|
Доброе время суток всем дромовцам и гостям сайта. Читая отчеты на сайте, любой из нас, думаю, пропитывается романтикой путешествий, нервно ерзает на пятой точке, в голове проносятся куча мыслей в стиле « эх…., а вот если бы это был я, а вот бы туда». Вот и я недалеко ушел от этой аудитории. Почти каждый день, если есть возможность, стараюсь читать отзывы путешественников, за что авторам большое спасибо. В общем, живу мечтами о дороге.
Хочу сразу попросить читателей, которые разводят срач (сорри за такой сленг) на тему Крыма, просто не читать мой опус, чтобы не разводить бодяги в комментариях. Это всего лишь мои мысли вслух и эмоции, которыми я хотел поделиться с добрыми людьми.
Итак, попробую начать.
Путешествовать с семьей мы начали в 2007 году, когда первый раз на шедевре российского автопрома, именуемом «ОКА», совершили свое первое автопутешествие в Краснодарский край, а именно в Архипо-Осиповку. Я немного упоминал об этом в своем пробном опусе про путешествие в Абхазию в 2013 году.
За период с 2007 года мы каждый год ездили семьей на морское побережье в Краснодарский край. Исключение составил 2008 год, связанный с рождением второго сына и 2015 по причине финансовой пропасти.
В общем-то, за это время мы отдыхали на нескольких курортах Краснодарского края. В основном это побережье от Джубги до Анапы. Пару отпусков были в Архипо-Осиповке, в Бетте, в Геленджике (в том числе в один из отпусков в Голубой бухте). После того как побывали в Абхазии в 2013 году, решили на 2014 год запланировать открытие Крыма. Поэтому всю зиму 2014, так сказать, готовились покорять Крым. Отпуск летом 2014 года у нас пришелся на период с 1 августа по 14 августа. Целых 2 недели!!!!!!!!! Черт бы побрал эти корпоративные отпуска. Кто меня понимает, сам наверняка сталкивался с тем, что из этих 14 дней на дорогу только у нас уходит 2 дня туда и 2 дня обратно. Завидки порой берут, когда читаешь отчеты, а у людей отпуска по 30-40 и более дней. Ну, тем не менее, у нас такая ситуация.
Выехали мы в 2014 году в Крым, доехали до Ростова-на-Дону в первый день, переночевали у друзей и на утро, проезжая всем известный пост, увидели вот это:
Время ожидания паромной переправы 40 часов.
Потом, взглянув на показания температуры окружающего воздуха:
Мы с женой посовещались и приняли для себя такое решение, что Крым в 2014 году так и останется для нас непокоренным. Перспектива стоять на переправе такое количество времени в жаре с детьми с непонятками насчет еды, воды и туалетов, нас как-то не радовала. К тому же на канале ZELLO ребята подтверждали информацию о том, что люди ждут сутками переправы. Что в отстойниках нервяки сплошные по поводу псевдоинвалидов и льготников. Что местные беременные даже бизнес устраивали и за определенную плату подсаживались в машины, чтоб тех как льготников в начало очереди. И в 2014 году мы приняли решение отложить открытие Крыма до следующего года и свернули тогда в Геленджик (через Новороссийск). В тот год мы планировали встретиться с семьей моего хорошего сослуживца из Самары. Они выехали немного позже из Самары, и мы договорились встретиться где-то после переправы. Однако, глядя на ту ситуацию, о которой я писал ранее, мы им сообщили, что уходим на Геледжик. Они впоследствии тоже приняли решение отдыхать в Анапе и Новороссийске.
2015 год был ознаменован финансовой дырой в кармане, поэтому ни о каких путешествиях речь в принципе не шла, хотя моральный настрой был насквозь пропитан ветрами странствий, почерпнутых из отчетов на Дроме.
Прошу прощения за немного сумбурное вступление, просто я хотел немного донести то состояние нарастающего возбуждения перед перспективой отпуска 2016 года, которое было у меня в душе.
И вот наступил 2016 год. С последнего «дальнего» путешествия прошло 2 года… 2 долгих года. Когда ты живешь в стиле дом-работа-дом, и унылый вид из окна кабинета начинает потихоньку глодать разум, то единственное, что подпитывает в этой рутине — это время, проведенное с отчетами дрома, мечтами и планами и белой завистью к тем, у кого планы и мечты осуществлялись.
Душа уже не просто томилась по дальним путешествиям, а просто орала в два горла……ДАВАЙ УЖЕ СДЕЛАЙ ЧТО-НИБУДЬ, но чтоб в этом году обязательно поехали в отпуск. В общем-то, куда ехать, мы с женой определились давно. Крым для нас был еще не покоренным. Я старался читать кучу отчетов, общался на форуме Дрома в крымской ветке, кстати, всем привет, кто подсказывал помогал, материл, троллил)))): Sergei24RUS, Jonik, Суръёзный дятька, БАРАБАШ, limon82, val-102rus и др. Если кого-то не упомянул, прошу сильно не костерить. В общем, готовился к предстоящей поездке. Делал заметки, что постараться посетить, ставил точки с координатами в навигаторе. В общем-то, все более-менее складывалось, и горшочек золота на отпуск был приготовлен, и информация необходимая найдена, оставалось только одно — дата поездки. Вот с этим вот тоже пришлось помучиться — дата все время переносилась. И опять же все это было связано с корпоративным отпуском моей супруги. То в июне ей дадут, то перенесли на июль, то в июле они бюджет защищают, в общем, все не слава богу. На носу был август, но и тут ей не дали отпуск. Ну, все, думаю, и в 2016 году никуда не поедем. Наступил сентябрь, в душе моей метались разные мысли, что Прос…али все лето и никуда не съездили. Что с этой работой никак не получается планировать отпуск, да еще и какой отпуск — долбаные 14 дней.
Дети пошли в школу, настроение у меня хуже некуда, и тут жена, придя с работы, говорит, что ее вроде должны отпустить, а мне велела писать заявление на отпуск с 5 сентября. Ураааааааа, мы едем…
Заявление на работе подписали мне без проблем. И вот с 5 сентября готов отчаливать, но жену отпустили только с 8-го и по 18-е. Это всего 10 дней получается из них дорога еще 4 дня…
Пофигу… едем.
Детей в эту поездку решили с собой не брать, чтобы не пропускать начало школы и оставили их бабушкам, за что последним спасибо. Это был наш первый отпуск и без детей. Даже непривычно поначалу было, когда по трассе едешь и периодически в зеркало смотришь, типа, как они там на заднем сиденьи, а их нет).
Сборы вещей занимают считанные часы, поскольку есть на буке заветный файлик, в котором прописан весь список необходимых вещей и, по мере того, куда мы едем, просто некоторые вещи вычеркиваются, а остальные собираются в кучу.
Машина была заранее подготовлена. Я вообще имею привычку держать машину наготове, всегда стараюсь следить за техническим состоянием и вовремя менять расходники и т.п., в общем, все делать вовремя, чтобы при случае можно было просто прыгнуть в машину и в любой конец страны.
Пепелац — Mitsubishi Outlander 3 2012 г., 4wd.
Пробег перед поездкой 105 тыс. км.
Машина всегда готова к поездкам, всегда в органайзере есть газовая плитка с парой баллонов, макароны, тушенка, котелок, чай в пакетиках и сахар. Минимальный набор, так сказать, сухой паек на всякий случай. Хоть сейчас и эксплуатирую японца, но чемоданчик с ключами, герметиком, бутылочку моторного масла, саперную лопатку, топор и веревочную пилу вожу всегда со времен эксплуатации ОКИ. Говорю же, машина должна быть минимально экипирована для различных ситуаций, вплоть до того, что не дай бог придется ночевать на трассе.
Перед дорогой обязательно мою машину и салон, чтобы ехать в дальней поездке было приятнее.
8 сентября, выезд
Выезд запланировали на 4 утра. Погода мерзкая — дождь и всего +6 градусов, но мы едем на юг!!!!
Ремонт дороги на участке Ульяновск — Саранск.
Опираясь на собственный опыт, я уже знал, что реально за первый день проехать расстояние в 1350-1400 км от Димитровграда до Ростова-на Дону, где мы имели обычай ночевать у своих замечательных друзей. Привет Андрею и Оле, если читаете сей опус.
Маршрут традиционно до Ростова на Дону был «проверенный годами».
Димитровград — Ульяновск — Саранск (по объездной) Исса, Сердобск, Балашов, Новохоперск, Калач, Богучар, М4 —Ростов-на-Дону.
Маршрут выбран по простой причине — мы уже несколько лет этой дорогой ездим на курорты Краснодарского края. Очень нравится минимальный трафик, отсутствие фур и засад с доблестными сотрудниками ДПС. Качество дорожного полотна почти везде на твердую 4. Также нет колейности на асфальте, как, например, на федеральной трассе Саратов — Волгоград. В общем, можно комфортно ехать со скоростью 110-120 км/час. Однако есть тут подводный камень, именуемый дорогами Саратовской области, о котором я не могу не упомянуть специально для тех читателей, которые возможно будут планировать поездку на юга по этому маршруту. Либо идущих с Урала и планирующих проезд на М4, исключая Волгоград.
Надо сказать, что моя лень и мой опыт тут меня и подвели. Каждый год катаясь по маршруту, я помнил, что на нем есть кусок военно-грузинской дороги длиной примерно 70-100 км, и я все время отмечал себе в уме, что на следующий год надо будет планировать объезд этого участка. Но проходил год, я как-то забывал, где именно этот кусок и в очередном путешествии, матерясь сам на себя, ехал по нему опять. Что произошло и на этот раз. Но сейчас я специально и теперь уже в отчете, чтобы не забыть, укажу эту самую «военно-грузинскую дорогу».
Итак, если кто будет планировать свою поездку, ищите варианты объезда вот этого куска:
Забегая вперед, скажу, что мы на обратном пути выбрали для себя вот такой объезд:
А пока нас ждали 154 км костотряски.
Тут надо было поставить дополнительный знак, что «титьки» будут 154 км.
Уже где-то в Саратовской области встали на обед. Доставать плитку в такой холод совсем не хотелось, поэтому обошлись кипятком и быстрорастворимыми овсяными кашами.
День шел, сотня километров сменялась следующей сотней. Наконец, ближе к М-4 начало распогоживаться, градусник показывал уже так забытые теплые 24 градуса.
Дон после понтонного моста в Галиевке перед подъездом к Богучар.
Ура, долгожданная М4. До Ростова еще 370.
Как приятно было увидеть солнце и почувствовать 28 градусов тепла)))))))))))).
Трасса М-4 была почти пустая. Ехали комфортно свои 115 км/час. Местами чуть больше. Вот она, прелесть поездок в бархатный сезон. Трафик меньше, засад вообще не видел ни одной. Радар реагировал только на стационарные камеры и радары. Красота.
Ребята в канале ZELLO рации периодически вели по трассе, говоря о дорожных событиях.
Уходящий вечер запомнился бешенным уазиком буханкой с ростовскими номерами, водитель которого валил по трассе 130 км/час. В салоне у него сидели работники в оранжевых куртках, видимо, дорожники. Мы с женой переглянулись… На буханке с кучей народу и 130!. Скинул парням фотку в Zello и немного пообсуждали лихача. Перед Ростовом немного пришлось потолкаться в пробке из-за аварии. Кому-то крупно не повезло, там, кстати, очень аварийный участок, о чем предупреждают многочисленные дорожные знаки.
Извиняюсь за качество — не до зеркалки было.
Так как мы планировали заночевать у наших друзей, то в Ростов заезжали по объездной на Таганрог, через Темерницкий. Успели еще заскочить в Ашан прикупить упаковку минералки в дорогу и вина на вечер.
Итого за первый день пройдено 1370 км, время в пути 18 часов.
После бокала вина и вкусного ужина я спал, как убитый.
9 сентября
Настроение супер. Погода обязала переодеться в летний вариант одежды. Сегодня должны быть в Крыму.
Утром встали пораньше и, позавтракав, в 6.30 уже поехали на Западный мост Ростова-на-Дону, чтобы выехать на объездную Аксая. Раньше станицами ни разу не ездили, поэтому решили посмотреть и эту дорогу, тем более что наплыва отдыхающих уже нет и перспектива ехать 60 км/час за каким-то тихоходом или за фурой с урожаем практически отсутствовала.
Утро в Ростове — все спешат на работу.
В принципе, езда по станицам ничем особенным не запомнилась. Дороги хорошего качества, трафик нулевой. Красота. На полях сбор остатков урожая. Многочисленные местные жители после основной уборки подбирают все, что по той или иной причине не убрали. В общем, как мы с женой прикинули, голодным не останешься. Вот тебе кабачки, вот лук и т.п. овощи, которые то ли свалились с трактора, то ли еще чего, но лежат на полях, и местные ходят и мешками собирают остатки после основной уборки. ХАЛЯВА.
В Староминской был небольшой участок с ремонтом дороги. Куча гравия и пыль до неба.
Тимашевск мы проезжали сразу по объездной, благо информации по этому маршруту в интернете полно. Простояли, правда, минут 5-7 на переезде в конце объезда на ул. Шевченко.
По совету ребят с ZELLO, обедать решили перед прохождением парома в столовке напротив последней заправки в Темрюке. Там же и заправились до полного бака. Потому как почему-то некоторые водители не очень лестно отзывались о заправке в Голубицкой.
По дороге нам попадались частенько ребята, которые путешествуют на велосипедах.
После станицы Голубицкая мы остановились около какого-то заводика по производству вина, как мы поняли, тут же прямо у трассы продавали виноград. Как потом оказалось, на протяжении нашей поездки это был самый вкусный сорт черного винограда без косточек по цене 90 рублей за кг. Очень жаль, что на выезде рано утром эта точка не работала, так как реально было желание взять с собой ящик винограда. Как раз после этого заводика пошел красивенный спуск и ура… нам открылось Азовское море и ребята с парапланами (ну, если я правильно называю их).
Вот такие замки-гостиницы вместе с оригинальными кондиционерами стоят в Пересыпи.
Билет на паром мы брали заранее по интернету, и наш слот был с 15:00-19:00. Приехали мы к парому в 14:30. В накопителях народу не было вообще, за исключением единиц машин, которые ехали без электронного билета.
На морвокзале мы тоже не стояли, и «со свистом» нас отправили на погрузку на паром. Как оказалось, мы еще и ждали подъезжающих машин, чтобы заполнить паром. Всего, по времени, у нас переправа заняла 1,5 часа.
Ждем подъезжающие машины, чтобы заполнить паром.
УРА! Привет, КРЫМ.
Поскольку конкретики по месту назначения не было, мы просто приняли решение начать знакомство с Крымом с проезда населенных пунктов вдоль побережья и где понравится, там и остановиться. Ребята с форума советовали поселок Курортное как тихое место для спокойного отдыха. Как только съехали с парома, нас сразу убило качество дорог в Керчи и после. Печально осознавать, что при таком наплыве отдыхающих такие убитые дороги. Ведь фактически каждый турист, приезжающий в Крым на авто, по-любому будет проезжать город Керчь и отметит их неудовлетворительное состояние. Не дай бог, подумал, я в тот момент, что такие дороги будут дальше по всему полуострову. Но, слава Богу, дальше дороги были получше. Немного убиты в районе Судака и начала перевалов, а потом нормального качества уже трасса.
Пока ехали от Керчи в сторону Прибрежного, наблюдали интересную картину, как несколько вертолетов, просто зависнув, висели в небе рядом с трассой, уж не знаю, что они тогда делали, но было понятно что за нами присматривают. Кстати, в тот момент проводились какие-то учения большие в Крыму с задействованием морского флота, авиации и т.п. Об этом говорилось в новостях. Я еще начал сомневаться насчет парома, потому как могли паромы под военную технику «забрать». Однако ребята в ZELLO меня успокоили и сказали, что гражданские паромы работают в штатном режиме, что, собственно, я и видел лично.
Какой-то предприимчивый мужик на джипе транспортировал что-то очень сильно напоминающее пушку.
Проехали мы Приморское и Береговое. В каком точно не помню поселке, но очень сильно чувствовался запах тухляка от какого-то озера, что вдоль трассы. Как там люди отдыхают, не знаю, но народу было много. Может, с Керчи кто-то, либо с Краснодарского края, чтобы сильно не углубляться на полуостров выбирают для себя поселки поближе. Не знаю. Для себя отметили, что это некие перевалочные пункты для тех, кто доехал до Крыма и решил «упасть» с дороги, либо для тех, кто уже выезжает с отдыха и как раз последние разы принимает решение по остановке для купания и проживания. Оставаться в таком «переходе» нам не хотелось, к тому же был еще не вечер, и мы решили ехать дальше вдоль берега. Как-то совершенно случайно проскочили Феодосию. Просто уже на выезде заметили знак «конец Феодосии», ну, думаем, не судьба значит поглядеть ее.
Солнце уже садилось, но в Подгорном еще летали на парапланах любители этого вида спорта.
Мы же уже заезжали в страну Коктебель.
Буквально тут же, не отходя от трассы, стоит завод по производству вин. Ну, мы, не отходя от кассы, приобрели себе по литру красного и белого сухих вин. Стоимость вина 250 руб./литр. Если сделать маленькое отступление, то скажу, что мы в принципе с женой больше предпочитаем именно сухие вина, так как можно почувствовать вкус вина, запах, послевкусие. А в полусладких или сладких не поймешь, что тебе там намешали — плодово-выгодное или винный уксус с сахаром. Ну, это просто мое мнение, поэтому, если будет стоять выбор между сухим и полусладким, я выберу сухое.
Наконец-то показались горы, которых мы очень сильно ждали. Просто при отдыхе на море обязательно должны быть горы. Хоть кому-то и нравится отдыхать в равнинной местности. По мне, так равнину я и у себя увижу, особенно если отъеду от города в место впадения нашей реки в Волгу, где между берегами 8 км. При не совсем благоприятной погоде там и волны, как на море, и берега не видать))))))))))). Поэтому на море обязательно хочется в горы.
Мы держали путь в поселок Курортное, который, как я и писал ранее, нам рекламировали как спокойное место для отдыха. По навигатору забили ориентировочно точку выезда на пляж и вуаля мы в Курортном на пляже. Народу вечером мало, хотя температура воздуха была еще +26 +28.
Тут мы первый раз искупались и, как все нормальные туристы, сунули язык в море, доказав тем самым самому себе, что море точно соленое ))))))))))))))). Остыв немного после жаркой машины, посмотрев на поселок, решили ехать дальше, потому что решили для себя, что, к примеру, выйти погулять тут вечером, как на набережной крупного поселка, не получится. Курортное, мне кажется, очень хорошее место для отдыха с детьми. Тихо, большой пляж, спокойное и чистое море.
Поскольку, повторюсь, у нас не было определенной цели и места, где мы остановимся, то решено было доехать до Судака и посмотреть, так сказать, крупный городок на берегу моря. К тому же мы были про него наслушаны от моего троюродного брата, который тоже ранее не был в Крыму и в первое свое посещение он выбрал Судак, а впоследствии повторно возил туда свою семью опять. Им там очень понравилось.
Опять поставив примерно и наугад точку в навигаторе, которая максимально близко должна была нас вывести к набережной, мы приехали в Судак и припарковались (так получилось только благодаря навигатору) около Аквапарка. Сразу заметили, что стоят несколько патрульных машин с полицией. Странно, может, случилось что??!! Народу тьма. Вышли на набережную — ужас, пьяный муравейник. Либо на тебя дышат перегаром, либо предлагают какую-то фигню от вездесущих сувениров до лохо-аттракционов. Плюс вездесущий шансон в кафешках. Прошлись мы с километр и вернулись — не……… не о таком отдыхе в Крыму мы мечтали. Покушав в кафе Судака, мы лишь подчеркнули свое намерение уехать из этого пьяного муравейника. Поскольку сумма была приличная, а качество еды не впечатлило.
Может, кто-то будет меня осуждать, кому-то Судак нравится и т. п., опять же повторюсь, друзья, в этом отчете я всего лишь описываю свои ощущения и восприятие той действительности, которая окружала меня в тот момент, и какие впечатления я получал именно тогда.
Решено было ехать дальше.
И тут я подумал, а проложусь-ка я на Новый Свет. Посмотрим, как там. Сказано сделано. Ставлю навигатор на Новый Свет и выезжаю на трассу, а он меня возвращает обратно в центр Судака. Блин, я не понимаю, что за фигня, уезжаю все дальше на трассу, а он меня опять возвращает. Думаю, что за глюк. В общем, выключил его. Как оказалось, просто-напросто я сам не знал, что попасть в него можно только из Судака, у меня же на тот момент сидела в голове мысль, что к Новому Свету будет поворот с Трассы в районе Веселого)))))))))))). Интернета с собой не было. Так и ехал дальше, а указателя все не было. Начало темнеть. Как же быстро в Крыму проходит закат. Нежданно-негаданно мы остались в горах в темноте. Усталость тоже стала уже давить на мозг, плюс к этому вечернее купание и столовская пища делали свое дело. Жена уже не смогла бороться со сном и полезла на заднее сиденье, где мы еще на старте нашего путешествия сделали удобное лежачее место. Надо сказать, что я еще при покупке авто сделал сам органайзер в багажник и, при необходимости, если сложить заднюю спинку сиденья, образуется ровный пол, где элементарно умещаются двое взрослых. Даже я со своими 182 см реально могу вытянуть ноги, чего так хочется на дальних поездках. Тем более, что в эту поездку мы не брали детей, и у нас изначально 2/3 сиденья были сложены и оборудовано место для отдыха какого-либо пассажира. Пока один рулит, другой может, полностью вытянувшись, спать. Внутри органайзера находится весь тот хлам, о котором я писал для режима «на всякий случай».
В общем, жена уже смотрела сны про Крым, а я проезжал в ночи все красоты перевалов и кроме пучка фар не видал ничего. Как же я тогда ошибался, думая, что от Судака до следующего населенного пункта минут 15-20 езды….. Но не ночевать же на трассе в горах. Так и ехал дальше, пропуская в темноте все красоты гор. В общем, через определенное время появилось Морское, в темноте нашему взору открылся интересный вид, и я увидел множество палаточных лагерей. Представляю, что творится в Морском в высокий сезон, если в сентябре я увидел столько народу. Жизнь, мне кажется, не останавливается в Морском даже ночью. Кто-то что-то кашеварит, у кого-то костры, фонарики везде, красота. Я жене предложил — давай съедем и в машине заночуем, а уж наутро будем решать, что делать дальше. Но жена сказала, что она за 2 дня жизни в машине уже хочет нормальную комнату с душем. Так, пока мы обсуждали тему ночевки, за бортом остался поселок Морское. Она опять вырубилась, а я ехал и смотрел, что же будет дальше. И вот после очередного поворота в темноте мы увидели красивый вид на Малореченское. По крайней мере, хоть освещено все, народ еще не спит. Было примерно 23:00, и очень странно, что на центральных улицах и на въезде уже не стояли местные с предложением жилья. Вот, думаю, красота. Что же делать?
Плавно Малореченское перешло в Солнечногорское. Думаю, все нафиг, спать. Сворачиваю в переулок в сторону моря, и тут стоит машина около дома и парень с табличкой «есть свободные номера». Разговор был короткий.
— Сколько переночевать?
— Ну так-то мы на одну ночь не пускаем…
— Блин, пойми, 2 суток рулим, просто поспать пусти, если понравится, останемся.
— Ну тогда 1500, есть два номера, будете смотреть?
— Пошли.
Я даже торговаться не стал. Пошли смотреть первый номер и были настолько приятно удивлены, что второй смотреть даже не пошли. Помылись и рухнули спать.
10 сентября
Как следует выспавшись, мы решили осмотреться и понять, куда же нас ночью занесла дорога.
Номер оказался очень чистым. Впоследствии хозяева из Белоруссии, живущие уже 14 лет в Крыму, сказали, что сдали этот гостевой дом всего год назад. Номер блестел. На кухне было все, что необходимо: и гель для мытья посуды, и новые губки, и полотенчики, посуда вся в идеальном состоянии. В туалете, простите за подробности, все, что необходимо для этого помещения. В номере даже пыли нигде не было, все сверкало и блестело. Жене очень понравился номер. До моря было всего 4 минуты ходьбы пешком, и после прогулки по берегу и осмотра Солнечногорского мы решили остаться на весь отпуск. Реально, номер достоен уровня хорошей гостиницы. Хозяйка очень чистоплотная женщина. Впоследствии они нас рассчитали, исходя из стоимости 1000 руб./сутки, за что им большое спасибо.
Утренний пляж в Солнечногорском.
Прямо на берегу находится пансионат «Рассвет» от московского машиностроительного завода (если ничего не путаю). Вот такие домики прямо на берегу моря. Окунаешься во времена СССР. В сентябре стоимость заселения всего 250 руб. с человека. Конечно, нет таких удобств, как в современных гостевых домах, но, к примеру, для пенсионеров, я думаю, это очень бюджетный вариант в спокойном поселке на берегу моря. Ценник в столовой при пансионате тоже приемлемый, за качество еды не берусь говорить, поскольку там ни разу не кушали.
Изучая цены на экскурсии из Солнечногорского по различным достопримечательностям Крыма, мы только лишний раз подтвердили утверждение, что «в Крыму без машины делать нечего». Просто если прикинуть, сколько стоит одна экскурсия, если ты без машины и сколько реально она выйдет тебе, если поедешь на нее сам, можно сказать, что, если ты безлошадный в Крыму, то ты должен быть хозяином маленькой нефтяной вышки, чтобы позволить себе такие расходы для посещения экскурсий, особенно целой семьей.
А вот и наш номер:
Поскольку мы с женой не сторонники тюленьего отдыха и валяния на пляже, а также у нас нет стремления обгореть в хлам, лишь бы по приезде все видели, что ты был на море, мы, как обычно бывает в наших поездках, решили, как можно больше посетить достопримечательностей за наши короткие 8 дней пребывания в Крыму, ну и, соотвественно, пока не иссякнет бюджет на эти мероприятия.
Чтобы не тратить времени зря, посмотрев на карту достопримечательностей, приняли решение ехать на ближайшую к нам диковину водопад Джур-Джур. Он находился от Солнечногорского всего в 9 км в селе Генеральское. Сначала я думал, что максимально проеду на своей машине в горы, а там, как местные сказали, около 2 км до водопада. Но, слава богу, нас отговорили от этой затеи уже в Генеральском. Мы просто заплатили там по 250 руб. с человека и на УАЗике нас отвезли на водопады. Судя по той дороге, по которой ехал УАЗ, я бы на своей точно не рискнул бы. Такое ощущение, что УАЗ просто, как скалолаз, цепляется за валуны и камни. Зверь машина. У самого был Хантер, но по таким скальникам я не катался ни разу. По дороге заплатили экосбор по 100 руб. с человека. УАЗ, кстати, стоит наверху и ждет вас, пока вы нафотографируетесь и потом везет обратно к вашим машинам.
Дорога к водопаду идет в гору. В некоторых местах машина в роли скалолаза.
Пункт взимания платы не пойми за что. Экосбор, однако.
Надо сразу сказать, что в целях экономии мы не брали нигде в Крыму экскурсии с экскурсоводами. Поэтому многое не знаем про достопримечательсности. По мне, так половина рассказов — красивые байки для туристов. Мы просто ходили и смотрели. Может, конечно, это и плохо, но уж получилось как получилось. Тут тоже краем уха услышали от какой-то экскурсии, что есть тут Чаша Молодости, Чаша Любви и т. п.
Мадам……ручку, разрешите ручку поцеловать («Неуловимые мстители»).
На все про все ушло часа полтора, и мы с нашим УАЗиком вернулись обратно. Пришло время обеда. В Солнечногорском, как и в любом другом курортном поселке, есть много кафешек и столовых. Вот и мы начали пробовать еду в разных местах. Честно сказать, во многих кафе качество еды было не ахти, несмотря на немного высокие цены. В конце концов, выбрали для себя одну столовую с тандырной кухней на втором этаже одного из магазинчиков. Очень вкусно и доступно по ценам. Средний чек на двоих составлял 400 руб. Один раз брали мясо из тандыра, вышло где-то на 700-800. Но объелись, просто слов нет. Жалко, что 14 сентября она уже закрылась в связи с окончанием сезона, и работал только магазинчик.
Вот та самая столовка со вкусной едой из тандыра (слева на втором этаже).
Чтобы не тратить время зря, посмотрев нашу карту достопримечательностей, решили ехать за 40 км в Красную пещеру с. Перевальное (на трассе Алушта — Симферополь). Ехали через Лучистое, через перевал, чтобы сократить 15 км. Хоть везде и были знаки «движение запрещено». Просто был период, когда там дорогу размыло, а потом все восстановили. Спасибо местным, они подсказали, что перевал открыт.
Стоянка бесплатная. От стоянки ходит какой-то транспорт, видимо, за определенную плату возит людей в сторону пещеры и водопада. Мы же прошли пешком и туда и обратно где-то 1,5-2 км. Подъем крутоват, но интересен. Стоимость билетов в пещеру была по моему 400 руб. Протяженность пещеры 500 м. Были и маршруты дальше, но стоили они уже 4000 руб. с человека, и там необходимо было одеваться в несколько слоев одежды плюс гидрокостюм, так как необходимо было проплывать под гротами. К тому же освещения там нет, и свет только от фонарика на лбу. Но, как сказали гиды, каждый день набирается группа, кто хочет пройти этот длинный маршрут. Внутри пещеры холодно +8 +10 градусов. На входе в прокат можно взять телогрейку за 10 руб.
Очень приколол гид, который, закатывая глаза (наверно, думая: как вы все меня задолбали уже за все лето и скорей бы закрытие сезона) рассказывал про пещеру, про ее открытие и т. п. Причем голос у него был как у Александра Гудкова (из команды КВН «Фёдор Двинятин»). Текст, наверное, ему снился, потому как говорил строго заученными фразами с поставленными паузами и интонацией.
Тут же рядом со Сказочной долиной, откуда идет дорога к Красной пещере, находится кинопарк «Викинг». В связи с тем, что мы были без детей, решили не посещать его, да и по времени бы не успели. Тем не менее, детям было бы интересно полазить по бревенчатым башенкам и посмотреть постановочные бои викингов. Но мы обязательно туда съездим уже с детьми в следующий раз.
Слева короткая тропинка к Красной пещере.
В самом парке по дороге к Красной пещере мы увидели много беседок и мест для отдыха как семейного, так и корпоративного. Много семейных с детишками, а также коллективы разных компаний накрывали большущие столы, жарили мясо, пили крымское вино и отдыхали на лоне природы.
К сожалению, фотоаппарат не может передать красоту и высоту гор. Кто был в горах, прекрасно это понимает. Когда ты стоишь у обрыва, а под тобой такая красотища.
Прокат теплых курток по 10 руб. с человека.
Из-за преимущественного красного известняка на потолке эту пещеру и назвали Красной.
Это хранитель пещеры. Присмотритесь и увидите облик старца. Нос, глаза, волосы. Как рассказал нам экскурсовод, если у хранителя из глаза начинает капать вода — значит через 2 часа будет водный потоп, который может затопить всю пещеру. Но раз глаз сухой, то можно идти вперед.
На обратном пути заехали посмотреть на набережную Алушты, опять же прокладываясь в навигаторе по принципу «указание любой точки в районе набережной».
По дороге остановились сфотографироваться с памятником троллейбусу.
Набережная Алушты очень понравилась своей красотой, и в отличие от Судака тут не было такого кипиша и пьяного ажиотажа. Наоборот, я отметил, что многие дамы на вечерний променад выходят в вечерних платьях!!! Многочисленные спуски к воде идут через кафе и рестораны. Сами пляжики ухожены, стоят корзины для мусора, душевые кабинки для ополаскивания после купания и мытья ног. Цивилизация, в общем.
Вот это я понимаю Кофе машина))
Уставшие, но довольные мы заехали на выезде из Алушты в семейный гипермаркет. Где взяли крымских продуктов (молочка разная, колбаса и т. п. на пробу). Всегда ведь хочется, побывав в новом месте, покушать товаров местного производителя. Детям купили по литровой бутылке Крымского лимонада с разными вкусами. Я себе взял на пробу Крымское пиво симферопольского завода. Очень даже понравилось. Кроме Светлого, Севастопольского, Нахимовского, которое стоило 50 руб./0,5 литра, было еще экспортное по 85 р. за 0,5 л. Купил и его попробовать. В чем разница, честно говоря, не понял. Однако на этикетках увидел сроки, так сказать, выдержки пива.
Жена уже начала меня немного материть, потому как мы галопом по европам, и тут и там, и туда и сюда, и все это за один день, плюс столько пешком прошли. В общем, приняли решение день на экскурсиях, день на пляже, в море-то тоже хочется покупаться.
11 сентября
Поскольку мы решили провести день на пляже и надеялись, что море нас встретит, как и в первый день спокойной и прозрачной водой, я незамедлительно взял с собой маску и ласты. Но, блин….. море бултыхало. Нам потом уже сказал хозяин гостевого дома, что, если в воде присутствуют маленькие медузы или их численность увеличилась, то будет штормить немного и море бултыхать. Вот вам народная примета от местных.
В общем, ласты с маской не пришлось использовать.
До обеда так и провалялись на камешках, периодически макая свою пятую точку в море.
Ну, тяжело все-таки на тюленьем отдыхе. Поэтому приняли решение, что надо гулять и смотреть, как можно больше. Насидимся еще в своих пыльных офисах по приезду. Тем более что у нас всего 7 дней в Крыму. Поэтому пошли пешком в соседний поселок Малореченское посмотреть на храм и зайти на набережную. По дороге увидели указатель на известный в широких кругах кемпинг «В гостях у Джокера». Многие, кто путешествуют с палатками и на автодомах, останавливаются там. Мы заходить не стали и пошли сразу к Храму. На территории храма есть музей катастроф на водах, но посетить его жена наотрез отказалась, так как страдает фобией утонуть. Поэтому не стали смотреть музей, а просто пофотографировали замечательные виды на Малореченское и Солнечногорское.
Где-то вдали виднеется Солнечногорское и пляж, на котором мы изображали из себя курортников).
Немного приблизили на зеркалке.
У храма есть парковка для автомобилей и вездесущая продажа сувенирной продукции. Вход на территорию бесплатный. Но вход в музей «катастроф на водах», конечно, стоит определенных денег.
Внутри храма почему-то запрещена фото и видеосъемка. Странно как-то. Что тут такого? Не понятно до сих пор. Кстати, я в разных местах нашей страны сталкивался с подобными запретами. У кого-то можно снимать храмы изнутри, а где-то запрещено, причем никто не дает ответ почему.
Вход на смотровую площадку для посетителей музея бесплатный, поэтому мы решили не тратить лишние деньги для того только, чтобы на ней сфотографироваться. Прекрасные виды открывались и без площадки.
Вечер провели на море.
12 сентября
Жена очень хотела подняться в горы. Поэтому основной задачей на сегодня было посещение Ай-Петри. Причем многие нас пугали страшным перевалом, который идет на гору. И лучше ехать туда на канатной дороге, либо с местными шабашниками, которые предлагают свои услуги на своих авто (в большинстве случаев микроавтобусах). Вечером предыдущего дня одна семейная пара из Москвы, отдыхающая в нашем же гостевом доме, рассказали нам, как они 2 часа стояли в очереди за билетами на эту самую канатку, а потом уже спускались с местными водителями. Стоимость билета, по-моему, 300 или 350 с человека в один конец. Серпантинов я не боюсь, машина 4 wd. Так что решили ехать на своей. Жена думала, что там вообще гравийка будет, а там нормальный асфальт. Главное аккуратно к слепым поворотам подъезжать, потому как бывает, что автомобиль на твою полосу заезжает в повороте, так как узко и ему не видать. Но все благополучно прошло. Даже пару тихоходов обогнали. Может, еще повезло и потому что мы поехали очень рано. И в 8:30-9:00 утра не так много машин попадалось на перевале.
По дороге попался прикольный магазин, не смог удержаться, чтобы не сфотографировать.
То и дело открываются площадки, где можно сфотографировать очень красивые виды. В этом-то и прелесть подъема на автомобиле. Можно остановиться и пофотографировать.
Немного разочаровала дорога уже на самом плато, когда забрались. Яма на яме. С учетом того, что в среднем Крым за сезон посещает около 5 млн. туристов, уже сами бы торговцы, которые наверху срубают бабки с нас, могли бы заделать кусок дороги. Хотя, что это я размечтался-то.
Отвлекся немного, сорри.
Продолжу про Aй-Петри.
Заплатили за стоянку, как и все, кто приезжает туда на своих авто. Назойливые зазывалы еще не так сильно проснулись и не приставали с предложением отпробовать шедевры кухни. Про них я очень был наслышан из других отчетов. В общем, к нам никто не приставал, слава богу. Только на обратном пути пару человек пытались нам рассказать, что у них тут 17 видов шашлыка. Но время-то было раннее, поэтому проголодаться мы еще не успели.
На гору тоже вход платный — 100 рублей.
Пока я ходил фотографировал, жена успела замерзнуть и купила себе жилетку меховую. Пришлось ее огорчить, что это искусственный мех, потому как натуральный 1500 стоить не будет. Но купила так купила. Обещала на работе носить, потому как в межсезонье, пока не включено отопление, у них в офисе холодно. Скажу по секрету, как лежала эта жилетка в шкафу, так и лежит, потому что «нечего одеть».
Подъем к зубцам Ай-Петри. Желательно иметь кроссовки, а не сланцы. Не понимаю, чем другие думают, когда идут в шлепках в горы.
Наверху, конечно, обалденные виды. Нам повезло, что не было облаков, иначе бы не увидели Ялту.
Конечная станция канатной дороги.
Порадовало наличие ограждений.
Проход на зубцы по такому навесному мостику стоит 800 руб. Но в связи с сильным ветром это развлечение было закрыто.
Некоторым ради селфи плевать на ограждения, не понимаю таких. Причем тут мамаша подначивала дочку, чтобы та лезла на скалу, а она ее сфоткает.
Знак для тех, кто боится высоты. Означает ищите березу — под елкой нельзя)))
Разнообразие шашлыка и его гастрономическое оформление было, конечно, на пике.
Хотели купить пастилы яблочной — но цена 300 руб. за один лист как-то напрягала.
Ну, вот мы и побывали на Ай-Петри. До обеда было еще далеко. И мы глянули в наш путеводитель, что еще можно посмотреть «рядышком».
— А давай рванем в Большой каньон Крыма — он тут недалеко, по ту сторону Ай-Петри.
— А давай.
По дороге полюбовались горными плато и лугами. Много крымчан приезжали за грибами. В это время в горах шел сбор урожая белых грибов. Машин было много. Некоторые просто гуляли с детьми, взяв рюкзаки, по красотам. Спуск до Большого Каньона хуже, чем со стороны Ялты. Дорога более разбита. Навстречу стали попадаться все больше микроавтобусов, которые везли туристов наверх. Вход в Большой Каньон тоже платный. До сих пор не могу понять, почему назвали «Большой каньон». Если по мне — так это обычное русло реки. Я-то представлял себе каньон по типу американского, с видами и высотой. А тут 2,5 км в одну сторону и потом по этой тропе обратно. То в гору, то с горы. Не знаю, наверное, это самая непонятная достопримечательность была из тех, что мы посетили. Конечно, мы чего-то не знаем. Надо читать в интернете что ли про то, куда идешь. Разочаровал меня этот недоканьон.
Начало тропы в Большой Каньон.
Для любителей острых ощущений есть навесной мост и более быстрый способ переправы в виде троллея.
Тропинка идет вдоль русла реки.
Очень интересное место, как в парке юрского периода, только динозавров не хватает.
В сплошной горной породе образуются естественные ванночки.
Конечная точка машрута — Ванна Молодости. Особо горячие хлопцы ныряют туда со скалы.
Отсюда по той же тропе лежит путь обратно. Ноги, конечно, после лазания по горам нагружаются капитально. Хорошо, что в сентябре жары такой нет и туристов мало. Однозначно с собой везде надо носить бутылку воды. Потому как кардионагрузки тут просто потрясающие.
На обратном пути застали картину, как женщина встала посередине моста и боялась идти вперед, сзади ее наставляли сопровождающие.
Как обычно, на выходе (входе) продают сувениры, медовуху и т.п., причем подкатывают к тебе как бы ненавязчиво — с предложением показать, куда идти. На самом деле, когда пройдешь сквозь торговцев, все понятно объясняют сборщики экосбора. Ориентироваться по меткам на камнях. Да и народ, который идет, визуализирует машрут. Так я и не понял, почему это место пользуется популярностью.
Тем не менее, 1,5 часа мы потратили на посещение этого каньона. Уже было время обедать. Начинало сосать под ложечкой. Так как день еще не кончился, мы решили вконец себя добить физнагрузками и, поглядев на карту достопримечательностей, рванули в Бахчисарай, преследуя 4 цели:
За исключением ханского дворца у нас все получилось.
Дорога после окончания перевала стала более хорошего качества, чем на самом перевале.
Открылись новые виды с прекрасными очертаниями гор.
Первым делом мы, уже изрядно проголодавшиеся, нашли то самое кафе «МЕЙХАНЕ», о котором мне говорили ребята с канала ZELLO. Прекрасное место, в которое я еще обязательно наведаюсь. Заказали блюда, которые нам незнакомы, чтобы попробовать, так сказать, местную кухню. Чек на двоих вышел на 880 руб., по-моему. Было все очень вкусно. Рекомендую. Прошу прощения за качество фото — делал на смартфон.
Это блюдо называется «Бархатлы Эт».
Жена решила попробовать блюдо «КУКСИ», для себя потом определили, что это местная окрошка. Подается холодным, на вкус — острое. Основательно подкрепившись, мы продолжили посещение достопримечательностей и поехали смотреть пещерный город Чуфут Кале. Время уже поджимало, и хотелось еще успеть в Ханский дворец. Честно вам скажу, после сытного обеда подниматься в гору, обливаясь потом, было очень трудно. Мы еще, как назло, не взяли воду с собой. Но местные торгаши, которые сидят и торгуют вдоль тропинки всем подряд, видимо, проходили подобную ситуацию не раз и предложили нам 0,5 литра за 50 руб. А что делать!?
По дороге на Чуфут Кале попадалось много белок-попрошаек, видимо, прикормленные туристами.
Чтобы попасть внутрь пещерного города, необходимо заплатить оброк. Так же есть вариант доехать на уазике или внедорожнике в объезд Бахчисарая, и тогда не будет необходимости подниматься в крутую гору пешком. Цена за УАЗик 500 руб. Мы выбрали пеший вариант.
Вот что надо было назвать Большим Каньоном)))))))
На обратном пути зашли в монастырь. Мрачновато как-то. Небольшая комната внутри скалы с низкими потолками. Внутри комнатки есть еще одно помещение, но туда нам попасть не удалось, поскольку там проводилась служба и был народ, а мы еще хотели посетить Ханский дворец. На территориии монастыря есть родник, о существовании которого мы, конечно, не знали. Блин, все-таки надо заранее читать про те места, в которые собираешься ехать. Но уж как получилось, так и пишу.
Время поджимал,о и мы практически бегом побежали к Ханскому дворцу. Стоянка около дворца грозила опустошением нашему бюджету аж на 200 руб. Но я, как старый еврей, проехал лишние 100 метров и встал у какого-то магазинчика совершенно бесплатно. Как же было велико наше разочарование, когда перед нами закрыли двери, а на часах было всего 16:45. Дворец работал только на выход туристов. Как оказалось, он перешел на зимний режим работы. Так что увидеть знаменитый Бахчисарайский фонтан нам не удалось. Но это лишь лишний повод вернуться туда еще раз.
Ноги у нас гудели после стольких впечатлений за целый день, и мы поехали отдыхать в Солнечногорское. Дорога проходила через Симферополь. По мне, так старенький такой городок. Новостроек не видел, одни старенькие обветшалые дома. Впечатления не произвел.
По пути решили затариться подарочками. Двумя днями ранее, возвращаясь из Красной пещеры, когда фоткались с легендарным тролейбусом, я общался с продавщицей всякой снеди, и она оставила нам свой телефон, если надумаем брать мед и т.п. вкусности. Позвонили, попросили о возможной скидке, и она согласилась.
Далее разговор был примерно в следующем ключе:
— Почем будет ялтинский лук, если мы еще у вас меда возьмем?
— 120.
— Ого, хотя везде так, а если ящик лука брать?
— За 80 отдам!
— Блин, давай по 60 и беру ящик!!!!
— По рукам.
Вот так вот получилось поторговаться с продавщицей. Мило поулыбались друг другу, пожелали хорошего настроения, и мы взяли реально 20 кг лука, получилась полная коробка из-под бананов. Зато было что раздать родственникам и друзьям по приезде домой. Так же взяли рапсового меда по заказу крестника и еще всяких разных сортов меда и варенья с травами. Все остались довольны)))))))))))))). Всего оставили в районе 3000 рублей на все вкусняшки.
Вечером кушали тандырную еду и запивали массандровским портвейном. Красота.
13 сентября
Портвейн, выпитый накануне, оставил строго положительные воспоминания.
В этот день решено было обязательно заехать в Массандру на фирменный завод для приобретения разных вин и портвейна для себя и родственников, посетить Ласточкино гнездо и погулять по вечерней Ялте.
Надо сказать, что хозяева гостевого дома нам сказали, что в Малореченском есть фирменный магазин массандровских вин. Мы действительно нашли его, и нам продавцы сообщили, что у них в сети магазинов одинаковые цены на продукцию и одинаковые акции. Мы не поверили им и, оказывается, совершенно напрасно. Цены и акции действительно точно такие же, как впоследствии оказалось и в самой Массандре. Выбор немного меньше, но если не придираться и не искать какой-то конкретно вид вина или портвейна, то смысла в Массандру на завод вообще нет ехать.
Фирменный магазинчик от Массандровского винзавода в п. Малореченское. Находится рядом с администрацией поселка.
Но так как мы все-таки не поверили продавцам, то решили заехать на фирменный завод на ул. винодела Егорова, как и написано на этикетках, в саму Массандру.
Приехали к магазину, а он закрыт на прием товара, но тут дядечка на грузовой машинюге сказал, что и как надо сделать. «Езжайте, — говорит, — молодежь, вверх мимо всех касс и экскурсий и главного входа. Объедете завод с другой стороны и подъедете прямо к воротам склада, откуда обычно народ выходит уже после экскурсий с покупками. Вам ведь не надо дегустацию и т.п.?» Мы ему — не… не надо. Вот так мы, объехав очередь на дегустацию и главный вход, оказались с обратной стороны склада того завода))))))))))))))))).
А тут и народу нет, и очередей, и дегустаций, и платы за вход)))
А вот они, те самые очереди туристов, желающих попасть на экскурсию.
Так как накануне мы отпробовали Массандровский портвейн, то и решили прикупить его пару бутылочек с собой. Тем более что была акция, и он нам обошелся немного дешевле, чем туристам, отдыхающим в Крыму в летний период. Также взяли сухих вин и десертных для гостей, которые по приезде придут к нам в гости смотреть фотки, попивая винцо.
Дальше наш путь лежал в Ласточкино Гнездо. Припарковаться было немного проблематично, но если немного отъехать в сторону от основной парковки, то все получится. Вот даже несмотря на сентябрь, народу все-таки много. Представляю, что там творится в высокий сезон.
Само Ласточкино Гнездо оказалось настолько маленькое, что я не совсем понимаю, почему оно имеет статус визитной карточки Крыма))) Вход бесплатный. Наверху дежурит полицейский для порядка. Виды очень красивые. В настоящий момент внутри находится картинная галерея за отдельную плату.
Много фотографий выкладывать не буду, и так в отчете много картинок.
Далее путь лежал в Ялту.
Я подошел еще у Ласточкиного Гнезда к местному таксисту и спросил, как лучше заезжать в Ялту к центральной набережной, так как уже вечер, и я предполагал, что будут пробки. Он сказал, что лучше всего ехать через Ливадию. На том и порешили. В Навигаторе опять посмотрел, как это будет примерно выглядеть, поставил точку по своему принципу и поехал. Улочки очень узкие. Разъезжаться тяжеловато с непривычки. Местные там еще умудряются летать. Начали подъезжать к набережной и встряли в пробку, потолкались минут 15. И вдруг случайно нашел небольшой карман на одном из мостов для парковки. Сразу лихорадочно начал вспоминать правила дорожного движения. Можно ли останавливаться на мосту. Конечно, низзя… Но ведь кроме меня тут стояли везде машины. Ладно, думаю, будь что будет. В общем, рискнули и припарковались. Как оказалось, это было самое ближайшее место до «Испаньолы». Вот так нежданно-негаданно по незнанию я припарковался в центре у самой набережной.
По дороге в Ялту через Ливадию.
Интересный памятник, не знаю, в честь чего поставили, но на ум лезут строчки Высоцкого «Парня в горы тяни… рискни».
Узкие улицы… иномарки целуются.
Пляж на набережной. Ялтинский муравейник.
Вот так развлекаются туристы, чтобы сделать красивое фото.
На набережной собраны, наверно, все самые престижные бутики и бренды.
Немного навеяло воспоминаниями про лимонад из детства и сок в колбах от березового, виноградного до апельсинового. Жаль, что такого лимонада уже не попьешь, многие помнят себя детьми, когда при выборе в магазине все дети, бережно беря бутылку в руки, смотрели, сколько сиропа на дне и выбирали для покупки самую большую порцию. В современных лимонадах сиропа не увидишь((((((((
Для любителей морских прогулок, как и во многих других городах-курортах, есть куча предложений от местных мореманов. И скоростные катера, и прогулочные яхты. Меня больше всего улыбнула вот эта.
Вечерняя Ялта очень понравилась. Уютно, чисто, красиво. По-доброму все как то.
Когда мы с набережной шли уже в сторону машины, навстречу нам шла колонна крымчан в поддержку ЕР перед предстоящими выборами. Только не подумайте, что я пропагандирую ЕР. Скорее НЕТ, чем да. Лично мне при ЕР лучше жить не стало. Все то, что я заработал на настоящий момент или добился — это плод только моих усилий и знаний, а не результат политики ЕР. У всех свои политические взгляды, поэтому в отчете не о них. Но, к сведению, по нашему городу на прошедших выборах большинство одержали КПРФ. Потом мэр города написал по собственному, так как губернатор был очень зол на нас за то, что город не поддержал ЕР. Как говорят, хорошо только Москва живет, а мы на них работаем. Ну да ладно, к черту эту политику, наши нищенские зарплаты в сравнении с крупными городами (я не говорю про Москву и ЯНАО, ХМАО и Урал), медобслуживание и остальные «блага», коими нас подчуют наши правители. Легче от этого не станет, а вот срач на тему, кто сколько получает, разведется немалый. Так что забыли.
Мы как были патриотами, так и останемся.
Селфи с обезьянками нонче в Крыму не в моде.
На фоне красоты Ялтинской набережной стоят обычные ушатанные дома местных жителей.
Выезжали из Ялты какими-то дворами круто в гору (жаль, видео не передаст тех ощущений), когда перед капотом вообще ничего не видно, кроме неба, для нас это целый аттракцион был. Едешь и не видишь, что там впереди. Пару раз разъезжались со встречкой, заезжая во дворы домов. Я даже улицу запомнил — ул. Щорса. До сих пор мучает вопрос, как же там зимой люди ездят? Ведь если, не дай бог, снежок или гололед, то все капец — лететь будешь до самого низа, и никакие шипы не спасут. Или в Ялте вообще не бывает снега?
Так и прошел этот насыщенный денек. Вечером уже вкушали сухие массандровские вина.
14 сентября
Тут, дорогие мои друзья, вам рассказать не о чем. День был посвящен тюленьему отдыху на пляже.
Погода уже начала портиться капитально. Днем было не так тепло, как в предыдущие дни, всего +22-24 градуса. Загорать было не совсем удобно, так как камешки на пляже толком и не прогревались. В море реально было теплее, чем на суше.
Лежание на пляже выглядело примерно так: лежишь на большом полотенце и типа загораешь. Если сесть или встать, то уже прохладно, и ветер обдувает. Захотел погреться — бежишь в море.
Из моря — обязательно вытираешься полотенцем, потому как прохладно.
15 сентября 2016
Предпоследний день нашего мимолетного путешествия, очень короткого, к сожалению, но по своему насыщенного, мы провели в очередной поездке в Судак и Новый свет.
Так как вначале нашего путешествия все красоты горного серпантина мы проезжали ночью, то в этот день мы увидели все то, что пропустили ранее.
Решили отправиться посмотреть Генуэзскую крепость и посетить Тропу Голицина. Проложились в навигаторе и вперед.
Парковка платная 50 руб., но я, как обычно, в 100 метрах в ближайшем дворике безвозмездно.
Кто-то занимался скалолазанием.
Внутри крепости есть музей, вход бесплатный.
Судак с высоты смотровой площадки крепости.
После посещения крепости заехали в Новый Свет. Бросили машину, как обычно, во дворах, потому как и тут была платная стоянка для тех, кто приехал на экскурсию на завод шампанских вин или на тропу Голицына.
Карл, откуда такие цены за шампусик?!!!!!!!!! Самое дешевое шампанское было от 500 руб. Мы воздержались от такой покупки.
На тропу Голицына вошли со стороны завода, хотя это можно сделать сверху поселка. Народу много, тропа узкая. Фотографироваться сложно, потому как постоянно кто-то попадает в кадр. Поэтому кадров чистой тропы совсем немного получилось.
От мимо проходящей экскурсии услышали следующее: если присмотреться, то можно увидеть скалу «дельфин» и «носорог». Пригляделись и точно, слева дельфин, справа носорог. Если бы не услышали от экскурсовода, сами не увидели бы в скалах очертания животных.
Уходя дальше по тропе, мы вышли на Царский пляж, к которому со стороны моря подвозили кучу желающих. Насколько мне известно было из тырнета, знаменит он тем, что царская семья купала свои чресла во время своих визитов к князю Голицыну и тем, что там в своем роде уникальное дно из черной мелкой гальки, которая превратилась чуть ли не в песок. Ну, в общем, кому интересно, в интернете много информации, а то опять закидают помидорами сейчас за незнание фактов.
Карта схема тропы Голицына и можжевеловой рощи.
Вот, собственно, и подошло к концу мое повествование о том, как мы открывали для себя Крым.
На следующий день мы попытались немного позагорать и покупаться, но было уже реально прохладно. Ночью температура была уже +14 +16 градусов, по прогнозу тоже было похолодание, да и отпуск подходил к концу, и в понедельник надо было быть на работе.
17 сентября, выезд
Имея нехорошую привычку не спать перед дорогой потому, что мозг гад никак не может расслабиться и поспать, я встал (потому что просто не уснул) в 2:45 ночи, и мы поехали к переправе. На серпантинах ночью изредка попадались одинокие машины с туристами, и в 6:00 мы были уже в порту на погрузке. Обратная переправа вышла гораздо быстрее из-за того, что нам попался паром «Елена». И через час нас ждал материк.
По дороге мы несколько раз останавливались на бахчевых развалах, чтобы купить фруктов. Хочу отметить, что очень странная динамика ценообразования в таких местах. На одном развале цена за арбуз 8 руб./кг, на другом 12, на третьем 6. Причем никакой закономерности нет. Поэтому очень сложно понять, где лучше брать-то. После того, как проедешь место, где арбузы по 6 руб. были, думаешь, что будут по 5 руб. а останавливаешься — там по 12 руб./кг. В общем, непонятно. Видимо, рассчитано на постоянный поток машин, и не ты так другой купит. Мы купили арбуз и дыню. Хотели взять винограда, но цены что-то не очень радовали. Жаль, что тот винзаводик, который мы проезжали по дороге в Крым перед Пересыпью, был с утра еще закрыт, а то бы точно взяли ящик того черного вкусного винограда.
Поскольку по станицам мы уже проехали, то обратный путь решили держать через Краснодар, чтобы по М-4 спокойно ехать до Богучар. Трасса была свободная.
Совсем немного напряженное движение было в Краснодаре поскольку было уже 9 утра. А дальше все хорошо до Аксайского моста. На котором минут 50 мы толкались в пробке. Причем навстречу пробка была гораздо больше. Сочувствую жителям Ростова-на-Дону и близлежащих населенных пунктов. Потому как там постоянно какие-то геморрои на этой развязке.
До Богучар доехали как раз к тому времени, когда начинало темнеть. И погодка тоже начала меняться от солнечной и теплой в серую и холодную.
Так как мы вроде несильно устали, то решили ехать дальше и ночевать где-нибудь в районе Борисоглебска. Но на полноценный ночлег в гостинице так и не встали. Просто пару часов поспали в машине где-то в лесопосадке и, проснувшись от холода (за окном-то было +10, а машину я заглушил, чтоб не привлекать внимание включенными фарами, потому как они у меня не выключаются при заведенном двигателе — такая вот особенность моей прошивки на ДХО), поехали дальше.
Ночью встретил на спидометре такие вот циферки.
В 13:30 были дома. Обратная дорога заняла у нас 34,5 часа с учетом остановок и сна.
Что в итоге хочу сказать — мне Крым очень понравился. Даже больше чем Краснодарский край. Конечно, одной из причин тому послужил бархатный сезон и отсутствие кучи народа. Комфортность посещения достопримечательностей не по изнуряющей жаре. Природа Крыма это своя красота и прелесть, которую даже не могу сравнивать с природой Абхазии и Краснодарского края. Она своя, особенная. Цены на отдых опять же очень приемлемы для нашей семьи.
Теперь обязательно планирую свозить детей в Крым, но на этот раз хотим поехать на Тарханкут в Оленевку или Черноморское. В планах посетить Севастополь, Балаклаву, если получится Генеральские пляжи и много других мест. Совершенно правы были ребята с форума на дроме, что Крым даже за целый отпуск не объехать. А многие приезжают сюда по 10 лет подряд. Так что у нас есть повод возвращаться туда снова и снова.
В итоге общий пробег составил 4860 км.
За всю поездку ни одного штрафа и письма счастья.
Из поломок — один перегоревший предохранитель на прикуриватель и предохранитель в вилке питания от навигатора, видимо, из-за коротыша. Устранил практически сразу, как нашел магазин с автозапчастями на трассе. Цена вопроса 10 руб. Так-то предохранители в блок с собой всегда есть про запас, а вот стеклянного предохранителя в вилку навигатора у меня не было.
Потрачено на бензин АИ-92 — 18732 руб.
Средний расход 10,5 (все-таки кроссовер).
На проживание 1500 руб. (за первую ночь) +7000 (по 1000 руб. за последующие) = 8500 руб.
На паром 4000 руб.
На питание, подарки, вино, экскурсии — примерно 25000 руб.
Итого бюджет поездки составил 55 000 руб. за полноценных 8 ночей пребывания в Крыму с учетом всех затрат, включая бензин, переправу, питание в кафе, посещение достопримечательностей, покупки вина, подарков и 20 кг ялтинского лука))))))))))))).
Считаю, что это очень бюджетно, что для среднестатистического россиянина, с зарплатами ниже средней по России, вполне приемлемо. Если бы брали с собой палатку, вышло бы еще дешевле.
В высокий сезон, конечно, отдали бы гораздо больше.
Почему я столько пишу про финансовую составляющую — ответ прост. В отчетах, в том числе и по Крыму, люди отдыхают по своим возможностям. И итоговые цифры все разные. Кто-то может себе позволить отдохнуть на 150000, кто-то больше, кто-то меньше. У всех достатки разные. Поэтому, скорее, мой отчет рассчитан на людей, которые имеют доход гораздо меньше официальной средней зарплаты по России. В регионах не такие великие доходы, как хотелось бы иметь. Но, тем не менее, поездка состоялась, и я считаю, что удачно.
Всем спасибо, удачи на дорогах.
Еще раз спасибо форумчанам и друзьям с канала ZELLO.
Отдельное спасибо жене, за то что терпит старого экономного «еврея»)))).