|
Зимняя экспедиция «Южный берег Крайнего Севера» стартовала. 9 января 2011 года рано утром из Новокузнецка. Трое участников клуба путешествий «Тентура» на специально подготовленном для эксплуатации в условиях экстремально низких температур автомобиле Нива отправились в путь. Маршрут путешественников — это 2,5 тысячи километров строго на север. А конечная цель — берег Северного Ледовитого океана.
Портал Drom.ru в прямом эфире будет публиковать отчеты путешественников. Предлагаем вашему вниманию вторую часть — описание дороги от Сургута до моря.
UPD:
В настоящее время экспедиция успешно завершена. Читайте все отчеты о путешествии:
Первая часть: Зимняя экспедиция «Южный берег Крайнего Севера 2011». Гонка началась!
Третья часть, заключительная: Зимняя экспедиция «Южный берег Крайнего Севера 2011». Часть третья, последняя, — от Северного Ледовитого океана до Кемерово
Рано утром выезжаем из Сургута. Потеплело -12, слегка метет. Едем в сторону Ханты-Мансийска. Ромка после вчерашних встреч с родственниками спит. Юра за рулем. Николай, пользуясь устойчивой связью, сидит в сети.
На середине дороги, из обгоняющего джипа указали на заднюю часть нашего авто. Останавливаемся, наш новый глушитель висит оторванный. Да уж мастера хреновы. Колян залез и примотал подручными средствами.
К обеду въезжаем в Ханты-Мансийск. Город оставляет очень позитивное впечатление. Большое количество спортивных объектов. Напоминает Олимпийскую деревню. В Хантах поели в столовой технопарка. Там же в офисе 4geo дали пресс-конференцию местным журналистам.
На выезде, купили рации и кассет. Рации очень облегчили нам процесс видеосъемки. Переехали мост через Иртыш и встали на трассу до Нягани. Заправляемся, от Хантов до Нягани всего одна заправка через 200 км. За бортом -5. Вся дорога посыпана солью и Нива стала грязной. В салоне очень жарко, регулярно открываем двери, проветриваем.
В Нягани были в 22:00. Так как очень тепло, и у нас есть Стрежевская рыба, взяли пива. Юра доезжает до Приобья и сворачивает на зимник. Тут же и встали ночевать. На запах рыбы из ночи вышла лиса.
А на запах пива приехали местные пьяные и позитивные рыбаки на такой же Ниве. Вообще на Оби очень много длинных Нив. Рыбаки пытались одарить Юру гигантскими щуками, деньгами и напоить водкой, но у нас пивной день.
Рано выехали в сторону Игрима и Березова. Зимник в хорошем состоянии, большой трафик, много рыбаков.
В Игриме обедали в кафе Смак, очень вкусно и недорого (для севера). До Березово 100 км. Едем сытые, светит солнышко и тут снова глушак отвалился, еще одно крепление прикрученное кривыми руками Сургутских мастеров не выдержало. На этот раз за ремонт беремся основательно.
Березово проезжаем уже темнеет. Чем дальше на север, тем световой день короче. Солнце в зените едва поднимется над горизонтом. По реке идет все тот же зимник. Внезапно перед нами блестит вода, такого мы не ожидали. Сапогов у нас нет, свежих следов машин тоже не видно. Юра собрав волю в кулак начинает движение Рома и Николай на низком старте, готовые к эвакуации. К счастью перебрались легко. Понятно, что это всего лишь наледь, но все равно неприятно.
В деревне Теги не можем найти выезд на зимник. Мужик указал нам на заснеженную колею. Мы не поверили и нашли другого информатора он указал на ту же колею. Колея петляла по льду проток и русел. Ощущение как будто на катере идешь. Достоверности добавляют речные навигационные знаки. Такой дороги километров 80. Это пограничный участок между ХМАО и ЯНАО, поэтому и не чистят. В местечке Святой Мыс (так он назывался в навигаторе) выехали на зимник и встали ночевать.
Проснулись только в 10, к обеду доехали до поселка Мужи.
Заправляемся, 92 по 28 рублей за литр. Нашли кафе «У Григорича», пообедали. Дорога по прежнему идет по льду Оби. Когда проезжает большегруз лед угрожающе трещит вокруг. За Мужами попадаем в плотный туман. Вокруг все белое, колеи не видно, берегов не видно. Видимость ноль. Подручными средствами, обеспечиваем водителя «устройством туманного видения».
Пилим дальше, темнеет еще раньше. Пересекаем Северный Полярный Круг.
На всем протяжении обского зимника отсутствует МТС, а наш GSM трекер подключен именно к этому оператору, поэтому мы исчезли с экранов компьютеров. Выезжаем к Лабытнанги , появляется я связь и трекер начинает отрисовывать пройденный маршрут. В городе остановили гаишника. Командир нам толково поведал о состоянии зимников и вариантах проезда к морю. Один из немногих встреченных нами, который не охал, не удивлялся и не говорил, что на этой машине вы никуда не проедите. Он подсказал, куда мы сможем на Ниве проехать.
Зимника на Воркуту не существует в природе. В прошлом году джиперы рубились, не прорубились и назад выехать не смогли, замело. Они выехали на железку и создали, какие-то проблемы в движении поездов.
Ехать на Губу, в Новый Порт не хотим, все-таки там не море, а Обская Губа. Собрав всю нужную информацию, выезжаем на Бованенково. Перед отъездом заливаем все емкости бензом, на выходе имеем 130 литров.
Температура -35, небольшой снег. Дорога хорошая, много вахт, грузовиков и другой большой техники. После 75 километра попадаются переметы, но все пробитые. Идем легко.
Вдруг на обочине силуэты. Местные ненцы стоят, ждут, когда их Буран остынет. Поговорили.
Вообще на Ямале коренных много, просто они в тундре пасут оленей, ловят рыбу и песца добывают. Выезжают на фактории, сдают добычу, мясо. Получают продукты, порох, бензин. Вопреки расхожему мнению, хозяевам факторий не выгодно спаивать местных и забирать все за спирт. Это сиюминутная прибыль, ненец алкоголик не будет больше охотится и пасти оленей, а фактория останется без поставщиков.
С утра заехали в факторию на 143 километре. Хозяин Владимир Алексеевич, принял угостил строганиной из муксуна. Много рассказывал про Ямал. У него два вездехода, летом туристы приезжают, он их катает на рыбалку и к ненцам.
Здесь в Заполярье, световой день часа 4. Солнце едва поднимается над горизонтом, раннее утро сразу превращается в поздний вечер.
Дорога иногда выходит на ж.д. пути, попадаются и переметы.
Через 50 километров разъезд Поета. По навигатору до побережья 25 км. Ищем снегоход. Как оказалось снегоходы есть только у ненцев в тундре. И нам, ничего не остается как ,ждать у закрытых дверей фактории, вдруг кто подъедет.
Переночевали в машине, на наше появление местные вахтовики ни как не прореагировали, даже не подходили не интересовались, как-то странно. Колян вышел утром из машины и оторопел, прямо к Ниве подходил гаишник. Инспектор проникся нашей проблемой и пообещал все возможное содействие, но их КамАЗ-вахта стоит замерзший.
Сидим. Начинаем планировать пеший марш бросок к морю. Рассчитали время, продукты, прошли по тундре полтора километра. Очень плотный наст хорошо держит путника. Скорость нормальная, погода шепчет, выход планируем на 3 утра.
Вдруг к фактории подходят две фигуры в национальной одежде — малицах. Ненецкие парни Артем и Алексей, удивились, почему мы живем в машине, когда рядом и общежитие и станция и пригласили нас к себе в чум. Мы сразу договорились, что они свозят нас завтра к морю.
Их стойбище возле зимника на Новый Порт в 10 километрах от трассы. Едем к ним просто по насту. Нива проваливается, Копаем, толкаем, тянем Бураном. Внезапно из тундры появляется вот такое чудо техники. Ненцы из малиц достали мобилы и начали снимать видео. Хотя сотовая связь в районе отсутствует.
Снижаем давление в шинах. Другое дело.
Ненецкая семья оказалась очень радушной. Привезенная нами бутылка водки ушла под сырую оленину. Очень вкусно. Потом смотрели телевизор, обменивались фотками. Перед сном поели вареной оленины. Внезапный перепад напряжения от генератора, оставляет нас без блока питания от ноутбука. На улице было холодно, и Юра остался в машине, что бы ее прогревать. Рома и Николай спали в чуме. В чуме холоднее. Ночью печку никто не топит.
Рано утром к чуму начали подходить олени, милые невысокие скотинки. Мы выезжаем к морю, температура -30. В санях за Бураном трясет нещадно. Два часа тряски, и вот он – Северный Ледовитый!!! Ура!!!
Цель достигнута. Но впереди еще сложный путь назад. С Ямала еще уехать надо.
Первая часть здесь: Зимняя экспедиция «Южный берег Крайнего Севера 2011». Гонка началась!
Путешественники достигли Северного Ледовитого океана и собраются в обратный путь по новому маршруту. Следующий отчет будет об обратном пути экспедиции — следите за обновлениями на Drom.ru.
О подготовке машины читайте на форуме «Путешествия и приключения»: Тентура едет на Север, или как к морю проехать?
UPD:
В настоящее время экспедиция успешно завершена. Читайте все отчеты о путешествии:
Первая часть: Зимняя экспедиция «Южный берег Крайнего Севера 2011». Гонка началась!
Третья часть, заключительная: Зимняя экспедиция «Южный берег Крайнего Севера 2011». Часть третья, последняя, — от Северного Ледовитого океана до Кемерово
Предыдущие отчеты путешественников: