|
Этот отзыв написан мною и моей женою для тех, кто хочет рискнуть проехаться по нашим дорогам от Сибири да Украины и желал бы знать, что ему ждать на этом пути.
Конечно же, и мы, собираясь в эту дорогу, смотрели интернет, изучали чужой опыт и пытались сократить до минимума все возможные риски. Но всё равно… «О сколько нам открытий «чудных» готовит»… авантюры дух!
И так, в начале о технике — Town Ace Noah 1998 г/в, в моих руках с ноября 2009 года. Сразу же пришлось капиталить двигатель, менять ходовку, ремонтировать печку и кондиционер и ещё многое чего делать, т.к. пробег у него (по счётчику) был 180 тыс. км., а бывший хозяин использовал его на стройке собственного коттеджа как тягач к прицепу… Перед поездкой в июле сменил масло, фильтры, заехал на две станции и сделал две диагностики ходовой. Результаты их совпали лишь процентов на 30%! В результате — заменил только то, что совпало. Ну и на второй станции убедили меня заменить, всё же, подшипники задних полуосей… лучше бы я этого не делал… но об этом чуть ниже. И в заключение, сделал развал/схождение, купил автохолодильник, надувной матрац и видеокамеру (моя старая плёночная камера к тому времени окончательно сдохла…), положил денежку на карточку, навигатор у меня уже был, взял наличными 30 тыс. руб. и «принял низкий старт».
Отпуск взяли с 1 августа на две недели. Маршрут выбрали такой: Новосибирск—Ишим—Курган—Челябинск—Уфа—Сызрань—Саратов—Воронеж—Миллерово (граница)—Луганск—Славянск—Николаевка. Выехали в пятницу 29-го июля в 15:00 (здесь и далее всё время новосибирское).
С трудом выбрались из города, встали на трассу и покатили! В 19:00 послышалось характерное «цоканье копыт», остановился, вышел — так и есть (!) — по правому колесу разводы масла, проверил продольный люфт полуоси и понял, что я попал! Причём дважды: во-первых, потому что полетел подшипник, и во-вторых, потому, что жена на это будет реагировать «неадекватно»… эти моменты постараемся опускать, т.к. это личное и к самому пробегу не относится, хотя адреналина они добавляли о-го-го!
По карте ближайший населённый пункт — Татарск. Сруливаем с трассы и «медленно и печально» двигаемся в его направлении. В 21:00 въезжаем в город… а город уже спит! На улицах ни души! Путём отлова случайных прохожих находим самое «крутое» СТО — оно, естественно, закрыто. Находим самую «крутую» и единственную гостиницу у вокзала — «Постоялый двор», снимаем двухместный номер за 1 600 руб. и устраиваемся на ночлег.
При гостинице что-то вроде кафе, там и ужинаем. Словоохотливая барменша нам сообщает, что «…в городе-«герое» Татарске только первые три года тоска, а потом очень даже ничего!». И что она смогла тут за три года такого «ничего» нарыть?! Всю ночь за окном гудели поезда и жутко лаяли собаки… видимо, поезда и им мешали спать! Утром к 7:30 мы уже у ворот СТО. Дождались в 8:15 «спецов», и те нам равнодушно сообщили, что нам в Татарске никто не поможет — нужен эвакуатор до Омска. «Ну, надо — так надо!» По их же «наводке» вызвали местный эвакуатор — видимо, это основная «услуга» этого СТО… За 150 км до Омска с нас взяли 6,5 тыс. руб.
Четыре часа мы тряслись до Омска. Сначала попали на СТО с местным названием «Под мостом». Название такое дали, видимо, потому, что расположено СТО действительно под мостом, а может быть, ещё и потому, что под мостом обычно грабят? На эту мысль наводят расценки... оттуда нам вежливо предложили проехать туда, где нам действительно смогут помочь. Эвакуатор заторопился и снял нас, т.к. он брался только за доставку до Омска, а по Омску это уже отдельная такса… Я прикинул свои возможности… и мы поехали своим ходом, всё так же — «медленно и печально», но вполне уверенно.
На СТО прибыли уже к 14:00.
Нас встретила очередь желающих на неё попасть, в которую надо записываться за несколько дней вперёд. Поговорил с приёмщиком и встретил человеческое отношение — талон на мойку и через час нашего «коня» уже поднимают.
Правая ось снята, снят полетевший подшипник, и механики мне показывают, как сработали новосибирские «умельцы»! Снимая старый подшипник они болгаркой основательно прорезали полуось и по этому желобу масло, после прогрева на трассе, спокойно потекло наружу в тормозной барабан…
Механики — молодые ребята Сергей и Гриша, меня «успокоили» — «ничего страшного — под заказ вам недельки через две тысяч за 16 привезут новую полуось! А мы её поставим в лучшем виде!...». Ну тут и вы, мои дорогие читатели, понимаете, что « …и тут я снова выпадаю из окна!», причем, как вы уже догадываетесь — дважды! «Спокойствие! Только спокойствие!» Методом общего мозгового штурма решено заварить место прорези и обточить ось на токарном. Благо дело — на месте оказались и сварщик и токарь. Оказались в наличии и подшипники в магазине, куда мне пришлось рысачить уже самому. К 19:00 «больной ожил». Поставили полуось на место, её, естественно, слегка повело, хотя на глаз и незаметно, но ехать можно, промыли и просушили барабан, бесплатно сделали диагностику ходовой и подтянули стояночный тормоз. Механики мои оказались золотыми ребятами. После успешного ремонта мы с ними сфотографировались на память. Ещё раз — им БАААЛЬШОЕ СПАСИБО!
В 20:00 выезжаем курсом на Тюмень, Ишим… Как пишут в романах, — «смеркалось…».
Дорога оказалась всё так же довольно узкая, движение в это время довольно напряжённое, естественно, и обгоны затруднительны! Я догнал КамАЗ, перед ним маячила «шестёрка». Скорость 60, встречка свободна, спокойно включаю левый поворот и иду на обгон… обгоняю КамАЗ… « И тут я снова выпадаю из окна!» — «шестёрка» буквально прыгает мне наперерез! Как я догадался потом, — видимо, водитель «шестёрки» увидел слева необозначенный съезд и кусты и, видимо, почувствовал в них крайнюю нужду! По тому, как он совершенно неожиданно подставился, было ясно, что он и не думал смотреть в боковое зеркало заднего вида и включать поворот! Спасибо водителю КамАЗа — среагировал он мгновенно — кинул КамАЗ вправо — на обочину и дал мне возможность проскочить между ними. Эпизод в полсекунды… испугаться и струйки по спине — это я уже потом! И от жены я тут же, само собой, узнал всё в подробностях о себе, о своей маме, о водителе «шестёрки» и его маме тоже!..
Перед Ишимом стемнело и… «стоп машина!» — пробка — ремонт дороги, пропуск поочерёдный в каждом направлении. Ждали минут 40, потом медленно тронулись. Слева на встречке «спайка» из четырёх авто — видимо, желание двигаться вперёд было больше, чем возможность. Дальше дорога получше, но всё так же, — двухполосная. Перед Ишимом перенацеливаю навигатор на Курган. Сворачиваем в Ишиме на новую трассу и, радуясь качеству новой дороги, с ветерком летим вперёд. Радовались мы недолго...
Видимо, на строительство этой федеральной дороги в обход Казахстана неожиданно закончились деньги, или таможенники Казахстана скинулись и заплатили строителям больше — чтобы не строили! Короче, кончилась хорошая дорога и началась дорога конченная! 30 км сплошных воронок прошли часа за полтора, но не всем так везло, некоторые там задерживались гораздо дольше — две фуры ремонтировали ходовку… Потом до Кургана опять хорошая дорога, но опять же двухполоска… Перед Курганом ночёвка. Встаём, ставим навигатор на Челябинск, выезжаем. Проезжаем Курган. За Курганом дорога среднего качества, движение интенсивное, и, опять же, двухполоска…
Навёрстывая упущенное время, идём 120-140 и с удивлением видим, как нас «красиво» обгоняет и скрывается за бугром красная иномарка. Я ещё подумал: куда так человек торопится?
Поднимаемся на бугор и видим внизу слева на обочине дороги небольшой базарчик, а напротив на дороге знакомую красную иномарку и ещё две легковушки, или, вернее, то, что от них осталось… лобовое столкновение…
Торможу, выскакиваю и бегу к машинам под рёв чьего то заклинившего клаксона … под машинами растекаются лужи бензина… Подъезжают и останавливаются машины. С подбежавшим мужиком на гудящей машине срываем капот, откручиваем болт и снимаем клемму аккумулятора. То же делаем на красной иномарке. Водитель красной иномарки уже никуда не спешит… он синий… его пассажир в трико и белых тапочках бессмысленно ходит вокруг машины — шок… водитель встречной, кажется, ещё жив… Возле него суетится и кричит — Папа! Папа! — парень лет 25-ти…
Всего пострадало человек 10! Кто-то освобождает заклинившие двери, кто-то вызывает ДПС и скорую... Пассажирка с заднего сиденья третьей машины с окровавленным лицом смотрит на меня ничего не понимающими глазами — шок… Быстро — минут через 10 — пришла помощь — подъезжают ДПС, «скорая» — люди выскакивают из машин и бросаются к пострадавшим! Нам тут больше делать нечего… Садимся в свою машину и медленно, объезжая место ДТП, уезжаем…
Потом были и другие ДТП, но это — самое страшное, поневоле запомнилось. «И кто же из русских не любит быстрой езды?!», — а надо ли её любить на таких-то дорогах? Когда условий-то нет никаких! Двухполоска — это же «русская рулетка»! Повезёт — не повезёт… Надо, но невозможно на 150% быть уверенным в том, что и сам обогнать успеешь, а тот, кого ты обгоняешь, и тебя заметит вовремя, и сам не пойдет на обгон. Сколько раз я был уверен, что впереди идущие машины не разойдутся или меня на своей полосе снесёт какой-нибудь псих!.. Каким-то чудом этого не происходило. Но не всем так везло… по всем дорогам то тут, то там — изуродованные машины, перевёрнутые фуры. А желающих покрутить эту «рулетку» меньше не становится! Я бы на месте нашего правительства запретил строить федеральные трассы меньше чем в четыре полосы! Ну, сколько же можно издеваться над своим народом!? Наши дороги — это же самое большое в мире кладбище — сколько вдоль них венков да памятников?! Не сосчитать!
Перед Челябинском перенацеливаем навигатор на Уфу и снова вперёд. Начинается «батюшка — Урал». Мама дорогая! А дорога то всё та же — двухполосная! Прошли Миасс.
Прошли Златоуст. Фуры, кряхтя, взбираются на подъёмы, скорость снижается, бывает, до 15 км/час, в воздухе стоит дым и запах жжёной резины,...
...«а вдоль дороги…» нет не мёртвые с косами — остатки покрышек, кафешки, да базарчики-рыночки. Тут тебе и изделия местных ремесленников из полудрагоценных камней по вполне демократичным ценам, и самовары, и златоустовские ножи, и ещё всякой всячины. А вот, простите, нормальных «европейских» туалетов мы не увидели. Непрезентабельные строения «дачного» типа. А лес вдоль дороги напоминет «минное поле»…
В одном месте у дороги щит: «Осторожно! Медведи!» в другом месте — другое: «В этом месте находится санаторий для психически больных». Тут мы всё поняли! Они (психи) тут не только ходят по горам и дорогам, но и ездят на машинах! Психически здоровые люди не будут нестись на обгон на закрытых поворотах, когда с одной стороны — стена, с другой — пропасть! Мы прижали уши, и, стараясь сойти за своих, поехали дальше. На последнем перевальчике постояли часа три в пробке — сказали, впереди авария, ждут эвакуатор.
Все вместе дождались и… съехали с Урала!
Впереди Уфа. Даёшь хорошие дороги! Поехали быстрее, «жить стало лучше, жить стало веселее!». Трасса за Уфой просто класс! На 5 с плюсом. Но закончился Башкоркостан и закончилась хорошая дорога! Началась стиральная доска и колеи от фур в асфальте дорог. Трасса М-5, как мы в тебе разочаровались! Впрочем, мы решили так — М-5 это памятник тому человеку, кто придумал ямочный ремонт! Вот бы найти того гада!
Миновали в ночи Самару, Жигули, Тольятти. К четырем утра минуем Сызрань, пора спать — по дороге видим мотель — «Итиль».
Спрашиваем места — только что освободился номер — хватаем шмотки и быстрее в номер. Номер класс!
Скорее в душ… из душа падаем в кровать и засыпаем, не долетая до подушки! Спим, насколько совесть позволяет! …До 11:00. Подъём, душ, завтрак и по газам! Впереди ещё примерно 1,5 тыс. км. Я весь в сомнениях, тут тебе и Онегин: « Что день грядущий мне готовит?», и «Гамлет»: «Гнать или не гнать? Спать или не спать?». В конце концов, бросаю жене крылатую фразу Козлевича: «И ээх! Прокачу!»… и покатили! Направление — Воронеж. Не доезжая Воронежа меняем направление — на Ростов и становимся на трассу М-4. Совсем другое дело — наконец-то чувствуется забота о людях. Трасса блеск — там, где достроена, а где не достроена — извините, там, естественно, строится и движение там, естественно, опять же, двухполосное. Эта трасса — стройка века — видно, что к олимпиаде хотят сделать «конфетку». Техники понагнали — немеряно!
Строят капитально, с размахом! Развязки, АЗС на каждом шагу! Вот бы по всей России такие дороги! Но это я размечтался! Забыл про наших избранников и чинуш — «…они ж ночами не спят, всё думают о народе!».
Стемнело по-южному быстро. Кругом огни и несущиеся в ночи авто. Наша крейсерская скорость — 120. Мы обгоняем, нас обгоняют, слава Богу, что это не совпадает! Раза три делаем короткие остановки — я минут по 15-20 отсыпаюсь, как Штирлиц. Дорога напоминает американские горки — вверх-вниз, вверх-вниз… Напряжение максимальное. Руки и спина затекают. Чувствую усталость, сворачиваю на обочину на посту ДПС. Здесь останавливают почти всех подряд и спрашивают одно и то же: «Как себя чувствуете?». Вопрос не риторический — пассажиры выходят и начинают беспричинно хохотать — сдают нервы…
Упорно движемся вперёд. Наконец, указатель — «Миллерово». Игнорируем его и едем дальше. Следующий указатель — «МИЛЛЕРОВО» — именно так — большими буквами. Сворачиваем, едем по дороге и… пропускаем незаметный поворот к АЗС, а зря, немного поплутали, вернулись, заправились на этой АЗС и двинулись к таможне. До таможни 45 км. По пути к таможне несколько раз пересекли русско-украинскую границу, но как же без этого!
Настало утро. Подъехали к русской таможне в 8:00 (время новосибирское). Купили страховку (995 руб.). Заехали на таможенный пост. Неожиданные вопросы: «Куда едете? Что везёте?». Уже сонный, я отвечаю: «Едем к тёще, везу жену!» Ещё вопрос: «Водка есть? — Есть, — говорю, — а что? — Найдут, не отдавайте! — Хорошо, будьте спокойны — не отдадим! Пущай давятся своей горилкой!».
Вот и весь досмотр, затратили меньше получаса. Едем дальше к украинскому КПП. Навигатор больше ничего не видит — в его памяти нет Украины! На украинском КПП те же вопросы и те же ответы — куда (?) и что (?)… Про водку ни слова, в машину даже не заглянули — но у жены после ночных гонок сдали нервы. Началась неадекватная реакция: Разворачивай машину — едем домой! Украинские дивчины-погранцы мне документы в руки: забирайте свою жинку и езжайте дальше ради Бога, только побыстрей! Опять в машину и вперёд. Навстречу — украинские гаишники — опоздали (!) — мы вырвались на оперативный простор!
Луганск. Остановился спросить у водителя легковой, как выехать на Донецк? Водитель оказался подполковником украинской ДПС, очень любезно всё рассказал и пожелал счастливого пути. Выехали на трассу — Дыбальцово, на Донецк (Славянск, Николаевку).
Эти последние 300 км по Украине шёл уже почти на автопилоте. Доехали 02.08.2011.в 17:00 и всё…, я упал и проснулся только в 10 вечера, и то на час — встреча с родственниками, а потом снова — глубокий сон до утра. Отдыхали у родственников до 11 августа. Съездили в Святогорскую лавру. Очень интересно — есть что посмотреть.
На обратном пути остановил местный гаишник — очень уж его заинтересовали наши номера.
— Ага, говорит, рад вас всех видеть! Нарушаем! Едете по левой полосе, при свободной правой! И собрали за собой целую колонну! Ай, яй, яй! Как не хорошо!
— Да?! — спрашиваю его, — И где же эта колонна?
Вы думаете он смутился? Как бы ни так!!! Была, говорит, сам видел, и мои свидетели это могут подтвердить. А вот за 500 гривен я вас, так и быть, прощу и отпущу! Но тут, на его беду, из нашей машины вышел мой свояк и они узнали друг друга — оба из Николаевки, где все друг друга знают. А со своих брать там не принято! Не повезло гаишнику…
Съездили мы и на Голубые озёра — то же интересно, курортное место, покупались, позагорали.
Но всё хорошее когда-нибудь кончается. Пора в обратную дорогу.
11 августа в 10 утра (время новосибирское) или в 6:00 местного — выезд. Дорогу выбрали по тому же маршруту. На таможне «Миллерово» толпа, простояли четыре часа при +33 градусной жаре — спас кондиционер.
Дальше знакомая трасса почти до Воронежа и дальше сворачиваем на Саратов, ну, туда, где «парней так много холостых…»! И где-то там находим мотель с вертолётом и свободным номером.
Номер — «шедевр минимализма» — номер 2м на 3м, включая санузел с душем!!!
Перед Сызранью очередное «великое стояние» — ремонт дороги!
На плотине Волжской ГЭС опять… ДТП…, хорошо стоим…
После Сызрани на какой-то левой заправке заправились 93 бензином. Гадость отменная! Завоняло так, что пришлось открыть все окна и ехать так километров 50, пока не стало терпимо. Обедали в попутных кафешках…
Сразу за Уфой переночевали в каком-то мотеле барачного типа с простым названием «Гостиница М-51». Условия спартанские — «минус две звезды». Проснулись рано, в 5 утра. Выходим из «гостиницы», на пороге сидит чёрная кошка — плохая примета! Подходим ближе — слава Богу, это не кошка, а здоровенная чёрная крыса! Обнаглевшая и ожиревшая до крайности! Шугнули её и пошли к машине.
Садимся в машину и выруливаем со стоянки. Когда заезжал к мотелю, обратил внимание — дорога разделена двойной полосой — напротив мотеля двойная меняется на сплошную с прерывистой с одной и с другой стороны. Дорога выпуклая, когда едешь вдоль — разметку видно хорошо, но когда из ямы поднимаешься на дорогу, её не видно совсем, пока не поднимешься и не пересечёшь её.
Светало…Кругом тишина и ни души… Я выезжаю на дорогу и вижу, что не вписываюсь в пунктир метра на 1,5. Спокойно еду дальше… « И тут я снова выпадаю из окна!». В кустах напротив этого выезда радостно вспыхивают проблесковые маячки, выплывает машинка ПДС всем знакомой раскраски, и « тихий голос с хрипотцой» предлагает остановиться. Что мы и делаем. Начинается «кино»… Мне показывают на камеры внутри машины и запись того, как я «грубо» нарушил ПДД, напоминают, что это — лишение прав. Потом старший лейтенант отводит меня в сторонку и шёпотом начинает торг, его цена — 5 тыс. руб., даю 2, в глазах гаишника читаю разочарование во мне…, сходимся на трех. Деньги мне предлагают положить на переднее сиденье. Понимаю — «У чекиста должны быть чистые руки…».
Возвращаемся к машине, мой инспектор начинает монолог перед камерой наблюдения за салоном: «Водитель попался хороший, понимающий, осознал вину и глубину! Мы его отпустим, хотя строго предупредим!». Мне торжественно вручаются мои документы, и мы катимся дальше. К случившемуся мы с женой отнеслись философски — настроение не пострадало — отправляясь в путешествие по нашим дорогам, и морально и финансово нужно быть готовым к таким вот встречам ... «…а куды ты денисся?!!!».
Доехали до Омска, Омск проходим уже в полной темноте. Навигатор ведёт нас какими-то партизанскими тропами, всё время звучит женский голос: «Вы сошли с маршрута!» Мы её — этот голос из навигатора — прозвали « наша Дунька». Пару раз она нас куда-то заводила и, вообще, бросала! В общем, поиздевалась «наша Дунька» над нами порядочно, пока мы не выехали из Омска. Остановились на последнюю ночёвку в очередном мотеле класса «ползвезды». Сколько выдержали — поспали и в дорогу!
Ещё раз, уже «под занавес», в Новосибирской области, попался за превышение скорости на дистанционной камере («… это до чего же наука дошла!»). Хотя шли «в связке» втроём ( я последним), остановили, почему то, только меня. Выписали 300 руб. Всё по справедливости! Красота! Тут же патрулю по рации команда — «Срочно выехать на перекрёсток — там на нём танцует какой-то пьяный!». Дорогой ты мой весёлый танцор! Что же тебе помешало чуть пораньше в пляс пуститься?!
Дорога домой, как и положено, показалась короче, хотя по спидометру: туда 3 800, обратно 3 950 (???). Про расход бензина — это всё зависит от манеры езды, загрузки авто, состояния дороги и её загруженности, ОТ ПРОБОК (!), выбранной скорости, дополнительного оборудования — фары, холодильник, кондиционер — за всё надо платить. Каждый свой расход знает сам и тут вопросов нет.
В Новосибирск въехали по Северному объезду через новый мост — опять «пахнуло Европой» — дорога класс! Домой прибыли 14 августа, в 13:30. Вот и сказочке конец! Всё хорошо, что хорошо кончается, но больше — никаких авантюр! Одним словом — «Летайте самолётами Аэрофлота!», «Езжайте поездами РЖД!», «Плавайте пароходами!», но не садитесь за руль на дальние расстояния, а ещё лучше — сидите дома — дома так хорошо! По крайней мере, мне так теперь кажется! «Зачем нам Багамы? Нас и тут хорошо кормят!».
С уважением, ваш В.И.