|
Идея о том, чтобы проехать по Сахаре на своем автомобиле, пришла после случайно купленной в Нью-Йорке в 2007 г. книге британца Криса Скотта «Sahara Overland». После успешного автопутешествия в Монголию на нашем Nissan Navara летом 2009 г. мы начали поиск интересного места, где можно было провести Новый год (2010).
Идея о том, чтобы зимой поехать в теплую Африку, сразу нашла поддержку и у наших друзей. Было решено начать подготовку к путешествию в Алжир. Самый легкий путь из Москвы лежал через Европу до итальянской Генуи, откуда регулярно ходят паромы до Туниса, а уже из Туниса рукой подать до алжирской границы. Так как Алжир небезопасная страна (террористы Аль-Каиды на севере, туареги на юге, берущие заложников), то по Северной Африке лучше путешествовать с местным гидом-туарегом, который будет решать вопросы прохождения многочисленных блок-постов и отвечать за взаимодействие с местным населением. В Сахаре простой закон: если у группы гид туарег — нет проблем, если гид араб/нет гида — есть проблемы.
На сайте Криса Скотта было рекомендовано алжирское агентство Tanezrouft, которое оказывает услуги эскорта туристам с собственными машинами. Несмотря на то, что агентство очень оперативно выслало все документы для получения визы, алжирское консульство в Москве сразу заявило, что сроки рассмотрения таких путешествий — от двух недель до двух месяцев (без гарантии, что они поставят визы, ссылаясь на небезопасную ситуацию в стране). А ведь нам еще нужно было поставить визы Туниса и Евросоюза…
Поэтому, чтобы не рисковать, было решено попробовать поехать в ливийскую Сахарy. На юго-западе Ливии такая же пустыня, как и на юге Алжира, но местное агентство Fessano-W-Tours организует получение визы прямо на границе. Тем более Ливия — абсолютно безопасная страна, в которой порядок уже 40 лет поддерживает диктатура Муаммора Каддафи. Нет никакой демократии и прочей западной идеологической экспансии, инородное внедрение которых в арабском обществе вызывает хаос, разврат и кровопролитную борьбу. Поэтому в Ливии все спокойно, страна добывает нефть, люди работают, молятся, имеют лучший уровень жизни в Северной Африке и очень гостеприимно относятся к туристам, которых очень мало (к счастью) ввиду закрытости Ливии от мирового сообщества.
Рассматривать карты Сахары начали еще в августе 2009 г. (за пять месяцев до поездки).
Вот такие паромы ходят между Италией и Тунисом.
В середине декабря 2009 г., когда мы уже получили шенгенские визы, тунисский транзит и оформили страховки на машину, в Европе начались нереальные снегопады, которые привели к хаосу на автобанам, авариям и многокилометровым пробкам. После вождения в Москве это не было проблемой. Проблема была в том, что несколько лет назад Польша и часть стран Евросоюза полностью запретили эксплуатировать шипованную зимнюю резину. Действительно много лет подряд зимы Европе были бесснежными с положительными температурами. Но зима 2009/2010 нарушила эту традицию в виде 20-ти градусных морозов и обильных снегопадов. Как все понимают, количество снегоуборочной технике в Восточной Европе не соответствовало масштабу проблем, которые на них свалились.
К тому же приходили новости, что Венецию очередной раз затопило (уровень воды поднялся на 1,5 метра). А у нас по плану встреча католического Рождества была запланирована именно в этом романтичном итальянском городе. Изначально мы планировали от Москвы до Бреста доехать на шипованной резине. В Бресте поменять ее на всесезонку (она нормальна, когда температура держится около нуля, но на льду наш Nissan Navara на всесезонке заносит), а «шиповку» погрузить в салон и потом оставить гараже у друзей в Праге. В Африку мы планировали поехать на всесезонке (на этой резине мы путешествовали в Монголии).
После многодневного обсуждения команды мы приняли решение не рисковать и вообще не ехать в Европу на машине. Поэтому мы оставили Наварыча в Москве. Добраться до Ливии мы планировали через Египет на самолете, а выбраться из Ливии через Тунис.
ИТОГ: Купили горячий тур в Марса-Алам (Египет). Там провели несколько дней на море. Потом поехали в Луксор, а затем в Каир. Новый Год мы провели в Дахабе в ожидании ливийских виз, которые переделывались на безмашинное пересечение границы в восточной части Ливии. На границе нас ждал гид-туарег с своим лифтованым Land Cruiser 80. В Ливии мы провели 12 дней (проехали 5 200 км). Возращение домой было через Тунис и Рим, а также через транзит по Польше и Белоруссии. Наша концепция путешествий «От океана до океана» прекрасно ложилась на этот маршрут — мы стартовали от Красного моря (бассейн Индийского океана) и финишировали на побережье Средиземного моря (бассейн Атлантического океана).
Четыре дня в этом отеле Iberotel Coraya Beach Resort 5+ в Марса Аламе с перелетом оказались дешевле, чем два чартерных билета в одну сторону до Хургады.
Потом добрались до Луксор.
Закат на Ниле.
Западный берег Нила (Луксор).
После двух дней в Луксоре, вечером сели на ночной поезд Луксор-Каир. В 6 утра прибыли в Каир. Город сразу показался очень грязным, наводненным шулерами и попрошайками. Здесь мы планировали встретить Новый 2010 год. Но посмотрев на грязь и смог, мы, едва приехав, решили поскорее из него выбраться. Утром, поселившись в отеле, сразу поехали на автобусный терминал и взяли билеты на следующее утро 31 декабря из Каира в Дахаб через Шарм-эль-Шейх.
В Каире есть две самые интересные достопримечательности: потрясающий своей коллекцией Каирский музей и пирамиды в Гизе (около 25 км от центра Каира).
31 декабря в 16:30 мы прибыли в Дахаб. Вечером 1 января, как всегда с «историей» нелегкого добирания, к нам приехал наш друг Лев.
Следующие семь дней мы ничем особенным не занимались: ходили в рестораны, кушали морских гадов, купались, сноркелились и спали.
Днем 7 января улетели из Шарм-эль-Шейха в Александрию.
Александрия — второй по величине город Египта. Достопримечательностей нет. Делать нечего.
Но для нас Александрия — это транзитный хаб на запад Египта к погранпереходус Ливией.
До Ливии 500 км. Нашли такси. Поздно ночью были в городке Sallum рядом c границей.
Если вы видите в Египте или в Тунисе дорогой мощный автомобиль, то он, скорее всего, из Ливии!
Переночевали в «Sallum» в лучшем «отеле-клоповнике». Утром 8 января на такси доехали до погранперехода с Ливией (Imsaaed).
Этот погранпереход допускает пешее пересечение границы. Нужно пройти около 3-х км.
Виза ставится на границе при условии предварительной подготовки всех документов, маршрута и т.п. ливийским турагентством. Это гораздо удобнее, чем получение визы через посольство в Москве (никаких тебе справок — просто отправляете ливийскому турагентству сканы паспортов и спустя две недели получаете по e-mail отсканированные разрешения на въезд). Оплата визы и тура — по окончании поездки. Услуги агентства по оформлению визы составили EUR 105 с человека.
Наш гид Муса, из древнего и очень авторитетного рода туарегов Агмама. Ему 32 года, 16 из которых, как и его отец, он является тур-гидом по всей Ливии.
Автомобиль Мусы — Land Сruiser 80 (1996), пробег 300 000 км. Муса девять месяцев в году возит группы туристов по Ливии. Оставшиеся три месяца работает автомехаником в городе Гадамес. Автомобиль лифтованный, резина BFGoodrich All Terrain.
Практически все дороги в Ливии в отличном состоянии. В стране нет автобанов, но большинство дорог имеют разделитель полос в виде «зеленки».
Мы спешили на юго-запад страны в город Себха (начало настоящей Сахары), но решили заехать по пути на кладбище воинов, участвовавших в легендарном сражении фашистов и британцев при Тубруке. Таким же легендарным местом является египетский городок Эль-Аламейн, который мы проезжали днем ранее.
Раньше в Ливии была смертная казнь за употребление алкоголя. Теперь сделали некоторые послабления, но по-прежнему в стране жесткий сухой закон. Из вредных привычек ливийцев самая распространенная – курение сигарет, но не кальяна.
Муса не особенно хорошо говорит на английском — больше на итальянском или французском. Поэтому иногда приходилось прибегать к помощи бумаги и ручки… Было непросто объяснить Мусе, что мы хотим увидеть кладбище военной техники!
В Ливии очень мало сельскохозяйственных угодий. В основном, её территория — это пустыня и полупустыня.
Поражает стоимость дизтоплива: 1 литр стоит 4 рубля. Государство не облагает налогами топливо для жителей страны.
Стоимость 1 литра бензина — 5 рублей, поэтому Муса, заправляя полный бак своего автомобиля, тратит всего $15.
Чистота и порядок Ливии контрастируют с египетским беспорядком.
Холодное безалкогольное пиво можно купить на каждом углу.
В Ливии живет всего 6 млн. человек, а в соседнем Египте — свыше 70-ти. Уровень жизни в Ливии в несколько раз выше, чем у соседей. Поэтому в страну приезжает много гастарбайтеров из Египта, Нигера и Туниса. Ливия в основном экспортирует нефть и закупает на доходы от экспорта дешевые продукты в Египте и Тунисе. В центр страны из Египта едут тысячи груженых машин. Обратно они идут пустые.
Все местные жители очень дружелюбны. Сказывается отсутствие туристов. За всё время пребывания в стране мы видели только четверых иностранцев. Постоянно слышим вслед «Welcome to Lybia!»:о)
Бензиновый Land Cruiser Мусы потребляет 20 литров на 100 км на трассе, 27 литров на грунтовке и до 40 литров бензина на дюнах. Поездка от заправки до заправки…Такой автомобиль можно себе позволить только в Ливии или в США.
Закупаем продукты перед въездом в пустыню. На севере Ливии (на побережье) цены ниже, чем на юге, в пустыне.
В каждом городе можно купить охлажденное свежее мясо.
За всё путешествие у машины было всего две поломки: периодически отключался ближний свет, и в пустыне на дюнах оторвало глушитель.
Когда была возможность, мы делали барбекю. В этот вечер мы жарили барашка. Любимый напиток Мусы — зеленый чай из расчета 250 г заварки на 500 г воды.
Ночью поднялся сильный ветер, в итоге в палатку нанесло песка, пришлось всё вытряхнуть, переставить палатку и прикопать юбку тента песком. По словам Мусы, в это время года такие «бури» случаются редко.
Муса выучил одну фразу по-русски: POEHALI!
Указатели исключительно на арабском. Но если у вас есть местный гид — это не проблема!
Одним из мега-проектов Ливии является строительство подземных водных каналов, которые перебрасывают воду, добытую со скважин на юге на засушливый север. Неизвестно, насколько этот проект будет безопасным для экологии страны в горизонте нескольких веков, но уже сейчас он реально решает проблему водоснабжения в целых регионах.
Чтобы вода не испарялась, все подводные «реки» текут по тpубопроводам. Колоссальная стройка!
Если в Египте и Тунисе линии электропередач чаще деревянные и хаотично соединенные, то Ливия хорошо училась у Советского Союза, как нужно строить свою электроэнергетику.
Бытует расхожее мнение, что в Сахаре огромное количество ядовитых гадов. Это действительно так, но зимой большинство змей, пауков и ящериц спят (ночью очень холодно — от 0 до +5C).
Эта ящерка, по словам Мусы, плюется ядовитой слюной. К счастью, за всё путешествие она была единственным представителем ядовитых обитателей пустыни, который нам встретился.
Первый раз видим такое — кусок трассы, длиной 3 км, расширен и представляет собой запасную взлетно-посадочную полосу.
Африка — для африканцев…
Очередной раз остановились, чтобы проверить ближний свет. Песок около трассы, на который мы съехали, оказался «мягким». Полчаса вытаскивали автомобиль на «твердый» песок. После Мусана дюнах показал нам, чем отличается «мягкий» песок от «твердого». Понять разницу легче при свете.
Для того, чтобы площадь покрышек была выше, давление было снижено в четыре раза до 0,5 атмосфер.
Потом, конечно же, подкачали! Как важен в пустыне хороший насос. Крис Скотт рекомендует иметь два электрических насоса для путешествия по Сахаре. Представляется, сколько работы, если накачивать четыре баллона вручную!
Всё закончилось благополучно, и в 23:00 мы стали в дюнах около города Себха. За два дня мы проехали 1 800 км.
Самое потрясающее ночью в Сахаре — небо с миллиардами звёзд и созвездий… Можно часами валяться на песке и смотреть в бесконечность… :о)
Когда не дует, то Муса спит на улице, когда дует — в машине.
Мастер-класс от Мусы по мойке посуды песком :о).
Основное правило движения по дюнам — пересекать «гребень» дюны перпендикулярно, а не наискосок.
Вся страна увешана плакатами с достижениями режима Каддафи.
Себха. На одной из площадей собираются гастарбайтерыв основном из Нигера. Понять, кто чем занимается очень легко.
У Мусы в багажнике 200-литровый самодельный топливный бак. Мы заправляемся перед пустыней. Как говорит Муса, в пустыне нельзя шутить с двумя вещами: с водой и топливом.
Чтобы предотвратить испарение бензина в салон, Муса «замыливает» горлышко бака. Тонкая полутораметровая трубочка выводит пары бензина за борт.
Заливаем сырую воду в канистры (две по 30 литров) и покупаем 20 литров питьевой воды.
К сожалению, в Ливии нет привычных супермаркетов — приходится закупать продукты в разных лавочках (теряется время).
Вечером жарим верблюжатину. На вкус как наш монгольский козлик — жестковато… :о(
Одно из чудес Сахары — это озера в дюнах. Они образовались благодаря подземным источникам.
Муса гоняет по дюнам с нереальной скоростью — 60-70 км/час. Для того, что ТАК ездить по пустыне, нужен огромный опыт. Теперь мы благодарны судьбе, что не поехали сюда на своей машине — застревали бы каждые 2-3 километра. Одна из главных проблем Nissan Navara — длинная база (5,25 м). По словам Мусы, Land Cruiser 80 тоже не идеален — длинная база и широкий кузов.
Этот Land Cruiser 80 не перевернулся, а сгорел от сигареты своего водителя. В багажнике тоже был запасной топливный бак.
Со слов Мусы, вот его оценка лучших автомобилей для Сахары:
Удивительно, но Муса крайне негативно отзывается о новом Land Cruiser 200 и Toyota Sequoia — обилие электроники, низкий клиренс делают машину непригодной для пустыни. В его автосервисе регулярно чинятся новые «двухсотые» — одни проблемы.
Одна из фишек Ubari Lakes — прокатиться на сноуборде или лыжах с ближайшей огромной дюны. Мы тоже решили попробовать… Муса легко «взлетел» на вершину дюны.
Вернулись в цивилизацию, чтобы набрать свежей воды.
Вот какой была Сахара 10 000 — 15 000 лет назад!
Этим наскальным рисункам более 7 000 - 8 000 лет.
По словам Мусы, наскальные изображения нанесены на скалы на протяжении 12-ти (!) км вдоль этой реки.
Дюны Мурзук (Murzuk Sand Sea) — это настоящее море песка длиной 450 км и шириной 600 км.
Перелив бензина — не курить! :о)
Вдали горный массив Акакус (Jebel Acaсus).
Район Jebel Acaсus внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Поэтому на въезде дежурят мобильные отряды пограничной полиции — охраняют достопримечательности и контролируют подъезды к алжирской границе.
По ровной пустыне Муса идет с нереальной скоростью в 90-100 км.
Персональный пляж :о).
13 января — празднуем старый Новый год! У Лёвы для знаменательных событий была припрятана баночка икры.
Регулярная утренняя зарядка!
На одной из дюн мы оторвали глушитель. Сразу вырос расход топлива.
Выехав из Акакуса, мы сразу поехали в автосервис.
Пока машина была в ремонте, мы помылись и постирались в одной из гостиниц городка Al'Uwaynat.
В Сахаре низкая влажность, вещи высыхают мгновенно. Палатка — идеальная сушилка!
По плану Лёва должен был вылетать из Гата в Триполи, но самолет отменили из-за отсутствия пассажиров. Поэтому мы срочно поехали в Себху (500 км от Гата).
Это последняя фотография нашего замечательного фотоаппарата «Fujifilm 9500», который был куплен в 2006 году в Новой Зеландии и безотказно фотографировал в Антарктиде, Южной и Северной Америке, Монголии. В фотоаппарате сломался автофокус. Причина: огромное количество песка.
Все последующие фотки сделаны мыльницей Леры (Canon, 10Mpxl).
Все дни до этого была отличная погода, но 15 января началась песчаная буря, длившаяся двое суток. Так здорово, что мы закончили путешествие по Сахаре до непогоды!
В четверг вечером (как раз перед выходными) в аэропорту Себхи купить билет в Триполи было непросто, но Лева смог улететь в Триполи, оттуда в Тунис, затем во Франкфурт, оттуда — в Москву. Мы из-за непогоды предпочли переночевать в кемпинге в Себхе.
Утром мы стартуем в Гадамес (900 км).
Эта непогода пришла с севера — из Европы. Сначала пошел дождь...
…потом подуло… :о(
Видимость — 10 метров!
Вот это ЖЕСТЬ!
Ближе к вечеру были в Гадамесе.
Гадамес — это оазис на стыке ливийской границы с Тунисом и Алжиром. Расположен на дне высохшей вади там, где издревле пересекались пути караванов. Старая часть Гадамеса признана ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия на том основании, что характерные для городской застройки многоэтажные глинобитные дома исключительным образом иллюстрируют приспособление человека к проживанию в условиях 50-градусного зноя Сахары. В 80-е годы старый город выселили, чтобы сохранить неизменность архитектуры под напором цивилизации.
Типичный дом старого города. Все украшения интерьера делались руками женщин. Навыки украшения передавались от матери дочерям.
Раньше женщины при выходе на улицу должны были надевать паранджу — видеть её без паранджи разрешалось только членам её семьи. В городе было чёткое разделение — днем женщины могли ходить без паранжи только на крышах домов. Там они готовили еду, занимались хозяйством и воспитывали детей. Поэтому все крыши в старом городе связаны между собой — женщины могли свободно общаться и помогать друг другу, не выходя на улицу. Мужчинам в светлое время суток не разрешалось подниматься выше 1-ого этажа своего дома.
Когда женщина спускалась вниз, она должна была проверить, всё ли в порядке с её макияжем — после приготовления еды на дровяной печи и других домашних дел.
Бывшая школа.
В Ливии за исключением Триполи невозможно снять деньги с карточки международных платежных систем. Поэтому лучше брать с собой наличные.
В пустыне есть вода! Но глубина её залегания — свыше 800 м. Затраты на бурение скважин делают воду «золотой».
Лидер Джамахерии живет в бедуинском тенте. Особенную экзотику представляют зарубежные визиты Каддафи. Когда все нормальные президенты останавливаются в люксах пятизвездочного отеля, он живет в тенте, на лужайке этого отеля. В холодное время года около шатра Каддафи горят костры.
Троглодиты — люди, жившие под землей.
В таком доме температура в жилых помещениях в любое время года постоянна — около +20 С.
Римские развалины города Лептис Магна (Leptis Magna).
Лептис-Магна — древний город в Ливии, достигший расцвета во времена Римской империи.
Благодаря своей планировке город получил название «Рим в Африке».
В центре Триполи. Пробки, как в Москве. Экономический бум и рост цен на углеводороды сделал автомобиль доступным большей части населения.
Пытались заплатить за нашу поездку в Ливии через терминал карточкой — не получилось. Пришлось снимать деньги в банкомате и платить наличными. Всё же лучше брать с собой наличные евро.
Честно, в Триполи смотреть нечего. Город — просто транспортный хаб.
Выезжаем из Триполи в сторону тунисской границы.
С пограничного тунисского городка мы за 8 часов доехали до столицы Туниса на микроавтобусе.
Весь Тунис, следуя арабской традиции жесткой «вертикали», увешан плакатами с изображением президента страны. В Тунисе никто не говорит по-английски — только по-французски (Тунис — бывшая французская колония).
Приграничные области напоминают большую мелкооптовую нефтеналивную базу. Народ спекулирует автомобильным топливом. Ливийцы переделывают свои автомобили путем врезки 200-литровых баков под днище автомобилей, заливают дешевый ливийский бензин и везут его на продажу в Тунис (благо, граница для ливийцев, выезжающих в Тунис открытая — безвизовый въезд в одну сторону, тунисцы вынуждены получать визу). Бизнес строится на пятикратной разнице в цене на топливо. На российские рубли 1 литр топлива в Тунисе стоит 25 рублей (в Ливии — 5 рублей).
В Тунисе все указатели дублируются на латинице.
Столица (Тунис) напоминает большой рынок.
Первый супермаркет в нашем путешествии, когда на ценниках можно посмотреть реальные цены. В Египте существует два вида цен — для своих и для туристов. В Ливии — никто не обманывает, но ценники в магазинах — тоже редкость.
В Тунисе сильно влияние Франции — есть как положительные моменты, так и отрицательные. Положительные — европейская архитектура, относительная чистота и порядок. Отрицательные — доступность алкоголя, развращенность женщин, которые пытаются копировать европеек, и у них это не получается.
На этих паромах можно перевезти машину во Францию или Италию.
Рядом с городом Тунис находятся развалины древнего города Карфагена. От города практически ничего не осталось, но вид — красивый.
В Тунисе разрешен алкоголь. Ночью — куча «бухих».
Летим из Туниса в Рим.
В городе парковка — это БОЛЬШАЯ проблема…
Только очень богатый человек может себе позволить ездить в Италии на Dodge Ram. Стоимость бензина более 1,2 евро.
Из Рима в Варшаву мы долетели на low-cost перевозчике — 25(!) евро со всеми сборами за человека.
Из Варшавы на ночном поезде доехали до Минска, а оттуда — сразу до Москвы.
Дневная температура -22 С.
Наш Наварыч ждал нас в Москве все эти 37 дней и завелся с «пол-оборота» несмотря на то, что ночная температура доходила до -32 С. Аккумулятор мы не снимали.
Мы рады, что успешно съездили в Сахару, и при этом не рисковали зря нашим Наварычем на дорогах Европы. Единственное, что когда ты путешествуешь на своем автомобиле, то у тебя есть чувство дома и уровень комфорта выше за счет дополнительных вещей в багажнике (столики, стулья, одеяла, подушки, палатки на разную температуру, кухонные принадлежности, запас белья и т.д.).
Ну вот и все!
Кому интересно увидеть подробную презентацию об этом путешествии (1 500 фотографий, описание процесса получения визы и контакты местных агентств), то можно зайти на наш сайт: www.ocean2ocean.ru
P.S. Сахара — огромна! Еще много еще интересных мест в этой замечательной Пустыне!
Смотрите сайт Криса Скотта — там много чего есть в бесплатном доступе.