|
С детства слушал от отца рассказы про его родину (Южная Тунгуска, Поканаевка, Решеты) Нижнеингашский район Красноярского края, и чем дальше, тем все больше тоски было в его рассказах, покинул он те места в далеком 1961 году и с тех пор не был там ни разу. В общем, решил я исправить эту несправедливость и, прихватив пару рабочих дней к праздничным, со старшей дочей и отцом вечером после работы 09.06.16 г. рванул в сторону Красноярска.
В первый день проехали Кемерово и километрах в 30 от города встали на ночевку, свернув с трассы в живописный лес, к слову сказать, комары там тоже хороши. Поставили лагерь, запалили костерок, приготовили похлебку и чудно провели вечер у костра. Спали в машине, у меня в багажнике устроен спальник и при разложенных задних сидениях получается полноценное спальное место на 2 человек, но нам и втроем было не тесно. Теперь машина стала для нас домом на ближайшую неделю.
На следующий день, не торопясь, к обеду мы прикатили в Красноярск, где навестили своих родственников, уточнили у них состояние дорог в нашем направлении, и погостив до утра выдвинулись в направлении Иркутска, наша цель — станция Решёты.
И вот первая остановка на реке Пойма. Это название у меня на слуху с детства, столько рассказов слышал от отца про эту речку, и вот стою, мою в ней руки. Река действительно сказочно красива.
Раз уж сделали остановку, решили пообедать, нашли уютненькое место под вековыми елями на берегу Поймы.
Отцова Родина встречает нас гостеприимно.
Теперь с полным ощущением, что мы наконец-то пересекли какую-то незримую границу, за которой начинаются родные края, едем дальше. У папы настроение приподнятое, доча спит на заднем сидении, мелькают знакомые названия, которые с детства у меня на слуху.
Приезжаем в Решеты. Спустя 55 лет, папа безошибочно показывает дорогу, называет названия улиц, приводит нас к дому своей крестной, затем подъезжаем к дому моего прадеда. Из двора к нам выходит мужик, завязывается разговор, оказывается, они с моим отцом в детстве были знакомы, подходят еще соседи, находят общих знакомых, в общем, сцена очень трогательная. В поселке за истекшие 55 лет изменилось не многое, только разрухи добавилось.
Дальше поехали на местное старое кладбище, на котором могилки 2 моих прадедов, тетки и дядьки. Все заросло, сгнило, покосилось, могилки, конечно, найти не получилось, но хоть кладбище нашли. Печальное зрелище, такие кладбища — это наш стыд и позор, в том числе и мой, все выглядит примерно так.
Далее мы поехали в Поканаевку, поселок, в котором прошло детство моего отца. Поселок располагается в глубине тайги, дорог, как таковых, там нет, в тех местах располагались лагеря Краслага, который расформировали только несколько лет назад. Все, чем жили местные жители — это обслуживание лагерей и лесоповал, ну совсем чуть-чуть — сельское хозяйство, все сообщение осуществляется по ж/д ветке, которая идет от Решет и теряется где-то в глубине тайги. Все находится в жутком упадке, стоят брошенные целые поселки.
Поселок Ильинка. Живет всего 1 человек.
Дальше начинается самая интересная часть нашего путешествия, углубляемся в тайгу, путь в Поканаевку лежит через поселок Южная Тунгуска, где тоже какое-то время жили мой отец и моя мама. Сможем ли проехать — неизвестно, по одним данным «дорога» проходима только для Уралов, по другим данным, есть шансы проехать, но при этом молиться, чтобы не было дождя, иначе в тайге можно зависнуть надолго. Решили рискнуть, все-таки до цели 60 км. Вокруг пейзажи, достойные кисти художника, даже болота выглядят восхитительно.
Река с говорящим названием Гнилой ключ.
Первые километры бездорожья дались нам относительно легко, по крайней мере, нигде не застряли, дорога выглядела примерно так:
Дорога идет поперек увалов, и между каждым увалом болото или заболоченный ручей, через которые устроена гать из бревен, лесовозы понарезали колеи по пояс, и не везде можно колею пропустить между колес, в общем, обычные будни джипера.
Проехали около 20 км, уперлись в очередное болото и решили оставить его на утро, потому что уже начали закрадываться сомнения, а стоит ли рубиться дальше в 1 машину и с ребенком , тем более, что дорога становилась все хуже, а ведь еще предстоит путь назад. Утро вечера мудренее, нашли полянку на высоком месте, разбили лагерь, и опять похлебка, задушевные беседы у костерка под пение птиц, шум леса и звон гнуса, которого, наверное, было больше, чем воздуха.
В тот вечер я вдруг осознал, что находясь в этих местах первый раз, я чувствую себя как дома. Отцовские рассказы с детства настолько прочно сидят в мозгу, настолько точная картинка нарисовалась в голове, что казалось, что я здесь уже был, рассказы отца очень точно сошлись с тем, что я увидел, да и, наверное, энергетика через поколение воспринимается, как своя!
С утра пораньше побежал разведать местность. Впереди оказались такие же увалы, между которых были живописные болота, повсюду следы палов, которые, судя по всему, здесь обычное дело, повсюду следы лесозаготовок, но при этом жизнь в лесу бьет ключом.
Пошел я назад в раздумьях, а стоит ли рубиться дальше, и тут мои раздумья были развеяны в одночасье, прямо поверх моих следов, которые я оставил 10 минут назад, были свежие медвежьи следы, а у меня из оружия только зубочистка в зубах, от волнения даже не сфотографировал следы, мишка был довольно крупный. В общем, проводил меня мишка до самого лагеря. Решил я не рисковать и не рубиться дальше, а повернуть назад. Таким образом, мы не дошли до Поканаевки 40 км, а жаль, отец так туда стремился, но здравый смысл взял верх, перспектива сломать машину в очередном болоте с ребенком на борту и медведями вокруг мне не понравилась.
С дочей на фоне очередного болота
Не долго погоревав, решили сделать финт ушами и поехать на родину моего деда — на Бирюсу. Отец мне часто рассказывал, как мой дед хотел его свозить на Бирюсу, да так и не сложилось, так у него и осталась нереализованная детская мечта, которая потом перекочевала и в мою детскую голову. И вот, спустя 55 лет, у нас выпала возможность завершить несостоявшийся маршрут.
Обратно мы выехали на Нижний Ингаш, вернулись в Канск и рванули от него в сторону Богучан. Первая остановка — село Лазарево, когда-то при Столыпине сюда из Белоруссии перебрался мой пра-прадед с семьей, здесь вырос мой прадед и родился дед.
Покрутились по селу. Интересно, дома стоят очень старые, крытые дранью, новых построек не видно, но старые выглядят довольно добротно. Встретили старушку, разговорили ее, оказывается, наши родственники до сих пор здесь живут, бабуля показала нам их дом, правда, никого дома не застали.
Дом наших родственников, крытый дранью.
В общем, прикоснулись к семейной истории и поехали на Бирюсу в село Борзово, село, где прошло детство моего деда. К слову сказать, дорога от Канска в сторону Богучан довольно сносная, где-то за поворотом на Лазарево кончается асфальт, и начинается довольно сносный грейдер, по которому, не напрягаясь, можно ехать 90 км/ч (по крайней мере на Патриоте). Вскоре мы приехали на Бирюсу. Какая же там красота! Проехали через Борзово, село старинное, дома тоже старые и добротные, стоят красиво.
Мы провели незабываемый остаток дня, вечер и утро на берегу Бирюсы, искупались, покидали спиннинг, посидели у костерка. Мне это место показалось просто сказочным, может, еще и потому, что в памяти всплыли восторженные рассказы моего деда об этом месте.
По утру нам предстояла обратная дорога домой с раскаленной федералкой, бесконечными фурами и обгонами, а пока мы находились в лирическом настроении, и даже полчища гнуса не могли нам испортить вечер.
Перед стартом домой вся команда в сборе.
Далее была обратная дорога, ничем не примечательная, кроме плавящегося под колесами от жары асфальта, с остановкой у родственников в Красноярске.
В общем, вот такая вот получилась историческая, в масштабах отдельно взятой семьи, поездочка. Места там действительно сказочные. Я надеюсь, что моя доча со временем поймет всю ценность данной поездки, за которую нам удалось охватить жизнь 4 поколений наших предков!
Теперь у меня образовался незаконченный маршрут, а это значит, что я обязательно вернусь в те места, все маршруты должны быть завершены! Появилась у меня мысль организовать полноценную экспедицию в те края и несколькими машинами пройти через тайгу от Решет до Бирюсы, теоретически это возможно, значит, будем пробовать!
О технической стороне, техника не подвела, все отработало без сбоев и поломок. Жару в +35 и Патриот и экипаж перенесли стойко, кондиционер справлялся, доча даже куталась на заднем сиденье. Двигатель работал на грани кипения, особенно в красноярских пробках и на бездорожье.