фото на штатив:

В какой-то момент поднялись настолько высоко, что оказались среди облаков, я не сразу догадался, что это за внезапно возникший туман. Очень тяжело было рулить, потому что постоянно хотелось смотреть по сторонам, никогда прежде не видел ничего подобного: стада овец, топающих прямо по склону, ледники, горные ручьи, застывшие селевые потоки, коровы, пасущиеся прямо посреди дороги — здесь всего в достатке.

Подъехали к знаменитому памятнику — Арке дружбы:

Внутри выглядит, конечно, сильно запущенно, всё разрисовано граффити, нехорошо это:

В Гудаури подсадили к себе двух грузинок, подбросили до Тбилиси. Пока ехали, успели многое обсудить, очень интересно побеседовали. Девочки оказались работницами некоммерческого фонда, спонсируемого из Германии фирмой Bosch, как сказали они «на поддержку демократии». Забавно, конечно, это звучит, но не вижу смысла их осуждать, потому что они действительно во всё это верят. Наши новые знакомые оказались сторонницами сближения с Евросоюзом, обсудили и это, и наши проблемы с Украиной, и Путина, и отношения между Грузией и Россией.

Особо острой стала тема Абхазии, семья одной из девочек оказалась оттуда, ее отец учился в Сухуми, а мой родной дядя теперь там живет. Поэтому им, конечно, очень интересно было узнать про жизнь в Абхазии, так как они не имеют возможности получить абсолютно никакой информации, ни из новостей, ни из интернета. Эта тема в Грузии под запретом и видно, как им неприятно и больно её обсуждать.

Около 9 вечера мы въехали в Тбилиси, проблема была в том, что жилье мы забронировали только со следующего дня, потому что не планировали, что доедем так быстро.

Приехали по адресу хостела, в котором должны были заселиться, оказалось, что там всего одна комната, по сути сдается в аренду, и никакой это не хостел, а обычный дом в центре Тбилиси, и, конечно же, комната была занята. Владелец не оставил нас в беде и тут же через своих знакомых нашел нам комнату неподалеку, за 60 лари на троих.

На следующий день уже заселились как положено и сразу же отправились изучать город. Планы на день у нас были впечатляющие, ведь мы запланировали посетить ежегодный музыкальный фестиваль Tbilisi Open Air, где должны были выступать местные группы, а в качестве главного хэдлайнера британцы Placebo.

Вышли на набережную, город понравился с первого взгляда:

Случайно забрели в район, где бушевала стихия, в принципе серьезных разрушений не осталось, но кое-что еще напоминает о наводнении:

Грузины, которым удавалось задать вопрос о наводнении, с грустью в голосе рассказывали нам о погибших и о халатности местных властей, не среагировавших вовремя на первые тревожные сигналы. Списывали всё на особенности грузинского характера, когда всё стараются откладывать на последний момент, ленятся и не придают значения проблемам. Думаю, нам это тоже знакомо.

По набережной дошли до местного вернисажа, очень необычно, вроде и парк, но в то же время картинная галерея.

Поднялись наверх, а тут блошиный рынок, продают всё — серебро, советскую электронику, сувениры, книги.

Часто можно встретить вот такую приятную картину:

Старики вообще здесь не сидят по домам, играют в нарды, шахматы, отдыхают в парках, это здорово. Колоритные все до единого, пообщаться с ними сплошное удовольствие.

Вышли на площадь свободы, оттуда уже на метро отправились к месту проведения фестиваля.

Tbilisi Open Air в этом году проходил в интересном месте, которое называют Тбилисское море.

Днем людей на территории, конечно, было немного, выступали местные группы, но настроение у собравшихся было бодрое.

К вечеру начали выступать хэдлайнеры, и народ стал подтягиваться. Сначала местная команда Loudspeakers, копирующая известную британскую группу Joy Division, но копирующая неплохо:

А затем и Placebo, на них уже пришло приличное количество людей, заполнив почти всю площадку, отведенную под фестиваль. Мы отлично провели время, познакомились с интересными ребятами, молодой семейной парой из Краснодара, которые так же, как и мы, приехали на автомобиле. Если вдруг они этот отчет прочтут — ребят, привет!

Понравилась так же и цена: за день фестиваля мы заплатили 60 лар (около 1800 рублей), у нас в Петербурге билет на обычный концерт в клубе может стоить от 1500 до 3000 тысяч рублей в зависимости от популярности выступающих.

По дороге домой мы решили зайти в кафе, немного перекусить, не догадываясь о том, что нам придется лично убедиться в том, что такое кавказское гостеприимство. За соседним столом сидела компания мужчин в возрасте, выпивали, кушали, в какой-то момент большая часть из них разъехались по домам. В конечном итоге остался только самый молодой из них, на вид лет 35, он разговорился с нами, предложил угоститься домашней чачей. В тот момент я уже примерно догадывался, что нас ждет дальше…

Мы выпили бутылку чачи, к нам присоединился его друг, наших новых знакомых звали Отто и Давид, в этом кафе они работали охранниками. Через какое-то время наш стол уже ломился от еды и выпивки. Отто, которого мы называли Костей, говорил тост за тостом, говорил красиво, иногда на грузинском. Объясняли нам особенности обычаев и традиций, о том, кто такой тамада, и почему ни в коем случае нельзя его перебивать. Вечер мы проводили под лозунгом «На… политику».

Конечно же, мы ни за что не заплатили, затем отправились с ними в клуб, там продолжили… В общем, день для нас закончился очень поздно и тяжело для организма. Помните — алкоголь вредит вашему здоровью!

С утра, конечно, было невероятно тяжело даже просто подняться с постели, не то что пойти гулять. На удивление, милейшие хозяева отнеслись к нашему приходу в 4 часа утра на еле плетущихся ногах абсолютно спокойно. Гизо, хозяин квартиры, просто посмеялся и, выслушав нашу историю, сказал: «Как обычно». А его жена Оксана весь день отпаивала нас домашним компотом, приготовила сытнейший завтрак, в общем, делала всё, чтобы мы поскорее выздоравливали.

К вечеру мы всё-таки сподобились на небольшую прогулку по нашему району, дворики здесь приятные, но многие находятся в аварийном состоянии.

Улица, на которой мы жили, имела сложное название — Давида Агмашенебели, здесь находится детский театр и некоторые посольства стран.

Дошли до стадиона «Динамо», на котором вскоре должны провести матч (уже провели) за суперкубок УЕФА Барселона — Севилья. Повезло грузинам — увидят Месси вживую.

Рядом неплохой парк.

Секция барабанщиков, забавно было за ними наблюдать:

На что-то большее нас не хватило, как итог — день был практически потерян, и на следующее утро нам пришлось реализовывать программу «максимум», попытаться посетить всё и сразу.

Первым делом решили забраться повыше на фуникулере, чтобы увидеть панораму Тбилиси, но, конечно, по пути было много интересного.

Здание парламента:

Кто-то очень сильно провинился, такими надписями зарисовали весь район:

Красоты в Тбилиси много, иногда достаточно просто поднять голову. А вот с реставрацией пока проблемы:

А вот и сам фуникулер:

Виды, конечно, открываются потрясающие.

Знаменитое «чудо» — здание министерства юстиции:

Вообще, современная архитектура в Тбилиси выполнена неплохо, но разбросана как-то хаотично и абсолютно не вписывается в общий облик города.

Мы немного сглупили и вышли на промежуточной станции, пришлось затем еще долго подниматься по лестницам пешком, потратив много сил. Наверху парк, аттракционы, колесо обозрения. Покатались на колесе, но в целом ничего особенного, можно не тратить на это своё время.

Спустились вниз и отправились к памятнику «Мать Картли», или как у нас чаще ее называют «Мать-Грузия». По дороге встретили авто с вот такой надписью:

Честно говоря, такие вещи лично у меня вызывают только стыд, причем стыдно не за себя, а за глупость человека, придумавшего вывесить это на стекло своего автомобиля. Абсолютно так же мне стыдно за своих соотечественников, упражняющихся в «остроумии» над президентом США. Такими вещами занимаются только очень недалекие люди.

А вообще, это был единичный случай какой-либо антирусской агрессии, больше мы нигде такого не встречали. Грузины, вообще, на удивление абсолютно аполитичны, «диванных» экспертов, как у нас, здесь практически нет. Видели еще пару машин, у которых на лобовом стекле был флажок Украины, да, пожалуй, и всё.

В Тбилиси очень много приятных мелочей, будь то оригинально оформленный двор, или кафе.

Мать-Грузия смотрела на нас свысока, в одной руке держа гроздь винограда для друзей, а в другой меч для врагов.

Если по улице с предыдущего фото подняться повыше, то заберетесь вот в такой шикарный дворик с питьевым фонтанчиком и скамейками:

Неспешно прогулялись до знаменитых серных бань:

Метекхи — шикарная церковь на холме:

В Тбилиси даже водопад есть в самом центре города:

Прогулялись по парку Рике, неплохое место, не понравилось только то, что практически негде спрятаться от палящего солнца. Температура к обеду поднялась до +35 градусов.

Рядом канатная дорога, конечно же, мы не могли по ней не проехаться.

По канатной дороге можно добраться до крепости Нарикала и памятника Мать-Грузия.

Здесь тоже удалось пообщаться с соотечественниками, ребята приехали аж из Новокузнецка, добирались до Тбилиси сначала на автомобиле до Кемерово, оттуда на самолете до Москвы, а оттуда уже попали в столицу Грузии. Привет и им!

Честно говоря, жара начала нас донимать, не помогали уже ни питьевые фонтанчики, ни ледяное «Боржоми». Дошли до площади Свободы, там находится одна из сетевых хинкальных города. Неплохое место, большой выбор еды и демократичные цены.

Рядом с площадью находится сквер великого русского поэта:

Да, Тбилиси — это безусловно особенный город.

Практически без сил добрели до храма Св. Троицы:

Хорошее место, я человек не духовный, здесь мне понравилось то, что это не просто церковь, куда ходят молиться, это еще и парк, где гуляют с детьми, на скамейках сидят влюбленные парочки и компании друзей. Получилось такое общественное пространство. Но и сам храм красив.

По дороге домой нашли улицу, на которой еще остались таблички на русском:

От Тбилиси остались сильнейшие эмоции. Приятные и очень колоритные люди, добродушные, постоянно сами заводили с нами диалог, первый вопрос всегда: «Ты откуда? Ооо, Петербург, я там был/служил/работал/учился». А даже если и не был, то обязательно скажет, что был где-то в другом городе. И так везде было в поездке, не только в Тбилиси. Поначалу мы чувствовали себя немного неловко, зайдя в кафе или магазин, все взгляды были устремлены на нас, но вскоре мы поняли, что грузины просто невероятно любопытны, но вкупе с довольно грозным внешним видом это создает такое пугающее впечатление.

Да, есть конечно и минусы, основной — хаотичное движение и абсолютное превосходство автомобиля над человеком, переходить дорогу даже по «зебре» довольно опасно. Причем автомобилисты еще и сигналят, мол, уйди с дороги. Причем переходов со светофорами очень мало, и даже до обычного п/п иногда приходится шагать прилично, поэтому многие просто перебегают дорогу в неположенном месте. К этому мне так и не удалось привыкнуть, но общие впечатления о городе не испортились.

Вечером напоследок немного посидели с хозяевами, они нам презентовали бутылку белого вина, мы им нашего Питерского пива. Пообщались немного с Гизо, в том числе и на тему политики. В отличие от девочек, которых мы везли из Гудаури, которые поддерживают нынешнего президента, он восхищенно отозвался о времени, когда страной управлял Саакашвили. Основные причины понятны — коррупция на бытовом уровне в стране практически исчезла.

Мы услышали историю о том, как его семья переехала из Батуми в Тбилиси в начале 90-х:

«Вот здесь, где мы сейчас сидим стояла горящая бочка, а над ней наркоманы грели дозу на ложках. Свет постоянно отрубали, отопления не было, воду приходилось брать из колодца. Меня мог остановить полицейский и просто сказать: дай 5 лар. За что? Да просто так, он клянчил деньги, а если не дать, то найдет к чему прикопаться. Они чувствовали свою власть. Хочешь отдать детей в сад — плати деньги, хочешь отправить ребенка в нормальную школу — плати, хочешь поступить в университет — плати, хочешь сдать на права — плати. А сейчас за езду в нетрезвом виде штраф 2000 лар и лишение прав на 6 месяцев, после этого придется заново сдавать на права. Поймают еще раз — лишат прав на три года. Затем уже пожизненно».

Так же Гизо рассказал нам про то, как не так давно попал в аварию, и второй участник ДТП, молодой парень, скрылся. Его нашли, оказалось, что это сын одного чиновника из аппарата администрации президента. Реакция была моментальной — парня лишили прав, а отца-чиновника уволили с должности. Весь ущерб был возмещен.

Нет, я ни в коем случае не хочу сказать, что там хорошо, а у нас плохо, наоборот, в Грузии я вижу гораздо больше проблем. Но, когда я слушал нашего грузинского знакомого, то стало как-то грустно, потому что все то, о чем он рассказывал было очень мне знакомо.

Тбилиси — это один из тех городов, в которые хочется приезжать еще и еще, а когда уезжаешь, тебя преследует легкая грусть, но в такие моменты я всегда говорю себе, что впереди еще много интересных приключений и всегда оказываюсь прав. Одно я знаю точно — я сюда еще вернусь.

С утра напоследок сытно позавтракали, попрощались с хозяевами и отправились в путь. Впереди Батуми, но сначала мы хотели заехать в парочку интересных мест. Во-первых, конечно же, Мцхета — древняя столица Грузии. От Тбилиси немного потолкались в пробках, но минут через 40 всё-таки добрались до места, сначала заехали в сам город, чтобы погулять вокруг монастыря Светицховели.

Интересная церковь, находится внутри крепостных стен, территория не очень большая. Ограничились внешним осмотром, как и в случае с другими храмами у нас на пути, заходить внутрь не стали, так как были в шортах.

Уже на выходе встретился местный батюшка, конечно же, он захотел с нами познакомиться, и вот через какое-то время уже по-дружески хлопал всех по плечу, братался. Очень бодрый старичок, как-то совсем он не был похож на наших попов.

Рядом с церковью собрались владельцы ретро-автомобилей на встречу.

Жара была невыносимой, так что долго гулять желания не возникло, прыгнули в машину и поехали наверх, к одному из древнейших монастырей Грузии — Джвари:

Отсюда открывается панорама на Мцхету, и слияние двух рек:

Мцхета это 100%-е туристическое место, путешественники из разных стран, едут сюда, чтобы увидеть древние памятники грузинской культуры. Нам понравилось, хоть и времени провели там не очень много.

Следующая наша цель на сегодняшний день — крепость Рабат-Ахалцихе, дорога до нее идет через заповедник Боржоми с одноименным городом. Но по дороге случилось нечто странное — до сих пор не знаю, как логически объяснить мое внезапное помутнение рассудка, никак голову солнцем напекло. В общем, еще до поездки я читал про разные достопримечательности Грузии, и одна из них, древний пещерный город Уплисцихе, находилась у нас на пути, недалеко от Гори, но ехать мы туда не собирались и даже толком не знали, где это находится. И вот едем мы по трассе в сторону Батуми, и тут где-то справа в горах я вижу что-то белое, отдаленно напоминающее ту достопримечательность и решаю свернуть в ближайшее село и попробовать туда проехать. Ребята с навигаторами спали и проснулись в тот момент, когда мы уже были в 500 метрах от условной границы с Южной Осетией. Местные смотрели на нас как на полнейших идиотов, в глазах читался вопрос: «Что вы тут забыли вообще, русские?». Но, как и в предыдущий раз всё обошлось, мы объехали несколько небольших деревень и по проселочной дороге выехали обратно на трассу.

Вот там, за горами уже Южная Осетия:

Времени, конечно, потратили прилично, рассекая по грузинским деревням, поэтому город Боржоми проехали насквозь, не останавливаясь, зато уже в самом заповеднике хотелось фотографировать каждый клочок земли.

Пейзаж менялся несколько раз, по дороге проезжали остатки средневековых крепостей, при желании тут можно провести целый день.

В Рабат-Ахалцихе приехали за полчаса до закрытия, музей и другие здания, в которые есть вход работают до 6.

Крепость эта древняя, но в 2011 году по инициативе правительства Грузии началась полная реставрация. Результат впечатляет.

В этнографический музей мы успели, а вот в замок уже не попали, поздно приехали. Немного погуляли и отправились в Батуми.

Далее нас ждала возможно самая интересная часть вообще всей поездки, как сказал потом владелец гостевого дома в Батуми: «Да вы экспедицию совершили почти».

От крепости мы могли вернуться назад через заповедник на трассу Тбилиси—Батуми, сделав небольшой крюк, либо поехать дальше по так называемой «Трансаджарской трассе», звучит мощно, а в реальности перед поездкой читал в интернете, что дорога там плохая. Конечно же, мы выбрали второй вариант, ведь намного интереснее было самим убедиться в том, насколько плоха эта дорога.

Длина этой трассы всего 160 километров, и первые километров 40 в Батуми ведет хорошая асфальтированная дорога, заканчивается она внезапно, и следующие километров 60 по горным серпантинам вам придется ехать по узкой грунтовке, объезжая камни.

Выглядит это как-то так:

Ехать тяжело, особенно на нашей машине, постоянно шоркаешь об что-то днищем. В какой-то момент подсадили к себе местного парня, довезли до ближайшего села. По-русски он почти не говорил, жаловался на то, что здесь всё никак не могут сделать хорошую дорогу. Довезли мы его до курорта Бешуми, предлагал зайти на ужин, но памятуя наши посиделки в Тбилиси, мы вежливо отказались. Очень хотелось остаться здесь хотя бы на денек, но время поджимало, а в Батуми уже было забронировано жилье. Парень, кажется, даже немножко обиделся на нас, во всяком случае уходил он очень расстроенный.

К этому моменту мы уже поднялись на высоту более 2 тысяч метров над уровнем моря.

Да, конечно, можно сказать, что мы поступили очень неразумно, поехав по этой дороге, не подготовившись, но эти виды стоили потраченных сил и нервов.

Это не туман, это облака.

Здесь мы уже, конечно, были, как инопланетяне, все смотрели нам вслед, улыбались, махали руками. Один мужчина остановился около нас, спросил всё ли в порядке, сказал, что если нам что-то нужно из продуктов в дорогу, то можем зайти к нему.

До села Хуло, где начинается нормальный асфальт, мы ехали около 6 часов, это где-то 60-70 километров. Ехали очень-очень медленно, постоянно останавливались, конечно, на высокой машине это заняло бы гораздо меньше времени.

Дальнейшая дорога до Батуми практически не вызвала проблем, один раз объехали довольно серьезный обвал на дороге, да, пожалуй, и всё.

Поселение у нас не в самом Батуми, а в селе Махинджаури, в нескольких километрах от города, в гостевом доме. Следующий день полностью провели на море, оно тут совсем рядом, нужно только пересечь довольно оживленную трассу и железную дорогу. Это, конечно, не очень понравилось. Но морской отдых не был основной целью нашей поездки, так что вполне терпимо.

На следующий день полил дождь и кончился он только в день нашего отъезда, сами местные говорили, что такое здесь бывает очень редко.

Самое лучшее в такую пасмурную погоду — отправиться изучать город.

Как мне показалось, во многом Батуми старается как минимум не отставать от соседей из Турции, получается это пока у них с переменным успехом, но перспективы у этого курорта хорошие.

Больше всего в Грузии мне хотелось увидеть традиционные танцы и послушать знаменитые грузинские песни, и в этот день мне повезло — в парке проходили бесплатные выступления.

А это музыкальный ансамбль, душевно дядьки поют:

Дошли до набережной, погода плохая и отдыхающих не очень много:

Скворечники понравились больше всего, ночью они еще и подсвечиваются:

С погодой нам, конечно, не очень повезло, так что с пляжа мы уходим, тут только одинокий джигит прилег отдохнуть:

По всей длине набережной сделали велосипедные дорожки, правда пока что не все понимают, как ими пользоваться и продолжают ездить по тротуарам, а пешеходы ходить по дорожкам.

Как нас ни уговаривал Иван (главный фанат колеса обозрения), но в Батуми мы на нем подниматься не стали:

Пожалуй, один из главных символов современного Батуми — скульптура Али и Нино, все ждут, пока они поцелуются, чтобы сфотографировать, а мне больше понравилась вот такая поза:

Следующий день посвятили покупкам: вино, сувениры, чача. Напоследок решили забраться на смотровую площадку по канатной дороге.

Поднимаясь наверх, можно увидеть всю неоднородность современного Батуми — дорогие отели и казино соседствуют с разбитыми дорогами на окраинах, заброшенными стройками и домами бедняков.

Кто-то из местных олигархов, видимо, решил построить себе замок:

А вот те самые горы, которые мы пересекли по пути к морю:

Панорама Батуми, честно говоря, впечатлила куда меньше, чем в Тбилиси.

В общем, делать на смотровой площадке особо нечего, есть ресторан, пара сувенирных магазинов, но нам очень понравилось кататься по канатке, так что остались довольны.

На следующий день около полудня собрались в обратную дорогу, хозяева предлагали остаться до вечера, но нам хотелось успеть за день пересечь границу и заночевать где-нибудь в районе Мин. Вод.

Напоследок плотно поели в дорожном кафе, настолько плотно, что уже и ехать никуда не хотелось. На оставшиеся деньги закупились лимонадом, Боржоми, чурчхелой и двинули в сторону дома. В 6 вечера уже повернули на развилке в сторону Степанцмиды, на границу прибыли в 20:30. Грузинскую и Российскую сторону прошли за 10-15 минут не больше, кроме нас было всего пара машин.

Единственное, к чему я так и не смог привыкнуть за всю поездку по Грузии — манера езды местных водителей. Как я ни старался, но у меня не получилось — я просто ненавижу неадекватных автомобилистов. Ведь на дороге люди создают опасность не только для себя, но и для других. В Грузии абсолютно нормальным явлением считается обгон через сплошные, машины вылетают лоб в лоб, заставляя встречную съезжать на обочину, и если в горах это не так напрягает, всё-таки там и поток меньше и возможностей обогнать не так много, то трасса из Батуми в Тбилиси далась мне с трудом, от такой езды я не получал удовольствия.

Грузинам, конечно, нужно бороться с этим явлением, если они хотят, чтобы к ним приезжало больше туристов и тем более тянутся к Евросоюзу. Я не представляю себе, чтобы в Германии или Австрии кто-то додумался оставить свою машину на тротуаре, или еще хуже — пешеходном переходе. Пока что грузины очень далеки от той жизни, к которой стремятся.

После Грузии и ее сумасшедших водителей поведение осетин и кабардинцев на дороге нам показалось образцовым, более того, даже скоростной режим в этих республиках почти никто не нарушал. Правда, в районе Нальчика мы всё-таки встретили парочку неадекватных гонщиков, но в целом местная дорожная культура приятно удивила.

Что совсем не понравилось — всё-таки с экологической обстановкой в этих краях что-то не так, периодически проезжали заводы, от которых несло так, что дышать было абсолютно нечем. Хотя в прошлом году я частенько ездил по работе в г. Питкяранта, в республике Карелия, там находится целлюлозный завод, и запах в городе стоит просто ужасный, но местные жители уже привыкли и ничего не чувствуют.

Заночевали в Пятигорске, нашли недорогой хостел, номер на троих обошелся нам всего в 1000 рублей.

На следующий день позавтракали в Пятигорске, хотели прогуляться по центру, потому что город показался нам крайне привлекательным, но случайно проскочили поворот и в итоге решили не возвращаться. Приедем в другой раз, а пока остались только такие фотографии:

В планах у нас доехать до Ростова, это около 500 километров. По дороге в целом нареканий нет, кое-где шел дождь, несколько раз стояли в небольших пробках из-за ремонта дороги, но двигались быстро.

К обеду въехали в Краснодарский край, отсюда и на много километров вперед нас преследовали подсолнуховые моря.

На М-4 встали в пробку уже конкретно, опять ремонт, но на этот раз более масштабный, и где-то 1,5 часа мы здесь потеряли.

Местные водители, конечно, лезли по обочинам, а когда и там возник затор, то особо одаренные начали уезжать в поля.

Вежливых водителей в Ростовской области мы не встретили, как будто о стандартных проявлениях благодарности здесь и не слышали, зато вид у всех важный, напыщенный.

Пока тащились в пробке, выбрали в Ростове подходящий вариант по жилью. Тем не менее в 5 вечера, мы уже прибыли в этот прекрасный город.

Серьезно, Ростов-на-Дону я очень люблю, был в нём уже дважды, и одним из обязательных условий нашей поездки было то, что в Ростове вне зависимости от ситуации мы какое-то время проведем.

Теплый южный воздух, самые красивые девушки, раки, пиво — этот город идеально подходит для отдыха.

Большая садовая улица по архитектуре местами напоминает Петербург:

Если пройти насквозь парк им. Горького, выйдете на улицу Пушкинскую, чем-то напоминает мне любимую Фурштатскую.

Есть в Ростове и приятные детали:

Ненавистные мне подземные переходы тут тоже есть, но их хотя бы украсили, причем очень достойно:

Прогулялись до набережной, здесь всё поменялось с моего последнего посещения города.

Сделано всё хорошо, удобно, судя по вывеске даже бесплатный Wi-fi есть, правда поймать нам его не удалось.

Вечер мы провели отлично, однозначно наше отношение к Ростову можно выразить одним фото:

С утра решили выехать пораньше, нам необходимо было преодолеть более 900 километров до Тулы.

Дорога от Ростова хорошего качества и почти пустая, а вот в обратную сторону, особенно ближе к Воронежу, заметные пробки встречались несколько раз, очень был рад, что в сторону Грузии мы поехали другим путем.

Въехали в Воронежскую область:

Периодически нас накрывало ливнем, но в пути погода довольно быстро менялась.

Начались платные участки, здесь уже есть хоть какая-то инфраструктура, туалеты, площадки для отдыха. На одной из таких сфотографировали необычную картину в небе:

В целом платной дорогой мы остались довольны, она позволяет сэкономить много времени, а всего мы отдали, наверное, не более 500 рублей.

В Тульской области пейзаж за окном поменялся на что-то более привычное нашему взгляду:

Если бы меня попросили показать Россию в одной фотографии, то это, наверное, было бы такое фото. Природа у нас уникальная, надо за ней следить. Кстати, в целом трасса М-4 очень чистая, гор мусора я не видел, все стараются выбрасывать отходы в урны.

В Тулу въехали около 10 вечера, поселились в хостел. Находится он в обыкновенном многоэтажном доме, контингент там, конечно, разный, были даже парочка беженцев с Донбасса, не очень приятные по общению.

Перед сном немного прогулялись, сходили до магазина, были удивлены, увидев ёжа почти в самом центре города, на пр-те Ленина. Вечер в Туле нам показался тихим и спокойным, улицы пустынны, машин мало.

Уехать из Тулы, не погуляв, мы, конечно, не могли, поэтому с утра встали пораньше, позавтракали и отправились бродить по центру.

Как оказалось, жили мы прямо напротив стадиона местной футбольной команды Арсенал:

Тула — город-герой, и здесь очень красиво об этом напоминают:

В городе очень много интересной архитектуры, но зданиям нужна реставрация, пока что многие из них находятся в запущенном состоянии.

В целом Тула оставила приятное впечатление:

Водители здесь очень вежливые, обязательно пропустят пешеходов, гонщиков я тоже особо не видел в черте города. Есть большие проблемы с парковкой, как и везде, люди ставят машины на газоны, тротуары. Во дворе, где мы жили, так и вовсе весь проезд был заставлен автомобилями — интересно, жильцы не задумываются о том, что в экстренной ситуации к ним во двор не сможет заехать пожарная машина, или автомобиль скорой помощи, полиции?

Зачем еще приехать в Тулу? Конечно же, ради сувениров.

Выбор действительно впечатляющий, даже если не брать в расчет знаменитые пряники — привезти из Тулы оригинальный подарок не так уж сложно.

Дошли до площади Ленина, в пятницу утром здесь пустынно:

Прогулялись до Тульского кремля, тут, конечно, красота и образцовая чистота:

Можем — если захотим:

Серьезно, я был очень приятно удивлен, такой идеальной чистоты, ровно подстриженных газонов, качественной работы по благоустройству территории я не видел давно. Молодцы туляки и, что самое главное, если сделать всё хорошо, то мало у кого возникнет желание тут мусорить и хулиганить.

Тула — классный город, сюда мы еще вернемся.

Пряники же мы купили в магазине «Конфетки-бараночки» на ул. Революции д.6, довольно большой выбор, нам понравилось.

Обратно к машине прошли через центральный Тульский парк, огромная территория, чисто, уютно, много людей, здесь наверняка можно здорово провести время:

Из Тулы уезжать было даже немножко жалко, потому что посмотрели не всё, а ведь еще музеи какие здесь есть, один только музей оружия чего стоит. Но, мы и так уже прилично задержались и около часа дня выдвинулись в сторону дома. Нам предстояло преодолеть еще чуть больше 900 километров.

До Москвы добрались довольно быстро, затем потолкались в пробках на МКАДе, посмотрели по Яндекс-картам, что Ленинградское шоссе стоит почти вмертвую, и решили поехать в объезд через Волоколамск. На Новорижском шоссе из-за ремонта дороги двигались медленно, но после Волоколамска дорога была уже совсем пустой, правда, неважного качества.

Нашли всего одну заправку Лукойл после Волоколамска, с дорогим топливом, поэтому, если кто поедет похожим маршрутом, советую заправиться заранее, либо уже терпеть до Твери — у нас такой возможности не было.

К вечеру выехали на М-10, в районе Твери, нас ждал финальный рывок.

В три часа утра уже въехали в Санкт-Петербург, на Московском шоссе, в сторону Москвы скопилась огромная пробка, километров на 15, машины стояли без движения. Не повезло кому-то начать свой отпуск с такой неприятности.

Подводя итоги, хочется сказать, что, конечно, наше путешествие не претендует на какую-то особенную уникальность, на сайте уже много отчетов о Грузии, и есть такие, где люди забирались в самые интересные, труднодоступные места. Мы же, можно сказать, прошли разведку боем и получили массу положительных эмоций, которыми я решил поделиться с вами через отчет. Одно могу сказать точно — перед поездкой мнения друзей, родных и коллег по работе разделились на 2 лагеря: одни (меньшая часть) говорили, как это здорово, как они завидуют нам, что мы едем в Грузию, а вторые крутили пальцем у виска, пугали, что нас там зарежут, побьют и отберут георгиевскую ленточку (которой у нас нет). Так что это путешествие стало еще и своеобразным ответом на сложившиеся стереотипы. Грузины доброжелательные и гостеприимные люди, особенно старшее поколение, которое еще помнит, как когда-то мы жили бок о бок. У них замечательная кухня, вкусное вино, качественные продукты. Дома меня еще долго преследовал «грузинский синдром»: фрукты и овощи, мясо и даже вода казались мне какими-то не такими.

Вывод из поездки я сделал следующий — для того, чтобы более качественно съездить в Грузию мне нужно:
а) Машина повыше,
б) Месяц отпуска.
В общем-то и всё, главное, чтобы было желание, а его у меня хоть отбавляй. В Грузию я еще обязательно вернусь!

И немножко статистики:

Всего мы проехали 6300 километров, со средним расходом в 4,7 литра. Каждый из нас потратил по 35 тысяч рублей, с учетом проживания и денег, потраченных на топливо.

Если расписать общие расходы на троих, то получится примерно следующее:

1. Топливо — 15 000 рублей
  2. Проживание и питание в дороге — 30 000 рублей
  3. Проживание и питание в Грузии — 54 000 рублей
  4. Подарки и сувениры — 6 000 рублей

Что касается предпочтительной валюты при поездке в Грузию, то мне показалось, что всё-таки доллары везти выгоднее, чем рубли, хотя разница получилась незначительной, при пересчёте с рублей на доллары и доллары на лары.

Закончить свой рассказ хотел бы следующими словами: хорошему, воспитанному человеку рады везде, вне зависимости от национальности, вероисповедания или классовой принадлежности. А если же кто-то живет в узком, ограниченном мирке, то ему и ехать никуда не надо — неприятности он везде найдет. Путешествуйте, изучайте мир, знакомьтесь с новыми людьми, будьте открытыми и неситесь вперед навстречу приключениям! Удачи!

*********! Отличный отчет, ТС, нанеси весь маршрут на карту - для информативности)

отличный отчет с обилием фотографий.
каюсь, все фото не осилил)

Молодцы,парни!Плюсую последним словам автора!
infelicissimum genus infortunii est fuisse felicem.

Надеюсь, что скоро это соотношение поменяется....

==== Одно могу сказать точно — перед поездкой мнения друзей, родных и коллег по работе разделились на 2 лагеря: одни (меньшая часть) говорили, как это здорово, как они завидуют нам, что мы едем в Грузию, а вторые крутили пальцем у виска, пугали, что нас там зарежут, побьют и отберут георгиевскую ленточку (которой у нас нет).=====

Очень легко читается. Красиво написано. Чуствуется по стилю написания - Вы очень хороший человек.

Комсомольск-на-Амуре
Жалко ,что далековато .Тоже-бы рванул.Спасибо за грамотную русскую речь.

"Первым делом едем в район Москва-сити, ни разу там не были"
дома - столовый набор: ложка, вилка, штопор, зубочистка

Да, Грузия затягивает. Хочется туда вернуться. Спасибо за отчёт.

Я понимаю, что Немцов не всем нравился, но нужно проявлять элементарное уважение к смерти человека и людям, которые не дают замолчать политическое убийство. Я надеюсь вы не из нашистов?

Санкт-Петебрург
Нет, новость о его убийстве была для меня шоком. Во многом потому что мне казалось, что времена лихих 90-ых уже давно прошли.

Но прошло уже довольно много времени, чтобы позволить его поклонникам и тем, кто, как вы говорите "не дают замолчать политическое убийство" высказать всё, что они думают, почтить память убитого политика на мосту. Всё-таки это место еще и общественное пространство, помимо прочего и кому-то может быть неприятно ежедневно наблюдать эту картину. Как минимум эти люди зашли в тупик, уж не знаю, стоят они там до сих пор, или нет.

И, честно говоря, я не понимаю, где я проявил к Немцову неуважение, я не оценивал его, его политическую деятельность, не делал никаких выводов о нем, я лишь высказал своё мнение по поводу тех людей, которые стоят на этом мосту. Их там всего пара человек, по сути капля в море. Более того, я слышал о чем говорил тот человек на фото, в коляске, со своим собеседником - суть разговора сводилась к тому, что он и сам уже не понимает зачем стоит. Поэтому я так и описал свои ощущения. Не более того.

И отвечу на ваш вопрос - я не нашист, не являюсь сторонником нынешней власти, но и Навального и его сторонников тоже не поддерживаю, в том числе и Немцова.
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Клева.

***Внешне деловой центр выглядит неплохо, но скудновато, надо расширять застройку, чтобы было больше качественной современной архитектуры, чтобы был единый стиль. Пока что смотрится всё слишком оторвано от реальности.
Далее едем на Красную площадь, на которой я так же не был ни разу,***
_--------------
В этом месте я немного напрягся, но ничо- пронесло. Красную площадь можно оставить как есть :-)

toptishka:
Я думаю, что неприятно на это смотреть действующей власти, хотя казалось бы: установи мемориальную табличку на месте убийства и все приличия соблюдены. Так нет, вот и память Высоцкого увековечивали 35 лет...Стыдоба.
Вы не замечали памятники или кресты у дороги? Лично меня они не коробят, понимаю, что для памяти людей это важно, хотя есть более подходящие места для этого.
Вас тоже не хотел обидеть, просто царапнула ваша фраза.... Воистину: " Нам не дано предугадать как наше слово отзовется...."

Интересный рассказ .Навигатору не всегда нужно доверять , там более указатели есть .Он действительно в Зеленокумске налево уводит, на Моздок.
Манера вождения в Грузии проста и понятна.Пошел на обгон , моргни фарами или гудок , обгоняемый подвинется вправо , встречный так же подвинется,если ты не успеваешь обогнать .Спокойно обгоняй .Обычно только наши жмутся к осевой.
От Ахалцихе , через Хуло , это вы смело поехали .Там ровно 48 км щебенки . Про местных , все точно описали .машут рукой приветствуют , если остановился , интересуются все ли хорошо , помощь не нужна . И виды с перевала просто восхищают , но вам не повезло с туманом.
В Тбилиси , на промежуточной станции находится пантеон , где похоронены знаменитые люди Грузии. Грибоедов со всей семьей, мама Сталина, а самая главная достопримечательность - скит святого Давида .С 6 века,туда едут люди у которых проблема с рождением детей.
В общем рассказ интересный и познавательный, с маршрутами разберетесь .Многое за зиму ещё узнаете .Грузия цепляет ,потом не отпустит.

Санкт-Петебрург
Кстати, там была женщина, которая собирала подписи за установку мемориальной таблички, и я подписался, правда потом выяснилось, что моя подпись значения не имеет, так как я не из Москвы.

Согласен с вами по всем пунктам. Может быть моя формулировка про "не могут угомониться" и звучит грубовато, но я в неё не вкладывал никакого обидного смысла.

foxygen:
хаха:) нет, на красной площади меня всё устраивает)

Сергей ekb:
Спасибо за полезный комментарий. Да, в предыдущих путешествиях я всегда брал с собой еще и бумажные карты, но в этот раз понадеялся на то, что мы всё же в России и проблем не будет. В общем отсутствие опыта в поездках по России сказалось, в следующий раз буду внимательнее. Но вспоминать об этом весело.

Насчет вождения - может и так, но водят грузины опасно. Особенно меня покоробило отношение к пешеходам, хотя в схожих условиях я уже оказывался, в Албании 2 года назад. Всё равно, не могу я никак с этим смириться.

Насчет трансаджарской трассы - то я доволен, что мы так прокатились, впечатлений осталось море, да и машина достойно справилась, без проблем. Я обязательно туда еще вернусь, но на чем-то повыше, наверное. И кстати - не считаю, что нам не повезло с туманом:)

Спасибо за остальную информацию, действительно, желание вернуться появилось уже пока писал отчет, а тут и еще парочка вышла о Грузии, почитал, понял, что обязательно еще вернусь. Наверное сильнее меня пока только Балканы привлекают, особенно Сербия. Поэтому в следующем году будет трудный выбор - куда поехать в отпуск...)

Я извиняюсь спросить - вот мемориальную табличку чтоб- это ж какие-то заслуги перед Отечеством надо иметь? Ну, там - писатели, поэты известные, классики. Инженеры знаменитые, ученые. Или как щас в Первопрестольной водится, я не знаю?
А Высоцкого увековечивать в бронзе бестолку - он сам себя еще при жизни увековечил. Ну, поставили памятники - а кто его сейчас слушает, кроме нас? Кто помнит, кроме 40-50 летних?

Классный отчет! Позитивный! Который год мечтаем скататься в Грузию, да всё не срастается никак ( Почти
5000 км в одну сторону далековато, даже не по расстоянию (уж это нам в удовольствие), а по времени - только на дорогу дней 8-10 закладывать надо..

foxygen:
У нас в стране вообще много всего противоречивого. К примеру, в апреле я был в родном Челябинске, и впервые в жизни обратил пристальное внимание на местный памятник под названием "Орленок". Посвящен он комсомольцам, героям революции и гражданской войны. А теперь, знатоки, внимание вопрос - какие герои могут быть в гражданской войне? Не тогда, в смысле, а сейчас. Но ничего, стоит себе, и думаю долго еще простоит.

Или вот, недавно ехал я на работу, выезжаю обычно всегда на наб. Фонтанки через Шпалерную улицу, и стоя на светофоре впервые обратил внимание на мемориальную табличку, указывающую на то, что на этом месте был убит контрреволюционерами большевистский журналист Иван Войнов.

Поэтому может и Немцову когда-нибудь поставят такую табличку.

А насчет Высоцкого... У нас вот, в Петербурге до сих пор музей-квартиру Бродского открыть не могут, хотя личность для города знаковая, более того - уважают и любят его до сих пор не только и не столько старшее поколение, сколько мои ровесники и те кто помладше. Сейчас вот поговаривают, что и улица может появиться, тоже было бы неплохо.

AIR-S 3л. 4WD.

А как вам броды, пусть через небольшие, но ручьи на трансаджарской "трассе" ?)) когда справа скала, слева обрыв, а впереди вода.
А коровы на доргах? ))

foxygen:
Ну зачем извиняться- вопрос закономерный. Для меня однозначно одно- чтобы быть оппозиционером в нашей стране нужно иметь немалое мужество. Номер второй - Ходорковский- мог свалить и жить припеваючи. Предпочел отсидеть.Можно как угодно относиться к этим людям- но это настоящие мужики.
А Высоцкий увековечен народом в бронзе на Ваганьковском ну и на Таганке, советую посетить и убедиться, что ещё помнят. Власти же еле-еле согласились переименовать Кривоколенный переулок...

последствиям. ИМХО.
Только хотел набрать тоже самое .Сколько народа гибнет от того, что на пешеходном переходе пешеход прав .Если стоит светофор вопросов - нет , на нерегулируемом , пропускать авто должен пешеход, или равные права ,авто мгновенно не остановится, особенно на трассах или широких улицах.
Про калмыцкие подставы гайцев автор тоже правильно написал на10-11 км ограничение 70, или 50 в степи около одинокой остановки , без снятия ограничения.

Скит святого Давида в пантеоне .Смотритель по просьбе посетителей, откроет его .
В следующем году обязательно в Сванетию, Местию проедьте

чтоб набрать СМС-ку на телефоне.
Ну, местные пешеходы там тоже дорогу переходят как захотят во всех направлениях, но вот их "традиция", уж не знаю как назвать это иначе прибавлять скорость, увидев пешехода на ПП - это очень странно. И сигналить еще при этом.

И всё же я считаю, что садясь за руль, водитель должен осознавать всю ответственность, у меня вот во дворе иногда люди и 40 ездят и 60, ведь жилая зона же, куда гнать то? А выбежит ребенок на дорогу и... Понятно, что и от роковых случайностей никто не застрахован, но всё же.
последствиям. ИМХО.
Не совсем я этот пассаж понял. Особенно про выезжающих задом с второстепенной и переполненной встречки.

Солёный:
А коровы на доргах? ))
Коров больше было на военно-грузинской дороге, а здесь скорость была настолько маленькая, что даже если коровы и встречались, то никакого дискомфорта не создавали. Что касается ручейков на трансаджарской трассе, то когда они были где-то в стороне, то мы хором говорили "оо, смотрите, горный ручей", а когда такой вот горный ручай пришлось на нашей низенькой машинке пересекать впервые, то в машине была гробовая тишина) Зато, когда проехали, то так, прям отлегло...)

Сергей ekb:
Честно говоря, не хочется дальше эту тему педалировать с пешеходами и движением. Я скажу лишь одно - понятно, что пешеход не должен не глядя по сторонам выходить на дорогу, в надежде, что он то прав, у него приоритет, он же на "зебре", но если уж он уже вышел и переходит - будь добр, остановись. И вообще, так носиться по городу, как носятся грузины нельзя.

В следующем году обязательно в Сванетию, Местию проедьте

toptishka:
Примерно так проезжали . https://www.youtube.com/watch?v...

С удовольствием прочитал рассказ , приятный стиль изложения , сам мечтаю съездить в Грузию с заездом в Турцию , но что-то всё никак...
Не понял , как вы в Туле оказались... Как и в Волгоград - специально заехали ?

Не понял , почему это я здесь указан - как не зарегистрированный ???

toptishka:
Да, желание такое было и в этом году, но понимали, что просто не успеем. У меня и в Сев. Осетии есть места, которые хотелось бы посетить, Беслан, Алагирское ущелье, Даргавский город мертвых. Так же при подготовке активно использовал другие отчеты, спасибо всем написавшим - многое очень пригодилось. Особенно понравился отчет пользователя alaska70, тоже теперь есть желание проехать до Кварели, Телави, Сигнахи. Просто если в следующем году поеду в Грузию, то уже без Батуми. Не то, чтобы мне там не понравилось, просто пляжи я люблю песочные, да и много чего другого хочется увидеть. Хотя в Сарпи и Кобулети есть желание побывать, чтобы сравнить с Махинджаури. Во всяком случае по качеству пляжного отдыха в Грузии мне понравилось больше, чем в Абхазии.
Сигнахи и Кварели у нас в планах на следующий год , а песчанные пляжи идут от Анаклии,Поти до почти Кобулети . В Уреках черный песок.В Анаклии делать нечего , а вот в Уреках можно отдыхать на любой вкус и кошелек Здесь, на уважаемом ресурсе пока не решусь писать отзыв , но вот проба пера http://ekau.ru/forum/threads/p...

Сергей ekb:
Примерно так проезжали . https://www.youtube.com/watch?v...
А это ваше видео?) Забавно, как в конце название Ахалцихе произносит водитель) У меня в Грузии вообще большие проблемы были именно с названиями - я вообще не мог ничего запомнить, названия вин, блюд, достопримечательности. Первый раз как зашел в кафе, по типу нашей шавермы, только с хачапури - сплошные закорючки, так и выпал в осадок минуты на две-три. А все еще таращатся, стало совсем не по себе. Но потом привык. А на фото да, тот самый первый ручей, через который мы проезжали, если память мне не изменяет. К нам уже как раз подсел наш новый спутник, и мы, четыре взрослых мужика в гробовой тишине ползли через этот ручей. Было очень тревожно.

Игорь ELO:
Не понял , как вы в Туле оказались... Как и в Волгоград - специально заехали ?
Тула мне вообще давно в душу запала, уже не знаю чем, но очень хотелось в этом городе побывать. Была такая возможность в прошлом году, когда Зенит ездил играть туда с Арсеналом, но по работе не вышло, остался дома. В этом году уже не упустил возможность.

+ это всё же было не только путешествие в Грузию, мне хотелось и в наших городах, пусть и транзитом побывать, ночевки в мотелях на трассе я не рассматривал категорически.
Игорь ELO:
Не понял , почему это я здесь указан - как не зарегистрированный ???
Это глюк какой-то, сегодня весь день так у всех.

toptishka:
Я до этого момента не знал о существовании этого города , мне жена с карты название прочитала.
Карту дали в информационном центре , они там в каждом туристическом поселке. Вообще в Вардзию ехали , по времени не доехали ,тоже в Робат остановились , а дальше через Боржоми до Гори..
Да это первый ручей от Ахалцихе.

Прочитал с большим интересом. Рад, что понравилась Тула--мой родной город. " А вот это уже что-то странное, в общем-то, интересная детская площадка, но обратите внимание на надпись: «Подарок губернатора Груздева В.С.», —, рядом еще есть памятник с ежиком, который юным тулякам подарила жена губернатора. Интересно, а когда губернатор ремонтирует дороги он на них тоже пишет, что это подарок? Что бы это не было странным--надо немножко знать подноготную. А она в том,что наш губернатор действительно делает такие подарки детям (и они не единичны) из ЛИЧНЫХ средств. Здесь многие могут рассмеяться, типа заем мы эти личные средства, но это факт, как самый богатый губернатор России, он может это позволить и позволяет не ради таких надписей. При нем действительно Тула сильно расцвела, чего не было при предыдущем, который досиживает сейчас 9 с половинкой за какие то 40 лимонов. Ну а дороги как и положено из федерального и городского бюджета и надо сказать, таких дорог я не помню за все 50 лет тут проживаючи. :)) А пряники в следующий раз покупай в музее " Тульский пряник"--там при нем и цех, и фирменный магазин. Удачи!

toptishka:
Ну нет там, такой агрессии, на такие маневры.
Как бы кто первый поехал, того и пропустят.
И к сигналам привыкаешь, они в основном
предупредительные. Чтоб обозначиться, что я тут.
На наших дорогах сигнал, это ситуация, близкая к аварии.
AIR-S 3л. 4WD.

Хорошая поездка, хороший отчет. Увидел много знакомых мест в Грузии. И команда, видимо у вас сплоченная. Рад за вас.
Juggernaut
Реутов
Хороший отчёт. Если ещё поедете, то в Уплисцихе из Мцхеты надо ехать по старой дороге. С магистрали подъехать сложно, пещерный город на другом берегу Куры.

супер

Viktor4555:
Ну нет там, такой агрессии, на такие маневры.
Как бы кто первый поехал, того и пропустят.
И к сигналам привыкаешь, они в основном
предупредительные. Чтоб обозначиться, что я тут.
На наших дорогах сигнал, это ситуация, близкая к аварии.
Да, отметили для себя, что не смотря на то, что они гоняют как сумасшедшие, но всё же относятся друг к другу на дороге спокойно, у нас за некоторые такие маневры могут и по бошке надавать.

Санкт-Петебрург
Команда у нас веселая и оптимистичная. Всего 1 раз за поездку поругались, и то из-за того, что не поделили на какой станции метро нам выходить в Тбилиси. С картой метро там у нас были серьезные проблемы...)

Juggernaut:
Да у нас в этом году не было такой цели, просто вот что-то мне в голову взбрело прям посреди трассы, уж не знаю, что это было:) Спасибо, учту на будущее.

Garp717:
Ну, то, что в Туле жить становится веселей - видно невооруженным взглядом. Еще одну вещь я не понял - откуда у вас столько пивных магазинов? Свои пивоварни в городе? Просто огромное количество встречалось на пути.

А про пряники мне еще посоветовали в самом кремле есть маленький магазинчик, якобы там самые вкусные.

[quote=toptishka]

Ничего не могу сказать--не моя тема, не интересуюсь абсолютно, даже как то и не замечал этого. Наверное, если открывает кто то магазин или пивнуху, значит выгодно и есть спрос.

Отличная поездка. Мечтаю побывать в Грузии!

Не понимаю народ! Едут на дальнее растояние с одним навигатором, сколько на дроме отзывов читал, ни в одном не пишут что навигатор не подвел. Как можно ехать по одному навигатору не понимаю. Неужели трудно бросить в авто атлас автодорог, хотя бы направление по нему сверять.

Владелецавто:
На самом деле в прошлых путешествиях по Болгарии, Прибалтике и Сербии с Черногорией этот навигатор меня не подводил. Garmin в Европе вообще довольно неплохо ориентируется, а вот в России как-то не очень + карты давно не обновлял, опять же. Но, буду теперь знать, что по России лучше не надеяться на Garmin, а бумажную карту России обязательно приобрету для будущих поездок.

Магнитогорск
На дорогу через Моздок ни одних вас вывел навигатор, сам пару недель назад туда забрел с семейством. И на постах говорят что часто с такими путешественниками сталкиваются. Как вас через границу в 20.30 выпустили? Она ведь сейчас только до 18.00 по местному работает?! А очередь из фур там по прежнему на 5 суток, дальнобойщики говорят что это из-за коррупции на Российской стороне.

kirdyan:
Нам там явно были удивлены. А вы что тоже через эти поля ехали? Или там еще какая-то дорога есть? Мне что понравилось, там на этой развилке, где мы в поле поехали даже знаки главной-второстепенной дороги висят:)

Не помню с какого июля, то ли с первого, то ли в первых числах по просьбе Армянской стороны грузины поменяли порядок работы на переходе, из России в Грузию можно было въезжать до 20:00, при этом в 19:00 уже переставали пускать машины на КПП, а из Грузии в РФ можно было въехать круглосуточно, но в 20:00 по НАШЕМУ времени грузины работать прекращают. Мы въехали на КПП в 20:30 по Грузинскому времени. То есть за полчаса до закрытия. Может конечно сейчас опять поменяли, я не в курсе.

А фуры как раз и разгрузились тогда, за счёт того, что увеличили количество часов работы, но стояли они по большей части на нейтралке, да.

toptishka:
Нет, мы с Моздока все время по асфальту ехали, на полевую не попали. Но и та не фонтан, она хоть и асфальтирована, вся в ямах как после бомбежки и с поваленными деревьями, причем лежат они на ней уже давно и их много. Машины там редкость. Выходили мы на с. Вознесенская, перед ним перевал "веселый", я на нем задний бампер ****ал. Обратно однозначно через Мин. воды поехали.

kirdyan:
Я вот даже сейчас на карту смотрю и не понимаю, где мы ехали. Помню, что где-то то ли рядом, то ли мы даже проезжали поселок Восточный, но ехали по самому натуральному полю, даже кладбище в какой-то момент слева проезжали

toptishka:
Понял, вам этот участок до Моздока попался, после Буденовска. Мы там ехали от села к селу, то направо, то налево, но преимущественно по асфальту. Был лишь один участок, 2-3 км гравийки, на нем велся ремонт дороги.

И мы в ту сторону, по навигатору пошли в ночь.
Так что, все полицейские и блок - посты, регистрация
пассажиров, всё по полной программе.
Перед Владикавказом штурмовали перевал, город
светился всеми огнями внизу.
Хотелось обратно днём там проехать, но на границе
лишние 4.5 часа простояли, а потом ещё после Владикавказа
полицейский на посту рекомендовал повернуть на Пятигорск,
во избежание ненужных приключений.
Но это самая короткая дорога, из пройденных мной.

Viktor4555:
Но это самая короткая дорога, из пройденных мной.
Видимо вы всё-таки где-то не там ехали, где мы) Потому что у нас дорога по времени получилась совсем не короткой...) Да и все эти блокпосты, люди с автоматами, колючая проволока как-то не очень воодушевляли нас)

toptishka:
По километрам короче, а по времени... как повезёт.
AIR-S 3л. 4WD.

Тема грузинского вина не раскрыта. Какие вина вам понравились, какие лучшие производители вина, Тбилвино или другие?

Жезказган
А молодцы и никак больше!!!

таймень:
Честно говоря не так много вина попробовали, чтобы что-то советовать, да и не особо я в этом разбираюсь. Те, что известны у нас, Киндзмараули и Твиши - конечно вкусные, а вот Саперави один раз взяли на пробу бокал в кафе и не понравилось. Из того вина, что брали себе и в подарки больше всего понравился Teliani Valley, родителям привез монастырское медовое вино, рекомендуется при профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.

таймень:
В Тбилиси не растет виноград , тем более в переулке, который обозначен на этикетке , нет винного завода .Про остальное догадаетесь
Покупая вино смотрите , где оно разлито, считается что лучшее вино, в Алазанской долине , это города и поселки Телави ,Цинандали , Сигнахи ,Кварели,Цнори и другие .Только там могут разливать нормальное вино .
Другой виноградный край Аджария ,долина от Батуми .
А по маркам вина , мне лично понравилась Алазанская долина , всех сортов ,красное белое розовое , оно более сладкое .А так вино в Грузии сухое .Так что для любителей таких вин там - рай .

Навигаторы, судя по отзывам, в Грузии все врут, все пытаются завести в глухомань :) И навител тоже этим страдает.
Валюту лучше брать пластиковую, думаю. Всё равно, что доллары покупать дома за рубли и там за гелы выдавать, что там снимать гелы, доверяя банку переводить в доллары и гелы. Только банк по ММВБ переводит, а налик вы по бОльшей цене покупаете. В Степанцминде банкоматов много. Просто имейте при себе до сотни долларей бумагой.
Но в целом мне, по первой поездке, Грузия показалась слегка переоценённой. Т.е. если бы всё это стоило в полтора раза дешевле - было бы всё хорошо, а так - дороговато. Сервис застыл на уровне наших 90-х на ККК.

С интересом прочитал.Хороший отчёт.Понравился оченьня!*)))

Молодцом!!!)

Отличная насыщенная поездка получилась,молодцы.

zebra21:
В банках кстати курс был чуть-чуть но меньше, чем в обычных обменниках, но правда в таких обменниках тоже везде было по-разному, особенно в Тбилиси, какого-то единого курса мы не нашли.

А так, конечно банковские карты очень удобны в путешествиях, всё хочу сделать карту Райфайзена, чисто для путешествий, потому что их банкоматы я находил во всех странах, где путешествовал, даже в Албании, но всё как-то руки не доходят.

Artoba:
С интересом прочитал.Хороший отчёт.Понравился оченьня!*)))
Молодцом!!!)
andreika1403:
Отличная насыщенная поездка получилась,молодцы.

Сергей ekb:
А мне показалось, что в Грузии больше полусладкого вина, во всяком случае мы везде именно такое брали. Еще перед выездом из Батуми нам подарили домашнего вина, оно сливовое, очень странное на вкус и крепленое, так до сих пор и лежит у меня. А вот чачу домашнюю друзьям подарил, остались довольны.

zebra21:
Мне в Грузии понравилось отношение к туристам, очень доброжелательное, людей, особенно русских там ждут и ценят. Плюс качество продуктов вообще на другом уровне, во многих кафе, ресторанах можно поесть настоящей домашней еды, это очень радует. А насчёт сервиса.. Единственное, что бросалось в глаза, это то, что не везде надписи дублируются, на русском вообще надписей почти нет, но даже на английском очень мало, особенно в Тбилиси.

Сергей ekb:
В настоящее время Тбилисский винодельческий завод, переименованный в JSC Tbilvino, остается крупнейшим производителем вин в Грузии. Современное разливочное оборудование и системы контроля качества позволили винам компании «Тбилвино» получить мировое признание. Именно здесь разливаются грузинские вина для таких известных в мире компаний как Pall Corporation США, GWS (Pernod Ricard Group), Франция и многие другие.

С 1995 года был создан собственный бренд «Тбилвино». Возможность использовать лучшие виноматериалы из самых престижных винодельческих регионов Кахетии – Киндзмараули, Цинандали, Гурджаани и Ахашени в сочетании с современной производственной базой, позволили марке «Тбилвино» завоевать многочисленные награды на самых известных выставках мира, в том числе в России и Грузии.

На сегодняшний день ассортимент «Тбилвино» включает терруарные вина – «Хванчкара», «Оджалеши», «Киндзмараули», «Мукузани», «Ахашени», «Цинандали», «Вазисубани», «Гурджаани» и высококачественные столовые вина – «Алазанская долина», «Бахус», «Манави», «Тбилиси». Сочетание цены и качества этих вин являются одними из самых лучших в Грузии.

Сергей ekb:
Вопрос был о производителях вина, не о районах, где выращивают виноград. Не в поселках же на тротуарах вино разливают, на этикетках обычно указывается название винзавода.

toptishka:
Вино к определенным блюдам обычно берут. Например, к мясу хорошо идет, Саперави, Мукузани, Напареули.
Алазанская долина, Ахашени к сырам, десертам.
Здесь главное - что за компания производит вино, тк сейчас столько производителей, хз... Недаром одно время запрещали импорт грузинских вин, ибо завалили своим фальсификатом всю Россию.

таймень:
Именно так в Грузии указывают место производства ,с указанием ,где разлито., и именно в поселках его разливают .
Уважаемые , сами прокатитесь по Грузии , и все станет просто и ясно .

таймень:
Уважаемые , сами прокатитесь по Грузии , и все станет просто и ясно .
таймень:
Алазанская долина, Ахашени к сырам, десертам.
Зачем вы сюда зашли? Грузия это страна , без всяких ваших приблуд .
Страна которая сохранила единство людей , и так же качество продукта. Повторюсь , приезжайте ,смотрите , думайте .
И кто не был , не обращайте внимания ,на письмена медвепутов.

Круто , ещё бы реальный адрес производства указали
Компания ТБИЛВИНО находится по адресу 380053, Грузия, Тбилиси, просп. Сараджишвили, 2.
Предприятие осуществляет свою деятельность в следующей отрасли промышленности: Пищевая промышленность.

Продукция предприятия
Производство / продажа вина виноградные, вина десертные, вина крепленые, вина столовые.

К чему вопрос об адресе был? Вы считаете, что Тбилвино какая-то мутная, левая компания? Так и скажите. И каким образом левая, непонятная компания способна официально мегалитрами производить и продавать вино?

таймень:
Вопрос к тому , что данная компания просто продает ,а не производит .Только и всего .И как всякий продавец стремится купить дешевле продать дороже , что сказывается на качестве продукта .
Просто повторюсь , покупайте грузинские вина от производителя, с завода. В Тбилиси виноград не растет.Не хочу раздувать эту тему , каждый выбирает свое.

В последнее время очень много отчётов про Грузию, и каждый положительный. Это самая большая моя мечта, но, пока неосуществимая. Спасибо за ваш рассказ, за фотографии - хоть и виртуально, но показали многое, что хотелось бы увидеть. Чувствуется, что вы очень позитивный человек, удачи вам!

Интересный рассказ, мечтаю тоже посетить Грузию.

Хорошее описание поездки.

манаков дмитрий
Давайте ещё в больницах над краватЯми ставить кресты и мемориальные таблички! Вся эта атрибутика должна быть на кладбище. И только там!

Антон
Осилил я Ваш отчет о поездке в Грузию. Очень мне понравилось! Сам собираюсь и готовлюсь поехать в следующем году в эту страну. Готовлюсь пока на уровне отзывов, читаю, вникаю, изучаю. И мне все больше и больше хочется туда поехать.
В общем спасибо за отзыв, он лишний раз подсказал мне, что я на правильном пути..

Интересно, узнал много нового. Всегда любопытно посмотреть на чужой опыт. А вот наше первое путешествие по Центральной России и Калмыкии, если интересно загляните почитать: http://hramputi.ru/rossiya-kal mykiya/ Потом расписал по всем регионам. Отправились в первое путешествие автостопом и в итоге проездили пол года с палаткой :) Калмыкия особенно впечатлила резкими переменами ландшафта и сильным ветром. Зато после купания и стирки одежды в реке, высыхаешь на таком ветре ровно за 5 минут :)

Антон:
Конечно, на правильном! Главное, чтоб желание было, а возможность поехать всегда найдется! Я вот еще пару лет назад даже и не думал о таком направлении как Грузия, а теперь все чаще понимаю, что готов туда снова и снова возвращаться.