Новогодние ярмарки трёх столиц

15.02.2018 | 6812 просмотров

Приветствую вас, решивших ознакомиться, а может, даже почитать рассказ о небольшой поездке в новогодние праздники по территории бывшего Союза, а ныне суверенных государств.

Были идеи посетить разные места, но выбор пал на Минск и Вильнюс. Времени на поездку было не много: старт (Москва) 04.01.2018 г., финиш 07.01.2018 г. (Москва).

Экипаж — я (водитель), супруга (штурман), дочь (главный и единственный пассажир, 6 лет).

Авто — Volkswagen Tiguan 2012 года выпуска, 2,0 TSI. Пробег — 76000 км.

Подготовка минимальная, маршрут не сложный и не длинный.

Скачал карты: для гугл навигатора, приложения мапс ми и яндекс навигатора. Удобнее всего, а может, просто привычнее — яндекс-навигатор с Васей Уткиным, но Литву для него скачать не получилось, в Вильнюсе пользовался гуглом, а мапс ми был запасным вариантом.

Чтобы не терять день в пути до Минска, решили выезжать из Москвы пораньше, в 4 утра. Трасса М1 отличная, трафик ранним утром минимальный. Пока пассажиры спали, незаметно добрался до границы, прошли незаметно, останавливаться не надо.

Дорога до Минска по Беларуси еще лучше, на большей части можно держать 130 (по GPS, по спидометру 136), не опасаясь штрафов. Качество приличное, но есть небольшие огрехи в виде мелких ямок и заплаток. Внешне Беларусь не отличается от России, где-то, и не раз, читал про красивые и ухоженные деревни, но ничего подобного не увидел. Всё как у нас.

Бензин в Беларуси на всех заправках по одной цене, дешевле, чем у нас, литр 95-го — 37 рублей, 98-й чуть дороже — 40 руб. В Москве 98-й уже к полтиннику приближается.

Банковские карты везде принимают, вышло даже выгоднее платить картой, чем снимать наличность в местном сбербанкомате (без комиссии для российских карт сбера).

До Минска добрались с 1 остановкой, на заправку и завтрак.

Незаметно въезжаем в «горад-герой Мiнск».

Зафиксировал статистику первого отрезка пути:

Расход конечно негуманный, можно добиться 7,5 л на 100 км, если ехать 90 км/ч.

Спустя 7 часов подъезжаем к первой достопримечательности:

Как достопримечательность, объект, если честно не очень. Скорее это немного футуристичное административное здание со смотровой площадкой.

Для «галочки» поднялись на 25-й (если не ошибаюсь) этаж, посмотрели город:

Погода в праздники совсем не радовала, зимы, считай, нет. Хотелось, конечно, снега и солнца, а в наличии депрессивная серость и моросящий дождь, которые совсем не радуют, но и не портят позитивный настрой.

Время близится к обеду, едем в сторону центра. Заранее отметил точку приема пищи — кафе Лидо на проспекте Независимости, судя по отзывам — недорого, быстро и вкусно. Так и оказалось, обед на троих (салат, первое, второе, напиток и десерт) обошелся в 37 Белорусских рублей (1100 Российских). Кафе похоже на наше Му-Му, где с подносом подходишь к раздаче блюд.

Прогулялись по площади, названной в честь белорусского писателя и поэта Якуба Коласа.

Памятник Якубу Коласу и героям его произведений:

Праздничные дни у белорусов уже закончились, 3-го января они уже вышли на работу. Правда, это не сказывается на ценах на проживание. Ценник увеличен в 2 раза вплоть до окончания праздников у россиян. Недорогие отели в центре уже в ноябре были в «стопе», в итоге арендовали квартиру. Съездили в офис за ключами и пошли заселяться.

На фото, все красиво, приличный ремонт, интересный дизайн. А на деле все пошарпано, в ванной плесень. Дочь попросила закрыть окно, но оно уже было закрыто, однако шум с улицы говорил об обратном. Ладно, переночевать можно. Попили чаю и пошли на осмотр новогодней ярмарки и центра города. Благо идти недалеко, квартира в центре, на площади Победы.

Маршрут подготовлен заранее, объекты расположены компактно.

Красив язык беларускiй

Первым делом на новогоднюю ярмарку, к Палацу Рэспублiкi.

Украшена площадь красиво, как и вся центральная часть города, но ярмарка слабенькая. С десяток палаток с игрушками, сладостями и глинтвейном.

Рядом Верхний город — исторический центр Минска, совсем маленький, но достаточно красивый. Здесь даже интереснее, чем на площади, красивая иллюминация, лотки с сувенирами.

Бесплатный аттракцион:

Минская городская ратуша:

Монастырь Святого Духа Базилианок:

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа:

Проспект Независимости — центральная улица города:

На площади Независимости находится Костёл Святого Симеона и Святой Елены — католический храм, построенный в 1905-1910. Одно из немногих зданий города, практически не пострадавших в ВОВ.

На входе рождественская композиция:

Внутри шла служба, играл орган, пел хор.

За два с половиной часа обошли центральную часть города. Людей кажется не много, но в большей части кафе нет свободных мест. В ресторане, где планировали поужинать (заранее выбирал заведения с местной кухней и в Минске и в Вильнюсе), мест тоже не оказалось, ждать смысла нет. Но в запасном варианте место нашлось. Попробовали драников с говядиной — очень вкусно! Пиво местное вполне приличное. Цены приемлемые.

Город понравился, одного дня на осмотр основных достопримечательностей вполне достаточно. Типичный союзной город с советской архитектурой, который в ВОВ был серьезно разрушен.

Утром, пораньше, по еще не проснувшемуся городу выезжаем в сторону Вильнюса. Путь короткий, до цели всего 260 км. Но есть одна не самая приятная вещь — граница. Заранее мониторил на сайте белорусских пограничников ситуацию на переходе Каменный Лог. Среднее время прохождения, по отзывам в сети, от 1 до 5 часов. На подъезде к пункту пропуска было не больше 10 легковых машин, казалось, все пройдет быстро. Кстати, удивила очередь из фур, которая началась за 5 км до границы! Сколько же они там стоят? Жуть. На выезде из РБ впервые за все поездки (Финляндия, Греция, Турция, Италия, Египет) у нас спросили оригинал свидетельства о рождении дочки, хорошо, что взяли. Больше ничего не спрашивали, заглянули в багажник и все. Белорусов прошли за 30-40 минут. Встали на въезде в Литву.

Очередь двигалась очень медленно. Занимали себя чтением заранее собранной и распечатанной информации по Литве, Вильнюсу и Тракайскому замку. Потихоньку добрались до литовских пограничников, вроде не тормозят они, но и не спешат. Посмотрели паспорта, свидетельство о регистрации на ТС и сверили отпечатки пальцев. На таможне было веселее. Осмотрев и отпустив в ЕС впереди стоящие машины, таможенник куда-то ушел, вот, думаю, засада, жди его теперь. Стою первым. Прошло минут пять, из будки вышел литовский погранец, который ставил штампы в паспорта, и спросил меня, почему стою. Я в шутку ответил — шлагбаум закрыт. Он пошел в будку, отрыл шлагбаум, я улыбнулся и поехал. Хоть что-то порадовало за более чем трёх часовой переход границы.

До Вильнюса около 30 км.

Но нам пока туда не надо. Едем смотреть замок в 30 км от Вильнюса.

Тракайский замок — самый большой из сохранившихся в Литве старинных замков.

По легенде замок решил построить Литовский князь Гедимин, который хотел перенести в Тракай столицу. Но не успел, закончили строительство замка в 1409 году. Это была одна из мощнейших и величественных крепостей во всем Великом Княжестве Литовском. Какое-то время замок был в центре событий княжества, потом отошел на второй план. Было время, когда он использовался как тюрьма. В 17-м веке замок окончательно забросили, и он стал разрушаться. После ВОВ замок начали восстанавливать, в конце 80-х годов он был приведен в соответствие с его историческим видом.

Тракайский замок, как говорят источники, представляет собой пример готической архитектуры, но мне, не сильно разбирающемуся в архитектурных стилях, кажется, что не особо он и готический. Вот постройки Гауди — другое дело.

В теплое время года во внутреннем дворе замка разыгрываются театральные действа, посвященные историческим тематикам, зимой просто выставлены на обозрение экспонаты.

Внутренний двор.

Внутренняя часть замка, трехэтажный дворец князей:

В помещениях замка находится музей. Выставки в залах довольно интересные, есть информация и на русском языке, но не вся, большая часть на литовском и английском.

Репрезантационный зал (сорри за качество фото).

Вейпы 19-го века?

Кровать и горшок.

В конце экспозиции можно поставить печать на билет.

Замок понравился, жалко, не удалось взять экскурсовода, все уже были заняты. На вход стояли около 20 минут, очередь была приличной. Лучше приезжать пораньше. Парковочных мест на улицах Тракая мало, к нашему приезду почти все были заняты, но местное население подрабатывает, запуская туристов в свои частные дворы. Цена — 3 евро на весь день. На осмотр замка ушло около 2 часов, если бы не подвела погода, погуляли подольше. Было желание обойти замок с внешней стороны, но начавшийся дождь и сильный ветер внесли свои коррективы.

После посещения замка решили отведать караимской кухни. Караимы — малая тюркская народность, переселенная из Крыма. Основное блюдо — кыбын. Слово сложно произносится и все говорят проще — кибин.

С горячим чаем пирожки зашли отлично!

Вкусно пообедав, едем в Вильнюс, закинуть вещи в отель и на прогулку. Памятуя проблемы с местами в кафешках Минска, в Вильнюсе заезжали заранее бронировать места для ужина.

Улицы Тракая, в основном малоэтажная застройка:

В Вильнюсе остановились в отеле Conti. Нам понравилось. Номер чистый, теплый (отметили после Минской квартиры-вытрезвителя), хорошо ловил Wi-Fi (на 2 этаже). Бесплатная парковка в 50 метрах от отеля (правда, мест не много). До исторического центра идти 5 минут. Отличный завтрак! На шведском столе — творог, йогурт, фрукты, яичница, оладьи, свежие овощи, сыры, омлет...

Пока заселялись, на улице стемнело, тем лучше, посмотрим новогоднюю иллюминацию.

Идем на центральную площадь, там гуляния, ярмарка, глинтвейн...

Городская ратуша и площадь, соответственно, ратушная.

Ратуша в Вильнюсе — памятник архитектуры в стиле классицизма. Выполняет функции здания для проведения протокольных городских церемоний и мероприятий, торжественных заседаний.

Дворец правителей — воссозданное в начале XXI века здание дворца великих князей литовских, находившегося на этом месте до начала XIX века. Это самый масштабный реставрационный проект в независимой Литве, связанный с восстановлением символа литовской государственности.

Неспешно прогуливаясь по красивому центру, доходим до Кафедральной площади, где располагается рождественская ярмарка.

Масштаб серьезнее, чем в Минске. В центре площади — елка, вокруг нее торговые палатки, на которые натянута гирлянда. На территории ярмарки получается всегда светло. Классная идея!

Рай для детей.

Попробовали вкусную штуку, которую готовят при тебе на мангале — куртос.

Процесс приготовления достаточно простой. Тесто наматывается по спирали на толстый деревянный вертел, жарится на углях (в процессе постоянно вращается посредством электрического привода) и в конце окунается в какой-либо топпинг. Нам очень понравилась смесь сахара с ванилью и корицей. Горячее лакомство отлично дополняется глинтвейном для взрослых и горячим шоколадом для детей.

По возвращении нашли такую же сладость в Москве, в торговых центрах стали продавать. Тоже вкусно. Почему у нас такую вкусняшку не готовят на ярмарках?

Заинтересовался, немного погуглил и узнал, что «ноги» этой сладости растут из стран центральной Европы (Чехии, Австрии, Словакии и Венгрии). Повсеместно продают в Праге, под названием трдельник или трлдо.

Фото процесса приготовления из сети.

Вечер заканчивали в ресторане с местной кухней. Было интересно попробовать литовских цеппелинов. Это горячее блюдо, основным ингредиентом которого является картофель. Сырой картофель натирают на терке, смешивают с измельченным отварным, добавляют начинку (свиной фарш), лепят большие котлеты, варят в воде и перед подачей посыпают грудинкой.

Размер впечатляет!

Блюдо очень сытное, вкусное и недорогое. Всю порцию я не осилил, супруга не одолела и половину порции.

Аутентичный интерьер ресторана.

На следующее утро была запланирована экскурсия с гидом по Вильнюсу. Встретились в холле отеля и пошли к авто. Изначально предполагалась автомобильно-пешеходная экскурсия, но пока шли к Тигу, изменили её на пешеходную. В ноябре, когда договаривался с гидом, рассчитывал, что будет настоящая зима, мороз и между посещаемыми объектами можно будет погреться в машине. Но зима не пришла, на улице +5 и решили погулять по городу. Старый город, где сосредоточены основные достопримечательности небольшой, трехчасовой экскурсии достаточно, чтобы его обойти, а погреться и в кафе можно.

Начали с Вильнюсского гетто, квартала, который до войны был густонаселен евреями.

Одним из жителей квартала был Цемах Шабад — врач, который занимался, в том числе, благотворительностью. Знаменит он стал, благодаря личному знакомству со знакомым всем нам по детским стихам Корнеем Чуковским. Личность вильнюсского врача настолько поразила известного детского писателя, что после возвращения домой Чуковский сделал несколько набросков в своем блокноте. Потом эти наброски превратятся в известную детскую книжку о добром докторе, который никому не отказывает в помощи.

Старичок с палочкой в руке, в старомодной шляпе, беседует с маленькой девочкой, держащей на руках кошку. Догадались о ком речь? Конечно же, это доктор Айболит.

Гуляя по улицам Вильнюса и слушая рассказ гида, иногда отвлекались на бытовые темы. Меня заинтересовало, почему на улицах совсем нет мигрантов. Ответ был простой, Литва хоть и входит в состав Евросоюза, является бедной страной, арабам здесь ловить нечего, пособия низкие, зарплаты тоже. Да и местным жить в стране не просто, коммуналка, по нашим меркам, очень дорогая, работы мало, зарплаты и пенсии низкие. Как следствие, молодежь уезжает в более богатые страны.

Тем временем мы подошли к Ратушной площади, на которой расположился образец раннего барокко в Вильнюсе — Костёл Святого Казимира. Одним из самых интересных элементов костела является купол в виде короны. Корона была «возложена» на храм в 1942 году и представляла собой копию короны князей Великого княжества Литовского. В 1949 году корону сняли. Вернули её костелу после провозглашения независимости Литовской Республики в 1991 году. Построенный как католический храм, костел 3 раза менял конфессиональную принадлежность: в 1839 году — в православие, в 1915 — в лютеранство, и в 1917 году он снова стал католическим.

Ратуша и площадь днем:

Церковь святой троицы и базилианский монастырь (ворота, в монастырский двор).

Церковь принадлежит малочисленной общине католиков восточного обряда (униатов) Вильнюса. Владеет храмом Украинская униатская церковь (греко-католическая). Даже не знал о существовании такой ветви в религии. Храм, как и Костёл Святого Казимира, побывал в разных руках: католиков, униатов, православных и снова униатов.

Котел Святой Терезы. Тоже раннее барокко, к нему относятся единственные сохранившиеся городские ворота и одна из главных достопримечательностей Вильнюса — Островоротная часовня (Остра брама).

Собственно ворота и Острая Брама над ними (часовня с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской):

Икона Остробрамской Божией Матери — святыня, чтимая и православными, и католиками. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы.

Буквально в 50 метрах от Костела Святой Терезы и Острой Брамы находится Церковь Святого Духа — главный православный храм Литвы. Барокко.

Интересен интерьер церкви, иконостас зеленого цвета в стиле барокко с мраморными колоннами:

Погуляли по улицам Старого города, в нём тихо, спокойно, людей совсем мало, несмотря на то, что уже был полдень. Возможно, свою роль сыграла суббота и народ отсыпался.

Отличная кондитерская (по рассказу гида), хотели потом в нее зайти, но не нашли:

За рекой Вильняле, на окраине Старого города, расположилась независимая республика — Ужупис (по-русски — Заречье). Это небольшой район Вильнюса, который населяют творческие личности: художники, музыканты, писатели и другие деятели искусства. Вся эта творческая «братия» в 1997 году и провозгласила независимость своего района. Придумали оригинальную конституцию, флаг, избрали президента и министров и, в довершение, создали армию из 12 человек.

Конституция:

1. Человек имеет право жить рядом с Вильняле, а Вильняле течь рядом с человеком.
  2. Человек имеет право на горячую воду, отопление зимой и черепичную крышу.
  3. Каждый имеет право умереть, но не обязан.
  4. Каждый имеет право ошибаться.
  5. Каждый имеет право быть единственным и неповторимым.
  6. Каждый имеет право любить.
  7. Каждый имеет право быть нелюбимым, но это не обязательно.
  8. Каждый имеет право быть неизвестным и не знаменитым.
  9. Каждый имеет право лениться и ничего не делать.
  10. Каждый имеет право любить и опекать кошку.
  11. Каждый имеет право заботиться о собаке до конца дней одного из них.
  12. Собака имеет право быть собакой.
  13. Кошка не обязана любить своего хозяина, но в трудную минуту обязана прийти ему на помощь.
  14. Каждый имеет право забывать, есть ли у него обязанности.
  15. Каждый имеет право сомневаться, но это — не обязанность.
  16. Каждый имеет право быть счастливым.
  17. Каждый имеет право быть несчастным.
  18. Каждый имеет право молчать.
  19. Каждый имеет право верить.
  20. Каждый имеет право осознавать свою ничтожность или своё величие.
  21. Никто не имеет права совершать насилие.
  22. Никто не имеет права покушаться на вечное.
  23. Каждый имеет право понимать.
  24. Каждый имеет право ничего не понимать.
  25. Каждый имеет право на любую национальность.
  26. Каждый имеет право праздновать или не праздновать свой день рождения.
  27. Каждый обязан помнить своё имя.
  28. Каждый может делиться тем, что у него есть.
  29. Никто не может делиться тем, чего не имеет.
  30. Каждый имеет право на братьев, сестер и родителей.
  31. Каждый может быть свободным.
  32. Каждый отвечает за свою свободу.
  33. Каждый имеет право плакать.
  34. Каждый имеет право быть непонятым.
  35. Никто не имеет права перекладывать вину на других.
  36. Каждый имеет право быть личностью.
  37. Каждый имеет право не иметь никаких прав.
  38. Каждый имеет право не бояться.

Заповеди.

• НЕ ПОБЕЖДАЙ
  • НЕ ЗАЩИЩАЙСЯ
  • НЕ СДАВАЙСЯ

Меня, если честно, район совсем не зацепил. Поэтому и фоток совсем из него почти нет. Хотя Ужупис считается одной из главных достопримечательностей Вильнюса. До поездки читал достаточно много отзывов о месте, которые подтвердились. Ничего интересного кроме шутливой конституции мы в нем не увидели.

После Ужуписа посетили действительно готическое (в отличие от Тракайского замка) сооружение — костёл Святой Анны.

Костел, как и большинство других храмов, не раз горел, разрушался и использовался не по назначению. Первый его вариант (деревянный), предположительно был построен в конце 14-го века. Вид, дошедший до нас, храм приобрел в 18-м веке. Интересный факт — при строительстве использовался кирпич 33 разных форм.

Интерьер:

Прошли мимо президентского дворца, здание которого для чего только не использовалось: дворец епископа, дом офицеров, дворец работников искусств…

Он же вечером:

Завешалась наша экскурсия на главной площади Вильнюса — Кафедральной. Возле собора Святого Станислава. Это уже классицизм:

Интерьер:

Орган:

К сожалению, не удалось подняться на башню Гедимина, что на замковой горе. С башни открывается красивый вид на город, а в самой башне расположился музей. В настоящее время доступ туристов на гору закрыт. Со слов гида, «гениальные» инженеры, решившие облагородить вид горы, вырубили на ней все деревья и кустарники, тем самым нарушив укрепительный почвенный слой. Грунт с горы начал осыпаться, да так сильно, что все подходы к горе перекрыли.

Башня Гедимина:

Совсем рядом расположилась еще одна достопримечательность, с которой можно обозреть Вильнюс — 57-метровая колокольня Кафедрального собора Святого Станислава. Подъем на вершину колокольни интересный, по пути можно позвонить в небольшие колокола (специальный инструмент прилагается):

Вид с вершины колокольни:

Кровля Кафедрального собора и Замковая гора:

С одного из первых ярусов колокольни хорошо видно, как устроена рождественская ярмарка:

За трехчасовую экскурсию с гидом мы обошли большую часть достопримечательностей Вильнюса. Узнали много нового, в том числе и про отношение к русским. С этим в Литве нормально, как ты к людям относишься, так и они к тебе. Не надо вслепую верить зомбоящику. Нигде не встретили хамства или какой-то неприязни. Молодежь по-русски почти не разговаривает, старшее поколение хорошо знает великий и могучий. Несколько интересных мест остались не посещёнными, будет повод вернуться.

Отмеченные на гугл карте места Вильнюса:

Попрощавшись с гидом, мы продолжили прогулку. Хмурая погода сменилась на солнечную, казалось, что на улице весна, а не 6 января.

Побродили по узким улицам Старого города, пообедали в интересном кафе, зашли за санкционкой в большой супермаркет (Maxima XXX), прикупили вкусного сыра и вина. А меж тем и день подошел к концу, включилась иллюминация, еще раз сходили на ярмарку (где существенно прибавилось посетителей, но до Московской по количеству людей еще было далеко) и купили интересных сувениров.

Завершили день вкусным ужином в итальянской пиццерии, где все напоминало Италию: отличная пицца и способ ее приготовления, домашнее вино, салаты, интерьер и приветливые официанты.

Пиццерию открыл местный предприниматель, который, побывав в Италии и посетив множество пиццерий, решил открыть подобное заведение в Вильнюсе. Сейчас это уже небольшая сеть кафе, используются продукты из Италии, соблюдается рецептура и технология приготовления блюд.

Утром, после отличного завтрака в отеле, выезжаем в сторону дома. До границы с Беларусью доехали быстро, на удивление оперативно прошли и Литовскую и Белорусскую стороны. Меньше часа потребовалось на прохождение двух границ. На выезде из Литвы пограничник попросил показать грин карту на авто. Интересно зачем, если мы уже выезжаем? Машину особо не смотрели, только таможенник-белорус поверхностно заглянул в чемодан. Беларусь проехали быстро, уже к обеду в небольшой пробке подъезжали к РФ.

Главный пассажир отдыхает.

Незаметно бежали километры, движение было достаточно плотное, погода менялась каждые полчаса: то слабый снег, то солнце, то метель. Назамерзайка от дорожной грязи лилась рекой. Градусник говорил о плюс трёх за бортом. В какой-то момент, GL передо мной резко начал замедляться, продавленная педаль тормоза затрещала под ногой. Тяжелый Мерс, видимо, не успевая остановиться, уходит на свободную встречку. Меня спасают шипы и увеличившаяся дистанция до впереди идущего авто. Случилось внезапное обледенение дорожного полотна. Посмотрел на термометр, минус 2! Вот так незаметно, в считаные минуты, вся дорога стала катком. Первое ДТП было незначительное, в плавном повороте небольшой хетчбек, сначала, поскользнувшись, ушел в отбойник обочины на встречке, потом в кювет своей стороны. Еще пару раз попробовал сцепление с дорогой: при торможении АБС срабатывала почти сразу, при разгоне вступала в дело ESP. Скорость потока уменьшилась до 60 км/ч, многие ехали на аварийке. Через десяток километров встали капитально. Встречных нет, мы стоим. Очевидно, что-то нехорошее впереди случилось. Яндекс навигатор показывал, что до крупного ДТП расстояние 500-700 метров, но дорога уходила в сторону и вниз, ничего не видно.

Мимо проносились скорые и ДПС. Решил пройтись, посмотреть. Выходя из машины, держался за дверь — лёд как на катке. Впереди было месиво. Более 15 авто по всем сторонам дороги, лобовые, боковые, каких только не было аварий.

Часа полтора простояв, потихоньку поехали, на дороге появилась техника, посыпали реагентом или солью с песком. Интересно, а нельзя обрабатывать дороги «до», а не «после»? На лобовое снова полетела грязь, лёд начал таять. Предположу, что большая часть потока шла из ЕС, где шипы запрещены (разрешены только в Прибалтике и Скандинавии), и внезапное обледенение дороги сыграло злую шутку с владельцами липучки. Хотя в подобном случае достаточного одного заноса, вылета на встречную и пойдет цепная реакция, где от водителей мало что зависит. Жалко людей, многие были с детьми. Хорошо, что без жертв.

Дальнейшая дорога до Москвы прошла спокойно, если не считать повышенного внимания к состоянию асфальта. Усталость дала о себе знать на подъезде к столице. Домой приехали позже запланированного, за 11 часов прошли 927 км. Средняя скорость 85 км/ч. Средний расход за день сравнялся со средним за поездку — 10 л/100 км. Всего прошли 1918 км за 23 часа.

Но я не рассказал про третью столицу, в которой мы посетили новогоднюю ярмарку. Это — Москва. Накануне выезда, третьего января ходили в Московский цирк на Проспекте Вернадского (отличное новогоднее представление), после которого поехали в центр. Мы с супругой в конце декабря, в будний день, побывали на Красной и Манежной площадях, зашли в ГУМ, прошлись по Ильинке и Никольской. Город удивительно красив! Решили его показать дочке и покатать на красивых каруселях, установленных на новогодней ярмарке, на Красной Площади.

С трудом найдя парковку на другой стороне Москвы-реки, идем в сторону центра. Очередь на языке тролля в новом парке Зарядье не внушала оптимизма.

Вход на ярмарку занял минут 20, по причине установленных металлодетекторов и огромного количества людей. Практически давка ((

Подойти к каруселям — нереально. Очередь растянулась на половину ярмарки.

Ниже Красная Площадь и Ильинка в будни:

А это уже 3 января:

Походив минут 15, в спешном порядке покидаем ярмарку. Ибо не то что к каруселям, к любой палатке с сувенирами и едой подойти сложно.

Вдоль ГУМа идем к ныне пешеходной Никольской, там сделан красивый навес из гирлянд на всем протяжении улицы.

Зашли в ГУМ, там тоже народу видимо-невидимо.

Главный магазин украшен очень красиво

Ильинка, по случаю праздника, была пешеходной.

Как и Большой Москворецкий мост.

Парк Зарядье.

Москва, Вильнюс, Минск — именно в таком порядке я бы расставил столицы по их красоте, иллюминации, украшением к празднику, новогодним ярмаркам и создаваемому настроению. Но Москва с одной оговоркой. В сами праздники не посещать, или до 29 декабря, или после 8 января, желательно в будни. Количество людей запредельное. В Вильнюсе красивый Старый город и отличная ярмарка. Минск тоже интересен, но уступает столицам России и Литвы по красоте и достопримечательностям.

Поездка получилась интересной! Задуманное осуществили, планируемое посмотрели, впечатлений набрались, будем готовиться к следующим поездкам.

Кому интересно, расклад по финансам:

— Бензин — около 8000 руб. (200 л на 2000 км. В России чуть дороже 40 руб./л, в Беларуси чуть дешевле, в Литве не заправлялся);

— Проживание — 11500 руб. (4300 руб. Минск (1 ночь), 7200 руб. Вильнюс (2 ночи));

— Входные билеты (примерно) — 1800 руб. (14 евро Тракай, 9 Евро колокольня в Вильнюсе, 200 руб. Библиотека в Минске);

— Гид в Вильнюсе — 3500 руб. (50 евро);

— Грин карта на авто — 2300 руб.

— Мед страховку мне и дочке оплачивать не понадобилось (входит в ДМС), супруге — 300 руб. (на 3 дня).

Итого 27400 руб. Не считая питания (самая большая статья расходов, которую легко можно уменьшить или увеличить в любое количество раз), сувениров, и продуктов «с собой» из Литвы.

Всего потратили чуть меньше 50 тыс. руб.

Тиг, как всегда — молодцом! Даже масло не доливал. Между ТО (15000 км) уходит около 1,5 литров ваговской синтетики.

Фото авто (из другой поездки):

Всем, кто дочитал — спасибо!

Надеюсь, было полезно и интересно!