|
Путешествие по «Русскому Северу» всегда привлекали красивыми видами суровой северной природы. И именно зимой можно в полной мере увидеть красоту этих мест и увидеть еще сохранившиеся, но постепенно исчезающие северные деревни.
Остановка на ночлег в Ярославле. Еще целый УАЗик.
В этой поездке я решил посетить те места, где мне не удалось побывать в прошлом путешествии, а именно проехать от Архангельской области до Коми.
Добравшись за день до первой остановки близ г. Пинега, остановился на ночлег в лесном отеле «Голубино». Еще пару лет назад я останавливался в этом месте, когда посещал с экскурсией расположенную здесь пещеру.
Морозное утро предвещало ясную погоду на весь день. Не теряя светового дня, отправился в деревню Красная Горка посмотреть на открывающийся со стороны монастыря прекрасный вид на реку Пинега. Находясь здесь, можно бесконечно любоваться величественным видом бескрайних просторов и думать, что сотни лет назад люди, так же смотря в эту бесконечную даль, решили основать в этом красивом месте деревню и монастырь.
Турбаза «Голубино». Вид на замершую Пинегу.
Вид на окрестность с Красной горки.
Следующей остановкой был поселок Пинега, до начала ХХ в. это был город. Пинега — один из древнейших поселений Архангельской области, первое упоминание 1137 г. В городе сохранились дома купцов Володиных, в одном из которых расположен краеведческий музей, вся центральная часть города сохранила исторический облик и называется Володинским кварталом.
Заправившись на выезде из города, продолжил путь в деревню Кимжа, которая с 2016г внесена в список самых красивых деревень России.
Но по пути в Кимжу на дороге не заметил, как зацепил обочину и не смог вывести обратно машину, в результате чего остановился, уже лежа на крыше. Спасибо водителям проезжавших авто, что сразу остановились и помогли перевернуть и вытащить на дорогу машину. Осмотр машины не выявил серьезных повреждений, и я продолжил ехать по маршруту.
Результат неаккуратного пилотирования.
Подъезжая к Кимже, на пути встретил семью оленей, они испугались машины и скрылись в лесу. Судя по многочисленным следам на сугробах, здесь проходит их тропа.
К середине дня я был в деревне Кимже, она находится на берегу одноименной реки и пересечении дорог на Пинегу, Мезень и Лешуконское, из-за чего является очень удобным центром поездок по всему Мезенскому краю. Пару лет назад путешествуя в этих краях, из-за поломки машины я останавливался в этой деревне на ночлег, даже не подозревая насколько красивая и интересная эта древняя деревня. В ней расположены самые северные ветряные мельницы и Одигитриевская церковь мезенского типа, построенная в 1709 году, которую сейчас полным ходом восстанавливают.
Деревенские набирают на реке воду .
Переехав по льду реку Мезень, я свернул направо в сторону Лешуконского, до которого около 115 км. Дорога идет вдоль реки, и часто открываются красивые виды на зимнюю реку.
Дорога на Лешуконское. Справа Мезень.
Следующей остановкой была деревня Погорелец. Здесь сохранилось много больших домов, на вид которым более 100 лет, но, к сожалению, большинство домов стоят заброшенными. В деревне есть деревянная церковь, но дойти до нее без снегоступов оказалось невозможным.
Занесенная снегом деревня Погорелец.
Зима, как будто жизнь здесь вместе с природой до весны ушла в спячку.
Выехав обратно на трассу, через несколько километров свернул направо по указателю Целегора. Эта деревня расположена на высоком берегу реки и, судя по расчищенным улицам, здесь течет жизнь. Проехав через всю деревню, я увидел, что дорога спускается вниз к реке и идет по льду на другой берег. Из любопытства я решил посмотреть, куда она ведет. На противоположном берегу оказалась деревня Азаполье. На удивление, почти все дороги в деревне были расчищены. Прогуливаясь по деревне, обратил внимание на красные звезды на многих домах, причем на некоторых несколько. Удалось узнать у местной жительницы, что они означают. Красная звезда на доме означает, что житель этого дома ушел на фронт, если звезда в черной окантовке, значит, не вернулся. На одном из домов я увидел 5 красных звезд. Интересно и расположение деревни Азаполье — она имеет автомобильное сообщение с внешним миром только в зимний период, когда замерзает река, в остальное время года выбраться можно только на лодке.
Но, несмотря на это, жизнь в деревне идет полным ходом: работает дом культуры, устраиваются вечера, дискотеки, фотовыставки. В общем, осталось приятное впечатление от посещения. Так как стало уже темнеть, до Лешуконского ехал уже без остановки.
Ледовая переправа в д. Целегора.
Пустующий дом. Из которого на фронт ушло двое жителей.
В Лешуконское я приехал, уже когда стемнело. Заправив полные баки, отправился на поиски гостиницы. Приложение Maps.me показывало гостинцу, которую уже давно закрыли, но благодаря помощи местных нашел гостиницу на Садовой, где и заселился. Вечер 23 февраля провел в местном баре «Бункер», где можно увидеть и прочувствовать весь колорит 90-х.
Утром выехав пораньше, я планировал посетить дер. Большая Нисогора, в которой на высоком берегу расположена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. До деревни дорога идет по берегу реки, по пути сугробы на обочине дороги выше середины автомобиля, встречается небольшая замершая речка Колодливая, через которую проходит дорога. Остановившись около церкви, поразился шикарный видом, отрывающимся на ближайшие окрестности, на изгиб реки Мезень. Даже не представляю, какая здесь красота летом или в «золотую осень».
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Школа в Большой Нисагоре. Вряд ли коридоры этой школы еще услышат детский смех и радостные крики.
Вернувшись на другой берег, на перекресте у дер. Смоленец поворачиваю на указатель Вожгора. Дорога продолжает идти вдоль реки Мезень местами практически по берегу. Отъехал от Лешуконского на 10 км, и мобильная связь (мегафон) перестала работать и, как позже выяснилось, заработала только в Усогорске. По пути заезжаю в деревню Палащелье, знаменитую своей росписью. Здесь находится Предтеченская церковь 19-го века постройки, но в настоящее время закрыта и заметена снегом, как и большинство домов в этой деревне. Не доезжая Усть-Кыма с правой стороны едва заметный поворот, за ним указатель Чучепала, основана 1552 г. Но, к сожалению, почти за полтысячелетия жизнь и здесь стала угасать, домов, в которых еще живут, осталось не более пяти-семи. В 80-е из этой деревни в музей Малые Корелы был вывезен Дом-двор Кузьмина.
Палащелье. Предтеченская церковь.
Одна из нескольких ледовых переправ.
Оставляю на сегодня Архангельскую область и въезжаю в Коми.
Суровые местные байкеры никогда не закрывают сезон.
В Усть-Кыма вновь дорога идет по замерзшей реке на другой берег, правда, на этой переправе лед хоть и толстый, но часто встречаются следы воды. Дорога дальше в целом хорошая, неплохо почищенная. Проехал Койнас, в котором снегоходов больше чем автомобилей и есть работающая заправка, но мобильная связь так и не появилась.
По пути встречается указатель на дер. Вожгора, судя по карте — райцентр, но находится на другом берегу, как здесь летом сообщение налажено, паром или только на лодках — узнать так и не удалось. Вообще, за день дороги встречных и попутных машин встречалось не более десятка. В дер. Большая Пысса дорога вновь переходит на другой берег, где находится Малая Пысса, через пару десятков км встречаю L200 с подмосковными номерами, остановились, пообщались, оказалось, что мы едем теми же маршрутами, но с разных сторон. Далее заправляюсь в Усогорске и в начале десятого останавливаюсь на ночлег в г. Микунь.
Первая остановка на сегодня г. Сольвычегодск. Старинный русский город, основанный в 14-м веке. Свое название получил благодаря соляному озеру и реке Вычегда, на берегу которой он расположен. Город небольшой, население в нем, как в одной панельной 9-этажке (ок. 2000 чел.) Но город с богатой историей и интересными достопримечательностями.
Здесь расположен Благовещенский собор. Сейчас в нем расположен музей, можно подняться на колокольню, с которой открывается вид на город и р. Вычегду. На колокольне можно (даже, как говорят работники музея, «нужно») позвонить в колокол. В этом соборе находится родовая усыпальница Строгановых, которые внесли большие вклады в сольвычегодские храмы и в развитие города.
Еще одной из достопримечательностей является Введенский монастырь, который основан Строгановыми в ХVI в. Попасть внутрь не удалось, т.к. был закрыт. В городе много купеческих особняков, сохранившихся в разном состоянии, но главным из них является роскошный дом купцов Пьянковых, который постепенно реставрируют и, по слухам, в него должна переехать администрация города. Так же в этом городе в политической ссылке был И.В. Сталин, в доме, где он жил, сейчас музей политической ссылки.
Сольвычегодск. Благовещенский собор.
Вид на город с колокольни собора. Я думаю, за последние лет сто вид здесь мало поменялся.
Музей политической ссылки. Дом, в котором жил Сталин.
Река рядом с городом практически никогда не замерзает, поэтому до ледовой переправы пришлось ехать 20 км вниз по течению. Переехав по льду Вычегду, я оказался на окраине г. Котлас. Как потом оказалось, когда проехал через весь город — сильной разницы между окраиной и центром я не заметил. Задерживаться в Котласе не стал, и следующей остановкой был Великий Устюг.
Город жил приготовлениями к празднованию масленицы, повсюду развешаны приглашения на масленичные гуляния и из всех динамиков на столбах постоянно об этом напоминалось. Прогулялся по центральной улице Советский проспект. Не понравилось, что в городе, в который приезжают столько туристов (в январские праздники количество туристов сопоставимо с населением города), так не благоустроены улицы — фасады старых особняков завешаны внешними блоками кондиционеров, главная улица вся в хаотичной рекламе, поразила огромная «бегущая строка», выступающая на полтора метра от угла дома. Несмотря на то что город «Родина Деда Мороза», на отдых с детьми приехать проблематично, т.к. регулярного ж/д сообщения нет — только чартерные поезда в зимний период. Автомобильная дорога до Вологды не самая хорошая, ямы чувствуются даже под слоем снега. Река Сухона, на берегу которой расположен город, стала судоходной только в период половодья. Поэтому красивый, старинный, интересный город во многом не дополучает туристов из-за транспортной доступности.
Вологда. Памятник Е.П. Хабарову, родившемуся под Великим Устюгом. Открыт памятник здесь в 2016 г.
Центральная улица Устюга. Пустынная, несмотря на праздничные дни.
Время уже к закату, поэтому стал подыскивать место ночлега, завтра ранний подъем и в обратный путь домой.
Возможно, из этой поездки я не все узнал, чем меня все-таки привлекает Север в зимнее время. Наверно, возможностью увидеть настоящий кристально-белый пушистый снег до горизонта, который невозможно увидеть в городах. Вдохнуть растворенный в воздухе запах дыма от деревенских печей, увидеть могучие реки, скованные льдом, пообщаться с людьми, для которых эти места родные и насладиться завораживающей тишиной, от которой так отвыкаешь, живя в городе. Даже несколько дней в этих краях дают ощущения спокойствия и размеренности. И по возвращении с грустью вспоминаешь, как быстро пролетело путешествие и чувствуешь, что вновь тянет в дорогу.