|
В отчете описан спортивно-познавательный автопробег по маршруту Нижневартовск, Сургут, Когалым — Новый Уренгой — Ямбург (Обская Губа) и обратно, совершенного с 9 по 17 сентября 2010 г. Такая экспедиция в Ямбург совершалась дромовцами впервые и должна была завершиться 13 сентября. Она не планировалась как «экстрим», но получилась таковой в силу обстоятельств — столкновением с природными стихиями.
Изложение вольное, события в некоторых главах идут не в хронологическом порядке — для того, чтобы было интереснее читать. То же относится и к некоторым фотоснимкам.
« Дерсу, а огонь — он тоже скажешь живой что-ли?
— Огонь — тоже Люди. Огонь, Ветер и Вода — это три сильный Люди...»
В. К. Арсеньев, «Дерсу Узала».
ВВЕДЕНИЕ. Как всё начиналось (глава не очень интересная, ознакомительная — чтобы показать своё «я». Можно пропустить)
Начиналось всё, как всегда, незатейливо. Некий друг по имени Паша, охотник и рыболов, сказал однажды: «Жень, а поехали порыбачим на Карское Море? С семьями, кемпингом, отдохнём, а?». На что я ответил: «Ну, поехали, а где это и как туда ехать?». «Это Обская Губа, как ехать — не знаю», — был ответ. После этого я стал изучать карты и смотреть на землю ЯНАО глазами спутников посредством Google Earth.
Справка: О́бская губа́ — самый крупный залив Карского моря, эстуарий реки Обь, расположен между полуостровами Гыданский и Ямал. В восточной части залива от него ответвляется Тазовская губа, в которую впадает река Таз. Длина залива — более 800 км, ширина от 30 до 80 км, глубина до 25 м, освобождается ото льда, кроме южной части, в июле и покрывается льдом в октябре. Населённые пункты — Новый Порт, Ямбург,Мыс Каменный. Грунт в губе — вязкий, синий ил, береговые же отмели и банки песчаные. Волна в губе очень крутая, короткая и неправильная. Вода в губе пресная и очень мутная. Берега губы совершенно безлесные, однообразные, с западной стороны обрывистые, с восточной более плоские или бугристые. Почва на берегах болотистая; выкидного леса (плавника) на берегах почти не встречается.
Я нашел только одну дорогу — ведомственная закрытая дорога в пос. Ямбург. Узнав всё это, друг быстро потерял интерес, т.к. края неизведанные, и это уже не выглядит легкой семейной поездкой. А я его не потерял, а только нашел…
Крестиком обозначено место нашей встречи.
Эта мысль — съездить по малоизведанной дороге за Полярный круг — поселилась в моей голове как вирус, как червь, который извивался, рос и не давал мне покоя. Я вынашивал эту мысль, как вынашивают детеныша, и старался не распространяться об этом людям, далёким от этого. Началось капитальное «рытьё носом» интернета и опросы всевозможных знакомых. Полученные результаты были негусты и противоречили друг другу (см. главу «Автопробег Обская Губа-2010 — разрушитель легенд»). Я безуспешно пробовал подстрекать на участие сургутский клуб внедорожников «Штурмовик». Первая попытка выехать туда с двумя друзьями из Сургута всё же была предпринята на майские праздники. Мы составили и отправили факсом письмо о разрешении на въезд. В ответ мне позвонили и сказали, что такое вообще-то не практикуется, и для въезда нужны еще пограничные пропуска, т.к. Ямбург и прилегающие территории — приграничная зона. Начались новые поиски. Погранпропуск оказалось оформить просто, но очень долго ждать (больше месяца), только если не уговорить начальника погранотдела в г. Салехарде оформить его быстрее, но он — подполковник Куманёв — находился в командировке, и я понял — не успеваем. Так сорвалась первая попытка…
Вторая попытка готовилась уже более основательно и заранее. Планирование шло на осень. По опыту турпоходов моих и моих друзей мне известно, что в длительно-подготавливающийся поход обычно идет 50% заявивших. Следовательно, думал я, чтобы поехало 5-7 человек (оптимальное количество людей для таких поездок), нужно набрать не меньше 10-14 желающих! Стало ясно, что в Сургуте столько народу не собрать, и я дал объявления на Drom.ru (тема «Путешествие по ЯНАО») и местные сайты джиперов + на внутренний сайт своего предприятия. Откликнулось 11 человек (география: Сургут, Когалым, Ханты-Мансийск, Ноябрьск, Нижневартовск, Стрежевой). Уже неплохо, идём дальше — отправили заявления на погранпропуска, пока их ждали, отсеялось три чел. По ходу дела происходили обсуждения — кто что берёт с собой, также был изготовлен флаг « Drom.ru 86/89 регионы». Разрешение на въезд написали на восемь человек, пошли притирки по датам (кто в отгулы, кто в отпуск без содержания, кто в отпуск). Перед самым выездом отсеялось еще три (а мы уже подстроились под них по датам!). Как видите, туристический закон сработал! И вот они, пять участников — Эвелина, Лена и три Жени (мне кажется, это единственное фото, где мы все пятеро):
Слева направо: Женя-Прадо («avens», Когалым, TLC Prado), Женя-Тагер («Шевген», Нажневартовск, ТагАЗ Tager), Эвелина («shes», Когалым, ВАЗ-2115), Лена ( — , Когалым, пассажир), Женя-Форестер («V-17», Сургут, Subaru Forester).
Вот рассказ Эвелины, как и почему она поехала:
«У меня была мечта: посидеть на краю земли свесив ножки, смотреть вдаль на горизонт и при этом пить ром. Где этот край находится, я не знала…
Сидя на данном сайте (Drom.ru — прим.ред.), читая про путешествия, наткнулась в региональном форуме на тему: «Путешествие по ЯНАО». Оказалось, что этот край земли находится почти рядом, всего лишь 1 000 км и туда не так-то просто попасть. Для начала нужно было оформить пограничный пропуск, затем промысловый. В итоге пропуска оформлены, компания собралась из разных близлежащих городов. Конечно, было страшно отправляться в такое путешествие с незнакомыми людьми, тем более знакомство произошло в первый день нашего путешествия. До этого мы общались по интернету и по телефону, через сайт договаривались о поездке, маршруте, продуктах и т.д. При встрече оказалось, что все мы в душе романтики и приятные люди, которые еще не знали, что нас ждет впереди…»
Глава I. Встреча у Когалыма, или «100 верст бешеной собаке не крюк» (немного о Шевгене-Tager и о том как мы стартанули)
Так как есть более короткий путь на север из Нижневартовска (трасса идет на Когалым минуя Сургут), встретиться было решено на перекрестке трассы Сургут — Муравленково — Пурпе с дорогой из Когалыма, которая идет на северо-запад (на этом перекрестке есть АЗС «Лукойл», отмечено крестом на карте во «Введении»).
В общем 9 сентября, после сборов все выехали на этот когалымский перекресток. Тут надо заметить одну деталь. Женя-Белый (он же Женя-Тагер) вспомнил по дороге из Нижневартовска анекдот. Но об этом пусть лучше он расскажет сам:
«100 км до Лангепаса я проехал, наслаждаясь окружающими пейзажами, пустой дорогой и отсутствием доблестных сотрудников ГИБДД. Проехав город, вспомнил цитату с БОРа: «Самая популярная первая фраза в любом походе: "А знаете, что мы забыли?!"». Посмеялся про себя, подумал, что неплохо быть не забывчивым.
Проехав еще 20 км, я резко вдарил по тормозам. «Черт возьми! Я же погранпропуск забыл!»
Позвонил Жене V-17, позвонил девчатам, предупредил всех о том, что задержусь… Пришлось возвращаться в Нижневартовск. Второй раз, следуя из Нижневартовска в Когалым, гнал изо всех Тагерских лошадиных сил и был два раза оштрафован (500 рублей наличкой и протокол на 300 руб.).
Короче, вместо восьми утра с когалымчанами я встретился в час дня. Девчата встретили меня на посту на въезде в Когалым с российским флагом (их даже местный гаишник попросил убрать флаг и прекратить демонстрацию)».
После всех этих передряг, наконец, все встретились. А погранпропуск так и не пригодился :).
Примечание: нас пятеро, но так как надо кому-то фотографировать и штатива мы не взяли — на всех фото не больше четырёх человек.
Через некоторое время мы пересекли границу ЯНАО.
После того как миновал поворот на Ноябрьск, началась такая красота, я вам скажу! Это не описать и даже не передать с помощью фото. Золотая осень, лиственницы, солнце, воздух… «Ляпота-а-а», — было произнесено в эфир. Как вы уже догадались, все автомобили имели CB-рации, и это нам в дальнейшем очень пригодилось.
Кстати, если в ваших краях растут лиственницы, вот вам рецепт из детства Шевгена: перед Новым Годом, в начале декабря, срезается лиственница и ставится в воду с марганцовкой и сахаром. На НГ она распускается: красиво и елку заменит!
Глава II. Америка в Канаде (речь пойдет о CB-радиостанциях и первому опыту общения на канале 15 AM. Тем, кто имеет этот опыт — главу можно пропустить, или прочесть ради смеха… (надо мной). Фоток нет :)
Рация… Классная вещь, а как ей пользоваться? Друг дал мне MegaJet 600 Turbo с антенной и показал основные кнопки. Пока я ехал один до когалымского перекрестка, положив антенну под лобовое стекло, я постоянно повторял как попугай: «Меня кто-нибудь слышит? Приём! V-17 на связи». «Вот придурок», — думали, наверное, проезжающие. Но тут раздалось «Что хотел?». Вау! Меня услышали! И от радости я чуть не съехал в обочину: « Как с гаишниками на Новый Уренгой?». «А какой участок интересует?». Дальше я замешкался, т.к. дороги не знал, и на какие участки она делится, представлял очень смутно. Но самые приколы начались после Когалыма, когда ехало уже четыре авто.
Здесь надо заметить, что Женя-Prado — самый опытный автомобилист среди нас, и дорогу до Н. Уренгоя он изъездил, как говорится, «и в хвост и в гриву», по работе много раз. И с рациями у него большой опыт. Конечно, по пути мы много болтали меж собой. Он объяснил, что обстановку на дороге он будет спрашивать сам, и что дальность связи на AM-диапазоне невелика, поэтому слышат только проезжающие и попутные фуры. Навстречу проезжают фуры, и тут я слышу диалог:
Женя-Prado: «Америка в Канаде?».
Некто: «В Канаде».
Тут я хотел сказать в эфир: «Ребята вы что, белены объелись? С каких это пор Америка находится в Канаде? Может наоборот: Канада находится в Америке, в смысле на материке Северная Америка». И что за острая нужда в эфире обсуждать с дальнобойщиками географию зарубежных стран? Ну, остановились бы в кафе, чаю попить, спросили бы у меня, я бы всё объяснил: где Америка, где Канада. И про Мексику бы рассказал, и про Аляску многое поведал…
Но шестое чувство подсказало мне, что тут что-то не так и лучше промолчать и слушать дальше. А дальше диалог продолжился следующим образом:
— Подскажи обстановку на Ноябрьск.
— Чистенько было.
— Принято. У тебя один-ноль-восемь машинка работает.
— Принято. Удачи.
— Удачи.
Знаете, на заре развития ЭВМ, один умный человек (не помню кто) сказал: «Машина должна работать, а человек — думать». Сейчас это преподносится, как главный принцип работы фирмы IBM. «Всё правильно: машинка и должна работать, а человечек — думать», — хотелось сказать эфир. Но второе я опять пнуло: «Молчи, дурак!». Тут меня осенило! Ведь обстановку спрашивают, чтоб знать о гаишниках, значит, машинка — это патруль ДПС, а 108 — видимо, её гос. номер. Но при чем тут Америка и Канада? Вот когда остановились в кафе на повороте на Ноябрьск (кстати, кафе не очень), тогда мне всё и вдолбили, что Америка — это большая фура с вытянутой мордой (наши фуры — все «плоскомордные», а вытянутые — американские или Volvo), и что она не в Канаде, а в канале (то есть на связи). А 108 — отметка на километровом столбике для ориентирования! Причем, что интересно, некоторые столбики имеют разные отметки на прямой и обратной сторонах, так вот дальнобойщики умудряются иногда успеть разглядеть обратную отметку.
Также принято спрашивать о местах отдыха, где что находится — кафе, АЗС, направления дорог. Дальнобойщики могут предлагать попутный груз, топливо.
Некоторые особенности, которые я заметил:
Еще пара приколов:
Девчонки: Женя-Forester, по ночевке в НУРе предлагают однокомнатную большую, берём?
— Берём. Только Белого отдельно в ванную поселим — он храпит…
Некто: Место есть?
Forester: Где есть? Говорите!
Некто: Да нет, у вас еще одно место есть для меня?
Низкий бас: Дизельное топливо…
Forester: А… извини, нас и так много… пять человек в однокомнатной квартире.
Некто: Понятно.
Девчонки: Это кто там к нам вклинился?
Forester: Это не они к нам, это мы в их канал вклинились!
Проходит минут 15… Разговор продолжается, и тут вновь:
Низкий бас: Дизельное топливо…
Некто: Почём?
— 14
Forester, в шутку: Может, мне тоже свою канистру с бензином продать?
Некто2, оживлённо: А какой бензин, почём?!
В общем, приколов было много: дальнобои и с нашими женским составом по рации пытались познакомиться и в Ямбурге нас приветствовали, спрашивали, куда таким эскортом из 86 региона едем. Однажды я общался со своими с отключенной антенной (штекер лежал рядом), но все кроме Tager-а меня слышали. А один раз — на 14 АМ и меня тоже услышали. Кстати, если ехать очень близко друг к другу, то соседняя машина тебя не услышит, нужно разбрестись подальше, качество связи резко улучшится.
Глава III. Муравленко. Губкинский
Стела с картой ЯНАО:
Красивые пейзажи продолжались:
Для тех, кто не в курсе — та дорога, что вы возможно видите на карте, Сургут — Когалым — Ноябрьск — Ханымей — Губкинский — на самом деле не федеральная трасса, а закрытая (местами промысловая). Так, между Когалымом и Ноябрьском два поста не пропускают. А федералка идет западнее — левее Когалыма, левее Ноябрьска, на Муравленко (он остается чуть в стороне) и на Губкинский.
Муравленко остается в стороне от трассы. Говорят, заправки тут нигде нет, не знаю — я не видел. Заправляться надо в Губкинском.
Кстати, Губкинский лучше проехать не мимо, как показывают указатели, а сквозь него — сэкономите километров 20, и поселок посмотрите. АЗС «Роснефть» как раз на этой развилке (её называют «штаны»), если ехать на юг. Губкинский — чистый, аккуратный, маленький городок, больше ничего сказать не могу, кроме того, что сказал в главе II (по поводу разговоров по рации).
Радуга по дороге:
Губкинский:
И еще: между Когалымом и Муравленко по правой стороне (если ехать на север) в поле стоит какая-то странная техника, сильно напоминающая небольшой броневик. Очень жалею, что не остановился и не сфотал его.
Далее мы заехали поужинать в Тарско-Сале, но на этом стоит остановиться подробнее.
Глава IV. Тарко-Сале
Мы подъехали к Тарко-Сале, где собирались покушать и встретиться с некоторыми людьми.
Собственно, у Жени-Prado было назначено несколько встреч по работе. И мы остановились около фирменного магазина «Рыба» и достали наш флаг. Тут с Женей-Prado произошел конфуз. Сидит он в машине с опущенным стеклом. Подходит милиционер. Здоровается, говорит: «Я Слава». Женя отвечает: «Я Женя», — и думает, что это означает? Что я должен документы показать на машину и права, или что?. Потом этот Слава, видимо, сказал, что должен был встретиться с ним. Тут Женя вышел из салона, радостный такой, и начал нас всех с ним знакомить, приговаривая: «Это Слава, Слава с «Дрома», знакомьтесь!». Тот со всеми поздоровался, потом тихо сказал: «Я не с «Дрома»…». Пауза... «А-а-а... Это по работе!» :) Мы от души посмеялись и отошли.
И вот тут к нам подошел уже самый настоящий дромовец Максим (ts162). Он привел нас в кафе, где готовят вкусную пиццу. Его девчонки (жена Оксана и дочь Маргарита) как узнали про нас, тут же примчались в кафе пообщаться с нами.
В пиццерии. Слева направо: Шевген, Лена, shes, V-17, Оксана, ts162. Где чьи ноги внизу понятно, а чьи вверху — нам неизвестно.
Затем они прокатили нас по городу и всяким интересным местам. Опять же, рассказали, где есть нормальный бензин. Мы сфотались у стелы (слева направо: Шевген, ts162, Лена, V-17, shes):
Тарко-Сале — типичный северный городок, где старые деревяшки соседствуют с ультрасовременными сооружениями.
Еще там есть красивая церковь, но по причине позднего времени фотография вышла не очень. Поэтому привожу фото из коллекции ts162:
Самое главное, что на обратном пути — мы остановились ночевать у Максима (ts162), и они угостили нас свежесоленым муксуном, груздями и самогоном :). И вообще — они просто замечательные и интересные люди! Шевген ночевать на обратном пути (из Ямбурга, 16 сентября) не стал, так как надеялся без сна доехать до самого Нижневартовка (спешил на работу). Выпал снег, около 5 см, и он рванул, на ночь глядя. Экспресс-поездка ему не удалась: он выдержал только до Губкинского, где остановился подремать. Останавливался он так четыре раза и поспал, в общей сложности, четыре часа.
Затарились по дешёвке (80 руб.) вот такой тушенкой:
Заправка, где есть АИ-95 хоть как-то приемлемого качества, мне не понравилась: похожа на АЗС советских времён (жаль, не сфотал), а АЗС и поставщиков с хорошим топливом вытеснили конкуренты. Бензина АИ-92 в Тарко-Сале иногда просто нет — тогда Максим заправляет свой @@Nissan R’nessa@@ бензином A-80!
Такие столбики в Тарко-Сале — не редкость:
Глава V. Здравствуй, Новый Уренгой! (о городе Новый Уренгой (НУР), встрече с дромовцами и первом ночлеге)
По пути туда (в Ямбург) у нас по плану было заночевать в НУРе, забрать погранпропуск на Лену (т.к. его, видите ли, забыли отправить почтой вовремя и передали самолетом в новоуренгойский погранотдел ФСБ — привет Алёне Анатольевне из Салехарда) и встретиться с дромовцами — Ramboo и Dimas-Pivas.
В город заехали поздно, около 23:00. Мы заранее по тел. нашли однокомнатную квартиру, довольно дешево — вышло по 300 руб. с человека (спасибо shes). Квартира очень приличная, чистая, ухоженная. Всё необходимое есть. Там мы поужинали и отметили шампанским наше знакомство и поделились первыми впечатлениями. Ну а утром попили чаю и принялись за дела и фотографирование.
Вид из окна нашей перевалочной квартиры:
На этом озере летом устраивают гонки на снегоходах по воде.
Новый Уренгой — красивый, богатый северный город. Газпром рулит!
До поездки, Дима из НУРа (Dimas-Pivas) оказал нам большую услугу — он как раз ехал из Сургута в НУР и доставил наше письмо о разрешении на въезд, т.к. даже экспресс-почтой мы уже не успевали. Теперь мы с ним встретились, отыскали вместе погранотдел и забрали пропуск.
Dimas-Pivas и V-17:
Также он рассказал нам, где есть хороший бензин — нужно было заправиться по полной + набрать топливо в канистры, т.к. ни в Ямбурге, ни по пути заправок не будет! Запас по моим подсчетам, должен был обеспечить пробег не менее чем на 700 км.
Бензин на АЗС «Нефто» хорошего качества, но вот количество — подозрительное: в ТагАЗ Tager с баком 70 л каким-то чудом залили 73 литра:
Заправщица объяснила это тем, что в баках всегда есть «место расширения» и предложила вылить обратно и пересчитать каждый литр :).
Тут же мы встретились с ещё одним дромовцем — Рамилем (Ramboo) — на фото ниже он слева. Он, помимо прочего, многое поведал нам про Ямбург (работал там раньше) и дал телефон своего бывшего коллеги Андрея (что впоследствие нам пригодилось), который как раз работал в это время там, по вахте.
Перед предстоящей поездкой необходимо основательно подготовиться, купить на всякий случай моторное масло, подкачать колёса — ведь ни СТО, ни АЗС, ни вообще людей по пути туда не будет. И вообще ничего не будет. И дорога ужасная (так мы думали).
Итак, всё готово, едем на Ямбург!
Глава VI. На Ямбург! (в главе описаны путь от Нового Уренгоя до Ямбурга и сам поселок Ямбург)
Наконец-то! На первом посту (км 5-10 от Н. Уренгоя), как и полагается, проверили промысловый пропуск, паспорта, св-ва о регистрации ТС, багажники, и мы поехали на Ямбург. Природа менялась на глазах.
Сравните фото: природа до Полярного круга:
И после:
Для сравнения, природа Нижневартовска:
А вот и сам Полярный круг:
Вот что напротив него (чтоб не спутать. Как говорится, «Тут играем, тут рыбу заворачиваем»):
Приведу еще несколько загадочных картин природы, которым названия мы придумали сами.
Шаман-гора:
Шаман-огонь:
Шаман-река:
Кто не видел карликовых берез, посмотрите, как Шевген заблудился в них (видите, какое у него растерянное лицо?):
Дорога на Ямбург закрытая, движения по ней почти нет, что видно на следующих фото.
Не доезжая Ямбурга, дорогу преградил второй пост службы безопасности. Здесь уже всё смотрели более досконально, записали в журнал и провели краткий инструктаж, куда можно и куда нельзя. А также предупредили, о чём и мы вас предупреждаем: Внимание! На всей территории до Ямбурга любая фото-, аудио- и видео-съемка запрещена! Поэтому всё, что вы увидите ниже — не есть фотографии, а есть рисунки, являющиеся чистым вымыслом авторов и работой компьютерных художников и дизайнеров!
Еще немного пути и, как говорится, мы ехали-ехали и наконец, приехали (рисунок):
Далее идут рисунки Ямбурга.
Храм святого апостола Иоанна Богослова:
Гуси (дикие) прямо в поселке (через дорогу от Храма), непуганые. (Столб — для масштаба, они метрах в 30 от него, в 60 — от меня):
Куропатки. Вообще непуганые:
Метеостанция:
Вид на посёлок:
Вахтовики ГДЯ (ООО «Газпром добыча Ямбург») живут вот в таких модулях, на «курьих ножках» (под некоторыми можно свободно пройти в полный рост):
Рисунки модуля внутри:
В таком модуле можно жить, не выходя наружу, сколько угодно. Внутри есть всё: номера, столовая (цены см. в главе про разрушение легенд), продуктовый магазин, промтовары, одежда, ТВ, душ, и т.д.
Как оказалось, в поселке есть музей, где нам рассказали много интересного (не пишу — долго рассказывать). Несколько рисунков из музея.
«Край или начало?» (пол в музее):
Кость мамонта, найденная в районе Ямбурга (длина больше метра):
В музее:
Поселок посещали оба последних президента (Путин и Медведев), В. В. Путин написал своей рукой такое поздравление (оригинал):
Когда мы заехали в Ямбург, то встали на стоянке около храма. К нам подъехали представители управления корпоративной защиты (служба безопасности). Они уже были в курсе того, что мы должны приехать. Спросили, где мы решили остановиться (они думали, что ночевать мы собираемся где-то в поселке). На наши расспросы про Обскую Губу, про погоду и место, где бы можно было разбить лагерь на ночь, мы так и не получили внятного ответа. Показали примерное направление в порт и уехали.
После фотографирования на Губе в порту, мы побоялись ехать по «пляжу» в сторону от порта для поиска места стоянки, и вернулись к поселку. Решили попробовать подъехать к губе по проселочным дорогам, указанным в навигаторе. Первая же уперлась в шлагбаум перед водозабором, туда нас не пустили.
В итоге, после звонка Андрею (знакомый Рамиля-Ramboo, который работал по вахте в Ямбурге), проехали немного севернее порта и съехали там к берегу мимо вагончика браконьеров. Далее вдоль берега мимо креста и памятного камня бригадиру комсомольской стройки Ямбурга, погибшего в конце 80-х гг.
И наконец — то, ради чего мы так далеко ехали:
Это, товарищи, начинался шторм. Ветер на Губе в день приезда был такой, что я видал только в фильмах, про альпинистов, где у тех срывало палатки. Но о том, что это начинался шторм, мы узнали значительно позже… Мы думали, что это нормальная погода для Обской Губы. Так мы встретились с одним «сильным людем», о которых говорил Дерсу Узала (см. эпиграф к отчету).
От восторга и восхищения, что оказались на краю земли, мы, как сумасшедшие, начали бегать по этой косе, а некоторые даже по воде, орали, пищали и визжали. Там же у нас состоялась большая фотосессия — нас, наших машин, «моря» и горизонта.
Видно, как «сильный людь» гнёт нам древко флага:
Мы мелочь в сравнении с природой:
После этого Женя-Prado поехал домой, в Когалым. Так и было запланировано: он уезжает в этот же день, его ждет работа. А что касается нас — впереди нас ожидала одна ночёвка (и + одна в запасе).
Тогда мы еще не знали, что нас ждёт встреча с еще одним «сильным людем», и сколько дней мы здесь проведём. Но об этом позже. Наступал вечер, и нужно было разбивать лагерь…
Глава VII. Хижина дяди Тома (первый день и ночь на Обской Губе. Это запомнилось как радостное, беззаботное и безоблачное времяпровождение)
Проводив Женю-Prado, мы решили найти укромное место, т.к. на самом берегу было сыро и ветер дул «реальный», штормовой. Вначале мы нашли большое ущелье (видимо, устье реки, «седловина») и Tager даже смог туда заехать. Начинали делать навес-ограждение от ветра, но ничего не выходило — упоры падали, навесы срывало: ветер там был всё равно сильный, и, что интересно, дул в разные стороны. Как бы ты не захотел сходить по малой нужде — всегда выходило против ветра.
Проехав вдоль берега дальше, два Жени обнаружили более закрытую со всех сторон седловину со сторожкой (полу-землянка, полу-домик) и всяким хламом на территории. Стемнело. Выглядело жилище очень жутко, когда привели туда остальных, все хором сказали: «Нет!» Мне и самому было страшно, даже в домик зайти я в первый раз побоялся (но постучался) — вдруг выйдет хант или ненец и пальнёт по нам, или придет ночью и проколет нам шины. Но место это очень удачное в плане ветра и к тому же обжитое! Я позвонил вахтовику Андрею и навёл справки, что тут за «хижина дяди Тома». Он сказал, что бояться нечего, ночуйте, это мол, местные рыболовы (хотя оказалось не совсем так). Мы осмелели, осмотрели хижину и начали устраиваться на воздухе — по плану предстоял ужин, шашлык, праздник души и живота. Палатки ставить я сразу отказался, т.к. они не предназначены для таких ветров.
Справа видна хижина. Забегая вперёд: это фото сделано на следующий день и на ней видно, что вода уже подошла ближе.
Наши авто стояли на песчаном берегу. Здесь надо сделать важное замечание. Кто-то из нас (кажется, Шевген) предложил поднять наших железных коней с берега повыше, на пологий заезд, дабы их не засосало в песок. Это было мудрое решение! В следующих главах поймёте, почему.
Для того чтобы быстрей обустроиться и приготовить ужин, мы разбились на две команды: Шевген и Эвелина занимались тентом, а я вместе с Леной занимались костром. Очень хотелось поесть и отдохнуть после дороги. И тут началось: повесили тент так — сдуло, сяк — сорвало. Вкопали столбы, привязали к ним. Дует. Привязали еще пленку сверху. Все равно дует, но лучше уже не получалось. В это же время обустраивали и разжигали костер, который дымил именно в сторону тента. В общем, через два часа работы вышло вот такое, не знаю как назвать, «оно». Беседка, в общем.
После этого мы запалили угли в привезенном мангале. Кстати, дрова для костра мы привезли с собой, т.к. деревья здесь вообще не растут. Достали продукты, напитки и отметили, наконец, наш приезд. Шевген спел нам народную песню «Раскинулось море широко» (как раз в тему). Голос у него что надо, жаль, что нельзя вставить аудиотрек.
Шашлык у нас периодически подгорал, за что нас ругала Лена. В очередной раз, когда подгорал шашлык, Лена с криком «Вы что не следите, шашлык горит!» по ошибке вместо бутылки с водой, взяла бутылку с расслабляющим напитком и полила ей шашлык. И тут на мгновение мангал с шашлыком обрёл что-то типа такого вида (только цвет огня у основания был синим):
Смеялись мы долго.
Не буду описывать всего, что там творилось, скажу лишь, что вечер удался весёлым и немного остановлюсь на переносах костра. Их было четыре. Первые два — дабы дым не дул на нас (все уже закашлялись и прослезились N раз). Но, как я уже писал (и писал), всегда выходило против ветра. Третий перенос костра делали в сторожку (там есть два спальных места), чтобы растопить самодельную буржуйку. Но то ли труба была короткой, то ли из-за отсутствия поддувала — добрая часть дыма шла внутрь дома. Тут мы испытали настоящий «газенваген». (Справка: Газенваген (нем. Gaswagen) — термин, используемый после окончания Второй Мировой войны в научной и популярной литературе для обозначения мобильных газовых камер, применявшихся нацистской Германией в период Второй мировой войны для массового уничтожения людей путём отравления угарным или выхлопным газом). Пришлось вытаскивать костер из буржуйки и нести его обратно, а помещение проветривать!
Здесь я хочу обратить внимание тех, кто решил прочесть отчет «от корки до корки». Запомните наши жизнерадостные лица на этом и других фото! Ниже вы поймёте зачем.
V-17 с налобным фонарём, Шевген с шашлыком и жизнерадостная Лена.
Утром выпал снежок. Но это видела только Эвелина, решившая встретить в шесть утра рассвет. Не дождавшись рассвета, она отправилась досыпать т.к. остальные и не думали вставать. Ближе к обеду все проспались и увидели, что вода подошла ближе к съезду, но не придали этому значение. Мы подумали: «Всё правильно. Утром — прилив, вечером — отлив». Побродили по тундре, сопкам, по воде. Приготовили обед. Вода подошла ещё ближе. Тут мы увидели, что по берегу к нам едет трехосная вахтовка-КАМАЗ. Из него вышел какой-то странного вида мужик и направился прямо к нам, а вахтовка развернулась и тронулась обратно. Мы насторожились. Пока я разговаривал с мужиком, КАМАЗ застрял (водитель не послушал мужика, что нужно ехать по воде, между первым и вторым гребнем, и, прижавшись к берегу, попал в «глиняный язык»). Предстояло его как-то вытаскивать. Я подтащил брёвна под колеса, но водитель махнул рукой: «Бесполезно».
Чтобы проехать вдоль берега на тяжёлой технике, нужно быть чуть ли не почвоведом — знать, где песок твердый, а где «глиняные языки».
Из разговора с мужиком я узнал, что хижина это его, и он вовсе не против, что мы там обосновались. Дойдя до речпорта (точнее ООО «Газфлот», которому и принадлежит будка), сообщать о происшествии мы не стали — мой новый знакомый опасался, что водителю вахтовки влетит. Дальше добрались на попутках до МЧС, с их помощью планировалось вызволить этот КАМАЗ. Но прежде я расскажу подробнее об этом хозяине «хижины дяди Тома»…
Глава VIII. Василий, или второй день на Губе (о местном жителе Василии и помощи МЧС — пойдёт речь в этой главе)
Мужик оказался «местным жителем» по имени Василий. В кавычки я взял потому, что в Ямбурге нет прописки и местных жителей там быть не может по определению. По национальности он коми-пермяк, житель тазовского района ЯНАО. А вот по призванию он ненец, председатель ненецкой общины — малочисленного народа Крайнего Севера, занимающегося оленеводством на территориях надымского и тазовского районов ЯНАО (так поделили пополам Тазовский п-ов).
Если вам приходят на ум всякие анекдоты и байки про чукчей — разрешите вас, мягко говоря, обломить. Василий — охотник и рыболов, оказывающий помощь ненцам, обладает эрудицией, которой лично я, человек с в/о, позавидовал. Его чувству юмора позавидует любой КВН-щик, а силе и здоровью — спортсмен (Василий не имеет вредных привычек).
Опишу один случай: на следующий день, когда сильнее подмыло берег, мы с Шевгеном решили поднять повыше вдоль заезда вынесенное когда-то прибоем бревно (может пригодиться нам для съезда). Бревно было длинное, мокрое и оказалось для нас двоих неподъёмным. Мы смогли только оттащить его немного и плюнули «и так сойдёт». Каково было удивление, когда мы увидели это бревно через день в лагере — Василий затащил его сам, в одиночку!
Посмотрите, как он выглядит в свои 58 лет — не больше чем на 48! «За это я благодарен организациям, которые гоняют меня, уничтожают мои постройки (т.к. они незаконно построены — Прим. ред.). Они заставляют меня шевелиться, а движение — это здоровье», — говорит Василий. Или вот, еще один «рецепт здоровья»: «Говори хорошие слова», — любил повторять он, если кто-то жаловался на жизнь, болезни, или ещё что-то, — «ведь слова могут материализовываться». Но главный секрет, наверное, в его чувстве юмора.
Василий показывает на карте, где он живет и где кочуют ненцы:
В хижине. Рассказывает о нелегкой жизни коренных народов:
Он ловит здесь рыбу, но не на продажу, а чтобы поддерживать жизнь и быт ненцев, обменивать на рыбу продукты, горючее и необходимые предметы быта.
От Василия мы узнали, что прилив и шторм еще неизвестно сколько продолжатся. Он, то ли шутя, то ли серьезно, произнес: «Оставайтесь на недельку-другую — оленей постреляете, я рыбу половлю — на то и проживём!». Его юмора я тогда еще не очень понимал и потому в этот момент испытал первый лёгкий шок. Я испугался за других (их ведь ждут на работе через два дня!), а вернее за то, что они из меня сделают, услышав такое предложение.
Тут мы поняли, что нужно срочно вызволять (вдоль берега) наши машины заодно с застрявшим КАМАЗом, и я пошел с Василием в МЧС, где у него есть знакомые, а остальным я настойчиво предложил «сматывать удочки». В МЧС из начальства никого знакомых на месте не оказалось, и нам решил помочь прапорщик пожарной службы Виталий. Он с помощником пригнал УРАЛ-будку и им выдернули КАМАЗ. Вода к тому времени уже почти полностью заняла песчаную косу. Наши машины можно было поволочить по воде как лодки, но Виталий пожалел их, справедливо заметив, что нашим «джипам» может залить электронику, а «пятнашку» зальет полностью и предложил дождаться отлива.
«А когда будет отлив?» — спросила Эвелина Василия. Тот, глянув на часы, быстро ответил: «Так, через пять минут!» :).
Виталий из МЧС предложил нам перебраться на время в поселок. Мы были, мягко говоря, немного растеряны от всего происходящего и согласились. Заехав машинами повыше (к сторожке), мы сели в УРАЛ-будку и поехали по воде.
Дергаем КАМАЗ:
Едем с Виталием из МЧС в будке:
Вода ближе к выезду на дорогу поднималась УРАЛу по капот, и чем-то в воде (возможно плавающим бревном) пробило решетку и погнуло вентилятор, который срезал в радиаторе дыру. Из капота пошел пар… Дальше мы добрались на выдернутом нами же КАМАЗе.
Так состоялось наше первое знакомство с МЧС пос. Ямбург.
Разговор Виталия с начальством не спорился, и тогда он каким-то образом сам смог договориться о поселении нас в общежитие сторонней организации (бесплатно). «Гостиница минус две звезды!» — пошутил он, но мы, конечно, обрадовались и такой, т.к. уже промокли (кроме штормового ветра еще и дождь лил).
Внешне и внутри она выглядит не очень. Но пол — он с подогревом! Такого нет даже в 5* отеле:
Мы покушали в модуле и, побродив по поселку, стали обсыхать в общаге и коротать вместе вечер.
Так прошел наш второй день на губе. Проснувшись, мы почему-то были уверены, что вода ушла и, выписавшись из общаги, рванули к нашему лагерю…
Глава IX. Как из «форса» сделать «-мажор»
Справка: Форс-мажор (фр. Force majeure, высшая сила) — непредсказуемое событие, не зависящее от действий сторон, участвующих в сделке, но ведущее к нарушению договорных обязательств (например, стихийное бедствие, военные действия, забастовки, революции и др.).
По дороге на берег в поселке нас узнали некие люди (кажется, из МЧС) и предложили подвезти на будке-электролаборатории. Мы охотно согласились.
Будка-электролаборатория везет нас на берег. Лица пока ещё довольные.
Кстати, при спуске к воде их засекли, и по рации они объяснили, что едут не рыбачить, а помогают «тем самым» автотуристам. Значит, мы уже прославились. Спустившись, мы увидели, что вода не ушла, а наоборот, её стало еще больше. Мы пошли по верху к лагерю проведать Василия и наших железных коней. Там мы увидели, что берег уже немного подмыло, и испытали второй по счёту лёгкий шок: «Как мы съедем, когда будет отлив?»:
Но пока сделать ничего нельзя, и мы стали готовить обед:
В этот, уже третий день на Губе (воскресенье, 12 сентября 10г), согласно плану поездки, мы должны были еще утром отправиться домой. Но отлив даже и не думал начинаться. И мы стали усиленно думать, что нам делать, приглядываясь к разной технике,
а заодно общаясь с живыми существам, по поводу того, как бы нам выбраться из этой ситуации:
Живые существа нам пояснили, что рыпаться, мол, вам нечего: если тянуть тягачом по тундре — мосты или ещё чего оторвём, и экологи, если увидят тяжёлую технику на тундре — потом не отвяжутся, так что сидите и ждите отлива. Еще они заметили, что работают здесь по 10-15 лет и не видели такого сильного прилива! Эвелина сказала, что теперь она до самой глубины прочувствовала фразу «Сидеть и ждать у моря погоды»:
Она пошла с Василием в Газфлот (2 км от лагеря) узнавать прогноз погоды (в дальнейшем мы узнавали прогноз по телефону). Сотрудники Газфлота были несколько удивлены появлению автопутешественников в этих краях, но прониклись сочувствием к нашему положению и оставили свой телефон, сказав прогноз и расписание его обновления со спутника. Прогноз нас не утешил — шторм может продолжаться минимум — три дня, максимум — до зимы! Делимся еще одним их советом с читателями: Прежде чем заезжать на море, необходимо узнать прогноз в ближайшем порту. Оказывается, за сутки до нашего приезда было штормовое предупреждение по всему побережью.
А откуда б мы заранее знали, что и кого надо узнавать? Газфлот заметил, что по их записям такого прилива не было с 1974 года, и если трап с судна раньше у них стоял так (показали горизонталь), то теперь вот так (показали ладонь наклоненную вниз на 45 гр).
За время пока они ходили в Газфлот, Василий каким-то образом изменил мировоззрение Эвелины и сказал: «Если ты не можешь изменить ситуацию — измени своё отношение к этой ситуации». После этого она действительно нашла позитивные моменты в нашем «заточении», стала любоваться природой и сделала массу замечательных фоторабот!
А природа здесь особой красоты, не правда ли? (морошка; ягель; мокрица и неизвестный мне цветок)
Как говорится, в любой плохой ситуации можно найти свои плюсы. Настроение у Эвелины стало приподнятое, жизнерадостное, и это несмотря на то, что она рисковала больше всех — своей работой.
Справка: Мажор: 1) муз. двенадцатиступенчатый музыкальный лад с характерной радостной окраской звука. 2) перен., разг. радостное, приподнятое настроение. 3) […].
Теперь я начинаю понимать, почему такие ситуации называют форс-мажор. Предлагаю посмотреть еще, какие фотошедевры смогла сделать Эвелина обычной мыльницей (мы всего этого не замечали по понятным причинам):
Вечером был интересный эпизод. К нам в лагерь (пешком!) пришли двое в штатском. Вернее, в камуфляже. Это были работники службы корпоративной защиты (СБ). Они поинтересовались, всё ли у нас хорошо, есть ли всё для нашего жизнеобеспечения и правда ли, что TLC Prado смыло в Обскую Губу? (так как они знали, что приехало четыре автомобиля, но здесь видят только три) :). Тут мы, конечно, посмеялись и объяснили, что Женя-Prado давно уже дома вместе с машиной. Они ушли.
Заночевали мы в лагере. Так прошел наш третий день на Губе, 12 сентября.
Глава X. Большой босс (о нашем последнем оплоте в этой истории. Но история на этом еще не заканчивается)
Понедельник, 13 сентября (четвертый день пребывания на Губе) начался как обычно: завтрак, приготовление обеда, прилив продолжается:
Ёкорный Бабай, мы уже и видеть не хотели эту Обскую Губу!
Еще и берег размыло! Забегая вперёд скажу, что на месте нашего пологого съезда после отлива образовался обрыв в 2,5 м. Вот схема, которая иллюстрирует, что собственно произошло:
Нужно было чем-то заняться, и я решил поохотиться на дичь. А чем? Сети уже стояли, но в них никто не залетел. Пришлось охотиться руками, и таким макаром была добыта куропатка в количестве 1 шт.:
Птичка вкусная, но об этом, оказывается, знал не только ваш покорный слуга, но и местные собаки (полудикие). На ночь птичка была оставлена под тарой (коробкой), чем и воспользовался «ночной дозор» — её сожрали, умудрившись сдвинуть тару на ямку и достав птичку. На следующий день я нашел только перья от неё на горе.
После обеда мы пошли в поселок подзарядить фотоаппараты и сотовые, а так же решили вновь попробовать устроиться в общежитие. А пока шло это действие, Лена каким-то образом вышла на «большого босса», а именно зам. начальника филиала Управления Эксплуатации Вахтовыми Поселками (фУЭВП) по имени Виктор Павлович. Он сказал, мол, дело фигня и выеденного яйца не стоит: «Поехали смотреть ваши машины». «Так мы туда не проедем» — заметил я. «Да что вы говорите?» — парировал он. Мы с Шевгеном смекнули, что он хоть и босс, но еще не понимает, что происходит и спорить не стали, т.к. весовые (должностные) категории были слишком разные.
Мы сели с В.П. (Виктором Павловичем) в КАВЗик, вызванный из УТТ (Управление Технологического Транспорта) и поехали на Губу. По дороге наш автобус сломался (форсунка какая-то накрылась; и кто это из нас такой невезучий?). Погрузились в служебный Pajero вшестером и продолжили путь. Потом нас догнал УАЗ-Патриот с начальником УТТ.
Когда мы приехали на берег, В.П. сотоварищи увидели на месте, где раньше можно было посидеть, отдохнуть и помянуть бригадира-комсомольца, примерно такую картину:
Как вы помните из гл. VI, крест был на суше.
Почесав репу, он сказал примерно то же, что говорили нам живые существа в предыдущей главе. Но зато, он пообещал помочь сделать съезд, оставив номер телефона и устроил нас в высококлассную гостиницу «Ямбург», опять же бесплатно. И в конце добавил: «30 лет здесь работаю, но такого не видел» (кто больше?). И мы опять поняли, что застряли таки здесь на неопределенный срок…
А теперь внимание! Помните, в главе VII я просил, чтобы вы запомнили жизнерадостные лица. Теперь сравните их вот с этими рожами лицами, после такого развития событий (ведь В.П. — это была наша последняя надежда!):
Комментарии, как говорится, излишни. А вот у Эвелины уже сформировался новый, философский взгляд на всё происходящее:
Теперь уже точно — оставалось только ждать отлива. До упора. «А если отлива не будет месяц или два?» — такие мысли мы старались гнать прочь изо всех сил. На этот случай уже обдумывался крайний вариант: оставить ключи от машины в МЧС и уехать поездом или автобусом до НУРа (курсируют по очереди раз в два дня) и оттуда домой и на работу. А что оставалось делать? Потом пришлось бы просить разрешение на въезд, объясняя ситуацию, приезжать поездом и уезжать своим ходом.
Мы, как обычно, звонили по два раза в день в Газфлот за прогнозом с уже надоевшим им вопросом «Не начался ли отлив?... а когда он будет?» и в тридцатый раз обновляя на своих телефонах через GPRS страницу Gismeteo с прогнозом по Ямбургу. Нас интересовало направление ветра. Дело в том, что в Обскую Губу впадает много рек — Обь, Надым, Ныда, с запада — Яда, Оя, Ивоча, Зелёная и др. Да еще и южнее нас, похоже, шли дожди, а ветер был северный и северо-западный. Он-то, со слов Василия, и не давал воде, прибывающей из впадающих в Губу рек (чего только одна Обь стоит!) — уходить в Карское море, ветер «выдавливал» воду к нам. Но ведь ветер и раньше бывал северный, и при этом таких приливов не было! Что может влиять на цикл «прилив-отлив» кроме ветра — положение и фаза Луны? Осадки? Давление? Ягоды !
Глава XI. Влияние арбузов на отливы (научная работа). О том, как начался отлив, и какое влияние на это оказала ягода, привезенная из Нижневартовска
Вторник, 14 сентября (пятый день на Губе), мы запомнили как «день благой вести». Это произошло не случайно, но обо всём по-порядку.
Перед стартом автопробега женская половина состава заявила, что хочет отведать сургутской колбасы (она у нас вкусная) и нижневартовского арбуза. Сказано — сделано. Колбасу мы съели еще в первые дни. А арбуз? Он до сих пор не съеден! Как оказалось, Женя-Белый уже давно косился на него с мыслями: «Это всё из-за него, из-за арбуза этого — до сих пор не начинается отлив, мать его! Нужно его съесть!», и в понедельник высказал это вслух. Арбуз был доставлен (тяжесть! 2 км до дороги) в гостиницу, но все как-то без энтузиазма отнеслись к предложению расправиться с ним, а может, просто плотно поели в столовой. Ваш покорный слуга начал его успешно уничтожать, приняв это поверье. Во что только не поверишь в чрезвычайной ситуации! И действительно — ведь арбуз на 98% состоит из воды, а она-то нам и не даёт уехать! Значит, надо его съесть, тем самым ублажив «сильного людя» по имени «Вода».
Утром, во вторник, ко мне рьяно присоединились остальные:
И как только мы его съели, к нам постучались в дверь нашего трехкомнатного номера. Мы открыли, и вот кого увидели:
«Отлив начался!» — это та благая весть, которую принёс нам Василий. Газфлот подтвердил — отлив идет полным ходом. Чудо, да и только! Как нашел нас Василий — до сих пор загадка, ведь мы никому не говорили, что поселились в гост. «Ямбург». Впрочем, какие загадки — про нас уже весь посёлок знал. И не только про нас — два каких-то рыбака уехали на 30 км. от берега. Их искал вертолет, т.к. связи там, наверняка, нет и пешком по тундре пройти 30 км. не так-то просто. Вертолет мы видели, низко летал. Рыбаков нашли и сняли вертолетом.
Но вернемся к нашей истории. Василий сообщил, что вода начала отходить, берег сильно подмыло, и наша «пятнашка» стоит в такой позе:
(Это Photoshop! — Прим.ред.)
Нет, ну я-то уже привык к юмору Василия и сразу смекнул, что к чему. А вот у Эли сердце дрогнуло. «Улыбнись!» — любил повторять в таких случаях наш новый друг. «А какая теперь красота вдоль берега! Такие пещеры, обвалы красивые — динозавры, чудища из глины природа нарисовала. Вечная мерзлота оголилась, айда смотреть! Фотоаппараты не забудьте!» — так сказал Василий, и мы сразу засобирались.
Воды было еще много, но местами уже оголилась узенькая коса у самого берега. Вдоль нее можно было пройти (в сапогах) и запечатлеть всю эту красоту.
На фото ниже: по словам Василия, упал этот валун ночью. Грохот был еще тот. Там, где Эля (в камуфляже), был съезд. Что теперь будет?:
Вот что стало с памятником комсомольцу — плиточную лесенку от креста к памятному камню размыло:
Глина с вечной мерзлотой:
Пещеры. В одну из таких мы с Леной хотели залезть для фотосессии, но не рискнули. И правильно: на следующий день обнаружили её рухнувшей!
А вот и вечная мерзлота:
Я даже попробовал её на вкус!
Василий пока нас не было, времени даром не терял. На фото: дары Обской Губы — корюшка, щекур, муксун:
Солнышко нас тоже одарило своим светом:
«Вот видите, я был прав — мы съели этот арбуз и отлив начался!» — победно говорит Шевген:
Когда есть чем заняться — время идет быстро. Незаметно приблизился вечер, и мы пошли покупать ж/д билеты Лене. Ей нужно было срочно домой (как вы помните, она пассажир на 2115):
Из гостиницы мы не выписывались (поумнели!), а делать съезд было рано, и на ночь два Жени пошли ночевать в «Ямбург». А Эвелина осталась в лагере и сделала еще массу замечательных фоторабот. Например:
Ну не шедевр ли?
«На следующий день-то уж точно поедем по домам!» — думали мы. Но «сильный людь Вода» пока не хотел нас отпускать.
Глава XII. Освобождение (о вызволении наших машин из плена, наш шестой и седьмой (последний) день на Губе)
Шестой день на Губе, 15 сентября: берег оголялся, а мы наблюдали за воткнутой на берегу палочкой. Ей отметили, докуда достает прибой. (Именно так надо делать, находясь у таких водоемов! И, коль уж мы заехали на ночь, через каждые несколько часов, даже ночью — необходимо было ходить и проверять уровень воды).
После обеда мы пошли в поселок, в УТТ, и началась операция по вызволению наших авто. Приехали к лагерю на УАЗ-буханке, с начальником УТТ и его замом. Все мы увидели такую картину:
Посовещавшись, начальство пригнало К-700 с ножом, он долго пытался что-то сделать:
Для нас с Женей-Tagerом тоже была работа: мы начали сверху срезать откос, чтобы сделать пошире выезд, а песок кидали вниз, для съезда:
Эвелина хлопотала по хозяйству и готовила нам уху из щёкура:
«Кировец» застрял! Долго боролся за свою свободу, а мы слушали отборный русский мат начальника УТТ в сторону тракториста. И наконец, после упорной борьбы, выбрался. Как оказалось, поверхность берега только сверху (тонким слоем) состоит из песка, а под песком — его же влажная смесь с вымытой из берега глиной. Это была настоящая засада. Он пытался срезать сухой грунт с обвалившейся глыбы, но ничего не выходило — это была вечная мерзлота! Мы к тому времени уже обтесали склон и сделали себе дорогу пошире.
«Два солдата из стройбата заменяют экскаватор»:
Через некоторое время приехал погрузчик, но проезжая по месиву, которое сделал К-700, он застрял!
На помощь приехал еще один погрузчик и УАЗ с начальством. УАЗ застрял. Второй погрузчик выдернул первого и УАЗика.
Первый погрузчик развернулся, чтоб уехать и снова сел.
Да… Самым лучшим было бы теперь пригнать пару КАМАЗов с песком. Но они ведь не доедут — тоже застрянут! Все уехали. Берег опустел.
«Ну, всё. Капец! На нас плюнули и послали к такой-то матери!» — подумали мы «хором». День кончался. Хорошее настроение тоже. Но тут… Мы услышали тарахтение, взбежали на гору и увидели такое:
Во! С такими широкими гусеницами точно не застрянешь! Бульдозер нагребал нам с берега почву, но получалось не очень — образовалась настоящая жижа, и всё нагребаемое стекало вниз. Стемнело, бульдозер включил фару и продолжил. А что творилось внизу — мы увидели только утром. Он сделал настоящее болото из глины! Даже если мы съедем вниз, мы не уедем — сразу завязнем! Так ничего и не получилось, пришлось ночевать в лагере, а бульдозерист оставил технику и пошел спать в посёлок.
Утром мы позавтракали, уже не зная, сколько дней мы тут. А это был седьмой день на Губе (16 сентября). Теперь стало уже интереснее: приехал сам Виктор Павлович с бульдозеристом. Как и положено начальству — в костюмчике, туфлях, и тут он … сам сел в бульдозер! Как оказалось не зря — он показывал Александру (бульдозеристу), что и как делать. Они срезали песок сверху (так и надо было делать сразу).
(Обратите внимание на кашу позади бульдозера):
Секрет в том, что В.П. не просто начальник — он бывший водитель, разбирается в технике, умеет работать как головой, так и руками. Довольно быстро получился более-менее нормальный съезд:
После этого они пытались сгрести жижу внизу, и это частично им удалось. Частично — потому что она расплывалась и не хотела так просто уходить. Ну всё, надо съезжать вниз. Мы (Василий, Эля, и два Жени) потратили много сил и притащили деревянные «тапики» для съезда. (на одном из таких мы стоим на фото ниже). Но В.П. сказал: «Ничего не надо! Спускайтесь, цепляйтесь тросом за бульдозер и дело в шляпе!».
Обсуждаем план съезда с Виктором Павловичем:
Итак, OFF-ROAD соревнования прошу считать открытыми! (бульдозер с тросом наготове). Первым стартует ТагАЗ Tager, за рулем — опытный джипер Шевген из Нижневартовска! Пониженная, первая, 4WD, пошёл!... Офигеть, он проехал большую часть пути сам! А автор отчета после увиденного зауважал корпорацию SsangYong… Ну а дальше бульдозер помог ему выехать подальше, на твердый песок.
Остались Forester и «Наша Раша-2115». «Нет! Я не сяду за руль!» — сказала Эвелина-shes, увидев это месиво. «Ну, я сяду» — ответил В.П. Ваш покорный слуга, конечно, хотел испытать Subaru на проходимость, но начальник сказал: «А чего зря бульдозер гонять, соляру жечь, цепляй «пятнашку» к себе, а тебя зацепим к бульдозеру «. Спорить я не стал. И мы съехали «паровозиком» (если приглядеться, можно увидеть два троса):
Эвелина с замиранием сердца наблюдала всё сверху и фотографировала. Но вся операция закончилась благополучно, машины не повреждены!
Бульдозерист Александр отцепляет трос: задача выполнена!
Тут мы «ехали»:
Колесо Subaru после этого:
Итак, мы свободны. «УРА-А-А-А-А-А!», радости не было предела! Но об этом в следующей главе.
Глава XIII. Путь домой
О прощании со всеми, и выездом из Ямбурга по домам. Практически, это конец истории. Но не конец отчета.
Немного возвратимся назад: Шевген на радостях, что наконец-то выехал, надавил на газ и с быстротой реактивного самолета уехал. Мы не поняли ход его движений. Позже он нам объяснил, что поехал на пригорок звонить жене, поскорее сообщить, что он на свободе. Жена сказала, чтобы он возвращался к лагерю и собирал вещи и помогал нам, а то он на радостях про всё забыл.
Когда уже все три авто были внизу, началась эйфория… Первой была Эвелина. Она носилась по горе, поднималась-спускалась по 100 раз с вещами, обнималась с начальником УТТ и Виктором Павловичем, бегала с ведром мыть машину. И никакой усталости! Наши спасители наблюдали и потешались.
Виктор Павлович. Не успели глазом моргнуть, как он уехал (мы отблагодарили его чуть позже):
Автор сих строк в начале вел себя сдержанно. Но после отъезда начальства не выдержал! :) Бегал и орал, а потом на скорости ездил по воде (поток брызг вздымался метров на 10), отмыв тем самым колеса и днище.
Свобода!:
На прощание, Шевген дарит Василию свой охотничий нож (а Василий одарил нас рыбой):
Поехали в поселок. Прощание с МЧС:
Ну вот и всё. Круг почета по Ямбургу с гордо поднятым флагом «Drom.ru». Перекусили в столовой, и к нам опять подошел «человек в штатском», незнакомый. «Сегодня уезжаете?», «Да», «Я из СБ, передам на пост..». Мы выехали из посёлка. Диалог на посту (охранник тот же, узнал нас):
— Багажники открыть! Ну что, путешественники, как ваш автопробег? Насмотрелись на Губу?
— Ага, экстрима хапнули по-полной.
— Знаем, знаем, слыхали. Вам еще повезло, там двоих вертолетом снимали. Кстати, а где ваша четвертая машина, в Губе осталась?
— :) Вы что! Она же раньше уехала!
Мы двинули путь. А в пути бывает всякое, например такое:
SCANIA с щебнем съехала через встречную полосу в обочину и легла на бок (заснул за рулём?). Хорошо, что никого не поймала на встречке. «Кировец» с УРАЛом подняли его наполовину, но дальше не удалось.
Без остановок (не считая заправок) мы домчали до Тарко-Сале, где заночевали у Максима (см. гл. 4) и с помощью его ноутбука обменялись фотками. Ну а дальше поехали по домам. Все знают, что дорога «обратно» всегда короче дороги «туда» и немного навевает грусть. Радует, что дома тебя ждут, ждут твоих рассказов и фотографий. Любят и ждут…
ГЛАВА XIV. Автопробег «Обская Губа-2010» — разрушитель легенд
Речь пойдет о разоблачении некоторых слухов касающихся нашей поездки и вообще севера. Можно пропустить.
Легенда 1. «Вас туда не пустят». That’s myth.
Другие варианты: «Если только у вас начальник службы безопасности — корефан.», «туда даже местных не пускают», «Это очень опасно, оттуда можно не вернуться», «там местный хант пальнёт по вам и некуда будет обратиться — милиции нет».
Ну, по поводу не вернуться — чуть так и не получилось :). А вот попасть туда сложно, но можно, хотя 100% вероятности нет, о чем я всех заранее предупредил, и нами даже разрабатывался план «Б» на случай провала. И, как мы убедились, там есть и милиция, и ГАИ, и МЧС :). И вообще там порядок полный, как в поселке, так и на дороге до него.
Легенда 2. «На заполярном севере цены — пипец!». That’s myth.
Цены там такие же, как и в других городах ХМАО и ЯНАО, что видно на фото.
На фото: автозаправка в Пурпе (похоже, самая дешевая), цены в магазине и в столовой жилого модуля в Ямбурге.
Кстати квартиру на сутки в Н.Уренгое мы сняли за 1,5 тыс.руб., про это нам тоже не все верят. А может нам просто повезло?
Легенда 3. «От Сургута на Нового Уренгоя 850 км». That’s myth.
От Сургута до НУРа 752 км. Запомните эту цифру. Конечно, вы будете заезжать на заправки, покушать и т.п., получится около 760-770 км. Мне Дима (Dimas-Pivas) показывал счетчик — так и есть, а сам я замерял на обратном пути с заездом в Когалым — за вычетом лишнего пути примерно на то и вышло.
Легенда 4. «Туда можно проехать только на джипе!». That’s myth.
Ещё был такой слух: «До Ямбурга 300 км, из них 120 км хорошей дороги, и 80 км — очень плохой, на Forester не проедешь, разве что Tager пройдет, а ВАЗу-2115 вообще соваться не стоит»;
«Вы что сдурели на «пятнашке» туда ехать? Долбанулись, не жалко машин?!»
:) Над этим мифом я вообще поржал. Дорога до самого Ямбурга такая, что если бы во всей России такие были, то и дураки бы из России наверное тоже исчезли. Газпром небеден!
Глава XV. Чем холодней снаружи, тем теплее внутри
Заключительная глава — дань жителям Крайнего Севера, как самым бескорыстным, отзывчивым и чутким людям.
Те, кто живет или когда-либо жил на севере, уже поняли о чем речь по названию главы и ничего им объяснять не нужно. Не хочу обижать «не-северян» и уж тем более жителей аула Куруш (самый южный населенный пункт России), но здесь отношения между людьми немного не такие, как на «большой земле». О Сургуте сказать трудно, т.к. он стал уже каким-то промежуточным между северным и городом «большухи». Но не будем отвлекаться, приступим к главному.
Выражаем глубокую и искреннюю благодарность:
Послесловие и FAQ.
Выводы Эвелины о поездке:
СПЛОШНОЙ БОЛЬШОЙ ПОЗИТИФФФФФФ! :-)
Конечно, мы описали далеко не всё, иначе бы получилась целая книга. Да и незачем это, и так получилось слишком длинно. Не всё шло гладко, что-то осталось «за кадром», а что-то просто выходит за рамки путешествия — это можно написать в отдельной статье (к примеру, есть ещё материалы об Обской губе и Василии).
Получилось 1,5 тысячи фотографий, с десяток видеороликов. Все их поместить в один отчет невозможно, а жаль — осталось много красивых и интересных! Кстати, если кто соберется туда ехать — просьба связаться со мной по электронной почте, дабы передать кое-что некоторым из вышеуказанных людей.
«А где же тут экстрим?» — спросите вы. Не знаю, удалось ли передать ту атмосферу, которая обитала там начиная с третьего дня, но тяжело было больше психологически, нежели физически (хотя тоже — и мокли, и простывали). Хорошо ещё, что мы не столкнулись с третьим, последним из списка Дерсу Узалы «сильным людем», по имени «Огонь». Нам хватило и двух…
Жена следила за ходом событий, по телефону и на сайте, переживала, и, когда я вернулся, спросила: «Ну и как бы ты смог охарактеризовать вашу поездку одним словом?». Подумав секунду, я ответил: «ОХРЕНЕТЬ !». И это было правдой. После таких поездок начинаешь немного по-другому смотреть на повседневные неурядицы, но через некоторое время тебя вновь засасывает «бытовка». А что же остаётся? На этот вопрос пока отвечать рано… Но опыт — это точно!
Возможные вопросы и ответы на них (FAQ):
Поедете ли вы туда еще раз? — Конечно, при случае поедем. Один из нас даже хочет устроиться туда на работу. Теперь-то мы знаем, как следить за приливом-отливом :). Летом там, говорят, хорошо, но очень много гнуса.
Если бы всё повторилось, что бы ты ещё взял с собой? — При такой погоде: экстрим-палатку (против ураганных ветров), ружьё (или большой бумеранг), одежду непродуваемую, болотники, лодку, сети, видеокамеру.
Сколько пробег, сколько затрат? — У вашего покорного слуги из Сургута — ок. 2 200 км (с заездом в Когалым). Сожжено бензина АИ-95 — не знаю, но немало. У «бешеной собаки» Шевгена — 2 800 км (он делал крюк 240 км). Затраты — в основном на бензин. На еду не считали, но вовсе немного, ночевка = 300 руб., все пропуска, помощь — бесплатно.
Как сделать, чтоб меня туда пропустили? — Никак. Лучше ехать организацией (юридическое лицо, или хотя бы общественная, сообщество, содружество, клуб и т.п.). Обращаться нужно к ген. директору ООО «Газпром добыча Ямбург» письмом, контакты есть на их сайте. Но перед этим нужно оформить пограничный пропуск (ждать больше месяца) — образец заявления и адрес могу дать, или найдете в Интернете.
Дайте мне образец письма в ГДЯ, для шаблона. — Не дам.
А в чем суть поездки, зачем туда ехать? — Если у Вас такой вопрос, то, пожалуй, незачем. Сидите дома.
Что с собой надо брать? — Дрова, если хотите костёр. Сапоги резиновые. Непродуваемую одежду. Остальное, как обычно берут в походы.
Когда туда лучше ехать? — Интересный вопрос, сам хотел бы знать точно. В июне там еще льдины на Губе. В сентябре, как мы убедились, +3, холодновато. Конец июля — начало августа, наверное, оптимально. Конец августа говорят, много гнуса. Ну а если экстрим хотите, тогда в любое другое время — 100% попадёте в зиму. В разгар зимы там и -60 по Цельсию — не проблема.