|
Приветствую всех любителей путешествий на колесах и не только. Этот мой рассказ о том, как превратить типичный пакетный пляжный тур в увлекательное автомобильное путешествие по такой маленькой, но интересной и красивой стране как Тунис.
Начну с того, что этот отпуск мы, наконец-то, решили провести всей семьей (папа — Миша, мама — Оля, оба 30+ и дочь Лиза десяти лет от роду. Живем в Екатеринбурге). Хоть и было очень тяжело всем вместе собраться и уехать в разгар лета, у всех множество разных хлопот и летних дел, но мы сконцентрировались, взяли себя в руки и 14 июня улетели в Тунис, в город Хаммамет.
Немного информации о стране: Тунис или официально Тунисская республика, небольшая страна на севере Африки, омывается Средиземным морем. Территория современного Туниса — одно из древнейших поселений человека. Именно здесь возник, расцвел и погиб Великий Карфаген. В книге жизни этой страны множество ярких, трагичных, великих страниц — она была и частью Османской и Римской империй и французской колонией, кто тут только ни жил и ни воевал за эту страну. В 1956 г. была получена независимость от Франции, и сегодня Тунис вполне самостоятельная республика.
Официальный государственный язык — арабский, но часть населения, особенно в столице, говорит по-французски.
Если находиться на территории отеля, то Тунис мало чем (наверное, даже вообще ничем) не отличается от Египта-Турции. Зелено, красочно, есть море, куча еды и питья, почти сто процентов отдыхающих говорят по-русски (улыбка). Скучающим по Египту-Турции здесь будет очень комфортно.
Персонал в отелях заточен под русских отдыхающих, на стойках регистрации всегда есть хотя бы один человек, сносно изъясняющийся на русском. А если вы еще и по-английски говорите — Тунис открыт для вас! Как позже мы заметили, в компании местных жителей из 4-5 человек, один будет довольно неплохо знать английский язык.
План у нас был следующий: денек-другой лежим на солнышке, купаемся в море, а потом берем машину и объезжаем все значимые города и памятники архитектуры Туниса. Благо, малые размеры этой страны и местонахождение нашего отеля позволяли нам каждый день возвращаться в него.
Машину планировал брать непосредственно в прокатной конторе, до которой нужно было ехать от отеля на такси, но потом выяснилось, что заказать ее у отельного администратора выходило дешевле и удобней.
Вечером перед днем выезда в автопутешествие подхожу к администратору, договариваюсь о машине на 7 утра. Она, выслушав меня вполуха, говорит, что все ок, машина будет, не переживайте, мол. А у меня на душе как-то неспокойно, где подписание контракта, где внимательное рассмотрение моего водительского удостоверения, где просьба прокатать кредитку????? Я говорю: «Может я хоть деньги за аренду сейчас заплачу, для гарантии того, что машина будет в назначенное время?» «Как хотите, можете потом», — был мне ответ.
Ровно в семь утра спускаюсь в холл, меня встречает администратор: «Ваша машина на парковке, сэр».
Сотрудник прокатной конторы заполняет контракт на одном листе, вписывает номер моего российского ВУ и фамилию в него, слабо понимая, где у меня имя, а где фамилия, и передает мне для подписи. Я настаиваю на том, чтобы он отметил в контракте существующие повреждения автомобиля, на что он очень удивился, но все же несколько отметил. Я же, скрупулезно зафотографировал все повреждения, кто их знает этих арабов, выкатят потом счет. Как показала практика, при сдаче автомобиля царапины и повреждения не интересуют ровным счетом никого. Просто ставишь машину на стоянку, отдаешь ключ администратору и забываешь. А утром машина исчезает.
Вот мы и стали временными обладателями белого автомобильчика RENAULT SIMBOL, в России продается под маркой RENAULT LOGAN.
Документы на машину и контракт.
Неожиданно, но автомобиль оставил приятное впечатление — ест мало, довольно маневренный, компактный, относительно динамичный.
Конкретный маршрут путешествия не составляли, просто определили для себя города и места, где хотим побывать, а порядок посещения решили определить по ходу дела.
В этот первый день решили посетить сафари-парк в городе Фригия, 100 км в оба конца. Бумажные карты не брал, надеялся только на навигатор, который привез с собой.
Выезжаем на тунисские дороги.
Все крупные перекрестки в городах с круговым движением.
Про дорожное движение: в принципе, движение спокойное и нормальное, человеку, постоянно ездящему за рулем по мегаполису, управлять машиной в Тунисе будет более-менее комфортно. Но есть ряд национальных особенностей:
Аварий не много, за 5 дней видели одну.
Очень часто в центре перекрестка с кольцевым движением расположен полицейский пост. Полиция вооружена до зубов. Полицейские, в основном молодые парни, этакие бруталы — универсальные солдаты. Выглядят, конечно, очень круто. Полицейские машины закрыты решетками со всех сторон. Полиции очень много. Вообще, сложилось впечатление, что в случае объявления повышенной готовности, полиция оцепит всю страну, поделив ее на квадраты 50х50 метров с полицейским в каждом углу квадрата. Но…. когда ты проезжаешь мимо такого суперполицейского, он, в большинстве случаев, улыбнется тебе и в открытое окошко скажет: «Bonjour!»
Автомобильные регистрационные знаки у местных жителей — черные, у полиции — белые, у машин, принадлежащих прокатным конторам — синие. Поэтому туристов видно сразу. А поскольку экономика страны в значительной степени зависит от турпотока, туристов принято уважать и не останавливать по пустякам.
Итак, выехали. Вдруг обнаруживаю, что не идет зарядка на навигатор. Так и есть — не работает прикуриватель. Разворачиваемся, едем в отель. Там обещают поменять машину, но только завтра. Ехать без навигатора сложно, но пробуем. На выезде из города начинаем сильно плутать, т. к. информативность дорог низкая, редкие указатели и у нас нет карты. Решаем отложить поездку в сафари-парк на завтра, когда будет исправная машина с навигатором. Попробовать самостоятельно поменять предохранитель мысль пока не приходит…
А раз сегодня далекая дорога не получилась, едем в центр Хаммамета. Тем более, что там находится крепость Касба. В центре каждого крупного тунисского города есть такая крепость — Рибат. Они, собственно, и есть исторический центр любого города, откуда все и началось.
Рибат Ксаба, построенный в 893-914 гг. н.э.
Продавец жасмина, по совместительству фотомодель в национальном костюме.
Внутри крепости обычный жилой городок:
Набель. Соседний с Хаммаметом городок. Город — гончарного искусства. Тут можно приобрести любое гончарное и керамическое изделие.
Утром следующего дня успешно меняем машину на такую же, только золотистого цвета и с работающим прикуривателем. Делаем вторую попытку добраться до сафари-парка Фригия.
По пути заезжаем в Ситроен центр разглядеть новинку — Кактус.
Трансафриканский хайвей номер А1.
Многих обитателей можно потрогать…
Представитель типичной африканской фауны.
Поскольку время еще мало, решаем совершить рывок до города Монастир — крупный морской город с неизменной крепостью Рибат в центральной части и городским пляжем.
Вид на город с главной башни крепости.
Что понравилось, так это то, что практически во все помещения крепости можно залезть или заглянуть. Бывает, что винтовая лестница уходит куда-то в темные глубины Рибата, спускаешься по ней до определенного предела, а потом, резко испугавшись древних духов, стремглав летишь вверх по лестнице к солнечному свету (улыбка).
Удивило, что большинство жилых и бытовых помещений очень маленьких размеров, с низкими потолками. Жить и работать в такой тесноте, наверное, очень неудобно. Гномам нормально, а обычным людям не очень. Сомневаюсь, что люди тех времен сильно отличались от нас габаритами. Что заставляло планировать внутренние помещения крепости именно таким образом, осталось для нас загадкой.
У подножья крепости купили лепешки с тунцом — вкусно, сытно и колоритно. Перекусили под шум прибоя и помчались домой.
На следующий день план у нас такой: столица Туниса — город Тунис, затем древний Карфаген (точнее то, что от него осталость), городок Сиди-Бу-Саид (бело-голубой город со средиземноморской направленностью.
При приближении к Тунису, чувствуется, что впереди большой мощный город, поток машин существенно увеличивается, резко возрастает динамика и скорость перестроений из ряда в ряд. На въезде в город расположены сборочные заводы автогигантов, успел заметить Ситроен и Хендэ.
Проезжаем по главной улице города, сворачиваю на маленькую улочку, паркуюсь. Ни знаков, ни предупреждений о платной парковке, все хорошо. Кстати, всегда фотографирую машину с привязкой к местности, оставляя ее в незнакомом городе. Помогало уже не раз найти оставленный автомобиль.
Вдруг к нам бежит мужичок, хватает меня за руку и тянет к паркомату, который я не заметил. Помогает оплатить. Я было подумал, что он работник муниципалитета, но оказалось, что он просто бездельник, развлекший себя общением с нами. Всем хорошо.
Фонари на проспекте Абиб Бургиба.
Заглянули в подъезд жилого дома. Почтовые ящики и квартиры подписаны. Например — Чеби Анес, адвокат.
Вход в медину или городской рынок.
Всем, кто бывал в арабских странах, знакомо такое понятие, как Медина. Это город в городе, хитросплетение торговых улочек под навесом или крышей. На тунисской медине продаются в основном сувениры и сладости, но есть и ряды с продуктами и бытовыми товарами.
Мы шли туда, чтобы найти дом-музей богатого тунисского купца, но, запутавшись в лабиринтах улиц, его не нашли, зато познакомились с торговцем, который нас провел по всей медине и завел в дом богатого и известного пирата, провел экскурсию по дому, пофотографировал нас, попросив за свои труды $5.
Одному Аллаху известно, как мы смогли выбраться из этого гудящего и кипящего мира торговли на свет божий. Успешно находим свою машину и выдвигаемся на осмотр древнего Карфагена.
Когда-то под куполом этих терм плескались карфагеняне.
Как-то Карфаген не впечатлил, не смогли прочувствовать величие и древность этой цивилизации. Да и, глядя на остатки фундаментов, уж очень сложно представить на этом месте город с живыми людьми.
Едем в соседний Сиди-Бу-Саид, бело-голоубой город. Очень фотогеничный и приветливый. Расположен на холме, с которого открывается великолепный вид на Средиземное море.
Передвигаясь на машине по хайвею А1, почувствовал и ощутил огромные просторы и мощь африканского континента!
Сдали машину и решили пару дней передохнуть от активных автопутешествий и насладитья бездельем на морском берегу, утруждая себя только передвижениями по маршруту: завтрак — бар — море — бар, бар — обед, бар — море — ужин, бар, бар, бар — сон.
Но муза дальних странствий, жажда автопутешествий, тяга к приключениям и шило в одном месте не дает сидеть спокойно, вновь берем машину и готовимся в путь.
Проблема с вечно неработающими прикуривателями не покидает нас. Привозят снова такую машину. Прошу поменять. Через час пригоняют новую. С той же проблемой. Плюю на все и пытаюсь разобраться в электросхемах на французском языке. Сгоревший предохранитель нашел, но у него выгорело гнездо, и вдобавок перестали работать стеклоподъемники, т. к. новый предохранитель взял оттуда, а куда обратно вставить не знаю, забыл. Делать нечего, ехать хочется. Поехали в уже знакомый нам Ситроен центр. Менеджер, к счастью, неплохо говорил по-английски, передал нас мастеру и ушел. Мастер начал ковырять блок предохранителей, но вижу, он не понимает, что делает.
Хочу рассказать мастеру предысторию, где что доставал, куда вставлял. И вот тут мы с ним и впали в лингвистический ступор — он говорит только по-арабски, а я только НЕ по-арабски. Через полчаса молчаливых жестикуляций, пантомим и кривляний с обеих сторон машина была починена.
Страдаем от отсутствия возможности нормально пообщаться.
Проблема последней недели решена за 100 руб.
Сегодня едем в Эль-Джем, город в котором находится второй по размерам после римского — Колизей. Колизей Эль-Джема считается наиболее сохранившимся в мире. Как врут экскурсоводы, заманивая доверчивых туристов на эту экскурсию, тут снимали знаменитый фильм Ридли Скотта «Гладиатор» с Расселом Кроу. К сожалению, это не так. Сюжет, показывающий Колизей в римской провинции Закхабар, снимали на Мальте, а основной Колизей в Риме частично сделали из Фанеры, частично применили компьютерную графику.
Но данный факт не умалил нашего интереса к тунисскому Колизею.
Колизей Эль-Джема — наверное, самое сильное впечатление из всей поездки. Он действительно хорошо сохранился, можно походить по казематам и камерам, где гладиаторы ожидали своего выхода на арену, пройтись по коридорам под ареной, подняться на самый верхний уровень. Поразила акустика сооружения. Несмотря на то, что он все-таки частично разрушен, стоя на самом верхнем уровне, прекрасно слышно, что люди говорят в десятках метров от тебя, находясь в самом низу, как будто они рядом с тобой. Всем интересующимся наследием Римской империи — обязателен к посещению.
Следующая наша остановка — город Махдия. Крупный торговый город-порт.
Осмотр города начали с «Черных ворот», фрагмент городской стены с воротами в древний город. Толщина стены в районе ворот 44 метра!!! Соответственно, внутри самих ворот очень темно, отсюда и название.
Иногда, чтобы проехать по улочкам города, нужно складывать зеркала.
Древнеримский порт в Махдии, куда заходили на стоянку и разгрузку триремы, биремы и прочие квадриремы.
С высоты крепости разглядели чудесный пляжик, гостеприимностью которого с удовольствием воспользовались.
В заключительный день нашего автопутешествия мы решили проехаться по краю самого западного полуострова Туниса, доехать до береговой точки, от которой до Сицилии 90 миль по морю.
Местность очень напоминает калифорнийский хайвей №1.
Шикарные виды на Средиземное море и соленый воздух.
К сожалению, вернуться домой дорогой вдоль моря не получилось, т. к. проехать не было возможности из-за обрушения породы, которое устранять никто не торопился, развернулись и уставшие, но полные впечатлений от езды по серпантинам поехали домой.
Итоги и выводы:
Проехали по дорогам Туниса около 1500 км, на пятидневное путешествие с учетом аренды автомобиля, бензина, оплаты дорог, парковки, сувениров, входных билетов и питания, потрачено около 30 000 рублей.
В этом путешествии в очередной раз доказали себе, что, имея под рукой автомобиль, навигатор и немножко свободы в голове, можно любой скучный пляжный отдых превратить в увлекательное и познавательное путешествие, полное новых открытий. Выйти за рамки гостиничных стен, окунаясь в экзотический мир колоритной и неизведанной жизни.