|
Мы с мужем давно вели разговоры о поездке на Байкал, но всё никак не могли собраться, то одна причина, то другая… И вот одним прекрасным летом наши друзья-молодожёны Витя и Ася собрались в «дальняк». Так байкеры называют путешествие на своем двухколёсном железном коне на большие расстояния. И мы с мужем Николаем решили, что лучше момента не найти: машина подходящая, компания нашлась, время и небольшая сумма сбережений для поездки в отпуск тоже имелись. Единственным НО была наша маленькая дочь Лиля, которую оставлять на попечение бабушкам-дедушкам мы не собирались. Многие крутили пальцем у виска узнав, что мы берём малую с собой, да еще и на машине, и в такую даль. Но мы хорошенько подготовились и решили ехать, о чем ни капли не пожалели.
Разрешите представиться: главный штурман Катрин :)
3 июля (день первый)
Якутск — Алдан (~500 км)
Затарившись провизией, собрав необходимые вещи и инструменты, погрузили мотоцикл на прицеп
и в 5:20 утра были на Даргылахской переправе.
А в 7:30 уже другом берегу. Пожелав Якутску счастливо оставаться, мы тронулись в дальний путь.
Ехали не спеша 40-60 км/ч, гравийная дорога и прицеп не позволяли быстрее.
Скоро нас постигла первая «авария» — перетёрся трос, удерживающий запасное колесо для прицепа. Около часа на поиски запаски в кустах, и крепление ее на место.
В 15 часов остановились в Верхней Амге пообедать.
Дорога выматывала — куски нового асфальта чередуются с ужасного качества гравийкой, которая в дождь покрывается мелкими ямками.
В 18:45 заехали в Алдан, день был трудным, ребенок начал капризничать, решили остаться на ночевку здесь. Прицеп с мотоциклом загнали в гараж к знакомым.
Заранее подготовленные из просторов интернета контакты съемных квартир и гостиниц позволили нам быстро найти жильё на ночь (2000 руб. за 3-комнатную квартиру).
Зная, что в Алдане очень трудно найти даже приличную гостиницу, а квартира и подавно была сомнительного качества, захватили с собой спальные мешки ;)
4 июля (день второй)
Алдан — Тында (~500 км)
В планах на сегодня было добраться до Тынды. В 9 часов утра, позавтракав и оставив по просьбе хозяев ключ от квартиры под ковриком, мы выехали из Алдана. Дорога отсюда даже хуже прежней.
Хорошо, что мы решили вчера остаться в Алдане, а не добираться до Нерюнгри, т.к. к Нерюнгри мы доехали только к 16 часам (хотя расстояние между ними всего около 300 км).
Пообедали, заправились бензином и газом (газовая заправка находится в Серебряном Бору, следующая только в Чите), поменяли перегоревшие лампочки на фонарях прицепа.
На посту за Нерюнгри останавливают почти всех, нас в том числе, проверили документы на машину, поинтересовались куда везем мотоцикл, спросили на него документы.
Сзади появился странный шум от прицепа, остановились и обнаружили, что выпал штифт, фиксирующий фаркоп, и он держался только на страховочном болте, к тому же открутились саморезы с обрешетки прицепа.
Чинили около часа. Спасибо дядькам на самосвале за болтик, который поставили вместо штифта.
В 20 часов выехали за границу республики и остановились попить чай.
В 22 часа заехали в Тынду.
Здесь мы выгрузили прицеп с мотоциклом в гараже у знакомых по мотоклубу «Ночные Волки».
Обзвонив все гостиницы и съемные квартиры города, мы поняли, что остались в эту дождливую ночь на улице. В городе праздновали 40 лет БАМа, абсолютно везде было занято на несколько дней вперед.
Ночка была незабываемая :)
5 июля (день третий)
Тында — Сковородино (~200 км)
Проснувшись рано утром в крайне неудобных условиях, быстро умывшись и позавтракав вчерашней курицей-гриль, купленной в городе, вернулись в гараж, переодеваться и готовить мотоцикл.
В 12 часов наши мотолюбители были на коне! Связывались между собой по рации.
Следующий крупный населенный пункт — Чита, до нее больше 1000 км, поэтому решили добираться до Сковородино, хотя до него не по пути. Сковородино, жди нас!
Начал накрапывать дождик. Настало время проверить новые дождевики и систему непромокания ног «скотч+мусорный пакет».
Дорога до развилки Чита—Хабаровск почти вся целиком гравийка, не очень плохая. На полпути до Соловьевска серпантин — крутые повороты, спуски, подъемы.
На развязку выехали в 18 часов.
В радостном угаре запутавшись в направлениях, навигаторе и в мыслях, свернули в сторону Читы.
Мы выбрались в цивилизацию, УРА!
Дождевики намокли, система-антиногипромокашка в клочки.
Перевели дух, развернулись, поехали обратно на развязку и свернули в сторону Б. Невера. Асфальт — просто песня, ровный, с разметкой.
В 19 часов заселились в Гостиничный комплекс. 575 руб. с человека за ночь (50% скидка за 12 часов пребывания).
Вполне приличная гостиница — постельное белье, полотенца, всё хоть и старенькое, но чистое и прибранное. Туалет и душ — на этаже, в номере умывальник.
Есть кухня, на которой мы вечером сварили ужин.
6 июля (день четвертый)
Сковородино — где-то на полпути к Чите (~500 км)
Сегодня День Рождения нашего папы Коли :).
Искали по картам, можно ли выехать из Сковородино на Читинскую трассу, срезав развязку. Не нашли, решили не рисковать и ехать, как приехали.
Возле Б.Невера (который оказался очень маленьким) на речке остановились позавтракать. Наконец-то солнышко!
В 10 часов выехали.
Судя по указателям на дороге, со Сковородино всё-таки можно было попасть на Читинскую трассу.
Дорога хорошая, но знаки лучше соблюдать — асфальт местами волнистый и, раскачавшись на высокой скорости, можно не справиться с управлением.
К 12 часам подъехали к Ерофею Павловичу (последний крупный посёлок в Амурской области).
Очень интересное название посёлка, решили заехать глянуть одним глазком, заодно заправиться и купить продуктов на вечер.
За Ерофеем Павловичем пересекли границу с Читинской областью.
У автомобиля появился странный стук, нужна эстакада, благо, что их по дороге встречается достаточно.
Проблема оказалась в рулевой рейке, устранить эту проблему возможно только добравшись до Читы.
Дело шло к вечеру, до Читы около 500 км. Встали на ночевку на р.Чёрная за п. Сбега.
Поставили палатки, постирали вещи.
Сварили праздничный ужин в виде любимых именинником макарон с тушенкой :). Мультитопливная горелка в таких поездках — палочка-выручалочка!
7 июля (день пятый)
п. Сбега — Чита (~500 км)
Путешествие наше было похоже на лагерь строгого режима: встаем рано, едем-едем-едем, привал, ужин, отбой. Поэтому сегодня решили поспать подольше. Выехали в полдень. В 15 часов были в п. Чернышевский (300км от Читы), пообедали.
Здесь начинаются чудесные виды на настоящие русские поля — огромные, бескрайние.
В 200 км от Читы есть газовая заправка.
К 20 часам доехали до Читы.
Сняли 2-комнатную квартиру на ул. Чкалова (1800 руб. в сутки) на 2 суток, чистую, но очень простую. Машину с мотоциклом поставили на платную стоянку недалеко от дома (заметили, что местные жители не оставляют машины на ночь во дворе, поэтому тоже не стали рисковать).
8 июля (день шестой)
Чита
Так как главным девизом в нашем путешествии было «Едем не спеша, всё посмотрим и везде побываем», мы решили посвятить день городу Чита.
Но тут нас ожидал неприятный сюрприз: наша машина оказалась запертой на стоянке, хотя мы предупреждали, когда будем ее забирать. Чтобы не терять время, решили прогуляться пешком. На наше счастье день выдался ясным. Сходили в местный зоопарк.
За дополнительный билет можно посмотреть на маленьких обезьянок и террариум (за всё около 300руб./чел).
Затем мы разделились — муж пошел забирать машину, а остальные отправились в ТЦ «Фортуна» (как же без шоппинга?), купили удочки, спиннинг, побаловались фастфудом.
Кстати, весь маршрут мы планировали заранее, с учетом коллективных пожеланий, и на основе его выбирали местоположение квартиры.
9 июля (день седьмой)
Чита — где-то за Читой (~200 км)
Утром, пока супруг занимается починкой транспорта в автосервисе, мы собираем вещи и потихоньку готовимся к отъезду.
После обеда решили прокатиться по торговым центрам (Империал и Макси). На улице снова пошёл дождик, поэтому мы решили заказать такси и были ооочень удивлены, заплатив 100 рублей, доехав с одного конца города в другой (к слову, Чита по размерам намного больше Якутска).
Цены в магазинах тоже нас приятно ошарашили, например, десяток яиц 30 руб.
Выехали из Читы в 17 часов, заправив бензином и газом полные баки.
В 21 час встали на ночлег в 200 км от Читы.
Дождь не унимался, поэтому мы остались спать в машине, перетащив все вещи из багажника в палатку.
Наши байкеры изрядно промокли и сушились возле костра.
10 июля (день восьмой)
Где-то между Читой и Улан-Удэ — Улан-Удэ (~400 км)
С утра вышло солнышко.
В 11:30 выехали.
Дорога после Читы заметно хуже, чем до нее.
Ближе к границе с Бурятией на каждом кафе висят таблички «Национальная бурятская кухня» (бухлер, буузы и пр.).
Бензин и еда дешевеют.
Сменились и пейзажи: вместо русских полей бурятские степи.
Перед Улан-Удэ меняется даже часовой пояс, и время становится на час раньше, чем в Якутске.
В Улан-Удэ заехали в 19 часов.
Сняли неплохую 3-комнатную квартиру (с бесплатным вай-фаем!) почти в самом центре города за 2000 руб./сутки.
Вечером пошли гулять и осмотреть достопримечательности.
ПАМЯТНИК-МОНУМЕНТ ТАНК «Т-34».
Царские ворота (построены в 2006 году на месте, где купцами в 19-м веке была сооружена Арка в честь цесаревича Николая, посетившего Верхнеудинск (ныне Улан- Удэ) во время его путешествия по Сибири) и Площадь Советов.
До огромной головы Ленина дойти не успели, доча расхныкалась, и мы вернулись домой.
11 июля (день девятый)
Улан-Удэ — с. Гремячинск (150 км)
Сегодня по плану посещаем Этнографический музей народов Забайкалья — один из крупнейших музеев под открытым небом в России, который занимает территорию площадью 37 гектаров, где собрано более 40 архитектурных памятников и свыше 11 тысяч экспонатов.
Территория музея разделена на несколько комплексов: эвенкийский, бурятский, забайкальский, старообрядческий и т.д.
В каждый домик можно зайти и посмотреть, что внутри.
Также на территории есть маленький зоопарк и вот такие забавные стенды для фото, где мы маленько побаловались :).
Пока обошли всю территорию комплекса, страшно устали и проголодались. Настал час попробовать местную кухню.
Нашли неподалёку бурятский ресторан.
Вот они, сочные буузы и горячий зеленый чай с молоком, ммм…вкусно!
Подкрепившись и отдохнув, мы отправились на первую встречу с Байкалом.
Дорога к побережью — серпантин, с крутыми спусками, подъемами и поворотами. На такой жаре некоторые машины не выдерживают нагрузки…
Первое прибрежное село — Гремячинск.
Едем в волнительном ожидании… выезжаем за поворот и…
вот он, долгожданный момент!
Наша радость длилась всего мгновение, по рации передали, что у нас из трубы идет густой белый дым.
В планах на сегодня было добраться до Усть-Баргузина и заночевать на песчаном пляже Баргузинского залива (цифра 9 на картинке), но мы решили заехать в ближайший лес и решить проблему с транспортом (цифра 10).
Расположившись, мы поняли, что лучше места для того, чтобы сломаться, было не найти.
Песчаный чистый пляж, немноголюдно, дрова для костра нашли через дорогу в лесу. Поставили палатки, постирали вещи, приготовили ужин и забыли о проблемах.
Вода холодная, брррр, аж пальцы сводит, но как приехать на Байкал и не искупаться?!
12 июля (день десятый)
с. Гремячинск
Суббота. Недолго мы радовались тишине. В выходные очень много желающих отдохнуть на Байкале.
Справа и слева от нас выросли 2 лагеря, хотя на пляже всё так же пусто.
Что нас очень порадовало, так это полное отсутствие комаров, мошки и прочей летающей кровососущей мелочи.
Но в густой траве поджидает другая неприятность, в виде клещей, поэтому мы старались по кустам не лазить.
День был посвящен подкапотной работе.
Проблема оказалось в засорившейся форсунке. Почистили и машина завелась. Значит, завтра едем дальше!
Наша поездка слегка растянулась, поэтому коллективным собранием было решено отказаться от Баргузинского залива и п-ова Святой Нос и ехать дальше, в сторону западного побережья.
(Для информации:
Баргузи́нский залив — самый крупный и глубокий залив Байкала.
На берегу раскинулся самый длинный песчаный пляж на Байкале — он находится между рекой Баргузин и полуостровом Святой Нос.
В точке слияния песчаной косы со Святым Носом расположен залив Култук — самое комфортное место для купания. Здесь летом в солнечные дни вода прогревается до +22°C.
От местности Глинки по пешеходной тропе можно подняться на вершины полуострова Святой Нос (1877 м), откуда открываются живописные виды на Баргузинский и Чивыркуйский заливы.
Баргузинская долина, прилегающая к заливу, славится многочисленными минеральными источниками и красивыми хребтами, привлекательными для горных туристов и альпинистов.
Поблизости с селом Максимиха находится лесное озеро Духовое, знаменитое в Бурятии вкусными «духовистыми» карасями. В окрестностях раскинулись таежные горные склоны, богатые грибами и ягодой. На северной окраине села расположен эколого-этнографический парк-музей «Светлая Поляна», выполненный в виде казачьего острога XVII века. Туристы могут остановиться в нескольких гостевых домах, расположенных на территории музейного комплекса.
Между Усть-Баргузином и Максимихой вдоль побережья залива отсутствует автомобильная дорога, но проложена пешеходная тропа, часть Большой Байкальской тропы, откуда открываются великолепные виды на Байкал.)
Вечером к нам на ночевку заскочили друзья из Якутска, которые едут на своей веселой желтенькой машине аж до Черного моря.
Вечером по традиции купание моржей и красивейший закат.
13 июля (день одиннадцатый)
с. Гремячинск — р. Селенга (Кабанский район) (~150 км)
Ночью шел дождь, приличный такой. Утром проснулись — на небе ни облачка.
Попрощавшись с Гремячинском и нашими друзьями на жёлтой машине (которые едут в том же направлении, но раза в 2 быстрее), часов в 10 мы выехали в обратном направлении.
Сегодня у нас по плану рыбалка на речке Селенга.
На развилке свернули не к Улан-Удэ, а в сторону Турунтаево к переправе через р. Селенга.
Паромчик ходит маленький, машин на 10. Очереди почти не было, т.к. в выходные обычно люди едут в сторону Байкала, а не обратно.
Цены по сравнению с якутскими смешные: за мотоцикл отдали 23 руб., за машину 72 руб. (в Якутске 720 руб.).
Переправились в Татаурово и свернули в сторону Иркутска.
В Кабанском районе почти в каждом посёлке стоят фирменные магазинчики, продающие рыбу, а именно знаменитого байкальского омуля: копченого, соленого, вяленого, сушеного, какого хотите. Цены вполне приемлемые (380 руб./кг) и качество явно лучше, чем у копченого в бочках, натыканных прямо на краю дороги чуть не до самого Иркутска. Именно в таком магазинчике мы затарились вкусняшкой на сегодняшний ужин.
Свернули в сторону Кабанска и начали подыскивать по снимку со спутника хорошее тихое местечко для рыбалки.
Разбили лагерь, достали удочки, парни пошли копать червей, а девчонки остались ответственными за ужин.
Никаких червей тут в помине не живет, поэтому уложили нашу ляльку спать и пошли ловить кузнечиков :).
Надежда поймать мало-мальски приличную рыбку растаяла часа через 3.
Сварили уху из того, что удалось поймать.
Ну и, конечно же, свежая варёная картошечка с копченым омульком, мммм…
Часов в 10 вечера, когда начало темнеть, послышался странный гул, потом что-то тяжелое пролетело прямо мимо меня, чуть не сбив с ног. Вы когда-нибудь видели майских жуков? Я — нет. Стадо огромных жужжащих майских жуков. Это оказалось даже хуже якутских волосогрызок.
В тот вечер мне было не до фотографий, поэтому, чтобы донести весь свой шок и ужас, вставлю картинку с интернета.
14 июля (день двенадцатый)
р. Селенга — р. Ангара (~400 км)
Проснулись по будильнику, пораньше и в 9 часов по местному времени уехали с места.
По пути заехали на побережье сделать несколько снимков.
Противоположного берега не видно, чем не море?
Вода супер прозрачная! Набрали пару пятилитровок в дорогу.
В Байкале искупались все, кроме меня (ну и Лили, конечно же), поэтому, погуглив самые теплые места на Байкале, мы решили двинуться в Посольский сор. Сором в Прибайкалье называется закрытый песчаной косой мелководный залив. Летом вода здесь прогревается до +20-22 градусов тепла и вполне комфортна для купания. Залив Посольский сор объединяет две популярные зоны отдыха — Култушную и Байкальский прибой, здесь очень много турбаз и съемных домиков, но они нас не интересовали.
Вода здесь не такая прозрачная, и с водорослями, зато, правда, гораздо теплее и очень пологий песчаный берег.
Я сделала это! С чувством исполненного долга едем дальше.
Автомобильная и железная дорога отсюда идут прямо по побережью Байкала, откуда открываются чудесные виды!
На дороге тут и там стоят продавашки с клубникой, копченым омулем, орехами.
Стаканчик 0,5 л клубники 100 руб.
После Байкальска и до самого Шелехова крутой серпантин. Много храбрецов, обгоняющих в закрытых поворотах и на подъемах.
В Слюдянке заехали на газовую заправку (напротив таблички Слюдянский лесхоз, перед ж/д путями поворот налево, метров 500 мимо частного сектора, слева будет кирпичное одноэтажное здание)
В Култуке есть смотровая площадка.
Здесь же красивое кафе Байкальский серпантин со стеклянными окнами и видом на Байкал, где мы и пообедали.
Едем дальше…
Добрались до развилки Иркутск/Новосибирск.
Зацепив окраину Иркутска мы поехали в сторону Листвянки, начало темнеть, решили заночевать на Ангаре (съезд к реке в 20 км от Листвянки).
Разбили лагерь, поужинали и упали спать.
15 июля (день тринадцатый)
Р. Ангара — Листвянка — Иркутск — Малое Море (~400 км)
В Байкал впадает 336 рек, а вытекает единственная — Ангара.
Позавтракав, мы выехали в Листвянку.
В Листвянке находятся:
Мы планировали посетить музей и нерпинарий.
Набережная в Листвянке очень напоминает морскую набережную.
Билет в Нерпинарий стоит 350 руб. Фотографировать выступление строго запрещается.
Выступление длится около получаса, 2 дрессированные нерпы вычисляют примеры, рисуют красками, играют в волейбол, баскетбол и т.д. Можно купить картину, нарисованную нерпой в рамках проводимого здесь же аукциона. Зрелище интересное, особенно для деток, но на 1 раз.
Рядом с Нерпинарием маленький рынок, где мы покупаем сувениры.
Следующий на очереди Аквариум байкальской нерпы.
Странное название, мы очень долго его искали, оказалось, что это Байкальский музей, в котором есть аквариум, где живет нерпа.
Возле входа стоит настоящий батискаф Pisces, на котором в свое время исследовали глубины Байкала.
Билет стоит 300 руб.
В музее представлены история образования озера Байкал, сушеные рыбки в банках, живые рыбки в очень больших аквариумах, нерпа с двумя детёнышами, «мир под микроскопом», модели батискафов, скафандров и виртуальное погружение на дно Байкала на батискафе.
Чуть поподробнее про виртуальную экскурсию.
Комнатка изнутри похожая на батискаф, в иллюминаторах встроены телевизоры, на которых показывают реальную съемку погружения на дно Байкала. Можно увидеть, как живут многочисленные подводные обитатели. Пилот-экскурсовод проводит Вас к самой глубокой точке озера — 1642 метра.
Закончив с Листвянкой, вернулись в Иркутск, заправились, пообедали и двинулись в сторону о. Ольхон и Малого моря, ехать около 200-250 км.
Ехать нужно до Баяндая и сворачивать в сторону Еланцов.
По дороге хотели купить омуля, но оказалось, что на западном побережье его не ловят, привозят с восточного побережья и продают дорого.
Купили литр земляники за 100р.
Дорога на подъезде к Малому морю местами такая.
А местами такая.
В рядом стоящих поселках много табличек ДРОВА. Не зря, дров для костра здесь не найти. Купили 2 вязанки по 100 руб. каждая.
Малое Море — часть акватории озера Байкал, отделённая островом Ольхон, исключительная по своим природным условиям область Байкала, где дожди являются редкостью, и весь год можно любоваться солнечными лучами. Эта мелководная часть Байкала самая значительная по размерам. Колоритные заливы Малого Моря, острова, теплая вода и прекрасные берега обусловили знаменитость этого места для большого количества туристов.
Самыми теплыми и благодаря этому посещаемыми местами считаются два залива Малого Моря: Куркутский залив и залив Мухор. Залив Мухор — самый большой залив этого моря (базы отдыха Алтан, Шида и т.д.). Куркутский залив — самый теплый из всех заливов Малого Моря (базы отдыха Наратэй, Боярский двор и т.д.).
Мы собирались на залив Мухор, но проехали сворот, он был около п.Еланцы. Табличек указателей не видели, яндекс-карты из-за плохой связи не грузились, навигатор ничего не показал, поэтому проехали дальше и попали на Куркутский залив.
Песчаного берега здесь почти нет, местность гористая и безлесая. Весь берег поделен на частные территории, заставлен палатками и базами отдыха. Отовсюду шум, гам, тунц-тунц-тунц музыка.
В этой части Байкала мы узнали о существовании палатки-туалета.
Пока не стемнело, оставили наших мотоциклистов разведывать возможное место ночёвки, а сами решили попробовать перебраться через перевал на залив Мухор.
Дорога через гору оказалась супер-экшн, а в финале шлагбаум и территория пляжа, полностью поделенная между базами отдыха.
Кстати сказать, почти все базы отдыха нужно заранее бронировать и оплачивать в Иркутске.
Переехав обратно на Куркутский залив и заплатив 300 руб., мы проехали на частную территорию в небольшой лесок на ближайшей горке, где наш экшн продолжался.
На фото не завален горизонт, это уклон горы!
Выровнена небольшая площадь под пару палаток и костер.
Уже темнело и другого выбора, чем остаться тут, у нас не было.
Кое-как обустроившись, сварив на скорую руку ужин, мы легли спать.
16 июля (день четырнадцатый)
Куркутский залив — о.Ольхон
Утром картина нашего лагеря была такая:
Всю ночь мимо нас по тропинке то и дело шастали люди из ближайших баз отдыха и палаточных лагерей, поэтому мотоцикл привязали к машине, для страховки от полета с обрыва в Байкал. Между собой пошучиваем над этой фотографией «Трэйлик (Chevrolet Trail Blazer) вывел Бульку (Suzuki Boulevard) погулять».
Кто пойдет за водой для умывания, решали через «камень-ножницы-бумага», спуска к воде как такового не было и пришлось проявлять чудеса акробатики, чтоб зачерпнуть пятилитровку. Кстати, вода по ощущениям довольно-таки тёплая, но желания искупнуться в этот раз ни у кого не возникло. Оставаться здесь еще на один день — тоже. Поэтому мы быстренько собрали вещички и покинули дивное место.
Переправа на Ольхон находится в Сахюрте.
Прощальный вид на Малое море.
В 13 часов мы были в Сахюрте на переправе Ольхонские ворота.
Очередь на паром мы увидели раньше, чем завернули к переправе.
Прогулялись за поворот… Перед нами было явно больше 50 машин. И это в будний день!
На другом берегу похожая картина.
Очередь явно на несколько часов.
Может развернуться и уехать?
В Прибайкалье говорят «Если ты не был на Ольхоне — ты не видел Байкал». Решили проверить, чем же уникален этот остров.
Каждые полчаса ходят 2 парома: маленький «Дорожник» для местного населения и туристических автобусов, большой «Ольхонские ворота» для частных туристических машин.
Очереди, соответственно, тоже две.
Солнце печет беспощадно. Наслаждаемся видами, играем в слова, на причале покупаем еду и сувениры, спим…
Через 4 часа, когда приблизилась наша очередь мы включили свою якутскую бдительность, готовые отвоёвывать законное место в очереди на переправе от наглых нахалов, не желающих ждать, но… их просто не нашлось!
УРА! Через несколько часов ожидания и 10 минут на пароме мы добрались до о. Ольхон!
Дорога полностью гравийная.
Самый большой поселок на Ольхоне — Хужир. Там находятся все магазины, турбазы и главная достопримечательность Байкала — Шаман-скала.
Еще не забыв шок от обстановки на Малом море, мы решили искать «дикое» место для лагеря.
Загрузив яндекс-карты и посмотрев фотографии со спутника, мы нашли дорогу до безлюдного пляжа с песчаным берегом.
Здесь мы останемся до послезавтра.
Несмотря на жаркий день, на Ольхоне вода самая холодная. Даже рукам холодно, поэтому чтобы постирать вещи, грели воду в тазике на солнышке.
А вокруг ни деревца.
Только куст крапивы, в который успели залезть почти все.
Взгрустнули о том, что не приобрели палатку-туалет и порадовались купленной вязанке дров для костра, т.к. баллончики с газом для горелки подходили к концу.
17 июля (день пятнадцатый)
о. Ольхон
День снова выдался жарким.
Чистейшая вода так и манит искупаться. Брррррр!
Кое-кто еще вчера успел прожариться :).
Оставив Витька жариться на солнышке и сторожить лагерь, мы поехали в Хужир, за зрелищами. Провизию привезли с собой с Иркутска, на Ольхоне всё очень дорого.
До Хужира ехать 30-40 км. Дорога как стиральная доска. Нужно ехать либо ооочень медленно, либо ооочень быстро.
Увидев обалденные пляжи, мы пожалели, что не поехали сюда вчера.
Шаман-скала, ставшая знаменитым образом Байкала (без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале), находится здесь же, в посёлке. Это одно из древнейших бурятских сакральных мест, в котором, по поверью, живёт хозяин острова.
Это крайняя точка нашего путешествия. Отсюда начинается обратный отсчет.
Положив монетку духам скалы, мы поехали обратно в лагерь.
Где нас встретил сеньор-помидор и откуда-то взявшийся моросящий дождик.
Мы с Лилькой сидели в палатке, а остальные снаружи готовили ужин.
Ужинали уже в палатке, началась гроза.
Ночью палатку вместе с нами чуть не унесло ветром.
18 июля (день шестнадцатый)
о. Ольхон — Иркутск (~250 км)
На рассвете после дождя…
… невообразимая красота.
Наткнулись на такую табличку…
…какое счастье, что позавчера ее не заметили, а то бы я не уснула.
Приехали на переправу к 7:30, к отплытию парома в первый рейс.
Нас встретил полный паром и очередь из 10 машин и 2 грузовиков, которые возможно остались ночевать на переправе с прошлого вечера.
Мы попали на следующий рейс «Ольхонских ворот». Помимо нас, на паром вошло еще 15 машин. Паромы ходят скорее по наполнению, а не по расписанию.
На том берегу очередь из машин заканчивалась аж в середине посёлка.
На обратном пути мы разобрались, где был поворот на залив Мухор:
напротив заправки Крайс-нефть, не доезжая Сахюрты.
В Иркутск приехали после обеда,
Сняли 2-комнатную квартиру на Горького 2 за 1600 руб./сутки, в самом центре города, рядом с набережной Ангары и многими достопримечательностями.
Через дорогу от нашего дома Харлампиевский Михайло-Архангельский храм.
Съездили на центральный рынок, поудивлялись местным ценам (огурцы 20 руб./кг, инжирные персики и черешня 100 руб./кг, клубника 200-300 руб./л), купили овощей, фруктов, кедровых орехов (300 руб./кг).
Вечером поставили машины на охраняемую стоянку и пошли гулять по Иркутску.
Для неподготовленных туристов есть столбики с указателями и схема маршрута по главным достопримечательностям города «Зеленая линия».
Но мы заранее составили нужный нам краткий маршрут и ориентировались по карте 2ГИС.
Первой нам попалась Иркутская кошка.
Иркутские старожилы утверждают, что кошки не раз спасали город от пожара, предупреждали хозяев о приближении землетрясений, которые здесь нередки. Потерли ей нос на удачу.
Свернули с ул. Горького на ул. Ленина.
Иркутский государственный университет.
Сквер им.Кирова с фонтаном.
Оооочень длинный пешеходный переход к Законодательному собранию Иркутской области…
… и часовне на месте разрушения кафедрального собора во имя Казанской иконы Божией Матери.
Через дорогу органный зал Иркутской областной филармонии.
Храм Спаса Нерукотворного Образа и Памятник св. Петру и Февронии.
Этот православный храм расположен на территории утраченного Иркутского кремля. Одно из первых каменных сооружений Иркутска.
Через дорогу Собор Богоявления, который является вторым старейшим каменным зданием Иркутска.
Выходим на Нижнюю Набережную к памятнику «Основателям Иркутска» - установленный основателю Иркутска, землепроходцу Якову Похабову в 2011 году.
Несколько местных мужчин стоят с удочками и даже вылавливают какую-то рыбку.
Московские ворота — триумфальная арка, которая была сооружена в 1813 году в Иркутске в честь десятилетия восшествия на престол Александра I.
Здесь мы разворачиваемся и топаем в сторону дома чуть другой дорогой.
Мост любви — мостик через улицу от набережной к местной Площади Победы.
Мостик обвешан любовными замочками и исписан любовными стихами.
В городе очень много старых деревянных жилых домов, которые являются памятниками истории, их запрещено сносить. В Якутске таких осталось парочка, и то не в центре.
На ужин заказали огромный набор разнообразных роллов и получили кислющее дешевое красное винцо в подарок. Роллы, кстати, очень необычные, все, кроме филадельфии, попробовали в первый раз.
19 июля (день семнадцатый)
Иркутск — где-то под Иркутском (290 км)
Утром разделились, мальчишки уехали менять масло в двигателях и покупать себе подарки, а мы с девчонками пошли за сувенирами.
Встретили Золушку :), с бала, наверно, возвращалась.
Подарки и сувениры нашли на улице Карла Маркса в магазинчике «Байкальские сувениры»: берестяные кузовочки, фляжки, магниты, панно, наборы открыток, байкальские чаи и т.д.
Наш папа приобрёл автобокс на крышу. Разумней, конечно, было его купить перед поездкой, но в Якутске они очень дорогие, доставка из другого города через интернет стоит как еще один бокс.
Перекидав значительную часть бутора из багажника в бокс на крышу, пообедав малосольным омулем и отварной иркутской картошкой, отмыв до блеска наш транспорт, мы выехали из Иркутска.
Конечно же, сразу пошел дождик.
До Улан-Удэ доехать к ночи мы не успевали (между ними около 500 км). В пути задерживают медленно едущие по серпантину грузовики, дорожные работы и ж/д переезды.
Возле поста ГИБДД в назидание нетерпеливым водителям стоит целая стоянка разбитых на серпантине автомобилей.
Поэтому по яндекс-картам мы нашли место в лесочке между ж/д путями и берегом Байкала в 290 км от Иркутска и переночевали там.
20 июля (день восемнадцатый)
290 км от Иркутска — Иволгинский дацан — Чита
Попрощались с Байкалом и выехали в сторону Улан-Удэ.
По пути едем в Иволгинский дацан — крупный буддийский монастырский комплекс, центр Буддийской традиционной Сангхи России, являющейся наиболее крупной буддийской общиной Бурятии.
Расположен в селе Верхняя Иволга в 36 км от центра Улан-Удэ. Чтобы туда попасть, нужно на развилке Чита—Кяхта повернуть на Кяхту.
На горе выложено камнями «Ом ма́ни ба́дмэ хум» — одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны.
После этой горы, напротив зеленой заправки ТрансГСМ, сворот направо в Иволгинск, ехать по центру поселка по асфальтовой дороге, затем направо.
Храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова — место хранения священной реликвии — нетленного тела великого Учителя. Итигилов был главой буддистов Российской империи и потом Страны советов. Умер в 1927 году, завещав ученикам извлечь его из могилы через 30 лет. Через 30 лет выяснилось, что он не подвергся разложению. Однако тогда была советская власть и все дела, поэтому его вновь захоронили, и достали не так давно. Теперь 7 дней в году его тело демонстрируют и выставляют на поклонение.
По периметру дацана идет дорожка, по которой верующие совершают ритуальные «прохождения».
Вдоль этой дорожки расположены специальные такие вот крутящиеся барабаны разных размеров. В них находятся мантры и молитвы, и когда ты крутишь такой барабан, ветер считывает молитву и уносит ее в небо.
Пообедали в местной столовой.
Закончив осмотр, выдвинулись в сторону Читы.
К вечеру у дочери поднялась температура, было решено разделиться: наши байкеры остались ночевать в придорожной гостинице с. Улёты, а мы поехали в больницу Читы, где нас положили в краевую инфекционную больницу с диагнозом фарингит.
21 июля (день девятнадцатый)
г. Чита
«Существует довольно много организаций, которые сертифицируют мотоциклистов. В основном, это сертификаты, свидетельствующие о совершении мотопробегов на дальние дистанции. Один из нормативов называется «Русская верста». Номинация была учреждена в 2003 году Мотоклубом «Ночные Волки». По правилам, путник должен проехать на мотоцикле любой модификации маршрут в 1000 русских верст (1067 км) не более чем за 14 часов 23 минуты. Основное правило, выделяющее данный норматив из общей массы — пробег должен быть маршрутным, то есть «от точки до точки». Никаких поворотных и круговых поездок!»
Как раз такой норматив собирались сегодня выполнить наши байкеры, но тоже приболели и весь день провалялись в гостинице с расстройством живота.
Мы же отдыхали в большой пустой палате с душем и туалетом, а наш папа тусил в машине неподалёку от больницы. На вечер завтрашнего дня для нас с Лилей были куплены билеты на самолет Чита—Якутск.
22 июля (день двадцатый)
Байкеры: Танга — Невер (1130 км)
Мы с Лилей: Чита — Якутск (2000 км)
Наш папа: Чита — п. Чернышевск (300 км)
В этот день Витька с Аськой выполнили норматив «Русская верста», проехав от с. Танга Забайкальского края до с. Невер в Амурской области (1132 км) за 12 часов 20 минут. Там же, в Неверской гостинице, остались ночевать.
Мы же с Лилей после ужина с разрешения врача выписались из больницы и в 23 часа с чемоданом и огромным рюкзаком улетели в Якутск.
Дальше со слов нашего папы…
«Проводив взглядом самолет, в котором улетели жена с дочкой, я продолжил свой путь в одиночку. Решив «ехать, пока едется», я двинулся догонять байкеров. Доехалось аж до Чернышевска, времени было около 3 часов ночи.
23 июля (день двадцать первый)
Утром созвонившись с Виктором, и договорившись, что они поедут в Тынду, я поехал дальше. Это был наиболее быстрый отрезок пути, выехав в 10 часов из Чернышевска, в 16 часов я был уже на развилке на Тынду. Заправившись, двинулся дальше по гравийке, местами довольно быстро, за что вскоре и поплатился, услышав хлопок и почувствовав характерное виляние кормы машины, я остановился и увидел, что заднее левое колесо можно выкинуть.
Поставив запаску, я продолжил движение с большей осторожностью. В следующие несколько километров я увидел еще 6 машин, меняющих колеса.
Добравшись до Тынды, удачно купил на шиномонтаже подходящую по размерам и рисунку покрышку и, вернув запаску на место, прибыл к месту сбора.
Первоначальный план был остаться ночевать в Тынде, но, посовещавшись, мы решили ехать дальше т.к. появилась возможность вести машину по очереди с Виктором.
«Температура ночью опускалась до -1 градуса. Машина однажды сказала «Ice Possible», чему я был удивлен (Виктор)»
Проехав Нерюнгри, заночевали в машине».
24 июля (день двадцать второй)
К полуночи все были уже дома.
Итого
Поездка длилась 22 дня, с пробегом почти 7,5 тысяч км.
Затраты нашей семьи на поездку около 100 000 руб. Из них:
Список газовых заправок на пути Якутск — о. Ольхон оз. Байкал: