|
Испуганный слухами о повышении пошлин на иномарки, спецкор "МН" решил купить авто на Дальнем Востоке. За испуг пришлось платить.
Из новосибирского аэропорта "Толмачево" самолет на Владивосток шел с полной загрузкой. Пассажиры - в основном крепкие мужики с характерной сумочкой-кошельком на поясе.
- А тут и гадать не надо, - пояснила стюардесса. - Сейчас во Владик летают в основном перегонщики. За япономарками...
Владивосток шокировал отсутствием автомобилей с привычным левым расположением руля. На автомобильном рынке "Зеленый угол" отечественного производителя не жалуют: несколько квадратных километров - и десятки тысяч японских машин. Слухи о новых таможенных платежах сильно повысили спрос. Цены соответствуют. За пять-шесть тысяч долларов на "Зеленке" можно приобрести авто представительского класса (год 96 - 98-й), да и остальные стоят дороже четырех тысяч.
К сожалению, мои возможности упирались в две пятьсот. Пришлось с рынка уйти и искать авто через газету. Повезло: попался неплохой "мицубиси"-десятилетка.
МЕСТ НЕТ
Оставалась мелочь - доставить машину домой. Обычно из Владивостока отправить авто на Запад несложно: заявление, 16 тысяч рублей - и твой автомобиль в специальном вагоне-сетке. Через 8 - 9 дней машину можно встречать в Новосибирске, откуда в любой конец страны легко добраться своим ходом. Этим летом, однако, ситуация резко поменялась.
- Наплыв машин огромный. Мы затарены на месяц вперед, мест на стоянке нет. Если ждать не можете, передайте машину по доверенности частному специалисту по отправке, - посоветовали в фирме.
Услуга, как выяснилось, стоит всего 300 долларов. От "специалиста" я отказался - и поехал в другие фирмы: вдруг повезет?
КРИМИНАЛ В МУНДИРЕ
Не повезло - ни во Владивостоке, ни в более дешевой Находке. К тому же я столкнулся с вымогателями на посту ДПС у города Фокино. Охотники с полосатыми палочками берут за несоблюдение знака "40 км/ч", - хотя их радар фиксирует скорость машины до знака.
- Много вас тут возмущалось, - заявил в ответ на мои протесты гаишник. - А толку-то!
- Специализированные посты ДПС в Фокине подчиняются не нам, а Новосибирску, поэтому мы сами на них управу найти не можем. Хотя жалобы поступают, - объяснил ситуацию и.о. замначальника ГИБДД Приморского края А. Шокуро.
Пожаловаться на приморскую милицию вообще есть за что. На стоянке возле рынка на улице Снеговой во Владивостоке я лишился практически всех документов: сумка с заднего сиденья исчезла, когда я протирал стекло. Звонок в местный райотдел ничего не дал: "Сейчас искать документы не будем. Есть желание - приезжайте, пишите заявление, будем разбираться".
Впрочем, в милицию я не поехал: какой-то парень вскоре предложил мне вернуть потерянные документы за 100 долларов. Сторговались за 1200 рублей. Сумка с документами стояла за углом, неподалеку маячили два кавказца и русский. Я запомнил их приметы и еще раз позвонил в райотдел. Услышал: "Всех жуликов в округе милиция в лицо знать не может".
Пришлось им помочь: за полчаса наблюдения я смог увидеть, как русско-кавказские личности вскрыли очередную транзитную машину, запрыгнули в серую "тойоту" и скрылись под прикрытием еще двух машин. Их номера я сообщил в райотдел - и двинулся в неблизкий путь на Запад.
Что означало: своим ходом - до Амурской области, где автодороги заканчиваются, а там - по железной дороге до Читинской области.
ТРАССА
До Хабаровска дошел без проблем: 800 километров хорошего асфальта -10 часов. В город, правда, не въезжал, заночевал возле поста ДПС на въезде: среди перегонщиков Хабаровск славен жестким рэкетом.
Ближе к Благовещенску появились указатели "Федеральная трасса Хабаровск - Чита", а магистраль превратилась в сплошную стройку. Я насчитал более сотни бульдозеров и экскаваторов. Местами попадались многокилометровые участки асфальта с разметкой - хотя в основном приходилось разбивать "мицубиси" на щебне.
- Тут со всей страны дорожники, - рассказал мне водитель грузовика, приехавший на вахту из Тынды. - Путин сказал, что к 2004 году автомобильное сообщение с Дальним Востоком будет.
Поздно вечером добрался до станции Белогорск - одного из пунктов погрузки на "железку". Здесь скопилось сотни полторы машин.
- Железная дорога не подает сюда вагоны, - сообщили мне перегонщики. - Тех, кто давно ждет, погрузят, а новеньких не принимают. Тебе лучше ехать в Шимановск...
Еще два часа в пути - и к двум ночи въехал в 25-тысячный райцентр Шимановск. В темноте нашел скопище автомобилей - на угольной площадке между рельсами. Дежуривший по очереди перегонщик Андрей записал меня в свою тетрадку под номером 992. В ту ночь загрузились двадцать машин: они ждали шесть дней. Последняя из них была известна Андрею как номер 342.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ТУПИК
- Думаю, ты тут дней на десять зависнешь, - объяснял мне ситуацию Андрей. - Жить придется в машине. Пиво и водка продаются прямо здесь. По вечерам из деревни приезжают шлюхи. Туалет? За шпалами сядешь...
От безделицы перегонщики пили, а шимановские воры каждую ночь обчищали одну-две машины. Если вора ловили - били до полусмерти всем миром. В светлое время суток - и трезвые и пьяные - ходили в станционную баню, чтобы убить время.
- Если бы не ребятки на машинах, нас бы давно закрыли за убыточность, - призналась банщица.
После бани шли в столовую. Потом - на переговорный пункт. Перегонщиков можно было встретить всюду: возле городских кафе, универмагов, парикмахерских... Наверняка шимановская экономика строится на обслуживании транзитников, которые вынуждены тратить здесь немалые суммы.
А причиной всему этому, по единодушному убеждению перегонщиков, стал тотальный обман со стороны российского правительства.
- Посуди сам, - объяснил Андрей. - Тут более 1000 машин - а МПС хорошо если подаст в день два вагона. Вся эта каша заварилась из-за того, что правительство заявило, что в июне пошлины на автотранспорт будут увеличены. Теперь премьер заявил, что их не будут увеличивать. Значит, первое заявление - "утка", чтобы вызвать шквальный спрос и стрясти с нас побольше денег. Есть другие объяснения?
РЕЛЬСОВЫЙ УЛЬТИМАТУМ
Пятый день ожидания начался со стихийного митинга. Изнуренные перегонщики возмутились - вплоть до ультиматума:
- Если не будут поданы вагоны, мы перекроем Транссиб хоть на неделю - нам торопиться некуда!
Отдуваться пришлось начальнику станции Шимановская Александру Королеву. Он прибыл с милицией: мужики уже пытались выместить на нем зло.
- У меня вагонов нет, - заявил Королев. - Да и у железной дороги их мало. Почти все "сетки" страны принадлежат фирме "Аппарель". И она решает, куда их посылать.
По словам железнодорожников, "Аппарель" принадлежит сыну экс-министра МПС Аксененко. А перегонщики сейчас расхлебывают последствия махинаций бывшего министра.
И все же ультиматум возымел действие: на шестой день подали четырнадцать открытых платформ, на седьмой день - еще две. Мы прикрепили автомобили к полу, а потом все стали заклеивать машины гофрокартоном.
Я даже не обратил внимания, что перегонщики сложили рядом с машинами кучи булыжников. Их назначение я узнал лишь на следующее утро.
СУТКИ БОЕВ
- Мою Маринку трахнули! - завопил сосед, перегонщик Коля.
Оказалось, кто-то разбил камнем крыло Колиной "тойоты-марино". Проинспектировали все машины: нашли еще две свежих вмятины.
- Опять местные лютуют. Будем дежурить, - подвел итог Сергей, самый опытный из перегонщиков.
Дежурили по два часа. По тревоге - гудку автомобильного сигнала - все выскакивали из машин, рискуя свалиться с раскачивающейся платформы, и камнями отбивались от населения проносившихся мимо деревень. Обычно местные нападают группами до 10 человек, детей и взрослых.
Потери были с обеих сторон. У нас одному серьезно разбило булыжником руку, трижды пострадали машины, зато кое-где наш щебень тоже доставал деревенских. Этот кошмар продолжался более суток.
КОНЕЦ ПУТИ
Потом была разгрузка в Читинской области. Снова часами пылил по недостроенной "гравийке". После Читы пошел асфальт.
Дальше трасса до самого Новосибирска не преподносила сюрпризов. 7100 километров - столько показал спидометр, когда выжившая в испытаниях "мицубиси" въехала на разбитые новосибирские улицы. Самые разбитые за весь пройденный путь.
Новосибирск - Владивосток - Новосибирск