|
Идея путешествия родилась после прочтения в 2006 году рассказа питерской пары о поездке на Сахалин на ВАЗ-2112. Я загорелся мыслью о поездке на Байкал, тем более что в Бурятии у нашей семьи родственники, там прошло моё детство и прошлый раз семьёй мы там были в 1990 году, когда дочери было три года. Жена и дочь поддержали меня, и летом 2008 года мы осуществили эту поездку.
Автомобиль у нас отечественный ВАЗ-2120 «Надежда» — полноприводный минивен на платформе длинной «Нивы», дополнительно установлено газобаллонное оборудование с баллоном на 50 л.
При подготовке маршрута пользовался информацией со многих сайтов, но самым полезным оказался Drom.ru.
Подготовка автомобиля заключалась в замене практически всех элементов подвески на новые, добросовестном обслуживании всех систем, был врезан люк в крышу, установлены новые покрышки Кировского завода «NORDMAN S». Приобрёл и установил под передним пассажирским сиденьем инвертор «ROVER Powermate-003», 210-230 вольт, 0,65 ампер для питания различных зарядников, ноутбука и бритвы. Установил навигационную GPS-систему в составе ноутбука «ASUS Eee PC 4G» и GPS-приемника «HOLUX m-1 000» с установленной навигационной программой «ГИС Русса» (http://gisrussa.ru/index.html) и информационной системой «ДубльГИС» (http://www.2gis.ru/), причём тоже с навигацией. Для видеозаписи дороги приобрёл веб-камеру, которую установил у лобового стекла и подключил к ноутбуку.
Предполагая ночёвки в машине, приобрели надувной матрас по размеру салона — 1,54 на 2,10 м и электронасос к нему, отработали варианты трансформации сидений — в результате спали в машине втроём в полный рост, не мешая особо друг другу. Были с собой спальные мешки и самораскладывающаяся палатка. Для приготовления пищи использовали газовую плитку со сменными баллончиками.
Маршрут туда: Мурманск — по М-18 — Медвежьегорск — по Р-5 — Вологда — по М-8 — Чекшино — по Р-7 — Никольск — по Р-157 — Шарья — по новой дороге (есть не во всех атласах) — Котельнич — по а/д «Вятка» — Киров — по Р-166 — Карагай — по Р-344 — Нытва — по Р-242 — Пермь — по Р-242 — Екатеринбург — по Р-354 — Юлдус — Исетское — по Р-329 — Ялуторовск — по Р-402 — Омск — по М-51 — Новосибирск — по М-53 — Кемерово — по М-53 — Красноярск — по М-53 — Иркутск — по М-55 — Улан-Удэ — по Р-438 –Турка — по Р-438 — берег Байкала в районе Катково. Обратно с некоторыми отклонениями: от Красноярска — по М-54 через Дивногорск до реки Б. Терел и по новой асфальтированной дороге на север до примыкания к М-53, заехали в Томск и Тюмень.
Мурманск провожал туманом и остатками снега на сопках (15 июля 2008 г).
Мурманск в тумане.
Сопки в районе Мончегорска.
Первая остановка у Полярного круга.
К окончанию первого дня пути развалилась труба глушителя из-за некачественной сварки, произведённой накануне поездки. Пришлось сделать остановку в Медвежьегорске и на следующий день в местном ДРСУ отремонтировать выхлопную систему. Ночевали в машине на берегу Онежского озера.
Онежское озеро.
Полная загрузка.
Обед будет.
В Вологодской области решили остановиться на обратном пути для осмотра в Ферапонтовом монастыре фресок Дионисия и посещения города Тотьмы. Вологду не посещали, оставили для будущих путешествий. Дорога Р-5 в Вологодчине вполне пристойная за исключением грунтовки в районе г. Вытегры. Вторая ночёвка в машине на заправке возле г. Кадников на трассе М-8.
Ферапонтов монастырь.
Третий день пути (17 июля) оказался ничем не примечателен. Выехали из Вологодской области, по пути зацепили Костромскую, въехали в Кировскую. Поздним вечером объехали Киров и уже ночью остановились в Белой Холунице в гостинице «Анастасия». Так же зовут и дочь. Пришлось на троих снимать четырёхместный номер. Во всех гостиницах, в которых останавливались или пытались остановиться, трёхместные номера встречались исключительно редко. Приходилось платить за четырёхместные номера, изредка за три места в четырёхместном.
Город Киров скоро станет Вяткой.
Анастасия в «Анастасии». Белая Холуница.
В гостинице выспались в нормальных условиях, привели себя в порядок. Никуда не спеша (18 июля) выехали в сторону Перми. По дороге в районе Омутнинска встретился тяжёлый грунтовый участок.
Начиная с юга Карелии и до Урала самый популярный автомобиль на дороге — лесовоз, самый распространенный дорожный знак — «сиськи», то есть «Неровная дорога».
«Сиськи» и лесовозы.
Пермь запомнилась пробками на въезде и выезде из города. Добрались до Перми только к 19 часам местного времени, поэтому просто проехали по городу и сфотографировались с пермскими солёными ушами. На обратном пути решили провести в Перми некоторое время.
«Пермяк — солёные уши».
Следующая цель этого же дня — добраться до Кунгура, где у нас запланировано посещение ледяной пещеры. К ночи доехали и устроились в гостиницу.
Стела Кунгура.
Рано утром следующего дня (19 июля) подъём и с первой экскурсией в пещеру. Из-за низкой температуры в пещере (в разных залах от 0 до +10) пришлось надеть все имеющиеся с собой тёплые вещи.
В пещере всегда Новый год!
Достопримечательности Пермского края для будущих путешествий.
В околообеденное время выехали далее — на Екатеринбург. В Свердловской области удивило большое количество ДПСников. Столько их за непродолжительное время я не видел ни до, ни после этой поездки. В Екатеринбурге, как мне показалось, хорошо организованное движение транспорта, ни заторов, ни пробок на своём пути мы не встретили. Город мы проехали через центр с остановкой у пл. Труда для пешей прогулки по окрестностям. Больше всего времени провели на ул. Вайнера — местном Арбате.
Дай порулить!
Проводите нас.
Возмутила забота местных властей о себе. Тротуарную плитку у городской мэрии укладывают среднеазиатские, а на площади напротив — китайские гастарбайтеры. Только бы не платить своим рабочим.
«Равшаны с Джумшутами» на подступах к власти.
Китайские «муравьи».
Успели посетить музей архитектуры и промышленности, дочь-студентка не смогла пройти мимо храма св. Татьяны.
На прощание.
Из Екатеринбурга поехали по рекомендации одного из интернет-форумов в объезд Тюмени через Каменск-Уральский, Исетское до Ялуторовска (на обратном пути убедились в правильности этого решения). К позднему вечеру этого же дня подъехали к Каменск-Уральскому, который отмечал День города. Центральные улицы города оказались перекрыты, пришлось ехать объездами, на освещении которых городские власти экономят. Мы стали свидетелями шикарного фейерверка, видимо, на сэкономленные деньги. За Каменском, вблизи Катайска, остановились в придорожной гостинице, перекусили, чуть коньячку и спать.
Утром следующего дня продолжили путь. На перекрёстке вблизи Ялуторовска впервые были остановлены сотрудником ГИБДД, который решил, что мы заблудились, т.к. дважды проехали через перекрёсток. Пришлось показать документы и объяснить, что ездили на газовую заправку.
Вечером был Омск. Удивило у въезда в город современное буддистское или мусульманское кладбище. На мой взгляд, если люди делят усопших по конфессиям и национальностям, то и в жизни у них не всё в порядке. Считаю, что нынче должны быть просто городские кладбища.
В Омске пополнили запасы продуктов. Прокатились по вечернему городу и уже в темноте по карте навигатора выехали к воинской части десантников, которая преградила нам путь к трассе М-51. Помогли боевая дружба и войсковое товарищество — меня как офицера ВВС, дружественного ВДВ, пропустили через территорию части. Сразу после Омска встали на ночёвку на организованной стоянке. В этот раз ночевали в машине.
Доброе утро!
Бетонка М-51.
Обед.
Послеобеденная дрёма.
К вечеру добрались до Новосибирска, где у нас запланирована днёвка. Поиски недорогой гостиницы с горячей водой привели нас в гостиницу Новосибирского цирка, практически, в центре города.
Администратором гостиницы был предупреждён об опасности оставления авто на улице на ночь. Поэтому вынужден был поставить машину на охраняемую стоянку «вторым рядом» с оставлением ключей охранникам. На мои сомнения при оформлении стоянки охранники продемонстрировали мне груду ключей с брелоками сигнализации в ящике стола: «Не парься, мужик, у нас так принято!». Администратор в гостинице тоже успокоила, что другого выхода нет. Для меня такое положение очень непривычно, т.к. на родине не принято оставлять авто на платных стоянках, да и в городе их очень немного. Все машины стоят во дворах. У нас исключительно редки случаи краж автомобилей и очень редки случаи краж из авто. Всё равно беспокойство за машину не оставляло, около шести утра сходил на стоянку — стоит, успокоился.
Утром (22 июля) была прогулка по городу.
Наш приют.
Фонтан.
Гранит Любви.
Подружки.
В Новосибирске, на мой взгляд, движение автотранспорта плотное, но не напряжённое. Водители очень любят сигналить по любому поводу, трогаться с пробуксовкой и визгом шин.
Около 17 часов собрались в дорогу. К вечеру доехали до Кемерово. Город понравился иллюминацией и ухоженностью улиц, наличием достаточного количества указателей для проезда транзитников. Решили остановиться в Кемерово на обратном пути.
К часу ночи остановились в Мариинске. В гостинице оставался только дорогущий люкс, поэтому ночевали в машине. Денег за стоянку с нас не взяли, а утром администратор даже разрешила воспользоваться гостиничным туалетом и вскипятила нам чайник. Перекусив, тронулись в дальнейший путь. По плану на этот день (23 июля) добраться до Красноярска и посетить заповедник «Столбы».
Ачинск.
Движение в Красноярске очень плотное, напряжённое, особенно вблизи моста через Енисей.
Не без труда прорвались на правый берег, но довольно спокойно доехали до заповедника «Столбы».
До первого столба идти пришлось около пяти километров, поэтому самое краткое посещение заповедника может составить не менее трех часов.
В тот же день успели доехать до Канска, где на платной стоянке и заночевали.
На следующий день (24 июля) через 50 км после Канска было два железнодорожных переезда в Ингаше с получасовым ожиданием у каждого, и началась эпопея преодоления участка федеральной трассы на границе Красноярского края и Иркутской области. Этот кусок дороги вызывает раздражение и стыд, ведь это, судя по остаткам вздыбленного покрытия, когда-то было асфальтом.
Федеральная трасса.
После Екатеринбурга довольно часто стали встречаться колонны китайских грузовиков. Показалось, что за рулём были тоже китайцы, так как очень аккуратно, вежливо и предупредительно себя вели на дорогах, когда на обратном пути приходилось обгонять их колонны. Такие грузовики доехали с 2008 года и до Мурманской области.
Братская помощь китайского народа.
Как только въехали в Иркутскую область, на первой же заправке были удивлены ценой бензина, которая с 23,5 рублей в Красноярском крае выросла до 30,6 рублей. В поисках газовой заправки покружили по Тулуну. Газа на заправке не оказалось, пришлось переключаться на бензин, который был залит ещё в Вологодской области.
Нормальная грунтовка.
На десятый день путешествия стала накапливаться усталость от дороги. Захотелось уже поскорее добраться до Улан-Удэ, где нас с нетерпением ждали. В этот день дотянули до Усолья-Сибирского и возле какой-то кафешки встали на ночёвку.
Место нашей ночёвки наутро.
Последний рывок до Улан-Удэ, промежуточный финиш — Иркутск, город довольно сложный для проезда.
После Иркутска начинается горная дорога, местами с активной реконструкцией и ремонтом. На перевалах двигатель стал перегреваться, пришлось закоротить датчик одного из двух вентиляторов, чтобы он постоянно работал. С таким принуждением система охлаждения заработала нормально.
Реконструкция.
Первый приз дня — Байкал!
Второй приз — Бурятия! Начались с детства знакомые места.
Дорога М-55 по Бурятии, когда уходит от Байкала, пролегает в долине реки Селенги.
Река Селенга.
По телефону договариваемся с братом о встрече у поста ГАИ в Сотниково. Мы приезжаем первыми, приходится ждать. Без движения становится очень жарко, температура 35 градусов. Минут через пятнадцать приезжают наши, и с проводником продолжаем путь в город.
«Эскудо»-проводник.
Потом была встреча, знакомство с племянниками, естественно, застолье. В Улан-Удэ мы приехали на 11-й (25 июля) день нашего путешествия.
Улан-Удэ удивил изменившимся обликом. Из заштатного провинциального городишки он превратился в современный город со своей самобытностью и национальным колоритом, с развитой инфраструктурой и атрибутами цивилизации.
«Царь-башка».
В пригороде Улан-Удэ на Верхней Берёзовке расположен этнографический музей.
Недалеко от музея есть бурятское кафе, очень красиво оформленное в национальном стиле. Попасть в него, к сожалению, мы не сумели из-за спецобслуживания, но по территории побродили.
Наши ребята вывезли нас на роллердром, где мы впервые встали на ролики.
У наших родственников в Турке, в деревне на берегу Байкала, есть дом. Естественно, мы поехали двумя машинами и двумя семьями на Байкал, в Турку. Сразу же, как доехали, — к морю. На берегу оказалось довольно прохладно.
Купалась только племянница.
Мы с братом пили пиво.
Остальные загорали.
После пива стало возможным и искупаться.
Вечером коптили омуля.
Омуль в тулуне в печи (запекается в соли).
Утром следующего дня по пути за грибами обнаружили у причала баржу «Метрополия» с глубоководными аппаратами «Мир». Нам разрешили подняться на борт, и один из пилотов «Мира» даже провёл краткую экскурсию.
Баржа «Метрополия».
Пилот аппарата «Мир» Герой России Евгений Черняев.
Грибов мы тоже набрали: белых, груздей и лисичек. Рыжиков, к сожалению, было очень мало.
Сестрички и лисички.
На несколько дней выехали с палатками непосредственно на берег Байкала.
Красоты Байкала:
Всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и мы уезжаем с Байкала.
До свидания, Турка!
Женский монастырь в Батурино.
Съездили на родину предков по материнской линии в деревню Новая Брянь, где я никогда не был. Отыскали на старом погосте могилы прабабушки и прадедушки.
Старый погост.
Речка Брянка.
Наверное, все умерли.
Побывали в улан-удэнском буддистском храме — дацане. В Иволгинский дацан, который считается основным, съездить поленились.
Самый большой Будда в России.
Перед самым отъездом в обратный путь произошла встреча с моими одноклассниками, с которыми учился по восьмой класс в 40-ой школе Улан-Удэ.
Мои одноклассники.
Девятнадцатого августа наступил день прощания с гостеприимными улан-удэнцами. Около восьми утра по местному времени мы выехали в обратный путь.
Опять в сопровождении «Эскудо», но в обратную сторону.
Бурятию покидали в тумане.
До свидания, Байкал!
В Иркутске подъехали к берегу Ангары. В черте города вода ещё прозрачная.
Ангара и мы.
Вид с моста через Ангару.
После Тулуна заночевали на стоянке вблизи Алзамая. Спали в машине. На следующий день (20 августа) поставили перед собой цель побывать в Дивногорске и осмотреть Красноярскую ГЭС.
Памятник строителям ГЭС.
Плотина ГЭС.
После осмотра ГЭС под машиной обнаружил лужицу тосола — потёк пластиковый тройник системы отопления. Попытки ремонта не увенчались успехом, и мы решили переночевать у плотины, чтобы назавтра принять меры.
Предстоит ремонт.
Утром следующего дня (21 августа) вызвал такси из Дивногорска и, объехав все автомагазины города, в самом маленьком из них приобрёл искомый тройник. В одном из магазинов хозяин мне сказал, что ВАЗовские запчасти они уже не возят, т.к. в городе их осталось всего около 150 штук. Установка тройника и долив тосола не заняли много времени, и через 30 минут мы выехали с места стоянки. Решили в Красноярск не возвращаться, а проехать по М-54 в сторону Хакасии и Тувы до реки Б. Терел и по перемычке, оказавшейся новой асфальтированной дорогой, поехали на север до примыкания к М-53.
Вид на плотину ГЭС с трассы М-54.
Енисей.
Горная дорога М-54.
Кемеровская область.
К Кемерово подъехали вечером уже в темноте, поэтому прогулка по городу, запланированная ранее, не состоялась. Заправившись газом, поехали дальше. Километров через 50 остановились в Опарино в гостинице. Утром 22 августа решаем, что раз не побывали в Кемерово, то слегка отклоняемся от маршрута и едем в Томск!
О своём решении побывать в Томске мы нисколько не пожалели. Город очень понравился. Движение транспорта, на мой взгляд, толково организовано, водители дисциплинированны — при наличии пешеходов, намеревающихся перейти дорогу по нерегулируемому переходу, машины останавливаются. Это приятно удивило и порадовало, что не везде процветает хамство на дорогах.
Томск нас встретил живым пивом.
Памятник материнству.
Водители очень дисциплинированные.
Памятник, посвященный студентам.
Самый большой «деревянный» в мире.
Побывали в областном краеведческом музее.
Очень интересная экспозиция «Кулайская таёжная культура».
Крестьянский быт.
Сбережение — путь к богатству.
Антон Палыч Чехов на набережной Томи.
«Счастье. Щас спою!».
Семья.
Не удержался- подержался.
Уехали из Томска часов в 18 местного времени. Не желая возвращаться на трассу М-53 уже пройденным путём, решаем проехать другой дорогой Р-398 на запад от Томска. Переезжаем Обь, и по левому берегу едем на юг по Колыванскому шоссе к М-52, минуя Новосибирск. После Колывани повернул направо, наивно полагая, что сокращу путь — попал на грунтовку, которая тянулась километров 40, почти до трассы. В Коченево на бесплатной стоянке заночевали в машине. Следующий день был посвящён езде, проехав 1 000 км, остановились в автокемпинге «Абат», в гостинице мест не оказалось — пришлось опять ночевать в машине.
Утром 24 августа решаем изменить ранее пройденный маршрут и в районе Ялуторовска выбираем направление на Тюмень. Проехав 25-30 км, выясняем по указателям, что проезд по этой дороге перекрыт — сворачиваем налево по указателю объезда. Объездное движение идёт по населённым пунктам, знаки объезда очень быстро кончаются, много транзитных машин стоит на обочинах — выясняют дорогу. Нам тоже пришлось остановиться, чтобы скорректировать маршрут в навигаторе. Если бы не навигация, то долго бы нам пришлось плутать под Тюменью.
В Тюмени много новостроек…
...и много церквей.
Дорога от Тюмени до Екатеринбурга оказалась гораздо хуже, чем маршрут в объезд Тюмени через Исетское и Каменск-Уральский.
На ночёвку встали в районе Бисерти Свердловской обл. в придорожной гостинице. Ночёвка обошлась всего в 300 руб. + 50 руб. за стоянку + 163 руб. за завтрак, это был самый бюджетный гостиничный отдых за всю поездку.
К обеду 25 августа подъехали к Перми и решили немного прогуляться по городу. Краевой музей оказался закрыт, а очень хотелось увидеть экспонаты пермского периода.
Для разнообразия совершили водную прогулку по Каме.
Выехали из Перми в 20 часов и около 23-х на границе Кировской области встали на ночёвку. Динозавры пермского периода не давали покоя, поэтому на следующий день (26 августа), доехав до Котельнича, разыскали Палеонтологический музей.
Музей оказался в цокольном этаже обычной пятиэтажки. Посещение стоит всего 20 рублей. Специально ехать туда, на мой взгляд, не стоит. Возможно, нам просто не повезло и часть экспозиции была на выезде, но со слов сотрудников самые ценные экспонаты из музея не выезжают.
Я и предок — очень похожи.
Проскочив Костромскую область, въехали в Вологодскую и заночевали в Никольске в гостинице «Камелия».
Камелия — та, которая в воде.
Очередной день (27 августа) ознаменовался посещением города Тотьмы и Ферапонтова монастыря.
Тотьма.
С огромным удивлением обнаружили в Тотьме Музей Мореходов. Оказывается, что жители города — купцы и промышленники осваивали не только Русский Север, но и Калифорнийское побережье Америки.
Музей Мореходов в здании недействующей церкви.
Памятник российским землепроходцам и мореходам.
В Тотьме прекрасный краеведческий музей с интересными экспонатами.
Здание краеведческого музея.
К вечеру, почти к закрытию успели попасть в Ферапонтов монастырь и осмотреть фрески Дионисия.
Фрески очень интересны, в их окружении остро чувствуется дух времени. Их фотографирование, к сожалению, посетителям запрещено.
К ночи добрались до Вытегры. Разыскали гостиницу, к нашей радости, в ней оказался свободный номер. Ночная температура упала до трех — пяти градусов, поэтому ночёвка в машине стала проблематичной. В номере оказался телевизор, и дочь, большая поклонница футбола, смотрела матч «Зенита» с «Манчестером».
На следующий день, преодолев более 1 000 км плохих северокарельских и мурманских дорог, мы были дома!
Озеро Имандра.
За время отпуска пройдено 16,5 тыс. км различных дорог по территории 15-ти субъектов Российской Федерации. Получены огромнейшее удовольствие и удовлетворение от путешествия. Впечатлений и эмоций хватит на пару лет.
Проблем с придорожным сервисом не было на протяжении всего пути: заправок, стоянок и гостиниц, кафе и столовок достаточно.
Штрафов не получено ни на копейку. Сотрудники ГИБДД остановили всего два раза — оба для проверки документов. Криминал не проявил себя никаким образом.
Никаких приключений не случилось, что, считаю, к лучшему. Только спланированные посещения городов, достопримечательностей, музеев. Автомобиль вел себя достойно, кроме описанной поломки тройника ничего не случилось, даже ни одного прокола колёс.
На дорожные расходы в обе стороны потрачено примерно 50 тыс. руб., из них на топливо — 29 тысяч. Никаких трудностей, о которых можно прочитать в интернете, не испытали. Пассажиры — жена и дочь — готовы к новым путешествиям: «А не съездить ли нам во Владивосток?» Теперь это кажется вполне реальным, тем более что я родился в этом городе. Это наша новая цель!