|
В поисках края земли
Всем доброе время суток.
Постоянно читаю отзывы и в своих поездках пользуюсь этой информацией, а вот написать о своем путешествии решился только сейчас.
Несколько лет назад в поисках края земли я побывал на Камчатке, которая поразила меня своей первозданностью и оставила неизгладимые впечатления. Но края земли там найти не удалось.
Теперь, благодаря отзывам и фотографиям наших дромовцев, я решил побывать на самом северном побережье России. Дальше лишь Северный Ледовитый океан.
Найти единомышленников, как всегда, оказалось сложно. То никого, то все желающие не влезают в машину. За день до старта пришли последние отказы. В результате стартовал экипаж из двух человек, правда, второго пришлось подбирать по дороге.
Итак. Маршрут: Северодвинск—Няндома—Каргополь—Пудож—Медвежьегорск—Кандалакша—Мурманск—п-ов Рыбачий.
Автомобиль Рено Логан 1,6 л. 2005 года с пробегом 95300 км. С кондеем и эл. пакетом.
1-й день.
В пятницу отпросился пораньше с работы и стартанул.
Трассу Северодвинск—Архангельск именно сейчас превращают в 4-х полосное шоссе, поэтому движение затруднено из-за реверсного движения на некоторых участках. На развилке в Архангельск проводятся грандиозные работы по строительству развязки. Здесь тоже пришлось постоять.
Преодолев этот участок, я надавил на педаль газа до самого Брин—Наволока. Здесь также ремонт по расширению дороги на несколько километров.
До Двинского Березника доехал без проблем. Здесь я должен подобрать второго члена экипажа. Лена ждала меня в условленном месте. Поставили ее машину на стоянку, перекусили, в общих чертах обсудили план нашей поездки и в путь. Договорились, что раз мы в отпуске, никуда не торопимся. Больше будем смотреть по сторонам.
Не доехав несколько километров до Каргополя, мы остановились на берегу реки Волошка. У местных жителей поинтересовались наличием хорошего места для ночевки. Спасибо им за подсказку. Полянка оказалась чистой, с кострищем, хорошим спуском к воде и красивой природой.
Мой Логан слегка модернизирован под туристические поездки. Спинка заднего сидения поднимается к крыше, спинка переднего кресла опускается и получается ровная односпальная постель. Здесь с удобствами расположилась Лена, а я поставил для себя самошитую 1-местную палатку, которая верой и правдой служила мне в пеших и вело походах много лет.
Все приготовления (ужина и ночлега) проходили под свет фонарика. На этот свет налетело много мошкары, но взятая спираль от комаров без проблем решила вопрос комфорта.
Поужинали и провалились в бездонную ночь.
За день проехали 680 км.
Средний расход 6,9 л/100 км.
Средняя скорость 70 км/час.
2-й день.
Встали в 8:00. Утро теплое и солнечное. (Забегу вперед. С погодой нам очень повезло.) Произвели утренние процедуры, совместив их с купанием. Позавтракали и в 10:00 выехали на трассу.
За окном жарко. Почти постоянно работает кондиционер, даря нам легкую прохладу.
Каргополь проехали, не останавливаясь, т.к. там уже бывали.
В 11:00 жара за окном осталась, а асфальт закончился. Сначала была бетонка (бетонные плиты в четыре ряда). Ощущение было езды на поезде, когда постоянно перестукивают колеса, а потом началось что-то невообразимое. В районе д. Гавриловская поднялась такая пыль от впереди идущих машин, что временами не видно было капота своей машины. Несколько раз приходилось останавливаться. Ужасно было еще и то, что кое-кто ехал с выключенными фарами навстречу.
Два участка, 26 и 22 км от Каргополя до границы с Карелией, остаются грунтовыми дорогами. Вероятно, они такими и останутся, т.к. дорога проходит через Кенозерский заповедник.
На обед остановились в п. Пудож кафе «Уют». Обедаем здесь не первый раз, но горелые, каменные блины подали впервые. Попросили заменить на сырники, от которых были в восторге. А блины, оказывается, они сами не пекут, а только подогревают в микроволновке(!).
В 16:50 остановились на перекус, увидев по навигатору речку у дороги. Со второго раза нашли чудесное место на берегу. Огромный стол и скамейки. В речке плещется рыба.
Лена (заядлый рыболов) не удержалась и расчехлила удочку. Не зная какую наживку предпочитает местная водоплавающая, мы попробовали угостить ее копченой колбаской, хлебом, поймали парочку оводов. Обитателям местного водоема не понравились наши угощения, и мы остались без ухи. Зато получили море позитива от этой стоянки.
Перед Межвежьегорском заехали на место расстрела 1937 года «Сандармох».
Материал из Википедии:
Сандармо́х— лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия, в 12 км от Медвежьегорска по автодороге А119 «Вологда — Медвежьегорск», где на площади 10 гектаров в 1937—1938 годах расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей.
Это одно из самых больших на Северо-Западе России захоронение жертв репрессий 1937—1938 годов. Преимущественно, это были спецпоселенцы и заключённые с Беломорско-Балтийского канала (каналоармейцы) и Соловецких лагерей, а также жители окрестных сёл. Всего на этой территории было обнаружено 236 расстрельных ям. Расстрелы проводились тайно, впервые захоронения их жертв были обнаружены в июле 1997 года.
Увиденное впечатляет масштабами. Рядом могилы и памятники славянам, мусульманам, евреям, русским, украинцам, прибалтам… В часовне находится книга памяти, в которой увековечены 7 тысяч имен расстрелянных здесь.
В районе Медвежьегорска заехали посмотреть финские оборонительные сооружения. В скальных породах вырублены проходы, помещения. Все это в нескольких уровнях. Здесь же сооружены огневые точки.
На ночь остановились в 22:30 на берегу озера. Отличное место для отдыха. Правда, из-за больших камней, было трудно заехать.
Комаров нет. Жара спала.
Развели костер. Поужинали. Опять провалились в бездонную ночь.
За день проехали 540 км.
Средний расход 7 л/100 км.
Средняя скорость 69 км/час.
3-й день.
Подъем. Завтрак.
В 8:45 трогаемся в путь.
В 11:50 решили заехать в Кемь пообедать. Это 16 км от трассы.
Столовую нашли с трудом. На здании большая вывеска «Столовая». Вход находим с третьего раза под вывеской «Федеральная налоговая служба». Заходим. Вместо службы магазин «Мебель». Поднимаемся на второй этаж. Перед нами вывеска ресторан «Прибой» — смесь ресторана и ночного клуба. Интерьер описать тяжело. Смесь всего и вся. Пластиковые столы разного калибра, но одинаковые салфетки под приборы и оригинально завернуты приборы. Специй и салфеток на столах нет. Вокруг зеркальные панели стен, цветная мозаика из стекла, блестящие металлические трубы и даже шест посередине зала. Туалет — отдельная песня. Дверь в мужские апартаменты со следами многочисленных взломов. Огромные засовы на дверях кабинок, как будто засовы охраняют стратегические объекты. Раковина существует отдельной жизнью от смесителя, который висит в самой раковине на гибком шланге.
Сил не было искать другое заведение, и мы остались, закрыв глаза на интерьер. Покушали, на удивление, хорошо. Цены демократичны. Меню и сами блюда понравились.
Кемь не понравилась. Дороги отвратительные. Дома обшарпаны. Хотели посмотреть на часовню из фильма «Остров», но желания ехать по такой дороге не появилось.
По дороге на трассу остановились в населенном пункте Сокол, где раньше базировался авиаполк СУ-15.
Сейчас здесь остался лишь корпус самолета, сопла которого замурованы в постамент. Под крыльями подвешены макеты тепловых и радиолокационных ракет, которыми оснащались зти машины.
От Кеми проехали 170 км. Первая остановка АЗС «1008 км». Отель. Кафе. За 2-местный номер просят 1400 руб., но при этом не работает душ. Дороговато без душа. А мы хотели именно в душе снять усталость с дороги.
Поехали дальше.
1058 км. АЗС. Кафе, душ, туалет.
1107 км. АЗС. Кафе. Гостевой домик «Зеленоборский». Канал Княжеской губы.
В 19:20 въехали в Кандалакшу. Здесь надо было выполнить некоторые поручения родственников. Удалось сразу связаться со знакомыми и договориться на завтра о встрече.
Устроились в гостинице «Беломорье», что в центре города. Кстати, можем рекомендовать.
Шел небольшой дождь, но мы все равно решили съездить на смотровую площадку, чтобы завтра на это не тратить время. Насладившись прекрасными видами Кандалакшского залива, стали интересоваться дорогой на «Вавилон». Это лабиринты из камней, построенные до нашей эры. Спасибо местным жителям, которые откликнулись на нашу просьбу. Забыл, как зовут водителя, который позвал своего брата, и они показали наиболее короткий и легкий путь до «Вавилона».
Посоветовавшись, мы решили посмотреть лабиринт сегодня, хотя в планах он был на следующий день. Вместо заявленных 40 минут мы добирались больше часа. Кружили вокруг и не видели. Пришлось просить «помощь друга». Рядом стояли туристы. Они не только показали нам дорогу, но сами пошли смотреть. Долго блуждали по лабиринту в поисках выхода, но никто не остался там. Выход нашли все.
Из дневника Лены: Лабиринт оставляет странные ощущения. По нему можно долго ходить кругами, а можно быстро оказаться у выхода. Совершенно непонятно его назначение, и это завораживает. Считается, что ему около 2 тыс. лет.
Природа здесь потрясающая. Дороги вдоль берега по сопкам напоминают Крым. Такие же виражи и скалы.
А вот обратная дорога к машине запомнится надолго. Дорога идет все время вверх. Поворот направо. Поворот налево. На последние два подъема сил не осталось. Рады были остаться там, но… Если бы вечер был такой же солнечный и теплый, как вчера, то мы точно не смогли бы добраться до машины. Так устали. Я давно не испытывал такого чувства усталости.
В гостиницу пришли в 23:00. За окном еще светло, а в предыдущие вечера в это время мы зажигали фонарики.
Гостиница «Беломорье». Нам предложили на выбор два варианта эконом номера. За 1700 руб. с совдеповской мебелью (но хорошего качества) и за 2200 руб. с современной мебелью и телевизором. Мы выбрали первый вариант. В стоимость номера входит завтрак.
За день проехали 530 км.
Средний расход 7,0 л/100 км.
Средняя скорость 70,8 км/час.
4-й день.
Завтрак. Шведский стол.
После завтрака я отправился по своим делам, а Лена пошла «шопить» по местным магазинам.
Время близилось к обеду. Решили пообедать здесь же в «Беломорье». Комплексный обед 220 руб. Зашли. Ищем раздачу, меню, ценники. Ничего этого нет.
— Выбирайте что хотите, — ответили нам.
Здесь же обедает много финнов. Смотрим, в процессе обеда, а кто и по его окончании, подходит к даме-администратору, называет ей блюда, которые он взял. Дама выносит вердикт: надо оплатить стоимость комплексного обеда (220 руб.) или доплатить, т.к. взято вне списка. У нас с Леной немного отличалось меню, но мы вписались в комплексный обед. Мы так и не поняли принципа этой бухгалтерии. Такой комплекс (или шведский стол) мы встретили впервые.
Подкрепившись, мы отправились в направлении Мурманска.
По дороге заехали на водопад «Черный падун» на р. Колвица. Гранит около водопада черный. Много водяной пыли, кажется, что идет дождь.
За пару десятков километров до Мурманска началась грунтовка. Это делается грандиозная развязка перед Мурманском. Открывается прекрасный вид на город с сопки. Город внизу, как на ладони. Сопки. Дома стоят лесенкой.
Ночлег долго искать не пришлось. У меня был список отелей, адреса, телефоны. Заселились в хостел на ул. капитана Орликовской д.2. «TERMINAL HOSTEL». 2-местный номер за 2200 руб. Кухня. 3 туалета. 2 душевые кабины. Стиральная машина. СОВЕТУЕМ.
Из дневника Лены: Впечатления о хостеле самые замечательные. Если до этого я засыпала от усталости, то в хостеле — от блаженства. Кровати новые. Мягкие матрасы. Везде все новое и чистое. Хостел находится в жилом доме. Два 2-местных номера, один 3-местный и один 5-местный 2-комнатный. Один люкс. Вечером интересуются к какому времени ПРИГОТОВИТЬ завтрак(!).
РЕКОМЕНДУЕМ. т. 25.07.94 8.953.300.31.31
За день 350 км.
Средний расход 7л/100 км.
Средняя скорость 69,7 км/час.
5-й день.
День знакомства с городом. Мы оба ни разу здесь не были.
На берегу Семеновского озера.
Обошли все известные нам достопримечательности, посетили краеведческий музей (очень понравился), были у рубки легендарной подводной лодки «Курск».
В этот день была очередная годовщина гибели лодки. Много людей пришло почтить память погибших. Возложено много венков и цветов.
— Вы знали кого-то из погибших? — спросил я у мужчины, возлагавшего цветы.
— Нет. Я доставал погибших из отсеков, — ответил он.
— А мы участвовали в строительстве «Курска».
— Да, строить приятнее, чем доставать тела погибших…
Посмотрели «Алешу», ледокол «Ленин», Мемориал морякам, погибшим в мирное время, Морской православный храм Спас-на-водах, морской порт, оз. Семеновское, пл. Пяти Углов, Мурманский океанариум.
Он является самым северным океанариумом в мире. Это также единственный в Европе комплекс, где обучаются и выступают арктические тюлени. Самый известный артист Мурманского океанариума тюлень Филя, он является самым возрастным серым тюленем, выступающим в цирках мира. Ему исполнилось 26 лет. Наш самый усатый артист — морской заяц Дик, единственный дрессированный морской заяц в России, умеющий играть на музыкальных инструментах.
6-й день.
После обеда выдвинулись в сторону п-ва Рыбачий. На этой трассе встречается очень много памятников защитникам Заполярья. Остановились у Мемориала «Долина Славы». Случайно обнаружили, что танк можно посмотреть изнутри. Мы не упустили этой возможности и проникли вовнутрь.
Мурманская область. Край земли, а дороги великолепные! Ехать одно удовольствие.
Доехали до Титовки. Погранцы проверили паспорта. Правда, Лена не смогла найти своего, но нам поверили под честное слово. Началась грунтовка и водопады.
На одном из порогов наблюдали, как лосось идет на нерест. Какая сильная рыба! Сколько надо силы, чтобы подняться на несколько метров, прыгая в бурлящем потоке!
Лужи, валуны, торчащие из земли… Приходится осваивать фигурное вождение. Все чаще начинаю жалеть своего Серенького друга. Не его эти дороги. Королями здесь чувствуют себя джипы, которые беспрепятственно обгоняют нас. Правда, одного NISSAN Trial смогли обогнать и мы, но это случайно.
А какие там открываются виды… Останавливаться можно через каждые сто метров или после очередного поворота.
Интересный разговор произошел в дороге. У Лены сын отдыхал в Крыму. В очередном разговоре по телефону она спросила о его планах на сегодня. Сын ответил, что поедут на о. Рыбачий…
— И мы на Рыбачий. Может встретимся?
Сын на крымском Рыбачьем, а мать на другом конце — на Кольском.
Вот очередной спуск и…
Все посторонние мысли прочь. Лена кричит: «Тормози!» Впереди разбитая дорога, большие камни. Кажется, мы приехали. Выходим из машины и оцениваем ситуацию. В это время подъезжают УАЗик, за ним PATROL. Мы наблюдаем за их спуском. Снизу подходит L200. Женщина выходит из машины и поднимается пешком, а два мужика пересаживаются в кузов для утяжеления заднего моста. Спуститься я могу, во всяком случае на пузе скатиться, а вот подняться не смогу однозначно. Этот подъем усеян обрывками буксировочных тросов различных размеров.
Произведя опрос, выяснил, что это самый проблемный участок. Дальше дорога нормальная. Долго ходил вперед и назад, обдумывая, как можно без особого риска подняться. С тяжелым камнем на сердце согласился с Леной повернуть обратно. Не захотелось убивать машину. А ведь на Среднего осталось только въехать. Вот наши координаты N69.35.601 E31.58.502.
На ночь остановились на крутом берегу Титовки. Насобирали очень много грибов, растущих прямо на дороге. В первый раз я ел грибовницу из одних грибов, т.к. их было очень много.
Р. Титовка. Отлив
Очень удивил отлив, который почти осушил Титовку. Что-то похожее видел в Онеге (на Белом море). Там берег оголяется на несколько километров.
За день 140 км.
Средний расход 7,1 л/100 км.
Средняя скорость 63 км/час.
7-й день.
В 12:30 выехали. Надо выбрать маршрут. Предлагалось два варианта: 1. той же дорогой. 2. Через Петрозаводск, Кивач, Белозерск, Вологда, Северодвинск. В процессе долгих и мучительных переговоров был выбран первый вариант.
С погодой нам везет. Прошедший ураган с Великобритании обошел нас стороной. В Мурманске всю ночь лил дождь, а вот туристы на Рыбачьем его ощутили. Им пришлось натягивать на себя всю теплую одежду. Дождь, снег и ветер не дали спокойно провести ночь.
Из дневника Лены: Всю дорогу перевариваю свои впечатления от Кольского п-ова. Не ожидала, что впечатлит больше, чем Крым в прошлом году. Чистейшая вода в реках, большое количество иван-чая. Много путешествующих. Кто на чем. Встретилось несколько групп велотуристов. Семейная пара с ребенком лет 10-12 объехала Рыбачий по периметру. С Питера на поезде они доехали до Мурманска, а потом пересели на велосипеды. А вот мы не смогли. Думаю, для этого нужен джип или мотоцикл. Обидно на последнем спуске поворачивать обратно.
Может, это и к лучшему…
Еще сильные впечатления остались от перерытой здесь земли и большого количества колючей проволоки (думаю, немецкой). Угадываются три линии заграждений. Даже столбики с приколоченной проволокой лежат. Много разрушенных укреплений, окопы, остатки блиндажей. Недалеко проходит дорога, которую построили немцы за два года присутствия здесь. С тех пор ее никто не ремонтировал, но все ею пользуются.
На скалах вдоль дороги не только вандальные надписи «здесь был…» , но и «помни войну», которую мог сделать только альпинист.
Много памятников вдоль дороги погибшим в этой страшной войне. Остановились у «Мемориала Долина Славы». Кстати, проезжающие мимо автомобили подают сигнал.
В общем, я очень благодарна Володе, что он оторвал меня от грядок и кухни. И погода помогла нам поддерживать хорошее настроение.
На ночь остановились на АЗС у поворота на Кемь. Сделали салатик и бай-бай. Первый раз спим оба в машине. Не ожидал, что будет так комфортно отдыхать. Ну и, как обычно, только тело приняло горизонтальное положение — мозги отключились.
За день проехали 670 км.
8-й день.
Подъем, как всегда, в 8:00. Умылись, перекусили в кафе и в путь.
В 11:00 заехали в Медвежьегорск на обед.
По дороге придумали одну вещь. После обгона дальнобоя или другой машины, которая подсказывала, что дорога свободна, Лена решила сама нажимать кнопку аварийки, благодаря за подсказку. А выглядело это приблизительно так: мы обогнали, и она спрашивает: нажимать?
— Нажимай.
И она благодарит вежливых водил.
В 17:00 заехали в Пудож. Отдохнули, накупили сувениров.
И вот подъехали к границе Архангельской области. Здесь заканчивается асфальт и начинается 26 километров федеральной трассы грунтовой дороги, а потом еще 21 километр такого же грунта по Кенозерскому заповеднику. Мы предположили, что здесь никогда не положат асфальт из-за статуса «ЗАПОВЕДНИК». Эту грунтовку преодолевали под большим дождем. Дворники не справлялись, и несколько раз приходилось останавливаться, чтобы переждать заряд непогоды.
Вечер нас застал под Каргополем. На въезде увидели номер телефона гостевого дома «Горница» и позвонили. Снаружи это складской ангар, разделенный на две половины. Вторая половина облагорожена сайдингом и переоборудована под гостевой дом. Внутри довольно прилично. 500 рублей с человека за 2-х местный номер, в котором стоит еще диван. Удобства в номере. Кому нужен только отдых — рекомендуем. (тел.89214841129)
За день проехали 610 км.
Средний расход 6,8 л/100 км.
Средняя скорость 74 км/час.
9-й день.
Подъем в 8:00.
В 9:00 выезжаем.
Дорога до Дв. Березника ничем особым не запомнилась.
В Дв. Березнике нам пришлось расставаться — Лена уехала к родителям в деревню, а я…
У меня еще неделя выходных. Появилось желание махнуть в родную деревню, что в Вологодской области. Ностальгия по детству. Позвонил матери, чтобы сообщить о своих планах. В ответ услышал тревожные нотки в ее голосе. Принял решение ехать домой.
Поздно вечером приехал домой. На этом поиски края земли для меня закончились.
Не очень удачная получилась поездка, но общее впечатление осталось хорошим. Есть повод вернуться в те края снова и увидеть все то, что не смогли в этот раз.
Общий пробег 4315 км.
Бензина израсходовали 315 л.
Общий бюджет поездки 30.000 руб.
Всем ни гвоздя, ни жезла.
Спасибо всем, кто дочитал до конца.