В бархатный сезон по Крыму

07.03.2017 | 32973 просмотра

Собирался написать отзыв сразу после поездки, потом «забил» на это дело, рассказов про Крым на Дроме масса, многим они порядком надоели, одно и то же, все изучено, пройдено, сфотографировано….

Но зимой так приятно читать отзывы про солнечное лето, теплое море……
Не удержался.

Планов посещать Крым в 2016 году не было, как и не было их посещать полуостров до открытия Моста.

Коррективы внесла поездка в аэропорт (в июле отдыхали на Крите). По дороге общались с братом супруги по поводу следующего отпуска, оказалось, что он у нас совпадает. Как и совпадает желание провести его на море, добравшись до него на автомобилях.

Планы дальних поездок зрели давно. Хотел посетить Грузию, Чехию, Италию…. Но так получилось, что поехать вместе мы сможем только по РФ.

И вот, не успев начать отдыхать в первом отпуске, начал обдумывать, куда бы поехать в следующем. Сначала хотел отдохнуть «бюджетно». Рассматривал варианты остановиться на побережье Азовского моря и дополнительно прокатиться в Анапу, Геленджик и другие рядом расположенные города. Но насыщенного маршрута не получалось, маловато находилось интересных мест. Все интересное начиналось ближе к Сочи, а вот ехать туда от Джубги на протяжении целого дня не хотелось. Обратил внимание на Крым, интересных достопримечательностей масса, смущал только паром с его очередями. Так как поездка планировалась в первых числах сентября, решил, что проскочим. Итак, решили — Крым. Ура! Тем более супруга давно хотела его посетить.

Составление маршрута дело хлопотное, весьма трудозатратное в человеко-часах, но дарит много позитивных эмоций в преддверии предстоящих событий. Иногда кажется, что ожидание отпуска, его планирование и обсуждение настолько приятный момент, что приехав домой после него, чувствуешь, что разговоров «до» было больше, чем «после».

В процессе подготовки к нам присоединилась еще одна команда путешественников. Всего нас получилось 10 человек и 3 автомобиля: WV Tiguan (2012), Volvo XC90 (2013) & Kia Sorento (2015).

В составлении маршрута помогло приложение «Крым-Crimea» и отчеты дромовчан. Отдельное спасибо Владимиру (Doctor-surger на Дроме) за его путеводитель по Крыму и личную помощь в корректировке маршрута, ибо, как он сказал, мы попытались объять необъятное. В поездке пользовались яндекс навигатором, проблем не было. Спасибо МТС, который в отличие от других операторов считает Крым Россией и не берет денег за роуминг.

На бумаге маршрут получался следующий (до финальной корректировки):

1-й день 03.09. Суббота

Москва (Лианозово) — Ростов-на-Дону (Отель на Зеленой, Можайская улица, д. 45/114) 1095 км. 12 часов.

2-й день 04.09 Воскресенье. Приезд в Коктебель. Отель «У верблюжьих горбов» (Школьный пер., 30а).

Ростов-на-Дону — Коктебель.

1. Керчь. Крепость Ени-Кале.
  2. Керчь. Гора Митридат + Церковь Иоана Предтечи (все рядом).
  3. Коктебель. Отель «У верблюжьих горбов».

Всего 584 км. 9 часов 4 мин.

3-й день 05.09. Понедельник. Коктебель. Отель «У верблюжьих горбов».

1. Судак. Генуэзская крепость 40 км, 41 мин.
  2. Новый свет. Дом-музей шампанских вин 5,7 км. 10 мин.
  3. Новый свет. «Тропа и грот Голицына» 0,5 км. 2 мин.
  4. Отель.

Всего 84,4 км. 1 час 33мин. Золотые ворота не получится, далеко от трассы, только пешком (7км) или на катере из Коктебеля, там заповедник.

4-й день 06.09. Вторник. Коктебель. Отель «У верблюжьих горбов».

1. Дельфинарий в Коктебеле начало в 10:30. 1,0 км.
  2. Коктебель. Звездопад воспоминаний (обзорная площадка в горах) 7,5 км 11 мин.
  3. Коктебель. Гора Клименьтьева. 6 км 8 мин. + обратно в отель 8 км.

Всего: 21,5 км.

5-й день 07.09. Среда. Переезд в Севастополь. Отель «Севастопольская усадьба». Весь день в г. Бахчисарай.

1. Пещерный город Чуфут-Кале. 152 км 2 часа 13 мин.
  2. Свято-Успенский монастырь. Рядом.
  3. Ханский дворец. Рядом.
  4. Парк «Крым в миниатюре». Рядом. + в отель «Сев. усадьба» 39 км. 42 мин.

Всего 191 км 2 часа 55 мин.

6-й день. 08.09. Четверг. Севастополь. Отель «Севастопольская усадьба».

1. 35-я береговая батарея 38 км 43 мин.
  2. Балаклава. Завод по ремонту подводных лодок. 20,8 км 23 мин.
  3. Мыс фиолент. 17,5 км 24 мин.
  4. Севастополь. Центр. Набережная. 15,7 км 23 мин. — отель 30 км. 40 мин.

Всего 132 км 2 часа 31 мин.

7-й день. 09.09. Пятница. Севастополь. Отель «Севастопольская усадьба».

1. Диорама Штурм Сапун-горы. 25 км 42 мин.
  2. Заповедник «Херсонес Таврический»
  3. Севастополь. Центр.
  4. Владимирский собор.
  5. Михайловская батарея (от отеля 850 метров).

Всего 78 км 2 часа.

8-й день. 10.09. Суббота. Переезд в Ялту. Отель «Пансионат Севастополь» (ул. Леси Украинки 16).

1. Форосский парк. 55 км 52 мин
  2. Воскресенская (Форосская) церковь (Храм Воскресения Христова) Рядом.
  3. Алупкинский парк, Воронцовский дворец. 27,9 км 30 мин.
  4. Гора Ай-Петри (на канатке) Рядом.
  5. Набережная, центр. Отель. 16,3 км 30 мин.

Всего: 107 км. 1 ч 57 мин.

9-й день. 11.09. Воскресенье. Ялта. Отель «Пансионат Севастополь» (Ялта, ул. Леси Украинки 16).

1. Водопад Учан-Су 7,7 км. 13 мин.
  2. Гора Ай-Петри (на авто, если на получится днем раньше на канатке) 20 км. 33мин.
  3. Ялтинский Зоопарк «Сказка» (взять еду для животных) 22 км. 37 мин.
  4. Замок «Ласточкино гнездо» 11,5 км. 21 мин.
  5. Дворец Эмира Бухарского 9,2 км 15 мин.
  6. Винзавод Массандра 9,2 км. 20 мин. — отель 4,4 км

Всего: 84 км.

10-й день. 12.09. Понедельник. Ялта. Отель «Пансионат Севастополь» (ул. Леси Украинки 16).

1. Пещера Эмине-Баир-Хосар 77 км. 1ч 20мин.
  2. Никитский ботанический сад 72 км 1ч 13 мин.
  3. Ливадийский дворец + Царская тропа 13,2 км 27. Мин. — отель 4,8 км 11 мин.

Всего: 166,8 км.

11-й день. 13.09. Вторник.

Ялта — Ростов-на-Дону 726 км 11 часов 9 мин.

12-й день. 14.09. Среда.

Ростов-на-дону — Москва (Лианозово) 1095 км 11 часов 7 мин.

ИТОГ: 1095+584+84,4+21,5+191+132+78+107+84+166,8+726+1095= 4365 км.

Конечно, изменения были, но в основном почти всё по плану. Были вопросы и от участников: «А мы купаться в море будем или только экскурсии?» ))) С этим проблемка, тур получался больше экскурсионным, чем пляжным.

Отели в Крыму были заранее забронированы через букинг, по трое суток в каждом месте проживания. В Коктебеле 3300 руб./сут. (предоплата — 100%), Севастополе 3870 руб./сут., авансировали одни сутки проживания и в Ялте 4250 руб./сут. (предоплата 50%). Сразу скажу, что все отели были в меру комфортные и пригодные для проживания, может потому, что достаточно долго выбирались и обсуждались со всеми участниками поездки.

Машину к поездке не готовил (пробег 58 тыс.км.), все работало, до ТО запас большой. Проверил давление в шинах и уровень масла (турбодвижок подъедает около литра на 15 тыс. км.). На всякий случай с собой взял литрушку кастрюля (на мое удивление не пригодилась).

Небольшой багажник Тиги без проблем вместил весь наш скарб, имеющийся бокс на крышу не понадобился.

Старт. Примерно в 05:00. 03.09.2016 г.

Пробок нет. Преодолев на одном дыхании МКАД выезжаем на М4. Дорога отличного качества! Пункты оплаты проходим быстро благодаря наличию у всех экипажей транспондера. Ограничение на некоторых участках в 130 км/ч позволяет держать скорость в районе 150, жалко, участков таких мало. В основном ограничение 110, скорость держали +20 км/ч к разрешенным. В пути общаемся по рации. Очень удобно! Есть также си-бишка, позволяющая слушать дальнобойщиков, предупреждающих заранее о «работающих машинках» ДПС. На самом деле «засад» почти не было. О камерах предупреждали приложения мап кам и яндекс навигатор. Сработали они достойно. За всю поездку ни одного «письма счастья», также ни разу не были остановлены сотрудниками дорожной полиции.

Незаметно доезжаем до Воронежа, после него ожидаю пробку в Лосево (маршруты объезда записаны), но ее нет, отлично! В сентябре поток сильно уменьшился (по сравнению с июлем-августом), можно ехать достаточно быстро. Так же свободно и на заправках, летом народ часто по полчаса стоял в очередях за топливом.

После Лосево обед на обочине. Ну и загажено же всё около дороги — ужас. Общественный туалет и горы мусора.

Так же незаметно подъезжаем к Ростову-на-Дону, где планировали ночевать, но время раннее. Смысл останавливаться? Посовещавшись, едем дальше, до Краснодара.

По дороге бронькаем отель на окраине столицы Кубани.

За день пройдено 1364 км. Средний расход 9,8 л. на 100 км, немало проехали…

В Краснодаре тепло! Достаточно симпатичный город, хотя никуда и не заезжали. В десятом часу вечера даже потолкались в небольших пробках в центре. Заселились, сходили за вкусным Хадыженским пивом, отведали пенного и спать. Завтра МОРЕ!

2-й день. 04 сентября 2016 г.

Рано выехать не получилось, хотели нормально поесть в гостинице. Приличный завтрак был включен в стоимость номера. В хорошем настроении стартуем в сторону Крыма. Движение не очень плотное, все отлично! Солнце светит, тепло и Воздух! Он уже другой ещё не морской, но в КК уже другой климат, и это чувствуется. Дышать легче, чем в Москве. Вдоль дороги все поля возделываются: кукуруза, яблоки, персики, виноградники и много бахчевых.

Дорога в радость, особенно теплеет на душе, когда начинает виднеться Азовское море.

К полудню подъезжаем к первому накопителю. Электронные билеты приобретены заранее, ожидаем своей очереди.

Юный художник трудится:

Ожидание несильно напрягло, ибо вся переправа от подъезда к первому накопителю до момента выгрузки в Крыму заняла немногим более двух часов. Подумал, как летом люди целыми днями стояли, ожидая очереди на паром. Наверно, это тяжело…

Если не ошибаюсь, из этого парома в середине сентября отчаянный водитель, решивший, что ему первым надо быть на полуострове утопил приору:

У нас же выезд был закрыт, да и не спешили мы так сильно )):

И вот мы в Крыму! Керчь. По маршруту нужно в центр, осмотреть крепость Ени-Кале, подняться на гору Митридат и посетить Церковь Иоанна Предтечи. Но на то он и маршрут, чтобы от него немного отклониться. Едем в Аджимушкайские каменоломни. Благо они рядом.

Аджимушкайские каменоломни — подземные каменоломни в черте города Керчь (названы по посёлку Аджимушкай), где со второй половины мая до конца октября 1942 года часть войск Крымского фронта вела оборону против немецких войск. Каменоломни являются искусственными пещерами, которые возникли в результате добычи ракушечника.

Во время Второй мировой войны, в мае 1942 года, немецко-фашистские войска перешли в наступление на Керченском полуострове и овладели Керчью. Войска Крымского фронта, оборонявшие город, вынуждены были эвакуироваться на Таманский полуостров.

Часть войск (всего свыше 10 тысяч человек), прикрывавшая отход и переправу главных сил, оказалась отрезанной и заняла оборону в Аджимушкайских каменоломнях. Там же укрылась часть местного населения. Гитлеровцы окружили каменоломни рядами проволочных заграждений, взрывали и заваливали входы, нагнетали в подземные штольни дым, устраивали обвалы. В каменоломнях была нехватка воды, продовольствия, медикаментов, боеприпасов, осаждённые совершали вылазки за водой и питанием. В боях, а также от ран, обвалов, удушья и голода погибли тысячи советских бойцов и мирных граждан. В ноябре 1943 года район Аджимушкайских каменоломен был освобождён.

Архитектурная композиция у входа в музей:

Каменоломни оставили сильное впечатление. Рекомендую посетить.

Внутри достаточно прохладно, желательно надеть что-то теплое.

Дороги в Керчи и за ней плохие, ямы, колеи…. Но хорошо, что это примерно километров на 50. Немного потолкались в Береговом, где дорога проходит вдоль пляжа и много пешеходных переходов.

Вперед, в Коктебель!

В Коктебеле нас ждали в отеле «У верблюжьих горбов». Весьма неплохо. Примерно 700 м до моря. Интересный дизайн в восточном стиле. На каждом этаже (всего их 4) зоны отдыха, на двух этажах с мангалами. Можно заказать шашлык у повара или приготовить самим. Вкусные и недорогие завтраки (по 150 руб. с человека). Есть бассейн, но он почти все время в тени и в начале сентября был уже прохладный (море теплее).

Композиция возле входа:

У нас был семейный номер в мансарде:

Вид из окна:

Весьма неплохо поужинали в гостинице, отведав напитков Коктебельского завода марочных вин и коньяков. Завод, кстати, выпускает еще неплохую граппу.

Автор (Дмитрий), супруга Мария (штурман и дочь Александра (помощник штурмана):

3-й день. 05 сентября 2016 г.

К посещению Судак и Новый свет.

Оставляем отдыхать Тига возле отеля, я сегодня пассажир.

Наши авто на парковке у отеля (на самом деле её практически нет):

Погода отличная, уже в девять утра +25! Дорога до Судака не длинная, но очень живописная, начинаются серпантины и красивые виды.

В Судаке нас ждет Генуэзская крепость. Берем организованную экскурсию по крепости.

Крепость располагается на Крепостной горе (высота 157 м). По своему происхождению гора является древним окаменевшим коралловым рифом и представляет собой пологий с севера и обрывистый с юга конусообразный массив, который вдается в Судакскую бухту. Площадь крепости почти 30 гектаров.

Удачное расположение крепости и мощные фортификационные сооружения делали крепость почти неприступной. Фортификационный комплекс крепости состоит из двух линий обороны: внешней и внутренней. Внешняя линия обороны опоясывает северные склоны Крепостной горы. При генуэзцах она также защищала портовую часть города: не сохранившаяся ныне стена перекрывала ущелье между горами Крепостная и Полвани-Оба. До наших дней на портовом участке сохранилась лишь башня Фредерико Астагуэрро (Портовая). Рядом с этой башней на вершине холма находится армянская церковь.

В состав внешней линии обороны входит 14 башен (не считая Портовой) и комплекс Главных ворот:

Высота наиболее сохранившихся башен примерно 15 м (некоторые уцелели лишь частично). Стены, соединяющие их, имеют высоту 6-8 метров при толщине 1,5-2 метра.

Каждая башня называлась именем консула, при котором её построили, об этом говорят сохранившиеся на некоторых башнях закладные плиты с геральдической символикой и надписями на средневековой латыни.

Внутренняя линия обороны (цитадель) включает в себя 4 башни, соединённые в один комплекс стеной, идущей практически по гребню горы, Консульский замок, который в свою очередь состоит из 2 башен, а также Дозорную (Девичью) башню, расположенную отдельно на самой вершине Крепостной горы.

Подъем к Дозорной башне:

Вид на Судак:

Есть и для детей развлечения:

В пятнадцати минутах езды от Судака располагается поселок Новый Свет, возникший в конце XIX века усилиями одного из основоположников российского виноделия, князя Льва Сергеевича Голицына. Князь основал здесь, в своём имении, в 1878 году завод по производству шампанских вин «Новый Свет». К сожалению, завод посетить не удалось, с маленькими детьми на экскурсию не пускают. Поэтому, с трудом припарковавшись возле завода, пошли на экскурсию по заказнику и тропе Голицына.

Начало экскурсии — с ботанического заказника, площадь которого 470 га. Особенностью природы заказника являются реликтовые рощи древовидного можжевельника колючего и сосны Станкевича, а также множество деревьев фисташки туполистной. В заказнике насчитывается около 5000 экземпляров сосны Станкевича, некоторые из них достигают 200-250-летнего возраста.

Чистейший воздух с можжевеловым ароматом и ненавязчивый рассказ гида о чудесах и прелестях Нового Света сопровождает вас на протяжении часа. На самом интересном месте, где непосредственно начинается тропа Голицына, проходящая вдоль скал, гид, снабдив информацией насчет предстоящих достопримечательностей, говорит всем пока. Ладно, сами попробуем разобраться.

Мыс Капчик. Находится между горой Орёл и Караул-Оба. Разделяет Синюю и Голубую бухты. По нему проходит тропа Голицына. Капчик очертаниями напоминает гигантского окаменелого ящера, или дельфина, кому что больше нравится:

Голубая бухта, также известная как Царская или Делилиманская. Здесь находится Царский пляж, на котором, как говорят экскурсоводы, купался император Николай II:

Синяя бухта, другое название — Разбойничья. Во времена древних греков здесь, по легенде, прятались пиратские суда. Это небольшая бухта с маленьким пляжем. Каменистое дно, всё заросшее водорослями, придаёт морской воде глубокий тёмный оттенок:

Грот Шаляпина. В гроте до сих пор сохранились голицынские каменные арки — хранилища для игристого вина. Кроме того, грот до революции использовался как концертный зал — здесь были столики, кресла. По легенде, там выступал Шаляпин:

И несколько фоток с самой тропы Голицына:

На выходе с тропы вы увидите фирменный магазин завода шампанских вин с небольшим дегустационным залом, расположенным в хорошо кондиционированном помещении, где можно подкрепиться холодной игристой продукцией, такой приятной для организма после длительных пеших прогулок под палящим южным солнцем ))). Шампанское, правда, хорошее.

На сегодня с экскурсиями завязываем. Жалко, что не взяли с собой купальники, можно было бы и в Новом Свете поплавать.

По дороге на пляж Коктебеля встречаем местные достопримечательности:

4-й день. 06 сентября 2016 г.

День без автомобильных поездок.

Утром решил прогуляться на близлежащие холмы, в честь которых назван наш отель, т.к. с определенного ракурса их можно принять за верблюжьи горбы. С них открывается красивый вид на Коктебель и окрестности.

Поселок городского типа Коктебель:

А позади степь:

Неплохая утренняя зарядка под хорошую музыку получилась.

Для детей и взрослых в Коктебеле работает дельфинарий. Представление отличное.

После можно сфотографироваться с актерами:

Или поплавать:

Пляж Коктебеля. Отдыхающих не много, места достаточно.

Питались в Коктебеле, если не считать отеля, в кафе «Ясмин» (на набережной), где открыл для себя новое блюдо — янтык или янтых, в разных заведениях его именуют по-разному, но суть одна. Это по форме чебурек, но приготовлен он не в масле, а на сухой сковородке. Как следствие получается не жирным, но, тем не менее, очень вкусным. Вообще, по поводу питания было много опасений. Особенно после лавины сообщений, в т.ч. на форуме дрома, о ротавирусе, зверствующем на ККК и в Крыму. Больше всего было проблем в Сочи, где все больницы переполнены и люди лежат в коридорах, но и про Крым было тоже достаточно много негатива. Не радостная перспектива, да. Куча страниц флуда, и два основных мнения о происхождении заразы. Либо слив сточных вод в море и последующее заражение через воду, либо антисанитария в харчевнях. Нам повезло. Никто никаких кишечных инфекций не поймал. Уж не знаю, потому ли, что воду из моря не пили, всякую дрянь с лотков не пляже не покупали и руки перед едой мыли ))). Или просто повезло?

Наша команда:

Рекомендую посетить морскую прогулку к Золотым воротам, еще одной достопримечательности Коктебеля. Около 1,5 часов вдоль подножия вулканического массива Карадаг, интересный рассказ капитана и купание в открытом море добавят в копилку положительных впечатлений.

Золотые ворота Кара-Дага — самая знаменитая скала древнего вулкана, его самая большая достопримечательность и символ:

Сэлфи палка пригодилась:

После прогулки надо подкрепиться )))

Коктебель понравился. Тихий, спокойный поселок, народу не много. Для спокойного отдыха подходит. Можно было бы ещё посетить аквапарк, полетать на параплане, но в другой раз. Нам пора ехать дальше.

5-й день. 07 сентября 2016 г.

Ранний выезд в сторону Севастополя. Дороги хорошего качества. Достаточно быстро доехали до Симферополя. В городе пробки, объездная дорога еще строится, наверно, скоро будет удобнее проезжать город, не толкаясь в центре. В самом Симферополе не останавливались, ибо ничего для нас интересного при составлении маршрута в нем не нашел.

Едем в г. Бахчисарай. Первая остановка — пещерный город Чуфут-Кале. От парковки до него идти около двух-трех километров. Решили прокатиться на Уазиках и сэкономить силы. Автомобильная дорога идет по другому маршруту и занимает минут 20-30. Водители по дороге рассказывают историю Чуфут-Кале, останавливаются на смотровых площадках, показывают красивые виды на долину. Можно, конечно, было попробовать доехать и на своих авто, у нас же «жыпы» )), но плутать, не зная дороги, не хотелось, да и потом посмотрели на машины, которые доехали сами — они все в царапинах от веток, как и Уазики, на которых мы ехали. Цена вопроса — 2000 руб. за поездку в обе стороны.

Город Чуфут-Кале возник предположительно в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах.

В западной, самой древней его части, сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения:

Мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки:

Ворота Орта-Капу:

Колея даст фору российским дорогам:

Осмотрев пещерный город, идем в Свято-Успенский пещерный монастырь. С правой стороны дороги хорошо видны высеченные в скале своды монастыря:

Еще несколько десятков метров, и мы на ровной, вместительной площадке нижнего яруса.

Последние фото можно сделать на подъеме в монастырь. Внутри просили не снимать.

После монастыря отправляемся знакомиться с экспозициями Бахчисарайского историко-архитектурного музея или Ханским дворцом (архитектурный памятник XVI-XVIII веков), который является, пожалуй, самой популярной достопримечательностью Бахчисарая. Здесь можно ознакомиться с историей Крымского ханства, узнать о борьбе русского и украинского народов против татарских и турецких завоевателей, о борьбе России за выход к Азовскому и Черному морям.

Архитектурный стиль дворца выполнен в стиле османской архитектуры XVI-XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад» (bağça — сад, saray — дворец). Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна с ажурными решётками.

Летняя беседка, которая служила местом отдыха ханов и их приближенных:

Рядом с Летней беседкой — Малая дворцовая мечеть и Фонтанный дворик. Во дворике — два фонтана: Золотой

… и Фонтан слез, памятник архитектуры, воспетый А. С. Пушкиным:

Из Фонтанного дворика переходим во внутренний сад, обнесенный высокой каменной стеной. В саду находится гаремный корпус:

Основные достопримечательности Бахчисарая осмотрены, на выходе из дворца обсуждаем, где бы нам подкрепиться, время пятый час, завтракали давно, есть ну ооочень хочется. На ловца, как говорится, и зверь бежит. Выходим на улицу, смотрим ранее врученные нам уличными торговцами визитки с кафешками, появляется женщина татарской наружности и прямо наседает на нас. У нее в кафе самая лучшая еда, цены отличные, заходите, скидку дам, чаем бесплатно напою….. В общем, поддались мы на уговоры и зашли в предлагаемое заведение. Ни разу не пожалели, не обманула мадам, очень вкусно накормили нас, чаем угостили, разве что спать не уложили ))), хотя после столь сытного обеда в сон клонить начало. Но нам еще в Севастополь ехать, да и одно местечко в Бахчисарае непосещённым осталось.

Парк «Крым в миниатюре». Это самый большой по величине парк миниатюр на полуострове, в котором собраны почти все историко-культурные и архитектурные достопримечательности Крыма в масштабе 1:25. Часть достопримечательностей мы уже видели, что-то предстояло еще осмотреть.

Вот весь Крым и посмотрели, может, дальше стоит изменить программу на овощно-пляжную?

В парке есть контактный мини-зоопарк, в котором животных можно погладить и покормить.

По соседству с зоопарком располагается парк для детей, в котором они смогут повстречать персонажей из своих любимых мультфильмов.

На этом прощаемся с Бахчисараем, пора ехать в Севастополь.

К вечеру заселяемся в «Севастопольскую Усадьбу», новую частную мини-гостиницу, расположенную на мысе Толстый, неподалеку от пляжа Толстяк. Парковка на территории маленькая, помещается всего 6-7 машин, но нам всегда места хватало. Питание неплохое, домашняя кухня по умеренным ценам. Можно покурить кальян, воспользоваться барбекю и поплавать в бассейне. Вода в нем оказалась теплой, и мы сразу пошли купаться.

Наш номер:

День вышел насыщенным. Столько всего посмотрели, а сколько еще предстоит….

6-й день. 08 сентября 2016 г.

Утренний вид на Севастопольскую бухту из номера:

Панорама:

Быстрый завтрак в отеле, кстати, весьма вкусный и сытный!

И мы готовы к новым открытиям.

Держим путь в Балаклаву, на завод по ремонту подводных лодок. Приехали до открытия касс за 15 минут (открывают в 10:00), а на входе уже приличная очередь. Одними из последних взяли билеты на первую экскурсию, тем, кто был после нас, уже пришлось ждать, т.к. экскурсии раз в полчаса или в час.

Итак, Балаклава. Музей расположен в ранее сверхсекретном подземном комплексе — объект 825 ГТС (гидро-техническое сооружение) — включавшем в себя базу подводных лодок и ремонтный завод.

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн.

Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания среднеразмерных подводных лодок, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м2. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база, предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

Противоатомные двери на объекте:

Сверхмалая подводная лодка «Тритон 1М»:

Коридор, ведущий в особо засекреченную исследовательскую часть секретной базы:

Ремонтный док, где непосредственно происходил ремонт лодок:

На фото ниже выход в минно-торпедный отдел. Там готовилось торпедное вооружение, торпеды туда доставлялись без головных частей с военных предприятий. Торпеда погружалась на тележку и тщательно проверялась, после чего доставлялась назад в зал, откуда по рельсам доставлялась на погрузочный причал к подводной лодке.

В музее представлено большое количество экспозиций, связанных с флотом, есть зал, посвященный атомной подводной лодке «Курск», затонувшей в 2000 году. Много залов рассказывают про работу завода во времена «холодной» войны. Экскурсия позволяет осмотреть только 40% всей базы, тем не менее, по времени это занимает 1,5 часа. Экскурсия стоящая. Рекомендую посетить.

После Балаклавы отправляемся на осмотр диорамы Штурм Сапун-горы. Был я здесь в далеком 1995 году, понравилось. Хотел, чтобы дочка с супругой тоже посмотрели. Но здесь нас постигла неудача, экскурсия уже началась, просто посмотреть не пускают, а следующую ждать около часа. Совет. Уточняйте время экскурсий, благо телефоны в сети есть, может, можно найти и их расписание. У нас времени мало, едем на мыс Фиолент.

Ну и красотища же! Дух захватывает! Удивительный пейзаж открывается при взгляде на окружающую местность. Крутые серые скалы обрываются в синей морской толще. Это нужно видеть, фото не передает красоты пейзажа.

Со смотровой площадки имеется спуск к морю. Сначала идут ступеньки, потом осыпающийся грунт. Половину пути прошли, но дальше не стали спускаться, т.к. почти все остались наверху и спуск-подъем занял бы много времени.

Изучая карту Севастополя, заметил пляж «Омега», находящийся почти в центре города. На фотках казалось, что там песок, а не бетонные плиты и камни, как на других городских пляжах. Решаем искупаться, мы ведь на море приехали, а не только по музеям ходить, да достопримечательности осматривать. Тем более, дети уже порядком от них устали, хотят водных процедур.

Совсем небольшое расстояние, порядка 15 км, ехали около часа. Севастополь-то не совсем курортный город, или наоборот, совсем не курортный. Большие промышленные районы, много грузового транспорта. В общем, пробок хватает.

Пляж «Омега»:

То, что на панорамах казалось песком, по факту оказалось мелким камнем, да и на входе в море крупных камней достаточно много. Но все равно хорошо покупались. Вода оказалась теплая. Глубина здесь маленькая, дети порезвились.

Я сегодня пассажир ))), за обедом можно немного пенного (пиццерия в центре).

Дочка просто мечтает поскорее попасть на следующую экскурсию:

На самом деле Саша молодец, просто устала. На всем протяжении отпуска достаточно стойко переносила тяготы запредельного для нее окультуривания и частые лишения моря. Ей, конечно, больше нравится, как, думаю, и всем детям, больше времени проводить на море и в бассейнах, чем в поездках.

После трапезы нас ждет очередная достопримечательность Севастополя — Херсонес Таврический, или просто Херсонес.

Древний город Херсонес Таврический является самым большим археологическим памятником юга Крыма. Его размеры, сохранность и расположение привлекают к нему путешественников и просто любителей древностей. Его история тесно связана с великими цивилизациями античности и средневековья, неотъемлемой частью которых он являлся на протяжении тысяч лет.

Основанный греками в V в. до н.э., город пережил и римское присутствие, и византийское владычество. После череды разрушений XIII-XIV вв. город приходит в запустение, последние жители покидают его, и свое второе рождение Херсонес обретает уже как памятник археологии.

Античный театр:

Улица в Херсонесе:

Руины:

Владимирский собор:

Херсонесский колокол. Весит 351 пуд (5616 кг). По другим данным вес колокола — около 150 пудов (2450 кг). На колоколе едва различима надпись вязью, текст сохранился не полностью: «Сей колокол… вылит… Святого Николая Чудотворца в Таганро… из турецкой артиллерии весом… пудов 1778 года месяца августа… числа»

Базилика в базилике — средневековый храм на территории Херсонеса:

Колонны храма:

Вот и подошел к концу очередной день, насыщенный экскурсиями. Но еще осталось немного времени, чтобы поплавать в бассейне отеля.

7-й день. 09 сентября 2016 г.

Погода не перестает радовать! Пока не было ни одного пасмурного дня. Все время солнце и около +30 на улице и +25 в море, что весьма неплохо для сентября. Сегодня укороченная программа. Совместно решаем никуда не ехать, только пешая прогулка до военно-морского музея «Михайловская батарея» (от отеля меньше километра), осмотр экспозиции, потом отдых.

При реставрации фасада батареи было принято решение не восстанавливать следы, оставшиеся от снарядов, попадавших в здание во время Великой Отечественной войны.

Михайловская батарея построена в 1846 году как одно из 10 фортификационных сооружений на побережье города Севастополя, названа в честь великого князя Михаила Николаевича, сына Николая I. В 2010 г. после реставрационных работ в Михайловской батарее открылся музей.

Часть экспозиции посвящена Крымской войне 1853-1856 гг.

Также на территории батареи размещается экспозиционная площадка Военно-исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации.

На территории бывших казематов, где расположен музей, разместились главные экспонаты — инсталляции и артефакты, которые отражают историю города-крепости с момента основания и до наших дней.

Во время обороны Севастополя защитники батареи сдерживали немецко-фашистских захватчиков на подступах к городу, на протяжении трех суток:

Очень содержательная и познавательная экскурсия. На протяжении 1,5 часов интересный рассказ об истории становления и развития города Севастополя, о развитии Черноморского флота, Крымской войне, Первой и Второй мировых войнах.

С экскурсионной программой на сегодня заканчиваем и переключаемся на так ожидаемый детьми, да и взрослыми тоже, пляжный отдых. Пляж, как уже писал, недалеко от отеля, но он не балует отдыхающих сервисом. Есть лежаки, парни, сдающие их, приторговывают водой, соками, пивом и закусками вроде чипсов и орешков. Баров и магазинов нет. Зато народу не много, места всем хватает, может, не сезон уже? Правда, море достаточно теплое, около +25. При выборе гостиницы сначала хотел забронировать схожий по параметрам отельчик, находящийся в пяти километрах от нашего, там был хороший бонус в виде песчаного пляжа. Находится он в районе Учкуевки, но не срослось. Да и ладно. Вообще район Радиогорка не самый удобный для экскурсий по Севастополю, приходится делать круг через Инкерман, чтобы добраться до основной части города. А это почти час езды, или на пароме. Паромом не пользовались, сколько на него уходит времени не подскажу. Вечером в этом районе сходить некуда, кафешек нет, набережной тоже. Нужно переправляться в центр, пассажирские катера ходят каждые полчаса, но до них еще тоже нужно добраться. Кстати, открыли для себя вина Инкерман севастопольского завода, весьма неплохие.

Панорама пляжа:

Бассейн хороший:

Вечером решили воспользоваться мангалом отеля, пожарить мяса. Съездили в магазин, затарились продуктами (мясо брали у хозяев отеля). В продаже еще были вкусные грунтовые помидоры, огурцы, перец. Ну и, конечно, местные бахчевые. Хорошо посидели, отдохнули, еще покупались. Хозяин отеля делает весьма вкусный кальян, использует хороший табак, не дешевку.

8-й день. 10 сентября 2016 г.

Ранний подъем, завтрак, быстрые сборы и в путь. В главный курортный город Крыма — Ялту. Ехать около 100 км, но по дороге нужно много всего посмотреть.

Первая остановка — Церковь Воскресения Христова в Форосе. Построена в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века.

Вид на Форос и окрестности со смотровой площадки церкви:

Смотровая площадка:

Не доезжая церкви, притормозили у Байдарских ворот — памятника архитектуры, сооружённого в 1848 году в честь окончания строительства шоссе Ялта — Севастополь.

К горным дорогам уже привык, они не надоедают, ехать интересно. Конечно, не так быстро, как по прямому шоссе, но удовольствия от вождения намного больше!

Незаметно подъезжаем в Алупку. Воронцовский дворец и Воронцовский парк — обязательная часть программы. Экскурсия по дворцу достаточно интересная, сам дворец — красавец!

Эх, вот бы с дачной веранды такой вид:

Дворец посмотрели, следующий — парк, к месту сказать, памятник садово-паркового искусства. Он огромный! Пешком можно полдня ходить и весь не обойти, площадь около 40 га. На его территории насчитывается около 200 видов, разновидностей экзотических деревьев и кустарников. Как же быть? Администрация парка придумала отличное решение — запустить на территории парка электрические гольф-кары. Берем парочку и вперед!

Водитель гольф-кара ненавязчиво предлагает экскурсионное сопровождение поездки. Нам, говорит, водителям, запрещено рассказывать про парк и отбирать хлеб у экскурсоводов, но за небольшое вознаграждение могу озвучить тот же текст, что и чичероне.

В парке произрастает огромное количество деревьев хвойных пород. Сосны, кедры, пихты, ели….

Интересную историю про кедры рассказал нам водитель.

Все мы ели кедровые орешки. Но вообще-то они не кедровые, а сосновые. Однако мы так привыкли к «кедровым», что спроси кого-то «сосновые орешки» и тебя не поймут. В чем же дело? А дело в том, что в России нет и никогда не было кедров! «А как же сибирский кедр?!» — спросите вы. Так ведь в том-то и дело, что не существует в природе никаких сибирских кедров! В эпоху парусного флота корабли строили из кедра, т.к. это была самая лучшая древесина для кораблестроения. Кедр являлся стратегическим сырьем, и страна, обладающая кедровыми лесами, имела существенный источник пополнения бюджета. Петру I не давало покоя, что велика его держава, только вот кедров в ней нет — одни елки да березы. И пришла ему в голову гениальная идея. Царь приказал своим ученым сибирскую сосну официально назвать «сибирским кедром». Так и оказалось, что в один день вся Сибирь стала питомником некоего уникального «сибирского кедра», который стали продавать за границу по цене ливанского кедра. А представители Российской академии наук могли подтвердить, что это действительно кедр, самый настоящий сибирский кедр. Вот таким маркетологом был Петр I. Грамотный ребрендинг сосны и никакого мошенничества, который позволил существенно пополнить казну государства! Эту же историю впоследствии мы прослушали и в Никитском ботаническом саду.

Фоном для парка служит горный пейзаж с вершиной Ай-Петри. Из разных уголков парка горы выглядят по-разному:

Чилийская араукария:

Композиция «Хаос»:

Лебединое озеро:

Экскурсия подошла к концу, скушав по мороженке, отправляемся дальше.

Только поднялись на Южнобережное шоссе, как наши верные кони попросили овса. А он в Крыму не намного, но всё же дороже, чем на материке. По 46 целковых за девяносто восьмой в сентябре просили. )))

Не ожидал на заправке встретить отличную смотровую площадку, с которой открывается отличный вид на Алупку и посещенный ранее Воронцовский дворец.

Находясь в Алупке или Ялте, начинаешь осознавать одну из причин, по которой ЮБК столь популярен у отдыхающих. Это Воздух. Он отличается от водородно-кислородной смеси других областей Крыма. Растительности на ЮБК намного больше, чем в других регионах полуострова. Хвойные деревья создают особый, неповторимый микроклимат. Сосновый аромат повсюду. И он чертовски приятен.

Следующий объект не требует представления. Визитная карточка Крыма:

Василий Уткин (оказывается, комментирует он не только футбол, но и дает указания в навигаторе) завел нас на территорию какого-то санатория, говоря, что еще чуть-чуть, и мы подъедем прямо к замку. Финиш совсем рядом. Но не тут-то было, мы в ауте. Проезда нет. Потыкав в смартфоне, нахожу парковку, но придётся прогуляться до мыса Ай-Тодор, преодолев порядка километра и 1200 ступеней.

Подъем к объекту культурного наследия федерального значения дался довольно легко. Аврорина скала покорилась за 15-20 минут.

Один из редких моментов, когда не просил дочку улыбнуться для фото, волшебной силой обладают конфеты….

Завершаем сегодняшний дворцовый поход в бывшей южной резиденции российских императоров, расположенной в посёлке Ливадия.

Ливадийский дворец построен в конце XIX века в «итальянском» стиле. Соперничает с Воронцовским дворцом за звание самой роскошной резиденции Крыма.

Место проведения Ялтинской конференции союзников, определившей контуры послевоенного устройства мира.

Памятник установили в 2015 году, скульптор Зураб Церетели:

В бывших личных комнатах царской семьи на втором этаже дворца размещена экспозиция «Романовы в Ливадии», рассказывающая о пребывании в Ливадийском имении трёх поколений российских императоров:

Дворцов на сегодня достаточно. Едем в Ялту, заселяться в «Пансионат Севастополь». Весьма неплохой, построенный в самом центре города еще в советское время отель.

Городская канатная дорога проходит практически над бассейном:

Корпус, в котором мы остановились, недавно отреставрирован, сделан качественный ремонт номеров. Бронировали трехкомнатный люкс на пятерых человек. Всего получилось два люкса на десятерых отдыхающих. В номере гостиная, две спальни, два санузла.

Просторная парковка под окнами номера:

Заселились, поплавали в бассейне. К вечеру общий сбор на вечернюю прогулку и ужин, пойдем на знаменитую набережную Ялты. Благо до нее не более 700 метров. Огромное количество едальных и питейных заведений вводит в ступор. Куда пойти, чтобы недорого и вкусно? Здесь нам помог трипадвизор. Кафе «Ялтинский дворик» в полной мере соответствовало нашим запросам по соотношению цена-качество. Но в первый вечер поужинать в нем не удалось, все места заняты, на улице очередь (впоследствии питались только там). Пошли наобум. Неудачно, но все же поели в каком-то непонятном заведении, с виду все казалось культурно, но качество еды ниже среднего и по завышенным ценам. Прогулялись по многолюдной набережной, посмотрели выступления разных артистов и пошли спать.

9-й день. 11 сентября 2016 г.

Маршрут, как обычно, перекроили. Заезжать на водопад Учан-Су вначале осени смысла нет. Он практически пересыхает к середине лета. Зоопарк «Сказка» тоже оставили на следующий раз, т.к. недавно были в мини-зоопарке Бахчисарая. Решаем сегодня посетить Ай-Петри и Никитский ботанический сад. Часть группы, набравшись впечатлений от предыдущих поездок, решила остаться отдыхать в Ялте и никуда не ездить. В строю осталось 5 человек. Сегодня запрягаем Вольво, я снова пассажир.

До вершины Ай-Петри всего 30 км., но ехать предстоит около часа по красивым серпантинам, от которых под конец подъема начала немного кружиться голова. Дорога узкая, обгонять практически негде, но местные джигиты на вазовской классике и уазиках умудряются всех обходить. Мы, туристы, так чётко не могём ))).

Преодолев порядка 1234 м строго вверх, попадаем в самую ветреную и туманную точку Крыма. Тумана не было — повезло, но ветер был сильный. Приехали примерно в 10 часов, было ощутимо прохладно, а с учетом ветра некоторые и замерзнуть успели. Одевайтесь теплее!

Потрясающий вид на Ялту и Алупку открывается с вершины горы:

Канатная дорога. Сомнительное удовольствие в данном случае. Спасибо Владимиру (Doctor-surger) за рекомендации воздержаться от подъема на гору по канатке. Ладно деньги потратишь и неслабую очередь отстоишь в Алупке на подъем, главное то, что кабина вмещает 40 человек, они там, как в переполненном автобусе, тому, кто стоит возле окна, может, еще интересно. А если посчастливиться оказаться с ребенком в середине кабины?

Погуляв полчаса, прикупив сувениров и разных вкусностей, двигаемся в сторону парковки, по пути отнекиваясь от пристающих зазывал кафешек. Нет еще и одиннадцати часов, а они голосят — заходи, пообедай… Какой тут обед? Завтрак еще не провалился.

Никитский ботанический сад.

Купили билеты на экскурсию с экскурсоводом. Территория сада огромная, можно гулять целый день и весь парк не обойти.

Секвойя:

Кипарисы:

Пальмовая аллея:

Голубая агава, Tequila time:

Красота! Уставшие, но довольные отправляемся обедать в местную столовую.

После Ботанического сада в отель, в бассейн. Вода в нем была уже бодрящая +21. Вечером набережная и кафе «Ялтинский дворик».

10-й день. 12 сентября 2016 г.

Сегодня едем на гибриде тигра и игуаны — Тигуане. Путь не далекий, порядка 80 км в одну сторону. Но навигатор почему-то говорил, что ехать около двух часов. Потом все стало на свои места. Последние 10 км (может и больше, не помню уже) ехать пришлось по грунтовке, да не просто по полевой дороге, а скальной, больше 20-30 км/ч ехать не комфортно, да и машину жалко.

С дороги открывались красивые виды:

Путь мы держали в пещеру Эмине-Баир-Хосар.

Маршрут выбрали самый длинный. Есть и короткие экскурсии, но рекомендую брать самую продолжительную. Посмотрите большее количество залов, а они великолепные!

За символическую плату на входе можно взять теплые куртки. Берите, в пещере +5 градусов. Имейте в виду и обувь. В летних сандалиях у дочки замерзли ноги уже через 10 минут. Всю экскурсию носил её на руках, завернутую в арендную куртку.

Пещера Эмине-Баир-Хосар (с тюркского переводится как «колодец на склоне возле дуба») известна более 300 лет, однако была недоступной туристам, ведь единственным входом в нее служил вертикальный 16-метровый колодец. В 1994 году спелеологами был проложен удобный тоннель. В процессе обустройства пещеры были сделаны находки: кости мамонта, пещерного медведя, носорога, сайгака и других. Они обитали на земле тысячи лет назад и оказались в пещере в результате падения в естественный вход в пещеру:

Протяженность галерей Эмине-Баир-Хосара более двух километров. Имеется пять уровней. Залы самого верхнего уровня находится примерно в 30 м от поверхности земли, нижнего — на глубине 180 м. Длина оборудованных экскурсионных дорожек превышает тысячу метров.

Двухэтажное кальцитовое озеро, лишенное воды:

В подземном царстве вас ждут десятки длинных галерей, множество больших и крошечных залов, украшенных всевозможными натечными колоннами и удивительными по красоте и форме кристаллами, сталактитами, сталагмитами:

Дарт Вейдер?:

Медуза:

Зал «Кечкемет» считается одним из самых звонких в пещере. Он оборудован акустической системой. Звуки музыки приобретают в стенах этого огромного зала невероятно загадочное звучание (экскурсовод включает в этом зале музыку).

Достопримечательностью зала является вулканчик — полутораметровый сталагмит с мини-кратером, образованным водой, она продолжает формировать натек, стекая по его гладким стенкам:

Отличная экскурсия!

На обратном пути, на стыке грунтовой и асфальтовой дорог, возле сувенирных лавок, расположилось кафе с европейской и татарской кухней. Качество и вкус блюд — отличные. После трапезы продолжили поездку, мне, в отличие от остальных пришлось бодрствовать, ибо водитель.

На подъезде к Ялте заезжаем на завод Массандра. На экскурсию не пошли. В магазине завода огромная очередь, закупились не в фирменном, а обычном, близлежащем магазине вин, цена примерно одинаковая, плюс взяли продукции завода Инкерман. Заехали на городской рынок, прикупили разных вкусностей. Инжир был вкуснейший, в Москве такого ни разу не брали.

Сегодня удалось добраться до моря! Недалеко от отеля находится Массандровский пляж. На него и пошли. Море немного штормило, вода была еще теплая.

На этом наш отдых в Крыму подходит к концу. Завтра ранний выезд в сторону дома. Ялта, как и Севастополь с Коктебелем, понравилась. Цены, конечно, на порядок выше. Но это же жемчужина Крыма!

11-й день. 13 сентября 2016 г.

Выезжаем рано, в 5:30. Утром на улице становится прохладнее, всего +19, видимо, бархатный сезон подходит к концу. До парома добираемся быстро, по дороге останавливаемся купить ялтинского лука и фруктов. Переправа с электронными билетами заняла около 1,5 часов, все достаточно быстро, правда, в этот раз на контроле попросили достать сумки из багажника. Мадам в погонах была серьезна, строга и даже грубовата. Наверно, мы очень похожи на террористов.

В Тамани прикупили дынь и арбузов с бахчи, не ожидал, что «колхозница» может быть слаще иных «торпед». Арбузы тоже оказались очень вкусными.

Днем снова стало жарко, +30. Лето держалось до Ростовской области, потом температура начала падать. Навигатор повел нас через станицы, на М4 вышли в районе Кисляковской. Наверно быстрее бы вышло, если в Тимашевске свернули в сторону Кореновска и пораньше вышли на М4. На двухполосной дороге средняя скорость не высока, частые обгоны, хорошо хоть фур было не так много.

Ехать решили до тех пор, пока не начнет клонить в сон. Сил хватило до Миллерово. Переночевали в каком-то отеле, название не помню, его по дороге штурманы бронировали. Звонили до него еще в несколько отелей, мест на нашу компанию уже не было.

За день прошли 950 км. Неплохо, с учетом переправы, остановок и пробки на объездной Ростова-на-Дону.

12-й день. 14 сентября 2016 г.

Стартуем рано, в 4:00. Есть желание успеть сделать в Москве кое-какие дела и сразу уехать на дачу, еще осталось несколько дней отпуска.

900 км до Москвы проехали за 8,5 часов, час из которых потратили на МКАДе. Трасса свободная, поток минимальный, ДПС не встречали.

В столице уже осень. Прохладно, +13, а вчера в Краснодарском крае +30 было.

Итог поездки: 4006 км, время движения 52 часа, средняя скорость 77 км/ч, средний расход 11,1 л/100 км.

По финансам получилось следующее (округленно):

• проживание — 40000 руб.;
  • бензин — 16000 руб.;
  • паром — 4000 руб.;
  • экскурсии — 17000 руб.;
  • питание, сувениры, подарки — 45000 руб.

Итого — 122000 рублей за 12 дней.

Поездка удалась! Посещено много интересных мест, еще раз побывали на море.

Автомобили проехали маршрут без нареканий, проблем никаких не было.

Участники остались довольны. Путешествовать большой компанией понравилось.

Сервис в Крыму, который многие ругают, вполне приличный, хамства не встречали.

Не зря говорят, как ты к людям относишься, так и к тебе относиться будут.

Всем удачи!

Мегаполис грёз
Полезно, потому как сам скоро двину туда.
get busy living or get busy dying
Мой отзыв: Honda Torneo 2002
афдот
хорошее путешествие!

"По дороге общались с братом супруги по поводу следующего отпуска, оказалось, что он у нас совпадает."

Вован-70

- что за брат супруги, шурин что ли?
Да не шурин он , а сёмин .
Не смотри на личность , а смотри наличность .

Автору респект за труды. Рассказ хороший, правда, пробежал мельком. Фото пляжей напрочь отбивают мысль даже о кратковременном посещении .
Такая убого - безрадостная картинка.

<<<Хотел посетить Грузию, Чехию, Италию….>>>
Если будешь только хотеть, мечтать и подстраиваться под других, то никогда туда не попадешь.
alex163
С удовольствием бы посетил пляж где снимали 3+2.
Но как-то не до сук.
Новый Уренгой
Спасибо за расказ. Очень позновательно. В этом году планирую тоже посетить эти места и думаю буду отталкиваться от вашего маршрута.
Если сибирский кедр - это сосна, то что такое сосна? Это ведь абсолютно разные деревья?

Вован-70

Да, шурин

Владимир Владимиров
Такая убого - безрадостная картинка.

<<<Хотел посетить Грузию, Чехию, Италию….>>>
Нормальная картина пляжей, не Карибы конечно, но с Турцией сопоставимо.
Посетить то, что хочу еще успею! Чехия с Италией - другой бюджет, а Грузия - уже в обозримом будущем.

АНДРЕЙ
Надеюсь полезная информация в рассказе есть.

С точки зрения биологии сосна - это род, а остальное виды и подвиды растения.
Сибирский кедр - один из видов сосны.
Спасибо, но лучше по Европе, там туалеты на трассе и автобаны. Ну и сервис в крыму на уровне 1985 года.

alex163
С удовольствием бы посетил пляж где снимали 3+2.
Но как-то не до сук.
"не до сук".....))) и не до кобелей. Сорри!

Автору гранд мерси, прямо путеводитель по Крыму!
Что то в Крым не тянет....
не всем песок нравится
А в Крым что то правда не потянуло, Турки даже цены сбавили для наших....

Отчётов по Крыму не мало, но каждый интересен по своему.
Да и полуостров сложно объять даже за несколько поездок. Что увидеть хотя бы многое из бесчисленного нужно раз 5-6 съездить

VladSO
Отчётов по Крыму не мало, но каждый интересен по своему.
Согласен! Интересных мест еще на пару поездок точно найдется

Андрей Лугшин
А в Крым что то правда не потянуло, Турки даже цены сбавили для наших....
На Турцию сейчас цены очень хорошие! Посматриваю...
Еще бы Египет открыли, обожаю Красное море, можно часами плавать.

Хорошо прокатились,молодцы,но цены не айс совсем хотя на месте дешевле запросто найти можно,в Грузию кстате обошлось бы дешевле.

Андрей Лугшин
А в Крым что то правда не потянуло, Турки даже цены сбавили для наших....
Турок? В каждом отчете про Крым отмечаешься.
Автору респект, интересный рассказ.

Сызрань
АНДРЕЙ
Присоединяюсь: Спасибо за отзыв! Тоже планируем в сентябре в Крым. Только отпуск у нас будет во второй половине месяца, надеюсь погода не подведет. В Сочи в 12 году вообще в конце сентября - начале октября отдыхали. Да еще умудрились съездить в Анапу на несколько дней, чтобы посетить Крым с экскурсией. Теперь будем смотреть все более подробнее, но, конечно, кое-что исключим из общего списка достопримечательностей. Сейчас же я была на списке выбора достопримечательностей и собиралась прикинуть по дням. А тут такой Подарок! Теперь буду отталкиваться от вашего плана и действительности.
Еще раз спасибо за это! И за солнышко с морем тоже огромное спасибо!

e-ljuda 63
Спасибо, рад, что понравилось.
Хорошей вам поездки! В 2015 году, ещё в середине октября, на нашем побережье была отличная погода .

Penzijk58
Конечно, можно найти дешевле, но мы выбирали по совокупности цена - качество. Обязательно бассейн, не убитые номера, относительная близость моря и возможность нормально питаться в отеле. По букингу это было самое недорогое, а искать на месте не хотели.
Думаете в Грузию дешевле? Мне казалось, что с данным бюджетом на сутки, в Грузии были бы гостевые дома немного ниже уровнем, хотя могу ошибаться...
Отличный, позитивный отзыв! Возможно проехаться по вашим следам на легковом седане? в частности на мыс фиолент?
DooM5
На Турцию сейчас цены очень хорошие! Посматриваю...
Еще бы Египет открыли, обожаю Красное море, можно часами плавать.
Турцию бронируйте! Сейчас наблюдаю как растет потихоньку ценник на мой забронированный отель.

Новосибирск и весь мир
Спасибо, очень интересный рассказ и отличные фото. Но, в очередной раз понял, что Крым - только для очень богатых людей, любящих еще сутками крутить баранку (((
И лишь тому судьба откроет счет, кто шел ва-банк и карта чья не бита...

Отличная поездка, конечно мест еще на пару поездок в Крыму хватит. Полностью согласен с автором, что как к людям, так и они к тебе. Все, кто говорят, что в Крыму дорого - тоже верно. Очень надеюсь, что со временем сервис подтянут наши "бизнесмены", а цены снизят...гляди и крымчанам по карману будет в Крыму отдыхать =)

Замечательная поездка. Как хорошо, что Крым вернулся домой :)
Мой отзыв: Toyota Venza 2013

Гурьевск
Хороший отчёт, дорого конечно для людей среднего уровня достатка. В Крым надо ехать будучи очень богатым, либо нищебродом, со своей едой, напитками, палаткой и желательно по пути в Грузию))
Мой отзыв: Лада Калина 2006

Поездки по Крыму становятся вполне себе домашними. Крым - наш, что бы там не визжали не наши.

Какой чудесный кусочек теплой земли взяли, ребята)) В Европе, без единого выстрела, как в сказке. Проснулся - Крым - наш)
Наконец про Крым почитаю. А то всё Алтай , да Байкал...
Почему то не удаётся авторизоваться и писать под ником как на Дроме... У меня одного такое ?

Касли
солидный такой отчетик. но я его победил... автору спасибо. 5+. каждый отчет про Крым интересен по своему, сам катал на тигуане в августе 2016 в Абхазию. авто себя показал достойно в такую жару, удачных путешествий

WV 74
Давно в Абхазии не был. Хороший там отдыхать.
Земляника :-)

Alex Bodrov
Ценник растет и на понравившийся мне отель в Кемере, но жду открытия Еги, не перекладных до Шарма не охота лететь...

Alex Bodrov
Легко проедете. На Фиолент нормальная грунтовка. Любой авто проедет, как и к пещере Эмине-Баир-Хосар.

Bob Denard
Вы же автомобильные путешествия на этом сайте читаете, странно если бы здесь были люди не любящие крутить баранку...
Сарказм не совсем в тему...

Интересное замечание, на положительные отзывы много минусов. Мне кажется это наши "любимые соседи". Хорошая поездка, замечательный отчёт. Мне Крым нравится!
Живу сейчас в Алуште.. райские места!!

DooM5
Если сопостовлять жильё и питание то дешевле (опять же на месте если)то процентов на 20-50 жильё дешевле находится но это применимо к побережью в Тбилиси лучше бронировать особо если требования выше среднего, и там больше вариантов куда и на что тратится ибо очень интересно и колоритно.По сентябрю 16го на двоих вышло около 70 на всё,10дн.+дорога 4т.км. вино-коньяк-боржоми ещё остались )) .И в Крым тоже катаемся ,как он может не нравится,Новый свет любимая деревня )),на Гольфе только 8 или 9 раз там были.

Toyota Scepter SXV-10 1992 ГОДА 2,2 5S Красноярск

Город за рекой.
Крым да, у нас на ДВ места по интереснее да по красивше одна Камчатка летом чего стоит))
Граждане россияне помогайте друг другу!!!!
Горняк
Нет уж,извините.За такие деньги лучше уж Турция............

Penzijk58
Спасибо за инфо

Здорово!!!
Ну и что вам эта Турция? В сентябре 14 был там впервые, да-красиво, все включено, пляж свой, вода теплая. Но сходить особо не куда - сплошь турки да немцы, наших мало. Экскурсии надо выбирать русскоязычные, раз с немцами довелось ехать - экскурсовод по-немецки шпрехает, ничего не понятно. Машину не взять - правил местных не знаю, языками не владею. Питание быстро надоело, супы так вообще каша какая-то разбавленная. Поэтому в сентябре 15 поехали в Крым, тоже все включено (кроме алкоголя) - так дома оказалось лучше, чем в гостях! 5 бассейнов, свой пляж, а питание! Праздник живота! И огурцы тебе и соленые, малосольные, свежие, сало, рыба всех сортов, супы нормальные. Но как пришел на пляж - ощутил разочарование. С пляжем-то все ок, но где люди-то? Все по турциям? Печально как-то стало. Хотя сентябрь...
В 16 тоже в Крым ездил, в Турцию больше не собираюсь. А то что в Крыму отели дороже - так их тоже можно понять - сезон с мая по сентябрь, в той же Турции на месяц раньше начинается и на месяц позже заканчивается, рентабельности больше.
еще одна фотка

Пустынно, однако...
Андрей, в Крыму отели дороже, чем в Турции и Египте не только из-за короткого сезона, но и из-за уровня жизни местного населения. Наши соотечественники не будут работать за те деньги, которые получает обслуживающий персонал в Египте. Также может ругаться и Европа, французы тоже могут ругать свой лазурный берег. Канны, Ниццу, за то что там очень дорого, даже для них. Поэтому они едут в бюджетную для Европы Грецию. Так и у нас выходит, что реально дешевле выходит Турция или Египет, чем Крым и ККК..... Но это не значит что там лучше. Есть хорошие отели и у нас. Но ценник на них.....
А про взять в прокат машину в Турции - элементарно. Правила и знаки одинаковые. Права наши катят. Жестами обьясняться можно.
Хорошо везде, где чувствуешь себя комфортно. Кому где. Смысл говорить, что лучше, например, здесь, а не там? Это субъективно. А когда люди ездят на еще более дорогие курорты? В камментах надо будет написать: "зачем на Бали или в Сицилию едешь? Езжай в Тай/Вьетнам/... там дешевле и лучше"?
ЭдВарт
А вот до Учкуевки зря не дотянул,пляж там очень неплох.
Слишком много экскурсий за эти дни, даже ваши попутчики задолбались с вами по горам бегать, а море когда? Кстати, 2 сентября тоже приехали в Коктебель, но паром занял 4 часа, вам повезло

ЭдВарт
А вот до Учкуевки зря не дотянул,пляж там очень неплох.
Еще доедем и до Учкуевки как-нибудь. В Севастополе много интересного, да и на запад полуострова надо съездить.

Море тоже было :-))
Никого насильно никто никуда не тащил, колхоз дело добровольное :-).
Кстати среди нас были и те, кому море и купание не обособо интересно...
Ton Sokol
Не, безусловно крым ни с чем в мире. Искатал его ни раз. Природа , как ни где. И я все понимаю, кто-то не выездной, кому- то просто хочется посмотреть. Сам всегда на машине езжу, на троих в августе отдых обходится с дорогой в 60000. Но будь у меня побольше денег, я бы точно не поехал туда на машине, а лучше снял по-проще жилье и полетел самолетом и там брал экскурсии. Дорога, особенно с ребенком, это ад, особенно в одно лицо.

Да насыщенная поездка, много всего успели, во многих хороших местах побывали. Отличное планирование и реализация. Однако скажу свое мнение для других читателей - если в Крыму еще не были - не пытайтесь охватить сразу все - как говорится тема будет не раскрыта целиком. Многие места начинаешь чувствовать при неспешном передвижении. Мы тоже обожаем Крым , были несколько раз там (например по одной поездке отчет https://travel.drom.ru/32007/ ) , но любим останавливаться на несколько дней в одном месте - расслабится, отвлечься от дороги, почувствовать место. В том же Новом Свете или Фиоленте можно побыть по 3-4 дня и каждый день вы будете видеть новое. Лучше выбрать 2-3 локации, не больше на 10 дней, а остальное посмотреть в другие разы.
багажные-карманы.рф - порядок в твоем багажнике

yakushev
"любимые соседи", они же "заклятые друзья")))

Сало перепрятали, а Крым не успели))

ТУРБО
И как на эту Камчатку мне прикажешь добираться?))

Забайкалье
синтез
И как на эту Камчатку мне прикажешь добираться?))
А как нам прикажешь на этот крым добираться ?! Народ обнищал совершенно, даже на соседний Байкал не получается летом выехать.........

Забайкалье
yakushev
Интересное замечание - очень мало комментариев на эту тему. Мне кажется это наши "охранители-адераторы" старательно подчищают тех кто против таких "поездок", и всяких там "отпускников". Еще и бюсты там свежеиспеченные замироточили вдруг;) Ересь несусветная творится там видать....... смесь посконного самодержавия, соцнереализма, "ангелов ада" и идей чучхе........ типа - "мы сами с усами" ;)

Кемерово-Симферополь
Нет уж,извините.За такие деньги лучше уж Турция............
Не забудьте туркам поклон по приезду отвесить.

Гурьевск
ТУРБО
Что есть то есть, помню приехав во Владик на недельку, остался месяц и не дорого. Жильё, гостиница экватор 500р. в сутки, 8й этаж с видом на море, за 250р. можно заказать завтрак или обед прям в номер. Красивые закаты на набережной, постоянно ими любовался из кафе на берегу. Также понравилась шикарная ночная жизнь города, воспитанные люди, красивые девушки, про ДВ можно говорить очень долго.

DooM5
Давно в Абхазии не был. Хороший там отдыхать.
Земляника :-)
Абхазия начинает меняться (местами), в плане сервиса. строят новые отели. НЕ реклама. отдыхали в Лдзаа"гостевой дом Данелян" ул. речная 26-район рыбзавода. очень понравилась природа и конечно море. (не Шарм конечно ),наш номер стоил 4000руб на троих за сутки. отелю был ровно месяц после постройки. так что уровень растет....вот несколько фоток, очень удобно передвигаться на авто...удачных Вам путешествий

Ton Sokol
Все дети разные, нашей дочке нравится на авто ездить. А если ребенок дорогу переносит плохо, то конечно не айс такие поездки
Отличный отчет, спасибо прочитал с удовольствием! А на что фотографировали, на телефон все, какая модель?

apstru
Читал ваш рассказ. Хорошая поездка у вас получилась. Фото просто отличные! Да и проехали вы тоже достаточно много!

Alexandr Sinitsyn
Да, фото на телефон. Самсунги галакси s6 и а5

Хаиткулы Момвлябердыев
Не забудьте туркам поклон по приезду отвесить.
Солидарна с Вами, хоть мои отчёты про Крым Вам и не нравятся.

На Западный Берег Крыма обязательно нужно съездить. Маршрут проложите от Севастополя до Мыса Тарханкут.

Ton Sokol
Но многим читателям этого форума именно в кайф сама поездка на машине.

yakushev
Но многим читателям этого форума именно в кайф сама поездка на машине.
+++

Elvika177
Солидарна с Вами, хоть мои отчёты про Крым Вам и не нравятся.
Почему вы так считаете?

ТУРБО
Хех... кто бы спорил ??..
Спасибо жлобским отечественным авиакомпаниям - я полмира объездил, летая лоукостерами через Хельсинки, а в своей собственной стране никак не наберу денег на поездку на ДВ ((.

Снежинск
Хороший отчет. Позитивно и познавательно. Удачи в дальнейших поездках и новых отчетов!

JokerSL
Хех... кто бы спорил ??.. Однако, из Питера десять поездок в Скандинавию , или два-три полета в Испанию стоят как ОДНА ПОЕЗДКА НА КАМЧАТКУ :-((. Спасибо жлобским отечественным авиакомпаниям - я полмира...
ладно, жлобство авиакомпаний, но вам не стыдно демонстрировать на всю страну свою необразованность?
полмира он объездил, а на ДВ никак денег не наберет, что за бред?

ValerySNZ

ТУРБО
Ну дак напиши что нибудь , и обсудим)

Город за рекой.
VladSO
Ну дак напиши что нибудь , и обсудим)
Я здесь живу и для меня это обыденность да и чукча не писатель чукча читатель))))
Граждане россияне помогайте друг другу!!!!
Это потому, что Данелян, а не Данелшрба
ferr
Pinus Silvestris и Pinus Sibirica

Отлично!!!Интересно!!!

Хорошая поездка и отчет получились. Дороговато, правда, но оно того стоит...

Иванов-Водкин
Хорошая поездка и отчет получились. Дороговато, правда, но оно того стоит...
Согласен, дороговато, но как правильно вы заметили, оно того стоит!

:-) конечно на одну
Добрый день! Сумма 122т.р. - это на три семьи? Или на одну?
Земляк, ты меня пугаешь такими вопросами.
На авто проездить пол страны, экскурсии, отели и пр.
Там в конце повести написано - бензин 16 тыр. на 4000 км...
Тачка тигуан.
Допустим, тигуана+вольво+соренто, то 12000 км за 16 тыр...
При средней цене бенза 38 рупий за литр, то израсходовано около 420 литров, средний расход горючки 3.5 литра на рыло с пробками, горами и прочим...
Нет, на одну семью разумеется.
Хотя тема интересная, как выжить в отпуске семьей из трех человек на 40-кет.

alex163
Пардон, не все учел, подарки 45 косарей.
Т.е. на семью остается (122-45)/3=26 тыр.
Итак, злободневно-насущная тема - как без последствий выжить в двухнедельном автономном отпуске семьей из трех человек, включая жену и ребенка, если бобов всего 26 тыр. деревом.

alex163
Пардон, не все учел, подарки 45 косарей.
Т.е. на семью остается (122-45)/3=26 тыр.
Подарки и сувениры в этой сумме (45 тыс. р.) совсем не основная часть, основная - питание.
Ну допустим.
Или так (122-15-20 бенз/паром)/3=29, из них червонец на питание, остается 19 - проживание и пр. Если с палаткой и доши-рак, очень может быть. Мыло с собой брать, чтобы не тратиться.
Хуже нет ничего, чем так кроить в отпуске.

Отличный отдых, отличное описание. Выражаю автору своё уважение. Были с женой в Крыму в сентябре 15 года, но тогда летали самолётом, а уже на месте брали авто в прокат. На этот сентябрь планируем путешествие на авто и ваш отчёт очень пригодится, в плане того, куда стоит заехать, где мы ещё не были. Ещё раз спасибо.
Россия проводит спецоперацию на Украине.

jan poll
Спасибо, рад, что рассказ понравился и поможет в поездке.

Класс!!!
Я бы еще посетил мыс Айя - место где снимали фильм "Дикари".
... а настоящая степь выглядит как-то так:
Мой отзыв: Nissan R'nessa 1999

Отлично
WV 74
а мне тетя симпатизирует на фото, стоит такая, одинокая, но довольная в белых хлопковых велосипедочках...

DooM5
Спасибо, рад, что рассказ понравился и поможет в поездке.
Приятно и легко читать такие отчеты, особенно от лица "земляков" с Лианозово.
Я с Абрамцевской. Зачетный отчет!

Екатерина Ефимова
Приятно и легко читать такие отчеты, особенно от лица "земляков" с Лианозово.
Я с Абрамцевской. Зачетный отчет!
Ого, мы на одной улице живем:-)
Спасибо за оценку рассказа!

Екатерина Ефимова
если Вы про балкончик нашего номера на втором этаже, так это супруга моя, ждет, когда мы на море пойдем... -"удобный такой балкончик"

alex163
Ну допустим. 30 тыр - питание. Значит на семью из трех человек на 2 недели на питание всего 10 тыр. Или так (122-15-20 бенз/паром)/3=29, из них червонец на питание, остается 19 - проживание и пр. Если...
Ну, чтобы хорошо сшить что-либо - хорошая выкройка необходима. С финансами аналогично. Здесь на сайте был отчет, как люди за смешные деньги объехали Турцию на своем авто. Тут вопрос приоритетов: если за одни и те же деньги охота больше поездить и увидеть, то мыло в такой поездке тоже необходимость - гигиена знаете ли..

Иванов-Водкин
так же был отчет молодой семьи автопутешественников, которые две недели соблюдали гигиену только влажными салфетками и ютились в небольшом авто...тоже бюджетно...

Отличный отдых получился,молодцы.

ТУРБО
Классно и на Камчатке, и на Сахалине, и еще во множестве мест! Но самолетом туда-обратно - треть годовой зарплаты, а машиной - полторы недели в одну сторону, а летний отпуск больше трех недель работодатель не дает. Так что пока пробавляемся тем, что поближе.

Ялта
Хороший отчёт, видно что пытались объять необъятное, но многое ещё не посетили.
Мой отзыв: Лада Веста 2018

Мелекесс
Не хилый у вас маршрут получился.
Гостинницы ИМХО дорого очень вышли. Тем более начало сентября.
У нас 1000 р всего вышло за ночь. Ну конечно без бассейнов и завтраков.
Вы заезжали 4 сентября в Крым и все равно потолкались в очереди в накопителях. Мы ехали почти за вами - 8 сентября по электронным билетам и пролетели все накопители со свистом.
Кстати чудик на приоре который с парома сиганул был числа 13--14. Потому что мы находясь в Крыму в новостях смотрели на это объявление, а нам буквально на след день надо было выезжать обратно.
Читаю про то как автор описывает достопримечательности например по Генуэзскую крепость и тропу Голицына , думаю – ну точно ходил с гидом. Мы были там же и половину информации не знаем. Тот же мыс Капчик мы не знали что он так называется, Дельфин и дельфин)))))))). Спасибо смотрим где были и узнаем что –то новое для себя.
Янтыхи нам тоже понравились. Дома теперь иногда детям сами делаем. Плюс в том что они реально не такие жирные как чебуреки.
С погодой нам тоже не повезло под конец отпуска реально холодно стало. Если интересно я в своем отчете писал про наш бюджетный отдых
По сравнению с вашим мы в то же время в 2 раза дешевле прокатились.
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград
Мой отзыв: Kia Ceed 2011

Plohish01
Не хилый у вас маршрут получился. Гостинницы ИМХО дорого очень вышли. Тем более начало сентября. У нас 1000 р всего вышло за ночь. Ну конечно без бассейнов и завтраков. Вы заезжали 4 сентября в Крым...
Читал ваш отчет и в камментах отмечался :-), вы тоже хорошо съездили. С погодой нам повезло, прохладно стало только в день отъезда домой.
Выбор гостиницы дело субъективное, можно в разы дороже найти, можно в разы дешевле... Нам эти понравились, вам другие. Каждый ищет для себя приемлемые условия, ну или хотя бы золотую середину.

Давайте посмотрим правде в глаза, автор ездил в Крым летом, а писал отчет зимой, при этом отфотано и расписано все, вплоть до поедания мороженного. Так не делает никто. У всех туристов фотографии спонтанные и через пару месяцев все мелкие детали стираются из памяти. Вывод, это профессиональный платный обзор. Ну и цель его вполне понятна.

Сергей S
Далеко не у всех туристов фото спонтанные, многие обрабатывают фотки, их тоже надо в чем-то упрекать? У меня же все фото сделаны на телефон. Кстати все начинаешь вспоминать в том числе и при просмотре фотографий. Да и текст самый обычный, много отчетов написаны намного интереснее.
Интересно, а кто мне заплатил и за что? Правда, напишите пожалуйста! И какая по вашему цель отчета? У меня была идея поделиться своими впечатлениями и себе, так сказать, на память о поезде писал.

Хороший отчет. Ездил почти по такому же маршруту. Теперь подождем мост.