|
Эту поездку мы с женой задумали уже примерно полгода назад. Можно было все осуществить воспользовавшись Российскими железными дорогами, но нам хотелось чего то того, что бы осталось в памяти на всю жизнь. Запланировали мы наше путешествие на начало Мая, так как там очень кучно собираются праздничные и выходные дни, что позволяло не использовать для этого отпуск, а воспользоваться накопленными отгулами в промежутке между Первомаем и праздником Победы. И еще очень важным фактом являлось, то что у нас была информация что к началу мая будет открыто сквозное движение по рабочему полотну федеральной дороги Чита Хабаровск, которую почему то решили назвать "Амур".
Машину мы приобрели за год до этого (ниссан санни 1991 г/в). Все автомобили которые у нас до этого были имели имя собственное, вот и эту мы ласково прозвали "Сонькой".
Подготовка Соньки свелась к тому что мной были заменены свечи зажигания, переобули ее в "новые" японские всесезонные покрышки. Также решил посмотреть в каком состоянии находиться ремень ГРМ, но открыв крышку был приятно удивлен что вместо ремня стоит цепь. Долил тормозную жидкость и масло в двигатель. Не совсем понравилось состояние ремня на генераторе, но за один день поисков по Тындинским магазинам его найти не удалось поэтому оставил все как есть положившись на судьбу. В машину были уложены гаечные ключи, трос "шестерка", саперная лопатка, запасная покрышка (это помимо банана) с двумя камерами и как положено при прохождении техосмотра в ней уже находились огнетушитель, знак аварийной безопасности и аптечка. Ко всему прочему взял комплект спецодежды.
Выехать мы собирались рано утром первого мая, но подготавливаясь тридцатого апреля я уже начал испытывать волнение от предвкушения чего то нового и не изведанного. Побороть его я уже был не в силах, скорей всего предстояла бессонная ночь, и переговорив с Олей (моя супруга и компаньон по путешествию) было принято новое решение ехать на "ночь глядя". Покушать взяли в собой колбасы, сыра и хлеба, да несколько бутылок минеральной воды. Можно сказать по спортански, только чтобы не голодать.
Маршрут который нам предстояло преодолеть знали только примерно: Тында-Сковородино-Чернышевск-Чита-Хилок. Все, кого спрашивали отвечали что везде стоят указатели и мы не заблудимся, а карту дорог покупать не стали сознательно так как знали что даже самые свежие издания не будут содержать того что нам необходимо.
Выехали из Тынды в девять часов вечера, начинало уже темнеть. Могу вам сказать и не сделаю из этого открытия что это самое неудобное время суток для передвижения на автомобиле, так как уже из-за сумерек становиться плохо видно, а света фар еще недостаточно. Но когда хочется ехать то и это не проблема. Ко всему прочему начался снег. В общем и целом погодные условия не благоприятствовали началу нашего путешествия. Скорость передвижения была очень ограничена. На выезде из города указатель говорил, что до Сковородино нам предстоит преодолеть первые 177 км пути. Что мы и сделали без особого труда за три с половиной часа. Из этих 177 км всего около 20 км непосредственно около Тынды асфальт а остальное гравийка можно сказать не в плохом состоянии. На подъезде к Сковородино заправили десять литров девяносто второго, цена как и у нас в Тынде 12,5 р. за литр. В самом Сковородино заправили еще десять по той же цене. По Сковородино ехали аккуратно, так как боялись пропустить указатель, (на улице ночь, спросить не у кого) но он, то есть указатель не заставил себя долго ждать. Отворот До Читы на право под прямым углом. нам он обещал 1104 не легких, как в последствии выяснилось, километра. Далее на нашем пути населенным пунктом была станция Бамовская. Потом Тахтамыгда, вот там то мы первый раз и заплутали, получилось что поехали вдоль железной дороги. Дорога отвратительная, если ее можно назвать дорогой, впоследствии оказалось что это притрассовая дорога которая идет вдоль "железки". Проехали мы по ней около десяти километров и начали в серьез подумывать не возвращаться ли нам обратно. Но на наше счастье появился отворот налево по которому мы удачно выехали на федералку. Поражают размеры дороги ширина более сорока метров. Когда дорога будет построена, то это можно сказать готовая взлетно посадочная полоса. Поехали мы по этой "взлетке" примерно со скоростью около сотни км в час. Но радость наша длилась не долго километров примерно через тридцать указатель написанный от руки велел поворачивать нам на право в объезд длинной в тринадцать злополучных километров и протяженностью в пять часов. Сами то тринадцать километров мы проехали не заметно, но при выезде на федералку около железной дороги, сам выезд мы посчитали за карьер!!! и проехали левее, там раньше по зиме был проезд под железной дорогой, но теперь в силу таяния льда он стал временно не проходимым. Короче мы поехали еще дальше и со словами - "назад дороги нет", стали преодолевать появляющиеся лужи, глубина которых возрастала по мере нашего удаления. Как и следовало ожидать, застряли мы примерно километра через два. Тут пригодилась саперная лопатка и припасенная спецодежда. Посадив Олю за руль (ездить она разумеется не умеет, все объяснения сводились в подробнейшие инструкции Типа: нажми педаль которая находиться слева и удерживай ее, затем перемести рычаг слева от тебя нажимая при этом кнопку находящуюся на этом же рычаге в положение один... "спасибо что автомат") нам удалось еще проехать метров пятьдесят и наконец решив разворачиваться мы окончательно раскорячились поперек так называемой "дороги". Проковырявшись с трех часов ночи до шести утра мы наконец-то поняли то своими силами выбраться не получиться, приняли решение выходить на дорогу и искать помощи. Дорога оказалась совсем не далеко минут за сорок нам удалось на нее выбраться. В том месте где нам нужно было выбираться на федералку на наше счастье стояли "мостовики", которые очевидно и строят мост через "железку". Найдя взглядом автомобиль "Урал" настроение мое до этого убитое напрочь понемногу стало подниматься. Спросив у первого встреченного рабочего где найти водителя "Урала" я отправился к указанному вагончику. Разбудив водителя я услышал: "Какого ХУ..............." Пришлось засунуть свою гордость подальше и выслушать все что он думал об окружающем его мире. После того как мне удалось начать говорить и мной была произнесена фраза что "деньги у меня есть", тон его заметно изменился, стал по крайней мере понимающим. На "Урале" мы подъехали к самой Соньке без проблем, хотя по дороге удивлялись как нам удалось так далеко прошкрябаться. Вот тут и пригодился взятый мной трос. Когда "Сонька стояла уже на федералке. то она была похожа на чертика, такой грязной она была. Водитель взял с нас всего триста рублей, сказав что с перегонщиков взял бы пятьсот (у нас разумеется не транзитные были номера). Деньги мы отдали ему не торгуясь, радость наша была неописуемой так как отделались легким испугом.
В восемь утра мы уже продолжили свой путь. Вся дальнейшая дорога разбивалась на хорошие участки (средняя протяженность от 1 до 50 км), плохие (от 1 до 50 км) и очень плохие (от 50 м до 3 км). Хорошие участки преодолеваются со скоростью до 120 км в час, плохие до 40-50, очень плохие до 10 км в час.
К трем часам дня нас стала одолевать усталость грозившая засыпанием за рулем на хороших участках с монотонной ездой. Поэтому мы решили поспать и свернув с дороги остановились от нее метрах в ста. примерно через час меня разбудила Оля, сказав что кто-то стучит в окошко (мы замкнулись из нутри). Нас разбудил парень, первый его вопрос был: что случилось? услышав мой ответ что ничего не случилось, а просто больше суток не спали и решили отдохнуть он сказал "Ну ладно спите..." и скрылся из виду, больше мы его не видели.
После полутора часов отдыха мы продолжили свой путь. Когда стрелка топливного бака показывала окло пятнадцати литров мы немного стали волноваться в ожидании ближайшего населенного пункта, им по нашим предположениям должен был стать "Ерофей Павлович". Проехав еще несколько часов мы спросили у одного из наших случайных попутчиков далеко ли до "Ерофея", он нам ответили что проехали около двух часов назад, да и то там был только 76 бензин. Тут мы заволновались уже всерьез. Доехав до "Жанны" у нас оставалось уже литров семь восемь. На станции стали узнавать можно ли где ни будь здесь заправиться нам сказали что нет но успокоили что это можно сделать в "Амазаре" до которого километров сорок. В "Амазаре мы залили полный бак (бензин подешевел по мере удаления от Тынды до 11,5 руб. за литр) и отправились дальше. Могочу проехали не заезжая, до нее отворот по знаку примерно с десяток километров. Дальше идут местные дороги вперемежку с федералкой. Доехали к 12 часам ночи до "Жирикена" в надежде заправиться, но там оказалось нет заправки. Уже опять очень хотелось спать, но пришлось ехать до "Чернышевска", если бы мы остановились ночевать то нам вероятней всего не хватило бы бензина. Мы не глушили двигатель во время сна, так как на улице еще достаточно холодно, а за всю ночь на холостых оборотах Сонька сжигает всего окло десяти литров, что я думаю не большая плата за относительный комфорт во время и без того не удобного сна. Заправившись в "Чернышевске" мы повернули на "Букачачу" (вот такие у нас есть экзотические названия) это всего в 70 километрах но там моя малая Родина и еще осталось много родственников. Утром мы уже были там, поев и хорошо выспавшись Вечером в восемь часов мы отправились в "Читу". "Букачача-Чернышевск" 70 км + "Чернышевск-Чита" 324 км. В Чите мы были в два часа ночи. Дорога гравийная в нормальном состоянии перед Читой за 120 км начинается асфальт. В Чите тоже есть родственники но ночью решили не заезжать. Пошли на проход до Хилка. Дорога обещала быть асфальтовой на всем протяжении, но километров через двадцать появился злополучный указатель на котором белым по синему был указан отворот на Хилок. С этого момента начиналась гравийка в ужасном состоянии. Не поверив своим глазам мы вернулись к указателю еще раз прочитать что там написано, и убедились что он нам нес неприятную новость 274 км отвратительной дороги. Помимо того что сама дорога находилась в отвратительном состоянии, то мосты через встречающиеся речушки были просто в ужасном состоянии. Завидев приближающийся мосток приходилось тормозить не только потому что съезд на него был в плохом состоянии но и самого моста могло не оказаться. Пришлось нам по собственной глупости и не знанию потратить на это участок дороги около восьми часов пути. Для сравнения на обратную дорогу длинной 325 км проходящую почти параллельно из "Хилка" в "Читу" но только не через "Могзон", а чарез "Улеты" заняла у нас всего три часа. Разница очень и очень даже ощутимая. На обратной дороге из Читы в Чернышевск решили попробовать проехать не по федералке а по старой дороге через "Нерчинск". Там есть участок асфальта длинной около восьмидесяти километров. Но могу вам с уверенностью сказать что "хрен редьки не слаще", обе дороги достойны друг друга. Дорога от Чернышевка до Сковородино кажется очень длинной, ну просто бесконечной, с ее еле проходимыми участками. На обратной дороге стоит гораздо меньше указателей, что свидетельствует о том что все-таки движение в данное время в основном осуществляется с востока на запад. И едут "гонщики экстремалы" которые перегоняют японские автомобили. На одном из карьеров подъем был на столько крутой что предприняв около десяти попыток въехать на него я уже всерьез начал сомневаться в возможности сделать это самостоятельно. Машина с передним приводом, разогнаться нельзя так как одни камни из которых состоит дорога. Но тут я вспомнил совет который давался еще на заре производства переднеприводных машин, что крутые подъемы рекомендуется преодолевать задним ходом. Вот этот совет и выручил меня. Подъем был преодолен с первой попытки. В дальнейшем до Сковородино не было ничего интересного. Отъехав от Сковородино в сторону Тынды около двадцати километров мы пропороли (впервые за всю дорогу) заднее колесо так что его пришлось просто выкинуть. На банане ехать до "Тынды" не решились и по дороге нам с трудом удалось найти единственную шиномонтажную, которая работала в "День Победы". Там пригодилась покрышка с камерой которые я припас, восстановив колесо мы отправились дальше. На подъезде к "Тынде" километров за пятьдесят стало обнаруживаться что левая передняя стойка работает "как-то не так". Потом при ремонте пришлось у нее менять все внутренности, так как старые разбили напрочь.
Если подводить итоги, то можно сказать следующее:
Необходимо подождать еще один год, что бы при путешествии не убивать машину. На что я настраивался, то я и получил. Не забываемые впечатления останутся на всю жизнь. На следующий год опять собираюсь повторить указанный маршрут, скорее всего куплю для этого другую машину и однозначно "японку", но о Соньке остались самые хорошие впечатления, она меня не подвела не смотря на свой преклонный возраст. Бензина сожгли около трехсот литров, проехав при этом 3600 км.
Потери, которые мы понесли за этот пробег:
1 Разбитое стекло противотуманной фары (которая открутилась из-за того что я плохо ее прикрутил при замене в ней лампочки).
2 Пробитое заднее левое колесо (в которое влетела кем-то потерянная отвертка без ручки)
3 Передняя левая стойка (наверное потому что водитель сидит справа и выбирает для себя дорогу получше)
В окончание рассказа могу добавить что дорога строится очень быстрыми темпами и проезжая назад всего лишь через неделю, виделись разительные перемены в ходе строительства. Так что если какие то моменты покажутся несоответствующими действительности, то это может означать что ничего не стоит на месте все течет все изменяется.
Всем кто собирается самостоятельно пригнать автомобиль напоминаю, что все трудности преодолимы и счастливого вам пути.
Памятники бывают разными, этот, на фоне которого сфотографирована моя Оля, имеет вполне цивилизованный вид
Ну, а этот более первобытный, на фоне которого сфотографирован уже я, зато всем понятно что здесь была сорок девятая механизированная колонна.
Тот самый подъем, с восточной стороны он более пологий и машины хоть и с трудом, но преодолевают его самостоятельно.
Это середина, того же "перевала". Отлично видно, в каком темпе ведутся работы.
Ну а это западная сторона. В том месте, где сейчас спускается эта легковушка, ваш покорный слуга застревал, пытаясь преодолеть этот подъем передним ходом. Очень жаль, что фотография не передает полную картину крутизны этой горы.
Здесь показан типичный проезд по так называемой Федеральной дороге. Та, которая существует на сегодняшний день.
И это та же Федералка. Почти под самым ковшом этого экскаватора нам пришлось проезжать. Впечатления, скажу вам не передаваемые!
Без комментариев.
Техника почти вся новая. Это фото для того, что бы представить ее размеры по сравнению с людьми.
Ну а это я со своей компаньонкой. Ни у кого не отнимешь честолюбивого желания попасть на страницы истории, то беж интернета.
Прошу извинения за качество фото, но я не фотограф.
Всего хорошего Олег.